Мольер. Этапы творчества, значение и эстетические взгляды Мольера

Настоящее имя - Жан Батис Поклен (1622-1673гг.). Величайший комедиограф в мировой литературе. Достоверных сведений о Мольере сохранилось мало. До наших дней не дошло ни одной рукописи драматурга. Родился в Париже. Точная дата не известна - то ли 13, то ли 16 января 1622г. в семье королевского обойщика и гравировщика, который затем стал камердинером короля. Отец Мольера был зажиточным человеком, коммерсантом по своей натуре. Мать Мольера была женщиной скромной, очень тихой, нежной. Умерла, когда мальчику исполнилось 10 лет. В дом вошла мачеха, которая особо воспитанием пасынка не занималась. Дед со стороны матери Луи Крессе вмешался - он потребовал, чтобы мальчика отправили учиться в Клермонский колледж . За очень короткий срок Мольер становится лучшим учеником. Дед водил своего внука в театр - Бургундский отель. Именно дед познакомил Мольера с миром театра, водил его на ярмарки. Отец планировал передать своему старшему сыну и должность почетную, и свой “бизнес”. Но с сыном спорить не стал, когда тот выбрал театральную жизнь - выделил денег и отпустил

Мольер, благодаря этому малому капиталу, создает свой театр - Блистательный театр.

Вместе со своими друзьями пытается покорить Париж. Сам, сначала, выступает в роли трагического актера. Считал, что в трагедиях сможет проявить свой актерский талант. Но он от природы немного заикался и таланта трагического не имел - это делало его каким-то жалким на сцене. Для осознания этого, ему понадобилось время. А пока, исполняет очень слабые трагические роли. Зал пустой. Касса пустая. За долги попадает в долговую тюрьму. На помощь приходит отец - расплачивается со всеми долгами сына. Мольер извлекает очень важный урок. Мольер был по своей натуре очень целеустремлённым человеком, умел преодолевать трудности. Это мужество его выручало много раз. Решает идти более сложным путем - покорить сначала провинцию. Этот период его творчества был достаточно длительным и достаточно сложным в материальном и бытовом отношениях. 13 лет его труппа ездит по городам Франции. Это была настоящая школа жизни. Мольер не только учился выживать в трудных ситуациях, но он расширил кругозор. Увидел, как живут люди разных сословий, наблюдал за жизнью людей, прислушивался к народной речи. И так, по крупице, он собирал жизненный материал, который впоследствии станет основой его творчества.

В его театре ставили и комедии, и трагедии. Мольер, как руководитель труппы, заботился, чтобы в кассе театра была прибыль, поэтому следил за реакцией публики на выступлениях. Начинает переделывать существующие пьесы. Это был первый шаг к самостоятельному творчеству. В этот период пишет и готовит к постановке свою комедию “Сумасброд” . Представление этой пьесы происходило в городе Леон и имело очень большой успех. Публика стала осаждать кассу театра. Слух о Мольере дошел до Парижа и до самого короля, который очень любил театральные представления. Людовик XIV приглашает Мольера выступить в Версаль. Мольер согласился, но он еще не до конца осознает, что комедии лучше трагедий и показывает королю трагедию “Никомед" . Видит, что публика заскучала - прекращает выступление и тут же, перестроившись, показывает фарс “Влюбленный доктор” .

Начинается парижский период творческой биографии Мольера. За 14 лет написал более 30 пьес. Его дарование развернулось здесь во всем блеске. Этот успех и благосклонность короля вызывали зависть у придворных. У Мольера появилось немало недоброжелателей. Многие придворные узнавали самих себя в пьесах, пытались ему отомстить. Против драматурга восстала церковь. Требовали его казнить, четвертовать. Но Мольер очень стойко держался, сражался за каждую свою пьесу, но в конце концов он просто устал - от суете, атмосферы травли со стороны завистников. Поэтому он покупает дом, чтобы там спокойно жить и творить. Время от времени пишет новые пьесы, выступает. Умер Мольер на сцене. Он играл в своей же собственной пьесе “Мнимый больной” . Почувствовал себя плохо во время выступления. Едва доиграл спектакль и скоропостижно умер в театре. Некоторые считают, что он был отравлен. Дальше началось невообразимое - церковь запретила хранить драматурга в освященной земле. Королю говорили, что, дескать, занимался он всю жизнь небогоугодным делом и умер без причастия, хоронить его надо как самоубийц. Тайно, ночью, по велению короля драматурга похоронили на пятом футе в земле без каких-либо почестей.

Эстетические взгляды Мольера. Он сформулировал их в произведениях “Критика на школу жён” и “Версальский экспромт” . По мнению Мольера, комедия не только равноправный с трагедией жанр, но даже выше ее, т.к. “способствует искоренению пороков”. Мольер считал театр трибуной для выражения идей и школой для общества. “Театр обладает великой исправительной силой”, - утверждал он. Комедия должна быть зеркалом общества и отражать, в первую очередь, его недостатки. Основной критерий художественности, по мнению Мольера - правда жизни. Комедия должна отражать наиболее закономерные явления действительности и создавать обобщенные характеры, т.е. рисовать не портреты, а нравы (герой должен быть не индивидуальностью, а должен выражать одну черту личности). В отличие от трагедии, изображающей героев, комедия должна изображать людей и, тем самым, максимально приближаться к зрителю.

Источники “ мольеровского” театра.

  1. Французский фарс (фарс - вставные, смешные сценки) - иначе французский фарс называют “комедией положения”. В основе фарса - внешний комизм (побои, шлепки, какие-то неудачные падения, смешные ситуации. Комические признаки поддерживаются внешностью - большой нос, цвет волос). У Мольера все эти приемы тоже используются;
  2. Итальянская комедия масок . Комедия “Дель Арте”. В основе - закрепленные за героями амплуа или маски.
  3. Французская классицистическая трагедия . Из трагедии Мольер заимствует психологизм и проблематику.

Кто всякому друг, того я другом не считаю.

Дураки

Учёность в дураке несноснее всего.

Жена

Коль жёны думают лишь о своих мужьях,
Им вовсе ни к чему рядиться в пух и прах.

Женщины

Женщины больше всего любят, когда на них тратятся.

Жизнь

Дурная жизнь приводит к дурной смерти.

Зависть

Завистники умирают, но зависть - никогда.

Знания

Как приятно знать, что ты что-то узнал!

Клевета

На свете нет лекарств против клеветы.
Нам надо честно жить и презирать злословье,
А сплетники пускай болтают на здоровье.

Бессильна с клеветой бороться добродетель.

Лесть

Подражай людям в их склонностях, следуй их правилам, потворствуй их слабостям, восторгайся каждым их поступком - и делай из них что хочешь; это самый лучший путь, можно смело играть в открытую. Пересаливать не бойся, тут и самый умный человек поймается, как последний дурак, явный вздор, явную нелепость проглотит и не поморщится, если только это кушанье приправлено лестью. Нельзя сказать, чтобы это было честно, но к нужным людям необходимо применять. Раз другого средства нет, виноват уже не тот, кто льстит, а тот, кто желает, чтобы ему льстили.

Лицемерие

Лицемерие - модный порок, а все модные пороки сходят за добродетели.

Притворство сплачивает воедино тех, кто связан круговой порукой лицемерия.

Любовь

Мы любим иногда, не ведая о том, а часто бред пустой любовью мы зовём.

Кто всегда уныл, ревнив и мрачен,
Того дебют в любви частенько неудачен.

Самое несносное в любви - это спокойствие. Безоблачное счастье может наскучить, в жизни никак нельзя обойтись без приливов и отливов: с препятствиями и любовь разгорается сильней, и наслаждение ценится больше.

Любовь ревнивца более походит на ненависть.

Кто не знал любви, тот всё равно что не жил.

Зарождающееся влечение таит в себе неизъяснимое очарование, вся прелесть любви - в переменах.

Высшее доказательство любви - это подчинение воле того, кого любишь.

В любви притворство очень похоже на правду.

Медицина

Медицина - одно из величайших заблуждений человечества.

Молодость

Молодые люди дурно себя ведут чаще всего потому, что отцы их плохо воспитывают.

Нравственность

Крепнет нравственность, когда дряхлеет плоть.

Обвинения

Тот, кто хочет обвинять, не вправе торопиться.

Обиды

Коль нанесли тебе сердечную обиду,
Плати забвением - так гордость нам велит;
Не можешь позабыть - тогда хоть сделай вид,
Не унижай себя.

Правда

Правдивость не порок.

Предки

Знатное происхождение без добродетели - ничто. Славе наших предков мы сопричастны лишь в той мере, в какой сами стремимся походить на них. Блеск их деяний, что озаряет и нас, налагает на нас обязанность воздавать им такую же честь, идти по их стопам и не изменять их добродетели, если мы хотим считаться их истинными потомками.

Разум

Благоразумие просвещает, а страсть ослепляет.

Рассудок

Не рассудок управляет любовью.

Кто хоть раз в жизни не терял рассудка?

Удовольствие

Нет ничего более сладостного, чем сломать сопротивление красавицы.

Человек

Что бы ни говорили, есть в человеке что-то необыкновенное - такое, чего никакие учёные не могут объяснить.

Чувства

Когда веленью чувств готовы мы поддаться,
Стыдливость в том всегда мешает нам признаться.
Умейте ж распознать за холодностью слов
Волнение души и сердца нежный зов.

на другие темы

В проступке нет вреда, в огласке только вред.
Смущать соблазном мир - вот грех, и чрезвычайный,
Но не грешно грешить, коль грех окутан тайной.

Грамматика повелевает даже царями.

Когда говорит человек в мантии и шапочке, всякая галиматья становится учёностью, а всякая глупость - разумной речью.

Коль девушку ведут неволей под венец,
Тут добродетели нередко и конец.
Ведь может быть супруг за честь свою спокоен
Лишь при условии, что сам любви достоин.
И если у мужей растёт кой-что на лбу,
Пускай винят себя - не жён и не судьбу.

Красавица всё может себе позволить, красавице всё можно простить.

Кто чересчур насчёт рогов опаслив, тот вовсе не женись - другого средства нет.

Лжеправедники есть, как есть лжехрабрецы.
Бахвальством не грешат отважные бойцы,
А праведники те, что подают пример нам,
Не занимаются кривляньем лицемерным.

На фимиам не проживёшь. Одних похвал человеку недостаточно, ему давай чего-нибудь посущественнее; лучший способ поощрения - это апожить вам что-нибудь в руку.

От речей дело вперёд не двигается. Надо действовать, а не говорить, дела решают спор лучше, чем слова.

Сильный удар наносится порокам, когда они выставляются на всеобщее посмеяние. Порицание легко переносят, но насмешку далеко не так. Никто не хочет быть смешным.

Терять поклонников кокеткам тяжело,
И чтобы вновь привлечь внимание, с годами
Они становятся завзятыми ханжами.
Их страсть - судить людей. И как суров их суд!
Нет, милосердия они не признают.
На совести чужой выискивают пятна,
Но не из добрых чувств - из зависти, понятно.
Злит этих праведниц: зачем доступны нам
Те радости, что им уже не по зубам?

«Я должен смешить людей, исправляя их», — часто повторял Жан-Батист Поклен, более известный как Мольер. Автор «Тартюфа» и «Дон Жуана» покинул наш бренный мир в пятницу, 17 февраля 1673 года, спустя месяц после своего 51-го дня рождения.

Анна Зарубина вспоминает великого французского комедиографа подборкой цитат из его бессмертных произведений.

«Высшее доказательство любви — это подчинение воле того, кого любишь»

«Зарождающееся влечение таит в себе неизъяснимое очарование, вся прелесть любви — в переменах»

«Добродетель — это первый признак благородства, именам я придаю куда меньше значения, чем поступкам»

«Кто всякому друг, того я другом не считаю»

«Лицемерие — модный порок, а все модные пороки сходят за добродетели»

Жан-Батист Мольер, портрет работы Шарля Антуана Куапеля

«Коль жены думают лишь о своих мужьях;

Им вовсе ни к чему рядиться в пух и прах»

«Женщины больше всего любят, когда на них тратятся»

«Нет ничего более сладостного, чем сломить сопротивление красавицы»

«Кто всегда уныл, ревнив и мрачен,

Того дебют в любви частенько неудачен»

«Крепнет нравственность, когда дряхлеет плоть»


Мольер в роли Цезаря в пьесе Пьера Корнеля «Смерть Помпея». Никола Миньяр, 1658 год

«Многие люди умирают не от своих болезней, а от лекарств»

«Что бы ни говорили, есть в человеке что-то необыкновенное — такое, чего никакие ученые не могут объяснить»

«Подражай людям в их склонностях, следуй их правилам, потворствуй их слабостям, восторгайся каждым их поступком — и делай из них что хочешь; это самый лучший путь, можно смело играть в открытую… Пересаливать не бойся, тут и самый умный человек поймается, как последний дурак, явный вздор, явную нелепость проглотит и не поморщится, если только это кушанье приправлено лестью. Нельзя сказать, чтобы это было честно, но к нужным людям необходимо применяться. Раз другого средства нет, виноват уже не тот, кто льстит, а тот, кто желает, чтобы ему льстили»

«Слова нынче дешевы»

«Коль нанесли тебе сердечную обиду,

Плати забвением — так гордость нам велит;

Не можешь позабыть — тогда хоть сделай вид,

Не унижай себя»



Бюст Мольера работы Жан-Жака Кафери, 1785 год

«Молодые люди дурно себя ведут чаще всего потому, что отцы их плохо воспитывают»

«От речей дело вперед не двигается. Надо действовать, а не говорить, дела решают спор лучше, чем слова»

«Кто время выиграл — все выиграл в итоге»

«Кто добродетелен, тех травят бессердечно;

Завистники умрут, но зависть будет вечно»

«В душе померк бы день и тень настала б вновь,

Когда бы из нее изгнали бы любовь.

Лишь тот блаженство знал, кто страстью сердце нежил,

А кто не знал любви, тот все равно что не жил…»

* Верн Ж. * Гарсиа Лорка Ф. * Гашек Я. * Гейне Г. * Гете И. * Голсуорси Д. * Джером К. Джером * Дрюон М. * Дюма А. * Зальтен Ф. * Карнеги Д. * Кастанеда К. * Киплинг Р. * Лондон Д. * Милн А. * Митчелл М. * Мольер * Мопассан Г. - новый автор * Моэм С. * Муркок М. * Оруэлл Д. * Петрарка Ф. * Пьюзо М. * Риплей А. * Роден О. * Ростан Э. - новый автор * Сент-Экзюпери А. * Твен М. * Уэллс Г. * Форд Г. * Хемингуэй Э. * Цвейг С. * Черчилль У. * Шекспир В. * Шиллер Ф. * Шоу Б. * Эразм Роттердамский * Якокка Л.

Мольер (Moliere)
(наст. имя и фамилия - Жан-Батист Поклен, Poquelin, псевдоним - Поклена) (1622 - 1673)

Цитаты - лист 1 () ()

Цитаты из комедии Мольера "Тартюф, или Обманщик", 1664
Перевод с французского: М. Донской

Да, в большинстве своем мы, люди, чудаки
И действуем своей природе вопреки.
Зачем мы разуму дать не желаем веры?
И почему нигде, ни в чем у нас нет меры?
Порой наш замысел прекрасен и велик,
Но начинаем мы рубить сплеча и вмиг
Переусердствуем и добрую основу
Испортим, извратим. - (Клеант)

Не стыдно ли, когда святоши площадные,
Бездушные лжецы, продажные витии,
В одежды святости кощунственно рядясь,
Все, что нам дорого, все втаптывают в грязь;
Когда стяжатели в соперничестве яром
Торгуют совестью, как мелочным товаром,
И, закатив глаза, принявши постный вид,
Смекают, кто и чем за то их наградит;
Когда они спешат стезею благочестья
Туда, где видятся им деньги и поместья;
Когда, крича о том, что жить грешно в миру,
Они стараются пробиться ко двору;
Когда клеветники без совести, без чести,
Личиной благостной скрывая жажду мести,
Дабы верней сгубить того, кто им не мил,
Вопят, что он бунтарь противу высших сил?
И оттого для нас они опасней вдвое,
Что приспособили меч веры для разбоя,
С молитвою вершат преступные дела,
И стало в их руках добро орудьем зла.
Таких притворщиков немало в наше время. - (Клеант)

Коль девушку ведут неволей под венец,
Тут добродетели нередко и конец.
Ведь может быть супруг за честь свою спокоен
Лишь при условии, что сам любви достоин.
И если у мужей растет кой-что на лбу,
Пускай винят себя - не жен и не судьбу.
Уж ежели тебе жених попался скверный,
То, как ты ни крепись, женой не будешь верной. - (Дорина)

Худо, ежели противен тестю зять,
Но если муж жене противен - вдвое хуже. - (Дорина)

Все вам подобные - а их, к несчастью, много -
Поют на этот лад. Вы слепы, и у вас
Одно желание: чтоб все лишились глаз.
И потому вам страх внушает каждый зрячий,
Который думает и чувствует иначе. - (Клеант Оргону)

Круг совести, когда становится он тесным,
Расширить можем мы: ведь для грехов любых
Есть оправдание в намереньях благих. - (Тартюф)

Завистники умрут, но зависть - никогда. - (Г-жа Пернель)

Коль в жизни встретился вам лицемерный плут,
При чем, скажите мне, все праведники тут?
Пусть вы на удочку попались шарлатану,
Пусть благочестие служило здесь обману,
Но это значит ли, что мерзок целый свет,
Что вовсе уж людей благочестивых нет? - (Клеант)

Кто время выиграл - все выиграл в итоге. - (Дорина)

У нас таких особ немалое число:
Терять поклонников кокеткам тяжело,
И чтобы вновь привлечь внимание, с годами
Они становятся завзятыми ханжами.
Их страсть - судить людей. И как суров их суд!
Нет, милосердия они не признают.
На совести чужой выискивают пятна,
Но не из добрых чувств - из зависти, понятно.
Злит этих праведниц: зачем доступны нам
Те радости, что им уже не по зубам? - (Дорина)

Кто любит - должен тот быть твердым, как скала. - (Дорина)

Коль нанесли тебе сердечную обиду,
Плати забвением - так гордость нам велит,
Не можешь позабыть - тогда хоть сделай вид,
Не унижай себя. Нет, не могу постичь я,
Как можно нежностью платить за безразличье. - (Валер)

УРОК № 8

Тема. Мольер (Жан Батист Поклен) (1622 - 1673) - комедиограф, актер, театральный деятель. Ведущие темы и художественные особенности комедий Мольера.

Цель: ознакомить учеников с жизненным и творческим путем Мольера; сформировать у учащихся понятие о комедии как жанр драматургии; углубить знания учащихся о классицизм; развивать вдумчивое отношение к учебному материалу, навыки монологического речи; воспитывать интерес к литературе.

Оборудование: портрет Же. Б. Мольера; выставка книг с произведениями Мольера.

Тип урока: усвоение новых знаний и формирование на их основе умений и навыков.

Звезда, которая никогда не погаснет...

Н. Буало

Для его памяти ничего не нужно, но для нашей нужен он...

Надпись на памятнике Же. Б. Мольеру в зале заседаний Французской академии

ХОД УРОКА

I. Актуализация опорных знаний

Экспресс - опрос

1. Назовите самых известных политических деятелей Франции XVII в.

2. Что означает термин «классицизм»?

3. Почему возник классицизм?

4. Что классицизм унаследовал от античности?

5. Какое искусство в эпоху классицизма считалось образцом совершенства?

6. На каких персонажей делились герои в произведениях эпохи классицизма?

7. Что вы знаете про правило трех единств?

8. Кого считают главным теоретиком эпохи классицизма?

9. Какие жанры получили развитие в эпоху классицизма?

III. Мотивация учебной деятельности

Учитель. Уже несколько веков зрителей волнуют образы, созданные выдающимися драматургами эпохи классицизма. В трагедиях «Сид» П. Корнеля, «Британик», «Федра» Ж. Расина изображен конфликт между человеческим достоинством, высоким моральным долгом и страстями. Художественное совершенство комедий Ж. Б. Мольера привлекла внимание современников к проблеме народной жизни. Не случайно Мольера считают основателем жанра «высокой комедии». Благодаря тому, что Мольер применил художественные достижения класицистів, создавая характеры, его комедии засияли яркими персонажами: мещанин во дворянстве, Тартюф, Мизантроп.

Кто такой Мольер? Какой была его жизнь? Почему Никола Буало назвал его «звездой, которая никогда не погаснет»? Об этом мы узнаем на сегодняшнем уроке. (Ученики записывают тему и эпиграф урока в тетради.)

III. Работа над темой урока

1. Вступительное слово учителя

Однажды французский король Луи XIV (Людовик XIV) спросил у одного придворного, кто из писателей прославит время его правления в своем творчестве, и был очень удивлен, услышав: «Мольер!» Взгляните, пожалуйста, на портрет Мольера. Один из его современников когда-то сказал: «Роста он был скорее высокого, чем низкого, имел благородную осанку, поступь красивый. Он ходил медленно и имел очень серьезный вид. У него был толстый нос, большой рот, мясистые губы, смуглый цвет лица, черные и густые брови». И он ничего не сказал о глазах драматурга, большие, темно-карие, удивительно красивые глаза, в которых светятся ум и честность. Честность - величайший двигатель в искусстве, которое требует от художника изображения правды жизни, вдохновляет на борьбу со злом, защищает мастера слова от заключения компромиссов с собственной совестью.

2. Жизненный и творческий путь Мольера. Сообщения учащихся по упреждающим задачей

«Усиленная лекция»

Методический комментарий

Ученики сначала заполняют левую колонку таблицы, затем слушают текст о жизни и творчестве Ж. Б. Мольера. Прослушав текст, учащиеся заполняют правую колонку таблицы (для этого відво-ся 5-7 минут), после чего учащиеся по желанию зачитывают свои записи. Большой по объему текст учитель разбивает на несколько частей. После прочтения каждой из них ученики работают над заполнением правой колонки таблицы.

Ориентировочное содержание сообщения

Мольер (Жан Батист Поклен) - великий французский драматург, театральный деятель, родился в Париже 15 января 1622 года в буржуаВНОй семье и должен был унаследовать профессию своего отца, придворного обойщика, или стать юристом, но он решил, что его призвание - актерство. По свидетельствам Гримаре, первого биографа Мольера, дед частенько водил внука к Бургундского отеля на спектакли, в которых блестяще играл Бельроз, и очарован Жан Батист мечтал быть похожим на кумира парижан. Но эта профессия считалась одной из самых никчемных. Актеры были прокляты церковью, не разрешалось хоронить их на кладбище, если незадолго до смерти они не облишали своего занятия. Когда Мольер стал прославленным писателем своего времени, Французская академия предложила ему стать академиком, но при условии, что он покинет театраль-ную деятельность. Мольер остался актером и руководителем своего театра, поэтому двери Академии для него навсегда закрылись.

Испытав свои актерские силы в школьных спектаклях и постановках, он вступил в труппу «Блистательного театра» (1644), но этот театр не имел успеха: все актеры были любителями, а не профессионалами. В конце концов «Блестящий» прогорел, а Поклен, который был от-повідальним за финансирование театра, даже сидел в долговой яме. Актеры решили оставить Париж и поискать счастья в провинции. Они промандрували двенадцать лет (1646-1658). Сначала играли только трагедии, поскольку классицисты считали комедию низким жанром, поскольку действительность в комедиях отображалась очень поверхностно и вульгарно, широко использовались грубые шутки, непристойные ситуации. Аристократический зритель с презрением относился к комедии, и парижская театральная труппа, если она жаждала славы и денег, могла рассчитывать на успех, лишь снискав благосклонность аристократов.

Классицизм с его презрительным отношением к комедиям сдерживал развитие этого жанра. Мольер - также класицист по способу изображения действительности, но гениальный драматург - свободно вел себя с правилами и нормами, считая, что люди должны быть представлены в комедиях такими, какими они есть на самом деле, чтобы действующие лица воплощали современное им общество; а если правила классицизма не способствуют этому, на них не следует обращать внимание.

Работая в провинции, Мольер начинает осваивать принципы и приемы комедийных жанров, пишет пьесы для своей труппы. У труппы появился свой репертуар и свой зритель. Актеры достигли вершин комедийного мастерства, и Мольер вместе с ними шлифовал свой талант. Он сыпал шутками, импровизировал: то, что он слегка заикался, создавало комический эффект, лицо ни с массивным носом, большим ртом и густыми бровями сверкали весельем. Через несколько лет Мольер возглавил театральное общество. Слава об успехах провинциальной комедийной труппы достигла Парижа. Мольер не только самоотверженно лицедіяв на сцене, он создал новые принципы сценической игры.

1658 года труппа Мольера вернулась в столицу и сыграла перед Людовиком XIV и его двором трагедию Корнеля «Никомед». Снова трагедия - опять неудача. Но Мольер, желая исправить гнетущее впечатление, сразу же показал свою комедию «Влюбленный доктор» на манер итальянских комедий масок. Успех был огромный. Король оставил труппу в Париже, отдал ей театр Пти-Бурбон, назначил Мольеру ежегодный пенсион. Первой пьесой для постановки в новом театре стала одноактная комедия «Смешные манірниці» (1659). В ней высмеиваются провинциалки, которые увлекаются преціоВНОю культурой, мечтают о аристократическое жизнь, отказав своим буржуазным женихом. Комедия имела огромный успех, но аристократки обиделись на Мольера за то, что он высмеял их. Мольер действительно жестко высмеял намерения аристократов отмежеваться от народа, создав условную культуру, причудливое речи и манеры. Враги отомстили драматургу. Труппу выселили из Пти-Бурбона, а здание театра разрушили так быстро, что с него не успели вынести декорации и костюмы. Актеры оказались на улице, но не оставляли Мольера, хотя их приглашали в других театров. Король выделил труппе новое помещение - зал в дворце Пале-Рояль. Там Мольер будет работать до конца своей жизни. Король занимался молье ро вским театром: был первым зрителем половины из двадцати восьми спектаклей, а много комедий были написаны и сыграны по велению короля.

За то, что постановки трагедий не приносили успеха труппе, Мольер решает переместить моральную проблематику из трагедии с ее условными античными персонажами в комедии, как изображает современную жизнь простых людей. Впервые эта идея была воплощена в комедиях «Школа мужей» (1661) и «Школа жен» (1662), в которых драматург поставил проблему воспитания. Прославляя гуманное воспитание, право человека на брак по любви, Мольер выступил против официальной морали своего времени. Феодальное общество, церковники, богатые буржуа не простили Мольеру нарушение моральных норм. Однако, несмотря на злопыхательство врагов, комедия имела большой успех.

Своей задачей Мольер считал безжалостное разоблачение пороков - эгоизма, честолюбия, ханжества и стяжательства, что порождались обществом, основанным на дворянских привилегиях и собственнических инстинктах. В 1664 - 1670 годы приходится наивысший расцвет творчества великого драматурга. Именно в это время он создает свои лучшие комедии: «Школа мужей», «Тартюф», «Донжуан», «Мизантроп», «Скупой», «Мещанин - шляхтич». Лучшая комедия Мольера «Тартюф» имела трудную судьбу. Ее постановка впервые состоялась 1664 году во время грандиоВНОго праздника, устроенного королем в честь жены и матери. Мольер написал сатирическую пьесу, в который обличал «Общество святых даров» -- таинственную религиозную учреждение, пыталась подчинить себе все сферы жизни в стране. Королю комедия понравилась, потому что он опасался усиления власти церковников. Но королева - мать Анна Австрийская была глубоко возмущена, она занималась этим обществом. Церковники требовали, чтобы автора сожгли на костре за неуважение к церкви. Комедию было запрещено, но Мольер продолжал работать над ней. Художественная форма третьего варианта была совершенной - ее напечатали, ее читают и ставят уже более трехсот лет.

Мольер умер 17 февраля 1673 года в своем театре сразу же после окончания последнего акта комедии «Мнимый больной», где он исполнял главную роль. Он играл в спектакле, когда был уже очень болен. Жена просила отложить спектакль, но Мольер ответил, что более 50 человек получают деньги за участие в спектаклях и их нельзя оставлять без заработка. Он смог доиграть спектакль до конца, последними усилиями воли замаскировать судороги боли раскатистым смехом. Но самостоятельно выйти из театра уже не смог. Его на руках перенесли в ближайшую квартиру, где через несколько часов он умер.

Лишь после долгих хлопот его вдовы и личного указания короля Людовика XIV тело Мольера было похоронено по христианскому обряду, несмотря на возражения церкви, поскольку актера не успели соборовать. Мольера похоронили ночью на кладбище Сен-Жозеф. Прах драматурга покоится на кладбище, в саркофаге, поставленном на четырех колоннах за несколько шагов от могилы Лафонтена, который пережил его на двадцать лет.

Мольеро вскую труппу указом короля было слито с труппой Бургундского отеля, в результате этого объединения появился театр «Комеди Франсез» - «дом Мольера», как его и поныне называют французы.

Вопрос к классу

Что вам больше всего запомнилось из услышанного сегодня о жизни Мольера?

Ведущие темы и художественные особенности комедий Мольера

Молодой Мольер начинал с написания фарсов, затем перешел к созданию комедии интриги, или комедии ситуаций (ошибок), которая постепенно превращалась в комедию характеров и обычаев - высокую комедию. Высокие комедии появились на сцене из-под пера Мольера фактически в течение последнего десятилетия его жизни. Мольер открыл, что нередко людям мешают адекватно воспринимать действительность бурное воображение, восхищения и страсти, которые ослепляют их.

Такие люди кажутся смешными, потому что они зависят от своей мании и не способны руководствоваться здравым смыслом. В каждой пьесе Мольер выводит такого персонажа (протагониста), засліпленого комичной манией. Ему он противопоставляет другого героя (антагониста), холодного и рассудительного интригана, который успевает воспользоваться самозасліпленням протагониста и иметь с этого выгоду. Но в конце комедии пелена спадает с глаз протагониста, и он начинает осознавать реальность событий. Антагониста разоблачена, и он с позором уходит. Мольер показал, что здравый смысл, не согретый сердечностью, превращается в холодный, эгоистичный расчет и делает человека аморальным. Мольер выступает за гармонию сердца и разума.

Среди комических персонажей Мольера часто встречаются врачи. Они создают вокруг своей профессии ореол таинственности и морочат больных, наживаясь на их страхах и доверчивости. Существовало и много других способов зарабатывать деньги, например преподавать грамматику, философию. Мольер высмеивал необразованных, но предприимчивых и корыстных врачей и учителей.

IV. Рефлексия

1. Беседа

Каких персонажей охотнее изображал Мольер в своих комедиях?

Сформулируйте основную комическую коллизию в пьесах Мольера.

Какие события жизни Мольера имеют особое значение для понимания его творчества?

2. Составление грозди на тему «Мольер»

V. Домашнее задание

Проработать конспект; из словаря литературоведческих терминов выписать определения терминов «комедия», «комедия масок»; прочитать комедию Мольера «Мещанин - шляхтич».