Кали-юга: что это такое? Когда закончится Кали-юга? Очарованная душа.

Кали-юга или железный век длится 432000 лет. Это наиболее порочная из всех эпох. На данный момент с начала Кали-юги прошло около пяти тысяч лет. История мира циклична и идет по кругу. Как лето сменяет зиму, а день сменяет ночь, так и вселенная меняет свои очертания. С каждой эпохой дхармы (духовного долга человека) становится все меньше и количество лет каждой юги уменьшается.

Само слово Кали произошло от имени демона разрушения, и оно предвещает раздор, невежество, борьбу и скорбь.

Время кали юги

Крита-Юга (Сатья-Юга) или "золотой век". Эпоха сострадания и духовного роста. Длится 1 728 000 лет.

Трета-Юга или "серебряный век". Появляются первые мирские желания первенства. Длится 1 296 000 лет.

Двапара-Юга или "бронзовый век". К страсти подключается невежество. Появляются первые болезни, первые природные аномалии (катаклизмы). Длится 864 000 лет.

Кали-Юга или "железный век". Полный духовный упадок, полное отсутствие сострадания. Длится 432 тыс. лет.

Согласно ведическому трактату по астрономии джйотишу-шастрам, восемнадцатого февраля 3100 второго года до рождества христова на небе произошел редкий парад планет, ознаменовавший начало Кали-юги.

Незадолго до этого Шри Кришна покинул землю , и вскоре мировая ведическая культура пришла в упадок. Компьютерные вычисления подтверждают, что расположение звезд, упомянутое в ведах, действительно имело место 18 февраля 3100 второго года до нашей эры.

В зависимости от того в какой эпохе живет человек, Веды приписывают ему определенные методы достижения духовного освобождения. В Сатья-югу предписывалась медитация. В Трета-югу жертвоприношение. В Двапара-югу поклонения в храме. А в Кали-югу прославление бога с помощью звука – мантр .

Вот что воспевалось в 12 песне матери Земли из Шримад-Бхагаватам:

Царь Парикшит сказал: «Мой Господин, как могут люди, живущие в век Кали, избавиться от загрязнений этого века? О, великий мудрец, пожалуйста, объясни это. Пожалуйста, опиши различные эпохи вселенской истории, особые качества каждой эпохи, продолжительность космического поддержания, уничтожения и движения времени, которое является непосредственным представителем Ишвары, высшей души, Господа Вишну».

Люди Сатья-юги в основном являются самореализованными, милостивыми, дружественными ко всем, умиротворенными, мирными, здравомыслящими и терпеливыми. Они находят удовольствие во внутреннем, одинаково взирают на все вещи и всегда старательно прилагают усилия к духовному совершенствованию.

В эпоху Трета-юги люди преданы совершению ритуалов и суровых аскез. Они не совершают особого насилия и не очень вожделеют чувственного удовольствия. Их интерес главным образом заключается в религиозности, экономическом развитии и регулируемом чувственном наслаждении и они достигают преуспевания, следуя предписаниям трех Вед. Несмотря на то, что в эту эпоху общество разделяется на четыре отдельных класса, О Царь, большинство из этих людей являются брахманами.

В Трета-югу каждая нога религии постепенно уменьшается на одну четверть под влиянием четырех опор безбожия - лжи, насилия, неудовлетворенности и вражды.

В Двапара-югу люди стремятся к славе и при этом остаются благородными. Они посвящают себя изучению Вед, обладанию великим богатством, поддержанию больших семей и энергичному наслаждению жизнью. Из четырех классов самыми многочисленными являются кшатрии и брахманы. В Двапара-югу религиозные качества аскетизма, правдивости, милости и милосердия сокращаются наполовину их двойниками в безбожии - раздражением, неправдой, насилием и враждой.

В эпоху Кали-юги люди склонны быть жадными, дурно ведущими себя и немилостивыми, и они сражаются друг с другом безо всякого смысла. Неудачливые и преследуемые материальными желаниями люди Кали-юги почти все являются шудрами и варварами.

В эпоху Кали остается только одна четвертая часть религиозных принципов. Этот последний остаток (религиозных принципов) будет постоянно уменьшаться нарастающими принципами безбожия и, в конце концов, будет уничтожен.

Материальные гуны - благость, страсть и невежество - чьи перемещения наблюдаются в уме каждого человека, приводятся в движение силой времени. Когда ум, разум и чувства прочно зафиксированы в гуне благости, это время должно считаться Сатья-югой, веком исполнительности. Затем люди находят удовольствие в знании и аскетизме.

О самый разумный, когда обусловленные души преданы своим обязанностям, но имеют скрытые мотивы и ищут личного интереса, ты должен понимать такую ситуацию, как век Треты, в котором значение приобретают функции страсти.

Когда значительно возрастают жадность, недовольство, тщеславие, лицемерие и зависть, вместе с привязанностью к эгоистичной деятельности, такое время является веком Двапары, над которым властвуют смешанные гуны страсти и невежества.

Когда преобладает воровство, ложь, лень, сонливость, насилие, отчаяние, скорбь, заблуждение, страх и бедность - то время зовется Кали, эпохой гуны невежества. Вследствие этих качеств эпохи Кали человеческие существа станут недальновидными, неудачливыми, прожорливыми, похотливыми и пораженными бедностью. Женщины, ставшие нецеломудренными, будут свободно шляться от одного мужчины к другому.

Женщины станут маленькими, будут есть слишком много, иметь детей столько, что они не смогут заботиться о них, и они потеряют весь стыд. Они будут говорить всегда очень грубо и опустятся до воровства, обмана и несдержанной дерзости.

В городах будут господствовать воры, Веды будут осквернены спекулятивными интерпретациями атеистов, политические лидеры будут фактически истреблять население, и так называемые священники и интеллектуалы будут преданными своих животов и гениталий.

Слуги будут бросать хозяина, который потеряет своё богатство, даже если тот является святой личностью с характером, достойным подражания. Хозяева будут также бросать немощного слугу, даже если тот прослужил им немалые годы. Коровы будут прогоняться или забиваться на мясо, когда у них кончится молоко.

Некультурные люди будут клянчить милостыню под именем представителей Господа, и будут зарабатывать свои средства к существованию, устраивая шоу из аскетизма и ношения монашеских одежд. Те, кто ничего не знают о религии, будут занимать высокие сиденья, и будут позволять себе болтать о религиозных принципах.

Деловые люди будут заниматься мелкой коммерцией, и зарабатывать деньги обманом. Даже когда не будет опасности, люди будут считать любую упадочную профессию вполне приемлемой и хорошей.

В веке Кали умы людей всегда будут возбуждены. Они будут изнуряться голодом и налогами, О Царь, и будут всегда обеспокоены страхом засухи. Они лишатся достаточной одежды, питья и пищи, будут неспособны, как следует отдохнуть или совершить омовение, и не будут иметь украшений, чтобы украсить свои тела. Фактически, люди Кали-юги постепенно станут выглядеть, как существа, преследуемые духами.

Люди больше не будут защищать своих престарелых родителей, своих детей или своих целомудренных жен. Совершенно опустившись, они будут заботиться только об услаждении своих собственных животов и гениталий.

В Кали-югу люди будут доходить до ненависти друг к другу даже из-за нескольких монет. Оставив дружественные взаимоотношения, они будут готовы отдать свои собственные жизни и убить даже своих собственных родственников.

О Царь, в эпоху Кали разум людей будет развращен атеизмом. Терзаемый, пребывающий на грани смерти, человек изнемогает на своей постели. И хотя его голос дрожит, и ему трудно осознавать, что именно он говорит, если он произносит святое имя Верховного Господа, он может освободиться от последствия своей плодотворной работы и достичь высшего предназначения. Но, тем не менее, люди в эпоху Кали не будут поклоняться Верховному Господу.

В Кали-югу объекты, места и даже отдельные личности - все будут осквернены. Всемогущая Личность Бога, лучший из всех пурушей, может, однако, удалить все подобное загрязнение из жизни того, кто помещает Господа в свой ум.

Если человек слушает о Верховном Господе, прославляет Его, медитирует на Него, поклоняется или просто выражает своё великое почтение Ему, который находится в сердце, Господь удалит из его ума загрязнение, накопившееся за многие тысячи жизней.

Точно также как огонь, применяемый к золоту, удаляет любые помарки, вызванные следами других металлов, так и Господь Вишну, находящийся внутри сердца, очищает умы предавшихся йогов.

При помощи занятий процессами поклонения полубогам, аскез, контроля дыхания, сострадания, омовения в святых местах, строгих обетов, милостыни и воспевания разнообразных мантр ум человека не может достичь того же самого абсолютного очищения, которое достигается, когда безграничная Личность Бога появляется в его сердце.

Поэтому, О Царь, попытайся, во что бы то ни стало сконцентрироваться на Верховном Господе Кешаве (Шри Кришне), находящемся внутри сердца. Постоянно поддерживай это сосредоточение, и во время смерти ты, несомненно, достигнешь высшего предназначения.

Мой дорогой Царь, Личность Бога является высшим правителем. Он - Высшая душа и высшее убежище всех существ. Когда на Него медитируют те, кто стоит на пороге смерти, Он открывает им их собственную вечную духовную сущность.

Мой дорогой Царь, хотя Кали-юга и является океаном нечистого, у этой эпохи все же есть одно хорошее качество: Просто воспевая славу Кришне, каждый может освободиться от материального рабства и вознестись в трансцендентное царство. Какие бы результаты ни обретались в Сатья-югу медитацией на Господа Вишну, в Трета-югу - совершением жертвоприношений, и в Двапара-югу - служением лотосным стопам Господа, они могут быть достигнуты в Кали-югу просто с помощью воспевания славы Хари (Маха мантры)».

В железный век постепенно исчезают все оставшиеся людские добродетели. С каждым днем в людях будет все меньше религиозности, правдивости, чистоты, терпимости и сострадания. Продолжительность их жизни будет сокращаться, а физическая сила и память слабеть.

Люди в этот век будут невежественными, им никто не будет давать знаний. Они начнут питаться мясом, убивать своих еще нарождённых детей. Прав будет тот, у кого много денег, а не тот, у кого много знаний.

Семья в это время будет считаться чем-то героическим , так как мужья будут бросать жен с детьми, а жены будут унижать своих мужей. Женщины будут становиться все более сильными, наглыми, независимыми, а мужчины будут слабыми. Достойным мужчиной и достойной женщиной будут считаться те, кто имеет красивое тело. Законные отношения будут считаться не более чем формальностью.

Женщины перестанут доверять мужьям, они будут много думать о сексуальных наслаждениях, станут похотливыми. Их речь станет дерзкой, и они всегда будут грубить, считая это позволительным. Девушки перестанут слушать своих родителей и мужей, будут доверять только себе.

Детей будут воспитывать не родители, а ближайшее окружение. Детям не будут прививать истинные знания. Со временем дети будут вынуждены буквально выживать в таком обществе. С виду они будут невинны, но их сознания будет чудовищным, так как жизнь человека для них не будет иметь совершенно никакой ценности.

У правителей того времени не будет благочестия, они не будут заботиться о благе общества, а будут думать только о своих животах. Люди этой эпохи перестанут контролировать свой гнев и начнут выплескивать его даже на своих близких.

Практически все люди будут заниматься греховной деятельностью, так как не останется ни одного места, где совесть и мораль не будут препятствием для достижения материальных благ. Люди будут отвергать любую духовность, считая человека творцом и царем природы.

Люди будут восхваляться умом ученного, а не тем, кто создал этот ум . Лженауки будут процветать. Они придумают свою религию, которая будет выгодна и приятна. Святые и аскеты будут отвергнуты обществом, и считаться ничем не лучше бездомных животных.

Стремясь удовлетворить свои желания, люди будут идти по головам и совершать любой грех, чтобы достичь своей цели. Дети будут рождаться случайно, когда умы родителей будут под действием вина. В результате будут рождаться больные дети, как физически, так и духовно.

Тело будет считаться истинным «Я». Удовлетворение страстей этого тела, станет самой целью жизни. Люди перестанут заботиться о ком-то креме своего тела и своих потребностей. Со временем они не остановятся перед убийством аскетов и праведников. Праведники будут вынуждены уходить в леса и горы.

В это время люди будут жить мало. У них будет множество болезней, но они не будут понимать их причину. Сама земля начнет отвергать человечество, посылая природные катастрофы. Ни в чем не будет равновесия , одна страна будет подвержена засухе, в то время как другая будет изнывать от вечного дождя и наводнений.

Земля утратит плодородие, на ней не будет расти ни цветов, ни фруктов. Люди будут высматривать на небе хоть какие-то признаки дождя. Сельское хозяйство придет в упадок и со временем вовсе исчезнет.

Пищи, особенно в городах, станет так мало, что люди будут подобны стервятникам, калечащим друг друга из-за куска тухлого мяса. Коровы будут становиться маленькими, и давать мало молока. То молоко что они будут давать, будет низкого качества, так как их начнут кормить фекалиями.

Земля будет восприниматься только как источник полезных минералов и ископаемых. Люди будут использовать землю , не заботясь о ее восстановлении. Секс будет считаться главным в жизни, и даже дети будут заниматься им. Общество будет одобрительно относиться к сексуальным утехам и последующему убийству детей в утробе матери.

К окончанию эпохи Кали, приблизительно через 427 тысяч лет, люди выродятся в карликов с продолжительностью жизни не более тридцати лет. Перестанет существовать даже мирская религия, а в обществе будут править воры. Все защитники исчезнут, в мире воцарится закон джунглей, и тот, кто будет сильнее, тот будет царем.

Со временем в обществе не будет разницы между убийством коровы и убийством женщины или ребенка. Каннибализм станет нормой. Умы людей окончательно деградируют. Всякое сострадание будет утрачено даже между ближайшими родственниками.

Из-за недостатка питания и короткой продолжительности жизни, ум людей начнет терять свою способность мыслить, люди не будут успевать учиться. Культура, мораль и нравственность начнут слабеть, человечество начнет деградировать. Люди позабудут свои технические знания.

Технология всегда разрушает сама себя , так было в прошлом и так будет в будущем. Остатки прошлого века Кали в виде нахождения костей человека-обезьяны должны служить напоминанием об этом.

Рост людей будет все больше уменьшаться, а животные начнут принимать все большие размеры. В конце кали-юги женщины будут рожать в возрасте 5 лет, а продолжительность жизни составит не более 16 лет. Уже к 10 годам человек будет дряхлеть, и выглядеть как старик.

Люди будут все время страдать от голода, скитаясь в лесах и прячась от мутировавших животных огромных размеров, по описанию очень похожих на динозавров.

В такое безвыходное время, когда о боге люди даже не будут знать, явится новое воплощение Всевышнего. Всевышний явится в форме Господа Калки, который убьет всех неблагочестивых людей и тем самым дарует им духовное освобождение.

После этого останется лишь несколько добродетельных людей, которые заселят землю и положат начало очередной золотой эпохи Сатья-юги.

Конечно, эти предсказания больше относятся к концу Кали-юги, но даже сегодня уже можно увидеть некоторые тенденции развития общества и заметить, что жадность, власть и эгоизм сегодня заставляют людей двигаться в направлении моральной деградации.

Сатья-юга в век Кали

Однако сейчас мы наблюдаем не только грехопадение, но и развитие технологий и техники способствующей более легкой жизни человека. Считается что именно сейчас, спустя 5000 лет после начала Кали-юги, начинается маленькое вкрапление, длинною 10000 лет, когда люди не будут деградировать, а наоборот будут расти. Этот шанс выпадает раз в 1000 дивья-юг, а одна дивья юга ровняется 4 320 000 000 годам. По меркам современных людей эта цифра кажется просто нереальной.

В это непродолжительное с точки зрения вселенной и огромное с точки зрения человека время технологии будут развиваться и все больше людей начнут искать бога, задумываясь над вечными вопросами: «Кто я и зачем пришел в этот мир?»

К сожалению век Кали, в конце концов, должен взять вверх, зима всегда сильнее осени.

Шримад-Бхагаватам, 11 песнь, 5 глава, стихи 38-40: «Мой дорогой Царь, обитатели Сатья-юги и других эпох энергично желают получить рождение в этой замечательной Кали-юге, так как эта единственная из 1000 дивья-юг, где начинается поклонение и преданное служение Верховной личности Бога – Шри Кришне, Нараяне. Эти преданные будут появляться в разных местах планеты и поднимут движение Ханринама Санкиртаны».

«Ганга спросила: «О защитник, о Верховный наслаждающийся Кришна, когда ты отправишься в свою Высшую обитель Галоку, какое будет мое положение в век Кали?» Благословенный Господь сказал: «Первые 5000 лет Кали-юги (санкхья) на земле будут греховными, и грешники будут очищаться от грехов, омываясь только в тебе. В последствие, эти грехи будут сжигаться взглядом и прикосновением тех, кто поклоняется мне, носит шику и шнур и повторяет мою Маха-мантру. В то время будут повторять имена Хари и читать Шримад-Бхагаватам (Бхагаватам Пурану), достигнув такого места – слушай их внимательно.

Греховные реакции, включая грех убийства брахмана и коровы, что же говорить о других более мелких грехах, могут быть сведены на нет слушаньем Шримад-Бхагаватам (Бхагаватам Пураны) и ежедневным повторением Хари Кришны Маха-мантры, как это делают мои великие преданные. Подобно тому, как сухая трава сгорает в огне, в объятиях вайшнава сгорают все грехи любого человека. О, Ганга, вся планета станет местом паломничества благодаря присутствию моих преданных, не смотря на то, что они в прошлом почти все были грешниками. В теле моих преданных вечно пребывает тот, кто очищает. Мать Земля очищается благодаря пыли со стоп моих великих преданных. То же самое будет происходить в местах паломничества и во всем мире, все будет очищено разумными людьми, которые покланяются Мне на устах с Маха-мантрой и принимают остатки Моей пищи (прасад). Те, кто всегда медитируют только на Меня, для Меня дороже жизни. Воздух и огонь очищаются, просто соприкасаясь с ними.

В течение 10 000 лет Кали-юги эти мои преданные заполнят всю планету нектаром преданности. Наступит эпоха процветания, любви и воздержания. После того, как мои преданные уйдут через 10 000 лет, останется только одна варна – неприкасаемые и глупые. В отсутствие моих преданных, Земля будет скованна опять веком Кали. Сказав это, Господь Кришна удалился в свою обитель».

Многие великие предсказания о веке Кали-Юги были описаны в Шримад-Бхагаватам, а также много полезной информации можно узнать из книги Стивена Кнаппа - Ведические предсказания.

Кали-юга - согласно Ведическому знанию четвёртая из эпох во временном цикле. Характеризуется падением нравственности, развратом, мясоединением и войнами. Другие названия Кали-юги: «век демона Кали», «железный век», «век раздора».

В Бхагавата Пуране содержится очень интересные предсказания состояния человечества и планеты в конце эпохи Кали, а также начало Сатья-юги - эпохи чистоты и правдивости человечества. Век Кали начался около 5000 лет назад с уходом Кришны с нашей планеты. В то время произошли не только катаклизмы, но планета оказалась под неблагоприятным космическим влиянием для человечества. В результате чего, сила и чистота души человека начали вырождаться.

Кали-юга: что это такое? К нашему удивлению, провидцы предсказывают довольно плачевную и трудную жизнь большинства людей к концу нашей эпохи (Шр.Бх. 12.2):

«Продолжительность жизни будет достигать максимум пятидесяти лет, люди ослабнут, а также утратят силу памяти. Постоянная возбужденность ума разрушит терпение и терпеливость. Тела всех уменьшатся в размерах. Коровы будут размером с овцу. Деревья станут карликовыми. Небо будут застилать тучи, в которых постоянно будут проблескивать молнии. Люди будут страдать от сильной жары, холода, ветров, дождей и снега. Из-за сильных засух, часто будет голод. Еды будет немного. Будет много болезней.

Большинство людей подобно ослам будут работать за небольшое вознаграждение. Большинством населения будут рабочие. Земля будет переполнена такими людьми. Налоги будут тяжелыми. Закон и справедливость будут зависеть от положения человека. Лидеры общества будут жестокими и безнравственными. Их главная цель будет самообогащение и воровство. Если человек сможет поддерживать семью, это будет считаться большим жизненным достижением. Главная цель человека станет еда. Люди станут тупыми, подобно вьюченным животным.

Знание Вед исчезнет полностью. Большинство людей будет атеистическими. О религиозности человека будут судить по чисто внешним признакам. Жизнь в монастырях ничем не будет отличаться от простого дома. Из-за тяжелых условий жизни в городах, неблагоприятной социальной, политической и природной атмосферы, люди начнут уходить в горы и леса».


Когда закончится Кали-юга?

"В это время, чтобы восстановить религиозные принципы, исполненный благости на Землю низойдет всесовершенный Господь".

Господь Вишну (Кришна) - Высшая Божественная Личность - духовный наставник всех подвижных и неподвижных существ. Высшая Душа всего сущего примет рождение, чтобы восстановить религию и защитить тех, кто предан ему. Его назовут Калки, он родиться у святого Вишнуяши, главного брахмана места под названием Шамбала. Владыка мира сядет на своего коня, именуемого Девадатта (дарованный Богами), и с мечем в руках с огромной скоростью будет путешествовать по Земле. Проявляя восемь мистических совершенств, исполненный сияния, Он будет миллионами уничтожать, воров, одетых как правители.

Когда все армии с их генералами будут уничтожены, люди в городах и деревнях, освободившиеся от их гнета, почувствуют повсюду разносимый легким ветерком аромат украшений Вишну, который будет подобен запаху пасты сандала. Вдохнув этот аромат сознание людей очиститься. (Перезагрузка сознания будет произведена через запах, а не через слух или например зрение. Т.е. Сознание людей качественно изменится не из-за того, что они увидят Кришну-Калки, но от аромата его тела). Тогда, через энергию благости, Вишну проявит свое присутствие в сердцах людей, и люди снова заселят Землю.

Когда закончится Кали-юга? Согласно пуранам, Кали-юга началась в 3102 года до н. э. (по григорианскому календарю), что ознаменовало «уход» Кришны. Продолжительность Кали-юги составляет 432 тыс. лет

Когда Кришна явиться как Калки, начнется Сатья-юга и у людей начнутся рождаться дети наполненные энергией благости. Проявится новая эпоха - Сатья юга - эпоха благости, чистоты и духовности.

На днях мир пережил очередную годовщину начала самого темного и тяжелого периода истории. 18 февраля 3102 года до нашей эры, согласно индуистским верованиям, на Земле наступила эпоха Кали-Юги. "Железный век", "Век демонов", "Век невежества" — такими нелестными словами описывается этот этап истории. И мучиться людям еще очень-очень долго. Или нет?

Согласно священным писаниям индуизма, история мира циклична, и состоит она из четырех периодов — "юг". Все события уже происходили и неуклонно повторятся в будущем, как повторяются четыре эпохи. Все перевоплощается и происходит снова и снова: человеческая жизнь, исторические эры, жизнь богов и развитие космоса.

Индуизм знает четыре эры-"юги", каждая из которых длится немыслимо долгий по человеческим меркам срок. От "золотого" до "железного века" периоды неуклонно сокращаются: связано это с тем, что уменьшается дхарма — понятие, обозначающее долг, нравственность и правильное поведение. От эпохи к эпохе дхармы становится все меньше, что и заставляет юги уменьшаться.

Сатья Юга, или, как ее иначе называют, Крита Юга (век чистоты) и Дева Юга (век богов) длится 1 728 000 лет. Трета Юга, в которой дхарма уменьшается на четверть, по длительности составляет три четверти Криты Юги — 1 296 000 лет. В следующий период, именуемый Двапара Юга, от изначальной дхармы остается только половина, поэтому ничего удивительного, что и длится она лишь половину от времени "золотой эры" — 864 000 лет.

Ну, а нам "повезло" жить в последнюю эру, называемую Кали Юга. Самый темный, самый тяжелый период, содержащий лишь четверть дхармы Крита Юги, начался 18 февраля 3102 года до нашей эры. И маяться человечеству с этой эпохой долгих 432 000 лет… Конечно, 5114 лет уже прошло, но осталось-то целых 426886!

Если Крита Югу можно обозвать "золотым веком", а Трета Югу и Двапара Югу — соответственно "серебряным" и "бронзовым", то Кали Юга удостаивается куда более суровых прозвищ, из которых "железный век" — пожалуй, самое мягкое. Этот период принадлежит вестнику апокалипсиса, демону разрушения Кали. "Раздор, борьба, ссоры, противостояние" — вот, что значит слово "кали" в названии эры.

Закончится Кали Юга должна общемировой катастрофой, после чего обновленная вселенная снова войдет в прекрасный "золотой век". Но, признаться, особого оптимизма это не внушает, тем более, что еще многим и многим поколениям суждено страдать при самом коротком, но самом злобном периоде мировой истории.

Священные писания индуизма крайне мрачно описывают эпоху Кали Юги. "Кали Юга есть обитель греха, когда все заняты греховной деятельностью. Люди отвергают духовную истину и занимаются игрой и воровством. Все привязаны к сексу и помрачающим разум напиткам. На первый план выдвигаются еретики и атеисты" (Падма Пурана).

Основные приметы эпохи Кали — "жестокость, ревность, ложь, мошенничество и обман, крушение религиозных и моральных устоев, смертельные болезни, голод и страх" (Брахманда Пурана).

"Женщины будут нецеломудренными, перестанут интересоваться религией; они полюбят вино и мясо. Без огромных усилий станет невозможно выжить. Люди будут легко впадать в гнев, совершать жестокие поступки. Правители станут низкородными и лживыми. Не колеблясь, люди будут убивать детей в утробе матери", — грозит Ваю Пурана.

На протяжении всей Кали Юги "правители будут лживыми и порочными; они будут отнимать собственность у своих подданных, а свои законы будут так же легко устанавливать, как и отменять. Их благочестие будет ничтожно, а желания ненасытны. В далеком будущем люди не в силах больше сносить гнет алчных правителей и побегут в горы, где будут питаться травами и кореньями, диким медом и плодами", — политизирует ситуацию Вишну Пуран. А Линга Пурана добавляет: воры станут царями, цари будут не лучше воров, они перестанут быть защитниками и заступниками для народов, а станут им первыми врагами, расхитителями их имущества.

"Лженауки будут процветать. Появятся клановые, семейные убийства. Беспомощных и беззащитных людей будут воспринимать как легкую мишень для грабежа". "В Кали Югу, девочки 10-12 лет будут беременеть. Общество будет одобрять половые сношения, это будет считаться основной потребностью жизни". "Насколько сильно будет процветать грех, настолько велико будет божественное правосудие и наказание. Когда цветы начнут расти в цветах и фрукты плодоносить внутри фруктов, тогда придет конец Юги и облака прольют дождь не в свое время", — сказано в других священных писаниях индуизма.

Что же закончит эру Кали? Согласно индуисскому вероучению, когда человечество дойдет до полного ничтожества и деградации (предсказывается, что оно утеряет все технологии и перейдет на каменные орудия труда), то против демона апокалипсиса выступит десятый и последний аватар бога Вишну — Шри Калки. Воевать с Кали и его злобной семьей, управляющей сейчас нашим миром, Шри Калки выедет на белой лошади, и победит, и мир сгорит в огне, чтобы возродиться в новую прекрасную эпоху Сатьи Юги.

Впрочем, назвать Кали Югу совершенным темным пятном на мировой истории было бы неверно. Даже в этот "век демона" есть недлинный (по общим меркам Кали юги) период "золотого времени". В Брахма Вайварта Пуране Кришна говорит Ганге деви, что через 5000 лет после наступления Кали Юги наступит особое время — Золотой век Кали, который продлится 10000 лет. И это отличные новости для нас, ныне живущих: ведь, учитывая, что сейчас идет 5114 год с даты начала Кали Юги, мы уже 114 лет живем в "золотом веке Кали".

На этот период возлагаются особые надежды, вплоть до отмены грядущего апокалипсиса. Если за 10 тысяч лет все светлые силы смогут узнать друг друга и объединиться, то, возможно, решающей битвы между Шри Калки и Кали не произойдет, и мир перейдет к новой эре мягким и безболезненным путем.

Цикл из четырех юг называется дивья-югой, его длительность составляет 4 320 000 лет. Тысяча дивья-юг составляет один день Брахмы. Столько же длится его ночь. В месяце Брахмы тридцать таких дней. Его год (так же, как и наш) состоит из двенадцати месяцев. Брахма живет сто таких лет и затем умирает. Эти сто «лет» по земному исчислению соответствуют 311 040 000 000 000 лет (триста одиннадцать триллионов сорок миллиардов лет). На санскрите этот период времени называется викалпой.

Время и Бог

Веды говорят, что единственная причина создания и разрушения мира - воля Бога. Чаще всего человек считает, что все изменения в материальном мире происходят под влиянием времени. Но время - это и есть безличное проявление Бога во вселенной.

«Весь космический порядок в Моей власти. По Моей воле он проявляется снова и снова, и по Моей воле он уничтожается, когда приходит время» (Бхагавад-гита, 9.8).

«У вечного времени нет ни начала, ни конца. Оно - представитель Верховного Господа, творца этого мира-тюрьмы. Время служит причиной гибели проявленного мира, выполняет созидательные функции, заставляя одно живое существо появляться на свет из чрева другого, и разрушает вселенную, уничтожая даже повелителя смерти Ямараджу» (Шримад-Бхагаватам, 3.29.45).

В «Шримад-Бхагаватам» (12.3.18 и далее) говорится, что Сатья-юга - это своего рода весна, золотой век материальной вселенной, эпоха добродетели, мудрости и религии. В ней нет ни порока, ни невежества. Людям Сатья-юги свойственны правдивость, милосердие, аскетизм и чистота. Эти качества - «четыре ноги» религии, общепризнанные черты благочестивой жизни. Люди в Сатья-югу удовлетворены, дружелюбны, спокойны, сдержаны и терпимы, черпают радость внутри своей истинной сущности, а не во внешней деятельности, направленной на услаждение чувств. Они понимают свою духовную природу и живут в гармонии с Богом, природой и друг с другом, видят все вокруг равным и всегда стремятся к духовному совершенству. Находясь под влиянием благости, люди в Сатья-югу живут до 100 тысяч лет.

Подробно о Сатья-юге, или Крита-юге, говорится в «Нарада-пуране» (1.41.7−11). В Крита-югу нет разделения на различные виды божественных и демонических существ, таких как дэвы, данавы, гандхарвы, якши, ракшасы или наги (змеи). Все обладали достоинствами дэвов (полубогов). Все были прекрасны и добродетельны. Купли и продажи не существовало. Веды представляли собой единое целое. Люди с удовольствием выполняли свои обязанности, свойственные их образу жизни. Было лишь одно Божество - Господь Нараяна, и все были Его преданными, погруженными в аскезу и медитацию, самообузданными, полными добродетели, свободными от вожделения и других пороков. Ум был занят только поиском смысла дхармы (духовного долга), и не было ни зависти, ни ревности, ни гордыни, ни лицемерия. Все были правдивы и весьма сведущи в науке Вед, жизнь каждого человека сопровождалась священными обрядами.

В Сатья-югу, продолжает «Курма-пурана» (1.29.14−17), каждый уже с рождения обладал высокоразвитым сознанием. Средства к существованию добывались без жадности. Людивсегда были довольны, им были доступны все удовольствия и развлечения. Никаких различий между ними не было, а потому не было и разделения на высших и низших. Все жили одинаково долго и были одинаково прекрасны. Они не знали горя и были весьма привязаны к истине, медитации и аскезе. Ум их всегда был умиротворен.

В «Падма-пуране» (7.26.2−5) также сказано, что в Сатья-югу все поклонялись Верховному Господу или Его личным экспансиям, неотличимым от Него. Люди в Сатья-югу никогда не болели и не испытывали горя, не причиняли вреда другим существам и были лишены религиозного лицемерия. У всех было вдоволь зерна и всего остального, никто не совершал неправедных поступков.

Трета-юга

В «Шримад-Бхагаватам» (12.3.20 и далее) говорится, что в следующую эпоху, Трета-югу, сила следования дхарме ослабевает на четверть и на столько же возрастает влияние порока. Это серебряный век материальной вселенной. Появляются ложь, жестокость, неудовлетворенность и ссоры. По мере того, как люди утрачивают связь со своей духовной сущностью, эти проявления усиливаются. В Трета-югу люди совершают священные обряды и суровые аскезы ради как духовных, так и материальных целей. Их благосостояние зиждется на выполнении наставлений Вед. Люди еще не слишком жестоки и не так сильно охвачены вожделением. Однако в эту эпоху общество уже разделяется на социальные классы: брахманов (богословов и священников), кшатриев (правителей и воинов), вайшьев (торговцев, банкиров и фермеров) и шудр (простых рабочих). В Трета-югу люди живут в среднем 10 тысяч лет.


В «Падма-пуране» (7.26.6−9) сказано, что с началом Трета-юги в мире появилось горе, которое поразило некоторую часть людей. Большинство же из них в эту эпоху наделены добротой и занимаются поклонением Вишну. Их ум невозмутим, и они счастливы, ведя духовную жизнь и последовательно проходя все ее стадии. Брахманы благородны и верны слову, они учат людей Ведам, совершают аскезы и соблюдают обеты, обуздывают чувства и не любят принимать милостыню или подарки.

Двапара-юга

В Двапара-югу, как говорится в «Шримад-Бхагаватам», влияние религии, добродетели и духовных ценностей ослабевает еще на четверть, а порока - на столько же усиливается. Люди стремятся к славе, известности и почету. Они богаты, имеют большие семьи, наслаждаются жизнью и занимаются изучением Вед. Живут они одну тысячу лет. В Библии говорится, что Адам и его сыновья жили по 900 лет: таким образом, можно предположить, что события, описанные в Ветхом Завете, относятся к эпохе Двапара-юги, переходящей в Кали-югу.

В «Падма-пуране» (7.26.10−13) сказано, что, когда наступила Двапара-юга, некоторые люди еще были добродетельны, но другие уже погрязли в грехах. Одни были счастливы, а другие - очень несчастны. Из-за своей алчности цари принялись опустошать собственные земли.


В «Ваю-пуране» (58.24−25) говорится, что в Двапара-югу появляется несогласие между людьми, которое приводит к раздорам, жизнь становится напряженной, тело человека истощается. Жадность, войны, болезни, убийство животных, нарушение общественных установлений, страсть и ненависть - все это появляется и развивается в Двапара-югу.

Кали-юга

«Шримад-Бхагаватам» утверждает, что в Кали-югу происходит полное падение добродетели, которая к концу Кали-юги практически исчезает. Это железный век, зима материальной вселенной. Непрерывное нарастание безверия открывает путь раздорам, пороку, невежеству, внедуховной и псевдодуховной деятельности. Жизнь усложняется, а стремящимся к духовному самоосознанию становится особенно трудно из-за множества ложных путей, не приводящих к истине. В эпоху Кали духовность постепенно становится туманной и неопределенной, открыто отрицает существование духовной реальности: индивидуальной души и Сверхдуши, то есть Верховного Господа. Из-за раздоров, трудностей и собственных пороков люди Кали-юги живут в лучшем случае сто лет. По окончании Кали-юги Господь приходит как Калки, который уничтожает неправедных правителей мира, прокладывая путь новому золотому веку, Сатья-юге.

В «Падма-пуране» (7.26.15−17) говорится, что в Кали-югу, которая становится обителью порока, все заняты греховной деятельностью. Люди отвергают Веды, духовную истину и занимаются игрой и воровством. Даже брахманы начинают мошенничать, чтобы выжить. Все привязаны к сексу и помрачающим разум напиткам. Люди похищают чужое имущество. На первый план выдвигаются еретики и атеисты. Говорится также (3.7.13−14), что люди, родившиеся в Кали-югу, гневливы, жадны, бесчестны, ревнивы, горды, злы, лживы, хитры и совершенно лишены блеска.


Веды говорят, что Кали-юга началась непосредственно перед приходом Господа Кришны 5 тысяч лет назад, но, благодаря присутствию Господа, ее влияние не ощущалось. Однако, когда Кришна покинул этот мир, Кали-югу уже ничего не сдерживало. Это подтверждается в «Шримад-Бхагаватам» (12.2.29−33) и «Вишну-пуране» (4.24), где говорится также, что Кали-юга продолжается 1 200 лет полубогов, или 432 000 земных лет. В соответствии с расчетами ведической астрономии, Кали-юга началась 20 февраля 3102 г. до н. э.

Памяти
Святослава Николаевича Рериха

Сквозь безумный эфир
Слышен голос Йоги,
Что грядет САТЬЯ МИР,
Близкий, а не далекий.
Это подлинный Рай,
Не какой-нибудь книжный.
На земле Вышний край,
Вышний край, а не нижний.
Ни малейшего нет
Тяготения гнета.
Только Свет, Свет и Свет -
Вся из Света Природа.
Свет поет, Свет живет…
Будто соткан из Света,
Озарив Небосвод,
Дух плывет человека.

«Сатья Мир»

Божественный глагол

Необыкновенные люди - гении искусства, науки, философии, религии - являются в одиночку. То, что они не могут быть субъектами массового производства, не нуждается в объяснении. Великое редко потому, что малое часто. Холмов и пригорков не счесть; вершин Гималайских, восьмитысячников, считанное количество.

Мудрецы ашрамов высочайших гор мира общаются с Небесами не только потому, что оттуда до небес ближе, хотя атмосфера горняя способствует этому больше дольних условий. Контакты с Небом - результат длительного и упорного духовного восхождения.

Неофитам - начинающим альпинистам духа - в порыве нетерпеливого энтузиазма представляется достижимым преодолеть все препятствия стремительным подъемом и вознестись на божественный Олимп. Такое достаточно распространенное заблуждение на горных тропах опасно: оно грозит либо гибельным срывом в пропасть, либо не менее плачевным по итогу приближением к иллюзорному псевдоолимпу с мнимобожественными сущностями, персонификаторами из сомнительных сфер астрала...

Ученику кажется, что уже состоялось его внутреннее преображение, что он готов на равных сотрудничать с Учителем, что он главное постиг, когда на самом деле он только допущен в кандидаты и вся учеба со всеми неминуемыми испытаниями впереди. Истинное преображение неофита в служителя невозможно без предварительного нравственного очищения, расширения сознания и неукоснительной дисциплины духа.

Таковы правила эзотерической педагогики, но, как известно, нет правила без исключения, чему имеется подтверждение и в эзотерике.

Посвященные высших степеней - Архаты - собеседники Богов. Архат располагает прямым проводом общения с Великими Духами Огненного Мира, проводом, обычно недоступным непосвященному. Однако в порядке исключения, если непосвященный гениален, в миг творческого вдохновения он способен на очень краткий срок, исчисляемый секундами, подключаться к проводу... Нет, не стать собеседником, а услышать, как откровение, какую-то реплику Высшей Сущности, может быть даже, одно слово -подсказку огромного значения для творчества внемлющего:

Но лишь Божественный глагол
До слуха чуткого коснется,
Душа поэта встрепенется,
Как пробудившийся орел.

Так писал А.С.Пушкин, нисколько не идеализируя вдохновенного поэта, который в обыденной жизни, без божественного глагола, метафорическими крыльями не располагает.

Стала расхожей прописью формула из «Моцарта и Сальери»: «гений и злодейство - две вещи несовместные». Но мимо исследователей прошла другая правда стихотворения «Поэт» Пушкина:

Пока не требует поэта
К священной жертве Аполлон,
В заботах суетного света
Он малодушно погружен;
Молчит его святая лира;
Душа вкушает хладный сон,
И меж детей ничтожных мира
Быть может всех ничтожней он.

Иначе говоря, гений и «ничтожество» (в бытовом, а не творческом смысле) совместимы. Нет нужды приводить имена в подтверждение этого беспощадного приговора. Богемность, т.е. произвольная беспорядочность жизни среди людей искусства (в большинстве случаев более эмоциональных и менее внутренне дисциплинированных, чем, например, люди науки), общеизвестна.

Знакомого с биографиями знаменитостей, в первую очередь - лириков, прозаиков, музыкантов, художников, артистов, не могут не поражать контрасты между высокими творческими достижениями их и досадными срывами, а то и позорными падениями на запутанном и противоречивом житейском пути...

Мгновенное общение с Божеством не делает их ни праведниками, ни святыми. Оно содействует созиданию шедевра, что само по себе достаточное оправдание для человека искусства, ибо шедевр (не включая в это понятие произведение формально блестящее, но содержательно пустое) таит целебную и воспитательную энергию, подобно заложенному магниту. Нравственная скудость, вплоть до ничтожности, автора великого произведения не бросает никакой тени на шедевр.

Великое произведение от Бога, а несостоятельность натуры от человека.

Что это? Некий дефект, органически присущий созидательным и необыкновенным индивидуальностям, или вынужденная компенсация - кара Икара - за небесный подъем, безжалостная расплата - свержение с высот в низины?

Ни то и ни другое. Великие в творениях и мелкие в быту - деформированные жертвы Кали юги. Совершенное единство Творчества, Мировоззрения и Жизни явила семья Рерихов. Каждый представитель ее воплотил идеал человека Сатья юги.

Семья Рерихов

Фотография молодого Святослава Николаевича Рериха. Статный, стройный, утонченно-красивый. В представлении возникает образ патриция, аристократа, денди, т.е. безупречно сформированного и изысканного элегантно-образцового джентльмена... Это заведомо не полное, ибо чисто внешнее, но все же показательное впечатление.

В тридцатые годы блистательной внешностью отличался наследный принц Уэльский, знаменитый экстравагантными выходками и отказом от английского престола ради любви к американке.

Но Святослав по виду (впоследствии доказал, что и по сути) был еще более принц, чем именитый англичанин. И неудивительно: мать Святослава Николаевича - Елена Ивановна Рерих - была больше, чем королева. Эта необычайная женщина, наделенная всеми преимуществами благородной красоты, чуткого и открытого к Свету сердца, проницательного и всеобъемлющего разума, сочетаемого с тонкостью и глубиной души, одарила своего младшего сына физическими и духовными достоинствами высшего порядка, присущими Ей.

От отца, Николая Константиновича Рериха, под стать матери Человека с большой буквы и многообразного творческого диапазона, но прежде всего - великого художника, Святослав унаследовал дар живописца, своеобразного видения материальной формы и ее сокровенной (позволяющей себя обнаружить только за кодом символа) трансцендентальной тайны...

Отец передал сыну волшебную магию несравненной рериховской палитры, но величаво-суровая тональность ее (при яркости спектра!) приобрела у Святослава Николаевича мягкость и лирическую сердечность; предметная весомость и четкость выявила неожиданную текучесть, прихотливую красочную переливчатость... .

Те же Гималаи, навечно запечатленные Николаем Константиновичем в их монументальной земной и надземной мощи, предстали на полотнах сына, не утратив достоверности очертаний, как бы в мерцающей дымке мечты...

Есть сходство. И есть различие. Но спора нет. Одна идейно-нравственная и эстетическая платформа объединяет творчество отца и сына, а если говорить шире, не ограничиваясь областью изобразительного искусства, объединяет творческую, просветительную и общественную деятельность всех Четырех Рерихов.

Имеется в виду Учение «Живой Этики» - Агни Йоги - синтеза знания Запада и мудрости Востока, Учение, Провозвестницей которого в 20-е годы выступила Елена Ивановна Рерих. Учение это, отвечающее на самые важные вопросы человеческого бытия вообще и отдельного человека в частности, может быть названо Третьим Заветом (после Завета Ветхого и Евангелического).

Миссия Четырех Рерихов - родителей и двух сыновей - заключалась в творческой разработке Учения Огня, как переводится Агни Йога. Каждый трудился на своем созидательном поприще. Если младший сын Рерихов воплощал в себе преимущественно художническое начало, то сын старший - начало научное.

Крупнейший лингвист, востоковед, ученый с мировым именем, Юрий Николаевич Рерих рано ушел из жизни, но остался в памяти общавшихся с ним как человек величайшей нравственности, чести и долга, современный Байярд, «рыцарь без страха и упрека»...

Все четверо в непрестанных трудах и геройском преодолении всевозможных препятствий озарили отведенный им земной отрезок Пути как великие служители Света - пламеносцы Прометеи. Разбросанные ими огни Истины не погасли.

К Рериховскому движению под Знаменем Мира и Культуры примкнули многочисленные последователи, подлинные и (как водится испокон) мнимые...

Елена Ивановна в Письмах с сожалением и горечью упоминает об убогих «светляках» и фальшивых «гуру». Как часто мы склонны забывать уроки повседневного опыта: никакой корреляции между декларируемой позицией и скрытыми от глаз мотивами решений и поступков у лиц с тщательно замаскированной самостью нет. Действительность подбрасывает нам такие коварные сюрпризы, такие чудовищные несоответствия личности и личины, что разум теряется в догадках - что это: случайно нарушенное равновесие чаш добра и зла в руке невозмутимой Фемиды или гримасы Князя мира сего, наслаждающегося привносимым им разладом в запрограммированную Господом Богом гармонию? Так или не так, несомненный заказчик невыносимо усиливающихся диссонансов партитуры оркестра земной эволюции - Кали Юга!

Гении и таланты

Феномен семьи из четырех Титанов-светоносцев уникален в истории. Гении обычно несовместимы.

Браки между замечательными творческими индивидуальностями, как правило, нестабильны. Вспомним недолгое супружество Шопена и Жорж Санд, Николая Гумилева и Анны Ахматовой, Сергея Есенина и Айседоры Дункан...

Другой эмпирический факт: великие люди не дают гениального потомства, хотя талантливые дети, впоследствии приобретающие громкие имена, у них возможны. Таковы Дюма-отец и Дюма-сын, также гениальная Анна Ахматова и ее талантливый сын историк Лев Гумилев и другие.

Наблюдаются обратные примеры, когда талантливые фамилии кульминируют гения. В череде нескольких поколений музыкально одаренных Бахов возник великий Иоганн Себастьян Бах. Видный русский историк Сергей Соловьев дал миру великого мыслителя и поэта Владимира Соловьева. Гениальная Елена Петровна Блаватская произошла из семьи, причастной литературе: мать ее (Ган) и сестра (Желиховская) были известными писательницами.

Производительная природа никогда в прошлом как будто не проявляла особых усилий, чтобы создать несколько равновеликих людей у одного семейного очага... Скорее всего - не было в том необходимости. Какая же причина заставила изменить давно принятый распорядок, чтобы сконцентрировать творческую и духовную энергию в Тетраде избранников, объединенных родством и грандиозной задачей - обратить человеческое сознание к Надземному, к Дальним Мирам и раздвинуть горизонты до принятия Беспредельности?

Одностороннее и уродливое развитие интеллекта в нашей пятой расе, тиранический примат рассудка над сердцем, неуклонно нарастающая угроза глобальной катастрофы, провоцируемой Кали югой!

Будущая раса человечества

Елена Ивановна Рерих писала более полувека тому назад: «Цикл Кали Юги для нашей планеты близится к концу. Именно сейчас мы переживаем переходное состояние. Сатья Юга должна начаться с утверждения шестой расы, отдельные группы которой уже появляются на Земле, но истинное наступление Сатья Юги <...> может совершиться лишь с очищением планеты от негодного материала и с появлением Новых материков» (Письмо от 21.5.1935 г.).

Думается, что Матерь Агни Йоги, как называли Елену Ивановну Махатмы, высказываясь об «отдельных группах» новой расы, подразумевала не конкретно свершившееся, а перспективу. В то время стопроцентно реализовалась, мы можем утверждать с уверенностью, лишь одна группа представителей шестой расы - семья Рерихов!

В чем кардинальное отличие посланцев Эры Света от людей пятой расы - незаурядных предшественников и современников Рерихов, так же, как они, устремленных к Свету? В совершенстве - полной психофизической гармонии. Люди пятой расы (даже лучшие) в той или иной мере деформированы прессингом Кали Юги.

Превосходство числа «4»

Поставим вопрос: почему Высшей Воле понадобились на Земле именно Четыре вестника? Не три, например, или не пять?

Ответ содержится в герметическом Учении Пифагора. Каждый из Рерихов явил собой человека, которого Пифагор определил как «безупречно пирамидального умом, душой и телом». Что значит «пирамидального»? «Пир» - по-гречески «огонь». Следует ли отсюда, что пирамида - геометрическая конструкция, символизирующая пламя?

На первый взгляд никакого сходства нет, кроме одного общего признака огня и пирамиды: язык пламени, как вершина пирамиды, заостряется в верхней точке.

Обратимся к авторитетному источнику - Агни Йоге. Цитирую «Мир Огненный»: «Среди толкований о пирамиде усмотрите одно, которое предуказывает Три Мира. Вершина - Мир Огненный, где все едино; середина помещения - Мир Тонкий, где естества уже разделены; и низ - Мир Плотный » (ч. III, 519).

Здесь пирамида, как трехчленная модель мироздания, согласуется с трехчленным эталоном пирамидального, т.е. совершенного, человека по Пифагору. Но так и должно быть по закону аналогии макро- и микромиров! Как вверху, так и внизу. Огонь венчает пирамиду, как дух венчает человека.

Вспомним вдохновенную картину Чюрлениса 1908 года «Соната пирамид», часть III, скерцо: на остриях пирамид нижнего и верхнего ряда горят шаровые огни, а к вершинам пирамид в середине картины притягиваются зигзаги молний...

Читаем в «Знаках Агни Йоги»: «Стихия или субстанция Огня - не только видимое пламя или шире - плазма, но важнейшая сущность Материи, Жизни и Духа, объединяющая их и подвигающая по эволюции» (342).

Таким образом, мы вправе сформулировать: пирамидальный человек Пифагора - это огненный человек, в идеале - Агни Йог.

Когда пифагорейцы клялись тетрадой, это была присяга не только числу Четыре, но также присяга Огню, ибо герметическое значение стихии Огня именно число Четыре.

В «Разоблаченной Изиде» Блаватская пишет: «От тройного Единого эманировал целый Космос. Сперва из Единицы эманировало число Два, или воздух; затем - Три, вода; эфир или огонь завершили мистическое Четыре »... Воистину, четыре - мистическое число, как три - число священное.

Если внимательно присмотреться к разным аспектам значений числа четыре, нельзя не обратить внимание, что все они сводятся к одному знаменателю - Огню в высоком смысле, о чем необходимо сказать, ибо есть огонь в смысле низком: первый - пространственный огонь, олицетворенный громовержцем Зевсом-Юпитером, последний - подземный огонь, хозяин которого Гефест-Вулкан. Оба рода огня находятся в космическом противоборстве. Подземный огонь, вырываясь при противозаконной деятельности людей, приводит к массовым бедствиям. Пространственный огонь усмиряет взрывы огня подземного и гарантирует жизнь на планете.

В эзотерике каждый день недели посвящен какому-то античному богу. Случайно ли покровитель четверга, то есть четвертого дня недели - Юпитер?

Мы знаем, что огонь - сущность Материи, Жизни и Духа. А дух не ограничен рамками трех измерений пространства. В книге «Знаки Агни Йоги» содержится поразительное откровение, опять же связанное с числом четыре: «Так называемое четвертое измерение есть свойство психической энергии » (542).

В тибетско-русско-английском словаре с санскритскими параллелями Юрия Николаевича Рериха слово «Веда» истолковывается как знание, научная книга, эпитет Брахмы и число четыре. Кроме того, «рожденный ведами» - эпитет бога огня, а «Владыка вед» - планета Юпитер.

Мы позволили себе столь подробно остановиться на значении четырех, чтобы обосновать исключительную мистическую и провиденциальную мощь союза, составившего Тетраду Рерихов. Четыре - оптимальная энергетическая батарея, огненная аура которой способна разрядить черные тучи ядовитого газа над Землей и возмущение клокочущего в недрах мрачного и буйного огня...

Мы недостаточно понимаем превосходство качества над количеством. Нет чисел больших, чем один и четыре! Но духовные мертвецы предпочитают коллекционировать нули. Так угодно Кали Юге!

Армагеддон

Между Кали Югой и Сатья Югой - Армагеддон - решающее и, возможно, завершающее земную историю человечества сражение сил тьмы во главе с Князем мира сего против сил Света, возглавляемых Архангелом Михаилом. Елена Ивановна Рерих датирует начало Армагеддона 1931 годом. Вместе с тем в Учении имеется указание, что разрушительный период человеческой цивилизации ознаменовался Первой Мировой войной 1914-1918 гг., значит, 1914 год можно рассматривать как пролог Армагеддона.

Рерихи пророчески предчувствовали приближение эсхатологической эпохи. В 1912 году Николай Константинович создает картину «Ангел Последний», воспроизведя на этом полотне вещий сон Елены Ивановны. Она рассказывает, что видела, как «небо стало черно-бархатным, внезапно на нем поднялся гигантский красно-огненный Ангел, грозный-прегрозный, и занял весь западный небосклон. Ноги Его опирались на два столба червонного света... У пояса его висел ключ. В одной руке держал Он весь исписанный свиток, в другой - меч... »

Имеются две одноименные картины Рериха: вполне соответствующая рассказанному сну и более вольная трактовка сюжета, где среди клубящихся багровых облаков над охваченной пожарами землей внешне невозмутимая фигура с копьем и щитом...

Здесь необходимо отметить, что творчество Николая Константиновича всегда было сотворчеством с Еленой Ивановной. Она подсказала ему сюжеты многих полотен принципиально-важного вестнического значения. Такими были картины начала 1914 года «Крик Змия», «Град обреченный»... Впечатление от них потрясло общественность. Символика искусства предуготовила ужасную действительность.

Впоследствии Святослав Николаевич осуществил свой вариант «Ангела Последнего»: Вершитель Судного Дня, опираясь на огромный меч, возвышается над бушующим океаном пламени...

Преемственность - от отца к сыну - продиктована не увлекательными художественными задачами эффектного сюжета, а насущной тревогой перед возможностью окончательного предела человеческого бытия на Земле, продиктована благим намерением подготовить человеческое сознание к заключительному всеобщему испытанию души, сердца и духа - это ли не доказательство единого чувствознания и духоразумения двух необыкновенных индивидуальностей? Точнее - не только двух!

Елена Ивановна в одном из писем рассказывает, что свыше ей было дано узреть будущность планеты при наихудшем исходе: непроницаемый, удушающий, всеобъемлющий мрак...

Это не игра воображения, не какие-то вольные фантазии, не причуды прихотливого сочинительства, а провиденциальная неопровержимая фактография, основанная на полном объединении сознаний, т.е. на палории, как говорится в книге «Сердце» (150). Палорией объясняется монолитность творческой и общественной деятельности Четырех Рерихов.

Реализация Сатья Юги наступит при лучшем исходе Армагеддона. Каким будет человек Сатья Юги? Таким, как Рерихи: способным к палории, к синтезу, к ориентации не на гипертрофированный интеллект - монополист пятой расы, а на исполненное благожелательства и любви сердце. Читаем в «Знаках Агни Йоги»: «Многие тысячи лет назад было сказано: "Будет время, когда люди откроют сердца свои и вознесут Чашу Высшему". Пришло время, когда человечество близится к шестому совершенствованию, и начнет пылать огонь над Чашей » (557).

Природа - книга мудрости

Сокровенное знание неотделимо от сокровенной тайны. Однако, вопреки распространенному представлению, сокровенное не есть сокрытое, а есть недосказанное. Если картину или стихотворение можно исчерпывающе передать словами, то это не живопись, а фотография; не поэзия, а проза. Символ принципиально не определен, ибо, став определенным, перестает быть символом.

Живопись Рерихов исходно реалистична, как реалистична в наглядности своей сама Природа, по видимости земная, но приглашающая в реалии Беспредельности...

Святослав Николаевич писал: «Ничто не доставляет мне столько удовольствия и радости, как погружаться в природу и читать ее книгу мудрости. И эта радость, которую ощущаю в контакте с природой, и есть ключ к моему творчеству, к моим картинам».

Радость от общения с Красотой природы в самом деле расцвечивает всеми цветами радуги индийские пейзажи художника. Как будто исключительно бытовые сюжеты серии картин Святослава Николаевича о простых индийских людях, такие как «Осенний праздник», «Мои соседи», «Дом гончара», содержат ненавязчивую сверхзадачу передать великолепие красок этого мира в той счастливой части его, которая живет в исконной гармонии с Законами Космоса.

Совершенно особенное, напряженное, как натянутая струна, настроение контакта с Миром Высшим в картинах «Весть», «Вечная жизнь», «Молчание», «Священная флейта», «Канченджанга. Тайный час». Формально никакой мистики в этих картинах нет, но есть недосказанность тайны, столь же чарующая и вдохновляющая нас, как в картинах Рериха-отца.

Совсем другого, трагедийно-эсхатологического смысла продолжающие тему «Ангела Последнего» полотна «Распятое человечество» и «Ты не должен видеть этого пламени!» Нельзя закрыть глаза на конвульсивные судороги Кали Юги...

Воспоминание о Святославе

Впервые я увидел Святослава Николаевича Рериха в 1984 году в Политехническом музее в Москве, за день до трагической гибели Индиры Ганди. Он выступал перед большой аудиторией, напряженно внимавшей каждому его слову. Восхищавший в молодости внешностью светского льва, Святослав Николаевич за минувшие десятилетия превратился в убеленного сединою величавого мудреца со спокойными, размеренными движениями и тщательно взвешенными, продуманными - по сознанию слушателей - словами.

Он говорил о непреходяще ценном, о том, что когда-то олицетворяли Тот-Гермес Трисмегист, Серапис, Митра, Бальдер, Орфей и другие, почитаемые как образцы Мудрости, Добра и Света, легендарные Божественные Сущности. Все обладатели Единой Истины не повторяли друг друга. В их провозвестиях звучала неизменная торжественная Музыка Сфер, но у каждого в собственной аранжировке.

В выступлении Святослава Николаевича особенно запомнилась тема качественности личного бытия, необходимости каждодневного самосовершенствования .

Речи о высоком всегда находятся в опасной близости к ничему не обязывающим абстрактным призывам и благонамеренным декларациям. Но в обращении Рериха к слушателям не было ни тени краснобайства. Каждое слово убеждало, как протянутая рука Друга - Старшего, помогающего младшему подниматься со ступеньки на ступеньку.

Кто не испытал, хотя бы однажды, желания проснуться на следующий день новым, преображенным, лучшим человеком? Но так, по мановению волшебной палочки, не бывает. «Только неустанной работой над собой и в стремлении сделать сегодня лучше, чем вчера, - учил Святослав Николаевич, - а завтра лучше, чем сегодня, можно достичь постепенного самосовершенствования, необходимого для духовного роста». Восхождение должно быть безостановочно, иначе его нет!

В конце выступления Святослав Николаевич неожиданно предложил присутствовавшим помолиться о здоровье Индиры Ганди...

Уверен, что ни у кого из слушателей не было даже намека на мысль об угрозе, нависшей над жизнью руководительницы индийского народа. И С.Н.Рерих на земном плане тревожной информацией вряд ли располагал. На следующий день мы узнали об убийстве Индиры, большой и светлой общественной деятельницы, испытанного друга семьи Рерихов...

Подобно Молоху, ненасытна в пожирании жертв Кали юга!

Начиная с 1947 года, когда Николай Константинович покинул земную жизнь, мы постоянно теряли Держателей Мира, Хранителей Камня Ориона и Священного Огня Чаши Грааля - Елену Ивановну (1955 г.), Юрия Николаевича (1960 г.).

В 1993 году мы лишились Святослава Николаевича Рериха. Света на земле стало меньше.

Даритель Огня

Трагедия Прометея, обреченного богами на вечные муки за то, что он для земного человечества похитил небесный огонь, не в наказании Титана, не в нескончаемой казни, а в неблагодарном беспамятстве людском...

Мы любуемся древнегреческими статуями Зевса, Аполлона, Афины-Паллады, Афродиты, Арея, Гермеса, Геракла...

Среди них нет Прометея. Мы почитаем великих наставников человечества - Будду, Лао-Цзы, Конфуция, Зороастра, Моисея, Пифагора, Платона, Иисуса Христа, Магомета...

Среди них нет Прометея. Да, история литературы может похвалиться шедевром, восславившим подвиг Титана - трагедией Эсхила «Прометей прикованный». Да, история музыки гордится другим шедевром - симфонической поэмой Скрябина «Прометей». При случае принято с уважением упоминать имя Титана. Но никогда и нигде не имел места культ Прометея, подобно культу знаменитых Вожатых мировой культуры .

Между тем Дар Прометея людям не уступал Дароприношению Христа. Распятие Прометея - по мере и длительности страдания - превосходило Голгофу Иисуса!

Отношение к Прометею - вопиющий рекорд несправедливости. И рекорд абсурда, ибо никто значение огня (ни в традиционном, ни в эзотерическом смысле) в прогрессе земной цивилизации не отрицает и не умаляет.

Но есть нечто худшее, чем ложь и клевета темных: равнодушие серых. Пламя Прометея не зажгло их сердец.

Бессердечие и бездуховность Кали Юги не позволили построить мемориал, достойного наилучшего из небожителей.

Но мемориал воздвигнут будет. Огнесердечные чтут Титанов-Прометеев.

Не останавливаюсь здесь на жанре портрета, великолепно освоенного С.Н.Рерихом, а также на картинах художника астральной тематики, не представленных на его прижизненных выставках.

Елена Ивановна писала: «Устремление к усовершенствованию качества всегда и во всем есть наикратчайший путь для развития и утончения психической энергии» (Письмо от 9.08.37 г.).

Применение огня в людском быту и научной перспективе - главная, но не единственная заслуга Прометея. Прометей (это не общеизвестно) был просветителем человечества во всех ремеслах и науках, включая герметическое знание. Вот как рассказывает о себе Титан в трагедии Эсхила «Прометей прикованный»:

О бедствиях послушайте Людей.
Они как дети глупые.
Я наделил их мыслью и сознанием.
Смотрели раньше люди и не видели.
И слушали, не слыша.
Словно тени снов туманных, смутных,
Долгую и темную влачили жизнь...
Я восходы и закаты звезд
Им первый показал.
Для них я выдумал Науку чисел, из наук важнейшую,
Сложенью букв я научил их...
...Установил я разные гаданья
И объяснил, какие сны сбываются,
Какие - нет, и вещих слов значение
Раскрыл я людям, и примет дорожных смысл...
Короче, все искусства, до единого
От Прометея получили смертные.


Вот почему фигура Прометея должна быть в одном ряду с ведущими Учителями в истории Культуры человечества.