Чем отличается драма от мелодрамы. Чем отличается жанр драмы от мелодрамы

Порой, уходя с головой в вымышленный мир книг, любуясь игрой актеров в театре или сопереживая киногероям на большом экране, мы не задумываемся о жанре, а ведь это важно, потому что таким образом можно полностью вникнуть в суть произведения, понять, что хотел донести автор до целевой аудитории. Искусство может быть многоликим: развлекательным и поучительным, элитарным и массовым, авангардным и популярным. Следует сразу оговориться, что плохих жанров не существует, каждый из них находит своего поклонника, а цель создателя произведения заключается в поиске своего круга читателей.

Любопытный раздел составляет драма. Появился этот жанр в конце XVIII века, сменив собой трагедию. Чем отличается драма от мелодрамы, так это описанием жизни простого человека во всех красках. Это история обычного среднестатистического гражданина с его проблемами, непониманием со стороны родных и общества в целом, конфликтами со всем миром. Тут уж герою приходится определиться: прогнуться под требования системы или бросить ей вызов, жить по совести или прислушаться к советам толпы.

Чем отличается драма от мелодрамы, так это наличием социального конфликта. В героях человек видит себя, и автор как бы намекает, что такая история может повториться с каждым. Решать, как поступать в той или иной ситуации, придется самостоятельно. Драматические произведения практически никогда не заканчиваются хорошо, в конце главного героя ожидает смерть, но не всегда. Чем отличается драма от мелодрамы, так это тем, что автор лишь показывает тщетность борьбы против системы, один в поле не воин, но как поступать в схожей ситуации, он не говорит.

Особенностью драмы является эмоциональная составляющая. Героями таких произведений могут быть аристократы,люди «голубых» кровей, которым чужды заботы простого народа, но у них тоже есть проблемы, хоть и другого уровня. Также это может быть история двух влюбленных, которым приходится преодолевать все препятствия, обманы, предательства и доказать свою любовь. Чем драма отличается от мелодрамы, так это тем, что она заставляет задуматься над собственной жизнью. Она имеет психологический подтекст, который не сразу, медленно, но верно проникает в подсознание человека, который понимает весь трагизм главного героя, переосмысливает свою собственную жизнь.

Чем отличается драма от мелодрамы, так это тем, что в первом случае мы видим вполне реальную жизнь с проблемами и заботами героя, а во втором - сказку для взрослых, где персонажи зациклены на своих чувствах. Такие мыльные оперы в основном рассчитаны на женскую аудиторию, особенно домохозяек, уставших от серого быта и желающих вникнуть в придуманную любовную историю. Мелодрамы вызывают много эмоций, увлекают с первых же минут, но это не более чем пустышка, которая не наполнена смыслом, через короткий период времени история забывается, ничего не оставляя после себя.

Сказка со счастливым концом - вот это и есть жанр «мелодрама». Драма имеет трагическое окончание, она заставляет человека задуматься над поступками героя и узнать в нем себя. Мелодрама дарит целевой аудитории немного грусти, переживаний, романтики, но обычно все заканчивается перезвоном свадебных колоколов. Каждый человек желает в главном герое узнать себя, но только более облагороженного, и именно от видения собственной проекции зависит выбор жанра.

Что может быть фантастичнее и трагичнее, чем человеческая жизнь? Невозможно придумать таких перипетий, как те, которые были уготовлены самой Судьбой, и не найти более захватывающего сюжета, как события, которые происходят с каждым из нас в реальности.

О человеческой жизни и нелегкой судьбе пишут романы, ставят спектакли, снимают кино. Эти сюжеты наполнены романтикой, юмором, драматизмом. Они заставляют сопереживать героям, искать вместе с ними выходы из затруднительных ситуаций, показывают, как можно любить и насколько ненавидеть, как бывает трудно, и почему мы попадаем в подобные ситуации. Они не отвечают на вопрос: «Что делать?», но учат бороться, до конца, до последнего вздоха. Мы ищем параллели с происходящим в своей жизни, переосмысливаем поступки, обретаем веру.

Читая книгу или любуясь игрой актеров, вряд ли кто-либо задумывается над тем, к какому жанру относится данное произведение. Возможно, среднестатистическому человеку это действительно знать ни к чему. Однако, каждому фильму или книге вы даете оценку, причем не только выражаете личное мнение в форме «понравилось-не понравилось». Вы рассуждаете о качестве текста, игре актеров, работе режиссера, но для этого надо знать законы жанра, а соответственно и уметь определять сам жанр.

Не раз вы, наверняка, слышали выражение «жизненная драма». Драма – это даже не только трагедия, происходящая в нашей жизни, но и один из основополагающих литературных родов, а также сценический или кинематографический жанр.

Поджанром драмы выступает мелодрама. Мелодрама представляет собой драматургический жанр, отличающийся высокой эмоциональной составляющей.

Герои

Главными героями любой драматической истории являются не боги, не роботы и даже не волшебники, а обычные люди, похожие на нас с вами.

Драма в чистом виде – это история среднестатистического человека. Он не хватает звезд с неба, не живет в средневековых замках и не правит страной.

Герои мелодрамы – аристократы, великосветские особы, члены «благородных» семейств. Это люди особого сорта, у них другие цели, а имеющиеся проблемы абсолютно соответствуют их статусу.

Акценты

В центре драмы – частная жизнь человека, его проблемы, конфликты с обществом, непонимание со стороны других. Особое внимание уделяется автором общечеловеческим противоречиям, воплощающимся в поступках и поведении героя.

Главная цель мелодрамы – раскрыть духовный мир персонажа, отразить все его чувства и переживания. Весь сюжет построен на противопоставлениях любви и ненависти, верности и предательства, добра и зла. Эти противоречия щедро наполнены эмоциональностью, имеют яркие краски и разнообразные оттенки.

Основная сюжетная линия

Мелодрама – это обязательно история любви. Любви счастливой и любви трагичной, по правилам и без, любви вопреки и любви «за что-то».

Драма может быть разной: военной, криминальной, эротической, политической. Главное, что в основе сюжета конфликт героя и окружающей его действительности.

Финал

Итог драмы обычно трагичен, как трагична, в общем, и сама жизнь. Мелодрама чаще наполнена юмором, сказкой, а конец произведения, как правило, счастливый. Однако и среди мелодрам бывают исключения.

Воздействие на зрителя

Драма имеет глубокий психологический подтекст. Она оказывает воздействие на зрителя (читателя) не сразу, постепенно заставляя задуматься над собственным бытием, осознать весь трагизм истории героя.

Мелодрама увлекает с первых минут, вызывая у зрителя «бурю» эмоций. Ее сюжет завораживает, переживания героев волнуют, вызывают сопереживание, но после того, как история заканчивается, все забывается вмиг.

Выводы сайт

  1. Мелодрама является поджанром драмы.
  2. Драма отражает непонимание отдельного человека обществом, мелодрама – история любви.
  3. Финал драмы трагичен, мелодрама заканчивается счастливым концом.
  4. Мелодрама вызывает сильные, но быстропроходящие чувства. История, поведанная в драме, глубоко проникает в сознание, заставляя задуматься.

Наверняка все мы любим смотреть продукты кинематографа. Фильмы и сериалы играют в нашей жизни огромную роль. Особенной популярностью пользуются такие жанры, как драма и мелодрама. Но какая между ними разница? Чем отличаются драмы от мелодрам? Узнать ответы на эти вопросы вы сможете прочитав данную статью.

Жанры в кинематографе

Кинематограф как таковой зародился еще в далеком XIX веке. Все это время кино стремительно развивалось как вид развлечения и новая область искусства. Вследствие этого образовалось множество жанров и поджанров. Триллеры, боевики, документальные фильмы, ужасы, комедии — все это лишь капля в необъятном море кинематографа.

Смотря фильм или же сериал, мало кто задумывается о жанре наблюдаемого произведения. Зрители, как правило, оценивают игру актеров, хитросплетение сюжета, спецэффекты и т.д. А зря. Для того чтобы оценить фильм в полной мере, необходимо знать жанр кинокартины, особенности данного жанра и его законы.

В данной статье мы поговорим о том, чем отличаются драмы от мелодрам. Похожие названия, которые вводят в заблуждение неопытных зрителей, на самом деле кроют за собой массу различий. Их мы и рассмотрим в этой статье.

Как говорят в народе: "Драма — ружье на стенке, а мелодрама — сопли на рукаве". Отчасти так и есть. Драма повествует зрителю о реальных, философских или же морально-этических проблемах человека. Драма очень сложна, и далеко не каждый сможет ее понять. Мелодрама, в свою очередь, рассказывает о частной жизни человека (как правило, любовной). Для мелодрамы характерна очень высокая эмоциональная составляющая.

Но это не единственное отличие драмы от мелодрамы. Это лишь то, что лежит на поверхности, нечто очевидное. Основные различия между этими двумя жанрами закопаны намного глубже. Для того чтобы в полной мере понять, чем отличаются драмы от мелодрам, необходим подробный разбор жанра. Этим мы и займемся в данной статье. Желаете узнать, в чем отличие драмы от мелодрамы? Данная статья в вашем распоряжении.

Герои

Первое, с чего мы начнем наш разбор жанров — персонажи. Ведь ничто не характеризует произведение лучше, чем его герои.

Основные действующие лица драматических историй - обычные люди. Главные герои, как правило, походят на среднестатистического человека, который сталкивается с вполне типичными проблемами различного характера. И это огромный плюс. Такая прозрачность, простота персонажей позволяет зрителю сильней проникнуться главными героями фильма и начать им сопереживать.

В мелодрамах же все совершенно иначе. В подобных произведениях персонажи принадлежат к сливкам общества, элите. Аристократы, титулованные особы, люди голубых кровей - все они частенько становятся главными героями мелодрам. Они люди высшего сорта, у них совершенно другие цели и проблемы, которые не всегда ясны обычным зрителям. В последнее время стали популярными так называемые подростковые мелодрамы. В них основные действующие лица являются представителями золотой молодёжи.

Актерская игра

В драмах снимаются только лучшие из лучших. Для того чтобы разжалобить зрителя и выбить у него слезу, нужно обладать недюжим актерским мастерством.

В мелодрамах все немного иначе. Там основной упор делается на эмоции. Из-за этого актеры в мелодрамах, сильно вживаясь в образ, иногда переигрывают (особенно часто это встречается в низкобюджетных сериалах).

Акценты

Драма акцентируется на жизни обычного человека. Проблемы, с которыми человек сталкивается ежедневно, непонимание и конфликты с конкретными людьми и обществом в частности — все это отображает драма. Особое внимание, как правило, уделяется человеческим противоречиям, которые наблюдаются в поступках главного героя.

Мелодрама сконцентрирована на раскрытии персонажей и отображении их чувств, эмоций. Особое внимание уделяют противопоставлению любви и ненависти, добра и зла, черного и белого.

Сюжет

Сюжет мелодрамы всегда крутится вокруг любовной истории (в большинстве случаев трагичной). Поэтому мелодрамы в шутку называют мыльной оперой или же мылодрамой.

Сюжет драматических картин намного разнообразнее. Существуют криминальные, военные, эротические, политические драмы и т.д.

Финал

Концовка драмы всегда очень трагична. Порой история может закончиться даже смертью главного героя, за которого зритель переживал всем сердцем на протяжении сеанса.

Что касается мелодрам, то подобные кинокартины заканчиваются на положительной ноте. Главный герой находит истинную любовь, а отрицательные персонажи получают по заслугам. Но порой (довольно редко) бывают и исключения.

Итог

В итоге можно сказать, что драма от мелодрамы отличается по следующим параметрам:

1. Драма противопоставляет конкретного человека обществу, затрагивая при этом серьезные проблемы, мелодрама — легкая история любви.

2. Мелодрама вызывает у зрителей сильные, но скоротекущие эмоции. Драма заставляет задуматься над философскими вопросами, пороками общества и т.д.

3. Финал драмы очень трагичен, и часто кинолента завершается смертью главного героя. Мелодрама же заканчивается хеппи-эндом.

Всем известно, что искусство бывает массовым и элитарным, популярным и авангардным, поучительным и развлекательным. Не существует хороших или плохих жанров: даже самые причудливые творения самых неординарных авторов находят своего потребителя, если выполнены качественно и имеют хоть относительную художественную ценность. Любое произведение ориентировано на определённый круг читателей (зрителей, слушателей…), с учётом их интеллектуального и культурного уровня. Если представить себе упрощённую схему творческого процесса, оправдать ожидания потребителя – вот задача автора. Именно этим принципом и обусловлено многообразие жанров. Причём чем потребности целевой аудитории проще, тем популярнее жанры произведений, для неё созданных. «Низкопробщина», — фыркнут эстеты, и будут неправы. Так называемый мейнстрим и элитарное искусство – слишком разные вещи, чтобы их качественно сравнивать.

На смену традиционного для классической литературы и драматургии жанра трагедии, начиная с XVIII века приходят драма и мелодрама. Они более жизненны, в них нет помпезности и пафоса, столь характерных для более раннего искусства, и это неудивительно: слишком сильно изменился мир с приходом научно-технической революции, чтобы это не могло отразиться на рядовом человеке. Раньше литература и театр были доступны лишь аристократии, а потому и служили потребностям столь узкой целевой аудитории. Новое же время диктует свои условия: простой человек, даже не будучи богатым, стал просвещённей, культурней, образованней, он стремится к познанию и самопознанию, к красоте, коей так мало в реальной жизни, но так много в искусстве. Человек нового времени уже не загноблен непосильным трудом как его предки, и его эстетические потребности должны быть удовлетворены. Так вот драма – это такой народный вариант трагедии, описывающий жизнь простого человека, с его стремлениями и чаяниями, на фоне реалий того мира, который видит целевая аудитория за собственным окном. И также как в жизни, противостояние личности и общества оборачивается сломанными судьбами тех, кто дерзнул бросить вызов системе.

Социальный конфликт – лейтмотив драмы. «Однажды подобное может случиться и с вами», — будто намекает автор читателю. Играть по правилам мира, в котором живёшь – или слушать голос совести, заглушающий ропот толпы? Веления сердца – или чувство долга? Прогнуться под общепринятое – или бороться за свою правду?.. Ответы потребитель должен найти сам, ведь происходящее на сцене, на страницах книги или на экране кинотеатра является моделью его собственной жизни. В героях он видит себя. А автор, выступая в роли провидца, предрекает тщетность борьбы: увы, в драме, как и в жизни, война против системы крайне редко заканчивается благополучным исходом.

Но далеко не всем потребителям по душе такой пессимизм. Жизнь и так тяжела – зачем расстраиваться ещё и из-за несчастий героев? К тому же, не каждый обыватель стремится понять остросоциальный подтекст, ему хочется простых человеческих страстей: любви, ревности… Конфликт между двумя влюблёнными тоже может быть драматичен – различие лишь в масштабности. Автор мелодрамы не выставляет напоказ всю неприглядность реальной жизни, заменяя её красивой сказкой для взрослых, лейтмотивом которой выступает всепобеждающая сила высоких чувств.

Мелодраму относят к лёгким, массовым жанрам, основной целевой аудиторией которых является прекрасная половина человечества. Уставшие от бытовых проблем и безрадостности будней женщины со слезами восторга наблюдают за похождениями героинь – их жизнь полна впечатлений и эмоций, красивых вещей и галантных кавалеров. Всего того, чего немножко не хватает самим зрительницам. Стоит ли говорить, что Happy End – непременный атрибут мелодрамы? В награду за душевные страдания героиня получает в финале главный приз, мужчину своей мечты. Немножко светлой грусти, романтика и звон свадебных колоколов…

Существует ещё более лёгкий, если не сказать примитивный поджанр мелодрамы – ангст. Появилось в масскультуре это явление сравнительно недавно, и его целевая аудитория – молодёжь и подростки. Крайне характерен ангст и для так называемого «некоммерческого» (или скажем прямо, любительского) творчества. Его цель – демонстрация тяжёлого психоэмоционального состояния героев: грусть, тоска, безнадёга, бессильная ярость, обида, подавленность. Автор «препарирует» персонажей во всей красе, культивируя их слабость перед обстоятельствами, сочно и красочно описывая их душевные страдания, как правило – в ущерб художественной ценности сюжета. Но целевая аудитория данного недожанра столь всеядна, что с удовольствием поглощает тонны картонной боли, и даже умудряется её переварить.
Причина, опять же, в запросах потребителя: каждый из нас желает видеть в героях немного облагороженную проекцию себя, любимого. А авторам только и остаётся, что удовлетворять благодарного читателя, зрителя, слушателя, тем, чего от него требуют.

Источники картинок: fanpop.com, polskatimes.pl

Зародившаяся в далёком средневековье драма, как жанр, по сей день сохраняет свои основные признаки. В основе любого драматического сюжета читатель или зритель всегда обнаружит конфликт главного героя с персонажами, олицетворяющими либо устои общества, либо правила системы. ВРоссии в последнее время очень популярны отечественные мелодрамы, которые в обиходе называют русские мелодрамы (сайт). Однако зрители часто путают понятия «драма» и «мелодрама». Чем же они отличаются?

В относительно небольшом произведении (сценарии) почти нет описаний, повествований или слов автора «за кадром», основная часть принадлежит диалогам. Удачный нерастянутый сюжет удерживает внимание зрителя или читателя до конца произведения.

Повествуя о сложной судьбе главного героя, будь то человек из народа или известное историческое лицо, драма нередко заканчивается трагически, оставляя глубокие переживания у зрителя.

Но в искусстве как в жизни: тяжёлые события переплетаются с незатейливыми интригами, а злоключения персонажей могут выглядеть комично. Изначально мелодрама была музыкально-драматическим жанром.

В семнадцатом веке в Англии драму могли играть лишь несколько театров, имеющих специальную лицензию. Всем остальным достались комедии и музыкальные пьесы. Но желание делать постановки с серьёзным сюжетом привело к небольшой хитрости: драма получила музыкальное сопровождение. Приставка «мелос» с греческого переводится как «песня».

Уже в девятнадцатом веке мелодрама претерпела ряд изменений: ушли тонкие психологические моменты, музыки стало меньше (позже она исчезнет совсем). Мелодраму стали играть для менее взыскательной публики.

До нашего времени жанр практически не изменился. Это по-прежнему интересная жизненная история, немного похожая на сказку. В характерах её героев нет полутонов. До конца повествования подлец остаётся подлецом, а добрые и порядочные герои после всех злоключений обретают долгожданное счастье. Сюжет мелодрамы строится на борьбе противоположностей, «эксплуатирует эмоции», вызывая сильные ответные реакции у зрителя.

Если с драмой всё ясно, то понятие «мелодрама» в России и за рубежом воспринимается по-разному.

Мы легко можем поставить знак равенства между словосочетаниями «хороший фильм» и «удачная мелодрама». Умение делать фильмы и постановки в этом жанре для наших сценаристов и режиссёров не является чем-то зазорным.

Для западных деятелей театра и кино слово “мелодрама” чаще всего означает плохой фильм о любви, в котором ничего нет кроме эмоций. Но известны примеры, когда именитые режиссёры намеренно выбирают именно такую форму повествования для создания ярких произведений.