Был ли у катерины шанс выжить. Сочинение Был ли иной путь у Катерины? (Гроза Островского)

Сочинение по драме А.Н. Островского «Гроза»

Драма А.Н. Островского заканчивается гибелью Катерины: она в отчаянии бросается в Волгу. Смерть всегда страшна, а самоубийство молодой женщины ужасно вдвойне. Но был ли у героини другой выбор?

Русский критик Н.А. Добролюбов называл Катерину «лучом света в тёмном царстве», а её самоубийство считал протестом, «страшным вызовом самодурной силе». Действительно, героиня не похожа на других обитателей «тёмного царства»: она искренняя и честная, ей чуждо всякое лицемерие. Катерина публично признаётся в измене мужу и, по мнению Кабанихи, должна быть наказана. Нет сомнения, что, вернувшись домой, жена Тихона получила бы «по заслугам». Однако героиня предпочитает другой путь, по-своему протестуя против «тёмного царства».

Д.И. Писарев, другой критик, оценивал образ Катерины иначе. В статье «Мотивы русской драмы» он писал, что жизнь героини Островского состоит из противоречий, которые разрешаются «глупым средством» — самоубийством.

Мне ближе точка зрения Д.И. Писарева. Существование в доме свекрови стало для Катерины невыносимым. В результате у женщины началось что-то вроде нервного расстройства. Об этом свидетельствует даже её речь, полная восклицаний и пауз: «Все равно, что смерть придет, что сама… а жить нельзя!»

Катерина в финале драмы находится в полубезумном состоянии: жизнь для неё потеряла всякий смысл. Борис уезжает, оставляя женщину на произвол судьбы. Дома ждут нелюбимый муж и жестокая свекровь. «Домой идти? Нет, мне что домой, что в могилу - все равно», — признаётся героиня в своём последнем монологе, незадолго до совершения страшного греха – самоубийства.

Так был ли у Катерины другой выход? Я считаю, что по-другому героиня поступить не могла: её жизнь стала слишком бессмысленной и невыносимой. Единственным средством избавления от мук оказалась смерть.

Валерий Калиновский

«Гроза» - одна из самых известных пьес А. Н. Островского. Популярность произведения обусловлена тем, что автору удалось создать совершенно новый женский образ в русской литературе. Катерина – главная героиня «Грозы» отличается своей внутренней силой и глубиной. Девушка стала олицетворением протеста против патриархальной системы - «лучом света в темном царстве». Но ее «света» не хватило для победы над этим душным и затхлым миром, поэтому все заканчивается самоубийством Катерины. С момента написания пьесы прошло более 150 лет, но до сих пор открытым остается вопрос о том, был ли у Катерины иной путь?

На самом деле в «Грозе» могли быть представлены различные выходы из сложившейся ситуации. Но подходили ли они Катерине? Многие из современных людей не понимают, почему героиня не воспользовалась самым простым, по их мнению, выходом – разводом. Но в обществе того времени браки были церковными, и как считалось, заключались «на небесах», поэтому разводы были очень редки и допускались, в основном, только в дворянских семьях, представители остальных сословий должны были прожить друг с другом всю жизнь до самой смерти.

Катерина могла бы попробовать развестись, но ничего кроме унижений это, скорее всего, не принесло бы. Самый счастливый исход - побег девушки с Борисом. Но ее любимый оказался не принцем, а лишь слабохарактерным эгоистом, оставившим Катерину одну разбираться со всеми проблемами. Еще одним благополучным путем для героини мог стать монастырь. Она могла бы посвятить свою жизнь служению Богу, так как была очень религиозной, но замужних женщин в монастыри не брали, поэтому ее обязательно вернули бы к Тихону.

Самый вероятный вариант развития событий – продолжение жизни Катерины с мужем. Но этот вариант был бы настолько труден для девушки, что вскоре она все равно бы свела счеты с жизнью. Слабохарактерный муж, издевательства Кабанихи и соседей, узнавших об ее неверности, постепенно довели бы девушку до «грани», кроме того, Катерина не смогла бы жить с Тихоном, помня о своей измене и о своей потерянной любви.

Итак, смерть Катерины стала, на мой взгляд, единственным выходом из ситуации. Остальные варианты были не осуществимы или все равно бы привели к гибели героини. Самоубийство девушки стало закономерностью, она не смогла бы примириться с положением дел, принять свою измену, предательство возлюбленного. Катерина приняла решение, которое не требовало компромиссов с окружающим миром и совестью и показалось ей правильным.

Вариант 2

Катерина – одна из центральных героев пьесы Александра Николаевича Островского «Гроза». Это молодая девушка, выросшая в любви и почитании Бога. Детство её было беззаботно и счастливо. Однако девушка была выдана за Тихона Кабанова, сына своенравной овдовевшей купеческой жены Кабанихи, которого она так и не смогла полюбить.

Катерина оказывается в городе Калинове. Хоть он и стоит на прекрасной реке Волге, почти никто не замечает её красоты. В городе царят "разврат и пьянство", люди делятся на несчастных бедных и корыстных богатых, у купеческих домов стоят высокие заборы, за которыми купцы "семью тиранят", стремятся "ограбить сирот".

Обстановка города Калинова с его "жестокими нравами", по словам жителя города – учёного Кулигина, уклад в семье Кабановых, при котором сын не смеет ни в чём перечить матери-тирану, – всё это чуждо свободолюбивой Катерине. И даже вера хоть сколько-нибудь не сможет объединить Катерину с новым окружением, потому что вера их совсем иная, не чистая, не светлая, но демонстративная и на страхе построенная.

Из безысходности Катерина решается на отчаянный шаг – она совершает самоубийство, зная при этом о греховности своего поступка.

Был ли шанс "лучу света в тёмном царстве", как назвал Катерину критик Н. А. Добролюбов, оставаться жить, оставаться светить и дальше?

Я считаю, что иного выбора у Катерины не было.

Катерина нуждалась в поддержке и опоре и, казалось бы, могла бы найти всё это в своей любви, в Борисе. Но он не смог ей помочь, как и все прочие жители города, включая подругу Варвару, любящего Тихона и сострадающего Кулигина. Город и его жители погрязли в безнравственности и безнадёжности. И тайные встречи с любимым Борисом, с последней надеждой противоречат морали, и тяжело даются самой Катерины, совсем не облегчая её участь.

Катерина кончает жизнь самоубийством: она бросается в Волгу. Я думаю, что при всех обстоятельствах, характере Катерины, этот поступок был для неё лучшим исходом, потому что она не смогла бы и дальше жить "из-под неволи", в грехе и при нелюбимом муже. Самоубийство – это самое последнее, что может совершить с собой человек, но Тихон после смерти жены говорит, что завидует ей. Этот факт ещё больше усугубляет и без того печальную картину, нарисованную Островским.

В драме раскрывается тема одного из самых страшных грехов – самоубийства. Однако читатель по прочтении пьесы может внутри себя оправдать героев, живущих в жёстких рамках всестороннего контроля.

Несколько интересных сочинений

  • Герои произведения Фотография, на которой меня нет Астафьева

    Главные герои произведения – мальчик (будем называть его Витей), его бабушка, Екатерина Петровна, и учитель.

  • Анализ рассказа Говори мама говори Екимова

    Каждый родитель боится быть брошенным своим чадом. Страшно в какой-то момент прийти к осознанию, что в тебе не нуждаются, что ты уже не нужен. В старости родители надеются на заботу со стороны своих детей, на благодарность и любовь.

  • Образ и характеристика Анны Снегиной в поэме Есенина «Анна Снегина»
  • Сочинение по картине Портрет А.П. Струйской Рокотова

    В картинах Рокотова всегда присутствовала некая харизма и обаяние со стороны модели для картины. По картинам видно, что при их написании автор старался как больше внимания уделять именно лицу и взгляду и как меньше всему остальному

  • Сочинение Русская литература 20 века (9 класс)

    Начало двадцатого века в русской литературе это яркость "Серебряного века" во всем культурном наследии. Критические настроения порождали литературные шедевры и открывали новые имена. Время реалистов с критическим взглядом. Начал активно развиваться модерн

Драма «Гроза» А. Н. Островского была написана по личным впечатлениям драматурга после путешест-вия по верхней Волге, куда он отправился по поруче-нию Морского министерства для сбора сведений об экономическом состоянии края и особенностях быта местного населения. Основная тема пьесы — столкно-вение между старыми традициями и новыми веяния-ми, между стремлениями к свободе и теми обществен-ными и семейно-бытовыми порядками, которые гос-подствовали в предреформенной России. Но, кроме общей темы, произведение раскрывает и ряд частных тем, в числе которых — семейно-бытовой уклад купеческо-мещанской среды и положение женщины в этой среде.

Бесправность женщины в семье мы видим на при-мере Катерины, главной героини пьесы. Катерина вы-росла в патриархальной, религиозной, любящей се-мье. О своем детстве она вспоминает: «Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле. Маменька во мне души не чаяла, наряжала меня, как куклу, рабо-тать не принуждала; что хочу, бывало, то и делаю... Встану я, бывало, рано; коли летом, так схожу но ключок, умоюсь, принесу с собою водицы и все, все цветы в доме полью... Потом пойдем с маменькой в церковь, все и странницы — у нас полон дом был странниц да богомолок. А придем из церкви, сядем за какую-нибудь работу, больше по бархату золотом, а странницы станут рассказывать: где они были, жития разные, либо стихи поют... Тут старухи уснуть лягут, а я по саду гуляю. Потом к вечерне, а вечером опять рассказы да пение. Таково хорошо было! »

Выйдя замуж за Тихона, она попадает в чужую се-мью, где совсем другая атмосфера: «Да здесь все как будто из-под неволи». Н. Добролюбов пишет в статье «Луч света в темном царстве»: «Катерина вовсе не принадлежит к буйным характерам, никогда не до-вольным, любящим разрушать во что бы то ни стало... Напротив, это характер по преимуществу созидаю-щий, любящий, идеальный», но «убитая дневной ра-ботой и вечной неволей, она уже не может с прежней ясностью мечтать об ангелах...», ее энергии требуется иной выход.

Катя — духовно богатая, поэтически возвышенная натура, тонко чувствующая, немного экзальтирован-ная. Полюбив Бориса, Катерина пугается силы и глу-бины своего чувства. Будучи воспитана в религиоз-ных традициях, героиня понимает, что это большой грех — замужней женщине любить другого мужчину. Автор показывает душевные страдания своей герои-ни, она пытается бороться со своим чувством: «Ах, Варя, грех у меня на уме! Сколько я, бедная, плакала, чего уж я над собой не делала! Не уйти мне от этого греха. Никуда не уйти...». Возможно, если бы Варвара не устроила встречу Катерины с Борисом, измены бы и не случилось, ведь как героиня пытается сама себя отговорить от свидания: «Что она делает-то? Что она только придумывает?.. Вот погибель-то? Вот она! Бро-сить его, бросить далеко, в реку кинуть, чтоб не на-шли никогда». Но «чувство любви к человеку, жела-ние найти родственный отзыв в другом сердце, по-требность нежных наслаждений...» сильнее женщины: «Ну, уж, знать, там ему и быть! Видно, сама судьба того хочет!.. Бросить ключ! Нет, ни за что на свете! Он мой теперь...»

Не в силах противостоять любви, Катерина изме-няет мужу с Борисом. Сознание своей вины тяжким грузом ложится на ее душу, хотя даже Варвара, сест-ра Тихона, учит ее жизни: «А что за охота сохнуть-то! Хоть умирай с тоски, пожалеют, что ль, тебя! Как же, дожидайся. Так какая ж неволя себя мучить-то!»

Измена Катерины — это жажда свободы и счастья. Ведь замуж ее отдали рано, как подмечает Варя: «Молоду замуж-то тебя отдали, погулять-то в девках не пришлось; вот у тебя сердце-то и не уходилось еще». В страсти к Борису «заключается для нее вся жизнь; вся сила ее натуры, все ее живые стремления... к нему вле-чет ее и потребность любви, не нашедшая себе отзыва в муже, и оскорбленное чувство жены и женщины, и смертельная тоска ее однообразной жизни, и желание воли, простора, горячей беззапретной свободы».

Она не идет на нравственные компромиссы, как Варвара («только бы шито да крыто было»). Ведь Ка-терина могла бы и дальше встречаться с Борисом втайне от мужа. Но она испытывает отвращение ко лжи и обману и терзается чувством вины. На мой взгляд, даже не столько перед мужем, свекровью, сколько перед Богом, так как ее понятия о морали ре-лигиозно окрашены.

Я считаю, что самоубийство Катерины — не столь-ко побег от деспотизма свекрови и способ избежать позора, косых взглядов горожан, сколько спонтанное решение, выход, который Катерина неожиданно от-крыла для себя. Это видно из ее монолога: «Куда те-перь? Домой идти? Нет, мне что домой, что в моги-лу — все равно. Да, что домой, что в могилу!.. что в мо-гилу! В могиле лучше... А об жизни и думать не хочется. Опять жить? Нет, нет, не пойду! Придешь к ним, они ходят, говорят, а на что мне это? Ах, темно стало! И опять поют где-то? Что поют? Не разберешь... Умереть бы теперь... Что поют? Все равно, что смерть придет, что сама... а жить нельзя! Грех! Молиться не будут? Кто любит, тот будет молиться... Руки крест-накрест складывают... в гробу! Да, так... я вспомнила. А поймают меня, да воротят домой на-сильно... Ах, скорей, скорей! Друг мой! Радость моя! Прощай!»

Из монолога видно, что и мысль о побеге возникает, но отметается как неудачная. А будущая жизнь в доме Кабановых видится бессмысленной, лишенной радости. Муж, хоть и жалеет ее, не может защитить от нападок матери; Борис не смог (или не захотел) за-брать Катерину с собой. Возможно, если бы у героини были дети, она не приняла бы такого страшного реше-ния. Но тогда, наверное, и не случилось бы измены. «Хоть бы дети чьи-нибудь! Эко горе! Деток-то у меня нет: все бы я и сидела с ними да забавляла их. Люблю очень с детьми разговаривать — ангелы ведь это...»

Но, с другой стороны, с самого начала в разговоре с Варварой в речи Катерины появляются мысли о смер-ти. Возможно, Катерина покончила бы жизнь само-убийством, даже если бы и не случилось измены. Сама жизнь в доме свекрови была тягостной. «Эх, Варя, не знаешь ты моего характеру! Конечно, не дай бог этому случиться! А уж коли очень мне здесь опостынет, так не удержат меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь. Не хочу здесь жить, так не стану, хоть ты меня режь!»

Она не думает о том, что смерть — это тоже грех, возможно, даже более тяжкий, чем измена. После признания в измене положение в доме становится еще более тягостным, настолько, что и смерти Катерина уже не боится. Смерть ей представляется избавлени-ем от ее беспросветной жизни: «В могиле лучше... Под деревцом могилушка... как хорошо!.. Солнышко ее греет, дождичком ее мочит... весной на ней травка вы-растет, мягкая такая... птицы прилетят на дерево, бу-дут петь, детей выведут, цветочки расцветут: жел-тенькие, красненькие, голубенькие,... всякие... Так тихо! Так хорошо!..»

В поведении Катерины есть и слабые, и сильные стороны. Но Катерину нельзя ни осуждать, ни опла-кивать, перед ее мужеством можно только прекло-няться как перед трагической героиней, у нее можно учиться мужеству героической воли.

Катерина - центральный образ в пьесе «Гроза». Судьба этой героини трагична. А потому сочинение «Был ли иной путь у Катерины?» является одной из самых распространенных письменных работ по В чем заключался конфликт этой героини с прочими персонажами пьесы?

Детство и отрочество

Для того чтобы понять, в чем заключался конфликт Катерины с так называемым темным царством, следует знать ее общие представления о жизни. Чтобы продемонстрировать особенности ее характера, Островский представил некоторые сведения о ее детстве и отрочестве. Сочинение «Был ли иной путь у Катерины?» следует, безусловно, начинать с характеристики этой героини. А понять человека можно, имея представление о его воспитании и обществе, в котором он провел ранние годы.

В некоторых эпизодах Катерина вспоминает о своем отчем доме. Главной особенностью ее детства была полная свобода. Ее нельзя назвать вседозволенностью. Скорее, такая свобода была обусловлена любовью и заботой со стороны родителей. Атмосфера, в котором провела первые годы своей жизни Катерина - образец патриархального образа жизни, в лучшем смысле этого словосочетания. В сочинение «Был ли иной путь у Катерины?» можно добавить некоторые цитаты из воспоминаний главной героини. Так, например, Катерина вспоминает, что в родительском доме она любил вставать рано, затем умывала водой из родника и ходила по воскресеньям вместе с матерью в церковь. В образе жизни, который девушка вела в родительском доме, нет существенного отличия от того, который она ведет в доме мужа. Радость, с которой она предается воспоминаниям, говорит, скорее об ее одиночестве.

В мире, в котором пребывала героиня до замужества, отсутствовали принуждение и насилие. А потому именно идиллической картиной такой патриархальной жизни стал ее В доме Кабановых все иначе. Здесь царит психологическая тирания. Свекровь оказывает на Катерину удручающее давление. И противостоять ему у молодой женщины сил нет.

Мир Кабанихи

Катерина вышла замуж, будучи очень молодой. Будущего мужа ей подыскали родители. Она не противилась, потому как в патриархальном мире так было заведено. Катерина готова почитать свекровь. Муж в ее понимании - наставник и опора. Но Тихон не способен стать главой семьи. Эту роль играет его мать. Сочинение «Был ли иной путь у Катерины?» можно начать с Именно этот образ создает противоположность главному. И именно свекровь со своими устаревшими и излишне властными воззрениями оказывает на Катерину губительное действие.

Борис

Как бы ни стремилась Катерина любить и уважать своего мужа, ей это не удается. Он вызывает в ее душе лишь жалость. Когда героиня встречает приезжего молодого человека, сердце открывается для чувства, которое ранее было ей неведомо. Могла ли она поступить иначе? Был ли иной путь у Катерины? Сочинение по пьесе Островского призвано давать ответы на эти вопросы.

Характеристика Бориса в написании письменной работы на тему, которой посвящена эта статья, не играет важной роли. Существенное значение имеет образ мужа. Тихон - человек бесхарактерный, мягкотелый. Даже после того, как произошла трагедия, ставшая кульминацией пьесы, он опасается перечить матери. Тихон любит свою молодую жену. Но это чувство оказывается намного слабее, нежели страх перед Кабанихой. Впрочем, трепещут перед этой дамой многие в небольшом провинциальном городе.

Религиозность

В начале пьесы, вспоминая о своем детстве, Катерина с радостью и теплотой рассказывает о посещении церкви. Следует сказать, что набожность является ее характерной чертой. Именно осознание совершенного греха привело ее в страх и ощущения безысходности. Но в то же время вера в бога не удержала ее от поступка, который, по христианским понятиям, является самым страшным.

«Был ли иной путь у Катерины?» - сочинение, в которое непременно нужно включить описание мира Кабанихи. С тех пор как Катерина переступила порог ее дома, гармония в ее душе стала разрушаться. А потому ей стало все сложнее заниматься повседневными делами и посещать церковь.

Обман и лицемерие

Был ли иной путь у Катерины? Сочинение «Гроза» представляет собой трагическую историю девушки, которая не смогла приспособиться к нравам и укладу, господствовавшими в доме ее мужа. По природе своей эта молодая женщина не умеет лгать. Жить в обмане и лицемерии она не способна. Но по-другому существовать в доме Кабанихи невозможно. Она терпит из последних сил, находит спасение в грезах и мечтах. Но пошлая и грубая действительность снова возвращает ее на землю. А там - унижение и страдание.

Грех и признание

Катерина совершает ошибку. Она влюбляется в Бориса и изменяет мужу. Сочинение «Был ли иной путь у Катерины из пьесы "Гроза"» - письменная работа, план которой может выгладить таким образом:

  • Образ Катерины.
  • Характеристика Кабанихи.
  • Противопоставление Бориса Тихону.
  • Неотвратимая трагедия.

После того как становится ясно, что собой представляет Кабаниха и какая обстановка царит в ее доме, становятся понятны и чувства главной героини. Девушка, которая выросла в любви и ласке, никогда бы не смогла ужиться в этом доме. Она не привыкла в жестокости и лицемерию и чувствует себя не только несчастной, но и чрезвычайно одинокой в мире Кабанихи. Борис - человек, который произвел на нее впечатление лишь потому, что не был похож ни на одного представителя «темного царства». Если бы в жизни Катерины присутствовала хотя бы слабая надежда на счастье, она бы не совершила измены.

Сочинение "Был ли иной путь у Катерины?" (Островский, "Гроза") - задание, которое требует самостоятельного размышления. Может ли честный человек привыкнуть к миру лжи? Способен ли он скрывать свои проступки и жить дальше после совершения греха? В случае героини пьесы Островского ответ однозначен. У Катерины не было иного выхода.

Ее убили лживый мир Кабанихи, одиночество, отсутствие понимания и поддержки со стороны мужа. Она бы смогла преодолеть все это, если бы была более опытной. Но особенность патриархального уклада такова, что девушка, покидая отчий дом, не имеет никакого представления о жизни. А потому можно сказать, что трагедия Катерины была неизбежной.

Был ли выход у Катерины Кабановой

Пьеса Александра Николаевича Островского «Гроза» вышла в 1860 году, в период общественного подъема. Сама история, рассказанная в пьесе, отражает типические конфликты эпохи 60-х: борьбу между отживающей моралью самодуров и их безответных жертв и новой моралью людей, в душе которых пробуждается чувство человеческого достоинства. Особое место среди персонажей пьесы занимает образ Катерины. По мнению Добролюбова, от него «веет на нас новой жизнью, которая открывается нам в самой ее гибели».

Катерина - натура поэтически-мечтательная. Вспоминая о своем детстве и девичьих годах, она сама рассказывает Варваре о том, как сформировался мир ее чувств и настроений. В родительском доме ей жилось радостно и легко, но образования не получила. Рассказы странниц и богомолок заменяли ей книги. Впечатлительная от природы, Катерина жадно прислушивалась к каждому их слову, все принимая на веру. Так получали образование большинство женщин в XIX веке. Сегодня странниц заменил телевизор. Катерина говорит языком, каким в купеческой среде того времени могла говорить только женщина поэтически настроенная и одаренная. В нем слышны и элементы поэтической народной речи, и влияние церковно-книжной литературы, а также и церковных богослужений, которые «до смерти» любила посещать Катерина. Ее выделяют особый мягкий лиризм, эмоциональность и задушевность, которые соответствуют общему складу характера Катерины. В пьесе неоднократно повторяется образ, помогающий понять главное в характере Катерины, - образ птицы. В народной поэзии птица - символ воли. Отсюда постоянный эпитет «вольная птица». «Я жила, ни о чем не тужила, точно птичка на воле», - вспоминает Катерина о том, как ей жилось до замужества, «…Отчего люди не летают так, как птицы? - говорит она Варваре. - Знаешь, мне иногда кажется, что я птица». Но вольная птица попала в железную клетку. И она бьется и тоскует в неволе.

Натура мечтательная, впечатлительная, с характером по преимуществу «любящим, идеальным», по определению Добролюбова, Катерина в то же время обладает пылкой и страстной душой. Катерина терпит лишь до поры до времени. «А уж коли мне здесь опостынет, - говорит она, - так не удержат меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь. Не хочу здесь жить, так не стану, хоть ты меня режь!» Среди жертв «темного царства» Катерина выделяется открытым характером, смелостью, прямотой. «Обманывать - то я не умею; скрыть-то ничего не могу», - отвечает она Варваре, которая говорит, что без обману в их доме не проживешь. И вот такая впечатлительная, поэтически настроенная и в то же время решительная женщина попадает в семью Кабановой, в затхлую атмосферу ханжества и назойливой, мелочной опеки, от которой веет мертвенным холодом и бездушием. Естественно, что конфликт между этой обстановкой «темного царства» и светлым душевным миром Катерины завершился трагически.

Хочется поставить вопрос: «А могло бы быть по-другому?» Трагизм положения Катерины осложнялся еще тем, что ее выдали замуж за человека, которого она не знала и любить не могла, как ни старалась она быть верной и любящей женой. Попытки Катерины найти отзыв в сердце мужа разбиваются о рабскую приниженность и недалекость Тихона и грубость его интересов. Тихон думает только о том, как бы забежать к Дикому выпить, покутить. Ему, как и Катерине, хочется вырваться из дому, но, в отличие от жены, это иногда удается. Нетрудно понять, с какой силой вспыхивают ее чувства, когда она встречает человека, не похожего на всех окружающих. Катерина любит не так, как окружающие ее женщины. Она готова на все для любимого человека, преступая даже те понятия о грехе и добродетели, которые были для нее священными. Религиозность Катерины - это не ханжество Кабанихи, а глубокое искреннее убеждение. «Ах, Варя, - жалуется она, - грех у меня на уме! Сколько я, бедная, плакала, чего уж я над собой ни делала! Не уйти мне от этого греха. Никуда не уйти. Ведь это нехорошо, ведь это страшный грех, Варенька, что я другого люблю». Катастрофа наступает именно потому, что Катерина не может и не хочет таить своего греха.

В четвертом действии драмы в сцене покаяния наступает развязка. Страшная гроза, которую она воспринимает, как «грозу господню », «страшная барыня с ее проклятиями и древняя картина на полуразрушенной стене, изображающая «геенну огненную», - все это едва не сводит Катерину с ума. Она публично, на городском бульваре, кается перед мужем. Если бы драма кончалась этой сценой, была бы показана непобедимость устоев «темного царства». Это бы дало Кабанихе право торжествовать: «Куда вона-то ведет!» Но драма заканчивается самоубийством Катерины, которое следует воспринимать как ее нравственную победу над «темными силами », которым она не пожелала покориться. Этим она проявила свой отчаянный, хотя и бессильный протест против «темного царства». Сегодня можно задать вопрос: «Зачем она это сделала?» Ведь она могла уйти из дому, как Варвара, чем бы еще больше досадила Кабанихе. А ведь Катерина была готова сделать это. Ее не пугала далекая Сибирь, куда отправляли ее возлюбленного Бориса Григорьевича. Но он был слишком слаб, у него не хватило характера, чтобы вырваться из-под власти Кабановых и Диких. Он единственный среди всех действительно понимает Катерину, но помочь ей не в силах: нет у него решимости бороться за свою любовь. Путь к вольной жизни для Катерины закрыт, а домой идти она не желает, потому что «что домой, что в могилу».

Иного пути как самоубийство она не видит. Да, наверное, трудно было бы найти выход в условиях нравов, царивших в обществе в середине XIX века. Ведь к такому же решению позднее приходит и еще одна героиня русской литературы - Анна Каренина. Добролюбов назвал Катерину «лучом света в темном царстве», который на миг осветил его беспробудный мрак.

В 1864 году А. И. Герцен писал о «Грозе»: «В этой драме автор проник в глубочайшие тайники<…> русской жизни и бросил внезапный луч света в неведомую душу русской женщины, которая задыхается в тисках неумолимой и полудикой жизни патриархальной семьи».

Образ Катерины по справедливости принадлежит к лучшим образам женщин не только в творчестве Островского, которое сегодня приобретает новую значимость, но и во всей русской художественной литературе.