Булыга застрелился. Трагедия в семье

ФАДЕЕВ Александр Александрович (1901 - 1956), прозаик.

Родился 11 декабря (24 н.с.) в городе Кирмы Тверской губернии в семье фельдшеров, профессиональных революционеров. Раннее детство провел в Вильно, затем в Уфе. Большая часть детства и юности связана с Дальним Востоком, с Южно-Уссурийским краем, куда родители переселились в 1908. Любовь к этому краю Фадеев пронес через всю жизнь.

Учился во Владивостоке, в коммерческом училище, но ушел, не окончив восемь классов (1912 - 1919). Сблизившись с большевиками, включился в революционную деятельность. Участвовал в партизанском движении против Колчака и войск интервентов (1919 - 1920), после разгрома Колчака - в рядах Красной Армии, в Забайкалье - против атамана Семенова зимой 1920 - 21. Был ранен.

В 1921 попал в Москву как делегат Х Всероссийского партийного съезда, вместе с другими делегатами, подавляя Кронштадтский мятеж, был серьезно ранен. Начал учиться в Московской горной академии, но со второго курса был переведен на партийную работу. Уже в 1921 Фадеев начал писать, участвовать в работе молодых литераторов, которые объединились вокруг журналов «Октябрь» и «Молодая гвардия». В «Молодой гвардии» в 1923 был опубликован первый рассказ Фадеева «Против течения».

Роман «Разгром», увидевший свет в 1927, принес писателю признание читателей и критики и ввел его в большую литературу. Жизнь и исторические события на Дальнем Востоке, свидетелем которых он был, привлекли его творческое воображение. Долгие годы он отдал созданию романа-эпопеи «Последний из Удэге». Несмотря на незавершенность, роман занял свое место не только в творчестве А. Фадеева, но и в историко-литературном процессе 1920 - 50-х. В годы войны был одним из руководителей Союза писателей, автором большого количества публицистических статей, очерков. Был на Ленинградском фронте, три месяца провел в блокадном городе, результатом чего стала книга очерков «Ленинград в дни блокады» (1944).

В 1945 вышел в свет роман «Молодая гвардия», о героях которого Фадеев писал «с большой любовью, отдал роману много крови сердца». Первая редакция романа пользовалась заслуженным успехом, но в 1947 в газете «Правда» роман был подвергнут резкой критике за то, что писатель не показал связи комсомольцев Краснодона с коммунистами-подпольщиками. В 1951 Фадеев переработал роман, вторая редакция которого была оценена, например, Симоновым как «напрасная трата времени».

После XX съезда КПСС, чувствуя невозможность продолжать свою жизнь, А. Фадеев 13 мая 1956 кончает жизнь самоубийством. Медицинская комиссия, назначенная тогда правительством, заявила, что эта трагедия случилась в результате расстройства нервной системы из-за хронического алкоголизма. Только в 1990 было опубликовано предсмертное письмо Фадеева: «Не вижу возможности жить дальше, так как искусство, которому я отдал жизнь свою, загублено самоуверенно-невежественным руководством партии и теперь уже не может быть поправлено. Лучшие кадры литературы… физически истреблены или погибли… лучшие люди литературы умерли в преждевременном возрасте… Жизнь моя как писателя теряет всякий смысл, и я с превеликой радостью, как избавление от этого гнусного существования, где на тебя обрушивались подлость, ложь и клевета, ухожу из этой жизни».

Краткая биография А.А. Фадеева — вариант 2

Фадеев А.А. родился в 1901 г. в Тверской губернии в городе Кимры в семье революционеров. В 1908 г. Александр переезжает с семьей в Южно-Уссурийский край, где и прошли годы его детства и юности. В 1912 г. Фадеев поступает учиться в Коммерческое училище во Владивостоке. Однако, в 1918 г. решает не продолжать это обучение и думает о погружении в революционную деятельность. И, в том же году, он становится большевиком.

С 1919 по 1921 гг. Фадеев активно участвует в урегулировании Кронштадтского восстания и борется с белогвардейцами. Решив продолжить свое образование, он в 1921 г. поступает в Московскую горную Академию, которую оканчивает в 1924 г. С 1924 по 1926 гг. Александр Александрович занимается партийной деятельностью в Ростове-на-Дону и Краснодаре, но скоро переезжает в Москву.

Его публикации, большинство которых посвящены военному времени, стали появляться с 1923 г. Александр Фадеев много лет возглавлял различные писательские организации.

В 1926 он становится одним из лидеров РАПП (Российская ассоциация пролетарских писателей) и работает там до 1932 г. В 1939 г. он был секретарем писательского Союза СССР, а в 1946 г. становится генеральным секретарем, а также председателем правления Союза писателей СССР. И в 1950 г. Александр Александрович Фадеев становится вице-президентом членов Всемирного совета.

После выхода «Молодой гвардии» в адрес Фадеева поступило требование от властей переработать это произведение. Резкую критику писатель воспринимал, как унижение и угнетение своего личностного мировоззрения.

Фадеев Александр Александрович умер в 1956 г. в Москве, окончив жизнь самоубийством.

Биография А.А. Фадеев |

Александр Александрович Фадеев родился 11 (24) декабря 1901 года в меле Кимры (ныне город Тверской области). Русский

Родители Фадеева, фельдшеры по профессии, по образу жизни были профессиональными революционерами. Отец - Александр Иванович Фадеев (1862-1916), мать - Антонина Владимировна Кунц.

  • Около четырёх лет, самостоятельно овладел грамотой - наблюдал со стороны, как учили сестру Таню, и выучил всю азбуку. С четырёх лет он начал читать книжки, поражая взрослых неуёмной фантазией, сочиняя самые необычайные истории и сказки. Его любимыми писателями с детства были Джек Лондон, Майн Рид, Фенимор Купер. В 1908 году его семья переехала в Южно-Уссурийский край (ныне Приморский), где прошли детство и юность Фадеева. С 1912 по 1918 года Фадеев учился во Владивостокском Коммерческом училище, однако обучения не закончил, решив посвятить себя революционной деятельности.
  • Еще учась во Владивостокском коммерческом училище, выполнял поручения подпольного комитета большевиков. В 1918 году вступил в РКП(б) и принял кличку Булыга. Стал партийным агитатором. В 1919 г. вступил в Особый Коммунистический отряд красных партизан.
  • В 1919-1921 годах участвовал в боевых действиях на дальнем Востоке, получил ранение. Занимал посты: комиссар 13-го Амурского полка и комиссар 8-й Амурской стрелковой бригады. В 1921-1922 годах учился в Московской горной академии. В 1921 году в качестве делегата на Х съезд РКП(б) уехал в петроград. Принимал участие в подавлении Кронштадского восстания, при этом получил второе ранение. После лечения и демобилизации Фадеев остался в Москве.
  • Своё первое серьёзное произведение - повесть «Разлив» Александр Фадеев написал в 1922-1923 годах. В 1925-1926 годах в ходе работы над романом "Разгром" принял решение стать профессиональным писателем. «Разгром» принёс молодому писателю славу и признание, но после этой работы он уже не мог уделять внимание одной литературе, став видным литературным руководителем и общественным деятелем. Один из лидеров РАПП.
  • Действие ранних произведений - романов «Разгром» и «Последний из Удэге» происходит в Уссурийском крае. Проблематика «Разгрома» относится к вопросам руководства партией, в романе показана классовая борьба, становление советской власти. Главные герои - это красные партизаны, коммунисты (например, Левинсон). Гражданской войне посвящён и следующий роман Фадеева «Последний из Удэге» (ч. 1-4, 1929-1941, не закончен).
  • Также Фадеев известен по ряду очерков и статей, посвящённых вопросам развития литературы в условиях социалистического реализма.
  • «Писательский министр», как называли Фадеева, в течение почти двух десятилетий фактически руководил литературой в СССР. Для творчества у него почти не оставалось времени и сил. Последний роман «Черная металлургия» остался незавершенным. Писатель планировал создать фундаментальное произведение на 50-60 авторских листов. В итоге к посмертной публикации в "Огоньке" удалось из черновиков собрать 8 глав на 3 печатных листа.
  • Идею своей книги Фадеев взял из книги В.Г.Лисянского и М. Котова «Сердца смелых», изданной в 1944 году. Сразу после окончания Великой Отечественной войны (1941-1945) Фадеев садится за написание романа о Краснодонской подпольной организации "Молодая гвардия", действовавшей на оккупированной нацистской Германией территории, многие члены которой были уничтожены нацистами.
  • Впервые книга вышла в свет в 1946 году. Фадеев был подвергнут резкой критике за то, что в романе недостаточно ярко выражена «руководящая и направляющая» роль Коммунистической партии и получил суровые критические замечания в газете «Правда», органе ЦК КПСС, фактически от самого Сталина.
  • Тем не менее писатель пожелания учёл, и в 1951 году свет увидела вторая редакция романа «Молодая гвардия». В ней Фадеев, серьёзно переработав книгу, уделил в сюжете больше внимания руководству подпольной организацией со стороны ВКП(б).
  • Фадеев горько шутил в то время, когда говорил своим друзьям: «переделываю „Молодую гвардию“ на старую…» . Фильм "Молодая гвардия" был снят по первой редакции, однако полностью переснять фильм (тоже подвергнувшийся определённым правкам) было намного сложнее, чем переписать книгу.
  • До конца 1980-х годов роман «Молодая гвардия» воспринимался как идеологически одобренная партией история организации, и иная трактовка событий была невозможна. Роман входил в учебную программу СССР и был хорошо знаком любому школьнику 1950-1980 годах.
  • Много лет Фадеев руководил писательскими организациями разного уровня. в 1926-1932 годах был одним из организаторов и идеологов РАПП.

В Союзе писателей СССР:

  • 1932 году входил в Оргкомитет по созданию СП СССР после ликвидации РАПП;
  • 1934-1939 - заместитель председателя оргкомитета;
  • 1939-1944 - секретарь;
  • 1946-1954 - генеральный секретарь и председатель правления;
  • 1954-1956 - секретарь правления.

Вице-президент Всемирного Совета Мира (с 1950). Член ЦК КПСС (1939-1956); на ХХ съезде КПСС (1956) избран кандидатом в члены ЦК КПСС. Депутат Верховного Совета СССР 2-4-го созывов (с 1946 года) и Верховного Совета РСФСР 3-го созыва.

В 1942-1944 годах Фадеев работал главным редактором "Литературной газеты", был организатором журнала "Октябрь" и входил в его редколлегию.

В годы Великой Отечественной войны Фадеев был военным корреспондентом газеты "Правда" и Совинформбюро. В январе 1942 года писатель побывал на Калининском фронте, на самом опасном участке собирая материалы для репортажа. 14 января 1942 года Фадеев опубликовал в газете «Правда» статью «Изверги-разрушители и люди-созидатели», где описал свои впечатления от увиденного на войне.

В очерке «Боец» он описал подвиг красноармейца Я.Н.Падерина, получившего звание Героя Советского Союза посмертно.

Стоя во главе Союза писателей СССР, Александр Фадеев проводил в жизнь решения партии и правительства по отношению к своим коллегам: М.М.Зощенко, А.А.Ахматовой, А.П.Платонову. В 1946 году после исторического постановления Жданова, фактически уничтожавшего Зощенко и Ахматову как литераторов, Фадеев был среди тех, кто приводил в исполнение этот приговор. В 1949 году Александр Фадеев стал одним из авторов программной редакционной статьи в органе ЦК КПСС газете "Правда" под названием «Об одной антипатриотической группе театральных критиков». Эта статья послужила началом кампании, получившей известность как «Борьба с космполитизмом».

Но он же в 1948 году хлопотал о том, чтобы выделить значительную сумму из фондов СП СССР для оставшегося без копейки М.М.Зощенко. Фадеев проявлял искреннее участие в судьбе многих нелюбимых властями литераторов: Б.Л.пастернака, Н.А.заболоцкого, Л.Н.Гумилёва, несколько раз потихоньку передавал деньги на лечение А.П.Платонова его жене.

Тяжело переживая такое раздвоение, он страдал бессонницей, впал в депрессию. В последние годы Фадеев пристрастился к спиртному и впадал в долгие запои. Проходил курс лечения в санатории "Барвиха".

Хрущёвской оттепели Фадеев не принял. В 1956 году с трибуны ХХ съезда КПСС деятельность лидера советских литераторов была подвергнута жёсткой критике М.А.Шолоховым. Фадеев не был избран членом, а только кандидатом в члены ЦК КПСС. Фадеева прямо называли одним из виновников репрессий в среде советских писателей.

После ХХ съезда КПСС конфликт Фадеева со своей совестью обострился до предела. Он признавался своему старому другу Юрию Либединскому - Совесть мучает. Трудно жить, Юра, с окровавленными руками .

13 мая 1956 года Александр Фадеев застрелился из револьвера на своей даче в Переделкино. В некрологе официальной причиной самоубийства был указан алкоголизм. В действительности за две недели до своего самоубийства А. А. Фадеев бросил пить, «примерно за неделю до самоубийства стал готовиться к нему, писал письма разным людям» (Вячеслав Иванов).

Вопреки последней воле - быть похороненным рядом с матерью, Фадеев был похоронен на Новодевичьем кладбище

Первой женой Фадеева была Валерия Анатольевна Герасимова, второй (с 1936 года) - Ангелина Степанова, народная артистка СССР, воспитавшая с Фадеевым двоих детей: Александра и Михаила. Кроме того, в 1943 году родилась общая дочь Фадеева и М.И.Алигер, Мария Александровна Фадеева-Макарова-Энценсбергер

Жил на Тверской улице (Тверском район Москвы)

Бригадный комиссар (1941, с 1942 года полковник). Лауреат Сталинской премии первой степени (1946). Член РКП(б) с 1918 года. В 1939 году Фадеев стал членом ЦК ВКП(б).

  • два ордена Ленина (1939, 1951)
  • орден Красного Знамени
  • Сталинская премия первой степени (1946) - за роман «Молодая гвардия»
  • премия Ленинского комсомола (1970 - посмертно ) - за роман «Молодая гвардия»
Ответить Подписаться Скрыть

Александр Фадеев

русский советский писатель и общественный деятель, журналист, военный корреспондент; лауреат Сталинской премии первой степени

Краткая биография

Молодость

Александр Фадеев родился в селе Кимры (ныне город Тверской области). Был крещён в кимрском Покровском соборе. С самого детства рос одарённым ребёнком. Ему было около четырёх лет, когда он самостоятельно овладел грамотой - наблюдал со стороны, как учили сестру Таню, и выучил всю азбуку. С четырёх лет он начал читать книжки, поражая взрослых неуёмной фантазией, сочиняя самые необычайные истории и сказки. Его любимыми писателями с детства были Джек Лондон, Майн Рид, Фенимор Купер.

В 1908 году семья переехала в Южно-Уссурийский край (ныне Приморский), в 1912 поселилась в селе Чугуевка, где прошло детство и юность Фадеева.

С 1912 по 1918 год Фадеев учился во Владивостокском Коммерческом училище, однако обучения не закончил, решив посвятить себя революционной деятельности.

Революционная деятельность

Ещё учась во Владивостокском коммерческом училище, выполнял поручения подпольного комитета большевиков.

В 1918 году вступил в РКП(б) и принял партийный псевдоним Булыга . Стал партийным агитатором.

В 1919 году вступил в Особый Коммунистический отряд красных партизан.

В 1919-1921 годах участвовал в боевых действиях на Дальнем Востоке, получил ранение. Занимал посты: комиссар 13-го Амурского полка и комиссар 8-й Амурской стрелковой бригады.

В 1921-1922 годах учился в Московской горной академии.

В 1921 году, будучи делегатом Х съезда РКП(б), принимал участие в подавлении Кронштадтского восстания, при этом получил второе ранение. После лечения и демобилизации Фадеев остался в Москве.

Творчество

Начало литературной деятельности

Своё первое серьёзное произведение - повесть «Разлив» Александр Фадеев написал в 1922-1923 годах. В 1925-1926 годах в ходе работы над романом «Разгром» принял решение стать профессиональным писателем. «Разгром» принёс молодому писателю славу и признание, но после этой работы он уже не мог уделять внимание одной литературе, став видным литературным руководителем и общественным деятелем. Один из лидеров РАППа.

Дальнейшая литературная работа

Действие ранних произведений - романов «Разгром» и «Последний из Удэге» происходит в Уссурийском крае. Проблематика «Разгрома» относится к вопросам руководства партией, в романе показана классовая борьба, становление советской власти. Главные герои - это красные партизаны, коммунисты (например, Левинсон). Гражданской войне посвящён и следующий роман Фадеева «Последний из Удэге» (ч. 1-4, 1929-1941, не закончен).

Также Фадеев известен по ряду очерков и статей, посвящённых вопросам развития литературы в условиях социалистического реализма.

«Писательский министр», как называли Фадеева, в течение почти двух десятилетий фактически руководил литературой в СССР. Для творчества у него почти не оставалось времени и сил. Последний роман «Чёрная металлургия» остался незавершённым. Писатель планировал создать фундаментальное произведение на 50-60 авторских листов. В итоге к посмертной публикации в «Огоньке» удалось из черновиков собрать 8 глав на 3 печатных листа.

Роман «Молодая гвардия». Правда и вымысел

Идею своей книги Фадеев взял из книги В. Г. Лясковского и М. Котова «Сердца смелых», изданной в 1944 году.В 1945 году, сразу после окончания Великой Отечественной войны Фадеев садится за написание романа о Краснодонской подпольной организации «Молодая гвардия», действовавшей на оккупированной нацистской Германией территории, многие члены которой были уничтожены нацистами.

В середине февраля 1943 года, после освобождения донецкого Краснодона советскими войсками, из шурфа находившейся неподалёку от города шахты № 5 было извлечёно несколько десятков трупов замученных фашистами подростков, состоявших в период оккупации в подпольной организации «Молодая гвардия».А через несколько месяцев в «Правде» была опубликована статья Александра Фадеева «Бессмертие», на основе которой чуть позже был написан роман «Молодая гвардия»

Впервые книга вышла в свет в 1946 году. Фадеев был подвергнут резкой критике за то, что в романе недостаточно ярко выражена «руководящая и направляющая» роль Коммунистической партии и получил суровые критические замечания в газете «Правда», органе ЦК ВКП(б), фактически от самого Сталина.

Фадеев объяснял:

Я писал не подлинную историю молодогвардейцев, а роман, который не только допускает, а даже предполагает художественный вымысел.

Тем не менее, писатель пожелания учёл, и в 1951 году свет увидела вторая редакция романа «Молодая гвардия». В ней Фадеев, серьёзно переработав книгу, уделил в сюжете больше внимания руководству подпольной организацией со стороны ВКП(б).Фадеев горько шутил в то время, когда говорил своим друзьям: «переделываю „Молодую гвардию“ на старую…».

Фильм «Молодая гвардия» был снят по первой редакции, однако полностью переснять фильм (тоже подвергнувшийся определённым правкам) было намного сложнее, чем переписать книгу.

До конца 1980-х годов роман «Молодая гвардия» воспринимался как идеологически одобренная партией история организации, и иная трактовка событий была невозможна. Роман входил в учебную программу СССР и был хорошо знаком любому школьнику 1950-1980 годов.

Общественная и политическая деятельность

Много лет Фадеев руководил писательскими организациями разного уровня. В 1926-1932 годах был одним из организаторов и идеологов РАПП.

В Союзе писателей СССР:

  • 1932 году входил в Оргкомитет по созданию Союза писателей СССР после ликвидации РАПП;
  • 1934-1939 - заместитель председателя оргкомитета;
  • 1939-1944 - секретарь;
  • 1946-1954 - генеральный секретарь и председатель правления;
  • 1954-1956 - секретарь правления.

Вице-президент Всемирного Совета Мира (с 1950). Член ЦК КПСС (1939-1956); на XX съезде КПСС (1956) избран кандидатом в члены ЦК КПСС. Депутат ВС СССР 2-4-го созывов (с 1946 года) и ВС РСФСР 3-го созыва.

Полковник (1942), бригадный комиссар (1941).

В 1942-1944 годах Фадеев работал главным редактором «Литературной газеты», был организатором журнала «Октябрь» и входил в его редколлегию.

В годы Великой Отечественной войны Фадеев был военным корреспондентом газеты «Правда» и Совинформбюро. В январе 1942 года писатель побывал на Калининском фронте, на самом опасном участке собирая материалы для репортажа. 14 января 1942 года Фадеев опубликовал в газете «Правда» статью «Изверги-разрушители и люди-созидатели», где описал свои впечатления от увиденного на войне.

Общественная позиция. Последние годы

Стоя во главе Союза писателей СССР, Александр Фадеев проводил в жизнь решения партии и правительства по отношению к своим коллегам: М. М. Зощенко, А. А. Ахматовой, А. П. Платонову. В 1946 году после доклада А. А. Жданова, фактически уничтожавшего Зощенко и Ахматову как литераторов, Фадеев был среди тех, кто приводил в исполнение этот приговор.

В 1949 году Александр Фадеев стал одним из авторов программной редакционной статьи в газете «Правда» под названием «Об одной антипатриотической группе театральных критиков»(?), эта статья послужила началом кампании, получившей известность как «Борьба с космополитизмом».Осенью 1949 года участвовал в травле в прессе Бориса Эйхенбаума и других работников ЛГУ.

Но он же в 1948 году хлопотал о том, чтобы выделить значительную сумму из фондов Союза писателей СССР для оставшегося без средств к существованию М. М. Зощенко. Фадеев проявлял искреннее участие в судьбе многих нелюбимых властями литераторов: Б. Л. Пастернака, Н. А. Заболоцкого, Л. Н. Гумилёва, несколько раз передавал деньги на лечение А. П. Платонова его жене.

Тяжело переживая такое раздвоение, он страдал бессонницей, впал в депрессию. В последние годы Фадеев пристрастился к спиртному и впадал в долгие запои. Проходил курс лечения в санатории «Барвиха».

Илья Эренбург писал о нём:

Фадеев был смелым, но дисциплинированным солдатом, он никогда не забывал о прерогативах главнокомандующего.

Хрущевской оттепели Фадеев не принял. В 1956 году с трибуны XX съезда КПСС деятельность лидера советских литераторов была подвергнута жёсткой критике М. А. Шолоховым. Фадеев не был избран членом, а только кандидатом в члены ЦК КПСС.Фадеева прямо называли одним из виновников репрессий в среде советских писателей.

После XX съезда КПСС внутренний конфликт Фадеева обострился до предела. Он признавался своему старому другу Юрию Либединскому: «Совесть мучает. Трудно жить, Юра, с окровавленными руками».

Самоубийство

13 мая 1956 года Александр Фадеев застрелился из револьвера на своей даче в Переделкино. В некрологе официальной причиной самоубийства был указан алкоголизм. В действительности за две недели до своего самоубийства А. А. Фадеев бросил пить, «примерно за неделю до самоубийства стал готовиться к нему, писал письма разным людям» (Вячеслав Всеволодович Иванов). В соответствии с последней волей писателя (быть похороненным рядом с матерью) его похоронили на Новодевичьем кладбище (участок № 1).

Предсмертное письмо Фадеева, адресованное ЦК КПСС, было изъято КГБ и опубликовано впервые лишь в 1990 году:

Не вижу возможности дальше жить, так как искусство, которому я отдал жизнь свою, загублено самоуверенно-невежественным руководством партии и теперь уже не может быть поправлено.<…>Жизнь моя, как писателя, теряет всякий смысл, и я с превеликой радостью, как избавление от этого гнусного существования, где на тебя обрушивается подлость, ложь и клевета, ухожу из жизни. Последняя надежда была хоть сказать это людям, которые правят государством, но в течение уже 3-х лет, несмотря на мои просьбы, меня даже не могут принять. Прошу похоронить меня рядом с матерью моей.

Предсмертное письмо А. А. Фадеева в ЦК КПСС. 13 мая 1956
(Известия ЦК КПСС. - 1990. - № 10. - С. 147-151)

Исследователи указывают на странные обстоятельства вокруг самоубийства писателя.

Личная жизнь

Родители Фадеева, фельдшеры по профессии, по образу жизни были профессиональными революционерами. Отец - Александр Иванович Фадеев (1862-1917), мать - Антонина Владимировна Кунц (1873-1954).

Первой женой Фадеева была Валерия Анатольевна Герасимова, второй (с 1936 года) - Ангелина Иосифовна Степанова, народная артистка СССР, воспитавшая с Фадеевым двоих детей: Александра и Михаила. Кроме того, в 1943 году родилась общая дочь Фадеева и М. И. Алигер: Мария Александровна Фадеева-Макарова-Энценсбергер (покончила с собой 06.10.1992.).

Награды

  • два ордена Ленина (31.01.1939; 23.12.1951)
  • орден Красного Знамени (1922)
  • медали
  • Сталинская премия первой степени (1946) - за роман «Молодая гвардия»,
  • премия Ленинского комсомола (1970 - посмертно ) - за роман «Молодая гвардия».

Александр Александрович Фадеев — советский актер, сын писателя Александра Фадеева. Стал известным благодаря роли виконта в фильме «Война и мир».

Принято считать, что талант человека всегда поможет ему стать успешным в жизни, добиться славы и всеобщей любви. Но как часто это утверждение оказывалось ошибочным. Много воистину одаренных людей так и не смогли правильно распорядиться этим подарком судьбы, растратили его понапрасну и не достигли никаких высот. Это в полной мере относится и к актеру Александру Фадееву. Не помог ему в жизни ни удивительный талант, ни влиятельные родители.

Что же произошло, почему блистательно начавшаяся творческая биография артиста так быстро сошла на нет и закончилась эпизодическими ролями, имени исполнителя которых даже не было в титрах?

Звездные родители

Имени настоящего отца Александра Фадеева никто никогда не знал. Это так и осталось тайной, которую мама актера хранила до самой своей смерти. Зато маму Саши все знали очень хорошо – это Ангелина Степанова, одна из культовых актрис времен СССР, имя которой было на всех театральных афишах МХАТа.

Мужем Ангелины был режиссер театра МХАТ Николай Горчаков, но брак этот нельзя назвать счастливым, потому что тайной страстью красавицы Ангелины был литератор Николай Эрдман. Их роман продолжался целых семь лет, но несмотря на это, Ангелина так и не подала на развод с мужем и не связала свою жизнь с любимым человеком. Причина до банальности проста – она боялась, что этот развод скажется на ее карьере, которая так сильно зависела от мужа-режиссера. Да и потом разводы в Советском Союзе не поощрялись и Степанову запросто могли сделать невыездной, даже не приняв во внимание все ее заслуги.

Фото: Александр Фадеев в детстве с семьей

Выход из этого непростого треугольника предоставила сама судьба – в 1933 году любовник актрисы был арестован и сослан в ссылку. Спустя 2 года Степанова и Горчаков все-таки расстались. И настоящая причина этого разрыва так и осталась неизвестной, то ли актриса перестала бояться за свою карьеру и порвала с нелюбимым мужем, то ли сам Горчаков боялся за свою репутацию, которую мог подпортить брак с любовницей репрессированного литератора.

Но Ангелина совсем недолго была одна. Гастролируя в Париже вместе с театром, она знакомится с известным писателем – Александром Фадеевым, который находился там же по служебным делам.

Их роман развивался очень стремительно, поэтому после возвращения домой они решили пожениться. Он прожили в браке двадцать лет, до самого самоубийства Александра, которое он совершил в 1956 году. За это время случалось многое — и частые выпивки мужа и его измены, но эта красивая, элегантная, умная и мужественная женщина вынесла все. Наверное потому, что очень сильно любила своего Сашу. Ангелина пережила мужа на 44 года и просила похоронить ее рядом с любимым. Это было в 2000 году, актрисе исполнилось 95 лет.

В июле 1936 года, буквально сразу после свадьбы, у молодых супругов родился сын, которого в честь приемного отца назвали Сашей. Фадеев усыновил ребенка, дал ему не только свою фамилию и отчество, но и имя. Сын стал полным тезкой приемного папы, и чтобы не было путаницы, его стали называть Александром Фадеевым-младшим.

Ранние годы

Фадеев-старший был очень известным писателем. Он написал «Молодую гвардию», «Разгром», «Последний из Удэге». Эти книги зачитывали до дыр, они были любимы несколькими поколениями советских людей. Он был депутатом, награжденным орденами Ленина и Сталинской премией, стоял у истоков создания Союза писателей СССР, с ним считалась правящая верхушка.

Ангелина Степанова была успешной, востребованной актрисой, примой МХАТа. В те годы было непросто, но семья имела нормальный достаток, поэтому в детстве Саша Фадеев-младший в материальном плане ни в чем не нуждался.

У супругов скоро родился и совместный сын, которого назвали Мишей. Мальчики были очень дружны между собой, и старались не забывать и сестру – внебрачную дочь отца Машу. Несмотря на такое количество детей, Сашу любили больше всех.

Выбор жизненного пути

Так и осталось загадкой, почему Саша решил посвятить свою жизнь актерской профессии. Может сказались гены матери, или детство, которое прошло практически в театре. А возможно его утонченной натуре больше нравилось искусство театра, чем писательский труд его отчима. Выбор молодой человек сделал в пользу театра, а уж родители подняли все свои связи, чтобы пристроить любимое чадо. И вот сразу после окончания школы-студии МХАТ, Сашу принимают в труппу Театра Советской Армии, где он и блистал несколько лет.

Дебют в кино

Дебют Фадеева-младшего в кино состоялся в 1965 году – он исполнил роль виконта в съемках фильма «Война и мир» по роману Л.Толстого. Роль была не основная, но исполнена Александром просто великолепно. Красивый молодой человек с аристократическими манерами и прямой осанкой – таким он запомнился зрителям. Это даже не было похоже на игру, так натурально он выглядел в этой роли.

Успешный дебют показал всем, что юноша несомненно очень талантлив и может достичь самых высоких вершин в кино.

Только одно угнетало Александра – его успех не видел отец. К этому времени Фадеев-старший покончил с собой, он выстрелил в себя из пистолета, оставшись один на даче.

Жена в это время гастролировала с театром за рубежом. Случилось это трагическое событие в 1956 году, после того, как Хрущев выступил с разоблачительной речью против Сталина. Писателю было всего 54.

Эта трагедия сильно сказалась на всех детях Фадеева. Спустя годы дочь Маша также покончит жизнь самоубийством, и у Александра-младшего родные тоже стали замечать склонность к суициду. Но это в будущем, а пока карьера Фадеева-младшего после успешной дебютной роли стремительно рванулась вверх – его утверждают на главную роль в фильме, повествующем об альпинистах.

Главная роль в фильме «Вертикаль»

Сюжет фильма был довольно простым, но несмотря на это, «Вертикаль» получила очень высокую оценку зрителей. Львиная доля успеха фильма заключалась в песнях, которые специально для него написал В.Высоцкий. Эти песни стали хитами, их слушает уже не одно поколение поклонников певца. Успех картине принес и актер Фадеев, который очень гармонично сыграл главную роль – Никитина.

Во время съемок между актером Александром Фадеевым и актрисой Ларисой Лужиной вспыхнул роман. Нравилась симпатичная девушка и Владимиру Высоцкому, но его популярность нельзя было сравнить с Фадеевской, поэтому предпочтение было отдано красавцу Александру. К тому же он был более перспективной партией, чем малоизвестный Владимир. Лариса уже готова была вступить в брак с Александром, но вовремя остановилась. Актер сильно и много пил, становился неуправляемым и импульсивным, хватался за ружье, чтобы застрелиться и Ларисе иногда приходилось его спасать от верной смерти. Это и остановило девушку от замужества.

Крах кинокарьеры

Окрыленный первыми успехами в кино, актер слишком воспарил в небесах и очень скоро стал жертвой настоящей звездной болезни. Он ругается с режиссерами, не приходит на репетиции, а на съемках появляется в состоянии сильного похмелья. Ему прощали много и долго, может быть благодаря таланту и обаятельности, а может из чувства уважения к матери, которая просила за своего беспутного сына. Всем казалось, что это временно, Саша одумается и начнет работать в полную силу. Но эти надежды актер не оправдал.

В конце 60-х годов актера Фадеева практически перестали приглашать в кино. После выхода фильма «Вертикаль» он снялся в лентах «Один шанс из тысячи» и «Совесть» — это были серьезные роли, а после этого ему доверяли только эпизоды. «В одном микрорайоне», «Фронт за линией фронта», «Одиноким предоставляется общежитие», «Авария – дочь мента», «Мать» — в этих фильмах он мелькает исключительно в эпизодах, его имени даже нет в титрах к фильмам.

Театральная карьера

По сравнению с киношной карьерой, карьера в театре Александра Фадеева-младшего была более успешной. Но это не благодаря его таланту, а скорее стараниям матери, которая пользовалась уважением среди коллег. Она поняла, что карьере сына в кино пришел конец, а в театре ему грозит увольнение из-за недостойного поведения. Поэтому обращается к с просьбой принять Александра во МХАТ. Ефремов был не в восторге от такого предложения, но согласился на уговоры.

Александр Фадеев был известен своими скандальными выходками, но в плане актерского мастерства был очень даже полезен в театре. Он участвовал в постановках самого Ефремова, у него была роль в спектаклях «Сон разума» и «Старый Новый год».

Но снова почувствовав вседозволенность, Александр понемногу начинает наглеть, вступать в споры с Олегом Ефремовым. Конфликт был грандиозным, МХАТ разделился на две части и Фадеев не желая больше работать у Ефремова, переходит к , а Степанова остается у Олега Николаевича. В новом театре Фадеев продолжал играть до 1993 года.

Личная жизнь

Александр Фадеев был очень известен театральному бомонду. И дело не только в творчестве, которое начало идти на спад – он славился своими любовными интрижками и кутежами. Природа наделила Александра красотой, но это не главное, он был очень обаятельным и внимательным кавалером, умел красиво ухаживать и заинтересовать любую даму. Он в полной мере пользовался связями своего отчима и авторитетом матери, его жизнь была вольной и обеспеченной, причем сам он для этого не приложил никаких усилий.

Но наступило время, когда Александр пресытился романами и понял, что хочет серьезных отношений. Впервые официальный брак он заключил с Людмилой Гурченко. Их знакомство состоялось в ресторане ВТО. Людочку просто очаровал столичный красавец-кавалер. Встречались они не долго, вскоре зарегистрировали брак. Но долгой и счастливой личной жизни не получилось. Слишком избалованный судьбой Александр продолжал вести прежнюю жизнь – рестораны и веселые компании, а Людмила усердно трудилась. Их брак длился всего 2 года, после чего Гурченко поняла, что это была ошибка и развелась с супругом.

В личной жизни Александра Фадеева было еще два брака. Второй женой артиста стала Натэлла Канделаки. Но и этому браку был отведен недолгий срок, очень быстро они развелись.

Фадеев женится третий раз. Теперь это Надя Сталина, внучка Иосифа Виссарионовича и дочь его сына Василия. Это была последняя жена актера, они прожили вместе до ее смерти. Никто не знает насколько счастливы были супруги, потому что Надя никогда никому не рассказывала о том, что творится в семье. Но судя по характеру Александра, можно не сомневаться, что жизнь у его жены была трудной. В этом браке в 1974 году у Фадеева родилась дочь Анастасия, которая записана по фамилии деда и отца – Сталина. В 1992 году у Анастасии родилась дочка Галя, которую мама записала Фадеевой.

Последние годы

Уже будучи в зрелом возрасте, артист так и не изменил свой образ жизни. Пьянки и гулянки продолжались. У артиста была алкогольная зависимость и суицидальные наклонности.

55 лет назад покончил с собой известный советский писатель, автор романа «Молодая гвардия»

Автор известных романов «Молодая гвардия», «Разгром», «Последний из Удэге» Александр Фадеев в сталинскую эпоху больше десятилетия вершил судьбы советской литературы, возглавляя Союз писателей СССР. Казалось, в его жизни было все, о чем только можно мечтать: слава, власть, материальное благополучие, жена — красавица-актриса, дети…

А в 54 года, случилось это через несколько месяцев после разоблачения культа Сталина на XX съезде КПСС, Фадеев, которого считали причастным к репрессиям в среде советских писателей, добровольно ушел из жизни. Писатель застрелился из револьвера на даче в Переделкино. Обнаружил отца мертвым его 11-летний сын Миша.

В некрологе официальной причиной самоубийства Александра Фадеева назвали алкоголизм. И только в 1990 году было опубликовано предсмертное письмо писателя, адресованное ЦК КПСС, где он писал: «Не вижу возможности дальше жить, так как искусство, которому я отдал жизнь свою, загублено самоуверенно-невежественным руководством партии… Лучшие кадры литературы физически истреблены… Жизнь моя как писателя теряет всякий смысл, и я с превеликой радостью, как избавление от этого гнусного существования, где на тебя обрушивается подлость, ложь и клевета, ухожу из жизни. Последняя надежда была хоть сказать это людям, которые правят государством, но в течение уже трех лет, несмотря на мои просьбы, меня даже не могут принять». «ФАКТАМ» удалось разыскать сына Александра Фадеева Михаила Фадеева, которому сейчас 66 лет, и побеседовать с ним.

«Сталин лично позвонил отцу после написания «Разгрома»

— Михаил Александрович, каким вы запомнили отца?

— Когда его не стало, я был еще совсем ребенком. Но, конечно, не забыть, с какой заботой он ко мне относился, как беспокоился о том, чтобы я много читал и узнавал. У нас была огромная библиотека.

— Назиданий не было. Но и запретов тоже — что я хотел, то и читал. Мне нравились русская классика и приключенческая литература — Майн Рид, Жюль Верн, Стивенсон…

— Где вы бывали с отцом?

— Часто ездили на рыбалку, купаться. Жили ведь больше на служебной даче отца в Переделкино. Готовила домработница. Родители полностью были поглощены работой.

— Вы первым обнаружили отца застрелившимся…

— Да, но даже сегодня говорить об этом мне непросто.

— Накануне были какие-то тревожные предчувствия?

— Ничего, что предвещало беду, я не чувствовал. За день до случившегося мы с папой ездили в Москву, вернулись поздно вечером. А на следующий день произошла трагедия. На похоронах отца я не присутствовал — меня оградили от всех траурных мероприятий, так как болел.

— Когда семья узнала о существовании предсмертного письма?

— Его скрывали до 1990 года. Никто не знал о письме, в том числе мама (известная театральная актриса Ангелина Степанова. — Авт.). О смерти папы она узнала из газет в Киеве, куда прибыла, возвращаясь с гастролей в Югославии. Ее тут же вызвали в Москву.

— Отца называли «писательским министром». Как он попал на столь высокую должность? Назначил Сталин?

— Думаю, да. Сыграло роль то, что Фадеев с 16 лет был убежденным коммунистом, являлся делегатом Х съезда, одним из руководителей РАППа (Российской ассоциации пролетарских писателей. — Авт.). Сталин, высоко оценив «Разгром», лично позвонил отцу после выхода романа. Они встретились… В 1939 году, практически перед самой войной, отец был назначен генеральным секретарем Союза писателей СССР. В военные годы он этой должности лишился и занял ее вновь в 1948-м.

*В 1939 году Александр Фадеев был назначен генеральным секретарем Союза писателей СССР. В военные годы он этой должности лишился и занял ее вновь в 1948-м

— Правда, что ваш отец неоднократно отказывался от этой должности, занять которую мечтали многие?

— Он писал Сталину, что хочет уйти и полностью посвятить себя творчеству. Но… его не отпустили. Как коммунист отец обязан был исполнять волю партии, ослушаться не мог. Из предсмертного письма: «Созданный для большого творчества во имя коммунизма, с шестнадцати лет связанный с партией, с рабочими и крестьянами, наделенный богом талантом незаурядным, я был полон самых высоких мыслей и чувств, какие только может породить жизнь народа, соединенная с прекрасными идеалами коммунизма. Но меня превратили в лошадь ломового извоза, всю жизнь я плелся под кладью бездарных, неоправданных, могущих быть выполненными любым человеком, неисчислимых бюрократических дел».

«С Сергеем Михалковым отец не раз отправлялся на охоту и на рыбалку. Иногда брал с собой моего старшего брата»

— С кем из писателей отец дружил?

— Часто бывали у нас дома Александр Твардовский, Константин Симонов, Сергей Михалков, Ираклий Андроников, Всеволод Иванов, Константин Федин… С Сергеем Михалковым отец не раз отправлялся на охоту и на рыбалку. Иногда папа брал с собой моего старшего брата.

— Кто из перечисленных писателей и поэтов был отцу ближе всего?

— Наверное, Твардовский. Правда, перед смертью отца они сильно поссорились из-за того, что Фадеев участвовал в снятии его с поста редактора журнала «Новый мир». Время было очень сложное, противоречивое.

— Многое в голове не укладывается: Фадеев называл Анну Ахматову «пошлостью советской литературы» и он же хлопотал о жилье для нее, о Сталинской премии.

— О премии он хлопотал в 1940 году, а порицал, выполняя генеральную линию партии, — после вышедшего в 1956 году ждановского постановления (в нем творчество Ахматовой и Зощенко было признано безыдейным. — Авт.). Иначе нельзя было. Чтобы высказать то, что отец думал на самом деле: «Литература погублена самоуверенно-невежественным руководством партии», ему пришлось застрелиться. Никто ранее таких слов не произносил. Учтите, что это было написано в 1956 году — до травли Бориса Пастернака.

— Отец был атеистом?

— Конечно. Убежденным! Я некрещеный, так как и мама моя была неверующей.

— Ваши родители прожили в браке около 20 лет. Говорили, что у них были довольно сложные отношения, которые постепенно сошли на нет.

— Отношения родителей нельзя назвать простыми. Две творческие личности, знаменитости… Но я в детстве их разногласий не видел и не чувствовал. Когда мама уезжала на гастроли, а отец отправлялся в Челябинск и Магнитогорск, работая над романом «Черная металлургия», они постоянно переписывались. Эти письма до сих пор у меня хранятся.

— Как они познакомились?

— Это произошло в Париже, куда мама с Московским художественным театром в 1936 году отправилась на гастроли. А отец в это время во Франции участвовал в антифашистском конгрессе. Они встретились, полюбили друг друга и с тех пор не расставались. После смерти отца мама замуж не вышла, более того, я не видел каких-то ухажеров, хотя была она очень красивой и довольно еще молодой женщиной. Она была моложе отца на четыре года.

— Известно, что ваш отец был натурой увлекающейся. Одна из его муз — Елена Булгакова. А поэтесса Маргарита Алигер родила от него внебрачную дочь Марию. Неужели мама смотрела на все это сквозь пальцы?

— Как видите, все прощала. Так складывалась жизнь. В писательско- актерской среде обычно много всего происходит…

— Но вы все-таки общались со сводной сестрой?

— Общался и я, и брат мой (от первого маминого брака) Александр, которого папа усыновил и очень любил.

— Который был женат на Людмиле Гурченко?

— Брат был много раз женат. Одной из его жен действительно была Гурченко.

— А первой женой вашего отца была писательница Валерия Герасимова. Ее внук Сергей Шаргунов недавно написал о Фадееве книгу «Между молотом и наковальней». Читали?

— Не читал и незнаком с ним. С Валерией Герасимовой я тоже не был знаком. И о взаимоотношениях с ней отца практически ничего не знаю.

«К сожалению, многие сегодня уже не знают, кто такой Александр Фадеев»

— Чем отец увлекался, кроме литературы?

— Круг интересов был очень широк. Дружил с художником Петром Кончаловским, композиторами Сергеем Прокофьевым и Дмитрием Шостаковичем, режиссером Сергеем Эйзенштейном.

— Что коллекционировал?

— Любил книги. Став взрослым, я прочитал много книг с пометками отца — от Данте до Томаса Манна. Особый интерес отец испытывал к современной литературе. Коллекционером не был, а вот мама увлекалась стеклом, фарфором.

— И вы пошли по ее стопам, став антикваром и галеристом.

— Это вышло случайно. Я работал в издательстве «Советский писатель», потом началась перестройка, издательство перестало существовать. Увлекся искусством, ведь по образованию я искусствовед.

— У вас дома есть вещи, которые напоминают об отце?

— Конечно. Мамина квартира полностью сохранилась. Мебель, посуда, книги — все напоминает о родителях.

— Вам, антиквару, попадались на глаза — в каталогах, галереях или на аукционах — вещи, принадлежавшие вашему отцу?

— Однажды встретились какие-то малосущественные письма к писателям — ничего любопытного в них я не обнаружил.

— Александр Фадеев часто бывал за границей?

— Он был руководителем Всемирного совета мира, поэтому за рубеж выезжал довольно часто. Впечатлениями никогда со мною не делился, а вот игрушки из поездок мне привозил. Например, солдатиков, железную дорогу.

— В еде был гурманом?

— Отец переболел болезнью Боткина, поэтому из-за проблем с печенью позволить гурманства себе не мог. Да и вообще не принято тогда это было.

— Как реагируют люди, узнавая, что вы сын автора «Молодой гвардии» Александра Фадеева?

— При знакомстве меня практически никто не спрашивает, сын ли я писателя. К сожалению, многие сегодня уже не знают, кто такой Александр Фадеев.

— В вашей семье унаследовал кто-то писательский талант вашего отца?

— Моя дочь занимается архитектурой, сын был актером, теперь преподает актерское искусство. Литературой не занимается никто…