Развлечение «Путешествие по музыкальной стране» для детей старшего дошкольного возраста.

«Музыкальное путешествие. Музыка разных стран»

Методическая разработка проведения концертного мероприятия для учащихся 5-7 классов

1. Италия. Об итальянских песнях (рассказывают ученики 6 и 7 классов )

Италию неоднократно называли страной высокой культуры и искусства. Ведь Италия Родина людей, которые внесли огромный вклад в мировое развитие живописи, музыки, театра, архитектуры. Но сейчас мы с вами поговорим о музыке и об итальянских песнях.

Многие считают Италию колыбелью музыкального искусства, потому что многие музыкальные отрасли получили в Италии свое развитие.

Итальянские песни являются самыми любимыми во всем мире, это мировые хиты самых знаменитых исполнителей. История итальянской музыки уходит в глубины веков, и именно такую богатую историю развития музыкального искусства в Италии можно назвать причиной нынешней популярности итальянской эстрады.

Да и вообще, как, шутя, очень часто говорят итальянцы: «Если существует то, что мы умеем делать хорошо, то это сочинять и петь песни». И эта шутка весьма правдива, потому как итальянцы в любых ситуациях не падают духом и всегда сочиняют песни, выражая свои стремления и мечты, веселье и печаль, все чувства и желания и воспевают самое лучшее, что есть в их жизни. Изучая песни, можно многое узнать о культуре какой-либо страны, народа и прочем. Народные песни Италии создавались веками. Они выражают всю культуру народа, и связаны с различными событиями, которые происходили во многих уголках Италии.

Италия имеет очень большое наследие , и все они отличаются в зависимости от района, в котором зародились. Историки, занимающиеся изучением народных песен Италии, сумели систематизировать тысячи старинных направлений народных песен. Они определили, что нередко одна и та же мелодия может иметь разные текста, или же наоборот, одинаковый текст накладывают на разные мелодии.

Одним из самых ярких примеров итальянской песни является неаполитанская песня . Неаполитанская песня является жемчужиной итальянской культуры. Её называют вторым бриллиантом по величине, после оперного искусства Италии. Во всем мире очень большое количество различных исполнителей включают в свой репертуар элементы из этой жемчужины песенной лирики. Кроме этого многие исполнители берут в свой репертуар несколько целых неаполитанских песен. И это является отличным решением, потому как неаполитанские песни позволяют продемонстрировать всю красоту и силу голоса исполнителя, вместе с тем эти песни приятны почти всем слушателям, благодаря своей необычайно красивой мелодичности.

Сегодня мы послушаем несколько итальянских песен в переложении для фортепиано.

Неаполитанская песня «Вернись в Сорренто» была написана в 1902г двумя братьями Эрнесто и Джамбатиста де Куртис, как гласит одна из версий, по просьбе мэра г. Сорренто к приезду премьер-министра Италии.

Э. Куртис «Вернись в Сорренто» исполняет Боброва Яна .

Как прекрасна даль морская,

Как влечёт она, сверкая,

Сердце нежа и лаская,

Словно взор твой голубой.

Слышишь в рощах апельсинных

Звуки трелей соловьиных?

Вся в цветах благоухая,

Расцвела земля вокруг.

Припев: Но ты едешь, дорогая,

Даль зовёт тебя иная…

Неужели навсегда я

Потерял тебя, мой друг?

Не оставь меня!

Тебя я умоляю!

Вернись в Сорренто,

Любовь моя!

3. Мексика.

«Кукарача» - шуточная народная песня на испанском языке в жанре корридо. Стала популярной во время Мексиканской революции начала XX века, так как «тараканами» называли правительственные войска. Однако есть упоминания песни, относящиеся к 1883 и даже 1818 году.

Один из вариантов исполнения песни на русском языке (Ирина Богушевская):

Мы на днях купили дачу, был на даче чемодан.

И достался нам в придачу заграничный таракан.

Только ставим мы пластинку и заводим патефон

В желтых кожаных ботинках по пластинке скачет он.

«Я кукарача, я кукарача» - распевает таракан.

«Я кукарача, я кукарача» - таракан американ.

Мексиканская народная песня «Кукарача» прозвучит в исполнении Сокова Андрея.

4. Великобритания.

Музыку к фильмам про Гарри Поттера писал известный и успешный в киноиндустрии американский композитор Джон Уильямс. Самый первый из этой серии фильм «Гарри Поттер и философский камень» вышел на экраны в 2001 году.

Дж. Уильямс Музыка из кинофильма «Гарри Поттер» играет Вероника Разина .

5. США.

Ещё музыкальный фрагмент из другой знаменитой киносаги «Сумерки». Примечательно, что две песни сочинил и исполнил Роберт Паттинсон (Эдвард Каллен). Кроме того, в одной из сцен фильма Паттинсон исполняет за роялем Bella’s Lullaby . А мы послушаем Колыбельную Белле в исполнении Кати Рязанцевой.

6. Франция.

Ян Тьерсен – французский и дирижёр. Играет на различных инструментах. Среди них скрипка, фортепиано, аккордеон, акустическая и электрогитара, и др. Амели » исполнит Давыдова Вика.

Ещё Саундтреки.

Э. Морриконе саундтрек к фильму «Хороший, плохой,злой» - Ганенков Влад

Э. Морриконе саундтрек к фильму «1900-й» («Реинкарнация Моцарта» - Салимгареева Ирина.

7. Россия

О. Петрова, А. Петров Вальс из киносериала «Петербургские тайны» прозвучит в исполнении Деевой Леры .

В завершении нашего концерта прозвучит музыка П. И. Чайковского.

«Времена года» Декабрь «Святки» исполняет Снежана Полещук.

У нотки До забот полно.
Ей дело важное дано.
Она основа звукоряда,
Ей быть всегда на месте надо.

Ре радость всем вокруг несет
И для подруг ромашки рвет.
Как ручеек, звенит она,
И всем издалека слышна.

Ми обожает мир, покой.
Волшебный месяц золотой.
О красоте она мечтает
И ей напевы посвящает.

Фа – фантазерка и поэт.
Есть у нес велосипед
Крылатый с ярким фонарем,
По небу мчится Фа на нем.

Соль любит солнца яркий свет,
Светлей и чище нотки нет
В саду она фасоль растит,
Вас непременно угостит

Дом нотки Ля из лепестков.
Она большой знаток цветов
Лесных, садовых, луговых.
Сама похожа Ля на них.

А нота Си у нас скромна.
Последняя в ряду она.
Си обожает сны и сказки
И голубые деток глазки.

У каждой нотки жизнь своя.
По вместе все они семья.
В ней семь волшебных «я» живут
И звонко песенки поют.

Вопросы и задания

Нарисуйте, как нотки из этого стихотворения выполняют разные дела.
Дети делятся на группы. Каждая группа – семь нот. Ноты должны придумать какое-либо общее дело и рассказать о нем.
Каждая группа – семья нот. Дети должны рассказать, кто в этой семье родители, кто – дети, кто – бабушка с дедушкой, и объяснить почему.
Каждая нотная группа придумывают сценку из жизни нотной семьи.
Нарисуйте домики для разных нот.
На какие цветы похожи разные ноты? Нарисуйте музыкальный букет, в котором каждый цветок будет символизировать какую-либо ноту.

2. Дружные нотки

До, ре, ми, фа, соль, ля, си
Мчатся быстро на такси.
Ждут их в музыкальной школе,
Ждут в оркестре их и в хоре.

Если нотки опоздают.
Все мелодии растают.
Скрипки и виолончели
Не исполнят свои трели.

Перестанет контрабас
Всем показывать свой бас.
Даже барабан замрет –
Ужас, что произойдет.

Поскорей, подружки ноты.
Принимайтесь за работу.
Мы вас очень, очень ждем,
Мы без музыки умрем!

Вопросы и задания

Почему нотки опаздывали на свою работу? Что их задержало?
Придумайте сказку о том, как нотки заболели и не вышли на работу.
Придумайте волшебное музыкальное лекарство для нот.
Если бы вы были нотками, в каких музыкальных инструментах вы бы хотели звучать?
Нарисуйте для ноток быстрый музыкальный транспорт, чтобы они не опаздывали на работу.

3. Как родилась песня

В красивом лесу на опушке жила семья зайчат: мама, папа и три сыночка зайчонка. Каждый вечер перед сном мама Зайчиха пела своим сыночкам колыбельную песню. Однажды утром проснулись зайчата и решили узнать, как рождается песня. Спросили они разрешения у мамы Зайчихи и пошли путешествовать по лесу.

Вот идут они и слышат: журчит ручеек. Старший зайчонок говорит:

— Вот, братцы, ручеек как будто песню поет, как наша мама нам колыбельные.

— Братишки, слышите, как листочки и травка красиво шелестят? Будто наша мама Зайчиха поет песенки.

Постояли они, послушали музыку ветра и решили пойти дальше. Они шли долго и вдруг услышали пение птиц. Зайчатки поторопились на прекрасные звуки. Вышли на опушку леса. Пение птиц было очень красивым, мелодичным — настоящая песня мамы Зайчихи. Младший братик заметил, что опушка леса очень знакомая. И тут они увидели свой домик и маму Зайчиху. Зайчата побежали к маме и в один голос закричали:

— Мама! Теперь мы знаем, как рождаются твои песни — тебе помогает наш любимый лес!

Вопросы и задания

Какие песенки услышали зайчата в лесу?
Как вы думаете, какие песенки можно услышать в разные времена года?
Нарисуйте любую песенку.

I. Музыкальные инструменты

1. Дудочка

Дудочку-погудочку
Смастерил я сам.
Подражает дудочка
Разным голосам.

Если хочешь, я сыграю
Песни ветерка.
Если хочешь, я сыграю,
Как звенит река.

Если хочешь, просвищу
Я трели соловья –
Всё умеет, всё умеет
Дудочка моя!

Веселиться на лугу
Всех заставить я могу!
Заиграю – и запляшут
Бабочки, стрекозы.
Заиграю – и заскачут
Бабушкины козы.

И букашки, и жуки,
И коровы, и сверчки
Любят слушать дудочку,
Дудочку-погудочку!

2. Легенда о барабане

– Знаешь ли ты, что такое слава? – спросила скрипка у камертона.

– Когда все тебя знают.

– Не только. Еще это радость быть единственной и непревзойденной. Ты не представляешь, какое счастье наблюдать, как сотни восторженных поклонников внимают каждой твоей ноте, ловят каждый вздох. В такие минуты они готовы носить тебя на руках! Впрочем, откуда тебе знать…

Вот такой диалог произошёл в хранилище между скрипкой и камертоном. Ничего особенного, обыкновенный разговор старых знакомых. И все-таки самолюбие камертона было задето.

Он и раньше слышал, как хвасталась его соседка, но никогда не представлял себя в чужом амплуа. И, правда, откуда ему знать? Маленькому, незаметному служащему филармонии, для которого даже трещотка являлась воплощением совершенства, не говоря о первой скрипке. Стоит ли скрывать, что камертон был в неё влюблён?

Временами, после очередного триумфа, когда скрипка возвращалась на свою антресоль, сердце камертона готово было выпрыгнуть от счастья. Неважно, что речи возлюбленной сводились к одному – кому из артистов неведомо чувство гордыни? Главное, что его любимая была счастлива!
Но сегодня камертон был задумчив и молчалив. Мысль о собственной ущербности не давала ему покоя. «Кто я такой, что бы надеяться на взаимность? Никому я не нужен, зачем уповать на чудо?» – мучил он себя.

С каждым днём уныние овладевало им всё больше. Даже голос бедняги стал ниже и глуше. Но никому не было дела до скромного жалкого камертона.

А тем временем в оркестре стало твориться необъяснимое. Каждое новое выступление собирало всё меньшее количество слушателей, всё реже раздавались рукоплескания, всё чаще появлялись нарекания и недовольство публики. Никто – ни контрабас, ни виолончель, ни скрипка не могли понять, откуда берется фальшь. Скрипка нервничала, глядя на её переживания, оркестр расстраивался ещё больше…

Так продолжалось до тех пор, пока кто-то не обратил на камертон внимание.

– Посмотрите, бедняжка совсем зачах, – говорила лютня гобою. – Должно быть, у него несчастная любовь. Ах, как это печально – безответное чувство.

– Да, похоже, малому не сладко. Жаль, что нельзя ему помочь.

Вскоре весть о несчастном камертоне добралась до скрипки. К тому времени она совершенно забыла о своей гордыне. Никто больше не восторгался её отменным звучанием, не пел дифирамб, и не осыпал комплиментами. С невыразимой грустью возвращалась она на свою полку. Теперь, когда слава больше не кружила ей голову, она стала замечать вещи, прежде не заслуживавшие внимания. «Вот старый бутафорский канделябр, вот футляр для хранения струн и канифоли, а вот камертон…. Как же он изменился за последнее время. Наверное, ему очень плохо». Впервые скрипка подумала о камертоне с сочувствием. Она вспомнила, с какой радостью встречал он её с гастролей, с каким вниманием выслушивал очередное хвастовство. И вскоре ей всё стало ясно.

Горько и стыдно было скрипке за своё бездушие, за обидные слова, брошенные свысока.

– Ах, милый камертон, прости мою глухоту, — обратилась она к другу. — Как же я была глупа, когда витала в облаках, не понимая, что обязана успехом тебе! Мы все не замечали главного – любой удаче сопутствует чья-то забота. Прости же мою неблагодарность!

В эту минуту камертону казалось, что мир пробуждается новым соцветием красок и звуков. «Как славно приносить пользу другим!» – думал он, слушая, как его сердце наполняется счастьем.

Вопросы и задания

Какое качество было главным в жизни первой скрипки?
Из-за чего камертон стал фальшивить?
Почему скрипка посочувствовала камертону?
От кого зависело, как играет оркестр?
Как вы думаете, что случилось после этой истории?

5. Остров Фальшивых нот

Несчастье

В одно чудесное утро, когда заря ещё только разгоралась на востоке, Скрипку разбудила весенняя капель. Звонкие капли летели с крыш, за окном весело чирикали воробьи, и Скрипке сразу же захотелось запеть.

— Ой! – вдруг расстроенно взвизгнула она. – У меня сломался колок! Как же я смогу играть, ведь теперь все мои ноты будут звучать фальшиво? Надо скорее спешить в город Струнный за новым колком, а то как бы не случилась ещё какая беда!

В давние-давние времена в сказочной стране под названием Звукляндия правил король Дин-Дон Седьмой. Больше всего на свете он любил спать да скучать.

Бывало сядет он на свой трон и скучает.
От скуки ногами болтает,
От скуки прикажет печенье подать,
А солдатам – песню запевать.
Солдаты были у него необычные –
Все, как один, певцы отличные.
И за это, кстати сказать,
Стал Дин-Дон их Звуками звать.

Споют Звуки королю одну песню, другую,
Король захрапит, и Звуки тоже на боковую.
Спят себе до утра.
Утром встанут, крикнут: «Ура!»
Король проснется,
С боку на бок повернется,
И все заново начнется:

Скука, печенье, солдатское пение.
От этой жизни Звуки до того обленились,
Что петь как следует совсем разучились.
Король был ужасно огорчен.
Даже скучать перестал он.
Заставляет их петь и так и сяк,
А они не хотят никак.

И вот однажды прибыли в Звукляндию из далекой страны Ладии два брата. Один был веселый плясун-хохотун, другой грустный, задумчивый. Веселого звали Мажор, а грустного – Минор. Мажор и Минор о беде короля узнали и решили помочь ему.

Во дворец явились,
Королю, как положено, поклонились.
– Здравствуй, Дин-Дон, – говорят.
– Хотим послушать твоих солдат.
– А ну, – скомандовал Звукам король,
– Запевать все изволь!
Раз, два! Раз, два!
Запели Звуки, кто в лес, кто по дрова.
Не выдержали этой музыки братья,
Закричали на два голоса: «Хватит!»

– Давай, – говорят, –
Дин-Дон, мы тебе поможем,
Из Звуков твоих песню ладную сложим.

Выстроил Мажор Звуки в ряд –
Получился звукоряд.
– Запевай! – скомандовал Мажор. Звуки запели.

Все мы дружно встали в ряд,
Получился звукоряд.
Не простой – мажорный,
Радостный, задорный.

Закончили Звуки петь – шагнул вперед Минор. Увидев его, Звуки сразу почему-то загрустили.

– Запевай! – скомандовал Минор. Звуки запели.

Мы минорный звукоряд,
Грустных Звуков длинный ряд.
Песню грустную поем
И сейчас мы заревем.

С тех пор наступил порядок в Звукляндии.
Дин-Дон по-другому жить стал,
Под новую музыку спать перестал,
Загрустит он – Минор явится,
Захочет веселиться – Мажор появится.
Стали Звуки жить ладно,
И песни звучали складно.

Вопросы и задания:

Почему Звуки разучились петь?
Кто помог королю навести порядок в Звукляндии?
Нарисуйте двух братьев из сказки.
Что в жизни может быть мажорным или минорным? (Настроение, день, погода, цвет.)
Дети делятся на пары. Один в паре – мажор, другой – минор. В сценке-диалоге дети рассказывают друг другу, какие у мажора и у минора самые важные дела.
Придумайте сказку о том, как однажды мажор и минор решили сделать для людей музыкальные подарки.

2. Тайна длительности звуков

– Мама, маэстро Скрипичный ключ записал в нотную тетрадь песню соловья, а потом он запишет все другие мелодии тоже, – однажды утром радостно сказал мальчик маме.

– Сегодня можно записать только мелодию дождя, – улыбнулась мама и показала на серые тучи за окном.

Тут же хлынул ливень. Мальчик слушал, как капли барабанят по крыше и как журчат струйки, стекающие по оконному стеклу. Непоседливые нотки тут же подхватили эту песенку Капельки стучали быстро и часто: кап-кап-кап. У ноток, которые пели вместе с ними, вырастали палочки с двумя хвостиками, а у ноток, которые пели журчащую песенку струек, палочки были с одним хвостиком.

– Маэстро Скрипичный Ключ, почему у разных ноток разные хвостики? Почему одни нотки беленькие, а другие черненькие? – спросил мальчик.

– Это великий закон длительности звуков! – важно ответил маэстро. – Нотки должны сами открыть этот закон.

– Как, как, как нам открыть закон длительности звуков? – запищали нотки.

– Это очень трудно, – предупредил Скрипичный ключ. – Нужно отправиться в опасное путешествие: вместе с капельками дождя и струйками воды спуститься в ручей и по нему доплыть до речки, а потом попасть в море.

– Как страшно, река глубокая, а море еще глубже. Если наши хвостики намокнут, мы утонем. Мы не умеем плавать под водой, как рыбки, – заплакали нотки.

– Не плачьте, нотки, хотите, я подарю вам свой кораблик? – предложил мальчик.

– Ура! Ура! Ура! – засмеялись нотки. – Мы поплывем на корабле, как настоящие матросы!

– Вот непоседы, то смеются, то плачут, – укоризненно сказал Скрипичный ключ.

Мальчик усадил нотки на кораблик, вышел под дождь и пустил кораблик с нотками в плаванье.

– Возвращайтесь скорее, – крикнул мальчик и помахал вслед ноткам рукой.

Целый день мальчик беспокоился:

– Бедные нотки, как они там? Я промок до нитки, пока их провожал, а они целый день под дождем среди волн.

К счастью, вечером нотки вернулись. Они прыгнули в нотную тетрадь и сказали:

– Как хорошо дома, в тепле и уюте. Быть матросами нелегко. В ручейке кораблик только слегка качался. Па реке волны качали кораблик гораздо сильнее, чем в ручье. Но в море огромные волны гудели и бросали кораблик, то вверх на гребень волны, то вниз в морскую глубину. Мы испугались, взлетели в небо и вернулись домой на тучке.

– Надеюсь, вы открыли закон длительности звуков? – спросил маэстро Скрипичный ключ.

– Конечно, открыли. Слушайте, – гордо сказали нотки и застучали быстро и часто, как дождик. Потом нотки зажурчали, как струйки, в которые собирались капельки. Затем песенка струек превратилась в журчащие всплески ручья, они были громче и длиннее. Плеск воды в реке был еще длиннее. Под конец нотки запели длинно и громко, как настоящие морские волны.

– Я слушал вас и словно сам плыл вместе с вами! Как красиво! – воскликнул мальчик.

– Во время путешествия мы поняли, что звуки бывают разные по длительности. Это очень красиво, когда они чередуются и меняют свою длительность, – объяснили нотки.

– Да, правильно, – согласился Скрипичный ключ. – Музыканты называют это ритмическим рисунком. Они записывают целые нотки белым кружком, половинные– белым кружком с палочкой, четвертинки – черным кружком с палочкой; в одной восьмой к черному кружку и палочке добавляется хвостик, а у одной шестнадцатой вырастают сразу два хвостика.

Тут маэстро замолчал, потому что усталые нотки крепко спали. Мальчик тоже пошел спать, а маэстро Скрипичный ключ записал песенку воды в нотную тетрадь.

Вопросы и задания

Как вы думаете, о чем поют капельки дождя?
Нарисуйте капельки дождя в виде ноток.
Почему у разных ноток разные хвостики и что они обозначают?
Почему одни нотки беленькие, а другие – черненькие?
Для чего нужен закон длительности звуков?
Нарисуйте путешествие ноток на кораблике.

3. Новые незнакомцы Пиано и Форте

Мальчик спал почти весь день и на следующий день почувствовал себя лучше. Но доктор сказал, что простуда еще не прошла.

– Мама, можно мне погулять? – попросил мальчик. – Я уже выздоровел.

– Нельзя, сынок, – не разрешила мама. – Завтра пойдешь гулять, если будет солнышко, а сегодня доктор велел тебе лежать. Пусть твои нотки тебя развлекают.

Ноткам тоже хотелось погулять, но они услышали слова мамы и остались дома.

– Давайте снова споем мальчику колыбельную, – предложила нотка Ля. – Мы можем спеть очень грустную колыбельную.

– Мальчик уснет, а пока он спит, мы полетаем, с ветерком поиграем, – добавила нотка Си.

Все нотки согласились и запели очень печальную и громкую колыбельную.

Нотки пели так грустно и так громко, что не выдержали и сами заплакали.

– Что случилось? Почему вы кричите и рыдаете? – испугался мальчик.

– Мы не рыдаем, мы тебе мамину колыбельную поем, чтобы ты уснул и выздоровел скоре-е-е-е, – всхлипывая, объяснили нотки.

– Это не колыбельная, а печальный крик. Под такую песню никогда не уснешь, – сказал мальчик. – Мамина колыбельная – печальная, но светлая песня. Ее нужно петь тихим и нежным голосом.

Нотки смущенно замолчали, не зная, что делать.

– А вот и мы, – произнес кто-то невидимый тихим голоском.

– Кажется, нас звали, – заревел громко другой невидимый голос.

И откуда ни возьмись, появились два гнома: один – маленький и худенький, а второй – в два раза выше и толще первого.

– Я невидимый гном Пиано, помогаю нотам звучать тихо, – прошептал худенький гномик.

– А я невидимый гном Форте, учу ноты петь громко, – закричат второй гном.

– Здравствуйте, гномы. Почему вы невидимые? Я вас прекрасно вижу, – удивился мальчик.

– Мы становимся невидимками, когда надеваем колпачки, – прошептал гномик Пиано.

– Вы нас звали, и мы сняли колпачки, чтобы вы нас заметили, – заревел Форте.

– Но мы вас не звали, – еще больше удивился мальчик.

– Как не звали?! Я сам слышал, как нотки пели громко, а кто-то просил их петь тише. Значит, мы вам нужны, потому что Пиано – значит тихо, а Форте – значит громко, – громогласно заявил гном Форте.

– Мы будем невидимо летать вместе с музыкой и подсказывать ноткам, как нужно петь, – тихо произнес гномик Пиано.

– Теперь мы правильно споем колыбельную, – обрадовались нотки, но потом они встревожились:

– А вдруг гномы Пиано и Форте устанут или уснут, и мы опять споем неправильно?

– Не волнуйтесь, непоседы, – усмехнулся маэстро Скрипичный ключ. – Я буду писать на нотном станс Пиано или Форте, чтобы вы всегда знали, как нужно петь: тихо или громко.

Скрипичный ключ тут же записал музыку маминой колыбельной в нотной тетради, а сверху написал Пиано.

Нотки ласково и тихо спели эту печальную мелодию, и мальчик уснул.

Вопросы и задания:

Когда вы слышите слова Форте и Пиано, что вы представляете?
Почему Форте и Пиано появились в образе невидимых гномиков?
Для чего нужны Форте и Пиано и что происходит, когда о них забывают?
Нарисуйте двух гномиков в окружении ноток.
Нарисуйте два музыкальных домика. Один – для Форте, другой – для Пиано.
Придумайте сказку о том, как два гномика потерялись и вы вместе с нотками отправились на их поиски.

4. Как нотки себя украшали

Когда мальчик проснулся на следующий день, ярко светило солнышко.

– Ура, сегодня мне можно погулять, и мы с нотками запишем песенку солнышка, – обрадовался мальчик.

Он быстро собрался на прогулку, но увидел, что грустные нотки не хотят никуда лететь.

– Что случилось? – удивился мальчик. – Вам не нравится солнышко?

Нотки молчали, а маэстро Скрипичный ключ встревожено объяснил:

– Эти непоседы уже успели утром полетать и поиграть с солнечными лучами, а потом вернулись и с тех пор сидят грустные и молчат.

– Нотки, пожалуйста, расскажите, что случилось, – попросил мальчик. – Маэстро Скрипичный ключ вам поможет.

– Нет, не поможет. Я утром играла с солнечным зайчиком. Он прыгал с капельки росы на листок, с листка на цветок, с цветка на траву. Он прыгал и звучал то чуть повыше, то чуть пониже. А я звучу всегда одинаково и не смогла петь его песенку, – пожаловалась нота До.

– Маэстро Скрипичный ключ велел каждой из нас изображать звук только одной высоты, – пропищала нота Си

– Он велел мне всегда сидеть на одном месте в нотном стане. Нельзя повыше подняться или пониже спуститься. Это так скучно, – вздохнула нотка Ре.

– Да, нам скучно и трудно сидеть неподвижно! – зашумели остальные ноты.

– Значит, это я во всем виноват? – хитро улыбаясь, спросил маэстро Скрипичный ключ и достал из кармана множество забавных значков.

– Ой, что это? – заволновались нотки.

– Это три чудесных медальончика: Диез, Бемоль и Бекар. Каждая из вас получит такие медальончики. Когда захотите подняться вверх на полтона, украсьте себя Диезом. Захотите спуститься вниз на полтона, украсьте себя Бемолем; а чтобы вернуться обратно, используйте Бекар, – объяснил добродушно Скрипичный ключ.

Нотки разобрали все медальончики и принялись их разглядывать.

– А Бемоль похож на парашют, значит, на нем можно спуститься на полтона вниз, как на парашюте, – обрадовалась нота Соль.

Нотки развеселились и тут же начали украшать себя, пищать, толкаться, свистеть. Поднялся ужасный шум.

– Нотки, нельзя использовать Диез, Бемоль и Бекар просто так, – остановил их маэстро. – Они нужны вам, чтобы вы могли красиво и слаженно звучать.

– Да, полетели к солнышку, мы споем искристую песенку солнышка, – весело защебетали нотки и отправились на прогулку вместе с мальчиком.

Мальчик бегал по лугу наперегонки с солнечными зайчиками, а нотки летали и кружились вместе с ними. Они сверкали в солнечных лучах и пели слаженно, радостно и красиво. Солнечные зайчики прыгали с капелек росы на листочки, с листочков на цветочки, с цветочков на травинки: вверх, вниз, вверх, вниз. Он прыгали и звучали то на полтона выше, то на полтона ниже. Нотки доставали свои чудесные медальончики Диез, Бемоль и Бекар и пели вместе с солнечными зайчиками: то повыше, то пониже.

Вечером маэстро Скрипичный ключ помог ноткам записать песенку солнышка в нотную тетрадь, и у мальчика появилась еще одна звонкая мелодия.

Вопросы и задания

Чем отличаются друг от друга Диез, Бемоль и Бекар?
Для чего необходимы эти музыкальные знаки?
Нарисуйте эти музыкальные знаки на плотной цветной бумаге, вырежьте их и сделайте медальончики.
Нарисуйте, как нотки поют с солнечными зайчиками.
Придумайте сказку, как Диез превратился в волшебную лесенку и тому, кто поднимался по этой лесенке, открывалось какое-либо музыкальное чудо.

5. Тётушка Октава и господин Басовый ключ

Вечером, перед тем как уснуть, мальчик спросил у ноток:

– Нотки, вы можете долететь до звезд и принести мне звездную песенку? Ясными ночами она так красиво звенит в вышине.

– Нет, звезды поют слишком высокими голосами, мы так не умеем, – грустно ответили нотки.

– Как же так? Когда я встретился с Феей Музыки, она пообещала мне, что с помощью ноток я смогу записать любую мелодию, – расстроился мальчик.

– Конечно, сможешь, мальчик. Фея Музыки никогда не даст пустых обещаний, – важно произнес маэстро Скрипичный ключ. – Нотки должны позвать на помощь тётушку Октаву. Она умеет распределять звуки на октавы и поднимать их в вышину.

Нотки тут же хором закричали: «Тётушка Октава, тётушка Октава!»

Тётушка Октава появилась, словно из воздуха, и спокойно сказала:

– Не кричите и не устраивайте беспорядка, я все прекрасно слышу.

К платью тетушки Октавы сверху вниз было пришито много карманчиков. Она похлопала по карманчикам и строго сказала ноткам:

– У меня всегда и во всем порядок. Дорогие нотки, чтобы сыграть любую мелодию, вы должны привыкнуть к порядку Я разделю все нотки на октавы, в каждой по семь ноток.

Самые высокие нотки, с тонкими звенящими голосками, поселятся в верхнем кармашке; а самые низкие ноты, с низкими ворчащими голосами, – в нижнем кармашке. Весь остальной звукоряд я тоже разделю на октавы и разложу по средним кармашкам.

Маэстро Скрипичный ключ всплеснул руками:

– Как же я справлюсь с таким количеством звуков, особенно с этими низкими и ворчащими нотами? Я существо изящное, возвышенное и люблю высокопоющие звуки.

– Не волнуйтесь, маэстро. Я вам помощника позову, – успокоила Скрипичный ключ тётушка Октава и повелительно взмахнула рукой. В комнату вкатилось согнутое, сердитое существо и проворчало низким голосом:

– Я господин Басовый ключ, я научу ноты звучать низко – иногда и поворчать надо, погудеть, как ураган, или пореветь, как медведь.

Нотки испуганно притихли. Тётушка Октава ласково сказала.

– Не бойтесь, мы вас не обидим. Мой порядок поможет вам взлететь до самых звезд и услышать их звон. А господин Басовый ключ подскажет вам, когда нужно звучать низко.

– Значит, мы сможем спеть музыку звезд? – обрадовались нотки.

– Конечно, летите скорее, – улыбнулась тетушка Октава.

Нотки радостной стайкой поднялись в темное небо. Они поднимались все выше и выше и звенели все тоньше и тоньше. Нотки подлетели к звездам и ударились о них, а звезды зазвенели, словно крохотные небесные золотые колокольчики.

Тут над лесом поднялась круглая желтая луна. Все нотки полетели к луне и ударились об неё с размаху. Господин Скрипичный ключ взмахнул рукой, и луна низко загудела, словно большая медная тарелка.

– Тётушка Октава, а вы знакомы с феей Музыки? – спросил мальчик.

– Мы все се дети: и я, и нотки, и музыкальные ключи. Музыка послала нас служить людям и записывать её летающие мелодии. Когда мелодия записана, музыкант может спеть её или сыграть на музыкальном инструменте, – объяснила тетушка Октава и добавила:

– Конечно, нелегко мне было навести порядок и разделить все нотки на октавы. На разных музыкальных инструментах музыканты использовали разные октавы, с разным количеством ноток, но я справилась.

Тут рассказ тётушки Октавы прервали нотки, вернувшиеся домой. Они высоко звенели, как маленькие золотые колокольчики, и низко гудели, как большая медная тарелка. Но тётушка Октава быстро утихомирила взволнованные нотки. Маэстро Скрипичный ключ и господин Басовый ключ записали музыку неба в нотную тетрадь.

Вопросы и задания

Почему у тётушки Октавы всегда и во всем порядок? Для чего нужна октава?
Почему к платью тётушки Октавы было пришито множество кармашков?
Нарисуйте тётушку Октаву в платье с кармашками, из которых выглядывают нотки.
Представьте, что вы нотка. В каких октавах вы хотели бы жить – низких, средних или высоких и почему? Все дети – нотки. Они танцуют и скачут под музыку. Один из детей – тётушка Октава. Музыка обрывается, и все нотки должны подбежать к Октаве и сесть на корточки вокруг нее. Нотке, которая прибежит последней, тётушка Октава задает музыкальный вопрос.
Для чего необходим басовый ключ, и чем он отличается от скрипичного?
Нарисуйте скрипичный и басовый ключи в образе двух важных синьоров во фраках и придумайте сказку о том, как они вместе воспитывали нотки. Нарисуйте музыку неба из звездных ноток.

Государственное профессиональное образовательное автономное учреждение Ярославской области Рыбинский профессионально-педагогический колледж

Кекина Наталья Вячеславовна – музыкальный руководитель, высшая квалификационная категория

Билинсон Ольга Валентиновна – музыкальный руководитель, высшая квалификационная категория

Цель: приобщение к мировой музыкальной культуре.

Задачи:

  • Укреплять здоровье детей и их родителей.
  • Воспитывать любовь к музыкальному искусству, чувство дружбы.
  • Развивать музыкально-творческие способности.
  • Осуществлять взаимосвязь по музыкальному воспитанию детей между детским садом и семьей.
  • Создать бодрое и радостное настроение у детей и их родителей.

Оборудование: Столы (по числу команд) , стулья (по числу участников) , проектор и ноутбук, музыкальный центр, оранжевые шары (по количеству команд-участниц) , бросовый материал для изготовления музыкальных инструментов, атрибуты для инсценировки (платки, бейсболки, гитары и др.) , цветные буклеты для жеребьёвки, свитки с заданиями.

Место проведения: Музыкальный зал.

Персонажи: Ведущие – музыкальные руководители, воспитатели.

Участники: Родители и дети подготовительной к школе группы.

Ход досуга:

Ведущая 1: Здравствуйте, уважаемые гости.

Ведущая 2: Мы сегодня предлагаем вам отправиться в большое, музыкальное кругосветное путешествие.

Ведущая 1: А поможет нам с тобой воздушный шар. (минусовка Елка «На большом воздушном шаре мандаринового цвета облетим с тобой мы вокруг света…» )

Ведущая 2: Давайте посмотрим вниз, мне, кажется, что я вижу землю.

Ведущая 1: И я вижу землю. Интересно, куда же мы попали

(на экране появляется карта Европы и знак конкурса «Евровидение» ) .

Ведущая 2: Да, это же всем известный международный конкурс песни.

Ведущая 1: Вот сюда, наверное, мы и заглянем.

Ведущая 2: Что же интересного здесь происходит.

Ведущая 1: Сегодня, оказывается конкурс необычный. Сегодня, по условиям, конкурсной является только одна песня, я предлагаю вам с ней познакомиться. (Звучит фонограмма песни Й.Гайдна «Мы дружим с музыкой» )

Ведущая 2: А вот стили и направления каверверсий этой песни будут совершенно разные.

Ведущая 1: В конкурсе принимают участие все пассажиры нашего воздушного шара, которые самостоятельно создали свои команды с помощью наших разноцветных буклетов.

Ведущая 2: Жанр песни каждая команда выберет себе с помощью жеребьёвки.

1. Рэп, 2. Народная песня, 3. Диско, 4. Рок.

Ведущая 1: Итак команда 1: Называет жанр, команда 2, и т.д. Каждой команде предоставляется время на подготовку (3-5 мин.) затем происходит выступление команд.

Ведущая 2: Победитель определяет уважаемая публика. Чьи аплодисменты были самыми громкими, та команда и победила.

Ведущая 1: Ну, что ж, гостеприимную Европу придётся покинуть, посмотрим, куда же привнесёт нас воздушный шар. (На большом…)

Ведущая 2: Давайте посмотрим вниз, мне, кажется, что я вижу много танцующих людей,

Ведущая 1: Да это же карнавал…

Ведущая 2: Конечно, это Бразилия, что в Южной Америке

Ведущая 1: Приглашаю всех на КАРНАВАЛ. Мне кажется, что ни один человек не сможет усидеть на месте во время бразильского карнавала. Не стесняйтесь. Свободная пляска в качестве разминки.

Ведущая 2: И не один бразильский карнавал не обойдётся без соревнований танцевальных школ.

Ведущая 1: Итак, начнём. Бразильская народная песня Соку, бачи. (Все конкурсанты исполняют танцевальные движения по показу одного их ведущих) .

Ведущая 2: Вот и потанцевали, снова отправляемся в путешествие. (На большом…)

Ведущая 1: Меня посещают странные таинственные предчувствия.

Ведущая 2: И что же происходит?

Ведущая 1: Если я правильно рассмотрела с высоты нашего полёта, то под нами Азия, древняя и загадочная.

Ведущая 2: Азия, страна самых причудливых для европейцев музыкальных инструментов.

Ведущая 1: И мы вам предлагаем стать мастерами и изготовить из традиционных, вполне обычных вещей музыкальные инструменты и представить их. Для этого у вас есть 5-7 минут.

Представители команд презентуют свои инструменты, и сопровождают ими фрагмент музыкального произведения.

Звучит тема «На большом воздушном шаре»

Ведущая 2: Снова наш воздушный шар зовёт в путешествие.

Ведущая 1: Кстати, это что такое интересное мы пролетаем?

Ведущая 2: Какой-то зелёный островок среди голубого океана.

Ведущая 1: О каком континенте идёт речь? Отгадай?

Это чудо-материк,

Он красив и невелик.

И на нём всего одна

Живописная страна.

В других местах таких зверей

Смогу найти едва ли я,

Ведь кенгуру среди степей

Гуляет лишь в... (Австралии.)

Ведущая 2: Конечно, мы добрались до Австралии.

Ведущая 1: А что же такого примечательного в музыкальных традициях АВСТРАЛИИ.

Ведущая 2: Музыкальная культура соединила в себе всё: и музыку аборигенов, и музыкальные традиции европейцев. В общем, предлагаю незамедлительно спускаться и знакомиться с Австралией.

Ведущая 1: А для это весёлой прогулки нам потребуются смельчаки от каждой команды.

Не страшны нам любые дороги

Пусть танцуют только ноги! (под фонограмму участники выполняют движения только ногами) .

Народ пусть будет молодцом,

И потанцует нам лицом (под фонограмму участники выполняют движения только лицом) .

Ниже спустимся и вот,

Потанцует наш живот (под фонограмму участники выполняют движения только животом) .

Возле стульев встать нам нужно

Потанцуем с вами дружно! «смельчакам» присоединяются остальные участники команды)

Ведущая 1: К нашему музыкальному путешествию присоединяются самые юные участники. (выходят дети)

Ведущая 2: Из-за густых облаков я ничего не вижу, но до меня доносятся какие-то звуки. Давайте все прислушаемся, что же это.

Дети: барабаны.

Ведущая 1: Интересно, а на каком континенте могут звучать барабаны. (предположения детей) . Это Африка, самый жаркий континент. Попробуйте прислушаться, вам нравится, как звучат барабаны. Ответы детей

Ведущая 2: А что с ними не так. (злые, тревожные, воинственные)

Африканские племена очень воинственные и чужаков не всегда встречают с миром, поэтому попробуем с ними разговаривать на их языке. Поприветствуем их HOLA – «я тебя вижу» или привет.

Ведущая 1: Ребята, послушайте звук барабана изменился или мне показалось (ответы детей) . Наверное, нас одно из африканских племён приглашает в гости. Давайте пройдём и присядем на поляну поудобнее. (дети садятся в круг) А знаете ли вы, что барабан один из самых древних музыкальных инструментов. Барабан сопровождает племя на протяжении всей жизни. В каждом племени есть ответственный за барабан. Вы, конечно, же знаете, как называется профессия человека играющего на барабане. В африканских племенах его зовут гриот. Он отвечает за сохранность инструмента и всю историю племени, которую он рассказывает игрой на барабане, поэтому их очень часто называют «говорящие барабаны» . Долгими вечерами, когда племя собирается на сход, именно гриот сопровождает всё действо игрой на говорящем барабане. А давайте посмотрим как гриот играет на говорящем барабане. (Просмотр видео) . С помощью говорящего барабана передавали информацию из одной деревни в другую, и называлось это барабанный телеграф.

Ведущая 2: Может, поиграем? Для этого нам с вами нужны хотя бы две команды. У меня и у вас – деревня тумба-юмба (далее Т.Ю.) , подходите, кто хочет жить в моей деревне, а напротив – тумба-мумба (далее Т.М.) , уважаемые родители, кто хочет жить в в этой деревне деревне. (родители садятся напротив детей и начинается ритмическая игра) .

  • Сообщение:

Ведущая 1: Т.Ю. Здравствуйте.

Ведущая 2: Т.М. Здравствуйте. Как у вас дела?

Ведущая 1: Т.Ю. Хорошо. А как у вас?

Ведущая 2: Т.М. И у нас хорошо.

Ведущая 1: Т.Ю. Давайте встретимся на общем празднике урожая.

Ведущая 2: Т.М. Давайте.

Ведущая 1: Т.Ю. Здравствуйте.

Ведущая 2: Как только начинал звучать барабан. Первым исполнял танец-импровизацию старейший вождь племени.

Ведущая 1: Хотите посмотреть? (Просмотр видео) . Давайте и мы попробуем под звуки говорящего барабана исполнить свой танец-импровизацию. (Жители деревень танцуют) .

Ведущая 2: Теперь нам нужно выбрать вождя – самого достойного. (Дети и родители выбирают вождя)

Ведущая 1: А наше африканское сафари подошло к концу.

Ведущая 2: Уважаемый Вождь показывает соплеменникам дорогу домой. А чтобы не заблудиться вам поможет мой воздушный шар. (Участники под музыку садятся на свои места)

Ведущая 1: А наше путешествие продолжается. (На большом…)

Ведущая 2: Ой, что это, всё вокруг сияет, светится.

Ведущая 1: Это северное сияние…

Ведущая 2: но мы же далеко от дома.

Ведущая 1: Совершенно верно, мы на южном полюсе, в Антарктиде.

Ведущая 2: Так на этом континенте нет ни городов, ни посёлков и очень холодно.

Ведущая 1: Совершенно верно, поэтому мы долго здесь задерживаться не будем. Только полюбуемся северным сиянием, немного отдохнём и, наверное, будем возвращаться домой. (Релаксация.)

Наши ручки отдыхают,

Ноги тоже отдыхают.

Напряженье улетело,

И расслаблено всё тело.

Губы не напряжены,

Приоткрыты и теплы

И послушный наш язык

Быть расслабленным привык.

Нам понятно, что такое

Состояние покоя.

Дышится легко,

Ровно, глубоко.

Звучит музыка «На большом…»

Ведущая 2: Вот наше кругосветное музыкальное путешествие подошло к концу.

Ведущая 1: Единственное что мне хотелось бы узнать, а понравилось ли оно нашим гостям.

Ведущая 1: Так это просто. Они сами нам это покажут.

Ведущая 2: А как?

Ведущая 1: У меня есть волшебные конфеты. Они возьмут себе конфетку, а при выходе фантики положат в корзиночку в красную – если весело и с пользой провели время, а в синюю если нет. В какой корзиночке фантиков окажется больше значит так вечер и прошёл.

Ведущие вместе: До свиданья, до новых встреч.

Татьяна Лебедева
Развлечение «Путешествие по музыкальной стране» для детей старшего дошкольного возраста

Зал украшен панно в виде паровозика. У стен стоят столики и стулья, имитирующие купе поезда. Раздается голос из репродуктора :

Внимание! Внимание! Скорый поезд N 47, следующий по маршруту "Музыкальная страна " отправляется в 16 часов 20 минут по московскому времени.

Звучит музыка . Дети забегают в зал и садятся на стульчики

Музыкальный руководитель : В пути нас ожидают интересные музыкальные остановки , на них мы будем слушать музыку , играть на музыкальных инструментах , петь песни, танцевать. Давайте возьмем с собой хорошее поведение, отличное настроение, и главное – внимание! Пассажиры все на месте. Поездная бригада на своих местах. Провожающие покинули вагон. Можно отправляться. Поезд со станции "Детский сад" отправляется в путешествие по музыкальной стране . Осторожно, двери закрываются, следующая станция "Песенная".

Звучит музыка Метлова «Поезд»

Мы споем распевку, как всегда

Распевки «Паровоз» музыка В . Карасевой, слова Н. Френкель, «Бубенчики» музыка В . Тиличеевой, слова М. Долинова

Остановка на станции «Песенная» .

Музыкальный руководитель предлагает спеть песни

«Простая песенка» музыка А . Александрова, слова М. Ивенсен

Песенка друзей музыка Герчик

Другие знакомые песенки по желанию детей всей группой , сольно, дуэтом и т. д. (можно с обыгрыванием)

Музыкальный руководитель : Поезд отправляется дальше. Осторожно, двери закрываются, следующая станция "Танцевальная".

Звучит музыка Метлова «Поезд» . Дети имитируют езду на поезде.

Остановка на станции «Танцевальная»

Ребенок : Хочу, чтоб пляска началась,

Чтоб ноги устали не знали,

Чтоб гости, посмотрев на нас,

В ладоши громко хлопать стали

Музыкальный руководитель : Эй, девчоночки-девчушки,

Веселушки-хохотушки,

Эй, мальчишки-молодцы,

Озорные удальцы.

Приходите поплясать,

Свою удаль показать.

Музыкальный руководитель предлагает вспомнить знакомые танцы и станцевать

Парная пляска кар. нар. мел

Полька Кремена (из сборника «Ритмическая гимнастика» Бурениной)

Танец маленьких утят

Другие знакомые танцы по выбору музыкального руководителя

Музыкальный руководитель : Поезд наш помчался дальше,

Перелески-города.

Будем петь сейчас частушки,

Дети, все готовы?

Дети : Да!

Звучат частушки в исполнении детей , музыкального руководителя и воспитателя.

Вы - мальчишки-хулиганы

В зал спешите первыми.

На занятиях кричите,

Все какие-то нервные.

Посмотрите вы на нас,

Мы - мальчишки - первый класс.

По столовой кто дежурит,

Кто целует в щечку вас.

Посмотрю на Джона Депа

Или даже на Брюс Ли,

Вот такие бы мальчишки

Нашей группе подошли.

Ой, девчонки дорогие

За что обижаете,

Мы ж не просим в нашу группу

Кристину Орбакайте.

Музыкальный руководитель : Поезд отправляется дальше. Осторожно, двери закрываются, следующая станция "Игровая".

Звучит музыка Метлова «Поезд» . Дети имитируют езду на поезде.

Остановка на станции «Игровая»

Музыкальный руководитель предлагает поиграть в музыкальные игры

Игра «Ищи» муз Ломовой

«Чей кружок быстрее соберется» муз Ломовой

Игра «Будь ловким» муз Ладухина

Другие по выбору музыкального руководителя

Музыкальный руководитель : Поезд отправляется дальше. Осторожно, двери закрываются, следующая станция " Инструментальная"

Остановка на станции «Инструментальная»

Музыкальный руководитель : Приехали на станцию «Инструментальная» . На ней живут веселые подружки матрешки - Дашенька, Глашенька, Иринушка, Маринушка. Они очень любят плясать и хотят научить вас.

Вот как умеет Дашенька : Тан-цуй, тан-цуй,

Тан-цуй, тан-цуй

Музыкальный руководитель раздает детям музыкальные инструменты , простукивает ритмический рисунок и предлагает детям повторить на них

Музыкальный руководитель : Повторите этот танец Дашеньки (дети повторяют) . А вот как умеет Глашенька : Ножка – топ,

Ножка – топ.

Музыкальный руководитель : Повторите этот танец Глашеньки (дети повторяют) . Иринушка пляшет вот так : Чок - чок, каблучок.

Чок – чок, каблучок.

Музыкальный руководитель : Повторите этот танец Иринушки (дети повторяют) . А маленькая Маринушка пляшет вот так : Топ-топ, каблучок,

Постучи покрепче.

Музыкальный руководитель : Повторите этот танец Маринушки (дети повторяют) . Молодцы, хорошие танцы у наших Матрешек, а мы еще и вспомнили, как нужно играть на музыкальных инструментах .

Ребенок : С нетерпеньем ожидаем мы чудесного момента,

Когда вместе заиграем на разных инструментах.

Хорошо нас научили, на ложках и на скрипке

От музыки чудесной расцветут вокруг улыбки.

Музыкальный руководитель предлагает поиграть на музыкальных инструментах

«Маленький танец» муз Гайдна

Солнечная капель муз Соснина

Другие музыкальные произведения пол выбору музыкального руководителя

Музыкальный руководитель : Наше путешествие подошло к концу . Поезд возвращается на станцию «Детский сад» . Мы с вами еще раз побывали в самой прекрасной и всеми любимой стране под названием «Музыка »

Публикации по теме:

Фотоотчет к сценарию "Путешествие на машине времени" - развлечение по правилам дорожного движения для детей старшего дошкольного возраста.

Развлечение к Дню космонавтики для детей старшего дошкольного возраста «Космическое путешествие» Ведущий: День сегодня не простой это в мире знает каждый. Впервые в космос полетел человек с земли отважный. Ученые не сразу решились отправить.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №8 «Аленький цветочек»

г. Лермонтова Ставропольского края

Урок музыки в 8 классе

«Путешествие по музыкальной стране»

составила

музыкальный руководитель:

Орлова Ольга Александровна

г. Лермонтов

2014 г.

Цель:

    приобщение детей к музыкальному творчеству;

    создание условий для возможности раскрытия себя в различных видах музыкальной деятельности;

    вызвать желание у детей проявить себя в различных видах музыкальной деятельности: пении, движении, игре на нетрадиционных музыкальных инструментах.

Виды детской деятельности:

творческая, коммуникативная, восприятие музыкальных произведений, исполнительская.

Интеграция образовательных областей:

«Художественно – эстетическое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие».

Планируемые результаты:

Ребёнок активно участвует во всех видах музыкального творчества, в случае затруднения задаёт вопросы взрослому, некоторые дети способны самостоятельно проявлять элементы музыкального творчества (воспроизведение ответа на музыкальном языке, импровизация движений во время двигательной активности, на нетрадиционных музыкальных инструментах).

Возраст детей: старшая группа.

Оборудование:

Книга «Музыкальный букварь», скрипичный ключ, вырезанный из картона, нотки, карточки с изображением «Мажора» и «Минора» портрет композитора П. И. Чайковского, карточки с изображением музыкальных инструментов.

Содержание НОД

Дети входят в музыкальный зал.

Музыкальный руководитель приветствует детей.

Здравствуйте, ребята!

Поёт по ступеням тонического трезвучия в нисходящем движении. Дети отвечают на приветствие – также поют по ступеням тонического трезвучия в нисходящем движении.

Музыкальный руководитель:

Сегодня я приглашаю вас, отправиться со мною в путешествие по музыкальной стране. А поможет нам совершить это путешествие вот эта необыкновенная книга. Это волшебная музыкальная книга, а называется она «Музыкальный букварь»

Давайте посмотрим, кто в ней живёт!

Открывает книгу.

Ребята, смотрите, это же господин Скрипичный ключ. Он спит, пока книгу никто не читает. Но стоит открыть её и тут, же происходит чудо.

Музыкальный руководитель аккуратно вытаскивает из книги скрипичный ключ, открывает ему глазки.

Со скрипичным ключом работает воспитатель .

Музыкальный руководитель:

Здравствуй, господин Скрипичный ключ.

Скрипичный ключ:

Здравствуйте, будем знакомы лично. Я – Скрипичный ключ. А как вас зовут, пропойте смело тут.

Дети по очереди пропевают своё имя.

Скрипичный ключ:

Я живу в Волшебной музыкальной стране. А хозяйка этой страны – королева Музыка.

Музыкальный руководитель:

Господин Скрипичный ключ. Нам с ребятами очень хотелось бы совершить путешествие по этой волшебной музыкальной стране. Ты нам поможешь?

Скрипичный ключ:

Помогу. Переверните страницу моей книги, и вы увидите карту Великой музыкальной страны.

Музыкальный руководитель:

Переворачивает страницу, вместе с детьми рассматривает карту, на которой изображены жители страны – ноты, музыкальные инструменты и т. д.

Скрипичный ключ:

А сопровождать нас в путешествии будет музыка. Ой, ребята, я что-то не подберу слово. Вы мне поможете?

Скажите, кто пишет музыку: поэт, писатель или композитор? Спасибо, ребята, правильно, композитор. Сейчас для вас прозвучит музыка Петра Ильича Чайковского. Давайте присядем, закроем глаза и тихо её послушаем.

Слушание музыки П. И. Чайковского «Осенняя песня» с последующим обсуждением.

Музыкальный руководитель:

Скажите, ребята, а что вы себе представили?

Дети высказываются о прослушанной музыке.

Музыкальный руководитель:

Это произведение П. И. Чайковского называется «Осенняя песня». И в музыке мы слышим печальные нотки, слышим, как кружат опадающие осенние листья, как будто танцуют свой прощальный танец.

Ребята, у меня есть осенние листики, давайте возьмём их, и каждый придумает свой танец.

Активное слушание. Импровизация.

Дети двигаются под музыку П. И. Чайковского «Осенняя песня».

Музыкальный руководитель:

Молодцы, ребята, у нас получился настоящий листопад.

Наше путешествие продолжается. Давайте перевернём ещё одну страницу нашей волшебной книги. Посмотрите, что здесь нарисовано.

Показывает изображение нотного стана.

Скрипичный ключ:

Это скрипичный ключ, или нотоносец. На нём записывают ноты. О них, вам расскажет песенка.

Музыкальный руководитель исполняет «Песенку о гамме» музыка Г. Струве, слова Н. Соловьёва.

Затем проводит беседу по тексту песни.

При повторении предлагает детям подпевать.

Музыкальный руководитель:

Да, трудно выучить все ноты, и запомнить, как они располагаются на нотном стане. Но мы постепенно всё выучим, а поможет нам наша рука.

Музыкальный руководитель показывает, как расположение нот на нотном стане можно изобразить с помощью рук.

«Песенка о гамме» исполняется ещё раз с показом.

Скрипичный ключ:

Переверните ещё одну страницу моей книги.

Музыкальный руководитель достаёт фигурки Мажора и Минора, берёт их и говорит за них.

Мажор:

Когда веселье в дом стучится,

Мажор вам может пригодиться.

Минор:

Когда хотите погрустить

Минор готов вас навестить.

Музыкальный руководитель:

Ребята, вы запомнили – синьор Мажор – повелитель весёлой музыки, а синьор Минор – грустной.

Убирает фигурки.

Скрипичный ключ:

Сейчас мы проверим, как дети это запомнили:

Поиграем в игру «Грустно – весело».

Проводится дидактическая игра «Грустно – весело» - на музыку «Три настроения» м. Г. Левкодимова.

Скрипичный ключ:

Переверните последнюю страницу моей книги.

Там карточки с изображением музыкальных инструментов. Дети называют их.

Музыкальный руководитель:

Молодцы, ребята. А я вам приготовила другие инструменты: вот птички – свистульки, вот шуршалки, шумелки, а вот тарахтелки и звенелки. Эти инструменты сделали вы сами с вашими родителями дома.

Берите их, и давайте для Скрипичного ключа исполним весёлую мелодию.

Дети играют на нетрадиционных музыкальных инструментах русскую плясовую мелодию – музыка народная.

Скрипичный ключ:

Спасибо, у вас получилась прекрасная музыка. Да, музыка передаёт настроение человека, помогает понять природу, окружающий мир. Надеюсь, что вы, ребята, будете часто посещать Великую музыкальную страну. А сейчас мне пора возвращаться домой в книгу.

Скрипичный ключ прощается с детьми.

Музыкальный руководитель:

Мне очень понравилось в музыкальной стране, а вам?

Дети делятся своими впечатлениями.

Затем уходят в свою группу.

Литература:

    Гогоберидзе А. Г. Детство с музыкой. Современные педагогические технологии музыкального воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста. Детство - Пресс, 2013.

    Конкевич С. В. Мир музыкальных образов. Слушаем музыку вместе с ребёнком. Советы музыкальным руководителям. Детство – Пресс, 2013.

    Вайнфельд О. А. Музыка, движение, фантазия! Методическое пособие для музыкальных руководителей. Детство – Пресс, 2002.

    Костина Э. П.Музыкально – дидактические игры. Феникс, 2013.