Играть в одни ворота значение. Игра в одни ворота: ситуации в сексе, которые всех раздражуют 

– один из методов выявления бессознательного, используемый при аналитической терапии и представляющий собой метод интроспекции, наблюдение над развертыванием внутренних образов.

Метод активного воображения (активной имагинации) был предложен в 1916 г. швейцарским врачом, основателем аналитической психологии К.Г. Юнгом (1875–1961). В обобщенном виде понимание этого метода было изложено им в лекциях, прочитанных в 1935 г. в Институте медицинской психологии при Тэвистонской клинике в Лондоне.

Активное воображение напоминает собой фантазирование. Однако К.Г. Юнг использовал термин «воображение», а не «фантазия», тем самым подчеркивая значение не мимолетного впечатления, а целенаправленного творчества. Если фантазия является собственной выдумкой и «скользит по поверхности индивидуальных смыслов», то активное воображение вызывает к жизни типичные образы и символические события, функционирующие и развертывающиеся в соответствии с собственной логикой.

Согласно К.Г. Юнгу, метод активного воображения сводится к следующему: необходима концентрация на каком-то начальном пункте, будь то спонтанное визуальное наблюдение, фрагмент сновидения, сюжет художественного произведения или какое-либо впечатление; сосредоточение на чем-то способствует порождению различных образов; при этом необходимо устранить всякую критику и наблюдать происходящее с «абсолютной объективностью», только лишь фиксируя его; внутренняя работа бессознательного приводит к тому, что эти образы оформляются в связанные между собой события и сюжеты; вызванный к жизни материал продуцируется в сознательные формы и вызывает потребность в чувственном или зрительном воплощении; потребность воплощения вызванного активным воображением материала в понятную для человека форму может быть реализована посредством рисунка, чертежа, пластического выражения, лепки, танца, игры; благодаря объективированию надиндивидуальных образов человек лучше понимает их смысл и ему становятся доступными ценности, которыми богат его архитепический материал; проделанная человеком работа оказывает на него такое воздействие, благодаря которому вызываются изменения его позиции по отношению к себе, другим людям и миру в целом.

Специфику метода активного воображения можно проиллюстрировать на примере, взятом К.Г. Юнгом из собственного опыта. Так, в детстве по выходным дням он посещал тетушку, жившую в доме, в котором было много цветных гравюр. На одной из них был изображен дед Юнга, сидящий на террасе своего дома. Маленький мальчик усаживался на стул и смотрел на эту картину до тех пор, пока дед не начинал спускаться с террасы. Хотя тетушка говорила ему, что дедушка никуда не идет, он по-прежнему сидит на своем месте, тем не менее маленький Юнг был убежден, что видел, как его дед спускался вниз.

Приводя этот пример, К.Г. Юнг замечал: «Точно так же, если вы концентрируетесь на мысленной картине, то она начинает двигаться: образ обогащается деталями, то есть картина движется и развивается. Естественно, всякий раз вы верите в это, вам приходит в голову, что это лишь ваша собственная выдумка. Но вы должны преодолеть это сомнение, ибо оно ошибочно. Нашим сознательным разумом мы можем достичь действительно совсем немного… Мы полностью зависим от великодушного содействия со стороны нашего бессознательного… И вот когда мы сосредотачиваемся на внутренней картине и не мешаем событиям идти своим чередом, наше бессознательное оказывается в состоянии породить серию образов, складывающихся в целую историю».

К.Г. Юнг исходил из того, что метод активного воображения может быть продуктивным на завершающих этапах аналитической терапии, когда объективация образов оказывается способной занимать место сновидений. Вызванные активным воображением образы как бы предвосхищают сны, и материал сновидений иссякает. Сознание устанавливает связь с бессознательным, и получаемый в процессе анализа материал находит свое выражение в творческой форме, оказывается более содержательным, чем в сновидениях. Нередко сами пациенты испытывают потребность в эмоциональном или зрительном воплощении данного материала. На вербальном уровне это может вылиться в воображаемый разговор с другим человеком или персонажем, всплывшим из недр бессознательного. На невербальном уровне – в живописи, скульптуре, танце. Могут быть и иные способы выражения в форме письма, изложения на бумаге рассказа, стихотворения.

В своей терапевтической деятельности К.Г. Юнг нередко просил пациентов выразить их материал активного воображения в форме рисунков. Он считал, что подобные рисунки выражают реальное психологическое состояние индивида и их можно использовать в целях установления диагноза заболевания. При работе с пациентами основатель аналитической психологии придерживался установки, в соответствии с которой рисунки чрезвычайно важны для них, их необходимо возвращать им, а копии оставлять у себя, чтобы иметь возможность размышлять над ними. При этом он исходил из того, что «суггестивное воздействие рисунка влияет на психологическую систему пациента и вызывает эффект, аналогичный тому, что сам пациент вкладывает в свой рисунок».

Прибегая к активному воображению, напоминающему собой своего рода медитацию, К.Г. Юнг предупреждал в то же время, что этот метод подходит далеко не для всех пациентов и имеются такие больные, по отношению к которым «его применение будет ошибкой». Дело в том, что само по себе активное воображение может породить такой обильный бессознательный материал, с которым пациент не в силах справиться, в результате чего он не только не сможет разобраться в вызванных к жизни образах, но и растворится в них, окажется под их властью, будет испытывать беспокойство, что чревато обострением психического состояния. Негативный момент состоит и в том, что вместо подлинного понимания бессознательных образов возможно соскальзывание пациента в пропасть его собственных глубинных комплексов. Кроме того, содержимое бессознательного может вызвать у пациента лишь эстетический интерес, в результате которого больной окажется в тисках всепоглощающей фантасмагории. И наконец, активное воображение может способствовать освобождению присущего содержанию бессознательного сильного заряда, который в определенных обстоятельства способен подавить разум и овладеть личностью. К.Г. Юнг предупреждал, что метод активного воображения – это «не детская игрушка», он особенно опасен для больных с латентной формой шизофрении и, следовательно, при его использовании требуется строгий контроль со стороны опытного аналитика.

Поэтому использование метода активного воображения предполагает такую искусную работу аналитика, в процессе которой постоянно оказывается помощь пациенту по освоению им бессознательных обра-34 зов. Пациенту следует подсказывать параллели, имеющие место между его бессознательным материалом и элементами символизма, восходящими к средневековью, древним культурам, поскольку, как замечал К.Г. Юнг, больной может уяснить истинное значение архетипичных образов в качестве повторяющихся в истории человечества объективных фактов и процессов психики, а «не сомнительных субъективных переживаний вне всякой связи с внешним миром». Смысл и значение этих образов проявляется лишь в процессе их интеграции в личность, духовную целостность, когда человек задумывается над их нравственными требованиями.

Просмотров: 4071
Категория: Словари и энциклопедии » Психология »

Активное воображение (Active imagination) - метод работы с бессознательными содержаниями (сновидениями, фантазиями и т. п.) с помощью просмотра образов в воображении, ведения диалогов и их вербализации.

Активное воображение - это особый метод использования силы воображения, разработанный Карлом Густавом Юнгом для того, чтобы описывать грёзы при открытых глазах. Вначале пациент концентрируется на каком-то одном определённом пункте, эмоциональном состоянии, образе или событии, чтобы потом отдаться фантазийной активности, с каждым шагом приобретающей всё более драматический характер.

"Под "активным воображением" мы понимаем определен­ную позицию по отношению к содержимому бессознательно­го, посредством чего мы и стремимся выделить и, тем са­мым, пронаблюдать за его автономным развитием. Мы мо­жем сказать, что "заставляем его оживать", но это некоррек­тно, поскольку мы просто наблюдаем за тем, что происходит. Правильная позиция, вероятно, может быть лучше всего оха­рактеризована, как позиция "активной пассивности". То есть, оставаться полностью пассивным и воспринимать то, что вы­деляется из своего бессознательного, но в то же самое вре­мя активно сфокусироваться на том, что собирается про­изойти. И это, в отличие от просмотра фильма и прослуши­вания музыки, не сидение и "восприятие" того, что мы не де­лаем, но что происходит, с сосредоточенностью, которая то­же является определенным видом активности. Главное же отличие в том, что при активном воображении "фильм" про­кручивается внутри." (Герхард Адлер)

К.Г.Юнг применял активное воображение как правило на заключительном этапе своей работы с пациентом, когда он был уже достаточно хорошо знаком с миром его образов по работе с его сновидениями. Активное воображение оказалось эффективным методом при лечении неврозов, однако лишь в сочетаниями в сознательными интерпретациями и беседами.

Активное воображение - свободное фантазирование, мечтания, «сны наяву». Один из методов работы с проблемой пациента в аналитической психологии. Цель активного воображения - познакомиться с теми частями личности, мыслями и желаниями, которые скрыты в бессознательном и потому недоступны человеку в повседневном опыте.

Впервые этот метод был предложен К.Г.Юнгом в 1935 году, когда он читал лекции в одной из Лондонских клиник и рассказывал о разных видах воображения: мечтах, грезах, фантазиях и т.п. Активное воображение отличается от обычных мечтаний, хорошо знакомых каждому человеку. Основное отличие в том, что в активном воображении сочетается работа сознания и бессознательного. Поэтому активное воображение отличается и от бесцельных фантазий и от сознательного вымысла. Психотерапевт просит своего пациента сосредоточиться на чем-то определенном - взволновавшем его событии, или на своих чувствах, или на заинтересовавшей его картине, или сюжете художественного произведения… Одно из важных достоинств этот метода в том, что «отправной точкой» для активное воображение может стать все что угодно, нужно лишь быть внимательным к своим переживаниям и правильно сделать выбор. Затем пациент рассказывает обо все своих фантазиях, образах и чувствах, которые у него возникают, когда он сосредоточен на выбранной теме. Эти образы обретают свою собственную жизнь, выстраиваются в определенный сюжет со своей внутренней логикой. Вымыслы и фантазии, ранее не связанные между собой вдруг обнаруживают неожиданное сходство, становятся более отчетливыми. Так в этом опыте человек знакомится со скрытыми ранее частями своей души, которые в аналитической психологии называют тенью, анимой, анимусом, а также с миром своих архетипов.

Очень важно, чтобы это новое знание, полученное в опыте активного воображения, не исчезло бесследно, чтобы человек смог хорошо запомнить его и тем самым расширить свои реальные возможности. Для этого в конце такой работы психотерапевт обычно предлагает своему пациенту нарисовать рисунок, написать стихотворение или небольшой рассказ об этом новом опыте, чтобы лучше запомнить его и осмыслить. Причем, даже если это произведение никоим образом не интерпретируется, оно все равно обладает особой «целительной» силой для пациента. Ведь оно становится особого рода символом, напоминающем ему об этой встрече с неизвестными ранее внутренними персонажами, своеобразной «дверцей» к этому новому опыту.

Метод активного воображения включает две стадии. Сперва человек как бы «грезит наяву», рассказывая психотерапевту обо всех своих видениях и переживаниях, а потом они вместе обсуждают этот опыт. На первой стадии, по словам К.Г.Юнга «создается новая ситуация, в которой бессознательные содержания оказываются на виду в бодрствующем состоянии» пациента. В этом - отличие от обычных сновидений. А затем пациент размышляет об этих образах, о том, что они могут обозначать почему они появились в его сегодняшнем опыте. Например, в активном воображении человек рассказывает свою фантазию об отважном охотнике, который бесстрашно сражается с дикими зверями. Такой сюжет, конечно, архетипичен, поэтому можно вспомнить мифы и сказки на эту тему чтобы лучше понять, что означают образы охотника, диких животных и так далее в определенной культуре, в коллективном бессознательном всего человечества. Но кроме того, этот сюжет имеет отношение и к сугубо личным переживаниям пациента, говорит о его сложностях и проблемах, а так же - указывает возможные пути их решения. Беседуя с психотерапевтом, он обнаруживает взаимосвязь этих образов и этого сюжета со своими собственными жизненными коллизиями, сам оценивает их значимость и находит в них свой собственный, уникальный смысл.

К.Г.Юнг применял активное воображение как правило на заключительном этапе своей работы с пациентом, когда он был уже достаточно хорошо знаком с миром его образов по работе с его сновидениями. Активное воображение оказалось эффективным методом при лечении неврозов, однако лишь в сочетаниями в сознательными интерпретациями и беседами. Он предполагает не бесконтрольное выплескивание всех образов бессознательного, но так же активную и творческую работу сознания.

Метод активного воображения имеет и свои ограничения, поскольку содержит некоторые «подводные камни». Одна из опасностей - «пойти на поводу» у бессознательного и наблюдать игру образов, часто - с очень увлекательным сюжетом и красивыми картинками. Однако смысл всего происходящего остается непроясненным, проблема - не решенной, хотя и складывается обманчивое впечатление проделанной работы. Другая опасность - это скрытые, непроявленные части личности пациента. Они могут обладать слишком большой силой, «запасом энергии» и тогда, оказавшись на свободе, полностью овладевают пациентом, он теряет контроль над собой и оказывается на грани психического срыва.

Активное воображение - интересный и красивый метод работы с психологическими проблемами. Однако он содержит целый ряд скрытых опасностей и потому его использование под силу лишь специалисту, не следует его воспринимать как забавное салонное развлечение.

Основы метода активного воображения

Еще одним способом работы с бессознательным в аналитической психологии является активное воображение (Active Imagination). Как и другие техники, этот метод направлен на осознание и восприятие глубинных аспектов психики, он способен ассимилировать и интегрировать ее разрозненные комплексы. Основную задачу активного воображения следует видеть в выведении на сознательный уровень "отколовшихся" энергетических систем, чья автономия угрожает единству психики и ее целостному функционированию.
Как и анализ сновидений, активное воображение помогает личности осознать некоторые ее ранее недифференцированные аспекты. Такие обособленные участки психики представляют собой своего рода отдельно живущие "Я-личности"- со своими мыслями, чувствами, эмоциями качествами и свойствами, непризнанными сознанием и неизвестными ему. Содержание этих комплексов, берущее начало в коллективном бессознательном, оказывает постоянное воздействие на душевную жизнь индивида, что проявляется в форме неожиданных аффектов и настроений, чрезмерных эмоциональных реакций, интуитивных догадок и предчувствий.
В отличие от образов сновидения, фантазии появляются в сознании бодрствующего человека, что позволяет устанавливать с ними связь, не теряя одновременно ориентации во внешнем мире. Фантазии располагаются как бы "на пересечении" реального внешнего мира и внутренней психической реальности. С архетипами последней и возможно установить контакт посредством активного воображения и, тем самым, сохранить контроль сознания над душевными переживаниями, индуцируемыми комплексами.
Метод активного воображения был "открыт" Юнгом в период его душевного кризиса 1913-1914 годов:
"Для того, чтобы удержать фантазии, я часто воображал некий спуск. Однажды я даже попытался дойти до самого низа. В первый раз я будто бы спустился метров на 300, но уже в следующий раз я оказался на какой-то космической глубине. Это было - как путешествие на Луну или погружение в пропасть. Сначала возник образ кратера, и у меня появилось чувство, будто я - в стране мертвых. У подножия скалы я различил две фигуры: седобородого старика и прекрасную юную девушку. Я осмелился приблизиться к ним - так, словно они были реальными людьми, и стал прислушиваться к их разговору...
Филемон и другие образы моих фантазий принесли с собою осознание того, что, возникающие в моей психике, они созданы не мною, но являются сами по себе и живут своею собственной жизнью. Филемон представлял некую силу, которая не была - я. Я вел с ним воображаемые беседы, и он говорил вещи, которые мне бы не пришли в голову. Я отдавал себе отчет в том, что это говорит он, а не я. Он объяснил мне, что я не должен относиться к своим мыслям так, как будто я порождаю их... Именно он научил меня относиться к своей психике объективно, как к некоей реальности" (57, с.183-185).
Как видим, автономия комплексов отражена в тексте Юнга весьма конкретно, посредством подчеркивания самостоятельности действий и поступков фигур фантазии. Такие представления являются весьма древними, в различные эпохи автономные комплексы проецировались на всевозможных природных и сверхъестественных существ. Малодифференцированная психика первобытного человека, дабы сохранить свое равновесие, инстинктивно выносила вовне бессознательные комплексы и таким образом дистанцировалась от них.
Персонификация собственных бессознательных содержаний позволяет заключить душевный образ в рамки конкретного объекта или явления. Давая ему имя, мы амплифицируем, обогащаем и дополняем разрозненные аспекты эмоционально-чувственных комплексов. Облачив их в знаково-символическую форму, легче удержать в сознании все многообразие, тонкость и сложность проявлений бессознательного.
Взаимоотношения человека с миром в трактовке аналитической психологии суть отношения проективные. Мнения, суждения и интерпретации объектов (особенно неожиданные и необъяснимые) несут в себе значительный момент проекции бессознательных содержаний и интенций, осознанию и пониманию которых способствует аналитико-синтетическая работа в рамках свободного фантазирования, продуцирования ассоциаций и т.п. Даже обычные речевые штампы и идиоматические выражения ("осеннее настроение","пустой номер") могут указывать на депрессивную установку или чувство одиночества.
Для дальнейшего проникновения в суть бессознательных содержаний необходимо дать возможность персонифицированной сущности проявить себя. Точнее, не мешать бессознательному высказываться искренне и спонтанно (по-другому оно и не умеет). В технике активного воображения необходимо, сохраняя сознательный контроль над самим процессом, свести к минимуму цензуру сознания над активностью бессознательных содержаний. Это касается в первую очередь нравственных и моральных установок и норм, влияние которых способно заглушить и исказить голос бессознательного. Основными ценностями процесса активного воображения являются импульсивность, своеобразие, свобода выражения и безоценочность, а не социальная желательность, приемлемость или соответствие этическим стандартам.
Информация из бессознательного может прийти в виде внутренних ощущений, зрительных образов, спонтанных движений, мелодии или голоса. Подходящими формами работы являются рисование, лепка, свободные описания, сочинение рассказов или стихотворений. Главная задача - попытаться как можно лучше понять смысл того, что выражает бессознательная психика, безотносительно к оценке художественного или иного совершенства получаемых результатов.
Один из учеников Юнга, Р.А.Джонсон (16) предлагает 4-фазовый подход к процессу активного воображения, аналогичный технике работы со снами. Это постепенный, поэтапный путь в архетипическим мир внутренних образов. Первая фаза - это состояние отрешенности или опустошения эго. Необходимо "очистить" сознание от всех мыслей, образов и чувств, которые порождены внешними условиями, В удобном месте, где никто не помешает человеку и не станет его отвлекать, в максимально комфортной позе он забывает о всех актуальных проблемах и событиях и освобождается от рациональной мыслительной деятельности. При этом ощущения и мысли, пребывающие в бессознательном, недифференцированном состоянии, получают возможность оформиться в образы-персонификации.
Вторая фаза - приглашение бессознательного - заключается в проникновении фигур бессознательного в сферу эго. Воображая любые пейзажи, картины или сюжеты, можно инициировать этот процесс. Не нужно делать никаких специальных усилий -- достаточно позволить спонтанному образу "вплыть" в сознание и вступить с ним в доброжелательный диалог. Можно спросить у персонифицированных содержаний, что они собой представляют, откуда они пришли, чего хотят и т.п. Полезно установить, какие части внутреннего Я нашли свое воплощение в образах активного воображения, какие аспекты или интенции личности подавляются сознанием, не находят себе выхода или применения.
На третьей стадии происходит внедрение этических ценностей, отброшенных в первой и второй фазе. Сознание пытается заключить договор с отколовшимися комплексами, принимая на себя определенные обязательства. При этом важно достичь такого соглашения, в рамках которого основные ценности и характер личности остаются незыблемыми. Сознание готово вступить в диалог с архетипическими влияниями, но не позволяет им захватить контроль над психикой и поведением индивида. Влияние бессознательного не должно обернуться разрушительным смерчем в системе межличностных отношений или привычной деятельности. Таким образом происходит постепенное разрешение внутриличностных конфликтов, "очеловечивание" теневых сторон психики, интеграция автономных комплексов и, в конечном счете, - духовное развитие и рост.
Четвертая фаза - это ритуал. Как и в работе со снами, здесь недостаточно ограничиться интеллектуальной активностью - необходимы конкретные действия или поступки. Они не обязательно должны быть грандиозными или повлечь за собой масштабные изменения в системе привычной жизнедеятельности, но сделанные выводы или принятые решения нужно зафиксировать в поведении личности, а не только в ее мыслях.
Регулярные диалоги с "бессознательной психеей" раскрывают и актуализируют новые возможности и способности личности. Ранее связанная комплексами психическая энергия разблокируется и может быть употреблена на цели роста и развития. Взаимодействие сознания и бессознательного, сменившее их былой антагонизм, позволяет Самости как сущностному центру индивидуальности координировать различные аспекты процесса индивидуации, способствуя ощущению зрелости и внутренней силы. Активное воображение, как и работа со снами, в юнгианстве являются признанными способами содействия личностному росту и самотрансценденции.

АКТИВНОЕ ВООБРАЖЕНИЕ (Active imagination; aktive Imagination) –
метод усвоения бессознательных содержаний (сновидений, фантазий и т.п.) с помощью определенной формы самовыражения.

Цель активного воображения – дать возможность услышать голоса тех аспектов личности (в особенности анимы/анимуса и тени), которые обычно о себе не заявляют, и тем самым установить связь между сознанием и бессознательным. И даже если конечные продукты – рисунки, живопись, писание, скульптура, танец, музыка и т.п. – не интерпретируются, между творцом и творением возникает нечто, что способствует преобразованию сознания. Термин «активное воображение» был впервые использован Юнгом в 1935 году в его знаменитых Тавистокских лекциях, прочитанных в Лондонской клинике, для описания состояния воображающей деятельности (imaginative Tatigkeit): свободной мечтательности, грез, фантазмов, сновидений наяву (ПТ, пар. 830). Активное воображение следует отличать от дневных мечтаний, остающихся в пределах личного повседневного опыта.

Первая стадия активного воображения напоминает сновидение с открытыми глазами. Она может возникать спонтанно или вызываться искусственно. Вторая стадия помимо пассивного обозревания самих образов включает сознательное в них участие, оценку того, что они значат, и моральное и интеллектуальное обязательство действовать в соответствии со способностью проникать в их сущность. Это и есть переход от простой созерцательной или эстетической установки на позицию суждения. Активное воображение может стимулировать лечение неврозов, но лишь тогда, когда оно действует в комплексе с сознательными усилиями. В отличие от снов, переживаемых пассивно, процесс воображения требует активного и творческого участия эго.

Неуважение к своему партнеру и мысли о собственном удовольствии превращают секс в настоящее испытание. Эксперты рассказали, от каких еще негативных привычек в постели следует избавиться, чтобы сделать интимные моменты ярче и приятнее. Оральный секс В сексе есть собственные правила и принципы, следовать которым было бы верным решением. Например, все пользуются взаимностью, которая касается орального секса. Если партнер не желает делать куннилингус, то и девушка вправе отказать ему в оральных ласках. Предохранение Использование презерватива в сексе, особенно с новым партнером, очень важно, и от своих принципов нельзя отказываться, если даже он прекрасный человек и уверяет, что без предохранения будет приятнее. Презерватив защищает не только от нежелательной беременности, но и от всевозможных болезней, поэтому не стоит пренебрегать этим предметом.

Игра в одни ворота Далеко не всегда у партнеров получается достичь оргазма одновременно, но некоторые позволяют себе уйти от секса, получив желаемое. Эксперты советуют всегда доводить дело до конца, ведь, если стремительно попрощаться после своего оргазма или уснуть, это может говорить об эгоистичности и грубости. Всегда можно завершить начатое ласками или продолжить процесс после небольшой передышки. Реакция на звуки Человеческое тело способно издавать массу звуков из-за естественных процессов в организме, а во время секса особенно велика вероятность возникновения нелепых моментов. Отзывы многих граждан подтверждают, что если партнер не может адекватно воспринимать такие вещи и расслабиться, то о приятном времяпровождении можно забыть.

Действия Плохой любовник может якобы случайно перейти к БДСМ или анальному сексу, когда предварительной договоренности об этом не было. Это можно назвать непростительным в любой паре, и эксперты не советуют искать оправдания такому поведению. Также некоторые люди не хотят подстраиваться под своего партнера и совершенно не реагируют на его слова или недовольное выражение лица. Даже самую романтичную встречу может испортить нежелание стараться и учиться, ведь мастерство и опыт в сексуальных делах есть далеко не у каждого. Имитация Имитирование оргазма может создать у партнера неверные представления о собственных возможностях и сильно его разочаровать. Если же талантливая актерская игра осталась незамеченной, то в будущем искренний партнер может разрушить иллюзию умелости, что несомненно пошатнет самооценку человека. Гигиена Каждый человек должен позаботиться о собственной гигиене, если знает, что вскоре у него произойдет жаркая встреча с возлюбленным. Быть потным и плохо пахнуть допустимо, если секс застал пару неожиданно после тренировки, но непозволительно практиковать такое постоянно.

— Я не знаю, зачем мне жить без него! Я не умею и не хочу жить без него! Зачем мне жизнь без него?! Зачем мне такая жизнь, если он будет не со мной?! Что мне надо сделать, чтобы он остался? Что я делала не так? Почему он так со мной? За что? Неужели он так и не понял, что никто, никто кроме меня его вот так вот любить не будет, не сможет просто… А я? Я точно знаю, что вообще больше никогда никого полюбить не смогу! Жить теперь как?

Она повторяла эти слова снова и снова. То жалобно, протяжно подвывая в такт своим собственным словам; то выкрикивая это всё, будто это были обвинения в адрес всех и всего; то произнося свою речь монотонно, задумчиво.

Девчонкам уже надоело слушать эти её стенания, а отвлечься, переключиться на что-нибудь другое, она явно не планировала и не собиралась, по крайней мере в ближайшие лет 100. Нет, они настоящие подруги, примчались к ней по первому звонку сразу, бросив все свои дела и не дела, бросив всё, в общем. Поддержать подругу — святое дело, тем более, когда уже довольно давно все видели и понимали, что отношения у их подружки с её мч держались на честном слове, и не сегодня-завтра должны сойти на нет. Понимали и видели всё, кроме неё. Робкие попытки девчонок "открыть" ей глаза, сначала завуалированно, тонко, а потом и откровенно намекнуть, да что там, прямо сказать: "Очнись, между вами уже нет ничего, ты выстроила отношения сама с собой, горемычная ты наша. Он не принимал в них участия изначально, он не поддерживал твои планы, вы мирно сосуществовали в одном пространстве и не более того. Он попытался пожить новой для него жизнью, но ему это не понравилось, он понял, что это была ошибка. Он не хочет больше терзать ни себя, ни тебя. Но ты же его не слушаешь! Только он хочет начать откровенный прямой разговор на эту тему, у тебя срочные дела возникают, телефонные разговоры и т.п. Он очень винился перед нами и просил нас с тобой поговорить об этом…" , — терпели фиаско. Дальше этих слов не шло. Она очень плотно прижимала к ушам ладошки и начинала петь песни. Увидев, что все замолчали, вставала, сообщала, что у неё образовались дела и уходила. "Потом, девчонки, потом, сейчас не до этого".

Её желание уйти от реальности было настолько же велико, насколько развилось умение не замечать очевидного: нельзя сохранить и сберечь то, чего нет. И не было никогда. Окружающих она уже не удивляла, а пугала. Истина в том, что нельзя помочь человеку, если он этого не хочет. Она не хотела.

Она — обычная девушка или молодая женщина. Кому как нравится считать. Да и в наше время так сложно стало по внешнему виду определять возраст человека. Да и не главное это, сколько человеку лет. Сколько нас, женщин, мужчин таких вот, самых обычных, постарше, помладше, более успешных, менее успешных. Стандартных, среднестатистических. Таких обыкновенных, что, пройдя мимо нас при большом скоплении народа, не то, что внимания не обратишь особо, потом и не вспомнишь никогда, а как она/он выглядит…

Но в каждом из нас живёт желание быть любимым, востребованным, счастливым; теплится надежда, что когда-то и мы встретим того/ту единственных и будем поняты, необходимы, желанны. При этом каждый из нас переживает свои эмоции, свои чувства. В любой ситуации, несмотря на то, насколько эта ситуация радует или огорчает нас, воодушевляет, заставляя ощущать "крылья за спиной", или убивает, оставляя наедине с жизнью и самим собой, — свои. Это только принято так считать, что мы знаем, что на душе у другого творится, знаем, что он, этот другой чувствует, испытывает. Ничего подобного! На самом деле ничего подобного! Каждый из нас поэтому и уникален, неповторим, что то, что чувствуем, переживаем именно мы, каждый из нас, другие только представляют. Проживаем, отражаем, эмоционально реагируем на одни и те же ситуации каждый по-своему. Индивидуально, неповторимо. По нашему поведению, по нашим словам, поступкам достаточно сложно однозначно распознать, что на самом деле происходит у нас в голове, что у нас на душе.

Сколько слёз в этом мире пролито не только женщинами, но и мужчинами, от чувства безысходности, одиночества, "никомуненужности"? Сколько людей из нас чувствовали себя загнанными в угол, опустошёнными и истерзанными в тот момент, когда тебя ставят перед фактом: " Прости, я ухожу", "Давай какое-то время поживём отдельно?" . А сколько слёз не пролито, а подавлено в себе, и какого размера был бы тот ком, который тяжёлым мёртвым грузом осел в душах всех тех, кто испытал эти чувства, навсегда поселяясь в них, в их сердцах, раздавив надежды, планы, мечты? Раздавив самого человека.

Но жизнь идёт…

Что бы с кем из нас не случилось, она, жизнь — никогда не остановится.

И вот этот обыкновенный, среднестатистический, стандартный человек, раздавленный, с пустотой внутри, больше никому не доверяющий, больше ни на что не надеющийся, больше ничего не желающий, продолжает жить.

Жить без того, кто был всем для него, был смыслом, был мотивом, был стимулом, был целым миром…

Жить без смысла, без стимула, без мотива. Жить в пустом одиноком мире. В мире без иллюзий, без надежды, без веры, без любви…

Упрощённая утрированная философская проза: "Так-то смысла вообще ни в чём нет" , — не уместна здесь. Здесь другое. Здесь утеряно всё из-за того, что нас бросили, кинули, забыли, променяли…

Нет, если быть объективными, то, отмотав время назад и пораскинув умом, каждый из нас понимает, что изначально тот вариант отношений именно с тем конкретным человеком тупиковым был и ни при каком раскладе "happy end" не предвещал, более того, не напрягаясь, вспомнит, когда "сердцем чуяли", что вот и настал тот момент, когда пора прощаться. Это именно мне показалось, захотелось, представилось, что мы вместе будем, это именно я испытывала к этому человеку такое невообразимое что-то… А его забыла предупредить об этом… Или не сочла нужным… Или решила, сколько времени отпущено с ним, столько и буду счастьем наслаждаться, потом разберёмся с тем, что будет. А ничего нет и не было! Нельзя счастье в одиночку построить! Ещё одна очередная банальная истина — над отношениями всегда вдвоём работать надо, всегда надо смотреть в одну сторону и идти в одном направлении.

А когда в отношениях слышится только "Я", когда не было "Мы" и не появилось, это не отношения, это игра, которую затеял каждый из нас на своей половине поля и сам с собой разыгрывал матч, который изначально был обречён на провал. Но не стихает боль от осознания этого факта, не наполняется мир красками, и не забывается прошлое…

Есть отличное выражение: "Мы должны брать из прошлого огонь, а не пепел" . Видимо, когда мы научимся не преклоняться перед своей болью и не взращивать собственные страдания, а понимать, что, благодаря именно этому человеку, встреча с которым была, безусловно, не случайна, я обрёл очень важный жизненный опыт и ничего, кроме благодарности за то, что этот человек был в моей судьбе, не испытываю к нему. Тогда и начнут наши судьбы не ломаться, обесценивая саму жизнь, а быть собственными творениями, не терпящими поражений от присутствия или отсутствия в ней кого — либо. Как и то, что "…со временем каждый из нас поймёт, что есть люди, которые будут с тобой, потому что ты такой, какой есть… и есть люди, которые отвернутся, потому что ты не захочешь быть таким, как они… Мы либо делаем себя жалкими (несчастными), либо делаем себя сильными — объём затрачиваемых усилий остаётся одним и тем же".

Нарциссизм. Игра в одни ворота.

Мои уважаемые читатели и ПОчитатели, знаете ли вы бич общества 21 века? Эээ, не капитализм, не СПИД и не наркота. Это нарциссизм (определение и признаки погуглите – узнаете среди них своих знакомых – 100%). Так уж сложилось, что меня подобные товарищи окружают весьма плотно, как их не пинай, и тянутся ко мне с неведомым магнетизмом. Чуют во мне бешеную жизненную энергию, на которую у них прямо моральная эрекция. Потому изучила и этот вид достаточно, и – увы – продолжаю изучать.

Так вот. Одной из отличительных признаков нарциссов является абсолютное неумение строить отношения. Будь то любовь, дружба и даже отношения коллег по работе.

Причем сложности будут, в основном, у жертвы нарцисса, а не у него самого. У него самого будет единственная сложность, о которой я расскажу позже.

Собственно, большинство нарциссов вообще не считают, что должны отношения как-либо выстраивать. Они считают, что в отношениях достаточно их божественного присутствия. А все остальное должен доделывать партнер. На основании того, что тот не так прекрасен и божественен.

Я вот люблю многие вещи объяснять на примере детишек. Потому что у детишек еще все чувства нараспашку. Наблюдая за детьми, хорошо видишь замаскированные взрослые чувства и переживания.

Так вот. Дети в мячик любят играть. Кидать его друг другу, пинать друг другу, катать. Да-да, я продолжаю утверждать, что детям можно просто дать мячик в чистом поле – и для них это будет удовольствие, не меньшее, чем поход в парк аттракционов с выложением приличной суммы.

И вот – замечаю – когда один ребенок заигрывается мячиком в одиночку, второй начинает недоумевать, обижаться, капризничать и требовать отдавать мячик. Потому как играть договорились вместе, а по факту – играет один. Еще интереснее получается, что тот, который заигрывается, недоуменно смотрит на первого и произносит: «Чего возникаешь? Мы играем вдвоем. Вот ты, вот я. Вот мячик. Ну а что я его один гоняю, тык ты это… радуйся за меня».

Вот у нас и нарисовывается классика нарциссических отношений.

Беда нарциссов только в одном. У них самих нет мячика. Т.е. нет любви, нет поддержки и заботы, нет теплоты и понимания. Если б были – он бы мог и на себя направить. Но нарцисс пуст. Представим, что этому маленькому бедолажке мячик не покупают родители из своих соображений. Не покупают, не дарят, вообще никак его мячиком не обеспечивают.

А играть он хочет (хочет любви, тепла, нежности, заботы). Потому единственный вариант – это присоединяться к игре с другими ребятами.

И он присоединяется. Но довольно быстро в нем сказывается желание утолить любовный голод, накопившийся за последнее время, и он начинает вдруг набивать мячик об пол, подкидывать его вверх и ловить, или же кидать в баскетбольную корзину бессчетное количество раз.

Его напарник по игре недоуменно возмущается: «Играем-то вдвоем!». А нарциссик не понимает негодования и заявляет: «Да, мы вдвоем. Я так классно набиваю мячик, смотри, как мне хорошо. А ты потерпишь – мячик итак твой, ты всегда можешь им поиграть без меня. Хотя – зачем теперь без меня? Давай играть со мной. Я буду играть, а ты – за меня радоваться. Ведь это так приятно: радоваться за другого, не правда ли?»

Второй игрок отнюдь не нарциссик, и он покорно соглашается на предмет того, что надо делиться, надо уступать, надо помогать другим. Да и такой бедненький нарцисс без своего мячика…

Однако – рано или поздно – партнера утомляет восхищаться каждому успешному голу нарциссика, который он забивает… только в одни ворота, даже не желаю добежать до других. И тогда партнер в гневе говорит: «Слушай, товарищ. Мне тебя, конечно, жалко. Но играть ты с другими не умеешь. Поэтому давай-ка мне мячик, и я буду играть с теми, кто умеет вести взаимную игру».

И – оставляет убитого горем (в данном случае) нарцисса. Но нарциссик горем убит не потому, что потерял друга. А потому, что у него отняли мячик, и надо очаровывать очередного товарища, чтобы тот дал поиграться. А это время, усилия, и опять страх разочарования. Нарцисс и мысли не допустит, что должен пересмотреть свое поведение.

Есть у истории и другой финал. Нарциссик может натурально – с голодухи – под шумок – убежать с мячиком играться в тихий двор. Там он будет фанатично – в течение нескольких дней или недель – набивать мячик об асфальт, гонять его об стенку, кататься на нем и прыгать, бросать его бесконечно в баскетбольное кольцо, покуда… мячик не придет в полную негодность. Потому что нарцисс также не знает, как обращаться с мячиком. Что его нужно мыть, поднадувать, относиться к нему бережно. Те, у кого есть свои мячики, эти правила знают. А нарциссик – не знает. Да и кто ему объяснит, если в его семье абсолютное табу на мячики?

А потому – через некоторое время – нарциссик опять бредет в поисках доброго товарища с красивым мячиком. В надежде, что товарищ окажется бесконечно добрым и понимающим (в отношениях сиречь «где же та единственная и неповторимая, которая будет меня бесконечно обожать?»), а мячик – прочным и не теряющим окраску.

Ни в коем случае я этой статьей не достукиваюсь до нарциссиков. Они ее даже не прочитают. А, прочитав, не поймут, о ком это.

Это такое наглядное объяснение того, ЧТО вас ждет в отношениях с нарциссом. Вашу теплоту, любовь, заботу и преданность направят единственно в нарциссовы ворота, а вас заставят радоваться за него. И иногда еще кофе в постель подносить. Иначе – не будет.