Главные мысли произведения корзина с еловыми шишками. Урок литературного чтения Паустовский К

В своем творчестве Константин Паустовский часто поднимает философские вопросы о смысле жизни, о поисках своего места в этом мире, о трудности выбора. Рассказ «Корзина с еловыми шишками» не является исключением. Читая это легкое жизнеутверждающее произведение, понимаешь, что самые лучшие в жизни вещи даются человеку бесплатно.

Главные герои этого произведения, композитор Эдвард Григ и маленькая девочка Дагни, дочь лесника, знакомятся в лесу. Композитор просто гуляет, любуясь неповторимым осенним пейзажем, а девочка собирает еловые шишки. Обычный разговор, обыкновенная осень. Однако все вокруг будто пропитано сказкой: удивительно тонкие и восприимчивые к каждому шороху осиновые листья, нахнущие тяжелой пахучей смолой еловые шишки, хрупкая и необычайно красивая стеклянная лодка…

Григ настолько впечатлен общением с маленькой незнакомкой, что решает посвятить ей музыкальное произведение. Конечно, ребенок не в состоянии глубоко оценить силу и красоту классической музыки, поэтому Григ говорит, что Дагни получит подарок через десять лет, когда ей исполнится восемнадцать. Девочка в растерянности, она хочет получить подарок сейчас, но ей остается только смириться.

Создавая произведение, посвященное Дагни, композитор с нежностью думает о своей маленькой музе. Он знает, что впереди у нее такая увлекательная, такая яркая и прекрасная жизнь, полная открытий и любви. Григ желает девочке большого и настоящего счастья, и все свои переживания вкладывает в музыку.

Проходят годы, Дагни превращается в стройную красавицу с длинными косами. По случаю окончания школы девушка едет погостить к своим дяде и тете, а те решают сводить ее на концерт. Каково же всеобщее удивление, когда со сцены звучит непередаваемо прекрасная музыка, посвященная ей, дочери лесника.

В душе у Дагни все переворачивается, ей вспомнилось все: и прекрасный осенний лес, и человек со смеющимися глазами, обещавший подарить ей необычный подарок. Этот подарок — действительно лучшее, что можно пожелать, потому что это больше, чем музыка, это дар любви к жизни.

Жизнь состоит из множества больших и мелких событий, ежеминутно человека окружают сотни вещей, и как же важно помнить, что все это прекрасно, и любить жизнь во всех ее проявлениях. «Корзина с еловыми шишками» — небольшой, но впечатляющий рассказ, заставляющий читателя задуматься об истинных ценностях.

    • Жизнь человека настолько стремительна и наполнена событиями, что порой забываешь, что в жизни самое важное, а что все же второстепенное. Именно это и происходит с Настей, героиней рассказа Паустовского «Телеграмма». Хотя весь сюжет разворачивается вокруг ее имени, с самой Настей мы знакомимся уже во второй половине рассказа. Настя родилась и выросла в глухом селе Заборье. Видно, девушке очень наскучила и родная деревня, и все, что с нею связано, потому что в деревню она не приезжает годами. Жизнь не стоит […]
    • Как часто в жизни мы, не задумываясь, раним других. Как много может спасти одно доброе слово, один сострадательный поступок. Возможно, именно эту идею хотел донести до читателя Паустовский рассказом «Теплый хлеб». Главный герой рассказа, Филька по прозвищу «Ну тебя!», - мальчишка с очень непростым характером. Филька недоверчив, несговорчив, всем грубит, даже старенькой бабушке. До поры до времени его грубости сходят ему с рук, но только до тех пор, пока мальчик не обидел раненого коня, любимца всей […]
    • Тягостное чувство возникает по окончании чтения рассказа К. Г. Паустовского "Телеграмма". Не светлая печаль, тихая грусть и примирительная гармония с миром, но какой-то тяжеленный темный камень на душе. Будто бы чувство вины, постигшее Настю слишком поздно, ложится в какой-то степени и на меня. Вообще подобные темы не так уж свойственны общеизвестному Паустовскому, изучаемому в школе и любимому маленькими детьми. Мы все знаем автора, уважающего и ценящего родную природу, мастера тонких и трогательных описаний […]
    • Делай добро – и оно к тебе вернется, делаешь зло – жди расплаты. В жизни все взаимосвязано. Наверно, рассказ Паустовского «Заячьи лапы» - именно об этом: о взаимосвязи всего живого, о важности в жизни любви и сострадания. Название рассказа очень необычно и сразу заставляет читателя задуматься о том, почему заячьи лапы? Что в них такого особенного? Ну, попал косой в лесной пожар, спасся, дело житейское. Неужели об этом стоит писать целый рассказ? Оказывается, что стоит, потому что заяц в рассказе не простой, а […]
    • Прекрасна и добра небольшая "сказка" Константина Паустовского под уютным домашним названием "Теплый хлеб". Несмотря на кажущуюся простоту и незамысловатость сюжета, несколько народный язык, короткие, но красочные описания природных явлений, - это настоящее произведение литературы художественной. И оно, наравне с многотомными романами, заставляет читателя остановиться, задуматься, что-то для себя решить. Над чем задуматься? Что именно решить? Об этом - ниже. Пойдем от меньшего - к большему. Главную идею оставим […]
    • Эрнест Хемингуэй – классик мировой литературы, лауреат Нобелевской и Пулитцеровской премий. Будущий писатель родился в 1899 году в Оук-Парке, привилегированном пригороде Чикаго. Его отец был врачом. Он постарался привить сыну любовь к окружающему миру. Также на мировоззрение писателя повлиял его дед. В 12-летнем возрасте Эрнест получил от него подарок – однозарядное ружье. Именно с этого началось увлечение Хемингуэя охотой. Первые рассказы будущего классика были напечатаны в школьном журнале «Скрижаль». Также […]
    • Начало творческого пути М. Горького пришлось на период кризиса в социальной и духовной жизни России. По признанию самого писателя, к сочинительству его подтолкнули страшная «бедная жизнь», отсутствие у людей надежды. Горький видел причину создавшегося положения прежде всего в человеке. Поэтому он решил предложить обществу новый идеал человека-протестанта, борца с рабством и несправедливостью. Горький хорошо знал жизнь бедняков, от которых отвернулось общество. В ранней юности он сам был «босяком». Его рассказы […]
    • Возрождение имени Максима Горького после пересмотра места его творчества в русской литературе и переименования всего, носившего имя этого писателя, обязательно должно произойти. Думается, немалую роль в этом сыграет самая известная из драматического наследия Горького пьеса «На дне».Сам жанр драмы предполагает актуальность произведения в обществе, где много нерешенных социальных проблем, где людям известно, что такое ночлежка и отсутствие дома. Пьесу М. Горького «На дне» определяют как социально-философскую драму. […]
    • Многие писатели середины XX столетия не смогли остаться в стороне от событий, происходивших тогда в стране. За время, предшествующее Октябрьской революции и последующие годы становления советской власти было убито или отправлено в ссылки много неугодных власти людей. Сломанные судьбы, осиротевшие дети, постоянные доносы – думающие люди не могли остаться равнодушны. Б. Пастернак, М. Булгаков, Е. Замятин, В. Шаламов, М. Шолохов, А. Солженицын и многие другие писали о том, что происходит и как от этого страдают […]
    • Настя Митраша Прозвище Золотая курочка Мужичек в мешочке Возраст 12 лет 10 лет Внешность Красивая девочка с золотыми волосами, лицо всё в веснушках, а лишь один нос чистенький. Мальчик невысокого роста, плотного телосложения, имеет большой лоб и широкий затылок. Его лицо в веснушках, а чистенький носик смотрит вверх. Характер Добрая, рассудительная, поборола в себе жадность Смелый, смекалистый, добрый, мужественный и волевой, упрямый, трудолюбивый, целеустремленный, […]
    • Владимир Набоков, выдающийся русский писатель, получил признание в 1920-х годах в эмиграции и только во второй половине 80-х годов вернулся своими произведениями на родину, в Россию. Его творческая деятельность началась на исходе Серебряного века русской поэзии и продолжалась вплоть до 70-х годов. Так сложилось, что творчество Набокова вписано в историю сразу двух национальных литератур – русской и американской, причем все его романы, написанные по-русски и по-английски, – подлинные литературные шедевры. Набоков […]
    • Испытание дуэлью. Базаров и его друг снова проезжает по тому же кругу: Марьино – Никольское – родительский дом. Ситуация внешне почти буквально воспроизводит ту, что в первый приезд. Аркадий наслаждается летним отдыхом и, едва найдя предлог, возвращается в Никольское, к Кате. Базаров продолжает естественнонаучные опыты. Правда, на этот раз автор выражается по-другому: «на него нашла лихорадка работы». Новый Базаров отказался от напряженных идеологических споров с Павлом Петровичем. Лишь изредка бросает достаточно […]
    • Лучшая часть есенинского творчества связана с деревней. Родиной Сергея Есенина было село Константиново Рязанской губернии. Середина, сердце России дало миру прекрасного поэта. Вечно меняющаяся природа, колоритный местный говор крестьян, давние традиции, песни и сказки с колыбели вошли в сознание будущего поэта. Есенин утверждал: «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины – основное в моем творчестве». Именно Есенину удалось создать в русской лирике образ деревни конца XIX – начала XX […]
    • У Александра Блока свое особое отношение к Родине. Россия – это не просто тема, а это мир, наделенный своими чертами, заполненный различными образами и символами. А. Блок обращается к размышлениям о трагическом прошлом России, многострадальном народе, о предназначении и особенности России. Очень ярко и своеобразно представлено отношение к Родине в цикле «На поле Куликове». Этот цикл включает в себя пять стихотворений. В примечании к циклу Блок написал: «Куликовская битва принадлежит… к символическим событиям […]
    • Нужно отметить, что эпизод столкновения экипажей распадается на две микротемы. Одна из них – это появление толпы зевак и «помощников» из соседней деревни, другая – мысли Чичикова, вызванные встречей с молоденькой незнакомкой. Обе эти темы имеют как внешний, поверхностный пласт, касающийся непосредственно персонажей поэмы, так и пласт глубинный, выводящий на масштаб авторских размышлений о России и ее людях. Итак, столкновение происходит внезапно, когда Чичиков про себя посылает проклятия Ноздреву, думая, что […]
    • Ф. М. Достоевский был настоящим писателем‑гуманистом. Боль за человека и человечество, сострадание к попранному человеческому достоинству, желание помочь людям постоянно присутствуют на страницах его романа. Герои романов Достоевского – это люди, желающие найти выход из жизненного тупика, в котором оказались по разным причинам. Они вынуждены жить в жестоком мире, который порабощает их умы и сердца, заставляет действовать и поступать так, как людям не хотелось бы, или как бы они не поступили, находясь в других […]
    • Умение выражать тончайшие оттенки настроения сопутствовало Исааку Ильичу Левитану на протяжении всего творческого пути. Избегая сцен, эффектных внешне, он стремился выразить душевные волнения, изображая милые русскому сердцу мотивы. Простоватые, на первый взгляд, сюжеты картин несут сильную эмоциональную нагрузку. Это утверждение в полной мере применимо и к его "Одуванчикам". Неспроста Левитан одним летним утром возвратился с прогулки без этюда. В его руках был букет из одуванчиков, который он хотел […]
    • Сатира М. Е. Салтыкова‑Щедрина правдива и справедлива, хотя нередко ядовита и зла. Его сказки – это и сатира на самодержавных правителей, и изображение трагического положения угнетенного народа, его каторжного труда, и высмеивание господ и помещиков. Сказки Салтыкова‑Щедрина – это особая форма сатиры. Изображая действительность, автор берет только наиболее яркие черты, эпизоды, по возможности сгущает краски при их изображении, показывая события как бы под увеличительным стеклом. В сказке «Повесть о том, как […]
    • Замечательный русский поэт Борис Леонидович Пастернак долгие годы вынашивал идею написать роман. Ему довелось жить в сложное для страны время, в эпоху трех революций. Он был знаком с Маяковским, начинал свою творческую деятельность, когда активно работали символисты и футуристы, сам одно время принадлежал к футуристическому кружку «Мезонин поэзии». Пастернак намеревался «дать исторический образ России за последнее сорокопятилетие…». Первые наброски романа относятся к 1918 году. Автор дал им рабочее название […]
    • Конфликт - это столкновение двух или нескольких сторон, не совпадающих во взглядах, мироощущениях. В пьесе Островского “Гроза” несколько конфликтов, но как же решить, какой из них главный? В эпоху социологизма в литературоведении считали, что социальный конфликт самый важный в пьесе. Конечно, если видеть в образе Катерины отражение стихийного протеста народных масс против сковывающих условий “темного царства” и воспринимать гибель Катерины как результат столкновения ее с самодуркой свекровью, следует […]
  • Цели : раскрыть значение духовной красоты человека, истинного счастья, смысл жизни; развивать умение анализировать эмоциональное состояние героев; воспитывать любовь к музыке.

    Оборудование : портреты К. Паустовского, Э. Грига; запись фрагмента музыкального произведения Э. Грига.

    Ход урока

    I. Организационный момент. Создание эмоционального настроя.

    Звучит спокойная музыка. На доске портреты К. Паустовского и Э. Грига.

    II. Постановка цели урока.

    Почему урок «Наедине с книгой» мы начали с прослушивания классической музыки? (Ответы детей.)

    На какие вопросы отвечает Паустовский в своем рассказе «Корзина с еловыми шишками»? (В чем смысл жизни, какой он; счастливый человек, истинная красота - что это?)

    Давайте проанализируем. (Философские рассуждения автора о жизни и смерти, о счастье, смысле жизни; глубокие мысли о вечных проблемах бытия.)

    Что вы узнали о писателе? (Рассказы учащихся, учитель дополняет.)

    Константин Георгиевич Паустовский родился в 1892 году в Москве в семье железнодорожника. Уже в школе он начал зарабатывать на хлеб.

    Писать начал рано. Из воспоминаний писателя: «Моя писательская жизнь началась с желания все знать, все видеть и путешествовать. В каждой повести, в каждом рассказе видны следы скитаний».

    Вывод о творчестве Паустовского: основное содержание рассказов - поиск красоты в обычном и скромном.

    Его рассказы с удовольствием читают и взрослые, и дети.

    IV. Работа по содержанию.

    1. Характеристика места действия.

    События в рассказе происходят в северной стране - Норвегии, с ее сумрачным величием хвойных лесов и суровой красотою озер.

    Послушайте фрагмент музыки Эдварда Грига.

    Звучит запись фрагмента.

    Что вы чувствовали, слушая музыку Грига? (Высказывания детей.)

    Вывод. Дыхание суровой и величественной природы, красочные картины народной жизни, ожившие норвежские легенды и сказки - это душа музыки композитора Грига.

    2. Характеристика главной героини.

    Охарактеризуйте Дагни. (Ей восемь лет; трудолюбива - несет тяжелую корзину шишек; доверчива - разговаривает с незнакомцем; мила и красива - большие глаза, как у куклы, с зелеными зрачками, тихий от смущения голос; чуткая - думает о старом дедушке и сочувствует ему; у нее доброе сердце, умеет думать и печалиться о других.)

    3. Работа над художественными особенностями текста.

    Прочитайте диалог композитора и девочки.

    Как вы думаете, был ли Григ счастливым человеком? Что наполняло его счастьем? (Ответы детей подтвердить словами текста.)

    Перечитайте слова Грига о жизни. («Я видел жизнь. Что бы ни говорили тебе о ней, верь всегда, что она удивительна и прекрасна, я старик, но я отдал молодости жизнь, работу, талант. Отдал все без возврата. Потому я, может быть, даже счастливее тебя, Дагни...»)

    Сколько основных мыслей здесь заключено? Какие? Сформулируйте их своими словами. (Жизнь удивительна и прекрасна. Счастлив потому, что отдал все.)

    Кто согласен с мнением Грига? Объясните, почему? (Высказывания детей.)

    Физкультминутка

    Упражнения на релаксацию под спокойную музыку.

    Учитель. Воздействие классической музыки на душу: душа взлетает и парит в воздухе, а когда музыка стихает, сердце замирает, и нужно некоторое время, чтобы прийти в себя, ощутить себя снова на земле.

    4. Обобщение.

    Чтение и анализ четвертой части рассказа - «Дагни в театре, на концерте».

    1) Словесное рисование .

    Опишите портрет повзрослевшей Дагни. (Стройная девушка с тяжелыми русыми длинными косами цвета старого золота, красивая, с сияющими большими зелеными глазами, одета в длинное театральное черное платье из таинственного бархата.)

    В чем заключалась необычность обстановки, в которой проходил концерт? (Чтение отрывка текста, где Дагни идет с тетей и дядей на концерт.)

    Почему Дагни плакала, слушая музыку Грига? (Это слезы благодарности. Люди плачут не только от горя, но и от больших хороших чувств; кроме того, Дагни жаль, что Григ уже умер и она не скажет ему спасибо за чудесный подарок.)

    Эдвард Григ похоронен на своей родине, в скале над вечно волнующимся морем.

    Можно ли считать его безвозвратно ушедшим от нас, ныне живущих, или он незримо присутствует в нашей жизни? (Григ живет в своих произведениях. Его душа через музыку говорит с нами, передает свой опыт, чувствование и знание жизни.)

    Поразмышляйте, что в рассказе главное: музыка или человек и духовные основы его жизни? (Ответы детей.)

    Прочитайте, чем заканчивается рассказ. о чем просят нас поразмышлять? (О смысле жизни.)

    Что прекрасного открыли вы для себя в рассказе К. Паустовского? (Красота природы и прекрасные люди. У них милая внешность и благородные поступки, т. е. речь и о внешней,и о внутренней красоте человека. О по-настоящему хорошей жизни, чудесных подарках - духовных.)

    2) Вопросы для эрудитов .

    В каком русском городе существует такая же традиция: выстрелом из пушки оповещать жителей о времени суток?

    Какие музыкальные произведения Грига вы знаете? (Лирические пьесы, песни, романсы, сюиты, сонаты.)

    Как примерно вычислить год, в котором произошла встреча Грига и Дагни?

    V. Итог урока.

    За что же Дагни благодарна Григу? Прочитайте. («За вашу щедрость. За то, что открыли передо мной то прекрасное, чем должен жить человек...»)

    Прочитайте запись на доске.

    На доске: «Стихотворение, сказка, музыка - это чудеса... А чудеса способны творить люди с добрым сердцем».

    Чем же должен жить человек? (Высказывания детей.)

    Тема урока: Волшебная сила искусства слова и музыки.

    К.Г.Паустовский. «Корзина с еловыми шишками»

    Живут волшебники земные, тепло сердец своих даря.

    М Пляцковский

    Не жалейте сердца, не таите Ни своих прозрений и открытий

    Доброты и нежности своей, Не держите втайне от людей.

    Торопитесь все отдать при жизни…

    Татьяна Кузовлева

    Сегодня на уроке мы отправимся на встречу именно с такими людьми, которые все отдали при жизни людям: с великими волшебниками в области литературы и музыки К.Г.Паустовским и Э.Григом. Будем работать не только над художественным произведением, но и учиться слушать – читать музыку, узнаем, как рождается музыка, как она влияет на наши чувства, какие вызывает эмоции. (Портреты К.Паустовского, Э.Грига.) (Презентация. К.Паустовский.)

    К.Г.Паустовский родился в 1892 году в Москве. Уже в школе зарабатывал на хлеб. Поменял много профессий: был вожатым, кондуктором, матросом, учителем. Хотел все знать, видеть, чувствовать и путешествовать. Писать начать рано. Его произведения наполнены удивительным теплом, трепетным чувством любви к родной земле. Они вызывают любовь ко всему прекрасному, что есть в жизни. Автор раскрывает в самом обычном предмете чудесное и неповторимое. Основное содержание рассказов – поиск красоты в простом и скромном. Его рассказы любят читать и взрослые, и дети.

    А какие произведения К.Паустовского знаете вы? («Заячьи лапы», «Стальное колечко», «Барсучий нос», «Кот-ворюга», «Теплый хлеб», «Какие бывают дожди», «Мещерская сторона», «Растрепанный воробей», «Снег», «Грач в троллейбусе», «Жильцы старого дома»…)

    Слайды о книгах Паустовского. Выставка книг Паустовского.

    К.Паустовский писал не только о природе, но и о замечательных людях. Сбылась его мечта: он много путешествовал, бывал в Англии, Франции, Италии. Его восхищали люди этих стран, музеи, архитектура, музыка. Паустовский писал о композиторах, художниках, писателях, т.е. о людях, тонко чувствующих красоту окружающего нас мира и старающихся своим творчеством приобщить всех людей к миру прекрасного.

    На дом вы получили задание внимательно прочитать произведение К.Паустовского «Корзина с еловыми шишками», которое введет нас в необыкновенный мир музыкального творчества известного норвежского композитора Эдварда Грига.

    Эдвард Григ (1843 – 1907) – норвежский композитор, дирижер, пианист, музыкальный критик. (Портрет Э.Грига; Норвегия, фьорды. Берген. Портреты родителей. Вилла. Домик.)

    Величественная суровая Норвегия – страна неприступных скал, густых лесов, узких извилистых морских заливов – фьордов. Красоту скандинавских напевов весь мир узнал, благодаря Григу. Родился он в Бергене (столице царства троллей) 15 июня 1843 года. (Слайд.) Отец – английский купец, британский консул. Мать Гезина Григ - незаурядная пианистка. Талант проявился рано, заниматься музыкой начал с 6 лет. Главная тема творчества Грига – тема Родины.

    Григ много путешествовал, выступал с концертами в разных странах, на каждый раз стремился поскорее вернуться на родину, в свой скромный домик на берегу моря (слайды).

    (Его вилла Тролльхауген, что означает «холм троллей»; ему нравится это сказочное название; лесной домик, здесь в тишине в окружении природы рождались замыслы произведений.)

    Словарная работа: фьорды, тролли.

    Прослушивание музыки Грига. «Утро». (Слайды восхода солнца.)

    Музыка – всегда тайна, это язык чувств. Она словно зовет: находите в жизни доброе. Помогает нам посмотреть на мир другими глазами, почувствовать ее и увидеть все богатство красок природы. И хорошо, что есть люди, которые дарят нам эту радость и красоту.

    К.Паустовский. «Корзина с еловыми шишками». Слайд.

    1.Определите жанр произведения. (Это рассказ, в нем небольшое количество героев, небольшой объем, реальные события, два эпизода, повествовательная форма).

    2. О чем заставляет задуматься К.Паустовский? (О смысле жизни, о счастье, о красоте).

    3. Какое впечатление произвел на вас этот рассказ. Грустно и легко стало на душе.

    Осталось ощущение радости, счастья, нежности.

    Радость за Дагни, за прекрасный подарок.

    Много любви, доброты людей. Прекрасно, что люди живут ради других.

    Думаю, что все девушки хотели бы получить такой подарок.

    Рассказ заставил задуматься.

    Впечатления, которые получили после прочтения рассказа, вы выразили и в своих творческих работах. Вы видите, что класс оформлен работами ваших одноклассников по теме урока. Почему именно эти эпизоды из произведения они выбрали, расскажут сами авторы этих работ (Ловчикова Катя, Свиридова Вика, Воробьева Алена). Слайды работ учащихся.

    4. Обратимся к началу рассказа

    а) Где проводил Григ осень? (Близ города Бергена.)

    б) Как вы думаете, что делал Григ в лесу? (Любовался природой. Черпал вдохновение из красоты. Природа вдохновляет человека, обогащает его, делает благороднее, чище.)

    5. Прочитаем описание горного леса (ученик читает наизусть).

    6. Что привлекает внимание Грига? Какие звуки наполняют лес?

    а) Шелест листьев. Грибной воздух. Шум прибоя. В них разрастается мох. Живет веселое эхо.

    7. Какие изобразительно-художественные средства помогают писателю описать осень в горных лесах?

    Сравнение – это сопоставление двух явлений с целью пояснить один предмет или явление при помощи другого. Сравнение (мох – зеленые пряди; веселое эхо – птица-пересмешник)

    б) Метафора (осенний наряд).

    в) Олицетворение (Эхо живет, ждет, швыряет).

    8. А что такое олицетворение? (Перенесение свойств одушевленных предметов на неодушевленные. Часто применяется при изображении природы.)

    9. Прочитаем описание осени (ученик читает наизусть).

    Красота леса вдохновила композитора. Видно, что осень он любит.

    Подчеркивает, что нет ничего прекраснее «осеннего наряда, лежащего в горах».

    Мне кажется, что писатель хочет, чтобы мы увидели красоту, почувствовали ее.

    Когда я оказываюсь в лесу, то чувствую, что преображаюсь, становлюсь лучше.

    10. Какое важное событие описывается в этой части? Озаглавьте эту часть.

    «Встреча в лесу». Слайд. Встреча Грига и Дагни Педерсон, маленькой дочери лесника.

    11. Как вы думаете, встреча явилась фактом из биографии Грига или вымыслом? (Это правда и выдумка. Писатель имеет право на худ. вымысел. Паустовский использовал отдельные факты из жизни Грига и соединил их с вымыслом. Образ Дагни собирательный.)

    12. Во время прогулки Григ – известный всему миру композитор, знаменитый человек- с удовольствием беседует с дочкой лесника. (Слайд. Григ и Дагни.)

    У нее были очень красивые глаза. «Зрачки у нее зеленоватые, и в них поблескивает огоньками листва». Дагни очаровала его.

    13. А вы бы разговаривали в лесу с незнакомым человеком?

    14. Почему Дагни доверилась и даже пригласила в гости?

    15. Что решил подарить Григ маленькой девочке? Почему у него появилось это желание?

    Григ с любовью относится к Дагни. Свяжите это с фактами жизни. (К.П-й знал об этом.)

    Самым драматичным моментом в жизни Грига была смерть дочери. Она прожила год.

    В каждой девочке он видел свою дочь. С Дагни он общался как со своей дочерью.

    Наивность, открытость, вера в доброту, какую Григ пытался увидеть во всем, была у Дагни.

    Ему понравились размышления о старой маминой кукле.

    Григу понравилось то, что девочка умеет думать и печалиться о других.

    С душой рассказывала о своем доме, приглашала в гости.

    Рассказывала о том, что у них есть вышитая скатерть, рыжий кот, стеклянная лодка.

    Григ увидел тяжелую корзину, которую несет Дагни. Значит, она трудолюбива, заботится о дедушке.

    Общее у Грига и Дагни, что они любят природу, чувствуют ее.

    Григ решил подарить ей музыку. Не смог сделать это сразу, потому что она была еще мала.

    Григ задумал духовный подарок – музыку. Пообещал его подарить через 10 лет, потому

    Дагни вырастет и сможет понять подарок композитора – «серьезную музыку».

    16.Рождение музыки. А теперь перенесемся в лесной домик Грига. Что он представляет собой?

    О чем рассказывает читателю описание домика композитора?

    Словарная работа: дровосек (лесоруб) – древнейшая профессия. Задачей является рубка деревьев и их подготовка к траспортировке.

    Григ не решался выбросить старый диван, потому что на нем могли разместиться до десятка гостей.

    Уют комнате придавал рояль, он был украшением дома. Слайд. (Лесной домик у моря. Рояль.)

    Словарная работа: рояль – клавишный муз-й инструмент со стоячим треугольным

    корпусом и горизонтально натянутыми струнами, разновидность фортепьяно.

    «Рояль мог петь обо всем – о порыве человеческого духа и о любви…». Олицетворение.

    17. Какие звуки еще жили в доме Грига? Что напоминало звучание маленькой струны?

    18. Зачем нужно красивое описание зимы в Бергене? (Спокойствие. Тишина. Красота природы.)

    Композитор черпал вдохновение в том, что его окружало, и отражал в произведениях свои чувства: красоту, добро.)

    Зима. Снег. Чистота помыслов. Цвет чистоты. Все бело. Воспоминания о Дагни

    тоже чистые, легкие. Дагни – светлое создание.

    19. О чем музыкальная пьеса, посвященная Дагни? Что представлял Григ, когда писал музыку?

    Писал и видел, как навстречу бежит, задыхаясь от счастья, девушка с зелеными сияющими глазами. Она обнимает его и благодарит.

    Дагни нравится Григу. Он признается: «От твоего голоса вздрагивает сердце».

    - «Ты как солнце, - говорит Григ. – Как нежный ветер и раннее утро. У тебя на сердце расцвел белый цветок и наполнил все твое существо благоуханием весны».

    - «Да будет благословенно все, что окружает тебя, что прикасается к тебе и к чему прикасаешься ты, что радует тебя и заставляет задуматься».

    20. С чем сравнивает композитор Дагни? С солнцем, ранним утром, с белой ночью с ее загадочным светом, с блеском зари, с белым цветком…

    21. Почему с солнцем? (Солнце излучает тепло, любовь, нежность, добро).

    22. Каких слушателей Григ ценил больше? Какие чувства пробуждала музыка?

    Любимые слушатели – синицы за окном. (Они волновались, вертелись…)

    Сверчок, который подглядывал в щелку. Снег, слетавший с неба. Золушка…улыбалась.

    Загулявшие матросы, которые слушали, всхлипывая.

    Прачка разгибала спину, вытирала ладонью покрасневшие глаза.

    Настоящее и волшебное рядом. Музыка производит волшебное впечатление.

    23. Как вы думаете, трудно описывать музыку словами?

    Невозможно описать музыку словами, как бы богат ни был наш язык.

    24. Как вы думаете, был ли Григ счастлив? Что наполняло его счастьем?

    Григ отдал все без возврата. Он считает, что счастливее Дагни, потому что все отдал.

    Я считаю, что человек, который отдает, радуется больше, чем тот, кто получает.

    Самые важные слова в этой части: «…жизнь удивительна и прекрасна… я отдал молодежи жизнь, работу, талант. Отдал все без возврата».

    25. Назовите примеры изобразительно-выразительных средств в этой части.

    Дремали пароходы, посапывали. Клавиши тосковали, убегали, смеялись. Капли

    твердили. Снег слушал звон. Туфельки вздрагивали. (Олицетворения.)

    Загадочный свет, нежный ветер, сияющие глаза. (Эпитеты.)

    Писатель представил нам композитора человеком простым в общении, любящим. В его жизни и творчестве природа многое значит. Между правдой и сказкой в творческом воображении Грига нет границ. Григ - прекрасный музыкант, способный тронуть сердца своей музыкой.

    Часть 3. «В гостях у тетушки Магды».

    26.Словарная работа.

    Парча – плотная узорчатая шелковая ткань с переплетающимися золотыми нитями.

    Ботфорты – высокие кавалерийские сапоги с раструбами (с расширением кверху).

    Конферансье – артист, ведущий конферанс (эстрадный жанр – выступление на

    сцене, связанное с объявлением номеров программы).

    Симфоническая музыка – большое музыкальное произведение (обычно из 4 частей).

    Бархат - плотная шелковая ткань с мягким гладким и густым ворсом.

    Магда - тетушка (театральная портниха), Нильс – парикмахер в театре. Жили

    под крышей театра. В комнате много театральных вещей. Милые, добрые люди.

    27. Чем занималась Дагни в гостях? (Часто ходила в театр.)

    Почему после театра часто плакала? (Дагни была очень впечатлительная, отзывчивая, доверчивая, как в детстве. Верила в то, что происходило на сцене. Автор подготавливает нас к еще более сильному чувству.)

    Магда успокаивала, а Нильс говорил: «Пусть плачет. В театре надо всему верить».

    28. Что говорил Нильс о музыке? («Музыка – зеркало души».) Музыку надо понимать.

    29. Как вы понимаете эти слова? (Нильс – человек не ученый, университетов не кончал, но он любил размышлять. Его учила жизнь. Он добрый и в делах, и в размышления.)

    «Духовный подарок». Июнь. Белые ночи. Городской парк. Концерт.

    Белые ночи можно наблюдать в начале лета на севере. Светло. Легкие сумерки.

    И, не пуская тьму ночную на золотые небеса,

    Одна заря сменить другую спешит, дав ночи полчаса. (А.С.Пушкин.)

    30. На что была похожа Дагни, по словам Нильса? (Н а 1-ый аккорд увертюры.)

    Увертюра – это вступление к музыкальному произведению.

    Дагни молода, только вступает в жизнь. Вот поэтому такое сравнение.

    31. Случайно ли автор устраивает концерт в июне, в пору белых ночей? Помните, как была одета Дагни? (Хотела надеть белое, но Нильс посоветовал черное. «В белые ночи надо быть обязательно в черном и…в темные сверкать белизной платья».

    Писатель говорит, что платье было из таинственного бархата. И понимаешь, что в

    жизни Дагни должно произойти что-то невероятное, загадочное.

    32. Обратите внимание на переливы и переходы цветов друг в друга.

    Белый цветок на сердце Дагни – цвет радости, великолепия.

    Желтый цвет вытеснен золотом. Золото осени, золото косы. Позолота северного рассвета.

    Это означает, что у девушки впереди большая и насыщенная жизнь

    33. Как Дагни слушала пьесу, симфоническую музыку?

    Дагни впервые слушала симфоническую музыку. Она произвела на нее странное действие.

    Все переливы и громы оркестра вызывали у Дагни множество картин, похожих на сны.

    Давайте прочитаем, что объявил конферансье? «Сейчас будет исполнена…»

    «Сначала она ничего не слышала. Внутри у нее шумела буря. Потом она, наконец, услышала, как поет ранним утром пастуший рожок и в ответ ему сотнями голосов, чуть вздрогнув, откликается струнный оркестр.

    Мелодия росла, подымалась, бушевала, как ветер, неслась по вершинам деревьев, срывала листья, качала траву, била в лицо прохладными брызгами. Дагни почувствовала порыв воздуха, исходивший от музыки, и заставила себя успокоиться.

    Да! Это был ее лес, ее родина! Ее горы, песни рожков, шум ее моря.

    Так, значит, это был он! Тот седой человек, что помог ей донести до дому корзину с еловыми шишками. Это был Эдвард Григ, волшебник и великий музыкант! … Так вот тот подарок…»

    А теперь и мы послушаем музыку, которая потрясла Дагни мощью, богатством красок.

    (Э. Григ. Концерт для фортепиано с оркестром.)

    Да, хочется помолчать, подумать. Не растерять то, что услышали: шум прибоя, веселое эхо, шелест листьев.

    34. Почему плакала Дагни? (Дагни плакала слезами благодарности.)

    Жаль Грига, что он умер, и она не скажет ему спасибо.

    За то, что он не забыл ее.

    Люди плачут не только от горя, от боли, но и от больших, нежных, хороших чувств.

    35. Что же удалось передать Григу в музыке? Почему она так взволновала девушку? Какие звуки упомянуты в тексте?

    Она напомнила ее детство, разбудила самые лучшие воспоминания.

    Она представила картины страны, где никто не отнимет друг у друга счастья.

    Музыка пробуждает надежды на лучшее. Веру в счастье, в любовь, в лучшее.

    36. За какую «щедрость» Дагни хотела поблагодарить Грига?

    За щедрость души. Музыке он отдал свое сердце, душу.

    За то, что открыл то прекрасное, чем должен жить человек.

    37. Как Дагни назвала его?

    Волшебник и великий музыкант.

    Чтение заключительных строк рассказа (с.183)

    38. За что Дагни любила жизнь?

    За то, что живет. За то, что счастлива. За то, что ее окружают любимые люди.

    За то, что может наслаждаться музыкой, красотой мира.

    39. Понравился Дагни подарок? (Слайд. Памятник Григу)

    Да. Мы тоже получили его вместе с ней. Грига с нами нет, но его музыка, талант, любовь к людям, желание дарить себя, свою душу людям сделала его вечным, живым.

    Паустовский показывает, что музыка, передавая чувства композитора, вызывает ответные переживания у слушателей. Мне подарок очень понравился. Музыка то нежная, спокойная, то вдруг порывистая, то звучит тихо, то громко.

    40. Почему Нильс решил, а вместе с ним и Паустовский, что жизнь Дагни не пропадет даром?

    Он услышал ее счастливый смех и понял, что Дагни никогда никому не сделает плохо.

    В жизни ее будет обязательно большая любовь.

    Дагни – человек красивой и чистой души. Жизнь ее будет полна добра и света.

    Дагни будет щедрым человеком, как и Григ. Музыкой он научил ее любить жизнь.

    41. Вернемся к заключительной части текста. Творческая работа Вики. Огни пароходов.

    В финале Дагни испытывает бурю противоречивых чувств. Она скорбит, и ликует от новых ощущений. Она оказалась у моря, надеясь обрести покой. Здесь приходит понимание нового чувства. Путь в мир прекрасного только начинается. Возникает романтический образ парохода с горящими огнями. Извечный символ продолжения пути. «Слушай, жизнь, - тихо сказала Дагни, - я люблю тебя».

    42. А что осталось у нас на душе после того, как мы прочитали и обсудили рассказ?

    Искусство делает человека лучше.

    В жизни нужно быть щедрым, нести людям добро и радость.

    Музыка победила расстояние и время, сумела передать чувства композитора.

    Это рассказ о красоте мира, роли музыки в жизни человека.

    Природа, детское очарование вдохновили композитора.

    Поразила музыка, ее звучание.

    Настоящей музыкой можно творить чудеса.

    Я не отношусь серьезно к классической музыке, не слушаю ее сам, но сегодня что-то так защемило. Я не ожидал от себя такой реакции.

    Важная мысль творчества Паустовского - мысль о красоте и поэзии человеческой души, стремление открыть для всех и каждого «ключ к прекрасному».

    42. А какая же главная мысль рассказа?

    Человек должен жить, видя, слушая и чувствуя все прекрасное, что нас окружает. Тогда его жизнь будет прожита не зря.

    Дарить людям «сказку жизни» - способность открывать прекрасное и романтичное в самом обыденном – вот основная задача человека на земле.

    Через годы великий композитор Григ передал свой подарок очаровательной девушке, музыка открыла ей «красоту этого мира».

    Вернемся к эпиграфу урока: «Живут волшебники земные, тепло своих сердец даря».

    43. Кого мы называем волшебниками и почему?

    • Григ подарил талантливо написанную музыку.
    • Паустовский подарил замечательный рассказ.
    • Оба они великие мастера: один словом, другой музыкой пробуждают в нас добрые чувства. И мы благодарны и признательны им. Оба являются творцами. Этот путь они выбрали сами по доброй воле. Они любят родину, свой народ. Отдали всего себя людям.
    • Искусство обладает волшебной силой. Настоящей музыкой можно творить чудеса. Она вдохновляет человека на хорошие поступки, учит любить и понимать природу, ценить человеческие отношения, бороться со злом, верить в добро и чудеса, делиться счастьем, жить для других. А когда ты кому-то нужен – это счастье. Я желаю вам этого счастья. Несите это счастье, дарите его другим. И вы будете нужны людям!

    К.Паустовский. Секреты «Корзины с еловыми шишками»


    Автор: Вершинина Тамара Борисовна, преподаватель по классу фортепиано МБУ ДО ДШИ №1, г.Димитровград Ульяновской области
    Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию методическую разработку «К.Паустовский. Секреты «Корзины с еловыми шишками». Данный материал будет интересен учителям начальной школы, педагогам русского языка и литературы, музыки и МХК СОШ, преподавателям школ искусств.
    Цель : Анализ композиции рассказа К. Паустовского «Корзина с еловыми шишками»
    Много лет мне не давала покоя эта тема. Я посмотрела конспекты уроков на различных сайтах и в печати, побеседовала с коллегами, познакомилась с литературой о писателе и его творчеством. Ответ на вопрос, почему рассказ был назван именно так - «Корзина с еловыми шишками»- сводился к следующему:
    а) если бы Дагни не пошла за шишками в лес, она не встретила бы Эдварда Грига;
    б) композитор помог девочке донести тяжёлую корзину, так началось их знакомство;
    в) девочка понравилась Григу, и у него появилась мысль написать музыку для Дагни.
    План рассказа был, примерно, таким:
    1. Встреча в лесу
    2. В доме Э.Грига
    3. Дагни на концерте.
    4. Долгожданный подарок.
    Но было ощущение, упущено что-то важное в тексте. Ведь почему-то К.Паустовский не назвал рассказ, например, «Дагни» или «Э.риг», «Музыка»! Значит, есть какой-то секрет в корзине с еловыми шишками!
    Подумалось, что нужно идти от главной идеи рассказа. Это слова композитора, обращённые к Дагни: «Я видел жизнь. Что бы тебе ни говорили о ней, верь всегда, что она удивительна и прекрасна». К этой мысли ведёт нас писатель. В конце рассказа мы слышим тихий голос Дагни: «Слушай, жизнь, я люблю тебя. Девушка счастлива!
    Двигаемся в обратном направлении. Дагни благодарна композитору за музыкальный подарок, который был обещан ей десять лет назад во время встречи в лесу, когда Э. Григ помог ей донести тяжёлую корзину с еловыми шишками. Почему автор несколько раз повторяет, что корзина тяжела ? Недавно встретились слова К.Паустовского, звучащие как «завещание» нам: «Читайте, читайте и читайте, чтобы не терять ни одной капли драгоценного содержания книг». Мне кажется, что писатель хотел, чтобы мы «вчитались» в каждое слово рассказа и «докопались» до понимания того, что «Корзина с еловыми шишками» - это трудная Жизнь Дагни, это синоним безрадостного детства ребёнка!
    Это первый секрет писателя. Смотрим, что написано в тексте и поражаемся мастерству автора:
    «Однажды Григ встретил в лесу маленькую девочку(ей 8 лет) с двумя косичками – дочь лесника. Она собирала в корзину еловые шишки. Он предложил свою помощь: «А теперь давай корзину. Ты ее едва тащишь . Я провожу тебя, и мы поговорим о чем-нибудь другом….Дагни вздохнула и протянула Григу корзину. Она действительно была тяжелая . В еловых шишках много смолы, и потому они весят гораздо больше сосновых…..Дагни, насупившись, смотрела ему вслед. Корзину она держала боком, из нее вываливались шишки ».
    Что мы узнаём из коротких фраз о жизни Дагни. В доме есть «маленькая стеклянная лодка (у дедушки), вышитая скатерть, рыжий кот, старая мамина кукла,.когда-то она закрывала глаза... А теперь она спит с открытыми глазами». Здесь единственный раз упоминается мама ребёнка. Видимо, её нет. Нет материнского тепла и заботы (иначе бы её не послали одну в лес собирать тяжёлые еловые шишки), девочке не дарят игрушки, ей нечем и не с кем играть. На ней лежит обязанность по уборке дома. Поэтому она и хотела сразу же получить подарок от композитора и не поняла, почему тот отсрочил его на десять лет. Дагни добрая девочка. Она жалеет старую куклу и больного дедушку. Может быть, шишки с целебным запахом хвои и смолы помогают ему дышать. Но, главная мысль экспозиции - радости и счастья в жизни маленькой героини нет. Описание осени и состояние девочки контрастируют друг с другом. Потому что красоту природы видит автор и Э.Григ, а печаль девочки выражается в её словах, вздохах и коротких взглядах. Потому композитор и решил написать для неё музыку, которая изменила бы её мироощущение, сделала её счастливой.


    Мне нравится иллюстрация Екатерины Чудновской, которая очень точно передаёт настроение и характер первой части рассказа
    Второй секрет рассказа в следующем: композитор спрашивает девочку: «Как зовут твоего отца?» – Хагеруп,–ответила Дагни. В переводе со скандинавского языка это имя означает «герой», но самое главное то, что полное имя композитора – Эдвард Хагеруп Григ! Об этом умалчивает писатель, но можно предположить, что он хотел сказать, что музыкант становится как бы «духовным» отцом девочки. Перед расставанием он «пригладил волосы девочки». Это «родительский» жест. Когда писатель называет жилище Грига домом «дровосека» (в нём нет ничего лишнего, как и у отца Дагни – лесника Хагерупа), он указывает на их близость к Дагни и родство взглядов.
    Во второй части рассказа композитор-«волшебник» сочиняет музыку для Дагни. Он представляет её то девочкой, баюкающей тряпичную куклу, то Золушкой, в заштопанном платье и обиженной сестрами. Но постепенно девочка становится девушкой с зелеными сияющими глазами , и вот уже появляются хрустальные туфельки, и впереди - встреча с прекрасным – с музыкой, со счастьем!
    К.Паустовский вкладывает в уста Э.Грига главную мысль рассказа, обращённую не только к Дагни, но и ко всем нам, об удивительной красоте жизни. А далее композитор добавляет, что он счастливее Дагни, потому что «отдал молодежи жизнь, работу, талант. Отдал все без возврата». Это, по моему мнению, другая, более высокая, «героическая » сторона счастья. Не всем она дана, но среди выдающихся людей можно назвать К.Паустовского и Э.Грига.


    В заключительной части рассказа Дагни на концерте слушает музыку, написанную для неё. Её охватывает чувство благодарности к композитору, который когда-то помог ей донести корзину с еловыми шишками(появляется связующая нить с первой частью), а теперь открыл перед ней «то прекрасное, чем должен жить человек».


    Писатель показывает, как «занимается северный рассвет, как мучительно рождается новая Дагни.
    «Дагни сжала руки и застонала от неясного еще ей самой, но охватившего все ее существо чувства красоты этого мира.
    – Слушай, жизнь, – тихо сказала Дагни, – я люблю тебя.
    «И она засмеялась, глядя широко открытыми глазами на огни пароходов. Нильс, стоявший поодаль, услышал ее смех и пошел домой. Теперь он был спокоен за Дагни. Теперь он знал, что ее жизнь не пройдет даром». Думаю, что план рассказа может быть таким:
    1.Корзина с еловыми шишками (безрадостное детство Дагни). Обещанный подарок.
    2.Э.Григ музыкант – «волшебник».
    «Что бы тебе ни говорили о ней, верь всегда, что она(жизнь) удивительна и прекрасна».
    3. Дагни на концерте. Благодарность композитору, он открыл «то прекрасное, чем должен жить человек» . 4.«Слушай, жизнь, – тихо сказала Дагни, – я люблю тебя».
    « Её жизнь не пройдёт даром».
    Это уже другая, обновлённая , Дагни. Для неё начинается новая жизнь.
    А вот и третий секрет К. Паустовского: имя Дагни в переводе со скандинавского языка означает «Новый день»!
    Композиция рассказа К.Паустовского построена таким образом, чтобы показать постепенное изменение мироощущения человека, понимание красоты и счастья жизни, и в этом помогает музыка великого композитора Э.Грига.
    "Дарить людям "сказку жизни"- способность открывать прекрасное и романтичное в самом обыденном - вот основная задача человека на земле" Э.Григ

    "Корзина с еловыми шишками": главные герои, главная мысль, что написать?

      Небольшой рассказ Корзина с еловыми шишками был написан Константином Паустовским.

      Главные герои:

      Дагни Педерсен, дочь лесника

      Эдвард Григ, композитор

      Магда, тетя Дагни

      Нильс, дядя Дагни.

      Главная мысль этого рассказа в том, что всегда надо верить в чудо и оно обязательно случится и тогда в твой жизни появится смысл, как он появился в жизни девушки Дагни, когда она услышала музыку Грига, посвященную самой себе.

      Краткое содержание:

      В лесу старый композитор Григ встретил дочь лесника Дагни, которой было 8 лет и помог ей поднести корзину с еловыми шишками. Девочка настолько понравилась Григу, что оно пообещал сделать ей подарок, только не сейчас, а через 10 лет, когда Дагни исполнится 18 лет.

      Григ уехал и несколько месяцев писал обещанную музыку.

      Прошло 10 лет, Дагни окончила школу и уехала в Христианию, к дяде и тете. Тетя постоянно водила Дагни в театры, и Дагни сильно переживала уведенное. Однажды тетя Магда решила отвести Дагни на концерт и там девочка вдруг услышала свое имя. Задние ряды попросили повторить и она убедилась, что это как раз тот подарок, который обещал ей старый человек десять лет назад.

      Волшебная музыка напомнила Дагни родной лес и ее саму, маленькую девочку. Она поняла, что жить стоит ради прекрасного и что она любит эту жизнь.

      Неожиданная встреча в лесу композитора Грига и норвежской девочки Дагни, собиравшей еловые шишки, завершилась уговором - Григ подарит девочке на 18-летие необычный подарок. На вопрос девочки зачем так долго ждать, композитор ответил, что подарок будет необычным и такие подарки не дарят детям. Он решил написать для нее музыкальную композицию.

      Берген. Дом композитора Грига. Вспоминания о встрече с Дагни - источник вдохновения для композитора. Девочка становится для него музой, проводником в мир грез, в тот мир навсегда ушедшей юности, когда он был молод и счастлив:

      Прошло много лет. Дагни превратилась в стройную красивую девушку, отец отправил ее к своей сестре, театральной портнихе. У Дагни появилась возможность посещать театральные постановки. Однажды она попала на первый в своей жизни концерт симфонической музыки. Во время концерта конферансье вдруг объявил:

      Во время исполнения музыки, чувства переполняли Дагни: она вспомнила свой дом, лес, горы, море... Долго потом бродила она по пустынным улицам, пока не вышла совершенно опустошенная к морскому берегу и не прошептала:

      Наблюдавший за девочкой родной дядя Нильс произнес фразу, которая, на мой взгляд, и является главной мыслью этого рассказа:

      Рассказа под названием Корзина с еловыми шишками написал Константин Паустовский. Главными героями рассказа являются: Дагни Педерсен (главная героиня, дочь лесника Хагерупа Педерсена), Эдвард Григ (композитор), Магда (ття Дагни), Нильс (дядя Дагни, муж Магды). Сказочная обстановка, маленькая девочка Дагни гуляет по необычно красивому лесу и встречает композитора Эдварда. У них разгорается добродушный разговор, в конечном итоге у композитора Эдварда остается только хорошие впечатления от общения с незнакомой девочкой. Далее в порыве эмоции, композитор Эдвард посвящает Дагни красивое музыкальное произведение. Разумеется маленькая девочка этого не оценивает в должной степени, на что Эдвард Григ отвечает, что это подарок, и она это оценит только через десять лет, то есть когда ей исполниться восемнадцать лет. Проходят года, девочка подрастает, заканчивает школу. В честь окончания школы в один день Дагни отправляется к своим тете Магде и дяде Нильсу, а те в свою очередь отправляются вместе с ней на концерт. На концерте звучит как раз то самое музыкальное произведение посвященное ей. Дагни сильно удивляется и вспоминает те прекрасные моменты и понимает что это самый лучший подарок. Главной мыслью данного рассказа, по моему мнению является то, что классическая музыка передает чувства, эмоции и мысли в целом одного человека другому, она заставляет задуматься над самыми мельчайшими ценностями в жизни.