Арт терапия кто ввел понятие. Как работает арт-терапия

Зачастую человек испытывает трудности при вербальном выражении мыслей и чувств. Нужные слова не приходят в голову или в голове постоянная бегущая со скоростью света строка, и кажется, что мозг вот-вот лопнет. Человек не в состоянии сформулировать свои переживания, не может найти позитивного выхода своим эмоциям, его что-то тревожит, волнует. И здесь на помощь приходит арт-терапия . Человек может даже и не знать как называется то действо, в которое он делает неосознанный шаг; он берет кисть, масло, холст… и, через несколько часов чувствует лёгкую ломоту в спине, а в голове наступает порядок, — мысли, будоражащие мозг отступают на задний план и по всему телу разливается, заполняя каждую клеточку, удивительная гармония. Что это? Это можно назвать терапией творчества или арт-терапией .

Термин "арт-терапия " (Art Therapy ) был введен художником Адрианом Хиллом в 1938 г. Работая с больными, он заметил, что творческие занятия отвлекают пациентов от переживаний и помогают справляться с болезнью. Сочетание слов "арт-терапия " (аrt (англ.) — искусство, therapеia (греч.) — забота, лечение) понимают как заботу о психологическом здоровье и эмоциональном самочувствии человека посредством творчества.

В каждом человеке заложена способность выражать себя творчески, но, взрослея, человек очень часто утрачивает эту способность, запрещая себе танцевать, рисовать, измазать руки глиной, закрывая свой творческий потенциал и ограничивая свою жизнь, блокируя эмоциональные проявления. Все мы когда-нибудь задаём себе вопрос — "Кто я? Что я? ", а ведь творческое выражение себя способно вызвать в человеке сильнейшие созидательные чувства, привести к высвобождению эмоциональных импульсов.

Выражение себя через искусство является безболезненным способом выражения чувств. Арт-терапия не имеет ни ограничений, ни противопоказаний, являясь безопасным методом снятия напряжения. Это естественный путь исцеления , негативные эмоции преобразуются в позитивные. Арт-терапевтические занятия придают сил, уверенности, могут помочь найти выход из тупиковой ситуации. Использование художественного творчества оказывает помощь в повышении самооценки и адекватного принятия себя в социуме. В процессе творчества на поверхность выходят многие проблемы, которые были глубоко скрыты и решаются они безболезненно. Так, живопись помогает человеку абстрагироваться от своих проблем и чувств и посмотреть на них со стороны.

Арт-терапия — это скорее обретение гармонии , развитие личности , чем лечение. Сколько существует направлений в искусстве, столько же можно выделить и направлений в арт-терапии. Сочинение сказок, живопись, танцы, пение, работа за гончарным кругом, игротерапия, маскотерапия, песочная терапия, цветотерапия, создание кукол, фототерапия, музыкотерапия и т.д.

Само по себе творчество делает жизнь человека интересной и насыщенной.

Через самовыражение человек может взглянуть на себя со стороны, посмотреть на проблемную ситуацию под другим углом. Рисуя, человек переносит в рисунок свой внутренний мир.

Все наши невысказанные мысли блокируются в теле, а это приводит к физическим и невротическим расстройствам. Выплёскивая эмоции и чувства на холст, на бумагу, в танец, человек помогает себе, своему телу освободиться от ненужных "блоков" и быть живым. Творческое проявление себя — это путь к себе, возможность успешно строить свою жизнь. При прохождении арт-терапии человек воспроизводит своё подсознательное в визуальное выражение . У каждого человека есть потребность выразить себя, и, создавая что-то, он чувствует себя удовлетворённым, словно находит себя, гармонию в себе.

В арт-терапии работы не оцениваются и не сравниваются. Это важный момент. Взрослому человеку трудно решиться на самовыражение и его нужно поддержать, когда он сделал первый шаг и решился на терапию. Задача терапевта в том, чтобы создать такую ситуацию, в которой человек сам может понять смысл своих проблем и найти путь выхода из них, по-новому взглянуть на проблему.

Несмотря на внешнюю простоту, арт-терапия — это достаточно глубокая форма психотерапии , дополняющая основную терапию при лечении неврозов, депрессий, при стрессовых ситуациях, повышенной тревожности .

Современная практическая психология активно использует направление арт-терапии. Это своеобразная психологическая разгрузка , которая необходима и здоровому человеку. Человек так часто ставит себе ограничения, "высокие заборы" и говорит, — "нет, через этот забор я не перепрыгну" или "рисовать не умею" или "петь не могу, мне медведь на ухо наступил". А почему бы не сделать то, чего никогда не делал? Неординарные поступки зачастую спасают самые безвыходные ситуации. Например, почему бы не повесить пиджак на стул, снять галстук, засучить рукава рубашки, взять фломастер, лист бумаги и начать рисовать в своём серьёзном кабинете весёлые "мордашки", затем подарить их своим подчинённым на вечерней планёрке. После этого вы будете смотреть по-другому на свои неразрешимые проблемы. Такая изобразительная терапия помогает расслабиться.

Или раздайте на вечерней планёрке своим сотрудникам цветные карандаши и попросите их выплеснуть свои эмоции и внутренние переживания рабочего дня на бумагу. В ходе арт-терапевтических упражнений люди начинают чувствовать друг друга, что создаёт обстановку взаимопонимания, единения и каждый человек чувствует свою уникальность. Результат удивит всех, возможно вдохновит на новые творческие свершения, которые, в свою очередь, принесут плоды и вам и вашему предприятию.

Новый опыт, делающий жизнь человека богаче, нестандартное мышление, уверенность в себе , полная, интересная жизнь , — это ли не повод попробовать терапию творчества?

А вы когда-нибудь рисовали зависть, лечили тревогу танцами или «выплескивали гнев» на бумагу?

Когда вообще в последний раз брали в руки кисточку и краски? В начальных классах школы? А ведь это отличный способ «разгрузиться», отвлечься от повседневных дел, посмотреть на привычные вещи под новым углом. И, как следствие, даже найти нестандартное решение рабочих проблем! Арт-терапия - очень интересный метод!
Нам не терпится узнать все подробности у сертифицированного арт-терапевта, педагога-психолога, автора курсов по интуитивному рисованию и программ для женщин Юлии Антоновой

Юлия, давайте начнем все же с достаточного отвлечённого вопроса: как считаете, важно ли творчество современному человеку? Мы, кажется, часто забываем мечтать и видеть радость в простых вещах...

Не только важно, но и должно стать неотъемлемой частью жизни современного человека. Как раз творчество и позволяет начать снова мечтать, находить радость в простых мелочах. Это самый эффективный, безвредный и действенный способ расслабления на сегодняшний момент. Тем более, уже доказанный факт, что когда женщина занимается творчеством, она входит в гармонию со своей женской природой...

Что такое арт-терапия? Что-то пограничное между психологией и творчеством? И эффективнее ли она, чем классическая консультация у психолога?

У арт-терапии достаточно широкое понимание и каждый трактует его по-своему. Термин «Арт-терапия» пришел к нам от англоязычных народов, а именно из Великобритании и США. Там в кругу художников родилось это понятие, ведь первыми арт-терапевтами были именно они. Дословно арт-терапия переводится, как «терапия искусством» или «исцеление через искусство». И видов у нее очень много: педагогическая арт-терапия, арт-педагогика, арт-психотерапия, клиническая арт-терапия и т.д.

Все чаще психологи стали внедрять в свои консультации элементы арт-терапии и начали отмечать положительную динамику в понимании эмоций и помощи в проживании состояний человеку. Ведь не всегда получается озвучить боль и внутреннюю травму, а в рисунке «отмолчаться» не получиться . Творчество помогает снять внутренние контролирующие блоки.

Творчество помогает снять внутренние контролирующие блоки.

А стоит ли прийти на такой сеанс здоровому человеку, без психологических трудностей? Чем сможете увлечь?

В профессиональном кругу психологов есть такой термин, как условно здоровый человек. Мы все же не роботы, и не можем по щелчку переключаться. Порой накопленные эмоции, частые стрессы, недосыпания да обычная рутина может повлиять на состояние человека. Он может находиться в состоянии «выжатого лимона» и мечтать только об одном – выбраться на море. Но проблемы то никуда не делись.

Человек меняет внешнюю обстановку, а внутренний мир у него остается прежним. Арт-терапевтические занятия как раз и помогают поддерживать и сохранять состояние психологического здоровья.

На занятиях арт-терапевт всегда предлагает спектр материалов, как говорится, куда рука потянется. Ведь кому-то нравится работать с красками, а кому-то с глиной (последняя очень хорошо помогает «прожить» эмоцию гнева), а кто-то и не притронется к фольге, а будет пересыпать песок в руках.


На таких занятиях взрослые чем-то напоминают детей, которые попали в волшебный мир игрушек, где возможно потрогать и попробовать все, без ограничений.

Как здорово снова почувствовать себя ребенком! А вообще дети и взрослые в арт-терапии: насколько отличается возрастная методика?

Все зависит от запросов. Как правило, первая консультация ознакомительная. Арт-терапевт выслушивает клиента и уже подбирает необходимые методики, материалы, выстраивает ход работы. Чем младше возрастная группа, тем упражнения и задания должны быть проще и понятнее, а время на работу короче – от 15 до 30 минут.

Со взрослыми время увеличивается и материалы усложняются, так сказать, все больше применяется полимодальный подход. Во время сеанса может быть включена музыка, приглушен свет, выданы разнообразные материалы, задана тема или предлагается выполнение заданий на свободную, произвольную тематику.

Итак, прихожу я на первый в своей жизни сеанс арт-терапии. Что меня ждет?
Как проходит занятие?

На ознакомительном сеансе и в дальнейшем выстраиваются отношения доверия. Это, пожалуй, 80% успеха в нашем деле. Ведь если человек не доверяет специалисту, вряд ли контакт и плодотворная работа заладятся. Сразу начать что-то выплескивать на бумагу могут далеко не все люди.

Одним из упражнений для знакомства может послужить рисование собственного имени. Так человек представляет самого себя, заявляет кто он. Кстати, даже такой простой рисунок уже может о многом рассказать про человека. Рисунок – это всегда повесть, история, диалог.

А если я так себе художник?

В арт-терапии есть еще одно понятие, как «творческое самовыражение». На занятиях люди не копируют друг друга, здесь нет основной задачи - выставить свои картины на выставку (хотя творческие работы выставляются), а важно выразить «голосом материалов» себя, и художественные навыки уже имеют второстепенное значение.

Кстати, интересно про результат арт-терапии. Финальная картинка у каждого человека получается разной, даже если занятие в группе? Или все рисуют одно и то же?

Безусловно, разной. Даже если задается тема одна для всей группы, каждый выражает ее своим исключительным языком. У каждого из нас образное мышление работает по-своему, на один и тот же предмет каждый даст свое описание. Как нет одинаковых отпечатков пальцев, так и нет одинаковых рисунков, поделок.

А расскажите, пожалуйста, про основные цвета. Что можно узнать про человека в зависимости от его любимого цвета.

В арт-диагностике часто пользуются 8-ми цветным тестом Люшера. У него представлено подробное описание каждого цвета. Человека просят расставить цвета от наиболее предпочтительного к менее предпочтительному, а затем смотрят, какие цвета попали в первую четверку, а какие во вторую. Любимый цвет расскажет о том, какая базовая потребность в настоящее время желает быть реализована.

А вообще арт-терапия - это ведь не только рисование? Какие есть другие методы?

Арт-терапия – это не только про рисование. Краски всего лишь инструмент.

Art (в переводе с английского) - искусство. Направлений арт-терапии в настоящее время очень много и их количество увеличивается с каждым годом. Куклотерапия, песочная терапия, драматерапия, телесно-ориентированная арт-терапия, фототерапия, изо-терапия, музыкотерапия, сказкотерапия и множество других.

И всё-таки, я же могу купить сама краски, включить музыку, и выплакаться так сказать на бумаге, перечеркать все или черным лист закрасить - зачем мне нужен "проводник"? Может быть и так легче станет?

Процесс арт-терапии – это всегда сопровождающий процесс. Где специалист выступает не только в роли проводника, но также наблюдателя. Человеку сложно оценить свои действия со стороны, чем как раз и занимается специалист. Ведь в разные моменты рисования человек может остановиться, его кожа может покраснеть, появиться испарина (значит, возможно, идут какие-то внутренние переживания). И не всегда это человек может отследить, зафиксировать в памяти и вспомнить, а специалист как раз и находится в такие моменты рядом, чтобы при обсуждении работы эти процессы можно было вербализировать (перевести на уровень слов и пониманий).

А можно ли назвать арт-терапией, когда человек красит стены в доме, и это его успокаивает? Или пишет стихотворение? Смотрит спектакль?


Скорее всего, это процесс творческого самовыражения, методы релаксации или занятия хобби.

Если в процессе просмотра фильма (кинотерапия) или прочтения книги (библиотерапия) человек обсуждает со специалистом собственные эмоции и переживания, погружается во внутренние процессы, отвечает на

вопросы, то данный процесс можно назвать арт-терапевтическим.

Можете все-таки дать пару советов, как заниматься арт-терапией дома самому? Возможно, есть какое-то простое и полезное упражнение, чтобы вообще понять, подходит ли мне такой метод. Больно, грустно, обидно, страшно, устало, одиноко - что делать?

Одно из самых действенных упражнений на развитие эмоционального интеллекта и проживания эмоций – рисование каждый день в разных стилях и техниках. Завести блокнот и начать изображать свой прожитый день по-разному. С помощью красок, вырезок из журналов (коллаж), с использованием трафаретов и т.д.

полезнейшие дыхательные техники , которые помогут справиться со страхами, тревогами, паническими атаками и напряжением буквально за несколько минут.

Вы также занимаетесь сказкотерапией? Что это? И как перекликается с арт-терапией?

Сказкотерапия – это еще одно из моих любимых направлений. Это работа со словом, текстами, метафорами, игра с образами. Понятие опять же говорит само за себя. «Терапия сказками» - направление психотерапии, в котором психологическое здоровье достигается через сказки, которые помогают скорректировать проблемы, а также способствуют развитию личности.

В процессе написания сказки по индивидуальному запросу я также включаю упражнения по изо-терапии (клиенты рисуют героев сказки, либо создают коллажи). На индивидуальной программе «Сказка по запросу», создаем терапевтические сказки (сферы, которые «терапевтируем» – это финансы, здоровье, отношения, материнство – когда есть проблемы с зачатием).


Юлия, а какая Ваша личная арт-терапия? Чем ещё вдохновляетесь, чтобы помогать другим, развиваться самой?

Я много занимаюсь творчеством – будь то написание статей, создание баннеров, рисование, шитьё, даже подготовка к конференции – это невероятно вдохновляет. Сейчас вышла на новый уровень, когда вдохновляешься успехами своих учеников, радуешься их личным победам. Видишь, как они растут на твоих глазах и уже становятся полноценными проводниками для других.

Если говорить на научном языке, то арт-терапией называется одна из форм психотерапии, которая характеризируется своей специализацией на искусстве, в основном, на изобразительном. Конечно же, существуют и другие - музыкотерапия, телесно ориентированная терапия, сказкотерапия.

Арт-терапия в психологии может быть и основным методом решения внутренних проблем, и дополнительным. Но независимо от этого в арт-терапии действуют два механизма:

  • обнаружение скрытых проблем и конфликтов, нахождение их решения (благодаря творчеству можно преодолеть страхи, связанные с внутренними проблемами);
  • получение пациентом удовольствия от творчества, хотя он и не будет показывать этого.

Психология гласит, что самое тяжелое для человека - страдать от глубоко спрятанных, неосознанных конфликтов. Именно их обнаружением и преодолением стены сознания занимается психотерапевт. Следует отметить, что часто люди не желают идти на контакт с психологом, но для решения этой проблемы также используют арт-терапию. А на арт-терапевтическом сеансе человек может раскрыть даже для себя неведомую психологическую проблему.

Часто этот метод в психологии единственный выход из положения, так как, когда человек замыкается и не желает или не может рассказать о своих проблемах и их причинах, арт-терапия справляется с эмоциональным забором, который построил пациент. Когда человек рисует, он делает это без какого-то умысла, и лишь потом понимает смысл нарисованного рисунка и его значение.

Арт-терапия в психологии применяется для решения множествах внутренних конфликтов и проблем. К ним относятся психологические травмы, болезненные потери, стрессовые, невротические, кризисные состояния и т. д.

Методика проведения арт-терапии направлена на:

  • Познание самого себя, своих способностей;
  • Увеличение стремления человека проявить себя и раскрыть свои таланты и возможности;
  • Набор опыта в результате раскрытия проблем, который помогает человеку правильно поступать и вести себя в дальнейшем.

Какие возможности арт-терапии в психологии?

Обратиться за помощью к психологу для проведения арт-терапии может человек любого возраста, наличие способностей к творчеству совсем необязательно. Также эта методика позволяет познать не только себя, но и понять других, что помогает устанавливать хорошие отношения с людьми. Для людей с ограниченными возможностями арт-терапия дает отличную возможность участвовать в общественной жизни, они социально адаптируются и могут даже открыть в себе неведомые таланты и способности.

Также такая работа с психологом помогает выразить свои мысли и эмоции тем людям, которым сложно рассказать все словами. В школах арт-терапия выполняет развивающую, воспитательную, диагностическую, психотерапевтическую и коррекционную функции.

Арт-терапия формирует способности человека к решению сложных жизненных ситуаций, творческому мышлению, помогает пережить неприятности и горе. Самым важным в арт-терапии является то, что эта методика дает человеку возможность осмыслить проблемы, пережить трудности и дальше жить, творя свою судьбу самостоятельно.

Термин «Арт-терапия» говорит сам за себя, так как дословно с латыни переводится как «лечение искусством». Действительно, арт-терапия – это направление в психотерапии, основанное на искусстве и творчестве. Она включает в себя и диагностику, и коррекцию и, непосредственно саму терапию психологических проблем личности.

Проходя курс арт-терапии, индивид занимается самопознанием, самовыражением, самоанализом, в результате чего его психическое состояние гармонизуется. Проводится арт-терапия в форме индивидуальных и групповых занятий.

Безусловное преимущество арт-терапии, делающее ее чрезвычайно популярной – возможность самостоятельного проведения терапевтических занятий. Конечно, сложную психологическую проблему не получится решить без помощи арт-терапевта, но, как минимум, расслабиться и снять напряжение наверняка выйдет у любого человека.

Арт-терапия на сегодняшний день является одним из самых молодых и стремительно развивающихся направлений психотерапии. Доказательством тому служат чрезвычайно популярные сегодня раскраски-антистресс , придуманные британским иллюстратором Джоанной Басфорд (к примеру, “Таинственный сад” , “Рождественские чудеса” , “Зачарованный лес”). Раскрашивая эти причудливые тонкие и мелкие узоры, человек снимает напряжение и погружается в мир фантазий.

Такие раскраски уже стали бестселлерами, так как предоставляют возможность заняться арт-терапией, не выходя из дома.

Изначально арт-терапией называли рисуночную терапию, то есть лечение изобразительным искусством. Сегодня арт-терапия имеет множество видов и подвидов , которые продолжают появляться:


Термин «арт-терапия» ввел в употребление еще в сороковых годах прошлого столетия британский врач и художник Адриан Хилл . Он заметил, что занятие творчеством помогает туберкулезным больным (с которыми он работал в госпитале) быстрее выздороветь. Стоит сказать, что, так как искусство появилось еще в древние времена, его терапевтическое воздействие отмечалось и раньше, но только в наше время возник особый интерес к этой функции творчества.

Суть и преимущества арт-терапии

Арт-терапию называют «мягкой» оттого что степень воздействия психотерапевта на личность клиента в этом случае минимизирована , а сам процесс лечения больше похож на занятие хобби. При этом значение и пользу такой терапии не стоит недооценивать.

Занимаясь творчеством, человек проецирует внутренние переживания на свое творение. Такая проекция не осознается: чувства, эмоции, мысли, переживания и воспоминания выходят наружу, минуя сферу сознания, и оттого не поддаются ни коррекции, ни критике разума. Поэтому методики арт-терапии относят к числу проективных методов психодиагностики.

Те методы психодиагностики, которые предполагают сознательные действия клиента, всегда имеют некоторый оттенок социальной желательности. Индивид стремится представить себя в лучшем свете, поэтому дает социально желательные и одобряемые варианты ответов. В случае с арт-терапией вероятность «обмана во благо» исключается.
Через художественные визуальные образы и объекты бессознательное личности «взаимодействует» с сознанием. Задача арт-терапевта – помочь клиенту растолковать что «говорит» ему его бессознательное.

Терапия искусством назначается , если индивид переживает:

  • пониженное настроение;
  • стресс;
  • кризис (возрастной или экзистенциальный);
  • эмоциональную неустойчивость: импульсивность, вспыльчивость, ранимость и прочее;
  • апатию, потерю интереса к жизнедеятельности;
  • депрессию, в том числе связанную с потерями;
  • физическую и/или психологическую травму;
  • страхи, фобии, повышенную тревожность;
  • низкую самооценку, негативные чувства к себе, негативную Я-концепцию;
  • различного рода зависимости;
  • межличностные конфликты (семейные, рабочие и другие);
  • любой внутренний конфликт.

Арт-терапия позволяет естественным образом скорректировать психоэмоциональное состояние , а именно:

  • выразить негативные чувства и эмоции (агрессию, обиду, ревность, зависть и другие) в приемлемой форме;
  • избавиться от стресса, иного рода напряжений и тревог;
  • избавиться от страхов и фобий;
  • избавиться от стереотипов и ограничений за счет появления более широкого, креативного взгляда на окружающий мир;
  • повысить самооценку и уверенность в себе.

Кроме гармонизации психического состояния личности, терапия искусством:

  • помогает раскрыть творческий потенциал личности, развить способности и таланты;
  • применяется в качестве вспомогательного метода лечения многих заболеваний;
  • способ установить доверительные отношения между терапевтом/психологом и клиентом;
  • предоставляет возможность сконцентрироваться на внутренних переживаниях и развить эмоциональный самоконтроль;
  • является способом социальной адаптации (особенно это заметно когда арт-терапия проводится в группе);
  • является прекрасным способом выразить чувства и мысли для тех, кто не умеет/не хочет/не имеет возможности сделать это на словах;
  • применяется как воспитательная и развивающая педагогическая методика.

Арт-терапия применяется при работе с людьми разного возраста и пола. Особенно она ценна при работе с клиентами, требующими особого отношения и к которым нельзя применить иные методы лечения: с очень маленькими детьми, беременными женщинами, замкнутыми подростками и другими.

Примеры арт-терапевтических методик

Самый частый вопрос, который задают клиенты арт-терапевту: «Что делать, если я не умею рисовать/лепить/танцевать и прочее?». Дело в том, что задача «сделать красиво» не ставится, нужно сделать так, как получается и, главное, свободно и от души. Дело не в эстетической ценности творения, а в самовыражении посредством искусства.
Одна из методик арт-терапии является ярким подтверждением вышесказанного. Она называется «Каляки-маляки». Арт-терапевт просит клиента совершенно свободно и бессмысленно водить карандашом по листу бумаги. Модификации этой техники: рисование руками и телом, когда человек делает с лисом бумаги и красками все что только придет ему в голову.

Задача клиента состоит в разглядывании осмысленных образов в нарисованных каракулях. Когда образ или образы будут найдены, они развиваются, то есть выделяются контуром, дорисовываются, зарисовываются и так далее. Затем арт-терапевт просит клиента составить короткий рассказ или описание рисунка.

Это упражнение можно выполнять дома, самостоятельно, причем в очень интересной форме – форме ведения «дневника каракулей». Завести тетрадку, в которой каждый день вечером рисовать каракули. По истечении недели можно проанализировать как изменялись каракули и составить рассказ о прошедшей неделе.

Еще одна высокоэффективная методика, которую можно провести дома называется «Творческий мусор». Пожалуй, у каждого человека дома хранятся мелочи, которые, по сути, являются мусором, но выбросить их жалко. Среди таких мелочей есть вещи, которые раньше были ценными и связаны с далекими негативными воспоминаниями, которые нужно отпустить: обидами, разочарованиями, неудачами, страхами, неуверенностью в себе и прочее. Это могут быть записки, кусочки ткани, засохшие цветы, старые календари, испорченные украшения и прочее.

Задача: из таких вещей составить композицию, то есть прикрепить все к листу бумаги, ткани или сложить в конструкцию. Делать это нужно не торопясь и не задумываясь, а просто так, как хочется. После этого каждую вещь нужно поблагодарить за бесценный жизненный опыт, связанный с ней. Нужно сказать «спасибо» всему, что было в прошлом и попрощаться с этим. Так же нужно попрощаться и с изготовленной композицией, в идеале ее нужно сжечь.

Методика «Коллаж» напоминает детскую аппликацию. Понадобится лист бумаги, ножницы и клей. Приклеиваться могут изображения из газет, журналов, рисунки, фотографии, в том числе личные, а также природные материалы. Ограничений нет никаких, кроме заданной темы («Я», «семья», «мужчина и женщина» и прочие). Можно вырезать и крепить как угодно, дорисовывать и подписывать изображения. Анализировать полученный коллаж нужно опираясь на такие параметры: размер и положение элементов, выбор цвета, сюжет, порядок, гармоничность и прочее.

Подводя итоги можно сказать, что арт-терапия – это способ на символическом уровне выразить содержание внутреннего мира личности посредством рисования, лепки, танца и прочих видов искусства и творчества, а в результате получить внутреннюю гармонию и психологическое благополучие.



Для всех кто интересуется арт-терапией как профессионально, так и для самопомощи, издается множество чудесных книг. Вот некоторые из них:

  1. А. Копытин “Арт-терапия – новые горизонты”
  2. А. Копытин “Арт-терапия женских проблем”
  3. А. Копытин “Арт-терапия детей и подростков”
  4. Г. М. Ферс “Тайный мир рисунка. Исцеление через искусство”
  5. Т. Зинкевич-Евстигнеева “Игра с песком. Практикум по песочной терапии”
  6. Т. Зинкевич-Евстигнеева “Практикум по сказкотерапии”
  7. М. Шевченко “Психологические цветовые и рисуночные тесты для взрослых и детей”
  8. В. Никитин “Арт-терапия. Учебное пособие”

Арттерапия – невербальная форма искусства, которая применяется в индивидуальной и групповой работе с клиентами. Используется как средство психической гармонизации и развития человека.

Основная цель арттерапии состоит в развитии самовыражения и самопознания клиента через искусство, а также в развитии способностей к конструктивным действиям с учетом реальности окружающего мира. Отсюда вытекает важнейший принцип арттерапии – одобрение и принятие всех продуктов творческой изобразительной деятельности независимо от их содержания, формы и качества.

Арттерапия дает возможность:

– выразить агрессивные чувства в социально приемлемой форме/манере. Рисование, лепка, обработка материалов – безопасный способ разрядки напряжения.

– работать с мыслями и чувствами, которые кажутся непреодолимыми.

– развить чувство внутреннего самоконтроля и порядка.

– развить и усилить внимание к чувствам.

– провести диагностику и интерпретацию в процессе терапии.

– ускорить прогресс в психотерапии. Подсознательные конфликты и внутренние переживания легче выражаются с помощью зрительных образов, чем в разговоре во время вербальной психотерапии.

– улучшить отношения между клиентом и консультантом, ускорить развитие эмпатии и положительных чувств у членов группы арттерапии.

– усилить ощущение собственной личностной ценности, значимости, индивидуальности, неповторимости.

– повысить художественную компетентность.

Выделим основные направления арттерапии.

    Динамически ориентированная арттерапия

Динамически ориентированная арттерапия берет свое начало в психоанализе и основывается на распознавании глубинных мыслей и чувствований человека, извлеченных из бессознательного в виде образов. Каждый человек способен выражать свои внутренние конфликты в визуальных формах. В этом случае ему легче вербализовать и объяснить свои переживания.

В рамках динамически ориентированной арттерапии выделяют творческую, интегральную, деятельную, проективную, сублимационную арттерапии.

К методам данного направления относят резьбу по дереву, чеканку, мозаику, витражи, лепку, рисунок, поделки из меха и тканей, плетение, шитье, выжигание.

2. Гештальториентированная арт-терапия

Целями коррекции в этом виде арттерапии выступают: – излечивание или восстановление адекватной "Я-функции"; – помощь клиенту в осознании и интерпретации собственных переживаний с помощью образов-символов;

– пробуждение творческих сил, спонтанности, оригинальности, способности раскрываться, душевной гибкости.

Методами арттерапии в гештальториентированном подходе являются: рисование, ваяние, моделирование с бумагой, красками, деревом, камнем, образные разговоры, написание рассказов, пение, музыка, выразительное движение тела.

Если говорить о видах арттерапии, выделяют рисуночную терапию, музыкотерапию, танцевально-двигательную терапию, драматерапию, сказкотерапию, библиотерапию, песочную терапию, маскотерапию, этнотерапию, игротерапию, цветотерапию, фототерапию, куклотерапию, оригами. Сейчас появляется все больше и больше новых направлений, которые стоят на стыке арттерапии и других направлений психотерапии: артсинтезтерапия, фототерапия, боди-арт, ландшафтотерапия, работа над коллажами и др. Специалисты-практики понимают, что количество методов равно количеству специалистов, так как каждый вносит в технологию и интерпретацию что-то свое, приобретенное в опыте.

Остановимся подробнее на более популярных видах арт-терапии.

    Рисуночная терапия

Рисуночная терапия позволяет выявить проблемы или фантазии, которые в силу каких-либо причин трудно обсудить вербально; создаёт условия для экспериментирования со зрительными и кинестетическими ощущениями; способствует развитию эстетического опыта, творческому самовыражению, совершенствованию художественных способностей в целом.

Рисунок помогает развивать чувство внутреннего контроля. Работа над рисунком – самый безопасный способ разрядки разрушительных и саморазрушительных тенденций. Рисование также способствует снижению уровня утомления.

Используя рисуночную терапию в своей работе, практический психолог выбирает темы рисунков так, чтобы предоставить клиенту возможность графически выразить свои чувства и мысли, иногда даже не осознаваемые им.

Обычно темы охватывают:

– Отношение к самому себе, своей семье («Я в прошлом», «Я такой, какой я есть», «Мой обычный день», «Я дома», «Мой мир», «Ситуации, в которых я чувствую себя неуверенно»; «Я и мои дети», «Моя главная проблема в общении с детьми»).

– Абстрактные понятия («Одиночество», «Страх», «Любовь», «Три желания», «Остров счастья»).

– Отношения к группе («Что я котел и что получил от работы в группе», «Что я дал группе»).

На занятиях по рисуночной терапии используют разнообразные методики: индивидуальное рисование, парное и коллективное. Обсуждая рисунок, внимание стоит обращать на его содержание, цвет, размеры, повторы из работы в работу.

    Музыкотерапия

Музыкотерапия - психотерапевтический метод, основанный на целительном воздействии музыки на психологическое состояние человека. Различают пассивную и активную формы музыкотерапии.

При пассивной музыкотерапии пациентам предлагают прослушивать различные музыкальные произведения, соответствующие состоянию их психологического здоровья и ходу лечения. Целью в данном случае является определенное эмоциональное, в том числе эстетическое, переживание, которое должно способствовать отреагированию тех или иных проблем и достижению новых смыслов.

При активной музыкотерапии пациенты сами участвуют в исполнении музыкальных произведений (в хоре или музыкальном оркестре), применяя при этом как обычные музыкальные инструменты, так и необычные, например, собственное тело (хлопки, постукивания и пр.). Основной целью в данном случае является интеграция индивида в социальные группы, т.к. в музыкальном сотворчестве хорошо отрабатываются различные коммуникативные навыки, устраняется повышенная застенчивость, кроме того формируется выдержка и самоконтроль.

В психиатрической практике музыкотерапия наиболее эффективна при работе со слабоумными пациентами; метод используют также при реабилитации больных с физическими нарушениями (слепота, глухота), в исправительных учреждениях. Многие элементы, выработанные в музыкотерапии, также используются в практике музыкального образования.

    Танцевально-двигательная терапия (ТДТ)

Танцевально-двигательная терапия (ТДТ) – это метод психотерапии, в котором тело является инструментом, а движение – процессом, помогающим клиентам пережить, распознать и выразить свои чувства и конфликты. Помимо движения данный вид терапии использует такие понятия, как вес, пространство, время.

Основная задача танцевально-двигательной терапии – обретение чувствования и осознанности собственного "Я". Люди обращаются к танце-терапевту потому, что они, будучи отчужденны от тела, не чувствуют себя интегрированными. Клиент сам исследует себя (принцип активности клиента), свои движения и развивается по собственному пути, а терапевт следует за ним (т.е. недирективный стиль терапии) и при этом относится к телу как к эволюционирующему процессу. В танцевально-двигательной терапии нет идеальной модели тела, которую нужно достичь .

С помощью танцевально-двигательной терапии пациент может использовать движение для более полного выражения себя и для сохранения своей аутентичности в контакте с другими.

    Драматерапия и сценическая пластика (имаготерапия)

Занятия драмой положительно воздействуют на память, волю, воображение, чувство, внимание, мышление. Они помогают развивать логику, владеть своим телом и не стесняться его, освободиться от внутренних зажимов, воплотить через игру несбывшиеся идеи и мечты. В данном случае речь идет не о "проверке действием" множества межличностных взаимодействий: я и товарищи, я и другой, я и родители, сильный и слабый, враг и друг.

Имаготерапия (от лат. imago - образ) – психотерапевтический метод тренировки больного в воспроизведении определенного комплекса характерных образов с лечебной целью. Метод предложен в 1966 г. И. Е. Вольпертом. Относится к группе методов игровой психотерапии, в более широком смысле - вариант поведенческой психотерапии, в основе которого лежит научение адекватно реагировать в трудных жизненных ситуациях, расширение коммуникативных возможностей, развитие способности к воспроизведению “лечебного” образа, к мобилизации собственного жизненного опыта.

    Сказкотерапия

Сказкотерапияявляется самым древним психологическим и педагогическим методом. Сегодня под сказкотерапией мы понимаем способы передачи знаний о духовном пути и социальной реализации человека. Многие думают, что сказкотерапия предназначена только для детей, однако это не так. Сказкотерапию можно назвать "детским" методом потому, что сказки обращены к чистому и восприимчивому детскому началу каждого человека.

Сказки метафоричны по своей природе. Согласно М. Дейли, метафора является инструментом влияния на реальность, подразумевает движение: «Метафора – это функция слова, она сдвигает значение и соотносится с преобразующим действием. Порой метафоры изменяют значение не только слов, но и явлений окружающего мира».

Сочиняя сказки о своей прошлой, настоящей и будущей жизни, мы метафорически описываем реальные события. Д.С. Лихачев говорит: «Строительные материалы для построения внутреннего мира художественного произведения берутся из действительности, окружающей художника, но создает он свой мир в соответствии со своими представлениями о том, каким был это мир, есть или должен быть».

Многие проблемы объясняются внутренней дисгармонией развития человека. И все мероприятия помощи ему можно привести к одному общему знаменателю – достижению внутренней гармонии . Гармоничный человек выступает и в сказке, и в жизни как созидатель, а дисгармоничный – как разрушитель. Внешний разрушитель доставляет боль и дискомфорт другим людям, предметам, объектам мира. Внешний созидатель старается создать вокруг себя комфортные условия, бережет то, что его окружает. Внутренний разрушитель сознательно и бессознательно вредит своему здоровью и развитию. Внутренний созидатель «очищает» свои мысли, дисциплинирует чувства, заботится о здоровье.

    Библиотерапия

Библиотерапия является весьма привлекательным вариантом терапии, потому что достаточно просто и эффективно помогает людям, стоящим перед трудностями, находить правильные решения. Использование специально подобранных книг позволяет оказывать существенное воздействие на эмоциональное состояние людей при минимально затраченных средствах.

Библиотерапия это одна из форм психотерапии, направленная на улучшение состояния клиента, способствующая его духовному росту. Терапевтический эффект достигается не просто за счет узнавания в тексте своей травмирующей ситуации и типа эмоционального реагирования, но и за счет формирования у читателя активной самостоятельной жизненной позиции, которая помогает справляться с проблемами в будущем.

    Игротерапия

Игротерапия – это ответвление психодрамы, где место ведущего занимает психотерапевт, а роль группы "берут" на себя "игрушки", которые включают в себя любые предметы, бытовые мелочи. В арсенале терапевта также присутствуют краски, пластилин, карандаши, кубики, головоломки, конструкторы, детские книги с картинками и прочие изобразительные средства. Использование «игрушек» в психотерапевтической работе дает возможность клиенту прожить проблемную ситуацию заново.

Спектр применения игротерапии весьма широк и предусматривает возможность работы с синдромом посттравматического стресса, при хронификации печали, с ранними детскими травмами с амнестическим компонентом.

    Цветотерапия

Цветотерапия основана на том, что каждая из биологически активных зон организма реагирует на один из цветов. Воздействие определенного цвета снимает энергетическую блокаду, являющуюся причиной функционального расстройства. Не существует «полезных» и «вредных» цветов. Важно лишь состояние человека, на которое накладывается восприятие того или иного цвета.

    Песочная терапия

Игры на песке - одна из форм естественной деятельности ребен­ка. Наблюдения и опыт показывают, что игра в песок позитивно влияет на эмоцио­нальное самочувствие детей, и это делает его прекрасным средством для профилактики и коррекции агрессивных проявлений ребенка. В песочнице создается дополнительный акцент на тактильную чувствительность, «мануальный интеллект» ребенка. Поэтому перенос традиционных обучающих и развивающих заданий в песочницу дает дополнительный эффект. С одной стороны, существенно повышается мотивация ребенка к занятиям, а с другой - более интенсивно и гармонично происходит развитие познавательных процессов. Если учесть, что песок обладает замечательным свойством «заземлять» негативную психическую энергию, то в процессе образовательной работы происходит и гармонизация психоэмоционального состояния ребенка. Иными словами, использование песочницы в педагогической практике дает комплексный образовательно-терапевтический эффект.

В процессе работы с песком многие вещи становятся видимыми. В отличие от лепки или рисунка, при работе с песком не требуется никаких умений, что позволяет клиентам более легко идти на предложение консультанта обратиться к данному материалу. Здесь невозможно ошибиться, сделать что-то не так - это важно для тех, кто привык строго оценивать себя.

Возможность самовыражения в песочной терапии не ограничена словами. Особенно это может помочь тем, кому по каким-то причинам трудно облечь свои переживания в слова, например, тем, чьи переживания настолько остры и болезненны, что соприкасаться с ними напрямую тяжело.

Работу с песком можно использовать и в группе, если песочницу разделить на несколько сегментов (по количеству участников). Таким образом, достигается атмосфера доверительности, целостности, налаживается взаимодействие в группе.