Владимир Даль — о создании великого толкового словаря, дружбе с Пушкиным и других интересных фактах. Он любил русский язык: Владимир Иванович Даль

Владимир Иванович Даль (1801 - 1872), - замечательный знаток народной русской речи во всем разнообразии ее говоров и страстный борец за реформу русского литературного языка, за приближение его к народному языку, по образованию своему и по профессии не был ученым филологом. Учился он в Морском кадетском корпусе, куда его удалось определить родителям.

Произведенный в 1819 г. в офицеры, Владимир Даль оказался совершенно непригодным к морской службе (он не переносил качки). Через несколько лет он выходит в отставку поступает в Дерптский (Тартуский) университет, причем выбирает медицинский факультет только потому, что от покойного его отца осталась медицинская библиотека. Окончив университет, он через несколько лет, в поисках лучшего заработка, переменил профессию военного врача и сделался чнновником. Восемь лет он прослужил в Оренбурге чиновником особых поручений при тамошнем военном губернаторе В.А. Перовском, восемь лет - в Петербурге, в канцелярии министра внутренних дел, и десять лет - в Нижнем-Новгороде в должности управляющего удельными имениями (с населением в несколько десятков тысяч крестьян).

В 1859 г. В.И. Даль окончательно вышел в отставку, чтобы посвятить остаток своей жизни приведению в порядок и изданию тех фольклорных и словарных материалов, которые он собирал в течение предшествующих сорока лет.

Даль был человек исключительно трудолюбивый и работоспособный, при этом очень плодовитым писателем. Начальство по-своему оценивало его литературный талант, поручало ему составлениевсяческих «положений», официальных записок и «всеподданнейших» докладов и косо посматривали на иную его литературную деятельность («Охота тебе писать что-нибудь другое, кроме бумаг по службе» , - сказал ему однажды министр внутренних дел генерал Перовский). Но Даль всегда находил время и для занятий литературой. Его перу принадлежит множество статей (многие из них затерялись по журналам того времени и до сих пор не приведены в известность) на самые разнообразные темы: медицинские, естественно-научные, этнографические, языковедческие, публицистические; он издал учебники ботаники и зоологии; он писал (под псевдонимом Казак Луганский) сказки, повести, рассказы и очерки, наполнившие девять томов посмертного собрания его сочинения. Но вся эта деятельность меркнет перед величайшим подвигом его жизни - собиранием сокровищ русской народной речи, изданных им в виде «Пословиц русского народа» (1-е издание увидело свет в 1861 - 862 гг.) и «Толкового словаря живого великорусского языка» (1-е издание вышло из печати в 1863 - 1866 гг.).

У Даля, датчанина по происхождению и католика по вероисповеданию, в течение всей его жизни была одна могучая страсть, радостная и мучительная, столь могучая, что она давала ему силы в течение ряда десятилетий без посторонней помощи, почти даже без поощрения от окружающих, выполнять огромную работу, размеры которой кажутся превосходящими силы одного человека. Это была страстная любовь, деятельная, творческая, к самобытной культуре и языку русского народа.

В борьбе за свою идею Даль был смел и красноречив и громко подымал свой голос против культурной разобщенности между народом и «образованным обществом», против оторванности литературного языка от народной стихии, против подражания всему иностранному. Актуальными остаются размышления Даля об искажении русского языка иностранными словами, о постоянной оглядке русского человека на Запад (к этому явлению писатель относился очень отрицательно), о необходимости обращения к богатствам русского народного языка и духа. В одном из писем В.И. Даля писателю Г.П. Данилевскому читаем: «Не знаю, откуда берется у писателей наших – особенно у молодого поколения – этот не русский склад речи, это непростительное искажение нашего языка, который постепенно слабеет и пошлеет при насильственной перетяжке его на немецкую колодку ». Приведем еще несколько высказываний. Или в письмах другим адресатам: «Да, для нас не годится Запад, нам пора собрать разметанные сонные члены свои и встать и протереть глаза, на чужом пиру с похмелья, приняться на свой пай за работу…». «Кто говорит, что у нас нет ничего путнего и что все надо перекорчевывать по-заморскому, тот не знает своего отечества, говорит наобум и вредит этим много».

Даль стремился заразить своею любовью к народному языку своих современников. Он начал пропаганду окольным путем, через художественную литературу. В 1832 г. вышло его первое крупное литературное произведение, цикл литературных сказок «Пяток первый». Через десять лет после этого в журнальной статье он писал, что за эти сказки его «и похвалили и побранили писателя…, но цели, намерения авторского не понял никто». Не сказки по себе были ему важны, а русское слово, «которое у нас в таком загоне, что ему нельзя было показаться в люди без особого предлога и повода - и сказка послужила предлогом».

Высокую оценку сказочного творчества В.И. Даля дал литературный критик В.Г. Белинский: «Даль любит простого русского человека, ... умеет мыслить его головой, видеть его глазами, говорить его языком».

Служебная деятельность Даля и как морского офицера, и как военного врача, и как чиновника, протекала в постоянном общении с представителями «низших» классов населения, с выходцами из разных концов России. Это давало ему возможность удовлетворять рано пробудившийся в нем интерес к народному языку. Он сам впоследствии рассказывал, что «с той поры, как... себя помнит, его тревожила и смущала несообразность письменного языка нашего с устной речью простого русского человека, не сбитого с толку грамотейством, а стало быть и самим духом русского слова...». Жадно хватая на лету родные речи, слова и обороты, когда они срывались с языка в простой беседе, он «записывал их, без всякой иной цели и намерения, как для памяти, для изучения языка, потому что они ему нравились. Прошло много лет, и записки эти выросли до такого объема, что «при бродячей жизни стали угрожать требованием особой для себя подводы...». Просмотрев запасы свои, собиратель убедился, что в громаде сору накопилось много хлебных крупиц, которые, по русскому поверью, бросать грешно.

Своим выходом в отставку в 1859 г., обеспечив себе необходимый досуг, Даль занялся окончательной обработкой огромных накопившихся у него словарных и фразеологических запасов и сначала в 1861 - 1862 гг. выпустил свои «Пословицы русского народа», а затем приступил к изданию, словаря, включив в него и весь материал ранее опубликованных пословиц.

В «Толковом словаре» не все принадлежит Далю. Он использовал предшествовавшую ему лексикографическую работу «Словарь Академии Российской» и изданные Академией наук «Словарь церковно-славянского и русского языка» 1847 г. и «Опыт областного великорусского словари 1852 г. Но весь этот материал (по его подсчетам, около 120 тыс. слов) он существенно переработал и пополнил собранным им самим словарным материалом (по подсчетам самого Даля, около 80 тыс. слов).

Даль стремился к исчерпывающей, по возможности,полноте своего словаря. Он хотел, как сам выражался, «захватить все то, что среди нынешнего великорусского народа можно услышать или прочитать». Он поместил в словарь «слова, речи и обороты всех концов Великой Руси», оговаривая при этом, что делает это «не для безусловного включения их в письменную речь, а для изучения, знания и обсуждения их».

Словарь Даля богат не только словами, но и фразеологическими сочетаниями слов - пословицами, поговорками, народными прибаутками, загадками (всего их в словаре более 30 тыс.). Наконец, - и в этом особое своеобразие и ценность словаря- в него включен огромный этнографический материал: описание народных поверий, обычаев, отдельных сторон хозяйственной и культурной жизни русского народа.

Так уж случилось, что за действительно великими трудами В.И. Даля сегодня забытыми остаются его литературные и публицистическими произведения для взрослых и детей, его размышления о православной вере, о воспитании и грамотности. Между тем, современная ситуация в культуре и образовании снова делает востребованным наследие В.И. Даля.

Данный образовательный ресурс адресован школьникам старших классов и состоит из следующих разделов:

-

Основные жизни и творчества В.И. Даля;

- произведений В.И. Даля для детского и школьного чтения;

- презентация «Жизнь и творчество В.И. Даля».

Создание ресурса стало возможным благодаря поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации, соглашение № 14.В37.21.0539.


Основные даты жизни и деятельности В.И. Даля.

22 ноября (10 ноября по старому стилю) 1801 г. Родился Владимир Иванович Даль в г. Лугани (современный Луганск , Украина).

1814-1819 гг. Учился в Морском кадетском корпусе , г. Петербург.

1819-1824 гг. После окончания Морского кадетского корпуса произведён в мичманы, служил на Черноморском флоте.

1823 г. Арест и суд за эпиграмму на командующего флотом адмирала А.С. Грейга .

1824-1825 гг. Служил на Балтийском флоте, г. Кронштадт .

1826-1829 гг. У ход в отставку, учёба в Дерптском (Тартуском) университете на медицинском факультете.

1827 г. Первая публикация двух стихотворений в журнале «Славянин».

1829-1832 гг. Служил армейским лекарем, принимал участие в турецкой кампании (награждён орденом Святой Анны ), боролся с чумой и холерой на Украине, участвовал в Польской кампании, (спас пехотный корпус: изобрёл плавучий мост для переправы через Вислу, за что был награждён Владимирским крестом с бантом и грамотой генерала Ридигера).

1830 г. Публикация повести «Цыганка» в журнале « Московский телеграф ».

1832-1833 гг. Служил о рдинатором в Военно-сухопутном госпитале в Петербурге.

1832 г. Выход п ервой книги «Русские сказки Казака Луганского. Пяток первый», знакомство с А.С. Пушкиным.

1833-1840 гг. Служил в Оренбурге чиновником особых поручений при военном губернаторе В.А. Перовском .

1833-1839 гг. Вышли в свет «Были и небылицы Казака Луганского».

1833г. 18-23 сент. Знакомил А.С. Пушкина с «обстоятельствами осады Оренбурга Пугачёвым», ездил с поэтом по местам восстания.

1838 г. Избран членом-корреспондентом Российской Академии наук по отделению естественных наук.

1839-1840 гг. Участвовал в Хивинском походе .

1840-1849 гг. Служил в Петербурге чиновником особых поручений, управляющим канцелярией при Министре внутренних дел и секретарём при министре уделов.

1845 г. Участие как члена- учредителя в открытии в собственном доме в Петербурге Русского географического общества .

1846 г. Вышли в свет «Повести, сказки и рассказы Казака Луганского».

1849-1859 гг. Служил в Нижнем Новгороде управляющим Удельной конторой.

1859 г. Ушёл в отставку, переехал в Москву, избран действительным членом Общества любителей российской словесности при Московском университете.

1860 г. Общество любителей российской словесности начинает печатать Словарь В.И. Даля отдельными выпусками.

1861 г . Присуждение Золотой Константиновской медали за первые выпуски Словаря, вышло Полное собрание сочинений в 8-х томах.

1862 г. Издан сборник «Пословицы русского народа».

1863-1866 г. Издан «Толковый словарь живого великорусского языка» в 4-х томах.

Цели и задачи :

  1. знакомство с творчеством В.И.Даля;
  2. развитие умений понимания текста, творческих способностей;
  3. развитие связной устной речи;
  4. воспитывать читательский вкус.

Оборудование: видеоаппаратура, презентация, музыкальное сопровождение (Чайковский «Времена года»), портрет В.И.Даля, доклад о жизни писателя, словари В.И. Даля, выставка книг.

Оформление доски

В сказках видна и душа русского народа, и мудрость.
В.А.Жуковский

I. Оргмомент

а) Мы все родом из детства, все любим сказки. Эта мысль замечательно подходит к нашему уроку.

«В сказках видна и душа русского народа, и мудрость».

– Кому принадлежат эти слова?

б) Подготовка к чтению стихов

  • Дыхательные упражнения (задуй свечу медленно, быстро);
  • Чистоговорки Ш, Щ. (Шли 40 мышей, несли 40 грошей. Щипцы да клещи – вот наши вещи).

II. Чтение пятиминутки

– Открыли пятиминутки (сказки А.С.Пушкина и В.Жуковского).

а) жужжащее чтение;

б) чтение про себя с продолжением;

в) знакомство с выставкой книг;

г) на выставке нашего урока представление книги сказки;

III. Проверка домашнего задания.

– В чем была суть поэтического состязания между А.С.Пушкиным и В.Жуковским? (сочиняли стихотворные сказки на народные сюжеты, то есть литературные сказки).

– Кто был их первым читателем? (Гоголь).

– Для кого писали сказки А.С.Пушкин и В.А.Жуковский? (Жуковский - для детей, польза которой будет в ее привлекательности, а не в нравственных правилах, которые только останутся в памяти, но редко доходят до сердца: Пушкин – чтобы они были понятны и доступны для всех).

– Кто победил в состязании поэтов?

– Как на этот вопрос ответил Николай Александрович? (с. 117 Я не смогу ответить на этот вопрос, скажу только, что благодаря ему литература наша обогатилась прекрасными авторскими сказками).

– Прочитайте отрывок сказки В.Жуковского

  1. Знание текста;
  2. Варианты логического ударения;
  3. Литературное произношение.

IV. Изучение нового материала

1. Работа с текстом

а) беседа с учащимися;

– Как он отзывался о сказках В.Даля? Как рождались сказки В.Даля? (с. 115)

– Что такое обработка народной сказки писателем? (Сохраняются сюжет, герои, язык, особенности текста, его идеи).

– Чем тогда обработка сказки отличается от ее записи? (Делает текст более грамотным, подчеркивает его особенности, достоинства).

б) выполнение задания в тетради по чтению.

– Откроем рабочие тетради с. 48.

Познакомимся с жизнью В.И.Даля.

– Что победило в жизни В.И.Даля, стало для него главным делом? (собрать удивительные слова русского языка из речи простолюдинов).

– Что могло привлечь В.Даля в народных сказках? (речь, язык, сюжет, мудрость народная, заложенная в сказках).

Зрительная гимнастика: Рассмотрите точку на стекле (10 секунд), переведите взгляд за стекло на самый дальний объект и рассмотрите его внимательно(10 секунд). Повторить.

2. Работа с текстом во время чтения.

а) самостоятельное чтение сказки с музыкальным сопровождением.

– Чье произведение сопровождает наше чтение. (Петр Ильич Чайковский «Времена года»).

– Как связаны эти произведения? (Музыка характерна для войны, настроение музыки совпадает с настроением произведения).

б) вопросы после чтения.

– Что необычного в этой сказке? Какой прием использовал В.И.Даль (олицетворение).

– Что могло привлечь В.Даля в этой русской сказке? (на каждого мудреца довольно простоты).

3. Наблюдение над языком сказки.

– Найдите в тексте и выпишите устойчивые сочетания слов, характерные для русского простонародного языка. Р.т. с. 48 № 2.

  • Красным летом
  • В чести, в почете
  • Всем грибам голова
  • Сила великая
  • Ребята дружны
  • Шапками закидаем
  • Грозная рать подымается
  • Быть беде
  • С той поры

– Найдите просторечные слова и выражения.

  • вишь
  • прет
  • помочь
  • скликать
  • отказалися
  • сподряд

– Почему Даль, пересказывая сказку, сохранил их? (они естественны в этом тексте, создают его колорит).

– Какие необычные сравнивая – определения встречаются в сказке?

– В чем их необычность? (Р.т. с. 48 № 3.)

  • Старушки – волнушки
  • Ноги тонки – опята
  • Сморчки – старички
  • Грузди – ребята дружны

– Почувствовали ли близость речи сказки к стихотворной? В чем это проявляется? (рифмы, ритм).

– Найдите спрятавшиеся рифмы.

  • Волнушки – в кадушки
  • Опята в бочонки
  • Сморчки в бурачки
  • Груздки в кузовки

– Почему речь простых русских людей часто оживляется рифмой? (это своеобразная игра, и помощь в работе…)

4. Выразительное чтение по ролям.

– В каком варианте, по-вашему, сказка зазвучит интереснее: когда читает один читатель – сказитель или ее читают по ролям.

V. Работа с текстом после чтения

1. Подготовка к игре:

– Любой текст в обработке В.Даля начинал «играть».

Вот послушайте:

  • Кадушки-бочонки
  • Бурачки-кузовки

– Что вы заметили? (рифмуются)

Они не просто рифмуются и стоят парами не случайно.

– Проверим значение этих слов по словарю В.И.Даля. Каждая пара означает одно и тоже:

  • Кадушки-бочонки = обручная посуда
  • Бурачки-кузовки = корзина, лукошко

2. Работа со словарем В.Даля. Нахождение значения слов и их зачитывание.

– А что можно положить в кузовок?

3. Чтение описания игры «Кузовок».

4. Игра в слова (начало фразы придумывают сами).

  • Я положу в кузовок…(слова на ок)
  • Я достану из кузовка…(слова на ка)
  • Я поднесу к кузовк…(слова на ку)

Разыгрывание фантов.

VI. Итог урока

Обсуждение вопроса

  • Почему А.С.Пушкин рекомендовал для детского чтения русские сказки и другие произведения фольклора именно в обработке В.И.Даля?

(В них бездна поэзии).

VII. Д/з

  1. Р.т. с. 49, вопр. 4
  2. Найти в сказке пословицы
  3. Прочитать сказку в обработке В.Даля, провести наблюдения над текстом.

САНКТ-ПЕТЕРБУРЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ «ЛЭТИ»

Кафедра русского языка


РЕФЕРАТ НА ТЕМУ:

«Жизнь и творчество Владимира Ивановича Даля»


Выполнила: студентка 1 курса

Корчовая Инна

Проверила: Стрельникова Н.Д.


САНКТ-ПЕТЕРБУРГ


«Это был человек на все руки...»


Владимир Иванович Даль, русский лексикограф, писатель, этнограф и врач, родился 10 ноября 1801 года в Екатеринославской губернии, в местечке Лугань (Луганский завод), в Малороссии. Отсюда и его псевдоним: казак Владимир Луганский. Отец его, Иван Матвеевич Даль, выходец из Дании, «из датских офицерских детей», был многосторонне образованным лингвистом (знал даже древнееврейский язык), медиком и богословом; он принял российское подданство и был горячим русским патриотом. Мать, Мария Христофоровна, урожденная Фрейтаг, свободно владела пятью языками. Бабка, М.И. Фрейтаг, переводила на русский произведения С. Геснера и А.Ф. Ифланда.

Получив домашнее образование, будущий автор «Словаря живого великорусского языка» в 1815 году был отдан в Петербургский морской кадетский корпус. В 1817 году во время учебного плавания он побывал в Дании, однако родина предков, по его собственному свидетельству, не вызвала у него в душе теплого отклика. Сердце юноши принадлежало России.

В марте 1819 года В.И. Даль стал мичманом Черноморского флота. А спустя семь лет вышел в отставку. Причиной послужило то, что он плохо переносил морскую качку, к тому же в 1823 году молодой мичман оказался под арестом: его подозревали в авторстве едкой эпиграммы в адрес главнокомандующего Черноморским флотом. Суд вынес оправдательный приговор, но желания служить это ему не прибавило.

Одним из самых светлых воспоминаний В.И. Даля была студенческая жизнь: в 1826 году он поступил в Дерптский университет. Жил в нужде, ютясь в тесной чердачной каморке, зарабатывал на хлеб уроками русского языка. В Дерпте он познакомился и на долгие годы подружился с Н.М. Языковым, В.А. Жуковским, Н.И. Пироговым, А.Ф. Воейковым, И.Ф. Мойером, К.К. Зейдлицем. Первые свои стихотворения публиковал в воейковском журнале «Славянин».

В 1829 году началась война с Турцией. Даль досрочно защищает диссертацию и поступает в действующую армию. Он участвует в нескольких сражениях, приобретает славу искусного хирурга и одновременно работает над будущим словарем, материалы для которого начал собирать еще десять лет назад. Походная жизнь сталкивает его с выходцами из разных областей России, и молодой доктор заполняет свои записные книжки целыми вереницами областных речений, не переставая удивляться, насколько народная речь, с ее своеобразными оборотами и стремлением к краткости и ясности, отличается от книжного языка.

Потом была борьба с эпидемией холеры, участие в польской кампании, где Даль отличился на необычном для медика поприще: при переправе через Вислу у Юзефова под его руководством был сооружен мост. Он защищал его во время переправы, а затем уничтожил, что спасло от разгрома большой русский отряд.

По окончании войны В.И. Даль поступил ординатором в Санкт-Петербургский военно-сухопутный госпиталь. В это время он познакомился и близко сошелся с А.С. Пушкиным,

И.А. Крыловым, Н.В. Гоголем, В.Д. Одоевским. В 1832 году в Петербурге выходит из печати его сборник «Русские сказки и предания народного изустного на грамоту гражданскую переложенные, к быту житейскому приноровленные и поговорками ходячими разукрашенные казаком. Владимиром Луганским. Пяток первый». А за два года до -этого он уже выступил в печать как прозаик, опубликовав в «Московском телеграфе»», повесть «Цыганка». В «Сказках...» проявлялись этнографические наклонности автора. Однако тираж книги был изъят, так как, по донесению управляющего III отделением А. Н. Мордвинова, «...она напечатана самым простым слогом, вполне приспособленным для низших классов, для купцов, для солдат и прислуги. В ней содержатся насмешки над правительством, жалобы на горестное положение солдата и пр.». Даль взят под арест, но выпущен в тот же день с извинениями.

Сохранились свидетельства, что за него хлопотал В.А. Жуковский. Один из уцелевших экземпляров книги автор подарил А.С. Пушкину.

В 1833 году В. И. Даль женится на Юлии Андре и переводится в Оренбург чиновником особых поручений при военном губернаторе В.А. Перовском. Новая служба была связана с частыми разъездами. Писатель близко знакомится с жизнью крестьян разных национальностей, что открывает новые возможности для сбора материалов к словарю. Одновременно он пишет повести «Бикей и Мауляна» (из жизни казахов) и «Башкирская русалка». В 1836 году В.И. Даль несколько дней проводит с А.С. Пушкиным, сопровождая поэта в его поездке по пугачевским местам. В эту встречу Пушкин сообщает ему сюжет «Сказки О Георгии Храбром и о волке», опубликованной затем В. И. Далем в «библиотеке для чтения». Новая встреча с поэтом состоялась в конце того же года, Когда Даль на несколько месяцев приезжал в Петербург. А 28 января 1837 года Даль узнает о роковой дуэли. Он неотлучно дежурит у постели поэта. После смерти А.С. Пушкина Даль получил от его вдовы простреленный сюртук, и знаменитый перстень-талисман.

Работая чиновником, В.И. Даль не оставлял и другие свои виды деятельности. Он продолжал лечить, особенно занимаясь офтальмологией и гомеопатией. Его перу принадлежит одна из первых в России статей в защиту гомеопатии. А за собранные коллекции флоры и фауны Оренбургского края он в 1838 году избран членом-корреспондентом Академии по отделению естественных наук.

В 1837 году он сопутствовал будущему императору Александру II в его поездке по Оренбургскому краю, участвовал и в бесславно закончившемся хивинском походе 1839-1840 годов. В 1838 году В. И. Даль овдовел. Спустя три года, вскоре после новой женитьбы на Екатерине Львовне Соколовой, дочера отставного майора, он переезжает в Петербург, где получает должность секретаря и чиновника особых поручений при товарище министра уделов Л.А. Перовском, брате оренбургского губернатора.

Вскоре Даль становится правою рукою министра, пишет по его поручению «Исследование О скопческой ереси», вместе с Н.А. Милютиным составляет и вводит «Городовое положение в Санкт-Петербурге», публикует статьи «Полтора слова о нынешнем русском языке» «Москвитянин», 1842,1, NQ 2) и «Недовесок» (там же, V, NQ 9), издает брошюру «Об убивании евреями христианских младенцев», создает повесть «Похождения Х.Х. Виольмадура и его Аршета» (1844).

Прочное служебное положение и налаженный семейный быт позволяют ему продолжить многолетний труд - работу над словарем. Сохранились свидетельства о том, что в это время он получал множество корреспонденции, где содержались словаобразчики местных говоров. В его канцелярии все этопереписывалось, равно как и сказки, пословицы, примерыразличных поверий и т. п. В это время В.И. Даль публикует рядстатей, объединенных общим заглавием «Русский словарь», составляет учебники ботаники и зоологии для военных учебных заведений, печатает несколько повестей и очерков в «Библиотеке для чтения», «Москвитянине», сборнике А.П. Башуцкого «Наши, списанные с натуры русскими» И других изданиях. В частности, статьи «О русских пословицах» (в «Современнике»), «О поверьях, суевериях и предрассудках русского народа» (в «Иллюстрациях,», повести «Вакх Сидорович Чайкин» «Библиотека для чтения»), «Небывалое в бывалом» и «Павел Иванович Игривый,) и др.

В произведениях Даля, близких к принцыпам натуральной школы, можно отметить и рельефность бытописания, достоверность деталей, богатый образный язык. Сюжеты подчеркнуто обыденны – это рассказы о жизни «маленького человека», попытка взглянуть на мир глазами героя из народной среды. Повести имели читательский успех и были замечены коллегами-литераторами.

Вот что писал о творчестве Даля И.С. Тургенев в «Отечественных записках»: «Он, как говорится, себе на уме, смотрит невиннейшим человеком и добродушнейшим сочинителем в мире; вдруг вы чувствуете, что вас поймали за хохол, когти в вас запустили преострые: вы оглядываетесь, автор стоит перед вами как ни в чем ни бывало...... Я, говорит, тут сторона, а вы как поживаете?»

Даль все время старается упростить конструкцию произведения, он постепенно отказывается от развернутых сюжетов и в конце концов приходит к форме, наиболее для него органичной, пишет маленькие рассказы или психологические очерки. Таким образом он становится одной из центральных фигур русской натуральной школы.

Его очерки «Уральский казак», «Денщик», «Чухонцы в Питере» вызывали восхищение идеологов нового литературного движения, а В. Г. Белинский, откликавшийся чуть ли не на каждую его книгу,

находил в его очерках «живую, внутреннюю верность действительности» и называл писателя «живой статистикой живого русского народонаселения».

О его коротких рассказах и зарисовках, иной раз неотличимых от очерков, тепло отзывался Д.В. Григорович, они охотно публиковались журналами различных направлений, но в 1848 году литературные занятия принесли В.И. Далю серьезные неприятности. В журнале «Москвитянин» был напечатан его рассказ «Ворожейка», В котором усмотрели намек на бездействие начальства. Л.А. Перовский был возмущен и потребовал от писателя сделать выбор: «писать - так не служить; служить так не писать». В том же году Даль сжег свои интереснейшие записки, которые вел с 1833 года...

В 1849 году писатель соглашается занять должность управляющего Нижегородской удельной конторой. Это было значительное понижение по службе, но оно было совершенно добровольным. Под его ответственность попадают тридцать семь тысяч государственных крестьян. В. И. Даль ведет их дела, пишет за них жалобы, обходит больных, лечит.

Это постоянное общение с простыми людьми доставляло ему новые возможности для сбор этнографического материала и работы над словарем.

В это время он готовит к печати сборник «Пословицы русского народа», где впервые применяет новый принцип построения: не алфавитное, а тематическое. В 1852 году в «Вестнике Императорского Географического общества» В.И. Даль публикует статью «О наречиях русского языка», вошедшую впоследствии в словарь в качестве одного из предисловий. По поручению великого князя Константина Николаевича он пишет «Матросские досуги»: наблюдая перипетии народной жизни, утверждается в мысли о том, что одна только грамотность, без общего воспитания и просвещения, пользы простым людям принести не может. Статьи об этом «Письмо к издателю А.И. Кошелеву» и «Заметка О грамотности», опубликованные в 1856 и 1857 годах, сильно навредили ему в глазах общества. Ему резко возражали представители самых разных общественных лагерей. Впрочем, В.И. Даль не примыкал ни к одному из них. Его общественнополетическая позиция не поддается четкой классификации. Он печатался и у Н.И. Погодина и у Ф.В. Булгарина, при этом дружил с Киреевскими и А.С. Хомяковым, но и их взглядов не разделял. Это стремление поступать по совести, по собственным выстраданным убеждениям всегда отличало его. И нельзя сказать, что это не осложняло ему жизнь.

Из-за трений с нижегородским губернатором А.Н. Муравьевым Даль выходит в отставку. С осени 1859 года он живет в собственном доме на Пресне, в Москве. Сегодня это Б. Грузинская улица, д. 4/6. После его переезда, в 1861-1868 ГГ., начал выходить в свет «Толковый словарь живого великорусского языка».

Издавал его Даль на средства русского помещика и общественного деятеля А.И. Кошелева. Кошелев был славянофилом, издавал и редактировал журналы «Русская беседа» и «Сельское - благоустройство». Спасибо ему, без его помощи и участия первое издание словаря не скоро увидело бы свет. Набор словаря осуществлялся в несколько шрифтов, и автору приходилось держать до четырнадцати корректур, работая «иногда до обмороков».

Плод почти полувековых трудов содержит около двухсот тысяч слов - почти вдвое больше, чем составленный Академией наук «Словарь церковно-славянского и русского языка». К тому же на своих страницах В.И. Даль неоднократно критиковал словарь Академии за неточность, поверхностность и многочисленные ошибки. Словарь вызвал множество откликов известных ученых, автор получил премии ряда научных обществ и в 1868 году был избран почетным членом Академии наук. Читающая Россия могла теперь оценить все богатство и выразительность русского языка, на котором ей выпало счастье говорить и писать, который ей необходимо развивать и беречь. Но работа на этом не закончилась.

В последние годы жизни В.И. Даль готовит второе издание словаря, пополняя запасы слов; пишет для детей, занимается переложением «Моисеева пятикнижия» «применительно К понятиям русского простонародья», собирается таким же образом пересказать и Евангелие. Незадолго до смерти писатель совершает еще один решительный поступок: переходит из лютеранства в православие.

Одновременно со словарем в 1862 году издан другой капитальный труд всей жизни В.И. Даля «Пословицы русского народа», затем появляется в печати его «Полное собрание сочинений», затем «Два сорока бывальщинок для крестьян». Свое собрание народных сказок и песен он передает соответственно А.А. Афанасьеву и П.В. Киреевскому. Он играл на многих музыкальных инструментах, прекрасно пел, занимался токарной работой по дереву, изобрел множество бытовых усовершенствований. «Это был прежде всего человек на все руки, - вспоминал Н.И. Пирогов. За что ни брался Даль, все ему удавалось усвоить». Он был богато одарен природой, и в его универсализме была и жизненная программа: «Надо зацеплять всякое знание, какое встретится на пути; никак нельзя сказать вперед, что в жизни пригодится...».

Отсюда и широчайший диапазон его деятельности: медицина, ботаника, зоология, география, фольклористика, этнография, литература, лингвистика, коллекционирование (лучшее в то время его собрание лубочных картин поступило в Императорскую публичную библиотеку).

Уже после его смерти, последовавшей в 1872 году, увидело свет второе издание словаря, а затем и третье, под редакцией И.А. Бодуэна де Куртенэ. И бессчетное количество раз переиздавались словарь и сборник пословиц в последние десять лет...

России повезло, нам всем повезло, что у нас был свой Даль. Впрочем, почему «был»? У России есть свой Даль, как есть и останется Пушкин, Гоголь, Толстой, Достоевский, знаменитые художники, музыканты, философы, инженеры, ученые... Люди, благодаря которым существует Россия.


«Толковый словарь живого великорусского языка» В. Даля


Это собрание нравственного, философского, житейского, фольклорного опыта, словесное закрепление огромной многовековой истории живого великорусского языка, словарь этот - дело всей его жизни. Сам же он о своем труде сказал просто: «Я любил отчизну свою и принес ей должную мною крупицу по силам». Но какова же эта «крупица»? Владимир Крупин, один из далеведов, в юбилейной статье к 180-летию со дня рождения В. Даля писал: «...всегда нам в укор будет то, что одиночка Даль свершил труд, равный труду многих десятилетий иного гуманитарного института с его могучим коллективом и современными средствами науки и техники». А известный современный писатель Андрей Битов назвал Даля Магелланом, «...переплывшим русский язык от А до Я. Представить себе, что это проделал один человек, невозможно, но только так и было». За полвека Даль объяснил и снабдил примерами около 200 тысяч слов! Но кроме всего Далем собрано более 37 тысяч пословиц русского народа!

А ведь он еще служил, врачевал, занимался научной и писательской деятельностью.

Работа Даля над словарем получила высокое признание всего русского общества, он получил престижную по тому времени Ломоносовскую премию. Интересен факт признания труда Даля. В Академии наук не было свободного места, и тогда академик Погодин выступил с предложением бросить жребий и одному из академиков выйти из академии, чтобы Даль занял вакансию. Но дело кончилось тем, что Даль стал почетным членом Академии наук.

К моменту завершения словаря здоровье Даля было уже основательно подорвано. «Казалось бы, - пишет далевед П.И. Мельников-Печерский, - с окончанием долговременных и тяжелых трудов здоровье Владимира Ивановича должно было если не восстановиться, то хоть поправиться. Вышло наоборот... Долговременная привычка к постоянному труду, вдруг прекратившемуся, вредно повлияла на здоровье великого трудолюбца».

«О русском словаре»

Читано в Обществе Любителей Российской словесности, в частном его заседании 25 февраля и публичном 6 марта 1860 года»

«Какой вид придать словарю, как его расположить? Как можно сподручнее. Именной и голый список всех слов, по азбучному порядку, крайне растянут и утомителен, требует многих повторений при толковании самых близких, однородных слов и разносит их далеко врозь. Расположение по корням – и опасно и недоступно; тут без натяжек и произвола не обойдешься, а отыскание слов очень затруднительно.

Я избрал путь средний: все одногнездки поставлены в кучу, и одно слово легко объясняется другим. Одногнездками я называю глаголы с производными: существительными, прилагательными, наречиями и дрпугими частями речи. Но предложенные слова того же гнезда отнесены на свое место, и там нередко образуют свои гнезда и кучки.»

«Самое усиленное старание прилагал я, чтобы достигнуть полноты словаря относительно выражений народных и верно объяснить их. Язык народа, бесспорно, главнейший и неисчерпаемый родник или рудник наш, сокровищница нашего языка, который, на письме, далеко уклонился от того, чем бы ему следовало быть»

«Общие определения слов и самих предметов и понятий – дело почти неисполнимое и притом бесполезное. Оно тем мудренее, чем предмет проще, обиходнее. Я устранился от этого, не говорю, что крендель «хлебное, в виде согнутой палочки»; что «стол есть широкая доска, утвержденная на ножках, на которую что-нибудь кладут или ставят» я называю только составные части стола: «он состоит из подстолья и столешницы; подстолье, из ножек и обвязки»


Пример иллюстраций из Толкового словаря живого великорусского языка»



ГUВЯДО ср. ирк. крупная рогатая скотина, бык, вол или корова. Говяжий, от быка, говяда взятый, из мяса его приспетый. Говядипа Ж. говяжье мясо. Части говядины, у мясников, называются: 1) толова, 2) шея, зарез, 3) оковалок, 4) челышко, 5) толстый край, 6) средина лопатки, 7) тонкая лопатка, рулька, 8) тонкий край, 9) от края покромка, 10) грудина, 11) тонкий филей, 12) подпашек, 13) завиток, 14) толстый филей, 15) бочок, 16) английский филей, 17) огузок, 18) средина бедра, 19) кострец, 20) ссек, подбедерок; окосток, часть ссека, с вертлюжн. костью, 21) голяшка. Зачисток, от краев, от шеи, тонкие остатки, оборыши. Голяшки и морда, студень. Легкие, сердце и печень, гусак, ливер, осердье. Желудок с кишками, требуха, требушипа. у мясников иностранных roвядина делится иначе. Были бы быки, а говядина будет. По барыне говядина, по харчевпе едок. Говядарь, гуртовщик, прогонщик, нагульщик скота и скотопромышленник.



Список используемой литературы


1. «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И. Даль

2. «Большой энциклопедический словарь школьника» А.П. Горкин

3. Ресурсы Интернета

4. «Мудрость тысячелетий» В. Балязин


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

МБОУ «Хомутовская средняя общеобразовательная школа»

Библиотечный урок на тему

«Владимир Иванович Даль – человек, который собирал слова»

Дубинина Елена Владимировна

педагог-библиотекарь

2015 г.

Цель урока:

Познакомить учащихся с В.И.Далем и его Толковым словарем живого великорусского языка

Задачи:

Предметные:

Познакомить с биографией В.И..Даля, историей создания Толкового словаря живого великорусского языка

Способствовать формированию умения самостоятельной работы со словарем

Воспитать уважение к народным традициям и культуре русского народа.

Метапредметные:

Регулятивные

Выделять и формулировать познавательную цель, планировать учебные действия в соответствии с поставленными задачами;

Оценивать собственную деятельность.

Познавательные

Слушать вопросы учителя и отвечать на них;

Строить речевые высказывания;

Осуществлять поиск информации;

Коммуникативные

Участвовать в совместной коллективной деятельности;

Личностные:

Развивать мотивы и интересы познавательной деятельности;

Уважать культуру своего народа и других народов;

Проявлять творческую активность.

Ресурсы урока : компьютер, проектор, экран, ноутбуки, словари.

Ход урока:

Этапы урока:

1 этап. Организационный.

Здравствуйте, ребята. Рада приветствовать вас на нашем библиотечном уроке.

2 этап. Мотивация (создание проблемной ситуации).

Сегодня я постараюсь познакомить вас с необычным человеком, который всю свою жизнь посвятил очень важному и интересному делу. А чему именно попробуйте догадаться…

Слайд 1.

(Метель. Воет ветер. Юный Даль разговаривает с ямщиком).

Ямщик: Ну что, барин, будем ехать?

Даль: (Сметая снег с шинели): А доберемся в такую пургу?

Ямщик: Не сомневайтесь (тычет кнутом в небо). Замолаживает.

Даль: Как это «замолаживает»?

Ямщик: Пасмурнеет. К теплу.

Даль: Это что ж, у вас в Новгородской губернии так говорят?

Ямщик: Так говорят. Небо тучами заволакивается, к ненастью клонит.

(Даль вытаскивает из кармана записную книжечку, карандаш, дует на окоченевшие пальцы и начинает что-то писать. Ямщик уходит)

Даль: Замолаживать – иначе пасмурнеть – в Новгородской губернии значит заволакивать тучами, говоря о небе, клониться к ненастью…»

Ребята, как вы думаете, чем занимался наш герой?

(Собирал и записывал слова)

Правильно. А звали этого человека Владимир Иванович Даль. Те несколько написанных строчек в записной книжке и положили начало «Толковому словарю живого великорусского языка».

3 этап. Целеполагание и планирование.

Слайд 2.

Итак, тема нашего урока, «В.И.Даль – человек, который собирал слова».

А теперь, попробуем определить задачи, которые мы будем решать на нашем уроке.

О ком пойдет речь?

А что вы знаете об этом человеке, о его жизни и деле всей его жизни?

Сегодня на уроке мы постараемся расширить знания о жизни В.И.Даля, познакомимся с его «Толковым словарем живого великорусского языка» и поработаем с ним.

4 этап. «Открытие» нового знания (изучение новой темы).

Не с проста мы именно сегодня завели речь об этом удивительном человеке. Дело в том, 22 ноября, исполняется 214 лет со дня рождения Владимира Ивановича Даля.

Многие из нас знают Владимира Даля как составителя знаменитого «Толкового словаря живого великорусского языка». Однако об остальных его талантах почти никто не слышал.

А ведь биография его настолько богата событиями, приключениями и встречами со знаменитыми людьми, что он сам мог бы стать героем увлекательного приключенческого романа.

Впрочем, судите сами:

Слайд 3.

Владимир Иванович Даль родился 22 ноября 1801 года в местечке Лугань Екатеринославской губернии. Отец его, Иоганн Даль, родом датчанин, закончил Йенский университет, был замечательным лингвистом, И Екатерина II пригласила его в Россию в качестве придворного библиотекаря.

Но место оказалось не очень доходным, поэтому Иоганн Даль отправился в Йену, закончил медицинский факультет и вернулся в Россию.

В Петербурге он женился на Марии Фрейгат, дочери служившего в ломбарде чиновника. Мать Владимира Даля была хорошо образованна: свободно владела пятью языками и детей учила всему сама. Не раз Володя Даль слышал от неё: «Надо зацеплять всякое знанье, какое встретится на пути; никак нельзя сказать вперёд, что в жизни пригодится».

В семье всегда говорили по-русски. Отец «при каждом случае напоминал детям, что они русские». «Древние и новые языки», которыми владел отец, пять языков, на которых говорила мать, - все это рождало в детях «чувство языка».

Слайд 4.

Позже семья Далей переезжает в Николаев – морской город. Может быть, поэтому в 1814 году отец Даль везёт своих сыновей Володю и Карла учиться в Петербургский Морской кадетский корпус. Здесь судьба сводит юного Владимира Даля с Павлом Нахимовым – будущим адмиралом.

Окончив кадетский корпус в 1819 году, Даль служил морском офицером на Черноморском, а затем на Балтийском флотах. Именно в годы учебы проявился у него интерес к русскому слову и именно в эти годы Даль составил свой первый словарь. В него входило 34 слова кадетского жаргона.

Слайд 5.

На флоте он прослужил недолго. Выйдя в отставку и сняв с себя флотский мундир, Владимир Даль поступил на медицинский факультет в университет города Дерпта (сейчас это эстонский город Тарту). Учился он очень старательно. Сам себе назначил задание: каждый день выучивать сто новых латинских слов, подолгу просиживал в библиотеке, сутками не уходил из клиники. Вскоре о Дале заговорили и профессора, и студенты. Знаменитый хирург Николай Пирогов, обучавшийся в том же университете, вспоминал позже: «Это был человек, что называется, на все руки. За что ни брался Даль, все ему удавалось освоить».

Слайд 6.

Перед талантливым студентом открывалось блестящее будущее ученого и преподавателя. Однако этим его планам не суждено было сбыться: в 1828 году вспыхнула русско-турецкая война. На фронте не хватало врачей, поэтому всех студентов-медиков срочно призвали на военную службу. И Владимир Даль отправился воевать.

Через месяц Даль был уже на Дунае. Здесь он проявил себя неутомимым, смелым и находчивым военным хирургом. Вместе с русской армией он совершил переход через Балканы, оперировал в палаточных госпиталях и прямо на полях сражений.

И все же, несмотря на кровавые ужасы войны, именно тогда Владимир Даль собрал огромное количество материала для будущего словаря. Дело в том, что в воинских частях, где ему довелось служить, находились солдаты со всей России, из самых разных краев и губерний. Если бы война не свела их вместе, не хватило бы даже целой жизни, чтобы объездить все эти земли и услышать тамошние говоры.

По вечерам, уставший после операций, он заходил в солдатские палатки, подсаживался к бивачным кострам и подолгу беседовал с солдатами. Он расспрашивал, как в их деревнях называют те или иные предметы быта, как празднуют свадьбы, какие сказки сказывают, какие песни поют, и тщательно записывал все услышанное в толстые тетради из плотной бумаги.

Через год военных действий записки Даля выросли до таких размеров, что для их перевозки командование выделило ему… вьючного верблюда. На его горбу будущий словарь путешествовал по военным дорогам в виде нескольких мешков, наполненных тетрадями.

Только вернулся Даль из турецкого похода, как в 1831 году его снова призвали на войну. На этот раз ему пришлось воевать с поляками. Здесь-то и совершил Даль свой удивительный подвиг, когда одним махом топора он сумел остановить целую армию. А как это произошло вы можете узнать, прочитав книгу Александра Ткаченко «Владимир Даль».

За свои подвиги Даль был награжден орденом святой Анны третьей степени, Георгиевской медалью на ленте и боевым Владимирским крестом с бриллиантами и бантом.

Когда Даль закончил военную службу, он тут же начал приводить в порядок свои записки. До того, чтобы составить из них настоящий словарь, было еще очень далеко, пока же Даль стал сочинять… сказки.

Слайд 7.

Сказки Даля, это не только народный фольклор, это еще труд талантливого писателя. С его легкой руки в литературу пришел русский язык простого народа.

Даль учил маленьких читателей родному языку, приобщал к народному творчеству, формировал нравственные чувства. Произведения Даля печатались в журналах «Детское чтение», «Семейные вечера», «Задушевное слово».
Для самых маленьких детей он выпустил два сборника: «Первая первинка полуграмотной внучке. Сказки, песенки, игры» и «Первинка другая. Внучке грамотейке с неграмотною братиею. Сказки, песенки, игры». Обе книжки были опубликованы в 1871 году и затем не раз переиздавались. Вам всем хорошо известны замечательные сказки В.И.Даля: «Старик Годовик», «Девочка Снегурочка», «Журавль и цапля», «Лисица – лапотница». Свои сказки Владимир Даль подписывал псевдонимом «Казак Луганский» (Казак – вольный человек, Луганский – по месту рождения)

(Выставка книг В.Даля. Показ книг.)

Сказки Владимира Даля с восторгом были встречены всеми лучшими русскими писателями того времени. Особенно радовался выходу этой книги Пушкин. Кстати, Александр Сергеевич и Владимир Иванович были очень дружны. Известен и тот факт, что Даль подарил Пушкину сюжет сказки о рыбаке и рыбке. Позже рукопись ее Пушкин подарил Владимиру Ивановичу с надписью: «Твоя от твоих! Сказочнику Казаку Луганскому от сказочника Пушкина».

Но почему же Пушкин так хотел, чтобы яркая народная речь сказок Даля вошла и в разговорный язык? Дело в том, что большинство образованных русских людей в ту эпоху предпочитали общаться между собой по-французски или по-немецки. Русский же язык считался тогда грубым, и говорить на нем в высшем обществе не любили. Об этом и печалились Александр Сергеевич Пушкин и Владимир Иванович. Оба они, каждый по-своему, старались открыть русским людям всю красоту и очарование родной речи.

Слайд 8.

Одновременно с работой над словарем Даль работал и над сборником “Пословицы русского народа”, куда вошли не только пословицы, но и поговорки, скороговорки, загадки. Каждую пословицу он переписывал дважды на узких полосках бумаги, Даль называл их “ремешками”. Один “ремешок” шел в словарь, как пример для пояснения, а другой в тетрадь, предназначенную для сбора пословиц. 180 тетрадей, куда Даль вклеивал “ремешки” - это 180 тем. Среди них “ Ум - глупость”, “Радость - горе”, “Правда – кривда” «Стихия», «Вселенная» и т.д. Даль собрал 30130 пословиц.

Валентин Берестов говорил: “Сами того не подозревая, мы пользуемся лишь обрывками пословиц и поговорок, которые в прошлом веке каждый человек знал их в полном, неусечённом виде”.

Вот некоторые пословицы в полном виде:

“Гора с горой не сходится, а горшок с горшком столкнется”

“Чудеса в решете! Дыр много, а выскочить некуда”

“Собаку съел, а хвостом подавился”

“Утро вечера мудренее, а трава зеленее”.

Слайд 9.

А сейчас давайте посмотрим на сколько хорошо вы знаете пословицы, записанные для нас Владимиром Ивановичем Далем. Ребята, посмотрите, пожалуйста, налево – здесь вы можете увидеть начало пословицы. Посмотрите направо – здесь окончание пословицы. Попробуйте собрать из этих частей собрать целые пословицы.

Игра « Собери пословицу».

Кто пахать не ленится/ у того и хлеб родится.

Не спеши языком /торопись делом.

Не пеняй на соседа/когда спишь до обеда.

На печи лежать /так и хлеба не видать.

Труд человека кормит /а лень портит.

У ленивой пряхи / и для себя нет рубахи

Лентяй праздники знает /да будней не помнит.

Молодцы. Вы прекрасно знаете пословицы.

Слайд 10.

И все же смыслом жизни для Даля стало составление “Толкового словаря живого великорусского языка”. Владимир Иванович собрал за свою жизнь 200000 слов.

Даль не просто записал, но еще и объяснял каждое слово, подыскивал другие, близкие ему по смыслу, приводил примеры из жизни.

У вас на столах лежит томик словаря Даля. Полистайте его, посмотрите на заметки к словам- это же настоящие маленькие рассказы о быте народа и его труде, о ремеслах, о народных обычаях и поверьях. Они объясняют, в каких избах жили русские люди в старину, какие печи топили, на каких телегах ездили, чем поле пахали, как рыбу удили и как эту рыбу называли, какие щи хлебали, из чего кашу варили, чему учили детишек. Вся жизнь русского человека того времени отразилась в словаре, будто в волшебном зеркале.

Слайд 11.

Как работать со словарем Даля?

Слова Даль расположил по алфавиту, но расставил их не по отдельности, а гнездами. В каждом гнезде слова образованные от одного корня. За исключением слов, которые образовались при помощи приставок. Слова с приставками помещены под теми буквами, с которых начинаются.

НАПРИМЕР:

  • Школа – училище // посевы и присадки деревьев разных возрастов для разводки плодовых или лесных деревьев // выучка лошади // всякое положение человека, где он приобретает находчивость, опыт и знания. Школить значит учить, держать строго под присмотром. Школьник , школяр – ученик, кто ходит в школу. Школярство – сухое, тупое учение неотступно следующее мелочным, часто вздорным правилам. Школьничать, школярить – забавляться школьными шалостями, повесничать

5 этап. Включение нового знания в систему знаний (закрепление).

Давайте поработаем со словарем В.Даля. У вас на столах лежит том словаря и рабочий лист. Выполним упражнение №1 . В упражнении указано слово, значение которого нужно найти в словаре.

Работа со словарем.

Слова: Копорка лорнет, дадон, пигалица, прокалякать, шарлота, поклочить, шаль.

Давайте посмотрим, что у вас получилось. (Ответы учащихся)

К сожалению мало кто из нас имеет дома такой замечательный словарь. Что же делать если вдруг вам встретится слово, значение которого вам неизвестно, а словаря нет под рукой. Можно обратиться к электронной версии Толкового словаря В.И.Даля.

Слайд 12.

Откройте и включите ваши компьютеры. В адресную строку введите адрес http://v-dal.ru/ .

Перед вами главная страница Толкового словаря живого великорусского языка. На этой странице имеется краткая информация о составителе словаря, алфавитный и предметный указатель. Для удобства поиска слов можно воспользоваться формой, расположенной в верхнем правом углу страницы. Для этого в поисковое окно надо ввести слово и нажать кнопку «найти». Перед вами откроется вся необходимая информация.

Давайте попробуем поработать. Выполняем упражнение №2 .

Найдите значение слова, выберите пословицу или поговорку с данным словом.

Слова: Лесть, мошна, баить, подивить, поспевать, хвастать, попытать, хлебать.

(Работа с электронной версией словаря. Проверка.)

Слайд 13.

А теперь давайте проверим, как внимательно вы слушали и что усвоили на уроке. Для этого я предлагаю вам ответить на вопросы мини-викторины.

Викторина.

  1. Назовите город, где родился В.И.Даль. (Луганск)
  2. Какими профессиями владел Даль? (моряк, военный врач, писатель, знаток языка и собиратель слов/лексикограф/)
  3. Каким именем подписывал В.И.Даль свои книжки? (Казак Луганский)
  4. Сюжет какой сказки подсказал Даль Пушкину? (“Сказка о рыбаке и рыбке”)
  5. Как называется главный труд всей жизни В.И.Даля? (“Толковый словарь живого великорусского языка”).
  6. Что означает слово “вёдро”?(Ясная погода)

6 этап. Рефлексия и оценивание.

Ну вот и подошел к концу наш урок. Подведем итоги.

  1. Какова была тема нашего урока? (В.И.Даль, человек, который собирал слова. Словарь живого великорусского языка.)
  2. Какие цели мы ставили и достигли мы их? (1) Познакомились с жизнью В.И.Даля; 2) Познакомились с Толковым словарем живого великорусского языка; 3) Научились работать со словарем.

Мы сегодня молодцы, намеченных целей мы достигли. А как вы думаете, пригодится это вам в дальнейшей жизни и как?

7 этап. Домашнее задание.

Слайд 14.

А чтобы закрепить полученные знания и умения выполните домашнюю работу.

Домашнее задание:

  1. Прочитать книгу Александра Ткаченко «Владимир Даль»
  2. В словаре В.И.Даля найти значение слова «дождь», выписать пословицу или поговорку с этим словом.

При подготовке домашнего задания можно воспользоваться электронной версией словаря.

Урок закончен. До свидания.