Наташа и андрей - отношения без будущего. Любовь наташи и князя андрея Почему не состоялось счастье андрея и наташи

Наташа Ростова и Андрей Болконский - одни из главных героев романа-эпопеи Л. Н. Толстого «Война и мир». Именно на жизненных исканиях Андрея Болконского, а также Пьера Безухова, построена сюжетная линия этого произведения. Наташа же стала для писателя воплощением истинных человеческих качеств: истинной любви и душевной красоты. Судьба свела Андрея и Наташу, они полюбили друг друга, но их взаимоотношения не были простыми. И об этих двух героях я и хочу написать свое сочинение. Сначала мне хотелось бы рассказать о каждом из этих героев в отдельности, а потом дать анализ истории их взаимоотношений.

Наташа была самой любимой героиней Льва Николаевича Толстого. Он воплотил в этой девушке самые лучшие черты. Толстой, видимо, не считал свою героиню расчетливой, приспособленной к жизни. Но ее простота, одухотворенность сердца побеждали отсутствие глубокого острого ума и соблюдение хороших манер.

Несмотря на ее внешность, некрасивость в детстве и юности (много раз Толстой подчеркивает беспощадно, что Наташа далеко не так красива, как, например, Элен), она привлекала, тем не менее, многих людей именно своими необычайными душевными качествами. Многие эпизоды романа рассказывают о том, как Наташа вдохновляет людей, делает их лучше, добрее, возвращает им любовь к жизни. Например, когда Николай Ростов проигрывает Долохову в карты и возвращается домой раздраженный, не ощущающий радости жизни, он слышит пение Наташи и, наслаждаясь умиротворяющим звучанием этого замечательного голоса, забывает все свои горести и тревоги. Николай чувствует, что сама жизнь прекрасна, что все остальное - мелочи, не стоящие внимания, а самое главное, что «…вдруг весь мир для него сосредоточился в ожидании следующей ноты, следующей фразы…» Николай думает: «Все это: и несчастье, и деньги, и Долохов, и злоба, и честь - все вздор, а вот она - настоящее…»

Наташа, конечно, помогала людям не только в трудных ситуациях. Она просто, уже одним своим существованием, приносила радость и счастье окружавшим ее людям. Вспоминается в связи с этим зажигательная русская пляска в Отрадном. Или еще один эпизод. Опять Отрадное. Ночь. Наташа, душа которой полна светлых поэтических чувств, просит Соню подойти к окну, вглядеться в необыкновенную красоту звездного неба, вдохнуть запахи. Она восклицает: «Ведь этакой прелестной ночи никогда не бывало!» Но Соня не понимает оживленного, восторженного возбуждения Наташи. В ней нет такой божьей искры, которую воспел в любимой героине Толстой. Такая девушка не интересна ни читателю, ни автору. «Пустоцвет», - скажет о ней Наташа, и в этом слове будет самая жестокая правда о Соне.

Неудивительно то, что в Наташу были влюблены многие мужчины, в том числе, князь Андрей Болконский. Впервые Толстой знакомит нас с князем Андреем в салоне Анны Павловны Шерер и описывает его внешность. Писатель много внимания уделяет выражению скуки и недовольства на лице князя: у него был «усталый скучный взгляд», часто «гримаса портит его красивое лицо». Андрей Болконский получил хорошее образование и воспитание. Его отец - сподвижник Суворова, символ эпохи XVIII века.

Именно отец научил князя Болконского ценить в людях такие чело-веческие достоинства, как верность чести и долгу. Андрей Болконский с презрением относится к светскому обществу, потому что видит и понимает всю пустоту пред-ставителей «света». Людей, которые собираются в салоне А. П. Шерер, он называет «глупым обществом», так как его не удовлетворяет эта праздная, пустая, никчемная жизнь. Не зря он говорит Пьеру Безухову: «Жизнь, которую я здесь веду, эта жизнь не по мне». И еще: «Гостиные, балы, сплетни, тщеславие, ничтожество - вот заколдованный круг, из которого я не могу выйти».

Князь Андрей - богато одаренная натура. Он живет в эпоху французской рево-люции и Отечественной войны 1812 года. В такой обстановке князь Андрей ищет смысл жизни. Сначала это мечты о «своем Тулоне», мечты о славе. Но ранение на Аустерлицком поле приводит героя к разочарованию. Вообще, история его жизни - это цепь разочарований героя: сначала в славе, затем в общественно-политической деятельности, и, наконец, в любви.

Взаимоотношения Наташи и Андрея, думаю, составляют одни из самых трога-тельных страниц романа. Любовь Ростовой и Болконского - чувство, которое было подвергнуто многим жизненным испытаниям, но выдержало, выстояло, сохранило глубину и нежность. Вспомним встречу Наташи и Андрея на балу. Кажется, это любовь с первого взгляда. Точнее будет назвать это каким-то внезапным единением чувств и мыслей двух малознакомых людей. Они поняли друг друга внезапно, с полувзгляда, почувствовали нечто, объединяющее их обоих, некое единство душ. Князь Андрей словно помолодел рядом с Наташей. Он стал непринужденным и естественным рядом с нею. А ведь из многих эпизодов романа видно, что Болконский мог оставаться самим собою лишь с очень немногими людьми. Теперь хочется задать вопрос себе. Почему же Наташа, глубоко любя Андрея, неожиданно увлекается Анатолем Курагиным? Неужели у нее не хватило душевной прозорливости, чуткости, чтобы понять всю низость и пошлость этого человека?

По-моему, это довольно простой вопрос, и судить строго Наташу не стоит. У нее изменчивый характер. Толстой не пытается идеализировать свою любимую героиню: Наташа вполне земной человек, которому не чуждо все мирское. Ее сердцу присущи простота, открытость, непосредственность, влюбчивость, доверчивость.

Наташа явилась загадкой для самой себя. Она порой не думала, что делала, а от-крывалась навстречу чувствам, распахивая обнаженную душу. Но настоящая любовь все-таки победила, проснулась в душе Наташи немного спустя. Она поняла, что тот, кого она боготворила, кем восхищалась, кто был ей дорог, жил в ее сердце все это время. То было радостное и новое чувство, поглотившее Наташу целиком, вернувшее ее к жизни. Немалую роль, мне кажется, в этом «возвращении» сыграл Пьер. Она поняла и осознала свою вину перед Андреем, и поэтому в последние дни его жизни так нежно и трепетно заботилась о нем. Князь Андрей умер, а Наташа осталась жить, и по-моему, ее дальнейшая жизнь была прекрасна. Она смогла испытать большую любовь, создать великолепную семью, найдя в ней душевное успокоение.

Наташа Ростова очень любила свой семейный очаг и детей. И что же с того, что в ней угас прежний огонь? Она отдала его любимым людям, дав возможность другим согреться у этого огня.

Такова история этих двух героев, о которых мы узнали со страниц великого романа Л. Н. Толстого «Война и мир».

Впервые мы видим Андрея Болконского в салоне Анны Павловны Шерер: он описан как человек с выражением скуки и недовольства на лице. По мере развития повествования Болконский становится нам более симпатичным. Рядом с Наташей, всегда открытой и искренней, “настоящей”, как назвал ее брат Николай, Андрей становится естественным, самим собой. Князь Андрей находится в поисках смысла жизни, мечтает о славе, но после ранения приходит к разочарованию. Наташа, вдохновляющая людей, возвращает смысл жизни и ощущение ее полноты Андрею Болконскому. Он открывает в себе способность радоваться молодости, природе, испытывает потребность открыть себя другим. Для Толстого эта героиня - воплощение лучших качеств, ее душевная красота замечается всеми, для многих она как ангел-хранитель. Встреча Наташи и Андрея на балу внезапно соединила их судьбы и души.

Перед тем как объясниться с Наташей, Андрей Болконский едет к отцу просить его согласия на брак. Старик Болконский воспитывал своих детей в подчинении ему и в строгости, по режиму, и только его мнение было определяющим в разногласиях. Николай Болконский - сподвижник Суворова, дал своему сыну надлежащее образование и воспитание, научил с презрением относиться к светскому обществу и ценить в людях верность чести и долгу. Отец принимает известие спокойно, но внутри его злоба: старик не хочет ничего менять в своей жизни, когда она уже кончается, и не хочет, чтобы другие меняли. Но напрямую о своем недовольстве он сыну не говорит, применив дипломатию.

Он отмечает, что в плане родства эта женитьба не блестящая, Ростовы не богаты и не знатны, и Андрей уже не первой молодости, чтобы жениться на девчонке. Отец просит отложить женитьбу на год - надо съездить за границу подлечиться, найти учителя Николушке, и тогда, если любовь, страсть или упрямство будут велики, пусть женится. Андрей понимает, что отец надеется на то, что чувства их не выдержат испытания или же сам он умрет к тому времени, и решает исполнить отцовскую волю.

Объяснение Наташи и князя Андрея преисполнено поэтичности и лиризма, Толстой передает здесь всю гамму чувств и эмоций участников сцены: самих влюбленных, старой графини. Наташа, ожидавшая ответа вместо одного дня три недели, испытывает противоречивые чувства. Она говорит матери, что не хочет замуж за того, кто поездил и перестал, а когда Болконский приезжает, у нее вырываются слова “Я не хочу мучиться”. Андрей просит руки Наташи у ее матери, она дает свое согласие, но чувствует в нем чужого и страшного для себя человека. Она зовет к Андрею Наташу, которая входит в гостиную и думает: “Неужели этот чужой человек сделался теперь все для меня?”, сразу же отвечая “да”. Князь, не выказывая своих чувств, признается ей в любви и спрашивает, может ли он надеяться.

Наташа же не в силах совладать с эмоциями. Ее серьезное лицо говорит: “Зачем спрашивать? Зачем сомневаться в том, чего нельзя не знать? Зачем говорить, когда нельзя словами выразить того, что чувствуешь?” Она плачет от счастья и говорит, что счастлива, не понимая еще того, что предстоит год ожидания вдали друг от друга, чувствует себя женой “этого чужого, милого, умного человека”. Когда же она понимает длительность разлуки, опять плачет, но уже от горя. Увидев в лице Андрея сострадание и недоумение, останавливает слезы и говорит, что все сделает. Но это не в ее натуре: ей нужно все сразу, она хочет быть счастлива сейчас, а не потом. Наташе не нужны слова, не нужны испытания, она думает о своем новом положении, а князь не понимает, что такое условие для молодой девушки немыслимо, ужасно. За короткое время Наташа успела почувствовать себя самой счастливой и самой несчастной, со всей своей открытостью отдавшись чувству.

Князь ездит к Ростовым в качестве жениха, но никому не объявляют о помолвке. На этом настоял Болконский: он - причина отсрочки, он и должен нести ее тяжесть, а Наташа пусть будет свободна, не связана словом. Свобода, о которой говорит жених, сыграет потом с ней злую шутку. Они редко говорят о будущем, князю страшно и совестно говорить об этом, Наташа понимает его. Только однажды она заговаривает о его сыне и, услышав, что он не будет жить с ними, подчиняется. Спокойный и рассудительный Андрей изображен как послушный сын, но мы не видим в нем никаких качеств жениха. Он не задумывается о чувствах Наташи, излагая ей свои планы, для Андрея естественно подчиниться отцу, Наташа же считает год вечностью, но для любимого готова на все, уже чувствуя себя его женой.

Сцена объяснения Наташи Ростовой и Андрея Болконского - одна из самых красивых и поэтичных в романе. Через эпизоды, подобные русской пляске Наташи ночью в Отрадном, ее первому балу, объяснению с Андреем, автор раскрывает перед читателем образ Наташи Ростовой, одной из любимых своих героинь. Ее душа полна поэзии. Любовь Наташи и Андрея - истинная любовь - подвергнется еще многим испытаниям, но в итоге выживет, останется таким же глубоким и нежным чувством.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. .

Любовь к князю Андрею – первое глубокое чувство, которое суждено испытать Наташе . Прелестная юная в ожидании и умный взрослый человек, переживший неудачный брак – они не могли пройти мимо друг друга. Князь Андрей видит искреннюю, чуткую, жизнелюбивую натуру и тянется к ней. Наташа встречает прекрасного принца на балу и понимает, что его счастье зависит от нее.

Но розовый флер мечтаний внезапно рассеивается. Старый князь Болконский, не одобряя выбора сына, ставит ему условие – отложить на год, провести это время на военной .

«Отчего ж год?»

Для князя Андрея этот год – досадная помеха на пути к счастью. Он уравновешенный человек, который несет любовь в сердце и не хочет расстраивать старого отца. Но Наташа воспринимает разлуку и отсрочку свадьбы как трагедию. Она так просит Андрея не уезжать, словно понимает – ни к чему хорошему это не приведет.

Наташе с ее неукротимой жаждой жизни год кажется вечностью. Ей хочется любить сегодня, сейчас, а не потом. К концу года остается скорее уверенность в любви, чем сама любовь. Ей хочется восхищения и преклонения, хочется быть нужной кому-то.

Роковая встреча

В таком состоянии Наташа встречается в театре с Анатолем Курагиным. Пустой позер, фанфарон, он хорош собой и умеет очаровывать женщин. Наташа так свежа, мила и не похожа на прискучивших светских дам, что он решает «приволокнуться за ней». Он немедленно начинает атаку, а его сестра Элен Безухова, человек того же сорта, помогает ему.

Наивная Наташа не может предположить, что стала объектом пустой интрижки. Ее еще никогда не обманывали. Она верит преувеличенным чувствам Анатоля. Даже странное поведение поклонника ее не смущает – Курагин не может ходить в дом Ростовых и просить руки Наташи, потому что он тайно женат на польской дворяночке.

«Со вчерашнего дня участь моя решена: быть любимым вами или умереть» - так начиналось послание от Анатоля, которое на самом деле писал его друг.

В этих обстоятельствах Наташа больше не может быть невестой князя Андрея. Она пишет письмо с отказом Болконскому и собирается бежать с Анатолем.

Кто же виноват?

К счастью для Наташи, похищение не состоится. Ее запирают в комнате, Курагин уезжает ни с чем. Только известие, что Анатоль женат, открывает глаза Наташе на его подлость.
Наташа пыталась отравиться мышьяком, и, несмотря на то, что ее спасли, долго болела.

Оскорбленный князь Андрей винит в измене невесту. Однако печальный итог этой жизненной ситуации - дело рук и спокойного князя Андрея, и порывистой, доверчивой Наташи, и глупого эгоистичного Анатоля. Все они действовали согласно своим характерам и не могли поступить иначе.

«Если сколько голов, столько умов, то сколько сердец, столько и родов любви», - сказала Анна Каренина, героиня одноименного романа Толстого, когда полюбила Вронского. И действительно, у любви нет единственного числа, у каждого она своя. Больше того, один человек может любить по-разному в разные периоды своей жизни.

Так, княжна Марья и Соня любят Николая Ростова не одинаково, князь Андрей любит Наташу Ростову не так, как Пьер, и не так, как он любил свою жену. Да и Наташа любит Андрея своей, ни на чью не похожей и неповторимой любовью.

В «Войне и мире» носителями лучших человеческих качеств являются Наташа Ростова и Пьер Безухов. Именно их любовные взаимоотношения проходят через все произведение, наполняя его высшим смыслом.

С самого начала романа Наташа более всего тяготеет к Пьеру, а он - к ней. Постепенно взаимное влечение Наташи и Пьера вырастает во взаимопонимание, в стремление поддержать друг друга. Но до осознания того, что они являются судьбой друг для друга, еще далеко – для этого им предстоит пройти долгий путь ошибок и скорбного опыта.

Для Наташи Ростовой таким опытом явились отношения с Андреем Болконским. Мы видим, что героиня способна вдохнуть жизнь в князя, сделать его «новым человеком». Однако их любовь трудна и сложна, это любовь с опасениями и недомолвками. Недаром Толстой описывает противоречивые чувства графини при встречах с будущим своим зятем: «Она желала любить его, как сына; но чувствовала, что он был чужой и страшный для нее человек».

Одним из центральных эпизодов романа считается увлечение Наташи Анатолем Курагиным. Конечно, оно возникло неслучайно. Тяжелые испытания, в том числе, долгая разлука с любимым, выпала на долю юной героини. Казалось, после сговора князя Андрея с Наташей все идет к благополучному концу: княжна Марья готова полюбить ее, готова убедить в пользе их брака старика Болконского, да и сам князь Андрей должен вот-вот приехать. Но многое еще было неясно.

Мы понимаем, что Наташе нужна поддержка, опора, а ее нет. Марья Дмитриевна приехала от Болконских ни с чем. Князя Андрея все нет. Родные не могут помочь героине - они не понимают взбудораженной души Наташи. Во встречах с настойчивым и привлекательным Анатолем она остается одна - в прямом и переносном смысле.

Силы этих героев неравны, не в пользу доверчивой девушки, видящей всех добрыми и счастливыми. Об Анатоле Наташа думает по-своему, как ей подсказывает ее высокое нравственное чувство. «Значит, он добр, благороден и прекрасен, и нельзя было не полюбить его. Что же мне делать, когда я люблю его и люблю другого?» - говорит она себе, не находя ответов на эти страшные вопросы.

Причина драмы Наташи Ростовой заключается и в сложности, противоречивости характера Андрея Болконского. В его характере много враждебного душе девушки. Наташа прелестна доверчивостью, верой в человека. В момент встречи с князем Андреем «она была на той высшей ступени счастья, когда человек делается вполне добр и хорош, и не верит в возможность зла, несчастья и горя».

Болконский другой. Он часто бывает жесток и несправедлив. Гордый и самолюбивый до крайности, он так и не смог понять драму Наташи. Долго ей приходится ждать ответ на вопросы, касающиеся всей ее жизни: «... простит ли он меня когда-нибудь? Не будет он иметь против меня злого чувства?»

Наташа любит Андрея со всей силой, на какую способна, угадывает его желания, постигает ему самому неясные мысли, хочет понять, что он чувствует, «как у него болит» рана. Войдя в его жизнь, она живет ею - поэтому и ее жизнь кончилась, когда Андрея не стало.

Какое право имеет человек забыть умершего, пережить свое горе, вернуться к радостям жизни, полюбить снова?

Княжна Марья огорчилась, увидев, как изменилась Наташа, встретив Пьера: «…Неужели она так мало любила брата, что так скоро могла забыть его, - думала княжна Марья...» Но и она, со своим острым нравственным чутьем, чувствовала, что «не имела права упрекать ее даже в душе своей».

Для Толстого красота и величие жизни - прежде всего в ее многообразии, в переплетении горя и радости, в извечном человеческом стремлении к счастью. Потому-то он так любит Наташу, что она переполнена силой жизни и умеет возродиться после стыда, обиды, горя к новым радостям. Это естественное качество человека, и нельзя его осуждать, иначе жизнь бы остановилась. Наташу возродило новое горе - гибель Пети. Она «думала, что жизнь ее кончена. Но вдруг любовь к матери показала ей, что сущность ее жизни - любовь - еще жива в ней. Проснулась любовь, и проснулась жизнь».

Кто виноват, что отношения Наташи и Андрея не сложились? Я думаю, что здесь нет и не может быть виноватых. Князь Болконский обладал сложным и тяжелым характером, уровень его духовного развития не позволял герою любить в полной мере, всей душой, забыв о себе и своих эгоистических интересах. Да и Наташа была еще настолько юна и неопытна, что не смогла научить этому Андрея. Да и нужно ли это было? Получилось бы это у нее? Возможно, она просто была бы несчастна с этим человеком всю жизнь.

Все, что ни делается, все к лучшему. В отношениях с Болконским Наташа получила бесценный опыт, стала мудрее и терпимее, отчетливо поняла, что ей нужно. Именно поэтому она встретила Пьера – «своего» человека, с которым обрела долгожданное женское счастье и покой.

Галина Ребель

Как она могла?!
Наташа Ростова и Андрей Болконский

Круг первый - житейский, эмпирический.

Предлагаемый на этом уровне ответ очевиден и всем известен: любовь зла, и, в отличие от сказки, где героиня неизменно воссоединяется с принцем, пусть до поры до времени скрывающимся под маской дурака, жизнь чаще всего происходит по романной формуле: «Все смешалось в доме Облонских».

Круг второй - психологический.

Наташа, как известно, изначально не понимала, почему ее свадьба с Болконским откладывается на целый год: «Да отчего ж год? Отчего ж год?»; «Я умру, дожидаясь года: это нельзя, это ужасно!».

Немаловажную роль в ее нетерпении играет сама атмосфера дома Ростовых: «“Лови минуты счастия, заставляй себя любить, влюбляйся сам! Только это одно есть настоящее на свете - остальное все вздор. И этим одним мы здесь только и заняты”, - говорила эта атмосфера».

И вот Наташа, казалось бы, поймавшая желанное счастье, не может им насладиться - она извелась в ожидании («Дайте мне его, дайте, мама, скорее, скорее»); ее томят предчувствия и распирает жажда жизни («Ах, поскорее бы он приехал. Я так боюсь, что этого не будет! А главное: я стареюсь, вот что! Уже не будет того, что есть во мне»); она оскорблена скандальной выходкой старика Болконского и холодностью княжны Марьи; она изнемогает от потребности любить и чувствовать себя любимой («…ей нужно теперь, сейчас нужно было обнять любимого человека и говорить и слышать от него слова любви, которыми было полно ее сердце»), - но князя Андрея все нет и нет, и тут рядом оказывается неотразимый красавец Анатоль, пронзающий ее тем самым «восхищенным, ласковым взглядом», которого она ищет и ждет.

Под этим странным, завораживающим, гипнотизирующим взглядом затаенное, отложенное до возвращения жениха, непонятное ей самой желание вырывается наружу, реальный Анатоль заслоняет идеального Андрея, и Наташа вдруг ловит себя на том, что между нею и Курагиным «совсем нет той преграды стыдливости, которую всегда она чувствовала между собой и другими мужчинами». К тому же «под сенью этой Элен» все казалось «ясно и просто»…

Подчеркнем, что во всем этом наборе причин, провоцирующих Наташин срыв, ее жених фигурирует в качестве величины отрицательной: он отсутствует , и его отсутствие - важнейшее в ряду событий, ведущих к Наташиной измене и крушению его собственных надежд.

Значит ли это, что Наташа - жертва обстоятельств?

Психология, как говорил герой Достоевского, - «палка о двух концах». С одного конца вроде бы получается, что - жертва. Однако зайдем с другого конца и сравним между собой два Наташиных самоопределения.

Первое из них возникло под впечатлением только что сделанного Болконским предложения:

«Неужели это я, та девочка-подросток (все так говорили обо мне), - думала Наташа, - неужели я теперь с этой минуты жена , равная этого чужого, милого, умного человека, уважаемого даже отцом моим? Неужели это правда? Неужели правда, что теперь уже нельзя шутить жизнию, теперь уж я большая, теперь уж лежит на мне ответственность за всякое мое дело и слово?»

Второе - реакция на «страстное, любовное» письмо Анатоля, написанное, между прочим, Долоховым, но Наташа об этом не знает. В ответ на изумление Сони - «Как же ты год целый любила одного человека и вдруг…» - Наташа говорит: «Мне кажется, я сто лет люблю его. Мне кажется, что я никого никогда не любила прежде его. Да и не любила никого так, как его. Ты этого не можешь понять, Соня <…>. Мне говорили, что это бывает, и ты, верно, слышала, но я теперь только испытала эту любовь. Это не то, что прежде. Как только я увидела его, я почувствовала, что он мой властелин, а я раба его и что я не могу не любить его. Да, раба! Что он мне велит, то я и сделаю. Ты не понимаешь этого».

В обоих случаях Наташа очень точно формулирует суть происходящего с ней, а тем самым и принципиальную разницу между своими переживаниями в связи с Болконским и в связи с Курагиным.

Князь Андрей дает ей ощущение собственной значимости (жена , равная уважаемому всеми человеку) и ответственности перед собой и другими людьми.

Анатоль превращает ее в рабу , лишенную своей воли, готовую на все, - и разбуженное им сексуальное влечение оказывается (в данном случае на время) сильнее, непреодолимее того высокого, прекрасного чувства, которое внушает князь Андрей.

Прежде чем делать печальные выводы о непобедимой греховной природе человека вообще и порочности Наташи в частности, стоит внимательно прислушаться к еще одному ее высказыванию: «Отчего же бы это не могло быть вместе? <…> Тогда только я бы была совсем счастлива, а теперь я должна выбрать, и ни без одного из обоих я не могу быть счастлива». Об этих горячечных мыслях героини сказано, что они приходили к ней «в совершенном затмении», а между тем в затмении - то есть почти бессознательно, без специальных усилий разума - Наташа угадала важнейшее условие счастья: необходимость гармонии между чувственной и нравственной, сексуальной и духовной сторонами любви, которые для нее в этот момент олицетворяли разные мужчины - в том и была суть разыгравшейся драмы - и которые впоследствии сольются для нее в Пьере Безухове.

Получается, что Наташино затмение , так тяжко пережитое ею самой и так трагично - князем Андреем, было неизбежным этапом на ее пути к счастью?

Круг третий - контекстуальный.

Читатель абсолютно точно знает, что Анатоль Курагин - дурак, но не потому, что читатель столь проницателен и вынес этот вердикт сам, а потому, что автор сообщает ему это прямым текстом, да еще неоднократно повторяет. Но ведь Наташа смотрит на Анатоля изнутри романа, а не извне, она не читает роман, а живет в нем - она не знает того, что знает об Анатоле читатель, и здесь кроется уже другая проблема - проблема психологии восприятия текста, а не психологии героя произведения. То, что нам, приобщенным к авторскому всеведению, кажется очевидным, совершенно не очевидно живущим своей жизнью героям.

К тому же не стоит забывать, что в ловушку прельстительной Анатолиевой красоты до Наташи попадает княжна Марья - умница и книжница, воспитанная строгим отцом Николаем Андреевичем Болконским, почитающая за идеал своего брата, выросшая в атмосфере требовательной любви и эмоционального аскетизма.

Никакой установки на ловлю счастья в доме Болконских нет и в помине - здесь главенствуют разум, воля и труд. Но вот в этом огражденном от светской пошлости и суеты замке появляется Анатоль - и рушатся незримые стены, и пленница княжна жаждет быть освобожденной этим ослепительным - даже взглянуть ему в лицо боится - красавцем, и предается волнующим мечтам: «Красивое, открытое лицо человека, который, может быть, будет ее мужем, поглощало все ее внимание. Он ей казался добр, храбр, решителен, мужествен и великодушен. Она была убеждена в этом. Тысячи мечтаний о будущей семейной жизни беспрестанно возникали в ее воображении».

Старый князь оскорблен поведением дочери, так простодушно и откровенно потянувшейся к «этому дурню»: «Первый встречный показался - и отец и все забыто, и бежит, кверху чешется и хвостом винтит и сама на себя не похожа!» В этой обиде и негодовании читается все тот же вопрос: как она может? - который уже в этом случае, предваряющем Наташину ситуацию, во многом обнаруживает свою бессильную неправомочность.

Правда, переживания княжны не столько чувственного, сколько социально-психологического свойства и, между прочим, очень похожи на то, что думает Наташа, глядя на князя Андрея.

Княжна Марья: «Неужели он мой муж, именно этот чужой, красивый, добрый мужчина…»

Наташа: «…неужели я теперь с этой минуты жена , равная этого чужого, милого, умного человека, уважаемого даже отцом моим?»

Очевидно, что умная княжна Марья заблуждается относительно Анатоля гораздо сильнее, чем не удостоивающая быть умной Наташа: Наташа инстинктивно откликается именно на то, что и способен предложить Анатоль, а в княжне Марье, в силу ее болконской породы , инстинктивные порывы приглушены, непосредственное, чувственное переживание жизни во многом замещено умствованием по ее поводу, она придумывает Анатоля, в то время как Наташа чувствует его.

Примечательно, что судьбы Болконских относительно Ростовых Толстой решает методом рокировки: князь Андрей теряет Наташу, а княжна Марья становится женой Николая, то есть слияние с ростовской породой Болконским «показано», жизненно необходимо - тем более остро и болезненно встает вопрос: почему же это не произошло в случае князя Андрея и Наташи?

В поисках ответа следует обратить внимание на еще одну жертву любовных перипетий - это Соня, обреченная автором на то, чтобы остаться пустоцветом, несмотря на свою преданную и верную любовь к Николаю Ростову. Можно, конечно, как это и делалось не раз, предположить, что тут сыграли свою роль социальные и материальные соображения (не героев, а автора относительно судеб героев), однако есть сущностные, глубинные мотивы такого сюжетного решения.

Вспомним, что говорит Наташа брату, после того как Соня продемонстрировала ему свою верность, отказав Долохову: «Знаешь, Николенька, не сердись; но я знаю, что ты на ней не женишься. Я знаю, бог знает отчего, я знаю верно, что ты не женишься». Мотивировка этого предчувствия возникает в другом месте - в тот самый момент, когда Наташа объясняет кузине свое состояние в связи с Анатолем и при этом перемежает признание оговорками: «Ты этого не можешь понять, Соня…»; «Ты не понимаешь этого». Действительно, не понимает. Соня спасает Наташу от безумного шага, но ее собственная неспособность отдаться чувству, забыться, увлечься или хотя бы вчуже понять это увлечение лишает ее полнокровной, гармоничной женственности, а вместе с тем и толстовского благословения. И именно поэтому она - бесприданница .

Княжна Марья и Наташа преодолевают искушение Анатолем, но само это переживание для каждой из них очень важно. Анатоль здесь не столько (точнее, не только) персона, индивидуальность, столько олицетворенный соблазн, зов природы, и, будучи отвергнут лично, он совершенно необходим концептуально: реакция на него, тяга к нему - это своеобразная женская инициация толстовских героинь, а благодаря созданной им перипетии Наташа в конце концов обретает искомую гармонию в Пьере, а княжна Марья - необходимое дополнение, гармонизирующее ее болконскую сущность, в Николае Ростове.

Роман «Война и мир» создавался Толстым в самый счастливый для него период. «Я теперь писатель всеми силами своей души, и пишу и обдумываю, как еще никогда не писал и [не] обдум[ывал]. Я счастливый и спокойный муж и отец, не имеющий ни перед кем тайны и никакого желания, кроме того, чтоб все шло попрежнему [так в оригинале - Г.Р.]» ; «Еще бы я не был счастлив! Все условия счастия совпали для меня» , - такими признаниями изобилуют письма и дневники 1863 г., когда начиналась работа над «Войной и миром». В результате получился самый счастливый роман во всей классической русской литературе. Однако в недрах гармонического мироустройства уже заданы те тенденции, которые в полную мощь развернутся и скажутся впоследствии - и это уже не внутрироманный, а надроманный контекст творчества Толстого в целом. Власть пола, на мгновение заявившая свои права на Наташу Ростову, отныне станет одной из главных тем толстовского творчества и судьбы. Из этого корня вырастет трагедия Анны Карениной, эту гидру пытается задавить Толстой «Крейцеровой сонатой», «Отцом Сергием», с этим врагом он ведет борьбу в собственной семейной жизни.

Круг четвертый - философский.

Как она могла? - это вопрос не только и, может быть, даже не столько о самой измене, сколько о том, как можно изменить ЕМУ, променять ЕГО на кого бы то ни было.

Поиски ответа тем более интересны, что князь Андрей Болконский, пожалуй, самый несовременный, самый непонятный сегодняшним подросткам толстовский герой.

То, что его жизненный путь - путь духовных исканий, стало бездумно повторяемым общим местом. Но как-то меньше замечается, что это путь трагических утрат: одна за другой испытываются на состоятельность и отвергаются владеющие им идеи; один за другим уходят из его жизни самые дорогие и необходимые ему люди: жена, отец, Наташа. В начале романа Болконский имеет все, о чем только можно мечтать: аристократическое происхождение, знатность, богатство, блестящее образование, замечательные способности, высокое положение в обществе, карьерные перспективы, семья - то, к чему человек обычно идет долго и трудно, ему дано изначально все и сразу. Но он движется не навстречу преуспеянию, а в прямо противоположном направлении: «эта жизнь, которую я веду здесь, эта жизнь - не по мне!» И он уходит - от светского общества, от семьи, потом из армии, после очередного короткого обольщения - от государственной службы, от изменившей ему Наташи, от почетной адъютантской должности при Кутузове. Наконец, из жизни.

Почему? И что в этом контексте означает Наташина измена?

Для краткости и убедительности обратимся к нескольким ключевым эпизодам.

1. Под впечатлением от встречи в Отрадном, которой предшествовала не менее отрадная и благотворная встреча с Пьером в Богучарове, князь Андрей видит воскрешенный весной дуб - и все это вместе наконец-то вливается в его душу целительным потоком и впервые за все время нашего с ним знакомства он испытывает «беспричинное весеннее чувство радости и обновления» А на волне этого чувства происходит переосмысление случившегося ранее: «Все лучшие минуты его жизни вдруг в одно и то же время вспомнились ему. И Аустерлиц с высоким небом, и мертвое укоризненное лицо жены, и Пьер на пароме, и девочка, взволнованная красотою ночи, и эта ночь, и луна - все это вдруг вспомнилось ему». Читатель обычно проскакивает эти строки, устремляясь к желанному итогу - воскрешению героя: «Нет, жизнь не кончена в тридцать один год» и т.д. Но нас сейчас интересует не этот временный итог, а сам процесс, точнее - тот угол зрения, под которым рассматривает князь Андрей важнейшие эпизоды своей прошедшей жизни: в одном ряду лучших минут оказываются небо Аустерлица, Пьер на пароме, взволнованная красотой ночи девочка и - мертвое укоризненное лицо жены .

2. Любовь к Наташе становится для князя Андрея именно таким моментом - откровением о себе самом: «он удивлялся, как на что-то странное, чуждое, от него не зависящее, на то чувство, которое владело им». Но Пьер - единственный, кому Болконский поверял свои переживания, кто хорошо знал и глубоко понимал его - предугадывает таящуюся в самом Болконском угрозу счастью и настоятельно советует: «Милый друг, я вас прошу, вы не умствуйте, не сомневайтесь, женитесь, женитесь и женитесь… И я уверен, что счастливее вас не будет человека».

Не умствуйте… Это все равно, что предложить князю Андрею: не дышите. «…я думаю и не могу не думать» - это крест, и счастье, и условие существования, и стержень личности. В том-то и дело, что лучшие минуты его жизни - те, когда застопорившаяся мысль прорывается сквозь завесу невнятицы и открывает - пусть даже ценой страданий и потерь - новые горизонты смыслов. Важен даже не итог, важен самый этот момент перехода из тьмы к свету. «Весь мир разделен для меня на две половины: одна - она и там все счастье, надежда, свет; другая половина - все, где ее нет, там все уныние и темнота…», - так переживает он свою любовь, но, в отличие от Наташи, не спешит к обладанию светом, к материализации счастья - он умеет быть счастлив «умозрительно», умеет, опять-таки в отличие от своей невесты, выразить себя в письмах и даже в состоянии «любовной восторженности» не утрачивает способности рассуждать - в частности об обязанностях перед отцом: «Мне ничего от него не нужно, я был и буду всегда независим, но сделать противное его воле, заслужить его гнев, когда, может быть, так недолго осталось ему быть с нами, разрушило бы наполовину мое счастье». Это не холодное, догматическое умствование - это справедливая мысль, согретая чувством и, в свою очередь, освещающая и облагораживающая его. Но…

3. Он сам все объяснит Пьеру при последнем свидании: «Я вижу, что стал понимать слишком много. А не годится человеку вкушать от древа познания добра и зла… Ну, да ненадолго!» Бремя неусыпной мысли оказывается непосильным.

Он ведь и Наташу не может простить не потому, что жесток, а потому, что его чувства всегда под контролем мысли, потому что простить можно душой, сердцем, одно чувство вытесняется другим (так Пьер, проникшись к Наташе жалостью, забывает о своем отвращении к ней, которое испытал, когда узнал об измене; так сама Наташа при известии о гибели Пети забывает свое горе и кидается спасать от смертельного удара мать) - а ум выстраивает логическую цепочку, перебирает-проверяет ее звенья и вновь и вновь упирается в неправомерность, неправильность случившегося, в невыносимое - как она могла?

4. Но именно в напряженной работе мысли - притягательная сила личности Болконского. Если бы он остался жив, то, несомненно, к лучшим минутам своей жизни причислил бы момент ранения на Бородинском поле.

Толстой оставляет своего героя с его полком в резерве не потому, что князь Андрей призван продемонстрировать «пример самопожертвования и христианско-буддийского непротивления на поле боя» . Хорош бы он был как военный человек и патриот, если бы занимался такими демонстрациями в момент, когда решается судьба Отечества. «…война так война, а не игрушка», - говорит он Пьеру накануне Бородинской битвы, исполненный решимости «казнить» неприятеля, покусившегося на его родину и его дом. Но Толстой оставляет его лицом к лицу со смертельной опасностью в ситуации вынужденного бездействия, потому что это позволяет обнажить не только человеческую сущность, но и самый механизм существования князя Андрея в мире.

Перед тем, как рядом с ним упала граната, Болконский «ни о чем не думал», а только старался «удержаться от созерцания ужаса того положения», в котором он оказался вместе со своим полком. Но вот случилось страшное, и есть считанные секунды на то, чтобы кинуться прочь, припасть к земле, защититься, спастись, и в таких случаях люди действуют, как правило, мгновенно и бессознательно - а князь Андрей смотрел на вертящуюся перед ним гранату и «стоял в нерешительности». Так это выглядело со стороны. На самом деле в нем совершалась главная его работа: он - думал, по-новому вглядываясь в открывшееся ему в этот момент новое мироощущение: «Я не могу, я не хочу умереть, я люблю жизнь, люблю эту траву, землю, воздух…». «Он думал это» - вместо того, чтобы подчиниться инстинкту самосохранения, и думал о том, что на него смотрят, и, через какое-то время очнувшись за чертой, за которой его, прежнего, больше уже не будет, он все-таки додумает то, что открылось ему в момент смертельной угрозы: «Что-то было в этой жизни, чего я не понимал и не понимаю».

«Ты всем хорош, André, но у тебя есть какая-то гордость мысли, <…> и это большой грех», - говорила ему сестра перед его первой войной. «Ах, Мари, Мари, он слишком хорош, он не может, не может жить…» - вторит ей через годы Наташа. Избыточность болконской сущности, болконского умствования в князе Андрее приобретает, по Толстому, несовместимый с жизнью характер.

«Что-то», чего он не понимал, и есть сама жизнь вне каких бы то ни было рациональных обоснований, не поддающаяся гордой мысли, не измеряемая, не описываемая ею. Персонифицированным воплощением этой жизни и является Наташа Ростова, которая, по словам Пьера, не удостоивает быть умной.

А князь Андрей, как и герой Достоевского, не мог полюбить жизнь больше, чем смысл ее. И поэтому он теряет - сначала Наташу, а потом и саму жизнь .

В дневнике Толстого, в ходе работы над романом, появляется запись: «Всё, всё, что делают люди - делают по требованиям всей природы. А ум только подделывает под каждый поступок свои мнимые причины, который для одного человека называет - убеждения - вера и для народов (в истории) называет идеи. Это одна из самых острых и вредных ошибок. Шахматная игра ума идет независимо от жизни, а жизнь от нее» .

Одержимый «шахматный игрок» Наполеон подвергается в толстовском романе абсолютному и беспощадному разгрому.

На князя Андрея за неистребимое пристрастие к умствованию накладывается предсмертная епитимья в виде толстовской философии любви, в которой действительно сочетаются христианские и буддийские мотивы. Но - «всё, всех любить, всегда жертвовать собой для любви, значило никого не любить, значило не жить этою земною жизнию».

А пленяет читателя и остается у него в памяти князь Андрей, живущий трудною земною жизнью, - раздражительный и нежный, счастливый и отчаявшийся, томимый тоской по идеалу и упрямо устремленный к разгадке смысла бытия.

Да, по логике толстовского романа не годится вкушать от древа познания добра и зла, ибо, как сказано в эпилоге, «если допустить, что жизнь человеческая может управляться разумом, - то уничтожится сама возможность жизни».

Но разве сама эта романная логика не гордыней человеческой мысли порождена?

О месте князя Андрея в типологии героев русской литературы см.: Ребель Г.М. Герои и жанровые формы романов Тургенева и Достоевского. (Типологические явления русской литературы XIX века). Пермь: ПГПУ, 2007. С. 31 - 49.

Какие черты характера разделяют князя Андрея и Наташу? Почему земное счастье с ней невозможно? и получил лучший ответ

Ответ от Анджела[гуру]
Главными героями романа можно смело называть Наташу Ростову и Андрея Болконского.
Наташа - любимая героиня Толстого, в ней он воплотил лучшие женские качества: доброту, одухотворенность, непосредственность и искренность. Внешне героиня Толстого некрасива, но этого как будто и нет. Все, кто бы с ней ни встречался, не могли не поддаться ее обаянию. Наташа обладает способностью пробуждать в людях лучшее, возвращать им надежду. Ее встреча с Андреем Болконским во многом была предопределена, несмотря на то, что во многом они разные. Наташа живет сердцем, князь Андрей - разумом. Но, несмотря на это, они полюбили друг друга.
Потому что любовь способна подчинить себе разум, она дарит счастье.
Любовь Наташи и Андрея - это внезапное объединение чувств и мыслей. Когда они были представлены на балу, то почти с первого взгляда поняли друг друга.
Их чувства за не такой уж большой срок прошли испытание жизнью, вспомнить хотя бы эпизод, когда Наташа вдруг влюбилась в Анатоля Курагина. Но эта ее влюбленность во многом была определена инстинктом и не имела никакого отношения к настоящей любви. Впоследствии она очень переживала, чувствуя свою вину перед Болконским: «...она вспоминала князя Андрея и молилась за него, и молилась за то, чтобы бог простил ей то зло, которое она ему сделала» . Нельзя винить Наташу за ее доверчивость и искренность.
Душа князя Андрея осталась для Наташи тайной. В их отношениях существует некая дистанция. Характер Болконского таков, что ему трудно стремиться к желаемой цели: «... и чтобы все они жили со мною вместе» . Он не такой, как все, хотя Наташа стремится убедить своих родных в обратном. Ведь сама она проста и непосредственна. Этих качеств нет в князе Андрее, именно поэтому он восхищается ею, чувствует себя с ней раскованней.