Где в старину проходила егорьевская ярмарка. История ярмарок в россии

Наталия Дзюба
Конспект НОД в старшей группе «Русская ярмарка»

Конспект НОД в старшей группе «Русская ярмарка » .

Цели : Формировать у детей эстетические чувства, вызывать положительные эмоции, развивать музыкальный вкус. Закреплять знания детей о народном прикладном искусстве. Формировать представления о ярмарке , как народном гулянии, понимание сути праздника, его культурные особенности.

Задачи : Расширять и закреплять представления детей о русских народных промыслах . Развивать творческие способности детей в процессе интеграции разнообразных видов деятельности : словесной, художественной, музыкальной. Воспитывать уважительное отношение к труду народных умельцев, национальную гордость за мастерство русского народа . Обращать внимание детей на связь декоративной росписи с реальной действительностью окружающего природного мира.

Предварительная работа : Рассматривание произведений художественных промыслов Гжели, Хохломы, Дымкова. Рисование элементов росписей. Разучивание стихов, песен, частушек, танцев.

Интеграция образовательных областей : Познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие.

Оборудование и материалы : Презентация «Русская ярмарка » . Столы с игрушками и изделиями с разными видами росписей. Деревянные ложки для оркестра.

Ход занятия:

Воспитатель : Ребята, мы с вами живем в очень большой, красивой и богатой стране. Богата она лесами и реками, полезными ископаемыми, животными, прекрасными людьми. У нашей страны богатая и интересная история. Как раньше называлась наша Родина? (Русь) .

Воспитатель : Наша страна не всегда была такой современной, как сейчас. Раньше не было магазинов и больших торговых комплексов. Люди торговали на улице. Такое место называлось торг, торжок, торжище. Позже в обиход вошло слово «ярмарка » . Как вы думаете, что такое ярмарка ? (Ответы детей) . Давайте вместе узнаем, что такое ярмарка . (Показ презентации) .

Ярмарка – это такое место , где испокон веков больше всего народу собиралось. (Слайд 2) . К Ярмарке готовились , о начале Ярмарки оповещали заранее .

Хлебом, солью встретим гостей!

Мёд будет течь рекой!

Коробейники да скоморохи развлекут народ.

Снедью разной потчевать будем!

Забавы разные покажем! (Слайд 3) .

Яркой страницей народного быта на Руси были ярмарочные увеселения , и гулянья в городах по случаю больших календарных праздников : Рождество, Масленица, Пасха, Троица. (Слайд 4) .

На ярмарках не только торговали и покупали (Слайд 5, но и обязательно веселились, как могли : песни пели, плясали, силой мерялись, ремеслом хвалились, подарки дарили! (Слайд 6, 7) .

Обычно во время гуляний и ярмарок возводились целые увеселительные городки с балаганами, каруселями, качелями. (Слайд 8) .

Публику веселили скоморохи, поводыри с дрессированным, “учёным” медведем, неунывающий, остроумный русский весельчак Петрушка . (Слайд 9, 10) .

Атмосферу радости создавали яркие вывески, воздушные шары, разноцветные флажки, песни, частушки, звуки гармони и шарманки, смех, нарядная шумная толпа. (Слайд 11, 12) .

Ребята, посмотрите, как нарядно одет народ. (Слайд 13) .

Продавцы выкладывали на прилавки яркие ткани, платки, сарафаны, бусы, нитки, гребёнки, белила и румяна, обувь и перчатки, посуду и другую домашнюю утварь.

Торговцы предлагали баранки и бублики, колбасы, сыры, мёд, недорогие лакомства, семечки и орехи. (Слайд 14, 15) .

Можно было тут же съесть пирожок, выпить квасу. Между рядами среди публики ходили лоточники, предлагавшие пироги, булки, сбитень, груши, яблоки. (Слайд 16) .

Ярмарочные гуляния были ярким событием, шумным всеобщим праздником. Народная мудрость гласит : любая душа празднику рада! (Слайд 17) .

Ребята, а вы хотели бы попасть на ярмарку ? Тогда я приглашаю вас.

В : Я приглашаю вас

Поиграть, посмотреть,

Как мы будем песни петь,

Хороводы здесь водить,

Состязанья проводить!

Много вам всего покажем,

И сыграем и расскажем,

Как в старину все это было .

Да, мы многое забыли,

Будем игры вспоминать,

С удовольствием играть!

Дети под русскую народную мелодию идут за воспитателем, садятся на стульчики. Выходит ведущая в народном сарафане.

В : Покровительницей ярмарки и торговли на Руси считалась Параскова Пятница. Существует поверье, что Параскова Пятница ходит по земле в виде молодой красивой девушки и примечает, кто, как живет : трудолюбивых, работящих людей награждает, а ленивых наказывает. Так пусть же на нашей ярмарке не найдется места ни лени, ни скуке.

На ярмарку ! На ярмарку !

Спешите все сюда!

Здесь шутки, песни, сладости

Давно вас ждут друзья!

Ребенок : Глядите, не моргайте,

Рты не раскрывайте,

Ворон не считайте,

По дешевке покупайте!

Ребенок : Нынче ярмарка у нас !

Покупай все про запас!

Ребенок : Мы торговцы – зазывалы,

Мы – ребята молодцы!

Весь товар у нас на славу :

Ложки, гребни, петухи!

Ребенок : Подходите, примеряйте

Наши ленты и платки!

Время даром не теряйте,

Доставайте кошельки!

Посмотрите, что можно было купить на ярмарке .

(Дети рассматривают предметы народно-прикладного искусства : дымковские игрушки, хохломские изделия, свистульки, кружева, матрешек.)

В : На нашу ярмарку прибыло много гостей, есть гости из деревни Гжель.

Ребенок : Распустились синие цветы,

Развернулись синие листочки

Не в саду, не в лесочке, не в поле,

А на белоснежном фарфоре.

В : Ребята, что это за роспись?

Дети : Это роспись – Гжель!

Ребенок : А деревня наша Гжель

Не за тридевять земель

Под Москвою мы живем.

Глину месим и поем.

Очень любим синий цвет,

Потому что краше нет.

В ярмарке произведения гжельских мастеров. Дети находят изделия из Гжели. Из чего сделаны эти предметы? (Из глины, фарфора) .

В : Ну что, народ, кто играть пойдет,

Тот все призы заберет.

А кто не хочет играть,

Тому даже бублика не видать!

Проводится русская народная игра «Сапожник» .

Вот и мы с вами, поиграли, косточки свои размяли!

А теперь, гости дорогие, не хотите ли конфеток покушать, да потешек послушать?

Дети разыгрывают потешки.

1) - Федул! Что губы надул?

Кафтан прожег.

Зашить можно?

Иглы нет.

А велика ли дыра?

Один ворот остался.

2)Трошка! Что из леса не идешь?

Медведя поймал!

Так веди сюда!

Да он не идет!

Сам иди!

Да он не пускает!

В : К нам прибыли гости из слободы Дымково.

Ребенок : Расписные индюшата,

Кони, птицы и утята,

Расписные даже хрюшки

В царстве дымковской игрушки!

Игрушки наши повсюду славятся

Подходите скорее, вам понравятся!

В : Посмотрите, есть ли на нашей ярмарке произведения дымковских мастеров. Дети находят изделия из Дымково. Из чего сделаны эти предметы? (Из глины) .

Ребенок : Тут поют свои частушки

Знаменитые игрушки

Филимон с гармошкой,

С внуком Филимошкой!

В : На ярмарке и народные песни , и музыку можно было послушать. И самим спеть. Какая же ярмарка без частушек !

Ребенок : Эй, девчонки - хохотушки,

Запевайте-ка, частушки!

Запевайте поскорей,

Чтоб порадовать гостей!

Мы частушек много знаем

И хороших, и плохих.

Хорошо тому послушать,

Кто не знает никаких.

Самовар, самовар

Золотая ножка.

Я посеяла горох,

Выросла картошка.

Я вчера такое видел

Не расскажешь никому

Сидит заяц на березе

И рисует хохлому.

Городецкие узоры,

Столько радости для глаз.

Подрастают мастерицы,

Может быть и среди нас.

Ох, Россия, ты Россия

Славы не убавилось

Хохломой и Городцом

На весь мир прославилась!

Мы частушки вам пропели

Хорошо ли, плохо ли,

А теперь мы вас попросим,

Чтоб вы нам похлопали!

В : Эх, честной народ, заводи хоровод,

Просто так не стой, а пляши да пой!

В : Еще гости к нам на ярмарку пожаловали .

Ребенок : Золотом и ярким цветом

Эта чаша расцвела.

Солнцем, ягодами, летом

Вдруг наполнилась она!

Угадаешь, что за чудо?

Дети : Это – чудо Хохлома!

Ребенок : Подходи, детвора, - зазывает Хохлома!

Ну, а это, братцы, мы

Наш товар из Хохломы :

Посуда и игрушки,

Свистульки и зверушки.

В : Выходите ложкари. Ложкарями называли тех, кто ложки делал, и тех, кто на ложках играл.

Оркестр с ложками.

В : Доставай пятачок – покупай кренделек.

Доставай пятак другой - бери бублик большой. Раз на ярмарку мы попали , так гостинцев надо для себя прикупить. Ведущая показывает детям бублики, сушки, крендельки.

Ребенок : Распродали все товары

И скорее – тары - бары.

Нет, друзья, так не годится,

Продолжаем веселиться!

В : Побывали мы друзья на ярмарке , повеселились, гостинцев прикупили, а на карусели еще не катались.

Песня «Ярмарка » .

Ведущая приглашает детей и гостей покататься на карусели.

В : Вот и солнце закатилось,

Наша ярмарка закрылась .

Приходите снова к нам,

Рады мы всегда гостям!

Евгений Георгиевич (GOR), Симферополь писал(а):

Теряли все и везде. И продавцы и покупатели. Покупатели больше, так как для них все таки сама ярмарка как праздник, а для продавцов - работа, а значит и пили меньше и к деньгам относились аккуратнее. Больше естественно теряли на месте самой ярмарки. Чего деньги то терять на подходе к ней? Вы, идя на рынок, всю дорогу что ли деньги из кармана в карман перекладываете и в руках смыкаете? Положили поглубже и лежат они там спокойно до нужного момента.

Во все времена больше теряли монеты меньшего достоинства. как теперь, так и тогда. Так же следует понимать, что хотя на ярмарке оборот мог быть и большой, почти все потерянные монеты сразу же и подбирались людьми. Ярмарочные места хоть и не были заасфальтированы, но тем не менее это были хорошо утоптанные и укатанные места и монеты там сразу в грунт не прятались. Это не пашня. Так что находки конечно же есть, но вовсе не так много, как нам сейчас кажется - пришли люди на ярмарку, напились и давай деньгами сорить... В некотором смысле раньше к деньгам даже аккуратнее и бережливее относились. Ну что сейчас значит потерянная монета? Тот же рубль например... Да ничего особенного. Многим за ним даже наклоняться лень. Особенно если в лужу, или грязь упадет. А раньше за монетку много чего можно было купить. Причем во все времена. Даже во времена СССР копейка, это коробок спичек!

И про оборот денег на рынке... На нашем Симферопольском рынке, в предпраздничные дни, оборот составляет не менее миллиона долларов в день! Это точные сведения. И это минимальная сумма. У меня был сосед, который несколько лет проработал на рынке дворником. Они с бригадой рынок убирали. Так вот я у него как то спросил, а много ли денег они находят после торгового дня? Оказалось что не так то и много. Он работал, когда еще у нас гривны ходили. Так вот он рассказывал, что если гривен 20 - 30 соберет, считай повезло. Да и то, в основном это самые мелкие монеты. Бумажки вообще очень редко попадались.

Согласитесь, что при миллионном обороте и при том, что рынок то работает каждый день, кроме понедельника, даже 100 гривен мало. Думаю что и при обороте 50 штук, деньги россыпью не теряли.

Надо учитывать, что часть платежей по безналичному расчету, основная часть денег в бумажном виде, а тогда, если считать по 25 рублевой стопе, получалось что 50000 это 32 тонны медных денег, даже если пару килограмм каждый год теряли, и из них половину находили, то нам тоже должно кое что остаться))) Главное что бы мои расчеты по определению места оказались верными)))

Очень уж меня заинтересовала эта тема - ярмарки. Я сама несколько раз участвовала в ставропольских ярмарках в качестве продавца. Это, конечно, очень интересно, масса впечатлений, драйва, эмоций, в основном, положительных. Но это очень «простенькие» мероприятия, со стандартным набором: «шашлык-машлык», море китайского дешевого барахла, несколько «умельцев» (так нас называют в ставропольском Доме народного творчества) и народ, который в основном приходит на такие мероприятия, чтобы поглазеть, сделать пару selfie, попить пивка и купить ребенку свистульку за 50 рублей.

Но ведь раньше ярмарки были серьезным делом и важным и неотъемлемым элементом народного хозяйства страны. Меня очень заинтересовала эта тема, особенно в связи с тем, что наша Ярмарка Мастеров стала занимать в моей жизни одно из ключевых мест.

Эта публикация не претендует на истину в последней инстанции, так как материалы для нее я брала на просторах интернета.

Сначала предлагаю разобраться с тем, что же такое ярмарка? Что за слово такое, ведь оно имеет не русские корни, по-русски ярмарка - «торг, торжище». С немецкого же ярмарка - Jahrmarkt - «ежегодный рынок» - ежегодно повторяющаяся распродажа товаров, иногда с ограничениями на определённый сезон, товар (например: вино, мёд, овощи и фрукты) или тематику (например, православные ярмарки).

На Руси рынок, торжище занимал центральное место в поселении. Например, в древнем Киеве было 40 церквей и 8 торжищ. А возникновение широкой ярмарочной деятельности на Руси уходит корнями к периоду княжения в Киеве князя Владимира и его наследника Ярослава Мудрого, потому что именно при них начинается широкое общение с заморскими купцами, на Русь везут свои товары торговые люди из Польши, Венгрии, Чехии.

Торг на берегу Ильмень-озера

Наиболее древней ярмаркой на Руси, известной с середины XIII в., считается Арская (возле Казани). Но в те времена купцы, направлявшиеся на Арскую ярмарку, подвергались нападениям со стороны татар. Чтобы прекратить грабежи караванов, царь Василий III запретил поездки на эту ярмарку. В 1524 г. под Нижним Новгородом у городка Васильсурска, что ниже его по течению Волги, великий князь Василий III Иванович учредил официальное торжище. Таким образом в России была основана крупнейшая ярмарка, насчитывающая почти пять веков истории.

Позднее, в 1641 г., по указу царя Михаила Федоровича ярмарка была переведена ближе к Нижнему Новгороду под стены монастыря св. Макария, находившегося в 90 км от города. Долгое время ярмарка так и называлась - Макарьевская. Среди участников ярмарочной торговли были богатые русские купцы, торговцы из Китая, Индии, Бухары, которые предлагали для продажи меха, шелка, жемчуг, золото, чай, льняные и хлопчатобумажные ткани, изделия из кожи, овчинно-меховые, бакалейные, рыбные и др. товары. В 1817 г. решением правительства Макарьевская ярмарка перешла во вновь отстроенный каменный гостиный двор в Нижний Новгород. Она расположилась на «стрелке» - слиянии двух крупнейших российских рек Оки и Волги. Это было идеальное место для торжища.

Макарьевская ярмарка

Нижегородская ярмарка. 19 в.

Пока искала информацию, наткнулась на интересный факт. Как вы думаете, что было обязательным элементом торга, должно было находится рядом с ярмаркой? Оказывается, баня, так как почти все присутствующие гости приезжали издалека, как говорится «Без бани и торг не торг».

Ирбитская ярмарка в течение трёх столетий была второй по своему значению и размаху в России, уступая только Нижегородской. Первые упоминания о ней относятся к 30 годам семнадцатого века. С того времени она проводилась ежегодно вплоть до 1929 года.

В те времена только здесь можно было купить ценнейшие сибирские меха, тончайший китайский шёлк и чай, шкуры ягнят специальной выделки из Средней Азии. Московские купцы привозили ювелирные украшения и мануфактурную продукцию, с Урала везли металлы.

В разные периоды ярмарочные гуляния длились от двух недель до полутора месяцев. Обычно время их проведения попадало на осенне-зимние месяцы. Сегодня ярмарка идёт всего лишь четыре дня и перенесена на последние числа августа.

Прежде всего, Ирбитская ярмарка славилась как место, где покупалась и продавалась сибирская пушнина - дорогой товар, необычайно ценимый в Европе. Однако во тьме истории теряется ещё один интереснейший факт: именно здесь, на Ирбите, в восемнадцатом веке образовалась первая монополия на торговлю чаем. «Великий чайный путь», проходивший по Бабиновскому тракту, сделал ярмарку в небольшом городке монополистом в распределении и ценообразовании на китайское «жидкое золото».

Ирбитская ярмарка. 19 в.

К середине 16 века в Сибири Иркутская ярмарка превращается в ведущую для всего восточно-­сибирского края. Оборот ее составлял почти 6% от общероссийского ярмарочною оборота. Ассортимент привозимых на иркутские яр­марки товаров был богат и разнообразен. Това­ры получали из Москвы, Архан­гельска, а также с Макарьевской, Ирбитской и Енисейской ярмарок, азиатские товары - из Ки­тая.

Из предметов питания в Иркутске больше всего привозили мед и хмель, сахар, различные сорта чая. Иркутяне могли приобрести и европейские товары - ткани, предметы роскоши и сладости, вина. В привозимых товарах заметно преобладали предметы, пред­назначенные для массового потребления широкими слоями горожан.

Ярмарки Сибири

И если на Западе в 18 в. большие национальные ярмарки утрачивают свое значение в связи с образованием товарных бирж и развитием системы торговли через магазины, то в России национальные ярмарки не теряют своего значения вплоть до революции, более того, развиваются и множатся.

С середины 19 в. распространяется идея, что «ярмарочный сбор товаров должен преследовать кроме торговых целей и другие». В уставы российских ярмарок записываются такие пункты, как «просвещение публики, демонстрация усилий общества, направленных на прогресс в различных областях деятельности, показ реальных достижений и перспектив развития отраслей хозяйства». Поэтому уже тогда крупные ярмарки в России служили не просто центрами торговли, но и центрами обмена опытом, знаниями, техникой, искусствами, навыками ремесел, достижениями наук.

K началу 20 в. вся Россия покрылась большими и малыми ярмарками, 87% из них составляли сельскохозяйственные ярмарки, или «торжки», на которых крестьяне продавали свои запасы и в обмен покупали необходимые для своих нужд продукты (мечта современной России, скорее всего, несбыточная). Около 12% приходилось на ярмарки средних размеров, и лишь немногим более 1 % - на ярмарки, имеющие характер крупных временных оптовых торговых центров. К этому времени ярмарки, продолжающиеся менее 2 недель, были освобождены от налога.

Деятельность ярмарок прекращается после революции, возрождается не на долго во времена нэпа, но полностью ликвидируется в начале 30-х гг.

Конечно, вся публикация - это «галопом по Европам», удалось очень кратко изложить только основные сведения, материал обширный и,если подвергнуть его более глубокому изучению и осмыслению, можно написать еще не одну публикацию.

Что хотелось бы сказать в заключение. Мы ведь с вами тоже на Ярмарке. Думаю, что для многих наша Ярмарка Мастеров -практически дом родной, и представить свою жизнь без нее становится все труднее. А главное, мне кажется, многим здесь удается поддерживать то основное направление, которое еще в 19 веке стало одним из главных в идее национальных ярмарок - обмен опытом, знаниями, искусствами, навыками ремесел, просвещение общества, созидание прекрасного.

А вообще для нас, провинциалов, лишенных доступа к большим современным ярмаркам и вообще сбыту своих товаров в глубинке, где слово handmade воспринимают как ругательство, Ярмарка Мастеров - окно в другой мир, прекрасный мир, где можно не только поглядеть на других и показать себя, но и найти признание, единомышленников, объединиться в один творческий российский народ. Ура!

www.livemaster.ru

Первые ярмарки на Руси

Русские ярмарки появились на рубеже XIV – XV вв., практически сразу же после исчезновения феодальной раздробленности и образования единого русского государства. В предшествующий период актуально говорить о погостах – местах для торговли и центрах сельской общины. Также существовали и торжки, на которых собирались многочисленные купцы и жители близлежащих деревень.

Ярмарки, торжки и погосты

Ярмарки, в отличие от погостов и торжков, предполагали вовлечение в торговлю не только близлежайших территорий, но и отдаленных окраин. Поскольку торговля на погостах и торжках носила локальный характер, их нельзя сравнивать с ярмарками.

Ярмарки в полном смысле этого слова появляются только к XV в., когда в экономике намечаются тенденции развития рыночных отношений с расширением зоны географического охвата и вовлечением в них самых отдаленных территорий.Ярмарки получают активное распространение в Петровскую эпоху, и непосредственной предпосылкой для этого служит мануфактурное производство.

Развлечения на ярмарках

Ярмарка была не просто местом скопления торговцев, где можно было приобрести практически любую утварь (зачастую – совсем ненужную). Чтобы потешить публику, устраивались показательные выступления шутов и скоморох. Часто их использовали, чтобы в более выгодном свете представить товар, и шуты послушно нахваливали зерно или лошадей. Животных, между прочим, на ярмарках продавалось очень много: здесь были не только лошади, пригодные для хозяйства, но и медведи. Многие животные были крадеными и старыми. Хитрые торговцы шли на самые разные ухищрения, чтобы поскорее сбыть живой товар с рук и получить за него деньги: лошадей перекрашивали в разные цвета, устанавливали седла и дуги, чтобы скрыть внешние дефекты.

Что еще продавалось на ярмарках?

Большим спросом среди населения пользовались самые разные лекарства, снадобья и настои: русский люд тогда охотно верил в народную медицину и не жалел на нее денег. О лакомствах и говорить не приходится, поскольку пряники, конфетки и прочие лакомства продавались на каждому углу и пользовались огромным спросом.Ярмарка служила не только местом сбыта товара и всеобщего увеселения. Здесь можно было приобщиться к самым разным занятиям и ремеслам, оценить последние достижения науки и техники.Ярмарка длилась несколько месяцев в году, поэтому все, кто хотел, успевал запастись гостинцами и подарками как для себя, так и для родных.

kartolog.ru

традиции народного гулянья - Щи.ру

Ярмарки и городские гулянья издавна были частью русской культуры и истории. Они получили широкое распространение в середине 18-19 века, ежегодно на территории России проводилось до 3000 мероприятий данного вида. Ярмарки могли быть лесными, хмелевыми, конными, степными. В те времена в деревнях и селах торговля практически отсутствовала, поэтому ярмарки стали для простого народа очень удобным местом, где можно было продать излишки своей сельскохозяйственной продукции, прикупить обновки и другие необходимые товары, отдохнуть в конце концов от изнурительной земледельческой работы, повеселиться и как говориться «себя показать и других повидать».

Крупнейшими ярмарками на Руси считались:

  • Мологская ярмарка. Место проведения – Верхнее Поволжье 14-16 века. Отличалась широким многонациональным составом торговцев, здесь вели торговлю купцы из России, Польши, Греции, Германии, Армении, Персии, стран Азии и Турции;
  • Макарьевская ярмарка. Место проведения - Макарьев монастырь на Волге под Нижним Новгородом в конце 16 века. Удобное месторасположение способствовало привлечению большого количества торговцев, как местных, так и иностранных. После пожара, уничтожившего большую часть построек, торги перенесли в Новгород;
  • Нижегородская ярмарка. Сменила Макарьевскую, с начала 18 века стала проходить в Нижнем Новгороде. Здесь был построен специальный Ярмарочный двор, где можно было приобрести очень широкий ассортимент различного вида продукции: соль, вино, рыбу, хлопок, меха, металлические изделии я и многое другое;
  • Ирбитская ярмарка. Проводилась на Урале в 17 веке, отличалась многообразием товаров, как местных, так и из дальнего зарубежья: Китая. Средней Азии.

Народная ярмарка

Ярмарка - это рынок, в центре города или села, куда приезжали купцы, торговцы и ремесленники как из окрестных деревень и сел, так и из отдаленной местности, чтобы продать свой товар и посмотреть чужой. Именно на ярмарках заключались самые выгодные и крупные торговые соглашения, ведь сюда съезжались дельцы не только из местных городов и деревень, а и заморские гости из дальних стран. Во время ярмарки для развлечения и угощения гостей и покупателей всюду продавались различные сладости, фрукты и напитки как в палатках и лотках, так и специальными разносчиками.

(Современная ярмарка в Москве, Красная площадь)

На таких ярмарках каждый продавал что хотел, товаром могли быть как бублики и сахарные кренделя, так и домашняя скотина, птица, предметы гончарного и ткаческого искусства и многое другое. Это был настоящий рай для ремесленников (бондарей, кузнецов, гончаров, ткачей), которые целый год готовились к тому, чтобы явить покупателям настоящие шедевры своего мастерства. Также здесь предлагали свои услуги мастера различных дел: сапожники чинили обувь, брадобреи брили бороды и стригли волосы, портные чинили одежду. По рынку с целью зазывания покупателей ходили и смешили людей различными шутками-прибаутками, рекламного характера, шуты и скоморохи.

Ярмарочный театр

Помимо различного рода торгов на ярмарках обычно проводились различные театрализованные, музыкальные мероприятия увеселительного характера, устраивались балаганы, вертепы, спектакли и сценки с участием живых медведей, устраивались конкурсы и различные забавы.

(Кустодиев "Балаганы")

Одним из главных обязательных героев ярмарочных представлений была пальчиковая кукла Петрушка. Она имела вид веселого и разбитного балагура и весельчака, с не очень симпатичной внешностью (у него имелся горб, большой нос, резкие черты лица, писклявый резкий голос), зато с очень задорным и озорным характером, отменным чувством юмора, которое иногда переходило всякие границы, поэтому очень даже часто сей персонаж попадал в различные неловкие ситуации и был не единожды бит за свой весьма длинный язычок. Но Петрушка никогда не унывает, весло задирает свой длинный и горбатый нос и продолжает балагурить и смешить народ то своим сватаньем, то устройством на работу и другими забавными приключениями.

Народные гулянья

Любая ярмарка была для обычных людей настоящим праздником, который помогал отвлечься от тяжелых рабочих будней, позволял отдохнуть и душой, и телом. Там всегда царила атмосфера праздника и веселья, играла музыка, выступали актеры, звучали народные песни и детский смех. Туда ходили всей семьей, наряжались в красивые праздничные одежды, смотрели красочные интересные представления, веселились от души, принимали участие в различных конкурсах и игрищах, катались на каруселях и качелях, покупали различные товары, сладости и гостинцы.

Одним из самых древних увеселительных занятий на ярмарке издавна было вождение хороводов. В них участвовало большое количество народа, забава сопровождалась веселой музыкой, пением, участием скоморохов и лицедеев. Неторопливое вождение хороводов могло быть разорвано удалой русской пляской, в которой танцоры соревновались друг с другом в выделывании различных замысловатых фигур и коленцев.

Нередко на ярмарках проводились и различные силовые состязания, как например кулачные бои, особенно популярные на Масленицу, участвовали в них обычно физически развитые мужчины любого возраста вне зависимости от положения в обществе. Бой мог проводиться один на один, стенка на стенку или в виде «сцеплялки-совалки» (напоминала вид оригинального русского единоборства, в котором борьба проходила с помощью бросков и захватов). Для мужчин эта забава была одной из любимых, ведь она позволяла проявить свою силу, ловкость и мужество, «выпустить лишний пар» или даже «выбить из головы дурь», скопившуюся там, на протяжении повседневной рутины.

schci.ru

Исторический портрет. Историческая эпоха. Задание 25 ЕГЭЗнаете ли вы, какие ярмарки на Руси были крупнейшими?

Знаете ли вы,какие ярмарки на Руси были крупнейшими?

Ярмарка. Как ждал её народ! Ведь на ней можно было не только что-то продать и купить. Это были настоящие праздники, на которых можно было и на других посмотреть, и себя показать. На ярмарках обменивались новостями, смотрели представления музыкантов, актёров. Особенно большим вниманием окружали купцов заморских, ведь они могли поведать о странах неведомых, далёких.

Значение слова «ярмарка»

Слово это иноязычного происхождения, с немецкого обозначает «ежегодный рынок». На Руси такое событие первоначально называли «торгом» (отсюда слово «торжище»).

Из истории

  • Сначала ярмарки устраивали только около стен городов, монастырей, чтобы люди находились в определённой безопасности.
  • На ярмарку нужно было получить разрешение князя или представителя власти.
  • Широкое развитие ярмарки на Руси получили в начале 12 века. Они проводились в крупных городах - Новгороде, Москве, Владимире, Киеве и других.

    Крупнейшие ярмарки на Руси

    Мологская (проводилась в верхнем Поволжье с конца 14- начало 16 вв.) Здесь продавали купцы из самых разных стран: поляке, греки, армяне, персы, немцы и многие другие, а также русские купцы. Особенно ярмарка прославилась тем, что торговала с Азией и Турцией.

  • Макарьевская (с конца 16 века). Возникла она у Макарьева монастыря, на Волге, недалеко от Нижнего Новгорода. Удобное географическое положение привлекало купцов из самых разных стран и со всей России. Макарьевская ярмарка способствовала тому, что начал складываться всероссийский рынок. Однако в 1817 году произошёл пожар, который уничтожил практически все ярморочные строения. Было решено перенести торг в Нижний Новгород.
  • Нижегородская (с 1817 года сменила Макарьевскую ярмарку до 1917 года, даже действовала при советской власти в 1921 -1929 годах). В Нижнем Новгороде был построен специальный Ярмарочный двор. Ассортимент товаров был очень богатый: чай, хлопок, рыба, соль, металл, меха, вина и многие другие товары.
  • Ирбитская (с середины 17 века, Урал). Здесь были товары из Сибири, Китая, Средней Азии, из городов России. В 1922-1929 годах возобновила ярмарка свою работу, а с 2002 года снова Ирбитская ярмарка стала известной в России, особенно привлекательна она для туристов.

Конечно, торговали и до этих ярмарок, и после. Но именно данные прославились своим размером, размахом, количеством и разнообразием привозимых сюда товаров, товарооборотом.

И сегодня ярмарки, особенно сезонные, манят к себе покупателей, предоставляя возможность приобрести по доступным ценам самые различные товары.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

Вера Мельникова | Ваш отзыв

istoricheskij-portret.ru

Русские ярмарки: история гуляний. - база отдыха Дубки в Выксе Нижегородской области

Ярмарки являются частью русской культуры. Времена, когда появились ярмарки на Руси, уже давно канули в лету. Но они так и остались символом шуток и веселья. О русских ярмарках, истории их возникновения и способах празднования расскажет дальнейшая статья.

История ярмарок. Ярмарка представляет собой рынок, располагающийся в определенном месте. Туда съезжались торговцы с окрестных земель, чтобы показать и продать свой товар, а заодно и на чужие товары посмотреть.

Именно здесь заключались все крупные и выгодные сделки, так как купцы приезжали не только из других городов, но и заграничные торговцы. Во время ярмарок шла торговля мороженным, сластями, различными напитками, фруктами. Продавались они в специально оборудованных палатках и вразнос. На больших гуляниях очень часто устанавливался шатер, в котором продавали «зеленое вино» (современный абсент).

Товар на ярмарках был очень разнообразным. Каждый продавал все, что мог: начиная от баранок и бубликов, заканчивая домашним скотом и птицей. Большое раздолье было для ремесленников: бондарей, кузнецов, галантерейщиков, гончаров. Здесь они могли продать большое количество своих изделий. Также свои услуги предлагали различные мастера: сапожники, портные, брадобреи. Кроме того по рынку ходили шуты и скоморохи, которые завлекали народ с помощью русских народных зазывалок на ярмарку.

Народные гуляния. Кроме торгов на ярмарке присутствовали и увеселительные мероприятия: играла музыка, выступали артисты, работали цирки, звучали русские народные песни про ярмарку. Обычно ярмарки приравнивались к праздникам. Чаще всего, так отмечались церковные праздники, а также масленица. Все общественные праздники включали в себя эту традицию. На ярмарках весь народ веселился, как мог – люди смотрели представления, катались на каруселях, участвовали в конкурсах.

Традиции ярмарочных гуляний проходили на площадях, деревенских улицах, за городом или деревней. Во всех молодежных развлечениях и деревенских празднованиях обязательно принимали участие молодые девушки и парни, достигшие брачного возраста. Уклонение от участия в празднике вызывало насмешки и общественное порицание.

Неотъемлемой частью гуляний были подвижные игры, хороводы и пляски. Центром гуляний были масленичные и троицкие костры, качели и ледяные горки. Большую популярность на таких праздниках имели балаганы, или передвижные театры. Они зазывали народ посмотреть за диковинных животных и необычных людей. Часто в них разыгрывались различные пьесы. Еще одной достопримечательностью являлись кукольные театры, в которых главную роль всегда играл веселый петрушка.

Первые ярмарки на Руси помогали людям отвлечься от труда и семейных проблем, позволяли повеселиться, расслабиться и, заодно, получить от своего ремесла доход. Они вносили разнообразие и веселье в быт русского человека.

skazka-dubki.ru

Как торговали в Древней Руси-Разное

Появлению ярмарок на Руси предшествовали другие способы торговли. До крещения Руси были распространены погосты, базары и торжки. Они имеют существенные отличия. Для ближайших районов существовали торжки или базары, а вот для ярмарок уже требовалось скопление людей со всех волостей и областей. Именно поэтому ярмарки проводились всего лишь один раз в год, но зато длились они по несколько месяцев.

К тому же на ярмарке всегда было большее разнообразие товара, чем при местной торговле, так как товар привозился со всех концов страны. И потом эти товары получали распространение в других областях именно благодаря ярмаркам.

На ярмарки люди съезжались на лошадях, так как товара надо было везти много. И понятное дело, что где лошади - там и цыгане. Они же лошадями и торговали на ярмарках. А так как лошади в основном были краденные, благодаря этому на древнерусских просторах появились прекрасные породистые европейские жеребцы.

В те времена появлению ярмарок не препятствовало правительство. К тому же Петр I и вовсе придавал большое значение ярмаркам, считая что они только способствуют внутреннему товарообороту, а помимо этого еще и налаживают торговые связи с иностранцами. Уже к XIX веку ярмарки превратились в крупные оптовые центры. Нижегородская ярмарка считалась самой большой и влиятельной. Ее называли "всероссийское торжище" или "меновый двор Европы и Азии". Именно европейцы, прибывая на Нижегородскую ярмарку, приобретали у восточных мастеров китайский чай, ковры из Бухары, турецкий табак и персидский жемчуг. Купцы же с востока покупали ткани из европы, сандаловое дерево и серебряные изделия, а так же галантерею. Но все без исключения купцы с большим удовольствием покупали русские изделия - продукцию ремесленников, хлеб и мед, сельхозсырье.

Помимо торговли на ярмарках так же веселили люд. Гуляния, представления и театральные показы. Конечно обязательны были дрессированные медведи, скоморохи и шуты. Им платили купцы, чтобы те зазывали народ и веселили его, нахваливая товар. Можно сказать что это было время первых рекламных слоганов и рекламных роликов, так зазывно и наглядно скоморохи рекламировали товар.

И если по началу хаос и воровство на ярмарке было в порядке вещей, то со временем все стало более организованно - торговые ряды и прилавки воцарили на ярмарке. Так же появилось ярмарочное законодательство, традиции и ритуалы. Ярмарку стали открывать и закрывать. А полиция и казачьи войска поддерживали общественный порядок.

Конечно после революции ярмарки прикрыли, и в 1930 годах они были полностью упразднены. Правда в послевоенное время форма государственной торговли стала напоминать ярмарку, которую часто украшает стилизованное народное гулянье.

www.krupenichka.ru

7 ярмарочных развлечений по-русски | Русская семерка

Ярмарки на Руси были сразу всем - и EXPO, и неделей дизайна, и бизнес-форумом, поэтому длились по несколько месяцев. С каждой государственная казна получала огромные доходы:

с одной только Мологской ярмарки казна получала 180 пудов серебра. В XIX веке на Нижегородскую ярмарку съезжалось 200 тысяч человек – в десять раз больше тогдашнего населения Нижнего Новгорода.А товарооборот составлял 50 миллионов рублей серебром. Хорошо работали - хорошо отдыхали. И ведь развлечения были не хуже, чем сейчас!

Американские горы

То, что мы теперь называем американскими горками, было изобретено ещё до появления самих Соединённых Штатов. Горки были одним из главных развлечений на ярмарке. «Погулять под горами» значило «погулять на ярмарке». В высоту горы достигали12 метров. Зимой их обливали водой и катались на санях, а в тёплую пору – на специальных тележках или коврах.

Другое любимое народом развлечение на ярмарках – качели и карусели. Их разновидностей было множество. Качели были висячие и перекидные: на первых нужно было кататься самому, вторые раскручивались качельщиками. Самыми простыми каруселями были коньки, когда на верёвках подвешивались деревянные лошадки. Самые сложные – это самокаты. Они представляли из себя двухъярусную постройку с огромным количеством внутренних и внешних галерей. Катание на самокатах стоило 10-15 копеек.

Аттракцион Гиганские шаги

Практически современная "тарзанка". Это столб высотой до 7 метров, на вер­шине которого закреплена вращающаяся ме­таллическая тарелка. По краю тарелки сде­ланы крючки, к которым прикрепляются ка­наты. Нижняя часть каждого каната обра­зует петлю, обшитую материей. Садясь в такую петлю, участники аттракциона разбе­гаются и делают большие прыжки, затем на мгновение касаются земли и опять прыгают. Таким образом, в аттракционе «Гигантские шаги» круговое вращение сочетается с взле­тами, напоминающими раскачивание на каче­лях.

Делалась так:

Ярмарочный балаган – это прообраз цирка, театра, оперы и даже мультфильма. В больших балаганах были сцены с занавесом, ложи и стоячие места. Здесь показывали «волшебные пантомимы», в которых арлекины в чёрной одежде и на чёрном фоне творили чудеса: пилили друг друга, разрывали друг друга, а затем волшебным образом оживали, когда их голову, туловище, руки и ноги соединяли.

В некоторых балаганах были паноптикумы, то есть выставки диковинных предметов, растений, живых существ и уродцев. Здесь можно было своими глазами увидеть женщину-русалку, говорящую голову, человека с железным желудком и даже всемирно известную татуированную даму. Рядом с балаганами ходили люди-аквариумы, короли огня, шпагоглотатели и чревовещатели.

Раёк – это небольшой красочный ящик, украшенный различными фигурами и флажками. На его передней стенке были прорезаны два (в более крупных – три или четыре) окошка с увеличительными стёклами. Через них зрители смотрели на панораму, нарисованную на длинной ленте, перематывавшейся с одного валика на другой. Зрелище сопровождалось рифмованным комментарием раёшника.

Кукольные театры

На ярмарках давали представления «механические театры». В них разыгрывались получасовые представления, а главными участниками были куклы. Репертуар «механических театров» был разнообразным: некоторые постановки были настолько масштабны, что в них участвовало по 30-40 кукол.

В «театре живых картин» разыгрывались ещё более массовые представления, в которых порой использовали сложные театральные эффекты. К примеру, мастера «театра живых картин» показывали зрителям Куликовскую битву.

На балагане выступали и так называемые «театры-цирки». Здесь были и конные комедии, и штукари (акробаты), и силачи, державшие в зубах пудовые гири и поднимавшие по 5-6 человек, и «каучук», то есть гимнасты, и фокусники, и учёные звери, медведи, обезьяны, тигры, слоны. Устраивались «собачьи комедии», где актёрами были дрессированные собаки.

С егодня дореволюционную ярмарку в России назвали бы фестивалем. Это были не просто торги, а крупные культурные центры: здесь ставили оперы и балеты, давали концерты и показывали первое кино. На гастроли на ярмарку приезжали известные артисты и певцы. О том, как менялись развлечения - от забав скоморохов с медведями до концертов Шаляпина, - в материале портала «Культура.РФ».

Старинные ярмарки: от балагана до культурного центра

Александр Чередниченко. Ярмарка (фрагмент). 2009. Частное собрание

Борис Кустодиев. Балаганы (фрагмент). 1917. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Первые ярмарки появились на Руси в X–XII веках. Тогда их называли «торги» или «торжки». Они проходили и в городах, и в деревнях, длились всего несколько дней, а продавали здесь один товар: например, хлеб, скот или ткани. Само слово «ярмарка» пришло в русский язык из немецкого (от Jahrmarkt: Jahr - год, markt - рынок) в XVII веке, когда на торжки стали приезжать заграничные торговцы.

За развлечения на ярмарочных площадях в те годы отвечали скоморохи. Они давали представления с медведями и козами, играли на дудках, балалайках, трещотках. Однако «культурными программами» были недовольны священники.

Макарьев суетно хлопочет,
Кипит обилием своим.
Сюда жемчуг привез индеец,
Поддельны вины европеец,
Табун бракованных коней
Пригнал заводчик из степей,
Игрок привез свои колоды
И горсть услужливых костей,
Помещик - спелых дочерей,
А дочки - прошлогодни моды.
Всяк суетится, лжет за двух,
И всюду меркантильный дух.

Благодаря Нижегородской ярмарке изменился даже архитектурный облик города, когда туда перенесли торги от Макарьевского монастыря - после крупного пожара. Для обустройства торговой артели здесь развернули крупное строительство. Главное здание возводил Августин Бетанкур - автор Московского манежа . Ярмарочный дом состоял из 60 корпусов больше чем на две тысячи лавок. При обустройстве торговых рядов учитывали специфику торговли: к примеру, для азиатов, торгующих чаем, построили отдельные Китайские ряды, оформленные в национальной стилистике. На территории ярмарки возвели Спасский Староярмарочный собор по проекту французского архитектора Огюста Монферрана, который построил Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге. Устроители ярмарки позаботились и о представителях других конфессий: здесь также появились Армяно-григорианская церковь и мечеть.

В центре торгового городка была площадь, в разных частях располагались не только лавки и магазины, но и аптеки, трактиры, харчевни, кузницы, цирюльни, театры, банк. В Нижнем Новгороде работала уникальная для тех лет подземная канализация, благодаря чему в городе поддерживалась чистота.

Веселая жизнь «великого торжища»

Александр Пушнин. На ярмарке (фрагмент). 1960. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Анна Чередниченко. На базар (фрагмент). 1947. Частное собрание

Ярмарки XIX века стали настоящими культурными центрами. В небольших городах за развлечения по-прежнему отвечали балаганы, дрессировщики и кукольные театры. Один из их героев - веселый Петрушка - стал любимцем публики. Народ веселили и с помощью райков: так называли коробку, оснащенную увеличительными стеклами и лубочными картинками с бытовыми сюжетами. Раешники передвигали картинки и дополняли представление короткими забавными присказками. Например, такими: «А это река Висла, водичка в ней кисла, кто этой водички изопьет, тот сто лет проживет» .

Зона развлечений в ярмарочном городке Нижнего Новгорода называлась «Веселая самокатная» - там располагались балаганы, сады, фотосалон и развлекательные павильоны. В одном из них даже показывали кино. В главном доме Нижегородской ярмарки проводили концерты..

Еще одним гастролером был певец Федор Шаляпин . Он так вспоминал о ярмарке в своей книге «Маска и душа»: «Ярмарка гудела всевозможнейшими звуками, какие только мог представить себе человек до изобретения радио. На ярмарке яркие краски России смешались с пестрыми красками мусульманского Востока. Просторно, весело, разгульно текла жизнь великого торжища» .

С ярмарочных представлений началась и история Ирбитского драматического театра имени А.Н. Островского . Писатель Дмитрий Мамин-Сибиряк рассказывал о культурной жизни Ирбита в романе «Приваловские миллионы».

Спектакли были так популярны, что театр «был битком набит ярмарочной публикой». «На креслах и стульях разместилось все, что было именитого на десятки верст: московские тузы по коммерции, сибирские промышленники, фабриканты, водочные короли, скупщики хлеба и сала, торговцы пушниной» , - писал Мамин-Сибиряк. Ярмарка повлияла и на архитектуру Ирбита: в XIX веке в городе построили несколько каменных зданий, торговых и зрелищных заведений.

Ярмарки являются частью русской культуры. Времена, когда появились ярмарки на Руси, уже давно канули в лету. Но они так и остались символом шуток и веселья. О русских ярмарках, истории их возникновения и способах празднования расскажет дальнейшая статья.

История ярмарок. Ярмарка представляет собой рынок, располагающийся в определенном месте. Туда съезжались торговцы с окрестных земель, чтобы показать и продать свой товар, а заодно и на чужие товары посмотреть.

Именно здесь заключались все крупные и выгодные сделки, так как купцы приезжали не только из других городов, но и заграничные торговцы. Во время ярмарок шла торговля мороженным, сластями, различными напитками, фруктами. Продавались они в специально оборудованных палатках и вразнос. На больших гуляниях очень часто устанавливался шатер, в котором продавали «зеленое вино» (современный абсент).

Товар на ярмарках был очень разнообразным. Каждый продавал все, что мог: начиная от баранок и бубликов, заканчивая домашним скотом и птицей. Большое раздолье было для ремесленников: бондарей, кузнецов, галантерейщиков, гончаров. Здесь они могли продать большое количество своих изделий. Также свои услуги предлагали различные мастера: сапожники, портные, брадобреи. Кроме того по рынку ходили шуты и скоморохи, которые завлекали народ с помощью русских народных зазывалок на ярмарку.

Народные гуляния. Кроме торгов на ярмарке присутствовали и увеселительные мероприятия: играла музыка, выступали артисты, работали цирки, звучали русские народные песни про ярмарку. Обычно ярмарки приравнивались к праздникам. Чаще всего, так отмечались церковные праздники, а также масленица. Все общественные праздники включали в себя эту традицию. На ярмарках весь народ веселился, как мог - люди смотрели представления, катались на каруселях, участвовали в конкурсах.

Традиции ярмарочных гуляний проходили на площадях, деревенских улицах, за городом или деревней. Во всех молодежных развлечениях и деревенских празднованиях обязательно принимали участие молодые девушки и парни, достигшие брачного возраста. Уклонение от участия в празднике вызывало насмешки и общественное порицание.

Неотъемлемой частью гуляний были подвижные игры, хороводы и пляски. Центром гуляний были масленичные и троицкие костры, качели и ледяные горки.
Большую популярность на таких праздниках имели балаганы, или передвижные театры. Они зазывали народ посмотреть за диковинных животных и необычных людей. Часто в них разыгрывались различные пьесы. Еще одной достопримечательностью являлись кукольные театры, в которых главную роль всегда играл веселый петрушка.

Первые ярмарки на Руси помогали людям отвлечься от труда и семейных проблем, позволяли повеселиться, расслабиться и, заодно, получить от своего ремесла доход. Они вносили разнообразие и веселье в быт русского человека.