Юная художница надя рушева. Графика нади рушевой

"Это же ваш Моцарт в изобразительном искусстве!" -
говорят японцы и недоуменно пожимают плечами:
мол, как же богаты талантами эти русские,
что могут позволить себе забывать даже о своих гениях".


Надя (Найдан) Рушева - советская художница-график, родившаяся в 1952 году и трагически погибшая в 17 лет от врожденной болезни.
Созданные полвека назад рисунки к «Мастеру и Маргарите» являются, пожалуй, самыми известными иллюстрациями романа. Их высоко оценила Елена Сергеевна Булгакова, вдова писателя и главный прототип Маргариты:

«Как свободно!.. Зрело!.. Поэтическая недосказанность: Чем больше смотришь, тем больше это затягивает... Какая амплитуда чувств!.. Девочка в 16 лет прекрасно все поняла. И не только поняла, но и убедительно, великолепно изобразила.»


Однажды весной, в час небывало жаркого заката...

Найдан (что на монгольском языке означает "вечно живущая") Рушева родилась в Улан-Баторе (Монголия) в семье советского театрального художника-декоратора Николая Рушева и педагога-балетмейстера, а в прошлом - профессиональной балерины родом из Тувы Натальи Ажикмаа-Рушевой. Сразу после рождения дочери Рушевы переехали в Москву, где прошла вся короткая жизнь художницы. Многие исследователи считают, что тайна рождения таланта Нади Рушевой кроется в первую очередь в творческой атмосфере ее семьи, которую она впитала с молоком матери.

Рисовать маленькая Надя начала в пять лет, исключительно по собственной инициативе. Ее никто этому не учил, она просто взяла в руки карандаш и бумагу и больше никогда в жизни с ними не расставалась. Известность пришла к художнице в 12 лет, когда состоялась ее первая персональная выставка в редакции журнала "Юность". Наталья Маслова, доктор психологических наук, пишет о детском периоде творчества художницы так: "Надя жила и мыслила рисунком. Она не рисовала с натуры и не знала бесконечных штудий. Она рисовала мыслимое и прочувствованное... Бумага сохранила впечатления девочки от прочитанных ей родителями сказок и мифов, от наблюдений за окружающим её миром".


Иешуа

Родственники Надиного отца не одобряли его решения не отдавать девочку в художественную школу. Как вспоминает двоюродная тетя Нади, доцент экономического факультета МГУ Зоя Грандберг, "в этом вопросе у Николая Константиновича были другие, более авторитетные и профессиональные советчики: академик, скульптор А.В.Ватагин, искусствовед Н.А.Демина, другие известные художники, которые считали, что главное в таланте Нади - ее необыкновенное воображение, которому научить невозможно. И дальнейшая Надина художническая судьба подтвердила это. С годами, по мере все большего Надиного взросления, ее развития как личности, открытой всем проявлениям современной жизни, жизни ее школы, ее друзей развивались и ее воображение, и ее мастерство графика".


Иван Бездомный.

Самые известные рисунки Нади Рушевой - это серия иллюстраций к сказке "Маленький принц" Антуана де Сент-Экзюпери, к роману в стихах "Евгений Онегин" Пушкина, к "Мастеру и Маргарите" Булгакова. Этот роман Надя прочла на одном дыхании, а потом они вместе с отцом прошлись по местам в Москве, где разворачивались сцены жизни Мастера, Маргариты, Ивана Бездомного, Берлиоза, Бегемота, Коровьева, Воланда и прочих. После этого появился прекрасный цикл рисунков, в котором Надя Рушева проявила себя как взрослый состоявшийся художник с душой провидца.
Говорят, Надя никогда не пользовалась ластиком, а рисунки создавала очень быстро, как будто лишь обводила видимые только ей линии на листе бумаги.


Гелла и буфетчик Соков.

За 17-летнюю Надину жизнь состоялось 16 выставок ее рисунков. Они выставлялись в Москве, Ленинграде, Чехословакии, Индии, Румынии, Польше, США. О Наде много писали в прессе. Но саму ее это будто бы и не очень волновало. В наследство от матери она получила сильный волевой характер и железную самодисциплину, поэтому всю свою жизнь посвятила рисованию, не отвлекаясь на мирскую суету вокруг ее таланта. У нее почти не было подруг и друзей, поэтому всем самым сокровенным она делилась с родителями, а они в свою очередь посвятили жизнь развитию таланта дочери.


Фрида.

В конце февраля 1969 года киностудия "Ленфильм" пригласила 17-летнюю художницу принять участие в съемках биографического фильма о себе. Надя уехала с отцом в Ленинград. Мать девочки вспоминала, что это были одни из самых прекрасных дней в жизни ее ребенка. Надя много гуляла по Ленинграду, знакомилась с его историей, памятниками архитектуры, музеями.


Мастер и Маргарита.

В начале марта Рушевы вернулись домой. Утром 6 марта Надя одевалась в школу, и вдруг без сознания упала на пол. Ее ошарашенный отец обежал всю квартиру, но ни у кого не было телефона, и тогда он побежал в ближайшую больницу за помощью. Но девушка так никогда больше и не пришла в сознание. Через несколько часов она умерла на операционном столе. Как пояснили потом врачи - из-за врожденной аневризмы сосуда головного мозга, которую в 60-е годы прошлого века еще не умели лечить.


Маргарита.

Надя оставила очень большое наследие - около 12 тысяч рисунков. Значительная их доля утеряна. Но до сих пор многие ее рисунки хранятся в музее Льва Толстого в Москве, в музее-филиале имени Нади Рушевой в городе Кызыле, в Пушкинском доме Академии наук в Петербурге, Национальном фонде культуры, Городской художественной галерее города Сарова Нижегородской области и Пушкинском музее в Москве. Кроме того, 470-я школа города Москвы, где училась девочка и которая сейчас носит ее имя, тоже владеет полуторатысячной коллекцией рисунков Нади. В школе действует музей, который знакомит нынешних учеников с творчеством их талантливой ровесницы родом из середины прошлого века.


Маргарита читает рукопись мастера.

Журналист и писатель Дмитрий Шеваров в своей статье о Наде Рушевой говорит о том, что творчество советской художницы оказалось чрезвычайно близко японской классической эстетике. "Японцы до сих пор вспоминают Надю, издают ее рисунки на открытках, - пишет Шеваров. - Приезжая к нам, они удивляются, что в России нет рушевского музейного центра, что работы Нади лежат в запасниках, а наша молодежь в большинстве своем о Рушевой ничего не слышала. "Это же ваш Моцарт в изобразительном искусстве!" - говорят японцы и недоуменно пожимают плечами: мол, как же богаты талантами эти русские, что могут позволить себе забывать даже о своих гениях".

Составлено на основе источников.

Существует много людей, талант которых открывается еще в раннем детстве. Однако далеко не все они становятся знаменитыми и получают мировую славу. Многие так и остаются никому не известными гениями, которые вынуждены с трудом влачить свое жалкое существование. Но есть и такие личности, которые, наоборот, на пике своей популярности рано уходят из жизни. Именно к ним и относится Надя Рушева. Это маленькая 17-летняя художница с трагической и одновременно счастливой судьбой, о которой мы и расскажем в нашей статье.

Рождение, отрочество и юность маленькой художницы

Говорить о навечно юной 17-летней девочке, которой была уготована столь короткая, но очень яркая судьба, можно только положительно. Она - это маленькое солнышко, которое при жизни вызывало только восторг. Родилась Надежда 31 января в 1952 году в семье талантливого мастера изобразительного искусства Рушева Николая Константиновича и первой тувинской балерины Наталии Дойдаловны Ажикмаа-Рушевой. Однако Надюша росла не совсем обычным ребенком.

Необъяснимая тяга к рисованию

Склонность к рисованию у девочки появилась в раннем детстве. Еще в пять лет отец малышки стал замечать одну интересную особенность: как только он начинал читать вслух сказки, его дочь тут же вскакивала, куда-то убегала и возвращалась с карандашом и бумагой. Затем она садилась рядом, внимательно слушала папин голос и старательно что-то чертила на бумаге. Вот так помаленьку Надя Рушева стала рисовать.

Школа и рисование

Родители очень любили Надюшу, поэтому до школы старались «не забивать ребенку голову» точными и гуманитарными науками. Они специально не учили ее ни писать, ни читать. Когда малышке исполнилось семь лет, ее отдали учиться в школу. Так Надежда впервые стала осваивать науки, учиться писать, читать и считать. Несмотря на свою усталость и загруженность в рамках школьной программы, девчушка все же находила время и по полчаса в день после уроков отводила на рисование.

Не иссякла с годами и заинтересованность художницы русскими сказками, мифами и легендами Древней Греции, библейскими притчами. В этом возрасте Надя Рушева продолжила совмещать свое любимое занятие, рисование, с прослушиванием вечерних сказок в исполнении папы.

Первый рекорд по числу картинок

Однажды Надя, как обычно, сидела и слушала папу, который читал для нее «Сказку о царе Салтане» А.С. Пушкина и традиционно делала наброски. Когда любопытство Николая Константиновича взяло верх, и он решил посмотреть, что же там рисует девочка, его удивлению не было предела. Как оказалось, за время чтения сказки Надюша создала целых 36 картинок, соответствующих тематике произведения. Это были чудесные иллюстрации, простота линий которых поражала воображение.

В чем особенности рисунков Нади Рушевой

Главная особенность живописи Рушевой заключалось в том, что за время своей молодой карьеры девочка ни разу не сделала эскизов и не использовала ластик для карандаша. Художница предпочитала создавать свои шедевры с первого раза. И если при этом у нее что-то не получалось или ее не устраивал полученный результат, она попросту сжимала, выбрасывала картинку и начинала сначала.

По словам самого юного дарования, она слышала или читала какую-нибудь историю, брала лист бумаги и уже мысленно видела, какое изображение на ней нарисовать.

Надя Рушева (биография): признание у взрослых

Первая выставка и первый жизненный опыт

Старания советского художника Рушева Николая Константиновича не были напрасными. Когда Надежде исполнилось 12 лет, с его помощью была организована ее самая первая персональная выставка. Сколько радости и положительных эмоций принесла она пятикласснице, мечтающей стать известным мультипликатором!

И хотя многие критики с настороженностью и неким недоверием отнеслись к школьнице, за плечами которой не было диплома об окончании специализированного художественного училища и большого жизненного опыта, это не оттолкнуло, а, наоборот, стало определенным стимулом для художницы. Надя Рушева (фото ее можно увидеть выше) не оставила свое хобби, а продолжала развивать и улучшать свои способности.

Однако наряду с неожиданно нагрянувшей популярностью в жизни девочки практически не произошло никаких изменений. Она все так же продолжала ходить в школу и учиться, гулять с подругами, читать и много рисовать.

Создание новой серии иллюстраций

В 13 лет Надя Рушева создала новую серию картинок, являющихся иллюстрациями к произведению «Евгений Онегин». На удивление всем родственникам, друзьям и знакомым, девочке-подростку удалось совместить две невероятные вещи: не только отобразить людей, соответствующих определенной исторической эпохе, но и даже передать их настроение.

Рисунки - это лучик Надежды

Картины Надежды Рушевой - это обычные карандашные или акварельные наброски, представляющие собой набор контуров и линий. Как правило, в них почти полностью отсутствовали штриховка и тонировка.

По словам известного скульптора Василия Ватагина, рисовала Надя Рушева картины, обладающими простыми линиями. Однако они были выполнены в настолько легкой технике, что такому мастерству могли бы позавидовать многие опытные, взрослые живописцы.

Если говорить о персонажах художницы, то они настолько тщательно подобраны и прорисованы, что, глядя на них, просто диву даешься. Ее мифические персонажи совсем не злые. Наоборот, они добрые и призваны вызывать только позитивные эмоции.

По словам самого папы девочки, ей хорошо удавалось улавливать настроение авторов, которые написали то или иное произведение, а также переносить его на бумагу. Кентавры, русалки, боги и богини, персонажи из Библии и сказок словно оживали под карандашом талантливой художницы. Очень жаль, что рано ушла из жизни Надя Рушева. Смерть настигла ее в столь юном возрасте. Подробнее о том, как это произошло, расскажем ниже.

Выставки и новые достижения девочки

В течение последующих пяти лет работами Надежды заинтересовались многие издательства, а также представительства сферы искусств. За этот период прошло 15 новых выставок работ юной художницы. Они с успехом состоялись в Польше, Румынии, Индии, Чехословакии и других странах мира. Среди картин Надюши были иллюстрации к древнегреческим мифам и легендам, к сказкам и произведениям советских поэтов и прозаиков.

Произведение Булгакова в творческой жизни Надежды

Особым штрихом на жизненном пути Надежды стал ряд иллюстраций, сделанных ею во время чтения такого знакового как «Мастер и Маргарита». На тот момент девушке только исполнилось 15 лет.

Для тех, кто не владеет информацией, главные герои данного романа - это яркие прототипы самого автора и его прекрасной супруги. Даже не догадываясь об этом, Надя Рушева интуитивно почувствовала это сходство и сделала все возможное для того, чтобы перенести свои мысли на бумагу.

Необычайная тяга к балету

Мало кто знает, что, помимо литературных произведений, художницу интересовал еще и балет. Маленькая надежда часто бывала на маминых репетициях и любовалась ее грацией во время выступления. Один раз Надежде даже удалось нарисовать иллюстрацию к балету «Анна Каренина», причем задолго до того, как музыка к этому произведению была написана.

Выбор Булгакова

Когда автор нашумевшего сегодня романа увидел Надины иллюстрации, он был поражен ими. Поэтому он сразу же решил использовать их как эффектные иллюстрации для книги. Так юная художница стала первым пятнадцатилетним автором, которому официально разрешили проиллюстрировать роман. Позднее она проиллюстрировала и роман «Война и мир» Л. Толстого.

Неожиданная кончина

Никто даже и не мог подумать, что так быстро и неожиданно покинет этот мир Надя Рушева. Причина смерти ее, по официальным данным, - разрыв одного из сосудов с последующим кровоизлиянием в мозг.

«Все произошло внезапно, - делился своими впечатлениями отец девочки. - Ранним утром Надежда, как обычно, собиралась в школу, вдруг она почувствовала себя плохо и потеряла сознание. Медики более пяти часов боролись за ее жизнь, но спасти ее им все же не удалось».

И хотя родители девочки не хотели терять надежду, новость о кончине их дочери окончательно выбила их из колеи. Отец и мать долгое время не могли поверить в то, что их солнышка уже больше нет рядом. Вот так и ушла из жизни Надя Рушева. Причина смерти - врожденная аневризма.

Со дня кончины талантливой художницы прошло уже много времени, но даже сегодня память о ней жива в сердцах ценителей ее творчества и прочих деятелей искусств.


31 января 2008 года исполнилось бы 55 лет Наде Рушевой, замечательной художнице, автору многих прекрасных рисунков – в том числе к роману «Мастер и Маргарита», по мнению вдовы Булгакова, лучших иллюстраций к этому произведению…

На ее выставку стояли по четыре часа

В истории она осталась взрослым ребенком. В точности как ее любимый персонаж – Маленький Принц. Надя умерла очень рано – в 17. Накануне девочка вернулась из Питера, где снималась в документальном фильме о Пушкине.

– В тот день дочь встретила меня оживленная, радостная, – вспоминает Наталья Дойдаловна, мама Нади. – В руке она держала горящую красную свечу, по которой стекал белый воск. «Мама, посмотри, как красиво!»

А на следующее утро сгорела сама. Внезапное кровоизлияние в мозг…

Та свеча, с застывшими восковыми слезами, до сих пор стоит на письменном столе художницы. Только вот из алой она стала бледно-желтой. От времени все теряет краски – выгорают сделанные фломастерами рисунки, как ни прячет их Наталья Дойдаловна от света, желтеют страницы книг, которые листала дочь, – не выцветают только воспоминания.

Как это ни цинично, ранняя смерть только подогрела интерес публики к юной художнице. На ее выставку в Музее Пушкина стояли многочасовые очереди. О графике Рушевой с придыханием говорили искусствоведы. Выставки прошли более чем в двухстах городах – не только в Союзе, но и в США, Японии. Вдова Булгакова, Елена Сергеевна, которая познакомилась с Рушевыми уже после трагедии, утверждала, что Надины иллюстрации к «Мастеру и Маргарите» – самые лучшие, а дар художницы – на грани ясновидения. Перстень ее Мастера – точная копия перстня, который носил сам Булгаков, Маргарита же – вылитая вдова писателя… Елена Сергеевна собиралась содействовать изданию романа с Надиными иллюстрациями, но не успела – вскоре после встречи с родителями художницы Булгакова умерла.

Рисунки 15-летней девочки на тему культового романа и сейчас выглядят свежо и волнующе – даже странно, что «Мастера» с иллюстрациями Рушевой так толком и не издали (если не считать барнаульского издания начала 90-х, качество печати которого оставляло желать лучшего). Графику художницы в СССР вообще редко печатали из-за плохой полиграфии – это делали в Японии и Германии. Не торопятся издавать альбомы и сейчас, хотя технические возможности улучшились. «Была бы богатая – хоть календарь бы выпустила», – сокрушается Наталья Дойдаловна. На рисунках дочери родители заработали сущие слезы: в 1976 году вышел единственный альбом «Графика Нади Рушевой», отцу и матери заплатили за него 990 рублей. Но Наталья Дойдаловна и не думает о деньгах: «Когда делают экспозицию, это для нас честь. В 80-м году в Японии была Надина выставка. Устроители напечатали рисунки из «Пушкинианы», подарили мне несколько экземпляров». Сейчас подарок в красивой золоченой рамке украшает гостиную Натальи Дойдаловны.

Могла стать балериной

Мама художницы живет в холодной хрущевке без лифта, в четырех остановках от метро. Мне открыла миниатюрная женщина с аккуратной, несмотря на преклонные годы, прической. Показала комнату дочери. На стене – черно-белые снимки Дина Рида и Майи Плисецкой, кумиров 60-х.

А вот «Артек», где Рушева провела не одно лето: группа в купальниках, с краю Надя – веселая, длинноногая, с прямыми темными волосами. Она вообще не была интровертным и замкнутым вундеркиндом. Напротив, тянулась к людям, новым лицам. Прекрасно двигалась – лихо отплясывала чарльстон, с удовольствием ходила на лыжах, каталась на коньках. Могла стать балериной, как мама, – имелись и грация, и высокий, «балетный» подъем стоп. Но Наталья Дойдаловна не хотела для дочери такой судьбы: «Стоять в массовке – нечего делать, а быть первой – очень тяжело».

…Родители Нади познакомились в Туве, куда москвича Николая Рушева, театрального художника, отправили в командировку. Молодого человека привлекал Восток – из этой поездки он привез не только впечатления, но и жену – балерину, девушку экзотической красоты (на старых фотографиях Наталья Дойдаловна, чистокровная тувинка, похожа на китаянок из фильмов Вонг Кар-Вая. – Н.К.). По тем временам – редкий союз.

После рождения Надюши я занялась хозяйством. В 53-м Николай Константинович работал в Большом, и мне хотелось посмотреть все спектакли – укладывала Надюшу в кроватку, просила соседку приглядеть за ней и бежала смотреть постановку. Дочка спокойная была очень, где положишь – там и найдешь. Не капризничала…

Родила я ее в 25 лет, в Улан-Баторе: мужа отправили туда в командировку. Всю беременность мучилась токсикозом. Новорожденная Надюша весила всего 2500. К счастью, молока было много, и она быстро окрепла. В три года, уже в Москве, ее отдали в детский сад. Помню, весь день дочка играет с ребятами, но как только я появлюсь, прибежит, в колени уткнется и плачет – тихо-тихо… Но не жалуется. Целый месяц плакала, пока не привыкла. А вообще, характер у нее был отходчивый, легкий.

Рисовала, пока отец вслух читал сказки

Вот уже полвека Наталью Рушеву спрашивают, как ей удалось вырастить вундеркинда. И за все эти годы она так и не дала готового рецепта. Просто потому, что его нет. Свою единственную дочку Рушевы воспитывали, не впадая в крайности.

– Надюша научилась читать только в школе, в семь с половиной. Дома специально не учили, решили, научим рано – дочка будет скучать в классе. Еще мы никогда на нее не давили. Разве можно ребенка заставлять, ведь он же все наоборот сделает! Рисовать она начала, как и все дети, едва научившись держать карандаш. Муж книгу оформляет, рисунок повесит на стену, чтобы лучше рассмотреть, а Надя подойдет и рядом свой прилепит. Что меня в ней всегда удивляло – не по-детски бережное отношение к вещам. Она никогда не рвала книжки, не ломала игрушки.

Папа каждый день приходил с работы, ложился на диван и с выражением читал ей сказки – а Надюша сидела рядом и рисовала. Так появились многие ее рисунки, в том числе и знаменитый цикл к «Сказке о царе Салтане», которым до сих пор восторгаются специалисты. Она уже взрослой, в 14–15 лет, часто просила: «Папа, почитай мне!» Все дети рисуют, но у Надюши это получалось необычно. Муж показал ее рисунки коллегам, искусствоведам. Самая первая выставка дочери состоялась в редакции журнала «Юность», когда ей было всего 12. После школы она хотела поступать во ВГИК, стать мультипликатором.

Ее обещали взять без экзаменов…

6 марта 69-го года, в серое промозглое утро, Наталья Дойдаловна приготовила завтрак, наказала дочери одеться потеплей и убежала на работу. Больше живой она Надю не видела. Девочка наклонилась, чтобы зашнуровать ботинки, и вдруг упала. Николай Константинович побежал вызывать врача. Телефона у Рушевых не было. Спасти Надю не удалось. Она умерла от врожденного дефекта сосуда головного мозга.

– В феврале дочь перенесла гулявший тогда по Москве гонконгский грипп. Она вся горела, не могла ни писать, ни читать, жаловалась на головную боль. Лежала дома одна – на мою работу нельзя было опаздывать даже на пять минут. Вызывали врача – он выписывал таблетки, теперь уже не помню, какие. Едва оклемавшись, дочка уехала на киносъемки. Если б я тогда знала, как опасен тот грипп…

О смерти Нади я узнала только вечером, вернувшись домой, муж и коллеги просто не решались сразу сказать о трагедии. Открываю дверь – а в доме полно народу… Трудно было это выдержать.

Надю похоронили на Покровском кладбище, где теперь лежит и Николай Константинович – отец пережил дочь всего на шесть лет. А мать не перестает спрашивать себя, почему именно ее ребенка так рано забрала смерть. За какие грехи?


Рушева Надежда Николаевна

РУШЕВА НАДЕЖДА НИКОЛАЕВНА

Б иографический очерк

Надя Рушева
родилась в семье художника и балерины, в городе со странным, гулким названием:
Улан-Батор. Потом семья переехала в Москву. Рисовать девчушка начала с трех лет,
много раньше, чем читать.

Рисунок стал для
нее как бы еще одним языком - загадочный, порывистый, легкий. Как дыхание. Она и
сама была легкой, подвижной, веселой, любила танцы, смех, шутки, безобидное
озорство.

Но над рисунком
всегда - затихала, замирала. Над рисунком она как бы погружалась в другой мир,
неведомый остальным. Она властвовала в рисунке. Она жила в нем. Сама говорила не
раз: «Я живу жизнью тех, которых рисую».

Чем она
рисовала? Цветными мелками, карандашом. Пока отец вслух читал ей «Сказку о царе
Салтане», она сделала к ней в альбоме более тридцати шести рисунков... Кстати, в
художественной школе она никогда не училась, и никто и никогда не мог заставить
ее рисовать насильно.

В возрасте шести-семи лет девочка подружилась с пером (ручкой),
которым в первом классе все старательно выводили палочки и крючочки. Художники
обычно им не рисуют - слишком хрупкий инструмент, да и поправки - исключаются..
Надя любила рисовать и фломастером, и карандашами, для нее это было в равной
степени легко, она говорила, что только обводит на листах бумаги внезапно
проступившие контуры рисунка лица и фигуры, контуры и сюжеты. После ее ухода -
не поворачивается язык сказать - смерти, гибели, - столь внезапно все было! -
осталось более тысячи рисунков, среди них иллюстрации к «самому родному поэту»
Пушкину

Художник-график

«НАДЯ,
ПУШКИН, СИРЕНКИ и ДР.»

Надя Рушева, на мой взгляд, - явление
чрезвычайное в изобразительном искусстве наших дней.

Говорить
о ней радостно и горько: радостно потому, что, глядя на рисунки Нади, говоря о
них, невозможно не почувствовать себя на высокой волне большого праздника, не
ощутить доброго волнения; а горько потому, что самой Нади уже нет с
нами.

Надя умерла в семнадцать лет. Так мало пожив на этом свете, она
оставила огромное художественное наследие - десять тысяч
рисунков-фантазий.

Талант
щедр, и эта щедрость души, это стремление тратить свои душевные богатства без
оглядки, отдать людям всего себя без остатка - несомненно, один из первых
признаков, изначальное свойство истинного таланта.

Но само собой
разумеется, что о мощи таланта мы судим не только по количеству сделанного.
Важно не только то, сколько перед нами рисунков, но и то - каких
рисунков.

Я четырежды был на выставках ученицы обычной московской школы
Нади Рушевой, и с каждым новым знакомством с её рисунками они всё больше
пленяли, покоряли и радовали.

Надины
рисунки - это огромный, многообразный, богатый мир образов, чувств, идей,
интересов. В её рисунках и сегодняшний день, и историческое прошлое страны, и
мифы эллинов, и современная Польша, и сказки, и пионерия Артека, и древний мир,
и страшный Освенцим, и первые дни Октябрьской революции.

Матери
мира – за мир

Плач
над Зоей

Многообразие интересов художницы поражает. Ей до всего в
мире было дело. Всё её касалось.

Но эта широта художнических интересов -
не есть всеядность. Аппарат отбора, столь важный для художника, действовал у
Нади строго и безошибочно. Что отбирала Надя для себя из практически
безграничного богатства человеческой культуры?

Надя любила чистые, высоко
поэтические мифы эллинов. Мифологическим мотивам посвящены многие её рисунки, и
среди них - самые ранние. Восьмилетней девочкой Надя рисует «Подвиги Геракла» -
цикл из ста маленьких этюдов.

Уже в ранних детских рисунках ярко видится
будущий художник, с его пристрастиями, с его всеобычным глазом и прекрасной
гибкой линией, с его безошибочным чувством отбора и изящным лаконизмом
художнического языка.

Это о первых рисунках восьмилетней Нади. А вот
передо мной последняя композиция семнадцатилетней художницы. И опять тема -
прекрасная эллинская сказка: «Аполлон и Дафна». Этот небольшой, примерно в
страничку школьной тетради, рисунок - поистине шедевр. Миф о боге солнца, муз,
искусств Аполлоне, влюбившемся в прекрасную нимфу Дафну и отвергаемом ею, - один
из самых поэтических созданий греческой мифологии.

Эту
победу нимфы над богом, Дафны над Аполлоном и нарисовала Надя в самой её
трагической кульминации. Аполлон, уже настигший Дафну, протягивает руки, чтобы
схватить свою жертву, но Дафна уже наполовину не Дафна. Из живого тела её уже
возникают ветки лавра. С поражающей художественной находчивостью Надя уловила и
отобрала наиболее сложный, наиболее драматический момент мифа. Она изображает
как бы самый процесс перевоплощения Дафны. Она ещё человек, но одновременно уже
почти деревце: у неё и живые человечьи руки, и ветви лавра. Исполнен рисунок
изумительно скупо, точно, прозрачно. Линия упруга, текуча, завершена в первом и
единственном движении пера.

Линия у Нади всегда единична и окончательна.
Надя не употребляла карандаша, не пользовалась резинкой, не растушевывала
рисунок, не намечала предварительных направлений, не проводила множественных
линейных вариантов. Линия одна, всегда окончательна, и материал, которым
работала Надя, строго соответствовал её удивительной способности безошибочной
импровизации. Тушь, перо, фломастер не терпят поправок и повторных попыток, а
именно тушь, перо и фломастер любила Надя, изредка подцвечивала свои рисунки
пастелью или акварелью.

Веснушки.
Серёжа Есенин.

Танец
Шахерезады

Безошибочность линии в Надиных рисунках просто
поразительна. Это какой-то особый, высший дар, какая-то волшебная, чудотворная
сила и свойство руки художника, всегда верно выбирающей то единственное
направление, тот единственный изгиб, ту единственную толщину и плавность линии,
какие необходимы в каждом конкретном случае. Уверенность, верность руки Нади
непостижима.

Офелия

Столь
же находчива, экономична и каждый раз бесспорно окончательна композиция Надиных
работ. Вот небольшой рисунок «Пир Калигулы». На тёплом зеленоватом фоне перед
нами три фигуры – полнотелый Калигула и цветущая женщина с ним рядом, а перед
ними на камнях – чёрная рабыня с подносом, уставленным пиршественными яствами и
сосудами с вином. Как мало нарисовано и как много сказано: этих трёх фигур и их
положения в большом пиршественном зале, только намёком данном на втором плане,
оказывается достаточно для того, чтобы создать атмосферу пира.

Своеобычна
композиция «Адам и Ева». На рисунке только две фигуры – Адам и Ева. Ни райских
кущей, ни дерева с яблоками познания добра и зла. Из сопутствующих аксессуаров –
только змей на первом плане и яблоко. Яблоко уже сорвано: оно на земле перед
глазам Евы, которая, присев, жадно вытянула руку, чтобы схватить его. Этот
бурный жест женщины, жаждущей схватить, познать запретное, неподражаемо
выразителен. Заслонённый Евой Адам, тоже припавший к земле, как бы дублирует
стремительное движение Евы. Центр картины: Ева, яблоко, жест Евы. Я назвал эту
композицию картиной, а не рисунком, и это, на мой взгляд, вполне закономерно.
Этот рисунок – больше, чем рисунок.

Непокорённая

Малость
средств, какими достигается Надей огромный результат, иной раз просто поражает.
Вот рисунок, озаглавленный «Освенцим». На нём нет ни лагерных бараков, ни
колючей проволоки, ни печей крематория. Только лицо – одно лицо, измождённое,
измученное, настрадавшееся, с провалившимися щеками и огромными, страшно
глядящими в мир глазами… Нет никаких деталей, которые говорили бы о страшных
делах, какие творили фашисты в лагере смерти, но всё это явственно видится в
измученном, измождённом лице с огромными глазами на рисунке Нади
«Освенцим».

А ведь автору «Освенцима», «Адама и Евы», «Аполлона и Дафны»
и тысяч других работ художника, сложно и глубоко выразившего сложные и глубокие
идеи и образы нашего века и веков прошлых, было всего семнадцать
лет.

Столь раннее созревание ума, чувств, руки, дарования невозможно
определять, вымерять обычными мерами, обычными категориями, и я понимаю
академика живописа В.Ватагина, говорящего о гениальности Нади.

Надя
с художником-анималистом В.Ватагиным

Я понимаю Ираклия Андронникова,
который после посещения выставки Нади Рушевой написал: «То, что это создала
девочка гениальная, становится ясным с первого рисунка. Они не требуют
доказательств своей первозданности.»

Слова «гениальность» и
«первозданность» - очень большие слова, их страшновато произносить в приложении
к современнику, да притом ещё семнадцатилетнему. Но мне кажется, что это та
мера, которой и можно, и должно мерять огромное дарование Нади
Рушевой.

До сих пор я говорил более или менее обстоятельно о четырёх
Надиных рисунках: «Аполлон и Дафна», «Пир Калигулы», «Адам и Ева», «Освенцим»,
но, в сущности говоря, каждый из её рисунков заслуживает столь же и даже более
обстоятельного разговора. Тематическое многообразие и богатство Надиного
творечства почти безграничны К каким только темам, мотивам, жизненным явлениям
не обращается эта жарко и жадно взыскующая душа!

Автопортрет
рисующей на полу

Надя ненасытно глотает книги, и почти всякая из них
рождает вихрь мыслей и жажду воплотить на бумаге зримо, в линиях и красках
материал прочитанной книги, её героев, её идеи и образы.

Она рисует
иллюстрации к К.Чуковскому и В.Шекспиру, Л.Кассилю и Ф.Рабле, А.Гайдару и
Э.Гофману, С.Маршаку и Д.Бацрону, А.Грину и Ч.Диккенсу, Н.Носову и А.Дюма,
П.Ершову и М.Твену, П.Бажову и Д.Родари, А.Блоку и Ф.Куперу, И.Тургеневу и
Ж.Верну, Б.Полевому и М.Риду, Л.Тольстому и В.Гюго, М.Булгакову и Э.Войнич,
М.Лермонтову и А.Сент-Экзюпери.

Маленький
принц с розой

Прощание
с Лисом

Пушкин
- это особый мир Нади, особое её пристрастие, особая любовь. С Пушкина,
возможно, всё и началось. Пушкин разбудил дремавший в маленькой восьмилетней
Наде Рушевой интсинкт творчества. Именно тогда, в пятьдесят девятом году,
впервые побывав с родителями в Ленинграде, посетив Эрмитаж, Русский музей,
последнюю квартиру поэта на Мойке 12, Надя взяла в руки перо и фломастер. Тогда
именно и появились первые тридцать шесть рисунков на темы, навеянные «Сказкой о
Царе Салтане».

С этой, ставшей сердцу Нади дорогой, квартиры на Мойке
началось творческое в Наде; здесь и кончилось. Последний её поход был совершён
сюда уже спустя десять лет.

На другой день после посещения квартиры поэта
Надя внезапно умерла. За три дня до этого она побывала в городе Пушкине под
ленинградом, в лицее, в комнате, в которой шесть лет жил лицеист
Пушкин.

Юные
лицеисты Пушкин и Дельвиг

Рисунки Нади Рушевой приближают нас к
Пушкину ещё на один шаг. Работая над этими рисунками, Надя старалась вжиться не
только в образ самого поэта, но и в атмосферу, его окружавшую, в пушкинскую
эпоху, увидеть, почувствовать, ощутить её – представить себе воочию людей того
времени, обстановку их, вещи, какие были вокруг них и в их руках. Настраивая
себя на это, Надя делала рисунки пушкинского цикла гусиным пером. Она постоянно
возилась в эти дни с гусиными перьями, зачинивала их, обжигала в пламени свечи,
делала бесчисленные срезы пера на разных от бороздки расположениях, чтобы
достичь определённой, нужной для рисунка гибкости оконечья пера.

Папа,
давай поиграем!

В пушкинском цикле Нади явно ощущается созвучие с
манерой пушкинского рисунка – лёгкого, непринуждённого, изящного, как бы
летучего Но в то же время Надя остаётся Надей и в этих рисунках. Налицо
всегдашняя её лаконичная компановка, уверенная определённость линий,
импровизационная свобода рисунка.

Надя сперва создаёт серию лицейстких
рисунков: несколько портретов Пушкина-лицеиста, товарищей его по Лицею. Под
пером Нади возникают Кюхля, Дельвиг, Пущин, жанровые сценки лицейского быта,
друзья-лицеисты, посещающие заболевшего Сашу, бунь лицеистов против
воспитателя-кляузника Пилецкого.

Кюхельбекер

Но
мало-помалу в силу вступает художническая жажда и стремление понять мир великого
поэта во всей его широте и многообразии. И тогда вслед за лицейской серией
появляются рисунки «Пушкин и Керн», «Пушкин и Ризнич», «Пушкин и Мицкевич»,
«Пушкин и Бакунина», прощание Пушкина с детьми перед смертью, портрет Натальи
Николаевны, Наталья Николаевна с детьми дома и на прогулке.

Стремление
расширить поле зрения, неустанно углублять избранную тему, с которым мы
встретились в пушкинском цикле, вообще характерно для Нади.

Мастер
и Маргарита в подвальчике у застройщика

В своём последнем цикле,
посвящённом роману М.Булгакова «Мастер и Маргарита», Надя выступает
первооткрывательницей темы. Роман М.Булгакова чрезвычайно сложен: он объединяет
в одном целом реальность и фантастику, историю и сатиру.

Мастер
ждёт Маргариту

Надя с блеском преодолела эту трудность объединения
разнородных планов. И тут, вживаясь в образ, она бесконечно повторяет лицо
Маргариты, для которого ищет наиболее яркого воплощения.

Превосходно
найдены средства воплощения и таких разноплановых персонажей как Мастер, Иешуа,
Пилат, Крысобой, Волнад и его свита.

Мольба
Фриды

Коровьев
и Бегемот

Тот же неустанный поиск правды и выразительности образа
видим мы и в великолепном цикле, посвящённом «Войне и миру». Стремясь
представить нам Наташу Ростову во всей её жизненной полноте, Надя рисует её
подростком с куклой и окрылённой мечтой девушкой, залитой лунным светом перед
открытым окном в Отрадном, и любящей, заботливой матерью у постели
ребёнка.

Другие
пресонажи «Войны и мира» так же явлены нам в Надиных рисунках во всём
многообразии жизненных интересов, характеров, судеб, устремлений, поступков и
душевных движений. Чрезвычайно богат, многосторонен огляд художником материала
великого романа: Пьер на поле Бородинской битвы, спасение им женщины с ребёнком,
Кутузов, беседующий в Филях с шестилетней крестьянской девочкой Малашей, смерть
Платона Каратаева, гибель Пети Ростова, Николушка Болконский, мечтающий о
подвигах…

Пьер
Безухов

Наполеон
в отступлении

И ещё одно, чрезвычайное сопоставление. Стремясь войти
в образ, дать его во всей жизненной полноте, Надя старается сколько можно
приблизиться к нему как бы и физически. Рисуя пушкинский цикл, Надя бродит по
пушкинстким местам, посещает Лицей, едет на место дуэли Пушкина. Отмеривает по
снегу десять шагов и, воочию убедившись, как страшна дистанция дуэлянтов,
восклицает с болью и негодованием: «Это же убийство! Ведь этот негодяй стрелял
почти в упор.» Потом я Чёрной речки идёт на Моку и там долго стоит перед
портретом поэта, среди вещей окружавших его при жизни, словно впитывая в себя
самую атмосферу этой жизни, его мыслей, мечтаний дел, его музы, звучания его
стихов. Во время прогулки в Лицейском саду Надя поднимает с дорожки прутик и
неожиданно начинает чертить им на снегу летучий профиль юного Пушкина…

То
же происходит и в процессе работы над другими циклами, особенно дорогими
художнице. Рисуя листы «Войны и мира», Надя едет с отцом из Москвы на осеннее
Бородинское поле, долго бродит по огромной долине, останавливаясь и тщательно
просматривая места, где были Багратионовы флеши, батарея Раевского, Шевардинский
редут, ставка Кутузова…
Работая над рисунками к «Мастеру и Маргарите», Надя
обходит все старые московские переулки, улицы, бульвары где разыгрывалось
действие романа, где ходили, мучались спорили, скандалили, лукавили персонажи
булгаковской фантазии.

А теперь возвращаюсь к обещанному чрезвычайному
сопоставлению. В чём оно состоит? Отец Нади говорил, что она не умела рисовать
натуралистически, со светотенью, никогда не копировала натуру. Даже делая свои
автопортреты, она только ненадолго заглядывала в зеркало, а потом рисовала уже
по памяти. Рисунки её были всегда импровизацией.
Так как же совместить эту
импровизационную манеру со стремлением детально ознакомиться с жизнью героев
своих рисунков, с местами, где они жили и действовали, пристально оглядывать эти
места, окружающие предметы, изучаь их?

Так обычно работает тот, кто
накрепко привержен реализму. Но художник-импровизатор как будто бы должен
поступать совсем не так?
Рисунки Нади – это импровизации. Они в какой-то мере
фантастичны, сказочны, но в то же время они вдохновлены конкретной
действительностью, жизнью, книгой, фактом. И Надя верна конкретным образам,
вещам, событиям. Рисунки Нади несмотря на импровизационность и подчас
фантастичность, не беспочвенны, не безличны, не безразличны к жизни. Они следуют
жизни в такой же мере, в какой следуют творческому импульсу Нади. Они
фантастичны и реалистичны одновременно. Они – сказка, ставшая былью, поэзия в
графике.

Надя рисует мифических сирен. Их много. Она их любит. Но как она
их любит? И каковы они у Нади?

Прежде всего – это не те свирепые сирены,
морские дивы, которые в мифах завлекают своим пением моряков-путешественников в
морские пучины, чтобы погубить их. Спастись от них можно только залепив уши
воском, чтобы не слышать их пения, как сделал это Одиссей со своими спутниками.У
Нади сирены зовутся ласково сиренками, и никого они не губят. Напротив, они
очень обаятельны, дружелюбны, приветливы и, не корча из себя злодеек, занимаются
самыми обыденными делами: ходят на просмотры моделей в дом мод, служат
официантами, устраивают дома, время от времени, большую стирку и, сняв свои
рыбьи хвостики и выстирав их, развешивают рядком, как трусики, на верёвочках для
просушки.

Удивительно милы эти сиренки, и Надя дружит с ними издавна. У
неё есть даже такой рисунок: «Дружба с сиренкой», где обыкновенная девочка,
может быть, сама Надя, улыбаясь, стоит в обнимку с сиренкой и мирно
разговаривает с ней.

Кентаврёнок
с лавровым венком

Очень домашни, милы и кентаврицы, а также кентавры
и кентаврята. Кентаврицы столь же кокетливы, как и сиренки. На всех четырёх
копытцах у них высоконькие, остренькие, самые можные каблучки. Отношения Нади и
кентавриц, Нади и сиренок, на мой взгляд, таковы, какими должны быть отношения
художника к своим созданиям: они совершенно естественны, человечны, задушевны.
Через эти отношения очень глубоко и достоверно раскрывается сам художник, его
добрый взгляд на окружающий его мир.

Встреча
вакха и нимфы

И ещё одно скрыто в Надиных образах: это – добрая
улыбка и весёлый глазок художницы, её мягкий юмор – мягкий и одновременно смелый
и тонкий.

Шалунья
и шпиц

В этом весёлом, задорном, озорном отношении к материалу есть
что-то открыто-детское – и в то же время мужественно взрослое, бесстрашное.
Художник не преклоняется, не раболепствует перед мифом, перед сказкой, а просто
принимает этот мир как художническую достоверность и совершенно свободен и
непринуждён в отношениях с ним.

А что говорить?

Говори что хочешь.

-
Ладно. Я расскажу, как получила двойку по математике.

И рассказала.
Рассказ милый, простодушный, открытый – всё напрямик, всё без утайки, без
прикрас. В нём – вся Надя, весь её характер, весь душевный строй.

Я
смотрел три коротеньких фильма о Наде. В них Надя тоже такая, как есть: без
ретуши и прикрас. Бродит по Ленинграду… Вот она у Зимней канавки, на набережной
Невы, в Летнем саду, славная, милая девушка, иной раз даже девчёнка. Смотрит на
чудесный город, который так любила, в котором была за свою короткую жизнь
четырежды.

В последнем фильме о Наде – очень коротеньком и кончающемся её
прощальной улыбкой и горестным титром «Фильм не удалось закончить, так как Надя
Рушева умерла в марте шестьдесят девятого года…» - запечатлён один жест
Нади.

Медленно проходя по комнатам пушкинской квартиры и вглядываясь в
окружающие её реликвии, Надя летучим, каким-то удивительно интимным жестом
подносит руку к лицу, к щеке. Этот нечаянный жест пленителен, она даёт знать
зрителю, с каким внутренним волнением, с какой трепетной, затаённой душевной
тревогой и радостью Надя вглядывалась в Пушкина, в его жизнь, в его
стихи.

Я спросил у Надиного отца: знала ли она о своей аневризме, о том,
что болезнь её смертельна? Николай Константинович ответил коротко: «Нет. Никто
не знал… Утром, дома, собираясь в школу, потеряла сознание…»

Не
могу сказать – к лучшему ли то, что Надя не подозревала о ежеминутно
подстерегавшей её смерти. Может быть, елси бы знала, это лишило бы её рисунки
той прекрасной и поистине великой гармоничности, какая в них живёт, наложило бы
на них печать трагического. Не знаю, не знаю… Но знаю одно – проглядывая
многажды Надины рисунки, я ещё раз и окончательно убедился, что добрые
волшебники существуют на свете, живут среди нас…

Надя Рушева скончалась 6 марта 1969 года в больнице
из-за разрыва врождённой аневризмы сосуда головного мозга и последующего
кровоизлияния в мозг, и была похоронена на Покровском кладбище в Москве.

Памяти Нади Рушевой Недетский почерк детского рисунка

Она оставила после
себя огромное художественное наследие - около 12 000 рисунков. Точное их число
невозможно подсчитать - значительная доля разошлась в письмах, сотни листов
художница подарила друзьям и знакомым, немалое количество работ по разным
причинам не вернулось с первых выставок. Многие её рисунки хранятся в музее Льва
Толстого в Москве, в музее-филиале имени Нади Рушевой в городе Кызыле, в
Пушкинском доме Академии наук в Петербурге, Национальном фонде культуры и Музее
Пушкина в Москве.

Прошло более 160 выставок её работ в Японии, Германии,
США, Индии, Монголии, Польше и многих других странах.


http://chtoby-pomnili.com/page.php?id=830

Надя Рушева никогда не училась ни рисунку, ни графике. Она просто брала бумагу и начинала набрасывать какие-то контуры. Никогда не делала эскизов — рисовала сразу «набело». И не пользовалась стиральной резинкой — если художнице что-то не нравилось, она выбрасывала лист и начинала заново — уже другой рисунок. «Я их заранее вижу. Они проступают на бумаге, как водяные знаки, и мне остаётся их чем-нибудь обвести», — говорила художница.

Таких рисунков — быстрых, выверенных, чётких — она оставила двенадцать тысяч. Это в шесть раз больше, чем всё творческое наследие Клода Моне . Хотя жизнь самоучки Нади Рушевой была и в шесть раз короче. Юная художница даже не успела закончить школу — в 17 она умерла от разрыва врождённой аневризмы сосуда головного мозга и кровоизлияния.

Маленькая художница

До семи лет родители не учили девочку ни читать, ни писать, ни рисовать — как говорила её мама, не хотели торопить ребёнка. Но по вечерам папа, художник Николай Рушев , часто читал дочери вслух сказки. А Надя, пока слушала, делала какие-то наброски. Как-то раз, пока папа читал «Пушкинскую сказку о царе Салтане», девочка успела нарисовать 36 иллюстраций.

Рисунок Нади Рушевой «Н. Н. Пушкина с детьми». Из цикла «Пушкиниана». Перо. 1966 год. Репродукция. Фото: РИА Новости / Владимир Вдовин

Однажды Николай Рушев показал рисунки дочери коллегам по работе. Те подтвердили: у девочки талант. А в 1964-м прошла первая выставка Нади — ей тогда было 12. Не все воспринимали девочку всерьёз — какой жизненный опыт может быть у пятиклассницы? Да и художественного образования она не получила. А Рушева просто продолжала вести свой привычный образ жизни — ходила в школу, как и любой нормальный советский ребёнок, волновалась за отметки, читала книги и много рисовала.

Выставка «Пушкиниана Нади Рушевой», посвящённая 200-летию со дня рождения А. С. Пушкина. Мама художницы Наталья Рушева на открытии выставки, 1999 год. Фото: РИА Новости / Владимир Вяткин

В течение ближайших пяти лет по всему миру проходит 15 персональных выставок Нади Рушевой: в Польше, Чехословакии, Индии, Румынии. Надю интересуют и мифы Древней Греции, и пушкинские произведения — в 13 она создаёт серию рисунков к «Евгению Онегину». Несмотря на то, что Надины иллюстрации очень простые — часто это просто какие-то линии и контуры без тонировки или штрихов, — в них много динамики и жизни. Как говорил скульптор Василий Ватагин: «Её рисунки далеко выходят за пределы детского творчества, но и среди взрослых художников едва ли многие могут поспорить с лёгкостью её техники, чувством композиции, с остротой её образов, с её творческим восприятием мира». Сама же Надя всегда мечтала стать мультипликатором.

«Провидение Нади»

Как-то друзья дали Наде почитать «Мастера и Маргариту». Как писал в дневнике отец художницы: «Надюша вдруг преобразилась и повзрослела!.. Она отложила все другие мечты и серии рисунков, засыпала меня просьбами достать всё, что можно, о Булгакове и как-то сразу и упоённо стала создавать свою лебединую песню „Мастер и Маргарита“». Спустя годы вдова Михаила Булгакова увидит Надины иллюстрации и назовёт их лучшими — но художницы к тому времени уже не будет в живых.

После смерти Рушевой Елена Сергеевна пригласила в гости её отца. Тот принёс с собой две папки рисунков Нади. Взяв в руки первый же лист, вдова Булгакова минуту молчала. А все присутствующие с удивлением переводили взгляд с рушевской героини на Елену Сергеевну и обратно.

РИА Новости / Владимир Вдовин

Тогда ещё отец художницы не знал, что жена писателя — и есть та самая Маргарита. Знать этого не могла и Надя. Однако её Маргарита оказалась практически копией Елены Булгаковой. А у Мастера на пальце красовался массивный перстень с камнем — такой же был и у самого писателя.

Репродукция рисунка Нади Рушевой к последней сцене романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита». (1968 год. 16 лет). Фото: РИА Новости / Владимир Вдовин

«Хорошо, что Надя и свечу нарисовала… Михаил Афанасьевич любил работать при свечах…» — говорила Елена Булгакова, листая рисунки. А когда дошла до портрета Мастера и Маргариты в профиль, надолго замолчала. «Вспухший рот… Характерно для Михаила Афанасьевича… Будто вздохнул… Это провидение Нади».

Рушева стала первым иллюстратором «Мастера и Маргариты». Ей в то время было 15.

Сбывшееся и несбывшееся

В немецких искусствоведческих учебниках линейную графику Рушевой принимают практически за эталон. На её рисунках нет ни одной лишней черты, но в каждой работе художница виртуозно передавала эмоции — часто всего несколькими линиями.

При этом рушевские иллюстрации — по-детски непосредственные. Так, рядом с «серьёзными» рисунками Геракла или Аполлона с Дафной можно увидеть забавную серию «Сиренки». Надины сирены совсем не страшные — скорее, весёлые и игривые. А её кентаврицы больше похожи на балерин — на некоторых картинках они даже вальсируют.

Кстати, балет художницу тоже интересовал. Как-то она изобразила балет «Анна Каренина», но увидеть его не успела. Надя умерла за несколько лет до того, как композитор Родион Щедрин написал «Анну Каренину», а Майя Плисецкая исполнила там главную роль.

Никто не мог предположить, что в 17 лет художница уйдёт из жизни. Собираясь утром в школу, она просто потеряла сознание. Врачи пять часов боролись за её жизнь, но в сознание она уже так и не пришла.

Могила Нади Рушевой и её отца Николая Константиновича на Покровском кладбище. Фото: Commons.wikimedia.org / Mitrius

По-тувински имя «Найдан» (а Надя наполовину тувинка) означает «вечно живущая». И память о художнице-самоучке, которая так и не стала мультипликатором, до сих пор жива — всего в мире прошло уже около 160 её выставок. А с могильного памятника Нади Рушевой на этот мир смотрит кентаврёнок — необычный ребёнок с очень серьёзным взглядом.