Композитор сергей иванович. Танеев Сергей Иванович — биография, факты из жизни, фотографии, справочная информация

Сергей Иванович Танеев (13 ноября 1856, Владимир — 6 июня 1915, Дютьково под Звенигородом) — русский композитор, пианист, педагог, учёный, музыкально-общественный деятель. Младший брат адвоката В. И. Танеева.

В русской музыке рубежа веков С. Танеев занимает совершенно особое место. Выдающийся музыкально-общественный деятель, педагог, пианист, первый в России крупный ученый-музыковед, человек редких нравственных достоинств, Танеев был признанным авторитетом в культурной жизни своего времени.

Однако главное дело его жизни, композиторское творчество, далеко не сразу нашло подлинное признание. Причина не в том, что Танеев — новатор-радикал, заметно опередивший свою эпоху. Напротив, многое в его музыке воспринималось современниками как устаревшее, как плод «профессорской учености», сухой кабинетной работы. Странным и несвоевременным казался интерес Танеева к старым мастерам, к И. С. Баху, В. А. Моцарту, удивляла приверженность классическим формам и жанрам. Лишь позднее пришло понимание исторической правоты Танеева, искавшего для русской музыки прочной опоры в общеевропейском наследии, стремившегося к универсальной широте творческих задач.
Среди представителей старинного дворянского рода Танеевых встречались музыкально одаренные любители искусств — таким был и Иван Ильич, отец будущего композитора. В семье поддерживали рано обнаружившийся талант мальчика, и в 1866 г. он был определен в только что открывшуюся Московскую консерваторию. В ее стенах Танеев становится учеником П. Чайковского и Н. Рубинштейна — двух крупнейших деятелей музыкальной России. Блестящее окончание консерватории в 1875 г. (Танеев первым в ее истории был удостоен Большой золотой медали) открывает перед молодым музыкантом широкие перспективы. Это и разнообразная концертная деятельность, и преподавание, и углубленная композиторская работа. Но прежде Танеев совершает поездку за рубеж.
Пребывание в Париже, соприкосновение с европейской культурной средой оказало сильнейшее воздействие на восприимчивого двадцатилетнего художника. Танеев предпринимает суровую переоценку достигнутого им на родине и приходит к выводу о недостаточности своего образования, как музыкального, так и обще- гуманитарного. Наметив твердый план, он начинает упорную работу над расширением кругозора. Работа эта продолжалась всю жизнь, благодаря чему Танеев смог стать вровень с образованнейшими людьми своего времени.
Та же планомерная целеустремленность присуща и композиторской деятельности Танеева. Он желал практически овладеть сокровищами европейской музыкальной традиции, переосмыслить ее на родной русской почве. Вообще, как полагал молодой композитор, русской музыке недостает исторической укорененности, она должна усвоить опыт классических европейских форм — прежде всего полифонических.

Очень существен вклад Танеева в области камерно-инструментальной музыки. Русский камерный ансамбль обязан ему своим расцветом, во многом обусловившим дальнейшее развитие жанра в советское время в творчестве Н. Мясковского, Д. Шостаковича, В. Шебалина. Дарование Танеева как нельзя лучше отвечало строю камерного музицирования, которому присущ, по словам Б. Асафьева, «свой уклон содержания, особенно в сферу возвышенно-интеллектуальную, в область созерцания и размышления». Строгий отбор, экономия выразительных средств, отточенность письма, необходимые в камерных жанрах, всегда оставались идеалом для Танеева. Исключительно мелодическое богатство ансамблей, особенно их медленных частей, гибкость и широта развития тематизма, близкие свободным, текучим формам народной песни.
Высокий интеллектуализм, присущий натуре Танеева, наиболее непосредственно выразился в его музыковедческих трудах, а также в широкой, истинно подвижнической педагогической деятельности. Научные интересы Танеева вытекали из его композиторских представлений. Так, по свидетельству Б. Яворского, он «живо интересовался, каким образом такие мастера, как Бах, Моцарт, Бетховен, добивались своей техники».

Танеев был прирожденным педагогом. Прежде всего потому, что собственный творческий метод он выработал совершенно сознательно и мог научить других тому, чему научился сам. Центром тяжести при этом становилась не индивидуальная стилистика, а общие, универсальные принципы музыкальной композиции. Поэтому столь различен творческий облик композиторов, прошедших через класс Танеева. С. Рахманинов, А. Скрябин, Н. Метнер, Ан. Александров, С. Василенко, Р. Глиэр, А. Гречанинов, С. Ляпунов, З. Палиашвили, А. Станчинский и многие другие — каждому из них Танеев сумел дать ту общую основу, на которой расцвела индивидуальность ученика.

"Венеция ночью"



Ученик и последователь Чайковского, Танеев находит свой собственный путь, синтезирующий романтический лиризм и классицистскую строгость выражения. Это сочетание очень существенно для стиля Танеева, начиная с самых ранних опытов композитора. Первой вершиной здесь стало одно из лучших его произведений — кантата «Иоанн Дамаскин» (1884), положившая начало светской разновидности этого жанра в русской музыке. Хоровая музыка — важная часть наследия Танеева. Композитор понимал хоровой жанр как сферу высокого обобщения, эпоса, философского размышления. Отсюда крупный штрих, монументальность его хоровых композиций. Естествен и выбор поэтов: Ф. Тютчев, Я. Полонский, К. Бальмонт, в стихах которых Танеев подчеркивает образы стихийности, грандиозности картины мира. И есть некая символичность в том, что творческий путь Танеева обрамлен двумя кантатами — лирически-проникновенным «Иоанном Дамаскином» по поэме А. К. Толстого и монументальной фреской «По прочтении псалма» на ст. А. Хомякова, итоговым произведением композитора.

"Иоанн Дамаскин"



Сергей Танеев. "Абсолютный слух"



Мелодическое разнообразие свойственно романсам Танеева, многие из которых завоевали широкую популярность. И традиционно-лирический, и картинный, повествовательно-балладный типы романса равно близки индивидуальности композитора. Требовательно относясь к картину поэтического текста, Танеев полагал слово определяющим художественным элементом целого. Примечательно, что он одним из первых начал называть романсы «стихотворениями для голоса и фортепиано».

"В дымке невидимке"



"Люди спят"



"Из вечности музыка вдруг раздалась"

Яков Полонский

"Гипотеза"
Из вечности музыка вдруг раздалась,
И в бесконечность она полилась,
И хаос она на пути захватила, -
И в бездне, как вихрь, закружились светила:
Певучей струной каждый луч их дрожит,
И жизнь, пробужденная этою дрожью,
Лишь только тому и не кажется ложью,
Кто слышит порой эту музыку божью.
Кто разумом светел, в ком сердце горит.



Сергей Танеев. "Библейский сюжет" Фильм.



Многообразная творческая деятельность Танеева, безвременно прервавшаяся в 1915 г., имела огромное значение для отечественного искусства. По словам Асафьева, «Танеев... был источником великой культурной революции в русской музыке, последнее слово которой еще далеко не сказано...»

С. Савенко. www.belcanto.ru

Родился 13 ноября 1856 года во Владимире. Принадлежал к роду дворян, ведущему свою историю с XV века. Его отец - Иван Ильич Танеев - помещик, статский советник, магистр словесности, врач, музыкант-любитель. С пяти лет учился игре на фортепиано, сначала у M. А. Миропольской, затем у В. И. Полянской (урождённой Возницыной). После переезда в Москву поступил в только что открывшуюся консерваторию (1866). До 1869 занимался в младших классах у Э. Л. Лангера (фортепиано, элементарная теория музыки и сольфеджио). В 1869-1875 годах продолжил занятия в классе фортепиано Н. Г. Рубинштейна, гармонии, инструментовки и свободного сочинения П. И. Чайковского, контрапункта, фуги и музыкальной формы Н. А. Губерта. Был любимым учеником П. И. Чайковского.

В 1875 году окончил Московскую консерваторию по классу Н. Г. Рубинштейна (фортепиано) и П. И. Чайковского (композиция) с золотой медалью. Выступал на концертах как пианист-солист и в ансамбле. Первый исполнитель многих фортепианных произведений Чайковского (Второго и Третьего фортепианных концертов, доработал последний после смерти композитора), исполнитель собственных сочинений. С 1878 по 1905 год работал в Московской консерватории (с 1881 года - профессор), где вёл классы гармонии, инструментовки, фортепиано, композиции, полифонии, музыкальной формы. В 1885-1889 годах занимал должность директора Московской консерватории. В это время и до конца своей жизни композитор проживал со своей няней в съёмном доме в Малом Власьевском переулке (дом 2/18). В 1905 году в знак протеста против авторитарных методов руководства покинул консерваторию и больше в неё не возвращался, несмотря на просьбы профессоров и учеников. Был одним из основателей и педагогов Народной консерватории (1906 год). Танеев участвовал в работе Пречистенских рабочих курсов для рабочих, изучал музыкальный фольклор, занимался с учениками частным образом (всегда безвозмездно).

На похороны А. Н. Скрябина, умершего 14 (27) апреля 1915 года, Танеев пришёл простуженный и получил осложнение, простуда перешла в пневмонию, и через два месяца он скончался.

Был похоронен на Донском кладбище в Москве. Позднее останки перенесены на Новодевичье кладбище.

Научная и педагогическая деятельность

Танеев стал в России уникальным учёным-музыковедом европейского масштаба, чьи работы по сей день не потеряли актуальность. Ему принадлежит ряд научных исследований в области фольклора (например, «О музыке горских татар», источниковедения (например, работа об ученических рукописях Моцарта, изданная Моцартеумом), полифонии (например, «Подвижной контрапункт строгого письма», 1889-1906 годы, и его продолжение «Учение о каноне», конец 1890-х - 1915 год) и др. Труды по полифонии интересны тем, что их автор впервые предложил простую математическую формулу (Index verticalis) для сочинения сложных контрапунктов. Не случайно в качестве эпиграфа к книге «Подвижной контрапункт строгого письма» Танеев берёт слова Леонардо да Винчи, которые соответствовали многим устремлениям Танеева как учёного:

« Никакое человеческое знание не может претендовать на звание истинной науки, если не прошло через математические формулы выражения. »
Кроме того, в предисловии к той же книге автор предлагает осмысление процессов, происходящих в современной ему музыке. В частности, он предрекает дальнейшее развитие музыкального языка в сторону усиления полифонических связей и ослабления функционально-гармонических.

Как педагог, Танеев добивался улучшения профессионального музыкального образования в России, заботился о высоком уровне музыкально-теоретической подготовки учащихся консерватории всех специальностей. Именно он создал основу для серьёзной музыкально-теоретической подготовки всех исполнительских профессий. Он первый предложил усовершенствовать современное ему профессиональное музыкальное образование, разделив его на две ступени, соответствующие нынешним среднему специальному (училище) и высшему (консерватория) образованию. Он вывел на высокий уровень преподавание в классах контрапункта, канона и фуги, анализа форм музыкальных произведений. Создал композиторскую школу, воспитал многих музыковедов, дирижёров, пианистов (продолжая фортепианные традиции Николая Рубинштейна). Среди учеников: Сергей Рахманинов, Александр Скрябин, Николай Метнер, Рейнгольд Глиэр, Константин Игумнов, Георгий Конюс, Сергей Потоцкий, Всеволод Задерацкий, Сергей Евсеев (посвятил несколько литературных трудов творчеству Танеева), Болеслав Леопольдович Яворский.

В 1910-1911 годах С. И. Танеев вместе с А. В. Оссовским выступил в поддержку молодого композитора Сергея Прокофьева и написал письмо к издателю Б. П. Юргенсону с просьбой опубликовать его произведения. Однако только после убедительного письма А. В. Оссовского Б. П. Юргенсон ответил согласием.

Был одним из первых эсперантистов в России; на языке эсперанто им написаны несколько романсов, на нём же С. И. Танеев на первых порах вёл свой дневник.

Творчество

Убеждённый последователь классики (в его музыке нашли претворение традиции М. И. Глинки, П. И. Чайковского, а также И. С. Баха, Л. Бетховена), Танеев предвосхитил многие тенденции музыкального искусства XX века. Его творчество отмечено глубиной и благородством замыслов, высокой этичностью и философской направленностью, сдержанностью высказывания, мастерством тематического и полифонического развития. В своих сочинениях он тяготел к нравственно-философской проблематике. Такова, например, его единственная опера - «Орестея» (1894, по Эсхилу) - образец претворения античного сюжета в русской музыке. Его камерно-инструментальные произведения (трио, квартеты, квинтеты) принадлежат к лучшим образцам этого жанра в русской музыке. Один из создателей лирико-философской кантаты в русской музыке («Иоанн Дамаскин», «По прочтении псалма»). Возродил популярный в отечественной музыке XVII-XVIII веков жанр - хоры a cappella (автор более 40 хоров). В инструментальной музыке особое значение придавал интонационному единству цикла, монотематизму (4-я симфония, камерно-инструментальные ансамбли). Сочинял и романсы.

Память

  • Имя С. И. Танеева носят:
  • Самолёт Аэрофлота Airbus A319 «С. Танеев»
  • Владимирский концертный зал им. С. И. Танеева, около которого стоит бюст композитора;
  • Научно-музыкальная библиотека Московской консерватории;
  • Городская детская музыкальная школа им. С. И. Танеева в Москве (Чистый пер., д. 9) в реконструированном доме, где когда-то жил музыкант; на стене дома установлена мемориальная доска;
  • Городская детская музыкальная школа № 1 им. С. И. Танеева г. Владимира;
  • Калужский областной музыкальный колледж им. С. И. Танеева;
  • Международный конкурс камерных ансамблей им. С. И. Танеева (Калуга-Москва);
  • Танеевский музыкальный фестиваль во Владимире;
  • Танеевское музыкальное общество;
  • улица во Владимире;
  • улица в Клину; а также развалившаяся усадьба Танеевых которая ни разу не реставрировалась и находится в полном разрушении
  • улица в Красноармейском районе г. Волгограда;
  • улица в Левобережном районе г. Воронежа;
  • Городская детская музыкальная школа в г. Звенигороде;
  • Дом-музей Танеева в Дютькове (Звенигород);
  • самолёт Airbus A319-111 авиакомпании «Аэрофлот», бортовой номер VP-BWK;
  • Малый Власьевский переулок в Москве с 1960 по 1994 годы был улицей Танеевых.
  • На доме, в котором родился композитор, во Владимире (улица Большая Нижегородская, 5) установлена мемориальная доска с надписью «В доме, стоявшем на этом месте, родился великий русский композитор, пианист, педагог, учёный Сергей Иванович Танеев».

Прижизненные аудиозаписи

Примечательны записи самого Танеева, сделанные в конце XIX века на парафиновые валики.

Сочинения

Опера «Орестея» (1-я постановка - 1895, Петербург)
Кантаты «Иоанн Дамаскин», «По прочтении псалма», «Cлавa H. Г. Рубинштейнy», «Я памятник себе воздвиг».
4 симфонии (1874-98), увертюры, концерт для фортепиано с оркестром
Камерно-инструментальные ансамбли (20) - трио (в том числе фортепианное, 1908), квартеты (в том числе фортепианный, 1906), квинтеты (в том числе фортепианный, 1911)
Для фортепиано - Прелюдия и фуга и др.
Хоры a cappella
Хоры без обозначения opus’a: «Венеция ночью» (Фет), «Ноктюрн» (Фет), «Веселый час» (Кольцов)-1880 год; «Песня короля Регнера» (Языков), «Вечерняя песня» (Хомяков)-1882 год.
Ор. 8. «Восход солнца» (Тютчев). Посвящено Русскому Хоровому Обществу В Москве (изд. 1898).
Ор. 10. «Из края в край» (Тютчев). Посвящено хору Императорской оперы в Петербурге (1898).
Ор. 15. Два хора a capella для четырёх смешанных голосов (1900): № 1. «Звезды» (Хомяков), "Московскому Синодальному хору>>; № 2. «Альпы» (Тютчев), И. А. Мельникову.
Ор. 23. Ночи. Три терцета a capella для сопрано, альта и тенора (Тютчев). Могут исполняться также и хором (1907): № 1. «Сонет Микель-Анджело»; № 2. «Рим ночью»; № 3. «Тихой ночью».
Ор. 24. Два квартета a capella для двух сопрано, альта и тенора (Пушкин). Могут исполняться также и хором (1907): № 1. «Монастырь на Казбеке»; № 2. «Адели».
Ор. 27. Двенадцать хоров a capella для смешанных голосов (Полонский). Посвящается хору Московских Пречистенских курсов для рабочих (1909): № 1. «На могиле»; № 2. «Вечер»; № 3. «Развалину башни»; № 4. «Посмотри, какая мгла»; № 5. «На корабле»; № 6. «Молитва»; № 7. «Из вечности музыка вдруг раздалась»; № 8. «Прометей»; № 9. «Увидал из-за тучи утес»; № 10. «Звезды»; № 11. «По горам две хмурых тучи»; № 12. «В дни, когда над сонным морем».
Ор, 35. Шестнадцать хоров a capella для мужских голосов (Бальмонт). Посвящается Хоровому Обществу чешских учителей (1914): № 1. «Тишина»; № 2. «Призраки»; № 3. «Сфинкс»; № 4. «Заря»; № 5. «Молитва»; № 6. «В пространствах эфира»; № 7. «И сон и смерть»; № 8. «Небесная роса»; № 9. «Мертвые корабли»; № 10. «Звуки прибоя»; № 11. «Морское дно»; № 12. «Морская песня»; № 13. «Тишина»; № 14. «Гибель»; № 15. «Белый лебедь»; № 16. «Лебедь».
Посмертные издания - хоры «Сосна» (Лермонтов) и «Фонтан» (Козьма Прутков) - ранние произведения (1877 и 1880), впервые опубликованные в журнале «Советская музыка», 1940, № 7.
Камерно-вокальные ансамбли с фортепиано и a cappella
55 романсов

Родился во Владимире 13 (25) ноября 1856 в дворянской семье (его дядя Александр Сергеевич Танеев был камергером двора и композитором-любителем; брат Владимир Иванович – известный экономист и общественный деятель; двоюродная сестра – фрейлина двора Анна Вырубова). В десятилетнем возрасте поступил в только что открывшуюся Московскую консерваторию, которую окончил в 1875 с золотой медалью по классам фортепиано Н.Г.Рубинштейна и композиции П.И.Чайковского. Танеев был любимым учеником Чайковского и его близким другом до конца дней Петра Ильича, нередко исполнителем его сочинений, а также их редактором и аранжировщиком. После образовательной поездки за рубеж преподавал в Московской консерватории музыкально-теоретические предметы, а затем фортепиано; в 1885–1888 по просьбе Чайковского возглавил консерваторию; в дальнейшем вел специальные курсы полифонии и музыкальной формы. В 1905, в знак солидарности с Н.А.Римским-Корсаковым, уволенным из Петербургской консерватории, ушел из Московской консерватории и продолжал занятия с учениками частным образом. Среди консерваторских студентов Танеева – композиторы С.В.Рахманинов, А.Н.Скрябин, Н.К.Метнер, С.М.Ляпунов, Р.М.Глиэр, А.Т.Гречанинов и многие другие; большинство из них постоянно обращалось за советами к Танееву и после окончания обучения. В круг общения Танеева входили не только музыканты; он неоднократно встречался с Л.Н.Толстым (несколько раз проводил летний отпуск в Ясной Поляне, не став, однако, при этом «толстовцем»), живо интересовался поэзией символизма (особенно ритмическим ее аспектом) и был лично знаком с молодыми московскими поэтами; оригинальным увлечением Танеева были занятия эсперанто (на этом языке написана большая часть его Дневников).

После смерти Н.Г.Рубинштейна и П.И.Чайковского Танеев оказался центральной фигурой музыкальной жизни – как педагог, пианист (солист и в особенности великолепный ансамблист), дирижер, ученый и, главное, музыкант огромного кругозора, безупречного вкуса и человек высочайшей нравственной чистоты и ответственности. В период после 1905 он был одним из основателей Народной консерватории, учредителем и участником общества «Музыкально-теоретическая библиотека», сотрудником музыкально-этнографической комиссии при Московском университете и т.д. С начала 1890-х годов работал над изучением полифонии строгого стиля старых западных мастеров, поскольку считал, что именно освоение этих приемов и форм может обогатить в дальнейшем русскую музыку, которая в своем историческом развитии миновала период строгого стиля (в особенности желательным Танеев считал такой путь для русской духовной музыки, и сам сделал несколько опытов в данном направлении). Результатом его труда стало масштабное исследование Подвижной контрапункт строгого письма (1889–1906; издано в 1909) и незаконченное и изданное посмертно Учение о каноне.

Как композитор Танеев являлся признанным главой московской школы. В числе прочего много способствовал сближению петербургской и московской ветвей русской музыки (например, часто исполнял произведения Римского-Корсакова, Глазунова и других петербургских авторов в Москве и сам вошел в петербургский Беляевский кружок). В стиле Танеева ощутимо влияние Чайковского (особенно в ранних произведениях), а также опора на западноевропейскую классику (Бах, Бетховен).

Композиторское наследие Танеева велико по масштабам и разнообразно по жанрам, в нем представлены и опера (Орестея, первая опера зрелой русской школы на античный сюжет, поставлена в 1895), и симфония (четыре симфонии, среди которых наиболее интересна Четвертая, 1898), и оригинальная вокальная лирика (в том числе на стихи современников Танеева – поэтов-символистов). Наиболее крупные достижения связаны с хоровыми, кантатными жанрами и камерными ансамблями. Танеев – автор лучших русских вокально-симфонических произведений этого периода: лирической кантаты Иоанн Дамаскин на стихи А.К.Толстого (1884) и монументального полотна По прочтении псалма на стихи А.С.Хомякова (1915), а также превосходных отдельных произведений и циклов для хора без сопровождения на стихи русских поэтов, где блестяще применяется сложная полифоническая техника. То же можно сказать о его многочисленных ансамблях (около 20 сочинений: трио, квартеты, квинтеты), где особенно ясно ощутим строгий и возвышенный тип танеевского мышления, не лишенный при этом ни яркого драматизма, ни целомудренной лирики.

Человек душевной чистоты, неподдельной доброты, большой сердечности, чуткости, деликатности и удивительной скромности - такими добродетельными качествами наделяли современники Сергея Ивановича Танеева – видного композитора, блестящего пианиста, крупнейшего учёного музыковеда и прирождённого педагога, настоящего профессионала своего дела. Как композитор он оставил потомкам богатое творческое наследие. Как пианист он не только славился своей виртуозностью, но мог до тончайших мелочей передавать задуманное автором. Как ученый-музыковед он написал научные труды, которые и сегодня не потеряли своей актуальности. Как педагог для своих учеников он был «лучом в тёмном царстве» и попасть в его класс считалось большой удачей. Танеев был образцом во всём. Чтобы он не делал, он делал с оптимизмом, громадной волей и методичностью в работе. Большой интеллектуал с глубочайшей осмысленностью высказываний он имел такой авторитет, что многие выдающиеся деятели того времени почитали за честь общаться с ним.

Краткую биографию Сергея Танеева и множество интересных фактов о композиторе читайте на нашей странице.

Краткая биография Танеева

В середине позапрошлого века, а именно 25 ноября 1856 года, в древнейшем и красивом городе России – Владимире, в доме добрейшего души человека, потомка старинного дворянского рода, статского советника, врача и магистра словесности - Ивана Ильича Танеева произошло радостное событие: на свет появился малыш. Мальчик, которого счастливые родители назвали Сергеем, рос в доброжелательной и творческой атмосфере: в семье между собой изъяснялись на трёх языках и могли похвастаться богатейшей домашней библиотекой. Кроме того, глава семейства, будучи весьма образованным человеком и страстно увлекавшийся литературой и музыкальным искусством, часто устраивал в своём гостеприимном доме различные творческие вечера.


Родители очень заботились о всестороннем развитии своих сыновей, которых кроме Сережи было ещё двое: старший Владимир и средний Павел. Однако из троих детей музыкальными способностями был одарён только младшенький. Одарённость Сёрёжи, проявившаяся в раннем возрасте, всячески поддерживалась и уже с пяти лет он начал заниматься на фортепиано со специально приглашёнными преподавателями, которые отмечали великолепный слух, музыкальную память и необычайную серьёзность малыша.

Отрочество и юность в Златоглавой

Биография Танеев гласит, что в середине семидесятых годов семья Танеевых переехала на постоянное место жительство в Москву, где в Обуховском переулке приобрела скромный домик. Сергея определили на обучение в первую классическую гимназию, а 1966 году, после открытия Московской консерватории, записали вольнослушателем и в это учебное заведение, где на протяжении четырех лет он был учеником Э.Л. Лангера по фортепиано и теоретическим дисциплинам. В 1868 году обучение в гимназии всё же пришлось оставить, так как совмещать учёбу сразу в двух заведениях было для мальчика тяжело, тем более в консерватории тоже преподавались общеобразовательные дисциплины. В сентябре 1969 года Сергей Танеев становится действительным учащимся консерватории, кроме того, по теоретическим дисциплинам он сразу был определён в класс П.И. Чайковского , а затем у него же продолжал изучать инструментовку и композицию. Уже с того времени, когда преподаватель и ученик начали профессионально общаться, между ними завязались тёплые дружеские отношения, которые продолжались до самой смерти любимого учителя.

Юноша занимался музыкой очень увлечённо и иногда этим даже пугал своего отца. Иван Ильич стал беспокоиться, что одностороннее образование пагубно отразиться на общем развитии сына и поэтому консерваторское обучение Сергея поставил под вопрос. Спасти будущего композитора от неправильных намерений его родителя смог только директор консерватории Николай Григорьевич Рубинштейн. Обычно скупой на похвалу, он настолько одобрительно отозвался о талантах молодого музыканта, что все страхи Ивана Ильича насчёт будущего его сына развеялись в один момент. После этого случая Николай Григорьевич взял Сергея в свой класс и обучал его игре на фортепиано до окончания консерватории. Более того не сомневаясь, что у талантливого ученика будет прекрасное творческое будущее как у исполнителя, так и композитора, Рубинштейн приглашал Сергея на музыкальные вечера, которые устраивал в своём доме.


Дебют Танеева – пианиста состоялся в 1874 году в Усадьбе Голицыных в Знаменском переулке. Это было первое публичное выступление молодого музыканта, на котором он блестяще исполнил произведения Листа и Шопена . В классе композиции Сергей также оправдывал все ожидания своего учителя П.И. Чайковского. За годы учёбы он стал автором крупных произведений, среди которых симфония, увертюры и кантата. Консерваторию Танеев закончил в девятнадцать лет просто блестяще: он стал первым учащимся этого учебного заведения, получившим золотую медаль. Перед молодым человеком открывались большие перспективы исполнительской, композиторской и педагогической деятельности, которыми он впоследствии на протяжении всей жизни с успехом занимался, но поначалу юноша решил совершить познавательное турне за пределы отечества. По приглашению своего педагога и наставника Н.Г. Рубинштейна он с образовательными целями посетил Грецию, Италию и Швейцарию, где с интересом изучал культуру и искусство этих стран. Вернувшись на родину, Сергей Танеев начал самостоятельную творческую жизнь. Активно гастролируя по городам России, он успешно выступал в Санкт- Петербурге, Харькове, Нижнем Новгороде, а в ноябре в Москве привёл слушателей в восторг премьерным исполнением концерта № 1 для фортепиано с оркестром П.И. Чайковского .

Французское путешествие


Весной 1876 года Сергей вновь отправляется с концертами по российским городам, а летом, немного отдохнув, вновь покидает Россию и уезжает во Францию, чтобы познакомиться с европейским искусством. В Париже он прилежно продолжает заниматься на фортепиано, просиживая за инструментом по 4-5 часов, регулярно присутствует на репетициях симфонических оркестров под управлением таких известных маэстро как Ж. Э. Падлу и Э. Колонна, посещает лекции в Сарбонне и различные концертные выступления. Ему посчастливилось быть приглашённым на «музыкальные четверги» к знаменитой Полине Виардо, которая в то время своим прекрасным пением радовала только близких друзей. Круг знакомств молодого человека сильно расширился: он сблизился с писателями Тургеневым, Ренаном, Флобером, и Золя, а также композиторами – Форе, Гуно, Сен-Сансом , Дюпарком и д"Энди. Восемь месяцев проведённые в Париже не прошли для Сергея даром, они вдохновили его на новые творческие свершения. Молодой музыкант переоценил свои предыдущие достижения и сделал вывод о недостаточной полноценности своего образования. Он учредил для себя программу, которой неукоснительно следовал всю жизнь.

Творческий взлёт

Возвращение на родину пришлось на июль месяц, но прекрасная летняя погода не соблазнила музыканта. Он поставил перед собой цель отработать ряд интересных программ, которые впоследствии исполнил на концертах в течение текущего года.

В 1878 году в жизни Сергея Танеева произошли кардинальные изменения. Его друг и учитель Пётр Ильич Чайковский, устав от преподавательской работы, а кроме того получив от государства пенсионное материальное обеспечение, решил полностью заняться творчеством. Он уговорил Танеева, которому к тому времени было всего лишь 22 года, взять на себя его консерваторскую педагогическую нагрузку, включающую в себя курс гармонии, полифонии, анализа музыкальных форм и оркестровки. А в 1881 году после кончины Н.Г. Рубинштейна, получив должность профессора, Сергей Иванович прибавил к своей преподавательской нагрузке фортепианный класс своего любимого педагога. В 1884 году по рекомендации Чайковского Танеев занял должность директора консерватории, на которой оставался в течение четырёх лет. Пользуясь большим авторитетом не только профессуры, но и студентов, он не только вернул консерватории прежний престиж, но и ввёл много новшеств, которые улучшили работу учреждения. Однако в 1889 году из-за неудовлетворённости административной работой и сильного влечения к творческой деятельности он оставил руководящий пост и сохранил в консерватории только педагогическую нагрузку.

К сожалению, в это время Танеев всё же мало занимался композиторской деятельностью, его больше интересовала грядущая постановка его оперы «Орестея» намеченная на сентябрь 1895 года в Петербурге. Композитор в это время часто наведывался в столицу, где сблизился с меценатом и владельцем нотного издательства М. Беляевым, а также питерскими композиторами: Римским-Корсаковым и Глазуновым . Серьёзные изменения в жизни Сергея Ивановича произошли в 1905 году. Возмущённый властными методами руководства директора консерватории В. Сафронова, он покинул стены учреждения и туда более не возвращался, а кроме того отказался от положенной ему пенсии. Тем не менее от любимой своей педагогической деятельности Танеев не отказался: он занимался частной практикой, совершенно бесплатно обучая учеников.

Уйдя из консерватории, Сергей Иванович продолжал оставаться значимой персоной в музыкальной жизни Москвы. В 1906 году он был одним из музыкальных деятелей, инициировавших открытие Народной консерватории, первоочередной задачей которой было музыкальное просвещение и приобщение простых людей к классической музыке. Помимо этого Танеев начал работать в ней преподавателем, с удовольствием приобщая широкие массы к искусству. В том же 1906 году Танеев закончил работу над «Подвижным контрапунктом строгого письма» - уникальным трудом, над которым композитор корпел около семнадцати лет. В 1908 году он стал одним из основателей «Музыкально-теоретической библиотеки, а в 1912 году был избран её почётным членом. Последним в жизни композитора стал 1915 год. Потрясённый преждевременной кончиной в апреле месяце Александра Скрябина , он, на похоронах следуя за гробом своего ученика, сильно простудился. Не придавая большого значения своему заболеванию, Танеев продолжал активно работать. С начала мая состояние здоровья композитора резко ухудшилось и его на автомобиле перевезли в семейную усадьбу Дютьково, где 19 июня Сергей Иванович скончался.



Интересные факты о Сергее Танееве

  • Отец Сергея Танеева Иван Ильич по свидетельству современников зарекомендовал себя как очень порядочный и образованный человек. Он проявил себя как поэт, писатель и большой меломан, так как сочинял музыку и умел музицировать на нескольких инструментах (фортепиано, флейта , скрипка , гитара ).
  • Из биографии Танеева мы узнаём, что своё первое публичное выступление он запомнил на всю жизнь. В одиннадцать лет он исполнил на консерваторском концерте первую часть ля минорной сонаты Моцарта и был награждён заслуженными аплодисментами. Однако, тогда ещё не понимая их значение и неправильно расценив, он подумал, что это знак неодобрения, расплакался и убежал со сцены.
  • Имя Сергея Танеева, блестяще закончившего консерваторию и первым из выпускников получившим золотую медаль, сегодня на памятной доске могут прочитать все посещающие Малый зал Московской консерватории.
  • Сергей Иванович Танеев был образованным человеком, кругозор которого был очень широк. Он разбирался в философии, естествознании, истории и математике. Великий русский писатель Лев Николаевич Толстой, восхищаясь эрудицией композитора, говорил о нём, что это редкий человек с которым о чём не говори, он всё знает.
  • Танеев был очень дружен с Львом Толстым, и часто навещая писателя в Ясной Поляне, любил играть с ним в шахматы на произведение: если проигрывал композитор, то он играл на рояле, а если терпел поражение литератор - то читал своё сочинение.


  • В1895 году в семье Льва Толстого произошло трагическое событие: от скарлатины умер шестилетний сын Иван. Софье Андреевне – жене писателя очень тяжело переживавшей эту утрату, помогали справиться с этой трудной жизненной ситуацией беседы и музыка Сергея Танеева. Тесное дружеское общение Софьи Андреевны с композитором привело к тому, что Лев Николаевич стал ревновать свою жену.
  • Всю свою жизнь Танеев прожил вместе со своей няней, которую звали Пелагея Васильевна Чижова. У этой аккуратной простой деревенской женщины настолько было всё в порядке, что она без труда могла найти нужные страницы сочинений своего воспитанника. А когда у неё заканчивался лавровый лист, который она добавляла в пищу как приправу, то настойчиво отправляла Сергея Ивановича поиграть на концерте, ведь от благодарных слушателей он получал не только цветы, но и дарственные лавровые венки.
  • Сергей Рахманинов называл своего педагога С.И. Танеева «мировым учителем» и это воистину так. Невероятно требовательный к себе он воспитал также таких ярчайших звёзд отечественной музыкальной культуры, как А. Скрябин, Н. Метнер, К. Игумнов, Р. Глиэр , Н. Жиляев, В. Булычев, Г. Конюс, А. Александров, С. Василенко, Н. Ладухин, К. Сараджев, Б. Яворский, Е. Гнесина, Ю.Энгель, Н. Мазурина, С. Ляпунов, М. Унтилова, И. Сац, А. Корещенко, З. Палиашвили.
  • Композитор был настолько целеустремлённым человеком, что даже овладел международным искусственным языком эсперанто. Он вёл на нём личный дневник, а также сочинял романсы (к большому сожалению, ноты этих произведений утеряны).
  • Имя выдающегося композитора С.И. Танеева в сердцах граждан России будет жить вечно. В память о нём названы: Международный конкурс камерных ансамблей; Всероссийский музыкальный фестиваль классической музыки, проходящий один раз в два года во Владимире. Кроме этого, имя С.И. Танеева по праву присвоено Научно-музыкальной библиотеке Московской консерватории.

Творчество Сергея Танеева


Творческая жизнь Сергея Ивановича была чрезвычайно насыщенной и разносторонней. Причём Танеев - ученый, пианист и педагог неразрывно связан с Танеевым – композитором, которой оставил потомкам сравнительно небольшое, но весьма ценное по содержанию наследие. Будучи рьяным противником различных новомодных музыкальных направлений, он в своём творчестве основывался на народности и убеждённо следовал классическим традициям западноевропейской и русской музыки. Современникам композитора даже казался странным его непомерный интерес к Баху и Моцарту, кроме этого они подвергали его сочинения критике, называя устаревшими и сухими. Да, действительно, произведениям Сергея Ивановича не характерна открытая эмоциональность, но они отличаются мудрой сосредоточенностью и высочайшим мастерством.

Танеев – композитор, синтезируя, как он считал всё лучшее, что было в музыке, целеустремлённо искал собственное направление, свою манеру. Его композиторская техника заключалась в следующем: если он задумал какое-либо произведение, то сначала прорабатывал отдельные мотивы и темы будущего творения, сочиняя бесконечное множество эскизов, и только когда набивал руку в работе над составляющими частями, приступал к целостному выстраиванию произведения. Некоторым друзьям композитора этот метод казался слишком мудрёным, но тем не менее в результате такой кропотливой аналитической работы композитор создавал бесценные творения необыкновенной красоты. Разумеется, применяя такой аналитический способ, Сергей Иванович не мог похвастаться большим количеством своих сочинений, однако среди произведений, которые он писал в различных жанрах характерных для музыкальной культуры того времени, следует отметить оперу «Орестея», четыре симфонии, увертюры, четыре кантаты, концерт для фортепиано с оркестром, камерно - инструментальную музыку, хоры, романсы.

Музыкальная трилогия «Орестея », либретто которой построено на трагедиях Эсхила и, законченная Танеевым в 1895 году, явилась в оперном искусстве новой и интересной страницей, привлекшей внимание не только русских, но и зарубежных музыкантов.


Из симфонических произведений композитора необходимо особо отметить симфонию под номером четыре, по достоинству оценённую современниками выдающегося маэстро, а после смерти ставшей одним из самых популярных его произведений. Важно упомянуть, о взыскательности Танеева к своей работе: он считал, что это единственная из его симфоний достойна не разового исполнения, а полноценной концертной жизни и поэтому в отличие от других она была напечатана ещё при жизни композитора.

Большое внимание в своём творчестве Сергей Иванович уделял хоровой музыке – это важная часть его наследия и может быть очень символично, что весь его композиторский путь проходит как под аркой между двумя лирико – философскими кантатами «Иоанн Дамаскин » и «По прочтении псалма ». Заслуга Танеева, который с большим почитанием относился к хоровым жанрам – это возрождение хоров a cappella: он написал их более сорока. Кроме этого говоря о творческом достоянии композитора нельзя обойти вниманием его вклад в камерно – инструментальную музыку. Написанные им трио, квартеты и квинтеты стоят в ряду лучших образцов русской музыки в этом жанре, а вершинными, отмеченными особой монументальностью являются шестой квартет и фортепианный квинтет.