Как Петя из романа "Война и мир" относится к тем,кто окружает его в отряде Денисова? Проверка работы в группах.
















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

В 2012 году исполняется 200 лет Отечественной войне 1812 года – историческое событие национального и европейского значения. Этой дате посвящены многие мероприятия, которые проводятся как в нашей стране, так и в европейских странах – участницах тех великих событий. Именно поэтому роман Л.Н. Толстого становится ближе и понятнее современным десятиклассникам.

Немаловажную роль в изучении столь масштабного произведения играет анализ отдельных образов и эпизодов. На мой взгляд, наиболее показательным среди персонажей второго плана является Петя Ростов.

Цель урока: определение значения войны в жизни человека через анализ образа Пети Ростова.

Задачи урока: проанализировать эпизоды романа, в которых представлен Петя Ростов; развивать умение рассуждать, высказывать свою точку зрения, подтверждая ее текстовым материалом; способствовать нравственному воспитанию обучающихся.

Оборудование: текст романа, презентация к уроку, карточки для работы в группах.

Ход урока

1. Вступительное слово учителя.

На прошлых уроках мы с вами подробно рассмотрели образы главных героев романа-эпопеи, но рядом с ними на страницах произведения – огромное количество второстепенных персонажей, о которых не принято говорить подробно, а их образы не менее значимы для понимания содержания и идейного своеобразия «Войны и мира». Тема сегодняшнего урока: «Ах, война, что ж ты сделала, подлая» (образ Пети Ростова на страницах романа «Война и мир»). (Презентация, слайд № 2).

2. Мотивационный этап урока.

Исследователь творчества Толстого С.П. Бычков в своем очерке отметил: «Образ Пети Ростова является одним из самых волнующих в «Войне и мире» . Эти слова я взяла в качестве эпиграфа к уроку. (Презентация, слайд № 3).Согласны ли вы с этой мыслью? Какое впечатление произвел на вас этот герой? (Краткие ответы учащихся). Опираясь на тему урока и эпиграф к нему, попробуйте сформулировать вопросы, на которые нам необходимо ответить в ходе урока. (Презентация, слайд № 4).

3. Изучение нового материала.

В своей статье «Портрет Пети Ростова» Н.Г. Долинина, русская писательница, так представила героя романа: «… мы видели его с первых страниц: толстый маленький мальчик, поспоривший с Наташей, что на именинном обеде она задаст свой отчаянно-весёлый вопрос о пирожном; он вертелся вокруг Николая и Денисова, приехавших в отпуск, как всякий мальчишка, который восхищается старшим братом-военным; но мы всё ещё не замечали его: он маленький…» . Каким Вам представляется маленький Петя? Достаточно ли той информации, что даёт нам Толстой о нём, чтобы создать полноценный образ Пети-ребёнка? (Презентация, слайд № 5). В каких эпизодах начинает раскрываться характер Пети Ростова? Какие черты характера присущи ему? (Презентация, слайд № 6).

4. Анализ эпизода «Петя Ростов в отряде Денисова». Работа в группах. (Презентация, слайд № 7).

Класс делится на четыре группы по пять человек. Каждая группа получает карточки с вопросами. (Вопросы я сформулировала, опираясь на УМК «Вокруг тебя - Мир» ).

1 группа: Приезд Пети Ростова в отряд Денисова.

  1. Как ведёт себя Петя с Денисовым, когда привозит пакет от генерала?
  2. Какие поступки Пети выдают его детскость?
  3. Почему Петя пожалел пленного барабанщика? Какие чувства борются в нём при этом?

2 группа: Петя Ростов в разведке с Долоховым.

  1. Почему Петя просится в разведку?
  2. Как ведёт себя мальчик в стане французов?
  3. Какое впечатление производит Петя на Долохова? Почему он простил мальчику его чувствительность?

3 группа: Петя Ростов перед боем.

  1. Какие детали говорят, что Петя – очень честный человек?
  2. Как характеризует Петю его полусон накануне сражения? С какой целью Толстой рисует музыкальные образы, звучащие в душе Пети?
  3. Почему взрослые стараются уберечь Петю от опасности? Чем Петя отличается от старшего брата Николая?

4 группа: Гибель Пети Ростова.

  1. Чьими глазами мы видим бой, в котором погибает Петя? Почему Толстой на этот раз изменяет своей традиции?
  2. В чём заключается смысл боя, в котором убит Петя? Случайна ли, на ваш взгляд, эта ситуация?
  3. Какова реакция сослуживцев Пети на его гибель?

5. Проверка работы в группах.

Обсуждение ответов на вопросы. (Для демонстрации вопросов всему классу используются слайды Презентации № 8-11).

Художественное чтение отрывка «Известие о гибели Пети», подготовленное ученицей класса.

  • Что изменилось в семье Ростовых в связи с гибелью Пети?
  • Каким теперь вам представляется Петя Ростов?
  • В чем, по-вашему, заключается значение образа Пети Ростова? (Презентация, слайд № 12).

6. Выводы по уроку:

Какое из представленных высказываний можно считать выводом к уроку? Свою мысль поясните (Презентация, слайд № 13).

  • Смерть – зло для всех. И.Гёте
  • Если ты ценишь свою жизнь, то помни, что и другие не меньше ценят свою. Еврипид.
  • Всё на свете можно исправить, кроме смерти. М. Сервантес.
  • Некоторые неписаные законы тверже всех писаных . Сенека.
  • Нравственные качества справедливого человека вполне заменяют законы. Менандр.
  • Важно не то, долго ли, а правильно ли ты прожил. Сенека Младший.

При ответе вспомните вопросы, которые мы поставили к уроку (для этого возвращаюсь к слайду №3).

7. Домашнее задание:

Выпишите толкования слов «война» и «мир». Подберите примеры из текста романа, иллюстрирующие данные толкования.

Литература к уроку:

  1. Бычков С.П. Л.Н. Толстой: Очерк творчества. - М.: Государственное издательство художественной литературы, 1954.
  2. Вокруг тебя – Мир…: Книга для ученика. 5 класс / Авт.-сост. А. Делетроз, В.Ю. Выборнова, М.Р. Савова, А.М. Розов, В.В. Шишкина. – М.: Издательство МАИК «Наука», 1996.
  3. Долинина Н.Г. Портрет Пети Ростова. – Журнал «Костер», январь, 1973.
  4. Лев Толстой: Война и мир: Роман-эпопея – «Эксмо», 2009.

Литераторы, критики и простые читатели со всего мира давно признали роман Л. Н. Толстого «Война и мир» гениальнейшим произведением. И я полностью согласна с этим определением. Я считаю, что творчество Льва Николаевича достойно той памяти, которую хранят о нём потомки. Когда я впервые познакомилась с «Войной и миром», меня сразу поразила реалистичность передаваемых событий. Ни одному писателю никогда не удавалось и навряд ли ещё удастся так точно передать жизнь людей во всех её оттенках, как сделал это Толстой. Своим романом он сломил бессчётное множество стереотипов, которые навязывают нам литература, а с некоторых пор и кинематограф. Я вовсе не хочу сказать, что другие великие произведения ничего не стоят, однако нельзя не согласиться с тем, что любой писатель, начиная работу, ставит себе целью выразить определённую идею, взгляд на жизнь.

А безукоризненное следование заданной идее неизбежно ведёт к идеализации персонажей и сюжетной линии, что, в свою очередь, приводит к рождению стереотипов. В принципе, это явление нормально и естественно для любого вида искусства. Роман же Толстого не подчиняется этому принципу – и в этом заключается его уникальность. Внимательный читатель заметит, что, описывая жизненные пути своих героев, Лев Николаевич уделяет наибольшее внимание случайным стечениям обстоятельств. Ярче всего эта особенность выражена в описаниях военных действий. Полководцы велят одно, а на деле выходит совершенно иное. Толстой показывает, что движение истории складывается из ничтожнейших случайностей, из произволов огромной народной массы, из действий каждого непосредственного участника совершающихся событий.

И, читая роман, невольно ловишь себя на мысли о том, что именно так всегда и бывает в жизни.

Мы давно уже свыклись с навязанным нам книгами и фильмами образом войны – воинская честь, герои, подвиги, патриотизм, защита Отечества… А у Толстого та же самая война показана в совершенно непривычном для нас виде. На его войне нет героев, нет подвигов, а есть обычные люди со своими обыкновенными страхами и надеждами. Нет на его войне ненависти к врагам и безумной преданности Родине, а есть голодные и продрогшие русские солдаты, которые кормят и спасают таких же голодных и обмороженных пленных французов. И даже ребёнок увидел бы, что никому не нужна эта война, что солдаты не жаждут подвигов и чести. Но тем не менее, война всё же продолжает существовать, и русские солдаты продолжают на поле боя убивать сотнями и тысячами тех же французов, которых только недавно кормили и грели у костра. Вот в таком неприглядном, нелепом свете предстаёт перед читателями война в романе «Война и мир». А между тем, такова она и есть на самом деле.

Своё отношение к войне Толстой особенно ясно передал в описании судьбы младшего сына Ростовых – Пети. Он был наивным, добрым и бойким мальчишкой, только-только ступившим на первую ступень взросления. Он вырос в дружелюбной семейной обстановке, и благодаря этому избалованность и развращенность, присущие многим дворянским детям, его не коснулись. В то время, как армия Наполеона вторглась на территорию Российской Империи, Пете было всего 15 лет. В этом горячем возрасте любой мальчишка мечтает о приключениях и подвигах, о великих делах и служении Родине; а Петя, ко всему прочему, находился в столице, где жители день ото дня ожидали генерального сражения, говорили о защите Москвы, собирали ополчение, увозили свои семьи в безопасные места. Неудивительно, что мечтательный и чувствительный мальчик просто не мог оставаться не у дел и горел желанием тоже поучаствовать в происходящих вокруг него событиях, показать себя и стать полезным для общего дела. И Петя быстро нашёл возможность записаться в армию и принять участие в военных действиях. Для него война была вернейшим способом выказать своё благородство, верность долгу и Отечеству. Он видел только лишь ту её внешнюю оболочку, которую показывают стереотипы, о которых я уже говорила раньше. Но суровая действительность не пожалела Петю и его мечты.

По счастливой, а может, и несчастливой случайности, Петя Ростов попал в партизанский отряд знакомого его семейству офицера Василия Денисова. Тот, добродушный, простой и честный человек, сразу взял мальчишку под своё крыло, по-отечески о нём заботясь. Петя полюбился не только Денисову, но и всему отряду. Даже холодный и циничный Долохов не остался равнодушным к мальчику. Взрослые солдаты, за свою жизнь навидавшиеся жестокости и несправедливости, отдыхали душою рядом с по-детски наивным Ростовым. Они понимали, что со временем эта восторженность сменится либо опытом и жизненной мудростью, либо разочарованием и очерствением, и, наверное, с грустью узнавали в Пете самих себя в юности. Петя был ещё совершенно чист душой, и потому участие и жалость ко всем, не исключая и пленного француза-барабанщика, были для него естественны.

Петя Ростов постоянно рвался в бой, в самое пекло событий. И ни Денисов, ни Долохов не смогли его удержать – Петины мечты о подвиге оказались сильнее. Однако совершить подвиг ему так и не довелось. Петя Ростов погиб во время взятия французского лагеря совершенно нелепой, и оттого ужасной смертью. Во имя чего? Ради чего умер этот добрый мальчик, полный счастливых надежд на будущее? Да просто так вышло. Просто случайная пуля полетела в его сторону и пробила голову несчастному мальчику. Вот так жестока, груба и нелепа война. И Толстой вовсе ничего не преувеличил и не приукрасил, к величайшему сожалению.

В заключение своих рассуждений могу сказать, что роман «Война и мир» заставил меня задуматься над множеством вечных вопросов, которые, я думаю, рано или поздно ставит перед собой каждый человек. И основной вопрос: «Почему люди воюют друг с другом?» так и остался для меня неразрешенным. Толстой писал свой роман в XIX веке, а мы живём в XXI. Живём, учимся, проходим на уроках «Войну и мир», скучаем, зеваем и посмеиваемся над чудаком, который полжизни посвятил этому роману. А между тем на Земле продолжаются войны. Всё так же Наполеоны и Александры ведут своих солдат убивать и умирать, всё так же погибают ни за что и ни ради чего юноши и дети, старики и женщины. Всё так же политики ведут свои бесконечные споры о благе народа, об экономике и об образовании. Всё так же люди мерзнут и голодают, сами не зная, зачем. Ничего не изменилось. Единственным ответом остаётся фраза старого князя Болконского: «Вот если у людей из жил всю кровь выпустить, и налить воды вместо неё, тогда не будет войны.»

Петя, младший сын в семье Ростовых (ему было всего пятнадцать лет), поддавшись патриотическому порыву, упросил родителей отпустить его в армию. После долгих уговоров и угроз сбежать родители согласились. Петя еще не понимал, что его отъезд означает для матери постоянное беспокойство и ежедневную тревогу. Он был весь охвачен желанием воевать, его вдохновлял пример Николая, старшего брата. Петя и не мог представить, что его могут ранить или убить: «Петя находился в постоянно счастливо-возбужденном состоянии радости на то, что он большой, и в постоянно восторженной поспешности не пропустить какого-нибудь случая настоящего геройства». Именно поэтому Петя просит генерала, у которого он был ординарцем, отпустить его в партизанский отряд Денисова. Когда он приезжает туда, видит Денисова и Тихона Щербатого, он решает, что они настоящие герои и надо подражать им во всем.

Душевное состояние Пети в отряде Денисова напоминает нам о том, что испытывал его брат Николай, когда он во время войны 1805 года, находясь в австрийской деревне, чувствовал ко всем братскую любовь и кричал: «И да здравствует весь свет!» Петя тоже любит всех и хочет всем сделать что-то приятное: «Петя находился в восторженном детском состоянии нежной любви ко всем людям и вследствие того уверенности в такой же любви к себе других людей». Разговор Пети с офицерами отряда Денисова за ужином показывает нам милого, доброго ребенка, которому захотелось поиграть в настоящую войну. Петя умиляет не только Денисова, который любит всю «породу ростовскую», но и всех присутствующих. Он просит Денисова отправить его на задание: «Только вы меня пустите в самую …в главную. Мне не нужно наград… А мне хочется…» Слова Пети вызывают улыбку Денисова. Петя дарит одному из офицеров свой складной нож, бежит за своей торбой, чтобы принести изюм: «У меня изюм чудесный, знаете, такой, без косточек. Я купил десять фунтов. Я привык что-нибудь сладкое». Предлагает свой кофейник, кремни, а потом замолкает, боясь, что над ним будут смеяться, что он ведет себя по-детски.

Еще лучше характеризует Петю его отношение к мальчику-французу, взятому в плен. Он переживает, каково ему, покормили ли его, не обидели ли. Сначала он думает так: «Спросить бы можно, да скажут: сам мальчик и мальчика пожалел», но все-таки спрашивает, хотя ожидает насмешки со стороны офицеров. Денисов вполне серьезно относится к вопросу Пети, распоряжается позвать пленного, и Петя подбегает к нему и целует, по-детски выражая свою радость, что его поняли и не смеются над ним. Петя напрасно переживает за пленного мальчика: солдаты уже накормили его и переименовали в Весеннего. Петя зовет его к столу, пытаясь ободрить: «Пете многое хотелось сказать барабанщику, но он не смел. Он, переминаясь, стоял подле него в сенях. Потом в темноте взял его за руку и пожал ее».

Несмотря на то, что в романе Петя не главный герой, Толстому удалось создать замечательный образ мальчика, который воплотил в себе лучшие черты семьи Ростовых: доброту, чуткость, внимание к другим, открытость, любовь к жизни и людям. Такие люди, как он, призваны приносить радость всем окружающим. Тем трагичнее кажется судьба Пети, погибшего при освобождении пленных.

(1 votes, average: 5.00 out of 5)

Когда пришло письмо от Николая о его ранении, девятилетний Петя сурово сказал сестрам: «Вот видно, что все вы, женщины,-плаксы... Я так очень рад и, право, очень рад, что брат так отличился. Все вы нюни!.. Кабы я был на месте Николушки, я бы еще больше этих французов убил...»
Он с упоением играл во взрослого мужчину-эта игра продолжалась до самого 1812 года, до наступления новой войны.
Петя, младший сын в семье Ростовых (ему было всего пятнадцать лет), поддавшись патриотическому порыву, упросил родителей отпустить его в армию. После долгих уговоров и угроз сбежать родители согласились. Петя еще не понимал, что его отъезд означает для матери постоянное беспокойство и ежедневную тревогу. Он был весь охвачен желанием воевать, его вдохновлял пример Николая, старшего брата. И вот Петя на войне. Что он знает о ней? «Ему все казалось, что там, где его нет, там-то теперь и совершается самое настоящее, геройское. И он торопился поспеть туда, где его теперь не было». Петя и не мог представить, что его могут ранить или убить: «Петя находился в постоянно счастливо-возбужденном состоянии радости да то, что он большой, и в Постоянно восторженной поспешности не пропустить какого-нибудь случая настоящего геройства». Именно поэтому Петя просит генерала, у которого он был ординарцем, отпустить его в партизанский отряд Денисова. Когда он приезжает туда, видит Денисова и Тихона Щербатого, он решает, что они настоящие герои и надо подражать им во всем.
Душевное состояние Пети в отряде Денисова напоминает нам о том, что испытывал его брат Николай, когда он во время войны 1805 года, находясь в австрийской деревне, чувствовал ко всем братскую любовь и кричал: «И да здравствует весь свет!» Петя тоже любит всех и хочет всем сделать что-то приятное: «Петя находился в восторженном детском состоянии нежной любви ко всем людям и вследствие того уверенности в такой же любви к себе других людей». Разговор Пети с офицерами отряда Денисова за ужином показывает нам милого, доброго ребенка, которому захотелось поиграть в настоящую войну. Петя умиляет не только Денисова, который любит всю «породу ростовскую», но и всех присутствующих. Он просит Денисова отправить его на задание: «Только вы меня пустите в самую...в главную. Мне не нужно наград... А мне хочется.;.» Слова Пети вызывают улыбку Денисова. Петя дарит одному из офицеров свой складной нож, бежит за своей торбой, чтобы принести изюм: «У меня изюм чудесный, знаете, такой, без косточек. Я купил десять фунтов. Я привык что-нибудь сладкое». Предлагает свой кофейник, кремни, а потом замолкает, боясь, что над ним будут смеяться, что он ведет себя по-детски.
Еще лучше характеризует Петю его отношение к мальчику-французу, взятому в плен. Он переживает, каково ему, покормили ли; его, не обидели ли. Сначала он думает так: «Спросить бы можно, да скажут: сам мальчик и мальчика пожалел», но все-таки спрашивает, хотя ожидает насмешки со стороны офицеров. Денисов вполне серьезно относится к вопросу Пети, распоряжается позвать пленного, и Петя подбегает к нему и целует, по-детски выражая свою радость, что его поняли и не смеются над Ким. Пети напрасно переживает за пленного мальчика: солдаты уже накормили его и переименовали в Весеннего. Петя зовет его к столу, пытаясь ободрить: «Пете многое хотелось сказать барабанщику, но он не смел. Он, переминаясь, стоял подле него в сенях. Потом в темноте взял его за руку и пожалев».
Несмотря на то, что в романе Петя не главный герой, Толстому удалось создать замечательный образ мальчика, который воплотил в себе лучшие черты семьи Ростовых: доброту, чуткость, внимание к другим, открытость, любовь к жизни и людям. Такие люди, как он, призваны приносить радость всем окружающим. Тем трагичнее кажется судьба Пети, погибшего при освобождении пленных.

Четвертый том романа «Война и мир» посвящен партизанской войне 1812 года, которая началась со вступления неприятеля в Смоленск. Но прежде чем она была официально принята нашим правительством, «уже тысячи людей неприятельской армии были истреблены казаками и мужиками, побивавшими этих людей так же бессознательно, как бессознательно собак загрызают забеглую бешеную собаку».
Толстой, называя партизанскую войну «страшной дубиной, которая, не спрашивая правил военного искусства, уничтожала французов», готовит нас к реалистическому описанию ужасов войны. Писатель прямо не выражает своего отношения к этим историческим событиям. Он старается дать нам объективное историческое описание, но, в то же время, мы можем почувствовать его позицию через неслучайно выбранных им персонажей.

Лучше понять авторское отношение к войне нам поможет эпизод 7 главы 3 части 4 тома.

Этот эпизод обращает внимание на одного из положительных героев романа - Петю Ростова. Ко времени начала партизанской войны Петя Ростов уже был произведен в офицеры, поступил в действующую армию, где участвовал в Вяземском сражении. Он «находился в постоянно счастливо-возбужденном состоянии радости на то, что он большой, и в постоянно восторженной поспешности не пропустить какого-нибудь случая настоящего геройства». Уже одно это небольшое замечание говорит о том, что в войне участвует не «муж», но ребенок, со свойственной ему восторженностью и порывистостью, о чем говорит также и его «безумный поступок» в Вяземском сражении: «Петя… поскакал в цепь под огонь французов и выстрелил там два раза из своего пистолета».

Итак, этот порывистый, смелый мальчик уговаривает генерала отпустить его в отряд Денисова и оказывается в кругу партизан. Л. Н. Толстой в этом эпизоде раскрывает нам душу мальчика, который, несмотря на приобретенный в сражении опыт, вряд ли до конца осознает весь трагизм и ужас войны.

Петя восхищается абсолютно всем, что его окружает: накрытым к ужину столом, едой, офицерами. Он «находился в восторженном детском состоянии нежной любви ко всем людям и вследствие того – уверенности в такой же любви к себе других людей». Герой готов сделать для этих людей все, как готов ребенок сделать все для друзей или родителей, похваливших его. Это показано и в сцене со складным ножиком, и в сцене с изюмом и кремнем, которые Петя предлагает офицерам.
При этом он испытывает чувство стыда за то, что он что-то сказал слишком порывисто или преувеличил. Он наивно просит Денисова, командующего отрядом, пустить его «в самую… в главную…», очевидно, имея ввиду битву. Своими предложениями и просьбами Петя вызывает у окружающих улыбку. Никто не раздражается его эмоциональностью, потому что все понимают, что он ребенок.

Петя Ростов – это герой, стоящий на стороне «мира». Ему не чуждо милосердие и сострадание, которое он проявляет к французскому мальчику – барабанщику, взятому в плен. Он просит разрешения у Денисова накормить его, пытается подбодрить пленного и даже дать ему денег.

В этом эпизоде Л. Н. Толстой изображает еще маленького мальчика, который очень далек от жестокой действительности, окружающей его. Тем самым писатель выражает свое резко отрицательное отношение к войне, которая уносит жизни еще не знающих ничего молодых людей, как это произойдет с Петей Ростовым.
Война жестока и бесчеловечна в изображении Толстого, и это проявляется не только по отношению к Пете, но и к мальчику – барабанщику. Образ «весеннего», как его называли офицеры, тоже не случайно введен в это эпизод. Толстой через него так же доказывает бессмысленность и жестокость войны, которая превращает детей, и неважно, русские они или французы, в «жалких мальчишек», страдающих из-за повеления чуждых им вышестоящих лиц.

Таким образом, этот эпизод становится очень важным для раскрытия отношения писателя к войне, его резко отрицательного к ней отношения. Он пытается доказать, что война, затеянная кучкой высокопоставленных лиц, которые свои личные интересы ставят гораздо выше народных, заставляет страдать обычных людей, уверенных, что они борются с противником по объективным причинам. Толстой показывает настоящее горе, которое является плодом войны, отравляющей жизнь всех, кто в ней участвует.

Такова философия Толстого, которая зиждется «на непротивлении злу насилием» и утверждении о том, что война не должна касаться детей, так как это высшая степень проявления бесчеловечности.