Бедные люди конспект урока. Урок по литературе на тему Ф.М

Уроки 105–106 ВСТРЕЧА С Ф. М. ДОСТОЕВСКИМ, МЫСЛИТЕЛЕМ, ХУДОЖНИКОМ И ЧЕЛОВЕКОМ (ОЧЕРК ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА)

30.03.2013 16305 0

Уроки 105–106
Встреча с Ф. М. Достоевским,
мыслителем, художником и человеком
(Очерк жизни и творчества)

Цели : углубить представление учащихся о Достоевском, мыслителе, писателе и человеке; пробудить интерес к его творчеству; выяснить, чем вызван громадный интерес к романам Достоевского в наше время.

Наглядные пособия : портрет писателя, альбом Ф. М. Достоевского.

Ход уроков

Эпиграф к урокам :

Я скажу вам про себя, что я – дитя века, дитя неверия и сомнения. Каких страшных мучений стоило и стоит теперь эта жажда верить.

Ф. М. Достоевский

I. Вступительное слово учителя.

Жизнь и творчество Ф. М. Достоевского

Федор Михайлович Достоевский (1821–1881) – выдающийся писатель-мыслитель, талантливый журналист и публицист. Художник К. Трутовский оставил нам портрет Достоевского: высокий лоб, широко расставленные глаза, правильной формы губы и нос, негустые волосы светлого цвета и едва заметная борода. Решительный взмах темных бровей – и выражение лица грустное, разочарованное, немного суровое и одновременно сочувственное.

Э. М. Румянцева: «В Достоевском, действительно, сочетались самые противоречивые качества: доверчивость и простота – с болезненной мнительностью, замкнутость – с искренностью и откровенностью, сердечность и участие – с отчужденностью, принимаемые подчас за высокомерие, неудержимая страстность – с непроницаемостью, серьезность – с легкомыслием».

Жизнь, личность и творчество писателя сложны и полны драматизма.

II. Беседа с учащимися о жизни и личности Ф. М. Достоевского.

Вопросы.

1. Расскажите об основных событиях и впечатлениях детства и юности Достоевского, повлиявших на формирование его мировоззрения.

2. Какую роль в жизни писателя сыграло знакомство с В. Г. Белинским? Что взволновало великого критика в романе Достоевского «Бедные люди»? (Роман «Бедные люди» (1845) был прочитан Григоровичем и Некрасовым. «Вдруг звонок, чрезвычайно меня удививший, и вот Григорович и Некрасов бросаются обнимать меня, в совершенном восторге, и оба чуть сами не плачут», – вспоминал Достоевский. Вскоре рукопись прочитал В. Г. Белинский. «Да вы понимаете ль сами-то, что это вы такое написали!.. Вам правда открыта и возвещена как художнику… Цените же ваш дар и оставайтесь верным и будете великим писателем », – повторял Белинский начинающему писателю. Критик нашел, что роман «весь, в целом, – превосходен», что в нем заключена «страшная простота и истина» .

В романе «Бедные люди» Достоевский раскрыл сложный, богатый духовный мир человека «маленького», униженного и оскорбленного, задавленного жизнью. «Ведь это тоже люди, ваши братья!» Герои романа Макар Девушкин и Варенька Доброселова – люди изумительной душевной чистоты.)

3. Какие идеи объединяли людей в кружке М. В. Петрашевского? За что и как были наказаны петрашевцы? (С 1847 г. Достоевский стал посещать «пятницы» М. Петрашевского – социалиста-утописта. Петрашевцы мечтали о свободе, о социальной справедливости всех людей. Достоевский высказывался за немедленную отмену крепостного права в России.

В апреле 1849 г. писатель прочитал на собрании запрещенное «Письмо Белинского к Гоголю», исполненное, как сказано в донесении провокатора Антонелли, «дерзкого вольнодумства».

Достоевского вместе с другими петрашевцами арестовали и отправили в Петропавловскую крепость. Восемь месяцев рассматривалось дело арестованных. Все были поражены жестокостью приговора: «подвергнуть смертной казни расстрелянием» . Церемония казни состоялась 22 декабря 1849 года на Семеновском плацу в Петербурге. «Момент этот был ужасен», – писал один из петрашевцев Д. Ахшарумов. Но через несколько минут был зачитан другой приговор, по которому «…возвещалось дарование Государем императором жизни и, взамен смертной казни, каждому по виновности, особое наказание». Достоевский был осужден на 4 года каторги в Сибири.

Из письма Ф. М. Достоевского брату Михаилу: «…Брат! я не уныл и не упал духом… Через четыре года будет облегчение судьбы… Как оглянусь на прошедшее да подумаю, сколько даром потрачено времени, сколько его пропало в заблуждениях, в ошибках, в праздности, в неумении жить… так кровью обливается сердце мое. Жизнь – дар, жизнь – счастье, каждая минута могла быть веком счастья… Брат! Клянусь тебе, что я не потеряю надежду и сохраню дух мой и сердце в чистоте. Я перерожусь к лучшему. Вот вся моя надежда, все утешение мое» .)

4. Какую роль в жизни Достоевского сыграла встреча с декабристами?(В Тобольске, в пересыльной тюрьме писатель и его единомышленники прожили 6 дней. Им помогали жены декабристов – Ж. А. Муравьева, П. Е. Анненкова и Н. Д. Фонвизина. Они ободряли ссыльных, помогали с продуктами и одеждой, каждого оделили Евангелием – единственной книгой, разрешенной в остроге. Путешествие под конвоем было трудным. Ф. Достоевский вспоминал: «Я промерзал до сердца».)

5. Как изменились взгляды и идеи Достоевского после каторги? (На каторге писатель «узнал» русский народ. «И в каторге между разбойниками, я, в четыре года, отличил наконец людей. Поверишь ли, – писал Достоевский брату, – есть характеры глубокие, сильные, прекрасные… Я сжился с ними и потому, кажется, знаю их порядочно… Если я узнал не Россию, так народ русский хорошо, как, может быть, не многие знают его».

Достоевский увидел на каторге всю меру страдания простого человека, его бесправное положение, покорность. Возродить Россию, спасти угнетенный народ можно, лишь возвратившись «к высшим духовным ценностям добра, любви и милосердия, известным еще с библейских времен» . Объединить людей может христианская религия с ее идеями братства и взаимного сострадания. «Верить, что нет ничего прекраснее, глубже, симпатичнее, разумнее, мужественнее и совершеннее Христа», – говорил Достоевский. Вера в существование нравственного начала посреди всеобщего хаоса и беззакония помогла писателю перенести муки каторги.

Писатель отрицательно относился к революционному движению, не разделял взглядов революционеров-демократов на будущность России.)

6. Расскажите о публицистической деятельности Ф. Достоевского.
(Издание журналов «Время», 1861–1863 гг., «Эпоха», 1864–1865 гг., «Гражданин», 1873 г.)

7. В чем причины огромной популярности Достоевского в наше время?

III. Краткий пересказ содержания романов Ф. М. Достоевского.

1. «Униженные и оскорбленные» (1861)

Рассказ об Иване Петровиче, о том, как он написал повесть о бедном чиновнике. Это личная исповедь Достоевского, его воспоминания о начале своего творческого пути, неутихающая боль за униженного и поруганного человека.

2. «Записки из Мертвого дома» (1859–1861)

Произведение написано после каторги, откуда писатель вернулся примиренным с жизнью. Впервые в литературе Достоевский показал миру жизнь заключенных. Воры, насильники, убийцы, фальшивомонетчики… «Черт трое лаптей сносил, прежде чем нас собрал в одну кучу», – мрачно говорили каторжники. Но даже в закоренелых преступниках Достоевский сумел найти что-то человеческое. По мнению А. И. Герцена, «Записки…» – «страшная книга».

3. «Преступление и наказание» (1866)

Герой романа мучается при виде преступлений, безнаказанно совершающихся у него на глазах. Остаться пассивным, безучастным Раскольников не может. И вот у него появляется мысль, осуществление которой требует переступить через закон.

Писатель в мельчайших подробностях описывает сцену убийства, а также исследует психологию убийцы.

4. «Идиот» (1868)

Это книга о прекрасном человеке князе Мышкине, оказавшемся в мире, где царит беспредел, культ денег, где люди не знают жалости, не понимают добро. Князь готов помочь страждущим. Но, к сожалению, ничего не может сделать; он бессилен перед окружающим злом.

В романе поставлен «вопрос о спасении мира верой, красотой, любовью, но ответ на него звучит утопично, неубедительно».

5. «Братья Карамазовы» (1879–1880)

з адумывались как серия романов, но Достоевским был написан только первый. Роман «Братья Карамазовы» – это, по словам литературоведа С. В. Белова , духовная биография писателя, его идейный и жизненный путь от атеизма в кружке Петрашевского (Иван Карамазов) до верующего человека (Алеша Карамазов). Но творческая и жизненная биография Достоевского становится историей человеческой личности вообще, вселенской и всечеловеческой судьбой.

В центре романа – семья Карамазовых, в которой царят ненависть и вражда между Федором Карамазовым и его сыновьями. В убийстве главы семьи повинны и Дмитрий, и Иван, и Алеша, хотя непосредственный исполнитель – Смердяков. Иван проповедовал атеизм; Смердяков решил, что все ему позволено; Дмитрий тоже виноват, он в порыве ненависти к отцу был на грани преступления. Алеша же знал о готовящемся преступлении, но ничего не предпринял. Преступление Карамазовых-детей влечет за собой общее наказание…

В итоге – три брата «через страдание возрождаются к новой жизни».

6. Романы Ф. М. Достоевского «Бесы» (1871–1872),
«Подросток» (1875)

Произведения Достоевского отличает острая злободневность, они наполнены болью и состраданием к человеку, к его истерзанной, искалеченной судьбе.

Домашнее задание.

1. Чтение романа «Преступление и наказание», часть 1.

2. Устно ответить на вопросы :

1) Какими вы видите улицы Петербурга?

2) Расскажите о людях, которых встречал Раскольников.

3) Где живут герои Достоевского? (Раскольников, Мармеладовы.)

4) Зачитайте описание природы. Какова роль пейзажа?

5) Каково значение цвета в произведении Достоевского? (При ответе использовать цитаты.)

Роман Достоевского “Бедные люди” изучается на уроках литературы в 9 классе. Такое глубокое произведение требует серьёзного анализа и разностороннего подхода, а также грамотной подготовки перед прочтением и осмыслением. Информация, которую содержит наша статья поможет разобраться в тонкостях литературного анализа и авторского замысла. Полный и краткий анализ произведения представлен ниже.

Краткий анализ

Год написания – В мае 1845 года Достоевский закончил работу над романом.

История создания – автор реализовал свою давнюю мечту “дать право слова” тем, кто в жизни находится за чертой сытой успешной жизни. Чуть более года он работал над романом, использовав в качестве прототипов героев своих родственников, знакомых, позаимствовав картины природы из воспоминаний детства.

Тема – тема “маленького человека”, нищета, одиночество, несправедливость.

Композиция – письмо о истории переписки. Роман, состоящий из писем главных героев, последнее из которых пишет Варвара в день своей свадьбы.

Жанр – эпистолярный роман.

Направление – между романтизмом и реализмом (сентиментализм).

История создания

Роман “Бедные люди” был задуман ещё задолго до того, как увидел свет. Прототипами персонажей стали родственники и знакомые Достоевского, тогда ещё неизвестного публике, начинающего писателя. В своей жизни Фёдор Михайлович видел много людей нуждающихся, бедных и голодающих. Его отец работал врачом, и их семья снимала жильё в том же здании, где была больница.

Будучи ребёнком Достоевский запомнил множество историй тех людей, которые оказались в нищете. В юные годы автор активно интересовался жизнью людей, опустившихся на самое дно, живущих в трущобах Петербурга.

Несоответствие богатого духовного мира и внешней тягостной нищеты породило желание написать серьёзное произведение, в котором раскрылись бы характеры и проблемы людей, живущих на грани бедности. В 1844 году Достоевский оставляет работу (чертёжника) и пробует себя в роли писателя. Новая стезя даётся молодому таланту с трудом, поэтому он прерывает работу над книгой и берётся за перевод бальзаковской “Евгении Гранде”.

Произведение Бальзака вдохновляет Достоевского и он с новой силой берётся за творчество. Весной 1845 года автор заканчивает работу над “Бедными людьми”. Это первое серьёзное произведение Достоевского, которое было встречено более чем благосклонно критикой и читателями. Стоит отметить тот факт, что в течение 3-4 лет автор правил свой роман, учитывая замечания критиков. В 1846 году роман был издан в “Петербургском сборнике”. В своих творческих записях в период работы над произведением Достоевский указал роль образа автора в произведении: не проявляя “рожи автора” дать слово героям. У него действительно получилось изобразить реальность глазами самих героев.

Существует версия, которая дополняет основную историю создания и делает её более поэтичной. Однажды Ф. М. Достоевский возвращался домой вдоль набережной Невы, и вдруг на него снизошло озарение. Он увидел окружающую картину совершенно другими глазами, глазами тех, кто обездолен, кто не уверен в завтрашнем дне, чей мир холоден и неуютен. Это понимание другой стороны жизни настолько впечатлило писателя, что он взялся за работу над романом.

Тема

Достоевский раскрыл тему жизни людей , которые в силу обстоятельств, вынуждены ограничивать себя во всем. В русской литературе это тема “маленького человека” (в данном случае – “маленьких людей”), которые несмотря на жалкую жизнь любят, мыслят, мечтают, совершают высокодуховные поступки.

Основная мысль романа в том, что бедные люди достойны сострадания, участия и справедливости по отношению к ним, чего не было и не могло быть в современной автору России. Непроглядная нищета, безысходность, невозможность что-то изменить – то, чем проникнуто всё повествование. Автор сделал акцент на том, что при всей тяжести обстоятельств люди чувствуют, живут, страдают, имеют высокие устремления, духовно богаты и горды. Проблематика романа настолько широка, что он стал вровень с работами классиков, несмотря на неопытность писателя.

Стремление писателя через внутренний мир персонажей показать не только бедность материальную, но и бедное, загнанное положение человека, который стесняется сам себя, не уважает, не считает себя достойным быть счастливым. В этом заключена идея и смысл названия произведения. Главная героиня Варвара Добросёлова, загнанная жизнью в угол, приходит к выводу, что ей нужно выйти замуж за человека, который когда-то погубил её честь. Ситуация, в которую ставит автор своих персонажей настолько трагична, что послевкусие отчаяния не покидает читателя после прочтения романа.

Композиция

На композицию романа оказало влияние западной литературы, многие моменты в книге перекликаются с произведениями Бальзака, Руссо, Гёте. Главной композиционной особенностью в романе является тот факт, что по сути это письмо о истории в письмах. Форма письма становится и композиционной формой и сюжетом. На первый план выходит внутренний мир пишущего (Варвары и Макара), а не события, происходящие вокруг. Этот гениальный приём сделал произведение Достоевского бессмертным, прославил его, как самобытного гениального писателя.

Главные герои

Жанр

Роман в письмах, эпистолярный роман, роман-диалог. В романе “Бедные люди” анализ жанровых особенностей так же важен, как и смысловой стороны произведения. Эпистолярный жанр достиг своего расцвета в западной литературе, в русской – именно Достоевский стал его мастером. Несмотря на то, что это первый из романов писателя, он очень гармонично сложен в системе “форма-содержание”.

Тест по произведению

Рейтинг анализа

Средняя оценка: 4.7 . Всего получено оценок: 83.

Тема урока: 8 клас c

Ф.М. Достоевский «Бедные люди»

Цель: расширить познания учащихся в области русской литературы.

Задача образовательная : познакомить учащихся с произведением Достоевского «Бедные люди».

Задача развивающая : развитие умения анализировать литературное произведение.

Задача воспитательная : воспитание нравственное.

Ход урока:

1.Объявляется тема и задачи урока.

2.Минута поэзии.

3. Вступительное слово о писателе.

4. Чтение и анализ:

Кто главные герои произведения?

Какая история описана в этом произведении? Каково ваше отношение к героям?

Какие чувства вызывают герои? Обоснуйте. О чём это произведение?

Чему оно может научить читателя?

5. Основные вопросы.

Какова авторская позиция по отношению к героям? Как вы думаете, почему автор отказался от оптимистического финала? Придумайте свой вариант финала повести. Раскройте смысл названия повести. Как вы думаете, актуальна ли ли тема «маленького человека»?

Ф.М.Достоевский «Бедные люди»

Краткое содержание. Макар Алексеевич Девушкин – титулярный советник 47 лет, переписывающий за небольшое жалование бумаги в одном из петербургских департаментов. Он только что переехал на новую квартиру в капитальном доме возле Фонтанке вдоль длинного коридора двери комнат для жильцов. Сам же герой ютился за перегородкой в общей комнате. Прежнее его жильё было не в пример лучшее. Однако теперь для Девушкина главное – дешевизна, потому что в том же дворе он снимает более удобную и дорогую квартиру для своей дальней родственницы Варвары Алексеевны Добросёловой. Бедный чиновник берёт под свою защиту 17 - летнюю сироту, за которую кроме него некому было заступиться. Живя рядом они редко видятся, так как Макар боится сплетен. Однако обо нуждаются в душевном тепле и сочувствии, которые черпают из ежедневной переписки друг с другом. История взаимоотошений Макара и Вареньки раскрывается в 31 его и 24 его письмах, написанных с 8 апреля по 30 сентября 184… Первое письмо М. пронизано счастьем обретения сердечной привязанности. Он выгадывает на цветы и конфеты для своего ангельчика, отказывая себе в еде и платье. Варенька сердится на покровителя за излишнее.

Судьба Вареньки такова. Она росла в деревне, но отец потерял место управляющего имением и увёз семью в Петербург. Отец очень много работал, заболел и умер. Мать постигла такая же участь. Вдову, мать Вареньки, с дочерью приютила родственница Анна Фёдоровна, которая позже продала в счёт своих расходов на семью продала Вареньку богатому помещику Быкову, который обошёлся с девушкой жестоко. Она заболела. За ней ухаживал Макар. Целый месяц она была в бессознательном состоянии.

Когда ей стало легче, она боялась, что Быков найдёт её. Это случилось. Быков сказал, что если Варенька за него не выйдет, то он женится на богатой купчихе. Но Варенька всё – таки выходит за него. Макар это тяжело переживает.

Почему такой конец произведения? Справедлив ли он? Как бы вы закончили это произведение?

6. Составление пятистишья о произведении.

«Бедные люди»

Трогательная, волнующая.

Поднимает проблему «маленького человека», не оставляет равнодушным человека, учит милосердию, требует от общества милосердия.

Грустная, трагическая, пробуждающая сочувствие, требующая справедливости.

Боль.

7. Итоги, выводы, оценки. Закончить предложение: Сегодня было интересно…Мне было трудно…Теперь я могу…

8. Д/З Рассказ о Достоевском. Чтение по ролям понравившегося фрагмента. Составить викторину по произведению из 5 вопросов.

Тема: Ф.М. Достоевский. «Бедные люди». Своеобразие жанра романа в письмах. Новаторство трактовки темы «маленького человека».

Цель:

Продолжить знакомство учащихся с творчеством Ф.М. Достоевского; познакомить с романом «Бедные люди»; показать особенности жанра романа в письмах;

Развивать аналитическое мышление, речь, память;

Воспитывать культуру чтения; умение понимать других людей, сострадать и сочувствовать.

Оборудование: портрет Ф.М. Достоевского, презентация, высказывание Ф.М. Достоевского.

Ход урока

I . Организационный этап.

II . Актуализация знаний.

    Прием «Мозговой штурм».

«Маленький человек». Это какой человек?

бесправный

несчастный

униженный

бедный

Маленький человек

обиженный

забитый

задавленный

обездоленный

оскорблённый

Целеполагание.

2. Обмен впечатлениями от прочитанного романа.

Какое впечатление произвел на вас первый роман Федора Михайловича Достоевского?

Что вам понравилось в этом романе?

Что в нем показалось для вас новым, необычным?

Какие вопросы он вызвал у вас?

А теперь вспомните, пожалуйста, как называется направление в искусстве и литературе ХIХ века, для которого характерно «изображение типической личности в типических обстоятельствах»:

а) сентиментализм; б) романтизм; в) реализм; г) классицизм?

III . Формирование новых понятий и способов действия.

1. Сообщение учащегося.

Учащийся, получивший специальное задание, делает сообщение о жизни и творчестве Ф.М. Достоевского (презентация).

2. Беседа.

Запись на доске:

«Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и ежели ее разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком…» Ф.М. Достоевский.

Прочтите высказывание, записанное на доске. В этой фразе воплощен главный жизненный и творческий принцип великого писателя, иначе говоря, его кредо.

Теперь, когда вы прочли роман «Бедные люди» и познакомились с высказыванием великого писателя о своем художественном кредо, попробуйте определить, какова же главная тема творчества этого автора? Человек и его внутренний мир.

Эта черта станет определяющей у Достоевского и будет именоваться психологизмом .

Роман «Бедные люди» стал громким литературным дебютом писателя. Автор изобразил особый тип человека, открытый в свое время Пушкиным и Гоголем и обозначенный в названии романа. Иногда такой типаж называют еще «маленьким человеком».

Восторг был всеобщим, никому не известный молодой писатель стал одним из участников «натуральной школы», а его произведение открывало ее второй альманах «Петербургский сборник», изданный в 1846 году. Властитель дум В.Г. Белинский после прочтения романа в волнении спрашивал его автора: «Да вы понимаете ль сами-то, что это вы такое написали?» «Это была самая восхитительная минута в моей жизни», - признался позднее Ф.М. Достоевский.

А как вы думаете, почему роман снискал славу еще до выхода в свет?

Его тема взволновала читателей насущными проблемами современности.

Какой тип героя изображен в нем? Маленький человек.

Вы правы. Это и стало причиной оглушительного успеха уже первого романа Ф.М. Достоевского. Вот как сказал об этом В.Г. Белинский: «Честь и слава молодому поэту, муза которого любит людей на чердаках и в подвалах и говорит о них обитателям раззолоченных палат: «Ведь это тоже люди, ваши братья!»

2. Исследовательская работа . Работа в группе.

Докажите или оспорьте данный тезис: «Тема «маленького человека» была выстрадана русской литературой первой половины ХIХ века».

Ученики приводят примеры из произведений А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, посвященных этой теме. Выступление спикера от каждой группы. Оценивание.

3. Беседа

Какие черты традиции и новаторства присутствуют в образе Девушкина?

В чем смысл заглавия?

Словарная работа

Эпистолярный роман или роман в письмах - разновидность романа, представляющая собой цикл писем одного или нескольких героев. В письмах выражены душевные переживания героев, отражена их внутренняя эволюция. Жанр возник в XVII веке, но стал популярным в литературе XVIII века, особенно в творчестве писателей-сентименталистов. В литературе романтизма развитие жанра продолжилось. Эпистолярный роман бытует и в наши дни.

Как особенности жанра передают идейное содержание?

Каковы главные черты образа Макара Девушкина?

Определите степень новаторства писателя в изображении «маленького человека».

Известный литературовед М.М. Бахтин в своей работе «Проблемы поэтики Достоевского» так писал о новаторстве писателя в изображении «маленького человека»: «В гоголевском мире автор «Бедных людей» произвел «коперниковский переворот», сделав предметом изображения не действительность героя, а его самосознание как действительность второго порядка».

IV . Применение. Формирование умений и навыков.

1. Работа в группах.

1 группа. Условия жизни героев романа. Составить синквейн.
Вывод: у героев романа бедные, нищенские условия жизни.
2 группа. Люди, с которыми встречаются наши герои.
Задание: Рассказать о героях, чьи судьбы описывают в письмах герои романа. Составить синквейн.
Вывод: кругом нищета, доводящая людей до смерти. Эти люди вызывают жалость в Вареньке и Девушкине.
3 группа. Описание Петербурга. Пейзаж.
Задание: найти описание природы, Петербурга, обратить внимание на то, какие цвета использует Достоевский. Составить синквейн.
Вывод: описание пейзажа, Петербурга построено на контрастах. Эти описания помогают понять внутренний мир героев.
4 группа. Образ Макара Девушкина и Варвары. Составить синквейн.
Выступает спикер от каждой группы. Оценивание.

Скажите, есть ли в нашей жизни «маленькие люди»?

Взгляд Достоевского на «маленького человека» заключается в том, что он изобразил пробуждение человеческой личности, протест против обезличивания человека. Достоевский – писатель психологический.

2. Тест по роману «Бедные люди» Ф. Достоевского (индивидуально)

1. Достоевский в разработке темы «маленького человека» продолжает традиции

А) Тургенева и Пушкина; Б) Пушкина и Лермонтова;

В) Пушкина и Гоголя; г) Радищева и Толстого; д) Карамзина и Гоголя.

2. «Крестным отцом» Достоевского в литературе, дав высокую оценку его роману «Бедные люди», стал:

А) В.Белинский Б) Н.Гоголь В) А.Пушкин г) Л.Толстой д) Н Чернышевский.

3. Назовите первое произведение Достоевского.

А) «Белые ночи» б) «Преступление и наказание» в) «Бедные люди» г) «Бесы» д) «Записки из подполья»

4. Укажите форму написания романа «Бедные люди»

5. Макару Девушкину

А) 18 лет б) 24 года в) 35 лет г) 40 лет д) 47 лет

6. О ком пишет Девушкин: «Такой седенький, маленький; ходит в таком засаленном платье, что больно смотреть… коленки у него дрожат, руки дрожат… Семейства у него – жена и трое детей»?

А) Емельян Иванович б) Горшков. В) Покровский г) Быков д) Ратазяев.

А) «Пиковую даму» Пушкина б) «Повести Белкина» Пушкина в) «Ревизора» Гоголя г) «Бедную Лизу» Карамзина д) «Недоросль» Фонвизина.

8. О ком мы узнаем из письма Вареньки: «Тут он объявил мне, что ищет руки моей, что долгом своим почитает возвратить мне четь, что он богат, что он увезет меня после свадьбы в свою степную деревнюю»?

А) О Емельяне Ивановиче б) О Покровском В) О Горшкове г) О Быкове д) О Ратазяеве.

9. Назовите роман Ф. Достоевского.

А) «Воскресение» б) «Анна Каренина» в) «Отцы и дети» г) «Преступление и наказание» д) «Обломов».

Самопроверка. Ответы: 1. в 2. а 3. в 4. в 5. д 6. б 7. б 8.г 9. г

Формативное оценивание деятельности на уроке оценщиком

ФИО учеников

_____

_____

_____

_______

________

Участвует в распределении обязанностей в группе и выполняет свои обязанности

Предлагает идеи

Активно участвует в обсуждении группы (развивает, обобщает предложенные идеи, информацию)

Помогает участникам группы

Внимательно слушает и задает вопросы

Умеет вести обсуждение (вежливо возражает, добивается согласия по вопросам, вызвавшим споры)

Работает в группе, сосредоточившись на поставленном учебном задании

Общий балл

V . Итоги урока. Этап рефлексии.

Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

1. сегодня я узнал… 2. было интересно… 3. было трудно… 4. я выполнял задания…

5. я понял, что… 6. теперь я могу… 7. я почувствовал, что… 8. я приобрел…

9. я научился… 10. у меня получилось … 11. я смог… 12. я попробую…

13. меня удивило… 14. урок дал мне для жизни… 15. мне захотелось…

VI . Этап информации о домашнем задании.

Творческое задание.

1. Напишите письмо другу с впечатлениями о «Бедных людях» и героях романа.

2. Создайте эссе «Мое любимое письмо в «Бедных людях».

3. В какой жизненной ситуации я почувствовал себя «маленьким человеком»?


Тема урока: 8 класc
Ф.М. Достоевский «Бедные люди»
Цель: расширить познания учащихся в области русской литературы.
Задача образовательная: познакомить учащихся с произведением Достоевского «Бедные люди».
Задача развивающая: развитие умения анализировать литературное произведение.
Задача воспитательная: воспитание нравственное.
Ход урока:
1.Объявляется тема и задачи урока.
2.Минута поэзии.
3. Вступительное слово о писателе.
4. Чтение и анализ:
Кто главные герои произведения?
Какая история описана в этом произведении? Каково ваше отношение к героям?
Какие чувства вызывают герои? Обоснуйте. О чём это произведение?
Чему оно может научить читателя?
5. Основные вопросы.
Какова авторская позиция по отношению к героям? Как вы думаете, почему автор отказался от оптимистического финала? Придумайте свой вариант финала повести. Раскройте смысл названия повести. Как вы думаете, актуальна ли ли тема «маленького человека»?
Ф.М.Достоевский «Бедные люди»
Краткое содержание. Макар Алексеевич Девушкин – титулярный советник 47 лет, переписывающий за небольшое жалование бумаги в одном из петербургских департаментов. Он только что переехал на новую квартиру в капитальном доме возле Фонтанке вдоль длинного коридора двери комнат для жильцов. Сам же герой ютился за перегородкой в общей комнате. Прежнее его жильё было не в пример лучшее. Однако теперь для Девушкина главное – дешевизна, потому что в том же дворе он снимает более удобную и дорогую квартиру для своей дальней родственницы Варвары Алексеевны Добросёловой. Бедный чиновник берёт под свою защиту 17 - летнюю сироту, за которую кроме него некому было заступиться. Живя рядом они редко видятся, так как Макар боится сплетен. Однако обо нуждаются в душевном тепле и сочувствии, которые черпают из ежедневной переписки друг с другом. История взаимоотошений Макара и Вареньки раскрывается в 31 его и 24 его письмах, написанных с 8 апреля по 30 сентября 184… Первое письмо М. пронизано счастьем обретения сердечной привязанности. Он выгадывает на цветы и конфеты для своего ангельчика, отказывая себе в еде и платье. Варенька сердится на покровителя за излишнее.
Судьба Вареньки такова. Она росла в деревне, но отец потерял место управляющего имением и увёз семью в Петербург. Отец очень много работал, заболел и умер. Мать постигла такая же участь. Вдову, мать Вареньки, с дочерью приютила родственница Анна Фёдоровна, которая позже продала в счёт своих расходов на семью продала Вареньку богатому помещику Быкову, который обошёлся с девушкой жестоко. Она заболела. За ней ухаживал Макар. Целый месяц она была в бессознательном состоянии.
Когда ей стало легче, она боялась, что Быков найдёт её. Это случилось. Быков сказал, что если Варенька за него не выйдет, то он женится на богатой купчихе. Но Варенька всё – таки выходит за него. Макар это тяжело переживает.
Почему такой конец произведения? Справедлив ли он? Как бы вы закончили это произведение?
6. Составление пятистишья о произведении.
«Бедные люди»
Трогательная, волнующая.
Поднимает проблему «маленького человека», не оставляет равнодушным человека, учит милосердию, требует от общества милосердия.
Грустная, трагическая, пробуждающая сочувствие, требующая справедливости.
Боль.
7. Итоги, выводы, оценки. Закончить предложение: Сегодня было интересно…Мне было трудно…Теперь я могу…
8. Д/З Рассказ о Достоевском. Чтение по ролям понравившегося фрагмента. Составить викторину по произведению из 5 вопросов.
Дочитать произведение.