Свидригайлов застрелился. Свидригайлов

Ф. М. Достоевский писал роман «Преступление и наказание» в 60-е годы 19 века, когда Россия вступила в сумрак переходной эпохи. В романе на примере Раскольникова автор отразил то, как, по каким причинам, человек может пойти на крайность. Раскольников, создавший и проверивший свою теорию «сверхчеловека» - это смятенная душа, рвущаяся к идеалам и угнетаемая мраком, безысходностью окружающего мира. Петербург Раскольникова - страшное место: пыльные, желтые высокие дома с «дворами-колодцами», «слепыми окнами», выбитые стекла. Всюду царит грязь, пыль, разрушение. На протяжении всего повествования Раскольников сталкивается с разными людьми, которые в той или иной степени воздействуют на движения души главного героя. И в их числе Свидригайлов.

Аркадий Иванович Свидригайлов - один из центральных героев романа. «… Лет пятидесяти, росту повыше среднего, с широкими и крутыми плечами, что придавало ему несколько сутулый вид. Широкое лицо его было довольно приятно, и цвет лица был свежий, не петербургский. Волосы его, очень еще густые, были совсем белокурые. Глаза его были голубые и смотрели холодно, пристально и вдумчиво; губы алые». По мнению Раскольникова, лицо Свидригайлова было похоже на маску. Собственно, это и есть маска - маска, которую носит прожженный циник, неудовлетворенный своей жизнью как во внешних, так и в духовных ее проявлениях. На совести Свидригайлова страшные преступления: по его вине закончили жизнь самоубийством слуга Филипп и четырнадцатилетняя девочка, оскорбленная им. Свидригайлов уже давно перешагнул черту, отделяющую добро и зло. На первый взгляд кажется, что он не испытывает сомнений - смирился со своим «злодейским» существованием и даже находит в нем прелести. Свидригайлов тревожит Раскольникова, последний чувствует над собой власть загадочного человека, свободного от нравственных законов. Казалось бы, такой неординарный герой не должен убивать себя. Но - Свидригайлов покончил с жизнью. В чем же причины такого поступка? Причин самоубийства Свидригайлова множество. Достоевский, мастер тонкого психологизма, не мог ограничиться одним тривиальным объяснением гибели своего героя.

Одна из причин самоубийства Свидригайлова - это скука. Свобода от нравствен-ного закона не приносит герою удовлетворения. Его жизнь бессмысленна. На светлые чувства он уже неспособен, вытравил все их из недр души. И приходится Аркадию Ивановичу искать всевозможные развлечения. Даже его влечение-к сестре Раскольни-кова Авдотье Романовне - не что иное, как проявление грубой страсти, разожженной недоступностью девушки. Но все эти попытки преодолеть скуку ни к чему не привели. Неразличимость добра и зла придает миру особенную серость, в которой даже дышать тяжело. И Свидригайлов устает от вечного бессмысленного круговорота.

Еще одну причину самоубийства Свидригайлова, на мой взгляд, помогают нам раскрыть исследования М. Бахтина.

«Герой у Достоевского, - пишет Бахтин, - это особая точка зрения на мир и на себя самого». Автор, по словам исследователя, исследует не четко очерченный образ героя, а последний итог его сознания и самосознания, «последнее слово героя о себе самом и о своем мире». Исходя из этого утверждения, можно сказать, что Свидригайлов отрицает как себя, так и свой мир, приведший к возникновению и развитию столь циничного персонажа, для которого не существует ничего святого. Свидригайлов - циник, и как обладатель неординарного мышления, он способен осознать себя, свое пошлое и глупое существование. Он отрицает себя - и зачеркивает, как перечеркивают неудачную фразу в письме. Толчком к этому осознанию, толчком к действию стало неудавшееся изнасилование. Именно этот шаг окончательно показал Свидригайлову всю глупость его существования, все отсутствие смысла.

Можно также предположить, что одной из причин стало понимание Свидригайлова, что Раскольникова он не сможет подтолкнуть к собственному пути цинизма и отрицания, преодолев тем самым свое одиночество. Это ощущается на страницах романа.

Возможно также, душа Свидригайлова настолько погрязла в цинизме и грязи, что он не увидел в себе способности раскаяться. Если Раскольников в итоге сумел раскаяться и пошел по пути искупления своей вины, исправления своих ошибок, то Аркадий Свидригайлов уже не может поступить так.

В его душе не осталось ничего светлого и святого. И единственным выходом из замкнутого круга: нежелание продолжать такое существование и неспособность к раскаянию - стало самоубийство.По сути, все причины самоубийства Свидригайлова сводятся к одной - отрицанию себя и своей жизни. Достоевский показал всю бессмысленность такого существования, заведомую гибельность жизненного пути, лишенного опоры на нравственный общечеловеческий закон.

Сейчас смотрят:

Читать книги – мое любимое занятие. Они обогащают человека, делают ее лучше. Благодаря книгам можно побывать в разных местах, в разные эпохи не выходя из своего дома. Я люблю читать разные жанры, однако у меня есть любимая книга, которую я перечитывал уже не один раз. Творчество известного американского писателя Джека Лондона захватывала меня уже давно. В своих произведениях он воспевает величие и силу человека, которая проходит через р

Первый снег в этом году выпал совсем неожиданно. В этот день погода с утра стояла пасмурная, но тихая. Где-то после полудня с неба стали срываться крупные снежинки. Мы и оглянуться не успели, как они превратились в большие белые хлопья. Они падали на асфальт и совсем не таяли, потому что было морозно.Где-то за час все вокруг уже побелело, а первый снег все шел и шел. Он все так же валил хлопьями, а ветер обсыпал этими хлопьями прохожих.

Революция, как правило, для любой страны, для ее народа – период страшных метелей и красных закатов. Писателям, рожденным суровым временем революции и гражданской войны, «нужно» правдиво и понятно объяснить «время перемен». «Нужно» для потомков, «нужно» для истории и сознания людей. С этой сложной задачей, на мой взгляд справились не все писатели. Многим из них так и не удалось показать жизнь простых людей в вулкане революции и огне гра

Роману “Евгений Онегин” А. С. Пушкин посвятил треть своей творческой жизни. Время написания романа совпало с периодом интенсивных нравственных исканий поэта, серьезной переоценки ценностей, определения новых жизненных ориентиров. Стремление к философскому осмыслению мира, главных этических проблем бытия и современного общества с необыкновенной полнотой отразилось в романе, в котором все события реальной жизни и сюжетного существования г

Л. Н. Толстой был участником Севастопольской обороны. В эти годы он многое понял, осознал, как страшна война, какие страдания она несет людям, как ведет себя человек на войне. Он убедился в том, что истинный патриотизм и героизм проявляется не в красивых фразах или ярких подвигах, а в честном выполнении долга, военного и человеческого, несмотря ни на что. По мнению Толстого, война- «противное человеческому разуму и всей человеческо

Мы с Денисом дружим восемь лет. Познакомились когда еще ходили в детский сад. Вместе поступили в первый класс одной и той же школы. Ни у него, ни у меня нет братьев и сестер. Наверное, поэтому наша дружба такая крепкая. Правда, бывает, мы ссоримся, не всегда внимательны друг к другу, но обязательно к дням рождения тщательно выбираем друг другу подарки. Знаем каждую вещицу, какая есть у друга, знаем желания и мечты друг друга. Конечно, н

Любовь… Такое прекрасное и возвышенное чувство, к которому так бездумно относиться Печорин. Он эгоист, и от этого страдают прекрасные девушки, увидевшие в нем свой идеал. Бэла и княжна Мери, Вера и ундина – такие непохожие, но одинаково больно задетые Печориным, который сам признает: «Да и какое мне дело до радостей и бед человеческих…». Когда Печорин в первый раз увидел прекрасную черкешенку Бэлу, он подумал, что любовь к ней прине

Роман Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” считается одним из наиболее “проблемных” произведений мировой художественной литературы и характеризуется особой актуальностью. Роман был написан в конце 60-х гг. XIX в. и отразил безысходность в жизни многих людей, вскрыл нравственные пороки общества, вызвав ожесточенные споры, которые продолжаются и по сей день. Произведение увидело свет в годы глубочайших общественных противоречий,

Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Весна» было первым произведением поэта, попавшим в печать. Его впервые опубликовали в 1830 г. в альманахе «Атеней». Как утверждала возлюбленная поэта Сушкова Е.А., это стихотворение посвящено ей и было написано во время пребывания Лермонтова в подмосковном имении Столыпиных - Середнякове.«Весна» состоит из 14 строк и написана четырехстопным ямбом. Стопа стихотворения - двусложная, с ударением на втором сло

Любовь - непредсказуемое чувство. Она может прийти к человеку внезапно. Недаром одной из ведущих традиций русской литературы является сравнение любви с ударом, вспышкой, как, например, в рассказах Ивана Алексеевича Бунина. В поэзии дело обстоит несколько иначе. Поскольку лирика касается области чувств, то поэт ждет эмоционального отклика от читателя, надеется, что каждый, прочитавший стихотворение, сможет воскликнуть: "Да, и я это чувст


1. Свидригайлов был преступником. Его спасла женщина, которой он в последствие был обязан. Он был ее мужем, но не любил ее. Свидригайлов является циничным и грубым человеком, очень пошлым. Герою скучно, он не любит "нравственные" законы. Его жизнь не имеет смысла; ест, спит, живет, но без смысла. Она пуста. Когда Свидригайлов узнает о раскаянии Раскольникова в преступлении, он впадает в депрессию, потому что осознает всю свою никчемность, но боится признаться себе в этом.

Возможно, именно это послужило причиной для самоубийства.

2. Лужин - человек, который любит только себя и деньги.

Он очень, корыстный, расчетливый. Несмотря на все это, Лужин - примитивный человек. Он чем-то схож со Свидригайловым, ищет во всем личную выгоду, у него сбиты ориентиры добра и зла.

В нашем современном мире таких людей очень много, потому что человек, не обремененный моралью, способен добиться высот в достижении статуса и прибыли.

3. После первого сна Раскольников задумался, способен ли он на убийство и стоит ли это делать.\ - раскрывается истинное "я" героя.

Второй сон напомнил герою о его бедственном положении, ему приснилась мечта, что могло послужить толчком к совершению убийства. \ - сон рассказывает о глубокой проблеме персонажа - бедности.

Третий сон воплощает страхи Раскольникова и о том, что он в безысходности (сидит сложа руки), не пытается ни сбежать, ни сдаться. \ - раскрывается страх наказания.

Четвертый сон иллюстрирует тот стыд, который испытывает Раскольников перед своими родными, а пятый, который сниться уже на каторге, - душевное очищение. Отбывая срок, Раскольников эмоционально разгружается, приводит мысли в порядок, ощущает искупление своего греха и начинает мечтать о новой светлой жизни.

Эти сны являются как бы скелетом, каркасом, романа. Они раскрывают внутренние душевные переживания человека, на которых строятся поступки.

Обновлено: 2018-05-12

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме

  • Почему Лужина и Свидригайлова называют «двойниками» Раскольникова? (По роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»).

Аркадий Иванович Свидригайлов - один из центральных героев романа. «…Лет пятидесяти, росту повыше среднего, с широкими и крутыми плечами, что придавало ему несколько сутулый вид. Широкое лицо его было довольно приятно, и цвет лица был свежий, не петербургский. Волосы его, очень еще густые, были совсем белокурые. Глаза его были голубые и смотрели холодно, пристально и вдумчиво; губы алые». Раскольников заметил, что его лицо похоже на маску и в нем есть что-то чрезвычайно неприятное.

Свидригайлов - дворянин. Служил два года в кавалерии. Потом, по его словам, «шлялся» в Петербурге. Был шулером. Женившись на Марфе Петровне, которая выкупила его из тюрьмы, семь лет жил в деревне. На его совести ряд тяжких преступлений: самоубийство слуги Филиппа и четырнадцатилетней оскорбленной им девочки, возможно, и отравление жены.

В отличие от Раскольникова, Свидригайлов уже не испытывает сомнений. Он свободен, нравственный закон уже не властен над ним, но это не приносит ему радости. Ему остается только мировая скука и пошлость. Свидригайлов развлекался как мог, пытаясь одолеть эту скуку. Неразличимость добра и зла порождает дурную бесконечность, обессмысливает жизнь.

И тем не менее тянет к нему Раскольникова, как бы ищет он чего-то у Свидригайлова, объяснения, откровения какого-то.

Это и понятно. Свидригайлов - двойник Раскольникова, его оборотная сторона. «Мы одного поля ягоды», - заявляет по этому поводу и сам Свидригайлов. К нему идет Раскольников накануне той роковой ночи разгула и борьбы стихий - на небе, на земле, в душах героев Достоевского, - ночи, проведенной Свидригайловым перед самоубийством в грязной гостинице на Большом проспекте, а Раскольниковым - над притягивавшими, звавшими его черными водами каналов.

Свидригайлов совершенно спокойно и хладнокровно принимает преступление Раскольникова. Он не видит здесь никакой трагедии. Беспокойного, тоскующего, измученного своим преступлением Раскольникова, он, так сказать, подбадривает, успокаивает, на «путь истинный» направляет. И тогда-то обнаруживается самое глубокое различие этих двух «частных случаев» и в то же время истинный, сокровенный смысл раскольниковской идеи. Свидригайлова удивляют трагические метания и вопросы Раскольникова, совершенно лишняя и просто глупая в его положении «шиллеровщина»: «Понимаю, какие у вас вопросы в ходу: нравственности, что ли? Вопросы гражданина и человека? А вы их побоку: зачем они вам теперь-то? Хе, хе! Затем, что все еще гражданин и человек? А коли так, так и соваться не надо было; нечего не за свое дело браться». Так Свидригайлов еще раз, по-своему, грубо и резко выговаривает то, что, в сущности, давно уже стало ясно самому Раскольникову - «не преступил он, на этой стороне остался», а все потому, что «гражданин» и «человек».

Свидригайлов же преступил, человека и гражданина в себе задушил, все человеческое и гражданское побоку пустил прахом. Отсюда - тот равнодушный цинизм, та обнаженная откровенность, а главное, та точность, с которыми формулирует Свидригайлов самую суть раскольниковской идеи. Свидригайлов признает эту идею и своей: «Тут… своего рода теория, то же самое дело, по которому я нахожу, например, что единичное злодейство позволительно, если главная цель хороша». Просто и ясно. И нравственные вопросы, вопросы «человека и гражданина», тут лишние. «Хорошая» цель оправдывает злодейство, ради достижения ее совершенное.

Однако если нет у нас «вопросов человека и гражданина», то как же мы, с помощью каких критериев определим, хороша ли цель наша? Остается один критерий - моя личность, освобожденная от «вопросов человека и гражданина», никаких преград не признающая.

Но оказывается, есть нечто, что не в состоянии перенести эта «личность без преград», есть то, что пугает и унижает зло, - это явная или тайная над собой насмешка. У героев Достоевского волосы поднимаются дыбом от смеха жертв их, которые приходят к ним во сне и наяву: «Бешенство одолело его: изо всех сил он начал бить старуху по голове, но с каждым ударом топора смех и шепот из спальни раздавались все сильнее и слышнее, а старушонка так вся и колыхалась от хохота. Он бросился бежать…» Раскольников бросился бежать - ничего иного не остается, ибо это - приговор.

Поступки Свидригайлова и Раскольникова не только ужасны; где-то в своей глубине они еще и смешны. «Переступившие черту» готовы выдержать многое, но это (и только это!) для них непереносимо. «И сатана, привстав, с веселием на лице…» Злодеи по-сатанински хохочут над миром, но кто-то - «в другой комнате» - смеется и над ними самими - невидимым миру смехом.

Свидригайлову снится «кошмар во всю ночь»: он подбирает промокшего голодного ребенка, и ребенок этот засыпает у него в комнате. Однако сновидец уже не может совершать добрые поступки - даже во сне! И сон демонстрирует ему эту невозможность с убийственной силой. Ресницы спящей блаженным сном девочки «как бы приподнимаются, и из-под них выглядывает лукавый, острый, какой-то недетски подмигивающий глазок… Но вот она уже совсем перестала сдерживаться; это уже смех, явный смех… «А, проклятая!» - вскричал в ужасе Свидригайлов…»

Этот ужас - едва ли не мистического свойства: смех, исходящий из самых глубин несмешного - неестественный, безобразный, развратный смех пятилетнего ребенка (словно нечистая сила глумится над нечистой силой!) - этот смех иррационален и грозит «страшной местью».

Видение Свидригайлова «страшнее» сна Раскольникова, ибо его искупительная жертва не принимается. «А, проклятая!» - восклицает в ужасе Свидригайлов. Он понимает, что разоблачен, - и смех, раздающийся ему вослед, есть самое ужасное (и позорное) для него наказание.

Как уже говорилось, Свидригайлов в произведении является своеобразным двойником Раскольникова, так как отчасти живет по теории главного героя - относит себя к людям, которым все позволено. И мы понимаем, что если бы Раскольников не признался в убийстве, то закончил бы свою жизнь так же, как Свидригайлов, поэтому трагическая гибель последнего вполне закономерна.

Ответ оставил Гость

По сути, все причины самоубийства Свидригайлова сводятся к одной - отрицанию себя и своей жизни.

Свидригайлов - преступник по сути, на его счету несколько загубленных жизней. Он считает, что ему все дозволено, что он выше других, и в этом его позиция совпадает с теорией Раскольникова. Свидригайлов способен пойти на ложь, шантаж, даже на убийство не ради великой цели, а просто от скуки, от пустоты жизни. Осознание тупика и безнадежности такой жизни приводит Свидригайлова к самоубийству. Это - не только расплата за многие грехи, но и моральный крах.

Свидригайлов уже давно перешагнул черту, отделяющую добро и зло. На первый взгляд кажется, что он не испытывает сомнений - смирился со своим «злодейским» существованием и даже находит в нем прелести. Казалось бы, такой неординарный герой не должен убивать себя. Но - Свидригайлов покончил с жизнью. В чем же причины такого поступка? Причин самоубийства Свидригайлова множество.

Одна из причин самоубийства Свидригайлова - это скука. Свобода от нравственного закона не приносит герою удовлетворения. Его жизнь бессмысленна. На светлые чувства он уже неспособен, вытравил все их из недр души. И приходится Аркадию Ивановичу искать всевозможные развлечения. Даже его влечение к сестре Раскольникова Авдотье Романовне - не что иное, как проявление грубой страсти, разожженной недоступностью девушки. Но все эти попытки преодолеть скуку ни к чему не привели. Неразличимость добра и зла придает миру особенную серость, в которой даже дышать тяжело. И Свидригайлов устает от вечного бессмысленного круговорота.

Свидригайлов - циник, и как обладатель неординарного мышления, он способен осознать себя, свое пошлое и глупое существование. Он отрицает себя - и зачеркивает, как перечеркивают неудачную фразу в письме. Толчком к этому осознанию, толчком к действию стало неудавшееся изнасилование. Именно этот шаг окончательно показал Свидригайлову всю глупость его существования, все отсутствие смысла.

Можно также предположить, что одной из причин стало понимание Свидригайлова, что Раскольникова он не сможет подтолкнуть к собственному пути цинизма и отрицания, преодолев тем самым свое одиночество. Это ощущается на страницах романа.

Возможно также, душа Свидригайлова настолько погрязла в цинизме и грязи, что он не увидел в себе способности раскаяться. Если Раскольников в итоге сумел раскаяться и пошел по пути искупления своей вины, исправления своих ошибок, то Аркадий Свидригайлов уже не может поступить так.

В его душе не осталось ничего светлого и святого. И единственным выходом из замкнутого круга: нежелание продолжать такое существование и неспособность к раскаянию - стало самоубийство.

Аркадий Иванович Свидригайлов - один из центральных героев романа. «…Лет пятидесяти, росту повыше среднего, с широкими и крутыми плечами, что придавало ему несколько сутулый вид. Широкое лицо его было довольно приятно, и цвет лица был свежий, не петербургский. Волосы его, очень еще густые, были совсем белокурые. Глаза его были голубые и смотрели холодно, пристально и вдумчиво; губы алые». Раскольников заметил, что его лицо похоже на маску и в нем есть что-то чрезвычайно неприятное.

Свидригайлов - дворянин. Служил два года в кавалерии. Потом, по его словам, «шлялся» в Петербурге. Был шулером. Женившись на Марфе Петровне, которая выкупила его из тюрьмы, семь лет жил в деревне. На его совести ряд тяжких преступлений: самоубийство слуги Филиппа и четырнадцатилетней оскорбленной им девочки, возможно, и отравление жены.

В отличие от Раскольникова, Свидригайлов уже не испытывает сомнений. Он свободен, нравственный закон уже не властен над ним, но это не приносит ему радости. Ему остается только мировая скука и пошлость. Свидригайлов развлекался как мог, пытаясь одолеть эту скуку. Неразличимость добра и зла порождает дурную бесконечность, обессмысливает жизнь.

И тем не менее тянет к нему Раскольникова, как бы ищет он чего-то у Свидригайлова, объяснения, откровения какого-то.

Это и понятно. Свидригайлов - двойник Раскольникова, его оборотная сторона. «Мы одного поля ягоды», - заявляет по этому поводу и сам Свидригайлов. К нему идет Раскольников накануне той роковой ночи разгула и борьбы стихий - на небе, на земле, в душах героев Достоевского, - ночи, проведенной Свидригайловым перед самоубийством в грязной гостинице на Большом проспекте, а Раскольниковым - над притягивавшими, звавшими его черными водами каналов.

Свидригайлов совершенно спокойно и хладнокровно принимает преступление Раскольникова. Он не видит здесь никакой трагедии. Беспокойного, тоскующего, измученного своим преступлением Раскольникова, он, так сказать, подбадривает, успокаивает, на «путь истинный» направляет. И тогда-то обнаруживается самое глубокое различие этих двух «частных случаев» и в то же время истинный, сокровенный смысл раскольниковской идеи. Свидригайлова удивляют трагические метания и вопросы Раскольникова, совершенно лишняя и просто глупая в его положении «шиллеровщина»: «Понимаю, какие у вас вопросы в ходу: нравственности, что ли? Вопросы гражданина и человека? А вы их побоку: зачем они вам теперь-то? Хе, хе! Затем, что все еще гражданин и человек? А коли так, так и соваться не надо было; нечего не за свое дело браться». Так Свидригайлов еще раз, по-своему, грубо и резко выговаривает то, что, в сущности, давно уже стало ясно самому Раскольникову - «не преступил он, на этой стороне остался», а все потому, что «гражданин» и «человек».

Свидригайлов же преступил, человека и гражданина в себе задушил, все человеческое и гражданское побоку пустил прахом. Отсюда - тот равнодушный цинизм, та обнаженная откровенность, а главное, та точность, с которыми формулирует Свидригайлов самую суть раскольниковской идеи. Свидригайлов признает эту идею и своей: «Тут… своего рода теория, то же самое дело, по которому я нахожу, например, что единичное злодейство позволительно, если главная цель хороша». Просто и ясно. И нравственные вопросы, вопросы «человека и гражданина», тут лишние. «Хорошая» цель оправдывает злодейство, ради достижения ее совершенное.

Однако если нет у нас «вопросов человека и гражданина», то как же мы, с помощью каких критериев определим, хороша ли цель наша? Остается один критерий - моя личность, освобожденная от «вопросов человека и гражданина», никаких преград не признающая.

Но оказывается, есть нечто, что не в состоянии перенести эта «личность без преград», есть то, что пугает и унижает зло, - это явная или тайная над собой насмешка. У героев Достоевского волосы поднимаются дыбом от смеха жертв их, которые приходят к ним во сне и наяву: «Бешенство одолело его: изо всех сил он начал бить старуху по голове, но с каждым ударом топора смех и шепот из спальни раздавались все сильнее и слышнее, а старушонка так вся и колыхалась от хохота. Он бросился бежать…» Раскольников бросился бежать - ничего иного не остается, ибо это - приговор.

Поступки Свидригайлова и Раскольникова не только ужасны; где-то в своей глубине они еще и смешны. «Переступившие черту» готовы выдержать многое, но это (и только это!) для них непереносимо. «И сатана, привстав, с веселием на лице…» Злодеи по-сатанински хохочут над миром, но кто-то - «в другой комнате» - смеется и над ними самими - невидимым миру смехом.

Свидригайлову снится «кошмар во всю ночь»: он подбирает промокшего голодного ребенка, и ребенок этот засыпает у него в комнате. Однако сновидец уже не может совершать добрые поступки - даже во сне! И сон демонстрирует ему эту невозможность с убийственной силой. Ресницы спящей блаженным сном девочки «как бы приподнимаются, и из-под них выглядывает лукавый, острый, какой-то недетски подмигивающий глазок… Но вот она уже совсем перестала сдерживаться; это уже смех, явный смех… «А, проклятая!» - вскричал в ужасе Свидригайлов…»

Этот ужас - едва ли не мистического свойства: смех, исходящий из самых глубин несмешного - неестественный, безобразный, развратный смех пятилетнего ребенка (словно нечистая сила глумится над нечистой силой!) - этот смех иррационален и грозит «страшной местью».

Видение Свидригайлова «страшнее» сна Раскольникова, ибо его искупительная жертва не принимается. «А, проклятая!» - восклицает в ужасе Свидригайлов. Он понимает, что разоблачен, - и смех, раздающийся ему вослед, есть самое ужасное (и позорное) для него наказание.

Как уже говорилось, Свидригайлов в произведении является своеобразным двойником Раскольникова, так как отчасти живет по теории главного героя - относит себя к людям, которым все позволено. И мы понимаем, что если бы Раскольников не признался в убийстве, то закончил бы свою жизнь так же, как Свидригайлов, поэтому трагическая гибель последнего вполне закономерна.