Страна завоеванная конкистадорами. Хэммонд Иннес

Когда перестали звенеть мечи, и султан Мухаммад вручил ключи от Гранады Фердинанду и Изабелле — испанской королевской чете, закончилась великая эпоха. 2 января 1492 года Испания завершила почти 800-летнюю борьбу против арабских завоевателей, окрепнув в боях и став сильным, единым государством. После изгнания мавров (так еще называли в Испании арабов) из их последнего оплота — Гранадского эмирата — королевству уже не требовалась большая армия, и многие воины были отправлены по домам. Но бывшие солдаты и их дети продолжали мечтать о новых битвах, блестящих победах и трофейных сокровищах.

К счастью для них, в том же 1492 году к берегам Испании вернулась первая экспедиция Христофора Колумба с известием об открытии новых земель за океаном. Именно туда, в Новый Свет , устремились теперь испанские искатели приключений. Те, кто освобождал страну от арабских завоевателей, сами стали завоевателями, или по-испански «конкистадорами» .

Покоритель индейской империи инков Франсиско Писарро

Один из самых известных предводителей конкистадоров, родился в 1475 году в городе Трухильо . Решив попытать счастья в далеких краях, в 1502 году он отправился на Эспаньолу , большой остров в Карибском море. Затем вместе с экспедицией Алонсо де Охеда Писарро приплыл на территорию современной Панамы , где вместе с другим конкистадором Васко Нуньесом де Бальбоа захватил индейское поселение Дарьен и основал новую колонию.

Конкистадоры еще не знали, что находятся на узком перешейке, разделяющем два великих океана – Атлантический и Тихий. Однажды испанцы услышали от индейцев о «великих водах» , которые начинаются где-то там, за джунглями.

В 1513 году , снарядив небольшую флотилию, Писарро и Бальбоа отправились вдоль атлантического побережья панамского перешейка. Благодаря какому-то чудесному стечению обстоятельств, испанцы бросили якорь как раз в том месте, где океаны разделяет лишь относительно узкая полоска земли. Часть экипажа во главе с Бальбоа предприняла поход сквозь джунгли, и после нескольких дней тяжелого пути и стычек с враждебно настроенными индейцами, европейцы впервые в истории вышли к Тихому океану.

Теперь перед обосновавшимися на тихоокеанском побережье испанцами был открыт путь на юг, к Андам горной системе, протянувшейся вдоль южноамериканского континента . Воображение Писарро будоражили рассказы индейцев об обширной и богатой империи, раскинувшейся в Перу , далекой горной стране на юге.

В 1524 году , добившись благорасположения испанского губернатора, конкистадор собрал отряд и отплыл в первую экспедицию. Испанцы обследовали побережье в районе нынешней Колумбии и, не обнаружив никаких богатых стран, вернулись назад.

Спустя два года Писарро и его компаньон Диего де Альмагро снарядили новую, более многочисленную и лучше вооруженную экспедицию и двинулись дальше на юг. В конце концов испанцы добрались до залива Гуаякиль и прибыли в Тумбес , один из городов империи индейцев инка. Именно здесь Писарро понял, что рассказы, слышанные им еще в Панаме — не выдумка. В Андах действительно существует богатое и хорошо организованное государство с многочисленным населением и развитыми ремеслами. И, главное, у индейцев было много золота.

Однако, нечего было и думать о том, чтобы с малочисленным отрядом отправляться на завоевание индейской империи. К тому же в поддержке Писарро отказал королевский губернатор Панамы . И конкистадор, оставив в Тумбесе своего представителя, отправляется в Испанию, к королевскому двору

Король Испании Карл V получает в дар от Писарро привезенные из экспедиции золото, богатые ткани и диковинное южноамериканское животное — ламу . Выслушав конкистадора, король дарует ему титул Капитан-Генерала Перу и дает полномочия на завоевания горной империи для испанской короны.

Во главе небольшой армии в июле 1529 года Писарро отплывает в поход на Перу . Но экспедиция началась не слишком удачно. Добраться до залива Гуаякиль из-за сильных встречных ветров испанцам не удалось. Пришлось высаживаться на берег на полтысячи километров севернее и несколько месяцев продираться сквозь джунгли, чтобы добраться до Тумбеса . Но город лежал в руинах. В империи инков шла гражданская война. Сыновья умершего императора Уаскар и Атауальпа сражались за отцовское наследство.

Лучше момента для того, чтобы овладеть ослабленной раздорами империей, и придумать было невозможно. Обосновавшись в Тумбесе , Писарро послал за подкреплением.

К весне 1532 года все было готово. Конкистадоры двинулись на юг.

С отрядом, в котором было примерно 200 бойцов и около 60 лошадей, Писарро подошел к городу Кахамарка. Один из претендентов на трон, , вместе со своим сорокатысячным войском стоял лагерем поблизости. Чтобы усыпить бдительность перуанского вождя, предводитель конкистадоров обменивался с ним дружескими посланиями, в одном из которых пригласил на личную встречу. До сих пор невозможно понять, что заставило индейского короля совершить столь легкомысленный поступок, но согласился. Он прибыл на встречу в сопровождении пяти тысяч безоружных воинов. Слуги несли короля в роскошном паланкине, украшенном перьями попугая. Как только процессия приблизилась к испанцам, Писарро произнес два слова: «Святой Иаков» . Это был условный сигнал, услышав который солдаты набросились на безоружных индейцев, и вскоре вся земля была усеяна трупами. Инков расстреливали из аркебуз и луков, рубили мечами и кололи копьями.

Писарро лично захватил в плен. За жизнь вождя был назначен огромный выкуп — большое помещение, заполненное золотом и серебром. Мечта испанских искателей приключений наконец исполнилась — они сказочно разбогатели. Впрочем, выкуп не спас жизнь Атауальпе .

Как враг христианской веры он был приговорен к сожжению на костре. Чтобы избежать этой мучительной казни, он принял католичество . Теперь ему просто отрубили голову. В это время стало известно о том, что далеко на юге, в городе Куско отравлен соперник Атауальпы — Уаскар .

Писарро с отрядом в 100 всадников и 30 пехотинцев заспешил туда, чтобы, воспользовавшись неразберихой, завершить покорение индейской империи. Почти 1000 километров от Кахамарки до Куско конкистадоры двигались через горы по проложенной самими индейцами великолепной дороге . Между испанцами и численно превосходившими их войсками инков произошло несколько битв, но военная удача оказывалась на стороне европейских кавалеристов. Писарро захватил Куско, а в 1535 году основал свою столицу Перу — Лиму.

Почему имеющая шестимиллионное население и многочисленное войско индейская империя покорилась горстке испанских авантюристов? Может быть потому, что у испанцев были лошади и огнестрельное оружие, которых не было у инков?

Но старинные аркебузы , которых, кстати, у солдат Писарро было не так уж много — очень громоздки и неудобны в использовании. Из них практически невозможно было вести прицельный огонь, а за то время пока стрелок перезаряжал это полуружье-полупушку, умелый лучник мог осыпать его целым градом смертоносных стрел. Да в Новом Свете не было лошадей, но неужели многотысячные армии индейцев не смогли бы справиться с сотней конников, устроив им хорошую засаду? Не смогли. Не справились.

Писарро застал империю инков в состоянии внутреннего раздора, и это ему помогло.

Конкистадорам помогла и система власти, существовавшая в Перу .

Слишком многое зависело от вождя, царя, предводителя. Достаточно было обезглавить страну, вероломно пленив , и его огромное войско лишилось воли к сопротивлению.

Конкистадоры обернули на пользу и достижения индейской цивилизации — им очень помогли прекрасные дороги, пробитые индейцами среди непроходимых гор.

Но главное все же наверное не в этом . Испанцы оказались сильнее духом. Жители перуанских гор просто растерялись перед лицом смелых, решительных, коварных и жестоких завоевателей. После прихода конкистадоров индейцы еще в течение примерно 30 лет пытались поднимать восстания, но власти испанской короны уже ничто не угрожало.

Серьезные распри начались лишь между самими конкистадорами. Когда рассорились бывшие компаньоны — Писарро и Диего де Альмагро — дело дошло до военных столкновений. Верх одержал Писарро , а его соперник был казнен. Но 26 июля 1541 года в Лиме великий конкистадор Франсиско Писарро пал от руки сына Диего де Альмагро . Жестокий завоеватель встретил жестокую смерть. Но жизнь его навсегда вписана в историю открытия и освоения Америки.

©При частичном или полном использовании данной статьи - активная гиперссылка ссылка на сайт ОБЯЗАТЕЛЬНА

Конкистадоры (исп. ед. ч. conquistador - завоеватель, покоритель), участники Конкисты, то есть завоевательных походов европейцев (в основном испанцев) в Новый Свет: морских - в Вест-Индию, на Филиппины , вдоль берегов Северной и Южной Америки; сухопутных - в глубь обоих материков.

Основная масса конкистадоров была представлена наемными солдатами, обнищавшими дворянами и преступниками, которые предпочли заокеанскую неизвестность тюрьме, каторге или смертной казни. В эту армию авантюристов вошло некоторое число ремесленников, королевских чиновников разных рангов, монахов-миссионеров, а также просто искателей приключений. Их энтузиазм подогревался рассказами о неимоверных богатствах Нового Света, об изобилии золота, о чудесной стране Эльдорадо, об источнике вечной молодости и др.

Первым конкистадором можно считать самого Христофора Колумба, предложившего продавать в рабство население открытых им земель. 39 моряков, спутников Х. Колумба, добровольно оставшихся на острове Эспаньола (Гаити) вскоре после отплытия адмирала на родину (4 января 1493) вступили в конфликт с местными жителями из-за женщин и имущества и погибли все.

В ходе Конкисты можно выделить два этапа. На коротком первом (1493-1518) пришельцы овладевали небольшими прибрежными участками на островах Карибского моря (Гаити, Пуэрто-Рико, Куба), а потом распространялись по всей их территории. Практически одновременно они занимали узкие береговые полосы Северной и Южной Америки, омываемые водами Атлантического океана, Карибского моря и Мексиканского залива. Второй этап, охватывающий почти восемь десятилетий (1518-1594), - завоевание двух гигантских империй ацтеков и инков, а также городов-государств майя; походы по внутренним районам обоих континентов, выход к тихоокеанскому побережью и захват Филиппин.

В итоге военных действий конкистадоров к владениям испанской короны были присоединены огромные пространства. В Северной Америке часть материка южнее 36 с. ш., включая Мексику и другие территории в Центральной Америке, а также значительные регионы Южной Америки без Бразилии, где утвердилась власть Португалии, и Гвианы, попавшей под контроль Англии, Франции и Нидерландов. Кроме того, испанцы «прибрали к рукам» почти всю Вест-Индию и Филиппинские острова. Суммарная площадь захваченных конкистадорами земель составила не менее 10,8 млн. кв. км, что почти в 22 раза превышает территорию собственно Испании. Разграничение завоеваний между Испанией и Португалией проходило по «папскому меридиану» согласно Тордесильясскому договору 1494. Как считается, завоевание Бразилии подданными португальского короля произошло благодаря не совсем четким формулировкам папской буллы.

Каждый предводитель отряда конкистадоров (аделантадо), набрав отряд, заключал с испанской короной договор (капитуляцию). В этом договоре оговаривался процент отчисления с захваченных богатств в казну и доля самих аделантадос. Первым аделантадо был брат Х. Колумба, Б. Колумб.

После установления иностранного господства на смену конкистадорам приходят европейские (главным образом испанские и португальские) поселенцы во главе с администрацией, подчинявшейся метрополии. Вместе с тем многие конкистадоры подчинялись властям лишь номинально, независимо проживая в своих обширных владениях. Со времени правления Филиппа III (1598-1621) испанская метрополия взяла курс на притеснение потомков конкистадоров, отдавая предпочтение уроженцам Испании. Во многом по этой причине потомки конкистадоров возглавили борьбу за отделение латиноамериканских колоний.

Наиболее жестоким был второй этап Конкисты, когда испанцы встретились не с племенами, находившимися на стадии первобытного общества, а столкнулись с чуждыми европейцам цивилизациями ацтеков, майя, инков и др. Религия ацтеков, изобиловавшая кровавыми обрядами, человеческими жертвоприношениями, произвела на испанцев особенно отталкивающее впечатление: они решили, что столкнулись с прислужниками дьявола, против которых оправданы любые методы. Этим объясняется, в частности, то, как тщательно уничтожались все следы культурной деятельности индейцев. Если статуи, а то и целые пирамиды невозможно было разрушить, их закапывали, произведения искусства, памятники уникальной местной письменности сжигали. Ювелирные изделия (а они отличались особой тщательностью отделки и оригинальными технологиями) почти все были переплавлены и ныне чрезвычайно редки.

Все завоевания были совершены горсткой конкистадоров (отрядами по нескольку сот человек, в редких случаях тысяч). Одно лишь огнестрельное оружие, в ту пору еще несовершенное, не могло дать такого эффекта. Легкость, с которой европейцам удалось сокрушить немалые государства, объясняется внутренней слабостью этих государств, власть вождей которых была абсолютна, но сами они были часто весьма слабыми и неспособными к сопротивлению. Европейцы рано обнаружили, что если во время боя захватить военного вождя индейцев, то все остальное войско прекращает сопротивление. Сыграл свою роль и страх индейцев перед лошадьми, их преклонение перед белыми, которых они считали богами, ведь практически у всех индейцев были предания о белом бородатом боге, научившем людей земледелию и ремеслам.

Подавляя выступления индейцев, испанцы казнили их тысячами. Оставленных в живых конкистадоры превращали в рабов и принуждали трудиться на полях, в рудниках или в мастерских. Многочисленные групповые самоубийства от непосильного труда и ужасающих условий жизни, гибель от завезенных пришельцами заразных болезней (оспы, чумы, дифтерита, кори, скарлатины, тифа и туберкулеза) привели к одной из крупнейших на планете демографических катастроф. За столетие численность населения Нового Света сократилась, по разным данным, с 17-25 млн. до 1,5 млн. человек, то есть в 11-16 раз. Многие регионы совершенно обезлюдели; ряд индейских народов исчез с лица Земли. Для труда на плантациях и рудниках стали завозить африканских рабов. Вместе с тем хорошо организованное сопротивление приносило и результат: арауканам на юге Чили удалось отстоять свою свободу, ведя борьбу более века.

Конкистадор (смысль "завоеватель" в) будет термина используемая для того чтобы refer to воины, исследователи, и авантюристы которые достигли Conquista (эта испанская термина вообще принята historians), I.е. принесл много из и Азия Pacific под колониальное между и. Genoese позволяло headstart внутри Колонизация Америк, I.е. , континентальное и; вся область была обозначена Западные Indies , по мере того как исследователи первоначально предполагали они достигли (inexistent) атлантический свободный полет Ази-Tixo океан Дальний Восток, который достигался и скоро колонизировался как " восточные indies", знатно архипелаг и.

Предпосылка

Руководители испанских экспедиций к новому миру вызвали conquistadores , имя выражая сходство к недавн accomplished , (re)conquer Иберийский полуостров от (-). Они также evoked имя Santiago Matamoros ("St James Причаливать-ubi1qa") перед идти в сражение против pagan родной населенности Америк, которые были учтены rightless как длинним как после того как они преобразованы к католицизму, поэтому их земли были аннексированы как nullius terra с papal благословением, единственная соперничающая заявка, котор нужно принять серьезно была той из португалки, после того как она установлена после papal арбитража в договоре Tordesillas в 1494. Много conquistadores были плох, включая некоторые nobles (hidalgos ) изыскивающ удачу в западных indies, в виду того что были лимитированные перспективности в europe, как ранее в кампаниях в старом мире. почетность правила для знатности запретили их от ручной работы. Много также исчезали вероисповедная репрессия причиненная.

История

Новый Мир

Первое испанское завоевание внутри Америки был остров (в настоящее время, котор делит Гаити и Доминиканской Республикой). От там, Жуан Понче de Леэон завоевано и Diego Vel3azquez принял. Первый выселок на mainland был внутри, установило мимо внутри. По мере того как эти карибские зоны не доказали никакие большое казначейство или бесконечную поставку priceless специй, " разочарование " motivated более дальнеишее исследование, rather than серьезное усилие сделать самое лучшее " виргинских " колоний, foretaste монументального хозяйственного mismanagement.

Первый больш успешно конкистадор был. Между и, Cort3es, вместе с некоторым Родной Американец завоеванные союзники, mighty , таким образом приносящ присытствыющий день () под владычеством Испанская империя . соответствующей важности было завоевание южного американца мимо. Оба помоглись мимо и другой европеец ослабело родние населенности. Заболевания также убили в настоящее время руководителя Inca вовремя facilating война что Pizarro погуляло в на его прибытие. И Pizarro и Cortes massacred droves Incan и ацтека в усилии устрашить и terrorize населенности, которое не было succesful в любой случай. Совмещено при значительно большие усилия родних союзников, усилия Cortes управляемые для того чтобы besiege ацтекский прописной город и разрушить он.

Учетом поведения испанских конкистадоров от обоих внутренних и вне была часть исходныйа материал для стереотипии испанской жестокости пришла быть известным как Черное Сказание .

Справки в средствах

Группа утеса Procol Harum также имел удар одиночный при вызванная песня Конкистадором

Перечень известные конкистадоры и исследователи

  • (, 1518-1522, 1524, Baja California , 1532-1536)
  • (Перу , 1509-1535)
  • Франчисчо Вэасцуез de Чоронадо (югозападно, 1540-1542)
  • (Перу , 1524-1535, 1535-1537)
  • (, 1510-1519)
  • Жуан Понче de Леэон (, 1508, 1513 и 1521)
  • Педро de Алварадо (, -, -, Перу , 1533-1535, Мексика, 1540-1541)
  • 3alvar Нэуьнез Чабеза de Вача (югозападно, 1527-1536, 1540-1542)
  • Lucas Вэасцуез de Аыллэон (восточный, 1524-1527)

На деньгах стран Южной и Центральной Америки часто изображены сцены сопротивления индейцев европейским колонизаторам. К примеру, на уругвайских 5 песо 1939 года аборигены сражаются с закованным в латы конкистадором. При этом соотношение сил – один к семи в пользу коренных жителей Америки. В первые десятилетия конкисты так оно и было…

Горсткам испанцев и португальцев противостояли целые племенные союзы индейцев. Однако не стоит забывать, что это европейцы ступили на земли Нового Света с мечами в руках. Жадные до чужих богатств пришельцы набросились на местных жителей, словно голодные псы. Индейцы в буквальном смысле слова гибли за металл. Золото! Только его язык понимали испанские и португальские захватчики.

Бедные богачи

Уругвай. 5 песо 1939 года. Аборигены сражаются с закованным в латы конкистадором

Нашим читателям известна печальная судьба правителя инкской империи Атауальпы. 15 ноября 1532 года он был пленен испанским конкистадором Франсиско Писарро. По легенде, вождь инков предложил завоевателю невиданный выкуп. Атауальпа пообещал до потолка наполнить золотом помещение, в котором его содержали. День и ночь в укрепление испанцев со всех концов государства подданные Атауальпы несли драгоценности. Такого количества сокровищ европейцы ни до того, ни после уже больше не видели. Но Писарро все равно казнил самого богатого в истории пленника…

Состояние вождя ацтеков Монтесумы II современными искателями сокровищ оценивается в 33 миллиарда американских долларов. Не намного беднее были и его предшественники. Куда же подевались эти несметные богатства? Известно, что во времена конкисты в Европу чуть ли не каждый месяц отправлялись целые караваны судов, груженных золотыми слитками, монетами, украшениями и драгоценными камнями. Некоторые стали жертвой нападения пиратов. Иные были пущены на дно в ходе боевых действий конкурирующих монархий. Немало кораблей кануло в сильнейших штормах.

Столица империи ацтеков, основанная в 1325 году, располагалась на месте современного Мехико и называлась Теночтитлан. Испанские хронисты XV века сообщали, что город был основан на острове, посреди обширного озера. С берегом остров был связан тремя широкими дорогами: одна шла на север, другая на юг, третья на запад. Посреди города находился ритуальный центр с храмами и алтарями.

Когда испанский авантюрист Фернандо Кортес с бандой своих головорезов приблизился к столице ацтеков, его обуревали сомнения, можно ли взять Теночтитлан? Каково же было изумление чужаков, когда ворота города сами отворились перед ними. А встречать светлолицых пришельцев вышел сам Монтесума. Европейцы еще не знали, что индейцы стали жертвой собственных религиозных представлений. В их верованиях упоминалось, что придет время и на землю спустится «белый бог». За него-то ацтеки и приняли Кортеса. В его божественном происхождении индейцы поначалу не сомневались. Испанцы были облачены в странные сияющие одежды (латы). А путешествовали чужеземцы верхом на невиданных животных. Считается, что это было первое знакомство коренного населения доколумбовой Америки с лошадьми. Схожий сюжет запечатлен на коста-риканских 2 колонах 1943 года.

Чем закончилась встреча Монтесумы и Кортеса, тоже известно. Последнего правителя ацтекской империи коварный конкистадор взял в плен. И колонизация Мезоамерики пошла полным ходом. Жизнь Монтесумы оборвалась внезапно, когда население Теночтитлана, возмущенное жестокостью испанцев, подняло восстание. Индейцы посчитали своего вождя предателем, перешедшим на сторону чужаков. И когда Монтесума появился в окружении испанцев на ступенях главной пирамиды, в него полетели камни и копья. Правитель был смертельно ранен, и позже его тело сбросили в один из каналов города.

Каннибализм индейцев


Панама. 1 бальбоа 1941 года. Портрет «прославленного» чужеземца, потерявшего голову на чужбине

Новые артефакты доказывают, что ацтеки вели против испанцев настоящую партизанскую войну. Плененных чужаков индейцы приносили в жертву своим богам, а затем… поедали их.

О практике человеческих жертвоприношений в доколумбовой Америке было известно и раньше. При этом часто роль жертв играли именно военнопленные. Ацтеки, к примеру, намеренно старались брать в плен как можно больше врагов, чтобы лишать их жизни на глазах народа. Но каннибализм для Мезоамерики − явление нетипичное. И все же это так. При раскопках в Кальпулальпане были обнаружены кости конкистадоров со следами на них зубов. Поясняя свою жуткую находку, ученые приводят малоизвестный факт: в 1520 году ацтеки захватили испанский обоз, а плененных солдат посадили в клетки. На протяжении нескольких месяцев они приносили их по одному в жертву, а после церемонии поедали.

Душегубы или герои?


Мексика. 1000 песо 1974 года. На купюре – портрет Куаутемока

Фернандо Кортес виноват в гибели и еще одного индейского вождя – Куаутемока. Его портрет украсил мексиканские 1000 песо 1974 года.

Этот вождь ацтеков распорядился укрепить столицу империи и сдерживал натиск конкистадоров. Но испанцы схватили его. Чтобы выпытать, где хранится золото, Кортес распорядился распять Куаутемока на решетке над костром. Участь вождя разделил и его первый министр. Говорят, когда солдаты стали подбрасывать в огонь дрова, сановник, не в силах больше терпеть, повернул к своему вождю лицо. Он словно просил разрешения раскрыть палачам тайну золота и тем самым прекратить невыносимую пытку. Но Куаутемок спокойно сказал:

− А разве я предаюсь удовольствиям?

Испанцы так ничего и не добились, а потому казнили обоих.

Куаутемоку посвящена и актуальная банкнота номиналом в 50 000 песо 1987 года.

Для коренного населения Америки конкистадоры были беспощадными завоевателями, грабителями и насильниками, терявшими человеческий облик при одном только упоминании золота. Мало того, они еще огнем и мечом принуждали индейцев к принятию чужой, и совершенно не понятной им религии.

А вот для современных испанцев конкистадоры − национальные герои, воевавшие на далеких «пограничных» рубежах во имя процветания своей родины. Об этом свидетельствуют не только многочисленные памятники в их честь, установленные по всей Испании. Но и прежние выпуски испанских банкнот и монет, на которых красуются лики самых известных участников конкисты. Как на купюре 1000 песет 1992 года, где изображены сразу двое таких.

С лицевой стороны на нас смотрит Фернандо Кортес, а с оборотной − Франсиско Писарро. Кстати, он дальний родственник Кортеса. Оба были родом из Эстремадуры, провинции на юго-западе Испании, граничащей с Португалией. У администрации Эстремадуры установлена статуя конкистадора, попирающего ногами ацтекского бога.

Увековеченные завоеватели


На эквадорской банкноте 10 сукре 1988 года изображен Себастьян де Бенальказар

Впрочем, куда более поразителен тот факт, что беспощадных завоевателей неоднократно увековечивали и на деньгах Южной и Центральной Америки. К примеру, на боне Эквадора в 10 сукре 1988 года изображен Себастьян де Бенальказар (1495-1550 годы).

Это он с ватагой сорвиголов захватил и почти полностью разрушил древнюю столицу Кито. На ее руинах впоследствии был основан новый город – Сан-Франсиско-де-Кито. Но для жителей старого Кито, уничтоженных почти поголовно, это уже ничего не значило… В 1540 году Бенальказар присоединил к владениям испанской короны север Эквадора и часть Колумбии и стал правителем новой колонии.

Еще большей популярностью в Америке пользуется Васко Нуньес де Бальбоа – испанский конкистадор, основавший первое европейское поселение на материке. Его же считают и первым европейцем, вышедшим к Тихому океану. В Новый Свет Бальбоа отплывал не как завоеватель. Сначала он поселился на острове Испаньола и занялся разведением свиней и устройством плантаций. Но довольно скоро влез в большие долги и сбежал на континент. Позже он сделался губернатором Панамы (Верагуа) и организовал несколько экспедиций в глубь страны для поисков сокровищ и захвата новых территорий для Испании. Закончил свою жизнь Бальбоа весьма печально. Вместе с четырьмя другими джентльменами удачи он был оклеветан и 15 января 1519 года казнен. А его отрубленная голова была выставлена напоказ. Кстати, панамская валюта названа в его честь, а также учрежден орден Васко Нуньеса де Бальбоа − высочайшая государственная награда.

Не правда ли, странно? Эти люди самым жестоким образом изменили ход истории и судьбы целых народов. Только в первые годы конкисты население Центральной Америки и островов Карибского бассейна – пять миллионов человек − уменьшилось в пять раз. А потомки миллионов убитых и казненных индейцев всеми силами пытаются сохранить о захватчиках «светлую» память.

ЗАВОЕВАНИЕ ФИЛИППИН ИСПАНИЕЙ

ИСПАНСКАЯ ЭКСПАНСИЯ В СЕВЕРНЫЕ И ЦЕНТРАЛЬНЫЕ РАЙОНЫ

Завоевание Филиппин Испанией относится к начальному этапу европейской экспансии в страны Востока, проходившей в эпоху Великих географических открытий. Страны Южной и Юго-Восточной Азии привлекали европейских колонизаторов как богатейшие источники золота, а также пряностей, в то время ценившихся на Западе не меньше, чем благородные металлы. В XV–XVI вв. авангардную роль в европейской колониальной экспансии играли два феодальных государства Пиренейского полуострова - Португалия и Испания. Обе страны были сильными морскими державами, обладательницами лучших в Европе флотилий. В заморских походах были заинтересованы испанские и португальские короли, нуждавшиеся в финансовых средствах для укрепления централизованной королевской власти; купечество, страдавшее от конкуренции итальянских городов, которые захватили монопольные позиции в Средиземноморье; многочисленное мелкое дворянство, оставшееся не у дел после завершения реконкисты; католическая церковь, стремившаяся приумножить доходы за счет новообращенного населения в захваченных землях.

Борьба за азиатские рынки породила острое соперничество между Португалией и Испанией. Португальцы почти на столетие опередили испанцев в разведке и освоении морских путей на Восток. К концу XV в. морское господство Португалии утвердилось на всем протяжении от Пиренейского полуострова до Индии и Юго-Восточной Азии. Поэтому Испания, приступившая к широкой колониальной экспансии лишь в конце XV в., вынуждена была в поисках путей к восточным рынкам двигаться в западном направлении (поскольку путь вокруг Африки был в руках португальцев). Именно в результате этого движения была открыта Америка, после чего началась колонизация Латиноамериканского континента.

В 1493 г. папа римский Александр VI издал буллу с целью урегулирования испано-португальских отношений, согласно которой весь «нехристианский» мир подразделялся на сферы влияния Португалии и Испании. Окончательно демаркационная линия была определена испано-португальским договором в Тордесильясе (1494 г.). Она проходила приблизительно в 2 тыс. км западнее островов Зеленого Мыса. В сферу влияния Португалии была включена территория Африки и большая часть Азии, а к Испании отошла почти вся Америка и острова Тихого океана. Борьба между Испанией и Португалией продолжалась и после этого своеобразного «раздела мира».

В 1521 г. в поисках западного пути в Индию и к Молуккским островам («Острова пряностей», как их называли в то время в Европе), служившим источником острых конфликтов между Испанией и Португалией, экспедиция Магеллана обнаружила Филиппинский архипелаг. В марте 1521 г. испанские конкистадоры высадились на небольшом о-ве Лимасава (поблизости от Себу), водрузив на побережье гигантский крест в знак перехода новых земель под духовный контроль папы римского и во владение католического монарха. Оставив затем этот бедный и малонаселенный остров, Магеллан перебрался на Себу. Местное население первоначально отнеслось к чужеземцам вполне дружелюбно. Магеллан окрестил одного из влиятельных себуанских правителей - дато Хумабона, дав ему христианское имя Карлос в честь императора Карла V. Заключив «кровный договор» с окрещенным дато, Магеллан объявил его королем Себу и всех соседних островов, обязав их жителей платить дань своему «союзнику». Лапу-Лапу, правитель одного из островов, не захотел подчиниться, запретив своим подданным платить дань новоиспеченному «королю» и снабжать продовольствием чужеземцев. По известному описанию Пигафетты, Магеллан с 60 солдатами отправился на о-в Мактан, чтобы наказать непокорного правителя. 27 апреля 1521 г. шлюпки с Магелланом и его воинами пересекли узкий пролив, отделяющий Себу от Мактана, но не смогли пристать к берегу из-за рифов. Магеллан разделил своих людей на два отряда. Мушкетеры и арбалетчики остались в лодках, обстреливая побережье Мактана, но расстояние было слишком большим, и их пули не достигали собравшихся на берегу воинов Лапу-Лапу. Магеллан во главе второго отряда вброд добрался до берега. Мактанцы осыпали испанских солдат градом стрел, копий, дротиков и камней. Испанцы обратились в беспорядочное бегство. Магеллан, оставшийся с несколькими солдатами (в их числе был и Пигафетта), пытался оказать сопротивление, но был смертельно ранен тростниковыми копьями и стрелами островитян.

После гибели Магеллана, главным образом из-за насилий, чинимых конкистадорами над местными жителями, началось восстание на Себу. Преемник Магеллана, Барбоса, и большинство участников экспедиции были перебиты восставшими. Оставшиеся в живых испанцы спешно покинули остров. В наши дни на Себу рядом с «Крестом Магеллана» - монументом, воздвигнутым в честь первого кругосветного плавания, - установлен памятник Лапу-Лапу, почитаемому на Филиппинах как первый борец против колониализма.

Магеллан назвал открытый им архипелаг островами Св. Лазаря, позднее Филиппины назывались попеременно Западными или Восточными островами. В 1525, 1526 и 1527 гг. из Испании отправлялись экспедиции, заходившие на Филиппины, с королевскими инструкциями основать торговые фактории и военные форты на Молукках, в Китае и Японии. Все три экспедиции были разбиты португальцами, располагавшими в этих районах сетью хорошо укрепленных опорных баз. В конце концов Испания пошла на заключение нового договора с Португалией (соглашение в Сарагосе 1529 г.), признав за последней право на владение «Островами пряностей» и добившись включения Филиппинского архипелага в свою сферу влияния. Занятые колониальными войнами на Американском континенте, испанцы не сразу приступили к территориальным захватам «а Филиппинах, ограничиваясь до середины 60-х годов XVI в. отправкой отдельных разведывательных экспедиций. В 1536 г. на Западных островах побывала испанская экспедиция во главе с Лоайсой. В 1542 г. из Новой Испании (Мексики) была отправлена экспедиция во главе с Вильялобосом с инструкцией основать испанские опорные базы на архипелаге. Испанские суда заходили в гавани о-вов Самара и Лейте. Один из членов экспедиции, Бернардо де ла Торре, назвал этот район архипелага Филиппинами в честь испанского наследного принца Филиппа, будущего короля Филиппа II (позднее это название было распространено на всю территорию архипелага). В 1543 г. экспедиция отправилась дальше на юг, к Молуккским островам, где была разбита португальцами.

Планомерное завоевание Филиппин началось с середины 60-х годов XVI в. К этому времени под властью испанской короны находилась обширная колониальная империя, раскинувшаяся на громадной территории Центральной и Южной Америки от северных границ Мексики до Ла-Платы на юге. Чудовищное по масштабам ограбление американских владений превратило Испанию в одну из сильнейших держав Европы. По словам К. Маркса, «это было время, когда влияние Испании безраздельно господствовало в Европе, когда пылкое воображение иберийцев ослепляли блестящие видения Эльдорадо, рыцарских подвигов и всемирной монархии». Могущество и богатство воспитывали в испанцах шовинизм, порождали веру в превосходство над другими народами. Католическая церковь, заинтересованная не менее короны, купечества и дворян в новых источниках богатства, выдвинула эффективное идеологическое обоснование колониальной экспансии. Завоевание новых территорий и покорение населения осуществлялись во имя «спасения душ» язычников и утверждения «истинной веры» во всех уголках земного шара. Испанцы считали себя народом, избранным Провидением для выполнения этой великой миссии. В испанской экспансии на Восток, в результате которой были завоеваны Филиппины, идеологические лозунги играли столь же большую роль, как и мотивы экономические (жажда золота и пряностей) и политические (стремление нанести удар главному сопернику - Португалии).

В феврале 1565 г. у берегов Филиппин появилась испанская военная эскадра, вышедшая в ноябре 1564 г. из мексиканского порта Нативидад. Экспедицию возглавлял бывший алькальд г. Мехико Мигель Лопес де Легаспи, опытный военачальник, прошедший школу захватнических войн на Американском континенте. В качестве советника Легаспи на Филиппины отправился ученый монах-августинец Андрее де Урданета, участник многих военных походов, картограф и искусный навигатор, однажды уже побывавший на Филиппинских островах в составе экспедиции Лоайсы. Легаспи командовал эскадрой из 5 военных судов, на которых находились 500 солдат и пять (включая Урданету) монахов-августинцев.

В апреле 1565 г. испанцы высадились на Себу. Здесь было основано первое укрепленное испанское поселение Сан-Мигель (позднее на этом месте вырос город Себу). Используя разобщенность балангаев и межплеменные противоречия, испанцы привлекли на свою сторону часть местных дато. Легаспи заключил «кровные договоры» с двумя наиболее воинственными и сильными правителями - дато Сикатуной (о-в Бохоль) и раджой Тупасом (Себу). Воины Тупаса и Сикатуны вместе с солдатами Легаспи участвовали в завоевании Висайских островов. Кровавой расправе испанские конкистадоры подвергали ту часть местного населения, которая оказывала сопротивление завоевателям. В 1565 г. вооруженные восстания вспыхивали в различных районах Себу. В том же году произошли восстания на о-вах Мактан и Тави. Вождь мактанцев Дагами объявил себя продолжателем борьбы Лапу-Лапу. Эти восстания были подавлены в 1566 г.

К началу 70-х годов XVI в. в основном закончился процесс завоевания территории Висайев и Северного Минданао.

Серьезной проблемой, с которой испанцы столкнулись на Висайях, был недостаток продовольствия. Экономика Себу и Паная - двух островов с наиболее плотным населением и сравнительно высоким уровнем развития производительных сил - была подорвана испанским завоеванием. Были разорены и сожжены многие селения, уничтожены рисовые поля, сократилась численность трудоспособного населения. До 1569 г. основной базой испанцев на Висайях был Себу, затем Легаспи перенес свою резиденцию на Панай. Но и на Панае - центре рисового производства Висайев (жители Паная снабжали рисом соседние острова и вывозили его на Минданао и Молукки) - в результате испанского завоевания урожайность риса резко упала. В 1570 г. нехватка риса и других продовольственных продуктов приняла катастрофические размеры. Продовольственный вопрос был одной из причин, побудивших Легаспи ускорить продвижение на север в поисках более плодородных и освоенных земель. Весной 1570 г. была отправлена экспедиция под командованием Мартина де Гоити и внука Легаспи, Хуана де Сальседо, для разведки и, по возможности, установления испанского суверенитета на Лусоне. Экспедиция состояла из отряда испанских солдат (100 человек) и нескольких отрядов висайя.

20 мая 1570 г. испанские корабли вошли в Манильский залив. Испанцы обратили внимание на то, что Майнила была хорошо укреплена: на побережье возвышалась крепость, сооруженная из земли и стволов пальмовых деревьев, защищенная 12 артиллерийскими орудиями (местные пушки-лантаки). Население Майнилы, по сведениям Гоити, насчитывало до 2 тыс. жителей. Мусульманский правитель Майнилы, раджа Солиман, встретил высадившихся на побережье иноземцев артиллерийским огнем. Испанцы отступили, но затем, используя военное превосходство, сумели захватить крепость. Гоити оставил там небольшой отряд, двинувшись с основными войсками на завоевание соседних районов Лусона. Оставшиеся в Майниле испанские солдаты начали грабить и притеснять местное население, что вызвало восстание, возглавленное раджой Солиманом. Восставшие перебили испанских солдат, сожгли крепость и ушли в горы. Гоити вынужден был вернуться на Панай.

Испанские колонизаторы появились снова на берегу Манильского залива спустя год - в апреле 1571 г. Военными операциями руководил Легаспи. Конкистадоры разрушили и сожгли заново отстроенную крепость и окрестные селения, заставив Солимана и правителей соседних балангаев признать верховную власть Испании. Удобное стратегическое положение и процветающая экономика Майнилы привлекли внимание Легаспи. По его приказу в устье Пасига было начато строительство испанского города, будущей столицы колонии - Манилы.

Обосновавшись в Маниле, испанцы в 1572–1574 гг. завоевали территорию Центрального Лусона - рисовую житницу острова, наиболее развитые экономически и густо заселенные районы. В 1574 г., двигаясь на север, они захватили территорию, заселенную илоканами, и в 1575–1580 гг. распространили свое господство на весь Северный и Северо-Восточный Лусон. В военных операциях принимали участие отряды, набранные из висайя, и воины «союзных» дато. Завоевание многих районов Лусона было осуществлено руками филиппинцев.

При завоевании Лусона карательные методы применялись испанцами в значительно больших масштабах по сравнению с относительно мирным процессом покорения Висайских островов. На Лусоне испанцы чаще встречались с сильным сопротивлением местного населения, особенно упорной была борьба жителей северных районов Лусона, вспышки которой продолжались вплоть до 1590 г.

В начале 80-х годов в основном закончилось завоевание архипелага. Границы испанской колонии, в которую входили северные и центральные районы Филиппин (о-в Лусон, Висайи, северные территории о-вов Минданао и Палавана), просуществовали около трех столетий - до второй половины XIX в. Вне контроля испанских колонизаторов остались горные племена, населявшие труднодоступные внутренние районы Лусона, которые формально находились под властью испанской короны. Попытки христианизировать и колонизовать эти районы дали ничтожные результаты. Испанская экспансия в южные районы архипелага была остановлена филиппинскими мусульманскими народами, населявшими центральные и южные территории Минданао и архипелаг Сулу.

НАЧАЛО «ВОЙН МОРО»

Важным фактором, который обеспечивал успешное сопротивление южных районов европейским колонизаторам, была внешняя поддержка, получаемая султанатами Магинданао и Сулу от правящих мусульманских кругов соседнего малайско-индонезийского региона. Военную помощь Магинданао оказывали султаны Тернате, султанат Сулу получал поддержку из Брунея и с Суматры. Военно-политическому союзу с индонезийскими султанатами способствовали родственные связи между филиппинскими и индонезийскими правящими династиями, религиозная общность и, наконец, торговые интересы индонезийцев, стремившихся к сохранению морской и торговой монополии в островной части Юго-Восточной Азии.

Многолетняя борьба филиппинских мусульманских народов против испанских колонизаторов, начавшаяся с сопротивления европейской агрессии в конце XVI в. и продолжавшаяся до второй половины XIX в., вошла в историю Филиппин как «войны моро». Моро, т. е. маврами, испанские колонизаторы стали называть свободолюбивых филиппинских мусульманпо аналогии с воинственными арабами (маврами) у себя на родине.

Борьба между мусульманскими народами и испанскими колонизаторами велась с обеих сторон под лозунгом защиты «истинной веры». Для испанцев религиозные лозунга служили идеологическим обоснованием экспансии. Само название «моро», данное филиппинским мусульманам, должно было указывать на преемственность «войны креста и полумесяца». Для мусульманских народов ислам служил идеологическим знаменем антиколониальной борьбы, сопротивление европейским агрессорам облекалось в форму войны против «неверных».

Впервые испанцы столкнулись с моро в 1565 г. (вскоре после прибытия на острова экспедиции Легаспи), захватив у берегов о-ва Бохоль торговое судно из Сулу. Эпизодические столкновения с моро в районе Висайских о-вов и Северного Минданао продолжались и в последующие годы. Захват испанцами Майнилы был враждебно встречен султаном Брунея, связанным родством с тамошними правителями-мусульманами. В 1574 г. генерал-губернатор Филиппин получил секретную информацию о снаряжении в Брунее сильного флота для нападения на Манилу и о подготовке антииспанского восстания в самой столице. В 1574 г. действительно вспыхнуло восстание, возглавленное бывшим раджой Тондо - Лакан Дулой, которое было жестоко подавлено испанцами. Атака мусульманского флота, однако, не состоялась.

В 1578 г. представился повод для вмешательства испанцев во внутренние дела Брунея, поскольку там разгорелась междоусобица из-за престолонаследия. Воспользовавшись просьбой о военной помощи, исходившей от одного из претендентов на султанский трон, генерал-губернатор Филиппин Франсиско де Санде отправил в Бруней мощную военную эскадру из 40 судов, на борту которых находились 400 испанцев и более тысячи солдат-филиппинцев. Под их натиском соперник испанского союзника, занявший султанский трон, отступил во внутренние районы страны, оставив столицу. Санде поспешил объявить Бруней вассалом Испании.

Посадив на султанский трон своего ставленника и добившись таким образом нейтрализации Брунея, испанцы попытались реализовать свои планы захвата территории в южных филиппинских султанатах. В июне 1578 г. к Холо почти одновременно подошли испанская эскадра под командованием капитана Фигероа, возвращавшаяся из Брунея, и флот султана Сулу Будимана - союзника и родственника свергнутого султана Брунея, участвовавшего в недавних морских сражениях с испанскими колонизаторами. Учитывая превосходящие силы испанцев и не желая подвергнуть разрушению столицу, Будиман решил откупиться от Фигероа, уплатив ему дань золотом и 12 крупными жемчужинами. Объявив Сулу вассалом Испании, Фигероа покинул Холо.

В 1579 г. из Себу была отправлена разведывательная экспедиция под командованием капитана Риверы на Минданао. Султан Магинданао, Димансакай, уклонялся от встречи с испанцами, отступая в глубинные районы по мере продвижения испанских солдат. В конце концов Ривера отошел к западному побережью Минданао, после того как заключил договоры с несколькими мелкими дато, враждовавшими с султаном, собрал с них дань и получил сведения о населении острова и его хозяйстве.

Новая экспедиция в Бруней была организована в 1581 г. Там к этому времени была восстановлена власть прежнего, свергнутого испанцами султана, отказавшегося признать суверенитет Испании. Экспедиция была неудачной. Встретивший противника мусульманский флот разбил испанскую эскадру. С этих пор испанцы прекратили военное давление и вмешательство в Брунее, несмотря на то что правящие круги султана продолжали поддерживать связи с филиппинскими мусульманами на территориях, находившихся под испанским контролем. В 1587 г. колониальные власти раскрыли новый заговор среди бывших правителей Тондо во главе с Магат Саламатом, пользовавшихся поддержкой Брунея. Испанцы казнили всех участников заговора и всех подозреваемых, но воздержались от карательных действий в отношении Брунея.

Ослабление внимания испанских колонизаторов к обстановке в районе Калимантан - Сулу было связано с концентрацией военных усилий для колонизации Минданао. Экспансия на Минданао обусловливалась рядом причин. Испанцы были заинтересованы в том, чтобы продвинуть дальше на юг границы колонии и обезопасить пограничные территории от нападений моро. Не последнюю роль играла жажда наживы. Поскольку колонизованные районы архипелага оказались бедны золотом и пряностями, заманчиво было овладеть большим южным островом, обладавшим, по сведениям испанцев, значительными естественными богатствами.

Главным же стимулом была перспектива использования Минданао как плацдарма для проникновения на Молуккские острова и в соседние районы Юго-Восточной Азии. В испанских источниках того времени прямо указывается на связь колонизации Минданао с испанскими интересами на Молукках и в районе Индонезии в целом. Капитан Фигероа, руководитель ряда экспедиций в южные районы архипелага, в докладе генерал-губернатору особо отмечал, что колонизация Минданао облегчит распространение испанского влияния «на Молукки и соседние королевства на Борнео, Сулу и Яве». Этим планам не суждено было осуществиться из-за сопротивления, оказанного мусульманским населением.

Капитан Фигероа в 1591 г. был назначен пожизненным губернатором еще не завоеванного острова Минданао. На него возлагалась обязанность «замирить» султанат Магинданао и основать испанскую колонию в бассейне Пуланги. Экспедиция Фигероа, под командованием которого находились весьма крупные силы (50 кораблей, более 200 солдат-испанцев и 1,5 тыс. филиппинцев), в апреле 1596 г. достигла устья Пуланги. Однако развернуть военные действия Фигероа не смог. В первом же сражении он был убит мусульманами. Военные операции против моро после гибели капитала не принесли испанцам успеха, им удалось только соорудить форт в местечке Тампакан.

В феврале 1597 г. на Минданао был прислан новый испанский губернатор Хуан Ронкильо со свежими военными силами и с заданием продолжать экспансию. В военной кампании 1597–1598 гг. испанским колонизаторам противостоял прочный военно-политический союз султанатов Магинданао и Тернате. Султаны Тернате были заинтересованы в том, чтобы защитить Минданао от европейской агрессии, не допустив колонизаторов к границам Молуккских островов. Поблизости от Тампакана моро выстроили крепость, откуда совершали нападения на опорную базу колонизаторов. По свидетельству испанских источников, на испанцев сильное впечатление производила отчаянная храбрость мусульманских воинов, вооруженных лишь малайскими ножами-крисами и мечами-кампиланами и тем не менее отражавших атаки испанских солдат, имевших огнестрельное оружие. Ронкильо в донесениях генерал-губернатору указывал на организованность сопротивления моро и отмечал, что «мусульманские вожди в отличие от правителей Лусона пользуются несравненно большим авторитетом и властью». В 1598 г. испанцы, изнуренные атаками мусульман, испытывая трудности с коммуникациями и снабжением войск, перевели гарнизон из Тампакана в крепость Ла-Кальдера, выстроенную на крайней северо-западной оконечности Минданао (в нескольких километрах от современной Замбоанги), поблизости от испанских владений. В конце 1598 г. Ронкильо вернулся в Манилу, не выполнив миссии по колонизации Минданао. Таков, был итог первого, начального этапа «войн моро».

В последующие годы (до начала XVII в.) мусульмане продолжали тревожить испанцев, совершая набеги на территории испанской колонии. Ежегодно с юго-западными муссонами лодки моро, легко уходившие от преследования тихоходных испанских галионов, устремлялись к Висайским островам, а нередко подплывали и к берегам Лусона. В результате этих набегов моро увозили ценности из разрушенных церквей и большие. партии пленников-христиан. Взятых в плен испанцев за выкуп возвращали в Манилу, филиппинцев-христиан превращали в рабов, используя их в качестве гребцов на военных и торговых судах. Пленные филиппинцы, переходившие в мусульманство, получали свободу, и многие из них сами становились участниками морских набегов на христианские районы Филиппин. До начала XVII в. борьба моро ограничивалась морским пиратством, правящие круги султанатов не пытались организовать крупные военные экспедиции.

На рубеже XVI–XVII вв. стали замедляться темпы и сокращаться масштабы испанской колониальной экспансии в связи с начавшимся во второй половине XVI в. ослаблением экономических, политических и международных позиций феодально-абсолютистской Испании. К концу XVI в. относится неудавшаяся попытка испанцев проникнуть на территорию Китая, используя в качестве плацдарма Филиппины. В 1598 г. испанцы вторглись на Тайвань, рассчитывая захватить остров и превратить его в базу для дальнейшего продвижения на континент. Но закрепиться на Тайване они не смогли и отказались от планов вторжения на китайскую территорию.

Территориальные захваты Испании в Полинезии и Австралии (на рубеже XVII в.) были незначительны и недолго удерживались испанскими колонизаторами. Филиппины оставались единственным прочным «приобретением» Испании в Азии.

ФИЛИППИНЫ - КОЛОНИЯ ИСПАНИИ (ДО НАЧАЛА XVII в.)

Испанское завоевание превратило Филиппинский архипелаг в составную часть гигантской колониальной империи Испании. В 1571 г. Манила была объявлена столицей испанской колонии, административно подчинявшейся Мексиканскому вице-королевству, первым губернатором Филиппин был назначен Легаспи. В устье Пасига, где до прихода колонизаторов теснились свайные жилища малайских селений, поднялись каменные башни и стены города-крепости Интрамуроса («Город внутри стен»), заселенного испанцами центра Манилы.

Формы и методы испанской колониальной политики на архипелаге базировались на опыте колонизации Латинской Америки, но было и немало отличий, порожденных конкретными условиями Филиппин. Установление испанского режима на Филиппинских островах не сопровождалось катастрофическим уничтожением людских и материальных ресурсов, как это происходило на Американском континенте, где физическому истреблению подвергались целые народы.

Отсутствие на Лусоне и Висайских островах прочных государственных образований, способных оказать организованное сопротивление иностранной агрессии, позволило испанцам использовать относительно мирные методы при захвате территорий и покорении местного населения. Этот же фактор предопределил одну из существенных особенностей испанской колонизации Филиппин. В процессе завоевания физическому уничтожению подверглась лишь незначительная часть местной феодализирующейея верхушки, та, которая активно сопротивлялась испанской агрессии. В целом же эта верхушка была сохранена, хотя и лишилась традиционной власти в балангаях. Таким образом, уже на самой ранней стадии колонизации создавалась основа для превращения в будущем этого слоя населения в социально-политическую опору колониального режима.

Немаловажную роль играли экономические и демографические факторы. На островах было мало золота, не было вовсе серебра и пряностей, т. е. отсутствовали те колониальные ресурсы, которые наиболее ценились в Европе. Испанская колониальная политика основывалась на примитивных методах эксплуатации (соответствовавших низкому уровню развития производительных сил в самой метрополии), сводившихся к прямому ограблению естественных богатств колоний. В условиях Филиппин основным источником колониальных доходов становился труд завоеванного населения. Поэтому испанцы были заинтересованы в сохранении людских ресурсов, тем более что население архипелага было немногочисленным. В XVII в. оно составляло немногим более 0,5 млн. человек. Наибольшая концентрация наблюдалась на Панае (более 60 тыс.), Центральном Лусоне (более 100 тыс.), в Маниле (около 30 тыс.). В основном же население было рассеяно небольшими группами по территории архипелага.

При общем низком уровне развития производительных сил, дробности населения, слабых внутриэкономических связях любое нарушение демографического баланса вызывало серьезные экономические осложнения. Первые десятилетия колонизации сопровождались продовольственными кризисами, связанными с тем ущербом, который наносил хозяйству архипелага процесс завоевания, с сокращением, хотя и сравнительно небольшим, местного населения и с увеличением потребляющего слоя - испанского колониального аппарата. Впрочем, в количественном отношении испанцы составляли менее 1 % общей численности населения архипелага. Дважды - в середине 70-х и в начале 80-х годов - нехватка риса и другого продовольствия была настолько велика, что возникал вопрос о прекращении колонизации и об уходе испанцев с Филиппин. Все же колонизация не прекратилась, но среди испанцев прочно укоренилось мнение о Филиппинах как колонии, лишенной всякой экономической ценности. Испанская корона была заинтересована в сохранении азиатской колонии с точки зрения политического престижа монархии, обладания стратегической базой у границ португальской колониальной империи и поблизости от китайского рынка.

Не меньшую заинтересованность в колонизации архипелага проявляла католическая церковь, деятельность которой опиралась на военную и финансовую мощь государства. Ватикан по так называемому соглашению о королевском патронате передал испанским монархам верховную власть над «Церковью Индий» (т. е. в колониях Нового Света и на Филиппинах) и право на подбор кадров церковников для колониальных владений. Испанская же корона брала на себя все расходы по содержанию католического духовенства в колониях и предоставляла ему монопольное право на христианизацию населения завоеванных территорий. Эту функцию исполняли главным образом представители регулярного (черного) духовенства. Католические монахи, объединенные в религиозные ордена и братства, отличавшиеся дисциплинированностью и сплоченностью, были лучше подготовлены к миссионерской деятельности в колониальных странах, нежели представители секулярного (белого) духовенства. Жажда наживы, будь то стремление к личному обогащению или забота о процветании орденов, была главным мотивом религиозного рвения монахов, хотя, несомненно, были среди них и убежденные фанатики, искренне верившие в свою миссию «воинов христовых», готовые ради ее выполнения к любым невзгодам и лишениям.

На Филиппинах религиозные ордена были ударной силой испанского колониализма. Их «заслуги» в деле распространения и утверждения испанского господства на архипелаге высоко ценились короной. «В каждом монахе, - писал генерал-губернатор Филиппин начала XVII в. Антонио де Морга, - король имеет генерал-капитана и целую армию». Многое из опыта религиозной деятельности в Латинской Америке было перенесено на Филиппинские острова. Как и в отношении американских колоний, в обоснование законности завоевания Филиппин церковь выдвигала идею о необходимости освобождения «туземцев» от «власти дьявола», олицетворявшейся в «варварском» правлении местных вождей. На начальном этапе колонизации, когда перед испанцами стояла задача разрушения доколониальных традиций и институтов и ликвидации политического влияния местной эксплуататорской верхушки, религиозная пропаганда, направленная на «защиту» угнетенного населения, была весьма своевременна и шла на пользу колонизаторам. В 80-е годы XVI в. представители церкви выступили против существовавшего на островах домашнего рабства как аморального, противоречившего принципам христианства института. Речь шла о низшем слое зависимых общинников категории алипинг-сагигилид, принадлежавших бывшим дато и махарлика. Испанские конкистадоры также пользовались трудом домашних рабов, которых отбирали или покупали у местной знати. Прибывшему в Манилу в 1581 г. епископу Доминго де Саласару пришлось сразу же (епископство только что было учреждено в азиатской колонии) вступить в конфликт с генерал-губернатором, защищавшим интересы испанских колонистов и потому сопротивлявшимся отмене рабства. Конфликт закончился победой епископа. В 1588 г. Филипп II издал указ, запрещавший использование труда домашних рабов на Филиппинах, подтвержденный папской буллой 1591 г.. Борьба за отмену рабства, так же как и обличения разного рода злоупотреблений конкистадоров, исходившие от представителей церкви, в конечном счете были направлены на укрепление колониального режима.

Церковь в отличие от светских властей проводила лишь более гибкую и изощренную политику в отношении местного населения, учитывая, что колониальный режим был еще недостаточно прочен. Но уже в начале XVII в., когда испанцы укрепили свои позиции на архипелаге, церковники отказались от проповедей гуманности и справедливости, превратившись в главных проводников колониальной эксплуатации.

Основную группу церковников образовывали монахи - представители четырех религиозных орденов. Первыми на островах обосновались августинцы (с 1565 г.), в 1577 г. прибыли францисканцы, в 1581 г. - иезуиты, в 1587 г. - доминиканцы. К началу 90-х гг. XVI в. в колонии действовало 267 миссионеров. К концу XVI в. (по специальному указу Совета Индий) каждому из четырех орденов были выделены части территории архипелага. Самые плодородные и густонаселенные районы Лусона и Висайев получили августинцы, положившие начало христианизации. Францисканцам была отведена территория в Южном Лусоне (район п-ова Биколь и провинции Камаринес). Иезуиты получили большую часть Висайских островов и Северный Минданао. Доминиканцам отвели провинции Пангасинан и Кагаян на северо-востоке Лусона. Кроме того, в Маниле, поделенной между всеми орденами, они получили район Париан, населенный китайцами. В результате территориального раздела в выигрыше оказались августинцы и францисканцы. Неравномерность распределения территорий с точки зрения их экономической ценности стала одной из причин постоянных разногласий и острой конкуренции между орденами.

Представителей белого духовенства было намного меньше монахов (в 1591 г., по испанским данным, всего 20 священников). Учрежденное в 1581 г. манильское епископство было превращено в 1591 г. в архиепископство, которому подчинялись три епископства: Нуэва-Сеговия (Северный Лусон), Нузва-Касерас (Южный Лусон) и Себу (Висайи и Северный Минданао).

Христианизация осуществлялась одновременно с военной экспансией и колонизацией. Задача миссионеров заключалась в том, чтобы с помощью религиозной пропаганды окончательно «замирять» захваченные территории и готовить их жителей к подчинению новой власти. На первых порах новая религия встречала недоверие, а нередко и откровенную враждебность состарены филиппинцев, для которых фигуры миссионера и конкистадора одинаково олицетворяли иноземную агрессию. Элементы насилия играли значительную роль, но в целом процесс христианизации Филиппин протекал более мирно, нежели религиозная экспансия в странах Латинской Америки (как и весь процесс завоевания и колонизации). За 1565–1570 гг. миссионерам удалось окрестить лишь 100 филиппинцев. Среди первых обращенных преобладали дружественные испанцам «союзные» дато и их семьи в развитых районах архипелага. Медленные темпы христианизации были связаны с малочисленностью миссионеров (по всей стране тогда действовало лишь несколько десятков августинцев), языковым барьером (монахи еще не успели изучить местные языки), продолжавшимся процессом завоевания. Со второй половины 70-х годов, когда в основном закончился военный этап колонизации, а число миссионеров увеличилось, положение резко изменилось. К началу 80-х годов было окрещено уже 100 тыс. филиппинцев, к 1586 г. - 170 тыс., к 1594 г. - 286 тыс., к 1600 г. - более 300 тыс. К 20-м годам XVII в. было христианизировано почти все население колонии (до 500 тыс. филиппинцев).

Быстрая и массовая христианизация Филиппин была обусловлена особенностями их исторического развития. Испанцы появились на архипелаге в период, когда там шло разложение первобытного строя и зарождение классового общества, нуждавшегося в отвечавшей его потребностям идеологической надстройке. Возникающее классовое общество создавало почву для утверждения единой господствующей религии. В южных районах архипелага этой новой религиозной идеологией, сменившей раннеклассовые религиозные представления, стал ислам. Испанское завоевание приостановило распространение ислама, очистив путь для христианства. Успехи испанских миссионеров в распространении католицизма объяснялись отсутствием на островах развитой религиозной идеологии, которая могла бы противостоять религии колонизаторов. Не случайно португальские миссионеры, действовавшие с не меньшим рвением в странах Востока, где задолго до появления европейцев утвердились мировые религии - ислам и буддизм, добивались ничтожных результатов. То же происходило и с испанскими миссионерами в Китае и Японии.

К началу массовой христианизации Филиппин католическая церковь располагала богатым арсеналом методов и приемов привлечения «язычников» в свое лоно, к их числу относилось изучение монахами местных языков, обычаев, культурных традиций, благодаря чему преодолевались недоверие и отчужденность филиппинского населения. Религиозные представления внушались уже детям в доступных для их восприятия формах. Так, учитывая врожденную музыкальность филиппинцев, миссионеры обучали детей католическим молитвам, которые перелагались стихами и пелись на мотивы народных песен. Всячески поощрялась организация театрализованных представлений на библейские сюжеты и пышных религиозных процессий, которые привлекали филиппинцев своей красочностью и способствовали пробуждению интереса к католицизму. Религиозная пропаганда велась в форме устных проповедей, так как религиозная литература была недоступна филиппинцам. В 1593 г. в Маниле была издана «Христианская доктрина» - первая печатная книга на латинском и тагальском языках. В 1597 г. появилось ее второе издание, отредактированное известным теологом-иезуитом кардиналом Беллармино. Издание 1597 г. легло в основу многочисленных «доктрин», переведенных на местные языки, которые служили основным пособием для миссионеров, действовавших в различных районах архипелага. В 70-80-е годы руководство орденов приступило к организации системы начального и среднего религиозного образования, распространявшейся лишь на детей местной верхушки. Что касается основной массы филиппинского населения, то «заботы» о воспитании их в духе «истинных христиан» целиком возлагались на монахов-миссионеров, которые следили за тем, чтобы жители балангаев неукоснительно выполняли все обряды и установления католической церкви.

Серьезные трудности для деятельности церкви создавала географическая дробность архипелага и разбросанность населения по мелким, слабо связанным друг с другом балангаям. В 80-90-х годах XVI в. церковь при поддержке светских властей попыталась осуществить так называемую редукцию - сокращение числа сельских поселений за счет присоединения мелких балангаев к более крупным, что означало на практике насильственное переселение подавляющего большинства крестьян. Инициатором этого мероприятия считается монах-францисканец Хуан де Пласенсиа, который прибыл на Филиппины в 1577 г. и занимался миссионерской деятельностью на Центральном Лусоне. Пласенсиа предложил генерал-губернатору план расселения филиппинцев в прибрежных равнинных районах большими селами с числом жителей от 2,5 до 5 тыс. Сама идея не была новой - ранее подобным образом былопроизведено переселение индейцев в Перу и Мексике. На Филиппинах это оказалось значительно сложнее. В 1593 г. епископ Саласар писал королю ФилиппуII: «Ваши острова непохожи на Новую Испанию, где всегда есть главная деревня и много мелких, подчиненных ей. Здесь же (т. е. на Филиппинах) повсюду мелкие деревни и каждая сама себе голова». Осуществление редукции должно было привести к полной ликвидации сложившейся территориально-административной системы балангаев и угрожало подорвать сельскохозяйственное производство. Некоторых успехов монахи добились лишь в провинциях Центрального Лусона, где была высокая концентрация населения и оно было в основном расселено по крупным балангаям. В остальных районах Филиппинского архипелага планы создания укрупненных поселений так и не были проведены в жизнь.

Отказавшись от планов концентрации сельского населения, церковь создала систему церковноприходского управления, при которой центры приходов с приходской церковью (кабесера) размещались в самых крупных населенных пунктах. В менее крупных балангаях, относившихся к приходу, строились собственные церкви, называвшиеся «висита», которые подчинялись кабесере и обслуживали «ситио» - мелкие поселения из одного-двух десятков семей. Все жилые строения должны были возводиться «под колоколами», т. е. на таком расстоянии от церкви, чтобы был слышен колокольный звон. Введенное церковноприходское управление обеспечивало церкви довольно эффективный контроль над всей массой прихожан-филиппинцев.

В результате испанской колонизации произошли серьезные изменения в системе землевладения, существовавшей на архипелаге. Юридически вся земля была объявлена собственностью испанской короны. Королевские подданные испанцы и филиппинцы формально обладали лишь правом пользования определенными земельными территориями. На практике же они становились собственниками земельных угодий с правом их наследования и отчуждения. С появлением испанцев исчезает общинная форма собственности, уступая место помещичьему и крестьянскому частному землевладению. Испанцы оставили дато, махарлика и свободным крестьянам те земли, которые принадлежали им до прихода колонизаторов. Там, где обрабатываемая земля находилась в собственности балангаев, она либо переходила во владение, а фактически в собственность представителей бывшей общинной знати, либо раздавалась правительством в качестве земельных пожалований орденам и испанцам-колонистам. Крестьяне-общинники, издавна обрабатывавшие эти земли, становились безземельными арендаторами-издольщиками. Земли, не числившиеся в частном владении и отнесенные к разряду королевских, или коронных, служили фондом для земельных пожалований церкви и колонистам.

Экономическая политика испанских колонизаторов основывалась на различных формах налогообложения и принудительном труде местного населения. Еще в процессе завоевания на Филиппины была распространена энкомьендарная система (1570 г.), прежде введенная в американских колониях. Жители островов передавались «в опеку» (encomienda) колонистам-энкомендеро якобы для того, чтобы те защищали их и помогали обратиться в «истинную» веру. За это филиппинцы должны были платить налоги и работать на энкомендеро. Иными словами, энкомьенда означала право сбора налогов (в натуральной, денежной, отработочной формах) с определенного числа жителей. Энкомьенда не была связана с земельными пожалованиями. Право сбора налогов с населения, отданного «в опеку» энкомендеро, не означало наделения последнего землей. Лишь незначительная часть колонистов-энкомендеро владела земельными угодьями в тех же районах, где жили филиппинцы, обложенные налогами в их пользу.

Энкомьенды были частные, раздававшиеся конкистадорам в качестве награды за службу короне, и королевские, или коронные, за которыми первоначально была закреплена треть населения архипелага. Формально размеры налогов, собираемых энкомендеро с населения, были определены государственным; законодательством. По закону 1570 г., все мужчины-филиппинцы в возрасте от 18 до 60 лет должны были уплачивать ежегодно 8 реалов (деньгами или в продуктовом выражении). Фактически же энкомендеро пользовались неограниченной властью над «опекаемым» населением. Они прибегали к насилию, обманам, всевозможным ухищрениям, чтобы увеличить налоговые поступления. Повсеместно энкомендеро по собственному усмотрению определяли размеры натуральных поставок, и виды продуктов, которые взимались с крестьян, произвольно занижали их оценку, увеличивая объем поступлений и наживаясь на перепродаже по существующим ценам. Обязанности сборщиков налогов выполняли старосты (кабеса) балангаев (в испанском произношении - барангаев), назначавшиеся энкомендеро из числа бывшей общинной знати. Кабеса отвечали за своевременную выплату налогов всеми жителями барангая. Поставленные над основной массой эксплуатируемого крестьянства, кабеса в то же время и сами не были защищены от произвола энкомендеро. Одной из самых тяжелых форм эксплуатации были принудительные отработки. В любое время года крестьян отрывали от хозяйства и отправляли на строительство домов энкомендеро, церквей, дорог, судов, вырубку лесов и пр. Сроки отработочных повинностей не были ограничены, и многие крестьяне проводили на принудительных работах по нескольку месяцев в году.

Разорение крестьянских хозяйств в результате грабительской эксплуатации энкомендеро угрожало подрывом сельской экономики, а начавшееся вымирание филиппинцев приводило к сокращению рабочей силы, в которой нуждались колонизаторы. Стабилизации испанского режима мешали стихийные выступления против гнета и злоупотреблений энкомендеро, которые вспыхивали повсюду на архипелаге. Крупные антииспанские восстания произошли в 1585 г. в провинции Пампанга (Лусон) и на Самаре, в 1585 г. - на Лейте, в 1589 г. - в провинциях Кагаян и Илокос (Северный Лусон). Вымогательства и притеснения энкомендеро толкали на путь протеста и представителей бывшей общинной знати - кабеса, которые возглавляли многие народные восстания. Их участие в антиколониальной борьбе лишало испанцев той социальной опоры, которая была необходима для упрочения их господства на Филиппинах. Уже в 80-х годах XVI г. испанские власти вынуждены были принимать меры по «смягчению» и упорядочению режима энкомьенд. Попытки законодательным путем ограничить произвол энкомендеро (по закону 1581 г., подтвержденному в 1589 г., устанавливался единый подушный налог в размере 10 реалов) были малоэффективны. Более серьезной мерой было сокращение числа частных энкомьенд, положившее начало постепенной ликвидации этой системы. За ее упразднение энергично выступала церковь, заинтересованная в сохранении паствы и укреплении своего влияния. Давление церкви ускорило отмену системы энкомьенд. В начале XVII в. она была окончательно заменена введением единого подушного налога - трибуто, сбором которого ведало королевское налоговое управление. Однако законодательная отмена режима энкомьенд произошла намного позднее - в 20-е годы XVIII в.

Из книги История Средних веков. Том 2 [В двух томах. Под общей редакцией С. Д. Сказкина] автора Сказкин Сергей Данилович

ЗАВОЕВАНИЕ МЕКСИКИ И ПЕРУ ИСПАНИЕЙ Испанцы, обосновавшись на островах Карибского моря, в поисках золота, а иногда и рабов снаряжали экспедиции в окружающие Мексиканский залив континентальные области, а затем двинулись на захват стран, лежащих к югу от него. Области эти

Из книги Божественный ветер. Жизнь и смерть японских камикадзе. 1944-1945 автора Иногути Рикихэй

Тадаси Накадзима Глава 12 ИСХОД С ФИЛИППИН (декабрь 1944-го – январь

Из книги Русь и Рим. Русско-Ордынская Империя на страницах Библии. автора

Глава 3 Завоевание земли обетованной - это османское = атаманское завоевание XV века 1. Общий взгляд на историю библейского Исхода Всем хорошо известна библейская история Исхода двенадцати израильских колен из Египта под предводительством пророка Моисея. Она описана в

Из книги Избранные произведения о духе законов автора Монтескье Шарль Луи

ГЛАВА XXII О богатствах, извлеченных Испанией из Америки Если Европа получила столько выгод от торговли с Америкой, то естественно было бы думать, что самые большие выгоды выпали при этом на долю Испании. Она вывезла из Нового Света колоссальное количество золота и

Из книги Война на море (1939-1945) автора Нимиц Честер

Освобождение Филиппин Пока 1-й корпус сковывал силы генерала Ямасита на высотах северо-восточнее залива Лингаен, 14-й корпус наступал на Манилу. 29 января 1945 года 7-е соединение амфибийных сил, не встречая сопротивления, высадило на западное побережье Лусона близ бухты

Из книги Гражданская война в Испании, 1936–1939 автора Данилов Сергей Юльевич

ГЛАВА 2 «НАД ВСЕЙ ИСПАНИЕЙ НЕБО ЧИСТОЕ» Эта романтическая фраза попала во все учебники истории, энциклопедии и аналитические работы. Если верить многочисленным авторам, именно она, переданная в эфир из марокканского городка Сеуты (по другим сведениям - из Мадрида),

Из книги Гражданская война в Испании. 1936-1939 гг. автора Платошкин Николай Николаевич

Глава 7. «Над всей Испанией безоблачное небо» Мятеж. 17–21 июля 1936 года17 июля в 17–00 радиостанция города Сеута в Испанском Марокко передала: «Над всей Испанией безоблачное небо». Это был сигнал для начала мятежа так называемой «африканской армии», т. е. частей испанских

Из книги Влияние морской силы на историю 1660-1783 автора Мэхэн Алфред

Из книги Книга 1. Библейская Русь. [Великая Империя XIV-XVII веков на страницах Библии. Русь-Орда и Османия-Атамания - два крыла единой Империи. Библейский пох автора Носовский Глеб Владимирович

Глава 4 Пятикнижие Библейский Исход и завоевание Земли Обетованной - это османское = атаманское завоевание XV века 1. Общий взгляд на историю Библейского Исхода Великий Египет в Библии Всем хорошо известна библейская история исхода 12 израильских колен из Египта под

Из книги Япония в войне 1941-1945 гг. автора Хаттори Такусиро

4. Независимость Филиппин Наряду с военной администрацией на Филиппинах было создано административное управление во главе с Варгасом, которое сотрудничало с нашими оккупационными властями.5 мая премьер и военный министр Тодзио прибыл с визитом в Манилу, чтобы

Из книги История войн на море с древнейших времен до конца XIX века автора Штенцель Альфред

Из книги Памятное. Книга 2. Испытание временем автора Громыко Андрей Андреевич

Пробил час и для Филиппин Пробил час освобождения не только для Индонезии, но и для Филиппин. После окончания Второй мировой войны и Филиппины пошли по пути самостоятельного развития. Много написано и сказано в США в пользу уважения независимости Филиппин. Часто дело

Из книги История Филиппин [Краткий очерк] автора Левтонова Юлия Олеговна

Глава IX ЗАХВАТ ФИЛИППИН СОЕДИНЕННЫМИ ШТАТАМИ И УСТАНОВЛЕНИЕ КОЛОНИАЛЬНОГО РЕЖИМА (1899–1916) НАЦИОНАЛЬНО-ОСВОБОДИТЕЛЬНАЯ ВОЙНА 1899–1901 гг.День 4 февраля 1899 г. вошел в историю Филиппин как начало войны с Соединенными Штатами. Едва родившаяся Филиппинская республика вступила

Из книги Юго-Восточная Азия и экспансия Запада в XVII – начале XVIII века автора Берзин Эдуард Оскарович

Завоевание Филиппин Испанией После нескольких неудачных попыток закрепиться на Филиппинах в первой половине XVI в. испанское правительство в ноябре 1564 г. снарядило в Мексике сильную эскадру под командованием Лопеса де Легаспи, которая прибыла на Филиппины в феврале