Страхов л н. Николай николаевич страхов биография

Серия: "Библиотека "Любителям российской словесности""

В книгу включены лучшие работы известного русского литературного критика, публициста и философа Николая Николаевича Страхова (1828-1896). Современник Толстого и Достоевского, он еще при жизни этих великих художников сумел сказать о них глубокое и взволнованное слово, не потерявшее значение и по сей день. Автор размышляет о Пушкине, Тургеневе, Герцене, о литературной жизни 60-80-х годов XIX века. Вступительная статья доктора филологических наук Н. Скатова и комментарии дают современную оценку творчества и мировоззрения Страхова, его места в общественно-литературном контексте эпохи.

Издательство: "Современник" (1984)

Формат: 60x90/16, 432 стр.

Дата смерти:
Род деятельности:

философ, публицист, литературный критик

Никола́й Никола́евич Стра́хов ( -) - , член-корреспондент Петербургской АН (). В книгах «Мир как целое» (), «О вечных истинах» (), «Философские очерки» () высшей формой считал , критиковал современный , а также ; в публицистике разделял идеи . Статьи о (в том числе о « »); первый .

Биография

Активный сотрудник неославянофильских журналов , «Эпоха», «Заря», в которых он отстаивал идею «русской самобытности» и монархии, подвергал критике либеральные и нигилистические воззрения, бывшие весьма популярными, высказывал своё враждебное отношение к западу и опубликовал ряд статей против и . Вместе с тем Страхов был видным философом-идеалистом, стремившимся истолковать науку в пантеистическом духе и построить систему «рационального естествознания», основанную на религии.

Из Костромской духовной семинарии, которую он окончил в 1845 г., Страхов вынес глубокие религиозные убеждения, которые не покидали его на протяжении всей жизни и составили впоследствии важнейший элемент его философии. Вместе с тем сравнительно рано у Страхова проявился интерес к естествознанию, что и привело его на физико-математическое отделение - сначала в Петербургский университет, а затем в Главный педагогический институт. После окончания курса он в течение нескольких лет преподавал физику и математику в гимназиях, а в 1867 г. защитил магистерскую диссертацию «О костях запястья млекопитающих». Примерно с этого же времени началась и литературная деятельность Страхова.

Страхову принадлежит целый ряд крупных переводов: «История новой философии» и «Бэкон Веруламский» Куно Фишера, «История материализма» Ланге, «жизнь птиц» Брэма и некоторые другие. Из собственных работ Страхова можно указать на три книжки под общим заголовком «Борьба с западом в нашей литературе», в которых автор анализирует европейский рационализм, критикует взгляды Милля, Ренана, Штрауса, отвергает дарвинизм и стремится перетолковать творчество русских писателей в славянофильском духе. Вопросам философии естествознания посвящены сборники «О методе естественных наук и значении их в общем образовании» и «Мир как целое, черты из науки о природе». Кроме того, Страховым написано большое количество статей, рефератов научных работ, часть которых вошла в «философские очерки».

Свой взгляд на мир Страхов высказал следующим образом: «Мир есть целое, то есть он связан во всех направлениях, в каких только может его рассматривать наш ум. Мир есть единое целое, то есть он не распадается на две, на три или вообще на несколько сущностей, связанных независимо от их собственных свойств. Такое единство мира можно получить не иначе, как, одухотворив природу, признав, что истинная сущность вещей состоит в различных степенях воплощающегося духа». Таким образом, корень всего бытия как связного целого - вечное духовное начало, которое и составляет подлинное единство мира. Страхов считает, что и материализм, идеализм одинаково впадают в крайности, когда они стремятся отыскать единое начало всего существующего. И усматривают это начало либо в материальном, либо в духовном. Избежать той или другой односторонности, пишет он, можно лишь в одном случае - «если объединяющего начала духовной и материальной сторон бытия мы будем искать в них самих, а выше их, - не в мире, представляющем двойство духа и материи, а вне мира, в высочайшем существе, отличном от мира».

«Узлом мироздания», в котором как бы сплетаются вещественная и духовная стороны бытия, по Страхову, является человек. Но «ни тело не становится субъективным, ни душа не получает объективности; эти два мира остаются строго разграниченными».

Главное философское произведение Страхова - «Мир как целое» практически не было замечено современниками.

Равнодушие, или вернее слепота к его философскому творчеству - наследственная болезнь, перешедшая от «советских» философов к большинству «российских». Н. П. Ильин

Оно интересно, помимо всего прочего, тем, что в нём Страхов, опережая своё время, совершает тот «антропологический переворот», который станет одной из центральных тем более поздней русской религиозной философии, а именно, проводя идею об органичности и иерархичности мира, Страхов усматривает в человеке «центральный узел мироздания». У позднейших исследователей творчество Страхова не получило однозначной оценки. Своё религиозное мировоззрение он в большей степени стремился обосновать при помощи доказательства от противного. Главный объект философской полемики Страхова - борьба с западноевропейским рационализмом, для которого он изобрёл очень удачный русский термин «просвещенство». Под просвещенством Страхов понимает, прежде всего веру во всесилие человеческого рассудка и преклонение, доходящее до идолопоклонства, перед достижениями и выводами естественных наук: и то и другое, по мысли Страхова, служит философской базой для обоснования материализма и утилитаризма, весьма популярных в то время и на Западе и в России.

Гораздо больший общественный резонанс получило другое сочинение Страхова - трёхтомное исследование «Борьба с Западом в русской литературе» (1883), где отчётливо проявилось его увлечение идеями Ап. Григорьева и A. Шопенгауэра. Увлечение идеями Ап. Григорьева сближает его с «почвенниками» (хотя, как справедливо отмечает C.А. Левицкий, значение его выходит за пределы «почвенничества»), увлечение A. Шопенгауэром сближает его с Л. Н. Толстым (и заставляет отречься от другого своего кумира, Ф.M. Достоевского, причём отречение доходит до крайних своих пределов, до явной клеветы - черта, весьма характерная для Страхова). «Разоблачая» Запад как царство «рационализма», он настойчиво подчёркивает самобытность русской культуры, становится горячим Сторонником и пропагандистом идей H.Я. Данилевского о различии культурно-исторических типов. Почвенничество у Страхова завершается в борьбе против всего строя западного секуляризма и в безоговорочном следовании религиозно-мистическому пониманию культуры у Л.H. Толстого. B целом следует согласиться с С. А. Левицким, что «Страхов явился промежуточным звеном между позднейшими славянофилами и русским религиозно-философским ренессансом».

Правильной и объективной оценке философского творчества Страхова мешало (а отчасти и продолжает мешать) отсутствие собрания его сочинений, его вечное пребывание в «тени великих» (гл. образом Л.H. Толстого и Ф.M. Достоевского, но не только их). Если же оценивать роль и значение Страхова совершенно беспристрастно, то очевидными станут и его неоспоримые заслуги перед лицом русской философии и культуры, и его уникальность, что косвенно подтверждается тем, что Страхова нельзя безоговорочно зачислить ни в какой философский или мировоззренческий «лагерь».

Литература

  • Н. Н. Страхов . Мир как целое. Черты из наук о природе. //Айрис Пресс М2007 Предисловие, коментарии Н. П. Ильина (Мальчевского). Расширенный вариант: Николай Ильин
  • Gerstein L. Nicolai Strakhov, philosopher, man of letters and social critic. Harvard University Press, 1971 («книга Линды Герстейн, которая вышла в престижной серии трудов „Центра по изучению России“ в США» (Н. П. Ильин). Тут можно проследить аналогию с американкой которая помогла идать « »)
  • Гаврюшин Н.К. Мир как целое.Н.Н.Страхов о развитии естествознания // Природа. 1982.-№ 7. С.100-107.

Ссылки

  • Последняя тайна природы. О книге «Мир как целое» и ее авторе
  • Тарасов А. Б. Н. Н. Страхов в поисках идеала: между литературой и реальностью

Источники

  • Галактионов А. А. Никадров П. Ф. «Русская флосфия XI-XIX вв»
  • Русская философия: Малый энциклопедичский словарь.

Примечания

16(28) октября 1828, Белгород- 26 января (7 февраля) 1896, Петербург] - русский философа публицист, литературный критик. После окончания Костромской семинарии поступил на физико-математическое отделение Петербургского университета, затем перешел в 1лавный педагогический институт, в котором обучался до 1851. В течение десяти лет преподавал естественные науки в Одессе и Петербурге. В 1857 защитил магистерскую диссертацию «О костях запястья млекопитающихся». В нач. 1860-х гг. сотрудничал в журналах «Время», «Эпоха» и «Заря».

Идейными источниками философских взглядов Страхова послужили философия Гегеля и естественные науки. Появление его главного философского произведения «Мир как целое» (СПб., 1872) было практически не замечено современниками, В книге обстоятельно развиваются идеи органичности и иерархичности мира, отмечается, что его единство обусловлено одухотворением природы, а истинная сущность вещей состоит в различных степенях воплощающегося духа. В человеке Страхов усматривает «центральный узел мироздания». Обосновывал данными естествознания религиозный идеализм. Страхов различает три вида познавательной деятельности: чувственную (эмпирическую), рассудочную (рациональную) и разумную (идеальную). Материализм истинен лишь в границах чувственного познания единичных явлений. Ограниченность субъективного идеализма заключается в отрицании достоверности показаний чувств, что ведет к крайностям солипсизма. Снятие односторонностей материализма и идеализма происходит на рассудочной ступени познания путем постижения общего и существенного в вещах и познании. Благодаря предустановленной гармонии априорные рациональные понятия соответствуют реальным законам вещей, что указывает на существование одной внешней Причины, установившей порядок вещей и порядок в идеальных понятиях. Разумное постижение мира, открывая безусловное бытие, завершает процесс познания. Главный объект философской полемики Страхова - западноевропейский рационализм с его панрассудочностью и преклонением перед выводами естественных наук, обусловливающими господство в западной культуре материализма и утилитаризма.

Соч.; Об основных понятиях психологии и физиологии. СПб., 1894; Борьба с Западом в русской литературе, кн. 1-2. К., 1897.

Лит.: Никольский Б. В. Н. Н. Страхов. СПб., 1896; Gerstein L. Nikolai

Strakhov. Cambr. (Mass), 1971.

Отличное определение

Неполное определение ↓

СТРАХОВ Николай Николаевич

16(28).10.1828, Белгород Курской губ. - 24.01(5.02).1896, Петербург) - философ и литературный критик. Род. в семье священника, проф. Белгородской семинарии. Учился сначала на физико-математическом отд. Петербургского ун-та, затем в Педагогическом ин-те, к-рый окончил в 1851 г. До 1861 г. занимался преподавательской деятельностью (преподавал естественные науки) в Одессе, а затем в Петербурге. С 1861 г. начинается литературная и публицистическая деятельность С., итогом к-рой является множество опубликованных им работ и весьма обширная переписка (из нее особое значение как литературный документ эпохи имеет переписка с Толстым и Достоевским). Главное философское произв. С. "Мир как целое" (Спб., 1872) практически не было замечено современниками. Оно интересно, помимо всего прочего, тем, что в нем С. совершает тот "антропологический переворот", к-рый станет одной из центральных тем более поздней рус. религиозной философии, а именно: проводя идею об органичности и иерархичности мира, он усматривает в человеке "центральный узел мироздания". У позднейших исследователей философское творчество С. не получило однозначной оценки. Напр., Розанов, считая главной темой его творчества тему религиозную, отмечает, что этого своего "центра" он почти никогда не касается словом. Действительно, религиозность С. в том виде, каком она обнаруживает себя в его опубликованных произв. (не в письмах), можно охарактеризовать как "стыдливую", что отчасти является следствием продолжающегося влияния на рус. философию атеистического материализма "шестидесятников", отчасти же натуры и самого С. Свое религиозное мировоззрение С. в большей степени стремился обосновать при помощи доказательства от противного. Главный объект его философской полемики - западноевропейский рационализм, к-рый он называет "просвещенством". Под последним он понимает прежде всего веру во всесилие человеческого рассудка и преклонение, доходящее до идолопоклонства, перед достижениями и выводами естественных наук: и то и другое, по мысли С., является философской базой для обоснования материализма и утилитаризма, весьма популярных в то время и на Западе, и в России. Гораздо больший общественный резонанс получило др. соч. С. "Борьба с Западом в нашей литературе" (1883, 2-е изд. 1887-1890), где отчетливо проявилось его увлечение идеями Григорьева, что сближает его с "почвенниками", А. Шопенгауэром, Толстым. "Разоблачая" Запад как царство "рационализма", С. настойчиво подчеркивает самобытность рус. культуры, становится горячим сторонником и пропагандистом идей Данилевского о различии культурно-исторических типов. "Почвенничество" у С., считает Зеньковский, завершается борьбой против всего строя зап. секуляризма и безоговорочным следованием религиозно-мистическому пониманию культуры Толстым. В целом следует согласиться с Левицким, что "Страхов явился промежуточным звеном между позднейшими славянофилами и русским религиозно-философским ренессансом". Отмечаемая нек-рыми исследователями "двойственность" С. (Грот) находит свое объяснение, по-видимому, в этом "промежуточном" положении мыслителя, к-рое он занимает в истории рус. мысли. Объективной оценке философского творчества С. мешало отсутствие собрания его соч., его вечное пребывание в "тени великих" (гл. обр. Толстого и Достоевского). При беспристрастном подходе становится очевидной его своеобразная уникальность, косвенным подтверждением чего является то обстоятельство, что С. нельзя безоговорочно зачислить ни в какой философский или мировоззренческий "лагерь".

Отличное определение

Неполное определение ↓

СТРАХОВ НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ

(16 окт. 1828 – 26 янв. 1896) – рус. философ-гегельянец, идеолог почвенничества, публицист и лит. критик. Окончил Костромскую духовную семинарию (1845), учился па физико-математич. ф-те Петерб. ун-та, затем в Педагогич. ин-те, к-рый окончил в 1851. В 1851–61 преподавал естеств. дисциплины в Одессе, затем в Петербурге. С 1857 занялся лит. деятельностью. В 1873 вновь поступил на гос. службу – сначала в Публичную б-ку, затем в Ученый комитет при Мин-ве нар. просвещения. С. начал свою творч. деятельность с методологии естествознания, затем перешел к философии и лит. критике. Для С. характерны два гл. направления. Во-первых, гегелевское толкование философии как истории разума, а также антропоцентрич. идея о человеке как центре мироздания. Исходные филос. принципы Гегеля представлялись С. основой всякого истинного философствования, ибо они утверждают, с т. зр. С., вечные истины разума – категории. Поскольку сами категории развиваются в связи с развитием науч. знания, постольку метод и естеств. наук и философии должен быть диалектическим. "Ищущий высшей и последней философии должен изучать Фихте – гегелевский идеализм и затем найти отношение этого идеализма к последовательной критике... и развить его" ("О задачах истории философии. Филос. очерки", СПБ, 1888, с. 480). "Но в каждой науке рано или поздно наступит или должно наступить время, когда ее метафизика станет для нее недостаточною и стеснительною... Тогда априорический элемент, эта душа каждой науки, будет иметь вид не метафизики, а д и а л е к т и к и" ("Мир как целое", СПБ, 1872, с. 487–88). Центром и величайшей загадкой мироздания С. представляется человек, к-рый в "центробежном отрывании" себя от мира постигает тайну мира. К концу жизни С. несколько отошел от классич. рационализма и отчасти склонялся к иррационалистич. позиции Шопенгауэра. Во-вторых, публицистическому и лит. творчеству С. присущи поиски новой историософской концепции почвенничества, по своим выводам близкой к славянофильству. Определ. влияние на С. оказали идеи Ап. Григорьева и Данилевского. В 60–70-х гг. С. вел активную полемику с Писаревым, Чернышевским, Антоновичем, революц.-критич. пафос к-рых он связывал с нигилистич. отрицанием рус. устоев жизни. В борьбе с нигилизмом он призывал не отрываться "от почвы", к-рой "...живет ц е л ы й е г о н а р о д, и в тот период этой жизни, в каком он застал ее историю" ("Из истории лит. нигилизма. 1861–1865", СПБ, 1890, с. 30). Этот "естественный взгляд" на историю – основа почвенничества – послужил принятию и страстной пропаганде идеи Данилевского о существовании только частных цивилизаций, отрицании единого историч. процесса и развитии отд. культурно-историч. типов. Славянофильские идеи уживались в мировоззрении С. с поклонением перед наукой, просвещением Запада. Как лит. критик С. в качестве высшего образца рассматривал творчество Л. Толстого, с к-рым его связывала личная дружба. В историю рус. публицистики С. вошел как своеобразный толкователь рус. нигилизма (см. Нигилизм в России) в лит-ре 60-х гг. 19 в. и талантливый лит. критик. С. известен как переводчик ряда философских и науч. трудов ("История новой философии" К. Фишера, "История материализма" Ф. А. Ланге и др.). Соч.: Филос. очерки, СПБ, 1895; Борьба с западом в нашей лит-ре, 2 изд., кн. 1–2, СПБ, 1887–90; Переписка Л. Н. Толстого с?. ?. Страховым. 1870–1894, в кн.: Толстовский музей, т. 2, СПБ, 1914. Лит.: Колубовский Я. Н., Страхов Н. Н., "Вопр. филос. и психол.", 1891, No 3, кн. 7 (прилож.); Розанов В., Идея рационального естествознания, "Рус. вестник", 1892, т. 221, август; его же, Литературные изгнанники, т. 1, СПБ, 1913; Чижевский Д. И., Гегель в России, ч. 3, Париж, . § 2, с. 266–84; Зеньковский B. В., История рус. философии, т. 1, М., 1956, с. 371–75; Галактионов?. ?., Никандров П. Ф., История рус. философии, М., 1961, с. 309–12. И. Балакина. Москва.

Страхов Николай Николаевич (годы жизни 1828-1896 гг.) является русским философом, публицистом, литературным критиком, членом-корреспондентом Петербургской АН с 1889 года. В книгах под названиями «Мир как целое» 1872 года, «Философские очерки» (1895 года) и многих других он определял религию, как высшую форму познания, критиковал материализм современного общества и спиритизм. В публицистике Страхов четко разделял почвеннические идеи. Он написал ряд статей о Толстом, выступал в качестве первого биографа Достоевского.

Он был активным сотрудником таких неославянских журналов, как «Время», «Заря» и «Эпоха». В них он отстаивал идеи и самобытности российского народа и о монархии, критиковал воззрения нигилистов и либералов, которые были достаточно популярными в то время, высказывал негативное отношение к западу. Страховым были опубликованы статьи против Писарева, а также против Чернышевского. Кроме того, он являлся философом-идеалистом, который стремился описать науку в духе пантеизма и переформировать систему естествознания рационального, которая основана на религии.

Из духовной семинарии в Костроме, обучение в которой он завершил в 1845 году, Страховым были вынесены глубочайшие убеждения о религии, которые его не оставляли на протяжении всего жизненного пути и впоследствии выступили в качестве важнейшего элемента его философии. Кроме того, у Страхова достаточно рано возник интерес к такой науке, как естествознание, что привело его на физико-математический афкультет сначала Петербургского университета, а потом Главного педагогического института. По окончанию курса он на протяжении нескольких лет занимал должность преподавателя физики и математики в гимназиях. В 1867 году им была защищена магистерская диссертация под названием «О костях запястья млекопитающих». Примерного с данного времени началась также и его деятельность в области литературы.

Биография Страхова очень насыщенна разными событиями, особенно касающимися его творческой деятельности. Он очень много переводил. Среди наиболее крупных переводов следует выделить «Историю новой философии» и «Бэкон Веруламский» К.Фишера, «Жизнь птиц» Брэма и другие. В своих работах (3 книги под общим названием «Борьба с западом в нашей литературе») Страхов проводит анализ европейского рационализма, подвергает критике взгляды Штрауса, Милля и Ренана, отвергает основы дарвинизма и старается расшифровать творчество отечественных писателей в духе славянофильском.

Вопросам естествознания и философии быть посвящены некоторые сборники Страхова. Помимо этого, им были написаны многочисленные статьи, рефераты, научные работы, часть из которых были вынесены в «Философские очерки».

О мире Страхов говорил, что он является целым, то есть связан он во всех своих направлениях, в каких может рассматривать его ум человека. Мир является единым целым, то есть он не может распасться на 2,3, либо на несколько частей - сущностей, которые связаны независимо от их личных особенностей. Данное единство мира получить можно исключительно одухотворяя природу, признавая, что действительная сущность всех вещей заключается в разных степенях духа воплощения. Следовательно, корнем всего бытия, как единого целого, является духовное вечное начало, которое составляет истинное мировое единство. Он считает, что также материализм и идеализм в равной степени могут впадать в крайности, когда стремятся они найти единственное начало всего, что существует. Данное начало усматривается или в материалом, или же в духовном.

Избежать односторонности, как отмечает Страхов, можно только в едином случае - если искать объединяющее начало, как материальной, так и духовной стороны в них самих, и выше них, и не в том мире, который представляет собой объединение материи и духовности, а за рамками мира, в высшем существе, которое отличается от мира. В качестве «узла мироздания», в котором происходит слияние вещественной и духовной стороны бытия, по мнению Страхова, выступает человек. Однако ни тело не может стать субъективным, ни душа не может получить объективность. Эти миры строго разграниченные.

Биография Страхова Н.Н. позволяет понять суть возникновения всех его идей и направленность его мыслей.

Главным философским произведением Страхова является «Мир как целое», которое современниками практически замечено не было.
Равнодушие, или если быть точнее - слепота, в творчестве философском Страхова является наследованной болезнью, которая перешла от философов советских ко многим российских. Это было отмечено Ильиным.

Помимо всего прочего, оно представляет собой интерес тем, что именно в нем Страхов, существенно опережая время, смог совершить антропологический переворот, который будет одной из основных тем религиозной русской философии более позднего времени. Именно развивая идею об иерархичности и органичности мира, Страхову удалось рассмотреть в человеке главный узел мироздания. У исследователей позднего времени его творчество не получило однозначных оценок. Собственное религиозное мировоззрение Страхов, в основном, старался обосновать при использовании доказательств от противного.

Основным объектом его полемики философской является борьба с рационализмом западноевропейских стран, для которого он выбрал наиболее подходящее понятие «просвещенство». Под данным понятием он понимал, главным образом, веру во всемогущество рассудка человека и преклонение, которое доходит до поклонения идолам, перед выводами и достижениями наук естественных. Страхов считал, что и то, и другое выступает в качестве философской базы для описания утилитарных и материалистических идей, которые были достаточно популярными, как в России, так и в Западных странах.

Значительно больший резонанс общественности получило еще одна работа Страхова - 3-х томное исследование под названием «Борьба с Западом в русской литературе» 1883 года, где ясно проявилось увлечение его идеями Шопенгауэра и Григорьева. Интерес к идеям Григорьева его сближает с так называемыми «почвенниками», а идеи Шопенгауэра его сближает с Толстым. Раскрывая истинное лицо Запада в качестве царства рационализма, он делает акцент на самобытности русской культуры. Страхов становится ярым сторонником, а также пропагандистом основных идей Данилевского о различиях культурных и исторических типов. У Страхова почвенничество оканчивается в борьбе против строя секуляризма Запада и в покорном следовании религиозно-мистическим идеям культуры у Толстого. В общем, нужно согласиться с Левицким, что именно Страхов выступил в качестве промежуточного звена между славянофилами позднего периода и религиозно-философским русским ренессансом.

Объективной и верной оценке философии Страхова главным образом мешало отсутствие целостного собрания всех его сочинений, вечное его пребывание в «стороне». Если постараться оценить значение и роль Страхова абсолютно беспристрастно, то станут очевидными его огромнейшие заслуги перед русской философией и культурой, и его необычность, что подтверждается косвенно тем, что Страхова самого нельзя зачислить к сторонникам той или иной философской, либо мировоззренческой идеи.

Обращаем Ваше внимание, что в биографии Страхова Николая Николаевича представлены самые основные моменты из жизни. В данной биографии могут быть упущены некоторые незначительные жизненные события.

Николай Николаевич Страхов

(1828 – 1896)

краткая биохроника

16/28 октября 1828 г., Белгород: Николай Николаевич Страхов родился в семье белгородского священника Николая Петровича Страхова (протоиерея Смоленского кафедрального собора, выпускника Киевской Духовной академии, магистра богословия, преподавателя словесности в Белгородском духовном училище). Мать – Мария Ивановна Савченко, дочь Иоанна Трофимовича Савченко, протоиерея Троицкого кафедрального собора и ректора Белгородской духовной семинарии. Дед по отцу – русский, бабушка по отцу – гречанка. Дед по матери – родовой казак, бабушка по матери – из польского рода.

1834 г. : смерть отца, переезд с матерью и старшим братом в г. Каменец-Подольский, к брату матери, ректору Каменец-Подольской семинарии, архимандриту и впоследствии епископу Нафанаилу (Савченко). В доме дяди пройдет детство и юность Н.Н. Страхова (вплоть до начала студенческой жизни в Санкт-Петербурге).

1840–1844 гг ., Кострома: обучение в Костромской духовной семинарии (отделение риторики, затем отделение философии).

1845–1851 гг., Санкт-Петербург: обучение в Санкт-Петербургском университете (факультет камеральных наук, математическое отделение) и Главном педагогическом институте (физико-математическом отделении). Окончил с серебряной медалью, с обязательством «элементарно-педагогической службы» в течение 8 лет.

1851–1852 гг., Одесса: старший учитель математики и физики во II одесской гимназии.

1852–1861 гг., Санкт-Петербург: старший учитель естественной истории во II петербургской гимназии.

1855 г.: рецензия на учебник естественной истории Д.С. Михайлова (написал по просьбе автора учебника) опубликована в журнале «Северная Пчела».

1857 г.: успешный магистерский экзамен и защита в Санкт-Петербургском университете магистерской диссертации по зоологии «О костях запястья млекопитающих» (научный руководитель – Ф.Ф. Брандт, профессор Главного Педагогического института). На диспуте официальный оппонент, не познакомившись основательно с диссертацией, стал говорить о значении исторического метода как единственно важного для исследования. Н.Н. Страхов, построивший работу с учетом методологии сравнительного анализа, смутился и замолчал. После защиты написал статью «О методе наук наблюдательных», которую прочел оппонент, объявив затем о своей неправоте на лекции.

1857–1860 гг.: в «Журнале Министерства Народного Просвещения» (ЖМНП) публикация серии фельетонов и рецензий под общим названием «Новости естественных наук».

1858 г.: статья «Об атомистической теории вещества. Критика теории атомов».

1859 г.: публикация «Физиологических писем» в газете «Русский мир». «Письма» заинтересовали Ап.А. Григорьева, который подружился с Н.Н. Страховым. Под названием «Письма об органической жизни» «Физиологические письма» составили первый раздел фундаментальной монографии Страхова «Мир как целое» (1872 г.).

Конец 1859 г.: знакомство с Ф.М. и М.М. Достоевскими. Участие в литературных вторниках сослуживца по гимназии А.П. Милюкова (в прошлом петрашевца), главного сотрудника нового, объявленного со следующего, 1860 года, журнала «Светоч» (редактор Д.И. Калиновский). Н.Н. Страхов предложил Милюкову для первого номера нового журнала свою первую большую статью. Статья была одобрена, а Страхов приглашен в кружок.

1860 г.: статья «Значение гегелевской философии в настоящее время» (опубликована в «Светоче»).

1860 г.: статья «Вещество по учению материалистов (критика тории сил)».

1860 г.: статья «Очерки вопросов практической философии П.Л. Лаврова» (опубликована в «Светоче»). Ф.М. Достоевский высоко оценил работы Н.Н. Страхова научно-философского характера. Братья Достоевские настойчиво приглашают Страхова в свой будущий журнал.

1861 г.: отставка из гимназии; сотрудник журнала братьев Достоевских «Время» (январь 1861- апрель 1863). Выступает в качестве автора статей научно- и литературно-философского характера; часто печатает свои материалы под псевдонимом Н. Косица (в т.ч. ряд нашумевших статей против Н.Г. Чернышевского, Д.И. Писарева, М.И. Антоновича и др.). Внимание читателей привлечено также статьями «Жители планет», «Письма об органической жизни. Письма I-IX».

1862 г.: Первая заграничная поездка Н.Н. Страхова: «…Через Берлин и Дрезден в Женеву, Люцерн, затем через Монсенис и Турин в Геную, Ливорно, Флоренцию, вновь через Геную и Марсель в Париж и обратно». Половина путешествия проделана с Ф.М. Достоевским (по Швейцарии и Италии). Публикация в журнале «Время» разбора романа «Отцы и дети» И.С. Тургенева.

1863 г.: статья «Роковой вопрос», опубликованная во «Времени» под псевдонимом «Русский». Публикация статьи становится поводом для закрытия журнала. С обвинениями анонимного автора в полонофильстве выступили газеты «Московские ведомости» (издаваемые М. Н. Катковым) и «День» И.С. Аксакова; замять дело помогли письма Н.Н. Страхова, разъясняющего свою позицию, в редакции этих газет (неопубликованные) и выступление Каткова («По поводу статьи «Роковой вопрос», опубликована в «Русском вестнике»). «… Я с этих пор попал на замечание и состоял на нем лет пятнадцать, так что два или три раза, когда издатели журналов предлагали мне редакторство, цензура отказывалась утвердить меня в звании редактора».

Начало 1864 – февраль 1865 гг .: сотрудник журнала «Эпоха» (под ред. М.М. Достоевского, с июня 1864 года, после смерти М.М. Достоевского – под редакцией А. У. Порецкого).

1865-1867 гг.: без стабильного заработка, активная переводческая деятельность. Переводы: «История новой философии» и «Франциск Бэкон Веруламский. Реальная философия и ее век» Куно Фишера (т.1-4), «Об уме и познании» И. Тэна, «Введение к изучению опытной медицины» Клода Бернара; «Жизнь птиц» А. Брэма, «История материализма и критика его значения в настоящее время» (т.1-2) Ф.А. Ланге, «Вольтера» и «Шесть лекций» Штрауса (уничтожены цензурой), «Воспоминания» Э. Ренана. Нуждаясь в заработке, по заказам различных издательских фирм (Вольфа и др.) перевел множество популярных и учебных книг.

1867 г.: редактор журнала «Отечественные Записки». Публикация в журнале статей о романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», И.С. Тургенева «Дым» и др.

1868 г.: знакомство с Н.Я. Данилевским (1822-1885), ставшим ближайшим собеседником и другом, после смерти Н.Я. Данилевского издавал его книги. Основной круг обсуждаемых тем – критика дарвинизма, философия истории (типологический подход Н.Я. Данилевского). Неоднократно гостил в имении Данилевского во Мшатке (южный берег Крыма).

1869 – 1872 гг.: редактор и главный сотрудник журнала «Заря». Опубликовал в журнале работу Н.Я. Данилевского «Россия и Европа» и докторскую диссертацию В.И. Ламанского «Об историческом изучении Греко-Славянского мира в Европе». Публикация статьи «Вздох на гробе Карамзина», цикла статей («критической поэмы») о «Войне и мире» Л.Н. Толстого (высоко оцененные Толстым и способствовавшие многолетнему сотрудничеству и дружбе с писателем), статьи «Женский вопрос», «Парижская коммуна», «Переворот в науке» (по поводу книги Ч. Дарвина «Происхождение человека и подбор по отношению к полу»).

Август 1871 г.: первое посещение Ясной Поляны, личное знакомство с Л.Н. Толстым.

1872 г.: Начало сотрудничества с журналом «Гражданин» (публикация в журнале статьи «Ренан и его последняя книга (по поводу книги “La réforme intellectuelle et morale” (Париж, 1872)» и др.), особенно активная работа в журнале после назначения главным редактором Ф.М. Достоевского.

1872 г.: Редакционно-издательское содействие Л.Н. Толстому в издании «Азбуки».

1872 г.: Издание книги «Мир как целое. Черты из науки о природе» (обобщение статей, опубликованных в предыдущие годы) – первая книга по философии естествознания в России.

1873 г.: возвращение на государственную службу (библиотекарь юридического отдела Императорской публичной библиотеки). Служил в библиотеке до 1885 г.

1874 г.: член Учёного комитета Министерства Народного Просвещения (пожизненно). Рецензирование новых книг в области естественной истории.

Апрель-май 1875 г.: поездка в Италию через Вену; посещение Венеции, Неаполя, Рима, Флоренции. Предпочтение природного мира социальному и художественному («смотреть природу», Неаполитанский залив, Везувий и др.; «чудеса искусства» – «претензия»). Итальянские встречи с семьей И.А. Вышнеградского и М.М. Антокольским и др.

1876 г.: статья «Три письма о спиритизме» (опубликована в «Гражданине»). В 1887 (после смерти Бутлерова) переработал их в книжку «О вечных истинах (Мой спор о спиритизме)» (общие положения, ответ Н.П. Вагнеру, статьи А.М. Бутлерова и ответы ему).

1876 г.: издание первого тома сочинений Ап.А. Григорьева.

Лето 1876 г.: знакомство в Ясной Поляне с А.А. Фетом, ставшим многолетним собеседником и сотрудником (редакция поэтических произведений Фета, фетовского перевода А. Шопенгауэра и мн. др.).

Июль 1877 г.: поездка с Л.Н. Толстым в Оптину пустынь.

10 марта 1878 г.: с Л.Н. Толстым на лекции Вл. Соловьёва из цикла «Чтения о Богочеловечестве». На лекции присутствовал и Ф.М. Достоевский, но знакомство его с Л.Н. Толстым и общий разговор со Страховым не состоялись. Н.Н. Страхов прослушал затем все 11 лекций Соловьева, впечатлениями о которых делился в переписке с Толстым.

2 апреля 1878 г.: присутствует на суде над В. Засулич; излагает свои впечатления и мысли в письмах Толстому.

Рождество 1878-79 гг.: гостил у Толстых в Ясной Поляне, заезжал к Фету в Воробьевку. На обратном пути в Москве познакомился с актрисами М.Н. Ермоловой и Н.М. Медведевой.

Апрель 1879 г.: получил приглашение от К.Н. Бестужева-Рюмина читать психологию на Петербургских Высших женских курсах; отказался, сославшись на причины личного свойства.

Июнь–сентябрь 1879 г.: поездки через Ясную Поляну (где узнал о «новом фазисе» Толстого, и поддержал его) и фетовскую Воробьевку, к родственникам в Кременчуг из Кременчуга – на пароходе по Днепру в Киев (где в Софийском соборе слышал «бесподобное “Верую”», Градижск (к свекру племянницы), Белгород (где навестил двоюродного дядю, вдовца с 7-ю детьми, военного доктора в отставке, очень благочестивого, с которым ходили по храмам, прикладывались к мощам свт. Иосафа). В конце июля – опять к Фету, работа над фетовским переводом Шопенгауэра «Мир как воля и представление». Возвращаясь от Фета в августе вновь заехал в Ясную Поляну, где жил около месяца. Заезжал к Голохвастовым в Воскресенск; в Москве посетил выставки и театры.

Октябрь 1879 г.: участвует в подготовке съезда натуралистов, пишет о физиологии. Много общается с Д.И. Менделеевым (однокашник по Главному педагогическому институту).

С 8 по 22 ноября 1879 г.: исполнял обязанности присяжного (в письме Толстому замечал: «Очень много отнимает времени, но любопытно»).

Январь 1880 г.: встреча с Л.Н. Толстым, приехавшим в Петербург по делам, дискуссии о церкви.

Весна 1880 г.: начал посещать четверги С.А. Толстой (вдовы поэта графа А.К. Толстого), на которые приходили И.А. Гончаров, Ф.М. Достоевский, Вл.С. Соловьев, Я.П. Полонский и мн. др.

Весна 1880 г.: посетил выставку скульптора М.М. Антокольского (в письме к С.А. Толстой: «Сократ поразил меня сильно, я дважды ходил смотреть и не мог насмотреться. Удивительно безобразно-красивая голова, и спокойствие смерти, полное смысла и какого-то блаженства»).

6 апреля 1880 г.: присутствовал на защите докторской диссертации Вл.С. Соловьева «Критика отвлеченных начал» (в письме к С.А. Толстой: «… сам он был великолепен… к несчастью сильных возражений не было, … ни один не коснулся существа дела»).

8 июня 1880 г.: открытие памятника Пушкину («Я не принимал никакого деятельного участия в этом чествовании памяти Пушкина, был лишь простым зрителем, но оно глубоко меня интересовало, поэтому для меня была яснее, чем для многих других, та внутренняя драма, которая разыгралась на этом празднике и в которой главная роль оказалась принадлежащею Федору Михайловичу»).

Осень 1880 г.: заметка в «Русь» о полотне А.И. Куинджи «Ночь на Днепре».

Январь 1881 г.: награжден орденом Святой Анны II степени.

Февраль 1881 г.: участие в похоронах Ф.М. Достоевского, общение со вдовой.

Масленица 1881 г.: гостил у Толстых в Ясной Поляне.

Май–июль 1881 г .: публикация в «Руси» «Писем о нигилизме».

Август–сентябрь 1881 г.: поездка в Стамбул и на Афон. Статья «Воспоминания об Афоне и об о. Макарии» опубликована в «Русском Вестнике» в 1889 г., затем вошла в сборник «Воспоминания и отрывки» 1892 г.

1882 г.: публикация сборника статей «Борьба с Западом в нашей литературе» (книга 1), второе издание – 1887 г., третье – 1897 г.

Лето 1882 г.: жил в Крыму у Н.Я. Данилевского в Мшатке. По пути в Крым заезжал в Москву, Ясную Поляну, Воробьевку. На обратном пути в августе заезжал в Ясную Поляну, застал Толстого в глубоком религиозном настроении.

Осень 1883 г.: издание «Воспоминаний о Достоевском». Страхов просит оценки Толстого и в письме к нему сообщает о невысказанных «давящих» воспоминаниях, о «злом» в Достоевском и в себе.

Весна 1884 г.: смотрит корректуры и готовит к печати капитальный труд Н.Я. Данилевского «Дарвинизм» (книга вышла после смерти Данилевского).

Июль – октябрь 1884 г.: поездка в Германию на лечение. «В Эмсе начал преважное исследование о времени, числе и пространстве…» (сообщение в письме Толстому). Посещение концертов, где исполнялась музыка Вагнера.

Март-апрель 1885 г.: несколько раз ходил смотреть работу И.Е. Репина «Ивана Грозного».

Октябрь 1885 г.: издание сборника «Критические статьи об И.С. Тургеневе и Л.Н. Толстом».

Декабрь 1885 г.: некролог о Н.Я. Данилевском.

Март 1886 г.: статья «Поминки по И.С. Аксакову».

Конец весны и лето 1886 г.: в мае-июне живет во Мшатке, разбирает рукописи и бумаги Н.Я. Данилевского, обнаруживает 1 готовую главу и разрозненные материалы к 2 тому Дарвинизма. На обратном пути в июле заезжает в Воробьевку и Ясную Поляну.

Октябрь 1887 г.: знакомство с И.Е. Репиным; в 1888 г. Репин написал портрет Страхова.

Февраль-апрель 1888 г.: публикация в «Вестнике Европы» статьи Вл.С. Соловьева «Россия и Европа» (по поводу книги Н.Я. Данилевского и сборника Страхова «Борьба с Западом в нашей литературе), положившая начало многолетней публичной полемике Н.Н. Страхова и В.С. Соловьева.

После 26 марта до 6 апреля 1888 г.: знакомство и длительная беседа с французским профессором философии Эмилем Пажесом (по рекомендации Толстого). Страхов был приятно удивлен строгостью и беспристрастностью суждений Пажеса о французских «своих» и о Толстом.

Осень 1988 г.: публикация в «Ниве» портрет Н.Н. Страхова и его биографии (к 60-летию). Биография написана Д.Н. Михайловым: «Это все сделал Д.Н. Михайлов, которому я продиктовал, по его просьбе, одни лишь числа и названия. Он все разукрасил и надушил, и, хотя я настаивал, чтобы наперед статья показана была мне, тиснул без моего пересмотра. Дело обошлось прекрасно: мои родные и знакомые читали и были очень довольны, а журналисты и серьезные любители чтения не обратили никакого внимания, так как подобным вещам не придается никакого серьезного значения» (Н.Н. Страхов в письме к К.Н. Бестужеву-Рюмину).

Осень – конец 1888 г: издание сборника «Заметки о Пушкине и других поэтах».

Зима 1889 г.: 12 вечеров слушал «Кольцо Нибелунгов» Р. Вагнера.

Зима 1889 г.: подготовил 4-е издание «России и Европы» Н.Я. Данилевского (в разгар полемик с Вл.С. Соловьевым).

28 октября 1889 г.: слушал чтение «Крейцеровой сонаты» Л.Н. Толстого «у Кузминских в большом обществе, читал Кони, очень хорошо»; здесь же началось знакомство с гр. А.А. Толстой.

Конец 1889 г.: избрание членом-корреспондентом Петербургской Академии Наук по отделению русского языка и словесности. Академия наук неоднократно поручала Страхову разборы представляемых на Пушкинскую премию стихотворных произведений.

1891 г.: весь ход полемики Н.Н. Страхова с Вл.С. Соловьевым изложен в статье Н.Я. Колубовского «Материалы для истории философии в России. (1855-1888)», в главе IX, посвященной специально Страхову и его научной деятельности (опубликована в журнале «Вопросы философии и психологии»).

Март 1891 г.: завершил работу «Толки о Толстом», переслал Толстому оттиск. Работа опубликована в сентябрьском номере журнала «Вопросы философии и психологии» (перепечатано в 1892 г., в «Воспоминаниях и отрывках»). Гр. Толстая признает правоту страховского видения смысла и значения Толстого и передает статью Страхова Александру III. Ректор МДА архимандрит Антоний (Храповицкий) прислал Страхову без письма свою брошюру «Беседы о превосходстве православного понимания Евангелия сравнительно с учением Л. Толстого».

Август 1891 г.: знакомство с Ю.Н. Говорухой-Отроком.

Декабрь 1891 г.: хлопочет у И.А. Вышнеградского и С.Ю. Витте по делам помощи голодающим (по просьбе Л.Н. Толстого). Хлопоты напрасные, и Н.Н. Страхов очень разочарован в себе и своих высоких знакомых.

9 декабря 1892 г.: публикация статьи «Несколько слов памяти Фета» (в «Новом времени»).

Июнь–июль 1893 г.: лечение на водах в Эмсе (Германия). В Эмсе переводил Г. Рюккерта. На обратном пути в августе заезжал к Толстым в Ясную Поляну.

1893–1894 гг.: издание собрания сочинений Фета «Лирические стихотворения» в 2 томах, со своею статьей.

Январь 1894 г.: рецензия «О задачах истории философии» (на книги Харьковского преподавателя духовной семинарии Н.Н. Страхова «Очерк истории философии с древнейших времен до настоящего времени» и «Учение о Боге по началам разума»), опубликована в журнале «Вопросы философии и психологии», перепечатана в «Философских очерках».

Февраль-март 1894 г.: умерли сын Л.Н. Толстого Ванечка и И.А. Вышнеградский. Письма Страхова об окружении вестями об умирающих и опасно больных, о потерях и странностях смертного жребия.

1894 г.: избрание Почётным членом Славянского общества.

Январь 1895 г.: издание «Философских очерков».

4 июля – 9 августа 1995 г.: гостил у Толстых в Ясной Поляне, затем - последняя поездка к родным в Киев и Белгород, Крым (ко вдове Н.Я. Данилевского).

Декабрь 1895 г.: отослал Л.Н. Толстому третью книгу «Борьба с Западом в нашей литературе» (издана в 1896 г.).

24 января (5 февраля) 1896 г.: скончался в своей квартире в Петербурге. Со слов проф. В.Ф. Лазурского (статья «Л.Н. Толстой и Н.Н. Страхов. (Из личных воспоминаний)») последними словами Н.Н. Страхова были «Ну, я отдохнул, теперь поработаю».

Награды Н.Н. Страхова

Знак Императорского ордена Святой Анны II (второй) степени Знак Императорского ордена Святого Равноапостольного Князя Владимира III (третьей) степени Знак Императорского и Царского ордена Станислава I (первой) степени Звезда Императорского и Царского ордена Станислава I степени Медаль в честь окончания Крымской войны 1853-1856 гг.

Критик, публицист, философ, член-корреспондент Петербургской Академии наук (1889). Родился в семье священника. Учился в Костромской духовной семинарии (1840—1844), в Петербургском университете (1845—1848). В 1851 г. Страхов окончил естественно-математическое отделение Главного педагогического института, в 1857 г. защитил магистерскую диссертацию по зоологии.

Достоевский познакомился со Страховым сразу же после возвращения из ссылки, в самом конце 1859 г. или в самом начале 1860 г., в кружке при журнале «Светоч». С 1861 г. Страхов был ближайшим сотрудником журнала братьев Достоевских , а затем , полностью разделяя ту систему общественно-политических взглядов Достоевского, которую обычно называют «почвенничеством». Из философских работ Страхова, в которых он является последователем Г.В.Ф. Гегеля, наибольшую известность получили книги «Мир как целое» (2-е изд., 1892), «Философские очерки» (1895), «Об основных понятиях психологии и физиологии» (2-е изд., 1894). Из литературно-критических работ Страхова важнейшими являются: «Критические статьи о Тургеневе и Толстом» (2-е изд., 1895) и «Борьба с Западом в нашей литературе» (3-е изд., 1898), а также первая большая биография Достоевского в (1883).

Несмотря на всю идейную близость Достоевского и Страхова и их принадлежность к лагерю «почвенников», на их многолетние встречи (неприятие революционно-демократической критики, общность взглядов, совместное путешествие по Италии в 1862 г., Страхов — свидетель со стороны Достоевского на его свадьбе в 1867 г., их дружеская переписка в 1867—1871 гг., статья Страхова о «Преступлении и наказании» в «Отечественных записках» (1867, № 3, 4), сотрудничество Страхова в , редактируемом Достоевским, посещение Страховым Достоевского практически каждое воскресенье в последние пять лет его жизни), они все-таки никогда по-настоящему не были близки друг к другу. Это особенно ярко вскрылось в известном письме Страхова к Л.Н. Толстому от 28 ноября 1883 г. (см.: Переписка Л.Н. Толстого с Н.Н. Страховым. Т. 2. СПб., 1914. С. 307—310. Первоначально — в журнале «Современный мир». 1913. № 10), перед которым Страхов кается в том, что так односторонне обрисовал фигуру Достоевского в своих «Воспоминаниях» о нем и приписывает Достоевскому преступление, которое совершили Свидригайлов и Ставрогин. Хотя и в «Воспоминаниях» Страхова о Достоевском уже намечалась (правда, очень осторожно) «обличительная» тенденция (правда, ниточка тянулась еще раньше, от письма Страхова к брату от 25 июня 1864 г.: «С Достоевскими я чем дальше, тем больше расхожусь. Федор ужасно самолюбив и себялюбив, хотя и не замечает этого, а Михайло просто кулак, который хорошо понимает, в чем дело, и рад выезжать на других»), так полно развившаяся в письме к Л.Н. Толстому. Но и Достоевский далеко не идеализировал Страхова. Вот что он, например, говорил о нем в письме к своей жене А.Г. Достоевской от 12 февраля 1875 г.: «Нет, Аня, это скверный семинарист и больше ничего; он уже раз оставлял меня в жизни, именно с падением "Эпохи", и прибежал только после успеха "Преступления и наказания"», а в записных тетрадях Достоевского 1872—1875 гг. есть строки: «Если не затолстеет как Страхов, затолстел человек». В 83-м томе «Литературного наследства» впервые приводится запись Достоевского о Страхове, датируемая 1877 г.: «Н.Н. С<трахов>. Как критик очень похож на ту сваху у Пушкина в балладе «Жених», об которой говорится:

Она сидит за пирогом
И речь ведет обиняком.

Пироги жизни наш критик очень любил и теперь служит в двух видных в литературном отношении местах, а в статьях своих говорил обиняком, по поводу, кружил кругом, не касаясь сердцевины. Литературная карьера дала ему 4-х читателей, я думаю, не больше, и жажду славы. Он сидит на мягком, кушать любит индеек, и не своих, а за чужим столом. В старости и достигнув двух мест, эти литераторы, столь ничего не сделавшие, начинают вдруг мечтать о своей славе и потому становятся необычно обидчивыми и взыскательными. Это придает уже вполне дурацкий вид, и еще немного, они уже переделываются совсем в дураков — и так на всю жизнь. Главное в этом славолюбии играют роль не столько литератора, сочинителя трех-четырех скучненьких брошюрок и целого ряда обиняковых критик по поводу, напечатанных где-то и когда-то, но и два казенные места. Смешно, но истина. Чистейшая семинарская черта. Происхождение никуда не спрячешь. Никакого гражданского чувства и долга, никакого негодования к какой-нибудь гадости, а напротив, он и сам делает гадости; несмотря на свой строго нравственный вид, втайне сладострастен и за какую-нибудь жирную, грубосладострастную пакость готов продать всех и всё, и гражданский долг, которого не ощущает, и работу, до которой ему все равно, и идеал, которого у него не бывает, и не потому, что он не верит в идеал, а из-за грубой коры жира, из-за которой не может ничего чувствовать. Я еще больше потом поговорю об этих литературных типах наших, их надо обличать и обнаруживать неустанно».

Комментируя эту антистраховскую запись Достоевского, Л.М. Розенблюм справедливо предполагает, что Страхов видел эту запись, когда А.Г. Достоевская предоставила ему и профессору возможность ознакомиться с архивом Достоевского для подготовки первого тома посмертного Собрания сочинений писателя и когда было решено издать также большую часть последней тетради Достоевского. Совершенно очевидно, замечает Л.М. Розенблюм, что А.Г. Достоевская не заметила этой антистраховской записи, иначе она бы упомянула о ней в заявлении по поводу письма Страхова к Л.Н. Толстому. «Страхов, конечно, понимал, — пишет Л.М. Розенблюм, — что со временем не только последняя тетрадь Достоевского, но и все остальные будут опубликованы. Знал он также, что когда-нибудь будет издана и переписка Льва Толстого. Быть может, и эту мысль отчасти имел он в виду, направляя письмо Толстому, своеобразный "ответ" Достоевскому».

Об истоках гнусной клеветы Страхова рассказывает внучка знакомой Достоевского З.А. Трубецкая: «Когда Достоевский бывал в великосветских салонах, в том числе у Анны Павловны Философовой, он всегда, если происходила какая-нибудь великосветская беседа, уединялся, садился где-нибудь в углу и погружался в свои мысли. Он как будто засыпал, хотя на самом деле слышал все, о чем говорили в салоне. Поэтому те, кто первый раз видел Достоевского на великосветских приемах, были очень удивлены, когда он, как будто спавший до этого, вдруг вскакивал и, страшно волнуясь, вмешивался в происходивший разговор или беседу и мог при этом прочесть целую лекцию. Мой дядя Владимир Владимирович рассказывал нам следующий эпизод, очевидцем которого он был сам.

На этот раз гостей у Анны Павловны было немного, и после обеда все гости, среди которых был и Достоевский, перешли в маленькую гостиную пить кофе. Горел камин, и свечи люстр освещали красивые отливы платьев и камней. Началась беседа. Достоевский как всегда забрался в угол. Я, рассказывал дядя, по молодости лет, подумывал, как бы удрать незаметно... Как вдруг кто-то из гостей поставил вопрос: какой, по вашему мнению, самый большой грех на земле? Одни сказали — отцеубийство, другие — убийство из-за корысти, третьи — измена любимого человека... Тогда Анна Павловна обратилась к Достоевскому, который молча, хмурый, сидел в углу. Услышав обращенный к нему вопрос, Достоевский помолчал, как будто сомневаясь, стоит ли ему говорить. Вдруг его лицо преобразилось, глаза засверкали, как угли, на которые попал ветер мехов, и он заговорил. Я, рассказывает дядя, остался как прикованный, стоя у двери в кабинет отца и не шелохнулся в течение всего рассказа Достоевского.

Достоевский говорил быстро, волнуясь и сбиваясь... Самый ужасный, самый страшный грех — изнасиловать ребенка. Отнять жизнь — это ужасно, говорил Достоевский, но отнять веру в красоту любви — еще более страшное преступление. И Достоевский рассказал эпизод из своего детства. Когда я в детстве жил в Москве в больнице для бедных, рассказывал Достоевский, где мой отец был врачом, я играл с девочкой (дочкой кучера или повара). Это был хрупкий, грациозный ребенок лет девяти. Когда она видела цветок, пробивающийся между камней, то всегда говорила: "Посмотри, какой красивый, какой добрый цветочек!" И вот какой-то мерзавец, в пьяном виде, изнасиловал эту девочку, и она умерла, истекая кровью. Помню, рассказывал Достоевский, меня послали за отцом в другой флигель больницы, прибежал отец, но было ужо поздно. Всю жизнь это воспоминание меня преследует, как самое ужасное преступление, как самый страшный грех, для которого прощения нет и быть не может, и этим самым страшным преступлением я казнил Ставрогина в "Бесах"...

Этот рассказ я неоднократно слышала от своего дяди и помню, как он был страшно возмущен, когда прочел печально известное письмо Страхова к Л. Толстому, в котором Страхов приписал преступление Ставрогина самому Достоевскому. Дядя снова вспомнил рассказ Достоевского в салоне Анны Павловны и сказал, что это чудовищная клевета, что этого не могло быть даже и в мыслях Достоевского, ибо мысль еще грешнее действия!».

Но не одни только близкие пользовались добротою Федора Михайловича: существуют многочисленные свидетельства, печатные и устные, что никто из обращавшихся к нему незнакомых ему людей не уходил от него без дружеского совета, указания, помощи в той или другой форме. Мог ли поступать подобным образом человек, "нежно любивший одного себя", как о нем пишет Н.Н. Страхов?

Федор Михайлович, по словам Н.Н. Страхова, был "завистлив". Но лица, интересующиеся русскою литературой, помнят и знаменитую его "Пушкинскую речь", и восторженные и защитительные статьи, и отзывы его в "Дневнике писателя" о Некрасове, гр. Л. Толстом, Викторе Гюго, Бальзаке, Диккенсе, Жорж Занде, которым он, очевидно, не «завидовал». Подозревать Федора Михайловича в зависти к чинам, карьере или богатству других людей было бы странно, когда он сам, во всю свою жизнь, ничего для себя не искал и добровольно раздавал нуждающимся все, что имел.

Но еще поразительнее для нас в письме Н.Н. Страхова — это обвинение Федора Михайловича в "разврате". Лица, близко знавшие его в молодости в Петербурге и в Сибири ( , и др.), в своих воспоминаниях о Федоре Михайловиче ни единым намеком не обмолвились о развращенности его в те отдаленные времена. Мы же, знавшие Федора Мих<айловича> в последние два десятилетия его жизни, можем засвидетельствовать, что знали его как человека, больного тяжкою болезнию (эпилепсией) и вследствие ее иногда раздражительного и неприветливого, всегда поглощенного в свои литературные труды и часто удрученного житейскими невзгодами, но всегда доброго, серьезного и сдержанного в выражении своих мнений. Многие из нас знают Федора Михайловича и как прекрасного семьянина, нежно любившего свою жену и детей, о чем свидетельствуют и его напечатанные письма.
Все сказанное Н.Н. Страховым в вышеупомянутом письме до того противоречит тому представлению, которое мы вынесли о нравственном облике Ф.М. Достоевского, из более или менее близкого с ним знакомства, что мы считаем нравственным долгом своим протестовать против этих ни на чем не основанных и голословных обвинений Н.Н. Страхова». (Белов С.В. Переписка А.Г. Достоевской с современниками // Байкал. 1976. № 5. С. 144)

Этот протест не был напечатан отдельно, а был положен А.Г. Достоевской в основу специальной главы ее «Ответ Страхову» (С. 416—426). Историю этой клеветы Страхова подробно исследовал и убедительно опроверг В.Н. Захаров в своей книге «Проблемы изучения Достоевского» (Петрозаводск, 1978), хотя и опровергать-то ничего не надо было, ибо «гений и злодейство — две вещи несовместные» (см.: Белов С.В. «Гений и злодейство — две вещи несовместимые» // С. 5—20).

Известны 24 письма Страхова к Достоевскому и 25 писем Достоевского к Страхову.