Скульптуры Сальвадора Дали: фото и описание скульптур.

Несомненно имя Сальвадора Дали известно по всему миру. И в этом прежде всего заслуга его самого: Дали был художником, скульптором, писателем, режиссером. Он имел свой своеобразный взгляд на мир и был ярким представителем сюрреализма.

Сюрреализм - направление в искусстве, родиной является Франция, отличительная черта которого сочетание парадоксальных форм и иллюзий. Еще имеет такое понятие: совмещение сна и реальности. Это направление имеет множество последователей, в числе которых и был Сальвадор Дали.

На его творчество большой отпечаток наложила его муза, а по совместительству жена Гала. Именно ее часто изображал художник на своих полотнах. Также многим запомнились скульптуры великого испанца.

Среди них как раз и находится телефонная трубка с расположенным на ней омаром. Сам омар выполнен из гипса, а телефон настоящий. Дали в этой скульптуре хотел показать протест всему миру против развития техники. Он считал, что технологические коммуникации отдаляют людей друг от друга.


Сама экспозиция впервые была представлена в 1936 году на Лондонской выставке сюрреалистического искусства. Всего скульптура была выполнена в пяти вариантах и ее сейчас можно посмотреть в различных музеях мира: в Австралии, в Ливерпуле и так далее.

«Телефон-омар» — сюрреалистическая скульптура, которую создал известный испанский живописец Сальвадор Дали (1904-1989) во второй половине 30-ых годов двадцатого века. Необыкновенная скульптура была создана совместно с другим живописцем-сюрреалистом Эдуардом Джеймсом.

Входит в цикл работ живописца называющиеся «война и Паранойя».

На данный момент скульптура находится в Галерее Тейт, Ливерпуль. Представляет собой совмещённые разноплановые вещи, каковые связаны неспециализированной идеей. В нижней части простой телефон тёмного цвета.

В верхней части — муляж омара, что создан из гипса. Суть для того чтобы совмещения, что думается сначала совсем бердовым, содержится в том, что Сальвадор Дали таковой акцией решил выразить собственный протест общему поклонению технике. Скульптура имеет приблизительно таковой подтекст:

Люди отделились от природы и сейчас отделяются друг от друга. С приходом телефонов людям кроме того не требуется видеться между собой, дабы пообщаться.

Сейчас живое общение заменяют провода и аудиокоммуникации. Не обращая внимания на то, что с приходом телефонов люди смогут общаться кроме того на громадных расстояниях, как раз телефоны и отдаляют людей друг от друга.

Совмещение омара и телефона тут может принимать самые значения и разные формы. Всё зависит от размышлений самого зрителя. Это возможно и намёк на необходимость быть ближе к природе.

Кроме этого Сальвадор Дали выразил в этом некую одноплановость двух вещей: телефон, как продукт индустриализации человека, и омар, как популярный продукт потребления. Помимо этого, омар есть афродизиаком и в данной скульптуре есть знаком сексуального жажды.

О том, что под омаром кроется некоторый сексуальный подтекст может сказать иллюстрация Сальвадора Дали, которая была создана годом ранее и именовалась «Телефон-афродизиак» (Aphrodisiac Telephone), где кроме этого вместо ручки телефона был омар.

Сам Сальвадор Дали сказал: «Не осознаю, из-за чего, в то время, когда я заказываю в ресторане жареного лангуста, мне ни при каких обстоятельствах не подают отварной телефон; и вдобавок не осознаю, из-за чего шампанское постоянно пьют охлажденным, а вот кое-какие телефонные трубки, каковые в большинстве случаев бывают такими отвратительно теплыми и не очень приятно липкими в прикосновении, ни при каких обстоятельствах не подают в тех же серебряных ведерках и не обкладывают колотым льдом».

В первый раз произведение было представлено на первой Английской выставке сюрреалистического мастерства во второй половине 30-ых годов двадцатого века. Дали, что воображал свои работы, выступил с лекцией в костюме володаза.

Всего существует пять экземпляров скульптуры «Телефон-омар». Первый выставлен в Галерее Тейт в Ливерпуле, второй - на выставке «Вселенная Дали» в Лондоне, третий — в Музее электросвязи во Франкфурте, четвёртый — в Национальной галерее Австралии, а пятый экземпляр в собственности фонду Эдуарда Джеймса.

Навскидку можно припомнить сразу несколько громких дел за последнее время, связанных с хулиганством. Дрифтера с площади Победы осудили за хулиганство и надругательство над историко-культурной ценностью, дали три года колонии. Посчитали хулиганством и веревку, городового в Минске, за это оштрафовали. За что наказывали хулиганов в советские годы? В архивах БГАКФФД нашлось несколько видео: там хулиганы портят скульптуры, свинчивают телефонные трубки в автоматах и «сидят» 15 суток за пьяное хулиганство.

Срезанные хулиганами телефонные трубки, 1965 год, Минск. Здесь и далее — скриншоты с видео БГАКФФД.

Про школьников и срезанные трубки в телефонных автоматах

Первое видео — 1965 год. Киножурнал «Пионер Беларуси» рассказывает про подростков-хулиганов, которые срезали трубки в телефонных автоматах Минска. Школьники признаются, что телефонные трубки разбирали на детали, которые делили между собой.

«Вось, палюбуйцеся, канструктары! А ці падумалі вы аб людзях, якім тэрмінова мог спатрэбіцца тэлефон? Гэта не свавольства, а злачынства!» — возмущен голос за кадром. Резонно.



Открыть/скачать видео (5.84 МБ)

Киножурнал «Піянер Беларусі», № 3, 1965 г., режиссер-оператор В. Шаталов; Минская студия научно-популярных и хроникально-документальных фильмов.

Видеоматериалы подготовила ведущий архивист отдела использования документов и информации БГАКФФД Елена Полещук .

Про взрослых хулиганов, выпивку и 15 суток

Видео за 1966 год — тут уже речь про взрослых, которые хулиганят и не знают меры в выпивке. Как раз в этом году в СССР приняли указ «Об усилении ответственности за хулиганство». На хулиганов массово рисуют карикатуры, советская общественность отказывается с ними мириться. А с нетрезвых хулиганов — больший спрос.

«15 суток придется отработать: суд, быстрый и справедливый, сразу протрезвляет хулиганов», — говорят авторы видео.

В последних кадрах зрителям показывают, как хулиганы трудятся под присмотром милиции.

Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.


Открыть/скачать видео (5.89 МБ)

Киножурнал «Савецкая Беларусь», № 19, 1966 г., реж. В. Цеслюк, опер. Ю. Иванцов, Г. Лейбман, В. Пужевич, Е. Соколов, С. Фрид, В. Цеслюк; Минская студия научно-популярных и хроникально-документальных фильмов.

Про хулиганов, которые разбили знаменитую минскую скульптуру

Третье видео — 1981 год. В кадре — суд над хулиганами, которые повредили известную минскую скульптуру. Бронзовый «Мальчик с лебедем», что в Александровском сквере. Скульптура эта появилась в Минске еще в 1874 году в связи с открытием водопровода в городе.

Наша скульптура — одна из копий работы немецкого скульптора Теодора Эрдманна Калиде. Повредили изваяние еще в войну — восстанавливал ее Заир Азгур. А теперь вот еще и хулиганы!

Кинофильм про случившееся с фонтаном — грустный и лиричный. Краеведам будет любопытно увидеть знаменитый фонтан без скульптуры и минчан, которые прогуливаются рядом с ним.

Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.


Открыть/скачать видео (35.56 МБ)

Кинофильм «Мы гуляли у фонтана», 1981 г., реж. А. Карпов, опер. Ю. Плющев; киностудия «Беларусьфильм».

Тогда, в 1981 году, изваяние отреставрировал и вернул историческую ценность городу скульптор Владимир Маслыко. Весной прошлого года, кстати, на фонтане снова появились фигуры лягушек — такие были там до революции. На кинокадрах 1981 года лягушек на бортике фонтана нет.

Как были наказаны те хулиганы, не знаем, но обвинение предложило «рассматривать действия подсудимых не только с точки зрения нанесенного материального ущерба».

Рассказывая о Каталонии, хочется открыть ее для вас по-новому, и описать в первую очередь достопримечательности, которым на различных сайтах и в блогах уделено меньше всего внимания. Однако не поделится своими впечатлениями от посещения некоторых из широко известных мест я все же не могу.

Говоря о Каталонии в ассоциативном ряду в первую очередь всплывают имена известных художников, а из художников в первую очередь конечно эксцентричный Сальвадор Дали. Нам посчастливилось побывать в Доме-музее Сальвадора Дали в Порт-Льигате, который полностью соответствует своему хозяину, но обо всем по порядку.


Порт-Льигат - это небольшая рыбацкая деревушка, расположенная недалеко от старинного испанского городка Кадакес. Дом Дали не узнать не возможно, его крыша украшена яйцами, а белые стены, как будто сияют на солнце. Перед домом на волнах Средиземного моря плещутся маленькие рыбацкие лодки. Вид очень умиротворяющий. Здесь великий художник жил с 1930 по 1982.


Дом состоит из нескольких рыбацких хижин, которые Дали выкупал постепенно и соединял с уже имеющимися помещениями. Все начиналось с полуразрушенной рыбацкой хижины, которая не была приспособлена для проживания. Именно эта хижина сегодня является первой комнатой, в которую вы попадаете входя в дом, еще ее называют медвежьей прихожей. Название очень говорящее, так как у входя в тесную комнатушку вас встречает чучело белого медведя. Который стоит на задних лапах с лампой, освещающей помещение, в одной лапе и несколькими нитями украшений из металла и камня на груди. За медведем красуется чучело совы и бабочки в рамке. Это не единственные чучела, которое вы встретите в этом доме. В этом же комнате стоит знаменитый диванчик в форме губ, обтянутый белой тканью с нарисованными на ней тропическими растениями.


Рядом очень скромная по размерам столовая, где расположены стулья с плетеными камышовыми сиденьями, старинная скамья с резной фигурной спинкой, стол на котором расположились два массивных кованых подсвечника, выдолбленный прямо в скале камин.

Из столовой, поднявшись несколькими ступенями выше, попадаешь в библиотеку, с большим количеством книжных полок, полностью заполненных книгами. Конечно сейчас на полках не стоит библиотека Дали, это всего лишь муляжи. Дело в том, что все книги из этой библиотеки находятся в Фигерасе, в центре изучения творчества Дали, основанном при фонде «Гала-Сальвадор Дали».

На самом верху книжных полок стоят три чучела белых лебедей с расправленными крыльями. Это создает впечатление, что, казалось бы, миролюбивые птицы, готовятся к нападению.

В ходе дальнейшего осмотра дома вам предстоит еще увидеть множество самых разных помещений, украшенных в неповторимом стиле Дали. Но одной из самых важных комнат в доме является мастерская художника. Это самая просторная и хорошо освещенная комната. В этом доме есть также отдельная комната Галы, так называемый овальный зал, где она читала и принимала посетителей. Чтобы попасть в это помещение сначала необходимо пройти через гардеробную со шкафами, на дверцах которых собраны коллажи из фотографий на которых пара появляется в компании разных звезд.


Однако, на осмотре всего дома экскурсия не заканчивается, вас ждут внутренний двор, оливковая роща, голубятня, знаменитый «Мусорный Христос» гигантских размеров, которого Дали создал из всевозможного сора и обломков, вынесенных волнами на берег бухты в Кадакесе.

А мы отправляемся дальше в еще одно место, связанное с Сальвадором Дали - мыс Кап де Креус. Это самая восточная точка материковой Испании, пиренейские горы, разделяющие Испанию и Францию, спускаются со своих заоблачных высот и уходят в Средиземное море скалистыми отростками, образуя неземные пейзажи. Эти места часто сравнивают с космическими. Постоянно дующие здесь пронзительные морские ветры делают растительность мыса крайне скудной (в основном это колючие кусты), а вулканические скалы превращают во что-то наподобие каменной губки. Именно это создает впечатление абсолютно инопланетного пейзажа. Инопланетный характер ландшафта во многом определен транмонтаной — суровым северным ветром, чьи разрушительные порывы подчас достигают 150 км в час.

Вдоль многокилометрового побережья проложены специальные пешеходные дорожки, которые петляют между выступами скал и заливами с прозрачной водой. Сам по себе маршрут достаточно сложный, порывы ветра делают его еще сложнее, потому для прогулки по этой местности нужна удобная обувь и неплохая физическая подготовка.


Мыс привлекателен не только для любителей необычных пейзажей и пеших прогулок, но и для тех, кому интересно творчество Дали. Именно эти пейзажи вдохновляли художника, Дали часто изображал на своих полотнах Кап де Креус. Например, на картине «Великий мастурбатор» можно рассмотреть силуэт скалы на мысе. Это не единственная картина, на которой Дали изобразил очертания скал Кап де Креус и чтобы вы могли их наблюдать, на дорожках расположены специальные указатели, которые подскажут куда смотреть и какое полотно художника вы должны увидеть. Но учтите, что транмонтана постоянно вносит свои коррективы в пейзаж мыса.


В самом начале материала я упоминала, что рассказывая о Каталонии, хочется открыть ее для вас по-новому, и описать в первую очередь достопримечательности, которым на различных сайтах и в блогах уделено меньше всего внимания. Ознакомится с такими местами вы сможете в июньском номере журнала Forbes Kazakhstan.