Разум и чувства две силы. Сочинение ЕГЭ

Разум рассматривается в качестве способности к расчету и трезвости мышления, а так же, как проявление рассудка, и холодного сердца? Что означает такое понятие, как чувство? Это проявление эмоций, высокого душевного порыва, минутной страсти и увлечения. Критик Белинский утверждал, что это две силы “разум и чувства…”, которые испытывают потребность друг в друге. Наверное, многие с ним согласятся. Разум и чувство зависят друг от друга, поэтому так сильно они переплетены между собой, и отсутствует любая возможность эту тонкую нить, возникшую

между ними, разорвать.

В жизни человека случаются ситуации, когда чувство берет верх над проявлениями разума. Даже народная мудрость гласит, “коли что полюбится…”, то способность к здравому мышлению пропадает. Однозначно дать оценку этому невозможно, так как подобное чревато иногда счастливым завершением, а иногда печальным. Всегда ли хорошим является факт преобладания разума над чувствами? Данные вопрос тоже остается без утвердительного ответа. Можно свои чувства не выставлять напоказ, оставаясь при этом несчастным, и делая несчастным объект собственных любовных воздыханий. Во имя чего такие жертвы,

и существует ли в этом какой-либо смысл?

Пушкин в своем произведении “Евгений Онегин” описал столкновение чувства и разума несколько раз. Впервые, когда “ум отступился” от, поддавшейся глубокому чувству, Татьяны, и она решилась признаться в любви Евгению. Тогда подобный поступок считался непозволительным для девушки. Но попытка стать счастливой была напрасной. Евгений рассматривал ее в качестве ребенка, поэтому, посчитал, что любовь девушки быстро растает. Он не мог себе даже представить, что окажется спустя годы на ее месте. Татьяна станет достаточно взрослой женщиной, научившейся управлять собственными переживаниями, благодаря здравому смыслу. Несмотря на то, что любовь ее к Евгению не потухла, ей хватает сил прислушаться к голосу своего разума, и сохранить верность человеку, любившему ее. Разум и чувства сплетены между собой, поэтому невозможно правильно жить, и руководствоваться чем-то одним.


Другие работы по этой теме:

  1. Чувства или разум? Вопрос старый как мир. Противостояние без конца и начала. Хотя если пойти дальше, то окажется, что чувства были намного раньше. Древний человек...
  2. Разум и чувства две огромные силы, которые воздействуют на человека и на принятии решения. Любой личности для спокойного душевного состояния, для внутренней гармонии и умиротворения...
  3. В данной цитате разум и чувства выступают в роли антагонистов. Но в то же время в них есть нечто, объединяющее их. Они дополняют друг друга....
  4. Каждый человек хоть раз в жизни задумывался над тем, что сильнее: разум или чувство? Белинский говорил: “Разум и чувство_ две силы, равно нуждающиеся друг в...
  5. Некоторыми людьми движут чувства и эмоции, они не руководствуются разумом в определенных ситуациях. Думаю, это неправильно, ведь неконтролируемые чувства нередко приводят к печальным последствиям. Но...
  6. Человек, как существо разумное, обладает своим духовным миром, который объединяет разум и чувства. Обеим этим силам свойственно иметь непосредственное влияние на поступки людей, и при...
  7. Сколько лет стоит мир, столько и спорят разум и чувство. Что важнее. Этот вопрос во все времена занимал людей. Что для себя сделать приоритетным: разум...

Пример итогового сочинения по направлению «Разум и чувства».

К чему важнее прислушиваться в любой жизненной ситуации: к голосу разума или советам сердца? Наверное, невозможно на этот вопрос дать однозначный ответ. Франсуа де Ларошфуко, французский писатель XVII века, считал, что «ум всегда в дураках у сердца». На это русская пословица могла бы ему возразить: «И сила уму уступает».

Представим человека, поведением которого руководят исключительно законы разума. Он всегда способен трезво оценить ситуацию, размышляет, как необходимо поступить, чтобы не оказаться в опасности. Но жизнь, подчиненная только указаниям рассудка, часто может стать безрадостной и даже бессмысленной.

В подтверждение этому можно вспомнить Печорина из . С одной стороны, не знающий страха, он совершает отчаянные до безрассудства поступки. Но под руководством своего «холодного» ума превращается в эгоиста, не способного по-настоящему любить, дружить и сочувствовать. Печорин становится виновником гибели Бэлы, обманывает искреннее чувство молоденькой княжны Мери, равнодушием отвечает на дружескую привязанность Максима Максимыча. «Рассудочный» эгоизм лишает героя Лермонтова права быть счастливым. Он чувствует себя ненужным, не видит смысла в жизни.

«Современник» Печорина – Евгений Онегин, герой одноименного романа А.С. Пушкина, тоже предпочитает поступать по советам ума, а не сердца. Не желая обременять себя узами брака, он не отвечает взаимностью на любовь прекрасной девушки – Татьяны Лариной. Боясь сплетен, отправляется на бессмысленную дуэль с молодым романтиком Владимиром Ленским. «Как я ошибся! Как наказан!» — с раскаянием восклицает Онегин, когда уже нельзя вернуть отвергнутую когда-то любовь, стать счастливым.

Тщательно взвешивая все «за» и «против», находясь в постоянном подчинении «должен» и «правильно», человек лишает себя возможности в полной мере радоваться жизни, становится неспособным чувствовать сердцем чужую боль и страдания. Известный персидский поэт и философ Омар Хайям утверждал:

Тот, кто с юности верует в собственный ум,

Стал, в погоне за истиной, сух и угрюм.

Думаю, что в поведении человека разумные соображения не должны брать верх над чувствами. Важно в равной степени прислушиваться к зову души и наставлениям ума. Это, конечно, нелегко: разум часто противоречит чувствам и, наоборот, охваченный собственными страстями человек способен действовать необдуманно.

В порыве чувств люди могут поступать благородно и самоотверженно, бесчестно и низменно. Мы восхищаемся героями, которые, не рассуждая, рискуют жизнью, чтобы оказать помощь другим. Не уважаем малодушных, способных в трудный момент предать дружбу, Родину.

Не всем суждено быть мудрецами, но учиться делать правильный выбор между «должен» и «хочу» может каждый.

Примеры итоговых сочинений — 2017 :

Человек - существо разумное. Это аксиома, непре­ложная истина. Даже в толковом словаре русского язы­ка С.И. Ожегова сказано, что разум - это «высшая сту­пень познавательной деятельности» именно человека, хотя и животные бывают разумными. В этом же словаре разум как «способность логически и творчески мыс­лить» противопоставлен чувству, трактуемому как «со­стояние, в котором человек способен осознавать, пере­живать, понимать что-нибудь на основе ощущений и впечатлений». И хотя эти понятия - антиподы, чело­век никогда не будет полноценным, если будет прида­вать особое значение чему-то одному в ущерб другому. Это понимал, например, наш великий поэт А.С. Пуш­кин. В своей «Элегии» он говорит:

Но не хочу, о други, умирать;

Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать...

Как видим, «мыслить и страдать» - две силы, «рав­но нуждающиеся друг в друге», которые составляют ос­нову жизни гармоничной личности.

В романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» мы можем найти подтверждение мысли русского критика В.Г. Белинского. Самый яркий и запоминающийся об­раз романа - Евгений Базаров, в силу своих убеждений ставит во главу угла разум, а не чувства, так как ниги­лизм опирался на скептицизм - полное отрицание все­го, что имело отношение к буржуазно-дворянским тра­дициям и обычаям, а также к миру чувственности. Именно поэтому Базаров считает, что «любовь - бели­берда, непростительная дурь», а между молодыми людьми существует не что иное, как только физиологи- 8 ческое влечение. Он отрицает музыку, поэзию, красоту природы, потому что занятия не наукой считает беспо­лезным времяпрепровождением. По его мнению, «Рафа­эль гроша медного не стоит, а русские художники и того меньше». Базаров презрительно отзывается о Павле Петровиче, который бросил свою жизнь к ногам люби­мой женщины. Насмешек удостоился и его брат, отец Аркадия, читавший Пушкина и игравший на виолонче­ли. «Порядочный химик раз в двадцать полезней высо­кого поэта», - говорит Базаров, твердо веривший, что «природа не храм, а мастерская, и человек в ней работ­ник». Однако человек не может жить только разумом, чувства его все равно рано или поздно настигнут, что и произошло с Базаровым.

Познакомившись на балу с Анной Сергеевной Один­цовой, Базаров нашел ее не только умной, но и привле­кательной. Привычно он много говорил о науке, рассу­ждал о медицине, ботанике, и Одинцова поддерживала разговор, так как разбиралась в науках. И Базаров стал меняться: он влюбился, несмотря на то что считал это чувство романтической чепухой. В сцене объяснения с Одинцовой мы видим совсем другого Базарова, не того, который спорил с Кирсановым, а страдающего челове­ка, который любил, но не мог открыть своего чувства. И такой Базаров нам более симпатичен, чем Базаров- нигилист. Поэтому и разрыв Евгения с Одинцовой вы­зывает у нас чувства сопереживания, жалости, а сцена у постели умирающего Базарова, когда его навещает Одинцова, вызывает у нас слезы.

Наверное, закономерно, что смерть Базарова - это удар, прежде всего, по его нигилистическому убежде­нию. Все можно отрицать, но перед смертью все равны. И это надо понимать разумом. Именно в сцене послед­ней встречи с Одинцовой Базаров говорит и о своем ра­зуме («Нужен я России, нет, видно не нужен»), а еще больше о своем чувстве к ней. Перед лицом смерти в ми­ровоззрении этого героя разум и чувства становятся той силой, которая не противостоит, а дополняет друг дру­га.

В этом романе не только Базаров отдавал предпочте­ние какой-то одной стороне человеческой натуры. На­пример, Николай Петрович, наоборот, жил больше чув­ствами, чем разумом. Оттого и деревня пришла в запустение, оттого и прятал он от Аркадия Фенечку. А ведь казалось, пора была принять ее не только сердцем, но и разумом, ведь рос незаконнорожденный сын. Мне кажется, только благодаря Базарову Николай Петро­вич, наконец-то забыл о дворянских предрассудках и женился на бедной женщине. Две силы - разум и чув­ства - сделали этого героя в глазах читателя более сим­патичным персонажем, чем он был в начале романа.

Герой комедии А.С. Грибоедова Александр Андрее­вич Чацкий в какой-то момент восклицает: «Ум с серд­цем не в ладу». От этого происходит непонимание оче­видного, разочарование, душевная травма. А как добиться того, чтобы ум и сердце находились в гармо­нии, ведь они, по мысли Белинского, одинаково нужда­ются друг в друге? Как научиться жить так, чтобы ра­зум не лишал человека чувств, эмоций? При этом чувства не должны подчинять себе разум, не должны лишать людей способности думать, рассуждать, анали­зировать. Конечно, быть в гармонии со своим разумом и чувствами удается не всем.

Чаще всего мы видим, что чувства захлестывают че­ловека, что приводит зачастую к трагедии. Например, герой романа И.С. Тургенева Евгений Базаров, ниги­лист, отрицающий все на свете, сильная личность, спо­собная вести за собой других, не может справиться со своими чувствами, когда он безответно полюбил. Он от­рицал романтизм, любовь, поэзию и вдруг, полюбив, почувствовал романтика в самом себе. Попытка изба­виться от чувства, мешающего ему жить и работать, приводит к его безвременной гибели.

Без сомнения, причины трагедии Базарова не только в безответной любви, роман более глубок и философи­чен, свести его исключительно к любовной истории нельзя. Но именно в тот момент, когда героя захватило чувство, он разуверился и в своих идеях, ведь перед смертью он говорит: «Я нужен России. Нет, видно, не нужен».

Мысль Тургенева о том, что человек не должен по­давлять свои эмоции, чувства, что нельзя жить только идеями и полным равнодушием к миру человеческих переживаний, созвучна мыслям другого великого писа­теля, а именно Л.Н. Толстого.

В романе «Война и мир» Андрей Болконский, почти идеальный герой, живет больше своим разумом, чем чувствами. Его роднит с Базаровым сила характера, во­ля, глубокий ум, умение подавлять эмоции. Его бес­страшием на полях сражений можно только восхищать­ся. Когда он во время Шенграбенского сражения приезжает на батарею капитана Тушина, чтобы отдать ему приказ об отступлении, он испытывает чувство страха, ведь кругом рвутся неприятельские снаряды. Но Болконский говорит себе: «Я не могу бояться», он оста­ется на батарее, помогает убрать орудия, чем вызывает уважение всех солдат. Но у князя Андрея есть свои не­достатки, его обуревает гордыня, он не умеет прощать, он не способен понять чувства другого человека. У него разум преобладает над чувствами, и за это он наказан. Полюбив Наташу Ростову, князь Андрей по требованию отца откладывает свадьбу на год, не понимая, что это значит для Наташи. Она не может перестать жить, она слишком жизнерадостна, полна эмоций, переживаний, от этого и происходит ее увлечение подлецом Анатолем Курагиным. Князь Андрей не может простить ее, не может понять, что это событие произошло и по его вине тоже. Понимает ли он, какая это трагедия для Наташи, ведь она чуть не умерла? Способность понять и простить приходит к князю Андрею лишь после ранения, в ре­зультате которого он погибает.

Таким образом, русские писатели так же, как и Бе­линский, считают, что разум и чувства не противопос­тавлены друг другу, а должны быть в равновесии, гар­монии, потому что именно они составляют основу единого целого - человеческой личности.

  • < Назад
  • Вперёд >
  • Сочинения ЕГЭ на тему: Разум и чувства

    • «Голова должна воспитывать сердце» (Ф. Шиллер). Сочинения ЕГЭ: Разум и чувства (292)

      Разум и чувства - два способа освоения человеком мира, взаимосвязанные и взаимодействующие друг с другом на протяжении всей истории человечества. Сложность и изменчивость...

    • «Если допустить, что жизнь человеческая может управляться разумом, то уничтожится сама возможность жизни». (Л. Толстой). Сочинения ЕГЭ: Разум и чувства (568)

      На протяжении всей жизни человека разум и чувство играют важную роль. Разум дан для того, чтобы человек 16 мог анализировать свои поступки, контролировать свои действия,...

    • «Может ли разум остановить чувства влюбленного?» (А.И. Куприн). Сочинения ЕГЭ: Разум и чувства (371)

      Любовь - одно из самых светлых человеческих чувств и одновременно столь сильная стихия, что может она человека и до небес вознести, и жизни лишить. Ка­кой же она должна быть:...

    • «Прислушайтесь к своим чувствам, не заглушайте их холодным разумом» (А.П. Чехов). Сочинения ЕГЭ: Разум и чувства (292)

      Можно ли разрушить чужую жизнь ради своих ис­кренних чувств? Имеет ли влюбленный человек на это право, зная, что причинит невыносимые страдания близким людям, разрушит чужую семью,...

    • «Разум и чувства - две силы, равно нуждающиеся друг в друге» (В.Г. Белинский). Сочинение ЕГЭ (334)

      Человек - существо разумное. Это аксиома, непре­ложная истина. Даже в толковом словаре русского язы­ка С.И. Ожегова сказано, что разум - это «высшая сту­пень познавательной...

    • «Разум и чувства - две силы, равно нуждающиеся друг в друге». Сочинение ЕГЭ (339)

      Герой комедии А.С. Грибоедова Александр Андрее­вич Чацкий в какой-то момент восклицает: «Ум с серд­цем не в ладу». От этого происходит непонимание оче­видного, разочарование, душевная травма. А как...

    • Нравственный конфликт личности как результат разобщенности разума и чувства. Сочинение ЕГЭ (343)

      Каждый из живущих на земле рано или поздно, час­то или крайне редко вступает в конфликт с окружаю­щим миром и людьми. Выходит победителем только тот, кто готов на разумный...

Каждый человек задумывается о таких понятиях, как чувства и разум. Что же должно быть важнее? С одной стороны, идя на поводу своих чувств, люди часто совершают много необдуманных поступков. С другой стороны, возвышая значение ума и доводя его до рассудочности, люди тоже могут сделать свою жизнь несчастной.

Если обратиться к драме А.Н. Островского «Гроза », то можно увидеть личные переживания главной героини - Катерины . Автор повествует о девушке, которую выдали замуж не по любви, а за того, кто побогаче. Тихон, муж Катерины, - безвольный, ни на что не способный, кроме пьянства, человек. Марфа Кабанова, мать Тихона, ела своих близких поедом, точила как «ржа железо». Как жить в таких невыносимых условиях? Как заставить себя полюбить нелюбимого, если испытываешь к нему только жалость? Как перебороть свою свободолюбивую натуру?

Такими вопросами задается Катерина, пытаясь заглушить чувство любви к Борису и прислушиваясь к слабым доводом рассудка, который постоянно напоминает о том, что она замужняя женщина. А.Н. Островский показывает читателям, что героиня вовсе не легкомысленная барышня, а мятущаяся, искренне любящая натура. Девушка осознавала, что нарушает кодекс «Домостроя», по которому жила семья Кабановых, и свой моральный кодекс тоже. Вот только чувства оказались настолько сильны, что она поддалась им и изменила Тихону. Но душа Катерины не выдержала! Героиня покаялась перед мужем и, не выдержав угрызений совести, бросилась с обрыва в реку.

Писатель хочет донести до нас мысль, что в условиях семейно-бытового рабства женщина не может быть счастливой, потому что разум и чувства в такой ситуации не могут гармонично сочетаться.

В западной литературе проблема гармонии чувств и разума решалась иначе. Возьмём, к примеру, трагедию английского драматурга Уильяма Шекспира «Ромео и Джульетта». Автор описывает яростную вражду двух семей - Монтекки и Капулетти. И на фоне этой непримиримой ненависти мы видим, как зарождается светлое, страстное чувство Ромео и Джульетты. Умом влюблённые понимают, что по законам рода они никогда не смогут быть вместе. Но любовь, это пламенное чувство, оказывается во сто крат сильнее предрассудков, которыми заполнены умы и сердца членов их семей. Шекспир, мастер трагедии, разрешает этот конфликт смертью юных влюблённых и приводит к мысли о том, что ненависть и вражда разрушают носителей чувства любви и пагубно влияют на окружающих их людей.

В заключение хочется выразить надежду на то, что наши эмоции и наш ум не будут в противоречии, а будут дополнять друг друга, наполняя жизнь любовью, радостью и, конечно же, смыслом!