Предсказания в произведениях "котлован" платонова и "мы" замятина. Анализ «Котлован» Платонов Антиутопия как жанр литературы: прошлое, настоящее и будущее

«По вечерам Вощев лежал с открытыми гла­зами и тосковал о будущем, когда всё ста­нет общеизвестным и помещённым в скупое чувство счастья». А. Платонов. «Котлован» Повесть А. Платонова «Котлован» была написана в «год великого перелома» (1929-1930), когда было окончательно разорено и согнано в колхозы русское крестьянство. И автор сказал здесь обо всех нелепостях и преступных перегибах коллективизации, которые больно отзываются до сих пор. Платонов защитил честь русской литературы: ведь в то время выходили произведения, которые воспева­ли коллективизацию (например, «Поднятая целина» М. Шолохова). Платонов был единственным, кто не побоялся идти до конца, до логического абсурда, показав, куда ведёт Россию, СССР, путь строительства «новой жизни». Давайте проследим, как развивается сюжет повести. Сокращённый «вследствие роста слабосильности в нём и задумчивости среди общего темпа труда», Вощев при­бивается к строительству котлована для «единственного общепролетарского дома», где будущие люди достигнут окончательного счастья. Рытью этому не видно конца - котлован всё расширяется, чтобы вместить в дом всех тружеников городов. А что же труженики села, которые от тяжести существования запаслись на всякий слу­чай гробами? В селе аналогом всеобщего счастья должны стать колхозы, куда мо­гут войти бедняки и раскаявшиеся середняки. Платонов показывает, как перед вступлением в колхоз люди просят друг у друга прощения. Ведь дальше - стыдиться нечего. Можно отбирать у соседей добро и хлеб, а самих соседей - кулаков - посадить всех на крепкий плот и отправить вниз по реке, может быть, на верную гибель: «Кулачество глядело с плота в одну сторону - на Жачева; люди хотели навсегда заметить свою родину и последнего, счастливого человека на ней». Кто же этот счастливый человек? Безногий инвалид, озлобленный и жестокий, уже не могу­щий ни мечтать, ни строить, но еще способный уничтожать. А середняки и бедня­ки сначала долго плачут перед наступлением счастливой жизни, а затем так же неистово и страшно веселятся. Черные жирные мухи носятся над селом - крестьяне забивают скот, чтобы не вести его в колхоз. А затем тех, кто покрепче, гонят на строительство всё того же котлована: «Колхоз шёл вслед за ним и не переставая рыл землю; все бедные и средние мужики работали с таким усердием, будто хоте­ли спастись навеки в пропасти котлована». Вот так страшновато закладывается фундамент новой жизни. Платонов пи­шет о голоде, нужде и смертях человеческих со скупой горечью очевидца: вот так рассказывали о пытках и казнях уцелевшие дети из сгоревших в годы Отечествен­ной войны деревень. Дети у Платонова - точка отсчёта, нравственное мерило всего: «...Это слабое тело, покинутое без родства среди людей, почувствует когда-нибудь согревающий поток смысла жизни, и ум её увидит время, подобное первому исконному дню». Так думает грустный философ Вощев о пригретой строителями сироте Насте. Эта девочка - своенравный зверёк, уже говорящий жуткими ло­зунгами, но тянущийся к добру и человеческому теплу всей силой своего неис­порченного сердца. Её смерть, детские косточки, которые легли на дно котлована, - последнее доказательство того, что никакого светлого будущего построить не удастся: «Вощев стоял в недоумении над этим утихшим ребёнком, он уже не знал, где же теперь будет коммунизм на свете, если его нет сначала в детском чувстве и в убеждённом впечатлении? Зачем ему теперь нужен смысл жизни и истина всемирного происхождения, если нет маленького, верного человека, в котором истина стала бы радостью и движением?» Герои Платонова много говорят о грядущем счастье, но плохо себе его представляют: слишком скудна и печальна материальная жизнь вокруг (голод, холод, нищета барака). Люди строят непонятный, никому не нужный дом. Ими руково­дит инженер Прушевский, который спроектировал дом в порядке социального заказа. Инженер - осколок прошлой жизни, который пытается найти новый смысл существования среди рабочих. Ему кажется, что они знают, для чего живут и рабо­тают. Но это не так. Ни убогий приспособленец Козлов, ни начётчик Сафонов, ни грубовато-сильный и по-своему справедливый Чикмен не знают этого и не очень задумываются: главное - работать, а думать будет партия, спускающая директивы через активиста, выполняющего и перевыполняющего их с дурным усердием. Задумывается над жизнью только Вощев. Его мысли - поиск той гармонии в природе и человеческих отношениях, которая вряд ли осуществится и в доме всеобщего счастья. Тем более, что котлован, вобравши в себя овраг и ближние ноля, всё растёт вглубь и вширь, превращаясь не в фундамент будущего, а в страш­ную яму, в братскую могилу, которую роют себе обманутые люди. Каждый из них и отдельности обладает характером, тянется к добру, способен на жалость. Но все вместе они - стадо, идущее на убой, топчущее при этом тех, кто попадается на пути. И почему-то кажется, что дворец, в котором поселят прошедших тщатель­ный отбор пролетариев, будет зловеще напоминать полулагерь. Андрей Платонов не просто жалеет своих героев. Даже в самых неприятных из них, таких, как сельский активист или сытый бюрократ Пашкин, он умеет уви­деть ростки человечности, мысли. Писатель полагает, что если что-то и уйдёт в бу­дущее, если что-то и прольёт в него свет, то это как раз те зёрна боли и стыда, те попытки задуматься над происходящим, которые формируют человеческую душу. Нельзя построить светлое будущее, разрушив связь с прошлым - многовековую деревенскую культуру, традиции жизни и труда. Общепролетарский дом же ставится не просто на пустом месте, нет, на мес­те, где всё живое и чувствующее вырывается с корнем, падает в яму. Поэтому повесть А. Платонова заканчивается печальной сценой похорон девочки Насти - похорон нашего будущего.

2.2 «Котлован» А. Платонова

В самом общем виде события, происходящие в «Котловане», можно представить как реализацию грандиозного плана социалистического строительства. В городе строительство «будущего неподвижного счастья» связано с возведением единого общепролетарского дома, «куда войдет на поселение весь местный класс пролетариата». В деревне строительство социализма состоит в создании колхозов и «ликвидации кулачества как класса». «Котлован», таким образом, захватывает обе важнейшие сферы социальных преобразований конца 1920-х - начала 1930-х гг. - индустриализацию и коллективизацию. Теплинский М. Из истории русской антиутопии//Литература. - 2000. - №10. - С. 33

Казалось бы, на коротком пространстве ста страниц невозможно детально рассказать о крупномасштабных, переломных событиях целой эпохи. Калейдоскопичность быстро меняющихся сцен оптимистического труда противоречит самой сути платоновского видения мира - медленного и вдумчивого; панорама с высоты птичьего полета дает представление о «целостном масштабе» - ноне о «частном Макаре», не о человеческой личности, вовлеченной в круговорот исторических событий. Пестрая мозаика фактов и отвлеченные обобщения в равной мере чужды Платонову. Небольшое количество конкретных событий, каждое из которых в контексте всего повествования исполнено глубокого символического значения, - таков путь постижения подлинного смысла исторических преобразований в «Котловане». Русская литература. ХХ век: Большой справочник. М.: 2003. - С. 260

Сюжетную канву повести можно передать в нескольких предложениях. Рабочий Вощев после увольнения с завода попадает в бригаду землекопов, готовящих котлован для фундамента общепролетарского дома. Бригадир землекопов Чиклин находит и приводит в барак, где живут рабочие, девочку-сироту Настю. Двое рабочих бригады по указанию руководства направляются в деревню - для помощи местному активу в проведении коллективизации. Там они гибнут от рук неизвестных кулаков. Прибывшие в деревню Чиклин и его товарищи доводят «ликвидацию кулачества» до конца, сплавляя на плоту в море всех зажиточных крестьян деревни. После этого рабочие возвращаются в город, на котлован. Заболевшая Настя той же ночью умирает, и одна из стенок котлована становится для нее могилой. Теплинский М. Из истории русской антиутопии//Литература. - 2000. - №10. - С. 33

Набор перечисленных событий, как видим, достаточно «стандартен»: практически любое литературное произведение, в котором затрагивается тема коллективизации, не обходится без сцен раскулачивания и расставания середняков со своим скотом и имуществом, без гибели партийных активистов, без «одного дня победившего колхоза». Вспомним роман М. Шолохова «Поднятая целина»: из города в Гремячий Лог приезжает рабочий Давыдов, под руководством которого проходит организация колхоза. «Показательное» раскулачивание дается на примере Тита Бородина, сцена прощания середняка со своей скотиной - на примере Кондрата Майданникова, сама же коллективизация заканчивается гибелью Давыдова.

Однако в платоновском повествовании «обязательная программа» сюжета коллективизации изначально оказывается в совершенно ином контексте. «Котлован» открывается видом на дорогу: «Вощев… вышел наружу, чтобы на воздухе лучше понять свое будущее. Но воздух был пуст вдвижные деревья бережно держали жару в листьях, и скучно лежала пыль на дороге…» Герой Платонова - странник, отправляющийся на поиски истины и смысла всеобщего существования. Пафос деятельного преображения мира уступает место неспешному, с многочисленными остановами, движению «задумавшегося» платоновского героя.

Привычная логика подсказывает, что если произведение начинается дорогой, то сюжетом станет путешествие героя. Однако возможные ожидания читателя не оправдываются. Дорога приводит Вощева вначале на котлован, где он на какое-то время задерживается и из странника превращается в землекопа. Затем «Вощев уел в одну открытую дорогу» - куда она вела, читателю остается неизвестно. Дорога вновь приводит Вощева на котлован, а затем вместе с землекопами герой отправляется в деревню. Конечным пунктом его путешествия опять станет котлован.

Платонов словно бы специально отказывается от тех сюжетных возможностей, которые предоставляются писателю сюжетом странствий.

Маршрут героя постоянно сбивается, он вновь и вновь возвращается к котловану; связи между событиями все время нарушаются. Событий в повести происходит довольно много, однако жестоких причинно-следственных связей между ними нет в деревне убивают Козлова и Сафронова, но кто и почему - остается неизвестно; Жачев отправляется в финале к Пашкину - «более уже никогда не возвратившись на котлован». Линейное движение сюжета заменяется кружением и топтанием вокруг котлована.

Важное значение в композиции повести получает монтаж совершенно разнородных эпизодов: активист обучает деревенских женщин политической грамоте, медведь-молотобоец показывает Чиклину и Вощеву деревенских кулаков, лошади самостоятельно заготавливают себе солому, кулаки прощаются друг с другом перед тем как отправиться на плоту в море. Отдельные сцены вообще могут показаться немотивированными: второстепенные персонажи неожиданно появляются перед читателем крупным планом, а затем так же неожиданно. Гротескная реальность запечатлевается в череде гротескных картин.

Наряду с несостоявшимся путешествием героя Платонов вводит в повесть несостоявшийся сюжет строительства - общепролетарский дом становится грандиозным миражом, призванным заменить реальность. Проект строительства изначально утопичен: его автор «тщательно работал над выдуманными частями общепролетарского дома». Проект гигантского дома, который оборачивается для его строителей могилой, имеет свою литературную историю: он ассоциируется с огромным дворцом (в основании которого оказываются трупы Филемона и Бавкиды), строящимся в «Фаусте», хрустальным дворцом из романа Чернышевского «Что делать?» и, безусловно, Вавилонской башней. Здание человеческого счастья, за строительство которого заплачено слезами ребенка, - предмет размышлений Ивана Карамазова из романа Достоевского «Братья Карамазовы».

Сама идея Дома определяется Платоновым уже на первых страницах повести: «Так могилы роют, а не дома», - говорит бригадир землекопов одному из рабочих. Могилой в финале повести котлован и станет - для того самого замученного ребенка, о слезинке которого говорил Иван Карамазов. Смысловой итог строительства «будущего неподвижного счастья» - смерть ребенка в настоящем и потеря надежды на обретение «смысла жизни и истины всемирного происхождения», в поисках которой отправляется в дорогу Вощев. «Я теперь ни во что не верю!» - логическое завершение стройки века.

Общепролетарский дом предстает перед нами, как грандиозный мираж. Утопический проект «будущего неподвижного счастья». Строительство Дома заменяется бесконечным рытьем котлована. Будущий «Дом» «коммунизма» и «счастливого детства» - и ветхие бараки землекопов в будущем. Дом, превратившийся в могилу ребенка.

Заключение

В русской литературе вырисовывается тенденция, объединяющая столь разных и по таланту, и по идеологическим, и по творческим установкам писателей - таких, как Е. Замятин, П. Краснов, И. Наживин, В. Набоков, А. Платонов. Имеются в виду утопические и антиутопические произведения.

И утопия и антиутопия, как жанр литературы довольно активно развиваются в русской литературе. Фантастический мир будущего, изображенный в антиутопии, своей рациональной выверенностью напоминает мир утопий. Но выведенный в утопических сочинениях в качестве идеала, в антиутопии он предстает как глубоко трагический. Примечательно, что в их произведениях жизнь идеальной страны дана с точки зрения стороннего наблюдателя (путешественника, странника), характеры людей, населяющих ее, психологически не разработаны. Антиутопия изображает «дивный, новый мир» изнутри, с позиции отдельного человека, живущего в нем.

Антиутопия обнажает несовместимость утопических проектов с интересами отдельной личности, доводит до абсурда противоречия, заложенные в утопии, отчетливо демонстрируя, как равенство оборачивается уравниловкой, разумное государственное устройство - насильственной регламентацией человеческого поведения, технический прогресс - превращением человека в механизм.

Назначение утопии состоит, прежде всего, в том, чтобы указать миру путь к совершенству, задача антиутопии - предупредить мир об опасностях, которые ждут его на этом пути.

И у Замятина и у Платонова мы видим преобладание одних и тех же жанровых признаков - при всех различиях между стилевыми манерами. Антиутопия в творчестве этих писателей отличается от утопии, прежде всего, своей жанровой ориентированностью на личность, на ее особенности, чаяния и беды, словом, антропоцентричностью. Личность в антиутопии всегда ощущает сопротивление среды. Социальная среда и личность - вот главный конфликт антиутопии.

Список литературы

1. Замятин Е.И. Мы: Роман. - М.: Школа-пресс, 2005. - 461 с.

2. Ланин Б.А. Антиутопия в литературе русского зарубежья // http://netrover.narod.ru/lit3wave/1_5.htm

3. Платонов А.П. Котлован. - М.: Дрофа, 2002. - 284 с.

4. Романчук Л. Утопии и антиутопии: их прошлое, настоящее и будущее // Порог. - 2003. - №2.

5. Русская литература. ХХ век: Большой справочник. М.: 2003. - 672 с.

6. Теплинский М. Из истории русской антиутопии // Литература. - 2000. - №10. - С. 23-35

А.В. Дружинин о повестях Ф.М. Достоевского 40-х гг

Повесть Ф.М. Достоевского «Слабое сердце» была опубликована в февральской книжке «Отечественных записок» А.А. Краевского за 1848 г. В данной повести Ф.М...

Анализ переводческих трансформаций на примере рассказа О. Уайльда "Счастливый принц"

Качественно перевести художественный текст сможет человек, обладающей высшей ступенью мастерства. В таких произведениях часто отражается культура и история страны автора, а переводчики, плохо знакомые с традициями и историей этой страны...

1. Образы детей Как понимание жизни, согласно которому человек, прежде чем стать всесторонне развитой личностью, проходит сложный путь социального воспитания, начинающиеся ещё в детстве, предопределяет в творчество А...

Жанровое своеобразие рассказов А. Платонова 40-х годов

Исследование творчества А.Платонова. Баршт "Поэтика прозы"

Творчество Андрея Платонова исследовано далеко не полностью. Для широкого круга читателей произведения Платонова были открыты только в 1990-е годы. Такова судьба истинного художника, ведь слава настоящего мастера посмертна...

Литературные музеи Санкт-Петербурга

Располагается в Санкт-Петербурге на Литейном проспекте в доме 36. Мемориальный музей, посвященный жизни и творчеству великого русского поэта и издателя Николая Алексеевича Некрасова. Музей находится в доме Краевского...

Анна Андреевна Ахматова является художником истинно философского склада, так как именно философские мотивы составляют идейно-содержательное ядро всей её поэзии. Какой бы темы ни касалась поэтесса...

Транскультурна поетика в романі Лі Ян Фо "When I was a boy in China"

Аналізуючи поняття культури, треба сказати, що вона становить собою усю сферу людської діяльності, повязаної із самовираженням людини та проявом її субєктивного характеру, вмінь та знань. Культура тісно повязана із людською творчістю...

Даты работы над рукописью проставлены самим автором - декабрь 1929 - апрель 1930 г. Такая хронологическая точность далеко не случайна: именно на этот период приходится пик коллективизации...

Художественные особенности повести Андрея Платонова "Котлован"

Усматривая близость гуманистических взглядов А. Платонова с другими художниками слова, исследователи его творчества Н.П. Сейранян, Л.А. Иванова отмечают, что в платоновских произведениях определеннее, чем в прозе середины двадцатых годов...

Художественный мир рассказов Андрея Платоновича Платонова

Книги следует писать - каждую, как единственную, не оставляя надежды в читателе, что новую, будущую книгу автор напишет лучше! (А. Платонов) Андрей Платонов стремился материализовать в рассказах духовные понятия...

Юмор и сатира 20-х годов

В этой статье мы рассмотрим произведение, которое создал Андрей Платонов, проведем его был задуман автором в 1929 году, осенью, когда появилась в печати статья Сталина под названием "Год великого перелома", в которой он аргументировал необходимость коллективизации, после чего объявил в декабре о начале "наступления на кулака" и ликвидации его как класса. В унисон ему говорит один из героев этого произведения о том, что нужно каждого бросить "в рассол социализма". Задуманная кровопролитная кампания прошла успешно. Были выполнены поставленные Сталиным задачи.

Свои замыслы осуществил и писатель, что подтверждает анализ. "Котлован" Платонова задумывался как переосмысление истории, правильности пути, избранного нашей страной. Получилось глубокое произведение с социально-философским содержанием. Писатель осмыслил действительность, провел ее анализ.

"Котлован" Платонова начнем описывать с рассказа о создании произведения.

История создания

Повесть, что примечательно, была написана как раз в период активной работы Сталина - с 1929-го по апрель 1930 года. В те дни Андрей Платонович Платонов работал в отделе мелиорации по своей специальности, в Наркомате земледелия, находящемся в Воронежской области. Поэтому он был если не непосредственным участником, то как минимум свидетелем ликвидации кулаков и коллективизации. Как художник, рисующий натуры, Андрей Платонович Платонов писал картины судеб людей и событий, произошедших с попавшими в мясорубку обезличивания и уравниловки.

Тематика произведений Андрея Платоновича в общие идеи строительства коммунизма не вписывалась, сомневающийся и думающий герой повести подвергся со стороны власти резкой критике, которую подхватила пресса. Она провела свой собственный, отнюдь не лестный для автора, анализ.

Такова вкратце у повести, которую написал Платонов ("Котлован"), история создания.

Особенности изложения

Обласканные большевиками современники автора - писатели Катаев, Леонов, Шолохов - в своих произведениях воспевали достижения социализма, изображая коллективизацию с положительной стороны. Поэтике Платонова, в отличие от них, оптимистическое описание картин самоотверженного труда и строительства было чуждо. Этого автора не привлекала масштабность задач и устремлений. Интересовал его прежде всего человек и его роль в исторических событиях. Поэтому произведению "Котлован", так же как и другим творениям этого автора, свойственно вдумчивое, неспешное развитие событий. Много в повествовании отвлеченных обобщений, так как автор сосредоточен на мыслях и переживаниях своих героев. Только помогают внешние факторы герою разобраться в себе самом, а заодно и в символических событиях, о которых рассказывает нам Платонов.

"Котлован": содержание в кратком изложении

Типичен сюжет повести для произведений того времени, посвященных коллективизации, и немногосложен. Его составляет раскулачивание со сценами покушения на активистов партии и крестьян, отстаивающих свое добро. Но Платонову удалось данные события преподнести с точки зрения думающего человека, оказавшегося невольно втянутым в события, о которых рассказывает повесть "Котлован".

Краткое содержание по главам не составляет предмет нашей статьи. Мы лишь кратко опишем основные события произведения. Герой повести, Вощев, после того как его уволили с завода из-за задумчивости, попадает к землекопам, которые роют котлован для дома пролетариев. Бригадир Чиклин приводит осиротевшую девочку, у которой умерла мать. Чиклин с товарищами ликвидируют кулаков, сплавляя их на плоту в море вместе с семьями. После этого они возвращаются в город и продолжают свои работы. Заканчивается повесть "Котлован" смертью девочки, которая нашла свой последний приют в стене котлована.

Три мотива в произведении Платонова

Платонов писал, что его в жизни поразили три вещи - любовь, ветер и дальняя дорога. Все эти мотивы присутствуют в произведении по главам, если вы к нему обратитесь, подтвердит нашу мысль. Но следует отметить, что эти мотивы представлены в своеобразной подаче автора. Сюжет завязан на образе дороги. Однако Вощев, герой Платонова, хотя и является странником, но отнюдь не в традициях отечественной литературы, поскольку, во-первых, он вынужден странствовать, вернее, скитаться, из-за того, что его уволили, а во-вторых, цель его - поиск не приключений, а истины, смысла существования. Куда бы потом ни отправлялся этот герой, вновь и вновь автор возвращает его в котлован. Как будто замыкается жизнь человека и идет по кругу.

Множество событий составляют повесть "Котлован", однако нет между ними причинно-следственных связей. Герои как бы кружат вокруг котлована, мечтая вырваться из этой ямы. Один хотел уйти учиться, нарастив стаж, другой ожидал переквалификации, третий мечтал перебраться в руководящий аппарат партии.

Метод монтажа эпизодов произведения

Платонов в композиции произведения использует метод монтажа разноплановых эпизодов: здесь присутствует и медведь-молотобоец, и активист, который просвещает в политике деревенских баб, и кулаки, которые прощаются перед отправкой в море на плоту друг с другом.

Некоторые эпизоды, о которых рассказывает произведение Платонова "Котлован", кажутся вовсе случайными и немотивированными: внезапно по ходу действия крупным планом всплывают незначительные персонажи, столь же внезапно исчезая. Как пример можно привести одетого только в штаны неизвестного, которого привел Чиклин в контору неожиданно для всех. Опухший от горя мужчина требовал вернуть гробы, заготовленные впрок, которые были найдены в котловане, своей деревне.

Гротеск

В диалоге между крестьянами и рабочими удивляет то, с какой обыденностью говорят они о смерти, с какой безысходностью и смирением готовят гробы себе и своим детям. Погребальный ящик превращается в "детскую игрушку", в "постель", перестав быть символом страха. Такая гротескная реальность пронизывает, по сути, всю повесть "Котлован".

Аллегория

Автор произведения кроме гротеска использует также аллегорию при передаче безумия событий. Благодаря этому и предыдущему приемам полнее раскрывается в повести "Котлован" проблематика данного произведения. Не найдя персонажа, который мог бы, как Иуда, указать на зажиточные семейства крестьян, он для этой роли выбирает медведя. А учитывая то, что это животное в народном фольклоре никогда не было олицетворением зла, можно говорить здесь о двойной аллегории.

Сюжет странствия Вощева органично переплетается с другим - провалившегося строительства монументального общепролетарского дома. Но рабочие верили до последнего, что местный пролетариат через год будет в нем жить. Это здание ассоциируется с Вавилонской башней, ведь она стала для своих строителей могилой, так же как котлован дома для пролетариев превратился в могилу для девочки, ради которой, по сути, воздвигался.

Хотя в начале произведения Пашкин утверждает, что счастье все равно "наступит исторически", становится ясно к концу повествования, что нет надежды на обретение в будущем смысла жизни, так как настоящее построено на смерти девочки, а взрослые с таким упорством работали на котловане, как будто стремились навеки спастись в его пропасти.

Произведение "Котлован" после прочтения оставляет на душе тяжелый осадок, но одновременно чувствуется, что Андрей Платонович - писатель-гуманист, который рассказывает нам о печальных событиях повести с сожалением, любовью и глубоким состраданием к героям, по которым прошлась беспощадная и бескомпромиссная машина власти, стремясь каждого превратить в послушного исполнителя безбожного замысла.

Описание персонажей повести

Не дает Платонов детализированного внешнего описания героев, их глубоких внутренних характеристик. Он, как художник-сюрреалист, который работает с помощью разрыва логических связей на уровне подсознания, лишь слегка своей кистью касается портретов персонажей, проживающих в невещественном мире, лишенном бытовых подробностей и интерьера. Нет, например, никаких данных о внешности главного героя, Вощева, сказано только то, что ему на момент повествования тридцать лет. В описании Пашкина указано пожилое лицо, а также согбенное тело, не столько от прожитых лет, сколько от нагрузки "социальной". Сафонов имел лицо "активно-мыслящее", а Чиклин обладал головой, которая была, по определению автора, "маленькой каменной", у Козлова - "сырые глаза" и однообразное мутное лицо. Таковы в повести "Котлован" (Платонов) герои.

Образ Насти

Для понимания смысла произведения очень важен образ девочки, живущей с землекопами на строительстве. Настя является ребенком революции 1917 года. Мама ее была буржуйкой, то есть представительницей отжившего класса. Отказ от прошлого, как известно, означает потерю культурных традиций, исторических связей и замену их родителями идейными - Лениным и Марксом. У отрицающих свое прошлое людей не может быть, по мысли автора, будущего.

Изуродован мир Насти, ведь мать, для того чтобы спасти свою дочку, внушает ей не говорить о своем непролетарском происхождении. Уже внедрилась в ее сознание пропагандистская машина. Ужасается читатель, узнавая о том, что эта героиня советует Сафронову за дело революции убить крестьян. В кого же превратится ребенок, когда вырастет, если у него хранятся игрушки в гробу? Девочка в конце повести погибает, а вместе с ней умирает для Вощева и всех других рабочих последний лучик надежды. Побеждает в своеобразном противостоянии Насти и котлована последний. Мертвое тело девочки ложится в основание строящегося дома.

Герой-философ

Присутствует в повести персонаж, являющийся так называемым доморощенным философом, который задумывается о смысле жизни, стремится жить по совести, ищет истину. Это главный герой произведения. Он является выразителем позиции автора. Этот персонаж, включенный в роман Платонова "Котлован", серьезно задумался и усомнился в правоте происходящего вокруг. Он не движется вместе с генеральной линией, стремится найти собственную дорогу к правде. Но так и не находит ее.

Смысл названия повести "Котлован"

Символично название повести. Не только стройку означает котлован. Это огромная могила, яма, которую для себя роют рабочие. Многие здесь же и погибают. Счастливый дом для пролетариев невозможно построить на рабском отношении к человеческому труду и унижении достоинства личности.

Пессимизм, который не скрывал Платонов (повесть "Котлован" и другие произведения), в бодрую поступь отечественной литературы того времени с положительными образами членов партии, собраниями и перевыполнением планов, конечно, вписаться не мог. Совсем не в ногу шел этот автор со временем: он его опережал.

«Котлован» - могила будущего России

Произведение «Котлован» оказалось наиболее близко жизненным принципам и чаяниям Андрея Платонова. Они превосходно разворачиваются в повести. Платонов дерзко и ярко разворачивает тему жизни и смерти, безнравственного и жесткого эксперимента существующего строя власти над простыми людьми.

Произведение «Котлован», созданное автором в 1930 году, в корне посвящено созданию так называемого дома, высоких, светлых, нравственных отношений в человеческой среде. Истоком повести служит непосредственное строительство дома, начало постройки - земляные работы, только благодаря которым возможен успех строительства, только тогда дом будет прочным, а сам котлован надежен.

В каждой буковке произведения идет дискуссия о возможности вырваться из зажатого в оковах, оцепеневшего от слез и бед, ужасного мира к светлому будущему. Четыре новеллы составляют сюжет «Котлована» и кричат на все лады о грядущей тревоге исчезновения человечества.

В первой новелле откровенно скользит романтичность, возвышенность, резко выделяющая ее из сложного характера всего произведения. Здесь автор повествует о несбыточной любовной истории Чиклина - землекопа, которая по удивительным стечениям обстоятельств как две капли воды сходна с историей Прушевского. Оба персонажа вынуждены были отказаться от светлого счастья, и понесли наказание покорным чувством утраты за приобретенное одиночество. Прушевский признавался в утрате: «я кого-то утратил и никак не могу встретить».

Вторая новелла, ровно, как и первая сильно выделяется своим трагизмом из общей интонации звучания произведения. Ужасен образ медведя-молотобойца, в которого каким-то удивительным образом обращается кузнец Михаил. Человек, умиляющийся видом детей, приобретает способность только к трем чувствам: «дисциплине», «классовому чутью» и «усердному страданию». Здесь Платонов произвел хирургическую трансплантацию понятия «работаю как зверь» в метафору «озвереть». Далее лишение разума, тьма, убогость, темп работы обращают человеческий труд в «медвежью услугу», пожирая в нем нравственное творческое начала. платонов художественный философский бытие

Аналогичный мотив прослеживается в третьей новелле о колхозе им. Генеральной линии. В ней даже животные, а именно лошади просто досконально уяснили принцип новой жизни, ее организованности: самостоятельно, ровными рядами, они вышагивают к водопою, пьют, купаются и идут на поиск пропитания. Подобная согласованность животных приводит к мысли о жесточайшей отдрессированности.

Последняя, четвертая новелла снова возвышенна, снова о святом и вечном - о любви, но уже к ребенку - тому, кому все человечество отдает в наследство вселенную, именно для нее строят персонажи повести «светлую мечту» - дом. Осиротевшая Настенька является дочерью женщины, когда-то красивой, которую любили и потеряли Прушевский и Чиклин. Мать Насти умерла на ее глазах от голода во время революции. Судьба мамы девочки - падение человечества до низменных инстинктов животных, голодная смерть, враждебность ждала впереди миллионы людей. Беззащитная крошечка своим присутствием как железным щитом встает на защиту Чиклина, Жачева, Сафронова от грядущей бесчеловечности. Девчушка рождает в них любовь и жалость, трепетность: «мир должен быть нежен и тих, чтобы она была жива». Но Настю ждет гибель. Поскольку Платонов ассоциировал девочку с будущим человечества, то ее кончина не что иное, как вселенская катастрофа. Смерть Насти порождает сомнение в существовании коммунизма и бессмертии людей после нового устройства мира.

Примечательно, что имена в повести автор дал только человечным людям, способным на чувства: Никита, Михаил, Настя, Елисей. Все остальные были безликой массой, работающим выдрессированным стадом, безымянные, бездушные. На взгляд прозаика они не в силах были сотворить будущее, достроить дом и светлую жизнь. «После того, как обнаружилось у подсудимого отсутствие имени, он стал невиден трибуналу как юридическое лицо, и наиболее правильным со стороны судей было бы сделать жест удивления, где же подсудимый и ради чего они заседают. Трибунал смог не поступить так, потому и только потому, что тут же дал подсудимому личное имя Абстракция». Флоренский П. Имена. [Б. м.] 1993. - с.63

Глубинная суть повести раскрыта самим автором: котлован - могила Насти - будущего России и всего человечества в образе строителей этого будущего. Автор в «Котловане» пишет о смерти, которая далеко не безлична и потому умирают люди, растения. Завораживает Платонова не сама трагичная картина смерти, у умирание как трагизм трансформации вещества существования, то есть жизни, а все персонажи так или иначе связаны медленными отношениями со смертью.

Автобиографична и лирична повесть «Котлован», отлично вписывающаяся в советские романы того времени. Ужасающие реалии 20-х годов предстают перед читателем сквозь художественный вымысел. Платонов виртуозно сплетает в повести две сюжетные линии: странствия для поиска правды и очередную идею повышения качества жизни людей. С первых страниц «Котлована» герой, ищущий смысл жизни вступает в идеологический конфликт с обезличенными представителями власти - завкомами. Прозаик с четкой обоснованностью «демонстрирует несовместимость бюрократического типа мышления людей «уволивших Вощева» с типом мышления человека, страждущего истины», пишут Булыгин и Гущин. Булыгин А.К., Гущин А.Г. Плач об умершем боге. Повесть-притча Андрея Платонова «Котлован».- Санкт- Петербург, 1997. - с.37

«Котлован» насыщен описаниями предсоциалистических моментов: ненужность людей, выброшенность за край жизни, бараки, нищета, голод. Персонажи повести отчаянны в попытках понять реальность и осознать необходимость строительства новой жизни, «светлого» мира. Люди стремятся к постройке волшебной утопии - города счастья, города чуда, но на каждом шаге работающих надежды спотыкаются об ужасающую реальность. Сопоставление проекта строительства с безрезультатной, понесшей наказание попыткой возведения Вавилонской башни твердит нам о масштабности осмысления Платоновым утопической стройки социализма. Но как ни печально, стройка вечного дома застопорилась на этапе вырытого котлована для фундамента дома. Человечество хоронит себя ради мертвого камня, в повести постоянно сквозит тематика изничтожения природы и человека ради стройки. Все стремятся вырваться из кабалы стройки, спастись от мучительной безысходности.

Как исследователь с увеличительным стеклом, глазами проносится автор сквозь краткую, стремительную жизнь человека, текущую, однако в вечном, медленном, лишенном сроков временном потоке. Мы убеждаемся, что человеческая жизнь не что иное, как подвиг, вот только не получаем мы за это почестей, наград и славы. И тем более не понять персонажам повести ценности подобных отличий для обретения простого человеческого счастья. Однако бедная, куцая и скудная на первый взгляд со стороны жизнь героев Платонова, как правило, богата, глубока в своем содержании: это осознанный, необходимый человеку труд, порождение нравственных сущностей и идеалов.

Безразличие, оцениваемое как отсутствие любви к человечеству, показывает нам человека, как «неодушевленного» жизнью, как бездуховного и черствого. Миг победы и торжества жизни над смертью, как высочайшее явление чистоты духовности в людях описан в повести «Котлован» подвиг героического самопожертвования человека для создания светлого будущего всего человечества.

Вощев, к примеру, денно и нощно думал об истинной жизни. Он обращался за опытом к природе пытаясь осознать «организационное начало» человечества. «Может, природа нам что-нибудь покажет внизу» - говорит он. И каждый раз природа несла истинный ответ: тварь разумна, знает свое место в жизни, безропотна и покорна, исполняет обязанности, данные ей Творцом, готова на смерть и жертву ради других. Платоновские тексты «живут» этим постоянно возобновляемым несоответствием между спонтанным чтением и формой изображения, которую «контролирует платоновский наблюдатель». Подорога В.А. Евнух души: Позиция чтения и мир Платонова // Вопросы философии. 1989. №3. - с. 23 «Вощев поднял однажды мгновенно умершую в воздухе птицу и павшую вниз: она была вся в поту; а когда Вощев ее ощипал, чтобы увидеть тело, то в его руках осталось скудное печальное существо, погибшее от утомления своего труда. И нынче Вощев не жалел себя на уничтожение сросшегося фунта: здесь будет дом, в нем будут храниться люди от невзгоды и бросать крошки из окон живущим снаружи птицам». Платонов Андрей. Избранные произведения. В двух томах. М.: Художественная литература, 1978. - с.31

Пытаясь вникнуть в «точное устройство» мира, в понятие жизни и смерти и истину создания вселенной, Вощев собирает в карманы, мешки «вещественные остатки потерянных людей» и камни, «как документы беспланового создания мира». Там же. - с.32 Вощев находит в этих вещественных доказательствах успокоение для собственной души, в необходимости жить, строить и надеяться: «тем более следует человеку жить». Там же. - с.35

Регулярно, при повествовании в «Котловане» о происхождении и «устройстве точного мира» автор упоминает цель и «смысл жизни», путь и результат, к которому должен стремиться человек. Там же. - с.23 Платоновский герой обязан внести посильный вклад в работу профсоюза, выполнить «план жизни», изменить свое отношение и отношение других людей к труду, изгнать из собственной души и душ окружающих равнодушие к будущему. Вощев доказывает листу, что у того отсутствовал смысл к жизни, обращаясь к нему даже не столь как к элементу природы, у которого отсутствует сознание, а как к человеку, умершему не познав смысла жизни через призму природных явлений. Вощев неоднократно подтверждает свои мысли по поводу открытия всеобщего «долгого смысла жизни». Там же. - с.25 Безработный человек утверждает профуполномоченному, который вербует его на работу о том, что может в будущем «смысл жизни выдумать для всех». Там же. - с.182 В понятии персонажа Платонова смысл жизни не что иное, как «видимость устройства всего мира, это чувство безвыходной причины».

Три кита - мироустройство, истина и смысл жизни тесно переплетаются им постоянно отождествляются в «Котловане». Подробно рассказывая профуполномоченному, как влияет смысл жизни на «выработку труда», Вощев утверждает: «Снаружи человек может организоваться, а для внутреннего состояния ему нужен смысл, потому что без истины человек, как без плана». Платонов Андрей. Избранные произведения. В двух томах. М.: Художественная литература, 1978. - с. 182 Вощев не только проявлял интерес к «организационному началу», но и пытливо жаждал знаний о том, куда нужно стремиться, его интересовало не только начало устройства мироздания, но и конец, он отчетливо понимал, что для достижения вечности каждый обязан трудиться.

Необходимо подчеркнуть, что сам Платонов в юности думал об «организации вечности» и был уверен, что конец прогресса и истории есть ни что иное, как культура пролетариата, именно она победит смерть и природу. Смысл пролетарской культуры, по мнению Платонова, состоял в «бессмертие человечества и спасение его от каземата физических законов» Бесчисленные системы философии, о которых размышлял молодой Платонов, содержали в себе темы вечности, жизни, бессмертия и смерти. Одним из значительных увлечений писателя в молодые годы были труды русского философа-утописта Н.Ф. Федорова, а именно «Философия общего дела», нашедшее отражение идей в «Котловане». Смысл и цели в жизни - главенствующие понятия философских размышлений Федорова, утверждающего о необходимости наличия общей цели у всего человечества, что знание цели обязательное условие для установления причин. Федоров считал огромным недостатком и изъяном различных философских учений признание невозможности постижения цели и смысла жизни. Единственным смыслом жизни людей и целью человечества, по мнению Федорова, являлось воскрешение мертвых, «отцов», чему и должна посвятить свое служение наука. Федоров считал, что «объединение сынов для воскрешения отцов» и есть истинный смысл жизни. Прах предков, в данном случае, будет основой и материалом для воскрешения.

И вот Вощев, а в его лице и сам Платонов, устремляясь в путешествие по юношеским мечтам автора и по стране 20-х годов, задаются вопросом «а для чего же жить», и в жажде поиска смысла жизни без труда и сожаления разбивают вдребезги все свои старые идеалы.

Мечту своей юности о создании «храма общечеловеческого творчества» и бессмертии человека в среде пролетарской культуры автор помещает в агитационную речь профуполномоченного, побуждающего строителей пройти маршем по убогой старой жизни и увидеть: «жалость старой жизни, разные бедные жилища и скучные условия, а также кладбище, где хоронились пролетарии, которые скончались до революции без счастья». Платонов Андрей. Избранные произведения. В двух томах. М.: Художественная литература, 1978. - с.191 Блестящим разоблачением земного бессмертия людей, по мнению Платонова, есть подведение итога постройки «всеобщего дома пролетариата» - общая могила строителей и пролетариата, иными словами котлован.

По мнению Федорова, в «Котловане» Платонов «поручает» Чиклину создать представление о «смысле жизни», когда тот прячет останки тела Юлии, матери Насти в цехах кафельного завода: «когда я вижу горе мертвых или их кости, зачем мне жить!». Там же. - с.56 Однако автор отметает данную вариацию жизненного смысла. Платонов достаточно буквально относится к проекту Федорова, о чем ярко свидетельствует диалог Прушевского с Жачевым и реплика последнего: «Марксизм все сумеет. Отчего же тогда Ленин в Москве целым лежит? Он науку ждет - воскреснуть хочет!». Там же. - с.100

С трагической иронией и упреком твердит нам Платонов о «смыслах жизни» персонажей повести: устанавливается рупор в бараке землекопов для приобретения «смысла массовой жизни из трубы» во время отдыха. Там же. - с.53 А поскольку в колхозе некому было заботиться больше о лошадях, те стали сами ходить на водопой, самостоятельно искали себе пищу и корм. В этом и состоял дикий «колхозный смысл жизни». Там же. - с.77 Чтобы повысить производительность труда, по мнению Вощева, нужен иной смысл. Иной обязана стать и вечность, во имя которой будет созидать человечество. В произведении напрочь отсутствует определение вечности и истины, как таковых. Подчеркивается лишь отсутствие ее в «городе», который посещает Вощев. В данном месте есть необходимость заострения внимания на философском произведении Е. Трубецкого «Смысл жизни», созданного в 1918 году, вероятно попавшее под внимание Платонова. Оно детально отразило результат душевных терзаний и исканий героя Платонова и конкретно подвело итог смысла жизни в «Котловане». Трубецкой писал: «Отмеченные нами неудачи в поисках смысла жизни имеют значение не только отрицательное. Определяя искомый нами мировой смысл новыми отрицательными чертами, он тем самым косвенно наводит на положительные его определения. Горьким жизненным опытом мы признаем, где его нет, а уж тем самым, по методу исключения, мы приближаемся к тому единственному пути, где он может нам открыться». Трубецкой Е.Н. Смысл жизни, М.: Товарищество типографии А.И. Мамонтова, 1914. - с.159

Проводя анализ одного из самых ярких произведений Платонова, хочется отметить, что в нем фрагментально отражена идея Господа, Высшей силы как «начала всеобщей организации». По мнению С.Г. Семёновой, оценивающей творчество Федорова и Толстова, явившимися идейными сподвижниками Платонова, можно сказать, что и прозаик имел ввиду «не плотское и личное восстановление мёртвых, а пробуждение жизни в боге». Семёнова С.Г. Преодоление трагедии: «Вечные вопросы» в литературе. Указ. изд. - с. 117 Подобных знаний как раз не достает герою Вощеву, который находится в постоянном поиске «организационного начала человечества». К примеру, данная идея была подмечена А. Харитоновым, а именно совокупность трех элементов художественного полотна произведения: сюжет (или путь), то, что ищет главный герой (истину) и основного постулата всех философских учений (жизни) цитируют собой Евангелие, а именно Спасителя: «Я есть путь, и истина, и жизнь». Харитонов роднит структуру повести «Котлован» со структурой «Божественной комедии» Данте, показывая, как сжимаются, «подобно кругам ада, витки платоновского повествования, ведущие не в жизнь, а в смерть». Харитонов А.А. Способы выражения авторской позиции в повести Андрея Платонова "Котлован": Дис. ... канд. филол. наук: 10.01.03 СПб., 1993. - с.198

Характерной особенностью манеры повествования Платонова, по мнению Е. Толстой является «расподобленная» цитация. Толстая-Сегал Е.Д. Идеологические контексты Платонова // Russian Literature, Amsterdam, 1981, v.IX, N III, - с.234 Прозаик достаточно часто пользуется известными словами и выражениями, фольклорными эпитетами, литературными цитатами не в прямом смысле, а дробя и «расщепляя» их в своем тексте. Платонова совершенно не беспокоит читательская эрудированность, он просто любит «точное чужое слово», встречаемое в важных для него различных контекстах и разнообразных источниках. Ю. Левин, написавший статью о языке Платонова в «Котловане» подметил, что часто встречаемы в произведении словосочетания жить (жизнь), существовать (существование), истинный (истина): «человеческая жизнь рассматривается как вектор в пространстве и во времени и также должна иметь определенную цель». Левин Ю.И. Избранные труды: Поэтика. Семиотика. - М., 1998 - с.397 Наблюдение Левина позволяет ему сделать вывод об экзистенциализме Платонова. Именно эти три слова и образуемые ими словосочетания строят базу для всех размышлений главных героев произведения Прушевского и Вощева о «причинах и течении всемирного существования». Фразы постоянно переключают внимание читателя, гиперболизируют эффект подобных истин и звучат настойчиво: «все живет и терпит на свете» Платонов Андрей. Избранные произведения. В двух томах. М.: Художественная литература, 1978. - с.23, «каждый существовал без всякого излишка жизни» Там же. - с.27, «некуда жить, вот и думаешь в голову» Там же. - с.37, «для личной радости существования» Там же. - с.39, «ты зачем здесь ходишь и существуешь?». Там же. - с.187

Андрей Платонов находил обыденность писательской мысли огромным недостатком литературного творчества, как вспоминал Л. Гумилевский, и любил поучать коллег по перу: «Я думаю, главное, что вы чересчур доводите до конца свою мысль, а читателю додумывать ничего не остается». Гумилевский Л. Судьба и жизнь / Андрей Платонов: Воспоминания современников. М., 1994. - с. 57

Заглавный образ «Котлована» производит на любого, кто решился прочесть произведение неизгладимое впечатление. Он вызывает опаску и предстоящую тревожность. Современному обывателю подчас неизвестно, что в первую пятилетку именно котлован был самым распространенным объектом строительства и известное произведение Платонова носит свое название аналогично популярным в 20-е годы индустриальным творениям следующих авторов: П. Ярового («Домна»), Н. Ляшко («Доменная печь»), А. Пучкова («Стройка»), А. Караваева («Лесозавод»), Ф. Гладкова («Цемент»), Ф. Панферов («Бруски»). Каждое из данных названий, по утверждению учебников советской литературы, несет в себе символический подтекст и метафоричную специфику. К примеру, цемент у Гладкова далеко не название продукции, производимой цементным заводом, это - «рабочий класс, скрепляющий трудовые народные массы и становящийся фундаментом новой жизни». Андрей Платонов идет в ногу с шаблонностью литературы того времени: в заглавие вынесен производственный объект - котлован. И вторя современникам, писатель вкладывает в производственный объект символический подтекст, дополнительный смысл, ассоциируя котлован с могилой, ямой. Практически все критики и читателя признают подобное восприятие этого образа. А. Павловский дал заключение: «Образ котлована как углубляющейся могилы является одним из символов этой горькой, пророческой и, к несчастью, оправдавшейся мысли художника». Павловский А. Яма: О художественно-философской концепции повести Андрея Платонова «Котлован» // Вопросы литературы. 1991. №1. - с. 38 У мастера слова рядовой объект стройки есть символ тупика истории, а его произведение органично вклинивается в современную литературу.

"По вечерам Вощев лежал с открытыми глазами и тосковал о будущем, когда всё станет общеизвестным и помещённым в скупое чувство счастья".

А. Платонов. "Котлован"

Повесть А. Платонова "Котлован" была написана в "год великого перелома" (1929-1930), когда было окончательно разорено и согнано в колхозы русское крестьянство. И автор сказал здесь обо всех нелепостях и преступных перегибах коллективизации, которые больно отзываются до сих пор. Платонов защитил честь русской литературы: ведь в то время выходили произведения, которые воспевали коллективизацию (например, "Поднятая целина" М. Шолохова). Платонов был единственным, кто не побоялся идти до конца, до логического абсурда, показав, куда ведёт Россию, СССР, путь строительства "новой жизни".

Давайте проследим, как развивается сюжет повести. Сокращённый "вследствие роста слабосильности в нём и задумчивости среди общего темпа труда", Вощев прибивается к строительству котлована для "единственного общепролетарского дома", где будущие люди достигнут окончательного счастья. Рытью этому не видно конца - котлован всё расширяется, чтобы вместить в дом всех тружеников городов. А что же труженики села, которые от тяжести существования запаслись на всякий случай гробами? В селе аналогом всеобщего счастья должны стать колхозы, куда могут войти бедняки и раскаявшиеся середняки. Платонов показывает, как перед вступлением в колхоз люди просят друг у друга прощения. Ведь дальше - стыдиться нечего. Можно отбирать у соседей добро и хлеб, а самих соседей - кулаков - посадить всех на крепкий плот и отправить вниз по реке, может быть, на верную гибель: "Кулачество глядело с плота в одну сторону - на Жачева; люди хотели навсегда заметить свою родину и последнего, счастливого человека на ней". Кто же этот счастливый человек? Безногий инвалид, озлобленный и жестокий, уже не могущий ни мечтать, ни строить, но еще способный уничтожать. А середняки и бедняки сначала долго плачут перед наступлением счастливой жизни, а затем так же неистово и страшно веселятся. Черные жирные мухи носятся над селом - крестьяне забивают скот, чтобы не вести его в колхоз. А затем тех, кто покрепче, гонят на строительство всё того же котлована: "Колхоз шёл вслед за ним и не переставая рыл землю; все бедные и средние мужики работали с таким усердием, будто хотели спастись навеки в пропасти котлована".

Вот так страшновато закладывается фундамент новой жизни. Платонов пишет о голоде, нужде и смертях человеческих со скупой горечью очевидца: вот так рассказывали о пытках и казнях уцелевшие дети из сгоревших в годы Отечественной войны деревень. Дети у Платонова - точка отсчёта, нравственное мерило всего: "...Это слабое тело, покинутое без родства среди людей, почувствует когда-нибудь согревающий поток смысла жизни, и ум её увидит время, подобное первому исконному дню". Так думает грустный философ Вощев о пригретой строителями сироте Насте. Эта девочка - своенравный зверёк, уже говорящий жуткими лозунгами, но тянущийся к добру и человеческому теплу всей силой своего неиспорченного сердца. Её смерть, детские косточки, которые легли на дно котлована, - последнее доказательство того, что никакого светлого будущего построить не удастся: "Вощев стоял в недоумении над этим утихшим ребёнком, он уже не знал, где же теперь будет коммунизм на свете, если его нет сначала в детском чувстве и в убеждённом впечатлении? Зачем ему теперь нужен смысл жизни и истина всемирного происхождения, если нет маленького, верного человека, в котором истина стала бы радостью и движением?"

Герои Платонова много говорят о грядущем счастье, но плохо себе его представляют: слишком скудна и печальна материальная жизнь вокруг (голод, холод, нищета барака). Люди строят непонятный, никому не нужный дом. Ими руководит инженер Прушевский, который спроектировал дом в порядке социального заказа. Инженер - осколок прошлой жизни, который пытается найти новый смысл существования среди рабочих. Ему кажется, что они знают, для чего живут и работают. Но это не так. Ни убогий приспособленец Козлов, ни начётчик Сафонов, ни грубовато-сильный и по-своему справедливый Чикмен не знают этого и не очень задумываются: главное - работать, а думать будет партия, спускающая директивы через активиста, выполняющего и перевыполняющего их с дурным усердием.

Задумывается над жизнью только Вощев. Его мысли - поиск той гармонии в природе и человеческих отношениях, которая вряд ли осуществится и в доме всеобщего счастья. Тем более, что котлован, вобравши в себя овраг и ближние ноля, всё растёт вглубь и вширь, превращаясь не в фундамент будущего, а в страшную яму, в братскую могилу, которую роют себе обманутые люди. Каждый из них и отдельности обладает характером, тянется к добру, способен на жалость. Но все вместе они - стадо, идущее на убой, топчущее при этом тех, кто попадается на пути. И почему-то кажется, что дворец, в котором поселят прошедших тщательный отбор пролетариев, будет зловеще напоминать полулагерь.

Андрей Платонов не просто жалеет своих героев. Даже в самых неприятных из них, таких, как сельский активист или сытый бюрократ Пашкин, он умеет увидеть ростки человечности, мысли. Писатель полагает, что если что-то и уйдёт в будущее, если что-то и прольёт в него свет, то это как раз те зёрна боли и стыда, те попытки задуматься над происходящим, которые формируют человеческую душу. Нельзя построить светлое будущее, разрушив связь с прошлым - многовековую деревенскую культуру, традиции жизни и труда.

Общепролетарский дом же ставится не просто на пустом месте, нет, на месте, где всё живое и чувствующее вырывается с корнем, падает в яму. Поэтому повесть А. Платонова заканчивается печальной сценой похорон девочки Насти - похорон нашего будущего.