"Петр Первый" (Толстой): анализ романа, образ Петра, система персонажей. Школьная энциклопедия Темы и проблемы

А. Н. Толстой роман «Петр Первый» создавал около полутора десятилетий. Было написано три книги, планировалось продолжение эпопеи, но даже третья книга не была доведена до конца. Перед написанием автор глубоко изучал исторические источники, и в результате мы имеем возможность увидеть портрет создателя империи.

«Петр Первый» - роман о нравах и быте той эпохи, в котором даны великолепные портреты петровского времени. Этому в значительной степени способствует язык, который передает колорит XVII века.

Детство и юность царя

После смерти царя Алексея Михайловича, а затем и его сына к власти стремилась прийти деятельная и энергичная Софья Алексеевна, но бояре пророчат на царство Петра - здорового и бойкого сына Нарышкиной. «Петр Первый» - роман, который описывает трагические события на Руси, где правят старина и знатность, а не ум и деловые качества, где жизнь течет по старинке.

Подстрекаемые Софьей стрельцы требуют, чтобы им показали двух малолетних царевичей Ивана и Петра, которых позже водворяют на царство. Но несмотря на это, реально в государстве правит их сестра Софья. Она отправляет Василия Голицына в Крым воевать с татарами, но бесславно возвращается русское войско. А тем временем Петруша подрастает в отдалении от Кремля. «Петр Первый» - роман, знакомящий читателя с теми лицами, которые в дальнейшем будут сподвижниками Петра: Алексашкой Меньшиковым, умным боярином Федором Зоммером. В немецкой слободе юный Петр знакомится с которая впоследствии становится некоронованной царицей. А тем временем мать женит сына на Евдокии Лопухиной, которая не понимает устремлений своего мужа и постепенно становится ему обузой. Так стремительно развивается действие в романе Толстого.

«Петр Первый» - роман, который в первой части показывает, в каких условиях выковывается несгибаемый характер самодержца: конфликты с Софьей, взятие Азова, Великое посольство, работы на верфях в Голландии, возвращение и кровавое подавление стрелецкого бунта. Ясно одно - Руси византийской при Петре не бывать.

Зрелость самодержца

Каким образом строит царь новую страну, показывает во втором томе А. Толстой. Петр Первый не дает спать боярам, возвышает деятельного купца Бровкина, выдает его дочь Саньку замуж за их бывшего господина и хозяина Волкова. Молодой царь жаждет вывести страну к морям, чтобы свободно и беспошлинно вести торговлю и ею богатеть. Он организовывает в Воронеже постройку флота. Позже Петр плывет к берегам Босфора. К этому времени умер Франц Лефорт - верный друг и помощник, который понимал царя лучше, чем он сам себя. Но мысли, заложенные Лефортом, которые не мог сформулировать Петр, начинают претворяться в жизнь. Его окружают деятельные энергичные люди, а всех замшелых и закостенелых бояр, вроде Буйносова, приходится силой вытаскивать из их дремы. Купец Бровкин набирает большую силу в государстве, а его дочь, знатная боярыня Волкова, осваивает русский и иностранные языки и грезит о Париже. Сын Яков - на флоте, Гаврила учится в Голландии, Артамоша, получивший неплохое образование, помогает отцу.

Война со Швецией

Уже заложен на топких и болотистых Санкт-Петербург - новая столица России.

Наталья, любимая сестра Петра, в Москве не дает дремать боярам. Она ставит спектакли, устраивает европейский двор возлюбленной Петра - Екатерине. А тем временем начинается война со Швецией. О 1703-1704 годах рассказывает в третьей книге А. Толстой. Петр Первый выступает во главе войска и после длительной осады берет Нарву, а генерала - коменданта крепости Горна, который обрек на бессмысленную гибель множество людей, уводят в тюрьму.

Личность Петра

Петр - центральная личность произведения. В роман введено много действующих лиц из народа, которые видят в нем и подмененного за границей правителя, и царя-реформатора, который трудолюбив и не чурается черной работы: он сам рубит топором при постройке кораблей. Царь пытлив, прост в общении, отважен в бою. Роман «Петр Первый» образ Петра представляет в динамике и развитии: от малолетнего малообразованного мальчишки, который уже в детстве начинает планировать создание армии нового типа, до целеустремленного строителя огромной империи.

На своем пути он сметает все, что мешает России превратиться в полноправное европейское государство. Главное для него в любом возрасте - смести старое, затхлое, все, что мешает движению вперед.

Запоминающиеся картины создал А. Н. Толстой. Роман «Петр Первый» читается легко и захватывает читателя сразу. Язык богат, свеж, исторически точен. Художественное мастерство писателя основывается не только на таланте, но и на глубоком изучении первоисточников (труды Н. Устрялова, С. Соловьева, И. Голикова, дневники и записки современников Петра, пыточные записи). На основании романа поставлены художественные кинофильмы.

Толстой начал работу над романом в 1929 году. Две первых книги были закончены к 1934 году. Незадолго до своей смерти в 1943 автор начал работу над третьей книгой, но успел довести роман только до событий 1704 года.

Роман Пётр Первый охватывает время после смерти Фёдора Алексеевича - сына Алексея Михайловича и практически до взятия русскими войсками Нарвы.

Роман максимально приближен к реальным историческим событиям. Стрелецкий бунт, коварная царевна Софья, её любовник, князь Василий Голицын, Лефорт, Меншиков, Карл XII, Анна Монс - все эти исторические личности присутствуют здесь.

Пётр Первый обладает упорным характером и бьётся за свои решения, часто не исполняемые лукавыми и ленивыми военачальниками.

С трудом, с помощью флота был взят Азов, что привело Россию к столкновению с могущественной Турецкой империей.

Смысл романа

Толстой писал: «Исторический роман не может писаться в виде хроники, в виде истории. Нужна прежде всего композиция, архитектоника произведения. Что это такое, композиция? Это прежде всего установление центра, центра зрения. В моем романе центром является фигура Петра I».

Скука Преображенского дворца приводит Петра Первого в слободу, к простым людям.

Роман Алексея Толстого показывает всю бытность того времени. Особенно ярко изображаются простые люди - современники Петра. Они спорят, соглашаются, участвуют в исторических событиях. На них, именно на них Алексей Толстой показывает мнение народа о реформах Петра Первого, о его политике и прочих деяниях.

Изображается труд народа. Первая армия Петра была разбита в войне со шведами, но будущий император не сдался - он стал создавать новую армию и создав её, разбил шведов и победил в войне.

Кульминацией и концом романа - результатом усилий и мечтой всего народа, выстрадавшего победу стало взятие Нарвы. В самом конце романа, на последней странице - Пётр Первый подходит к коменданту Нарвы - генералу Горну, взятому в плен и произносит: «Отведите его в тюрьму, пешком, через весь город, дабы увидел печальное дело рук своих…».

Особенный стиль повествования А. Толстого позволяет читателю прочесть этот роман одним махом, без особых усилий, вникая в смысл на ходу. От этого сам роман становится интереснее и увлекательнее.....

Персонажи

  • Пётр Алексеевич Романов - царь
  • Александр Данилович Меншиков - соратник царя, светлейший князь
  • Франц Лефорт - соратник Петра, генерал
  • Анна Монс - фаворитка Петра
  • Софья Алексеевна Романова - царевна, сестра Петра
  • Василий Васильевич Голицын - князь, любовник Софьи
  • Артамон Сергеевич Матвеев - боярин
  • Патриарх Иоаким - патриарх
  • Наталья Кирилловна Нарышкина - царица
  • Иван Кириллович Нарышкин - брат царицы
  • Карлик - служивый Ивана Кирилловича
  • Алексей Иванович Бровкин (Алёшка) - сын Ивашки Бровкина, друг Алексашки
  • Иван Артемич Бровкин (Ивашка Бровкин) - крепостной, позже - богатый купец, отец Алёшки

Материалы и документы, лёгшие в основу написания романа

Пыточные записи конца XVII века, собранные профессором Н. Я. Новомбергским и переданные писателю историком В.В.Калмашом в конце 1916 года. «История царствования Петра Великого» Н.Устрялова, тома 13-15 «История России с древнейших времен» С.Соловьева, «Деяния Петра Великого» И.Голикова. А также дневники и записки Патрика Гордона, И.Желябужского, Иоганна Корба, Д.Перри, Б.Куракина, Юста Юля, Н.Неплюева, П.Толстого, Ф.Берхгольца и др.

«Петр» - первый в нашей литературе настоящий исторический роман, «книга надолго»,- писал Алексею Толстому М. Горький. Такой «великолепной вещью» и стало в целом историческое повествование писателя о Петре Первом. Передавая сложность и драматическое величие развернувшихся событий, Толстой стремится объединить их в целостное сюжетное единство. Писатель населяет роман огромным количеством персонажей. Через взаимоотношения героев автор пытается исследовать дух эпохи, понять расстановку ее движущих сил, те события, которые сформировали и развили личность Петра.

Все усилия писателя направлены на то, чтобы полно и многогранно раскрыть образ Петра, показать уникальность этой фигуры не только для России, но и для всех времен и народов. Но как бы ни был талантлив и энергичен царь, ему ничего бы не удалось сделать, не сплоти он вокруг себя верных и деятельных людей. Впоследствии Пушкин образно и точно назовет их «птенцами гнезда Петрова».

Кто же были они? Жадные до жизни и работы, под стать царю Петру, с его неуемной энергией, силой, волей и желанием быть полезными России.

Первым другом, наставником, много сделавшим для духовного роста Петра, был Франц Лефорт. Он вводил несмышленого еще юношу в курс европейской политики, объяснял, почему, сидя на богатствах, россияне бедствуют. После его ранней смерти Петр ощутил, что понес невосполнимую утрату. В тот вечер он признался, что Меньшиков единственный до конца верный человек, правая его рука, «хотя и вороватая».

Выбравшись наверх из городской бедноты, Александр Данилович Меньшиков так и не смог отказаться от некоторых привычек, въевшихся намертво в его душу.

Меньшиков предан Петру до самозабвения, он готов по мановению руки «мин херца» идти на любое дело, не задумываясь скачет в самое пекло сражения, загораживая собой своего кумира, дарит ему любимую женщину - пленницу Катерину, но вот от вороватой своей натуры отказаться не в силах, за что частенько бывает бит быстрым на расправу Петром.

Так же преданы царю и поднявшиеся из небытия Бровкины. Иван Артемьич старается снабжать войска Петра лучшими продуктами, флот - пенькой и парусиной. Он отдает царю и самое дорогое - своих сыновей. Бровкины из тех, кто не копит богатство по сундукам, а учатся языкам, наукам, европейскому политесу. Петр выше всего ценит в людях знания и преданность делу, поэтому он поручает Алексею Бровкину совершить поход в северные земли, набрать годных для строительства Санкт-Петербурга и в войска людей.

Артамон Бровкин, несмотря на юный возраст, служит в посольском приказе, так как знает языки, разбирается в европейской политике. Гаврила Бровкин послан царем в Москву в помощь сестре Наталье Алексеевне организовать первый театр. Есть среди соратников Петра и родовитые бояре, на которых царь может опереться в трудный момент. Это в первую очередь князь-кесарь Ромодановский, оставленный наместником в Москве. Как цепной пес, бережет он царское добро, в самые трудные для царя периоды является его поддержкой и опорой, открывает Петру секретные подвалы, чтобы снарядить войска в азовский поход. Шереметьев, Репнин, Макаров - их много, кто вместе с Петром ковали победу под Азовом и Нарвой, потом наголову разбили шведов под Полтавой.

Не будь у Петра такого количества последователей, верных и самоотверженных соратников, он бы ничего не смог сделать, но в том-то и состоял феномен этого человека, что он мог объединить вокруг себя лучшие силы, повести за собой, где только личным примером, а где, если требовалось, с помощью плетки и кулаков загонял нерадивых помощников на работу. Петр понимал, что, действуя только добром, по-хорошему, он ничего не добьется. Слишком закостенело русское общество в бездействии, поэтому все средства были хороши, чтобы заставить служить Отечеству рьяно и добросовестно.

А. Толстой добился в мировой литературе выдающегося уменья изображать характеры в их органическом единстве с социальной и физической средой. Ромен Роллан отмечал, что особенно его поражало в искусстве Толстого то, как писатель «лепит персонажи в окружающей их обстановке».

Яркие, запоминающиеся, исторически обусловленные, герои А. Толстого по сей день поражают читателей своей индивидуальностью, правдивостью, простотой и безыскусностью. Это произведение вызывает неизменный интерес как русского, так и зарубежного читателя, так как объясняет феномен национального русского характера.

Тема Петра волновала творческое воображение Алексея Николаевича Толстого более четверти века. Этой теме были посвящены рассказы, трагедия "На дыбе" и, конечно же, роман "Петр I".

Роман Толстого - это» монументальное произведение, состоящее из трех книг и подробно описывающее эпоху правления Петра. В первой книге говорится о событиях, связанных с восшествием Петра на престол, о борьбе за власть с его противниками. Вторая книга, по замыслу автора, описывает два последующих десятилетия Петровской эпохи. В третьей книге, которая была написана в 1944 году, автор показал законодательную деятельность Петра, е*го реформы, поездки царя за границу. Таким образом, автор ставил перед собой задачу дать объективную оценку бурных событий Петровского времени.

Оценивая талант А.Толстого, современники отмечали его удивительный оптимизм. Даже изображая мрачные картины истории, Толстой дает читателю возможность почувствовать свою веру в русский народ, в его прошлое.

Собираясь писать роман об историческом деятеле, Толстой хотел показать становление личностти в эпохе. Как и Лев Толстой в романе "Война и мир", автор "Петра Г" считает, что личность не является силой, движущей историю. Личностью является функцией эпохи. Она вырастает из эпохи. Ею как бы обозначают исторические события в зависимости от внесенного вклада.

Роман Толстого многоглланов. В конечном варианте произведение выстроено так: первая книга - это картина допетровской Руси. Начинается она с изображения тяжелой жизни крестьянина, на примере семьи Бровкиных, и завершается сценами казни стрельцов. Вторая книга - это начало молодой России, создаваемой Петром. Начинается она с печальной картины жизни Москвы после подавления стрелецкого бунта, а заканчивается строительством Петербурга. В третьей книге показано, что дело Петра победило и утвердилось. Начинается она сетованием старых бояр на то, что Москва уже не 1 та после строительства новой столицы. Автор хотел завершить книгу торжеством Полтавской победы. Но роман прерван на событиях, связанных со взятием Нарвы. Таким образом, роман исследует жизнь России от начала 80-х годов XVII столетия до 1704 года.

Толстой объективен в своих оценках. Изображая жестокие времена становления петровской власти, он показывает конфликт между разными представителями господских классов - между старым боярством и сторонниками Петра, между г господствующим классом и народом и между русским государством и иноземными захватчиками.

Тяжела была борьба Петра против родовитых Милославских и Софьи. Именно в этой борьбе ожесточается сердце молодого царя. Сцены, связанные с этой борьбой, i позволяют нам понять поведение Петра во время казни Цыклера или расправы над стрельцами. Попытка Софьи удержаться на троне не увенчалась успехом, как крымские походы, предпринимаемые в это время, оказались неудачными. Голицын больше фантази повал о великих подвигах, чем способен был их совершить. А тем временем в своих потешных играх в Преображенском мужает царь Петр. Автору не безразличны движения души его героев.

Так, царевна Софья любит красавца Голицына, но обречена на одиночество. Петр безнадежно влюблен в очаровательную Анхен. Трагична судьба Евдокии Лопухиной, первой жены Петра, нелюбимой, но по-своему любящей. Конечно, любовная линия не основная в романе, но без нее повествование получилось бы сухим и безжизненным. В романе Толстого не редки сцены, проникнутые юмором. Невозможно без улыбки читать о том, как проводит утро удрученный ненавистными новыми порядками Роман Борисович Буйносов. Автор умело сочетает в романе картины-детали и картины-обобщения. И это придает повествованию глубину и объемность. Удивителен и яркий, образный, передающий особенности времени язык романа. Роман исторический, и это ответственное условие. Толстой идет по своему особенному пути.

В основе романа лежит современный русский литературный язык. В этот язык очень осторожно вводятся элементы архаики. Их так мало, что автору нет необходимости давать их объяснения в сносках. Зато он прибегает иногда к другим приемам: здесь же рядом он дает пояснения.

Центральным образом романа безусловно является образ Петра I. Рядом с ним автор изобразил его сподвижников, а также тех, кто вставал на пути новой России. Немаловажное место в романе занимает образ народа. В романе о Петре народ показан таким, каким он был в то время: забитым, угнетенным, но создающим все материальные ценности. Вот, например, в первой книге описан крестьянин Цыган, который бежал от помещика, но его вернули. Он лишился глаза в Азовском походе, стал батрачить, так как хозяйство его разорили. От такой жизни Цыган бежит в разбойничью шайку, а потом попадает в тюрьму. Кузнец Жомов рассказывает о своей судьбе. Он крепостной крестьянин и мечтает построить летательную машину. Но средств на постройку нет. А барин только издевается над его идеями.

Во второй книге мы видим Жомова работающим рядом с Петром. Здесь же и богатырь Федька по прозвищу Умойся Грязью, который упрекает Андрюшку Голикова за то, что тот мечтает о спокойствии в раскольничьих скитах.

Завершая рассказ о великом произведении великого мастера, можно привести слова самого Толстого: "Чтобы понять тайну русского народа, его величие, нужно хорошо и глубоко узнать его прошлое: нашу историю, коренные узлы ее... в которых завязывался русский характер". Исторические факты Алексей Николаевич Толстой изображает под углом зрения интересов современной ему действительности, подчеркивая моменты, важные для воспитания нового человека эпохи первых лет советской власти.

Алексей Толстой в романе «Петр Первый» отдал дань образу Петра Великого, создав одноимённый роман. Приняв революционные события, Толстой выбрал для лучшего их понимания наиболее точную в русской истории аналогию — с эпохой Петра.

Произведения исторического жанра, особенно крупной формы, отличает наличие выраженного художественными средствами авторского представления о закономерностях истории, её движущих силах и конфликтах.

В отличие от романов 1920-1930-х годов, изображавших народные восстания и их руководителей («Разин Степан» и «Гулящие люди» А.Чапыгина, «Салават Юлаев»
С.Злобина, «Повесть о Болотникове» Г.Шторма и др.). А. Толстой поставил в центр произведения фигуру царя, деятеля исторического масштаба. В Петре писатель в первую очередь показал его преобразовательский гений, понимание необходимости коренных изменений в жизни страны («В России все нужно ломать — всё эаново»).

Историческая перспективность реформ уже не вызывает у автора сомнений. Смысл петровской эпохи в романе А.Толстого – это рывок из прошлого в будущее, от изоляции и патриархальности в число передовых держав мира, время резкого столкновения старого и нового. В этом Толстой видел созвучие между «трагической и творческой» эпохой Петра и революционной историей России.

Если для традиционного исторического романа характерна сосредоточенность на
изображении прошлого, то А.Толстой стремился воссоздать связь времён, раскрыть общие черты переломных исторических эпох. Такой подход стал принципиально новым явлением для исторической прозы.

«Становление личности в исторической эпохе» — так определил А.Толстой главный принцип изображения. Автор не просто воссоздаёт биографию Петра, он стремится показать, с одной стороны, как эпоха влияла на формирование личности героя, а с другой — каково было воздействие петровских
преобразований на судьбу страны.

С решением этой основной задачи связаны и все другие проблемы романа: вопрос об объективной необходимости и значении петровских преобразований; изображение острой борьбы нового со старым; «выявление двигающих сил эпохи», роль личности И народа в истории.

Замысел произведения определил особенности композиции и сюжета.

Произведение отличает эпический размах в изображении жизни страны рубежа XVII-XVIII веков. Основой сюжета являются реальные события краткого по продолжительности, но насыщенного содержанием периода с 1682 по 1704 год.

Первая книга романа (1930) представляет собой предысторию петровских преобразований. Это период детства и юности Петра, жестокие жизненные уроки, учёба у иностранцев, начало создания флота, военные «конфузим», подавление стрелецкого бунта.

Вторая книга (1934) включает описание начального периода Северной войны и
завершается строительством Петербурга.

Апогеем изображения государственной деятельности Петра должна была стать третья книга, но роман остался незавершённым. В опубликованных главах третьей книги (1943-1944), в соответствии с духом военного времени, когда она создавалась, основным стал мотив славных побед русского оружия (взятие Нарвы). В романе воссоздана живая, динамичная, многоплановая картина эпохи.

Первая глава представляет собой историческую экспозицию, рисующую жизнь допетровской России. Здесь акцентированы отрицательные стороны патриархальной российской жизни: «нищета, холопство, бездолье», отсутствие движения («кисли столетние сумерки»).

Всеобщее недовольство жизнью подчёркивают авторские отступления (начало гл. 2; гл. 5, подгл. 12; начало гл. 7). В них сформулирован общий вывод: «Что за Россия, заклятая страна, — когда же ты с места сдвинешься?».

Создавая образ ждущей пере мен России, автор использует кинематографический приём смены ракурсов. Действие, начавшееся в крестьянской избе Ивашки Бровкина, переносится в усадьбу Василия Волкова,
оттуда в Москву, не один раз задержится на дорогах России, приведёт в царские палаты, где у постели умирающего Фёдора Алексеевича решается, кому быть царём.

Местом действия становятся кабак на Варварке, где высказывается мнение простых людей, светлица царевны Софьи, площадь, где бунтуют стрельцы, Троице-Сергиева лавра, Переславль, Архангельск, Дон, Воронеж, Германия с Голландией, Нарва.

Многоплановая композиция дала автору возможность отобразить жизнь всех сословий и групп русского общества: от царской семьи, бояр, иностранцев до торговых и военных людей, крестьян, раскольников, каторжников, беглых. Наряду с реальными фактами и персонажами истории в романе важную роль играют вымышленные события и герои.

Можно особо отметить в этом плане тесно связанную с Петром- историю семьи Бровкиных, на примере которой показаны конкретные изменения жизни русских людей.

Быт, нравы, обычаи, сам дух прошедшей эпохи воссозданы в романе с опорой на документы, исторические труды и другие источники. Важнейшим из них стала книга профессора Н.Новомбергского «Слово и дело государевы», в которой содержатся акты Тайной канцелярии и Преображенского приказа. В этих «пыточных записях» «рассказывала, стонала, лгала, вопила от боли и страха народная Русь» (XIII, с. 567-568).

Простой и точный разговорный язык XVII века лёг в основу языка романа А.Толстого. Это позволило придать произведению исторический колорит, живость и образность, при этом сделав его доступным современному читателю.

Язык произведения отражает дух петровских преобразований, в нём сочетаются народные слова и выражения, архаизмы, иностранные заимствования. Исследователи едины во мнении о романе Толстого как вершине речевого и изобразительного мастерства художника.

Образ Петра Первого.

Особенность изображения героя состоит в том, что писатель показывает Петра не как уже сложившегося государственного деятеля, а прослеживает процесс становления личности под влиянием исторических обстоятельств.

Изображаемые события жизни страны становятся вехами личной биографии Петра, этапами его взросления. Толстой делает юного героя свидетелем
расправы стрельцов с его близкими, и эта память отзовётся в дальнейшем непримиримым конфликтом с сестрой Софьей и боярами в борьбе за власть и жестокой расправой над стрельцами.

Посещение Немецкой слободы пробуждает у Петра интерес к европейскому образу жизни. Поездка в Архангельск и вид иностранных кораблей укрепляет в сознании Петра мысль о необходимости преобразований.

Автор неоднократно использует приём парных эпизодов, показывая быстрые изменения в характере героя (к примеру, два заседания Боярской думы — до
Азовского похода (кн. 1, гл. 5, подгл. 20.) и после него (кн. 1, гл. 7, подгл. 1) — подчёркивают: Пётр теперь « … другой человек: зол, упрям, деловит».

В этих противопоставлениях раскрываются энергия и решительность главного героя, его готовность учиться у самых разных людей, извлекать уроки из поражений, его искренняя боль за нищету и отсталость страны, простота и отсутствие высокомерия.

Алексей Толстой показывает Петра сложной и противоречивой личностью (например, сцены крестного хода в Успенском соборе — кн. 1, гл. 4, подгл. 2; конец кн.1 — подавление стрелецкого мятежа; Пётр у курфюрстин — кн. 1, гл. 7, подгл. 8; в кузнице у Жемова — кн. 2. гл. 1, подгл. 10; Пётр под Нарвой — кн. 2, гл. 4, подгл. 3; кн. З. гл. 4, подгл. 1; Пётр В землянке — кн. 3, гл. 2, подгл. 5).

Он, пользуясь пушкинским определением, «рукой железной / Россию поднял на дыбы». Преобразования осуществляются за счёт жестокой эксплуатации, ценой тысяч жизней, из отсталости страна вырывается через массовые казни, пытки, насильственное введение элементов европейской культуры.

Но автор уравновешивает острый драматизм ситуации вниманием к изображению
результатов дела Петра (можно сравнить описание жизни крестьян в имении Волкова в годы правления Софьи (кн. 1, гл. 4, подгл. 1) и в имении Буйносова в период царствования Петра (кн. 2, гл. 1, подгл. 3); проследить за изменениями в жизни Ивашки Бровкина).

Пётр показан глазами разных людей: матери, Софьи, бояр, соратников: Меншикова, Бровкина, немца Лефорта, простых людей — кузнеца Жемова, художника Голикова, крестьян, строителей, солдат. Это позволяет передать полифонию мнений о главном содержании образа — деле Петра.

Писатель запечатлел уникальное для изображаемой эпохи явление: изменение традиционных социальных траекторий, выдвижение людей не по знатности рода, а по уму, деловитости, приверженности новому (Меншиков, Алёшка Бровкин и его сестра Санька, Демидов и др.).

Определяя взаимоотношения между персонажами, писатель располагает их между двумя полюсами: сторонники и противники петровских преобразований. По отношению ко всем персонажам, даже второстепенным, действует принцип многогранности изображения (например, образ боярина Буйносова).

В раскрытии психологии героя Толстой широко использует приём «внутреннего жеста». Речь идёт о передаче внутреннего состояния через внешнее проявление. через движение, жест. Писатель был убеждён, что «нельзя писать портрет героя на целых десяти страницах», «портрет героя должен проявиться из самого движения, борьбы, в столкновениях, в поведении») (XIII, с. 499)3. Именно поэтому движение и его выражение — глагол — являются основой создания образа.

Народ в романе « Пётр Первый».

Пётр В романе А.Н.Толстого предстаёт как ярчайшее воплощение русского национального характера. Поставив в центр произведения царя-реформатора, писатель уделил особое внимание изображению активной роли народа в петровских преобразованиях. В произведении постоянно слышна оценка происходящего народом, и для автора это является важнейшим критерием исторической справедливости дела Петра. В массовых сценах народ изображён не статично, а в столкновении противоречивых настроений. Толстой мастерски пользуется полилогом, выделяет в обобщённом образе народа отдельные фигуры.

Во второй и третьей книгах автор показывает нарастание народного недовольства, свидетельство чему — частое упоминание имени мятежного Степана Разина. Движение раскольников также трактуется Толстым как одна из форм протеста против усиления гнёта в петровскую эпоху.

Воплощением конфликта стали данные крупным планом образы Овдокима, пегобородого Ивана и Федьки Умойся Грязью. Символически звучит финал второй книги романа: угрюмый, клеймёный, закованный в кандалы мужик «Федька умойся Грязью, бросая волосы на воспалённый мокрый лоб, бил и бил дубовой кувалдой в сваи … ». Здесь и подчёркнуты кровавые усилия, которыми создаётся проход из Ладоги в открытое море, и акцентируется угроза, которую несёт строительство новой столицы империи.

Рассказывая о жизни русского человека, А.Толстой подчёркивает его трудолюбие, талантливость (образы Кузьмы Жемова, Кондрата Воробьёва (кн. 2, гл. 5, подгл. 3); палехского живописца Андрея Голикова (кн. 2, гл. 5, подгл. 3; кн. 2, гл. 2, подгл. 5).

В сражениях, которые ведёт Пётр, ярко проявляются такие качества русского народа, как героизм и мужество. Благодаря взаимодействию образов Петра и народа автору удалось показать бурное противоречивое историческое движение России и раскрыть судьбу нации в переломный момент, на многие века определивший ход её истории.

Роман «Петр Первый» — это вершинное произведение Толстого, получившее признание и в России, и в русском зарубежье. Если историческую концепцию петровской эпохи приняли не все, то высочайшее мастерство изобразительности, живой язык, неиссякаемый юмор сделали роман классическим произведением русской литературы.

Война как испытание русского характера «В дни войны Алексей Толстой оказался на посту. Его слова приободряли, веселили, горячили бойцов, Толстой не ушёл в молчание, не ждал, не ссылался на отчуждённость муз от музыки боя. Толстой говорил в октябре 1941 года, и Россия этого не забудет», — писал Илья Эренбург.

Ведущая тема творчества Толстого — русский характер в его историческом развитии — в годы Великой Отечественной войны приобрела особую актуальность. Как и в исторической теме, центральным в произведениях военных лет стал образ родной земли, политой кровью предков, защищаемой «умными, чистыми, неторопливыми», «берегущими своё достоинство» русскими людьми. Характерное для общественного сознания и культуры периода Великой Отечественной войны обращение к героическим образам отечественной истории и культуры, подвигам отцов и дедов способствовало укреплению национального самосознания. Задачу литературы писатель видел в том, чтобы быть «голосом героической души
народа».

0 / 5. 0

Система образов в романе «Петр Первый»

«Петр» - первый в нашей литературе настоящий исторический роман, « надолго»,- писал Алексею Толстому М. Горький. Такой «великолепной вещью» и стало в целом историческое повествование писателя о Петре Первом. Передавая сложность и драматическое величие развернувшихся событий, Толстой стремится объединить их в целостное сюжетное единство. Писатель населяет роман огромным количеством персонажей. Через взаимоотношения героев автор пытается исследовать дух эпохи, понять расстановку ее движущих сил, те события, которые сформировали и развили личность Петра.

Все усилия писателя направлены на то, чтобы полно и многогранно раскрыть образ Петра, показать уникальность этой фигуры не только для России, но и для всех времен и народов. Но как бы ни был талантлив и энергичен царь, ему ничего бы не удалось сделать, не сплоти он вокруг себя верных и деятельных людей. Впоследствии Пушкин образно и точно назовет их «птенцами гнезда Петрова».

Кто же были они? Жадные до жизни и работы, под стать царю Петру, с его неуемной энергией, силой, волей и желанием быть полезными России.

Первым другом, наставником, много сделавшим для духовного роста Петра, был Франц Лефорт. Он вводил несмышленого еще юношу в курс европейской политики, объяснял, почему, сидя на богатствах, россияне бедствуют. После его ранней смерти Петр ощутил, что понес невосполнимую утрату. В тот вечер он признался, что Меньшиков единственный до конца верный человек, правая его рука, «хотя и вороватая».

Выбравшись наверх из городской бедноты, Александр Данилович Меньшиков так и не смог отказаться от некоторых привычек, въевшихся намертво в его душу.

Меньшиков предан Петру до самозабвения, он готов по мановению руки «мин херца» идти на любое дело, не задумываясь скачет в самое пекло сражения, загораживая собой своего кумира, дарит ему любимую женщину - пленницу Катерину, но вот от вороватой своей натуры отказаться не в силах, за что частенько бывает бит быстрым на расправу Петром.

Так же преданы царю и поднявшиеся из небытия Бровкины. Иван Артемьич старается снабжать войска Петра лучшими продуктами, флот - пенькой и парусиной. Он отдает царю и самое дорогое - своих сыновей. Бровкины из тех, кто не копит богатство по сундукам, а учатся языкам, наукам, европейскому политесу. Петр выше всего ценит в людях знания и преданность делу, поэтому он поручает Алексею Бровкину совершить поход в северные земли, набрать годных для строительства Санкт-Петербурга и в войска людей.

Артамон Бровкин, несмотря на юный возраст, служит в посольском приказе, так как знает языки, разбирается в европейской политике. Гаврила Бровкин послан царем в Москву в помощь сестре Наталье Алексеевне организовать первый театр. Есть среди соратников Петра и родовитые бояре, на которых царь может опереться в трудный . Это в первую очередь князь-кесарь Ромодановский, оставленный наместником в Москве. Как цепной пес, бережет он царское добро, в самые трудные для царя периоды является его поддержкой и опорой, открывает Петру секретные подвалы, чтобы снарядить войска в азовский поход. Шереметьев, Репнин, Макаров - их много, кто вместе с Петром ковали победу под Азовом и Нарвой, потом наголову разбили шведов под Полтавой.

Не будь у Петра такого количества последователей, верных и самоотверженных соратников, он бы ничего не смог сделать, но в том-то и состоял феномен этого человека, что он мог объединить вокруг себя лучшие силы, повести за собой, где только личным примером, а где, если требовалось, с помощью плетки и кулаков загонял нерадивых помощников на работу. Петр понимал, что, действуя только добром, по-хорошему, он ничего не добьется. Слишком закостенело русское общество в бездействии, поэтому все средства были хороши, чтобы заставить служить Отечеству рьяно и добросовестно.

А. Толстой добился в мировой литературе выдающегося уменья изображать характеры в их органическом единстве с социальной и физической средой. Ромен Роллан отмечал, что особенно его поражало в искусстве Толстого то, как писатель «лепит персонажи в окружающей их обстановке».

Яркие, запоминающиеся, исторически обусловленные, герои А. Толстого по сей день поражают читателей своей индивидуальностью, правдивостью, простотой и безыскусностью. Это произведение вызывает неизменный интерес как русского, так и зарубежного читателя, так как объясняет феномен национального русского характера.

Тема Петра волновала творческое воображение Алексея Николаевича Толстого более четверти века. Этой теме были посвящены рассказы, трагедия "На дыбе" и, конечно же, роман "Петр I".

Роман Толстого - это» монументальное произведение, состоящее из трех книг и подробно описывающее эпоху правления Петра. В первой книге говорится о событиях, связанных с восшествием Петра на престол, о борьбе за власть с его противниками. Вторая книга, по замыслу автора, описывает два последующих десятилетия Петровской эпохи. В третьей книге, которая была написана в 1944 году, автор показал законодательную деятельность Петра, е*го реформы, поездки царя за границу. Таким образом, автор ставил перед собой задачу дать объективную оценку бурных событий Петровского времени.

Оценивая талант А.Толстого, современники отмечали его удивительный оптимизм. Даже изображая мрачные картины истории, Толстой дает читателю возможность почувствовать свою веру в русский народ, в его прошлое.

Собираясь писать роман об историческом деятеле, Толстой хотел показать становление личностти в эпохе. Как и Лев Толстой в романе "Война и мир", автор "Петра Г" считает, что личность не является силой, движущей историю. Личностью является функцией эпохи. Она вырастает из эпохи. Ею как бы обозначают исторические события в зависимости от внесенного вклада.

Роман Толстого многоглланов. В конечном варианте произведение выстроено так: первая книга - это картина допетровской Руси. Начинается она с изображения тяжелой жизни крестьянина, на примере семьи Бровкиных, и завершается сценами казни стрельцов. Вторая книга - это начало молодой России, создаваемой Петром. Начинается она с печальной картины жизни Москвы после подавления стрелецкого бунта, а заканчивается строительством Петербурга. В третьей книге показано, что дело Петра победило и утвердилось. Начинается она сетованием старых бояр на то, что Москва уже не 1 та после строительства новой столицы. Автор хотел завершить книгу торжеством Полтавской победы. Но роман прерван на событиях, связанных со взятием Нарвы. Таким образом, роман исследует жизнь России от начала 80-х годов XVII столетия до 1704 года.

Толстой объективен в своих оценках. Изображая жестокие времена становления петровской власти, он показывает конфликт между разными представителями господских классов - между старым боярством и сторонниками Петра, между г господствующим классом и народом и между русским государством и иноземными захватчиками.

Тяжела была борьба Петра против родовитых Милославских и Софьи. Именно в этой борьбе ожесточается сердце молодого царя. Сцены, связанные с этой борьбой, i позволяют нам понять поведение Петра во время казни Цыклера или расправы над стрельцами. Попытка Софьи удержаться на троне не увенчалась успехом, как крымские походы, предпринимаемые в это время, оказались неудачными. Голицын больше фантази повал о великих подвигах, чем способен был их совершить. А тем временем в своих потешных играх в Преображенском мужает царь Петр. Автору не безразличны движения души его героев.

Так, царевна любит красавца Голицына, но обречена на одиночество. Петр безнадежно влюблен в очаровательную Анхен. Трагична судьба Евдокии Лопухиной, первой жены Петра, нелюбимой, но по-своему любящей. Конечно, любовная линия не основная в романе, но без нее повествование получилось бы сухим и безжизненным. В романе Толстого не редки сцены, проникнутые юмором. Невозможно без улыбки читать о том, как проводит утро удрученный ненавистными новыми порядками Роман Борисович Буйносов. Автор умело сочетает в романе картины-детали и картины-обобщения. И это придает повествованию глубину и объемность. Удивителен и яркий, образный, передающий особенности времени язык романа. Роман исторический, и это ответственное условие. Толстой идет по своему особенному пути.

В основе романа лежит современный русский литературный язык. В этот язык очень осторожно вводятся элементы архаики. Их так мало, что автору нет необходимости давать их объяснения в сносках. Зато он прибегает иногда к другим приемам: здесь же рядом он дает пояснения.

Центральным образом романа безусловно является образ Петра I. Рядом с ним автор изобразил его сподвижников, а также тех, кто вставал на пути новой России. Немаловажное место в романе занимает образ народа. В романе о Петре народ показан таким, каким он был в то время: забитым, угнетенным, но создающим все материальные ценности. Вот, например, в первой книге описан крестьянин Цыган, который бежал от помещика, но его вернули. Он лишился глаза в Азовском походе, стал батрачить, так как хозяйство его разорили. От такой жизни Цыган бежит в разбойничью шайку, а потом попадает в тюрьму. Кузнец Жомов рассказывает о своей судьбе. Он крепостной крестьянин и мечтает построить летательную машину. Но средств на постройку нет. А барин только издевается над его идеями.

Во второй книге мы видим Жомова работающим рядом с Петром. Здесь же и богатырь Федька по прозвищу Умойся Грязью, который упрекает Андрюшку Голикова за то, что тот мечтает о спокойствии в раскольничьих скитах.

Завершая рассказ о великом произведении великого мастера, можно привести слова самого Толстого: "Чтобы понять тайну русского народа, его величие, нужно хорошо и глубоко узнать его прошлое: нашу историю, коренные узлы ее... в которых завязывался русский характер". Исторические факты Алексей Николаевич Толстой изображает под углом зрения интересов современной ему действительности, подчеркивая моменты, важные для воспитания нового человека эпохи первых лет советской власти.