Конспект НОД «Рассказывание по картине И. Левитана «Золотая осень» для старшей группы

Программное содержание:

  1. Развивать у детей способность видеть и чувствовать состояние осенней природы и эмоционального отклика на него.
  2. Пробуждать добрые и светлые чувства, радость, желание любоваться красотой поэзией «золотой» осени.
  3. Учить внимательно рассматривать художественную картину, подводя к пониманию того, что художник изображает реальную. природу – то, что увидел, что вызвало у него радость, удивление.
  4. Развивать навыки восприятия образного языка пейзажной живописи, эмоциональное восприятие цвета и цветосочетаний. Обратить внимание детей на то, что с помощью цвета можно рассказать о времени года, о своём настроении, отношении к изображаемому.
  5. Вызвать у детей желание нарисовать золотую осень; будить воображение, творческие способности.

Предварительная работа.

  1. Наблюдение на прогулке за проявлениями признаков осени.
  2. Экскурсия в школьный сад и по городу.
  3. рисование осенних листьев и кустов; лепка овощей, фруктов.
  4. Составление осенних букетов, игра с листьями.
  5. Рассматривание иллюстраций.
  6. Разучивание и чтение стихотворений, прослушивание отрывков музыкальных произведений; пение песен об осени.

Материалы.

Репродукция картины И. Левитана «Золотая осень». Гуашь, кисти, бумага для рисования, вода.

Дети сидят перед картиной (она пока закрыта).

Воспитатель: скажите, ребята, какое сейчас на улице время года?

Дети: Осень!

Воспитатель: Правильно, осень. Ответьте, какая бывает осень?

Дети: теплая, холодная, дождливая, яркая, золотая, солнечная и т.д.

Воспитатель: а помните, мы с вами были на прогулке в школьном саду? Что вам особенно запомнилось? На что мы обратили внимание?

Дети: На красивые деревья с желтыми, красными, разноцветными листочками; на рябинку с красными гроздями ягод.

Воспитатель: да, мы видели красивые деревья, разноцветные листочки, заметили, как листочки тихо падали на землю, красиво кружились на лету, бежали под ветерком по земле. Мы даже играли сточками.

скажите, ребята, когда мы прислушивались к звукам природы, что мы слышали?

Дети: мы слышали шорох листвы, шелест под ногами, пение птиц.

Воспитатель: Мы даже знаем, как пахнет осень. Чем же осень пахнет,

Дети: Прелой листвой, осенними цветами, душистыми травами, скошенной травой, дождём, грибами и т.д.

Воспитатель: Правильно! А еще осень пахнет горьковатым дымом костров. Ребята, вспомните, когда мы гуляли, было солнышко или нет?

Дети: (ответ детей).

Воспитатель: Солнышко, будто «зажгло» листву деревьев. Листья на деревьях стали еще ярче, наряднее, стали радостные, праздничные! Небо в этот момент какое было?

Дети: голубое, ясное, чистое, с легкими белыми облаками.

Воспитатель: да, очень красиво сейчас и в лесу, и в парках, и на улицах города. Мы с вами подолгу любовались красивой, нарядной природой осенью. Нам было так светло и радостно, правда? А вот поэты тоже очень любят это замечательное время года. Они писали и пишут много стихов об осени. Давайте послушаем стихотворение З. Федоровской «Осень».

Осень на опушке краски разводила,

По листве тихонько кистью проводила:

Пожелтел орешник и зарделись клёны,

В пурпуре осеннем только дуб зелёный.

Утешает осень:

Не жалейте лето!

Посмотрите – роща золотом одета!

Воспитатель: Но не только поэты, но и композиторы восхищались красотой осени, осенней природой, осенними пейзажами. Послушайте музыкальное произведение П.И. Чайковского «Осенняя песенка» и покажите в своих движениях картинку про осень. Пожалуйста, выходите.

Звучит музыка, и дети свободно двигаются по залу.

Воспитатель: Молодцы! Когда звучала эта прекрасная музыка П.И. Чайковского, и вы танцевали под неё, я вспомнила об одной замечательной картине, с которой хочу вас познакомить. вот она. (Открывается картина.)

Эта картина называется «Золотая осень», а написал ее великий русский художник Исаак Левитан. Когда художник писал эту картину, он стоял на холме и любовался чудесной картиной природы. посмотрите на нее внимательно и даже можно немножко о ней поговорить шепотом. (Дети 1-2 минуты рассматривают картину.)

Воспитатель: Все рассмотрели? Что же мы видели на этой картине? Что на ней изображено?

Дети: Осень, деревья, речка и т.д.

Воспитатель: какая осень?

Дети: «Золотая осень»

Воспитатель: Как вы догадались? Какие цвета взял художник, чтобы изобразить «Золотую осень»?

Дети: желтый, красный, бордовый, оранжевый….

Воспитатель: Что еще мы видим на картине?

Дети: мы видим речку!

Воспитатель: Какая вода в речке?

Дети: ответы детей

Воспитатель: Вода холодная, тёмная. Какие краски использовал художник?

Дети: Синюю, фиолетовую. Это холодные тона.

Воспитатель: ребята, а каким художник изобразил небо?

Дети: Голубым, светлым, чистым, бездонным

Воспитатель: А солнышко на картине есть?

Дети: Нет, но оно присутствует, потому что картина очень светлая, яркая и от деревьев падает тень.

Воспитатель: Понравилась вам картина? И мне она очень понравилась. Послушайте мой рассказ о картине.

Искусствоведческий рассказ воспитателя: воспитатель рассказывает медленно, выдерживает паузы между эпизодами картины.

«Яркое солнышко осветило золотую листву. Нарядные берёзки, словно расшалившиеся подружки, сбежались гурьбой. Стоят,….на себя любуются,….на красивую синюю-синюю речку… Уже совсем не жарко. В прозрачном воздухе всё, даже самое далекое, хорошо видно. Дышится не просторе легко и весело».

Воспитатель: Ребята, а вам хотелось бы оказаться на этом холме, среди этих берёзок?

Представьте себя там.

Ответы детей.

Воспитатель: Лера, представь, что ты подошла к этой речке, что ты ощущаешь? Какая вода? А ты, Ярослав, стоишь около весёлых берёзок, что ты чувствуешь? А ты, Диана, подбежала вот сюда к этим деревьям, что ты там услышала или почувствовала, расскажи?

Воспитатель: ребята, давайте ещё раз посмотрим на картину И. Левитана «Золотая осень», почувствуем всю её красоту и прелесть (дети ещё раз рассматривают картину 20-30 секунд)

Воспитатель: А сейчас, ребята, вам представиться возможность нарисовать свою «Золотую осень» кто как хочет любым способом. В рисунке постарайтесь передать своё настроение к «золотой осени». (Дети выполняют.)

Воспитатель: Давайте рассмотрим ваши рисунки о «золотой осени». Какие разные они получились. Очень красивые краски вы подобрали, придумали интересные пейзажи – как настоящие художники. Молодцы!

Оксана Мартынова
Занятие по развитию речи в подготовительной группе. Составление рассказа по репродукции картины И. Левитана «Золотая осень»

Тема : Рассказывание по картине . Составление описательного рассказа по репродукции картины И . Левитана «Золотая осень » .

Цель : закрепить представление детей об осеннем времени года , обогащать словарный запас определениями; развивать диалогическую речь ; воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость по отношению к природе.

Образовательная область :

Социально-коммуникативная :

Учить детей составлять описательный рассказ по пейзажной картине из пяти – шести предложений, соблюдая композицию рассказа , использовать в речи разные синтаксические конструкции, образные слова и выражения; совершенствовать монологическую речь детей, развивать наблюдательность , умение чувствовать и передавать в рассказе настроение , заключенное в пейзаже, учить рассказывать связно , плавно, эмоционально, узнавать образы осенней сказки в звуках музыки, стихах, картине художника . Обогащать словарь детей.

Интеграция образовательных областей :

Развитие речи :

Приобщать детей к словесному искусству, развивать художественное восприятие и эстетический вкус.

Познавательное развитие :

Закрепить знания детей об осенних месяцах .

Оборудование : репродукция картины И . И. Левитана «Золотая осень » , видеопрезентация с произведениями известных писателей и репродукцией картины Левитана .

Воспитатель беседует с детьми :

Ребята, с каким настроением вы приходите в детский сад? (Ответы детей) .

А у вас всегда бывает хорошее настроение? (Ответы детей) .

Как можно догадаться, какое у человека настроение? (По глазам, по мимике, по разговору) .

Правильно, о настроении можно узнать по-разному. Интересно, а сможете вы узнать о настроении поэта по его стихотворению? Слушайте внимательно.

Меж редеющих верхушек

Показалась синева. Зашумела у опушек

Ярко-желтая листва.

Птиц не слышно.

Обломившийся сучок,

И, хвостом мелькая, белка

Легкий делает прыжок.

Стала ель в лесу заметней -

Бережет густую тень.

Подосиновик последний

Сдвинул шляпу набекрень.

О каком времени года рассказал нам поэт А . Т. Твардовский? (Об осени .)

Послушайте еще одно стихотворение

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора -

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера.

Где бодрый серп гулял и падал колос,

Теперь уж пусто все - простор везде, -

Лишь паутины тонкий волос

Блестит на праздной борозде.

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,

Но далеко еще до первых зимних бурь -

И льется чистая и теплая лазурь

На отдыхающее поле.

Какое чувство и настроение вызвало у вас это стихотворение?

Ребята, а с помощью рисунка можно выразить свое настроение? (Ответы детей) .

Правильно, по рисунку также можно догадаться о настроении художника, о его чувствах, мечтах.

Ребята, давайте немного отдохнем и поиграем :

Физминутка

Мы сейчас все дружно встанем,

Отдохнем все на привале.

Вправо, влево повернитесь,

Наклонитесь, поднимитесь,

Лапки вверх и лапки вбок,

И на месте прыг да скок!

А теперь бежим вприпрыжку.

Молодцы, мои зайчишки!

Замедляем зайки шаг

И на месте стой! Вот так!

А теперь мы сядем дружно :

Нам еще работать нужно!

Просмотр репродукцию картины И . Левитана «Золотая осень » .

Ребята, посмотрите внимательно на картину : на луг, на речку, на золотые листочки берез , на пожелтевшую, почти высохшую траву, на одинокий полуувядший цветок, склонившийся прямо к воде и на яркое солнечное небо над ними.

А вы хотели бы оказаться на этом лугу?

Как бы вы назвали эту картину ? (Ответы детей) .

И. Левитан выбрал для своей картины название «Золотая осень » . Как вы думаете, почему? (Ответы детей) .

Правильно, ребята. Все на этой картине как будто золотое : пышное убранство берез, яркий солнечный свет осеннего дня .

Какие приметы осени вы видите на этой картине ?

Какое небо? (Яркое, солнечное, голубое, прохладное.)

Какой день изображен на картине : ясный или пасмурный? (Ясный.)

Есть ли на небе облака? Какие они? (Белое облачко.)

Как вы думаете, какое настроение у берез? (Веселое, радостное, игривое настроение, они гордятся своими золотыми платьями .)

А вы заметили одинокий цветок у ручья? Как вы думаете, какое настроение у цветка? (Он радуется яркому солнцу : радуется, что он такой красивый, но немного грустит, потому что остался совсем один и скоро будет холодно.)

А теперь давайте отгадаем, с каким настроением художник рисовал эту картину . (С хорошим, веселым, радостным, светлым, вдохновенным, восторженным и немного грустным)

Ребята, давайте попробуем придумать по этой картине рассказ . Придумайте название своему рассказу и расскажите об осеннем дне , об осеннем небе , об облаках, о солнце, о березах, об одиноком цветке и о голубом ручье.

Примерный рассказ

Наступила осень . Тоненькие березки с белыми стволами нарядились в ярко-желтые платья. Дует легкий ветерок, листики обрываются с веток и летят, кружась в медленном танце. Смотришь на березы и удивляешься, как это зеленые листочки превратились в золотые . По лугу протекает темно-синяя река. Вода уже стала холодная. На изгибе реки стоит одинокая красавица береза, ярко-желтая и ровная, как свечка. Вдалеке виднеются зелено-коричневые деревья, ярко-зеленое поле и несколько деревенских домиков.

Небо голубое-голубое с легким белым облачком. Солнца не видно, но его присутствие чувствуется во всем : словно горит и переливается золотая листва , играя в солнечных лучах. А от деревьев падает тень. По тени можно догадаться, в какой стороне находится солнце.

На берегу реки ярко расцвел осенний цветок . Он радуется сам яркому лучистому солнцу и радует всех своей красотой. Только жаль, что он остался один. Наверное, все цветы уже отцвели.

Ребята, что вам больше всего запомнилось с нашего занятия ?

Что мы с вами делали на сегодняшнем занятии , чему учились?

О чем бы вы ещё раз хотели бы вспомнить и поговорить?

Ребята, несмотря на то, что осень – немного грустный период, но очень красивый, поэтому многие композиторы, поэты и художники старались запечатлеть красоту этого времени года в своих произведениях. Природа осенью как - будто засыпает, но мы знаем, что впереди нас ждёт другое – интересное и красивое время года.

Тема: Составление рассказа по картине «Золотая осень»

Цель: учить детей составлять рассказ по картине.

Задачи: 1. Воспитывать любовь к природному окружению.

2. Развивать наблюдательность, логическое мышление.

3. Учить детей дать полный ответ и самостоятельно составлять рассказ по

Картине.

Ход занятия

  1. Организационный момент.
  2. Введение в тему.

Ребята, отгадайте мою загадку, о каком времени года она.

Пришла без красок и без кисти

И перекрасила все листья. (Осень)

Кто догадался, о каком времени года мы сегодня будем говорить?

Дети: Об осени.

Правильно, это загадка про осень. Сейчас у нас наступила осень. Ребята, давайте вспомним, что мы знаем об этом времени года.

(Когда дети отвечают на вопросы, воспитатель вставит картины подходящие к ответу.)

Ребята, сколько всего осенних месяцев? (Три)

Назовите осенние месяцы. (Сентябрь, октябрь, ноябрь)

Как можно осень назвать в сентябре? (Ранняя, золотая, разноцветная)

А почему она золотая? (Потому что листья пожелтели)

Как можно назвать осень в октябре? (Дождливая, холодная)

Почему дождливая? (Потому что часто идут дожди, моросит)

Как можно назвать осень в ноябре? (Поздняя)

Почему поздняя? (Потому что ноябрь – последний месяц осени, холодно, снег с дождем)

Ребята, какое явление природы мы называем листопадом? (Когда падают много листьев)

В какую погоду листочков падают больше? (Когда дует сильный ветер)

3.- Молодцы, ребята, вот как много знаете вы про осень. А давайте сейчас мы с вами поиграем в игру «Да или нет». Я задам вам вопросы про осень, а вы должны на них отвечать только одним словом «да» или «нет».

(Игра проводится в кругу с мячом)

  • Осенью растут грибы? (Да)
  • Тучки солнце закрывают? (Да)
  • Холодный ветер дует? (Да)
  • Туманы осенью плывут? (Да)
  • Ну а птицы гнёзда вьют? (Нет)
  • А букашки прилетают? (Нет)
  • Звери норки закрывают? (Да)
  • Урожай все собирают? (Да)
  • Птицы улетают? (Да)
  • Часто-часто идут дожди? (Да)
  • Одеваем ли мы сапоги? (Да)
  • Солнце светит очень жарко? (Нет)
  • Можно детям загорать? (Нет)
  • Ну а что же можно делать?

Куртки, шапки надевать? (Да)

  1. Художественное слово, слайды про осенний лес, музыка П.Чайковский «Октябрь»

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Весёлой, пёстрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Листья солнцем наливались,

Листья солнцем пропитались.

Налились, отяжелели, потекли и полетели.

Ветер золото кружит, золотым дождем шумит.

  1. – Ребята, осень-художница нарисовала картину про осень и отправила по интернету нам. Я назвала эту картину «Золотая осень». (Рассказ по картине)

Вопросы по картине:

  1. Какое время года нарисовала осень-художница на картине?
  2. Что вы видите на картине?
  3. Какие листья на деревьях?
  4. Вдали что видите?
  5. Ребята, что такое листопад?
  6. Я назвала эту картину «Золотая осень», а как бы вы назвали эту картину?
  7. Понравилась ли вам эта картина?
  1. Физкультминутка.

Листья осенние тихо кружатся, (дети кружатся)

Листья нам под ноги тихо ложатся (дети приседают)

И под ногами шуршат, шелестят, (движение руками вправо-влево)

Будто опять закружится хотят.(поднимаются, кружатся)

  1. Стук в дверь.

Ребята, слышали кто то стучится к нам в дверь. (Воспитатель заносит в комнату корзину с разноцветными листьями. Среди листочков находит письмо. Это письмо Осени. Но осенний дождик размыл некоторые строчки и детям самим придется догадаться о чем там было написано. Воспитатель читает текст, дети вставляют подходящие по смыслу пропущенные слова, которые воспитатель старается записать.)

Рассказ “Осень”.

На смену лету пришла…(золотая осень). Солнышко все реже и реже выглядывает … (из-за туч). Деревья надели …(разноцветный наряд). (Красные, желтые)… листья горят на солнышке,а затем (падают,укрывают) землю золотым ковром. Дождик (моросит) и заставляет прятаться… (по домам) . Птицы собираются в стаи …(и улетают в теплые края). Звери делают …(запасы на зиму). Скоро белокрылая зима вступит в свои права.

  • Чтение письмо Осени, который составлен с помощью воспитателя.
  • Вместе с детьми составление рассказа по картине.

Ребята, мы сегодня много нового узнали об осени. Давайте вы сами попробуйте составить рассказ по этой картине. (Дети сами составляют рассказ по картине по 2-3 предложения)

  1. Итог занятия.
  1. О каком времени года мы сегодня составили рассказ?
  1. Что нового узнали сегодня?
  1. Что бы вы хотели узнать об осени?
  1. Кому расскажете дома о золотой осени?

Занятие на тему Осень в детском саду. Старшая группа

Описание материала : конспект занятия по ознакомлению с картиной И.Левитана "Золотая осень" предназначен для воспитателей детских садов, которые знакомят детей старшего дошкольного возраста с жанром живопись, а именно дают представление о пейзаже, учат детей читать "художественный текст", написанный художником красками.

Конспект занятия по ознакомлению с картиной И.Левитана «Золотая осень» в старшей группе.

Цель : развивать целостное и эмоциональное восприятие живописи, сформировать представление о пейзаже, как особом жанре живописи, дать основы художественной грамотности.

Задачи:
- формировать у детей умение рассматривать, анализировать произведение живописи – пейзаж;
- учить детей читать «художественный текст», написанный красками;
- знакомить с особенностями внешнего вида деревьев, изменением их осенью;
- воспитывать в детях умение оценивать и почувствовать красоту картины в целом и отдельных ее частей (фрагментов).

Интеграция образовательных областей: познание, социально-коммуникативная, художественно-эстетическая, речевая.

Словарная работа:
1. Обогащение словаря: колорит, оттенки, композиции, свет-тень, жанр, пейзаж.
2. Активизация словаря: цвет, золотая, белоствольные, речушка, извилистая, тишина, покой.

Предварительная работа, связь с другими занятиями.
Чтение стихов о времени года – осень, авторов С.Есенина, Ф.Тютчева, А.Плещеева, В.Жуковского, И.Никитина.
Рассматривание картин: И.Шишкин «Осенний лес», «Сосновый бор», Ф.Васильева «Болото», Ил.Остроухова «Золотая осень».
слушание музыки П.Чайковского «Времена года. Осень» .
Занятие по изобразительной деятельности: изображение картин осенней природы.
Дидактические игры: «Разрезные картины», «Лото», «Подбери колорит».

Материал для занятия:
Картина И.Левитана «Золотая осень».
Музыка П.Чайковского «Времена года. Осень».
Наборы цветового спектра.

Ход занятия:

1. Мотивация.
1.1. Воспитатель читает стихи –
В золотой карете, что с конем игривым
Проскакала осень по лесам и нивам.
Добрая волшебница все переиначила
Ярко-желтым цветом землю разукрасила.
1.2. Звучит музыка П.Чайковского «Времена года. Осень».

2. Метод вхождения в картину.
Воспитатель предлагает детям подойти к картине, представить себя на берегу реки в белоствольной роще, какие чувства и ощущения у них возникли.

3. Беседа по картине.
3.1 Вопросы по содержанию:
- какое время года,
- какое время дня,
- что вы увидели на берегу реки,
- какие элементы пейзажа главные.

3.2. Вопросы по выявлению средств выразительности:
- состояние природы и погоды,
- какими средствами выразительности художник добивался красоты пейзажа.
3.3. Вопросы по выявлению художественного замысла:
- что хотел показать художник,
- что мы почувствовали,
- что он хотел рассказать,
- какие мысли и чувства вызывает пейзаж,
- хотелось ли вам оказаться в этом месте, чтобы вы там делали,
- чем вам нравится этот пейзаж, если нет – то почему?

4. Разминка «Отгадай загадки».
а) Весной роняет слезы белая …..(береза);
б) Стоит летом золотая, сладким медом налитая (липа);
в) Если дует ветерок – задрожит ее листок, ветерок совсем не сильный – но дрожит листок …..(осины);
г) Весною кудри завила, нежные, пушистые и стоит белым-бела ……(черемуха) душистая;
д) Прилетает в гости к ней стайка алых снегирей, по ветвям они снуют, красны ягоды клюют (рябина).

5. Творческий рассказ воспитателя.
Наступила осень. Белоствольные березки сменили свой зеленый наряд на золотой. И засмотрелись на себя в маленькую извилистую речушку, в которой отразилась синева неба. Ничто вокруг не колышется. Во всем такая радость и спокойствие. То, что просто называется счастьем.

6. Творческие описательные рассказы детей.
Предложить детям в своих рассказах выразить свои мысли и чувства, которые у детей вызывает пейзаж.

7. Игра «Словесная цепочка».
Существительные: береза, дерево, корень, ствол, ветки, лист, почка, кора, береста, сок, побег, сережки, плод, семя, древесина, роща, крона.
Прилагательные: кудрявая, скромная, белая, красивая, нарядная, березовый, зеленый, белоствольная, нежная, стройная.
Дети называют существительные и прилагательные, которые можно подобрать к дереву на картинке.

8. Игра «Четвертый лишний».
Детям предлагается исключить из предложенной группы иллюстраций картин, картину не относящуюся к пейзажу (натюрморт, портрет и т.д.).

9. Дидактическая игра.
«Подбери колорит» - подобрать из цветового спектра цвета, которые использовал художник при создании картины.

10. Анализ занятия.
Воспитатель еще раз спрашивает, что такое пейзаж – жанр живописи, в котором отражается окружающая нас природа: лес, луг, деревья, море, реки, небо.
Сегодня мы познакомились с пейзажем И.Левитана «Золотая осень».

11. Домашнее задание.
Нарисовать осенний пейзаж.

Тема : Рассказывание по картине. Составление описательного рассказа по репродукции картины И. Левитана «Золотая осень».

Цель : закрепить представление детей об осеннем времени года, обогащать словарный запас определениями; развивать диалогическую речь; воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость по отношению к природе.

Ход занятия

Воспитатель беседует с детьми:

Ребята, с каким настроением вы приходите в детский сад? (Ответы детей).

А у вас всегда бывает хорошее настроение? (Ответы детей).

Как можно догадаться, какое у человека настроение? (По глазам, по мимике, по разговору).

Правильно, о настроении можно узнать по-разному. Интересно, а сможете вы узнать о настроении поэта по его стихотворению? Слушайте внимательно.

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса -

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса...

О каком времени года рассказал нам поэт А.С. Пушкин? (Об осени.)

С каким настроением, с какими чувствами писал он это стихотворение? (Восхищение, любование, нежность, грусть, печаль, уныние, радость...)

Какими словами он определил свое настроение? (Очей очарованье, краса, пышное увядание, унылая пора, прощальная краса.)

Ребята, как вы думаете, а по музыкальному произведению можно догадаться о настроении музыканта? Давайте попробуем.

Воспитатель предлагает детям прослушать грамзапись произведения П. И. Чайковского «Времена года».

Какая музыка прозвучала: веселая или грустная?

Какие чувства, какое настроение она у вас вызвала? (Грусть, печаль.)

Ребята, а с помощью рисунка можно выразить свое настроение? (Ответы детей).

Правильно, по рисунку также можно догадаться о настроении художника, о его чувствах, мечтах.

Воспитатель под грамзапись предлагает детям рассмотреть репродукцию картины И. Левитана «Золотая осень».

Ребята, посмотрите внимательно на картину: на луг, на речку, на золотые листочки берез, на пожелтевшую, почти высохшую траву, на одинокий полуувядший цветок, склонившийся прямо к воде и на яркое солнечное небо над ними.

А вы хотели бы оказаться на этом лугу?

Как бы вы назвали эту картину? (Ответы детей).

И. Левитан выбрал для своей картины название «Золотая осень». Как вы думаете, почему? (Ответы детей).

Правильно, ребята. Все на этой картине как будто золотое: пышное убранство берез, яркий солнечный свет осеннего дня...

Какие приметы осени вы видите на этой картине?

Какое небо? (Яркое, солнечное, голубое, прохладное.)

Какой день изображен на картине: ясный или пасмурный? (Ясный.)

Есть ли на небе облака? Какие они? (Белое облачко.)

Как вы думаете, какое настроение у берез? (Веселое, радостное, игривое настроение, они гордятся своими золотыми платьями.)

А вы заметили одинокий цветок у ручья? Как вы думаете, какое настроение у цветка? (Он радуется яркому солнцу: радуется, что он такой красивый, но немного грустит, потому что остался совсем один и скоро будет холодно.)

А теперь давайте отгадаем, с каким настроением художник рисовал эту картину. (С хорошим, веселым, радостным, светлым, вдохновенным, восторженным и немного грустным)

Ребята, давайте попробуем придумать по этой картине рассказ. Придумайте название своему рассказу и расскажите об осеннем дне, об осеннем небе, об облаках, о солнце, о березах, об одиноком цветке и о голубом ручье.

Примерный рассказ

Наступила осень. Тоненькие березки с белыми стволами нарядились в ярко-желтые платья. Дует легкий ветерок, листики обрываются с веток и летят, кружась в медленном танце. Смотришь на березы и удивляешься, как это зеленые листочки превратились в золотые. По лугу протекает темно-синяя река. Вода уже стала холодная. На изгибе реки стоит одинокая красавица береза, ярко-желтая и ровная, как свечка. Вдалеке виднеются зелено-коричневые деревья, ярко-зеленое поле и несколько деревенских домиков.

Небо голубое-голубое с легким белым облачком. Солнца не видно, но его присутствие чувствуется во всем: словно горит и переливается золотая листва, играя в солнечных лучах. А от деревьев падает тень. По тени можно догадаться, в какой стороне находится солнце.

На берегу реки ярко расцвел осенний цветок. Он радуется сам яркому лучистому солнцу и радует всех своей красотой. Только жаль, что он остался один. Наверное, все цветы уже отцвели.