Картотека (средняя группа) на тему: картотека театрализованных игр в средней группе. Конспект занятия в средней группе на тему: "Театр"

Театр для детей - это волшебная страна, где фантазии становятся реальностью, предметы оживают, а добро всегда побеждает зло. Всё это разновидность игры, которая является неотъемлемой частью жизни дошкольника. Театрализованная деятельность оказывает на ребёнка огромное эмоциональное влияние, пробуждают его воображение, активность. Средний дошкольный возраст - замечательное время для развития творческих талантов. Малыши пятого года жизни с удовольствием примеряют на себя различные роли, проникаясь переживаниями вымышленных героев, при этом раскрепощаясь и постигая природу человеческих взаимоотношений.

Методика и организация театрализованной деятельности в средней группе детского сада

Театрализованная деятельность остаётся важным компонентом педагогического процесса в среднем дошкольном звене. Такие занятия чаще всего проводятся в рамках предмета «развитие речи» (например, один раз в три-четыре недели) либо выносятся в кружковую работу.

Задачи и приёмы театрализации в ДОУ

Занятия по театрализации решают множество задач, способствуя, прежде всего, гармоничному развитию ребёнка.

Образовательные задачи:

  1. Начальные основы театральной культуры. Ребята знакомятся с театральной терминологией, разновидностями театрального искусства, учатся, как нужно правильно вести себя во время пребывания в театре.
  2. Театральная игра. У дошкольников совершенствуется умение ориентироваться в сценическом пространстве, перемещаться по площадке, выстраивать диалог с партнёром по постановке на определённую тему и запоминать слова персонажей театрального этюда.
  3. Работа над спектаклем. У ребят развиваются навыки манипуляций с воображаемыми предметами. Ребята учатся воплощать в игре конкретные чувства, переживания, создавать определённый образ посредством интонации, мимики и пантомимики.
  4. Ритмопластика. Дошкольники учатся реагировать на музыкальный сигнал либо команду, при этом действовать согласованно, запоминать различные позы и передавать их образно.
  5. Речевая культура. У малышей происходит становление речевого дыхания, правильной артикуляции, чёткой дикции, развивается умение изменять интонацию, сочинять коротенькие рассказы и сказки, находить элементарные рифмы.

Развивающие задачи:

  1. Театрализованная деятельность прививает ребятам навыки публичного выступления.
  2. У детей активизируется словарь, обогащается словарный запас, совершенствуется интонационный строй, развивается диалогическая речь.

Воспитательные задачи:

  1. Повышается общая культура ребёнка, происходит приобщение к духовным ценностям.
  2. Театрализованная деятельность воспитывает в дошкольнике самостоятельность, артистичность, творческое начало, умение общаться с ровесниками и взрослыми.

Организуя в среднем дошкольном возрасте театрализованную деятельность, воспитатель опирается на определённые приёмы:

  1. Словесные: чтение коротких сказок и рассказов (которые потом трансформируются в сценарий спектакля), беседы с малышами, обращение к своему личному опыту, конкурс чтецов.
  2. Наглядные: совместное рассматривание костюмов, декораций к конкретным спектаклям, просмотр театральных постановок в детском саду (их организуют педагоги либо приглашаются профессиональные актёры).
  3. Практические: сюда относятся игры-драматизации, разыгрывание коротеньких этюдов, рисование эпизодов из конкретных сказок и рассказов, изготовление своими руками декораций, атрибутов, масок и прочих элементов костюмов.

Фотогалерея: приёмы работы в средней группе по обучению театрализованной деятельности

Просмотр театральных постановок вызывает у малышей желание разыграть собственный спектакль Первоначальный этап - знакомство со сценарием будущего спектакля Дошкольники сами разыгрывают небольшое представление

Виды театрализованной деятельности в среднем дошкольном звене

Театрализованную деятельность в среднем дошкольном звене можно разграничить на две ключевые группы: игры-драматизации (театр драмы) и режиссёрские игры. В первом случае дошкольники сами становятся действующими лицами спектакля: облачаются в костюмы, играют роли персонажей, передавая их движения и переживания с помощью интонации, мимики и пантомимики.

Разновидностью драматического театра является театр масок, который также имеет место в средней группе. По размерам детской головки педагог изготавливает шапочки-маски. Они могут быть сшитыми или вязаными, также можно использовать картонное изображение, которое фиксируется вокруг головы резиночкой.

С помощью костюмов, масок или шапочек малыши перевоплощаются в сказочных персонажей

В ходе режиссёрской игры ребёнок только создаёт сцену, управляя игрушечным героем - объёмным или плоским. В связи с этим выделяются следующие виды театра:

  1. Настольный. Это манипуляции с самыми обычными игрушками (матрёшками, фигурками животных и пр.), при этом сценической площадкой является детский стол. Содержание таких спектаклей обычно подбирается предельно простое, отсутствуют замысловатые движения и действия. Воспитатель вполне может сам придумать небольшой сюжет.
  2. Конусный. Является разновидностью настольного. Персонажи при этом изготавливаются из бумажных конусов.
  3. Театр на фланелеграфе (либо магнитной доске). Малышей обычно увлекает сам процесс игрового действия: ведь картинки не падают, а словно приклеены к доске, будто волшебные. Педагог может легко изготовить множество персонажей для таких спектаклей: изображение можно нарисовать либо же вырезать из открыток, журналов, старых книг. Картинка наклеивается на тонкий картон, с обратной стороны которого наклеена фланель. Если этюд разыгрывается на магнитной доске, то воспитатель использует для прикрепления героев маленькие, незаметные по цвету магниты.
  4. Теневой. Это замечательное развлечение для детей, которым нравится смотреть, как фигурки людей и животных движутся по ярко освещённому экрану. Педагог обтягивает деревянную раму-ширму тонкой белой тканью, из неплотного картона вырезает фигуры персонажей и окрашивает их в чёрный цвет (а части тела при этом могут быть подвижными, например, голова, руки и ноги) за счёт использования ниток либо проволоки. При показе спектакля фигурки плотно прижимаются к материалу, а сзади располагается источник света. Желательно, чтобы руку кукловода зрители не видели: для этого каждая фигурка оснащается дополнительным элементом, за которую её удобно держать.
  5. Бибабо (или театр «Петрушки»). Представляет собой набор из кукол, которые надеваются на руки подобно перчатке. Такие персонажи продаются в детских магазинах, при желании их можно изготовить самостоятельно. Простейшая кукла состоит из тела-рубашки, головы и ручек. Голову можно позаимствовать у старой куклы, резиновой игрушки либо смастерить из пластилина, папье-маше, пластмассового шарика, обозначив соответствующие детали. Тело-рубашка шьётся по размеру руки ребёнка. Во время показа этюда головка насаживается на указательный палец, а руки (или лапы животного) – на большой и средний. При этом сценой театра бибабо является ширма, на которую ставятся декорации. Маленькие кукловоды находятся за ширмой и управляют куколками. Такой театр обычно вызывает у малышей восторг и море ярких эмоций.
  6. Пальчиковый. Это маленькие куколки, сшитые из материала, связанные из пряжи либо склеенные из бумаги. Личико оформляется с помощью пуговиц, бисера, бусин, ниточек и пр. Дети надевают игрушки на пальчики и с помощью ширмы показывают спектакль.
  7. Варежковый театр. Основан на использовании ненужных детских варежек, к которым пришиваются глазки, ушки, ротик, волосы и прочие детали. Как вариант варежку можно вырезать из бумаги, а затем склеить. Дети очень любят изготавливать таких кукол, раскрашивая их карандашами, гуашью, фломастерами, украшая аппликацией. Такие варежки, кстати, могут включать в себя часть декораций, например, травку или деревья.

Фотогалерея: разновидности кукольного театра в средней группе

Персонажи театра бибабо надеваются на руки подобно перчатке Обычную варежку можно трансформировать в сказочного персонажа В конусном театре персонажи представляют из себя бумажные конусы Для настольного театра сценической площадкой является обычный стол Маленькие куколки надеваются на пальчики и с помощью ширмы разыгрывается игровое действие Для создания теневого театра нужны фигурки чёрного цвет и белый экран Плоские персонажи крепятся к фланелеграфу

Спектакли, поставленные малышами, получаются более яркими, интересными, если они проходят под музыкальное сопровождение. Музыкальный руководитель может подыграть ребятам на пианино либо воспитатель подбирает подходящие аудиозаписи. Таким образом, театрализованная деятельность в ДОУ тесно связана с музыкальной.

Уголок театрализации в групповой комнате

В развивающей среде средней группы непременно должен быть оформлен уголок театрализации, где представлены самые разные виды театра, декорации и костюмы, шапочки-маски и различный театральный реквизит (билетики, касса, афиши и пр.). С помощью всей этой атрибутики в свободное время малыши могут развивать свои актёрские способности, разыгрывая небольшие спектакли, воображая себя различными персонажами.

В уголке театрализации ребята могут самостоятельно разыгрывать спектакли, используя различных кукол, декорации, костюмы

Проведение занятий по театрализации в средней группе

Чтобы работа по развитию творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности была эффективной, необходимо вести её планомерно и систематично, с учётом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей малышей.

Индивидуальный подход на занятии

На занятии театрализованной деятельностью особое значение приобретает индивидуальный подход. Педагог должен создавать такие условия, чтобы у каждого дошкольника появилась возможность раскрыть свои способности. В этих целях используются следующие приёмы:

  1. Выбор роли по своему желанию (согласно характеру ребёнка).
  2. Назначение на ключевые роли робких и стеснительных малышей (это позволит им побороть свои страхи, стать увереннее в себе и повысить самооценку).
  3. Проигрывание диалогов в парах.
  4. Если ребёнок имеет проблемы с речью (многие дети пятого года жизни ещё плохо говорят, особенно мальчики), то нужно выбирать ему роль, где основной эффект построен на мимике и пантомимике.
  5. Если дошкольник хорошо запоминает большой объём текста, то нужно давать ему роли с большим количеством слов.
  6. Некоторым детям перед разыгрыванием спектакля нужно дать время на манипуляции с игрушкой (возможно, малыш захочет поговорить с ней).

Некоторым ребятам на занятии театрализацией нужно уделить особое внимание

Мотивирующее начало театрализованной деятельности

Театрализованная деятельность в средней группе - само по себе очень увлекательное для детей занятие, тем более, если педагог придумает для него интригующую мотивацию.

Например, воспитатель показывает малышам красивый сундучок - она нашла его по дороге в детский сад. Там находятся персонажи сказки (это может быть «Теремок» или «Колобок», «Курочка Ряба» или «Заюшкина избушка» и др.). Чтобы сундучок открылся, дети должны отгадать загадки.

В красивом сундучке находятся герои сказки

Другой вариант начала занятия - педагог держит в руках клубок ниток. Он не простой, а волшебный, может привести в сказку. Клубочек катится и приводит ребят к игрушечному Лунтику. Он сообщает детям, что они, действительно, оказались в сказке, где разговаривают звери и птицы, а добро всегда побеждает зло.

Любимый мультгерой Лунтик приглашает малышей в сказку

Чтобы заинтересовать детей театрализованной деятельностью, воспитатель может нарядиться в бабушку-сказочницу (Маланью или Арину) и пригласить ребят поиграть с ней. При этом хорошо немного стилизовать групповую комнату под русскую избу - поставить печку, деревянную расписную посуду и пр.

Воспитатель переодевается в бабушку-сказочницу

Ещё один вариант мотивирующего начала занятия, которое наверняка вдохновит детей - предложение превратиться в актёров. Дошкольники очень любят перевоплощаться в представителей той или иной профессии. А быть актёром - это очень интересно, ведь можно почувствовать себя кем угодно: прекрасной принцессой, маленьким щенком, трусливым зайчиком.

Разыгрывание спектакля можно предварить с небольшой беседы о театре. Ребята вспоминают, есть ли у них в городе театры, какие именно (драматические, кукольные), как называются люди, которые там работают. Таким образом, занятие приобретает патриотическую направленность - малыши пополняют знания о своём родном городе.

Варианты тем для занятий в средней группе

Самые первые занятия по театрализации должны носить ознакомительный характер («Что такое театр», «Мир театра», «Путешествие в театр» и т. д.). Педагог знакомит ребят с театром, объясняет его внутреннее устройство, показывает фотографии красивых зданий. Дошкольники узнают, что бывают драматические и кукольные театры, знакомятся с профессией актёра.

Ребята узнают, что все здания театром очень красивы и величественны

На последующих занятиях малыши разыгрывают коротенькие сценки, на которых они учатся выражать определённые эмоции посредством интонации, мимики и жестикуляции (например, «Измени голос», «Угадай, кого покажу», «Мимические этюды у зеркала»), выразительно читают стихотворения (например, «Что я умею» Б. Заходера).

Тематика основного блока занятий по театрализации в средней группе связана с русскими народными и литературными сказками. Воспитатель разыгрывает с детьми спектакли по следующим произведениям: «Колобок», «Теремок», «Курочка Ряба», «Заюшкина избушка», «Три медведя», «Колобок - колючий бок» В. Бианки, «Кто сказал «Мяу», «Под грибом» В. Сутеева, «У меня зазвонил телефон» К. Чуковского.

По сказке В. Сутеева «Под грибом» можно поставить и кукольный, и драматический спектакли

Также занятия могут иметь патриотическую направленность («Театры в моём городе») или обучать дошкольников вежливости (разыгрываются различные сценки из жизни, где ребята должны употреблять вежливые слова).

Дети пятого года жизни также могут упражняться в профессии сценариста и режиссёра: придумывать свои сценки из жизни игрушек (например, «Где живут игрушки», «Игрушки пришли в гости к кукле Кате» и пр.).

Таблица: фрагменты конспектов занятий по театрализованной деятельности в средней группе

Автор и название занятия Ход занятия
Хлебникова Н.А.
«Играем в театр»
Воспитатель входит в образе сказочницы и беседует с детьми о том, где можно увидеть сказки. Ребятам предлагается перевоплотиться в артистов - учиться передавать чувства выражением лица и жестами.
Игра-разминка «Передавалки».
  • По заданию педагога дети должны передавать друг другу конкретные эмоции: улыбку, «сердилку», «испуг», «страшилку».
  • Следующее задание - передать по кругу определённое количество хлопков.
  • Передать настроение с помощью голоса. Нужно сказать фразу «Поехали, поехали в лес за орехами» грустно и весело.

Сказочница сообщает дошкольникам, что к ним в гости пришёл котёнок. Дети вспоминают мультфильмы и сказки, в которых есть этот герой, а затем передают друг другу игрушечного котёнка, гладят его, говорят ласковые слова.
Воспитатель читает стихотворение Б. Заходера «Кискино горе»

  • Плачет киска в коридоре,
    У неё большое горе.
    Злые люди бедной киске
    Не дают украсть сосиски.
  • Киска, кисонька, кисуля! -
    Позвала котёнка Юля.-
    Не спеши постой, постой! -
    И погладила рукой.

Ребятам предлагается представить, как они рукой гладят кошечку.
Сказочнице пора возвращаться домой. Она интересуется у ребят, что им понравилось на занятии больше всего, какие интересные вещи они узнали.

Каменская Н.К.
Сказка «Теремок»
Воспитатель рассказывает детям, что по дороге в детский сад она нашла красивую коробочку. Чтобы открыть её, нужно отгадать загадки (по ходу отгадывания демонстрируются игрушки):
  • Живёт в норке, грызёт корки.
    Короткие ножки, боится кошки. (Мышка).
  • Зелёная я, как трава,
    Моя песенка «ква-ква». (Лягушка)
  • По полю скачет - ушки прячет.
    Встанет столбом - ушки торчком. (Зайка).
  • Кто зимой холодной ходит злой, голодный? (Волк)
  • Хвост пушистый, мех золотистый.
    В лесу живёт, кур в деревне крадёт. (Лиса).
  • Зимой спит, летом ульи ворошит. (Медведь)

Ребята догадываются, что звери - герои сказки «Теремок». Педагог предлагает разыграть эту сказку, произносит волшебные слова, и ребята превращаются в лесных жителей - надевают шапочки-маски. Кто-то из ребят играет роль солнышка и ёлочек (соответствующие маски).
Воспитатель в роли автора рассказывает сказку, а дети играют роли персонажей.
Проводится физкультминутка «Строим дом».

  • Стук-стук молотком,
    (Имитация молотка).
  • Строим, строим новый дом.
    (Ходьба на месте).
  • Ты, пила, пили быстрей,
    (Имитация пилы).
  • Домик строим для зверей.
    (Прыжки на месте).
  • Дружно работали,
    дом быстро построили -
    каждому по комнате.
  • Звери дружно жили, не тужили,
    печку в домике топили.
  • Вот и сказке конец,
    а кто слушал молодец!

А теперь надо вновь превратиться из лесных зверят в ребят!
(воспитатель снимает с детей шапочки-маски).
Детям предлагается сесть за столы и выложить из счётных палочек теремок.
Анализ занятия. Педагог выясняет у дошкольников, что им больше всего понравилось, а что было трудным.

Лагутина А.В.
«Марфуша в гостях у ребят»
Перед детьми появляется Марфуша (переодетый взрослый). Она рассказывает, что когда наводила порядок, обнаружила носок, платочек, перчатку, варежку и тапок. И вот теперь Марфуша не знает, что со всем этим делать. Она решает положить вещи в волшебный сундучок и произнести заклинание.
Проводится пальчиковая гимнастика:
  • Сложим мы в мешок большой
    (гладим по левой и правой ладони).
  • Каждой вещи по одной
    (загибаем пальцы левой руки по очереди):
  • Тапок, варежку, носок
    (соединяем пальцы большой с большим),
  • И перчатку, и платок
    (указательный с указательным и т. д.)
  • Ты мешочек наш, расти
    (ладони и пальцы прижаты друг к другу,раскрываем, делаем “шар”).
  • Что там вышло, покажи
    (ладони вверх, вниз, вверх, вниз).

Марфуша оставляет мешочек и уходит.
Воспитатель по одному достаёт предметы и удивляется.
Тапок превратился в мышку. Дети имитируют её тоненький голос.
Педагог достаёт игрушечного муравья. Проводится игра «Муравей и птица»: когда педагог произносит «муравей», дети должны бегать маленькими шашками, а на сигнал «птица» нужно присесть.
Следующий персонаж из мешочка - зайчик-перчатка. Малыши превращаются в зайчат - прижимают голову к плечикам, подбирают под себя «лапки» и дрожат.
Воспитатель достаёт бабочку, включает по очереди две мелодии.
Ребята должны отгадать, под какую именно может порхать бабочка. Девочки выполняют танцевальные движения под музыку.
Последний герой - воробей. Дети отгадывают про него загадку.Дети с помощью воспитателя догадываются, что все эти персонажи - герои сказки В. Сутеева «Под грибом». Вначале они были грустные, но им помогла дружба, и герои стали весёлыми (беседа сопровождается демонстрацией пиктограмм с весёлым и грустным лицом).
Ребята поочерёдно играют роль какого-нибудь персонажа и просятся под грибок.
Проводится игра «Узнай друзей по голосу»: дети передают палочку. У кого она окажется в руках, тот называет ведущего по имени, а тот должен определить по голосу, кто же его позвал.
Игра «Передавалки»: нужно в ладошках передать соседу большой мячик.
Дыхательная гимнастика «Ветер»: на выдохе дошкольники произносят «фу-у-у».
Дошкольники делятся впечатлениями. Воспитатель достаёт из мешочка угощение.

Таблица: сценарий сказки для драматизации

Название сказки Содержание
«День рождения Машеньки» Жила-была девочка Машенька. Она была очень весёлая и добрая девочка. Её любили не только подружки, но и все зверюшки!
И вот однажды, когда у Машеньки наступил день рождения, зверюшки решили поздравить её с праздником. Они приготовили для именинницы подарки и поздравления.
Сначала к Машеньке пришёл Котик! (котик постепенно появляется на ширме).Подошёл к ней и говорит: “Машенька, поздравляю тебя с днём рождения! И прими от меня подарок!” (котик слегка покачивается, а Маша стоит неподвижно).
Девочка была очень рада приходу Котика и его подарку и говорит: “Спасибо, котик, я очень рада, что ты пришёл! Проходи, пожалуйста”.
Котик прошёл и уселся на стульчик.
А в это время по тропинке бежал вприпрыжку Зайка. Он увидел Машеньку и радостно сказал: “Здравствуй, Машенька! Я поздравляю тебя с днём рождения! И дарю тебе…”
Девочка поблагодарила Зайку: “Спасибо, зайка! Проходи, пожалуйста!”
Зайка с радостью согласился, прошёл и уселся рядом с котиком.
Только Зайка уселся, как все услышали песенку. Её напевал Лисёнок, который тоже торопился с поздравлениями к Машеньке. Лисёнок подбежал к девочке и радостно сказал: “Я поздравляю тебя с днём рождения! Вот для тебя подарок! ”Подарил Машеньке подарок и совсем было собрался уходить, как Маша сказала: “Спасибо, лисёнок, оставайся на праздник!”
Лисёнок поблагодарил девочку, пошёл и сел на стульчик рядом с Зайчиком.
И тут все увидели, что вразвалочку идёт Мишутка. Мишутка был очень робкий и стеснительный. Подошёл и тихонько сказал: “Поздравляю с днём рождения!” Подарил Машеньке подарок и тихонько пошёл домой.
А Маша ему вслед и говорит: “Спасибо, Мишутка, оставайся на празднике!” Мишутка от удовольствия даже тихо зарычал, пошёл и сел рядом с Котиком.
И тут все увидели, что к Маше с поздравлениями идут Волчонок и Петушок. Петушок шёл впереди и звонко кукарекал, а Волчонок шёл за ним и всё думал, как он будет поздравлять Машу.
Подошли они к имениннице и говорят: “Поздравляем тебя с днём рождения! Желаем … Вот подарки от нас!”
Маша сказала: “Спасибо, проходите, пожалуйста!”
Волчонок прошёл и уселся рядом с Мишуткой, а Петушок - рядом с Лисёнком, потому что они были друзья и всегда играли вместе.
Когда гости уселись, Маша увидела, что к ней торопится Козочка.Она была нарядная и весёлая. Козочка тоже несла Маше подарок.
Подошла она к девочке и говорит: “Поздравляю тебя с днём рождения! И прими от меня подарок!”
Машенька сказала: “Спасибо большое, проходи, пожалуйста!” Козочка с удовольствием прошла и села рядом с Петушком.
Маша была очень рада гостям, но с нетерпением ждала свою подружку Дашеньку. И тут она увидела, что по тропинке торопливо идёт Дашенька, а с ней Мышонок. Когда Дашенька и Мышонок подошли, Маша сказала: “Я рада, что вы пришли, смотрите, сколько у меня гостей!”
Даша и Мышонок поздравили именинницу с днём рождения и предложили поводить хоровод “Каравай” для Машеньки. Все зверюшки согласились, встали в круг, а Маша в середину круга, и они стали водить хоровод!

Проект по театрализованной деятельности

Театрализация представляет большой материал для проектной деятельности в средней группе. Это могут быть краткосрочные и долгосрочные проекты. Длительность краткосрочного - от одного дня до двух недель, долгосрочного - от двух недель до полугода и даже год.

Пример долгосрочного проекта – «Театр рядом с нами» Воспитателя И. Г. Гимаевой. Он задействует детей, педагогический коллектив и родителей. Родители при этом привлекаются к изготовлению персонажей сказок, выставке рисунков «Мы из сказки», организации фотовыставки «В кукольный театр всей семьёй».

Проблема для решения в ходе реализации проекта: неумение передавать эмоциональный характер героев, недостаточный словарный запас, трудности связной речи.

Воспитателем разработан подробный план проекта, в том числе сценарии открытых мероприятий, продуманы ожидаемые результаты деятельности. В ходе подготовительного этапа педагог создаёт в группе различные виды театра (к этому процессу привлекаются родители и сами дошкольники), читает дошкольникам сказки и рассказы - будущие сценарии спектаклей.

Таблица: сказки для театрализаций, используемые в проекте

Месяц Название сказки Вид театра
Сентябрь Белорусская сказка «Пых» кукольный театр
Октябрь Русская народная сказка «Репка» картонный театр
Ноябрь «Теремок» кукольный театр
Декабрь «Заюшкина избушка» пальчиковый театр
Январь «Зимовье зверей» пальчиковый театр
Февраль «Колобок» пальчиковый театр
Март Сказка Л. Н. Толстого
«Три медведя»
картонный театр
Апрель Рассказ Т. Караманенко
«Ёж и грибок»
пальчиковый театр
Май «Маша и медведь» драматизация,
заключительный этап
проекта

Во время реализации проекта театрализованная деятельность тесно переплетается с художественным творчеством (ребятам предлагаются раскраски на тему сказок, рисование любимых героев), физическим воспитанием (физкультминутки на сказочные темы).

Анализ и диагностика театрализованной деятельности в средней группе

Все занятия по театрализованной деятельности в средней группе строятся по похожей схеме. Вначале педагог погружает дошкольников в тему, создаёт нужный эмоциональный настрой. Затем разыгрывается конкретный этюд или спектакль, где малыши демонстрируют свои творческие способности.

Обязательный этап каждого занятия - эмоциональное заключение. Воспитатель совместно с детьми проводит анализ театрализованной деятельности. Педагог даёт дошкольникам возможность высказать своё мнение, отметить, что каждому из них больше всего понравилось на занятии. Ребята вспоминают, какую сказку они разыграли, какие задания были лёгкими, а какие показались трудными. Таким образом, в ходе анализа воспитателя отмечает моменты, над которыми в дальнейшем нужно поработать, в том числе в индивидуальной деятельности.

Театрализованная деятельность в средней группе включает в себя диагностику, которая проводится дважды в год (как правило, это октябрь и май). Воспитатель обозначает умения и навыки, которые должны приобрести дети к концу учебного года, отмечает, насколько каждый ребёнок обладает ими в начале обучения (октябрь), а затем в конце года (май). На основании полученных данных педагог делает выводы об успешности обучения.

Для оценки уровня детского развития используется трёхбалльная шкала: хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно (некоторые используют пятибалльную систему). Характеристики высокого уровня развития для диагностики:

  1. Посредством интонации, мимики и жестикуляции передаёт характер и особенности героя произведения.
  2. Умеет перевоплощаться в персонажа, импровизировать по ходу игры.
  3. Отчётливо произносит слова персонажа.
  4. Ориентируется в разных видах театра, владеет игрушками, пальчиковыми куклами, куклами бибабо и пр.
  5. Охотно участвует в детских спектаклях в ДОУ.

Видеоматериалы по теме

Видеозаписи детских спектаклей - очень интересное зрелище для педагогов, дошкольников и их родителей.

Видео: драматизация сказки «Репка» в средней группе

https://youtube.com/watch?v=K0AT3JgGreE Video can’t be loaded: Занятия по театральной деятельности часть 2 (https://youtube.com/watch?v=K0AT3JgGreE)

Видео: театрализованная деятельность в средней группе «Курочка Ряба»

https://youtube.com/watch?v=TqT1QxAx0PM Video can’t be loaded: Театрализованная деятельность. Сказка «Курочка Ряба» (https://youtube.com/watch?v=TqT1QxAx0PM)

Видео: театрализованное мероприятие с участием детей и родителей (средняя группа) «Кошкин дом»

https://youtube.com/watch?v=XWa5Ta688Uo Video can’t be loaded: «КОШКИН ДОМ»Театрализованное мероприятие родителей для детей средней группы по пожарной безопасности (https://youtube.com/watch?v=XWa5Ta688Uo)

Театрализованная деятельность близка и доступна детям. Ведь она заложена в самой их природе: любую выдумку и впечатление из окружающей обстановки малыш стремится трансформировать в живой образ. Воспитанники средней группы с удовольствием участвуют в спектаклях, любят облачаться в яркие костюмы, управлять куклами, говорить от их имени. Такие действия помогают всестороннему развитию ребёнка, чересчур подвижному и эмоциональному помогают стать более собранным, целеустремлённым, а робкому - наоборот, преодолеть застенчивость и неуверенность в себе.

Ташпаева Дания Даниловна МАДОУ «Золушка» Воспитатель г. Когалым, ХМАО

«Театр-это волшебный край, в котором ребёнок радуется, играя, а в игре он познаёт мир!»

С.И. Мерзлякова

Пояснительная записка

Детство – это совсем не маленькая страна, это – огромная планета, где каждый ребенок имеет свои таланты. Важно бережно и уважительно относиться к детскому творчеству, в каком бы виде оно не проявлялось.

Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Известно, что дети любят играть, их не нужно заставлять это делать. Играя, мы общаемся с детьми на «их территории» . Вступая в мир игры, мы многому можем научиться сами и научить наших детей. «Игра – это огромное окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности» (В. А. Сухомлинский)

И слова, сказанные немецким психологом Карлом Гроссом, являются в связи с этим актуальными: «Мы играем не потому, что мы дети, но само детство нам дано для того, чтобы мы играли» .

Основатель Московского кукольного театра С. В. Образцов однажды высказал мысль о том, что каждому ребенку свойственно стремление к актёрству. Театр – всегда игра, всегда сказка, чудо…

Как перенести детскую игру на сцену? Как из игры сделать спектакль, а из спектакля – игру? Путь один – создание условий для театральной деятельности детей в детском саду.

Театральная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко. С самых ранних лет ребенок стремится к творчеству. Поэтому так важно создать в детском коллективе атмосферу свободного выражения чувств и мыслей, разбудить фантазию детей, попытаться максимально реализовать их способности.

Актуальность.

Нашему обществу необходим человек такого качества, который бы смело, мог входить в современную ситуацию, умел владеть проблемой творчески, без предварительной подготовки, имел мужество пробовать и ошибаться, пока не будет найдено верное решение.

Театрализованные игры позволяют решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи, интеллектуального, коммуникативного, художественно - эстетического воспитания, развитию музыкальных и творческих способностей.

Художественно-эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест воспитательного процесса дошкольного образовательного учреждения и является его приоритетным направлением. Важной задачей художественно-эстетического воспитания является формирование у детей творческих способностей. Богатейшим полем для решения данной задачи является театрализованная деятельность.

Проблема.

  • недостаточно внимание родителей и детей к театру;
  • мало сформированы умения детей в «актёрском мастерстве» ;
  • недостаточно театральных костюмов и масок в группе.
  • застенчивость детей, слабо развито художественное воображение.

Новизна. Систематизированы средства и методы театрально-игровой деятельности, направленной на развитие речевого аппарата, фантазии и воображения детей среднего дошкольного возраста, овладение навыков общения, коллективного творчества, уверенности в себе.

В связи с актуальностью данной проблемы целью проекта является: развитие художественно-творческих способностей дошкольников средствами театрализованной деятельности.

Задачи:

  1. Создать условия для развития творческой активности детей.
  2. Приобщить детей к театральной культуре, обогатить их театральный опыт.
  3. Развивать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения

образа, а также их исполнительские умения.

4. Создавать атмосферу эмоционального комфорта, взаимопонимания и поддержки.

5. Воспитывать в душе каждого ребёнка чувство прекрасного и прививать любовь к искусству, горячо сочувствовать, сопереживать.

Реализация названных задач требует учета основных принципов организации театрализованной игры.

  1. Принцип организации личностно-ориентированного взаимодействия с учетом индивидуальных возможностей – принятие и поддержка его, индивидуальности, интересов и потребностей, развитие творческих способностей, забота о его эмоциональном благополучии.
  2. Принцип интеграции – содержание театрализованных игр взаимосвязаны с другими разделами программы воспитания и обучения детей в детском саду.
  3. Принцип координации деятельности педагога – деятельность специалистов согласованна с образовательной деятельностью музыкального руководителя.
  4. Принцип возрастной адресованности – содержание деятельности выстраивается в соответствии и учетом возраста детей.
  5. Принцип преемственности взаимодействия с ребенком в условиях детского сада и семьи – родители поддерживают формы работы с детьми и продолжают их в семье.

Ожидаемый результат проекта

  • Обогащённая среда в группе;
  • Картотека аудио, видеоматериалов, презентаций;
  • Развитие интереса к художественной литературе и драматизации произведений.
  • Расширение словарного запаса, развитие связной речи;
  • Активизация творческих способностей детей;
  • Активное участие родителей в жизни группы;

Формы и методы работы:

  • Чтение художественной литературы;
  • Беседы;
  • Игры – драматизации;
  • Слушание музыкальных произведений;
  • Просмотр сказки;
  • Рассматривание иллюстраций к сказкам;
  • Заучивание стихов;
  • Театрализованная деятельность.

Участники проекта:

  • Воспитатели группы
  • Дети 4-5 лет
  • Родители

Тип проекта: информационно-творческий, групповой.

Продолжительность проекта: долгосрочный (ноябрь-май)

Материально-технические ресурсы:

  • Сказки, иллюстрации
  • Аудио, видеоматериалы
  • Мультимедийная техника
  • Костюмы для театрализованной деятельности
  • Атрибуты для разных видов театров.

Этапы реализации проекта

  1. этап: подготовительный
  2. этап: основной
  3. этап: итоговый
  4. этап: Подготовительный

Конспект занятия для работы с детьми средней группы.

Эта сфера для средних дошкольников ещё новая и практически неизведанная. Тем важнее именно сейчас заложить правильные представления о театре, его предназначении, о правилах поведения в нём. И, конечно, попытаться пробудить у детей интерес к театральной деятельности, который, возможно, впоследствии перерастёт в большое увлечение, а кому-то из них поможет открыть в себе артистические способности.

Цель . Познакомить детей с понятием «театр» и его предназначением. Вызвать интерес к театральной деятельности. Развивать у детей выразительность интонации, мимики движений, воспитывать желание использовать в игровой деятельности элементы театра.

Тип занятия : интегрированное.

Образовательные области : «Познание», «Коммуникация», «Социализация».

Структура занятия

1. Вызов - актуализация субъектного опыта (в первой части дети вспоминают всё, что знают о театре).
2. Осмысление и размышление - систематизация и обобщение знаний (в театрализованной части, в части ознакомления с правилами поведения в театре).
3. Рефлексия - осознание себя в деятельности, обобщение чувств, ощущений. Материалы: маски (грустная и весёлая), фото театров города, колокольчик, пустая ваза для бусинок, касса, билеты.

Предварительная работа : чтение сказок, игры в театральном уголке, поход в театры, инсценировки сказок.

Ход занятия

Воспитатель . Здравствуйте, дети! Мы сегодня с вами отправляемся в увлекательное путешествие. Но для начала давайте друг друга поприветствуем. (Дети стоят в кругу, здороваются с соседями справа и слева пальчиками, ладошками, локтями, носиками и т.д. Слышится звук колокольчика .)

Воспитатель . Дети, вы слышите этот звук? Это сигнал, что нам пора отправляться в путешествие. Давайте поразмышляем, где люди могут отдохнуть, например, в выходные дни, после тяжёлой, трудовой рабочей недели? (Ответы детей .)

Воспитатель . Сегодня мне хотелось бы с вами побеседовать вот о чём. (Показывает фотографии театров .) Вам знакомы эти красивые здания? Что это? (Ответы детей .) Это театры. А зачем люди ходят в театр? (Ответы детей .)

Воспитатель . Как вы догадались, мы будем путешествовать по театру. Вы знаете, что вход туда возможен по билетам, которые покупают в кассе театра. Сегодня я буду кассиром и раздам всем билеты. Также мы будем наполнять пустую вазу знаниями о театре. Для этого у вас на столах стоят чашечки с бусинками, а у меня на столе - пустая чаша. И по мере того, как будут пополняться ваши знания, вы будете наполнять бусинками пустую чашу.

Воспитатель . Что ж, вижу, что все готовы. Тогда отправляемся. (Дети становятся в паровозик. Звучит музыка .)

Воспитатель . Мы приехали в первую комнату театра. Здесь нужно рассказать, что же вы знаете о театре? (Дети рассказывают, что они знают о театре, при этом за каждый правильный ответ заполняют бусинками пустую чашу на столе воспитателя .)

Воспитатель . Молодцы! Ну что, тогда отправляемся дальше? (Дети снова становятся в паровозик, который едет под музыку .)

Воспитатель . Скажите, а хорошо ли вы знаете сказки? (Ответы детей .) Сейчас как раз и проверим это в комнате «Сказочная», куда мы с вами приехали.

Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей.
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор…(Айболит .)

Где и когда приключилось такое,
Мышка разбила яйцо золотое.
Дед горевал. И печалилась баба.
Только кудахтала… (Курочка ряба .)

Кто-то за кого-то хватился цепко:
- Ох, никак не вытянуть!
- Ох, засела крепко!
Но ещё помощники скоро прибегут.
Победит упрямицу дружный общий труд!
Кто засел так крепко? Может, это... (Репка .)

Перед волком не дрожал,
От медведя убежал,
А лисице на зубок
Всё ж попался...(Колобок .)

Воспитатель . Молодцы, знаете вы сказки. Тогда поехали дальше путешествовать! (Паровозик под музыку едет дальше .)

Воспитатель . А эта комната называется «Настроение». (Дети присаживаются на ковёр .)

Воспитатель . Предлагаю поиграть. Артисты должны уметь выражать своим лицом разное настроение. Давайте и мы попробуем, а поможет нам в этом кубик.


Ход игры : дети получают кубик, на котором изображено разное настроение.

Правила простые : бросивший кубик показывает то настроение, которое ему выпало. (После игры следует физкультминутка .)

Воспитатель . Вот мы репку посадили (Наклоняются .)
И водой её полили. (Имитируют движения .)
А теперь её потянем (Имитируют движения .)
И из репы кашу сварим. (Имитируют движения .)
И будем от репки здоровые и крепкие. (Показывают силу .)

Воспитатель . А теперь займите свои места в нашем поезде. Отправляемся! Театр - это общественное место. В нём нужно вести себя культурно. Поэтому мы приехали в комнату под названием «Культурная». Вы знаете о правилах поведения в театре? (Ответы детей .)

Воспитатель . Дети, а у нас сегодня есть ещё один гость! Я хочу вас познакомить с Карлсоном. Он очень любит ходить в театр и хочет рассказать вам о правилах поведения в театре. (Воспитатель говорит от имени Карлсона .)

Если ты пришёл в театр,
Себя культурно там веди:
Не кричи и не шуми,
Спокойно ты везде ходи.
К гардеробу подойди,
Вежливо ты попроси
Пальто у тебя принять.
И не забудь номерок с собою взять.

Когда с родными собираешься в театр,
Ты чистый выбирай всегда наряд.
Тебе и самому будет приятно,
И зритель рядом тоже будет рад.

Когда артисты будут выступать,
Показывать им сказку не мешай.
Ты хлопай им за выступление,
И подари букет цветов весенних.

В перерыве, который называется антракт,
Не поступай ты вот так:
Зрителей при выходе локтями не толкай,
В буфете не кричи: «Дай мне, дай!».

В зале, где артисты выступают,
Не жуют, фантики от конфет на пол не бросают.
Сказку запомнить стараются,
А после друзьям рассказать её пытаются.

Воспитатель . Дети, мы приехали в последнюю комнату нашего театра. Давайте в конце нашего путешествия попробуем подобрать пару сказочным героям. И если вы все персонажи подберёте верно, то мы сможем прочитать слово, которое охарактеризует нашу деятельность на этом занятии.

Найди пару сказочному герою

Ход игры : на доске вывешены персонажи сказочных героев. Дети со стола берут карточки с другими сказочными героями и подбирают им пару из одной сказки. Если все персонажи подобраны верно, то открывается слово «МОЛОДЦЫ!».

Воспитатель . Ребята, вам понравилось наше путешествие? (Ответы детей .) Тогда давайте соберём с вами маску-настроение нашего путешествия! У меня есть разные части маски, собрав которые, мы узнаем наше настроение. (Дети собирают .)

Воспитатель . Какая у нас чудесная маска! Дети, вы большие умнички! Спасибо вам за наше путешествие! Давайте возьмёмся за руки и попрощаемся:

Все мы дружные ребята.
Мы - ребята-дошколята.
Никого не обижаем.
Как заботиться, мы знаем.
Никого в беде не бросим.
Не отнимем, а попросим.
Пусть всё будет хорошо,
Будет радостно, светло!

Юлия Нетылько, воспитатель МБДОУ «Детский сад № 60», г. Белгород

Все театрализованные игры можно разделить на две основные группы: драматизации и режиссёрские. В играх – драматизациях ребёнок, исполняя роль в качестве «артиста», самостоятельно создаёт образ с помощью комплекса средств выразительности.

Видами драматизации являются: игры - имитации образов животных, людей, литературных персонажей. Игры - драматизации это ролевые диалоги на основе текста. А вот в режиссерской игре «артистами» являются игрушки или их заместители, а ребёнок, организуя деятельность как «сценарист и режиссёр» управляет «артистами». «Озвучивая» героев и комментируя сюжет, он использует разные средства выразительности.

Виды режиссёрских игр определяются в соответствии с разнообразием театров, используемых в детском саду: настольный, плоскостной и объемный, кукольный теневой, пальчиковый и т.д. Для того чтобы развить самостоятельность и творчество детей в процессе театрализованной деятельности, необходимо выделить несколько условий:

Обогащение среды атрибутами театрализованной деятельности и свободное освоение детьми этой среды (мини театр, который периодически пополняется новыми атрибутами и декорациями);

  • содержание игр должно соответствовать интересам и возможностям детей;
  • содержательное общение педагога и детей;
  • театрально-игровая среда должна быть динамично изменяющейся, а в ее создании принимают участие дети;
  • обучение детей выразительным средствам театрализованной деятельности:

Мимика – говорит нам без слов о тех или иных чувств и настроениях человека, то есть когда лицо выражает какие –либо эмоции.

Жесты – динамические движение тела: рук, ног, головы и т.д., а так же поза.

Пантомимика – мимика в сочетании с жестами.

В младшем дошкольном возрасте педагог создает условия для индивидуальных режиссерских игр с помощью насыщения предметно-игровой среды мелкими образными игрушками (куколки, матрешки, звери, технические игрушки, конструкторы, мебель и др.). Участие педагога в индивидуальных режиссерских играх проявляется в разыгрывании им бытовых и сказочных ситуаций (из потешек, произведений В.Берестова, Е.Благининой и др.), показе пользования ролевой речью, звукоподражанием, втягивании ребенка в игру, подсказывании реплик, объяснении действий.

В средней группе педагог создает условия для коллективных режиссерских игр. В предметно-игровой среде кроме образных игрушек должен быть разнообразный бросовый материал (дощечки, катушки, небьющиеся пузырьки и др.), способствующий развитию воображения, способности действовать с предметами-заместителями. Организуя режиссерские игры, педагог занимает позицию помощника: просит ребенка пояснить смысл действий, побуждает к ролевой речи («Что сказал?», «Куда пошел?), иногда выступая носителем игровых умений, показывая при помощи игрушек и предметов-заместителей фантастические истории, что помогает ребенку включиться в подобную деятельность.

Старший дошкольный возраст – период расцвета режиссерской игры, которая становится полноценной совместной деятельностью. Содержанием игр являются фантастические сюжеты, в которых реальность переплетается с событиями из мультфильмов, книг. Предметно-игровая среда для режиссерских игр конструируется на основе полифункционального игрового материала (карта-макет игрового пространства). Его использование помогает ребенку придумывать и разыгрывать события, составляющие сюжетную канву, представить сюжетную ситуацию еще до ее разыгрывания, а затем конкретизировать в процессе режиссерской игры, наполнив ее игровыми событиями. Близость структуры игрового и сказочного сюжета дает возможность использовать литературную сказку как основу для развития сюжетосложения.

В каждой возрастной группе желательно наличие уголка для театрализованных представлений, спектаклей. В них отводится место для режиссёрских игр с пальчиковым, настольным, стендовым театром, театром шариков и кубиков, костюмов, на рукавичках. В уголке располагаются:

  • различные виды театров: бибабо, настольный, марионеточный, театр на фланелёграфе и др.;
  • реквизит для разыгрывания сценок и спектаклей: набор кукол, ширмы для кукольного театра, костюмы, элементы костюмов, маски;
  • атрибуты для различных игровых позиций: театральный реквизит, грим, декорации, стул режиссёра, сценарии, книги, образцы музыкальных произведений, места для зрителей, афиши, касса, билеты, карандаши, краски, клей, виды бумаги, природный материал.

Классификация театрализованных игр

У детей младшего дошкольного возраста отмечается первичное освоение режиссерской театрализованной игры через:

  • настольный театр игрушек;
  • настольный плоскостной театр;
  • плоскостной театра на фланелеграфе;
  • пальчиковый театр.

В возрасте 4-5 лет ребенок осваивает разные виды настольного театра:

  • мягкой игрушки;
  • деревянный театр;
  • конусный театр;
  • театр народной игрушки;
  • плоскостных фигур;
  • театр ложек;
  • театр верховых кукол (без ширмы, а к концу учебного года – и с ширмой) и т.д.

В старшей и подготовительной возрастных группах , детей можно знакомить с марионетками, театром «живой руки», платочный театр, люди – куклы.