Сотников главные герои характеристика. В помощь школьнику

«Для Тютчева жить — значит мыслить».

И. Аксаков

«Только талантам сильным и самобытным предоставлена возможность касаться таких струн в человеческом сердце».

Н. Некрасов

Федор Тютчев — один из крупнейших русских поэтов-лириков, поэт-мыслитель. Его лучшие поэзии и до сих пор волнуют читателя художественной дальновидностью, глубиной и силой мысли.

Если вокруг поэзии Некрасова и Фета разворачивалась политическая борьба и сейчас литературоведы делятся на сторонников или «некрасовского» или «фетивського» направления, то о творчестве Тютчева мысли были единодушны: высоко ценили и воспринимали как демократы, так и эстетики.

В чем же неисчерпаемое богатство Тютчева лирики?

Федор Тютчев родился 23 ноября 1803 года в семье дворянина в имении Овстуг Орловской губернии. Родители будущего поэта, люди образованные и состоятельные, дали сыну основательное и разностороннее образование. Гувернером к нему был приглашен известный в свое время поэт и переводчик С.Е.Раич, знаток классической древности и итальянской литературы. На его уроках Тютчев черпал глубокие знания по истории древней и новой литературы. Еще подростком Федор начинает писать и сам. Его ранние стихи несколько устаревшие и «тяжелые», однако свидетельствуют о таланте юноши. В 14 лет Тютчев становится членом Союза любителей российской словесности. В 1819-м впервые появляется свет его вольный перевод «Послания Горация к Меценату». В течение 1819-1821 гг Тютчев учился на словесном отделении Московского университета. Письма, дневники этого периода свидетельствуют его литературные вкусы. Он восхищался Пушкиным, Жуковским, немецкими романтиками, читал произведения французских просветителей, поэтов и философов Древней Греции и Рима. Круг его интеллектуальных интересов был достаточно широким и охватывало не только литературу, но и историю, философию, математику, естественные науки.

Московский университет начале 20-х гг становится центром политической и общественной мысли. И хотя Тютчев не интересовался политикой, мать, боясь вредного влияния на него революционных идей, настояла на досрочном завершении обучения и вступлению сына на дипломатическую службу.

Тютчев был зачислен в Коллегию иностранных дел. Вскоре он уезжает в Европу, где прожил почти 22 года, представляя российскую дипломатическую миссию в Мюнхене, затем в Турине и при дворе сардинского короля. Мюнхен (столица Баварского королевства) был одним из крупнейших центров европейской культуры. Тютчев знакомится там с учеными, литераторами, художниками, погружается в изучение немецкой романтической философии и поэзии. Он сближается с выдающимся философом-идеалистом Ф.Шеллингом, дружит с Гейне, первым начинает переводить его произведения ^ Осийский языке, переводит также Ф.Шиллера, И.В. Гетета других европейских поэтов. Это помогло Тютчеву оттачивать и совершенствовать свое поэтическое мастерство. В большую поэзию его имя вошло в 20-е гг Стихи Тютчева периодически появлялись в различных московских журналах и альманахах, и зачастую подписаны были только инициалами поэта. Сам Тютчев не очень высоко оценивал собственные наработки. Большинство из написанного или исчезло, или были уничтожены. Удивительно скромный и требовательный к себе, во время одного из переездов Тютчев, сжигая ненужные бумаги, бросил в огонь и несколько тетрадей своей поэзии.

Четыре сотни стихотворений Тютчева позволяют проследить становление его мировоззрения, ознакомиться с выдающимися событиями его жизни.

В студенческую пору и в начале пребывания за границей поэт находился под влиянием свободолюбивых идей. Его стихотворение «К оде Пушкина« Вольность »по идейной направленности близок к произведениям романтизма, но уже в нем грешат отличие от социальной лирики Пушкина декабристского периода. Тютчев использует лексику, характерную для поэзии декабристов («огонь свободы», «звук цепей», «пыль рабства» и др.), но видит смысл поэзии не в призыве к борьбе, а в призыве к миру и душевного покоя. В его оде есть строки, обращенные к поэту с просьбой волшебной струной «смягчать, а не тревожить сердца» читателей.

Отношение к России у Тютчева было противоречивым. Он глубоко любил свою родину, верил в ее будущее, но понимал ее экономическую и культурную отсталость, заброс, не мог мириться с политическим режимом «канцелярии и казармы», «кнута и чина», которые олицетворяли самодержавную Россию.

Для Тютчева всегда оставались неприйнятливимы любые насильственные формы борьбы. Отсюда — противоречивое отношение к декабристских событий, на которые он откликнулся стихотворением «14-е декабря 1825 года». Поэт с уважением отнесся к смелым действиям дворян ради идей общественной свободы, перешагнувших через собственные интересы, однако одновременно он считал их «жертвами глупых намерений», утверждал, что поступок их лишен смысла, потому и не оставит следа в памяти потомков.

Ежегодно мастерство поэта совершенствовалась. К середине 30-х годов он напечатал такие жемчужины, как «Весенняя гроза», «Весенние воды», «Летний вечер», «Silentium!», Однако имя поэта оставалось неизвестным рядовому читателю, поскольку отдельные стихи Тютчева (и часть без авторского подписи) появлялись в различных журналах и альманахах разрозненно и «терялись» в море стихов низкого сорта.

Только 1836 по инициативе своего друга И. Гагарина Тютчев собрал свои стихи в отдельную рукопись с целью опубликования. Работы были переданы П. Вяземскому, тот показал его Жуковского и Пушкина. Три корифеи русской поэзии были в восторге, и в «Современнику» (а журнал в эту пору принадлежал его основателю А.Пушкину) были опубликованы 24 стихотворения под заглавием «Стихотворения, присланные из Германии» с подписью Ф.Т.

Тютчев был горд вниманием к нему первого поэта России и мечтал о личной встрече. Однако встретиться им не суждено. На смерть Пушкина Тютчев откликнулся стихотворением «29 января 1837 года».

Как и М. Лермонтов, Тютчев обвинял в смерти Пушкина светскую верхушку, но считал, что поэт глубоко ошибался, отвлекаясь от чистой поэзии. В конце стихотворения он утверждает бессмертие поэта: «Тебя, как первую любовь, сердце России не забудет».

С годами усиливается ощущение социальных сдвигов, которые происходят в мире, понимание того, что Европа стоит на пороге эпохи революций. Тютчев убежден Россия пойдет другим путем. Оторванный от родины, он создает своим поэтическим воображением идеализированный образ Николаевской Руси. В 40-е гг Тютчев почти не занимается поэзией, его больше интересует политика. Свои политические убеждения он толкует в ряде статей, в которых пропагандирует идею панславизма, отстаивает православие, считая религиозность специфической чертой русского характера. В стихах «Русская география», «Предсказание» звучат призывы к объединению всех славян под скипетром русского самодержавия, осуждения революционных движений, которые распространились в Европе и угрожали Российской империи. Тютчев считает, что славяне должны объединиться вокруг России, а революциям противопоставить просвета. Однако, идеалистические настроения относительно русского самодержавия были разрушены позорным поражением России в Крымской войне.

Тютчев пишет острые, хлесткие эпиграммы на Николая I, министра Шувалова, цензурный аппарат.

Интерес к политике постоянно спадал. Поэт приходит к пониманию неизбежности перемен в основе общественно-политического строя России, и это тревожит и одновременно волнует его.

«Я осознаю, — пишет Тютчев, — безрезультатность всех отчаянных усилий нашей бедной человеческой мысли разобраться в ужасном вихре, в котором погибает мир … Да, действительно, мир рушится, и как не потеряться в этой страшной круговерти ». Страх перед разрушением и радость от осознания уверенной походки нового теперь живут вместе в сердце поэта. Именно ему принадлежат слова, ставшие крылатыми: «Блажен, кто посетил сей мир в его минуты роковые …»

Не случайно он употребляет слово «роковые» («Цицерон»). Тютчев по своим убеждениям был фаталистом, считал, что и судьба человека, и судьбы мира предопределены. Однако это не вызвало у него чувство обреченности и пессимизма, наоборот — за-

точенные желание жить, двигаться вперед, чтобы увидеть, наконец, будущее.

К сожалению, себя поэт относил к «обломков старого поколения», остро чувствуя отстраненность, отчужденность от «нового молодого племени» и невозможность идти рядом с ним навстречу солнцу и движению («Бессонница»).

В статье «Наш век» он утверждает, что ведущей чертой современника есть раздвоенность. Эту «двуличность» мироощущение поэта мы четко видим в его лирике. Он влюблен в тему бури, грозы, ливни. В его поэзии человек обречен на «безнадежный», «неравный» бой с жизнью, судьбой, самим собой. Однако эти пессимистические мотивы сочетаются с мужественными нотами, которые прославляют подвиг несокрушимых сердец, сильных духом человек. В стихотворении «Два голоса» Тютчев воспевает тех, кто преодолевает жизненные трудности и общественные несогласия и может быть взломан только разве что рок. На таких людей с завистью смотрят даже олимпийцы (т.е. боги). В стихотворении «Фонтан» также прославляется тот, кто стремится вверх — к солнцу, к небу.

Философско-социальная лирика Тютчева часто построена на основе композиционного приема параллелизма. В 1-й части изображается привычная для нас картина или явление природы, во II-й строфе автор делает философский вывод, спроектированный на человеческую жизнь и судьбу. Тематически стихотворения Тютчева разделяем на три цикла: социально-философская лирика (о ней уже говорилось), пейзажная лирика и интимная лирика (о любви).

Мы ценят Тютчева прежде всего как непревзойденного певца природы. В русской литературе не было раньше поэта, в творчестве которого природа весила бы так много. Она выступает главным объектом художественных ощущений. К тому же сами по себе явления природы переданы немногословное, основная же внимание сосредотачивается на чувствах, ассоциациях, которые вызывают они у человека. Тютчев — весьма наблюдательный поэт, уже с помощью нескольких слов может воспроизвести незабываемый образ.

Природа у поэта переменная, динамичная. Она не знает покоя, находясь изначально в состоянии борьбы противоречий, столкновений стихий, в непрерывной смене времен года, дня и ночи. Она имеет много «лиц», насыщенная красками и запахами (стихотворения «Какое ведь хорошее ты, ночное море», «Весенняя гроза», «Какой веселый шум летней бури» и др.).

Эпитет и метафора имеют неожиданной характер, они по своему значению основном являются такими, которые взаимоисключают друг друга. Именно это помогает создать картину борьбы противоположностей, постоянных изменений, поэтому особенно привлекают поэта переходные мгновения в природе: весна, осень, вечер, утро («Есть в осени …», «Осенний вечер»). Но чаще Тютчев обращается к весне:

Зиме пришел мука,

Поэтому она печальна —

Ей в окошко стучит,

Жене ее весна.

Перевод М. Рыльского

Бури, метели стремятся остановить прогресс весны, однако закон жизни неумолим:

Зима уходить не хочет,

Весной все ворчит,

Но весна хохочет

И молодо шумит!

Перевод М. Рыльского

Природа в стихах Тютчева очеловеченная. Она близка человеку. И хотя в стихах не встречаем непосредственный образ человека или какие-то признаки ее присутствия (помещение, орудия труда, предметы быта и др.)., Мы внутренне чувствуем, что речь идет именно о человеке, его жизни, чувствах, о том, что на смену старому поколению приходит молодое. Возникает мысль о вечный праздник жизни на земле:

Зима бедствия услышала

Конец своей жизни,

Последнее снег швырнула

В волшебное дитя.

Но что вражья сила!

Снежком умылась тем

И лишь порозовела Весна в цвету своим.

Перевод М. Рыльского

Творчески усвоив учение Шеллинга о господстве в мире единой «мировой душе», поэт убежден, что она находит свое выражение как в природе, так и во внутреннем мире отдельного человека. Поэтому природа и человек органически слиты в лирике Тютчева и образуют неразрывное целое. «Дума за думой, волна за волной — два проявления одной стихии» («Волна и дума»).

Чувство оптимизма, утверждения праздника жизни является сущностью тютчевской поэзии. Именно поэтому Толстой каждую весну встречал строками стихотворения Тютчева «Весна». Н. Некрасов писал по поводу стихотворения «Весенние воды»: «Читая стихи, чувствуя весну, откуда, сам не знаю, становится весело и легко на сердце, будто на несколько лет моложе».

Традиции пейзажной лирики Тютчева имеют истоки из поэзии Жуковского и Батюшкова. Для стиля этих поэтов характерно, так сказать, преобразование качественных характеристик объективного мира в эмоциональные. Однако Тютчева отличает философская направленность мысли и яркая, живописная речь, придает стихам благозвучия. Он использует особенно нежные эпитеты: «блаженный», «светлый», «волшебный», «сладкий», «голубой» и другие. В пейзажной лирике Тютчев выступает как поэт-романтик, а в отдельных его стихотворениях ощутимы тенденции символизма («Дни и ночи», «Тени сизые»).

Высокого мастерства достигает Тютчев и в интимной лирике. Он поднимает ее до высоты такого же обобщения, как это наблюдаем и в пейзажной лирике. Однако, когда пейзажная — проникнута философскими мыслями, то интимная — психологизмом в раскрытии внутреннего мира влюбленного человека. Впервые в русской лирике внимание автора сместилась от лирических страданий мужчины к женщине. Образ любимой уже не является абстрактным, он приобретает живых, конкретно-психологических форм. Мы видим ее движения («Она сидела на полу …»), узнаем о ее переживаниях.

У поэта есть даже стихи, написанные непосредственно от имени женщины («Не говори: меня он любит, как раньше …»).

В 40-50-е гг женский вопрос в России становится проблемным. Еще живым остается романтический идеал, согласно которому женщина представлялась феей, царицей, но никак не реальным земным созданиям.

Жорж Санд в мировой литературе начинает борьбу за эмансипацию женщины. В России опубликовано множество работ, в которых определяется характер, интеллектуальные возможности женщины: является полноценным она по сравнению с мужчиной? В чем ее предназначение на земле?

Революционно-демократическая критика и литература рассматривали женщину как равноценную мужчине существо, но бесправное (роман Чернышевского «Что делать», поэма Н. Некрасова «Русские женщины»). Тютчев разделял некрасовскую («Панаевський цикл») позицию. Однако, в отличие от демократов, зовет не к социальному, а к духовному раскрепощению женщины.

Жемчужиной поэзии Тютчева является «денисьевским цикл».

В 1850-м, когда поэту исполнилось 47 лет, он принимает гражданский брак с Еленой Денисьевой, 24-летней племянницей и воспитанницей инспектрисы Смольного института благородных девиц, в котором учились и дочери (!) Поэта, их связь длилась 14 лет (за это время родилось трое детей). Высшее общество не признавало и осуждало Денисьевой. Деликатная ситуация угнетала молодую женщину, что и повлекло его болезни туберкулезом и раннюю смерть.

«Денисьевський цикл» — поистине роман в стихах о любви. Мы узнаем о радости первой встречи, счастье взаимной любви, неумолимое приближение трагедии (возлюбленная поэта, которую осуждает окружения, не имеет возможности жить с любимым одной жизнью, сомневается в верности и силы его чувства), а затем смерть любимой и «горький боль и отчаяние »по поводу потери, которые не оставляют поэта до конца жизни (« Чему молилась ты с любовью »,« И я один … »).

В интимной цикле много личного, пережитого самим автором, однако здесь нет места субъективизму. Стихи волнуют читателя, ассоциируются с собственными чувствами.

Многие литературоведы отмечает близость в раскрытии темы любви Ф. Тютчева и И. Тургенева. В обоих любовь женщины трагическое, ибо тот, кто ее любит, не в состоянии ответить ей взаимностью такой степени, как чувствует она. Причина страданий заключается в различиях в женском и мужском характерах. Женщина может жить одним любовью, а у мужчины чувства всегда сосуществует с потребностями социальной или интеллектуальной деятельности. Поэтому лирический герой раскаивается в том, что не способен любить с такой же силой, как его избранница. («Ой, не тревожь меня …»).

Любовь лирического героя Тютчева бессильно, такое, как и любовь героев «тургеневских романов. И это было типичным для того времени.

Тютчев по своему мировоззрению был либерал. И его жизненная судьба похожа на судьбу героев тургеневских романов. Тургенев-реалист видит причину неспособности героев любить в их социальной сущности, социальной бессилии. Тютчев-романтик пытается найти причину в невозможности понять до конца человеческую природу, в ограниченности человеческого «я». Любовь приобретает разрушительную силу, оно нарушает обособленность и целостность внутреннего мира человека. Стремление самовыражения идти, достичь полного взаимопонимания делает лицо уязвимой. Даже взаимное чувство, желание обоих влюбленных «раствориться» в новом единстве — на смену «я» — «мы» — не в состоянии предупредить, как приостановить разрушительный вспышка индивидуальности, «особенности», отчужденности, которая фатально сопровождает влюбленных и традиционно «представляется »за мгновение гармонии душ (« О, как же убийственное мы любим … »).

Большинство стихов Тютчева были положены на музыку и стали популярными романсами.

Однако признали поэта лишь на закате его жизни. 1850 года в журнале «Современник» была опубликована статья Н. Некрасова «Русские второстепенные поэты», которая, в основном, была посвящена Ф. Тютчеву. Критик поднимает его до уровня А. Пушкина и М. Лермонтова: видит в нем поэта «первой величины», поскольку главная ценность его поэзии — в «живом, грациозном, пластически-точном изображении природы». Позже в виде приложения к одному из следующих номеров журнала было опубликовано 92 стихотворения Тютчева.

1854 году за редакцией И. Тургенева увидел свет первый сборник стихов Тютчева. В статье «Несколько слов о стихотворениях Ф.И. Тютчева »Тургенев ставит его выше всех современных русских поэтов.

Творчество Тютчева оказывала немалое влияние на русскую литературу II пол. XIX в. — Нач. XX в. Русский романтизм в его творчестве достиг вершины своего развития в XIX в., Однако не утратил своей жизненной силы, поскольку традиции тютчевской поэтики мы прослеживаем в творчестве Л. Толстого, Ф. Достоевского, А. Блока, М. Пришвина, М. Цветаевой, М. Гумилева и многих других.

На украинский язык переведены только несколько стихотворений Тютчева (переводчики: М. Рыльский, П.Вороний), однако эти переводы нельзя назвать совершенными. Во-первых, очень сложно переводить ассоциативные стихотворения, поскольку они не имеют конкретного содержания, а во-вторых, препятствием является и поэтический словарь Тютчева, в котором имеются такие смысловые оттенки слов, которые невозможно дословно передать на другом языке. Поэтому в переводах отсутствует неповторимое звучание именно Тютчева речь в стихах.

«Silentium» (1830)

Стихотворение имеет латинское название, которое в переводе означает «Молчание» В нем словно скрестились две темы: традиционная для литературы тема поэта и поэзии и тема любви. По форме и содержанию стихотворение декларативный, т.е. автор пытается убедить читателя в правильности суждений, которые задекларированы в нем.

В первой строфе на основе собственных мировоззренческих убеждений Тютчев предостерегает нас от попытки рассказать миру о своих чувствах и мысли:

Молчи, закрой от жизни

И мечты, и свои чувства.

Перевод П.Вороного

Человек и природа живут по одним законам. Как не могут понять звезды того, чем они блестеть и угасать в вышине, так и человек не может и не должна пытаться понять, почему чувство внезапно возникают и так же внезапно исчезают:

Пусть в пучине глубины

И сходят, и зайдут они,

Как звезды ясные ночью:

Любуйся ими и молчи.

Тютчев считал, что чувство выше разума, поскольку они являются порождением вечной души, а не бренной материи. И поэтому пытаться выразить то, что происходит в душе человека, не имеет смысла, и не возможно вообще:

Как сердцу выразит себя?

Ли поймет кто тебя?

Не поймет слова он,

Потому мысль выражена — тлен.

Человек — это «вещь в себе», каждая личность неповторима и «загерметизированы» в своем собственном духовном мире. Именно в нем человек и имеет почерпнуть животворные силы, а не пытаться найти поддержку среди материального среды:

В себе самом жить умей!

Есть целый мир в душе твоей

Секретно-чарующих дум,

Заглушить их обыденный шум,

И исчезнут, в сиянии дня мручы,

Ты слушай пение их и молчи!

И снова в последних строках стихотворения поэт сопоставляет мир человеческой души и мир природы. Это подчеркивается рифмовкой слов, которые имеют основную смысловую нагрузку — «дум — шум», «мручы — молчи».

Рефреном звучит слово «молчи». Оно употребляется в стихотворении 4 раза, и это фокусирует наше воображение на основной мысли стихотворения: почему и о чем нужно молчать.

Стихотворение дает нам некоторое представление и о предмете поэзии. Прекрасное свойственно человеческой душе, именно для ее характеристики поэт использует единственный в этой поэзии (в целом не характерно для его поэтики и отличается от других богатством экспрессивно выразительной лексики), величественно-поэтический эпитет — «секретно-чарующих дум». И это тогда, когда окружающий мир получает прозаическое определение — «обыденный шум».

Мир человеческой души — живой и опредмеченный, он существует как бы вне человека («Любуйся ими»-то есть своими чувствами — и молчи »). Ця.авторська идея подчеркивается насыщенной метафоричностью речи («чувство сходят», «чувство зайдут», «сердце выражает себя»).

Автор использует двустопный ямб, который способствует усилению смыслового звучания речи. Усиливают его ораторское направленность и риторические вопросы и восклицания. В вопросах прослеживается тема («Как сердцу выразит себя?», «Поймет кто тебя?»), В ответах — идея («Молчи, закрой от жизни и мечты, и свои чувства!», «В себе самом жить умей!» , «Ты слушай пение их (почуттив. — Н.М.) и молчи!».

Это стихотворение является важным для понимания сути поэзии Ф.И.Тютчева, особенно его интимной лирики.

«Последняя любовь»

(1852 или 1854)

Стихотворение относится к «денисьевским цикла» и посвящен сильному вспышки последней любви поэта. Стихотворение романтический по звучанию. В центре произведения — образ-чувство, образ-переживание. Нет никаких ссылок на то лицо, которому он посвящен, лирическая героиня — вне контекста повествования. И поэтому поэзия приобретает не конкретно-личностного, а общечеловеческое звучание. Это не рассказ о любви пожилого человека Тютчева к молодой девушки Елены Денисьевой, это рассказ о последнем ярко чувство, которое может вспыхнуть в душе человека, — «о последней любви».

Стихотворение имеет форму развернутой метафоры: картины природы перемежаются с описаниями чувств лирического героя. Последняя любовь ассоциируется в сознании поэта с «прощальным сиянием зари вечерней». Автор понимает, что его жизнь подходит к концу («уже полнеба охватила тень» и «стынет в жилах кровь»), и тем дороже для него это странное и прекрасное чувство, которое можно сравнивать только с «сияние» среди темной ночи.

Стихотворение отличается эмоциональностью, задушевностью, такого ощущения автору удалось достичь с помощью междометий «Ой», звучащие в начале и конце стихотворения, повторением отдельных, наиболее значимых для лирического героя слов («подожди», «по-жди-ка». «Вечерний день »,« продовжуйся »,« продолжается »,« чудо »), удачным подбором благозвучных слов (нежность, обаяние, блаженство и др.).. Неповторимость этой поэзии предоставляют метафоричность эпитетов и словосочетаний («прощальное сияние», «стынет кровь» и др.), оригинальное сочетание конце произведения совершенно разных по лексическим значением слов «блаженство» и «безнадежность», использование неожиданных грамматических вариантов одного слова («нежнее» и «нежность»).

Мелодичность, напевность стиха способствовали тому, что к нему неоднократно обращались композиторы как XIX, так и XX вв.

«Фонтан» (1836)

Стихотворение построено по принципу параллелизма. Первая строфа описывает явление природы, второе — проецирует его на человеческую жизнь. По содержанию это поэзия философская, в ней автор рассуждает о предопределенности человеческой жизни. И одновременно он в восторге от тех смельчаков, пытающихся вырваться за пределы этого рокового круга.

Лирический герой с удивлением рассматривает брызги фонтана, которые, сверкая в лучах солнца, хлынут вверх, к небу. Однако, как бы высоко не взлетали они «пылью огнецвитним», им «суждено» упасть на землю. Далее в сознании автора это ассоциируется с человеческой жизнью. Как бы человек не старался добиться на своем жизненном пути чего-то необычного, яркого и выдающегося, она обречена, как обреченные брызги фонтана упасть с высоты. Несмотря на, казалось бы, пессимистичный содержание, стихотворение не вызывает чувство безнадежности. Наоборот — оптимизм, ведь он воспевает и превозносит тех, кто не желает мириться с серой обыденностью.

«Фонтан», как и большинство стихов Тютчева на философские темы, написанный в форме эмоционально насыщенного монолога. Начинается он обращением к незримо присутствующего собеседника: «смотри», в текст введены местоимения «тебя», «ты», использованы риторические восклицания. Однако избыток чисто «эстетической», «экзотической» лексики (например, «длань») в стихотворении вызывает затруднения у переводчиков.

«Весенняя гроза» (1828)

Это один из лучших стихотворений Тютчева, который издавна стал хрестоматийным. Чисто пейзажный, лишен философского дидактизма (который есть в стихах «Зииепииит!» И «Фонтан»), стихотворение доступен не только для взрослого, но и для детского восприятия.

Тютчев любил «переломные моменты» в природе, когда происходит смена времен года, ночь уступает дню, после грозового ливня из числа облаков пробиваются солнечные лучи. Характерным для пейзажной лирики поэта является начало стихотворения, в котором он безапелляционно утверждает: «Люблю я время грозы весной». Далее идет описание природы во время первой майской грозы. Чем же так привлекает лирического героя гроза, явление природы, которое многие просто опасаются? Гроза Тютчева привлекает неуправляемостью стихии, когда все охвачено вспышками молний, когда все находится в состоянии борьбы, в движении. Это определило и выбор автором динамично-го стихотворного размера-двустопного ямба.

Каждая строфа стихотворения посвящена одному из этапов грозы. В первой строфе гроза лишь приближается, напоминая о себе отдаленным громом. Небо все еще ясное и голубое:

Люблю я время грозы весной,

Когда майский первый гром,

Словно упиваясь игрой,

Грохочет в небе голубом.

Перевод М. Рыльского

Во второй — гроза приближается, начинается борьба между солнцем и бурей, гром звучит громко и ощутимо:

А в третьей строфе — гроза в разгаре. Но побеждает не злая сила, а природа, жизнь. Поэтому «все подпевает громом»:

Бегут потоки вод прозрачных,

Птичий не смолкает гам,

И в лесу гам, и шум в горах, —

Все подпевает громам.

Это радостное настроение, веселье звучат и в последней — заключительной строфе, где появляется образ «озорной Гебы» (в греческой мифологии богиня юности, дочь верховного божества — Зевса), которая «обществен-мокипучий кубок с неба на землю со смехом разлила» .

Несмотря на подробный предметный описание грозы (гром, пыль, дождь, поток воды), главным в стихотворении есть не образ грозы, а образ-чувство, то настроение, которое вызывает она в сердце лирического героя. Стихотворение написано романтическим творческим методом: олицетворение природы («гром играет», «гремит Голосистое», природа «подпевает»), величественно поэтическое сравнение («капель прозорчасте ожерелье на солнце золотом горит»), использование античных образов (Геба, Зевс и др. .).

Стихотворение изящный и по своей форме, и по своему содержанию. Зная его, тем повторяешь про себя, а встречая первую весеннюю грозу, чувствуешь радостно-оптимистичное настроение, которое передает нам через века большой мастер поэтического слова.

Использованная литература

Захаркин А.Ф. Русские позтн второй половины XIX в. М., 1975.

Касаткина В.Н. Позтическое мировоззрейие Ф.Й.Тютчева: Саратовский ун-т, 1969.

Кожинов В. Ф.И.Тютчев. М., 1988.

Пигарев К.А. Ф.И.Тютчев и его время. М., 1978.

Чагин Г. Тютчев в Москве. М., 1984.

Н.Г. МАРЧЕНКО, кандидат филологических наук, Ю.М. Масельский, ассистент Полтава

Творчество Тютчева

5 (100%) 1 vote

Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.

Чьи это строки? Какой поэт сумел подслушать игру молодого грома в майской лазури неба? Кто уловил в общем весеннем хоре природы голос ручьев – этих «молодой весны гонцов»? Кому удалось заметить «блестящий волос паутины» на «праздной борозде» отдыхающего поля? Федор Иванович Тютчев – вот имя этого певца природы.

Поэт прожил большую и интересную жизнь, богатую событиями и встречами. В 1819 г. он стал студентом Московского университета. В эти же годы появились в печати и его первые стихотворения. Но через два года, после окончания университетского курса, молодой Тютчев избрал для себя не литературную, а дипломатическую карьеру. Он уехал с русской миссией в Мюнхен. За границей, на службе, поэт провел почти 22 года. Там в общении с замечательными людьми того времени: поэтом Гейне, философом Шеллингом – складывается тютчевское философское мировоззрение, его совершенно особое отношение к природе. Для Тютчева природа всегда была источником вдохновения. Лучшие его стихи – стихи о природе. Его пейзажи в стихах: «Как весел грохот летних бурь...», «Что ты клонишь над водами, ива, макушку свою...», «В небе тают облака...» и многие другие – по праву вошли в золотой фонд русской и мировой литературы.

Но Тютчеву чуждо бездумное любование природой – ум поэта напряженно ищет в природе то, что роднит ее с человеком. Природа у Тютчева жива: она дышит, улыбается, хмурится, иногда дремлет, иногда о чем-то грустит, на что-то сетует. У нее есть свой язык и своя любовь. Ей свойственно многое, что свойственно человеческой душе, поэтому многие стихи Тютчева о природе – это стихи о человеке, о его настроениях, волнениях и тревогах («В душном воздуха молчанье...», «Поток сгустился и тускнеет...», «Еще земли печален вид...» и др.).

Впервые с целым циклом стихотворений Тютчева любители русской поэзии познакомились в 1836 г. – тогда их опубликовал петербургский журнал «Современник». Пушкин – издатель журнала – принял стихи Тютчева с «изумлением и восторгом», а литературная критика оценила их лишь 14 лет спустя. К этому времени поэт уже жил в России. Выйдя в отставку, он вместе с семьей в 1844 г. переехал в Петербург. Острослов, прекрасно разбирающийся в вопросах политики и общественной жизни, Тютчев стал в эти годы украшением всех литературных петербургских салонов. Но о Тютчеве-поэте знали лишь немногие. Его «открыл» Некрасов в 1850 г. Перелистывая старые номера «Современника», он нашел напечатанные в нем тютчевские стихи и в одной из своих статей дал подробный их разбор, причислив самого Тютчева к «первостепенным поэтическим талантам».

Через 4 года вышел в свет первый стихотворный сборник поэта. В нем были и лучшие пейзажи в стихах, и поэтические раздумья о вечных проблемах, волнующих человеческий ум. Ясная глубина мысли гармонично сочеталась в них с выразительным своеобразием формы. Свои наблюдения, размышления и чувства поэт облекает в яркие, запоминающиеся надолго образы.

В то время И. С. Тургенев , вдохновитель и редактор первого тютчевского издания, писал: «... поэт может сказать себе, что он создал речи, которым не суждено умереть».

Первый сборник получился небольшим – всего 119 стихотворений, но очень верно сказал когда-то А. Фет:

Муза, правду соблюдая,
Глядит, а на весах у ней
Вот эта книжка небольшая
Томов премногих тяжелей.

Ценители тютчевской поэзии оказались правы. Стихи этого гениального русского лирика выдержали самое суровое испытание – испытание временем. Тютчев очень искренен в своих стихах, и поэтому спустя сто лет, читая их, вновь переживаешь ту бурю настроений, которыми была полна вещая душа поэта. Его стихотворения живут, радуют людей, приносят новым поколениям читателей огромное эстетическое наслаждение. Одному своему современнику Л. Н. Толстой как-то сказал: «Без Тютчева жить нельзя». Эти слова может повторить каждый, кому дорога русская поэзия, кому тютчевская лирика открыла свое неповторимое обаяние и своеобразие.

Тема Великой Отечественной войны за-нимает важное место в творчестве Василя Быкова. Честь, совесть, достоинство, вер-ность своему долгу — именно эти пробле-мы затрагиваются писателем. Но все-таки главной темой творчества Быкова остает-ся, безусловно, тема героизма. Причем писателя интересует не столько его внеш-нее проявление, сколько то, каким путем человек приходит к подвигу, к самопо-жертвованию, почему, во имя чего совер-шает героический поступок.

Характерной особенностью военных по-вестей Быкова является то, что в центре изображения оказывается человек в экс-тремальной ситуации, и положение тако-во, что герой должен немедленно сделать выбор: героическая смерть или позорная жизнь предателя. И к такому приему автор прибегает не случайно, ведь в обычной обстановке не может полностью рас-крыться характер человека. В этом отно-шении не составляет исключения и по-весть «Сотников».

На первых страницах повести перед на-ми предстают два бойца одного из пар-тизанских отрядов - Сотников и Рыбак, которые морозной, ветреной ночью от-правляются на задание. Им поручено во что бы то ни стало добыть продовольст-вие для усталых, измученных товарищей. Но мы видим, что бойцы в неравном положении: Сотников идет на задание с тяжелой простудой. А на вопрос Рыбака, почему тот не отказался идти, если бо-лен, отвечает: «Потому и не отказался, что другие отказались». Эти слова Сотникова говорят нам о его сильно развитом чувстве долга, сознательности, мужест-ве, выносливости.

По ходу повествования мы видим, что главных героев преследует одна неудача за другой. Во-первых, оказался сожжен-ным хутор, где они надеялись достать продовольствие. Во-вторых, Сотникова ранили в перестрелке с врагом.

Интересна такая деталь — автор внеш-нее действие сопровождает действием внутренним. Особенно это заметно в раз-витии образа Рыбака. Сначала Рыбак немного недоволен Сотниковым, его не-домоганием, которое не позволяет им двигаться достаточно быстро. Это легкое недовольство сменяется то жалостью и сочувствием, то невольным раздражени-ем. Но Быков показывает вполне достой-ное поведение Рыбака, который помогает Сотникову нести оружие, не бросает его одного, когда тот не может идти из-за ра-нения. По натуре Рыбак отнюдь не предатель и тем более не замаскированный враг, а нор-мальный человек со своими достоинства-ми и недостатками. Рыбак — крепкий и на-дежный парень, в котором живет чувство братства, товарищества, взаимовыручки. Но таков он в обычной боевой обстановке. Оставшись же наедине с задыхающимся от кашля раненым Сотниковым среди снеж-ных сугробов, без пищи и в постоянной тревоге быть схваченным фашистами, Ры-бак срывается. И когда он попадает в плен, в его душе происходит надлом. Он хочет жить. Боец не хочет предавать Родину, пы-тается найти выход из той ситуации, в кото-рой он оказался. Примечателен его разго-вор с Сотниковым после допроса:

«Ты послушай, — помолчав, горячо за-шептал Рыбак. — Надо прикинуться смир-ными. Знаешь, мне предложили в поли-цию, — как-то сам не желая того, сказал Рыбак. Веки у Сотникова вздрогнули, за-таенным тревожным вниманием сверкну-ли глаза. — Вот как! Ну и что ж — побе-жишь? — Не побегу, не бойся. Я с ними поторгуюсь. — Смотри, проторгуешься, — язвительно просипел Сотников».

Рыбак соглашается служить полицаем. Он надеется воспользоваться этим, чтобы бежать к своим. Но Сотников не ошибся, предвидя то, что мощная гитлеровская машина уничтожит Рыбака, что хитрость обернется предательством.

Финал повести весьма трагичен: быв-ший партизан по приказу гитлеровцев казнит своего бывшего товарища по отря-ду. После этого жизнь Рыбака, ранее та-кая дорогая ему, вдруг теряет свой смысл, оказывается настолько невыносимой, что он задумывается о самоубийстве. Нои это ему не удается сделать, так как полицаи сняли с него ремень. Такова «коварная судьба заплутавшегося на войне челове-ка», — пишет автор.

А что же Сотников? У него иной путь. Он выбирает смерть, тем самым пытаясь спа-сти ни в чем не повинных людей. Героиче-ская смерть ради спасения жизней других людей — вот единственный возможный для него путь. Ведь не зря перед казнью Сотников заметил среди согнанных к это-му месту деревенских жителей маленького мальчика в старой отцовской буденовке. Боец улыбнулся ему одними глазами, по-думав при этом, что ради таких, как этот малыш, идет на смерть.

Произведения В. Быкова о Великой Оте-чественной войне раскрывают нам весь ужас этого грозного и трагического собы-тия, заставляют понять, какой ценой была завоевана победа. Они учат добру, чело-вечности, справедливости.

Елена Котынова

Елена Юрьевна Котынова - учитель русского языка и литературы МОУ «Педагогический лицей», Псковская область, г. Великие Луки.

“Коварная судьба заплутавшего на войне человека”

Тема нравственного выбора в повести Василя Быкова «Сотников»

I. Слово учителя

Война… Скольких судеб коснулась она своим жестоким, убийственным крылом! Скольких оставила лежать на необозримых российских полях и сколько жизней исковеркала! Под страшным ветром пуль не раз приходилось простому, обыкновенному человеку делать выбор: любым путём сохранить единственно неповторимое - жизнь или отдать её во имя Родины, близких или даже совершенно незнакомых людей.

Во многих произведениях Василия Владимировича Быкова, писателя, в жизни которого война стала главным мерилом человеческого мужества, этот выбор приходится делать его героям. И в повести «Сотников», написанной в 1970 году, тоже.

Сам Быков воевал в пехоте и артиллерии. Вот как он объяснял замысел своего произведения: “Взялся я за повесть не потому, что слишком много узнал о партизанской жизни, и не затем, чтобы прибавить к её изображению нечто мною лично открытое. Прежде всего и главным образом меня интересовали два нравственных момента, которые упрощённо можно определить так: что такое человек перед сокрушающей силой бесчеловечных обстоятельств? На что он способен, когда возможности отстоять свою жизнь исчерпаны им до конца и предотвратить смерть невозможно?”

Статья опубликована при поддержке официального дистрибьютора по России и СТС, группа компаний "Терриком" "Antonio Merloni Cylinders Ghergo Group S.P.A.". Автономная газификация домов, а также объектов различной степени сложности, автономные газгольдеры "Antonio Merloni", сжиженный газ. Посмотреть готовые решения, каталог, фото, видео и контакты Вы сможете на сайте, который располагается по адресу: http://antonio-merloni.ru/.

II. Анализ повести

1. Как Рыбак и Сотников оказались вместе в вылазке? Что “совсем не понятно” Рыбаку в поведении напарника?

(Рыбака назначил командир, Сотников был простужен, мог не идти, но не отказался потому, что “другие отказались”.)

2. Как Василь Быков в мелочах показывает разницу характеров, отношения партизан к происходящим событиям, их целей, жизненных позиций?

  • Рыбак вспоминает Любку - “огонь-девка!” Сотников: “У тебя ещё девки на уме?”
  • При виде сожжённого хутора Рыбак - “Подрубали, называется”. Сотников: “Выдал кто-то”.
  • Разговор об отсутствии у Сотникова хорошей шапки. Рыбак: “Зато в деревне у каждого мужика шапка”. Сотников: “Что же, с мужика снимать?”

3. Каково отношение Рыбака и Сотникова к старосте Петру Качану? Почему? Поменялось ли оно со временем или “нельзя было принимать во внимание никакие, даже самые уважительные причины”?

(“Ты немцам служишь, поэтому нам враг”, - говорит Рыбак старосте. Для партизан нет уважительных причин, чтобы служить врагу, даже после объяснения старостихи. Однако Рыбак не убивает Петра, думая: “Если что, его накажут другие”.)

4. Сравните поведение и мысли партизан во время перестрелки с полицаями. Почему Рыбак всё-таки не бросил товарища? Что им двигало?

(Выбор у Рыбака невелик: бежать самому, спастись, принести овцу в отряд или спасать товарища. Но, понимая, что если он бросится на помощь, то убьют обоих, приходит к выводу: “…пока есть возможность, надо уходить: Сотникова уже не спасёшь”. Сотников же отстреливался как мог, спасая тем самым Рыбака от гибели, прикрывая его отход. “Он понял, что задержал их [полицаев], и это вызвало короткое удовлетворение”. Стараясь не рассуждать, Рыбак “двинулся по своему следу назад”. Почему? Нужно было бы что-то объяснять в отряде: “Но что он скажет в лесу?” Не стремление помочь товарищу движет им, а боязнь ответст­венности.)

5. Какова роль внутреннего монолога Сотникова (глава 6)? Чем же измеряется “степень отваги в бою, бесстрашие и твёрдость перед лицом врага”? Почему после этого монолога Сотников вспоминает допрос русского полковника?

(“Он страдал от своей физической беспомощности” и старался не встретиться взглядом с Рыбаком. Именно Сотников рассуждает о “единственной реальной ценности всего сущего и для человека тоже” - о жизни. Может ли человек продлить своё присутствие на земле после смерти? Что сильнее - физические способности или сила духа? История допроса русского полковника напоминает сцену из рассказа М.Шолохова «Судьба человека». Оба героя: и полковник, и Андрей Со­колов - сумели вызвать к себе уважение жесткого врага, одержали духовную победу над имеющими власть фашистами.)

6. Расскажите о Рыбаке-партизане. Случайно ли он прослужил три года (!) старшиной роты? Но что настораживает в рассуждениях героя?

(Рыбак “был незлой человек”, ему “по душе было живое, реальное дело”, энергичен, в бою умеет “вовремя принять решение”, “чувствовал себя полноценным партизанским бойцом”. На войне ему даже казалось легко, ведь цель борьбы была ясна, “а над прочими обстоя тельствами он не очень раздумывал”. Но ведь на войне приходится не только стрелять! Настораживает также и его отношение к больным и слабым. Он “почти с неприязнью слушал нездоровое дыхание товарища”, испытывал пренебрежение к тем, кто “чего-то не мог, не умел”. Наверное, и решение красного командира Левинсона (А.Фадеев. «Разгром») о судьбе больного Фролова он абсолютно оправдал бы…)

7. Как вы думаете, какое отношение к подобным мыслям имеет история раненого лейтенанта? И почему её вспоминает именно Сотников?

(Сотников вспоминает плен и исхудавшего лейтенанта, от раненой ноги которого исходил запах гнили, обречённого на гибель всем своим “полусумасшедшим видом”. Обессилевший без воды и пищи, с лихорадочным блеском в глазах, он ценой собственной жизни даёт возможность спастись другим. Значит, и находящиеся в полушаге от гибели могут на войне быть бойцами! Этот человек оказался сильнее многих более здоровых! Сотникова этот лейтенант спас, и он не сможет поступить иначе в подобной критической ситуации.)

8. Как ведут себя Рыбак и Сотников во время ареста? Что больше всего тревожит героев? Как характеризует их тон разговора с полицаями, отношение к Дёмчихе?

(Рыбаку вдруг захотелось, “чтобы первым поднялся Сотников”, он же на четвереньках выполз из-под крыши, встал и поднял руки. “Гибель как будто откладывалась, это было главное”. Не делает попытки защитить Дёмчиху, говорит с полицаями негромко и уныло, опускает в разговоре голову. О поведении Сотникова думает: “Какого чёрта он задирается?” Сотников “мучительно переживал оттого, что так подвёл Рыбака да и Дёмчиху... он в отчаянии думал, что напрасно они отзывались, пусть бы полицаи стреляли - погибли бы, но только вдвоём”. Заступается за женщину, отвечает не сдерживаясь, смотря в лицо конвоиру, называет полицаев палачами, истязателями, гадами. Единст­венное, что тревожит - “только бы выгородить Дёмчиху”.)

9. Сопоставьте поведение героев во время допроса Портновым:

  • тон разговора;
  • ответы на вопросы;
  • отношение к судьбе Дёмчихи, Петра Качана.

Как вы считаете, прав ли Рыбак, думая, что “отсутствие всякого выбора предельно сузило его возможности”? Есть ли вообще выход в подобной ситуации?

(Сотников сразу разгадал хитрую игру полицая и не поддался на уловки Портнова. Он не пытается изворачиваться, готов терпеть пытки, но ничего не говорит об отряде.

Пробует договориться с Портновым только с одной целью - спасти Дёмчиху.

Ещё до допроса Рыбак много думает, как “перехитрить полицию”, прикидывает пути, не исключая в своих хитростях “припутать старосту”, которому якобы “это не слишком прибавит… вины перед немцами, а им, двоим, возможно, и повезёт”. По сути дела, готов подставить кого угодно, лишь бы спасти свою шкуру. На допросе, особенно не размышляя, отвечает на все вопросы, подставляя под удар отряд Дубового, говорит, что одного из полицаев подстрелил Сотников. Быстро отказывается от попытки спасти Дёмчиху. В конце допроса “почтительно поднялся со стула”, “с деланной преданностью взглянул в… глаза полицейского”. Уж какая здесь хитрость - сплошное предательство!)

10. Какие мысли охватывают всех обитателей “камеры смертников” после допросов? Обвиняют ли партизан те, кто оказался здесь, в общем-то, по их вине? Почему?

(Пётр Качан: “Звери!”

Рыбак: “Тихо вы! Услышат!”

Увидев изувеченного Сотникова, Рыбак “ужаснулся при мысли, что то же самое могли сделать с ним”.)

11. Чем собрался “поторговаться” Рыбак с полицаями? Что на чашах весов? Как заканчивается 13-я глава? Что символизирует собой “крысиный угол”? (На чашах весов для Рыбака - собственная жизнь и собственная смерть. Ни о ком другом и ни о чём другом он не задумывается. Он, с одной стороны, как крыса, первый бежит с тонущего корабля, с другой - вызывает чувство брезгливости, как загнанная в угол крыса.

“Муха, которая не желает быть прихлопнутой, безопасней всего чувствует себя на самой хлопушке”, - писал Лихтенберг. Вот Рыбаку и показалось, что он нашёл надёжное место для спасения, но когда-то эта хлопушка должна сделать своё дело.)

12. А что на чашах весов у других героев? Какой выбор они делают?

(Сотников: собственная жизнь - судьба отряда, Дёмчихи, Петра, Баси;

Пётр: собственная жизнь - честь 68-летнего старика;

Бася: собственная жизнь - судьба людей, помогавших ей.

И никто из них не делает выбор в сторону левой чаши весов, в отличие от Рыбака.)

(Тринадцатилетняя девочка, оказавшаяся в “камере смертников” по вине партизан, оказалась сильнее, мужественнее Рыбака, не выдала под пытками тех людей, которые прятали её.)

14. После рассказа о Басе следует история спасения Рыбаком двух девочек. Как этот эпизод объясняет поступки партизана? Сравните мотивы поступков Рыбака и Сотникова (история с отцовским маузером) и сделайте вывод, к чему они приводят (см. схему снизу).

III. Выводы

В 1944 году Василь Быков оказался около сборного пункта военнопленных, а впоследствии вспоминал это событие: “И вдруг загорелое, небритое лицо одного из тех, что безучастно сидели в канаве у самой изгороди, показалось мне знакомым. Пленный тоже задержал на мне свой отрешённый взгляд, и в следующее мгновение я узнал в нём когдатошнего моего сослуживца, который с осени 43-го считался погибшим. Более того, за стойкость, проявленную в тяжёлом бою на Днепровском плацдарме, за умелое командование окружённым батальоном, в котором он был начальником штаба, этот человек «посмертно» был удостоен высокой награды. О нём рассказывали новому пополнению, о его подвиге проводили беседы, на его опыте учились воевать. А он вот сидел теперь передо мной в пропотевшем немецком кителе с трёхцветным шевроном на рукаве, на котором красноречиво поблёскивали три знакомые буквы «РОА»…

Он попросил закурить и кратко поведал печальную и одновременно страшную в своей уничтожающей простоте историю. Оказывается, в том памятном бою на плацдарме он не был убит, а был только ранен и попал в плен. В лагере, где он потом оказался, сотнями умирали от голода, а он хотел жить и, вознамерившись обхитрить немцев, записался во власовскую армию с надеждой улучить момент и перебежать к своим. Но как назло удобного момента всё не было, фронт находился в жёсткой обороне, а за власовцами строго следили гитлеровцы. С начала нашего наступления ему пришлось принять участие в боях против своих, хотя, разумеется, он стрелял вверх: разве он враг, утешал он себя. И вот в конце концов оказался в плену, конечно же, сдался сам, иначе бы тут не сидел.

Я слушал его и верил ему: он не врал, он говорил правду. Безусловно, он не был из числа тех, которые жаждали служить врагу, его личная храбрость и воинское мастерство были засвидетель­ствованы высокой наградой. Просто, оказавшись в плену, он превыше всего поставил собственную жизнь и решил обхитрить фашистов. И вот плачевный результат хитрости…”

Ф.Энгельс писал: “Мужество, которое необходимо для того, чтобы в критическую минуту собраться с духом и принять смелое решение, совершенно не похоже на то мужество, которое позволяет человеку блестяще командовать дивизией под огнём”. Что же лежит в основе мужества Сотникова? (Сила духа, чувство ответственности за жизнь других людей, честность.)

  • Испытывает ли Василь Быков отвращение либо презрение к этому пленному и к герою повести Рыбаку? Почему? Обоснованно ли цитатное название нашего урока?

IV. Домашнее задание. Письменное рассуждение: «Две дороги к одной петле».

Урок литературы

Класс

«Проблема нравственного выбора в повести В.В. Быков «Сотников»

Ход урока

Нравственный человек много делает ради

своих друзей и ради отечества, даже если бы

ему при этом пришлось потерять жизнь.

Аристотель

20 век – век глобальных перемен, катастроф, век революций и жесточайших войн. Это переломная эпоха в истории человечества. Люди, попавшие в жернова истории, вынуждены были делать свой нравственный выбор: совершить благородный поступок и погибнуть, отказаться от своих нравственных принципов и сохранить себе жизнь. Что важнее – это каждый решал для себя сам. Порой этот выбор был невыносимо тяжек, раздавливая человека, отступившего от понятий чести, справедливости и добра. Порой и порядочные, честные люди не могли совладать с естественным желанием спасти свою жизнь во что бы то ни стало. Эпоха ломала человеческие души и крушила представления человека о морали, этике, заставляя отрекаться от привычных нравственных ценностей. И только те люди, которые сумел сохранить человеческое достоинство, которые остались верны своим убеждениям, которые не предали свои идеалы, достойны именоваться героями.

В повести Василя Быкова, как и во многих других произведениях 20-го века, проблема нравственного выбора является основной. Обсуждению этой проблемы мы и посвящаем сегодня урок литературы. Раскрыть тему нравственного выбора невозможно без сопоставительной характеристики главных героев повести – Сотникова и Рыбака.

(На доске) «… прежде всего и главным образом меня интересовали два нравственных момента, которые упрощенно можно определить так: что такое человек перед сокрушающей силой бесчеловечных обстоятельств? На что он способен, когда возможности отстоять свою жизнь исчерпаны им до конца и предотвратить смерть невозможно?»

Слово о писателе

Василь Владимирович Быков (1924 – 2003)

Родился в деревне Бычки Ушачского района Витебской области в крестьянской семье. В июне 1941 года экстерном сдал экзамены за 10 класс. Война застала его на Украине, где он участвовал в оборонных работах. Во время отступления, в Белгороде, отстал от своей колонны и был арестован и чуть не расстрелян как немецкий шпион. Воевал в составе армейского инженерного батальона. Призван в армию в 1942 году, окончил Саратовское пехотное училище. Осенью 1943 года присвоено звание младшего лейтенанта. Участвовал в освобождении Румынии, с действующей армией прошёл по Болгарии, Венгрии, Югославии, Австрии; старший лейтенант, командир взвода полковой, затем армейской артиллерии. О войне в книге воспоминаний «Долгая дорога домой» вспоминал так:

В 1955 г. Окончательно демобилизовался из армии. С конца 1997 г. Жил за границей в политической эмиграции в Финляндии, Германии, Чехии. Похоронен в Минске.

Анализ произведения

Повесть «Сотников» была написана в 1970 году.

Сравнительная характеристика Сотникова и Рыбака

- Сравните портреты героев. Какой вывод можно сделать?

Параметры Сотников Рыбак
Портрет, физическое состояние Физически нездоров Полон жизненных сил
Социальное происхождение Интеллигент, до войны работал учителем Деревенский парень, привык к тяжёлому крестьянскому труду
Выносливость, способность справляться с жизненными трудностями Преодолевает трудности партизанской жизни благодаря силе духа, упорству. Перед тем как попасть в окружение, подбил несколько танков. Преодолевает тяготы партизанского быта благодаря физической силе и крепкому здоровью
Как оказался в партизанском отряде По идейным соображениям; после того как трижды совершал попытки выйти из окружения; стремился бороться с врагом в любых условиях Пошёл в партизаны, потому что так поступали многие; оставаться в деревне было опасно – его могли отправить в германское рабство

Какие качества характера располагают к Рыбаку?

В какой момент по отношению к нему появляется настороженность?

У старосты

Как в отказе Рыбака расстрелять старосту Петра, вопреки требованиям Сотникова, проявилось различие нравственных позиций товарищей? На чьей стороне автор?

Склонность к компромиссам

Перестрелка с полицаями

(Только мысль о том, как он объяснит произошедшее командиру отряда, заставила Рыбака вернуться за раненым)

Отношение к товарищу

3) В хате у Дёмчихи

Как ведёт себя Дёмчиха во время ареста партизан?

Сравните поведение женщины и Рыбака.

(Дёмчиха не упрекает партизан в своей трагедии, несмотря на то, что её дети останутся круглыми сиротами.)

- Что тревожит каждого из героев?

Образы полицаев

Как изображены в повести полицаи: Стась, Будила, Портнов?

Найдите в тексте слова, дающие экспрессивную характеристику этих персонажей.

(Автор глубоко презирает предателей. Отступив от нравственных законов, они перестали быть людьми. Полицаи в повести «взвизгивают», «вызвериваются», «ощетиниваются», т.е. ведут себя, как шавки, выслуживающиеся перед своими хозяевами. Стась предал даже родной язык, говоря на дикой смеси белорусского с немецким»: «Яволь в подвал! Биттэ прошу!»)

В плену

(Невозможны уступки злу во имя добра. Вступив на путь измены, впоследствии с него не свернёшь. Отказ полковника от любых компромиссов стал его последней победой над врагом. Поступок полковника – идеал поведения истинного патриота.)

– Что ужаснуло Рыбака, когда он увидел Сотникова, вернувшегося после допроса?

(Пётр: «Звери». Рыбак: это же самое будет с ним.)

– Какую позицию во время допроса избрал Рыбак?

(Подстраиваться, хитрить.)

– Что раздражает его в Сотникове? (Принципиальность.)

– А Сотникова? (Молчание. Сначала хотел взять все на себя, чтобы закрыть других.)

– Почему Рыбака не пытали?

– Чем закончится его путь?

– В чём видит Сотников причину падения (предательства) Рыбака? (Партизан он хороший, а человеческие качества не дотягивают.)

Нравственный выбор

Какой нравственный выбор делают Сотников и Рыбак?

Сон Сотникова

Прокомментируйте сон героя.

Сон: отец во сне говорит: «Был огонь, и была высшая справедливость на свете…». Есть Высший суд, перед которым ответственны все без исключения. Мальчик в будёновке – олицетворение грядущего поколения: Сотников должен повторить подвиг русского полковника перед лицом будущего, передать завет грядущим поколениям.

(Сотников берёт на себя всю вину, пытаясь спасти других людей – для него важно достойно умереть, совершив добро.)

Финал

Обратите внимание, как меняется лексика героя в финале. Отступает на второй план физическая немощь. Мы слышим голос мудрого, уставшего человека. В его речи звучат слова высокой духовности, вневременные.

(Совесть – мерило поступков. Милость, терпеть, совесть, нравственность, Бтблия)

Нет слова Бог, не звучит молитва, но слова молитвы прочитываются в семантике текста. Пророк Исайи:

Горе тем, которые зло называют добром, и добро злом, тьму почитают светом, и свет тьмою, горькое почитают сладким, и сладкое горьким!
Горе тем, которые мудры в своих глазах и разумны пред самими собою!..
Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло;
Научитесь делать добро; ищите правды…
(Книга пророка Исаии: гл. 5: 20-21; гл. 1:16-17)

- Как будто звучат строки из отцовской Библии. Кажется, что взошёл Сотников не на эшафот, а на какую-то немыслимую высоту, с которой мог посмотреть без злости даже на Рыбака.

– Подтвердите текстом эту высоту Сотникова и падение Рыбака.

– Что видит Сотников с этой высоты?

(Природу, глаза ребёнка, церковь – мир, который его не предаст.)

(Рыбак собственноручно казнит товарища. И хотя он спасён от физической смерти, он обрекает себя на долгую, позорную смерть предателя, Иуды. Рыбак, как Иуда, пытается повеситься, и нигде иначе, как в уборной, среди вони человеческих отходов, даже готов броситься головой вниз, но не решается. Унизительное рабское существование становится для него пожизненным наказанием.)

На доске изображение старой церкви.

– Церковь… Опишите её… («Заброшенная людьми, но недалеко от деревни» – надежда на то, что может быть, люди снова обратят свой взгляд на неё, и, тогда вновь вернется то, что потеряли их души.)

– Глаза мальчика. В русской литературе есть художественный прием, который Блок позже назовет «встречей глаз». Искра – духовное понимание – преемственность здесь.

Л.Н. Толстого благодаря такой встрече глаз французский офицер не отправил на смерть Пьера Безухова. У Достоевского встреча светлых глаз Сонечки и темных Раскольникова объединяет их.

- В трудной ситуации выбора Рыбак оказался Иудой, предавшим и Сотникова, и товарищей, он сам определил цену своей жизни перед лицом грозившей смерти. Сотников перед лицом неумолимой смерти делает единственно возможный для себя выбор заветов отца – спасения чести, совести, души. И, как знать, может быть, будь в последние минуты жизни у Сотникова Библия отца, он перечитывал бы именно эти строки…

Прислушайтесь и вы к ним. Постарайтесь найти отзвук в собственной душе:

Когда же будут предавать вас, не заботьтесь, как или что сказать; ибо в тот час дано будет вам, что сказать…
И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне…
Входите тесными вратами; потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими;
Потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их.
(Евангелие отМатфея: гл. 10:19, 28; гл. 7:13-14)

Как вы понимаете финал повести?

(Оступившись один раз, человек уже не может остановиться, как бы он того ни хотел. Жизнь, купленная предательством, достойна только презрения. Человек, не изменивший своим нравственным убеждениям, даже погибнув, остаётся вечно живым в памяти потомков.)

9) Итоги

А) Слово учителя

Для прозы Быкова характерно противопоставление физического и нравственного здоровья человека. Однако ущербность души раскрывается не сразу, не в обыденной жизни: необходим «момент истины» , ситуация категорического нравственного выбора. В партизанскую разведкуотправляются двое: полный жизненных сил Рыбак и не отличающийся мощью интеллигентный Сотников, сам вызвавшийся пойти на задание, несмотря на хворь. Сотников – сугубо штатский человек, до войны работавший учителем в школе. Физическую силу ему заменяет упрямство и сила характера.

Рыбак же с 12 лет занимался тяжёлым крестьянским трудом, он легче переносил физические нагрузки и тяготы партизанского быта. Рыбак более склонен к нравственному компромиссу. Он отказывается расстрелять старосту Петра, служившего фашистам. Но то, что хорошо в мирной жизни, губительно в условиях войны. Сотников прекрасно понимает законы войны, он познал, что такое плен, предательство, потому на компромиссы с совестью не шёл.

Быков не жалеет чёрных красок для изображения полицаев: люди, отступившие от нравственных законов, перестают быть для него людьми.

Рыбак пытается перехитрить своего врага, не понимая, что уже вступил на путь предательства, потому что поставил собственное спасение выше законов чести, товарищества. Шаг за шагом он постепенно уступает врагу, предавая сначала Дёмчиху, затем Сотникова. Сотников, в отличие от Рыбака пытается взять на себя вину других людей, чтобы спасти их, для него важно достойно умереть. Как Христос, Сотников идёт на смерть за «други своя», во имя человечества. Как и Христос, он будет предан товарищем.

Б) Оценка выступлений и работы учащихся на уроке .

(Отчёт о принятом в группе решении, о том, как работала группа. Оценивание работы в группах проводят сами учащиеся.)

В) Задание для тех, кто не сумел проявить себя в ходе семинара:

Дайте толкование следующим словам и выражениям: нравственность, нравственный выбор, честь, предательство, благородство, патриотизм.

Г) Записать вывод по теме урока в рабочую тетрадь.

10) Домашнее задание:

Написать развёрнутый ответ на вопросы:

- «В чём заключается суть подвига Сотникова? »

- «Как Рыбак становится предателем? »

Приложение

Задание к уроку по группам

Задание для всех групп:

Найдите в тексте повести портреты Сотникова и Рыбака, сопоставьте их. Чем отличаются герои повести друг от друга? Как каждый из них попал в партизаны?

Как вы понимаете финал повести? Объясните его смысл.

1 группа:

Как в отказе Рыбака расстрелять старосту Петра, вопреки требованиям Сотникова, проявилась разность нравственных позиций товарищей? На чьей стороне автор?

Как проявляют себя герои повести в эпизоде перестрелки с полицаями?

2 группа:

Почему струсивший было Рыбак всё же возвращается на выручку товарищу?

Какую роль в повести играет сцена допроса русского полковника, свидетелем которой оказался Сотников во время допроса в плену?

3 группа:

Как ведёт себя Дёмчиха во время ареста партизан? Сравните поведение женщины и Рыбака в этой ситуации?

Как изображены в повести полицаи: Стась, Будила, Портнов? Найдите в тексте слова, дающие экспрессивную характеристику этих персонажей.

4 группа:

Какой нравственный выбор делает Рыбак, пытаясь спастись?

Можно ли его назвать закоренелым негодяем?

Какой нравственный выбор делает Сотников? Как он ведёт себя накануне смерти? Прокомментируйте сон героя.

Почему Сотников, глядя на приготовленную ему петлю, думает: «Одна на двоих»?


Похожая информация.