Первый роман жорж санд. «Можно объяснить другим, почему ты вышла за своего мужа, но нельзя убедить в этом себя»

(George Sand, настоящее имя — Амандин Люси Аврора Дюпен, в замужестве — Дюдеван) родилась 1 июля 1804 года в Париже (Франция).

Ее отец, Морис Дюпен, принадлежал к знатному аристократическому роду , происходящему от герцога Саксонского. Мать была из простой семьи. Во время Революции 1789 года Морис Дюпен вступил в ряды революционной армии, участвовал в нескольких Наполеоновских походах и умер молодым.

Большую часть детства Аврора Дюпен провела в доме бабушки в Ноане (провинция Берри).

Юная Аврора училась в английском католическом институте-монастыре в Париже. После получения образования девушка вернулась в Ноан, в 18 лет вышла замуж за барона Казимира Дюдевана. В этом браке родилось двое детей, но брак не сложился, и супруги расстались через восемь лет семейной жизни. В 1831 году после развода Аврора Дюдеван поселилась в Париже. Чтобы прокормить себя и детей, она занялась живописью по фарфору и довольно успешно продавала свои работы, затем занялась литературным творчеством.

Литературная деятельность Авроры Дюдеван началась с совместной работы с писателем Жюлем Сандо. Их роман "Роза и Бланш" вышел в свет в 1831 году под псевдонимом Жюль Санд и имел успех. В 1832 году вышел первый самостоятельный роман Авроры Дюдеван "Индиана", подписанный псевдонимом Жорж Санд. Роман поднимал тему равноправия женщин, которое она трактовала как проблему свободы человека. Затем последовали романы "Валентина" (1832), "Лелия", (1833), "Андре", (1835), "Симон" (1836), "Жак" (1834) и т.д. С 1832 года и до конца жизни Санд, писала ежегодно по роману, а иногда по два-три, не считая повестей, рассказов и статей.

С середины 1830-х годов Жорж Санд увлекалась идеями сенсимонистов (течение социального утопизма), взглядами левых республиканцев.

Доминирующей нотой ее романов стала идея о несправедливости социального неравенства. Центральными фигурами ее романов стали крестьяне и труженики города ("Орас", 1842; "Товарищ круговых путешествий по Франции", 1840; "Грех господина Антуана", 1847; "Жанна", 1844; "Мельник из Анжибо", 1845-1846).

В романах "Чертова лужа" (1846), "Франсуа-найденыш" (1847-1848), "Маленькая Фадетта" (1848-1849) Жорж Санд идеализировала патриархальные деревенские нравы.

Ее наиболее заметным произведением тех лет стал роман "Консуэло" (1842-1843).

Жорж Санд принимала участие в февральской революции 1848 года, была близка к радикальным кругам левых республиканцев, редактировала "Бюллетень де ла репюблик" (Bulletins de la republique). После подавления революционного восстания в июне 1848 года Санд отошла от общественной деятельности, писала романы в духе ранних романтических произведений "Снеговик" (1858), "Жан де ля Рош" (1859) и др.

В этот же период жизни Жорж Санд увлеклась драматическим искусством и написала целый ряд пьес, из которых наибольший успех имели "Франсуа-Найденыш" (1849; по роману того же имени), "Клавдия" (1851), "Свадьба Викторины" (1851) и "Маркиз де Вильмер" (1867).

С 1840-х годов Жорж Санд была популярна в России. Ею восхищались Иван Тургенев, Николай Некрасов, Федор Достоевский, Виссарион Белинский, Николай Чернышевский, Александр Герцен.

В 1854-1858 годах вышла в свет ее многотомная "История моей жизни", которая вызвала большой интерес у читателей. Ее последние значительные произведения — "Сказки бабушки" (1873), серия "Воспоминаний и впечатлений" (1873).

Последние годы жизни Жорж Санд провела в своем имении в Ноане. Скончалась 8 июня 1876 года.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

210 лет назад на свет появилась Амандина Аврора Люсиль Дюпен, в будущем ставшая известной писательницей под псевдонимом (правда, мужским!) – Жорж Санд. За 40 лет литературной деятельности Жорж Санд создала около ста произведений, в центре которых чаще всего – судьба женщины, ее борьба за свободу личности, за справедливость, за высокую любовь. Многие из ее романов, такие как «Индиана», «Консуэло» и «Графиня Рудольштадт», пользуются популярностью и среди современных читателей.

Жорж Санд р од илась 1 июля 1804 в Париже, в дворянской семье. Кстати, ее отец, Морис Дюпен, выходец из рода полководца Морица Саксонского. Отец будущей писательницы увлекался литературой и музыкой. Однако в разгар Революции 1789 года примкнул к революционерам и вместе с ними совершил несколько Наполеоновских походов и умер в молодом возрасте.

Мать, София Виктория Антуанетта Делаборд, была дочерью парижского продавца птиц. Во время Наполеоновского похода Жорж Санд находилась с матерью в Испании, а затем попала на попечение к бабушке, которая воспитывала её по идеям Жан-Жака Руссо. В деревне девочка близко общалась с крестьянами. Поэтому рано узнала о социальном неравенстве. Ее никогда не оставляли равнодушной интересы деревенских бедняков, а к деревенским богачам она относилась отрицательно. Училась девочка в женском монастыре. Чтение стало для Авроры настоящей страстью. В библиотеке бабушки она перечитала все книги от корки до корки. Но особенно ее заинтересовали сочинения Руссо. Именно они оказали влияние в дальнейшем на всё её творчество. После смерти бабушки Аврора вскоре вышла замуж за Казимира Дюдевана. Дюдеван оказался совершенно неподходящим спутником жизни для такой мечтательной и своеобразной женщины, обладающей пытливым умом. И в 1830 она разошлась с ним, уехала в Париж и стала вести там, с одной стороны, совершенно студенческую, свободную, а с другой – чисто профессиональную, трудовую жизнь писателя.

Происхождение псевдонима

Литературная деятельность её началась с совместной работы с Жюлем Сандо. Плод этого «коллективного творчества» – роман «Роза и Бланш», или «Актриса и монахиня» вышел в 1831 под псевдонимом Жюля Санд и имел успех. Издатели пожелали сейчас же издать новое произведение этого автора. Аврора в Ногане написала свою часть, а Сандо – лишь одно заглавие. Издатели требовали, чтобы роман вышел с фамилией того же, имевшего успех Санда, а Жюль Сандо не хотел ставить свою фамилию под чужим произведением. Чтобы разрешить спор, Сандо посоветовали отныне писать под своим полным именем и фамилией, а Авроре – взять половину этой фамилии и поставить перед ней общераспространенное в Берри имя Жорж. Так родился на свет общеизвестный псевдоним Жорж Санд. Предпочитая мужской костюм женскому, Жорж Санд путешествовала по таким местам Парижа, куда аристократки, как правило, не попадали. Для высших сословий Франции XIX века такое поведение считалось неприемлемым, так что она фактически потеряла статус баронессы.

Мужчины Жорж Санд

Интересно узнать, как же выглядела эта необычная француженка? Была ли Жорж Санд красива? Одни говорили, что да, а другие считали её отвратительной. Современники изображали её женщиной невысокого роста, плотного телосложения, с мрачным лицом, большими глазами, жёлтым цветом кожи и преждевременными морщинами на шее. Правда, все сходились во мнении, что у нее очень красивые руки. Она постоянно курила сигары, а её движения были резки и порывисты. Но влюблённые в неё мужчины не жалели для её описания восторженных эпитетов. Мужчин притягивали её интеллект и жажда жизни. Среди любовников Жорж Санд были поэт Альфред де Мюссе, гравёр Александр Дамьен Мансо, художник Шарль Маршал, которого Санд называла «мой толстый ребёнок», а также Фредерик Шопен.

Последние годы жизни Жорж Санд провела в своем имении, где пользовалась всеобщим уважением и заслужила прозвище «добрая дама из Ноана». Там же она скончалась 8 июня 1876.

Творчество Жорж Санд

Творчество французской писательницы Жорж Санд стало одним из самых значительных явлений в европейской культуре XIX века. Жорж Санд была творческой, яркой, свободолюбивой и талантливой натурой. И многие героини произведений Жорж Санд похожи на свою создательницу.

Консуэло

Роман «Консуэло» считается одним из лучших творений в литературном наследии знаменитой французской писательницы Жорж Санд. Прототипом Консуэло послужила французская певица Полина Виардо, и самый известный роман писательницы повествует о призвании истинного художника, о нелегком бремени таланта, дарованного судьбой, а порой трагическом выборе между успехом, славой и личным счастьем, радостью семейной жизни...

Графиня Рудольштадт

Продолжением является роман «Графиня Рудольштадт». Новая встреча со смуглянкой Консуэло – это прекрасная возможность погрузиться в полную опасностей и подлинной страсти атмосферу галантной эпохи, когда люди умели жить в полную силу и умирать с улыбкой на устах.

Индиана

Действие романа происходит в эпоху Реставрации, время, когда всем еще памятны как события революции, так и правление Наполеона. Героиня романа страдает от деспотизма мужа, полковника Дельмара. Любовь к Раймону де Рамьеру наполняет ее жизнь новым смыслом, но им не суждено быть вместе.


Валентина

Провинциалка Валентина, юная наследница графского титула и завидного состояния, становится невестой красавца графа, но сердце отдает простому бедному юноше. Она не может противиться своему чувству, однако пренебречь циничными и лживыми законами общества ей не позволяет чистая, благородная душа и чувство долга. Какой выбор сделает девушка и принесет ли он ей счастье?


Лелия

Роман «Лелия» – искренняя исповедь женщины благородной, красивой, но холодной как статуя, разочарованной в любви; в ее волнующейся душе уцелело одно чувство – потребность верить в любовь, и, может быть, в любовь божественную. Молодой поэт Стенио страстно любит Лелию и тщетно пытается ее оживить. Нежность и поэтичность героев, чарующая красота стиля не могут оставить равнодушным. Книга если и не носит вполне автобиографический характер, то, во всяком случае, отражает личные чувства, переживаемые автором.

Эти и другие произведения непревзойденной королевы французского романтизма Жорж Санд ждут своих читателей в Центральной библиотеке им. А.С. Пушкина и во всех муниципальных библиотеках города Челябинска.

Богатая баронесса, рожденная, чтобы хранить вековые традиции, но презревшая мнение общества и всю свою жизнь открыто бунтовавшая против его устоев, - вот кем была Амандина Аврора Люсиль Дюпен, твердой поступью вошедшая в мировую историю под скромным псевдонимом Жорж Санд.

Предпосылки для такой жизненной позиции сложились еще задолго до рождения Авроры и усугубились событиями, произошедшими в ее раннем детстве.

Знатные предки

Так уж повелось, что нравы XVIII века предписывали представителям знати заключать браки исключительно с достойными в глазах света партиями, а потом завязывать бесчисленные любовные связи на стороне. Впоследствии некоторых из внебрачных отпрысков удостаивали законного признания. На одной из ветвей столь неоднозначного генеалогического древа и расцвел свежий побег юной Амандины Авроры - таким было настоящее имя Жорж Санд, данное ей при рождении.

В числе ее прадедов значится король Польши, который расстался со своей любовницей Марией-Авророй еще до рождения сына Морица, однако принял активное участие в его воспитании и посодействовал его карьере. В свою очередь, Мориц Саксонский имел многих любовниц, одна из которых и произвела на свет Марию-Аврору. Однако называть ее своей дочерью он не спешил. Официальное признание девушка выхлопотала лишь после смерти своего отца. Она дважды весьма удачно вышла замуж и вскоре осталась вдовой с сыном на руках и внушительным состоянием. Вот этот-то сын и стал отцом будущей писательницы с мировым именем.

Родители

К огромному неудовольствию матери, жизнь свою Морис Дюпен связал с женщиной мещанского происхождения. Софи-Виктория Делаборд раньше была танцовщицей и имела скверную репутацию. Долгое время Мария-Аврора отказывалась признавать этот брак и даже не хотела видеть своих внуков. Софи-Виктория родила Морису двоих детей - Аврору и Огюста. Но мальчик умер от болезни еще в младенчестве.

Скоропостижная смерть Мориса вследствие несчастного случая заставила непреклонную Марию-Аврору пересмотреть свое отношение к маленькой внучке, так похожей на ее сына. Госпожа Дюпен решила воспитать девочку как настоящую леди и предъявила невестке ультиматум - либо она уезжает из имения, предоставив опекунство свекрови, либо Аврора остается без наследства.

Софи-Виктория выбрала первое и отправилась в Париж устраивать свою Этот разрыв стал травмой для маленькой девочки. Ей было всего четыре года, когда она потеряла отца, а теперь ее разлучали еще и с матерью, которую она горячо любила. И хотя они продолжали изредка видеться, Софи-Виктория так и не стала для своей дочери ни другом, ни защитницей, ни советчицей. Так что с юных лет Авроре пришлось научиться надеяться на себя и принимать собственные решения.

Юность

Когда девочке исполнилось 14 лет, бабушка, как тогда было принято, отправила ее в пансионат при монастыре на обучение. Здесь впечатлительная Аврора прониклась интересом к неведомому духовному миру. У нее был цепкий ум, и она с упоением зачитывалась доступными в обители книгами.

А в это время у ее бабушки случился первый удар. Испугавшись, что в случае ее смерти юная наследница пойдет по стопам матери, Мария-Аврора решает срочно выдать ее замуж и забирает из монастыря.

Однако сколь ни юным было это дитя, замужеству по расчету она воспротивилась весьма решительно, и вскоре Мария-Аврора отказалась от своих планов. С этих пор биография Жорж Санд писалась на просторах истории уже ее собственным твердым почерком.

Таким образом, шестнадцатилетняя богатая наследница вернулась в свое имение в Ноан, где и проводила время за чтением книг модных на то время Шатобриана, Паскаля, Аристотеля и других философов.

Юная Аврора очень любила ездить верхом. Она облачалась в мужское платье и совершала длительные прогулки в окрестностях Ноана. В те времена это считалось возмутительным поведением, однако девушке не было дела до праздных пересудов.

Самостоятельная жизнь

В восемнадцать лет, уже после смерти бабушки, Аврора вышла замуж за Казимира Дюдевана. Построить счастливый брак ей не удалось - слишком разные интересы были у нее с мужем. Она родила ему сына, однако через какое-то время стала заводить себе любовников.

В 1831 году Аврора переезжает за очередной пассией, Жюлем Сандо, в Париж. Именно он и станет ответственным за ее псевдоним - Жорж Санд. Чтобы обеспечивать себя в Париже, дама решает начать серьезную литературную деятельность.

Первые романы - «Комиссионер» и «Роз и Бланш» были написаны в соавторстве с Жюлем Сандо и подписаны его именем, так как знатные родственники не желали видеть фамилию Дюдеван на обложке книги. Произведения имели успех, и Аврора решила попробовать свои силы в самостоятельной работе. Так на свет появился роман «Индиана».

Сандо отказался принимать незаслуженные лавры. А издатели, напротив, настаивали на том, что книга должна продаваться только с подписью полюбившегося публике автора. И тогда Аврора решила убрать одну букву из фамилии и добавить мужское имя. Так появился столь узнаваемый сегодня псевдоним Авроры Дюпен - Жорж Санд.

Экстравагантные привычки

Переехав в Париж, молодая писательница поначалу была несколько стеснена в средствах. Возможно, именно этим первоначально объяснялась ее манера носить мужское платье. Оно было более теплое, удобное и подходило к разным случаям жизни. Однако позднее, уже будучи знаменитой и богатой, Аврора так и не отказалась от подобных нарядов.

К тому же вскоре она и в личных беседах стала отдавать предпочтение псевдониму Жорж, вместо женского имени Аврора. Это породило множество сплетен о ее сексуальной ориентации.

Литературное признание

Начиная с произведения «Индиана» и вплоть до последней написанной строчки, романы Жорж Санд неизменно вызывали неоднозначную реакцию читателей. Одно можно сказать с уверенностью - равнодушными они не оставляли никого. Многие восхищались ими, еще больше - критиковали.

Писательница поднимала на страницах своих книг животрепещущие темы. Она писала об угнетении женщин, скованных устаревшими общественными нормами. Она призывала бороться и побеждать, что не могло не найти отклика в обществе, взбудораженном революционными идеями...

Звездный роман

У популярной писательницы было много любовников. Однако самым известным оказался молодой талантливый пианист. Фредерик Шопен и Жорж Санд прожили вместе более девяти лет. Однако эту связь трудно назвать счастливой. Постоянно больной и погруженный в свою работу Фредерик нуждался скорее в медсестре, чем в любовнице. И вскоре Санд стала играть для него роль заботливой матери, а не спутницы жизни.

С таким раскладом эти отношения были обречены. Однако, по признанию критиков, свои лучшие произведения и Шопен, и Санд написали именно в период совместной жизни.

Литературное наследие

Вклад трудолюбивой писательницы в литературу трудно переоценить. За несколько десятилетий своей творческой деятельности она написала более сотни романов и повестей, огромное количество публицистических статей, составила многотомную автобиографию и сочинила 18 драм. Кроме того, сохранилось более 18 тысяч личных писем Жорж Санд. Книги, написанные ею, популярны до сих пор.

Однако дело не только в количестве. В самом начале своей карьеры Санд самостоятельно разработала совершенно новый литературный жанр - романтический психологический роман. Он характерен тем, что сводит к минимуму количество действующих лиц и событий, а сосредотачивается на переживаниях героев.

Яркими примерами этого жанра являются «Консуэло», «Графиня Рудольштадт», «Она и он».

Эпилог жизни

Последние 25 лет жизни Жорж Санд провела в своем имении в Ноане. Она продолжает писать, однако романы, вышедшие из-под ее пера в этот период, уже не блещут той задорностью и стремлением к борьбе, которые характеризовали произведения 1830-х годов. Возраст и оторванность от светской жизни дают о себе знать.

Теперь Санд больше пишет о прелести сельской жизни, о тихой пасторальной любви на лоне природы. Она оставляет в стороне столь любимые ею прежде сложные социальные проблемы и сосредотачивается на маленьком внутреннем мире своих героев.

Жорж Санд умерла в 1876 году в возрасте 72 лет. К этому времени ее литературная слава уже прочно укрепилась не только во Франции, но и далеко за ее пределами. Наравне с Виктором Гюго и Чарльзом Диккенсом Жорж Санд называют величайшим гуманистом своей эпохи. И недаром, ведь она смогла сквозь все свои произведения пронести идеи милосердия и сострадания.

Родилась 1 июля 1804 г. в Париже, в семье дворянина Мориса Дюпена (он происходил из рода полководца Морица Саксонского).


Отец ее, одаренный и литературными и музыкальными способностями молодой аристократ, во время Революции 1789 вступил в ряды революционной армии, проделал ряд Наполеоновских походов и умер молодым. Жена его София Виктория Антуанетта Делаборд была дочерью парижского продавца птиц, истой дочерью народа. Будущая писательница побывала с матерью во время Наполеоновского похода в Испании, потом попала в тихую деревенскую обстановку к бабушке, которая воспитывала ее по идеям Жан Жака Руссо. Живя в постоянном близком общении с крестьянами, девочка рано узнала жизнь и деревенской бедноты и деревенских богачей, привыкла принимать близко к сердцу интересы первых и отрицательно относилась к деревенским кулакам. Образование получила в монастыре, как многие девушки ее среды. По выходе из монастыря Аврора страстно увлеклась чтением и перечитала всю библиотеку старухи Дюпен. Особенно увлекли ее сочинения Руссо, и влияние его отразилось на всем ее творчестве. После смерти бабушки Аврора вскоре вышла замуж за Казимира Дюдевана. Дюдеван оказался совершенно неподходящим товарищем для умной, пытливой, мечтательной и своеобразной женщины. Это был типичный буржуа-стяжатель. В 1830 она разошлась с ним, уехала в Париж и стала вести там, с одной стороны, совершенно студенческую, свободную, а с другой - чисто профессиональную, трудовую жизнь писателя.

Литературное дарование сказалось у Авроры Дюпен очень рано. Литературная деятельность ее началась с совместной работы с Жюлем Сандо. Плод этого «коллективного творчества» - роман «Роза и Бланш», или «Актриса и монахиня» вышел в 1831 под псевдонимом Жюля Санд (половиной имени Сандо - Sandeau) и имел успех. Издатели пожелали сейчас же издать новое произведение этого автора. Аврора в Ногане написала свою часть, а Сандо - лишь одно заглавие. Издатели требовали, чтобы роман вышел с фамилией того же, имевшего успех Санда, а Жюль Сандо не хотел ставить свою фамилию под чужим произведением. Чтобы разрешить спор, Сандо посоветовали отныне писать под своим полным именем и фамилией, а Авроре - взять половину этой фамилии и поставить перед ней общераспространенное в Берри имя Жорж. Так явился на свет псевдоним Жорж Санд . Предпочитая мужской костюм женскому, Жорж Санд путешествовала по таким местам Парижа, куда аристократки, как правило, не попадали. Для высших сословий Франции XIX века такое поведение считалось неприемлемым, так что она фактически потеряла статус баронессы.

Современники считали Санд непостоянной и бессердечной, называли ее лесбиянкой и удивлялись, почему она выбирала мужчин моложе себя.

С Фредериком Шопеном Жорж Санд познакомилась на приеме у одной графини. Композитор не был поражен ее красотой - знаменитая писательница ему даже не понравилась. Тем удивительнее, что через некоторое время нежный, тонкий, ранимый Шопен влюбился в женщину, которая курила табак и открыто говорила на любые темы. Местом их совместного проживания стала Мальорка. Сцена другая, но история та же и с тем же грустным концом. Сгораемый страстью Шопен заболел (как когда-то Альфред де Мюссе). Когда у композитора появились первые признаки чахотки, Жорж Санд стала тяготиться им. Трудно любить больного, капризного и раздражительного человека. Жорж Санд сама признавалась в этом. Шопен не хотел разрыва. Опытная в таких делах женщина испытала все средства, но тщетно. Тогда она написала роман, в котором под вымышленными именами изобразила себя и своего возлюбленного, причем героя наделила всеми мыслимыми слабостями, а себя возвеличила до небес. Казалось, теперь конец неизбежен, но Шопен медлил. Он еще думал, что можно вернуть невозвратное. В 1847 году, через десять лет после их первой встречи, любовники расстались. Спустя год после разлуки Шопен и Жорж Санд встретились в доме их общего знакомого. Полная раскаяния, она подошла к бывшему возлюбленному и протянула ему руку. Но Шопен вышел из зала, не промолвив ни слова...

Последние годы жизни Жорж Санд провела в своем имении, где пользовалась всеобщим уважением и заслужила прозвище «добрая дама из Ноана». Там же она скончалась 8 июня 1876.

(настоящее имя - Амандина Аврора Люция Дюпен, баронесса Дюдеван) (1804-1876)

французская писательница

Жорж Санд пользовалась широким признанием при жизни, да и сейчас ее романы читают во всем мире. В свое время И. Тургенев называл ее «одной из наших святых», а Н. Чернышевский утверждал, что Санд «...имела на развитие литературное и общественное более влияния, нежели какой бы то ни было поэт со времен Байрона». После ее смерти В. Гюго сказал: «Я оплакиваю умершую и приветствую бессмертную... Жорж Санд останется гордостью нашего века и нашей страны».

Биография писательницы частично отразилась в ее творчестве. Она создавала свои произведения в то время, когда на смену сентиментализму пришел романтизм, а вслед за ним реализм. Поэтому в ее романах можно найти и налет чрезмерной чувствительности, и восторженную патетику, и беспристрастную фиксацию самых интимных переживаний.

Аврора Дюпен родилась в Париже, роман ее родителей историки литературы часто называли полковой связью. Союз красивого военного и дочери птицелова был узаконен в мэрии накануне рождения их ребенка. Вскоре после приезда к бабушке отец маленькой Авроры разбился насмерть, наскочив ночью на груду камней.

Госпожа Аврора Дюпен де Франкей решила сама воспитывать свою внучку и видела ее в будущем внешне привлекательной, тщательно одетой, изящной в обращении девицей. Мать Авроры-младшей вернулась в Париж, а девочка осталась в поместье бабушки в Ноане. С пятилетнего возраста ее учили французской грамматике, латинскому языку, арифметике, географии, истории и ботанике.

Аврора пользовалась определенной свободой, ей не мешали дружить с деревенскими детьми. Наставник воспитывал ее по-мальчишески и даже научил носить мужской костюм. Так в Авроре стали уживаться робость и необузданность, образованность и природная смекалистость.

Бабушка была сторонницей идей Руссо, она хотела привить внучке трудовые навыки и отдала ее в монастырь. Там Аврора провела три года. После смерти госпожи Дюпен Аврора стала единственной наследницей Ноанской усадьбы.

Она прекрасно понимала, что в современном мире трудно быть независимой женщиной. Аврора выходит замуж за внебрачного сына барона Дюдевана - Казимира. Его отец признал ребенка, но все наследство завещал законной жене, а Казимиру выделил всего 60 тысяч франков. Аврора думала, что у них с мужем будет много общего: и происхождение, и почти равное материальное положение. На деле же оказалось, что Дюдеван был типичным мелким помещиком, больше любил охоту, служанок и хорошую еду. Он, правда, пытался потакать прихотям своей жены, по-своему ухаживая за ней. Но в то же время удивлялся ее привычкам играть на фортепиано, засиживаться за полночь за книгой, выражать свои мысли в письмах.

Между супругами все больше нарастало отчуждение. Но Аврора долгое время все еще была верна мужу. Только после рождения сына она воспылала платонической любовью к Орельену де Сезу. Скорее всего, Аврора искала не просто любовника, но друга и даже исповедника. Письма будущей писательницы полны поразительных признаний. Некоторые из них позже войдут в десятитомную «Историю моей жизни» (1855).

Биографы Ж.Санд полагают, что свою дочь Соланжона родила от случайной связи со Стефаном Ажанссоном де Грансалем. Тем не менее супруги Дюдеван продолжали жить вместе в Ноане. Только в 1831 году Аврора решается на невероятный по тем временам шаг и уезжает в Париж, чтобы стать любовницей писателя Жюля Сандо. В своем багаже Аврора привозит роман «Эме».

В поисках заработка она пишет газетные статьи и заметки для хроники. Вместе с Сандо Аврора задумывает написать роман «Роз и Бланш» - историю актрисы и монахини. В него вошли монастырские впечатления Авроры, путевые записки, откровенные признания некоторых знакомых.

К тому времени писательство становится для Авроры насущной потребностью. Находясь дома с детьми, она писала по ночам, а когда возвращалась к Сандо, задавала себе определенную норму и всегда ее выполняла.

Практически ежегодно Жорж Санд (такой псевдоним выбирает себе госпожа Дюдеван) создает по роману - «Индиана» (1832), «Лелия» (1833), «Жак» (1834). В основе каждого из них лежала какая-то конкретная история. Произведения Жорж Санд поражали своей открытостью и непритязательностью.

В это время Аврора расстается с Сандо, который тяготит ее своей безалаберностью, и пускается в любовные интриги. Некоторые из них длятся долго, другие, как, например, с писателем Альфредом де Мюссе, заканчиваются непродолжительной связью. Позже Мюссе выразит свои чувства к Авроре в романе «Исповедь сына века».

Надо признать, что друзья, близкие и просто знакомые люди не осуждали писательницу. Они воспринимали ее первую открытую связь с Сандо не как вызов обществу, а как романтическое слияние двух любящих сердец. Лишь позже один из ее друзей, знаменитый Оноре де Бальзак, согласится с ее оценкой Сандо. Обоих писателей просто сжигала страсть к творчеству, они могли, едва начав писать одно произведение, тотчас перейти к следующему. А Сандо жил сегодняшним днем, он не был способен к продолжительному труду. Свои лучшие произведения он написал под влиянием Авроры так же, как позже добился богатства, выгодно женившись.

Итак, Аврора продолжает жадно впитывать впечатления, совершает свою первую поездку в Италию, где знакомится с республиканцем, адвокатом Мишелем, композитором Листом. Она окончательно расходится с мужем, чтобы получить материальную и моральную независимость.

В этот второй период творчества Жорж Санд написала такие известные произведения, как «Социалистические рапсодии Спиридон» (1838), «Консуэло» (1842-1844), «Графиня Рудольштадт» (1843-1845), «Мельник из Анжибо» (1847). В это время она находится под явным влиянием современных философов и социалистов - М. Бурже и П. Леру.

Среди всех этих романов особенно выделяется роман «Консуэло». Он по праву считается одним из лучших произведений писательницы. История цыганки Консуэло служит поводом для глубокого разговора о ценностях жизни. Умело построенный сюжет, где красочные описания перемежаются неожиданными поворотами, держит читателя в напряжении до последних страниц романа. Продолжение истории Консуэло - роман «Графиня Рудольштадт» - оказался намного слабее. Но и в нем Санд показала себя тонким психологом. В центре романа - история общества Невидимых, в котором легко увидеть черты реальных тайных организаций того времени.

Одним из самых значительных произведений Санд является и другой ее роман - «Орас». Он написан в форме воспоминаний Теофиля де Монта. Из них мы и узнаем о жизни главного героя - юноши Ораса, который проходит большой путь внутреннего развития. В этом романе Жорж Санд применяет новаторский прием: она не прямо описывает героя, а только передает отношение к нему разных лиц. Постепенно становится очевидным, что поступки героя неизменно противоречат его громогласным заявлениям, и Орас превращается из героя в ничтожную личность. Герцен так охарактеризовал Ораса: «Он увлекает своими фразами, чтобы предать при первой возможности».

Несколько романов Санд посвятила и сельской жизни. Самые известные из них- «Море дьявола» (1846), «Франсуа де Шампи» (1847 - 1848) и «Маленькая Фадетта» (1849). Простые и искренние повествования об обычных людях нашли своего читателя.

В это время в жизни писательницы появился новый возлюбленный - композитор и пианист Ф.Шопен. Их восьмилетняя связь отразилась на творчестве Жорж Санд, наполнила ее романы лирическим настроением. Правда, писательница снова взяла на себя функции лидера, проявляя мужские свойства характера. Но когда она искренне любила, она умела быть и ласковой, и нежной. Аврора была всесторонне одарена от природы. По выражению ее биографа А.Моруа, она понимала лучше, чем кто-либо, язык звуков. Сохранились и рисунки Авроры, а позже страсть к рисованию перенял от матери ее сын.

Последние двадцать лет своей жизни Жорж Санд практически безвыездно жила в Ноане, лишь изредка приезжая в Париж на театральные премьеры. Только после смерти своей внучки она отправилась в Европу, чтобы немного развеяться. В эти же годы Жорж Санд написала свои лучшие произведения - «Прекрасные господа из Буа-Доре» (1858), «Маркиза Велемер» (1861), «Мадемуазель Квинтина» (1863), в которых нашли отражение впечатления той поры. По-прежнему описывая знакомый ей мир и делая прототипами близких людей, Санд в то же время полагала, что в романе автор вовсе не обязательно должен быть реалистичным и добиваться буквального сходства.

Одновременно Аврора попыталась обрести личный покой и семейный уют. Ее сын Морис наконец женился, и для своих внучек Санд написала несколько сказок, которые вошли в сборник «Сказки одной бабушки» (1873).

Жорж Санд написала за свою жизнь почти сто произведений. Правда, критики говорят, что в них не все равнозначно. Но ведь такое бывает у всех писателей, зато современники Санд отмечали, что из ее произведений исходит могущество формы и страсти. Может быть, поэтому романы Санд читают и любят до сих пор.