Находящихся во власти противника, в том числе на оккупированной территории.

Анри Дюнан, основатель Движения Красного Креста

Жан Анри Дюнан основал крупнейшую мировую организацию помощи раненым, стал первым лауреатом Нобелевской премии мира и умер в нищете, отдав все деньги на благотворительные цели. Его имя мало кому известно, но его творение знают все.

Жан Анри Дюнан родился 8 мая 1828 года в Женеве в семье негоцианта Жана Жака Дюнана, входившего в правящий совет города. Родители, искренне верующие люди, с детства старались научить сына не только предпринимательской сметке, но и человеколюбию, состраданию, стремлению делать добро. Дюнан увлекается экономикой, религией, общественной деятельностью.

С 18 лет днем он учится экономике, а по вечерам посещает бедняков и больных.С 20 лет по воскресеньям он приходит к узникам городской тюрьмы, общается с ними, стараясь поддержать их, сохранить в них веру в людей и в Бога. После окончания колледжа он поступает стажером в банк.

В 26 лет Дюнан приезжает в Алжир и работает в представительстве женевского банка, не оставляя и своей благотворительной деятельности, принимая активное участие в борьбе против рабства. В 1859 году он решает открыть собственное предприятие и создает акционерное общество мельниц Мон-Джемиля, для финансирования которого приглашает друзей и родственников. И вот собран достаточно большой капитал, выбрано хорошее место, мельница оснащена современным оборудованием. Для окончательного осуществления планов остается получить землю. Но здесь Дюнан сталкивается с непреодолимым бюрократическим противодействием. Не добившись успеха в переговорах с алжирскими чиновниками, он отправляется в Париж, обивает пороги различных ведомств. Безрезультатно. Дюнан не опускает руки и с присущим ему упорством и целеустремленностью решает обратиться к последней инстанции - императору. Наполеон III находится в это время в Сольферино во главе французской армии, которая вместе с итальянскими союзниками готовится отразить вторжение австрийских войск. И Дюнан отправляется в Италию.

Как приходят в жизнь человека события, которые полностью меняют ее? Стечение обстоятельств? Судьба? А может быть, в каком-то смысле человек сам создает свою судьбу, призывая те ситуации, к которым он готов и через которые должен пройти?

В Италии Дюнан становится свидетелем одной из самых жестоких и кровопролитных битв XIX века - битвы при Сольферино (24 июня 1859 г.). Итогом этого сражения стало 40 тысяч убитых и раненых.Тела погибших погребают в течение трех дней.

«25 июня солнце осветило самое ужасное зрелище, какое только может представить себе человеческое воображение, - рассказывает Дюнан. - Все поле битвы усеяно трупами людей и лошадей; дороги, канавы, овраги полны мертвыми телами, а в окрестностях Сольферино земля буквально сплошь покрыта ими… Несчастные раненые, которых поднимают в течение дня, мертвенно бледны и совершенно обессилены; у некоторых, особенно у тяжелораненных, взгляд отупелый, они точно ничего не понимают, но это… не мешает им ощущать страдания; иные возбуждены и содрогаются от нервной дрожи; другие, с воспаленными, зияющими ранами, точно обезумели от жестоких страданий; они умоляют их прикончить и с искаженными лицами бьются в предсмертных судорогах… Всевозможные осколки, обломки костей, клочки одежды, земля, куски свинца раздражают раны и усиливают мучения раненых».

Ближайший город Кастильон весь заполнен ранеными. 9000 человек лежат на улицах, в церквях, на площадях. Не в силах остаться в стороне, Дюнан активно включается в оказание помощи раненым, организует добровольцев. У него нет никаких медицинских знаний, но он как умеет накладывает повязки, приносит еду, воду, табак. Даже просто разговаривает с ранеными, многие из которых находятся в очень подавленном состоянии, так как им не оказывается никакая помощь. Дюнан помогает всем - и своим, и солдатам противника - и убеждает в таком подходе остальных добровольцев. Его призыв «Tutti Fratelli» («Все мы братья») стал в дальнейшем девизом системы помощи.

Он оказался в это время в этом месте по чистой случайности. Он мог бы просто пройти мимо - как это и сделали многие другие. Но не смог. Может быть, именно это и отличает настоящего Человека?

Медицинская служба армии в те времена была очень немногочисленна и не могла справиться с таким количеством раненых. В городе всего шесть французских врачей. «В течение первой недели после сражения раненых, про которых доктора говорили „тут ничего нельзя сделать», оставляли без всякого ухода, и они умирали совершенно заброшенными. И это было вполне естественно, ввиду ограниченного количества фельдшеров и огромной массы раненых. Это жестоко и ужасно, но неизбежно; нельзя терять драгоценное время на безнадежных, когда оно нужно тем, кого еще можно спасти». «Сколько молодых венгерцев, чехов, румын, только что поступивших на военную службу, пали от усталости после сражения или от потери крови, и даже легкораненные - погибли от голода и истощения!»

В эти страшные дни у Дюнана рождается идея создания системы добровольных медицинских обществ, которые могли бы оказывать помощь раненым во время войны.

«Как нужны были бы в этих городах Ломбардии сотня-другая добровольных фельдшеров и фельдшериц, но опытных, знающих свое дело!.. Действительно, что могла сделать в громадном и спешном деле горсть единичных личностей, как бы ни были они воодушевлены добрыми намерениями».

«…Если б было достаточно лазаретной прислуги, чтоб поднимать раненых на равнинах Медоля, в оврагах Сан-Мартино и на холмах Сольферино 24 июня, несчастные не оставались бы по несколько часов без помощи, в страшной тоске и страхе быть забытыми и не делали бы неимоверных усилий, только ухудшающих их положение, чтоб подняться, невзирая на жестокие мучения, в надежде, что их увидят и принесут носилки. И, наконец, на другой день, не грозила бы еще худшая опасность живому быть похороненным с мертвыми!»

Является ли слабостью способность чувствовать чужую боль как свою собственную, если не острее? Или, наоборот, такое сострадание становится движущей силой, позволяющей человеку совершать казалось бы невозможное?

Несколько дней перевернули жизнь Анри Дюнана. Так и не встретившись с императором, он возвращается в Женеву и пишет книгу «Воспоминание о битве при Сольферино», в которой натуралистично описывает всю ту ужасную оборотную сторону войны, о которой в те времена было не принято говорить. В ней он высказывает и свои идеи организации добровольных обществ помощи раненым.

Книга оказалась своевременной и оказала сильнейшее воздействие на многих людей. Со всех концов Европы к Дюнану приходят письма. Его идеи начинают воплощаться в жизнь. В феврале 1863 года в Женеве организуется небольшой комитет, ставящий своей целью создание таких добровольных обществ. Дюнан - секретарь комитета. Ведутся переговоры с правительствами разных стран, идет подготовка к международной конференции, которая объединила бы усилия национальных групп помощи.

Дюнан рассылает письма правительствам разных стран, излагая свои идеи, лично встречается со многими из них. И вот, благодаря его усилиям и неимоверной энергии, 29 октября 1863 года 39 делегатов из 16 стран встречаются в Женеве. Подписывается договор, известный как Женевская конвенция. В него вошли такие важнейшие положения, как гарантия неприкосновенности для тех, кто оказывает помощь, введение для этих людей опознавательного знака - красный крест на белом фоне (видоизмененный швейцарский флаг - как знак признательности стране, представитель которой выдвинул эти идеи). 29 октября 1863 года считается днем рождения Красного Креста. Менее чем через два месяца открывается первое Общество помощи в Вюртенберге. В течение следующего года открываются еще 10 обществ Красного Креста: в герцогстве Ольденбургском, в Бельгии, Пруссии, Дании, Франции, Италии, Макленбурге, Испании и Германии.

8 августа 1864 года на Конференции Международного комитета по оказанию помощи раненым эмблема Красного Креста обретает особый статус: теперь она обеспечивает защиту людям, которые ее носят, средствам передвижения, зданиям. Это было узаконено межправительственным соглашением - «Женевской конвенцией об улучшении участи раненых и больных воинов во время сухопутной войны», подписанной 22 сентября 1864 года.

Из-за разногласий, возникших с членами Комитета, Дюнан, хотя и остается его секретарем до 1867 года, дальше продолжает действовать практически в одиночку. Он выступает также за предоставление защиты военнопленным, раненым и потерпевшим кораблекрушение на флоте. Между тем, алжирское предприятие Дюнана, которому он уже давно не уделял внимания, развалилось.

В 1867 году Дюнан объявляется банкротом и подвергается резкому осуждению со стороны женевской общественности. Несмотря на это, в том же году он объявляется почетным членом Комитетов Красного Креста Австрии, Голландии, Швеции, Пруссии и Испании.

И все же, так как одним из условий членства в МККК был определенный материальный достаток, желая избежать кривотолков, Дюнан вынужден подать в отставку с поста секретаря Международного Комитета. Отставка принимается.Задумаемся на минуту. За два года пройден путь от создания комитета из пяти человек до подписания международного соглашения правительствами 16 стран (причем Женевские конвенции до сих пор считаются одними из наиболее стойких соглашений международного права). И все это было сделано в основном благодаря усилиям и борьбе одного человека!

Есть расхожее выражение: «человек не от мира сего». Таких людей не волнует материальное благосостояние, положение в обществе - они живут ради одной идеи, в которой видят свое предназначение, и посвящают ей все свои силы, весь свой талант. Не правда ли, странно звучит применительно к деловому человеку? Однако Анри Дюнан полностью соответствует этому образу.

1870 год. В Европе новая война (между Пруссией и Францией). Несмотря на катастрофическое финансовое положение, Дюнан снова помогает раненым. Он активно участвует в снаряжении медицинских лазаретов, которые французское Общество помощи раненым отправляет на фронт. Посещает раненых в больницах Парижа. Именно по предложению Дюнана вводятся в обращение солдатские медальоны, позволяющие опознавать погибших и тяжелораненых.

Многие идеи Дюнана опередили его время. Например, понимая необходимость просвещения людей, он берется за осуществление проекта международной библиотеки. Первые книги начали выходить в 1869 году, но война помешала реализации этого проекта. В 1874 году Дюнан снова заявляет о себе, выступая инициатором компании против работорговли. 1 февраля 1875 года в Лондоне состоялось последнее общественное выступление Дюнана. Его материальное состояние на нуле.

Забытый почти всеми, Дюнан десять лет пребывает в безысходной нищете. Он странствует пешком по Эльзасу, Германии, Италии, Швейцарии, часто не имея денег на еду, скрывая ветхость сюртука с помощью чернил и отбеливая рубашки мелом. Благодаря небольшим денежным средствам, которые стали высылать ему родственники, он поселяется в Хайденском приюте, где живет до конца дней.

Страдал ли он, лишившись всего - состояния, элементарных жизненных условий, общественного признания? Трудно сказать. Но рискну предположить, что эти лишения не были для него ужасными. Ведь то, что он утратил, не играло существенной роли в его жизни. А то, что было в ней главным, отнять у него не мог никто - милосердие, сострадание, готовность откликнуться на чужое горе, способность жить ради других.

К 1895 году Красный Крест существует уже в 37 странах мира, Женевская конвенция об обращении с ранеными подписана 42 государствами. В том же году мир снова вспоминает о Дюнане благодаря журналисту Вильгельму Зондреггеру, которому удается его отыскать. Интервью с Дюнаном становится сенсацией, его перепечатывают ведущие газеты мира. Узнав о бедственном положении Дюнана, русская императрица назначает ему денежную пенсию. Дюнан не притрагивается к этим деньгам, как и к другим денежным субсидиям, и переводит практически все деньги в Красный Крест, оставляя себе лишь минимальные средства на жизнь.

В 1901 году Анри Дюнан становится первым лауреатом Нобелевской премии мира, разделив ее с Фредериком Пасси. Полученную крупную денежную сумму он передает на благотворительную деятельность в Швейцарии и Норвегии.

Дюнан умирает 30 октября 1910 года. Надгробный камень на его могиле изображает опустившегося на колени человека, подающего воду раненому солдату.


Жан Анри Дюнан, швейцарский гуманист и основатель Международного комитета Красного Креста (МККК), родился в благочестивой состоятельной женевской семье. Его отец, Жан Жак Дюнан, заседал в правящем совете Женевы, в круг его обязанностей входил надзор за приютами для сирот. Дед Д. был директором женевской больницы и мэром соседнего города. Мать Д., Анна Антуанетта Колладон, приходилась сестрой известному физику Даниэлю Колладону.

В юные годы среди интересов Д. господствовали экономика, религия и общественная деятельность. Изучая экономику в дневное время, он посещал бедняков по вечерам. По воскресным дням, побывав в кальвинистской церкви, Д. отправлялся в местную тюрьму, где произносил узникам слова утешения. В 18 летнем возрасте Д. присоединился к евангелистской организации «Пробуждение», в то время популярной в Женеве. В 1853 г., после знакомства с американской писательницей Гарриет Бичер Стоу, Д. решительно выступил против рабства, борьбу с которым он вел в течение нескольких десятилетий. Д. принял активное участие в работе незадолго до этого созданной Христианской ассоциации молодежи (ИМКА), ее парижское отделение, первое в Европе, открылось в 1855 г.

Отдавая себе отчет в том, что не сможет получить средства к существованию одной благотворительностью, Д. в возрасте 26 лет начал работать в представительстве одного из крупнейших женевских банков в Северной Африке и Сицилии. Он продолжал и свою благотворительную деятельность и основал отделение ИМКА в Алжире. Тогда же им были опубликованы путевые заметки об Алжире. Одна из глав этого труда позже вышла отдельной книгой под названием «Рабство у мусульман и в Соединенных Штатах Америки» ("L"Esclavage chez les Musulmans et aux Etats-Unis d"Amerique", 1863).

В 1859 г. Д. решил начать собственное дело, присмотрев обширный участок земли в Алжире, где рассчитывал разводить скот и заниматься земледелием. Финансировать предприятие Д. пригласил друзей и родственников, в результате чего набралась сумма в 100 млн. швейцарских франков. Однако для осуществления его планов необходимо было построить водопровод: после бесплодных переговоров с алжирскими чиновниками Д. решил обратиться к императору Наполеону III, который находился в Сольферино (Италия), где французская армия совместно с итальянскими союзниками готовилась отразить вторжение австрийцев. 24 июня 1859 г. Д. прибыл в Кастильоне, где стал свидетелем одного из самых кровопролитных сражений XIX в. – битвы при Сольферино, жертвами которой стали 40 тыс. убитых и раненых. «Это была рукопашная, невыразимо ужасная, – позже вспоминал Д. – Австрийские и союзные войска топтали друг друга, резались на неостывших трупах, противника валили прикладами, разнося ему череп и потроша саблями и штыками. Бой перешел в бойню, схватку диких зверей, обезумевших от ярости и опьяневших от крови».

После битвы 6 тыс. человек двинулись в Сольферино, чтобы перенести раненых в Кастильоне. Имея французский пропуск, Д. не остался в стороне. Импровизированные госпитали были развернуты в домах, казармах, церквах и монастыре. Однажды Д. увидел, как итальянские солдаты угрожают сбросить раненых австрийцев со ступеней церкви Кьеза Маджоре в Кастильоне. «Остановитесь, – крикнул он, – не делайте этого! Они ваши братья!» Солдаты послушались его, а слова "Sono fratelli" («Они – братья») стали девизом системы помощи.

Только два врача обслуживали пострадавших. Д. руководил работой в Кьеза Маджоре, собирая пищу и организуя первую помощь силами путешественников, священников и журналистов. Добровольцы оборудовали перевязочную, а среди военнопленных удалось найти еще четырех врачей. Во французском штабе Д. добился освобождения всех австрийцев, прошедших медицинскую подготовку. Он обратился за помощью к благотворительным организациям Женевы. Позже Д. провел такую же работу на полях сражений в Брешии и Милане.

Память о Сольферино преследовала Д. всю жизнь. Потоки крови, стоны и крики раненых вновь и вновь заставляли его ощущать свою беспомощность перед лицом страдания. В книге «Воспоминание о Сольферино» ("Un souvenir de Solferino", 1862) Д. описал «хаотический беспорядок, невыразимое отчаяние и всевозможные несчастья», вызванные битвой, рассказал об оказании помощи в Кастильоне и в заключение предложил создать международную организацию помощи жертвам войны. Книга сделала Д. знаменитым. Правящие круги Европы и журналисты проявили к его плану огромный интерес.

В феврале следующего года Женевское общество благоденствия – гуманитарная организация, состоящая из наиболее видных граждан, – стало претворять план Д. в жизнь. Общество создало комитет из пяти человек, в него вошел и Д., который призвал начать кампанию поддержки. «Мы должны развернуть агитацию, – заявил он швейцарским коллегам на первом заседании. – Наша позиция должна завоевать признание по всему миру – среди сильных и малых мира сего, среди монархов и народов». Д. обратился с воззванием к правительствам и сотрудничал с такими общественными деятелями, как Виктор Гюго, Чарлз Диккенс и Флоренс Найтингейл, в организации международной конференции, которая объединила бы усилия национальных групп помощи.

26 октября 1863 г. 39 делегатов из 16 стран встретились в Женеве. Они выработали проект договора о гарантиях нейтралитета тех, кто оказывает помощь, и приняли эмблему – красный крест на белом фоне (видоизмененный швейцарский флаг). Комитету пяти предлагалось начать координацию работы национальных организаций, что фактически создало МККК. Договор, широко известный под названием Женевской конвенции, был подписан в Париже представителями 12 стран в следующем году.

Поглощенный гуманитарной деятельностью, Д. забросил свой алжирский бизнес и в 1867 г. обанкротился. Не считаясь с обстоятельствами и добрыми намерениями Д., несколько вкладчиков обвинили его в мошенничестве. Отвергнутый женевским обществом, которое чествовало его в свое время, Д. оказался в бедности. Тем не менее он присутствовал на общем собрании Красного Креста, состоявшемся в Париже во время всемирной выставки. Тогда же он выступил с предложением гарантировать военнопленным неприкосновенность как больным и раненым.

В 1871 г., во время франко-прусской войны, Д. основал Общество провидения, в задачу которого входила защита военнопленных; его отделения были созданы во Франции, Англии, Бельгии, Баварии, США. В 1872 г. общество получило название Всемирного союза порядка и цивилизации; французское и британское отделения союза присоединились к призыву Д. о распространении нейтралитета на заключенных. Русский царь Александр II способствовал подготовке конференции в Брюсселе, где была разработана конвенция о ведении войны и обращении с пленными. Хотя совещание не принесло немедленных результатов, оно подтолкнуло к заключению соглашений о правах военнопленных. США, строго придерживаясь доктрины Монро, на первых порах не признали Красного Креста. Однако американская медсестра Клара Бартон, работавшая от имени Красного Креста во время франкопрусской войны в 1881 г., основала первое отделение общества в США. В 1882 г. сенат США принял условия Женевской конвенции по обращению с пленными.

С 1871 по 1874 г. Д. большую часть времени посвящал Всемирному альянсу. В 1874 г. он стал инициатором кампании против работорговли, которая все еще процветала в отдельных частях Африки, в Египте, Турции, Афганистане. Хотя рабство в Европе запрещалось законом, в 1875 г. британское Адмиралтейство предписало капитанам возвращать беглых рабов их владельцам. Как член антирабовладельческого общества, Д. организовал энергичные акции протеста, и новые инструкции были отменены.

Д. выступил в поддержку стремления европейских евреев вернуться на родину предков в Палестину. В 1864 г. он основал Международное общество возрождения Востока, целью которого было создание европейской колонии в Палестине. В поисках средств для этого предприятия Д. учредил в 1876 г. Общество сирийской и палестинской колонизации. Члены общества рассчитывали на выделение земельного участка турецким султаном Абдул-Хамидом, однако русско-турецкая война 1876 г. нарушила эти планы.

Впоследствии Д. жил в уединении, появляясь в свете нечасто. Для сбора средств в пользу Всемирного альянса Д. короткое время читал лекции в Англии. Презираемый семьей и забытый друзьями, он поселился в Южной Англии, хотя некоторое время прожил в Париже, где состоял секретарем Французского общества друзей мира Фредерика Пасси.

Вскоре Д. вернулся в Швейцарию и начал странствовать от деревни к деревне, часто не имея и куска хлеба. Несмотря на нищету, он тщательно следил за своей внешностью, скрывая ветхость сюртука с помощью чернил и отбеливая рубашки мелом. В 1892 г. он поселился в Хайденском приюте, где и провел остаток жизни.

После многих лет безвестности его отыскал журналист Вильгельм Зондреггер, чье интервью с Д. было перепечатано многими европейскими газетами. Узнав о бедственном положении Д., вдовствующая русская императрица назначила ему небольшую пенсию. Берта фон Зутнер посетила Д. и предложила помочь восстановить его репутацию. Зутнер часто писала о нем, и сам Д. стал сотрудничать с пацифистским журналом, который она издавала.

В 1901 г. Д. стал первым лауреатом Нобелевской премии мира, которую он разделил с Фредериком Пасси. Болезнь помешала Д. выехать из Хайдена для участия в церемонии награждения. Выбор Нобелевского комитета вызвал противоречивые суждения, некоторые считали, что попытки Д. смягчить последствия войны ведут к ее узаконению. Однако премией отмечался прежде всего вклад Д. в мирное сотрудничество народов.

Семьи Д. не создал. Все средства, полученные от Нобелевского комитета, он завещал филантропическим организациям Норвегии и Швеции. Д. учредил также бесплатную койку для бедных в Хайденском приюте, в котором он провел последние 18 лет своей жизни. Камень над его могилой украшен изображением коленопреклоненного человека, который подает воду раненому солдату.

Начала XX века - Анри Барбюс. Лучшие книги прославили его как антивоенного автора, пацифиста, противника насилия в любой его форме. Он стал одним из первых, кто максимально реалистично и натуралистично описал все ужасы Первой мировой войны.

Первые шаги

Анри Барбюс родился в 1873 году в северо-западном пригороде Парижа, небольшом городке Аньер-сюр-Сен, после революции ставшим весьма популярным у русских эмигрантов.

Он появился на свет в интернациональной семье француза и англичанки. Его отец также был литератором, поэтому неудивительно, что сын поступил и успешно окончил литературный факультет в Сорбонне. Первыми шагами Барбюса в литературе стал сборник стихотворений "Плакальщицы", изданный в 1895 году. Так же как и написанные несколькими годами позже романы "Ад" и "Умоляющие", произведения проникнуты пессимизмом. При этом большой популярностью они не пользовались.

На фронте

В 1914 году жизнь Анри Барбюса резко изменилась. Он добровольцем ушел на фронт, сражаться против Германии. В 1915 году был ранен и комиссован по состоянию здоровья. За участие в боевых действиях награжден Военным Крестом, но главное, что он вынес с передовой, - это личные эмоции и переживания, которые легли в основу его самой извесной книги "Огонь".

Замысел этого произведения появился еще на фронте, в перерывах между боями. О нем Барбюс рассказывает в письмах к своей жене. Воплощать идеи в жизнь начал в госпитале в самом конце 1915 года. Книга была довольно скоро закончена и в августе 16-го уже начала печататься в газете "Творчество". Отдельным изданием произведение вышло в середине декабря того же года в издательстве "Фламмарион". Там же было указано о присуждении Анри Барбюсу Гонкуровской премии - самой престижной французской литературной награды.

"Огонь" - главный роман Барбюса

В первой главе романа произведение сопоставляется с "Божественной комедией" Данте, что придает книге поэтический характер. Герои "Огня" как бы шествуют от рая к последним кругам ада. При этом религиозные нотки исчезают, а империалистическая война предстает ужаснее самой фантастической выдумки любого писателя. Книга "страшна своей беспощадной правдой", так о романе Барбюса в предисловии к первому русскому изданию пишет Максим Горький.

Проблески прозрения героев появляются уже в самой первой главе "Видение". В ней рассказывается о земном "раю" в швейцарских горах. Там нет войны, а живущие в нем люди, представители разных народов, уже пришли к пониманию ненужности и ужаса войны.

К такому же выводу приходят и главные герои романа - солдаты. В финальной главе "Заря" они пробуждаются. Биография Барбюса Анри тесно связана с событиями, описываемыми в романе. Его главный посыл - неизбежный приход широких народных масс к революционным идеям. Катализатором этого является участие практически всех стран Европы в империалистической войне.

Роман написан в форме "дневника одного взвода". Это позволяет автору сделать повествование максимально реалистичным, следуя за героями, читатель оказывается то под огнем на передовой линии фронта, то в глубоком тылу, то в гуще сражения, когда взвод идет в атаку.

Барбюс и Октябрьская революция

Октябрьскую революцию в России Анри Барбюс воспринял как ключевое событие в мировой истории, активно поддержав ее. По его мнению, она бы позволила всем европейским народам освободиться от капиталистического гнета.

Во многом эти идеи получили свое отражение в романе "Ясность" 1919 года. Вдохновившись социалистической революцией в России, членом французской Коммунистической партии становится Анри Барбюс. Цитаты писателя, посвященные событиям тех лет, утверждают, что "мир - это спокойствие, вытекающее из труда". Так, автор действительно верил, что, усердно работая на благо всего общества, люди могут добиться счастья в любом государстве.

С тех пор Анри Барбюс вел активную общественно-политическую жизнь. В частности в 1924 году выступал против репрессий предводителей Татарбунарского восстания в Румынии. Тогда поднялось вооруженное крестьянское восстание в Южной Бассарабии против действующих властей, поддержанное большевистской партией.

Критика капитализма

Книги автора Барбюса Анри, список которых дополняют романы "Свет бездны", "Манифест интеллектуалов", вышедшие во Франции в 20-х годах, посвящены резкой критике капитализма. Писатель также не признавал буржуазной цивилизации, настаивая только на том, что в ходе социалистического строительства в государстве возможно построить честное и справедливое общество. За пример Барбюс брал события, происходившие в Советском Союзе, в частности действия, предпринимаемые Иосифом Сталиным. В 1930 году даже вышло его эссе "Россия", а через 5 лет, уже после его смерти, сочинение "Сталин". В этих произведениях как раз и были подробно изложены эти идеи. Правда, на родине социализма книги вскоре были запрещены, так как многие герои, упоминаемые в них, к тому времени были репрессированы.

"Сталин - это Ленин сегодня" - афоризм, который принадлежит перу Барбюса.

Барбюс в СССР

Советский Союз Барбюс посетил 4 раза, впервые в 1927 году. 20 сентября французский прогрессивный автор выступил в Колонном зале Дома Союзов в Москве с докладом "Белый террор и опасность войны". В том же году он совершил целое путешествие по строящемуся социалистическому государству, побывав в Харькове, Тифлисе, Батуми, Ростове-на-Дону и Баку.

В 1932 году Барбюс приезжает в Советский Союз уже как один из организаторов международного антивоенного конгресса, который состоялся в августе в Амстердаме. На нем он произнес свою знаменитую речь "Я обвиняю".

Его следующий визит совпал с избранием почетным членом Академии наук СССР. После этого была задумана и начата работа над книгой о Сталине. В июле 1935 года Барбюс в последний раз посетил Москву, активно работал над книгой, изучал документы, встречался с друзьями и соратниками Ленина. Однако завершить работу так и не удалось.

Барбюс внезапно заболел пневмонией и скоропостижно скончался в Москве 30 августа 1935 года. Через 3 дня тело проводили во Францию на Белорусском вокзале, устроив прощальный митинг.

Писатель был похоронен на знаменитом парижском кладбище Пер-Лашез 7 сентября. Прощание с Барбюсом переросло в политическую демонстрацию единого народного фронта.

АНРИ ДЮНАН - ОСНОВАТЕЛЬ «КРАСНОГО КРЕСТА»

Он основал крупнейшую мировую организацию помощи раненым, стал первым лауреатом Нобелевской премии мира и умер в нищете, отдав все деньги на благотворительные цели. Его имя мало кому известно, но его творение знают все.

Жан Анри Дюнан родился 8 мая 1828 года в Женеве в семье негоцианта Жана Жака Дюнана, входившего в правящий совет города. Родители, искренне верующие люди, с детства старались научить сына не только предпринимательской сметке, но и человеколюбию, состраданию, стремлению делать добро. Дюнан увлекается экономикой, религией, общественной деятельностью. С 18 лет днем он учится экономике, а по вечерам посещает бедняков и больных. С 20 лет по воскресеньям он приходит к узникам городской тюрьмы, общается с ними, стараясь поддержать их, сохранить в них веру в людей и в Бога. После окончания колледжа он поступает стажером в банк.

В 26 лет Дюнан приезжает в Алжир и работает в представительстве женевского банка, не оставляя и своей благотворительной деятельности, принимая активное участие в борьбе против рабства. В 1859 году он решает открыть собственное предприятие и создает акционерное общество мельниц Мон-Джемиля, для финансирования которого приглашает друзей и родственников. И вот собран достаточно большой капитал, выбрано хорошее место, мельница оснащена современным оборудованием. Для окончательного осуществления планов остается получить землю. Но здесь Дюнан сталкивается с непреодолимым бюрократическим противодействием. Не добившись успеха в переговорах с алжирскими чиновниками, он отправляется в Париж, обивает пороги различных ведомств. Безрезультатно. Дюнан не опускает руки и с присущим ему упорством и целеустремленностью решает обратиться к последней инстанции - императору. Наполеон III находится в это время в Сольферино во главе французской армии, которая вместе с итальянскими союзниками готовится отразить вторжение австрийских войск. И Дюнан отправляется в Италию.

Как приходят в жизнь человека события, которые полностью меняют ее? Стечение обстоятельств? Судьба? А может быть, в каком-то смысле человек сам создает свою судьбу, призывая те ситуации, к которым он готов и через которые должен пройти?

В Италии Дюнан становится свидетелем одной из самых жестоких и кровопролитных битв XIX века - битвы при Сольферино (24 июня 1859 г.). Итогом этого сражения стало 40 тысяч убитых и раненых.

«25 июня солнце осветило самое ужасное зрелище, какое только может представить себе человеческое воображение, - рассказывает Дюнан. - Все поле битвы усеяно трупами людей и лошадей; дороги, канавы, овраги полны мертвыми телами, а в окрестностях Сольферино земля буквально сплошь покрыта ими... Несчастные раненые, которых поднимают в течение дня, мертвенно бледны и совершенно обессилены; у некоторых, особенно у тяжелораненных, взгляд отупелый, они точно ничего не понимают, но это... не мешает им ощущать страдания; иные возбуждены и содрогаются от нервной дрожи; другие, с воспаленными, зияющими ранами, точно обезумели от жестоких страданий; они умоляют их прикончить и с искаженными лицами бьются в предсмертных судорогах... Всевозможные осколки, обломки костей, клочки одежды, земля, куски свинца раздражают раны и усиливают мучения раненых». Тела погибших погребают в течение трех дней.

Ближайший город Кастильон весь заполнен ранеными. 9000 человек лежат на улицах, в церквях, на площадях. Не в силах остаться в стороне, Дюнан активно включается в оказание помощи раненым, организует добровольцев. У него нет никаких медицинских знаний, но он как умеет накладывает повязки, приносит еду, воду, табак. Даже просто разговаривает с ранеными, многие из которых находятся в очень подавленном состоянии, так как им не оказывается никакая помощь. Дюнан помогает всем - и своим, и солдатам противника - и убеждает в таком подходе остальных добровольцев. Его призыв «Tutti Fratelli» («Все мы братья») стал в дальнейшем девизом системы помощи.

Он оказался в это время в этом месте по чистой случайности. Он мог бы просто пройти мимо - как это и сделали многие другие. Но не смог. Может быть, именно это и отличает настоящего Человека?

Медицинская служба армии в те времена была очень немногочисленна и не могла справиться с таким количеством раненых. В городе всего шесть французских врачей. «В течение первой недели после сражения раненых, про которых доктора говорили „тут ничего нельзя сделать», оставляли без всякого ухода, и они умирали совершенно заброшенными. И это было вполне естественно, ввиду ограниченного количества фельдшеров и огромной массы раненых. Это жестоко и ужасно, но неизбежно; нельзя терять драгоценное время на безнадежных, когда оно нужно тем, кого еще можно спасти». «Сколько молодых венгерцев, чехов, румын, только что поступивших на военную службу, пали от усталости после сражения или от потери крови, и даже легкораненные - погибли от голода и истощения!»

В эти страшные дни у Дюнана рождается идея создания системы добровольных медицинских обществ, которые могли бы оказывать помощь раненым во время войны. «Как нужны были бы в этих городах Ломбардии сотня-другая добровольных фельдшеров и фельдшериц, но опытных, знающих свое дело!.. Действительно, что могла сделать в громадном и спешном деле горсть единичных личностей, как бы ни были они воодушевлены добрыми намерениями». «...Если б было достаточно лазаретной прислуги, чтоб поднимать раненых на равнинах Медоля, в оврагах Сан-Мартино и на холмах Сольферино 24 июня, несчастные не оставались бы по несколько часов без помощи, в страшной тоске и страхе быть забытыми и не делали бы неимоверных усилий, только ухудшающих их положение, чтоб подняться, невзирая на жестокие мучения, в надежде, что их увидят и принесут носилки. И, наконец, на другой день, не грозила бы еще худшая опасность живому быть похороненным с мертвыми!»

Является ли слабостью способность чувствовать чужую боль как свою собственную, если не острее? Или, наоборот, такое сострадание становится движущей силой, позволяющей человеку совершать казалось бы невозможное?

Несколько дней перевернули жизнь Анри Дюнана. Так и не встретившись с императором, он возвращается в Женеву и пишет книгу «Воспоминание о битве при Сольферино», в которой натуралистично описывает всю ту ужасную оборотную сторону войны, о которой в те времена было не принято говорить. В ней он высказывает и свои идеи организации добровольных обществ помощи раненым.

Книга оказалась своевременной и оказала сильнейшее воздействие на многих людей. Со всех концов Европы к Дюнану приходят письма. Его идеи начинают воплощаться в жизнь. В феврале 1863 года в Женеве организуется небольшой комитет, ставящий своей целью создание таких добровольных обществ. Дюнан - секретарь комитета. Ведутся переговоры с правительствами разных стран, идет подготовка к международной конференции, которая объединила бы усилия национальных групп помощи.

Дюнан рассылает письма правительствам разных стран, излагая свои идеи, лично встречается со многими из них. И вот, благодаря его усилиям и неимоверной энергии, 29 октября 1863 года 39 делегатов из 16 стран встречаются в Женеве. Подписывается договор, известный как Женевская конвенция. В него вошли такие важнейшие положения, как гарантия неприкосновенности для тех, кто оказывает помощь, введение для этих людей опознавательного знака - красный крест на белом фоне (видоизмененный швейцарский флаг - как знак признательности стране, представитель которой выдвинул эти идеи). 29 октября 1863 года считается днем рождения Красного Креста. Менее чем через два месяца открывается первое Общество помощи в

Вюртенберге. В течение следующего года открываются еще 10 обществ Красного Креста: в герцогстве Ольденбургском, в Бельгии, Пруссии, Дании, Франции, Италии, Макленбурге, Испании и Германии.

8 августа 1864 года на Конференции Международного комитета по оказанию помощи раненым эмблема Красного Креста обретает особый статус: теперь она обеспечивает защиту людям, которые ее носят, средствам передвижения, зданиям. Это было узаконено межправительственным соглашением - «Женевской конвенцией об улучшении участи раненых и больных воинов во время сухопутной войны», подписанной 22 сентября 1864 года.
Основополагающие принципы Движения Красного Креста

Гуманность. Международное Движение Красного Креста и Красного Полумесяца, порожденное стремлением оказывать помощь всем раненым на поле боя без исключения или предпочтения, старается при любых обстоятельствах как на международном, так и на национальном уровне предотвращать или облегчать страдания человека. Движение призвано защищать жизнь и здоровье людей и обеспечивать уважение к человеческой личности. Оно способствует достижению взаимопонимания, дружбы, сотрудничества и прочного мира между народами.

Беспристрастность. Движение не проводит никакого различия по признаку расы, религии, класса или политических убеждений. Оно лишь стремиться облегчать страдания людей, и в первую очередь тех, кто больше всего в этом нуждается.

Независимость. Движение независимо. Национальные общества, оказывая своим правительствам помощь в их гуманитарной деятельности и подчиняясь законам своей страны, должны, тем не менее, всегда сохранять автономию, чтобы иметь возможность действовать в соответствии с принципами Красного Креста.

Добровольность. В своей добровольной деятельности по оказанию помощи Движение ни в коей мере не руководствуется стремлением к получению выгоды.

Единство. В стране может быть только одно общество Красного Креста или Красного Полумесяца. Оно должно быть открыто для всех и осуществлять свою гуманитарную деятельность на всей территории страны.

Универсальность. Движение является всемирным. Все национальные общества пользуются равными правами и обязаны оказывать помощь друг другу.

Задумаемся на минуту. За два года пройден путь от создания комитета из пяти человек до подписания международного соглашения правительствами 16 стран (причем Женевские конвенции до сих пор считаются одними из наиболее стойких соглашений международного права). И все это было сделано в основном благодаря усилиям и борьбе одного человека!

Из-за разногласий, возникших с членами Комитета, Дюнан, хотя и остается его секретарем до 1867 года, дальше продолжает действовать практически в одиночку. Он выступает также за предоставление защиты военнопленным, раненым и потерпевшим кораблекрушение на флоте. Между тем, алжирское предприятие Дюнана, которому он уже давно не уделял внимания, развалилось. В 1867 году Дюнан объявляется банкротом и подвергается резкому осуждению со стороны женевской общественности. Несмотря на это, в том же году он объявляется почетным членом Комитетов Красного Креста Австрии, Голландии, Швеции, Пруссии и Испании. И все же, так как одним из условий членства в МККК был определенный материальный достаток, желая избежать кривотолков, Дюнан вынужден подать в отставку с поста секретаря Международного Комитета. Отставка принимается.

Есть расхожее выражение: «человек не от мира сего». Таких людей не волнует материальное благосостояние, положение в обществе - они живут ради одной идеи, в которой видят свое предназначение, и посвящают ей все свои силы, весь свой талант. Не правда ли, странно звучит применительно к деловому человеку? Однако Анри Дюнан полностью соответствует этому образу.

1870 год. В Европе новая война (между Пруссией и Францией). Несмотря на катастрофическое финансовое положение, Дюнан снова помогает раненым. Он активно участвует в снаряжении медицинских лазаретов, которые французское Общество помощи раненым отправляет на фронт. Посещает раненых в больницах Парижа. Именно по предложению Дюнана вводятся в обращение солдатские медальоны, позволяющие опознавать погибших и тяжелораненых.

Многие идеи Дюнана опередили его время. Например, понимая необходимость просвещения людей, он берется за осуществление проекта международной библиотеки. Первые книги начали выходить в 1869 году, но война помешала реализации этого проекта. В 1874 году Дюнан снова заявляет о себе, выступая инициатором компании против работорговли. 1 февраля 1875 года в Лондоне состоялось последнее общественное выступление Дюнана. Его материальное состояние на нуле.

Забытый почти всеми, Дюнан десять лет пребывает в безысходной нищете. Он странствует пешком по Эльзасу, Германии, Италии, Швейцарии, часто не имея денег на еду, скрывая ветхость сюртука с помощью чернил и отбеливая рубашки мелом. Благодаря небольшим денежным средствам, которые стали высылать ему родственники, он поселяется в Хайденском приюте, где живет до конца дней.

Страдал ли он, лишившись всего - состояния, элементарных жизненных условий, общественного признания? Трудно сказать. Но рискну предположить, что эти лишения не были для него ужасными. Ведь то, что он утратил, не играло существенной роли в его жизни. А то, что было в ней главным, отнять у него не мог никто - милосердие, сострадание, готовность откликнуться на чужое горе, способность жить ради других.

К 1895 году Красный Крест существует уже в 37 странах мира, Женевская конвенция об обращении с ранеными подписана 42 государствами. В том же году мир снова вспоминает о Дюнане благодаря журналисту Вильгельму Зондреггеру, которому удается его отыскать. Интервью с Дюнаном становится сенсацией, его перепечатывают ведущие газеты мира. Узнав о бедственном положении Дюнана, русская императрица назначает ему денежную пенсию. Дюнан не притрагивается к этим деньгам, как и к другим денежным субсидиям, и переводит практически все деньги в Красный Крест, оставляя себе лишь минимальные средства на жизнь.

В 1901 году Анри Дюнан становится первым лауреатом Нобелевской премии мира, разделив ее с Фредериком Пасси. Полученную крупную денежную сумму он передает на благотворительную деятельность в Швейцарии и Норвегии.

Дюнан умирает 30 октября 1910 года. Надгробный камень на его могиле изображает опустившегося на колени человека, подающего воду раненому солдату.
Международное движение Красного Креста
на сегодняшний день

1. Международный Комитет Красного Креста (МККК), созданный в 1863 году, - основатель движения Красного Креста. Штаб-квартира МККК находится в Женеве, его отделения есть практически во всех странах, где существуют национальные общества Красного Креста. МККК занимается в основном вопросами общей организации и координации.

2. Международная Федерация обществ Красного Креста и Красного Полумесяца (МФОККиКП). Федерация, основанная в 1919 году, оказывает помощь и поддержку национальным обществам Красного Креста, разрабатывает и осуществляет программы по оказанию международной помощи при стихийных бедствиях, техногенных катастрофах и т. д.

3. Национальные общества Красного Креста. Существуют более чем в 170 странах мира (в арабских странах, Пакистане, Афганистане, Туркменистане, Узбекистане, Таджикистане, Азербайджане - общества Красного Полумесяца, в Иране - Общество Красного Льва и Солнца). Национальные общества помогают своим правительствам, осуществляя программы оказания помощи во время вооруженных конфликтов, при стихийных бедствиях, оказывают гуманитарную помощь и т. д.

Биография Анри Матисса

Анри Эмиль Бенуа Матисс родился 31 декабря 1869 года в Ле-Като, в Пикардии, на севере Франции, в семье Эмиля Матисса и Анны Жерар. Детские годы будущего художника прошли в Боэн-ан-Вермандуа, где его отец, торговец зерном, имел лавку. Его мать увлекалась росписью керамики.

В 1882–1887 годах Анри учился в лицее, а после изучал юриспруденцию в Париже в Школе юридических наук и в августе 1888 года получил право работать.

Матисс возвращается в небольшой городок Сен-Кантен и поступает работать клерком у присяжного поверенного. Одновременно он в свободное время посещает курсы рисунка. Матисс впервые пробует свои силы в живописи, копируя цветные открытки во время двухмесячного пребывания в больнице.

В 1891 году, преодолев сопротивление отца, Матисс оставляет юриспруденцию, переезжает в Париж и поступает в Академию Жюлиана.

С 1892 года Анри учится в Париже в Академии Жюлиана у А.В. Бугро – мэтра салонного искусства. В 1893–1898 годах он работает в мастерской Г. Моро в Школе изящных искусств. Мистик и символист Моро предрекал начинающему художнику большую будущность, особенно ценя его новаторские приемы в сочетаниях разных цветов. Матисс копирует в Лувре произведения Шардена, де Хема, Пуссена, Рейсдаля, интересуется творчеством Гойи, Делакруа, Энгра, Коро и Домье.

«Натюрморт с геранью»,

местоположение Pinakothek der, Мюнхен, Германия.

Сегодня картину Матисса можно купить за 17 млн. долларов США.

1910г. Масло. 180 см × 220 см (70,9 в × 86.6 в)

«Нужно уметь находить радость во всем: в небе, в деревьях, в цветах.

Цветы цветут всюду для всех, кто только хочет их видеть».

«Краски в картине должны будоражить чувства до самых глубин», – писал французский художник Анри Матисс, выразивший красоту и радость бытия в своем творчестве.

Творчество этого человека невозможно охарактеризовать в рамках какого-либо отдельного направления, поскольку он постоянно выходил за любые ограничивающие его рамки, снова и снова устремляясь туда, где до него никто еще не бывал.

Всю свою жизнь Анри Матисс находился в безостановочном поиске. В стремлении к максимально эффектной и одновременно гармоничной выразительности он менял свои художественные

инструменты и менялся сам.

Портрет спящей Маргариты. 1920г. Натюрморт с тюльпанами и ромашками.

В военные годы Матисс, не попавший в армию по возрасту, активно осваивал новые художественные области – гравюру и скульптуру.

Признание художника, между тем, давно перешагнуло границы Франции.

Матисс А. Гравюра.

Лежащая обнаженная. 1906г.

Знакомство с Россией

В 1909 году С. Щукин заказал Матиссу два панно для своего московского особняка - «Танец» и «Музыка». С. Щукин пригласил Матисса в Москву, познакомил с В.

Брюсовым, В. Серовым, Н. Андреевым, дал возможность увидеть старинные русские иконы, от которых французский художник пришел в восторг. Работая над полотнами "Танец" и "Музыка", художнику удалось достичь абсолютной гармонии формы и цвета. «Мы стремимся к ясности, упрощая идеи и смыслы, - позже объяснял он. - "Танец" написан мной всего тремя красками. Синий цвет передает небо, розовый - тела танцоров, а зеленым цветом изображен холм». «Русский» след в жизни художника становился все явственнее. И. Стравинский и С. Дягилев предложили ему оформить балет «Песнь соловья». Матисс согласился - впрочем, премьера спектакля состоялась только в 1920 году в парижской Гранд-опере.