Генри Дэвид Торо: биография, высказывания и интересные факты. Смотреть что такое "Торо, Генри Дэвид" в других словарях

Поэтом, мыслителем, историком, гражданским активистом и борцом за отмену рабства. Он являлся ярким представителем философско-литературного течения, называемого трансцендентализмом. Это движение зародилось в середине XIX века в США в среде прогрессивной интеллигенции.

Самое известное произведение Генри Дэвида Торо - "Уолден", которое представляет собой размышление на тему отказа от благ современной цивилизации и простого образа жизни в естественном природном окружении. Другая заметная книга писателя называется (в оригинальной версии - "Сопротивление властям"). В ней автор отстаивает право личности на неподчинение несправедливому государству.

В общей сложности книги, статьи, эссе и поэтические произведения Генри Дэвида Торо составляют более 20 томов. В его литературном стиле переплетаются наблюдения за природой, личный опыт, острая риторика, символизм и типично американское внимание к практическим деталям. Иногда Генри Дэвида Торо называют анархистом, хотя писатель призывал не к отмене, а к улучшению государственной власти.

Ранние годы и образование

Литератор и философ родился в городе Конкорде в штате Массачусетс в 1817 году. Дом, в котором Генри Дэвид Торо появился на свет, сохранился и в настоящее время превращён в музей. Отец писателя владел небольшой фабрикой по производству карандашей. Торо получал образование в Гарвардском колледже с 1833 по 1837 год. Он изучал риторику, классическую литературу, философию и математику. В соответствии с легендой, после окончания колледжа писатель отказался заплатить пять долларов за диплом. Объяснение этого поступка стало одной из знаменитых фраз Генри Дэвида Торо: "Пусть каждая овца хранит свою собственную шкуру". Писатель намекнул на существовавшую в те времена традицию использования пергамента для изготовления дипломов.

Возвращение в Конкорд

Торо не интересовали доступные для выпускников колледжей профессии, связанные с юриспруденцией, церковью, бизнесом и медициной. После возвращения из Гарварда в родной город он попробовал работать школьным учителем, однако уволился через несколько недель из-за нежелания применять к детям общепринятые в ту эпоху телесные наказания.

В Конкорде произошла судьбоносная встреча, открывшая новую страницу в биографии Генри Дэвида Торо. Писатель через общего друга познакомился с знаменитым протестантским священником, поэтом и приверженцем философии трансцендентализма. Этот выдающийся духовный лидер выступал с лекциями и проповедями по всей территории Соединённых Штатов. Он стал наставником Торо.

Первые публикации

Благодаря Эмерсону писатель познакомился с такими прогрессивными мыслителями того времени, как поэт Эллери Ченнинг, журналистка Маргарет Фуллер, просветитель Бронсон Олкот и романист В тогдашней Америке главным печатным изданием, посвящённым философии трансцендентализма, являлся ежеквартальный журнал The Dial. Обязанности редактора в нём исполняла Маргарет Фуллер. Эмерсон вдохновил Торо заняться написанием эссе и поэм для этого журнала. Основная идея философии трансцендентализма заключалась в том, что человек достигает духовного совершенства не при помощи религиозной доктрины, а путём единения с природой и внутреннего интуитивного прозрения.

В течение трёх лет Торо работал в качестве домашнего учителя детей Эмерсона, а также выполнял обязанности его секретаря и садовника. Одновременно писатель завязывал знакомства с журналистами и издателями, которые могли помочь с опубликованием его сочинений. Именно в тот период Торо встретил Хораса Грили, ставшего впоследствии его литературным агентом. Затем писатель вернулся в свой родной Конкорд для того, чтобы совмещать творческую деятельность с работой на семейной фабрике по производству карандашей. Будучи разносторонне одарённым человеком, он сумел внести усовершенствования в технологию изготовления графитовых стержней и увеличить доходность предприятия.

Уединение

Книгу "Жизнь в лесу" Генри Дэвид Торо создал во время двухлетнего добровольного отшельничества в маленькой хижине, расположенной на берегу Уолденского пруда. Проникнувшись идеями трансцендентализма, он решил поставить эксперимент по самостоятельному существованию человека в полной изоляции от общества.

Писатель построил хижину своими руками. Он обеспечивал себя всем необходимым без посторонней помощи, занимаясь рыбной ловлей и огородничеством. Торо не просто искал уединения для того, чтобы иметь возможность сконцентрироваться на литературном труде. Своим экспериментом он стремился продемонстрировать преимущества жизни в гармонии с природой.

Борьба с государственной властью

В период отшельничества в лесу писатель совершил первый акт гражданского неповиновения. Встретившись с местным финансовым инспектором, он отказался заплатить налоги, накопившиеся за последние шесть лет. Торо аргументировал это решение своим несогласием с политикой правительства Соединённых Штатов, в частности, с легальным рабовладением. Писатель заявил, что гражданин не обязан платить налоги аморальному государству. В результате данной акции протеста Торо провёл ночь в тюрьме. Его выпустили на свободу после того, как задолженность по налогам была выплачена родственниками писателя. Через три года после этого инцидента увидела свет одна из самых значимых книг Генри Дэвида Торо "Гражданское неповиновение", в которой он подробно объяснил свою идею сопротивления государственной власти.

Издание книги "Жизнь в лесу"

Покинув хижину на берегу пруда, автор в течение нескольких лет пересматривал и дорабатывал рукопись, содержащую рассказ об этом необычном эксперименте. Произведение представляет собой смесь мемуаров и духовных размышлений. Книга Генри Дэвида Торо "Жизнь в лесу" была впервые опубликована в 1854 году. Произведение не вызвало особого восхищения у современников, но литературные критики последующих поколений причислили его к классике.

Политическая активность

Писатель был яростным противником рабства. Он принимал участие в работе так называемой "Подпольной железной дороги". Под этим кодовым обозначением скрывалась тайная организация, оказывавшая помощь беглым рабам. Входившие в её состав активисты переправляли негров из США в Канаду, несмотря на закон, запрещавший содействие освобождению невольников. В соответствии с этим правилом, чернокожих ловили и возвращали хозяевам, даже если им удавалось добраться до территории северных штатов, отменивших рабство. За невыполнение данного предписания государственные чиновники и частные лица могли быть наказаны тюремным заключением и штрафом. Торо неоднократно подвергал этот закон жёсткой критике.

Писатель открыто выступил в защиту Джона Брауна, попытавшегося организовать вооружённое восстание рабов в Западной Вирджинии, и приговорённого за это к повешению. В своих публичных речах он сравнивал казнь лидера неудавшегося бунта с распятием Иисуса Христа.

Восхищение героизмом Джона Брауна свидетельствовало о том, что писатель являлся сторонником не только пассивного сопротивления несправедливой государственной власти, но и активной борьбы с применением насилия, если этого требовали обстоятельства. Доказательством того, что Торо не придерживался пацифистских взглядов, служат его слова: "Да не будет мир провозглашён ржавчиной на наших мечах или нашей неспособностью вытащить их из ножен".

Поздний период

На протяжении всей жизни неуклонно возрастал интерес писателя к естествознанию. Он жадно читал книги по ботанике, а также рассказы о путешествиях и экспедициях. Торо изучал природу Конкорда и тщательно фиксировал результаты своих наблюдений за созреванием плодов растений, миграцией птиц и изменениями уровня воды в Уолденском пруду. Его дневники, посвящённые естествознанию, поражают своим объёмом. Они содержат несколько миллионов слов, написанных автором в процессе многолетних наблюдений за природой, окружающей его родной город. Торо никогда не покидал американский континент, но прочитал практически все существовавшие в то время описания путешествий в разные части света. Он стремился удовлетворить своё бесконечное любопытство, связанное с народами, культурами, религиями и природными условиями других стран. Одна из известных цитат Генри Дэвида Торо звучит следующим образом: "Живи дома как путешественник".

Смерть

На протяжении многих лет писатель страдал от туберкулёза. Однажды во время ночной прогулки он попал под проливной дождь и заболел бронхитом. С этого момента его состояние здоровья стало постепенно ухудшаться. В конечном итоге Торо оказался прикован к постели. Осознавая безнадёжность своего положения, писатель посвятил последние годы пересмотру и редактированию неопубликованных работ. На вопрос о том, удалось ли ему примириться с Богом в конце жизненного пути, Торо ответил: "Я не помню, чтобы мы когда-либо ссорились". Писатель скончался в мае 1862 года в возрасте 44 лет. Он был похоронен на кладбище своего родного города.

Генри Дэвид Торо - американский писатель, мыслитель, натуралист, общественный деятель, аболиционист.

Родился в 1817 году в городе Конкорд, штат Массачусетс. Его дед, француз с острова Джерсей, эмигрант, после Войны за независимость сколотил небольшое состояние. Отец будущего философа Джон был менее удачлив и, растратив это состояние, занялся кустарным производством карандашных грифелей. Он вступил в брак с дочерью священника Синтией, человеком энергичным и решительным, стал отцом четверых детей: Джона, Хелен, Генри и Софии. Джон и Хелен не получили систематического образования, но по стандартам того времени и места считались образованными людьми, преподавали в конкордской средней школе.

Генри в 15 лет поступил в Гарвардский университет, где изучал древние и современные языки, историю. О высшем образовании он высказывался безо всякого уважения:
В нашем университете представлены все отрасли знания. Отростков много, корней нет...
Студент изучает химию, не зная, как пекут хлеб, и механику, не зная, как этот хлеб достаётся.

В 1837 году Торо защитил дипломную работу по теме «Коммерческий дух», но диплом получать отказался, так как за его оформление требовалось заплатить 5 долларов пошлины. Несмотря на отсутствие этого важного документа, он вернулся в Конкорд и стал учителем в городской школе. Через год молодой учёный лишился работы, резко выступив против телесных наказаний. В Соединённых Штатах был экономический кризис, другого места работы оказалось не найти, и Генри с братом Джоном открыли частную школу с углублённым изучением естествознания. Телесные наказания были там запрещены, что обусловило хорошую посещаемость. В тот же период произошёл инцидент, связанный с религией. Торо получил налоговый лист унитарианской церкви, вновь отказался платить и тем самым вышел из общины унитариев, не присоединяясь ни к какой другой. В те времена атеизм в США приравнивался к государственной измене.

В октябре 1837 года философ начал вести дневник и вёл записи до конца жизни. Дневники Торо изданы, в них 14 томов. Тогда же он познакомился с Элен Сьюэл, дочерью священника. В 1839 году он сделал ей предложение, но получил отказ, продиктованный, несомненно, родителями девушки. До конца жизни Торо оставался холостяком.

Начал публиковаться в журнале трансцендентального общества Dial. Статьи его посвящались природе, литературе, а также восточной философии: «Высказывания Конфуция», «Законы Ману», «Китайское четырёхкнижие», «Молитвы Будды». Вновь оказавшись в затруднительном финансовом положении, учёный поселился в доме Ральфа Эмерсона, председателя трансцендентального клуба, в качестве домашнего плотника, садовника и дворника, с правом жить в отдельной комнате и есть за общим столом.

Натаниэль Готорн, близкий в те годы к трансценденталистам, так описывает будущее светило науки:

Мистер Торо - человек исключительный: он молод, в нём осталось ещё много от первозданной природы, и вся эта дикость сознательно культивируется им. Он некрасив, как смертный грех, но его внешность благородна и служит ему лучше любой красивости. Он отверг все общепринятые способы заработка и склонен вести существование наподобие индейского. Он любознательный и чуткий наблюдатель природы. И природа в ответ на его любовь, кажется, приняла его как своё особо любимое дитя, она раскрывает ему секреты, о существовании которых догадываются лишь немногие... Он - хороший писатель.

Затем Торо едет в Нью-Йорк, где занимает место домашнего учителя у родных Эмерсона. Много печатается в нью-йоркских журналах. Потом, вернувшись в Конкорд, работает вместе с отцом и строит семье новый дом.

Весной философ строит хижину на берегу Уолденского пруда. 4 июля 1845 года, в День Независимости Америки, он поселяется в хижине, чтобы зажить «правильной жизнью», осуществить принципы упрощения и независимости на практике. Полной автономности, однако, не получилось: мать Генри регулярно приходила забирать бельё в стирку. Уолденское затворничество длилось два года и два месяца, его итогом стал главный труд Торо «Уолден, или Жизнь в лесу».

Летом 1846 года отшельник отправился в город, чтобы забрать из починки сапоги. Его поймала полиция, обвинила в неуплате подушного налога, поставила выбор: плати или садись в тюрьму. Торо сел в тюрьму. Он находился за решёткой одни сутки и замыслил там эссе «О долге гражданского неповиновения». Рассказывают, что Ральф Эмерсон, узрев своего друга в камере, изумлённо воскликнул:

Почему вы здесь, Генри?
На это учёный ответил:
А вы почему не здесь?

6 сентября 1847 года Торо возвратился из хижины и вновь поселился у Эмерсона. В 1849 году вышла его первая книга «Неделя на Конкорде и Мерримаке», затем - статья «О долге гражданского неповиновения». Впоследствии философ много путешествовал по США и Канаде, часто в сопровождении индейцев.
В 1854 году вышел в свет «Уолден», и Генри Торо получил известность как серьёзный учёный. Именно он выступил в защиту Джона Брауна, великого аболициониста, а после казни Брауна писал:
Весь последний месяц я жил, охваченный чувством неизмеримой утраты. Я сперва не мог понять, что со мной. Наконец понял: я потерял свою страну...
Тогда Торо был уже тяжело болен туберкулёзом. В последние месяцы он готовил к печати свои произведения. Младшая сестра София и друзья преданно ухаживали за ним. Умиравшего философа спросили:
Готовы ли вы к переходу в мир иной?
Он ответил так:
Невозможно одновременно думать о двух мирах.
6 мая 1862 года Генри Дэвид Торо ушёл из жизни.

В состав тома "Американская повесть" (книга первая) входят произведения, отражающие как различные направления в литературе США, так и реальную жизнь этой многообразной по социальным традициям, природным условиям и бытовому укладу страны. Это шесть произведений, представляющих развитие жанра повести в США в XIX веке. Среди писателей, входящих в сборник, - Г. Торо, Г. Мелвилл, Дж. Кейбл и др.

Книга, которую вы открыли, поможет вам за предельно краткое время изучить последовательность и логическое развитие философских взглядов и воззрений американского философа и писателя-романтика Генри Дэвида Торо, который предположил возможность обретения индивидуальной свободы не порывая физически (географически) с ненавистным обществом: он построил на берегу озера домик, в котором жил два года, проверяя собственную теорию.

Это эссе было написано в 1848 г. Впервые опубликовано в издававшемся Элизабет Пибоди Журнале эстетики в 1849 г. под названием "Сопротивление гражданскому правительству". Автор рассуждает о том, что люди не должны позволять правительству господствовать над их сознанием и не должны идти ему на уступки, чтобы не стать жертвой несправедливости.

"Уолден, или Жизнь в лесу" Генри Торо принадлежит к ярким и памятным произведениям американской классической литературы.
И своеобразная личность автора, и страницы его знаменитой книги освещены антикапиталистическими и романтико-утопическими идеями, которые получили значительное распространение в США в 30-40-х годах XIX века.

«Стереотипное, но неосознанное отчаяние скрывается
даже в том, что человечество называет играми и увеселениями.
В них нет настоящего удовольствия»

Генри Торо

«Недостаточно быть занятым. Вопрос в том: чем же Вы заняты?»

Генри Торо.

Американский писатель, мыслитель.

За исключением 4-х лет учёбы в Гарвардском университете, всю жизнь провёл в своём родном городке Конкорде, предпочитая изучать уголки внутреннего мира человека, а не дальние края…

«Генри Дэвид Торо окончил Гарвардский колледж в 1837 году в возрасте 20 лет, и вскоре после этого он стал школьным учителем. Он бросил преподавательскую деятельность через несколько лет в основном из-за разочарования в традиционной системе обучения, которая, как он считал, больше препятствует обучению, чем способствует ему».

Алан Роу, Креативное мышление, М., «НТ Пресс», 2007 г., с. 85.

В 1845 году он поселился в бревенчатой хижине, построенной собственными руками на берегу Уолденского озера неподалеку от г. Конкорда, где провёл более двух лет в полном одиночестве. В 1854 году он написал об этом книгу: Уолден, или Жизнь в лесу / Walden, or Life in the Woods, где подробно рассказал о своём ежедневном быте, при случае иронизируя над стереотипами городских жителей…

Более важным, чем потребление вещей Генри Торо считал необходимость: «...что-то сделать, или, вернее, чем-то быть». Генри Торо, Уолден, или жизнь в лесу, М., Изд-во АН СССР, 1962 г., с. 18.

Книга стала одним из самых читаемых произведений американской литературы и явно оказала влияние на произведения Л.Н. Толстого и Э. Хемингуэя.

В 1849 году он написал эссе: Гражданское неповиновение / Civil Disobedience, где высказал «принцип неучастия» - идею индивидуального ненасильственного (!) сопротивления общественному злу. Позже это эссе оказало влияние на деятельность М. Ганди и Мартина Лютера Кинга .

«Торо - один из самых оригинальных умов, встреченных мною за годы странствий. Судите сами: он не имел точной профессии, не был женат, любил одиночество, не посещал церковь, ни разу не голосовал, отказывался платить любые налоги (за что отсидел один день в тюрьме (Точнее - он просидел только один день, поскольку налоги всё же уплатила его сестра – Прим. И.Л. Викентьева), не пил вина, не ел мяса и никогда не пробовал курить. Прожив два с лишним года отшельником в лесу, ни единожды не пользовался ни ружьём, ни капканом... Постоянно вёл дневник (спустя годы, уже после смерти Торо было издано около двадцати томов ежедневных записей). При этом любил и умел писать письма. Вот характерная цитата из его письма от 14 июля 1845 года (берег Уолденского пруда, близ Конкорда): «Дорогой мой! Бывает так, что я не могу пожертвовать прелестью мгновения ради какой бы то ни было работы - умственной или физической... Иногда... я с восхода до полудня просиживаю у своего залитого солнцем порога, среди сосен, орешника и сумаха, в блаженной задумчивости, в ничем и никем не нарушаемом одиночестве. А птицы поют вокруг или бесшумно скользят сквозь мою хижину, пока солнце, заглянув в западное окно, или отдалённый стук колес на дороге не напомнят мне об утраченном времени». И дальше следует очень важная мысль, которой делится Торо: «Дорогой мой, - нет сомнений, что моим согражданам всё это показалось бы абсолютной праздностью, но если бы моими судьями стали цветы или птицы, им не в чем было меня упрекнуть».

Якимчук Н.А., Курёхин, Пикассо и др., СПб, «Петрополис», 2010 г., с. 58-59.

Но: «Уолденский эксперимент Торо потерпел крах как экономическое предприятие потому, что возврат к примитивному натуральному хозяйству и достижение тотальной независимости оказались невыполнимыми вещами. Показательно, что Торо начал свой опыт обособленной от цивилизации жизни с того, что одолжил у знакомых топор, фактически, своим любительским ведением хозяйства он никогда не смог бы по-настоящему обеспечить себя и даже попросту прокормить. Однако это и не было для него реальной проблемой, ибо домашний очаг и материнская забота находились всего на расстоянии пешей прогулки ».

Ханс-Дитер Клумпьян, Хельмут Клумпьян, Торо, Челябинск, «Урал LTD», 1999 г., с. 118.

Генри Торо был последователем идей Жан-Жака Руссо о необходимости «возвращения к природе»; кроме этого он учился и у

Американский писатель и философ, мыслитель и натуралист – Генри Дэвид Торо родился 12 июля 1817 г. в Конкорде (штат Массачусетс).

В 15 лет поступил в Гарвардский университет, где изучал древние и современные языки, историю. О высшем образовании высказывался безо всякого уважения, многое постигал посредством самообразования.

В 1837 г. Торо окончил Гарвардский университет, защитил дипломную работу по теме «Коммерческий дух», но диплом получать отказался, так как за его оформление требовалось заплатить 5 долларов пошлины. Несмотря на отсутствие этого важного документа, он вернулся в Конкорд и стал учителем в городской школе. Через год молодой учёный лишился работы, резко выступив против телесных наказаний.

В Соединённых Штатах был экономический кризис, другого места работы оказалось не найти, и Генри с братом Джоном открыли частную школу с углублённым изучением естествознания. Телесные наказания были там запрещены, что определило хорошую посещаемость.

С 1837 г. философ начал вести дневник и вёл записи до конца жизни (дневники Торо изданы в 14 томах). Тогда же он познакомился с Элен Сьюэл, дочерью священника. В 1839 г. сделал ей предложение, но получил отказ, продиктованный, несомненно, родителями девушки. До конца жизни Торо оставался холостяком.

Единственное, чего больше всего хотелось Торо – это творить, но к 28 годам у него не было: ни денег, ни положения и Торо пустился в свое знаменитое предприятие. Философ строит хижину на берегу Уолденского озера неподалеку от Конкорда и 4 июля 1845 г. в День Независимости Америки, он поселяется в ней, чтобы зажить правильной жизнью и осуществить принципы упрощения и независимости на практике. Жил Торо в полном одиночестве в бревенчатой хижине, самостоятельно обеспечивая себя всем необходимым для жизни. Но, полной автономности не получилось: мать Генри регулярно приходила забирать бельё в стирку. Уолденское затворничество длилось два года и два месяца.

Летом 1846 г. отшельник отправился в город, чтобы забрать из починки сапоги. Его поймала полиция, обвинила в неуплате подушного налога, поставила выбор: плати или садись в тюрьму. Торо сел в тюрьму. Он находился за решёткой одни сутки и замыслил там эссе «О долге гражданского неповиновения» (1849), которое оказало влияние на Л. Н. Толстого, М. Ганди и М. Л. Кинга.

Торо покинул озеро, осознав, что в силах жить так, как ему хочется. Принадлежащему семье магазину и обязанностям землемера он уделял ровно столько времени, сколько требовалось, чтобы материально поддержать родителей и сестру и обеспечить себе самую скромную жизнь. Торо не хотел расходовать жизнь на приобретение вещей и старался свести к минимуму «стяжательские» траты.

Эксперимент Торо привел к созданию великой книги: «Уолден, или Жизнь в лесу» (1854), в которой отвергаются и осмеиваются ценности общества, а скуке и бессмысленному существованию противопоставлены простые радости. Генри Торо получил известность как серьёзный философ. Книга стала самым читаемым произведением американской классической литературы и оказала влияние на таких разных писателей, как Лев Толстой, У. Йейтс и Хемингуэй.

Будучи сторонником аболиционизма, Торо отстаивал права негров. В качестве средства борьбы он предлагал индивидуальное ненасильственное сопротивление общественному злу. Кроме того, Торо был натуралистом и выступал за охрану природы. Он стал одним из первых в США приверженцев теории эволюции Ч. Р. Дарвина.

Торо был тяжело болен туберкулёзом. В последние месяцы он готовил к печати свои произведения. Младшая сестра София и друзья преданно ухаживали за ним. Умиравшего философа спросили: «Готовы ли вы к переходу в мир иной?» Он ответил так: «Невозможно одновременно думать о двух мирах.»