Литературное чтение. Два Мороза

МБОУ СОШ №8 г.Лобня

Школьный семинар

«Современные педагогические технологии

обучения литературному чтению

в начальной школе»

Открытый урок

По литературному чтению

по теме:

«Сказка.Два Мороза»

Подготовила:

Тищенко О.Н.учитель

начальных классов

2016-2017 уч. г.

Урок литературного чтения был проведён во 2 Д классе в декабре 2016г.

Согласно календарно-тематическому планированию тема урока «Русская народная сказка «Два Мороза».. Учебник Климановой Л.Ф., Горецкого В.Г. и др. 2 класс УМК «Школа России»

Тип урока: урок открытия нового знания

Цель урока : используя приемы технологии развития критического мышления, стимулирующие мыслительную и творческую деятельность учеников, учить вдумчивому чтению.

Планируемые результаты:

  1. Предметные
  • Учащиеся познакомятся с русской народной сказкой « Два Мороза»;
  • научатся осознанно читать и с целью удовлетворения интереса, приобретения читательского опыта.
  • осознавать авторское и собственное отношение к персонажам;
  • находить главную мысль, сформулированную в тексте.

Познавательные УУД

  • находить необходимую информацию для выполнения учебных заданий;
  • строить речевое высказывание в устной форме;
  • учить основам смыслового чтения, выделять существенную информацию из текстов разных видов.

- коммуникативные УУД

  • слушать и вступать в диалог, формулировать собственное мнение и позицию;
  • участвовать в коллективном обсуждении;
  • строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество с одноклассниками и учителем.

Регулятивные УУД

  • принимать и сохранять учебную задачу;
  • выделять необходимую (существенную) информацию из текста;
  • оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы в исполнение.

Личностные

  • формировать мотивационную основу учебной деятельности, учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
  • развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
  • развивать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Оборудование:

  • учебник
  • доски для работы маркером
  • мультимедийная презентация

Заявленной цели и поставленных задач приведённый урок достиг.

Доброжелательная обстановка, позитивный настрой на урок, подбор заданий помог каждому ребёнку на занятии продвинуться в своём развитии.

Ход урока.

I. Орг.момент.СЛАЙД №1

«Прозвенел звонок на наш урок. Доброе утро дети! Мне приятно вас видеть. Пусть это утро несёт нам радость общения, наполнит наши сердца благородными чувствами. Итак, мы готовы к уроку чтения. Начинаем наш урок» Девиз нашего урока: Упустишь минутку-потеряешь час СЛАЙД №2

II. Проверка домашнего задания.

Дома ребята должны были выучить наизусть стихотворение С.Есенина «Береза». Сейчас мы послушаем некоторых из вас.

СЛАЙД №3

III. Постановка цели урока. Сегодня мы с вами продолжим знакомство с произведениями о зиме. Слышите, звенит волшебный колокольчик? (волшебная музыка колокольчика)Он приглашает нас в сказку. СЛАЙД№4

СЛАЙД №7

«Лесом частым
Полем вьюжным
Зимний праздник к вам идёт.
Что за праздник?
Скажем дружно:
Это праздник - Новый год!

Звучит музыка и появляется Снегурочка

Здравствуйте ребята, вы меня узнали? Я пришла к вам из сказочного леса. А какой Новый год без сказки? Поднимите руки, кто любит сказку. А вы любите сказки? А что такое сказка?

Сказка - это вымышленная история, которая повествует нам бытиё через героев. Сказка - это выдуманный сюжет, обязательно со счастливым концом! Отгадайте загадку: СЛАЙД №5

Побелело на ночь всюду.

А у нас в квартире чудо!

За окошком двор исчез –

Там волшебный вырос лес

Узор

СЛАЙД №6

Какой это мастер

На стёкла нанёс

И листья, и травы

И заросли роз?

Мороз.

Поэты говорят о морозе, как о живом существе. Пока не придёт могучий мороз – зима не настанет. Явится он – мосты наведёт на реках, птиц и зверей загонит по гнёздам и норам. Человека заставит быстрее идти, рукавицами похлопывать, ногами притопывать и приговаривать «Ай, да мороз!» Угадайте, как называется наша сказка?

Скажите, пожалуйста, а чем отличается сказка от других литературных произведений? СЛАЙД №12

Ответы детей:

В сказках могут говорить звери и растения, с ними происходят необычные приключения.

А кто пишет сказки?

Ответы детей:

Как называются сказки, которые сочинил народ?

Ответы детей:

Эти сказки называются народными.

А как называются сказки, которые написали писатели?

Ответы детей:

Я сейчас вас приглашаю в сказочный лес, закройте глаза и раз. Два.три... Вот, послушайте, какой восхитительный «Вальс снежных хлопьев» сочинил П.И.Чайковский.

(Дети слушают вальс П.И.Чайковского)СЛАЙД№ 13

Что вы себе представили, слушая эту музыку?

И вместе со снежными хлопьями спустились на землю

IV. Изучение нового материала.

1.Словарная работа.

Перед тем, как я прочту вам сказку, давайте выясним значение некоторых слов.

Бубенчик – металлический шарик с кусочком металла внутри, позванивающий при встряхивании;

Дровосек – человек, рубящий дрова;

Купец – богатый человек, живущий в городе, владелец торговой лавки;

Крестьянин – бедный человек, живущий в деревне, занимается обработкой земли.

Вот как об этом волшебстве говорится в сказке.

2. Прослушивание записи сказки “Два Мороза” СЛАЙД №20

  1. Первичная проверка понимания.

–Скажите, кто же действующие лица этой сказки?

Ответы детей:

Два Мороза: купец, крестьянин.

А кто такой купец? Крестьянин?

А вам понравилась эта сказка? Почему?

Ответы детей:

Потому что мороз не крестьянина заморозил, а купца. Ведь крестьянин трудился, а купец – нет.

А что волшебного в этой сказке?

Ответы детей:

Морозы разговаривают, бегают, подпрыгивают.

Удалось ли заморозить крестьянина? А купца? Почему?

Ответы детей:

Крестьянина не удалось заморозить, потому что он трудился, а купец сидел и ничего не делал, только в шубу кутался.

Сейчас мы с вами ещё раз прочитаем сказку.

Вторичное чтение сказки.

Прочитаем сказку ещё раз. – Обратите внимание на слова, помогающие понять, что это русская народная сказка?

«По чистому полю, по густому лесу».

«Свистнули, щёлкнули, побежали.»

«Ели я ноги унёс, до сих пор бока болят».

Повторы: «Два мороза, два родных брата», «бил-бил», «колотил-колотил», «шуба медвежья», «шапка лисья», «сапоги волчьи».

Удалось ли главным героям людей заморозить?

Какую забаву придумали Морозы? Найдём и прочитаем эти строки.

А чтение начнут мои помощники.

Выходят 3 ученика в колпаках и читают начало сказки

Как решили подшутить Морозы?
- Что делали Морозы?

Что решили?

Кого собрался заморозить Мороз – Синий нос?

Кого собрался заморозить Мороз – Красный нос?

(До слов «Свистнули, щелкнули, побежали..»Прочитаем, что произошло дальше?
- Что они услышали?


- О чём договорились?

Два Мороза сделали выбор: старший решил заморозить купца, младший – дровосека, потому что на нём полушубок рваный, шапка худая, рукавицы дырявые.

А вот как они это делали, вы прочитаете нам после самостоятельного чтения.

ФИЗМИНУТКА

Я – Мороз Красный Нос

Я – Мороз Синий Нос (показали на себя, поклонились)

Братья меж собой родные

Мы Морозы удалые (приседают в присядку)

Землю снегом мы укроем (имитируют движения)

Через речку мост построим

Берегите щеки, нос (показывают на нос и щёки)

Коль на улице мороз.(растирают)

Хотим позабавиться,

Силой помериться. (кидаются снежками)

Проезжая дорога – «зж» читается как долгое мягкое «ж»

Свистнули – непроизносимый согласный звук «т»

А теперь читаем сначала по слога, а потом целыми словами

Ко-ло-коль-чик

Бу-бун-чик

Дро-во-сек

Крес-тья-нин

Вы-ко-ла-чи-вать

По-за-ба-вить-ся

А теперь приступаем к чтению.

(Чтение по цепочке)

Беседа по прочитанному:

Как решили позабавиться два мороза?

Ответы детей:

Поморозить людей.

СЛАЙД №23

Куда едет купец?

В город

Куда едет крестьянин?

В лес за дровами. .

6Выборочное чтение.

Прочитайте, Как Мороз - Синий нос пытался заморозить купца.

Посмотрите на иллюстрацию.с.199 Как одет купец? В шубе медвежьей, шапке лисьей, сапогах волчьих.

Так почему же Мороз его заморозил?

Слайд №24

Прочитайте, Как Мороз - Красный нос пытался заморозить крестьянина.

Удалось ли ему это сделать?

Посмотрите на иллюстрацию. С.201

Как одет крестьянин? В рваном полушубке

Как повёл себя крестьянин, когда ему стало холодно7

Ответы детей:

Стал бить по полушубку поленом.

Зачем он так сделал?

Выбивал мороз.

Так почему же Мороз его не смог заморозить?

кто выиграл спор? Почему? Мороз Синий-нос, потому, что топор лучше шубы греет.

Какой пословицей заканчивается сказка?

Как вы ее понимаете? О чем она? (О трудолюбии)

Работа в парах тест

6. ИТОГ УРОКА

С какой русской народной сказкой познакомились?

О ком рассказывается в сказке?

А чему учили наши два Мороза?

Какая главная мысль сказки? (Человеку, который трудится, никакая беда не страшна.)

Домашнее

Задание с.202 вопрос 5, пересказ


Цели:

1. Познакомить со сказкой; развивать умения работать с текстом, делить его на части; формировать умение анализировать поступки героев.

2. Совершенствовать умения и навыки правильного, беглого чтения; развивать логическое мышление.

3. Воспитывать трудолюбие.

Словарная работа:

Колокольчик, бубенчик – металлический шарик с кусочком металла внутри, позванивающий при встряхивании.

Дровосек - человек, рубящий дрова.

Барин – богатый человек, владелец лавки или магазина.

Крестьянин - живёт в деревне, занимается обработкой земли, беден.

Оборудование: игрушка Дед Мороз, колпаки Морозов (синий и красный), ребус, пословицы на карточках, аудиозапись сказки “Два Мороза”.

Оформление доски: картинки к сказке, схема для анализа произведения.

Ход урока

I. Оргмомент. 1 мин.

Учитель: Прозвенел звонок на наш урок.

Доброе утро дети! Мне приятно вас видеть. Пусть это утро несёт нам радость общения, наполнит наши сердца благородными чувствами. Итак, мы готовы к уроку чтения. Начинаем наш урок.

II. Речевая разминка. 2 мин.

Сейчас мы с вами поиграем, разогреем наши голосовые связки.

Начнём с дыхательной гимнастики:

Задуйте свечу

Задуйте 4 свечи

Задуйте свечи на вашем праздничном торте.

А теперь мы едем в лифте и объявляем этажи, чем выше этаж, тем выше голос.

Упражнение на развитие ритма.

Ехал Грека через реку.

Ехал Грека через (хлопок).

Ехал Грека (хлопок) (хлопок).

Ехал (хлопок) (хлопок) (хлопок).

- (хлопок) (хлопок) (хлопок) (хлопок).

III. Первичный синтез. 10 мин.

Лесом частым
Полем вьюжным
Зимний праздник к вам идёт.
Что за праздник?
Скажем дружно:
Это праздник - Новый год!

Учитель: А какой Новый год без сказки? Угадайте, как называется наша сказка?

Р А О
Д О В
А М З
6 3 7
1 5 2
9 4 8

2. Слушание записи сказки “Два Мороза”

3. Ответы на вопросы

Понравилась ли сказка?

Назовите героев.

Какой момент сказки самый интересный?

Кто из героев больше понравился? Почему?

Почему сказка названа “Два Мороза”?

Почему это сказка, а не рассказ?

4. Цифровой диктант.

Два Мороза были родными братьями. 1

Синий нос – это старший брат. 0

Старший брат – Красный нос – погнался за барином 1

Купец не замёрз, его спасла шуба. 0

Дровосек бежал за санями, чтобы согреться. 1

Красный нос заморозил дровосека. 0

IV. Анализ развития действия. 10 мин.

1. Работа над сюжетом и его элементами. По мере анализа заполняется таблица на доске <Приложение 1 >.

Какую забаву придумали Морозы? Найдём и прочитаем эти строки.

Что делали Морозы? (Гуляли (1) ).

Что решили (2) ? (Позабавиться, людей поморозить).

Скучно им было, они выбрали себе забаву (3) .

Игра “Два Мороза”.

Водящие - Морозы. Они обращаются к ребятам со словами:

Мы два брата молодые. Два мороза удалые.

Я - Мороз-красный нос.

Я - Мороз - синий нос.

Кто из вас решится

В путь-дороженьку пуститься?

Все отвечают:

Не боимся мы угроз, и не страшен нам мороз!

Дети перекидываются снежками.

Что они услышали (4) ? (Звон колокольчика и бубенчика).

О чём договорились (5) ? (Багровый нос - за барином побежал, Синий нос – за дровосеком).

Два Мороза сделали выбор (6) : старший решил заморозить купца, младший – дровосека, потому что на нём полушубок рваный, шапка худая, рукавицы дырявые.

Самомассаж

Белый дедушка Мороз
Что ни день-то рос, да рос.
И теперь старик жестокий
Щиплет уши, щиплет щёки,
И ворча, смеясь в усы,
Красит школьникам носы.

2. От поступка к характеру.

А теперь узнаем, кто и почему выиграл спор? Прочитаем в тексте.

Как вёл себя Багровый нос (9) при встрече с Синим носом? (посмеивается (7 ).

А как вёл себя Синий нос (12) при встрече? (Кряхтит (10), ёжится (11 ).

Словарная работа:

Как понимаете слово “ёжится”?

ЁЖИТЬСЯ – сутулясь, сжиматься всем телом при ощущении холода.

- Заморозил (8) ли барина Багровый нос? Прочитаем в тексте.

Почему он его заморозил, ведь у барина шуба медвежья, шапка лисья, сапоги волчьи? (Барин лежит (13), кутается (14 ).

Заморозил ли дровосека Синий нос? Почему? Прочитаем в тексте. КАК ДРОВОСЕК СПАСАЛСЯ ОТ ХОЛОДА? (Бежит (16), рубит (17), машет (18), бьёт (19) колотит (20).

Кто больше сделал, дровосек (21) или барин (15) ? (сравнение глаголов-действий).

V. Вторичный синтез. 8 мин.

1. Обобщение существенных черт действующих лиц.

Какой был барин, и какой был дровосек?

2. Выяснение идейной направленности.

Прочитаем хором последнюю строку сказки.

Как вы понимаете слова “Топор лучше шубы греет (22) ”?

Чему нас учит сказка?

МОРVОЗ НЕ ВЕWЛИК, ДА СТОRЯТЬ НЕ ВЕLЛИТ.

ГДGЕ ТЕПFЛО, ТУLТ И ДОБWРО.

ХОЧDЕШЬ ЕСJТЬ КАЛYАЧИ, ТАWК НЕ СИSДИ НА ПЕUЧИ.

У РАБОТWАЮЩЕГО В РУDКАХ ДЕGЛО ОГНZЁМ ГОРRИТ.

БЕРFЕГИ НОGС В БОЛЬRШОЙ МОWРОЗ.

4. Работа с иллюстрациями к сказке.

5. Отработка навыка чтения. “Жужжащее” чтение.

VI. Итог урока. Оценка ответов учащихся. Задание на дом. Читать сказку по ролям. 2 мин.

Литература.

Гостимская Е. С. , Михайлова М. И. Внеклассное чтение: 2 класс: Дидактический материал. -М. : 5 за знания, 2005. -160с.

Тема: Сказка «Два Мороза»
Цели:
­ познакомить учащихся с русской народной сказкой «Два Мороза»;
­развивать память, внимание, мышление, речь;
­учить грамотно излагать свои мысли;
­ развивать умение выделять главное в прочитанном;
­ прививать любовь к устному народному творчеству.
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание
произведения; понимать особенности были и сказки; сравнивать и характеризовать
героев произведения на основе их поступков, использовать антонимы для их харак­
теристики; читать выразительно; соотносить смысл пословицы и главную мысль
произведения.
Ход урока
1.
Организационный момент
Прозвенел и смолк звонок,
Начинается урок.
Все за парты дружно сели
И на доску поглядели. СЛАЙД 1
2. Речевая разминка.
Иней лег на ветви ели.
Иглы за ночь побелели.
Прочитайте, читаем медленно, быстрее, еще быстрее, поработаем над высотой
голоса (тихо, средне, громко), прочитайте с радостной интонацией, печально,
удивленно, вопросительно, выделив голосом слово «ели», «за ночь».
Что выполнили? Для чего?
3.
Проверка домашнего задания СЛАЙД 2

Чтение стихотворения С. Есенина «Береза» наизусть.
4.
Знакомство с темой. Постановка целей урока
Прежде, чем перейти к знакомству с новой темой, обратимся к пословице:
Мороз не велик, да стоять не велит.
­ Объясните смысл пословицы.
­ Какими словами мы можем описать мороз? (лютый, сильный, небывалый,
крещенский, первый, русский, сибирский, свирепый)
­ А вы знаете, что поэты говорят о морозе, как о живом существе. Пока он не
придет – зима не настанет. Явится – мосты наведет на реках, птиц и зверей
загонит по гнездам и норам. Человека заставит быстрее идти, рукавицами
похлопывать и приговаривать: «Ай, да мороз!».
Сегодня мы будем читать произведение (обратимся к учебнику) «Два
Мороза», в котором познакомимся не с одним морозом, а сразу с двумя –
Морозом ­ Синим носом и Морозом – Красным носом. (рисунки)
Как вы думаете, к какому жанру относятся «Два Мороза»?
Первичное предположение, что это – сказка.
Сформулируйте, пожалуйста вашу цель на этот урок – чему бы вы хотели
научиться, что узнать?
(Познакомиться со сказкой «Два Мороза», учиться правильно, выразительно
читать и анализировать сказку).
5.
Работа по теме урока: первичное знакомство (прослушивание
аудиозаписи)
Задание: следить за чтением с карандашиком в руках и отметить слова,
которые непонятны.
Вопросы по восприятию.
­ Понравилось ли произведение?
Какое настроение вызвало у вас?
­ Что особенно понравилось?
Назовите действующих лиц?
­ Кто из Морозов старше, кто младше?
­ Какую забаву придумали Морозы?

А как это ПОМОРОЗИТЬ? (Силу свою показать)
­ Убедились, что это сказка? Классификация (народная, русская) И какая?
Кто догадался, какая это сказка ­ старинная или современная?
Что помогло понять это? (слова).
Дровосек, купец, крестьянин, бубенчик. (Это устаревшие слова, которые
сейчас не употребляются в разговорной речи).
Поэтому следующий этап нашего урока – это…
6. Словарная работа. СЛАЙД 3
Бубенчик - металлический шарик с кусочком металла внутри,
позванивающий при встряхивании.
Дровосек - человек, рубящий дрова.
Купец ­ богатый человек, живущий в городе, владелец торговой лавки.
Крестьянин - бедный человек, живущий в деревне, занимается обработкой
земли.
Чтение по слогам (хором, индивидуально, по цепочке) СЛАЙД 4
ко­ло­коль­чик
вы­ко­ла­чи­вать
по­за­ба­вить­ся
по­мо­ро­зить
подп­ры­ги­ва­ют
по­щёл­ки­ва­ют
встре­ти­лись
по­хло­пы­ва­ет
свистнули
Расстановка ударения СЛАЙД 5
В лес по дрова

Живо заморожу
Вылезти из саней
Пробрал насквозь
Да узнает, каков Мороз
Молод ты, брат
7. Физминутка:
Я мороза не боюсь,
Указывают на себя.
С ним я крепко подружусь.
Пожимают руки
подойдёт ко мне мороз, Шагают на месте
Тронет руки Показ рук
Тронет нос носа,
Значит, надо не зевать, потирают щёки
Прыгать,
бегать
и играть. Имитируют игру в снежки
8. Вторичное чтение произведения детьми.
При повторном жужжащем чтении будьте самыми внимательными
читателями, обращайте внимание на все детали – это пригодится нам в
дальнейшей работе.
9. Выборочное чтение из текста СЛАЙД
­
­
­
­
­
Куда едет купец? крестьянин?
Как одет крестьянин? купец?
Как Мороз - Синий нос заморозил купца?
Как Мороз ­ Красный нос морозил крестьянина? Удалось ли ему это?
Как повел себя крестьянин, когда ему стало холодно?

­
Зачем он так сделал?
­ Дайте характеристику этим героям, используя слова на доске.
­ КУПЕЦ КРЕСТЬЯНИН
­ Богатый бедный
­ Ленивый трудолюбивый
­ Можете ли на данном этапе определить главную мысль сказки?
­ Что хотел сказать читателю автор – народ?
­ 10. Работа в парах:
­ Характеристика Морозов
­ В сказке есть еще два героя. Кто это?
­ Знал ли Мороз Синий Нос с самого начала, что он выиграет спор, что
его брату не справиться с дровосеком? (Знал, при встрече в бороду
посмеивался, был доволен)
­ Почему не предостерёг, не предупредил младшего брата?
­
(Хотел проучить его на собственных ошибках)
­ Распределите карточки:
Синий Нос Красный Нос
­
­
опытный молодой
рассудительный поспешный
­ мудрый глупый
­
довольный растерянный
­ много повидал мало опыта
­ Хорошо, что Красный Нос учится на своих ошибках, но ему не
помешает прислушиваться к советам старшего брата.
11. Подведение итогов.
С каким произведением мы познакомились на уроке?

Докажите, что это была сказка.
Необычные герои;
Слова и выражения, типичные для русской сказки: «По чистому полю, по
густому лесу», «Свистнули щелкнули, побежали», «Еле я ноги унес, до сих
пор бока болят».
Повторы: «Два Мороза, два родных брата», «бил­бил», «колотил­колотил»,
«шуба медвежья», «шапка лисья», «сапоги волчьи»
Диалог.
Вот видите, какую интересную, необычную по форме, поучительную сказку
создал русский народ.
– Над кем и над чем посмеялся народ в этой сказке? (Над ленью купца, над
неопытностью младшего братца Мороза – Синего носа.)
– Что поучительного хотел передать народ своим детям? (Работа и труд
помогут справиться с любыми трудностями.)
В сказках много фантастического, вымышленного, наряду с фантазией
заложена глубокая правда. Недаром многие русские народные сказки имеют
такую концовку: «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».
Какими словами заканчивается сказка «Два Мороза»? («Топор лучше шубы
греет»)
Еще раз вернемся к вопросу какая это сказка?
Классификация сказки: Бытовая
ИЛЛЮСТРАЦИИ
Не могла удержаться, чтобы не показать вам прекрасные иллюстрации к
сказке. Узнайте этот момент сказки.
12. Рефлексия. На уроке мне было интересно
больше всего запомнилось
понравилось
было трудно
­За что вы похвалили бы себя?

­Что у вас особенно получилось?
Итог своей работы ребята делают самостоятельно
Легко работал и всё понятно.
Немного затруднительно, но всё понятно.
Было трудно, ничего непонятно.
13. Домашнее задание.
­ Сейчас я раздам вам красивые снежинки. На них вы найдете ваше домашнее
задание:
Разучить русскую народную игру «Два Мороза»
Попытаться подобрать синонимы к устаревшим словам. Выразит.чтение диалога
двух морозов.
Игра «Два Мороза»
Подготовка. На противоположных сторонах площадки отмечаются два города.
Играющие, разделившись на две группы, располагаются в них. В середине площадки
помещаются "братья Морозы": "Мороз Красный Нос" и "Мороз Синий Нос".
Содержание игры. По сигналу руководителя они обращаются к играющим со словами:
Мы -два брата молодые,
Два Мороза удалые:
Я - Мороз Красный Нос,
Я - Мороз Синий Нос.
Кто из вас решится
В путь-дороженьку пуститься?
Ребята хором отвечают:
Не боимся мы угроз,
И не страшен нам мороз! -

и начинают перебегать из одного города в другой. "Морозы" их ловят. Тот, кого им
удастся запятнать, считается замороженным. Он остаётся на том месте, где был
пойман, и должен с распростёртыми руками преграждать путь играющим при
следующих перебежках. Когда замороженных окажется так много, что пробегать
станет трудно, игра прекращается.
Победителями считаются те, кого ни разу не заморозили.
Правила игры: 1. Начинать бег можно только после окончания речитатива. 2.
Осаливание за линией города не считается. 3. Осаленных ребят можно выручить: для
этого остальные играющие должны коснуться их рукой
Замени слова синонимами
ПОЗАБАВИТЬСЯ
АВОСЬ
БУБЕНЧИК
ШАПКА ХУДАЯ
НЕ СЛАДИТЬ С НИМ
ЕЖИТЬСЯ
ПРОБРАЛ НАСКВОЗЬ
ЕЛЕ НОГИ УНЕС