Священные движения гурджиева. Тренинг «Энергия Жизни»

Георгий Иванович Гурджиев

В большинстве крупных городов Европы, Америки, Южной Америки можно найти группы людей, изучающих идеи и практическую технику, данные Георгием Ивановичем Гурджиевым. Гурджиевские группы обычно избегают публичности, не обращают в свою веру, относительно невидимы в мире и ведут обычную жизнь, занимаясь интенсивной внутренней работой.

Необычный человек, "хитрый мудрец", как его называют, Гурджиев посвятил свою жизнь изучению восточных эзотерических учений и передаче знания теории и практики в форме, адекватной мышлению западного человека. Мы знаем о нем относительно немного. Особые воздействия и источники его учения остаются такими же загадочными, как и у другого "Человека знания", у Дона Хуана.

Он родился в 1872 г. в Александрополе, в области Кавказа, у отца - грека и матери - армянки. Мальчиком он становится учеником настоятеля Русского кафедрального собора, оказавшего огромное влияние на его развитие.

Согласно Гурджиеву, его родной отец и его духовный отец - настоятель собора - зародили в нем жажду познания жизненного процесса на Земле, и в особенности цели человеческой жизни.

Город Карс, где он жил, находящийся между Черным и Каспийским морями, был родом многих народов, вер, культур. Уже в подростковом возрасте Гурджиев окунулся в атмосферу великой смеси культур. Здесь жили последователи христианской, армянской, ассирийской, исламской и даже зороастрийской традиций. Уже в юности он соприкоснулся со святая святых почти всех тайных организаций - религиозных, философских, оккультных, мистических, политических.

Он много вобрал в себя, особенно из христианских монашеских источников. Позже он всегда подчеркивал значение эзотерического христианства. Он хорошо знал христианский ритуал и практики, древний символизм, литургию. Был знаком с техникой ритмического дыхания и мысленных молитв, применяемых в монастырях.

Однако, несмотря на приобщение к самым разным религиозным традициям, в которых он рос, он не находил ответа на основные вопросы, которые поставил себе. Он отправляется на поиски знания.

С группой друзей, которые называли себя "искатели Истины", в 16 лет он отправляется на Восток, в трехлетнее путешествие через Центральную Азию, далее достигает Эфиопии, Соломоновых островов. Во время путешествия он учится, знакомится со многими традициями. Особенно большое влияние оказали на его становление мастера эзотерических исламских орденов.

Именно суфийские учения стали тем источником, на основе которого во многом было создано его Учение.

Центральный символ гурджиевской работы - эннеограмма суфийского происхождения. Многие священные танцы суфиев исполняются как медитации в школах Гурджиева.

В учении Гурджиева прослеживаются и другие эзотерические влияния - это буддизм Тибета.

Более 10 лет прожил он в Тибете. Здесь он развивает огромные психические духовные силы, что особенно ценится в Тибете. По некоторым сведениям, он был наставником маленького Далай-Ламы, занимал важные финансовые должности при тибетских властях.

Очень мало известно об этом периоде его жизни в Тибете и Центральной Азии, который охватывает начало 1890 г. и продолжается до 1910 г. Известно, что он вел исследования, изучал древнейшие тексты. Он вел свои поиски в ламаизме и практике ламаизма, в текках, монастырях, где сохранилось древнее знание, изучал сибирский шаманизм.

Очевидно, в результате всех этих исканий, изучений, практик возник единый взгляд на мир, синтез знаний. Постепенно он стал осознавать свою миссию: принести эти знания об "ужасе ситуации", как он говорил, и возможных путях выхода из нее в западный мир.

Следующим важным этапом в его биографии является 1915 год, когда он впервые появляется в России как Учитель - в городах Санкт-Петербурге и Москве.

В Петербурге он встречается с Петр ом Успенским. Сам Успенский тогда как раз вернулся из путешествия в поисках истинного эзотерического знания и с удивлением нашел, что цель его поисков находилась на его родной земле, в его родном городе.

Он описывает свою первую встречу с Гурджиевым в книге "В поисках чудесного" следующим образом: "Я увидел человека восточного типа, немолодого, с черными усами и проницательными глазами. Это был человек с лицом индийского раджи или арабского шейха. Он говорил по-русски неправильно, с сильным кавказским акцентом...".

Успенский собрал группу последователей, которая работала с Гурджиевым до самой революции. Он говорил со своими учениками об отношении человека со Вселенной, об уровнях сознания, смерти и бессмертия, возможности самореализации.

Один из его ранних учеников так описывает этот период: Россия в 1917 г. была разорвана войной и революцией". Гурджиев был неизвестным "человеком-тайной". Никто не знал о его происхождении и о том, почему он появился и в Москве и в Санкт-Петербурге. Но кто бы ни входил в контакт с ним, хотел последовать за ним".

Группа его учеников покидает Россию, совершает запутанное путешествие пешком по горам в Тифлис. Здесь он собирает новую группу и несколько лет работает с ней, но когда революция достигла Грузии, они пересекли границу, достигли Константинополя, затем Берлина и, наконец, через несколько лет лишений, Парижа. Здесь Гурджиев решил обосноваться, за год собрал деньги, необходимые для приобретения Замка Авон близ Фонтенбло, где он основал Институт для гармонического развития Человека.

10 лет с 1923 г. по 1933 г. были потрачены на напряженную работу с учениками в Институте; в течение этого времени Гурджиев испытывал и проверял систему обучения, самонаблюдения, практические упражнения.

Кто бы ни приходил учиться к нему, мог быть уверен, что от него потребуются постоянные и интенсивные усилия. Время, проведенное в "Приэре", как был назван замок, рассматривалось как возможность для развития самосознания.

Это был период напряженной работы, который включал демонстрации и лекции в Европе и Америке. Он был прерван серьезным несчастным случаем - автомобильной катастрофой, после которой Гурджиев чудом остался жив.

Это событие внесло новое направление в его деятельность. Он начал писать три большие книги. Они были написаны, чтобы разрешить следующие основные проблемы, стоящие перед человечеством:

  1. разрушить безжалостно веру и взгляды, столетиями укоренявшиеся в сознании обо всем, существующем в мире;
  2. ознакомить читателя с материалом, необходимым для нового творчества;
  3. помочь возникновению истинного представления о мире, заменив то фантастическое, иллюзорное, которое существует сейчас. Дать представление о мире, существующем в действительности.

Это книги "Все и вся ", "Встреча с замечательными людьми " и "Жизнь - истина, только когда я есмъ ".

В первой книге Гурджиев комментирует жизнь современного человека через взгляд существа космического, прилетевшего на Землю. Эта работа является энциклопедическим комментарием, отвечающим на большинство важных вопросов, стоящих перед человечеством.

Во второй книге он рассказывает свою историю поисков истины, вспоминает своих наставников и необычных людей, которых встретил в своих странствиях в поисках эзотерического знания.

В третьей - дается отчет о личном развитии, описываются специальные практики, которые развивают осознание "себя".

В 1933 г. была написана еще одна книга "Вестник грядущего добра ", представившая идеи, на которых основываются работы Гурджиева, и описывающая Институт гармонического развития Человека.

С 1933 г. по 1949 г. протекает новая фаза его деятельности. Он закрывает Институт, путешествует повсюду, создает новые группы в некоторых городах Америки.

Ко времени его смерти, в 1949 г., у него было несколько сот учеников, главным образом, в Нью-Йорке и Париже. Теперь число последователей его учения насчитывается тысячами.

Философское учение Гурджиева содержит много классических эзотерических идей, но ряд его собственных идей отличается особой оригинальностью, это:

  • убежденность в иллюзорности обычной жизни;
  • идея соотношения микрокосмического плана с макрокосмическим;
  • признание особой роли Луны в космической эволюции человечества;
  • деление человека на четыре тела;
  • учение о центрах, их проявленном или непроявленном функционировании;
  • учение о типах человеческой личности;
  • особенности психической работы человека над собой;
  • идея "Луча творения";
  • возрастание числа законов, которым подчиняется материальность по мере удаления от Абсолюта;
  • подчиненность эволюции Вселенной закону октавы.

Согласно Гурджиеву, человек живет в очень ничтожном месте Вселенной. Планетой управляет множество механических законов, затрудняющих самореализацию человека. Внутренний рост достигается нелегко, от человека требуются огромное внимание и большие усилия. И хотя человек имеет возможность повысить уровень своего сознания и, следовательно, бытия, одному ему реализовать это неимоверно трудно. Работа над собой, по учению Гурджиева, является индивидуальной и опытной. Ничто не должно приниматься на веру, если оно не доказано личным опытом.

На "Четвертом пути" - так Гурджиев назвал свое учение - человек должен утверждаться сам. Метод саморазвития, которому он обучал, - это попытка освободить человека от груза законов, влияющих на его развитие.

Он утверждал: один из важных законов развития имеет отношение к духовному толчку, т.е. для духовного развития личности необходимо дополнительное воздействие со стороны Учителя или группы.

Он говорил о законе трех, который называл основным законом, касающимся всех событий - всегда и везде. Этот закон говорит, что каждое проявление - это результат трех сил: активной, пассивной и нейтральной. Этот закон - основа любого творчества - отражен во многих мировых религиях.

Вследствие этого закона, работа над собой - это не чтение книг. Необходимо тройственное усилие: активное - Учителя, пассивное - ученика, нейтральное - группы. Но тот, кто жаждет знания, должен сам сделать первое усилие, чтобы найти истинные знания и приблизиться к ним.

Знание не может прийти к людям без их собственных усилий,- говорил он. "Необходима организация, необходимо работать в группе и с помощью того, кто уже освободился раньше. Только такой человек может подсказать, каков путь освобождения. Нужны точные знания, инструкции тех, кто уже прошел путь, и необходимо использовать их сообща".

Эзотерическая истина учения Гурджиева адресована прежде всего самому человеку и только через него - внешнему миру.

Учение это позволяет критически взглянуть на себя и на мир, попробовать понять мироощущение другого человека, задуматься серьезно над фундаментальными вопросами бытия

Священные движения Гурджиева

"Помни себя, - говорил господин Гурджиев, - вернись к себе". Это, утверждал он, существенно, в противном случае, наши движения, мысли, эмоции являются, в основном, результатом наших обусловленностей: семейных, социальных, образовательных, религиозных. "Человек - это тюрьма" - говорил г. Гурджиев.Таким образом, существует вызов для человеческого существа - развивать сознание для того, чтобы выйти из животного состояния и обусловленностей. Наша единственная возможность в искании: искании себя с искренностью, со страстью и с юмором. И нам нужна помощь. Не просто интеллектуальное знание, но также что-то, что вовлекает физическую и эмоциональную части нашего существа.

Мы все можем видеть, что мы способны водить машину, курить сигарету, готовить пищу, думать, чувствовать, говорить, двигаться, работать, не осознавая этого. Силы забывания себя крепки. Особенно могуществен соблазн "быть пассивным". Это удобно. Мы так легко позволяем себе быть рассеянными, манипулируемыми, усыпленными. Все в работе г.Гурджиева очень практично; он четко провозглашал важность тела и физической работы в передаче его учения. И эту важность он придавал Танцам, со специфическим подходом, таким, как Движения Гурджиева.
Можно расти к высшему и более сбалансированному состоянию сознания и к ощущению присутствия и ощущению бытия. Метод описан довольно просто: двигаясь, танцуя, помни себя.

Г. Гурджиев рассказывал о феномене "двойной стрелы": с одной стороны внимание направлено наружу - на форму движений, на ритм музыки, на других танцующих вокруг нас и легкую тенденцию сравнивать и осуждать и т.д. С другой стороны стрела направлена внутрь - обратно к нашему центру, к источнику движения, к внутренним энергиям, которые движут нами, назад к источнику любой функции, такой, как дыхание, наблюдение, движение.
Мы ищем равновесия "один глаз внутрь, другой глаз наружу", как сказал г.Гурджиев. Так мы можем находиться в деятельности нашей жизни, никогда не теряя себя.

ИСТОЧНИКИ ТАНЦЕВ

Когда г.Гурджиеву было около двадцати лет отроду, он отправился в двадцатилетнее духовное путешествие, которое привело его в Египет, восточное Средиземноморье, Афганистан, Турцию, Центральную Азию, Индию, Тибет и пустыню Гоби. Он посетил многие эзотерические школы, храмы, монастыри и открыл что многое из вечной мудрости, истинного знания и понимания человечества и природы сохранилось и было передано через музыку и танец. Эти Танцы, разнообразием движений и поз подобные алфавиту, могли быть прочитаны, как книга, теми, кто смог бы прочитать и истолковать их.
В Священных Движениях Гурджиева мы строго воспроизводим эти движения так, как передал г.Гурджиев через своих учеников (таких, как г.Беннетт) и мы используем музыку, которую он и Томас де Хартман создали для каждого Танца. В общей сложности около двухсот Движений (Танцев)!

ЭФФЕКТ ТАНЦЕВ

Одной из целей этого процесса является открытие "присутствия существа" через приведение в новое равновесие трех центров: физического, эмоционального и ментального. И нового порядка их функционирования. Ясно, что главным инструментом является физический центр. Мы используем его не так просто, как в гимнастике, разрабатывая подвижность суставов, растягивая мышцы и так далее.
Эти Танцы также оживляют внутренний огонь, глубокое страстное желание сердца, о котором говорят Суфии, смелость продолжать идти в глубину и отказ сдаваться. Следовательно, все, чему мы научаемся, практикуя эти Танцы, мы научаемся для нашей каждодневной жизни.

К тому же, Движения часто включают в себя счет, слова, фразы, которые запускают ту часть ума, которая поддерживает процесс, эта часть не имеет шанса уклониться от Здесь и Сейчас. Если же она уклоняется, немедленно проявляется ошибка в движении. Таким образом, мы учимся через ошибки. Поэтому Ум не осуждается, но более вовлекается со своей разумностью и ясностью в работу вместе с Телом и Сердцем.
Другая цель - создать дистанцию от ощущений тела, эмоций и настроений, мыслей и ассоциаций мыслей: научиться управлять ими вместо того, чтобы быть захваченными ими в рабство.

Священные Движения Гурджиева помогают участникам стать "мастерами себя", принося их больше и больше в пространство спокойствия и внутреннего умиротворения. Также мы научаемся двигаться одновременно расслабленно и быстро, а не расслабленно и лениво, и не быстро и напряженно.
Нужно уметь в любой момент отпустить состояние напряжения, которое появляется, например, при переизбытке желания, возбуждении ума, беспокойстве. Мы научаемся двигаться из расслабления, храня живым вопрос; "Как я могу двигаться из неподвижности, не нарушая её?", даже исполняя такие энергичные танцы, как Танцы Дервишей, И также мы научаемся оставаться внутренне активно присутствующими, выполняя медленные повторяющиеся движения, требующие много сфокусированной точности, такие как "Круг Ом".
Это своеобразная встреча Инь и Ян, мужского и женского принципов, которые будут излучаться в наших жизнях. Эта расслабленная живость способна открыть нас к совместному воздействию разных качеств энергии, которая движется в наших телах. За всю свою жизнь танцовщицы никакой другой подход никогда не давал мне такого блаженного ощущения, когда мое тело было живым каналом для течения тонких и очень приятных энергий.
Принимая все эти энергии, стоя между небом и землей, мы становимся точкой встречи двух миров, человеческого и другого, из которого исходит высшая энергия.

Танец приобретает тогда совершенно иное значение; ты становишься инструментом вселенской энергии. Движение по этому пути через музыку, танец и самонаблюдение, это движение к более тотальной и полной жизни.
/Амийо Девиенн/


Похожая информация.


14 января 2010

«Вы спрашиваете о цели упражнений. Каждому положению тела соответствует определенное внутреннее состояние. С другой стороны, каждому внутреннему состоянию соответствует определенная поза. Человек в своей жизни использует определенный набор привычных поз, и он переходит от одной к другой без остановки в промежуточном положении.
Принятие новой, необычной позы позволяет вам внутренне взглянуть на себя по-новому. Практикуя движения, человек может ощутить, что внутри него протекает особый алхимический процесс, который невозможно схватить рациональной мыслью или встретить в повседневной жизни»
Г.И. Гурджиев.

О гурджиевских движениях

Специальные танцы, развивающие сознание, с древности применяются в духовных традициях Тибета, Северной Африки и Центральной Азии. Георгий Иванович Гурджиев принес эту традицию европейскому человеку. Гениальное наследие Гурджиева - замечательный дар всем, кто хочет работать над собой и видеть реальные результаты этой работы.

Что дает человеку практика гурджиевских движений? Гармонизацию энергий тела и вхождение в состояние присутствия, гармонию между телом, умом и чувствами, состояние расслабленности и бдительности одновременно.

Видео с семинара Деборы Роуз в мае

Гурджиевские движения развивают в человеке следующие качества:

Концентрация: трудности с концентрацией - одна из основных проблем современного человека. Неспособность сконцентрироваться на своей цели в течение какого-то времени, является основной причиной, по которой мы не достигаем желаемого. Гурджиевские танцы - самый быстрый и эффективный метод развития концентрации.

Целостность: современный человек подвержен многочисленным энерго- информационным влияниям, которые уводят его от достижения его истинных целей, лишают энергии, эмоционального равновесия и здоровья. Развитие целостности с помощью гурджиевских движений делает человека неуязвимым для подобных влияний.

Осознанность: присутствие в моменте "здесь и сейчас" развивает объективное видение вещей, помогает человеку быть более эффективным во всем, что он делает. Гурджиевские танцы разрушают механичность тела, ума и эмоций, препятствующую состоянию осознанности.

Воля: умение противостоять обстоятельствам, что делает человека хозяином своей судьбы.

Через последовательности сфокусированных движений, которые исполняются в тишине либо при сопровождении специально написанной для этого музыки, у участников есть возможность пережить чувства никогда недоступные нам в обыденной жизни.

Эти танцы также называются «медитацией с открытыми глазами». Внешняя форма каждого движения "математически" расписана от начала до конца. Геометрия танцев и универсальные законы являются фоном для индивидуального поиска. Опора на привычки, рефлексы и симметрию здесь минимальна. Движения ваших рук, ног и головы должны сочетаться между собой в независимых друг от друга ритмах.

Только сбалансированное в трех центрах: теле, уме и эмоциях - состояние дает возможность практикующим проникнуть в более глубокие слои присутствия, прийти в контакт с объективном законом или качеством, передающимся через движение, обрести новое понимание себя и мира. Такая работа призвана высвободить человека из ловушки его привычных автоматизмов действовать, думать, чувствовать.

Наши спячка и рабство выражают себя в автоматизмах и ограниченности наших чувств и мыслей. Эти проявления тесно связаны с автоматизмами наших движений и поз. Это - замкнутый круг. И наоборот, наш обычный ограниченный набор движений будет удерживать нас внутри границ препятствующей росту рутины: способ чувствования, видения жизни, мышления. Мы не осознаём, насколько тесно связаны друг с другом три наших функции - двигательная, эмоциональная и ментальная. Они зависят друг от друга. Они проистекают друг из друга. Ничто не изменяется без изменения и остальных. Позиция нашего тела - это внешнее отражение наших эмоций и мыслей. Эмоциональное изменение - такое, как внезапное освобождение от тревоги, сразу же скажется на том, как мы стоим, на глубине нашего дыхания, движениях глаз и т.д. С каждой позицией тела соотносится определённое внутреннее пространство. Каждому внутреннему пространству соответствует определённая поза. В нашей жизни у нас есть определённое количество привычных движений и поз, довольно ограниченных относительно огромного потенциала тела, и мы большую часть времени двигаемся через них без осознания. Принятие новых непривычных позиций даёт нам возможность наблюдать самих себя по-другому, чем это возможно в обычных условиях. Гурджиевские Танцы ломают круг автоматизмов благодаря включению необычных движений и их последовательностей

Для чего делать Гурджиевские движения?

  • Для действительно глубокого контакта с нашим телом в его тотальности.
  • Для установления новых нейрологических связей между правым и левым полушариями головного мозга.
  • Найти баланс между мужской и женской полярностями внутри нас.
  • Усилить наш центр, анти-стрессовая защита, обучение тому, чтобы помнить себя во время активности.
  • Превысить ограничения на трёх уровнях: физическом, эмоциональном и интеллектуальном, и, таким образом, восстановить внутреннее уважение и достоинство.
  • Открыться высшему качеству присутствия.
  • Развить три центра, вибрации которых находятся в гармонии друг с другом.
  • Привнести дистанцию с нашими эмоциями, и в тоже время жить страстно и тотально.
  • Вывести наружу нашу внутреннюю борьбу между "Я должен" и "Я не могу".
  • Прощать самих себя за свои ошибки и творчески на них учиться.
  • Для той радости, которую это приносит...

В процессе семинара Вы:

Увидите внутри себя те группы Я, которые являются Вашими слабостями, и сможете заменить механические реакции на осознанные действия.

  • Научитесь использовать негативные эмоции в качестве ресурса для достижения цели.
  • Получите опыт включения ресурсов обоих полушарий головного мозга через тело.
  • Разовьете память.
  • Разовьете способность максимально концентрироваться и присутствовать.

Гурджиевские танцы дают возможность познакомиться с собой настоящим через осознание того, чем мы не являемся. Не секрет, что есть разница между тем, как мы представляем сами себя, как нас воспринимают другие и тем, какие мы есть на САМОМ ДЕЛЕ .

Этот семинар дает возможность отделить одно от другого.

  • Возможно мы впервые увидим те иллюзии о себе, которые раньше считали правдой.
  • Углубите свой бытийный уровень и получите богатый опыт впечатлений.
  • Направите энергию намерения на достижение Вашей цели.
  • Сможете ярче ощутить свои эмоции.
  • Разовьете способность видеть свое тело со стороны, отделяясь от него.
  • Вырастет координация движений, даже если Вы профессиональный спортсмен или танцор.
  • Воспитаете волю.
  • Расширите свое внимание, разовьете концентрацию.
  • Получите опыт, что значит быть одновременно расслабленным и бдительным.
  • Повысите скорость взаимодействия с предлагаемыми обстоятельствами через развитие интенсивности внимания.
  • Расширите объем своего внимания, разовьете наблюдательность и концентрацию.
  • Получите метод наблюдения за умом, приостановки хаотичного движения мыслей.
  • Увидите маски и страхи своей личности, начнете отделяться от них.
  • Очиститесь от застрявших в сердце обид прошлого.
  • Проникните вниманием в сущность, в которой скрыты Ваши истинные желания и путь самореализации.
  • Получите изнутри ответы на волнующие Вас вопросы.
  • Раскроете секрет правильного взаимодействия между личностью и сущностью. и т.д

Георгий Иванович Гурджиев , мистик, философ, духовный учитель (1877-1949 гг.) родился в греко-армянской семье. Его отец был собирателем и исполнителем древнего эпоса. Сам Г.И.Гурджиев, движимый "неудержимым стремлением понять точный смысл жизненного процесса всех внешних форм дышащих созданий на земле и, особенно, цель человеческой жизни… ", с группой единомышленников, именовавших себя "Искателями Истины ", путешествовал по Востоку в поисках древнего знания. За 20 лет путешествий он посетил Египет, Афганистан, Турцию, Центральную Азию, Индию, Тибет, пустыню Гоби. Он изучал практики Суфизма, Тибетского Буддизма, Эзотерического Христианства и Пифагорейской традиции.

Он побывал также и в России, где собрал группу последователей.

Гурджиев открыл, что многие Законы , управляющие Вселенной, были выражены в музыке и танцах . В храмах, монастырях и особых школах, которые он посещал, танцы представляли собой ряд необычных последовательностей движений, в которых могли быть прочитаны Истины, передаваемые от поколения к поколению.

Выполнение движений также открывают пути внутреннего развития человека : преодоление своих обычных автоматизмов и ограничений, углубление уровня осознанности, контакт с высшей энергией.

Гурджиев рассматривал гимнастику и танцы, как искусство, как способ гармоничного развития человека , а потому танцы и движения предназначены, по его мнению, для соединения ума и чувств с движениями тела и их совместной манифестации. То есть благодаря его танцам развиваются одновременно тело, ум и чувства .

Еще одной целью его танцев является обучение. Определенные движения несут в себе определенные знания, религиозные и философские идеи . В некоторых из них можно прочесть даже рецепт приготовления какого-нибудь блюда.

Во многих частях Востока о внутреннем содержании того или иного танца практически забыли и все же продолжают танцевать просто по привычке.

Таким образом, гуржиевские движения преследуют две цели: обучение и развитие .

В точных движениях и комбинациях танцоров ясно воспроизведены некоторые законы . Поэтому такие танцы называются священными.

"Каждому положению тела соответствует определенное внутреннее состояние. С другой стороны, каждому внутреннему состоянию соответствует определенная поза. Человек в своей жизни использует определенный набор привычных поз, и он переходит от одной к другой без остановки в промежуточном положении.

Принятие новой, необычной позы позволяет вам внутренне взглянуть на себя по-новому" (Г.И.Гурджиев "Взгляды из реального мира ").

Эти танцы также называются "медитацией с открытыми глазами ". Внешняя форма каждого движения "математически " расписана от начала до конца. Священная подражательная геометрия танцев и универсальные законы являются фоном для индивидуального поиска. Опора на привычки, рефлексы и симметрию здесь минимальна. Движения рук, ног и головы сочетаются между собой в независимых друг от друга ритмах. Тихие либо произносимые вслух зикры (молитвы), канонический отсчет, временами по-гречески, увеличивают сложность.

Сакральные Танцы и Движения Гурджиева — это групповая практика . Это то, что невозможно совершить в одиночку. Сакральный танец — это история, рассказанная группой людей, в которой каждый, сохраняя связь с собой, одновременно осознает связь с группой, чувствуя других.

Движения Гурджиева позволяют осознать стереотипы нашего собственного поведения в отношениях с другими людьми, увидеть то, что мешает быть отношениям людей по-настоящему осознанными.

Танцы и движения Гурджиева — замечательный дар для всех , кто хочет стать осознанней, и готов предпринимать для этого конкретные действия.

При правильном подходе, гармонизируют различные энергии внутри тела, помогают войти в состояние присутствия , жизни в настоящем, что непросто в обыденной жизни. Ведь ум постоянно живет в прошлом или будущем. Благодаря этим танцам, человек полностью погружается в бытие настоящего момента , короткого мига между прошлым и будущем. В результате и создается желаемая гармония.

Процесс изучения Гурджиевских танцев — это путешествие к центру своего существа , нахождение внутренней тишины, красоты, блаженства.

Во время танцев происходит расслабление и оптимизация расхода энергий , люди выходят за пределы дуального восприятия.

Сегодня книги Гурджиева издаются на Западе и в России значительными тиражами. Его музыка, в обработке известного российского композитора Томаса де Гартмана , издается в виде нотных альбомов и компакт-дисков. Приверженцами идей Гурджиева стали Б. Шоу , О.Хаксли , К.Ишервуд . Организации его последователей, изучающих его труды, практикующих его учение и исполняющих созданные им сакральные танцы и движения, существуют в большинстве стран Европы, Азии и Америки.

Гурджиев, Георгий Иванович (1872-1949) - греко-армянский философ-мистик и «учитель танца». Учение Гурджиева посвящено росту сознания человека в повседневной жизни.

Гурджиев рано заинтересовался "сверхъестественными феноменами" и начал свои путешествия по различным странам Азии и Африки, где пытался найти ответы на интересовавшие его вопросы. Среди стран, которые он посетил - Египет, Турция, Тибет (практически недоступный в то время для европейцев), Афганистан, разные местности на Ближнем Востоке и в Туркестане, включая священный город мусульман Мекку. Эти путешествия часто принимали форму экспедиций, которые Гурджиев организовывал с другими членами созданного им общества "Искатели истины". В своих путешествиях Гурджиев изучал различные духовные традиции, в числе которых суфизм, тибетский буддизм и разные ветви восточного христианства, а также фольклор (в частности, танцы и музыку) тех стран, которые посещал, и собирал отрывки древних знаний (преимущественно египетской и вавилонской цивилизаций), иногда прибегая к археологическим раскопкам.

В начале XX века на основе обучения у учителей различных традиций и своих этнографических и археологических изысканий Гурджиев создает систему концепций и практик, которая впоследствии получила название "гурджиевской Работы" или "Четвертого пути". Источники многих аспектов этой системы достаточно сложно проследить среди различных религиозных и философских концепций, с которыми мог быть знаком Гурджиев. Некоторые из этих аспектов, вероятно, были вкладом самого Гурджиева - например, идея "взаимного поддержания" - взаимообмена энергиями и веществом между всеми сущностями Вселенной, без которого, по Гурджиеву, невозможно их существование.

Эту систему Гурджиев начал передавать своим первым ученикам в Москве и Петербурге в 1912 году. Среди учеников, которых он привлек в этот период - философ-мистик Пётр Демьянович Успенский и талантливый композитор Томас (Фома) де Гартманн. Параллельно с обучением учеников, которых постепенно становится все больше в Москве и Санкт-Петербурге, Гурджиев начинает работу над балетом "Борьба магов" - работа над ним совместно с учениками продолжилась в эмиграции, сохранился сценарий балета, однако ни музыка, ни хореография к балету не были завершены и он ни разу не ставился для публики.

После революции Гурджиеву пришлось вместе со своими учениками выехать из России в эмиграцию.

Гурджиев несколько раз пытался основать свой "Институт гармоничного развития человека" - сначала в Тифлисе (Тбилиси) - 1919, затем в Константинополе - 1920, пока наконец не реализовал свою идею, основав Институт в поместье Приэре (Prieuré des Basses Loges), около Фонтенбло под Парижем в 1922 г. В Приэре организовывались публичные лекции и демонстрации "Священных Движений" - танцев и упражнений, разработанных Гурджиевым, частично на основе народных и храмовых танцев, которые он изучал во время своих путешествий по Азии. Эти вечера были довольно хорошо известны среди французской образованной публики. Кроме того, большое количество учеников Гурджиева оставалось жить и работать в Приерэ, некоторых из этих учеников (в частности, эмигрировавших с ним из России) Гурджиев поддерживал материально. Несколько раз он приезжал с длительными визитами к группам своих учеников в США, также организовывая там публичные лекции и представления "Движений".

В июле 1924 года Гурджиев попадает в автомобильную аварию, в которой чуть не лишается жизни. После этого Приерэ становится более закрытым, хотя многие ученики Гурджиева остаются там или продолжают его регулярно посещать.

Во время этого периода Гурджиев начал работу над своими книгами - "Все и вся, или Рассказы Вельзевула своему внуку", "Встречи с замечательными людьми" и "Жизнь реальна только тогда, когда "Я есть". Кроме того, совместно с композитором Томасом де Гартманном в этот период было создано около 150 коротких музыкальных произведений для фортепиано, часто основанных на мелодиях народов Азии, а также музыка для "Священных Движений".

Институт в Приерэ был закрыт в 1932 году, после этого Гурджиев жил в Париже, продолжая время от времени посещать США, где после его предыдущих приездов возникли группы его учеников в Нью-Йорке и Чикаго. После закрытия Приерэ Гурджиев продолжал работу с учениками, в частности, организовывая встречи у себя дома. Эта работа не прекращалась даже во время гитлеровской оккупации Парижа.

После окончания Второй мировой войны Гурджиев собрал в Париже учеников групп, образовавшихся на основе его учения, в частности, учеников П.Д. Успенского. Среди последних - философ и математик Джон Г. Беннетт, автор фундаментального труда "Драматическая вселенная", в котором сделана попытка развития концепций Гурджиева на языке европейской философии.

В последний год жизни Гурджиев отдал своим ученикам указания о публикации двух своих книг - "Все и вся" и "Встречи с замечательными людьми" и книги П.Д.Успенского "В поисках чудесного: фрагменты неизвестного учения", которую счел достаточно точным пересказом своего учения, как оно давалось до 1917 года в России.

После смерти Гурджиева его ученица Жанна де Зальцманн, которой он доверил распространение его учения, попыталась объединить учеников различных групп, что положило начало организации, известной как Фонд Гурджиева (Gurdjieff Foundation - название в США, фактически - объединение гурджиевских групп в различных городах, в Европе та же организация известна как Gurdjieff Society, "Гурджиевское общество"). Также активным распространением идей Гурджиева занимались Джон Г. Беннетт и ученики П.Д.Успенского Морис Николл и Родни Коллин.

Среди известных учеников Гурджиева были Памела Трэверс, автор детской книги о Мэри Поппинс, французский поэт Рене Домаль, английская писательница Кэтрин Мэнсфилд и американский художник Пол Рейнард. Уже после смерти Гурджиева у его учеников обучались известные музыканты Кейт Джарретт и Роберт Фрипп.

В настоящее время гурджиевские группы (связанные с Фондом Гурджиева, линией Беннетта или независимыми учениками Гурджиева, а также организуемые самостоятельно последователями его учения) действуют во многих городах мира.

Учение Гурджиева сравнивают со многими традиционными учениями, и, прежде всего, с суфизмом.

Метафизика и онтология гурджиевского учения определяются двумя фундаментальными «священными законами», известными как «Закон трех» и «Закон семи».

«Закон трех» ясно указывает на христианский (с метафизической точки зрения) характер этого учения.

Гурджиев говорит о существенной деградации человека за последние несколько тысяч лет, а особенно за последние несколько веков; здесь он полностью совпадает со всеми традиционными учениями.

Однако определенная специфика, и специфика именно христианская, возникает в том пункте гурджиевского учения, где речь идет о «Священных путях» Веры, Надежды и Любви, открытых для человека в предшествующие метаисторические эпохи, но закрытых в нынешнюю, чему есть свои причины.

Философское учение Гурджиева содержит много классических эзотерических идей, но ряд его собственных идей отличается особой оригинальностью- это:

Убежденность в иллюзорности обычной жизни;

Идея соотношения микрокосмического плана с макрокосмическим;

Признание особой роли Луны в космической эволюции человечества;

Деление человека на четыре тела;

Учение о центрах, их проявленном или непроявленном функционировании;

Учение о типах человеческой личности;

Особенности психической работы человека над собой;

Идея "Луча творения";

Возрастание числа законов, которым подчиняется материальность по мере удаления от Абсолюта;

Подчиненность эволюции Вселенной закону октавы.

Согласно Гурджиеву, человек живет в очень ничтожном месте Вселенной. Планетой управляет множество механических законов, затрудняющих самореализацию человека. Внутренний рост достигается нелегко, от человека требуются огромное внимание и большие усилия. И хотя человек имеет возможность повысить уровень своего сознания и, следовательно, бытия, одному ему реализовать это неимоверно трудно. Работа над собой, по учению Гурджиева, является индивидуальной и опытной. Ничто не должно приниматься на веру, если оно не доказано личным опытом.

На "Четвертом пути" - так Гурджиев назвал свое учение - человек должен утверждаться сам. Метод саморазвития, которому он обучал, - это попытка освободить человека от груза законов, влияющих на его развитие.

Он утверждал: один из важных законов развития имеет отношение к духовному толчку, т.е. для духовного развития личности необходимо дополнительное воздействие со стороны Учителя или группы.

Он говорил о законе трех, который называл основным законом, касающимся всех событий - всегда и везде. Этот закон говорит, что каждое проявление- это результат трех сил: активной, пассивной и нейтральной. Этот закон- основа любого творчества - отражен во многих мировых религиях.

Вследствие этого закона, работа над собой - это не чтение книг. Необходимо тройственное усилие: активное - Учителя, пассивное - ученика, нейтральное- группы. Но тот, кто жаждет знания, должен сам сделать первое усилие, чтобы найти истинные знания и приблизиться к ним.

Знание не может прийти к людям без их собственных усилий,- говорил он. "Необходима организация, необходимо работать в группе и с помощью того, кто уже освободился раньше. Только такой человек может подсказать, каков путь освобождения. Нужны точные знания, инструкции тех, кто уже прошел путь, и необходимо использовать их сообща".

Эзотерическая истина учения Гурджиева адресована прежде всего самому человеку и только через него - внешнему миру.

Учение это позволяет критически взглянуть на себя и на мир, попробовать понять мироощущение другого человека, задуматься серьезно над фундаментальными вопросами бытия.

Демонстрация гурджиевских сакральных танцев

Суфийские танцы, кружения, танцы дервишей

Священные танцы и движения Гурджиева - замечательный дар для всех желающих работать над собой. Упражнения и танцы, известные как Сакральные танцы Гурджиева, были собраны Георгием Ивановичем Гурджиевым во время его двадцатилетних странствий по Египту, Турции, Тибету, Индии, Ассирии, Греции, России и другим странам Европы и Средней Азии в храмах и монастырях.

Психолог, философ, ученый, путешественник, хореограф учитель и мистик, основоположник учения о «Четвертом пути» внутренней реализации человека. Россия, Георгий Иванович Гурджиев родился 28 ноября 1877 года в Александрополе (с 1924 года - Ленинакан) в Армении в смешанной армяно-греческой семье. Детские годы провел в Карсе, был учеником настоятеля Русского кафедрального собора, который оказал большое влияние на Гурджиева. Хотя систематического среднего образования он так и не получил, с детства знал несколько языков.

Поиски ответов на «вечные вопросы» привели его к созданию учения о «четвертом пути» внутренней реализации человека. Своеобразными университетами Г.И.Гурджиева стали путешествия и странствия (1896-1922) сначала в составе небольшой группы «Искателей истины», затем в качестве странника, учителя и эмигранта.

По словам Гурджиева в древние времена Движения занимали важное место в искусстве азиатских народов. Они также использовались в Африке и на дальнем востоке в Священной гимнастике, Священных танцах и религиозных церемониях. Искатели истины, в группу которых входили археологи и специалисты по восточным религиям установили что эта священная гимнастика сохранилась в определенных частях центральной Азии в частности на территории от Ташкента до китайского Туркестана.

Священные Движения Гурджиева помогают участникам стать «мастерами себя», принося их больше и больше в пространство спокойствия и внутреннего умиротворения. Также мы научаемся двигаться одновременно расслабленно и быстро, а не расслабленно и лениво, и не быстро и напряженно.

Нужно уметь в любой момент отпустить состояние напряжения, которое появляется, например, при переизбытке желания, возбуждении ума, беспокойстве. Мы научаемся двигаться из расслабления, храня живым вопрос; «Как я могу двигаться из неподвижности, не нарушая её?», даже исполняя такие энергичные танцы, как Танцы Дервишей, И также мы научаемся оставаться внутренне активно присутствующими, выполняя медленные повторяющиеся движения, требующие много сфокусированной точности, такие как «Круг Ом».

Это своеобразная встреча Инь и Ян, мужского и женского принципов, которые будут излучаться в наших жизнях. Эта расслабленная живость способна открыть нас к совместному воздействию разных качеств энергии, которая движется в наших телах. За всю свою жизнь танцовщицы никакой другой подход никогда не давал мне такого блаженного ощущения, когда мое тело было живым каналом для течения тонких и очень приятных энергий.
Принимая все эти энергии, стоя между небом и землей, мы становимся точкой встречи двух миров, человеческого и другого, из которого исходит высшая энергия.

Танец приобретает тогда совершенно иное значение; ты становишься инструментом вселенской энергии. Движение по этому пути через музыку, танец и самонаблюдение, это движение к более тотальной и полной жизни.