Лезгинка размер танца. Лезгины: национальность, описание, история и интересные факты

Горные кавказские народности известны многими традициями и обычаями, однако наибольшую популярность они приобрели благодаря умению танцевать зажигательный танец под названием . Это танец, который напрямую ассоциируется с кавказцами и их замечательными традициями.

История танца насчитывает не один десяток лет. Лезгинка воплощает в себя как мужество кавказских мужчин, так и умение одновременно четко и грациозно двигаться. Никто однозначно не сможет ответить на вопрос о том, сколько конкретно лет танцу, однако современная лезгинка превратилась в некий прообраз древнейших кавказских ритуальных танцев.

Кавказские танцоры. фото.

Мужчины в танце

По некоторым мнениям, лезгинка является танцем, который отплясывали кавказские мужчины перед ответственным боевым сражением . Именно по этой причине современную лезгинку танцуют в большей части именно представители сильного пола. Тем не менее, девушки тоже оценили грациозность данного танца и не стесняются его танцевать. В наше время сотни тысяч человек исповедывают в какой-то мере культ - замечательный танец лезгинку. По другой версии, тысячи лет назад, ингушский парень увидел необыкновенной красоты девушку и бросился к ней. Действо сие происходило под музыку, поэтому молодой человек, охваченный страстью, закружился в танце, попеременно вставая на колени. Так зародился танец, выражающий любовь и уважение.

Другие исследователи танца пришли к выводу о том, что зародилась лезгинка в Лезгистане - южной части современной Республики Дагестан. В этой области создался тот вид танца, который на сегодняшний день любят сотни тысяч приверженцев. Важно отметить, что не существует четких традиций, определяющих момент, когда же все-таки следует танцевать лезгинку. Танец можно исполнять как по какому-либо знаменательному случаю, так и, что называется, для души. При этом для исполнения лезгинки нужно минимум принадлежностей, а иногда обходятся простым барабаном для отбивания такта или хлопанием в ладоши. В настоящее время танец лезгинка приобрел олицетворение счастья, дружбы и любви.

Запрет на исполнение танцев в городе России

14 декабря 2012 в Ростове-на-Дону милиция получила приказ пресекать исполнение народных кавказских танцов. Это вызвано гибелью Максима Сычева - студента русской национальности от руки кавказских преступников.

Лезгинка знакома всем. Этот танец танцуют на концертах, городских площадях, на свадьбах и просто на дороге. Кого-то он вдохновляет, кого-то раздражает, но людей, равнодушных лезгинке, просто не существует.

Особенности танца

Осетинская лезгинка

У народов Кавказа есть множество общих черт, обуславливаемых их генетическим сродством - начиная от знаменитого «горского темперамента», заканчивая языковой и культурной близостью. Один из самых известных общих символов культуры народов Кавказа - это танец лезгинка, традиционно символически выражающий все многообразие горского мировосприятия.

Танец существует под разными названиями у балкарцев и карачаевцев, осетин, дагестанцев, вайнахов, абхазов, калмыков, кубанских казаков, ногайцев, кабардинцев, черкесов, абазин, адыгейцев, чеченцев грузин, армян, азербайджанцев и многих других народов.

Танцу сопутствует ритмичное и ускоряющееся музыкальное сопровождение в размере 6/8, в оркестр входят гармошка, даурбас (ударный инструмент), аккордеон, зурна, трещотки, горская скрипка, арфа, трехструнная балалайка. Музыка и танец обязательно сопровождаются хлопаньем в ладоши.

Лезгинка обладает глубоким символическим значением - древней основой танца является история, повествующая об орле и лебеде. В образе орла танцует мужчина, чередующий темп танца от медленного к стремительному, подобно орлу, то парящему, то пикирующему, и раскидывающий руки, как если бы это были крылья. Женщина напротив двигается плавно, подражая лебединой стати и грации, постепенно ускоряясь, следуя партнеру. Мужчины соревнуются друг с другом, пытаясь показать лучшую сноровку и самые невероятные движения на максимальной скорости. Лезгинка также может исполняться с оружием, что придает ей дополнительной воинственности.

Кабардинка

Техники исполнения

Лезгинка существуют во множествах вариаций, и каждый народ танцует ее по-своему. Однако можно выделить три типа танца, каждый из которых отличается своим неповторимым исполнением.

Чеченская лезгинка

Первый и самый распространенный - мужская одиночная лезгинка. Не случайно было бы вспомнить, что ранее танец исполнялся на свадьбе или перед боем - в связи с чем до сих пор лезгинка сохраняет ярко выраженный агонистический элемент.

Второй - это женская одиночная лезгинка, гораздо более редкая. Как уже упоминалось, девушка имитирует движения лебедя, пластика рук медленна и грациозна, а глаза слегка потуплены.

Третьей разновидностью лезгинки является парный танец, в котором орел как бы парит над лебедью, символизируя любовное стремление. В двадцатом веке появляется новый тип исполнения этого танца - эстрадный. Лезгинку использовали в театральных постановках, например, в балете «Гаянэ» Арама Хачатуряна, ее стали исполнять специализированные профессиональные ансамбли.

Мифологические истоки

Как правило, происхождение лезгинки связывают с племенными танцами, обрядами охоты и древними тотемическими ритуалами. Само слово «лезгин», как считается, восходит к слову орел (лекь), который, очевидно, был у лезгин и некоторых других кавказских народов тотемным знаком. Танец охотника, представляющий собой особый обряд перед охотой или боем, имитировал движения тотемного животного - орла, бросающегося на добычу (девушку).

Со временем ритуальный танец мог превратиться в соревнование джигитов, призом в котором становился символический капитал, что напоминает современную лезгинку. Неслучайно, что лезгинку любили и любят исполнять на свадьбах - в том символическом пространстве, где «орлам» необходимо завоевывать своих «лебедей» с помощью демонстрации удали и изящества.

Танец был своеобразным способом показать свою симпатию понравившимся партнерам - ведь девушка в танце могла указать направлением полета на понравившегося юношу, а он, в ответ, мог попытаться не отпустить ее от себя, при этом не касаясь даже платья девушки, что могло восприниматься как оскорбление. Очевидно, что танец воспринимался символически как выражение любовной страсти, и потому перейти границу дозволенного в рамках публичного пространства было недопустимым.

Похожие охотничьи коннотации (а охота может быть как буквальной, так и любовной) имеет и круговой карачаево-балкарский танец «Асланбий», похожий на лезгинку. В переводе его название означает «царь зверей», то есть, лев, и исполнитель этого танца пытается подражать движениям хищника, выжидающего жертву, привставая на носки и переходя от медленных движений к резким рывкам. Образ льва также переносился на ловкого охотника-человека, и существовал танец, в котором мужчина держал настоящие щит и меч и исполнял сложные движения с ними. Дальнейшая эволюция асланбия вводит в танец еще одно действующее лицо - оленя, или беззащитную девушку, на которую ведется охота. Девушка дарит юноше-охотнику прядь с правой косы ленту из нее или кольцо в знак того, что полюбила его и согласна выйти замуж. Таким образом, ритуальный охотничий танец постепенно стал характерной частью свадебного обряда.

Наравне с этим танцем, существуют танцы-гадания с бараньей лопаткой или камушками, с шапкой или земляникой, в которых юноши соревнуются с девушками, пытаясь друг друга переплясать и, в конечном итоге, выбрать себе пару или угадать, кто кому нравится.
Танцы, называемые «лезгинкой» многообразны и многофункциональны. Как обряд демонстрации маскулинных качеств или выбора понравившегося партнера лезгинка используется и до сих пор, однако, окультурившись и став частью фонда фольклорных танцев, лезгинка активно используется современными хореографами и творческими группами.

Здравствуйте, уважаемые читатели. Объектом нашего сегодняшнего исследования становится знаменитый танец лезгинка. В интернете представлена довольно скудная и противоречивая информация о нем. Не претендуя на роль судьи последней инстанции, мы решили собрать в одной статье все самое интересное о главном танце народов Кавказа.

История происхождения лезгинки. Чей это танец?

Споры о том, кто придумал это красивый танец и где он зародился, не утихают до сих пор. Причина всех этих споров проста – каждый народ пытается присвоить себе статус родоначальника и основателя. Мы точно можем утверждать только то, что впервые кавказская лезгинка явилась миру в и именно здесь находится ее «родина».

В русском лексиконе подобное название танца закрепилось во время 19 века. Известно, что в то время все горские народы Дагестана называли собирательным термином «лезгины». Отсюда и пошло название самого танца. К интересным выводам можно прийти, если разобрать этимологию слова «лезгинка». Корень у нее «лек», что в переводе означает «орел». Таким образом, можно предположить, что это «танец орла». Обратите внимание на положение крыльев птицы и рук танцора:

Есть и другая теория появления танца. В грузины, которые тоже, претендуют на роль родоначальников, словом «лак» (равнозначно слову «лек») обозначали все дагестанские народы. И некоторые специалисты небезосновательно считают, что лезгинка олицетворяет танец горных туров ( – это большой круторогий козел, обитающий в горной местности).

Нам больше нравится первая теория появления танца. В парной лезгинке даже невооруженным глазом видно, что мужчина огненными движениями олицетворяет гордость орла, а женщина – красоту и скромность прекрасного лебедя. Это магический танец, в древности танцоры, чередуя круги и переключения ритмов, во-первых, заговаривали жертвенное животное, во-вторых, добивались обретения высшей гармонии слияния себя с божеством и миром природы.

Бывший солист и директор, а ныне ветеран знаменитого академического – Эльдар Мирзоев, как-то сказал:

«Лезгинка — это не этнический танец какого-то конкретного этноса. Просто дело в том, что на востоке очень часто термин „лек“, „лезг“, „лакс“ выступал в роли обобщающего названия всех дагестанцев. Таким образом, лезгинка прежде всего общедагестанский танец. Секрет популярности как танца, так и ансамбля „Лезгинка“, как раз заключается в его исконно дагестанском происхождении, что само по себе подразумевает подлинность кавказскую.

Мы, дагестанцы, сумели сохранить, я так считаю, наиболее древние, архаичные черты этого танца. Истоки лезгинки уходит в глубину веков. Речь идет о древних, как сам мир, тотемистических обрядах. По всей видимости, в этих танцах воплощена идея плодородия, мужественности, огня. Обратите внимание на вытянутую в сторону руку танцора – это рог, символ плодородия, мужественности. Позиция рук девушки означает то же самое, но, конечно, в девичьем варианте. Тур — один из основных тотемистических предков дагестанцев, человек в горах издавна охотился на туров, одомашнивал их, диких козлов.

Дагестанец в древности во многом питался мясом туров, диких козлов, диких быков. Танцор, кстати, неслучайно становится на кончики пальцев ног, это опять-таки заимствовано от туров. В музеях Дагестана, да и просто под открытым небом в горных селах вы можете увидеть и убедитесь сами, насколько часто древние изображали утра, горного козла. Это всегда явно ритуальные, магические изображения. То же самое одинаково справедливо и для танца».

Дагестанская школа народного танца признана самой сильной в мире. Здесь практически с пеленок приучают детей к ритмам гор. Народный танец вошел в , он диктует свои требования не только к внешнему виду (к осанке, например), но и приучает к ритму восприятия жизни.

Лезгинка аккумулирует, отражает и сохраняет в себе многое: прикладное искусство, легенды и обычаи, народную музыку и театр. К тому же, танец – важнейший элемент жизненного уклада горцев, непревзойденный и до конца не раскрытый феномен объединения всех . Это не просто танец, это эталон статности, красоты и благородства. Он – прямое выражение настоящего горского характера – свободолюбивого, гордого и непреклонного.

Виды танца: классификация и описание

О современном состоянии танца сегодня мало говорят и пишут. Вопросы постановки и хореографии, классифицирования и прочие нюансы доступны узкому кругу специалистов. Если не брать в счет (т.н. попсовую), то вы практически нигде не сможете найти информацию о фундаментальных основах. Они, на первый взгляд, кажутся простыми, но очень важно знать их и уметь интерпретировать.

На самом деле, мы одними из первых делаем попытку как-то классифицировать кавказскую лезгинку. Первое, что приходить на ум – это география распространения танца.

Танцы народов Северного Кавказа

  • Классическая (дагестанская) лезгинка.

Специально выделили ее отдельным пунктом. Ведь, это самый распространенный танец на Кавказе и за его пределами. Если копнуть глубже, то можно еще больше разложить ее. Например, отдельными направлениями выступают свадебная или парная лезгинка.

  • Национальные танцы Дагестана.

А как вы думали? Мы же писали, что каждый народ имеет свой танец. А в РД проживает 14 только коренных народов (всего 36). И они полностью отличаются от классической лезгинки. Совсем другой ритм музыки, костюмы, движения, шаги. Сам характер танца разный. Поэтому, все эти танцы (кумыкский, аварский, даргинский, гергебельский, лакский, лезгинский, андийский, табасаранский, акушинский и так далее) объединены в отдельную группу.

  • Танцы других северокавказских народов (без учета РД). Эта группа занимает целый пласт: , карачаевка, кабардинка (сламей), осетинские танцы « », «Хонга» и так далее. Порой они очень сильно отличаются друг от друга. Например, если чеченская лезгинка «зажигает, рвет и мечет», то осетинский танец очень спокойный в исполнении.

Танцы народов Закавказья

Эта группа очень обширная, сюда входят танцы сразу трех независимых государств – (например, «Яллы» и «Вагзалы»), Грузии («Картули», «Нарнари», «Кистури», «Абрагули») и Армении. Конечно же, особняком здесь стоят грузинские танцы. Ведь, именно грузин по национальности – дед великого – в начале 20 века явил миру великолепие лезгинки на Всемирном Фестивале народного танца в Лондоне.

Дело своего деда продолжила династия Сухишвили, который создал в Грузии единственный в своем роде Национальный балет Грузии. Именно здесь поднялись на такой высокий уровень, что даже трудно себе представить. В эту же группу можно отнести абхазский и аджарский танцы.

Классификация по варианту исполнению

  • Мужской одиночный танец.

Самый распространенный вид, очень часто его сравнивают с огнем или сверканием молнии. И это действительно так! Главная цель мужчины в танце – разжечь огонь любви в сердце девушки. Ведь, в старину чаще всего танцевали в двух случаях – во время военных действии или перед боем (для подъема духа) и на свадьбе (для выбора невесты).

  • Женский одиночный танец.

В таком виде она исполняется очень редко. Символизирует женская лезгинка – лебедя. Все движения предельно плавные и красивые. Кстати, есть движения мужской лезгинки, которые исполняют . Понятно, что она не будет выполнять обороты и прыжки, но многие мужские движения прочно вошли в арсенал женского танца.

Женская лезгинка символизирует изящество и очарование. Пластика рук играет в ее танце первоочередную роль и является средством выражения души и характера. Ничего лишнего в танце она не должна себе позволять. Глаза слегка опущены, голова – приподнята. Нельзя глаза поднимать выше груди партнера и опускать ниже пояса. В тоже время, не запрещается смотреть себе под ноги.

  • Парный танец – один из красивейших.

Важные исторические «заслуги» кавказской лезгинки

Мы постарались выделить три самых главных «достижений» лезгинки, которые повлияли на развитие истории и судьбу .

  • Лезгинка – самый популярный народный танец в мире, который сохранился в неизменном виде.

В последние десятилетия почти все народные танцы мира (русские, украинские, молдавские) претерпели очень большие изменения. Произошел коренной сдвиг в сторону сценической интерпретации.

Танцы потеряли свою самобытность и находятся на грани исчезновения. Специалисты об этом говорят уже давно. Задайтесь вопросом, кто сегодня исполняет русские народные танцы? Не те танцы, что отплясывают после бутылки водки, а истинно народные танцы. Только в профессиональных танцевальных коллективах вам могут станцевать настоящий русский танец, и то не во всех.

На с малых лет детям прививается ритм танца. Поэтому, подавляющее большинство кавказцев могут танцевать лезгинку. Конечно же, не все владеют им в совершенстве, но вы можете себе представить, что русская молодежь собралась для того, чтоб станцевать народный танец?

Даже смешно читать, не правда ли? Но кавказцы делают это. Другое дело, что нужно делать это так, чтоб не мешать спокойствию окружающих. На факт в том, лезгинку танцуют все: от мало до велика, от строителя до руководителя региона. Потому, можно утверждать, что это самый народный танец.

Более того, сегодня ее исполняют так же виртуозно, как и отцы и прадеды. Он с тех пор почти не изменился. Да, вводились новые движения и ноу-хау, но сущность танца осталась неизменной. В связи с этим возникает вопрос: почему же лезгинка с течением времени не претерпела больших изменений и не перешла в разряд сценического?

Ответ очевиден: главная причина – это консерватизм кавказских народов. Причем, консерватизм во всем: в быту, в отношениях полов, в культуре. Всегда на Кавказе традиции почитались превыше всего. Даже придумали общенародное слово « », которым пользуются все. Именно этот фактор помог танцу не потерять свою самобытность. Таким образом, время над лезгинкой не властно. Этот танец вечный. И что бы не происходило вокруг него, он будет жить до тех пор, пока жив хоть один кавказец.

  • Танец смог объединить под «своим знаменем» свыше 100 кавказских народов.

И это действительно достижение вселенского масштаба. Миллионы политиков и философов всю историю человечества бьют головы над тем, как же объединить те или иные народы. А лезгинка, как бы невзначай, взяла и «объединила» под своим флагом свыше 100 народов. И это не преувеличение!

Только в Дагестане проживает свыше 36 коренных народностей. А есть еще кабардинцы, балкарцы, адыги, карачаевцы, дигорцы, осетины, черкесы, грузины, абхазы, армяне, и так далее. В статье о многообразии мы узнали, что каждый народ имеет свой танец, с присущей ему энергетикой, музыкой, ритмом и костюмами. Но есть движения, которые исполняются у всех народов, их называют «общекавказскими».

Не важно, какой нации человек – , аварец, кумык или азербайджанец, услышав звуки зажигательной лезгинки, любой пускается в пляс. И его поддержат все остальные, пусть хоть возгласом «Асса». Язык танца у всех один. Тут не нужен переводчик, не нужен словарь. Люди понимают друг-друга по движениям.

  • Кавказский танец – один из самых универсальных в мировой культуре.

Что имеется в виду под словом «универсальный»? Сегодня в Грузии работает Национальный балет, который культивирует древние танцевальные традиции. Ровно с таким же успехом поэты и композиторы обращаются к ритмам Кавказа при постановках в классическом балете и на оперной сцене. Вспомните хотя бы оперу М.И. Глинки «Руслан и Людмила»:

Или знаменитый балет «Гаяне». В этих постановках искусство танца поднято просто на немыслимый уровень, постичь который очень сложно:

Это ли не свидетельство уникальности удивительного танца. Чтобы там ни говорили, похвастаться такими же успехами и исторически важными достижениями, как кавказская лезгинка, сегодня не может ни один народный танец. Когда слышишь, что где-то ее, то становится просто смешно. В Советском Союзе тоже 70 лет запрещали религию. Но, сердцу и душе не прикажешь!

Пять основ танца – на них зиждется вся суть

Многие люди мечтают научиться танцевать лезгинку. Это по силам практически каждому физически полноценному человеку. Но, прежде чем вы приступите к практическому обучению, давайте рассмотрим с вами, на чем основывается танец.

Есть пять основных «китов», на которых и держится все танцевальное искусство. Для того, чтобы достичь вершин в хореографии, нужно начать с одной «основы» и постепенно переходить к следующей.

  • Первое – правильная осанка.

Начинается с постановки осанки. Красивая и правильная осанка – это 80% успеха. К сожалению, сегодня нельзя сказать о том, что у всех начинающих танцоров он правильна. Этому вопросу многие хореографы уделяют самое пристальное внимание, так как невозможно представить себе, например, девушку, которая танцует и сутулится. Это выглядит не очень красиво и теряется вся изюминка танца.

  • Второе – взгляд.

В лезгинке взгляд имеет особое значение. Ведь, в старину не было принято говорить девушке о своих чувствах. К разработали негласный «язык взглядов» и демонстрировали его в танце. В свою очередь, девушкии должны были либо принять этот жест взглядом, либо же просто показать, что юноша ей не интересен.

Важно знать, что «язык взглядов» у мужчин и женщин абсолютно разный. Если мужчина в танце должен показывать свою уверенность, силу, отвагу и для этого ему нужно все время смотреть партнерше в глаза, то девушке же, наоборот, нужно демонстрировать скромный взгляд. Знаете, исполнять танец чисто механически (дрессировать себя) – дело не очень сложное, самое главное – чтоб вы получали удовольствие.

  • Третье – движения и позиции рук.

Основополагающая позиция рук одинаковая везде. Соответственно, дальше идут разнообразные варианты и формы позиций и движений рук. В классической лезгинке выделяют 6-8 основных позиций.

  • Четвертое – движения ног.

Выделяют три вида движений: простое одиночное движение (например, какая-нибудь «ковырялка»), «характерное движение» (каскад и чередование движений, соло) и шаги (например, чеченский ход). Каждое из них имеет свои нюансы и аспекты, в которых тоже нужно разбираться.

  • Пятое – улыбка.

Дискуссионный вопрос. Некоторые некоторые хореографы утверждают, что парню в танце не нужно улыбаться. Тогда вопрос: почему танцоры известных асамблей улыбаются? Пусть у вас будет красивая осанка, четкие движения рук и ног, но на лице – «камень», ваш танец не принесет удовольствия никому. Лучезарная улыбка всегда греет сердца людей и дарит радость. Поэтому, улыбайтесь чаще.

Какую пользу принесет обучение лезгинке?

Выделим десять основных плюсов, которые вы получите от танца (на самом деле, их сильно больше):

  1. Хорошее настроение (бодрость духа). Все понимают, что танцы – это упорный труд, и без хорошего настроения очень тяжело его пересилить. Многие вместо зарядки включают лезгинку и начинает отплясывать. Таким вот простым способом они получают заряд энергии на весь день.
  2. Красивая и стройная фигура. Танцы – это те же физические упражнения, но под музыку. Замечено, что за 2,5 часа интенсивных занятий лезгинкой человек может скинуть до 1,5 кг.
  3. Правильная осанка. Привитию правильной осанки во всех танцах уделяется огромное внимание. Оно и понятно, так как осанка очень важна всегда и везде. Особенно для девушек.
  4. Лучшая координация движений. Лезгинка очень динамичный танец и требует ловкости и быстроты реакции. Поэтому, со временем улучшается координация движений.
  5. Развитие гибкости. Давно замечено, что танцоры меньше, чем остальные подвержены травмам (не считая профессиональных травм). Благодаря эластичности и гибкости мышц, у этих людей очень редки растяжения.
  6. Красивая походка. Правильная осанка, стройная фигура и хорошая координация движений приводит к тому, что у человека со временем вырабатывается красивая походка.
  7. Уверенный взгляд. Говорят, что порой взглядом можно сказать больше, чем словами. Именно взглядом танцор передает всю энергию танца.
  8. Лучезарная улыбка. Приятно встречать людей, лица которых озаряет улыбка. Все профессиональные танцоры очень часто улыбаются. Тем более, это продлевает жизнь.
  9. Дисциплина (самоконтроль). Вызывает удовольствие то, насколько дисциплинированны люди, занимающиеся танцами. Часто такая дисциплинированность напоминает чуть ли не военную муштру. Но игра стоит свеч! Это окупается тем, что человек учится контролировать свою жизнь.
  10. Новые знакомства (интересные собеседники). Человек всегда должен расширять круг своих знакомств. Это необходимо для его развития.

Лезгинка - это традиционный танец народов Кавказа и Турции, который приобрел мировую популярность. Лезгинка разнообразна, зажигательна, ритмична, исполняют ее как парни, так и девушки. Лезгинка - это танец страсти, любви и, в то же время, покорности и верности. Рассмотрим в статье главные особенности этого танца.

История происхождения танца

Достоверно известно, что лезгинка впервые упоминается в фольклоре Северного Кавказа как дагестанский танец, поэтому в настоящее время принято считать ее родиной именно Дагестан.

Само слово "лезгинка" отражает собирательное название народов, проживающих в Дагестане. Тем не менее, многие народы горного Кавказа продолжают спорить и отстаивать, что каждый из них является прародителем этого популярного и красивого танца. Действительно, только в одном Дагестане насчитывается около 40 разных народов, а если к этому числу прибавить грузин, ингушей, осетин, чеченцев, армян, азербайджанцев и других, то, в общем, можно говорить о 100 народах, у которых лезгинка - это национальный танец.

История ее появления уходит в глубокую древность, когда жители Кавказа верили в силу природы и приносили различным ее проявлениям жертвы. В те времена кавказская лезгинка являлась танцем, который сопровождал языческие ритуалы. Впоследствии ее исполняли перед военными сражениями, поскольку танец поднимал боевой дух воинов, а также на свадьбах, так как благодаря танцу мужчина и женщина выражали свои чувства.

Именно последний вариант лезгинки является самым распространенным с точки зрения ее символической интерпретации.

Орел и лебедь

Танец лезгинка - это, своего рода, подражание природе, ее проявлениям и силам. Лезгинку танцуют в разных вариантах, но самым красивым из них является парный танец мужчины и женщины.

Мужчина во время танца выступает в качестве орла. Подтверждение этому сравнению заключается в том, что во время исполнения танца он встает на носки, приподнимаясь над своей партнершей, будто парящая в небесах сильная птица, а также разводит как крылья руки в сторону. При этом мужчина выполняет резкие движения руками и ногами, демонстрируя свою силу и ловкость, у него поднята голова, а взгляд отражает решительность и твердость.

У женщины роль совершенно противоположная. Женщина во время танца лезгинка - это лебедь, которая с помощью плавных волнообразных движений рук и плавных спокойных перемещений тела демонстрирует свою грациозность, пластику и смиренность. Взгляд ее опущен вниз, она ни в коем случае не отважится посмотреть на своего партнера.

Отметим, что в некоторых источниках упоминают, что мужчина во время танца символизирует больше не орла, а горного тура, поскольку тур - это священное и почитаемое животное горного Кавказа.

Движения танца

Танцевать лезгинку не просто, ведь от парня она требует некоторой физической подготовки. Что касается девушек, то они должны обладать необходимой пластикой и красивой осанкой, чтобы лезгинка у них получалась красиво.

В классической дагестанской лезгинке парень выполняет быстрые, агрессивные и четкие движения, которые носят взрывной и зажигательный характер. Типичными являются шаги на пальцах ног. Присутствуют в лезгинке и акробатические элементы, например, сальто и вращения тела. Идея движений танцора заключается в том, чтобы показать партнерше свою ловкость, координацию и силу.

Женские движения, в отличие от мужских, являются плавными. Именно этот тип движений отражает качество, с которым девушка исполняет дагестанский танец.

Важными особенностями лезгинки являются отсутствие физического контакта между парнем и девушкой, а также стройная осанка и мужчины, и женщины.

Ритм лезгинки

Классическая лезгинка - зажигательный и быстрый танец. Во время его исполнения ритм танцоров может снижаться и возрастать, однако большая часть танца исполняется именно в высоком ритме. На Кавказе говорят, что этот танец способен вернуть к жизни даже мертвых, и с этим нельзя не согласиться, ведь у каждого, кто хотя бы один раз слышал музыку танца и видел его исполнение, возникает неодолимое желание самому пуститься в пляс.

В настоящее время во всех кавказских республиках во время народных праздников, дней рождения и свадеб можно увидеть поднимающее дух и настроение исполнение лезгинки.

Что нужно знать, чтобы правильно танцевать

Прежде чем заняться каким-либо видом танца, необходимо понять его идею, смысл того, что он олицетворяет. В случае дагестанской лезгинки - это мужество, уверенность, сила мужчины и грация, смиренность женщины. С учетом этого факта, ниже приводятся основные особенности исполнения, которые должен знать любой начинающий танцор:

  • Осанка. Если она не будет стройной как у мужчины, так и у женщины, то ни о какой лезгинке нельзя вести и речь.
  • Взгляд. Поскольку физического контакта между танцорами нет, то с помощью взгляда они передают друг другу свои чувства. Мужской взгляд направлен прямо на партнершу, он тверд и уверен, женский же взгляд опущен вниз либо на грудь мужчины, либо ему под ноги.
  • Движения рук и ног. Существуют несколько различных комбинаций рук и ног, которые придают лезгинке характерный оттенок живого и страстного танца.
  • Улыбка. В современных вариантах лезгинки учат улыбаться во время танца, поскольку улыбка непосредственно связана с самой его идеей.

Разные стили и виды танца

Как было сказано выше, лезгинка - это танец, который объединил культуру около 100 народов кавказского региона, и у каждого из них присутствуют особенности и элементы в исполнении, которые не похожи на другие.

Самым распространенным вариантом танца является ритмичная дагестанская лезгинка, однако у других народов Кавказа можно наблюдать отличия в ритме музыки, в технике исполнения шагов и движений. Так, чеченская лезгинка - это огненный танец, который принято исполнять двумя стилями, когда танцор выполняет большую часть своих движений, едва касаясь земли, в другом же варианте он танцует так, будто хочет вызвать землетрясение. В свою очередь осетинская лезгинка представляет собой менее энергичный и более спокойный танец.

Необходимо отметить также грузинскую лезгинку, которая благодаря балету Сухишвили приобрела мировую славу. В школах грузинской лезгинки особое внимание уделяют положению рук танцора и хореографии в общем.

Танец Лезгинка. Лезгинка - визитная карточка Кавказа Лезгинка - это не единственный танец на Кавказе. Но лезгинка - самый известный и популярный. В настоящее время танец лезгинка, приобрел олицетворения счастья, дружбы и любви. Есть еще много других танцев, всех и не перечислить. Сегодня лезгинкой интересуются по всей России Сегодня Кавказский танец "лезгинка" по праву является визитной карточкой Дагестана, символом мира и открытости наших людей. "Лезгинка" ― это не просто танец, а эталон статности, красоты и благородства. Пара ― мужчина и женщина. От начала и до конца вместе, и у каждого своя особая роль, слагаемые вместе в диалог только им понятной беседы. Ведь многие века именно танец, наряду с песней и поэзией были верной и единственной формой объяснения своих чувств. На сегодняшний день есть много вариаций этого танца практически у всех народов Кавказа: лезгинка-соло, парная лезгинка, свадебная лезгинка, дагестанская лезгинка, шуточная лезгинка, концертные выступления лезгинки и т.д. По своей сути все эти танцы пронизывает единый стержень. Сегодня в мире трудно найти человека, который бы не знал ― зажигательный танец Лезгинки. Что же такое «лезгинка» в кавказских танцах? Это своеобразное соревнование между молодыми людьми ― быстрая, темпераментная, требующая большой силы и ловкости от юноши, и плавности, изящества от девушки. Знаменитый танец лезгинка является ничем иным, как отголоском древних языческих верований и ритуалов, одним из основных элементов которых являлся образ орла. Этот образ совершенно точно воспроизводится танцором, особенно в тот момент, когда он, поднявшись на носки и горделиво раскинув руки-крылья, плавно описывает круги, словно собираясь взлететь. Музыка «лезгинки», с четким ритмом и энергичными движениями, привлекла к себе внимание многих известных композиторов. Так, Глинка в «Руслане и Людмиле», Рубинштейн в «Демоне» поместили бурную, полную стихийной силы и страсти «лезгинку». Композиция осталась популярной по сей день - очень часто к ней обращаются и современные исполнители. Сборник "Мотивы дагестанского танца": 12 лезгинок, исполняемых зурнами", составленным Г.Гасановым, М.Джамаловым. Это первое издание лезгино-дагестанских мелодий, а также первый и до настоящего времени единственный сборник народной танцевальной инструментальной музыки. Старинная лезгинская музыка и танцевальная культура оказали большое влияние на формирование культуры на всем Кавказе. Известный всемирный танец "лезгинка". Кто его не знает? Вот некоторые названия лезгинских народных танцевальных мелодий, приводимых в книге "История лезгин" Ризвана и Забита Ризвановых: Лезгинка, Апай, Мулейли, Терекма, Магьи дилбер, Перизада, Акъуша, Къавумар, Пекер баха, Гиляр, Шагьсенем, Керем, Къарид руш, Къизилгуьл, Сегьерар и другие. Искусство ― это своеобразный язык общения. И танец в этом смысле является наиболее универсальным и доступным. Тем более, если это танец лезгинка ― танец всех народов такой многоликой страны как Дагестан. Танец Лезгинка аккумулирует, отражает и сохраняет в себе все ― прикладное искусство ― костюмы и украшения; легенды и ритуалы, обычаи ― рисунок танца, формы движений, особые законы и пропорции поведения в нем; народную музыку ― богатство кавказских народных мелодий, музыкальные инструменты, многовековые навыки игры; театр ― танец, как часть общего действия, сопряженный с определенным событием, людьми. И, в конце концов ― танец в Дагестане, и особенно кавказская лезгинка, являются важнейшим элементом жизненного уклада всех горцев, является непревзойденным и до конца не раскрытым феноменом объединения народов. Язык и история Кавказской Дагестанской Лезгинки Как наименования всех народов на свете и слово лек (лекь) ― "лезгин, орел" означаетлюди-орлы. Народы-соседи слово лек воспринимали как название определенного народа, а сами леки вкладывали в слово лек понятие "человек-орел". Отсюда и название танца ― лезгинка ― как человеческого танца в отличие от танцев птиц, зверей... Лезгинка, народный танец лезгин, распространён по всему Кавказу. У кабардинцев, осетин, аварцев, чеченцев, ингушей и др. ― свои разновидности Лезгинки. Лекури, Картули (старинное название ― лекури), грузинский народный парный танец. Известен также под названием лезгинка. Сформировался в Карталинии и Кахетии. Исламей, исламий, кавказский народный танец кабардинцев и адыгейцев. Род лезгинки. Знаменитый танец лезгин ― лезгинка (известен также в Иране под названием лезги и в Грузии как лекури ― лека «лезгин, дагестанец»), который почти в неизменном виде распространен среди всех без исключения кавказских народов, является ничем иным, как отголоском древних языческих верований и ритуалов, одним из основных элементов которых являлся образ орла. Этот образ совершенно точно воспроизводится танцором, особенно в тот момент, когда он, поднявшись на носки и горделиво раскинув руки-крылья, плавно описывает круги, словно собираясь взлететь. Название похожего танца грузин картули, по всей вероятности, также происходит от слова кард и означало первоначально "соколиный, орлиный танец". Закономерным является то обстоятельство, что лезгинка названа так в соответствии с древним тотемом лезгиноязычных народов и является исконным национальным и древним ритуальным танцем лезгин (отсюда и название лезги/лезгинка). Основой Лезгинки были и остаются такие танцы, как Дагъарин таватар, Зегьметчияр, Мехъер, Гатфар, Кьвепаюнрикай ибарат аскерин кьуьл, Къуншидин руш, Даллай, Кlанибурун макьам, Дагъларин макьам, Лезги кьуьл, Шарвили и многие другие История танца лезгинка В древние времена иноземцы называли народы дагестана Лезгинами, отсюда и произошло название танца ― Лезгинка. Танцу присущи особые народные движения и комбинации, быстрый и темпераментный танец. Лезгинку создали предки нынешних лезгин и танцевали её в горных теснинах Кавказа и близлежащих равнинах с давних времен. Ее танцуют и стар и млад, на свадьбе, на дискотеке и других местах всевозможных праздничных мероприятий. Исполнить ее можно по любому знаменательному случаю, так сказать, для души. Лезгинка заключает в себе взрывной характер мужчины, его дерзкий взгляд прикован к девушке. Если это парная лезгинка, он то и дело заявляет о себе в каждом своем движении, он резок, быстр и ловок, но в то же время его отличает умеренность в чувствах. Мужчине в этом танце негоже плясать как шуту или выполнять движения непристойного характера как мы это можем увидеть в современных латино-американских танцах, в частности. Мужчина в лезгинке - это высоко парящий в вершинах гор орел, а женщина, в свою очередь, - это изящная лебедь, осторожно плывущая в ледяном высокогорном озере. Лезгинка - это всегда разговор. Если танцуют парень и девушка - это безмолвное знакомство, если это группа молодых людей, то это всегда состязание в ловкости, прыти, выносливости (в былые времена танцоры могли без остановки, сменяя друг друга танцевать часы напролёт). Если же это соло-лезгинка, то это общение со зрителем, а также заявление о своих лучших качествах. Популярная ныне Дагестанская лезгинка на свадьбах - это не что иное, как танец, отплясываемый кавказскими мужчинами перед самыми ответственными боевыми сражениями. Доказательством этому может стать то, что кавказский танец, в основном, исполняется именно представителями сильного пола. Не случайно в лезгинке есть элемент соревнования. Каждый из танцоров демонстрирует темперамент, силу, ловкость и неутомимость, а девушки - изящество и плавность. Интересно и то, как по-разному воспринимают лезгинку кавказцы и некавказцы. Со стороны кажется парадоксальным образ брутального джигита, выплясывающего сложные фигуры. Но сами кавказцы в этом не видят ничего немужского, ничего, унижающего их статус мужчины и воина. Согласно другой известной версии происхождения лезгинки, несколько тысяч лет назад, один парень, увидев необычайно красивую девушку, бросился к ней навстречу. Все это действо происходило под музыку - охваченный страстью молодой человек попеременно вставал на колени, кружась в танце. Так и зародился танец лезгинского народа «Лезгинка», выражающий уважение и любовь, который затем стал кавказским, всемирно известным и любимым танцем человечества. Многие исследователи сходятся в едином мнении относительно места зарождения танца - южная часть современного Дагестана. С веками лезгинка стала символом не только лезгин, но и всех народов на Северном Кавказе. Российская мода на Кавказскую Лезгинку Сейчас во многих городах вошли в моду курсы лезгинки. Кавказская Лезгинка становится одним из танцев, которому нынче учатся не только представители кавказских народов, но и коренные москвичи, петербуржцы, новосибирцы и др. Все большей популярностью пользуется лезгинка для детей. Девушки, также по достоинству оценившие грациозность данного танца, не стесняются его исполнять. Всюду открываются различные секции кавказских танцев, школы лезгинки, школы обучающие различные направления кавказских танцев. Они дают и хлеб для молодых танцоров, которые решили заниматься преподавательской деятельностью, и способ занять детей, молодых парней и девушек красивым искусством - искусством народного танца.Также в таких школах лезгинки молодежь знакомится, общается, весело проводит время на различных мероприятиях. Очень важно что в школе кавказских танцев, кавказцы и некавказцы узнают друг друга, что гасит конфликтные мотивы на корню. Иными словами, лезгинка выполняет важную социальную функцию.Очень много русских девушек сейчас интересуются этим танцем. Славянок на наших занятиях даже больше, чем кавказских барышень. Что модно, то и танцую. Сейчас в тренде Дагестанская лезгинка и Кавказская лезгинка других направлений. В лезгинке мужчина показывает свою мужественность, женщина — женственность. Горные кавказские народности известны многими традициями и обычаями, однако наибольшую популярность они приобрели благодаря умению танцевать зажигательный кавказский танец лезгинка. Это танец, который напрямую ассоциируется с кавказцами и их замечательными традициями. История танца насчитывает не один десяток лет. Лезгинка воплощает в себя как мужество кавказских мужчин, так и умение одновременно четко и грациозно двигаться. Никто однозначно не сможет ответить на вопрос о том, сколько конкретно лет танцу, однако современная лезгинка превратилась в некий прообраз древнейших кавказских ритуальных танцев. Географическая принадлежность Нет чёткой договоренности о том, являются ли Кавказские горы частью Европы или Азии. В зависимости от подхода, самой высокой горой Европы считается соответственно либо Гора Эльбрус (5642 м), либо Монблан (4810 м) в Альпах, на итало-французской границе. Кавказские горы находятся в центре Евразийской плиты между Европой и Азией. Древние греки видели Босфор и Кавказские горы как границу Европы. Позже это мнение изменялось несколько раз по политическим причинам. В период миграции и средневековье пролив Босфор и река Дон разделяли два континента. Граница была определена шведским офицером и географом Филиппом Иоганном фон Страленбергом, который предложил границу, идущую через вершины Урала, а затем вниз по реке Эмбе до побережья Каспийского моря, до прохождения через Кумо-Манычскую впадину, которая находится в 300 км к северу от Кавказских гор. В 1730 году этот курс был одобрен русским царём, и с тех пор был принят многими учёными. В соответствии с этим определением, горы являются частью Азии и, согласно этой точке зрения, самая высокая гора Европы — Монблан. С другой стороны, La Grande Encyclopedie явно определяет границу Европы и Азии, к югу от обоих кавказских хребтов. Эльбрус и Казбек являются европейскими горами по данному определению.