Художественная литература для детей 4 5 лет в детском саду. Художественная литература для детей

»
»

"Аля, Кляксич и буква "А" - замечательная повесть-сказка для детей 4-6 лет ! Ребенок, увлеченный приключениями девочки Али, попавшей в Азбуку - страну букв, не только сопереживает героям, но и реально им помогает, выполняя задания и тем самым помогая девочке отыскать буквы Л и Я, спрятанные коварным Кляксичем. Моим детям эти игры во время чтения очень понравились!

Повесть разбита на небольшие главы, и почти в каждой главе есть задания для читателей. Задания простые: нарисовать строчку палочек или кружочков, нарисовать ельник или написать цифры. Причем, задания дает главная героиня: Аля обращается к ребятам, просит о помощи, и дети всякий раз с радостью бегут рисовать, тренируя руку, готовя её к письму.

Очень симпатичное издание с иллюстрациями известнейшего художника Чижикова вышло в издательстве "Лабиринт". Размеры книги 260x200x10 мм, 64 страницы, качественная печать, очень много рисунков - практически на каждой странице.

Аннотация:
В этой веселой обучающей повести-сказке девочка Аля вместе с буквой "А" путешествует по Азбуке. Им обязательно нужно победить злого Кляксича, который задумал заменить все буквы своими родственниками - кляксами. Героям этой книги понадобится помощь маленьких читателей: необходимо выполнить несложные, но интересные задания. С такой поддержкой Аля и ее помощники конечно же добьются своей цели: спасут буквы и выгонят Кляксича из Азбуки.
Жители Азбуки - сказочные буквы и знаки препинания - встретят своих читателей в образах веселых человечков, птиц и животных. Такими их увидел и нарисовал непревзойденный мастер, народный художник России Виктор Чижиков.

Нам настолько понравилась первая история про Алю и Кляксича, что я купила книгу, в которой собраны все повести Токмаковой про этих героев - "Аля, Кляксич и буква "А", "Может, Нуль не виноват?" и "Аля, Кляксич и Вреднюга".

Оказалось, что во второй и в третьей повести заданий для читателя намного меньше, а дети ждали, что они будут в каждой главе. Поэтому мне пришлось выдумывать задачки по ходу текста. Сделать это не сложно, текст, что называется, располагает...

В первых двух повестях Аля еще дошкольник, а в третьей она уже ученица первого класса. И темы в книге соответственно меняются: в первых двух повестях мы знакомимся с буквами и цифрами. Поэтому эти произведения можно начинать читать даже с малышами 4-х лет. Но последняя - "Аля, Кляксич и Вреднюга " - рассчитана на младший школьный возраст. В этой повести затрагиваются правила правописания, называются ударные и безударные гласные. Ребенок, чтобы следить за повествованием, должен быть знаком с этими понятиями. И у меня сложилось впечатление, что третья повесть больше подходит для самостоятельного чтения, чем "для чтения взрослыми детям".

Ху дожественная литература

Продолжать развивать интерес к художественной литературе. Учить внимательно и заинтересованно слушать сказки, рассказы, стихотворения. С помощью различных приемов и специально организованных педагогических ситуаций способствовать формированию эмоционального отношения к литературным произведениям. Побуждать рассказывать о своем отношении к конкретному поступку литературного персонажа. Помогать детям понять скрытые мотивы поведения героев произведения. Продолжать объяснять (с опорой на прочитанное произведение) основные жанровые особенности сказок, рассказов, стихотворений. Продолжать воспитывать чуткость к художественному слову; зачитывать отрывки с наиболее яркими, запоминающимися описаниями, сравнениями, эпитетами. Учить вслушиваться в ритм и мелодику поэтического текста. Помогать выразительно, с естественными интонациями читать стихи, участвовать в чтении текста по ролям, в инсценировках. Продолжать знакомить с книгами. Обращать внимание детей на оформление книги, на иллюстрации. Сравнивать иллюстрации разных художников к одному и тому же произведению. Рассказывать детям о своих любимых детских книгах, выяснять их симпатии и предпочтения.

Для чтения детям

Русский фольклор

Песенки.

«Как на тоненький ледок...», «Как у бабушки козел...»,

«Ты, мороз, мороз, мороз...», «Ранним-рано поутру...»,

«Уж я колышки тешу...», «Николенька гусачок...»,

«По дубочку постучишь, прилетает синий чиж».

Заклички .

«Грачи-киричи...», «Божья коровка...», «Ласточка-ласточка...»,

«Уж ты пташечка, ты залетная...», «Дождик, дождик, веселей».

Русские народные сказки.

«Заяц-хвастун», «Лиса и кувшин», обр. О. Капицы;

«Крылатый, мохнатый да масляный», обр. И. Карнауховой;

«Царевна-лягушка», «Сивка-Бурка», обр. М. Булатова;

«Финист -Ясный сокол», обр. А. Платонова;

«Хаврошечка», обр. А. Н. Толстого;

«Никита Кожемяка» (из сборника сказок А. Н. Афанасьева); «Докучные сказки».

Произведения поэтов и писателей России

Поэзия.

В. Брюсов. «Колыбельная»;

И. Бунин. «Первый снег»;

С. Городецкий. «Котенок»;

С. Есенин. «Береза», «Черемуха»;

А. Майков. «Летний дождь»;

Н. Некрасов. «Зеленый шум» (в сокр.);

И. Никитин. «Встреча зимы»;

А. Пушкин. «Уж небо осенью дышало...» (из романа в стихах «Евгений Онегин»), «Зимний вечер» (в сокр.);

А. Плещеев. «Мой садик»;

А. К. Толстой. «Осень, обсыпается весь наш бедный сад...» (в сокр.);

И. Тургенев. «Воробей»;

Ф. Тютчев. «Зима недаром злится»;

А. Фет. «Кот поет, глаза прищуря...»;

М. Цветаева. «У кроватки»;

С. Черный. «Волк»;

Я. Аким. «Жадина»;

А. Барто. «Веревочка»;

Б. Заходер. «Собачкины огорчения», «Про сома», «Приятная встреча»;

В. Левин. «Сундук», «Лошадь»;

С. Маршак. «Почта», «Пудель»; С. Маршак,

Д. Хармс. «Веселые чижи»;

Ю. Мориц. «Домик с трубой»;

Р. Сеф. «Совет», «Бесконечные стихи»;

Д. Хармс. «Уж я бегал, бегал, бегал...»;

М. Яснов. «Мирная считалка».

Проза.

В. Дмитриева. «Малыш и Жучка» (главы);

Л. Толстой. «Лев и собачка», «Косточка», «Прыжок»;

С. Черный. «Кот на велосипеде»;

Б. Алмазов. «Горбушка»;

М. Борисова. «Не обижать Жаконю»;

А. Гайдар. «Чук и Гек» (главы);

С. Георгиев. «Я спас Деда Мороза»;

В. Драгунский. «Друг детства», «Сверху вниз, наискосок»;

Б. Житков. «Белый домик», «Как я ловил человечков»;

Ю. Казаков. «Жадный Чик и кот Васька»;

М. Москвина. «Кроха»;

Н. Носов. «Живая шляпа»;

Л. Пантелеев. «Большая стирка» (из «Рассказов о Белочке и Тамарочке»), «Буква «ты»;

К. Паустовский. «Кот-ворюга»;

Г. Снегирев. «Пингвиний пляж», «К морю», «Отважный пингвиненок».

Фольклор народов мира

Песенки.

«Гречку мыли», лит., обр. Ю. Григорьева;

«Друг за дружкой», таджикск., обр. Н. Гребнева (в сокр.);

«Веснянка», укр., обр. Г. Литвака;

«Дом, который построил Джек», «Старушка», англ., пер. С. Маршака;

«Счастливого пути!», голланд., обр. И. Токмаковой;

«Спляшем», шотл., обр. И. Токмаковой.

Сказки .

«Кукушка», ненецк., обр. К. Шаврова;

«Как братья отцовский клад нашли», молд., обр. М. Булатова;

«Лесная дева», пер. с чеш. В. Петровой (из сборника сказок Б. Немцовой);

«Желтый аист», кит., пер. Ф. Ярилина;

«О мышонке, который был кошкой, собакой и тигром», инд., пер. Н. Ходзы;

«Чудесные истории про зайца по имени Лек», сказки народов Западной Африки, пер. О. Кустовой и В. Андреева;

«Златовласка», пер. с чеш. К. Паустовского;

«Три золотых волоска Деда-Всеведа», пер. с чеш. Н. Аросьевой (из сборника сказок К. Я. Эрбена).

Произведения поэтов и писателей разных стран

Поэзия.

Я. Бжехва. «На Горизонтских островах», пер. с польск. Б. Заходера;

А. Милн. «Баллада о королевском бутерброде», пер. с англ. С. Маршака;

Дж. Ривз. «Шумный Ба-бах», пер. с англ. М. Бородицкой;

Ю. Тувим. «Письмо ко всем детям по одному очень важному делу», пер. с польск. С. Михалкова;

В. Смит. «Про летающую корову», пер. с англ. Б. Заходера;

Д. Чиарди. «О том, у кого три глаза», пер. с англ. Р. Сефа.

Литературные сказки.

Р. Киплинг. «Слоненок», пер. с англ. К. Чуковского, стихи в пер. С. Маршака;

А. Линдгрен. «Карлсон, который живет на крыше, опять прилетел» (главы, в сокр.), пер. со швед. Л. Лунгиной;

X. Мякеля. «Господин Ау» (главы), пер. с фин. Э. Успенского;

О. Пройслер. «Маленькая Баба Яга» (главы), пер. с нем. Ю. Коринца;

Дж. Родари. «Волшебный барабан» (из «Сказок, у которых три конца»), пер. с итал. И. Константиновой;

Т. Янссон. «О самом последнем в мире драконе», пер. со швед.

Л. Брауде. «Шляпа волшебника» (глава), пер. В. Смирнова.

Для заучивания наизусть

«По дубочку постучишь...», рус. нар. песня;

И. Белоусов. «Весенняя гостья»;

Е. Благинина. «Посидим в тишине»;

Г. Виеру. «Мамин день», пер. с молд. Я. Акима;

С. Городецкий. «Пять маленьких щенят»;

М. Исаковский. «Поезжай за моря-океаны»;

М. Карем. «Мирная считалка», пер. с франц. В. Берестова;

А. Пушкин. «У лукоморья дуб зеленый...» (из поэмы «Руслан и Людмила»);

А. Плещеев. «Осень наступила...»;

И. Суриков. «Вот моя деревня».

Для чтения в лицах

Ю. Владимиров. «Чудаки»;

С. Городецкий. «Котенок»;

В. Орлов. «Ты скажи мне, реченька...»;

Э. Успенский. «Разгром».

Литературные сказки.

А. Пушкин. «Сказка о царе Салтане, о сыне его { славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»;

Н. Телешов. «Крупеничка»;

Т. Александрова. «Домовенок Кузька» (главы);

П. Бажов. «Серебряное копытце»;

В. Бианки. «Сова»;

А. Волков. «Волшебник Изумрудного города» (главы);

Б. Заходер. «Серая звездочка»;

В. Катаев. «Цветик-семицветик»;

А. Митяев. «Сказка про трех пиратов»;

Л. Петрушевская. «Кот, который умел петь»;

Г. Сапгир. «Как лягушку продавали», «Смеянцы», «Небылицы в лицах».


Булычева Александра Валерьевна

Друзья, здравствуйте! Помогите мне, пожалуйста! Сегодня я нуждаюсь в вашей помощи, потому что речь идет о непростой теме: книги для детей 4 5 лет список. Подскажите, как вы увлекли своего ребенка книгой? Согласитесь, это – задача не из простых. Ведь мы живем в мире, где игры и разного рода развлечения доступны в любом формате. И потому эта наша беседа пройдет не совсем обычно. Я поделюсь своими знаниями. Но это, большей частью, теория. От вас ожидаю практических подсказок. Например, какую библиотеку для чтения вы подобрали вашим детишкам?


Это наша библиотека:

А вы знаете, что значит книга для вашего ребенка?

Своему крохе мы читаем с самого младенчества. А некоторые мамы делают это еще до рождения крохи. Значит ли это, что малыш знает и любит сказки, увлекательные истории и у него есть любимые авторы?

Насколько большое значение литература занимает в жизни карапуза, можно судить по тому:

  • как часто его можно увидеть читающим;
  • рассказывает ли о том, о чем узнает;
  • спрашивает ли, какие вы ему посоветуете еще прочитать произведения;
  • слушает ли вас, когда вы делитесь чем-то новеньким из мира литературы.

При этом не стоит ставить завышенную планку для крохи: «столько-то книг еще нужно», «а еще вот этих и этих авторов».

Помните! Ваш ребенок особенный. И у него свой «план» для развития. Ваша роль – наблюдать и мягко помогать.

А как вы это делаете? Легко ли вам в этом вопросе?

Знания не тяжесть, за спиной не носить

Мечта взрослых – их малыш с книгой в руках. Познавательные книги самый легкий и интересный способ:

  • расширить кругозор,
  • развить любознательность,
  • пополнить словарный запас,
  • подготовить к школе,
  • привить интерес к языкам. Например, английский, немецкий или французский легче даются деткам, если вместе с карапузом не только учить грамматику, но и читать стишки на иностранном языке.

А на примере жизни персонажей можно объяснить, как правильно себя вести в той или иной ситуации.

А вам помогают книги отвечать на сложные вопросы своих крох?

Как помочь полюбить книги

Помочь можно только своим примером. Если дома даже нет хоть небольшой библиотеки, как маленький поймет, что книги интересные, хорошие и нужны в его жизни?

Читайте сами себе и своему карапузу. Не ждите особого времени, чтобы познакомить с необычной сказкой или историей про новогодние приключения героев. Везде и всегда можно достать сборник Андерсена и провести занимательно время. Когда малыш кушает, и когда вы сидите в очереди к врачу, на ночь и утром. Подбирайте такие произведения, которые будут интересные малышу.

А есть ли у вас свой секрет, как приобщить карапуза к литературе?

Список книг, которые пора читать в 4-5 лет

лучшие произведения для этой возрастной категории? Книги должны быть:

  • интересные,
  • полезные,
  • нужные деткам.

Но не стоит забывать об особенностях возраста малышей, подбирая художественные книги. Детям нужны ответы на вопросы о том, что их окружает. И они во всем ищут пример. Вот на этих двух основополагающих принципах и базируется их интерес.

Рейтинг классики жанра:

  1. Волков «Волшебник Изумрудного города»;
  2. Сент-Экзюпери «Маленький принц»;
  3. Драгунский «Денискины рассказы»;
  4. Твен «Том Сойер»;
  5. Носов, Рассказы и его «Незнайка»,
  6. Успенский «Дядя Федор»,
  7. Барри «Питер Пэн»;
  8. Линдгрен «Малыш и Карлсон»;
  9. Милн «Винни Пух»;
  10. Родари «Приключение Чиполлино»;
  11. Портер «Поллианна»;
  12. Кэрролл «Алиса в стране Чудес»;
  13. Андерсен — «Щелкунчик» и другие сказки;
  14. Шарль Перо — сказки;
  15. Мамин-Сибиряк «Аленушкины сказки»

А эти детские произведения уже много лет занимают лидирующие позиции. Но главное, они любимы детьми многих поколений. Кроме того, эти обучающие истории приносят пользу, рассказывая о вечных ценностях: дружба, честность, репутация и т.д.

Современные

Есть и другие захватывающие произведения, что приобрели популярность в последнее время:

  • Толкин «Хоббит»;
  • Льюис «Хроники Нарнии»;
  • Роулинг «Гарри Потер».

Полезные

Развивающие энциклопедии или легенды и мифы разных стран принесут пользу ребятишкам. Познакомят с окружающим миром и его разнообразием. Также интересно с ребенком читать детские книги почемучки, которые можно купить, а можно сделать самому книгу, которая вписывается в ваше мировоззрение и будет содержать только то, что вы хотите развить и привить личности вашего ребенка.

Нужные

Уверена, каждый родитель помнит, что до школы его крохе осталось год-два. А потому стоит позаботиться о специальной литературе. Скачать или купить книги задания. Цель этих сборников помочь развить усидчивость, интерес к занятиям и полезные навыки.

А родители откуда узнают, как помочь детям?

Родителям тоже может помочь книга, которая расскажет им, кто такой их малыш, какие у него потребности, как помочь полюбить литературу или повести с карапузами занятия. Некоторые из них должны быть направлены на то, чтобы решить определенные проблемы, например, с произношением. Тогда нужны логопедические советы специалистов.

Надеюсь. Наша встреча сегодня была продуктивной. Мы провели небольшой обзор литературных произведений. Вы получили ответы на свои вопросы, я – на свои. Спасибо вам огромное за это! Приглашаю подписаться, чтобы получать новые статьи, чтобы участвовать в обсуждении важных тем! Я жду вас у себя в блоге. Заходите сами, не забывайте рассказать друзьям о наших интересных беседах.

В топ 10 вошли лучшие книги для детей 5-6 лет. Список рекомендован к прочтению Российской академией наук (РАН). Классические детские произведения для дошкольников влияют на правильное формирование интереса к окружающему миру, способствуют развитию воображения, а также носят воспитательный характер.

10.

Сказочная повесть Алексея Толстого открывает список лучших книг для детей 5-6 лет. Произведение написано по мотивам сказки Карло Коллоди «Приключения Пиноккио. История деревянной куклы». События сказочной истории разворачиваются в несуществующем городе. В центре сюжета озорной и веселый мальчик Буратино, которого его отец Карло вырезал из обычного древесного полена. Удивительного деревянного мальчика ждут впереди невероятные, а порой и опасные приключения. На протяжении вот уже не одного поколения произведение читается детьми на одном дыхании, увлекая их в мир волшебства.

9.

Петра Ершова - книга в стихах для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Это произведение считается народным, которое автор почти слово в слово взял из уст рассказчиков, от которых он его слышал. Стихотворная сказка поделена на три сюжетных части. В первой рассказывается о том, как младшему брату Ивану достался великолепный трофей из двух златогривых лошадей и несуразного Конька-Горбунка, и как Иван стал царским конюхом. Во второй части можно узнать, как главный герой по приказу царя заманивает Жар-птицу, а за ней и Царь-девицу. В заключительной части Иван побывает в гостях у Солнца и Месяца и достанет со дна могучего океана волшебный перстень, в итоге станет царем, а в жены получит Царь-девицу.

8.

Агнии Барто предназначен для ребят 5-7 лет. Стиль поэтессы очень лёгкий, стихи нетрудно читать и запоминать детям. Автор как бы разговаривает с ребенком простым бытовым языком, без лирических отступлений и описаний - но в рифму. И разговор ведет с маленькими читателями, как будто автор - их ровесница. Стихи Барто всегда на современную тему, она словно бы рассказывает недавно случившуюся историю, причем ее эстетике характерно называть персонажей по именам: «Мы с Тамарой», «Кто не знает Любочку», «Наша Таня громко плачет», «Володин портрет», «Лешенька, Лешенька, сделай одолжение» - речь будто бы идёт о хорошо знакомых Лешеньках и Танях, у которых вот такие недостатки, а вовсе не о детях-читателях.

7.

Сказка Сергея Аксаков обязательно понравится дошколятам. Это произведение можно по праву отнести к русскому устному народному творчеству. История начинается со знакомства с купцом и его дочерями, которые все вместе жили в некотором царстве. Любящий отец, отправляющийся в долгую дорогу за товаром, спрашивает у девушек, что они хотят получить в подарок. Старшие сестры попросили красивые украшения, а младшенькая заказала необычный гостинец: аленький цветочек, которого милее на свете нет. И вот настала пора возвращаться обратно домой. Указ старших дочерей он выполнил, да вот только для самой любимой, младшенькой дочери Настеньки подарок не нашел…И тут приключилась с горюющим отцом печальная история: напали разбойники на него, а сам он убежал в лес. Там купец встретил невероятной красоты цветочек аленький. Не раздумывая, герой сорвал его, чем вызвал гнев стража этого места - Чудища лесного… За совершенный поступок купец должен взамен на цветок отдать свою любимую дочь…

6.

Сказочная повесть, придуманная Павлом Катаевым для детишек дошкольного возраста. Однажды случилось невероятное: в дупле белки поселилась маленькая девочка, а вместо нее в первый класс пошла белочка. Автор расскажет о том, как ребенок обучился жить в лесу, а белочка смогла жить среди людей.

5.

Книга Т. Александровой, включающая в себя три части, предназначена для детей дошкольного возраста. Увлекательная история расскажет о приключениях маленького, безобидного домовенка Кузьки. Он очень забавный: всегда рад поиграть со своими друзьями - домовятами и Лешиком. А еще Кузька сообразительный и очень добрый, любому старается помочь. С ним всегда интересно и весело девочке Наташе. И все ребята, как только прочитают эту книгу, подружатся с Кузькой. Эта удивительная книга станет для ребенка волшебной дверцей в мир сказочных персонажей и волшебных приключений.

4.

А. Усачева - сборник сказочных рассказов для детей 5-6 лет. В него вошли юмористичные истории о дворняге Соне, которая многое умеет, но постоянно оказывается в нелепых ситуациях. Благодаря своей смекалке собачка находит выход из любой опрометчивой ситуации. Книга обязательно понравится детям, которые прочтут ее с большим интересом и удовольствием.

3.

Сказка Корнея Чуковского - одно из лучших произведений, рекомендованных для детей 5-6 лет. Это добрая история о лучшем докторе, который помогал всем, кто нуждался в его помощи. И вот однажды Айболиту приходит тревожная телеграмма от Гиппопотама, который призывает доктора в Африку, чтобы спасти зверушек от нагрянувших болячек. Не раздумывая добрый персонаж устремляется туда. Ему предстоит долгий и опасный путь, но на помощь ему приходят животные и птицы, которые помогут добраться до нужного места и вылечить бедных зверушек.

2.

Сказка Астрид Линдгрен обязательно придется по душе малышам 5-6лет. Главный герой произведения семилетний Сванте, которого называют Малышом, самый обыкновенный мальчик. Но его жизнь резко меняется после знакомства со сказочным существом по имени Карлсон. Малыш в восторге от своего нового друга и охотно рассказывает о нем родителям. Но взрослые давно не верят в сказки и чудеса…После нескольких невероятных приключений, пережитых двумя друзьями, маленьким мальчиком и «мужчиной в самом расцвете сил», Малыш окончательно привязывается к Карлсону. Одним из счастливейших дней в жизни Малыша становится его День Рождения, когда родители дарят ему собаку Бимбо и, наконец, знакомятся с таинственным Карлсоном…

Примерный список литературы для чтения детям 4-5 лет

Русский фольклор
Песенки, потешки, заклички. «Наш козел»; «Зайчишка-трусишка»; «Дон! Дон! Дон!..», «Гуси, вы гуси»; «Ножки, ножки, где вы были?..», «Сидит, сидит зайка», «Кот на печку пошел», «Сегодня день целый», «Барашеньки», «Идет лисичка по мосту», «Солнышко-ведрышко», «Иди, весна, иди, красна».
Сказки.
«Про Иванушку-дурачка», обр. М. Горького; «Война грибов с ягодами», обр. В. Даля; «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», обр. А.Н.Толстого; «Жихарка», обр. И. Карнауховой; «Лисичка-сестричка и волк», обр. М. Булатова; «Зимовье», обр. И. Соколова-Микитова; «Лиса и козел», обр. О. Капицы; «Привередница», «Лиса-лапотница», обр. В. Даля; «Петушок и бобовое зернышко», обр. О. Капицы.

Фольклор народов мира
Песенки.
«Рыбки», «Утята», франц., обр. Н. Гернет и С. Гиппиус; «Чив-чив, воробей», пер. с коми-пермяц. В. Климова; «Пальцы», пер. с нем. Л. Яхина; «Мешок», татар., пер. Р. Ягофарова, пересказ Л. Кузьмина.
Сказки. «Три поросенка», пер. с англ. С. Михалкова; «Заяц и еж», из сказок братьев Гримм, пер. с нем. А. Введенского, под ред. С. Маршака; «Красная Шапочка», из сказок Ш. Перро, пер. с франц. Т. Габбе; братья Гримм. «Бременские музыканты», нем., пер. В. Введенского, под ред. С. Маршака.

Произведения поэтов и писателей России
Поэзия.
И. Бунин. «Листопад» (отрывок); А. Майков. «Осенние листья по ветру кружат.»; А. Пушкин. «Уж небо осенью дышало.» (из романа «Евгений Онегин»); А. Фет. «Мама! Глянь-ка из окошка»; Я. Аким. «Первый снег»; А. Барто. «Уехали»; С. Дрожжин. «Улицей гуляет» (из стихотворения «В крестьянской семье»); С. Есенин. «Поет зима - аукает»; Н. Некрасов. «Не ветер бушует над бором» (из поэмы «Мороз, Красный нос»); И. Суриков. «Зима»; С. Маршак. «Багаж», «Про все на свете», «Вот какой рассеянный», «Мяч»; С. Михалков. «Дядя Степа»; Е. Баратынский. «Весна, весна» (в сокр.); Ю. Мокриц. «Песенка про сказку»; «Дом гнома, гном - дома!»; Э. Успенский. «Разгром»; Д. Хармс. «Очень страшная история».
Проза.
В. Вересаев. «Братишка»; А. Введенский. «О девочке Маше, о собачке Петушке и о кошке Ниточке» (главы из книги); М. Зощенко. «Показательный ребенок»; К. Ушинский. «Бодливая корова»; С. Воронин. «Воинственный Жако»; С. Георгиев. «Бабушкин садик»; Н. Носов. «Заплатка», «Затейники»; Л. Пантелеев. «На море» (глава из книги «Рассказы о Белочке и Тамарочке»); В. Бианки. «Подкидыш»; Н. Сладков. «Неслух».
Литературные сказки. М. Горький. «Воробьишко»; В. Осеева. «Волшебная иголочка»; Р. Сеф. «Сказка о кругленьких и длинненьких человечках»; К. Чуковский. «Телефон», «Тараканище», «Федорино горе»; Н. Носов. «Приключения Незнайки и его друзей» (главы из книги); Д. Мамин-Сибиряк. «Сказка про Комара Комаровича - Длинный Нос и про Мохнатого Мишу - Короткий Хвост»; В. Бианки. «Первая охота»; Д. Самойлов. «У слоненка день рождения».
Басни.
Л. Толстой. «Отец приказал сыновьям», «Мальчик стерег овец.», «Хотела галка пить».

Произведения поэтов и писателей разных стран
Поэзия.
В. Витка. «Считалочка», пер. с белорус. И. Токмаковой; Ю. Тувим. «Чудеса», пер. с польск. В. Приходько; «Про пана Трулялинского», пересказ с польск. Б. Заходера; Ф. Грубин. «Слезы», пер. с чеш. Е. Солоновича; С. Вангели. «Подснежники» (главы из книги «Гугуцэ - капитан корабля»), пер. с молд. В. Берестова.
Литературные сказки.
А. Милн. «Винни-Пух и все-все-все» (главы из книги), пер. с англ. Б. Заходера; Э. Блайтон. «Знаменитый утенок Тим» (главы из книги), пер. с англ. Э. Паперной; Т. Эгнер. «Приключения в лесу Елки-на-Горке» (главы), пер. с норв. Л. Брауде; Д. Биссет. «Про мальчика, который рычал на тигров», пер. с англ. Н. Шерешевской; Э. Хогарт. «Мафин и его веселые друзья» (главы из книги), пер. с англ. О. Образцовой и Н. Шанько.

ФАКТЫ О ЧТЕНИИ
1. Благодаря чтению развивается РЕЧЬ ребенка и увеличивается его словарный запас. Книга учит маленького человека выражать свои мысли и понимать сказанное другими людьми.
2. Чтение развивает МЫШЛЕНИЕ. Из книг ребенок учится абстрактным понятиям и расширяет горизонты своего мира. Книга объясняет ему жизнь и помогает увидеть связь одного явления с другим.
3. Работа с книгой стимулирует ТВОРЧЕСКОЕ ВООБРАЖЕНИЕ, позволяет работать фантазии и учит детей мыслить образами.
4. Чтение развивает познавательные интересы и расширяет КРУГОЗОР. Из книг и периодики ребенок узнает о других странах и другом образе жизни, о природе, технике, истории и обо все, что его интересует.
5. Книги помогают ребенку ПОЗНАТЬ САМОГО СЕБЯ. Для чувства собственного достоинства очень важно знать, что другие люди думают, чувствуют и реагируют так же, как он.
6. Книги помогают детям ПОНЯТЬ ДРУГИХ. Читая книги, написанные писателями других культур и других эпох, и, видя, что их мысли и чувства похожи на наши, дети лучше понимают их и избавляются от предрассудков.
7. Хорошую детскую книжку можно читать ребенку вслух. Процесс совместного чтения способствует ДУХОВНОМУ ОБЩЕНИЮ родителей и детей, установлению взаимопонимания, близости, доверительности. Книга объединяет поколения.
8. Книги ПОМОЩНИКИ РОДИТЕЛЕЙ в решении воспитательных задач. Они учат детей этике, заставляют размышлять о добре и зле, развивают способность к сопереживанию, помогают научиться входить в положение других людей.
9. Именно чтение выполняет не только ПОЗНАВАТЕЛЬНУЮ, ЭСТЕТИЧЕСКУЮ, но и ВОСПИТАТЕЛЬНУЮ функцию.