Проблема сострадания к природе аргументы. ⁠аргументы к сочинению

Природа в поэме находится в тесной связи с людьми. Так, солнечное затмение словно предупреждает войско князя Иго­ря о грядущей опасности. После поражения русских «никнет трава от жалости, а дерево с горем к земле приклонилось». В момент бегства Игоря из плена дятлы своим стуком подска­зывают ему путь к реке. Река Донец также помогает ему, «ле­лея князя на волнах, постилая ему зеленую траву на своих серебряных берегах, одевая его теплыми туманами под сенью зеленого дерева». И Игорь благодарит Донец, своего спасите­ля, поэтически беседуя с рекой.

К.Г. Паустовский - сказка «Растрепанный воробей».

Маленькая девочка Маша подружилась с воробьем Пашкой. И он помог вернуть ей украденный вороной стеклянный бу­кетик, который отец, находящийся на фронте, подарил ког­да-то ее маме.

Как природа воздействует на человеческую душу? Природа помогает нам открыть себя и окружающий мир

Л.Н. Толстой - роман-эпопея «Война и мир». Природа дарит человеку надежду, помогает человеку осознать свои ис­тинные чувства, разобраться в собственной душе. Вспомним встречу князя Андрея с дубом. Если по пути в Отрадное этот старый, погибающий дуб наполнял душу его лишь горечью, то на обратной дороге дуб с молодыми, зелеными, сочными листьями помогает ему вдруг осознать, что жизнь еще не конче­на, впереди, может быть, счастье, исполнение своего предназ­начения.

Ю. Яковлев - рассказ «Разбуженный соловьями». При­рода пробуждает в душе человека лучшие человеческие каче­ства, творческий потенциал, помогает раскрыться. Герой рас­сказа - эдакий сорви-голова, трудный ребенок, которого взрослые не любили да и не воспринимали всерьез. Прозвище его - Селюженок. Но вот однажды ночью услышал он пение соловья, и захотелось ему этого соловья изобразить. Он лепит его из пластилина, а потом записывается в художественную студию. В жизни его появляется интерес, взрослые меняют свое отношение к нему.

Ю. Нагибин - рассказ «Зимний дуб». Природа помогает человеку совершить множество открытий. На фоне природы мы лучше осознаем свои собственные чувства, а также по- новому смотрим на окружающих нас людей. Так произошло и с героиней рассказа Нагибина, учительницей Анной Васи­льевной. Попав с Савушкиным в зимний лес, она по-новому взглянула на этого мальчишку, открыла в нем качества, кото­рые не замечала раньше: близость к природе, непосредствен­ность, благородство.

Какие чувства пробуждает в нашей душе красота русской природы? Любовь к русской природе - любовь к Родине

С.А. Есенин - стихотворения «О пашни, пашни, паш­ни...», «Спит ковыль, равнина дорогая...», «Русь». Тема приро­ды в творчестве Есенина неразрывно сливается с темой малой родины, русской деревни. Так, ранние стихотворения поэта, наполненные христианскими образами и деталями крестьян­ского быта, воссоздают картину жизни православной Руси. Вот проходят деревнями калики убогие, вот появляется на до­рогах странник Микола, вот дьячок поминает усопших. Каж­дый из этих сюжетов обрамлен скромным, незатейливым пей­зажем. И до самых последних дней Есенин сохраняет верность своему идеалу, оставаясь поэтом «золотой бревенчатой избы». Преклонение перед красотой русской природы сливается в стихах его с любовью к России.

Н.М. Рубцов - стихотворения «Я буду скакать по хол­мам задремавшей Отчизны...», «Тихая моя Родина», «Звезда полей», «Березы». В стихотворении «Видения на холме» Н. Рубцов обращается к историческому прошлому Родины и прослеживает связь времен, находя отголоски этого прошло­го в настоящем. Времена Батыя давно прошли, однако для Руси всех времен есть свои «татары и монголы». Образ Роди­ны, чувства лирического героя, красота русской природы, не­зыблемость народных устоев и сила духа русского народа есть то доброе начало, что противопоставлено в стихотворении об­разу зла в прошлом и настоящем. В стихотворении «Тихая моя Родина» поэт создает образ родной деревни: избы, ивы, река, соловьи, старая церковь, погост. Звезда полей же становится у Рубцова символом всей России, символом счастья. Именно этот образ, да еще, пожалуй, русские березы ассоциируются у поэта с Родиной.

К.Г. Паустовский - рассказ «Ильинский омут». Автор рассказывает о своей привязанности к одному из маленьких местечек России - Ильинскому омуту. Такие места, по мыс­ли автора, несут в себе что-то священное, они наполняют душу душевной легкостью, благоговением перед красотой родной земли. Так в человеке зарождается чувство Родины - из ма­лой любви

  • Люди забыли, что природа – это их дом.
  • Люди, обладающие высокими нравственными качествами, защищают природу.
  • Любовь к природе делает человека чище.

Аргументы

1. Герой стихотворения Н.А. Некрасова «Дед Мазай и зайцы» во время весеннего наводнения спасает тонущих зайцев, собирает их в лодку, двух заболевших вылечивает. Лес для него - дом, и о тех, кто живет в нем, дед Мазай заботится, оберегает. Такое отношение - урок любви к природе, любви бережной и разумной

2. В произведении Б.Л. Васильева “Не стреляйте в белых лебедей" главный герой, Егор Полушкин, заботится о всем живом. Часто он становится объектом насмешек, потому что окружающие не поддерживают его взглядов на мир. Егор Полушкин, прокладывая трубу, решает обогнуть муравейник, что вызывает смех и осуждение со стороны людей. Когда герой нуждается в деньгах, он узнает, что население может получать вознаграждение за моченое лыко. Однако даже в непростой ситуации герой не может решиться на уничтожение живого, в то время как его двоюродный брат ради наживы губит целую рощу. Сын Егора Полушкина отличается такими же нравственными качествами: Колька отдает свой дорогой подарок (спиннинг, о котором мечтал каждый) Вовке для спасения щенка, которого мальчик хотел замучить. Сам главный герой оказывается убит злыми и завистливыми людьми за желание защищать природу.

3. В рассказе Василия Макаровича Шукшина «Старик, солнце и девушка» мы видим изумительный пример отношения к родной природе, окружающей нас. Старик, герой произведения, каждый вечер приходит в одно и то же место и смотрит, как заходит солнце. Рядом находившейся девушке-художнице он комментирует ежеминутно меняющиеся краски заката. Каким неожиданным было для героини открытие, что дед-то, оказывается, слепой! Уже более 10 лет! Как надо любить родную землю, чтобы помнить в течение десятилетий ее красоту!!!

Продолжаем готовиться вместе к сочинению на ЕГЭ по русскому языку. Архив сообщений >>>>> .
Литературный аргумент не простой элемент в композиции сочинения. Вспомним, перечитаем некоторые произведения, указанные ниже. Поможет нам книга Е.В. Амелиной "Пишем сочинение на ЕГЭ (часть С) /Ростов-на-Дону: Феникс, 2015/

" Проблема противостояния человека и природы, разрушения человеком окружающего природного мира, экологические проблемы

Ф.И. Тютчев
стихотворения:
"Природа-сфинкс" ,
"Певучесть есть в морских волнах..." ,
.

Человек смертен, а природа вечна. Это стихия, равнодушная к людским нуждам, судьбам, делам. Она неуправляема, непознаваема, в бурях заснувших - "хаос шевелится". В этом суть вечного конфликта человека и природы. Человек, по мысли Ф.И. Тютчева, - всего лишь "мыслящий тростник".

И.С. Тургенев
повесть "Поездка в Полесье" ,
стихотворение в прозе "Природа" .
Человек смертен, а природа вечна. Человек - дитя природы, как и любая другая тварь. Но природе не ведомо ни добро, ни зло, разум не является для неё законом. Она не знает искусства, свободы, не терпит ничего бессмертного. Она с лёгкостью даёт жизнь и легко отнимает её у живых существ. До судеб человечества ей нет никакого дела. В этом суть конфликта.

Н.А. Заболоцкий
стихотворения:
"Я не ищу гармонии в природе..." ,
"Вчера, о смерти размышляя..." ,
"Метаморфозы"
Человек смертен, а природа вечна. В мире природы нет гармонии, нет разумности. Человек - всего лишь мысль природы, "зыбкий ум её". Человеческое сознание не в силах соединить "смерть и бытие". Человеческая жизнь преходяща, но человек может оставить себя в этом мире, явившись туда вновь "дыханием цветов", ветвями большого дуба.

В.П. Астафьев
повествование в рассказах "Царь-рыба" .
Основная тема - взаимодействие человека и природы. Писатель рассказывает, как истребляют белую и красную рыбу на Енисее, уничтожают зверя и птицу. Кульминационной становится драматическая история, приключившаяся однажды на реке с браконьером Зиновием Утробиным. Проверяя самоловы, он вывалился из лодки и запутался в собственных сетях. В этой экстремальной ситуации, на грани жизни и смерти, вспоминает он свои земные грехи, вспоминает, как обидел когда-то свою односельчанку Глашку, искренне раскаивается в содеянном, молит о пощаде, мысленно обращаясь и к Глашке, и к царь-рыбе, и ко всему белому свету. И всё это даёт ему "какое-то ещё не постигнутое умом освобождение". Игнатьичу удаётся спастись. Сама природа здесь преподнесла ему урок. Таким образом, В.Астафьев возвращает наше сознание к гётевскому тезису: "Природа всегда права".

Ч.Т. Айтматов
роман "Плаха" .
В романе писатель говорит об уничтожении живой природы человеком. Трижды волчья семья лишается своих детёнышей. И волчица Акбара начинает мстить человеку, забирает его детёныша. Разрешением этой ситуации становятся несколько смертей: погибает сама волчица, маленький ребёнок, сын Бостона, а также Базарбай, похитивший волчат. Волчица Акбара воплощает в произведении мать-природу, которая восстаёт против уничтожающего её человека.
Б.Л. Васильев
повесть "Не стреляйте в белых лебедей" .
Герой этой повести, лесник Егор Полушкин, его сын Колька противопоставлены браконьерам, людям, бездушно уничтожающим природу".

Проблема взаимодействия человека и природы. Как достичь гармонического сосуществования? Как природа воздействует на человеческую душу? и др. - в следующем тематическом сообщении.

  1. А. С. Пушкин. «Евгений Онегин». Человек иногда, не замечая своего счастья, проходит мимо. Когда чувство любви возникает у него, становится поздно. Так случилось с Евгением Онегиным. Сначала он отверг любовь деревенской девушки. Встретившись с ней через несколько лет, он понял, что влюблён. К сожалению, их счастье невозможно.
  2. М. Ю Лермонтов. «Герой нашего времени». Истинная любовь Печорина к Вере. Его легкомысленное отношение к Мэри и Бэле.
  3. И С. Тургенев. «Отцы и дети». Евгений Базаров отрицал всё, в том числе и любовь. Но жизнь заставила его испытать его это истинное чувство к Анне Одинцовой. Суровый нигилист не смог противостоять уму и обаянию этой женщины.
  4. И А. Гончаров. «Обломов». Любовь Обломова Ольги Ильинской. Желание Ольги вырвать Илью из состояния равнодушия и лени. Обломов пытался найти цель жизни в любви. Однако усилия влюблённых были тщетны.
  5. А. Н. Островский. Невозможно жить без любви. Доказательством тому является, например, глубокая драма, которую пережила Катерина, главная героиня пьесы А. Н. Островского «Гроза».
  6. И.А. Гончаров. «Обломов». Великая сила любви - тема многих писателей. Часто человек способен ради любимого изменить даже свою жизнь. Однако не всегда это удаётся. Например, Илья Ильич, герой романа И.А. Гончарова «Обломов», ради любви отказался от многих своих привычек. Ольга же, испытав разочарование, бросает Обломова. Взаимообогащающего развития их отношений не получилось, потому что желание прозябать «переползая из одного дня в другой», для Ильи оказалось сильнее.
  7. Л.Н. Толстой. Любовь - великое чувство. Оно способно изменить жизнь человека. Но может принести много надежд и разочарований. Однако это состояние может и преобразить человека. Такие жизненные ситуации были описаны великим русским писателем Л.Н. Толстым в романе «Война и мир». Например, князь Болконский после жизненных невзгод был убеждён, что больше никогда не испытает счастья, радости. Однако встреча с Наташей Ростовой изменила его взгляд на мир. Любовь - великая сила.
  8. А. Куприн. Порой кажется, что из нашей жизни исчезает поэзия, волшебная красота любви, что мельчают чувства людей. Верой в любовь до сих пор поражает читателей рассказ А. Куприна «Гранатовый браслет». Его можно назвать волнующим гимном любви. Такие рассказы помогают сохранить веру в то, что мир прекрасен, а людям иногда доступно недоступное.
  9. И.А. Гончаров «Обломов». Влияние дружбы на формирование личности - серьёзная тема, волновавшая И. А. Гончарова. Герои его романа, ровесники и друзья, И. И. Обломов и А. И. Штольц, показаны почти по одной схеме: детство, окружение, образование. Но Штольц пытался изменить сонную жизнь друга. Его попытки не увенчались успехом. После кончины Обломова Андрей взял в свою семью сына Ильи. Так поступают настоящие друзья.
  10. И.А. Гончаров «Обломов». В дружбе осуществляется взаимовлияние. Отношения бывают непрочными, если люди не желают помогать друг другу. Это показано в романе И.А. Гончарова «Обломов». Апатичная, трудная на подъём, натура Ильи Ильича и молодая энергия Андрея Штольца - всё это говорило о невозможности дружбы между этими людьми. Однако Андрей прилагал все усилия подвигнуть Обломова на какую-нибудь деятельность. Правда, Илья Ильич не смог достойно ответить на заботу друга. Но желания и попытки Штольца заслуживают уважения.
  11. И.С. Тургенев «Отцы и дети». Дружба не всегда бывает прочной, особенно если она держится на подчинении одного человека другому. Подобную ситуацию описал Тургенев в романе «Отцы и дети». Аркадий Кирсанов сначала был яростным приверженцем нигилистических взглядов Базарова и считал себя его другом. Однако он быстро растерял убеждение и перешёл на сторону старшего поколения. Базаров, по словам Аркадия, остался в одиночестве. Это произошло оттого, что дружба не была равноправной.
  12. Н.В. Гоголь «Тарас Бульба» (о дружбе, товариществе). О том, что «нет святее уз товарищества», говорится в повести Н. Гоголя «Тарас Бульба».

Данная работа адресована школьникам, которым предстоит государственная итоговая аттестация в 11 классе в формате ЕГЭ .

Предложенный материал поможет выпускникам в написании части С, а именно: в подборе аргументов. Кроме того, ученик увидит, что проблемы, поднятые авторами текстов, могут быть разными, а для выражения своего мнения по ним может послужить аргумент, взятый из одного и того же произведения (повесть Б.Васильева «Не стреляйте в белых лебедей», роман И.С. Тургенева «Отцы и дети», стихотворение А.С. Пушкина «Роняет лес багряный свой убор…»).

Помимо того, рассмотрены такие произведения, как: роман М.Шолохова «Поднятая целина», роман Н.Г. Чернышевского «Что делать?», роман-эпопея «Война и мир» Л.Н. Толстого.

1. Проблема бережного отношения к природе: Аргумент из художественной литературы (повесть Бориса Васильева «Не стреляйте в белых лебедей»): В повести Бориса Васильева «Не стреляйте в белых лебедей» изображены разные люди: бережливые хозяева природы и те, кто относится к ней потребительски, совершая страшные поступки: сжигает муравейник, истребляет лебедей. Такова «благодарность» туристов за отдых, наслаждение красотой. К счастью, есть такие, как Егор Полушкин, который стремился сохранить и сберечь мир природы и этому учил своего сына Кольку. Аргумент из жизни: В жизни, к сожалению, – те же герои, что и в повести Б.Васильева. Они вырубают деревья, чтобы не мешали строительству гаражей; вытаптывают газоны, чтобы сократить путь; не соблюдают чистоту в городских парках, окрестных лесах, а тем самым губят природу и поступками обнажают свою «нравственную геологию». И только такие, как Егор, каждую весну и осень приумножают зеленые насаждения, преображают парки, сохраняют леса.

2. Проблема счастья, смысла жизни: Аргумент из художественной литературы (повесть Бориса Васильева «Не стреляйте в белых лебедей»): Проблема счастья и смысла жизни раскрывается на примере образа героя Егора Полушкина в повести Бориса Васильева «Не стреляйте в белых лебедей». Счастье и смысл жизни Егора – охранять природу для людей. Он говорил: «Я хочу, чтоб ласково всем было, вот». С какой любовью он наблюдал за парой белых лебедей на Черном озере, которых купил в областном городе! Он хотел, «чтоб озеро обратно Лебяжьим звали», как когда-то. Он «поступал не по соображениям ума, а так, как велела ему совесть». Совесть велела ему жить для людей и охранять природу тоже для людей. Аргумент из жизни: Замечательно, что Егоры Полушкины живут и в нашей обычной жизни: содержат питомники для бездомных животных, по собственной инициативе благоустраивают детские площадки, возделывают цветочные клумбы возле домов. Делают не для себя, а для других и от этого чувствуют себя счастливыми!

3. Проблема бездуховности, равнодушия, жестокости : Аргумент из художественной литературы (повесть Бориса Васильева «Не стреляйте в белых лебедей»): О бездуховности, равнодушии и жестокости людей рассказывает нам Борис Васильев в повести «Не стреляйте в белых лебедей». Туристы сожгли огромный муравейник, чтобы не испытывать от него неудобства, «смотрели, как тает на глазах гигантское сооружение, терпеливый труд миллионов крохотных существ». С восхищением смотрели на фейерверк и восклицали: «Салют победы! Человек- царь природы». Аргумент из жизни: В жизни, к сожалению, не раз приходится сталкиваться и с бездуховностью, и равнодушием, и жестокостью как по отношению к природе, так и по отношению к людям. Все это ведет к страшным последствиям: гибнет природа, растет число детских домов, увеличивается процент преступности в стране. Страшно…

4. Проблема места и роли прекрасного в жизни человека: Аргумент из художественной литературы(роман И.С.Тургенева «Отцы и дети»): Данная проблема рассматривается в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети». Николай Петрович Кирсанов – ценитель природы, искусства и литературы. С интересом он слушал «кипучие речи» Евгения Базарова, но не мог понять, как можно « отвергать поэзию, не сочувствовать художеству, природе?..» Нельзя отрицать то, что делает нашу жизнь красивее. Аргумент из жизни: Среди моего поколения есть те, кто заменил книги компьютером, не знает, например, имени художника, написавшего картину «Грачи прилетели», к природе относится потребительски… Их жизнь, на мой взгляд, неинтересна, бедна, а сами они, наверное, никогда не испытывают одухотворенности.

5. Проблема образования и воспитания в становлении личности: Аргумент из художественной литературы(роман И.С.Тургенева «Отцы и дети»): Не обошел проблему образования и воспитания в становлении личности И.С.Тургенев в романе «Отцы и дети» и решал ее на примере жизни Н.П.Кирсанова, отца Аркадия Кирсанова. Вдумчивый, стремящийся исполнить отцовский долг, он повез Аркашу в Петербург, в Университет, и остался с сыном. Он старался сблизиться с соучениками Аркадия, читал те же книги, интересовался увлечениями молодежи, следил за современной жизнью. Почему? Да потому что его волновало не только материальное благополучие сына, но и духовное развитие как результат образования и воспитания в период взросления. Аргумент из жизни: Образование немыслимо без воспитания, иначе трудно будет сформировать свою жизненную позицию, стать гармоничной личностью. Уроки литературы дали нам нравственные уроки жизни, биология помогла обрести здоровье, история не позволила потерять связь времен…Образование и воспитание неразрывны. Есть результат: я выросла духовно.

6. Проблема верности клятве: Аргумент из художественной литературы(А.С.Пушкин «Роняет лес багряный свой убор…») Примером настоящей дружбы является лицейский союз товарищей А.С.Пушкина, о котором писал поэт в стихотворении «Роняет лес багряный свой убор…»: Друзья мои! Прекрасен наш союз! Он, как душа, неразделим и вечен. Лицеисты по окончании учебного заведения дали клятву друг другу собраться на лицейском празднике в 1825г, но, к сожалению, такую возможность имел только Александр Горчаков, ставший на тот момент дипломатом и достигший поста министра иностранных дел. Лицейские друзья Пушкина не нарушили клятву, они помнили о ней, но не смогли быть на встрече по политическим причинам, например, И.Пущин как участник восстания на Сенатской площади был сослан в Сибирь, сам Пушкин как опальный поэт находился в ссылке в Михайловском. Аргумент из жизни: У меня тоже есть школьные друзья. Нас объединяют общие интересы: музыка, литература, спорт. Есть общая мечта – стать дипломированными специалистами. Мы не давали клятву, но я уверенна: она у нас в душе. Это клятва верности школьной дружбе. Надо помнить о ней и приходить на помощь друг к другу, несмотря ни на что.

7. Проблема дружбы: Аргумент из художественной литературы(А.С.Пушкин «Роняет лес багряный свой убор…») Примером настоящей дружбы является лицейский союз товарищей А.С.Пушкина, о котором писал поэт в стихотворении «Роняет лес багряный свой убор…»: Друзья мои! Прекрасен наш союз! Он, как душа, неразделим и вечен. Эти строки звучат как гимн святому чувству дружбы. Аргумент из жизни: У меня тоже есть школьные друзья. Нас объединяют общие интересы: музыка, литература, спорт. Есть общая мечта – стать дипломированными специалистами. Мы постараемся сохранить школьную дружбу, помнить о ней и приходить на помощь друг к другу, несмотря ни на что.

8. Проблема сохранения чести и верности слову: Аргумент из художественной литературы(роман-эпопея Л.Н.Толстого «Война и мир»): Человек чести и слова – Николай Болконский, герой романа-эпопеи Л.Н.Толстого «Война и мир». В таком духе он воспитывал и Андрея Болконского. Провожая сына на войну, отец настрого запретил ему служить из милости, потому что это больно и стыдно. Андрей ничего не обещал, он был воспитан в семье Николая Болконского, где соблюдались нравственные законы, поэтому служил Отечеству верой и правдой, достойно и честно. Аргумент из жизни: Болконские живут среди нас, на них держишь равнение. Мы должны быть их преемниками в отношении нравственности: жить честно, помнить о чести, быть верными слову. Все это должно иметь глубокое содержание и смысл. Я, например, должна успешно окончить школу, и, в первую очередь, систематизировать знания по предметам и достойно сдать государственные экзамены, чтобы уверенно держать в руках аттестат зрелости.

9. Проблема забвения родителей как смертного греха: Аргумент из художественной литературы(роман А.Шолохова «Поднятая целина»): Проблема забвения родителей как смертного греха рассматривается в романе А.Шолохова «Поднятая целина» на примере образа Якова Лукича Островного, заморившего родную мать голодом и державшего ее под замком ради своего спасения, во избежание ссылки. Он ждал ее смерти и дождался: «Старуха лежала на полу около порога, и случайно забытая…рукавица была изжевана ее беззубыми деснами…» Поздно он почувствовал тяжесть понесенной утраты… Аргумент из жизни: Та же проблема порой звучит и в современной жизни. Родители забыты: ни звонков, ни писем, ни материальной помощи. Они пытаются оправдать детей в силу житейских забот и живут в ожидании встречи…А взрослые дети вспоминают об отце и матери слишком поздно и начинают в церкви замаливать грехи…Что это, боль или боязнь?..

10. Проблема формирования характера человека: Аргумент из художественной литературы(роман Н.Г.Чернышевского «Что делать?»): Проблему формирования характера человека рассматривает Н.Г.Чернышевский в своем романе «Что делать?» на примере образа Рахметова, человека «особой породы». Он готовил себя в профессиональные революционеры и для этого, в первую очередь, развивал физические силы: занимался гимнастикой, «принял боксерскую диету», «был пахарем, плотником, раз даже прошел бурлаком всю Волгу», считал, что «это полезно, может пригодиться». Никитушка Ломов (так его окрестили «товарищи по лямке») не только физически развился, но и закалил характер. По словам Чернышевского, Рахметов - особенный человек. Аргумент из жизни: По окончании школы выпускник получит аттестат зрелости, но на этом процесс становления его как личности, формирования характера не закончится. Главное впереди: не свернуть с правильного пути, преодолеть трудности и реализовать свои возможности. Для этого потребуются силы, нравственные и физические. Жизнь не раз проверит его характер на прочность, который, по словам Р.Эмерсона, «есть совершенно воспитанная воля».