Повести древнерусские. Древнерусская литература Древняя русская литература читать

литературные произведения (11-17 вв.), охватывающие различные типы повествования. В литературе Киевской Руси (См. Киевская Русь) были распространены переводные повести с нравоучительными тенденциями и развитыми сюжетами (повесть об Акире Премудром; повесть «О Варлааме и Иоасафе»; воинское повествование «История Иудейской войны» Иосифа Флавия; «Александрия»; «Девгениево деяние» и др.). Оригинальные русские повести первоначально носили легендарно-исторический характер и включались в летописи (об Олеге Вещем, о мести Ольги, о крещении Владимира и др.). В дальнейшем П. д. развивались в двух основных направлениях - историко-эпическом и историко-биографическом. Первое культивировало принципы повествования о событиях главным образом военных (повести о междоусобных войнах князей; о войнах с половцами 11-12 вв.; о татаро-монгольском нашествии 13-14 вв.; «Сказание о Мамаевом побоище», 15 в.). Воинские повести часто превращались в обширные беллетризованные «истории» («Повесть о Царь-граде», 15 в.; «История о Казанском царстве», 16 в., и др.), в ряде случаев приобретали фольклорно-эпическую окраску («Повесть о разорении Рязани Батыем», 14 в.; «Повесть об Азовском сидении», 17 в., и др.). К повестям такого типа относятся дружинно-эпические «Слово о полку Игореве» (12 в.) и «Задонщина» (14 в.). Воинским повестям свойственны патриотические идеалы, красочность батальных описаний. Среди повествований о событиях выделяются также повести, посвященные проблемам государственности. Легендарно-исторические повествования периода формирования Русского централизованного государства посвящались преемственности мировых монархий и происхождению династии Рюриковичей (повести «О Вавилонском царстве», «О князьях Владимирских» и др., 15-16 вв.). Затем главной темой повестей становится историко-публицистического описание кризиса московской государственности в «смутное время» и смены царствующих династий («Повесть 1606 года», «Сказание» Авраамия Палицына, «Летописная книга» И. Катырева-Ростовского и др.).

Другое направление П. д. разрабатывало принципы повествования о героях, первоначально основанного на христианско-провиденциальном, торжественно-риторическом описании деяний выдающихся князей в борьбе с внешними врагами (жития Александра Невского, Довмонта Псковского, 13 в.; Дмитрия Донского, 15 в.); эти произведения занимали промежуточное положение между традиционными воинскими повестями и житиями святых. Постепенно историко-биографическое повествование начало перемещать своих героев в бытовую обстановку: повесть о Петре и Февронии Муромских (15-16 вв.), проникнутая сказочной символикой; повесть о дворянке Юлиании Лазаревской (17 в.) и др. Интерес к подвигам героев вытесняется вниманием к взаимоотношениям людей, к поведению личности в быту, которое, однако, ещё обусловливалось церковно-этическими нормами. Повести биографического типа разветвлялись на поучительные жития-автобиографии (жития Аввакума, Епифания) и повествования полусветского, а затем и светского характера, проникнутые средневеково-традиционной моралью (фольклорно-лиричная «Повесть о Горе-Злочастии», книжно-беллетристическая «Повесть о Савве Грудцыне», 17 в.). Повествование всё более отрывается от исторической канвы и овладевает искусством сюжетосложення. В конце 17 в. возникают сатирические повести с элементом литературной пародии («Повесть о Ерше Ершовиче», «Шемякин суд» и др.). Острые сложнобытовые ситуации оснащаются натуралистическими деталями, свойственными ранней новелле (повести о купце Карпе Сутулове и его жене, 17 в.; «Повесть о Фроле Скобееве», начало 18 в.). Вновь входят в моду переводные повести, герои которых русифицируются в сказочном духе («О Бове-Королевиче», «О Еруслане Лазаревиче» и др.), сборники западноевропейских новелл («Великое зерцало», «Фацеции» и др.). П. д. совершают закономерную эволюцию от средневекового исторического повествования к беллетристической повести нового времени.

Лит.: Пыпин А. Н., Очерк литературной истории старинных повестей и сказок русских, СПБ, 1857; Орлов А. С., Переводные повести феодальной Руси и Московского государства XII-XVII вв., [Л.], 1934; Старинная русская повесть. Статьи и исследования. Под ред. Н. К. Гудзия, М. - Л., 1941; Истоки русской беллетристики. [Отв. ред. Я. С. Лурье], Л., 1970; История русской литературы, т. 1, М. - Л., 1958.

А. Н. Робинсон.

  • - см. Изборники...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - ПОВЕ|СТИ, ДОУ, ДЕТЬ гл. 1.Повести, отвести кудал.: и гл҃ааше поведи м˫а къ цр҃кви преславьною х҃вѹ мч҃нкѹ. СкБГ XII, 23б; поведи мѧ да вижю всѧ мѹкы. СбТр XII/XIII, 34...

    Словарь древнерусского языка (XI-XIV вв.)

  • - главное в ней лицо, на котором особенно сосредоточен интерес повести Ср. Роман начался с описания блестящего бала, на котором являются два главные лица романа, или герой и героиня... Гончаров. Литературный вечер. 1...
  • - B/B гл см. _Приложение II поведённый A/B пр...

    Словарь ударений русского языка

  • - см. поваживать, поводить...

    Толковый словарь Даля

  • - ́, -еду, -едёшь; -ёл, -ела; -едший; поведённый; -едя; совер. 1. кого. Начать вести. П. больного под руку. П. туристов в горы. П. шоссе на север. П. автомобиль. П. беседу. П. собрание. П. смычком по струнам...

    Толковый словарь Ожегова

  • - ́ поведу́, поведёшь, прош. повёл, повела́; пове́дший, сов. 1. кого–что. Совершить, начать совершать, проявить что–н. в соответствии со всеми знач. глаг. вести. Повести кого–н. по незнакомой улице...

    Толковый словарь Ушакова

  • Толковый словарь Ефремовой

  • - повести́ I сов. перех. и неперех. 1. перех. Направить движение кого-либо, чего-либо, указывая путь; помочь идти. отт. Принудить идти вместе, насильно потянуть за собой. 2. перех...

    Толковый словарь Ефремовой

  • - повести́ I сов. перех. и неперех. 1. перех. Направить движение кого-либо, чего-либо, указывая путь; помочь идти. отт. Принудить идти вместе, насильно потянуть за собой. 2. перех...

    Толковый словарь Ефремовой

  • - повест"и, -ед"у, -едёт; прош. вр. -ёл, -ел"...

    Русский орфографический словарь

  • - в знак внимания, участия, тревоги Ср. "Стальная и бездушная вы женщина!" - она хоть бы бровью повела. Писемский. Взбаламученное море. 6, 18. Ср. Ita supercilium salit. Plaut. Pseudol. 107. См. бровью не моргнуть. См. брови сдвинуть...

    Толково-фразеологический словарь Михельсона

  • - въ знакъ вниманія, участія, тревоги. Ср. «Стальная и бездушная вы женщина!» - она хоть бы бровью повела. Писемскій. Взбаламученное море. 6, 13. Ср. Ita supercilium salit. Plaut. Pseudol. 107. См. Бровью не моргнуть...
  • - Герой повѣсти главное въ ней лицо, - на которомъ особенно сосредоточенъ интересъ повести. Ср. Романъ начался съ описанія блестящаго бала, на которомъ являются два главныя лица романа, или герой и героиня.....

    Толково-фразеологический словарь Михельсона (ориг. орф.)

  • - ...

    Формы слова

  • - ни к чему не повело....

    Словарь синонимов

"Повести древнерусские" в книгах

Вареники с творогом древнерусские

Из книги Вареники, клецки, галушки автора Мельников Илья

Сырники «Древнерусские»

Из книги Самые вкусные рецепты. Сверхпростые кулинарные рецепты автора Кашин Сергей Павлович

Древнерусские волхвы

Из книги Славянская энциклопедия автора Артемов Владислав Владимирович

Древнерусские волхвы Издревле у славян существовали волхвы, носители народных религиозных представлений и таинственных знаний, заклинавшие и предсказывавшие, врачевавшие и исполнявшие различные религиозные обряды. Волхвы – представители старой, языческой религии,

ГЛАВА 2 ДРЕВНЕРУССКИЕ ЗЕМЛИ В XII – НАЧАЛЕ XIII в

Из книги История России с древнейших времен до XVI века. 6 класс автора Черникова Татьяна Васильевна

ГЛАВА 2 ДРЕВНЕРУССКИЕ ЗЕМЛИ В XII – НАЧАЛЕ XIII в § 10. ПОЛИТИЧЕСКАЯ РАЗДРОБЛЕННОСТЬ РУСИ 1. Начало раздробленностиВ XII столетии Русь вступила в новый период исторического развития – период раздробленности. Он длился 300 лет – с XII до конца XV в.В 1132 г. сын Владимира Мономаха

Оригинальные древнерусские нормы

Из книги Курс русской истории (Лекции I-XXXII) автора

Оригинальные древнерусские нормы В древнерусской юридической, преимущественно церковно-юридической, письменности встречаем одинокие статьи русского происхождения, как будто случайно попавшие в то место, где мы их находим, не имеющие органической связи с памятником, к

Глава 3 Древнерусские «княжества»

Из книги Русское Средневековье автора Горский Антон Анатольевич

Глава 3 Древнерусские «княжества» Когда в тех или иных трудах по истории - научных, научно-популярных или учебных - речь идет о политическом развитии средневековой Руси, самыми употребительными терминами являются два - это «государство» и «княжество». Оба слова -

Из книги Загадка крещения Руси автора Фроянов Игорь Яковлевич

ДРЕВНЕРУССКИЕ ИСТОЧНИКИ Митрополит Иларион{42}«Хвалит же гласом хваления Римская страна Петра и Павла, коими приведена к вере в Иисуса Христа, Сына Божия; (восхваляют) Асия, Эфес и Патмос Иоанна Богослова, Индия - Фому, Египет - Марка. Все страны, грады и народы чтут и

Из книги Краткий курс по русской истории автора Ключевский Василий Осипович

Древнерусские жития святых как исторический источник Для предупреждения требований, которым удовлетворить автор не мог и не думал, он находит нелишним объяснить происхождение своего труда. Он обратился к древнерусским житиям, как к самому обильному и свежему источнику,

Древнерусские языческие святилища

Из книги Воскрешение Перуна. К реконструкции восточнославянского язычества автора Клейн Лев Самуилович

Древнерусские языческие святилища Вопрос о «шестибожии», о пантеоне Владимира и летописных сообщениях обычно проверяется и подтверждается археологическими памятниками. В литературе постоянно фигурируют так называемые «древнерусские языческие святилища» - комплекс,

Из «Повести временных лет». В переводе А. Г. Кузьмина по изданию «Се Повести временных лет» (Лаврентьевская летопись) (Арзамас, 1993)

Из книги ИСТОРИЯ РОССИИ с древнейших времен до 1618 г.Учебник для ВУЗов. В двух книгах. Книга первая. автора Кузьмин Аполлон Григорьевич

Из «Повести временных лет». В переводе А. Г. Кузьмина по изданию «Се Повести временных лет» (Лаврентьевская летопись) (Арзамас, 1993) По потопе трое сыновей Ноя разделили землю, Сим, Хам, Иафет. И достался Симу Восток... Хаму же достался Юг... чИафету же достались северные страны

Два миграционных потока в древнерусские земли

Из книги Начало русской истории. С древнейших времен до княжения Олега автора Цветков Сергей Эдуардович

Два миграционных потока в древнерусские земли Украшения словен новгородскихИтак, восточнославянский этнос не знал ни племенного, ни диалектного единства, ни общей «прародины», каковой вплоть до недавнего времени безоговорочно признавалось Среднее Поднепровье. В

Древнерусские или скандинавские корни?

Из книги Русская земля. Между язычеством и христианством. От князя Игоря до сына его Святослава автора Цветков Сергей Эдуардович

Древнерусские или скандинавские корни? Фольклорно-литературные корни летописного повествования об Ольгиной мести историки и филологи обнаружили еще в первой половине XIX в., и норманнисты, разумеется, поспешили отнести их к заимствованиям из скандинавского эпоса.

Древнерусские князья

Из книги От Гипербореи к Руси. Нетрадиционная история славян автора Марков Герман

Древнерусские князья Приводимый ниже перечень князей, составленный по текстам «Книги Велеса» и русским летописям, в связи с неподтвержденными данными о родстве и хронологии может служить только для справок к данному обзору.Мифологические предки ариев (по «Книге

Древнерусские земли и Псков в IX-ХIII вв

Из книги Святые заступники Руси. Александр Невский, Довмонт Псковский, Дмитрий Донской, Владимир Серпуховской автора Копылов Н. А.

Древнерусские земли и Псков в IX-ХIII вв XIII столетие принесло в древнерусскую историю значительные перемены. Зависимость большей части русских земель от Золотой Орды, рост их дробления на автономные уделы, различия форм государственности, закрепления на престолах

Повести древнерусские

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ПО) автора БСЭ

Предлагаем вашему вниманию фрагменты из сборника «Былины. Русские народные сказки. Древнерусские повести» в исполнении заслуженной артистки России Нины Васильевой.

«Уже тысячу лет назад никто на Руси не мог засвидетельствовать, с каких пор повелось петь былины и сказывать сказки. Они перешли к жившим об эту пору от предков вместе с обычаями и обрядами, с теми навыками, без которых не срубишь избы, не добудешь меда из борти – колоды, не скуешь меча, не вырежешь ложки. Это были своего рода духовные заповеди, заветы, которые народ чтил…

Влияние былины и сказки обнаруживалось во множестве творений изобразительного и прикладного искусства. Мастер писал на иконе святого Георгия, повергающего копьем дракона, — выходил победитель сказочного Змея Горыныча, а спасенная дева напоминала царевну – кроткую жертву земного насильника, с которым в сказке яростно сражался крестьянский сын…

Множество достоверных черт древнего быта и жизни придает былинам документальную ценность… Былины удовлетворяли не только естественному влечению ко всему красочному, необычному, незаурядному: в них по-своему выражалось общественное сознание целой исторической эпохи. Кто они, русские богатыри, во имя чего совершают подвиги и что защищают?»

В.П. Аникин,

«Русской литературе тысяча лет. Мы хорошо знаем наших великих писателей-классиков, но мало знакомы с нашей литературой первых семи веков. Каждому русскому человеку хорошо известно лишь «Слово о полку Игореве». А между тем наша древняя литература богата произведениями самых различных жанров. Летописи рассказывали об истории нашей страны, начиная с древнейших, еще дописьменных времен и кончая событиями бурного XVII века. Жизнеописания («жития») повествовали о жизни отдельных людей. В древнерусской литературе есть произведения ораторского искусства, описания путешествий («хождений») на Восток или в Западную Европу, сочинения публицистические, направленные на искоренение общественного зла и несправедливостей, призывающие к правде и добру. Есть целый ряд так называемых «воинских повестей». В XVII веке появляются повести бытового характера. В конце того же века возникают сочинения драматические и стихотворные…

Произведения Древней Руси пленяют целомудренной чистотой. Древнерусская литература не задерживается на описаниях жестокостей, не лелеет мечту о возмездии врагам. Она призывает к возвышенному и хорошему. В ней мы находим благородные идеалы…

Мы привыкли, чтобы произведения, которые мы читаем, были занимательными. Занимательность же для нас в основном связана с быстрым развитием сложной фабулы. Писатели Древней Руси тоже, конечно, стремились заинтересовать читателя. Но фабула их проста, повествование ведется спокойно, неторопливо. Люди Древней Руси читали книги истово, не спеша, перечитывая одно и то же произведение по нескольку раз, благоговейно ища в нем наставлений, советов, либо изображения значительных событий из истории своей страны или других стран. Недаром книги образно сравнивались с глубиной морской, а читатель – с искателем жемчуга…

Древнерусская литература ценна и своими собственными художественными достижениями и тем, что она подготовила появление великой русской литературы нового времени. Знание древнерусской литературы помогает полнее и глубже понять литературу XIX-XX веков.

Но ценность древнерусской литературы не только в этом. Она для нас – тот чистый и живительный источник, к которому мы общращаемся в годины бед и испытаний, «во дни сомнений и тягостных раздумий», равно как и в эпохи подъема. Мы черпаем из нее глубокие мысли, находим в ней высокие идеалы, прекрасные образы. Ее вера в добро и победу справедливости, ее горячий патриотизм укрепляют и воодушевляют нас. М.В. Ломоносов называл русские летописи «книгами славных дел». Это же можно сказать о большей части древнерусских повестей».

Д.С. Лихачев,
Т.Н. Михельсон,
из предисловия к сборнику «Былины. Русские народные сказки. Древнерусские повести».

В цикле 43 передачи. Общее время 13 ч. 3 мин.
Размер zip-архива 362 МБ.

Былины.

1 Илья Муромец и Соловей разбойник
2 Илья Муромец и Калин царь 1
3 Илья Муромец и Калин царь 2
4 Добрыня и змей
5 Вольга и Микула Селянинович
6 Ставр Годинович
7 Садко
8 Соловей Будимирович
9 Василий Буслаевич
10 Вавило и скоморохи

Русские народные сказки.

11 Кузьма Скоробогатый
12 Крошечка-Хаврошечка
13 Белая уточка
14 Иван Царевич и Серый волк ч1
15 Иван Царевич и Серый волк ч2
16 Поди туда — не знаю куда, принеси то — не знаю что ч1
17 Поди туда — не знаю куда, принеси то — не знаю что ч2
18 Поди туда — не знаю куда, принеси то — не знаю что ч3

Древнерусские повести.

19 Из «Повести временных лет» Расселение славян
20 Из «Повести временных лет» Из сказаний о князе Олеге
21 Из «Повести временных лет» Из сказаний об Ольге
22 Из «Повести временных лет» Обычаи Святослава
23 Из «Повести временных лет» Из сказаний о Владимире
24 Из «Повести временных лет» Подвиг юноши-кожемяки
25 Из «Повести временных лет» Лиственская битва
26 Из поучения Владимира Мономаха
27 Поход князя Игоря Святославича Новгород-Северского на половцев
28 Слово о полку Игореве ч 1
29 Слово о полку Игореве ч 2
30 Из «Моления Даниила Заточника»
31 Повесть о разорении Рязани Батыем ч1
32 Повесть о разорении Рязани Батыем ч2
33 Повесть о Меркурии Смоленском, Повесть о Шевкале, Наствления епископа тверского Семеона, Слово о погибели Русской земли
34 Из «Жития князя Александра Невского»
35 Из «Повести о жизни Сергия Радонежского» ч1
36 Из «Повести о жизни Сергия Радонежского» ч2
37 Из «Сказания о Мамаевом побоище» ч1
38 Из «Сказания о Мамаевом побоище» ч2
39 Повесть о Петре и Февронии Муромских
40 Повесть о купце Дмитрии Басарге и сыне его Борзосмысле
41 Из «Хождения за три моря» Афанасия Никитина
42 Казанское взятие ч1
43 Казанское взятие ч2

Изображение — Виктор Васнецов «Богатыри» (1881-1898). Государственная Третьяковская галерея.

Древнерусская литература представляет собой исторически закономерный начальный этап развития всей русской литературы в целом, и включает литературные произведения древних славян, написанные с 11 по 17 век. Главными предпосылками её появления можно считать разнообразные формы устного творчества, предания и былины язычников и т.д. Причины её возникновения связывают с образованием древнерусского государства Киевская Русь, а также с крещением Руси, именно они дали толчок для возникновения славянской письменности, которая стала способствовать более ускоренному культурному развитию восточнославянского этноса.

Созданная византийскими просветителями и миссионерами Кириллом и Мефодием письменность «кириллица», дала возможность открыть для славян византийские, греческие и болгарские книги, в основном церковные, через которые передавалось христианское учение. Но вследствие того, что в те времена книг было не так уж и много, для их распространения возникала нужда их переписки, этим в основном занимались служители церкви: монахи, священники или дьяконы. Поэтому вся древнерусская литература была рукописной, и в то время бывало так что, тексты не просто копировались, а переписывались и перерабатывались по абсолютно разным причинам: менялись литературные вкусы читателей, возникали различные социально-политические перестановки и т.д. Вследствие этого на данный момент сохранились различные варианты и редакции одного и тоже литературного памятника, и бывает, так что установить первоначальное авторство довольно сложно и требуется проведение тщательного текстологического анализа.

Большая часть памятников древнерусской литературы дошли до нас без имен своих создателей, по своей сути они в основном анонимны и в этом плане этот факт их очень роднит с произведениями устного древнерусского фольклора. Отличается древнерусская литература торжественностью и величавостью стиля написания, а также традиционностью, церемониальностью и повторяемостью сюжетных линий и ситуаций, различных литературных приемов (эпитетов, фразеологизмов, сравнений и т.д.).

К произведениям древнерусской литературы относят не только обычную литературу того времени, а и исторические записи наших предков, так называемые летописи и летописные повествования, заметки путешественников, по старинному хождения, а также различные жития святых и поучения (жизнеописание людей, причисленных церковью к рангу святых), сочинения и послания ораторского характера, деловая переписка. Все памятники литературного творчества древних славян характеризуются наличием элементов художественного творчества и эмоциональным отражением событий тех лет.

Известные древнерусские произведения

В конце 12 века неизвестным сказителем был создан гениальный литературный памятник древних славян «Слово о полку Игореве», в нем описывается поход на половцев князя Игоря Святославича из Новгород-Северского княжества, закончившийся неудачей и имевший печальные последствия для всей русской земли. Автора тревожит будущее всех славянских народов и их многострадальной Родины, вспоминаются прошлые и нынешние исторические события.

Данное произведение отличается наличием только ему присущих характерных черт, здесь наблюдается оригинальная переработка «этикетных», традиционных приемов, удивляет и поражает богатство и красота русского языка, завораживает тонкость ритмического построения и особая лирическая приподнятость, восхищают и вдохновляют народность сути и высокий гражданский пафос.

Былины представляют собой патриотические песни-сказания, в них рассказывается о жизни и подвигах богатырей, описываются события в жизни славян в 9-13 веках, выражаются их высокие моральные качества и духовные ценности. Знаменитая былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник» написанная неизвестным сказителем рассказывает о героических подвигах известного защитника простого русского люда могучего богатыря Ильи Муромца, смысл жизни которого заключался в служении отчизне и защите её от врагов русской земли.

Главный отрицательный персонаж былины - мифический Соловей-разбойник, наполовину человек, наполовину птица, наделенный разрушающим «покриком звериным», является олицетворением разбойничества на Древней Руси, приносившего много бед и зла простым людям. Илья Муромец выступает как обобщенный образ идеального героя, воющего на стороне добра и побеждающего зло во всех его проявлениях. Конечно, в былине много преувеличений и сказочного вымысла, что касается фантастической силы богатыря и его физических возможностей, а также разрушительного действия свиста Соловья-Розбойника, но главное в этом произведении это высшая цель и смысл жизни главного героя богатыря Ильи Муромца — мирно жить и трудиться на родной земле, в трудную минуту всегда быть готовым прийти на помощь Отечеству.

Много интересного об укладе жизни, быте, верованиях и традициях древних славян можно узнать из былины «Садко», в образе главного героя (купца-гусляра Садко) воплощены все самые лучшие черты и особенности загадочной «русской души», это и благородство, и щедрость, и смелость, и находчивость, а также безграничная любовь к Родине, недюжий ум, музыкальный и певческий талант. В этом эпосе удивительно переплетены как сказочно-фантастические, так и реалистические элементы.

Одним из популярнейших жанров древнерусской литературы являются русские сказки, в них описываются фантастические выдуманные сюжеты, в отличие от былин, и в которых обязательно присутствует мораль, некое обязательное поучение и наставление для подрастающего поколения. Например, всеми хорошо известная с детства сказка «Царевна-Лягушка» поучает маленьких слушателей не торопиться там, где не нужно, учит добру и взаимовыручке и тому, что добрый и целеустремленный человек на пути к своей мечте преодолеет все преграды и трудности и обязательно достигнет желаемого.

Древнерусская литература, состоящая из собрания величайших исторических рукописных памятников, представляет собой национальное достояние сразу нескольких народов: русского, украинского и белорусского, является «началом все начал», истоком всей русской классической литературы и художественной культуры в целом. Поэтому знать её произведения, гордиться великим литературным талантом своих предков обязан каждый современный человек, считающий себя патриотом своего государства и уважающий его историю и величайшие достижения своего народа.

Древнерусская литература ведёт отсчёт с XI по XVII век . Именно это время является начальным этапом в развитии русской литературы. Причиной её возникновения послужило создание Киевской Руси. Литературное творчество способствовало укреплению государственности.

До сих пор точное время появления русской письменности неизвестно. Считается, что она пришла с христианством. С византийской культурой и письменностью наши предки познакомились через привезённые из Болгарии и Византии книги. Ученики нового поклонения обязаны были перевести их на русский язык.

Так как болгарский и русский язык схожи, то Русь смогла использовать для русского алфавита кириллицу, созданную братьями из Болгарии Кириллом и Мефодием. Так возникла древнерусская письменность. Изначально книги были рукописными.

На развитие древнерусской литературы оказал большое влияние фольклор . Народная идеология прослеживалась во всех произведениях того времени. Материалом, использовавшимся для рукописей, служил пергамент. Его изготавливали из кожи молодых животных.

Хуже по свойствам была береста. Она стоила дешевле, но быстро приходила в негодность, поэтому бересту использовали для обучения или ведения документации. В XIV бумага вытеснила из обихода пергамент и бересту. Рукопись стала развиваться быстрее.

Монахи переводили труды с разных языков. Литература, таким образом, становилась более доступной . К сожалению, до наших дней многие литературные артефакты не дошли по причине пожаров, вражеских нашествий и вандализма.

Периоды развития древнерусской литературы

Древняя литература русской письменности поражает богатым, красочным языком, художественной выразительностью и народной мудростью. Соединение делового языка, ораторских трактатов, летописей фольклора привело к обогащению русской речи.

Но это, конечно, произошло не сразу, а на протяжении нескольких периодов. Рассмотрим коротко особенности каждого периода.

Древнерусская литература Киевской Руси . Этот период длился с XI по XII век. Новое государство являлось самым передовым своего времени. Города Киевской Руси привлекали купцов и торговцев с разных стран. Сестра киевского князя Ярослава, Анна учредила в Киеве первое в Европе женское училище. В этом городе создавались все важнейшие жанры литературы.

Литература феодальной раздробленности (XII-XV века) . Из-за дробления на княжества Киевская Русь со временем распалась на отдельные политические и культурные центры, столицами которых были Москва, Новгород, Тверь и Владимир.

В каждом центре древнерусская культура начала развиваться своим путём. Нашествие монголо-татарского ига способствовало сплочению писателей во всех княжествах. Они призывали к объединению и противостоянию с врагом. Самые известные произведения того времени — «Хождение за три моря» и «Повесть о Петре и Февронии».

Централизованное русское государство (XVI-XVII века). Это период характеризуется демократичностью. На смену церковникам приходят светские писатели и появляется массовый читатель. В литературе возникают новые жанры и художественный вымысел, которого до сей поры не было.

В этот период развивается драматургия, поэзия и сатира. Самые известные книги того времени — «Повесть о Юлиании Лазаревской» и «Повесть об Азовском осадном сидении донских казаков».

Библиотека русской классики. Десять веков русской литературы

Том 1

Древнерусская литература

Тайны литературы Древней Руси

Древнерусская литература - не литература. Такая формулировка, намеренно шокирующая, тем не менее точно характеризует особенности первого периода русской словесности.

Древнерусская литература - это начало русской литературы, ее древнейший период, который включает произведения, написанные с XI по XVII век, то есть в течение семи столетий (а ведь вся последующая литература занимает только три века). Жизнь человека Древней Руси не походила на жизнь гражданина России XVIII–XX веков: другим было все - среда обитания, формы устройства государства, представления о человеке и его месте в мире. Соответственно, древнерусская литература совершенно не похожа на литературу XVIII–XX веков, и к ней невозможно применять те критерии, которые определяют это понятие в течение последующих трех веков.

ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА - РЕЛИГИОЗНАЯ ЛИТЕРАТУРА. Самой большой ценностью для человека Древней Руси была его вера. Ценность государства и ценность человеческой личности казались незначительными по сравнению с ценностью религии, и каждый конкретный человек оценивался не по тому, сколь он полезен обществу или сколь он необыкновенен. Важнее всего было, каков он перед Богом. Например, любимые герои Древней Руси - князья Борис и Глеб - не показали себя такими хорошими правителями, как их родной брат Ярослав Мудрый. Но святыми были объявлены именно они, неудачливые политики, зато совершенные люди, готовые отдать жизнь во имя религиозных требований братолюбия и в подражание жертвенности Христа.

И в литературе особым уважением пользовались те жанры, которые были ближе к церковной службе, - проповедь и житие. Они были призваны не развлекать читателя, как в наши дни, не прославлять могущество империи и государственных деятелей, как в XVIII веке, но повествовать о жизни во имя Бога.

ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА - СОСЛОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА. На Древней Руси сложились совершенно специфические представления о месте человека в мире: понятие личности, индивидуальности - в современном значении - было тогда неведомо. Мнение человека о себе и окружающих зависело от того, к какому он принадлежит сословию: повелителей, воинов, священнослужителей, купцов или «простецов» - простых жителей городов и деревень. Наиболее уважаемыми считались воины и священники, они и стали центральными героями в древнерусской литературе. Причем воин должен был быть физически красив, развит, здоров и о своем здоровье радеть. Так, Владимир Всеволодович Мономах с гордостью вспоминает свои охотничьи подвиги, потому что на охоте князь не отдыхает, но поддерживает себя в хорошей физической форме, а здоровье князя - общее благо всего народа. Напротив, монах в древнерусской литературе почти всегда оказывается немолодым: хотя Феодосий Печерский умер, не дожив до пятидесяти лет, в народной памяти он остался мудрым старцем. Кроме того, святые подвижники нередко отказывались от лечения, считая недуг проявлением воли Божией.

Древнерусская литература - литература пользы. Современная литература ставит своей основной целью развлекать читателя - даже поучать принято, развлекая. На Древней Руси религиозность литературы если не исключала, то отодвигала развлечение на второе место. Главным была польза - в нравственном отношении, то есть восхваление добродетелей и обличение грехов, а также в общественном - проповедь полезна, потому что ее произносят в храме и без нее служба окажется неполной, житие тоже полезно, потому что без знаний о жизни святого невозможно вспоминать о нем в церкви. Летопись же сохраняла для потомков обычаи, образцы поступков, законы.

Все эти факторы приводили к тому, что древнерусский книжник отказывался в своих произведениях от вымысла, и хотя вымыслом - причем иногда самым невероятным - древнерусская литература изобилует, и автор, и читатель воспринимали его как чистую правду.

Таким образом, на Древней Руси не существовало разницы между художественной и нехудожественной (документальной) литературой, то есть и не было литературы в современном ее понимании. С одной стороны писатели не ставили своей целью создание художественных произведений, так как вымысла в их сочинениях нет. С другой стороны, все, что они создавали, оказывалось литературой - и историческое сочинение («Повесть временных лет») и руководство по ведению хозяйства («Домострой»), и полемические послания (переписка Ивана Грозного с А. М. Курбским).

ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА - ТРАДИЦИОННАЯ ЛИТЕРАТУРА. Древнерусский книжник - в противоположность современному литератору - избегал новаторства, предпочитая следовать образцам.

Он без зазрения совести допускал схематизм в изображении героев. Так, в «Повести временных лет» князья христианской эпохи поразительно напоминают друг друга: высокие, красивые, храбрые, мудрые, милостивые. «Телом был красив, высок, лицом кругл, плечи широкие, тонок в талии, глазами добр, весел лицом <…> на ратях храбр, в советах мудр и разумен во всем…» («Сказание о Борисе и Глебе» о св. Борисе); «Был же Мстислав могуч телом, красив лицом, с большими очами, храбр на ратях, милостив…» («Повесть временных лет» о Мстиславе Владимировиче); «Был же Изяслав муж красив видом и телом велик, незлобив нравом, ложь ненавидел, любя правду» («Повесть временных лет» об Изяславе Ярославиче). Создается впечатление, что если уж князь совсем не соответствовал идеальной схеме, писатель или превращал его в воплощенное зло (Святополк Окаянный в повестях о Борисе и Глебе), или старался вообще обойтись без характеристики. Например, Нестор в «Повести временных лет», информируя о смерти Святослава Ярославича, просто пишет, что князь умер «от разрезания желвака» - во время хирургической операции. Изложение факта не сопровождается ни описанием внешности государя, ни анализом его добродетелей. Это не случайно: летописец осуждал Святослава Ярославича за незаконный захват престола, потому и сообщал, что тот скончался неожиданно, а значит, не покаялся в грехах.

Традиционализм древнерусской литературы выражался и в том, что писатели пользовались особым символическим языком, которым читатели должны были владеть. В качестве символа могло выступить любое явление окружающего мира. Так, на Руси большой популярностью пользовалась переведенная с греческого книга «Физиолог», содержавшая описания разных пород зверей и их символическое толкование: «Еж имеет вид шара и целиком из игл состоит. Физиолог говорит о еже, что он взбирается на лозу, добирается до грозди и трясет гроздь, сбрасывает ягоды на землю. И ложась навзничь, накалывает ягоды на свои иглы, и несет чадам, и оставляет гроздь пустой. <…> И ты, житель града <…> не допусти, чтобы еж, дух коварства, взобрался на твое сердце и оставил тебя, подобно лозе, опустошенным…». Автор не заботится о достоверности - ежи у него ползают по виноградной лозе: повадки зверя не самодостаточны (как в современной литературе о животных), но символичны, в данном случае намекая на отношения человека с дьяволом. Символизм подразумевал также постоянные отсылки к Библии: стоило русскому князю нарушить завет братской любви, как его немедленно называли «новым Каином». А в жизни Сергия Радонежского, согласно Епифанию Премудрому - автору жития святого, особую роль играло священное число «три». Он даже в материнской утробе трижды крикнул, что было Божественным знаком почитания Троицы, во имя которой Сергий затем основал монастырь.

Наконец, традиционализм обуславливал соблюдение законов жанра. Используя опыт предшественников, писатель стремился не вносить в строение своего произведения ничего нового. (У него это, правда, не всегда получалось - например, протопоп Аввакум задумал написать традиционное житие, но, вопреки всем правилам, сделал героем себя самого, тем самым объявив святым.)

В силу того же традиционализма многие произведения древнерусской литературы анонимны, а если имя автора и не забывалось, читатели не проявляли никакого интереса к его биографии и индивидуальной специфике творчества. Сведения о древнерусских писателях, как правило, скудны: по мнению человека Древней Руси, сочинитель исполняет волю Бога, он не создатель, а лишь орудие Творца.

ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА - РУКОПИСНАЯ ЛИТЕРАТУРА. Книгопечатание на Руси возникло - усилиями Ивана Федорова - лишь во второй половине XVI века, но и после этого печатали преимущественно церковные книги.

На Древней Руси произведения распространялись обычно путем переписывания, в текст неизбежно вкрадывались ошибки и описки. Автографов древнерусских писателей почти не осталось: Максим Грек, Аввакум, Симеон Полоцкий составляют редкое и счастливое исключение из правила - впрочем, они жили и творили относительно поздно. Большинство же памятников древнерусской литературы дошло до современного читателя только в копиях, которые могут быть отделены от времени создания исходного варианта несколькими веками («Слово о Законе и Благодати» Илариона, «Задонщина», насколько известно - «Слово о полку Игореве»). Кроме того, переписчик не просто имел возможность изменить текст: он не считал это зазорным, рассуждая примерно так: раз то, что сочинено, сочинено по Божьей воле, то улучшающее исправление угодно Богу. Потому иногда очень непросто восстановить первоначальный, авторский вид сочинения. Например, ни «Повесть временных лет», ни «Слово» Даниила Заточника не сохранились в том виде, в каком они создавались. Спорят ученые и о том, что в знаменитом «Житии Сергия Радонежского» принадлежит автору Епифанию Премудрому, а что - редактору Пахомию Сербу.

Если произведение со...