Главная тема пьесы гроза островского. Тема: Смысл названия пьесы А

Пьеса Александра Николаевича Островского «Гроза» по праву считается не только вершиной творчества писателя, но и одним из выдающихся произведений отечественной драматургии. Она представляет собой масштабный социально-исторический конфликт, противостояние двух эпох, кризис общественно-политической жизни целого государства. Предлагаем ознакомиться с литературным анализом произведения по плану, который будет полезен ученика 10 класса при подготовке к уроку по литературе.

Краткий анализ

Год написания – 1859 год.

История создания – Пьеса написана под влиянием путешествия по Волге, во время которого писатель записывал интересные бытовые сценки, разговоры и случаи из жизни поволжских провинциалов.

Тема – В произведении освещена проблематика взаимоотношений двух поколений, двух принципиально разных миров. Также подняты темы семьи и брака, греха и покаяния.

Композиция - Композиция произведения построена на контрасте. Экспозиция - описание характеров главных действующих лиц и уклада их жизни, завязка - конфликт Катерины с Кабанихой, развитие действий - любовь Катерины к Борису, кульминация - внутренние терзания Катерины, ее уход из жизни, развязка - протест Варвары и Тихона против тирании матери.

Жанр – Пьеса, драма.

Направление - Реализм.

История создания

К написанию пьесы Островский приступил в июле 1859 года, а спустя несколько месяцев она была уже готова и отправлена в Петербург на суд литературным критикам.

Вдохновением для писателя послужила этнографическая экспедиция по Волге, организованная морским министерством для изучения нравов и обычаев коренного населения России. Одним из участников этой экспедиции был и Островский.

Во время путешествия Александр Николаевич стал свидетелем множества бытовых сцен, диалогов провинциальной публики, которые он впитывал, словно губка. Впоследствии они легли в основу пьесы «Гроза», придав драме народный характер и истинный реализм.

Вымышленный город Калинов, описанный в пьесе, вобрал в себя характерные черты приволжских городов. Их самобытность и непередаваемый колорит восхищали Островского, который тщательно заносил все свои наблюдения о жизни провинциальных местечек в свой дневник.

Долгое время существовала версия, что сюжет для своего произведения писатель взял из реальной жизни. В канун написания пьесы в Костроме произошла трагическая история - молодая девушка по имени Александра Клыкова утопилась в Волге, не выдержав гнетущей атмосферы в доме мужа. Излишне властная свекровь всячески притесняла невестку, в то время как бесхарактерный супруг не мог защитить жену от нападок матери. Ситуация усугубилась любовной связью между Александрой и почтовым служащим.

Благополучно пройдя цензуру, пьеса была поставлена на сцене Малого академического театра в Москве и Александринского драматического театра в Петербурге.

Тема

В своем произведении Александр Николаевич поднял множество важных тем, но главной среди них стала тема конфликта двух эпох - патриархального уклада и молодого, сильного и смелого поколения, полного светлых надежд на будущее.

Катерина стала олицетворением новой, прогрессивной эпохи, которая отчаянно нуждалась в освобождении от цепких оков темной обывательщины. Она не могла мириться с лицемерием, раболепствовать и унижаться в угоду сложившихся устоев. Ее душа стремилась к светлому и прекрасному, однако в условиях затхлого невежества все ее порывы были обречены на неудачу.

Сквозь призму отношений Катерины и ее новой семьи автор пытался донести до читателя сложившуюся обстановку в обществе, которое оказалось на грани глобального социального и нравственного перелома. Этой задумке как нельзя лучше соответствует смысл названия пьесы - «Гроза». Эта мощная природная стихия стала олицетворением краха застойной атмосферы провинциального городка, погрязшего в суевериях, предрассудках и фальши. Смерть Катерины во время грозы стала тем внутренним толчком, который побудил многих жителей Калинова к самым решительным действиям.

Основная мысль произведения заключена в стойком отстаивании своих интересов - стремлении к независимости, красоте, новым знаниям, духовности. В противном случае все прекрасные душевные порывы будут безжалостно уничтожены ханжескими старыми порядками, для которых любое отклонение от установленных правил несет верную гибель.

Композиция

В «Грозе» анализ включает в себя разбор композиционной структуры пьесы. Особенность композиции произведения заключается в художественном контрасте, на котором построена вся структура пьесы, состоящей из пяти действий.

В экспозиции произведения Островский рисует образ жизни обитателей города Калинина. Он описывает исторически сложившиеся устои мира, которому суждено стать декорацией к описываемым событиям.

Далее следует завязка , в которой происходит безудержное нарастание конфликта Катерины с ее новой семьей. Противостояние Катерины с Кабанихой, их нежелание даже попытаться понять другую сторону, безволие Тихона нагнетают обстановку в доме.

Развитие действий пьесы заключается во внутренней борьбе Катерины, которая от безысходности бросается в объятия другого мужчины. Будучи глубоко нравственной девушкой, она испытывает муки совести, понимая, что совершила предательство по отношению к законному супругу.

Кульминация представлена признанием Катерины, совершенным под воздействием внутренних страданий и проклятиями выжившей из ума барыни, и ее добровольным уходом из жизни. В крайнем отчаянии героиня видит решение всех своих проблем только в своей смерти.

Развязка пьесы заключается в проявлении протеста Тихона и Варвары против деспотизма Кабанихи.

Главные герои

Жанр

По мнению самого Островского, «Гроза» является реалистической драмой . Подобный литературный жанр определяет серьезный, морально тяжелый сюжет, максимально приближенный к реальности. В его основе всегда лежит конфликт главного героя с окружающей средой.

Если говорить о направлении, то данная пьеса полностью соответствует направлению реализма. Доказательством тому являются детальные описания нравов и бытовых условий жителей небольших приволжских городов. Данному аспекту автор придает большое значение, поскольку реализм произведения как нельзя лучше подчеркивает его главную идею .

Тест по произведению

Рейтинг анализа

Средняя оценка: 4.6 . Всего получено оценок: 4240.

Тема: Смысл названия пьесы А. Островского “Гроза”

Своеобразие конфликта

Цель урока: проследить, как Островский универсально реализует метафору грозы , как через образ грозы показывает грозовое состояние общества, грозу в душах людей;

воспитывать любовь к русской литературе

ХОД УРОКА

На доске эпиграф: “Мы не подберем названия – что это значит? Это значит, что идея пьесы не ясна; что сюжет не освещен как следует… что самое существование пьесы не оправдано; зачем она написана, что нового хочет сказать автор?”

А. Н. Островский.

I. Постановка учебной задачи.

Перечитайте тему урока, попробуйте определить сами учебную задачу. О чем будем говорить на уроке? Назовите ключевые слова в формулировке темы урока? (Гроза – действующее лицо.) Значит, будем говорит о грозе как действующем лице пьесы. Этого недостаточно. Перечитайте эпиграф к уроку. Что нового хочет сказать автор? (Гроза – идея - сюжет).

Итак, учебная задача урока – выяснить, в чем смысл названия пьесы; учиться анализировать драматический текст.

II. Беседа по тексту.

Каково значение слова “гроза” по словарю В.И.Даля? (Страх, шум, беспокойство, нарушение порядка, сокрушить, гром, явление природы, угроза, грозить, трагедия, очищение.)
– В каком значении “гроза” появляется в пьесе? (В первом значении – “угроза”, “острастка”, “ругатель”.)

Вывод № 1. Вся экспозиция связана со значением слова “гроза”. Островский универсально реализует метафору грозы.

С какими образами связана метафора грозы в экспозиции? (Почти со всеми действующими лицами.)
– Какое значение “грозы” преобладает в экспозиции? (Страх, угроза, грозить.)

Вывод № 2. Для калиновцев гроза “сверху” и “снизу”. Сверху – наказание божье, снизу – власть и деньги имущего.

Какие образы драмы символизируют грозу снизу? (Дикой, Кабанова.)
– В чем гроза Дикого? (Деньги – сила – страх.)
– В чем гроза Кабановой? (Деньги – сила под видом благочестия – страх.)

Вывод № 3. Цель “воина” Дикого – беззаконное упоение властью. Кабанова – более сложный вариант самодурства: ее цель – законное упоение властью (под видом благочестия).

Для чего им нужен страх в обществе? (Удержать власть.)
– Только ли Дикой и Кабанова испытывают упоение властью? (Проанализируйте монолог Кулигина в 1-м действии.)

Вывод № 4. Островскому в развернутой композиции нужно было показать, что порядок купеческого городка, корни которого старообрядческие, держится на страхе.
Осадная война Кабанихи, так же, как и лихие наскоки Дикого, идет от неуверенности и тревоги. Тревога Дикого смутная и неосознанная, страх Кабанихи осознаннный и дальновидный: что-то не ладится, что-то сломано в механизме власти и подчинения.
Таким образом, метафора грозы – страх, упоение властью, угроза, грозить – проходит через всю экспозицию.

Когда появляется гроза как явление природы? (В конце 1-го действия.)
– Рассмотрим значение этой сцены. Для чего ввел Островский полусумасшедшую барыню? К кому она обращается? Что пророчит? На чем основано ее пророчество? (“Всю жизнь смолоду грешила”.)
– Какова реакция Варвары на ее кликушество? (Улыбается.)
– Какова реакция Катерины? (“Боюсь до смерти…”)

Вывод № 5. У Варвары – здравый смысл, она с иронией принимает вековые традиции. Это ее защита. Расчет и здравый смысл нужен Варваре против страха. У Катерины – полное отсутствие расчета и здравого смысла, повышенная эмоциональность.

Что страшит Катерину? (Смерть застанет с помыслами греховными, лукавыми.)
– Чем можно подтвердить, что данную сцену автор определил как завязку? (Звучат 2 раза раскаты грома. Страх Катерины усиливается.)

Таким образом, в завязке действия участвует гроза .

Какое потрясение испытала Катерина в сцене прощания Тихона перед отъездом в Москву? (Потрясена унижением.)
– Докажите текстом. Обратите внимание на ремарки.(Д.2, явл. 3,4.)
– “Предвещать дурной исход” – это еще одно значение слова “гроза”. Как это значение обыгрывается в данной сцене?
– “Тиша, не уезжай…” - “Ну, бери меня с собой…” - “Батюшки, погибаю я…” - “…возьми клятву…” (Д. 2, явл.4.)
– Способен ли Тихон защитить Катерину? Какие нормы Домостроя нарушает Катерина? (Кидается Тихону на шею. – Не воет: “Что народ-то смешить”.)
– Как метафора грозы врывается в монолог Катерины после сцены прощания? (“ …сокрушила она меня…”) Проанализируйте монолог Катерины (Д.2, явл.4).
– Как Кудряш предупреждает Бориса о возможной погибели Катерины? (“Только бабы взаперти сидят.” – “Значит, вы ее совсем загубить хотите.” - “Съедят, в гроб вколотят”.)

Врывается тема гроба, могилы, которая с этого момента звучит сильнее.

Способен ли Борис защитить Катерину? Кто пытается защитить героиню? (Кулигин.)
– Каким образом? (Предлагает поставить громоотвод.)
– Как вы думаете, почему так рассердился Дикой в разговоре с Кулигиным о громоотводе? (“Гроза-то нам в наказание посылается…”)

Громоотвод против самого Дикого. Страх божий испытывают перед самим Диким, боятся наказания от самого Дикого. У Кабанихи та же роль; вырвавшись от нее, Тихон радуется, что над ним “две недели никакой грозы не будет”. Самодурство связано со страхом за свою власть, поэтому оно требует постоянного ее подтверждения и испытания.

Когда второй раз гроза как явление природы врывается в пьесу? Проанализируйте эту сцену. Найдите устрашающие, предупреждающие фразы присутствующих (“гроза даром не пройдет”, “…ползет, шапкой обложило ”).
– Почему Катерина при появлении барыни с криком прячется?
– К кому обращается сумасшедшая барыня? Найдите устрашающие, ключевые фразы в речи барыни. (“…умирать не хочется…” - “…Красота-то ведь погибель…” - “…в омут с красотой-то…” - “…от бога не уйдешь…”)
– Назовите стечение обстоятельств, которые усиливают трагедию в душе Катерины и ведут к признанию. (Разговоры присутствующих, сумасшедшая барыня с ее пророчеством, геена огненная.)

И как удар грома звучит признание Катерины.
Для Катерины гроза (как и для калиновцев) не глупый страх, а напоминание человеку об ответственности перед высшими силами добра и правды. “… небесная гроза… только гармонирует с грозою нравственною еще более ужасною. И свекровь – гроза, и сознание преступления - гроза”. (Мих. Писарев.)
Таким образом, в кульминационный сцене тоже присутствует гроза.
Гроза несет очищение. Смерть Катерины, подобно грозовому раскату, грозовому разряду, несет очищение: просыпающееся чувство личности и новое отношение к миру.

В ком из героев под воздействием смерти Катерины просыпается личность? (Варвара и Кудряш убежали. – Тихон впервые обвиняет принародно мать: “вы ее погубили”. – Кулигин: “… душа теперь не ваша, она перед судией, который милосерднее вас!”)

Итак, А.Н. Островский универсально реализовал метафору грозы в пьесе. Название пьесы представляет собой образ, символизирующий не только стихийную силу природы, но и грозовое состояние общества, грозу в душах людей. Гроза проходит через все элементы композиции (с образом грозы связаны все важные моменты сюжета). Островский использовал все значения слова “гроза”, указанные в словаре В. Даля.

III. Смерть Катерины, подобно грозовому разряду, несет очищение.

Конфликт в драме «Гроза»

1. Между поколениями, со средой

2. Внутренний конфликт Катерины: между религиозным чувством и поступками

Своеобразие жанра «Грозы» проявляется и в том, что, несмотря на мрачный, трагический общий колорит, в пьесе есть и комические, сатирические сцены. Нам кажутся нелепыми анекдотично-невежественные рассказы Феклуши о салтанах, о землях, где всё люди «с песьими головами». После выхода «Грозы» А. Д. Галахов в отзыве о пьесе писал, что «действие и катастрофа трагические, хотя многие места и возбуждают смех».

Сам автор назвал свою пьесу драмой. Но могло ли быть иначе? В то время, говоря о трагедийном жанре, привыкли иметь дело с сюжетом историческим, с главными героями, выдающимися не только по характеру, но и по положению, поставленными в исключительные жизненные ситуации. обычно ассоциировалась с образами исторических деятелей, хотя бы и легендарных, вроде Эдипа (Софокла), Гамлета (Шекспира), Бориса Годунова (Пушкина). Новаторство А. Н. Островского заключалось в том, что он написал трагедию на исключительно жизненном, совершенно не свойственном трагедийному жанру материале.

Трагедия «Грозы» раскрывается конфликтом со средой не только главной героини, Катерины, но и других действующих лиц. Здесь «живые завидуют... умершим» (Н. А. Добролюбов). Так, трагична здесь участь Тихона, являющегося безвольной игрушкой в руках его властно-деспотичной . По поводу заключительных слов Тихона Н. А. Добролюбов писал, что «горе» Тихона в его нерешительности. Если жить тошно, что же ему мешает броситься в Волгу? Тихон совершенно ничего не может сделать, даже и того, «в чем признает свое благо и спасение». Трагично по своей безысходности положение Кулигина, мечтающего о счастье трудового народа, но обреченного подчиняться воле грубого самодура - Дикого и чинить мелкую домашнюю утварь, зарабатывая лишь «на хлеб насущный» «честным трудом».

Катерина отличается от «темного царства» Калинова своей нравственностью и силой воли. Ее душа постоянно тянется к красоте, сны ее полны сказочных видений. Кажется, что и Бориса-то она полюбила не реального, а созданного своим воображением. Катерина вполне могла бы приспособиться к морали города и дальше обманывать своего мужа, но «обманывать-то... не умеет, скрыть-то ничего не может», честность не позволяет Катерине дальше притворяться перед мужем. Как человек глубоко верующий, Катерина должна была обладать огромным мужеством, чтобы победить не только страх перед физическим концом, но и страх «перед судией» за грех самоубийства. Духовная сила Катерины «...и стремление к свободе, смешанное с религиозными предрассудками, создают трагедию» (В. И. Немирович-Данченко).

Особенностью трагедийного жанра является физическая гибель главного героя. Таким образом, Катерина, по мнению В. Г. Белинского, «настоящая трагическая героиня». Судьбу Катерины определило столкновение двух исторических эпох. Не только ее беда в том, что она заканчивает жизнь самоубийством, это беда, трагедия общества. Ей необходимо освободиться от тяжкого гнета, от страха, тяготящего душу.

Трагичен и общий колорит пьесы с ее мрачностью, с ежесекундным ощущением надвигающейся грозы. Здесь явно подчеркнут параллелизм грозы социальной, общественной и грозы, как явления природы.

При наличии несомненного трагического конфликта пьеса проникнута оптимизмом. Смерть Катерины свидетельствует о неприятии «темного царства», о сопротивлении, о росте сил, призванных прийти на смену Кабанихам и Диким. Пусть еще робко, но уже начинают протестовать Кулигины.

Итак, жанровое своеобразие «Грозы» заключается в том, что она, без сомнения, является трагедией, первой русской трагедией, написанной на социально-бытовом материале. Это трагедия не одной только Катерины, это трагедия всего русского общества, находящегося на переломном этапе своего развития, живущего в преддверии значительных перемен, в условиях революционной ситуации, которая содействовала осознанию личностью чувства собственного достоинства.

IV. Домашнее задание:

    Подготовить устное сочинение на тему: “Смысл названия пьесы Островского “Гроза”.

    Наизусть отрывок по выбору (Кулигин «Жестокие нравы у нас сударь….» 1 действ., явл. 3, Катерина «Я говорю: отчего люди не летают…» 1 действ., явл. 7.

Тема «Грозы» не была новой в творчестве Островского. Ее он затрагивал и раньше, но в «Грозе» она разработана полнее и глубже. Нигде так ярко не выставлялось «темное царство» в своем ужасающем и отталкивающем виде, как это сделано в «Грозе».
Здесь мы видим, с одной стороны, представителей старого мира, воспитанных в духе религии и раболепия, - это вдова купчиха Кабанова Марфа Игнатьевна и купец Дикой Савел Прокофьевич, а с другой стороны - молодое поколение, полное надежд на счастье, - это Катерина - невестка Кабановой, Кулигин - часовщик-самоучка, Варвара - дочь Кабановой, Ваня Кудряш - приказчик Дикого, Борис Григорьевич -племянник Дикого. К последней группе можно отнести и Тихона Ивановича Кабанова - сына Кабанихи.


Островский с большим мастерством изобразил нравы приволжского торгового города Калинова, где живут его герои, и показал, что жестокие нравы города порождаются дикими собственническими инстинктами его обитателей. И в самом деле, перед нами проходит ужасающая картина. Обитатели города Калинова живут звериной жизнью. Там все отношения строятся на материальной собственнической основе, человеческие чувства попираются и теряют всякую ценность. Никакие духовные запросы их не беспокоят, живут они сплетнями, пьянствуют, развратничают, богатые грабят бедных и сирот. Купеческие дома там словно застенки, где льются слезы, где заколачивают людей, попытавшихся вырваться на свет. Часовщик-самоучка Кулигина характеризует нравы своего города:


«Вот какой, сударь, у нас городишко! Бульвар сделали, а не гуляют... а сами ходят туда наряды показывать. Только пьяного приказного и встретишь, из трактира домой плетется. Бедным гулять... некогда, у них день и ночь работа. И спят-то всего часа три в сутки. А богатые-то что делают? Ну, что бы, кажется им не гулять, не дышать свежим воздухом? Так нет. У всех давно ворота заперты и собаки спущены... Вы думаете, они дело делают, либо богу молятся. Нет... И не от воров они запираются, а чтоб люди не видали, как они своих домашних едят поедом, да семью тиранят. И что слез льется за этими запорами, невидимых и неслышимых... И что... за этими замками разврату темного, да пьянства! И все шито да крыто - никто ничего не видит и не знает, видит только один бог! Ты, говорит, смотри в людях меня, да на улице; а до семьи моей тебе нет дела, на это, говорит, у меня есть замки, да запоры, да собаки злые. Семья, говорит, дело тайное, секретное! Знаем мы эти секреты-то! От этих секретов-то... ему только одному весело: а остальные волком воют. Да и что за секрет? Кто его не знает! Ограбить сирот, родственников, племянников, заколотить домашних так, чтобы ни об чем, что он там творит, пикнуть не смели. Вот и весь секрет».


Невежество и дикость калиновцев поразительны. Они верят, что земля стоит на трех китах, пуп земли находится в Иерусалиме и что есть страны, где люди с песьими головами. Ими овладевает ужас, когда узнают о странах, где нет «царей православных, а салтаны землей правят» и что в одной земле сидит на троне «салтан Махнут турецкий», а в другой - «салтан Махнут персидский». Обо всем этом они узнают от странниц, таких же невежественных, как и сами. Странница Феклуша по своей «немощи далеко не ходила, - а слыхать много слыхала», и она разносит по городу сплетни, дает объяснения приметам и предсказывает светопреставление».


В этом мире выросли деспотизм и самодурство Дикого и Кабановой. Непререкаемым, «темным безответственным владычеством», давая полную свободу своим прихотям, ставя ни во что человеческие законы и логику, они убивают всякие живые стремления. В этой обстановке гибнут цельные, возвышенные натуры [Катерина]. Добролюбов в лице Дикого и Кабановой справедливо видел типичных представителей старой России, создавших мир «затаенной, тихо вздыхающей скорби, мир тупой, ноющей боли, мир тюремного гробового безмолвия, лишь изредка оживляемый глухим, бесславным ропотом, робко замирающим при самом зарождении».

Проблематикой произведения в литературоведении называют круг проблем, которые так или иначе затрагиваются в тексте. Это может быть один или несколько аспектов, на которых акцентирует внимание автор. В этой работе речь пойдёт о проблемах «Грозы» Островского. А. Н. Островский получил литературное призвание уже после первой опубликованной пьесы. «Бедность не порок», «Бесприданница», « Доходное место» - эти и многие другие произведения посвящены на социально-бытовым темам, однако вопрос о проблематике пьесы «Гроза» нужно рассмотреть отдельно.

Пьеса была неоднозначно воспринята критиками. Добролюбов видел в Катерине надежду на новую жизнь, Ап. Григорьев подметил намечающийся протест против существующих порядков, а Л. Толстой и вовсе не принял пьесу. Фабула «Грозы», на первый взгляд, достаточно проста: всё основано на любовной коллизии. Катерина тайно встречается с молодым человеком, пока её муж уехал в другой город по делам. Не сумев справиться с муками совести, девушка признаётся в измене, после чего бросается в Волгу. Однако за всем этим житейским, бытовым, кроется куда более масштабные вещи, которые грозятся разрастить до масштабов космоса. «Тёмным царством» Добролюбов называет ту обстановку, которая описана в тексте. Атмосфера лжи и предательства. В Калинове люди настолько привыкли к моральной грязи, что их безропотное согласие лишь усугубляет ситуацию. Страшно становится от осознания того, что это не место сделало людей таким, это люди самостоятельно превратили город в некое скопление пороков. И теперь уже «тёмное царство» начинает влиять на жителей. После детального ознакомления с текстом можно заметить насколько широко разработана проблематика произведения «Гроза».

Проблемы в «Грозе» Островского разноплановые, но при этом не имеют иерархии. Каждая отдельно взятая проблема важна сама по себе.

Проблема отцов и детей

Здесь речь идёт не о непонимании, а о тотальном контроле, о патриархальных порядках. В пьесе показана жизнь семьи Кабановых. В то время мнение старшего мужчины в семье было неоспоримым, а жёны и дочери были практически лишены прав. Во главе семьи стоит Марфа Игнатьевна, вдова. Она взяла на себя мужские функции. Это властная и расчётливая женщина. Кабаниха считает, что заботится о своих детях, приказывая им поступать так, как хочет она. Такое поведение привело к вполне логичным последствиям. Её сын, Тихон, слабый и бесхарактерный человек. Мать, кажется, таким и хотела его видеть, ведь в таком случае человеком легче управлять. Тихон боится сказать что-либо, выразить своё мнение; в одной из сцен он признаётся, что своей точки зрения у него и вовсе нет. Тихон не может защитить от истерик и жестокости матери ни себя, ни свою жену. Дочь Кабанихи, Варвара, наоборот, сумела приспособиться к такому образу жизни. Она легко врёт матери, девушка даже сменила замок на калитке в саду, чтобы беспрепятственно ходить на свидания с Кудряшом. Тихон не способен ни на какой бунт, Варвара же в финале пьесы сбегает из родительского дома с возлюбленным.

Проблема самореализации

При разговоре о проблематике «Грозы» нельзя не упомянуть и этот аспект. Проблема реализована в образе Кулигина. Этот изобретатель-самоучка мечтает о том, чтобы сделать что-то полезное для всех жителей города. В его планы входит собрать перпету-мобиле, построить громоотвод, получать электричество. Но всему этому тёмному, полуязыческому миру не нужен ни свет, ни просвещение. Дикой смеётся над планами Кулигина найти честный заработок, открыто издевается над ним. Борис после разговора с Кулигиным понимает, что изобретатель так никогда и не изобретёт ни одной вещи. Возможно, это понимает и сам Кулигин. Его можно было бы назвать наивным, но ведь он знает, какие нравы царят в Калинове, что происходит за закрытыми дверями, что представляют собой те, в чьих руках сосредоточена власть. Кулигин научился жить в этом мире, не потеряв себя. Но он не способен так остро ощущать конфликт между реальностью и мечтами, как это делала Катерина.

Проблема власти

В городе Калинове власть находится не в руках соответствующих органов, а у тех, у кого есть деньги. Доказательством этого служит диалог купца Дикого и городничего. Городничий говорит купцу о том, что на последнего поступают жалобы. На это Савл Прокофьевич отвечает грубо. Дикой не скрывает, что обсчитывает простых мужиков, он говорит об обмане как о нормальном явлении: если купцы друг у друга воруют, то и у обычных жителей воровать можно. В Калинове номинальная власть не решает абсолютно ничего, и это в корне неверно. Ведь получается, что без денег в таком городе просто невозможно прожить. Дикой мнит себя чуть ли не батюшкой-царём, решая кому давать деньги в долг, а кому нет. «Так что знай, что ты червяк. Захочу - помилую, захочу - раздавлю» - так отвечает Дикой Кулигину.

Проблема любви

В «Грозе» проблема любви реализуется в парах Катерина - Тихон и Катерина - Борис. Девушка вынуждена жить со своим мужем, хоть никаких чувств кроме жалости она к нему не испытывает. Катя бросается из крайности в крайность: она думает между вариантом остаться с мужем и научиться его любить или уйти от Тихона. Чувства к Борису у Кати вспыхивают мгновенно. Эта страсть толкает девушку на решительный шаг: Катя идёт наперекор общественному мнению и христианской морали. Её чувства оказались взаимны, но для Бориса эта любовь значила гораздо меньше. Катя полагал, что Борис так же, как она, не способен жить в застывшем городе и лгать ради выгоды. Катерина часто сравнивала себя с птицей, ей хотелось улететь, вырваться из той метафорической клетки, а в Борисе Катя увидела тот воздух, ту свободу, которой ей так не хватало. К сожалению, девушка ошиблась в Борисе. Молодой человек оказался таким же, как и жители Калинова. Он хотел наладить отношения с Диким ради получения денег, говорил с Варварой о том, что чувства к Кате лучше сохранять втайне как можно дольше.

Конфликт старого и нового

Речь идёт о сопротивлении патриархального уклада жизни с новым порядком, который предполагает равенство и свободу. Эта тему была очень актуальной. Напомним, что пьеса была написана в 1859 году, а крепостное рабство отменено в 1861. Социальные противоречия достигали своего апогея. Автор хотел показать к чему может привести отсутствие реформ и решительных действий. Подтверждением тому являются финальные слова Тихона. «Хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить на свете да мучиться!» В таком мире живые завидуют мёртвым.

Сильней всего это противоречие отразилось на главной героине пьесы. Катерина не может понять, как можно жить во лжи и животном смирении. Девушка задыхалась в той атмосфере, которая создавалась жителями Калинова долгое время. Она честна и чиста, поэтому единственное её желание было так мало и так велико одновременно. Катя просто хотела быть собой, жить так, как её воспитали. Катерина видит, что всё совсем не так, как она представляла себе до замужества. Она даже не может позволить себе искренний порыв - обнять мужа - Кабаниха контролировала и пресекала любые попытки Кати быть искренней. Варвара поддерживает Катю, но не может её понять. Катерина остаётся одна в этом мире обмана и грязи. Девушка не смогла вынести такого давления, она находит спасение в смерти. Смерть освобождает Катю от бремени земной жизни, превращая её душу в нечто лёгкое, способное улететь из «тёмного царства».

Можно сделать вывод о том, что проблемы в драме «Гроза» затронуты значительные и актуальные и по сегодняшний день. Это нерешённые вопросы человеческого бытия, которые будут волновать человека во все времена. Именно благодаря такой постановке вопроса пьесу «Гроза» можно назвать произведением вне времени.

Тест по произведению

«Пьесы Островского современны», - говорим мы, не задумываясь над смыслом сказанного. Современны... Современны?! Действительно... Почему? Очевидно, чтобы ответить на этот вопрос, необходимо посмотреть повнимательнее хотя бы на одну из пьес... Приглядеться... Призадуматься...
Пьеса «Гроза»... Какие вопросы здесь поставлены драматургом? Почему такое странное на первый взгляд название дано Островским этой пьесе? «Гроза»...
Герои «Грозы» живут в мире кризисном и катастрофичном. Эта катастрофичность сродни предгрозовой атмосфере: что-то еще сдерживает стихию, но дух борьбы и противостояния незримо витает в воздухе. Столь же естественно и неизбежно, как собирается гроза над Калиновом, собирается и гроза человеческого духа, не вынесшего угнетения и насилия, оказавшегося неспособным смириться с жизнью в рабстве даже перед лицом смерти.
Заслуга Островского состоит не только в том, что великий драматург мастерски изобразил и передал ощущение покачнувшегося мира, противоборства между старым и новым, тиранией и простым желанием жить, но и в том, что он показал рождение первого протеста, определив его неизбежность во все времена и эпохи. Протест против чего? На этот вопрос мне еще предстоит дать ответ.
Кто же живет в городе на берегу Волги, где и происходит действие драмы? Население Калинова, безусловно, неоднородно. Задумавшись, можно провести между всеми героями пьесы воображаемую черту, разделив их тем самым на представителей «темного царства» - угнетателей - и «борцов» против угнетения. Таким образом, по одну сторону от этой черты окажутся Кабаниха, Дикой, странница Феклуша, а по другую - Кудряш, Варвара, Тихон и Катерина. Согласимся, однако, что некоторые герои встанут чуть ближе к этой черте, показав тем самым неполную свою принадлежность к той или иной части калиновского общества, некоторые - чуть дальше...
Безусловно, Кабаниха - представитель «темного царства», но она, как метко подчеркивает словами Кудряша
Островский, страшна не своей приверженностью старине, а самодурством «под видом благочестия».
Старая мораль здесь во многом отрицается, из «Домостроя» извлекаются формулы наиболее жестокие, оправдывающие деспотизм.
«Врагам-то прощать надо, сударь!» - говорит Кулигин Тихону. И что слышит он в ответ? «Поди-ка, поговори с маменькой, что она тебе на это скажет».
В отличие от самодурства Кабанихи своеволие Дикого ничем не сковывается, никакими правилами не оправдывается. Деньги развязали ему руки, позволили ему крутить людьми и законом, как он сам того захочет. Нравственные устои в его душе значительно расшатаны, и, если верить Кабанихе, его нельзя перевоспитать, можно только «прекратить». Против отцов города встают «молодые силы жизни». Это Тихон и Варвара, Кудряш и Катерина.
Тихон тих, и этим все сказано. Да, он добр, великодушен и, несомненно, любит Катерину. Ни в чем не разделяя деспотических притязаний маменьки, он все же сгибается перед ней, и только в финале пьесы рождается в нем что-то похожее на протест: «Маменька, вы ее погубили! Вы, вы, вы...» В этих словах уже нет прежнего Тихона. Он оказывается гораздо выше в нравственном плане, чем Борис, который, руководствуясь подлым «шито-крыто», выходит из толпы и раскланивается перед Кабановой.
В отличие от своего брата Варвара наделена и волей, и бесстрашием, но она дитя диких и кабаних, а следовательно, не лишена безнравственности «отцов». Ей попросту непонятны душевные терзания Катерины. «Я не понимаю, что ты говоришь, - спрашивает она в отчаянии. - Что за охота сохнуть-то! Хоть умирай с тоски, пожалеют, что ль, тебя! Как же, дожидайся. Так какая же неволя себя мучить-то!»
Нравственно выше Варвары оказывается Кудряш. В нем мы замечаем «народныекорни». Он талантлив и одарен. Он противостоит «темному царству» удалью и озорством, но не нравственной силой.
Все эти люди живут, обманывая друг друга, хитро изворачиваясь. Но вот среди них появляется человек, наделенный гордостью, чувством собственного достоинства, «луч света в темном царстве», как назовет Катерину Добролюбов. Светлое начало в ней естественно, как дыхание, она натура свободолюбивая, страстная. В семье Кабановой она как в плену. Ей там нечем дышать. Рисуя образ
своей главной героини, Островский поставил на первый план ее близость к природе, к народным истокам. Утром кланяется она солнцу, завороженно слушает пение птиц. Когда в детстве ее обижают, она садится в лодку и плывет по Волге, сама не зная куда. Это напоминает нам русские народные сказки, в которых маленькая девочка часто просит защиты у реки, у леса... «Отчего люди не летают!» - и это неразрывно связано с русскими былинами, сказаниями. В них томящаяся в неволе дева просит силы природы превратить ее в вольную птицу, чтобы улететь из плена на волю.
Постепенно мы понимаем, что у Катерины есть лишь один выход. Этот выход - освобождение. Однако нравственная безупречность исключает для нее возможность легкого освобождения, поэтому освобождение Катерины - трагическое.
Конфликт в драме не только внешний. Противоречия существуют и в душе самой героини: неустойчивая совесть сталкивается с безоглядной любовью, а страх - с отчаянным желанием освободиться.
И когда эта чистая душа гибнет, не найдя иного выхода от нравственной смерти, насилия, угнетения, вспышка света, более яркая, чем грозовая молния, озаряет всю пьесу, придавая ей смысл, далеко уходящий за рамки обыкновенной драмы в купеческой семье. Эта вспышка освещает все действующие лица, заставляя читателя и зрителя думать, чувствовать и действовать.
Несомненно, образ Катерины всегда давал пищу для размышлений. Этим образом Островский не только показал рождение протеста, направленного против деспотизма, тирании, против всего, что сковывает личность, стремится уничтожить гордость, чувство собственного достоинства. Образом Катерины Островский обозначил новый тип героини в драматургии: не аристократки, не дворянки, а представительницы купеческого сословия, то есть простой женщины из народа, показал ее особенную прелесть и несомненное превосходство над напыщенными «куклами» светских салонов. Именно умение показать истинную «русскость» и национальность жизни, событий и характеров, показал противоречия, которые были характерны именно для России, раскрыть суть чисто русских явлений, умение описать народные нравы отличает пьесы Островского от пьес, которые были до него. И именно эта особенность его творчества дает нам право называть его отцом русского театра.
Пьесы Островского ставили и будут ставить на подмостках самых разных театров самых разных уголков мира.
Почему же эти пьесы, написанные более ста лет назад, оказываются столь современны сейчас?
Ответ прост. Островский ставит перед нами общечеловеческие проблемы, вопросы, которые звучат одинаково актуально во все времена и эпохи. Это и вопрос нравственного выбора, и проблема непонимания между старым и новым, это и многое-многое другое, что невозможность объять простым школьным сочинением. Мои размышления - всего лишь капля в море... Или сказать по-другому? Целая капля... Ведь именно из этих крошечных частичек состоит мировой океан читательских размышлений, суждений.