Чему меня учит повесть собачье сердце. О чём заставляет задуматься повесть "Собачье сердце" М.Булгакова

на страницы 2

Творчество М. А. Булгакова - крупнейшее явление русской художественной литературы XX века. Основной его темой можно считать тему “трагедии русского народа”. Писатель был современником всех тех трагических событий, которые происходили в России первой половины нашего века.И наиболее откровенные взгляды М. А. Булгакова на судьбу своей страны выражены, по-моему, в повести “Собачье сердце”. В основе повести лежит великий эксперимент. Главный герой повести - профессор Преображенский, являющий собой тип людей, наиболее близких Булгакову, тип русского интеллигента, - задумывает своеобразное соревнование с самой Природой. Его эксперимент фантастичен: создать нового человека путем пересадки собаке части человеческого мозга. Больше того, действие повести происходит в канун Рождества, а профессор носит фамилию Преображенский. И эксперимент становится пародией на Рождество, антитворением. Но, увы, ученый осознает всю безнравственность насилия над естественным ходом жизни слишком поздно. Для создания нового человека ученый берет гипофиз “пролетария” - алкоголика и тунеядца Клима Чугункина. И вот в результате сложнейшей операции появляется безобразное, примитивное существо, целиком унаследовавшее “пролетарскую” сущность своего “предка”. Первые произнесенные им слова - ругань, первое отчетливое слово - “буржуи”. А потом - уличные выражения: “не толкайся!”, “подлец”, “слезай с подножки” и прочее. Возникает омерзительный “человек маленького роста и несимпатичной наружности.Чудовищный гомункулус, человек с собачьим нравом, “основой” которого был люмпен-пролетарий, чувствует себя хозяином жизни; он нагл, чванлив, агрессивен. Конфликт между профессором Преображенским, Борменталем и человекообразным существом абсолютно неизбежен. Жизнь профессора и обитателей его квартиры становится сущим адом.Вопреки недовольству хозяина дома, Шариков живет по-своему, примитивно и глупо: днем большей частью спит на кухне, бездельничает, творит всяческие безобразия, уверенный, что “в настоящее время каждый имеет свое право”. Конечно, не этот научный эксперимент сам по себе стремится изобразить в своей повести Михаил Афанасьевич Булгаков. Повесть основана прежде всего на аллегории. Речь идет не только об ответственности ученого за свой эксперимент, о неспособности увидеть последствия своих действий, о громадной разнице между эволюционными изменениями и революционным вторжением в жизнь. Повесть “Собачье сердце” несет в себе предельно четкий авторский взгляд на все, что происходит в стране. Все, что происходило вокруг, тоже воспринималось М. А. Булгаковым именно как эксперимент - огромный по масштабам и более чем опасный. Он видел, что в России тоже стремятся создать новый тип человека. Человека, который гордится своим невежеством, низким происхождением, но который получил от государства огромные права. Именно такой человек удобен для новой власти, потому что он положит в грязь тех, кто независим, умен, высок духом. М. А. Булгаков считает переустройство российской жизни вмешательством в естественный ход вещей, последствия которого могли оказаться плачевными. Но отдают ли себе отчет те, кто задумал свой эксперимент, что он может ударить и по “экспериментаторам”, понимают ли они, что свершившаяся в России революция не явилась результатом естественного развития общества, а потому может привести к последствиям, которыми никто не сможет управлять? Именно эти вопросы, на мой взгляд, ставит в своем произведении М. А. Булгаков. В повести профессору Преображенскому удается вернуть все на свои места: Шариков снова становится обычной собакой. Удастся ли нам когда-нибудь исправить все те ошибки, результаты которых мы до сих пор испытываем на себе?

на страницы 2

Творчество М. А. Булгакова - крупнейшее явление русской художественной литературы XX века. Основной его темой можно считать тему “трагедии русского народа”. Писатель был современником всех тех трагических событий, которые происходили в России первой половины нашего века.И наиболее откровенные взгляды М. А. Булгакова на судьбу своей страны выражены, по-моему, в повести “Собачье сердце”. В основе повести лежит великий эксперимент. Главный герой повести - профессор Преображенский, являющий собой тип людей, наиболее близких Булгакову, тип русского интеллигента, - задумывает своеобразное соревнование с самой Природой. Его эксперимент фантастичен: создать нового человека путем пересадки собаке части человеческого мозга. Больше того, действие повести происходит в канун Рождества, а профессор носит фамилию Преображенский. И эксперимент становится пародией на Рождество, антитворением. Но, увы, ученый осознает всю безнравственность насилия над естественным ходом жизни слишком поздно. Для создания нового человека ученый берет гипофиз “пролетария” - алкоголика и тунеядца Клима Чугункина. И вот в результате сложнейшей операции появляется безобразное, примитивное существо, целиком унаследовавшее “пролетарскую” сущность своего “предка”. Первые произнесенные им слова - ругань, первое отчетливое слово - “буржуи”. А потом - уличные выражения: “не толкайся!”, “подлец”, “слезай с подножки” и прочее. Возникает омерзительный “человек маленького роста и несимпатичной наружности.Чудовищный гомункулус, человек с собачьим нравом, “основой” которого был люмпен-пролетарий, чувствует себя хозяином жизни; он нагл, чванлив, агрессивен. Конфликт между профессором Преображенским, Борменталем и человекообразным существом абсолютно неизбежен. Жизнь профессора и обитателей его квартиры становится сущим адом.Вопреки недовольству хозяина дома, Шариков живет по-своему, примитивно и глупо: днем большей частью спит на кухне, бездельничает, творит всяческие безобразия, уверенный, что “в настоящее время каждый имеет свое право”. Конечно, не этот научный эксперимент сам по себе стремится изобразить в своей повести Михаил Афанасьевич Булгаков. Повесть основана прежде всего на аллегории. Речь идет не только об ответственности ученого за свой эксперимент, о неспособности увидеть последствия своих действий, о громадной разнице между эволюционными изменениями и революционным вторжением в жизнь. Повесть “Собачье сердце” несет в себе предельно четкий авторский взгляд на все, что происходит в стране. Все, что происходило вокруг, тоже воспринималось М. А. Булгаковым именно как эксперимент - огромный по масштабам и более чем опасный. Он видел, что в России тоже стремятся создать новый тип человека. Человека, который гордится своим невежеством, низким происхождением, но который получил от государства огромные права. Именно такой человек удобен для новой власти, потому что он положит в грязь тех, кто независим, умен, высок духом. М. А. Булгаков считает переустройство российской жизни вмешательством в естественный ход вещей, последствия которого могли оказаться плачевными. Но отдают ли себе отчет те, кто задумал свой эксперимент, что он может ударить и по “экспериментаторам”, понимают ли они, что свершившаяся в России революция не явилась результатом естественного развития общества, а потому может привести к последствиям, которыми никто не сможет управлять? Именно эти вопросы, на мой взгляд, ставит в своем произведении М. А. Булгаков. В повести профессору Преображенскому удается вернуть все на свои места: Шариков снова становится обычной собакой. Удастся ли нам когда-нибудь исправить все те ошибки, результаты которых мы до сих пор испытываем на себе?

М. А Булгаков в литературу пришел уже в годы советской власти. Он не был эмигрантом и на себе испытал все сложности и противоречия советской действительности 30-х гг. и юность его связаны с Киевом, последующие годы жизни - с Москвой. В московский период жизни Булгаков был не только писателем, но и театральным деятелем, автором сценариев и постановок в Московском Художественном театре. Тема урока дисгармонии, доведенной до абсурда благодаря вмешательству человека в вечные законы природы, с блестящим мастерством и талантом раскрыта Булгаковым в повести «Собачье сердце». Вечная проблема лучших умов России - взаимоотношение интеллигенции и народа.

Какова роль интеллигенции, каково ее участие в судьбах народа - над этим и заставил задуматься читателя автор рассказа в далекие 20-е гг. В рассказе элементы фантастики сочетаются с бытовым фоном. Профессор Преображенский - демократ по происхождению и убеждениям, типичный московский интеллигент. Он свято хранит традиции студентов Московского университета: служить науке, помогать человеку и не навредить ему, дорожить жизнью любого человека, хорошего и плохого. Его помощник доктор Борменталь благоговейно относится к своему учителю, восхищается его талантом, мастерством, человеческими качествами. Но в нем нет той выдержки, того святого служения идеям гуманизма, какие мы видим у Преображенского.

Борменталь способен разгневаться, возмутиться, даже применить силу, если это нужно для пользы дела. И вот эти два человека совершают невиданный в мировой науке эксперимент - пересаживают бродячему псу гипофиз человека.

Результат получился с научной точки зрения неожиданный и феноменальный, но в бытовом, житейском плане он привел к самым плачевным результатам. Сформированное таким образом существо имеет облик своего человеческого донора - Клима Чугунки трактирного балалаечника, пьяницы и дебошира, убитого в драке. Этот гибрид груб, неразвит, самонадеян и нагл. Он, во что бы то ни стало, хочет выбиться в люди, стать не хуже других. Но он не может понять, что для этого надо проделать путь долгого духовного развития, требуется труд по развитию интеллекта, кругозора, овладение знаниями. Полиграф Полиграфович Шариков (так теперь называют это существо) надевает лакированные ботинки и ядовитого цвета галстук, а в остальном его костюм грязен, неопрятен, безвкусен.

Он при помощи управляющего домами Швондера прописывается в квартире Преображенского, требует положенные ему «шестнадцать аршин» жилплощади, даже пытается привести в дом жену. Он считает, что повышает свой идейный уровень: читает книгу, рекомендованную Швондером - переписку Энгельса с Каутским. С точки зрения Преображенского - все это блеф, пустые потуги, которые никоим образом не способствуют умственному и духовному развитию Шарикова. Но с точки зрения Швондера и ему подобных Шариков является вполне подходящим для того общества, которое они с таким пафосом и упоением создают. Шарикова даже взяли на работу в государственное учреждение, сделали его маленьким начальником. Для Шарикова же стать начальником - значит преобразиться внешне, получить власть над людьми. Так оно и происходит.

Он теперь одет в кожаную куртку и сапоги, ездит на государственной машине, распоряжается судьбой бедной девушки-секретарши. Профессор Преображенский все-таки не оставляет мысли сделать из Шарикова человека. Он надеется на эволюцию, постепенное развитие.

Но развития нет и не будет, если сам человек к нему не стремится. На деле вся жизнь профессора превращается в сплошной кошмар. В доме нет ни покоя, ни порядка. Целыми днями слышны нецензурная брань и балалаечное треньканье. Шариков является домой пьяным, пристает к женщинам, ломает и крушит все вокруг. Он стал грозой не только для обитателей квартиры, но и для жильцов всего дома.

А что способны натворить Шариковы, если дать им в жизни полную волю? Страшно представить себе картину той жизни, которую они способны сотворить вокруг себя. Так благие намерения Преображенского оборачиваются трагедией. Он приходит к выводу, что насильственное вмешательство в природу человека и общества приводит к катастрофическим результатам. В повести «Собачье сердце» профессор исправляет свою ошибку - Шариков снова превращается в пса. Он доволен своей судьбой и самим собой.

Но в жизни подобные эксперименты необратимы. И Булгаков сумел предупредить об этом в самом начале тех разрушительных преобразований, которые начались в нашей стране в 1917 г.

Все без исключения произведения Булгакова в буквальном смысле завораживают читателя, ставят перед ним сложнейшие вопросы, решить которые оказывается не так легко. Повесть Булгакова «Собачье сердце» заставляет задуматься о месте человека в мире, об ответственности за свои поступки и действия других. Повесть написана удивительным языком, полным едкого сарказма, по вместе с тем она воспринимается как глубокое, философское произведение.
Булгаков делает героев повести символами эпохи. Профессор Преображенский - настоящий российский интеллигент, представитель уходящей категории общества. Вместе с ним уходит многое, что было важным и нужным для людей. Высказывания профессора могут показаться смешными. Но юмор отнюдь не умаляет их актуальности. «Голубчик! Я не говорю уже о паровом отоплении... Пусть: раз социальная революция - не нужно топить»; «почему, когда началась вся эта история, все стали ходить в грязных калошах и валенках по мраморной лестнице?»; «Почему убрали ковер с парадной лестницы?» «Почему пролетарий не может оставить свои калоши внизу, а пачкает мрамор?»
С точки зрения шариковых, которые по сути своей являются символом новой эпохи, эстетика быта совершенно не нужна. Вместе с этим «новые люди» готовы отказаться от всего, что создавалось веками. Стремление построить новую жизнь воспринимается ими как необходимость полностью уничтожить то, что было сделано ранее. В уста профессора Преображенского Булгаков вкладывает множество метких замечаний.
«Что такое эта ваша «разруха»? Старуха с клюкой? Ведьма, которая выбила все стекла, потушила все лампы?... Разруха не в клозетах, а в головах».
Меткие и очень точные замечания высказывают многие персонажи повести. В том числе и бездомный пес еще до превращения в человека, который отличается редкостной наблюдательностью и умом. Реальная жизнь послереволюционной России предстает перед нами во всем своем пугающем правдоподобии. Мрачные картины встают перед нами с самого начала повести. Вьюга как символ печали; запущенные пустые улицы как символ нищеты, убогости. В самом начале повести мы смотрим на обстановку глазами бездомной дворняги. Ничто не радует наш взгляд. Вот пробегает мимо девушка-машинистка, которая зарабатывает сущие копейки «по девятому разряду четыре с половиной червонца».
Для создания объективной картины не может быть незначительных деталей. Образ машинистки также неслучаен. Молодая девушка выглядит столь несчастной, замерзшей, полуголодной, что мы начинаем понимать, как несправедлива и уродлива действительность. А как много говорит фраза: «Я теперь председатель, и сколько ни накраду - все, все на женское тело, на раковые шейки, на Абрау-Дюрсо. Потому что наголодался в молодости достаточно, будет с меня, а загробной жизни не существует».
Булгаков в своей повести ставит очень серьезные вопросы - он заставляет задуматься о нравственности людей, с которыми мы сталкиваемся на страницах произведения. Повсюду царит воровство. Никто не заботится о соблюдении порядка, страна приходит в упадок, общество деградирует.
И на фоне этой деградации появляется новый человек, Шариков. То, что в повести Булгакова этот новый человек еще совсем недавно был бродячим псом, очень символично. Особенно важно, что будучи собакой, Шариков отличался большей порядочностью и вызывал искреннее сострадание и симпатию. Став человеком, он вызывает только отвращение.
Новый человек, который в повести представлен Полиграфом Полиграфычем Шариковым, полностью соответствует требованиям «новой жизни», является «продуктом» своей эпохи. Он бездуховен, необразован, неблагодарен, туп, агрессивен. Он чувствует себя настоящим хозяином жизни, не обращая внимания на кого бы то ни было.
Заслуживает пристального внимания и донос на профессора Преображенского. Это свидетельствует о полном отсутствии у Шарикова каких бы то ни было человеческих качеств. Отличительными чертами этого персонажа являются подлость, зависть, ненависть ко всему и всем вокруг.
Хозяин жизни, а именно таковым стал чувствовать себя «новый человек» после революции, очень силен. Он не останавливается ни перед чем, не думает о морали и нравственности. Фантастический эксперимент в повести - это отражение реального, огромного социального эксперимента - революции. Персонаж повести Шариков не смог стать человеком, перед нами всего лишь Существо, отдаленно на него похожее.
Рядом с «шариковыми» оказываются те, кто слабее и уязвимее. И общение с «новыми людьми» приносит исключительно страдания. Невозможно представить себе что-то более чудовищное, чем общество, в котором всем распоряжаются «ша-риковы», эти бессердечные и злобные создания. В повести профессор Преображенский находит «управу» на Шарикова, он просто превращает его обратно в собаку. Но социальный эксперимент - революция - не имеет обратного хода. И именно поэтому повесть оставляет ощущение некоторой недосказанности. Писатель ставит проблему, предоставляя возможность читателям думать о ней. Поэтому даже сегодня, по прошествии значительного периода времени, мы можем задуматься об обществе «шариковых», отголоски которого ощущаем до сих пор.

Краткое сочинение-рассуждение на тему «Собачье сердце: нравственные уроки» по литературе

Повесть «Собачье сердце» написана Булгаковым не для легкомысленного чтения. В ней заложены очень важные нравственные уроки, которые необходимо своевременно получить каждому человеку. В легкой юмористической форме автор рассказывает об очень важных вещах, касающихся морали, духовности и межличностных отношений. Чему же учит Булгаков в повести «Собачье сердце»?

Один из основных нравственный уроков в повести – это этическая невозможность человека придумать новый способ рождения людей. Филипп Филиппович бросил вызов природе, когда пошел против ее законов. Поэтому его творение было ужасным и противоестественным. Его признали в обществе, как равного, только для того, чтобы использовать его, козырь против «буржуйского» профессора. На самом деле, его воспринимали, как лабораторную крысу, и такие искусственные люди не приживутся в обществе, их всегда будут унижать, недооценивать и использовать в своих целях, пользуясь их легковерностью. Значит, путем таких операций человечество получит возможность делать себе рабов, неполноценных и угнетенных.

С помощью Шарикова Булгаков показал свое отношение к таким экспериментам: наука не может воссоздавать людей искусственно, ведь за рождением должно последовать воспитание, причем, в рамках главного социального института – семьи. Творение профессора не может претендовать на статус человека, так как не прошло через важнейший этап формирования личности – воспитание. Последствия этого упущения мы видим: Шариков ведет себя феноменально безнравственно и бескультурно. Необходимость семейного воспитания – вот еще один нравственный урок писателя.

Примечательно, что товарищи Шарикова ведут себя не сильно лучше. Это вызвано, опять же, прорехами в воспитании. Их родители круглые сутки работали на заводах, были нищими и бесправными. Поэтому дети рабочих изначально лишены возможности получить образование и научиться хорошим манерам. Они почти что сироты. Значит, «разруха в головах» — не вина большевиков или последствие губительной революции, даже повальное распространение атеизма тут не при чем. Это порок дореволюционного общества и несправедливого царского режима. Изувечив родителей, господа получили месть детей, которых некому было учить милосердию и всепрощению. Таким образом, Булгаков учит нас искать причины более глубокие и правдивые, чем лежащие на поверхности. Также он призывает всех нас думать наперед, ведь последствия наших ошибок могут быть страшными.

Кроме того, Булгаков сурово наказывает возгордившегося человека, который дерзнул заменить Бога. Профессор раскаивается в содеянном и едва ли не платится жизнью за свой аморальный эксперимент. Он видит, к чему привели его амбиции: Шариков так и не стал человеком, но чувствовал то он, как человек, и жил среди нас. Причем, он и не мог стать все равным, люди бы его не признали. Значит, профессор обрек свое детище на несчастную и неполноценную жизнь, а обществу дал понять, что воскресить можно, кого угодно, и это создает огромную массу проблем.

Таким образом, Булгаков не просто написал увлекательную повесть, но и вложил в нее очень важные нравственные посылы. Она дает полезную пищу для размышлений и ответы на многие сложные вопросы, которыми мы задаемся всю жизнь.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!