Андрей болконский пример для подражания. Мини-сочинение на тему "Образ Андрея Болконского в романе Л.Н

Фигура князя Андрея является одной из самых неоднозначных в романе. Самосознание и миропонимание героя проходят длинный и сложный эволюционный путь на протяжении всего произведения. Меняются ценности персонажа, а также его представление о семье, любви, войне и мире.

Впервые читатель знакомится с князем в окружении людей из светского общества и молодой беременной жены, которая отлично вписывается в этот круг. Ярчайший контраст составляют Андрей и Лиза: она мягкая, кругленькая, открытая и дружелюбная, он колкий, угловатый, замкнутый в себе и несколько надменный. Она предпочитает шум светских салонов, а ему близок гром лишь военных действий, в мирное же время Болконский выбрал бы деревенскую тишину и уединение. Они слишком разные и обречены на полное непонимание мировоззрений друг друга. Маленькой княгине чужды метания Андрея, его тернистый путь обретения себя, а он, зациклившись на самоанализе, замечает лишь внешнюю легкость характера жены, которую ошибочно истолковывает как пустоту внутреннего мира. Герой не знает, что делать с молодой семьей, он слишком смутно представляет себе обязанности мужа и отца и не желает разбираться в них. Пример, данный ему его родителем, также не может положительно повлиять на ситуацию. Николай Болконский воспитывает своих детей в строгости, он скуп на общение и тем более на ласки.

Андрей Болконский очень похож на своего отца. Возможно, именно поэтому в нем так сильна тяга к боевой славе. Он лучше понимает реалии войны, чувствует себя нужным и применимым в этой сфере, поэтому всячески стремится оградить себя от среды бездействующего, вечно праздного света. Он спешит на фронт, оставляя позади семью, как некий балласт, сдерживающий его на пути к маячащим перед ним высотам. Князь Андрей еще осознает, чего он лишил себя, но будет уже поздно. Смерть жены заставит его по-новому взглянуть на окружающих людей. Болконский почувствует вину перед маленькой княгиней за то невнимание, которым он ее всегда одаривал. Он попытается иначе выстроить свои взаимоотношения с отцом, сестрой, а позже и с подрастающим сыном.

В жизни этого человека произойдет много знаковых событий, которые так или иначе будут влиять на его миропонимание. Еще до трагической кончины княгини Лизы, Андрею явится «неизмеримо высокое» небо Аустерлица. Это будет первая встреча Болконского со смертью. Он увидит окружающий мир тихим и спокойным, таким, каким его принимают и любят родные и близкие князя. Он почувствует себя счастливым.

Душа его никогда не успокоится, и будет вечно требовать чего-то недостижимого. Он снова почувствует себя в своей стихии, вернувшись на фронт, но к тому времени дни его будут уже сочтены. Получив в Бородинской битве смертельное ранение, Андрей Болконский завершит свой путь на руках Наташи Ростовой и княжны Марьи.

Сестра Болконского всегда пыталась смягчить брата, примирить его с жизнью. Княжна Марья, провожая Андрея в последний путь, помогает ему без страха принять смерть и возвращение к Богу. Возможно, только там душа его может обрести покой.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

«Он слишком хорошо, чтобы жить» - эти слова героиня романа Л.Н. Толстого «Война и мир» Наташа Ростова сказала о своем женихе – князе Андрее Болконском. Верны ли эти слова в отношении данного героя?
Андрей Болконский - «небольшого роста, весьма красивый молодой человек с определенными и сухими чертами» - восхищает Пьера Безухова своей начитанностью и эрудицией. Его суждения и вопросы поражают точностью и определенностью формулировок, а отношения с людьми имеет четкий, недвусмысленный характер. Кроме того, в свете перед князем Андреем открыты все двери и горизонты – он «легко может быть и флигель-адъютантом».
Но Болконский мечтает о большем – ему наскучил свет с его пустотой и посредственностью. Герой жаждет славы, почестей и восхищения, равных тем, что есть у самого Наполеона - недаром этот французский полководец в начале романа является его кумиром.
Таким образом, мы видим, что князь Андрей эгоистичен, очень тщеславен и честолюбив. Все в жизни Болконского подчинено одной цели, во всем он руководствуется своим блестящим, холодным умом, мало внимания уделяя душе, чувствам.
Попав на фронт, Болконский пользуется уважением у солдат и офицеров: «Князь Андрей был один из тех редких офицеров в штабе, который полагал свой главный интерес в общем ходе военного дела». Но именно здесь герою придется расстаться со своими прежними идеалами.
В Аустерлицком сражении автор дает возможность Болконскому претворить свою мечту в жизнь. Именно здесь князь Андрей окончательно приходит к убеждению, что настает его «Тулон». Все размышления героя накануне боя заканчиваются одной мыслью: «И все-таки я люблю и дорожу только торжеством над всеми ими...»
Князю Андрею выпадает стать «спасителем армии», повернуть вспять постыдно бегущее «российское воинство». Именно он подхватывает знамя и, раненный, падает, а вперед идет возвращенный им батальон.
Но с этого момента начинается новая эпоха в жизни Болконского: куда-то исчезает суета войны - ее сменяет полная, ненарушимая тишина. Раненый, князь Андрей впервые видит «небо» - «неизмеримо высокое, с тихо ползущими по нем серыми облаками». «Небо» символизирует здесь вечную, бесконечную жизнь, которую силилась прервать война, но отступила бесславно, потерпев поражение перед жизнью.
Неожиданное появление на поле боя Наполеона, недавнего кумира, теперь рождает в Болконском неприятное, враждебное чувство, соединенное с раскаянием. Все, пережитое в действительности и в мечтах, в прошлом, настоящем и будущем, сливается в едином образе мира, каким он видится теперь князю Андрею: «Тихая жизнь и спокойное семейное счастие в Лысых Горах представлялись ему».
Болконский возвращается домой из плена одушевленный верой в то, что возможно исправить содеянное, отдавшись той жизни, которую символизировало «небо». Но смерть жены, последовавшая за рождением сына; то, что она «не удивилась, что он приехал... не поняла того, что он приехал», потрясают душу Болконского. Он вновь замыкается в себе, в своем раскаянии. Живя с отцом, сестрой и сыном, герой занимается делами хозяйства, однако это не приносит ему истинного счастья.
Так продолжалось до встречи с Безуховым, который убедил Болконского, что «надо жить, надо любить, надо верить... что живем не нынче только на этом клочке земли, а жили и будем жить вечно там, во всем…». С этими словами к князю Андрею вновь возвращается ощущение своей причастности к бесконечной жизни. Впервые после Аустерлица Болконский видит «небо» и всей душой устремляется навстречу жизни, сулящей ему неизведанные, необъятные возможности. Именно в это время на пути князя Андрея встречается Наташа, поражая его самобытностью своей «отдельной... веселой и счастливой жизни».
Петербургский период жизни Болконского, последовавший затем, проходит под знаком усиленной работы сознания и одновременно близости к природным истокам бытия. Усилия князя Андрея направлены на полезную общественную деятельность под началом видного деятеля эпохи М. М. Сперанского.
Однако вскоре приходит разочарование и фигурой Сперанского, и всей его преобразовательной деятельностью. Князь Андрей с иронией думает о том, как он мог увлечься формой вместо сущности: участвовать в работе комитетов, где избегали говорить о деле; верить, что презирающий людей Сперанский действительно заботится о благе человечества.
Вслед за этим разочарованием наступает другое – сокрушительное: измена Наташи и бесчестие Болконского, связанное с этим. Герой вновь замыкается в себе, в своем оскорбленном достоинстве и поруганном идеале любви и счастья.
И лишь война 1812 года «вытягивает» Болконского из этого состояния, заставляет его забыть о личном ради общего. Сначала, попав на фронт, князь Андрей стремится отомстить своему обидчику Курагину, однако в условиях Отечественной войны он забывает о личном чувстве: узнав в раненом Анатоле, оказавшимся рядом с ним на перевязочном пункте, Болконский с умилением открывает, что связывает их гораздо большее, чем то, что в недавнем прошлом сделало врагами.
Важно, что на этой войне князь Андрей не ищет славы - он командует полком, и «устройство полка, благосостояние его людей, необходимость получения и отдачи приказаний занимали его».
Окончательно избавиться от бремени «внешнего человека», от пустых и ложных идеалов Болконскому помогает близость смерти, которая оставляет его один на один с первичными, главными вопросами. Отечественная война и страдания, испытанные им вместе со всеми, обогащают героя «жалостью и любовью» ко всем, побуждая его не только «простить» Наташу, но и полюбить ее новой, более духовной любовью.
Оказавшись перед выбором: навсегда остановиться на достигнутом или вернуться в обыкновенную жизнь с ее бесчисленными, не всегда возвышенными свойствами, князь Андрей (который всегда мечтал о воплощении идеала) выбирает первое, то есть смерть.
Таким образом, стремлению «быть вполне хорошим» этот герой остается верен до конца. Выбрав смерть, он выбрал новый этап духовного развития, новый шаг к самосовершенствованию. В этом смысле, на мой взгляд, слова Наташи Ростовой о нем верны.
В любом случае, смерть явилась логическим финалом жизни этого героя. Думаю, он выполнил свое земное предназначение, прошел свой земной путь до конца. Понять и до конца принять истину (как трактовал ее Толстой) князю Андрею суждено, наверное, только в другой жизни.

На страницах романа-эпопеи Льва Николаевича Толстого «Война и мир» можно встретить множество разнообразнейших и любопытнейших персонажей с литературной точки зрения. Положительных и отрицательных, обладающих своими сильными и слабыми сторонами, одним словом – самых обыкновенных людей, которых множество в любом городе и в любой стране мира. Однако одного героя романа мне хотелось бы выделить отдельно – безусловно, Андрея Болконского.

Болконский – человек глубокий, чрезвычайно умный, гордый и целеустремлённый. Он не боится открыто высказывать своё мнение и способен отстаивать его, а решив что-либо сделать, всегда идёт до конца, не откладывая дело на половине пути. Болконский рассудителен и рационален, он не склонен к опрометчивым поступкам или нецелесообразным действиям, и эта цельность его образа, безусловно, притягивает и восхищает и читателей, и многих других героев произведения.

Во время военных действий Андрей Болконский раскрывает себя не только в качестве образованного и умного человека, обладающего трезвым рассудком, но ещё и как мудрого бойца, способного проявить и хладнокровие, и пойти на верную смерть, не опасаясь за сохранность собственной жизни. С поля боя Болконский возвращается изменившимся – разочарованном в своём кумире, Наполеоне, осознающим потребность не только в постоянном саморазвитии, но и в желании помочь своей родине выиграть войну – пусть даже ценой собственной гибели. В герое просыпается истинный патриотизм, который заключается именно в любви к своей родине и безудержном стремлении помогать ей, не создавая себе ни кумиров, ни человеческих идеалов.

На мой взгляд, Андрей Болконский объединяет в себе все самые лучшие качества, которые можно представить и в мудром мужчине, и в отважном бойце, и в любящем человеке. Он готов пожертвовать собой ради великой цели, философски относится к жизни, а в то же время способен и глубоко любить, и искренне дружить, и признавать свои ошибки, и прощать других людей, что раскрывает его как человека необычайного великодушия и доброты.

Я полагаю, что в своём романе Лев Николаевич Толстой стремился показать читателям, каким должен быть настоящий герой. Безусловно, образ Андрея Болконского нельзя назвать идеализированным – он такой же человек, как и каждый из нас, склонный и к самоанализу, и к некой неуверенности, и к душевным терзаниям, однако в нём есть внутренний стержень, который можно назвать и силой воли, и твёрдым характером, и железной волей. Именно это позволяет Болконскому идти своим путём, восхищая и вдохновляя других людей, показывая, как важно и как правильно быть хорошим человеком, живущим в гармонии со своей совестью и со своим сердцем.

Вариант 2

Болконский является одним из основных персонажей произведения, на примере которого писатель знакомит читателей с судьбами русских людей во время русско-французской войны.

Отправляясь на военное сражение, Болконский мечтает обрести воинскую славу и людскую любовь, поскольку светская жизнь ему кажется пустой и никчемной, а офицерская служба открывает перед ним радужные перспективы и возможность реализовать свои амбиции.

Служа у Кутузова адъютантом и получив ранение, Андрей переосмысливает собственную жизнь и приоритеты в ней, он жестоко разочарован в Наполеоне, которого ранее считал великим полководцем и преклонялся перед его воинскими подвигами, а сейчас видит мелким, ничтожным, никчемным человеком. Оправившись от ранения, Болконский принимает решение оставить службу и посвятить жизнь семье, но его ждет нерадостная весть о том, что жена умерла при родах.

С помощью поддержки друга, Пьера Безухова, который убеждает Андрея продолжать жить дальше и бороться с мучительными страданиями, Болконский восстанавливается после жизненного удара и встречает свою истинную любовь в лице чистой, юной и целеустремленной Наташи Ростовой. Влюбленные обручаются, но случайный флирт Наташи, который Болконский не может понять и простить, приводит к их расставанию и расторжению помолвки.

Андрей снова возвращается на место боевых действий, уже не имея честолюбивых планов в отношении своих воинских почестей, его основное желание – защита родной земли и русских людей от французских захватчиков. На фронте Болконский не чурается простых людей, заботится о сослуживцах, люди гордятся своим офицером, восторгаются и любят его.

Во время Бородинского сражения князь Андрей Болконский получает тяжелое ранение, которое становится для него смертельным. Смерть Андрей принимает спокойно, она его не пугала. Князь умирает с сознанием выполненного долга перед родиной, мыслями о прожитой не зря жизни и пережитой настоящей искренней любви. Видя перед кончиной снова свою возлюбленную и прощая ее за измену, Болконский ощущает вновь, то восторженное чувство возрожденной любви, у которой уже нет будущего, но Андрей все равно счастлив, ведь впереди у него дорога в вечность.

Сочинение Образ Андрея Болконского

Творчество Льва Николаевича является величайшей ценностью в мировой литературе. Его редкий писательский дар позволяет провести читателя через радость и горе, через любовь и предательство, через войну и мир и в мельчайших деталях показать развитие внутреннего мира каждого своего героя. Читая Толстого, начинаешь лучше понимать двойственную природу человеческой души и учишься осознавать последствия своих поступков заранее. Одно неосторожное слово может разрушить чью-то жизнь, а за минутную слабость придется расплачиваться долгие годы.

Моим самый ценным литературным образом является благородный князь Андрей Болконский. Он человек слова, человек чести и человек действия. Толстой удостоил его недолгой, но яркой жизнью. По праву рождения князь Андрей принадлежал к элите общества. Он был хорош собой, умен, образован, имел красавицу жену и все сопутствующие блага высшего света. Но это не радовало молодого Болконского, он считал такую жизнь скучной, лишенной смысла. Он грезил великими делами, способными принести пользу всей стране, поэтому при первой же возможности отправился на войну.

Военная обыденность, лишенная светского лицемерия и праздной мишуры, позволяет рассмотреть князя Андрея, как настоящего человека, имеющего твердый характер и цельную натуру. Он герой, он патриот. Но предельно-цельное мировоззрение князя, выстроенное долгими годами, рушится в одно мгновение. Его разрушает небо. Вечное небо над полем боя, безмятежное небо над раненным героем. И все логические конструкции ломаются, заставляя Андрея Болконского строить новую теорию своего бытия. Это так по-толстовски, взять и одним кадром разрушить все прежние жизненные ориентиры героя. А дальше, после войны, будет мир.

Прекрасный мир, в котором есть надежды, любовь и юная Наташа. Она молода настолько, что еще не видела ни войны, ни бала. Она является логичным продолжением синего неба, которое рассказало князю о новой жизни, о новом мире, где есть другие простые человеческие смыслы. Не только аристократичная публика, но и обычные люди. Болконский увлекается реформаторской деятельностью, но бюрократическая машина быстро разочаровывает масштабно-мыслящего князя. К тому же мирная утопия Андрея Болконского разрушается невинной Наташей Ростовой.

Это предательство больно ранило благородного князя. Последние душевное равновесие далось князю Андрею самой высокой ценой. На смертном ложе он приходит к целой охапке новых чувств, которые позволяют ему научиться прощать. Ухаживает за смертельно больным Андреем повзрослевшая, познакомившаяся с предательством и войной, Наташа.

Почему Толстой решил убить моего любимого героя для меня осталось загадкой. Видимо, чтобы подчеркнуть, что человек не может жить в слишком контрастном мире черно-белого мышления. Потомучто жизнь находится именно в отрезках между войной и миром, где нужно уметь прощать, находить компромиссы или отвечать за свои мысли по всей строгости.

Один из главных образов романа «Война и мир» великого русского гуманиста Льва Николаевича Толстого - Андрей Болконский - является примером аристократа, обладателя самых лучших черт, которые только могут быть свойственны человеку. Нравственные искания Андрея Болконского и его отношения с другими персонажами только служат явственным доказательством того, что автору удалось воплотить в этом силу воли и реалистичность.

Общие сведения

Будучи сыном князя Болконского, Андрей многое от него унаследовал. В романе «Война и мир» он противопоставляется Пьеру Безухову, который более романтичен, хотя и обладает сложным нравом. Младший Болконский, работающий с полководцем Кутузовым, резко негативно относится к вятскому обществу. В своей душе он таит романтические чувства к Наташе Ростовой, чья поэтичность покорила героя. Вся его жизнь - это путь исканий и попыток найти мировоззрение простого народа.

Появление

Впервые этот герой появляется на страницах романа «Война и мир» уже в самом начале, а именно на вечере Анны Павловны Шерер. Его поведение явно свидетельствует о том, его не то что не прельщает, а в самом прямом смысле отталкивает, и он не находит здесь ничего приятного. Он совершенно не старается скрыть, насколько разочарован в этих манерных, лживых речах, и называет всех посетителей подобных собраний «глупым обществом». Образ князя Андрея Болконского является отображением человека, который разочарован в лжеморали и которому претит манера фальшивости, царящая в высших кругах.

Князя не прельщает подобное общение, но намного сильнее он разочарован тем, что без светских бесед и поверхностных людей не может обойтись его супруга - Лиза. Он здесь только ради нее, ведь сам чувствует себя чужим на этом празднике жизни.

Пьер Безухов

Единственным человеком, которого Андрей может считать своим другом, близким ему по духу, является Пьер Безухов. Только с Пьером он может быть откровенен и без всяких ужимок признается ему, что такая жизнь не для него, что ему не хватает остроты, что он не может полностью самореализоваться, используя заложенный в нем неиссякаемый источник жажды настоящей жизни.

Образ Андрея Болконского - это облик героя, не желающего оставаться в тени за спинами своих сослуживцев. Он хочет совершать серьезные поступки и принимать важные решения. Хотя у него есть возможность остаться в Петербурге и стать флигель-адъютантом, он желает намного большего. В преддверии серьезных сражений он отправляется в самое сердце боевых действий. Такое решение становится для князя лечением его длительного недовольства собой и попыткой достичь в жизни чего-то большего.

Служба

В армии князь ведет себя не совсем так, как поступили бы многие, если бы оказались на его месте. Он даже не думает о том, чтобы сразу получить высокую должность, пользуясь своим аристократическим происхождением. Он преднамеренно хочет начать свою службу с самых низких должностей в армии Кутузова.

В своих стремлениях князь Андрей Болконский резко отличается не только от представителей высшего общества, оказавшихся на войне, но и от обычных служащих, которые во что бы то ни стало желают заполучить вожделенный высокий пост. Их основная цель - регалии и признание, независимо от того, насколько они окажутся полезными и насколько храбро поведут себя в бою.

Не чуждо тщеславие и Болконскому, но выражается оно совершенно иначе. Князь Андрей Болконский ощущает, что он в какой-то мере ответственный за судьбу России и народа. Особенно на него повлияли Ульмское поражение и появление генерала Мака. В этот период в душе героя происходят важные перемены, которые скажутся на всей его будущей жизни. Он почувствовал себя «в своей тарелке» и понял, что именно в армии может реализовать свой мощный потенциал. С его лица исчезла скука, по всему его виду стало понятно, что князь полон энергии, которую желает направить на достижение своих целей, то есть на защиту российского народа.

Князь становится честолюбивым, он желает совершить подвиг, чтобы его имя было запечатлено в истории на многие века. Кутузов доволен своим служащим и считает его одним из лучших офицеров.

Жизнь Андрея Болконского в армии кардинально отличается от того «пресного» существования в кругу светских дам, которое он вел ранее. Он готов совершать поступки и не медлит с этим. Честь и отвагу продемонстрировал герой уже во время Шенграбенского сражения, когда он храбро объезжает позиции, несмотря на непреклонный безостановочный огонь неприятеля. Во время этой битвы младшему Болконскому довелось стать свидетелем героизма, проявленного артиллеристами Кроме этого, князь показал свою смелость, став на защиту капитана.

Аустерлицкая битва

Признание, честь и вечная память - вот самые основные цели, которые являются приоритетными для того, чтобы полностью раскрыть образ Андрея Болконского. Краткое содержание событий Аустерлицкой битвы только поможет понять, насколько важной она стала для князя. Это сражение было переломным моментом в нравственных исканиях и попытке совершить подвиг для младшего Болконского.

Он надеялся, что во время этой битвы ему повезет проявить все свое мужество и стать героем. Ему действительно удалось совершить подвиг во время сражения: когда прапорщик, несший знамя, пал, князь его поднял и повел батальон в атаку.

Однако не удалось Андрею стать героем в полной мере, ведь именно во время Аустерилицкого сражения было убито множество солдат, и русская армия перенесла ужаснейшие траты. Здесь князь понял, что его желание заполучить мировую славу - лишь иллюзия. После такого падения планы честолюбивого князя претерпевают кардинальные изменения. Он больше не восторгается образом великого Наполеона Бонапарта, теперь этот гениальный полководец становится для него лишь простым солдафоном. Это сражение и навеянные им рассуждения являются совершенно новым и одним из важнейших этапов исканий толстовского героя.

Возврат к светскому обществу

Значительные перемены в мировоззрении князя происходят по возвращении его в куда его отправили после серьезного ранения, полученного на поле боя. Образ Андрея Болконского становится более прагматичным, особенно после того, как новые события трагического характера происходят в его жизни. Вскоре после его возвращения в родовых муках умирает его жена, давшая жизнь сыну Николеньке, который впоследствии станет продолжателем духовных исканий своего отца.

Андрею кажется, что он виновен в случившемся, что причиной смерти его жены служат его поступки. Это состояние, близкое к депрессии, вместе с душевным расстройством, появившимся после поражения в наводит князя на мысль о том, что ему стоит отказаться от своих притязаний на военную славу, а вместе с тем прекратить какую-либо общественную деятельность.

Возрождение

Приезд Пьера Безухова в имение Болконского вносит радикальные изменения в жизнь князя. Он занимает активную позицию и начинает совершать множество преобразований в своих владениях: крестьян он делает вольными, барщину меняет на оброк, выписывает бабку-родильницу и оплачивает жалование священника, обучающего крестьянских детей.

Все это приносит ему массу положительных эмоций и удовлетворение. Хотя он и совершал это все «для себя», ему удалось сделать намного больше, чем Пьеру.

Наташа Ростова

Образ Андрея Болконского невозможно полноценно проанализировать, не упомянув о Наташе. Знакомство с этой юной девушкой оставляет неизгладимый отпечаток в душе князя. Ее энергия, искренность и непосредственность позволяют Андрею вновь почувствовать вкус к жизни и принимать участие в социальной деятельности.

Он решил приняться за составление государственных законов и поступил на службу к некому Сперанскому. Вскоре он глубоко разочаровывается в полезности такой деятельности и понимает, что его окружает сплошная фальшь. Однако после возвращения он снова видит Наташу и оживляется. У героев вспыхивают чувства, которые, казалось бы, должны закончиться счастливым браком. Однако на их пути появляется множество препятствий, и все заканчивается разрывом.

Бородино

Разочаровавшись во всем и во всех, князь отправляется в армию. Он вновь увлечен военными делами, и все большее отвращение в нем вызывают аристократы, жаждущие лишь славы и наживы. Он уверен в своей победе, но, увы, Толстой приготовил своему герою другой конец. Во время сражения Андрей был смертельно ранен и вскоре скончался.

Перед смертью на князя снизошло понимание сути жизни. Лежа на смертном одре, он осознал, что путеводной звездой каждого человека должны быть любовь и милосердие к ближнему своему. Он готов простить Наташу, предавшую его, и поверил в безграничную мудрость Творца. Образ Андрея Болконского воплощает в себе все самое лучшее и чистое, что должно быть в душе человека. Пройдя сложный, но короткий он все-таки понял то, что многим не удастся постичь и за целую вечность.

ОБРАЗ АНДРЕЯ БОЛКОНСКОГО В РОМАНЕ Л. Н. ТОЛСТОГО
“ВОЙНА И МИР”

“В это время в гостиную вошло новое лицо. Новое лицо это был молодой князь Андрей Болконский” - так в круговороте лиц сало­на Анны Павловны Шерер появляется главный, хотя и не самый любимый автором герой романа. Князь Андрей безупречен и моден. Безупречен его французский. Даже имя Кутузов он произносит с ударением на последнем слоге, как француз. Безупречны сухие черты его лица, мундир адъютанта и тихий, медленный, стариков­ский шаг. Завершает картину вселенская скука в глазах.

Князь Андрей - светский человек. В этом смысле он подвер­жен всем движениям и переменам моды не только в одежде, но прежде всего в поведении, в стиле жизни.

И тихая походка, и скука во взгляде, и манера держать себя сокружающими - все выдает в нем приверженца начинающего вхо­дить в светский европейский и российский обиход дендизма. И дей­ствительно, князь Андрей чрезвычайно дистанцирован от посетите­лей салона. Его лицо портит гримаса, замечает Толстой. Все и вся надоело и наскучило. Все окружающее ниже и уже поэтому хуженего.

Но подобное отношение к миру не затрагивает людей, симпа­тичных ему. Он преображается, встретив Пьера. Улыбка князя Андрея становится “неожиданно доброю и приятною”. А их даль­нейшая беседа - разговор двух добрых товарищей, и, несмотря на то что Пьер младше Болконского, разговор равных, безмерно ува­жающих друг друга людей.

Князь Андрей дан нам в романе полностью сформированным, законченным человеком, в отличие от Пьера Безухова, становления которого происходит все семь лет романной жизни. Таким сформи­рованным, готовым Толстой проводит князя через главные событие европейской и отечественной истории, через любовь и смерть. Все его испытания, все сюжетные движения сводятся к поискам и мо­мента истины”, точки или события, в которых за личиной просту­пает личность, за телесным - духовное и, самое важное, душевное.

Князь Андрей закрыт, загадочен, непредсказуем.

Чего стоит его сватовство к Наташе Ростовой. Князь полюбил шестнадцатилетнюю девочку. Сделал ей предложение и получил со­гласие на брак. После этого он преспокойно объявляет молодой не­весте о своем решении ехать за границу на год. Путешествовать. Однако и здесь не укладывается, отсутствуя более, чем надобно. Любовь невинной черноглазой девочки не разбудила Болконского. Его душа по-прежнему спит.

И все семь лет романного существования преследует князя самый прекрасный сон его жизни. Небо Аустерлица. Одни из луч­ших страниц романа. Одновременно дань байронической романтике эпохи. “Прекрасная смерть”, - глядя на князя Андрея, произно­сит Наполеон. Здесь много театра и позы, несмотря на пейзаж, на­полненный мертвыми и умирающими людьми. Пробуждение не на­ступает ни здесь, ни позже, ни даже в “славный день Бородина”. Все было не настоящим: смерть, любовь и, как следствие, сама жизнь.

Образ любого человека кристаллизуется в его отношениях с ок­ружающими. У князя Андрея нет отношений. Его движения в сю­жете подчиняются скрытым от глаз закономерностям.

Бородино. Полк Болконского в резерве. Уже в резерве выбита половина солдат. Чтобы сократить потери, солдатам приказано сесть. Но офицеры ходят под выстрелами. Дворянину не должно кланяться пулям. Рядом падает бомба. Глядя на ее горящий фи­тиль, князь ощущает нечто. Это нечто есть жизненный порыв. Био­логическое начало. Желание жить. Ему кричат: “Ложитесь!” Поклониться смерти - противоречит внутреннему кодексу чести.

Только в конце книги, в середине четвертого тома, Толстой при­открывает тайну души князя Андрея, а возможно, и тайну смысла всей книги.

Это касается тех полутора страниц книги, где “князь Андрей умер. Но в то же мгновение, как он умер, князь Андрей вспомнил, что он спит, и в то же мгновение, как он умер, он, сделав над собою усилие, проснулся”. Несомненно, главное место. Ибо с этого дня начинается пробуждение Болконского “от жизни”.

По чувствованию князя Андрея, смерть высвободила в нем дре­мавшую прежде светлую и могучую силу, и в душе его появилась легкость, которая уже не оставляла его.

Андрей Болконский умер. Но в этом событии не осталось места трагическому. Его смерть стала “моментом истины” его жизни. С ним прощаются герои романа. Но слишком светло, спокойно и тор­жественно написаны эти строки. В них нет скорби. Разве что вопрос: “Где он теперь?”