Казимир малевич, биография, все лучшие картины с описанием. Казимир малевич - биография, информация, личная жизнь

Казимир Малевич - художник-авангардист, прежде всего известный своей картиной "Черный квадрат". Многие коллекционеры уверены, что

Детство

О дате рождения Казимира Малевича долго не утихали споры. Одни считали, что художник родился в 1878 году, другие – что в 1879. Историки больше склоняются к другой версии, так как имеется запись в приходской книге костела св. Александра о рождении и крещении мальчика в 1879 году. Год рождения точно установили уже после 125-летия художника. Выяснилось, что празднование юбилея было заблаговременным. Поэтому у Малевича было два 125-летия.

Казимир был первым из 14 детей, однако до старости дожили только девятеро: 4 брата - Казимир, Мечислав, Бронислав, Болеслав, Антон и 4 дочери - Виктория, Северина, Ванда и Мария.

В детстве Казимир ничего не знал о рисовании. Однажды он отправился с отцом в Киев, где увидел холст - портрет девочки, которая сидела на скамейке и чистила картошку. Полотно оставило неизгладимое впечатление в его памяти.

С того временем Казимир стал проявлять интерес к рисованию. Заметив это, мама подарила ему на 15-летие набор красок. Уже к 17 годам Казимир научился рисовать.

В 1895 Казимир убедил отца разрешить поступить в Киевскую художественную школу. Он успел проучиться в школе год: семья переехала в Курск.

Семья

В 1899 году Малевич женился на дочери курского пекаря… Казимире Зглейц. Кстати, свадьба была двойной: одновременно также женился младший брат Казимира - Мечислав, который брал в жены сестру Казимиры Марию.

В 1901 году у Казимира и Казимиры родился первенец - Анатолий (умер в 15-летнем возрасте от тифа). А в 1905 году у них родилась дочь Галина.

Вскоре он, оставив жену и детей в Курске, переехал в Москву. Это наметило раскол в семье: Казимира не разделяла творческих планов мужа и считала творчество несерьезным занятием.

Попытка Малевича добиться успеха в Москве не увенчалась успехом. Его прошение о приеме в Московское училище живописи, ваяния и зодчества отклонили. Он отсылал документы в училище еще несколько раз и каждый раз получать отказ.

Возвращаться к жене и детям в Курск Казимир не хотел. Он снял недорогую комнату в художественной коммуне в Лефортово, где прожил полгода. Когда деньги закончились, он вернулся в семью.

Со временем размолвки между супругами участились, и, в конце концов, Казимира ушла от мужа и забрала детей. Она переехала в село Мещерское и устроилась фельдшерицей в психиатрическую больницу. Там она влюбилась во врача и, оставив детей на сотрудницу, уехала вместе с ним из Мещерского.

Когда Малевич приехал за своими детьми в Мещерское, он обнаружил, что они живут у завхоза Михаила Рафаловича. Здесь он познакомился с дочерью завхоза Софьей Рафалович, и в 1909 году они сыграли свадьбу.

София поддерживала желание Казимира заниматься творчеством, всячески опекая мужа, брала на себя бытовые проблемы и приносила основную часть заработка семьи. Казимир же это время совершенствовал свое умение рисовать. В 1925 году она умерла, оставив Казимира с 5-летней дочкой на руках.

Через два года Малевич вступил в брак третий раз - с Наталией Андреевной Манченко (1902–1990), которая была младше него на 23 года.

Творчество

В 1907 году состоялась первая экспозиция импрессионистских работ Малевича, где он знакомится с художниками Василием Кандинским, Давидом Бурлюком, Михаилом Ларионовым и Иваном Клюном. С этого времени вектор творчества Казимира сместился в сторону авангарда.

Художник сначала работал в фольклорной тематике, затем его живопись стала более монументальной. В творчестве Малевича этого периода чувствуется влияние французских фовистов. А через пару лет в картинах Казимира появилась жесткая цветная геометрия. Он открыл для себя алогизм.

В декабре 1913 года Малевич с друзьями поставил спектакль "Победа над Солнцем" в петербургском театре "Луна-парк". Именно в это время, разрабатывая декорации, Малевич впервые использовал образ знаменитого "Черного квадрата". (Читать больше: )

Первая персональная выставка художника "Казимир Малевич. Его путь от импрессионизма к супрематизму" прошла в декабре 1919 года. Вторая - состоялась в 1923 году и была посвящена 25-летию творческой деятельности.

В 1919 году он с семьей переехал в Витебск, где преподавал супрематизм до 1922 года. В эти годы художник практически не писал картины, а увлеченно работал над философскими и теоретическими трудами: "Бог не скинут. Искусство, церковь, фабрика", "Супрематизм. Мир как беспредметность или вечный покой" и другими. Он часто выступал с ними на конференциях.

Аресты

С 1927 года Малевич начал путешествовать с выставкой по другим странам. Во время визита в Германию он получил официальное письмо из СССР с требованием вернуться. Малевич в спешке написал завещание на случай "смерти или постоянного лишения свободы". Ряд своих работ он оставил на попечение архитектора Гуго Херинга и семейству фон Ризен. Практически все картины, которые остались в Германии, сохранились до наших дней и находятся в Амстердамском городском музее. Исчезли лишь около 15 полотен (во время войны).

Когда Малевич приехал на родину, его обвинили в измене как немецкого шпиона. Однако после месяца заключения его освободили и даже разрешили организовать выставку в Третьяковской галерее. Так как многие картины остались за границей, художнику пришлось воссоздать свои работы разных периодов.

Недоверие власти к Малевичу росло. Его персональную выставку, которая прошла в Киеве с февраля по май 1930 года, власть жестко раскритиковала. Осенью 1930-го его обвинили в антисоветской пропаганде и посадили в ленинградскую тюрьму. Друзья Казимира помогли освободить его в декабре того же года.

После второго ареста Малевич написал картины второго "крестьянского цикла", более драматичные и эмоциональные, чем работы первой фольклорной серии. Малевич продолжал экспериментировать и создал "постсупрематические" картины, герои которых имеют плоские торсы.

Некоторые специалисты утверждают, что последний вариант "Черного квадрата" Малевич написал в 1932 году для юбилейной выставки "Художники РСФСР за XV лет". Сейчас полотно хранится в Эрмитаже.

Спроектировал свой гроб

В последние годы жизни Казимиру было сложно рисовать - чтобы не дрожала рука, он опирался на бильярдный кий. В 1933 году стало известно, что Малевич болен раком предстательной железы. Болезнь быстро прогрессировала: весь 1935 год он практически не вставал с постели.

Малевич жил бедно и даже не получал пенсию от Союза художников. Чувствуя приближение смерти, художник он спроектировал собственный супрематический гроб в форме креста. Художник попросил, чтоб его похоронили в этом гробу с раскинутыми руками.

Умер Казимир Малевич 15 мая 1935 года в Ленинграде. Ученики и друзья Малевича сделали гроб по эскизам художника. Похоронили его в белой рубахе, черных брюках и красных туфлях. Попрощаться с великим мастером пришло огромное количество людей. Похоронные процессии состоялись в Ленинграде и Москве.

По завещанию тело Казимира Севериновича Малевича кремировали в Москве в Донском крематории.

21 мая его прах предали земле в селе Немчиновка под любимым дубом художника. На дереве прибили доску со словами "Здесь погребен прах великого художника К. С. Малевича".

Деревянный памятник с черным квадратом с одной стороны, установленный на его могиле, в военные годы был разрушен, и могила была утрачена.

Российский художник-авангардист, основоположник супрематизма Казимир Северинович Малевич родился 23 февраля (11 февраля по старому стилю) 1878 года в Киеве (Украина).

Он был старшим из девятерых детей в семье выходцев из Польши.

В 1889-1894 годах семья часто переезжала. В селе Пархомовка близ Белополья Малевич окончил агрономическое училище.

C 1895 по 1896 год занимался в Киевской рисовальной школе Николая Мурашко.

Первую картину в технике масляной живописи он написал в 1894 году.

В 1896 году семья Малевичей переехала в Курск, где Малевич работал чертежником в Управлении Московско-Курской железной дороги, параллельно занимаясь живописью.

Осенью 1905 года он приехал в Москву, посещал с ознакомительными целями занятия в Московском училище живописи, ваяния и зодчества и Строгановском училище. Жил и работал в доме-коммуне художника Курдюмова в Лефортове.

В 1905-1910 годах посещал занятия в частной студии художника Федора Рерберга. Проводя лето в Курске, Малевич работал на пленэре, развиваясь как неоимпрессионист.

Малевич участвовал в выставках, инициированных Михаилом Ларионовым: "Бубновый валет" (1910-1911), "Ослиный хвост" (1912) и "Мишень" (1913).

Создавал близкие к кубизму, но насыщенные интенсивным цветом композиции, в которых предметная форма конструировалась из цилиндрических и конусовидных элементов ("На сенокосе", 1909); практически беспредметными были его опыты в духе футуризма ("Станция без остановки", 1911).

Им были написаны полотна "Купальщик" (1911), "На бульваре" (1911), "Садовник" (1911).

В 1913-1914 годах Малевич оформил ряд изданий русских футуристов.

Его живопись этих лет демонстрировала отечественный вариант футуризма, получивший название "кубофутуризм".

В конце 1913 года работа над декорациями и костюмами к постановке футуристической оперы "Победа над Солнцем" (текст Алексея Крученых, музыка Михаила Матюшина, пролог Велимира Хлебникова) впоследствии была осмыслена Малевичем как становление супрематизма. В это время художник использовал алогическую живопись, построенную на монтаже разнородных пластических и образных элементов, складывавшихся в композицию, наполненную неким смыслом. В этом стиле им были созданы "Дама на остановке трамвая" (1913), "Авиатор" и "Композиция с Моной Лизой" (обе — 1914), "Англичанин в Москве" (1914).

В 1915 году на футуристической выставке "0,10" в Петрограде (Санкт-Петербург) он представил первые беспредметные полотна, среди которых был знаменитый "Черный квадрат", вызвавший нападки критики. Картина, по замыслу художника, являлась частью триптиха, в который входили "Черный круг" и "Черный крест".

В 2015 году в ходе исследовательских работ, при помощи ультрафиолетовых и инфракрасных лучей, макросъемки, специального спектрального анализа было , что на холсте под черной краской скрыты две картины — футуристическая композиция 1913-1914 годов и протосупрематическая композиция. Поверх этих картин Малевич положил лак на все полотно и написал "Черный квадрат", покрыв поле специальной краской с бархатистым, матовым эффектом.

Всего художником было создано четыре черных квадрата , а также один красный квадрат и один белый (на белом фоне). Все квадраты неправильной формы — все стороны разной длины. "Черный квадрат" (1915) стал декларацией эстетики нового направления — супрематизма. Этот термин придумал сам Малевич.

Супрематизм оказал воздействие не только на живопись, но и на архитектуру и прикладные искусства России и Запада, а его создателю принес мировую славу.

В 1915-1916 годах Малевичем было основано объединение художников-авангардистов "Супремус".

После Февральской революции 1917 года Малевич присоединился к Объединению левых художников. В первые дни Октябрьской революции 1917 года он был избран членом Комиссии по охране художественных ценностей и комиссаром по охране ценностей Кремля. В 1918 году в Петрограде создал декорации для постановки пьесы Владимира Маяковского "Мистерия-буфф".

В 1919 году в Москве преподавал в Свободных художественных мастерских. В конце 1919 года — начале 1920 года состоялась персональная выставка Малевича в Москве. Представляя концепцию художника, она разворачивалась от ранних импрессионистических работ через неопримитивизм, кубофутуризм и алогические полотна к супрематизму, делившемуся на три периода: черный, цветной, белый; завершалась экспозиция подрамниками с чистыми холстами, наглядной манифестацией отказа от живописи как таковой.

В июле 1919 года он закончил первый большой теоретический труд "О новых системах в искусстве".

В 1919-1922 годах Малевич жил в Витебске, где преподавал в Народной художественной школе, организованной Марком Шагалом и вскоре преобразованной в Художественно-практический институт.

В эти годы написаны почти все теоретические тексты художника, в том числе рукопись "Супрематизм. Мир как беспредметность" (1922) — программный документ русского художественного авангардизма. Вместе со своими последователями он учредил "УНОВИС" ("Утвердители нового искусства") — организацию, призванную обучать на основе супрематизма, ее членами стали художники и архитекторы Лазарь Лисицкий, Лазарь Хидекель, Илья Чашник, Нина Коган.

В 1923 году в Москве состоялась вторая персональная выставка художника, посвященная 25-летию творческой деятельности.

В 1923-1927 годах Малевич занимал пост директора Петербургского государственного института художественной культуры (Гинхук). Был членом "Объединения современных архитекторов" (ОСА).

После разгрома Гинхука в 1926 году Малевич вместе с сотрудниками был переведен в Государственный институт истории искусства, где руководил комитетом экспериментального изучения художественной культуры.

В 1927 году он уехал в заграничную командировку в Варшаву (8-29 марта) и Берлин (29 марта — 5 июня). В Варшаве была развернута выставка, на которой он прочел лекцию. В Берлине Малевичу был предоставлен зал на ежегодной Большой берлинской художественной выставке (7 мая — 30 сентября). В 1927 году в рамках изданий Баухауза была опубликована книга Малевича "Мир как беспредметность". Получив внезапное распоряжение вернуться в СССР, художник срочно выехал на родину; все картины и архив оставил в Берлине на попечение друзей, так как предполагал в будущем совершить большое выставочное турне с заездом в Париж. По приезде в СССР Малевич был арестован и три недели провел в заключении.

В 1928-1930 годах он преподавал в Киевском художественном институте.

В 1929 году в Государственной Третьяковской галерее открылась "Выставка произведений живописи и графики К. Малевича".

В начале 1930-х годов художник вернулся к изобразительности, обратился к советской тематике, им были написаны работы "Скачет красная конница…" (1918-1930), "Девушка с красным древком" (1932).

В 1931 году создал эскизы росписей Красного театра в Ленинграде, интерьер которого был оформлен по его проекту.

С 1932 по 1933 год заведовал экспериментальной лабораторией в Русском музее.

Согласно его завещанию тело поместили в супрематический гроб, перевезли в Москву, где кремировали. Урна с прахом была захоронена вблизи поселка Немчиновка Одинцовского района Московской области. В 1941 году это место было разорено, а прах развеян, памятный знак разобран. В годы войны было утрачено конкретное место захоронения. После экспертизы министерство культуры определило место, где был прах Малевича. Оно оказалось вблизи жилого комплекса "Ромашково". Весной 2015 года потомки художника установили во дворе нового дома в "Ромашково" закладной камень в виде черного мраморного квадрата. Под камень была помещена капсула с землей, собранной в месте захоронения до строительства.

Художник был три раза женат. Первой его женой была Казимира Зглейц (1881-1942), в браке родились сын Анатолий (1901-1915) и дочь Галина (1905-1973). С 1909 года жил в гражданском браке с Софьей Рафалович (умерла в 1925 году), у супругов родилась дочь Уна (1920-1989). Отцу Софьи принадлежал дом в Немчиновке, где Малевич жил и работал в тот период и завещал себя похоронить.

Третьей женой Малевича была Наталья Манченко (1902-1990).

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

МАЛЕВИЧ Казимир Северинович (1878-1935), российский художник. Основоположник одного из видов абстрактного искусства, т. н. супрематизма ("Черный квадрат", 1915). С нач. 1920-х гг. занимался научно-преподавательской деятельностью. В нач. 1930-х гг. обратился к реалистической живописи ("Автопортрет", 1933).

МАЛЕВИЧ Казимир Северинович российский живописец, график, педагог, теоретик искусства, философ. Основоположник супрематизма, искусства геометрической абстракции.

Родился в семье выходцев из Польши, был старшим среди девятерых детей. В 1889-94 гг. семья часто переезжала с места на место; в селе Пархомовка близ Белополья Малевич закончил пятиклассное агрономическое училище. В 1895-96 гг. непродолжительное время занимался в Киевской рисовальной школе Н. И. Мурашко. С 1896, после переезда в Курск, служил чертежником в техническом управлении железной дороги.

Осенью 1905 приехал в Москву, посещал с ознакомительными целями занятия в Московском училище живописи, ваяния и зодчества и Строгановском училище; жил и работал в доме-коммуне художника В. В. Курдюмова в Лефортове. Посещал занятия в частной студии Ф. И. Рерберга (1905-10). Проводя лето в Курске, Малевич работал на пленэре, развиваясь как неоимпрессионист.

Вхождение в круг новаторов

Малевич участвовал в выставках, инициированных М. Ф. Ларионовым: "Бубновый валет" (1910-11), "Ослиный хвост" (1912) и "Мишень" (1913). Весной 1911 сблизился с петербургским обществом "Союз молодежи", членом которого стал в январе 1913 (вышел в феврале 1914); в 1911-14 экспонировал свои работы на выставках объединения, участвовал в вечерах-диспутах. Декоративно-экспрессионистические полотна Малевича рубежа 1900-10-х гг. свидетельствовали об освоении наследия Гогена и фовистов, трансформированного с учетом живописных тенденций русского "сезаннизма". На выставках художником был представлен и его собственный вариант русского неопримитивизма - картины на темы крестьянской жизни (полотна так называемого первого крестьянского цикла) и ряд работ с сюжетами из "провинциальной жизни" ("Купальщик", "На бульваре", "Садовник", все 1911, Стеделик музеум, и др.).

С 1912 началось творческое содружество с поэтами А. Е. Крученых и Велимиром Хлебниковым Малевич оформил ряд изданий русских футуристов (А. Крученых. Взорваль. Рис. К. Малевича и О. Розановой. СПб., 1913; В. Хлебников, А. Крученых, Е. Гуро. Трое. СПб., 1913; А. Крученых, В. Хлебников. Игра в аду. 2-е доп. изд. Рис. К. Малевича и О. Розановой. СПб., 1914; В. Хлебников. Ряв! Перчатки. Рис. К. Малевича. СПб., 1914; и др.). Его живопись этих лет демонстрировала отечественный вариант футуризма, получивший название "кубофутуризм": кубистическое изменение формы, призванное утвердить самоценность и самостоятельность живописи, соединилось с принципом динамизма, культивируемым футуризмом ["Точильщик (Принцип мелькания)", 1912, и др.].

Работа над декорациями и костюмами к постановке в конце 1913 футуристической оперы "Победа над Солнцем" (текст А. Крученых, музыка М. Матюшина, пролог В. Хлебникова) впоследствии была осмыслена Малевичем как становление супрематизма. В живописи в это время художник разрабатывал темы и сюжеты "заумного реализма", использовавшего алогизм, иррациональность образов как инструмент разрушения окостеневшего традиционного искусства; алогическая живопись, выражавшая заумную, трансрациональную реальность, была построена на шокирующем монтаже разнородных пластических и образных элементов, складывавшихся в композицию, наполненную неким смыслом, посрамляющим обыденный разум своей непостижимостью ("Дама на остановке трамвая", 1913; "Авиатор", "Композиция с Моной Лизой", обе 1914; "Англичанин в Москве", 1914, и др.).

Возникновение супрематизма

После начала 1-й мировой войны исполнил ряд агитационных патриотических лубков с текстами В. В. Маяковского для издательства "Современный лубок".

Весной 1915 возникли первые полотна абстрактного геометрического стиля, вскоре получившего наименование "супрематизм". Изобретенному направлению - регулярным геометрическим фигурам, написанным чистыми локальными цветами и погруженным в некую "белую бездну", где господствовали законы динамики и статики, - Малевич дал наименование "супрематизм". Сочиненный им термин восходил к латинскому корню "супрем", образовавшему в родном языке художника, польском, слово "супрематия", что в переводе означало "превосходство", "главенство", "доминирование". На первом этапе существования новой художественной системы Малевич этим словом стремился зафиксировать главенство, доминирование цвета надо всеми остальными компонентами живописи. На выставке "О,10" в конце 1915 впервые показал 39 полотен под общим названием "Супрематизм живописи", в том числе самое знаменитое свое произведение - "Черный квадрат (Черный квадрат на белом фоне)"; на этой же выставке распространялась брошюра "От кубизма к супрематизму". Летом 1916 Малевич был призван на военную службу; демобилизован в 1917. В мае 1917 был избран в совет профессионального Союза художников-живописцев в Москве представителем от левой федерации (молодой фракции). В августе стал председателем Художественной секции Московского Совета солдатских депутатов, где вел обширную культурно-просветительную работу. В октябре 1917 был избран председателем общества "Бубновый валет". В ноябре 1917 московский Военно-революционный комитет назначил Малевича комиссаром по охране памятников старины и членом Комиссии по охране художественных ценностей, в чью обязанность входила охрана ценностей Кремля.

Родился в Киеве 11 (23) февраля 1878 в семье выходцев из Польши (отец его работал управляющим на сахарных заводах). В 1895–1896 учился в Киевской рисовальной школе Н.И.Мурашко; приехав в 1905 в Москву, занимался в студии Ф.И.Рерберга. Прошел путь практически через все стили того времени – от живописи в духе передвижников к импрессионизму и мистическому символизму, а затем к постимпрессионистическому «примитиву» (Мозольный оператор в бане, 1911–1912, Городской музей, Амстердам). Был участником выставок «Бубновый валет» и «Ослиный хвост», членом «Союза молодежи». Жил в Москве (до 1918) и Ленинграде.

Разоблачая академические художественные стереотипы, проявил яркий темперамент критика-полемиста. В его работах первой половины 1910-х годов, все более задорно-новаторских, полуабстрактных, определился стиль кубофутуризма, соединивший кубистическую пластику форм с футуристической динамикой (Точильщик (Принцип мелькания), 1912, галерея Йельского университета, Нью-Хейвен, США; Лесоруб, 1912–1913, Городской музей, Амстердам).

Важное значение в эти годы получил у Малевича и метод «заумного реализма», поэтика абсурда, алогичного гротеска (Англичанин в Москве, там же; Авиатор, Русский музей, Петербург; обе работы – 1914). После начала войны исполнил цикл патриотических агитлистков (с текстами В.В.Маяковского) для издательства «Современный лубок».

Ключевой смысл для мастера имела работа над оформлением оперы Победа над Солнцем (музыка М.В.Матюшина, текст А.Е.Крученых и В.В.Хлебникова; премьера состоялась в петербургском Луна-парке в 1913); из трагикомического бурлеска о крушении старого и рождении нового миров возник замысел знаменитого Черного квадрата, впервые показанного на выставке «0, 10» в 1915 (хранится в Третьяковской галерее).

Эта простая геометрическая фигура на белом фоне – и своего рода апокалиптический занавес над прежней историей человечества, и призыв к строительству будущего. Мотив всесильного художника-строителя, начинающего с нуля, доминирует и в «супрематизме» – новом методе, призванном, по замыслу Малевича, увенчать собою все предыдущие течения авангарда (отсюда само название – от лат. supremus, «высший»). Теорию иллюстрирует большой цикл беспредметно-геометрических композиций, который завершается в 1918 «белым супрематизмом», где краски и формы, парящие в космической пустоте, сведены к минимуму, почти к абсолютной белизне.

После Октябрьской революции Малевич сперва выступает как «художник-комиссар», активно участвуя в революционных преобразованиях, в том числе в монументальной агитации. Славит «новую планету» искусства авангарда в статьях в газете «Анархия» (1918). Итоги своих поисков подводит в годы пребывания в Витебске (1919–1922), где создает «Объединение утвердителей нового искусства» (Уновис), стремясь (в том числе и в главном своем философском труде Мир как беспредметность) наметить универсальную художественно-педагогическую систему, решительно переоформляющую взаимоотношения человека и природы.

По возвращении из Витебска Малевич возглавил (с 1923) Государственный институт художественной культуры (Гинхук), выдвинув идеи, радикально обновившие современный дизайн и архитектуру (объемный, трехмерный супрематизм, воплощенный в бытовых вещах (изделия из фарфора) и строительных моделях, так называемых «архитектонах»). Малевич мечтает об уходе в «чистый дизайн», все более отчуждаясь от революционной утопии.

Ноты тревожного отчуждения характерны для многих его станковых вещей конца 1910–1930-х годов, где доминируют мотивы безликости, одиночества, пустоты – уже не космически-первозданной, а вполне земной (цикл картин с фигурами крестьян на фоне пустых полей, а также полотно Красный дом, 1932, Русский музей). В поздних полотнах мастер возвращается к классическим принципам построения картины (Автопортрет, 1933, там же).

Власти относятся к деятельности Малевича все с большим подозрением (его дважды, в 1927 и 1930, арестовывают). К концу жизни он попадает в обстановку социальной изоляции. Самобытная «школа Малевича», образовавшаяся из его витебских и ленинградских учеников (В.М.Ермолаева, А.А.Лепорская, Н.М.Суетин, Л.М.Хидекель, И.Г.Чашник и другие) уходит либо в прикладной дизайн, либо в подпольно-«неофициальное» искусство.

Опасаясь за судьбу своего наследия, в 1927, во время заграничной командировки, мастер оставил значительную часть своих картин и архива в Берлине (позднее они легли в основу фонда Малевича в амстердамском Городском музее).

российский и советский художник-авангардист, основатель супрематизма, создатель знаменитой супрематистской иконы – «Чёрного квадрата».

Ранние годы

Казимир Малевич родился 11 февраля (по старому стилю – 23 числа) 1879 года в Киеве в семье выходцев из Польши. 1 (13) марта ребёнка крестили по католическому обряду. Общепринятая дата была взята из церковно-приходской книги киевского костёла св. Александра, однако некоторые исследователи настаивают на достоверности другой даты – 1878.

Отец мальчика, Северин Антонович работал управляющим на местном саххароваренном заводе Николая Терещенко. Мать, Людвига Александровна, в девичестве Галиновская, ухаживала за детьми. Дома говорили по-польски, и в последствии Казимир относил себя к полякам, хотя в некоторых анкетах в графе «национальность» писал «украинец».

Детство Малевич провёл на Подолье, начальное образование получил в пятиклассном сельскохозяйственном училище. Семья была вынуждена часто переезжать, поскольку отца постоянно переводили с одного завода на другой.

В возрасте 17 лет Малевич поступил в Киевскую рисовальную школу Н. И. Мурашко. В юные годы он увлекался творчеством передвижников, много писал с натуры.

В 1896 году семейство перебралось в Курск. Здесь Малевич нанялся работать чертёжником в Управление Курско-Московской железной дороги, однако занятия живописью не забросил. Амбициозный юноша даже организовал в городе художественный кружок.

В 1898 году Малевич женился на тёзке Казимире Ивановне Зглейц. Супруги венчались в курском католическом Храме Успения Богородицы. В 1904 году художник решился на переезд в Москву. Казимира была настроена решительно против, так как оставалась одна с детьми, и в семейной жизни наметился разлад.

5 августа 1905 года Малевич подал заявление о приёме в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, однако получил отказ. Не желая возвращаться домой, Малевич поселился в художественной коммуне в Лефортово, расположенной в просторном доме художника Курдюмова.

Весной 1906 года у Малевича не осталось средств даже на общежитие, и он был вынужден вернуться в Курск. Летом он повторно подал прошение в училище, но его снова не приняли.

Москва

В 1907 году мать художника переехала в Москву и велела сыну переезжать с семьёй к ней. Она сняла пятикомнатную квартиру и арендовала столовую на Тверской. Позже семья была вынуждена перебраться в меблированные комнаты в Брюсовом переулке. Малевичи вновь разругались, и Казимира, забрав детей, уехала в Мещерское, где устроилась фельдшерицей в психиатрической больнице.

Вплоть до 1910 года Малевич брал уроки академического рисунка и живописи в частной студии Ф. И. Рерберга.

Дебют Малевича произошёл в 1907, когда он принял участие в XIV выставке Московского товарищества художников. Там он познакомился с знаменитым авангардистом, основателем общества «Бубновый валет» Михаилом Ларионовым.

В 1909 году Малевич развёлся и повторно женился на Софье Михайловне Рафалович. Отцу невесты принадлежал особняк в Немчиновке – здесь художник устроил себе студию. Будучи самоучкой, Малевич, с одной стороны, на удивление хорошо ориентировался в авангардистских течениях, с другой, явно не находил себе места. В течение нескольких лет он метался от одного сообщества к другому, порой враждебного предшествующему.

В 1910 году Малевич принял участие в групповой выставке «Бубнового валета», в феврале 1911 – в выставке «Московского салона», в апреле-мае – в выставке петербургского «Союза молодёжи».

В 1912 году художник выставил более двадцати полотен в духе неопримитивизма на скандальной выставке группы «Ослиный хвост», отколовшейся от «бубновалетцев». Там он познакомился с футуристом и автором собственной теории цвета Михаилом Матюшиным. Художники оказались единомышленниками; завязалась дружба.

В 1913 году Малевич расписал «экраны» (задники) для «Первого в России вечере речетворцев» в Москве, а также выступил на «Диспуте о современной живописи» в Петербурге. Петербургский диспут проходил под председательством Матюшина, Малевич вёл себя вызывающе, выкрикивая фразы, наподобие: «Вы, едущие в своих таратайках, вы не угонитесь за нашим футуристическим автомобилем!».

Сотрудничество с футуристами оказалось наиболее плодотворным. Художник оформил ряд футуристических изданий, принял участие в групповой выставке объединения «Мишень». Свои картины того периода художник характеризовал как «заумный реализм» или «кубофутуристический реализм»,

В декабре в петербургском театре «Луна-парк» состоялась премьера футуристической оперы Матюшина «Победа над Солнцем» на слова Кручёных и Хлебникова, для которой Малевич создал декорации и эскизы костюмов. Этот момент можно назвать поворотным для художника, поскольку, по его словам, именно в ходе подготовки к спектаклю у него родилась идея «Чёрного квадрата».

В 1914 году Малевич принял участие в эпатажной акции, устроенной Алексеем Моргуновым на Кузнецком мосту. Художники прогуливались по Москве с деревянными ложками в петлицах – в те времена жест достаточный, чтобы взбудоражить прохожих.

С наступлением Первой мировой войны Малевич обращается к книге: сотрудничает с издательством «Сегодняшний лубок», иллюстрирует Кручёных и Хлебникова.

В 1915 году выставляется на выставке «Трамвай В» в Петрограде.

Супрематизм и «Супремус»

Казимиру Малевичу принадлежит заслуга создания одного из наиболее влиятельных течений в авангардистском искусстве XX века – супрематизма. Его возникновение можно датировать 1915 годом, когда в свет вышел манифест «От кубизма к супрематизму. Новый живописный реализм». Его издал Матюшин. В том же году Малевич представил 39 полотен, названных им «супрематистской живописью» в рамках выставки «0,10».

1 января 1916 года (19 декабря 1915 года по старому стилю) состоялось одно из ключевых событий в истории искусства XX века – на очередной выставке «0,10» Малевич представил на суд публики «Чёрный квадрат». По замыслу художника, квадрат должен был стать частью триптиха, но оставшиеся его части – «Чёрный круг» и «Чёрный крест» – были продемонстрированы позднее и остались без внимания.

В течение первого полугодия Малевич успел развернуть активную популяризаторскую деятельность, сделав супрематизм важнейшим течением в авангарде. Он организовал общество «Супремус», куда вошли такие живописцы, как Ольга Розанова, Любовь Попова, Александра Экстер, Иван Клюн, Мстислав Юркевич и др. Выступил с докладом «Кубизм – футуризм – супрематизм» на организованной в сотрудничестве с Иваном Пуни «Публичной научно-популярной лекции супрематистов». Продемонстрировал 60 новых полотен на очередной выставке «Бубнового валета», обманным путём принял участие в выставке «Магазин», устроенной Владимиром Татлиным. Татлин запретил Малевичу выставлять супрематические работы, но тот его перехитрил, придя на открытие с нарисованной на лбу цифрой «0,10» и самодельным плакатом.

Летом того же года художника забрали в армию. Он оказался под Смоленском в 56-м запасном пехотном полку и был демобилизован в 1917 году. К лету был практически готов к выходу первый номер журнала «Супремус», однако накануне революции рубль резко упал, а цены на типографские услуги взлетели до невозможного. Вдобавок, соратники оставляли художника. О журнале пришлось позабыть.

В августе Малевича назначили председателем художественного отдела в Московский совет солдатских депутатов. После революции он стал комиссаром по охране памятников старины, а также членом Комиссии по охране художественных ценностей. Это ни для кого не стало сюрпризом: Малевич с давних пор симпатизировал левым и даже участвовал в баррикадных боях в 1905. Однако весной 1918 художник с горечью отметил в статье для газеты «Анархия»: « Год прошёл, а что сделали для искусства все комиссии театров, художественные отделы? Ничего».

В октябре 1917 Малевича также избирали председателем «Бубнового валета», что вызвало ярость у его вечного соперника Татлина и недоумение у Поповой и Удальцовой. Они перессорились, в результате чего распался «Супремус».

Деятельность после революции

В начале 1918 Малевич выступил на скандальном диспуте футуристов «Заборная живопись и литература».

В июне 1918 года Малевич был назначен Луначарским заведующим музейной секцией в Отдел изобразительных искусств Наркомпроса (ИЗО). Малевич начал работу с написания декларации прав художника. Затем приступил к созданию проекта гигантского центра современного искусства: в него должны были войти мастерские и жилища художников. Его безумным идеям не дано было реализоваться, однако он продолжил продвижение по карьерной лестнице: уже осенью он получил должность преподавателя в Государственных свободных художественных мастерских (ГСХМ), сменивших дореволюционные МУЖВЗ и Строгановку. В течение последующего года в заведение принимали всех желающих без экзаменов.

В 1919 Малевич экспонировал ещё один цикл работ на выставке «Беспредметное творчество и супрематизм» на X Государственной выставке. В ноябре художник принял решение переехать из столицы в Витебск.

Здесь он вошёл в преподавательский состав Народного художественного училища «нового революционного образца», возглавляемого Марком Шагалом. Под занавес года выходит эссе Малевича «О новых системах в искусстве». В декабре в Москве открывается первая прижизненная ретроспективная выставка супрематиста – «Казимир Малевич. Его путь от импрессионизма к супрематизму».

Художник, между тем, взял передышку и всецело посвятил себя преподавательской деятельности, стал много писать, увлёкся архитектурой. В 1920 году вокруг него сложился круг преданных сторонников из его учеников. Вошедшие в него Л. Лисицкий, Л. Хидекель, И. Чашник и Н. Коган основали группу УНОВИС (Утвердители Нового Искусства). Когда у Малевича родилась дочь, он назвал её в честь объединения – Уной.

В 1922 году Малевич завершает главную теоретическую работу его жизни – теоретико-философский труд «Супрематизм. Мир как беспредметность или вечный покой». В Витебске примерно в это же время выходит его брошюра «Бог не скинут. Искусство, церковь, фабрика».

В том же году Малевич и несколько его учеников отправляются в Петроград. Художник работает в местном Музее художественной культуры, параллельно выставляется на Первой русской художественной выставке в Берлине.

В 1925 году в Москве открывается вторая по счёту ретроспектива, приуроченная 25-летию творческой деятельности художника. Малевич читает доклад в Государственной Академии художественных наук (ГАНХ), рисует эскизы оформления Петроградского государственного фарфорового завода.

В период с 1924 по 1926 Малевич занимал пост директора Ленинградского государственного института художественной культуры (ГИНХУК) и возглавлял формально-теоретический отдел. Там же прочёл доклад «Левые течения в русской живописи за 15 лет».

Увлечение Малевичем архитектурой, некогда инспирированное исканиями Эля Лисицкого, переросло в нечто большее: он создал концепцию архитектонов – живописных архитектурных супрематических моделей. Художник вошёл в состав Объединения современных архитекторов (ОСА) и представил свои идеи на ежегодной отчётной выставке ГИНХУКа. 10 июня 1926 года после выхода статьи Г. Серого ГИНХУК со скандалом закрыли и полностью ликвидировали.

В 1927 году Малевич в третий раз женился, новой пассией оказалась Наталья Андреевна Манченко. С ней он прожил остаток жизни по адресу улица Союза связи, д. 2 / 9, кв. 5.

Весной художник отправился в длительную командировку в Польшу, а затем в Германию. Он посетил Большую берлинскую художественную выставку и Баухаус в Дессау, где познакомился с Вальтером Гропиусом и Ласло Мохой-Надем.

В 1928 году Малевич вернулся к станковой живописи. Работая в московском Государственном институте истории искусств и параллельно готовясь к очередной выставке в Третьяковке, художник занялся восстановлением своих ранних работ по памяти. Таким образом были воссозданы картины «импрессионистского периода», «крестьянский цикл» и третий вариант «Чёрного квадрата». Последний пришлось писать заново по просьбе руководства, так как подлинник уже тогда был в плачевном состоянии.

Цветовой символизм

Выражаясь словами самого Малевича, «супрематическое философское цветовое мышление» ставится художником во главу угла. Живописец-супрематист должен отказаться от повествовательности и принципа мимезиса (подражания, реалистического воспроизведения окружающего мира) и, отбросив старые формы, создавать новое при помощи одного лишь цвета и простейших геометрических элементов.

Цвет у Малевича становится не просто ключевым инструментом, но полноценной, самостоятельной живописной единицей. Отношения формы и цвета у него иерархичны: если цвет – держава первого ряда, то форма выполняет прикладные функции.

Художник оставил огромное количество теоретических работ, в которых даёт обоснование супрематизму и своей теории цвета. Стремясь к «чистой живописи», Малевич отвёл цвету определяющую роль: «Супрематизм в одной своей стадии имеет чисто философское через цвет познавательное движение, а во второй – как форма, которая может быть прикладная, образовав новый стиль супрематического украшения».

Особое внимание нужно уделить цветовой палитре супрематизма. Красный, чёрный и белый – архетипическая цветовая триада – призваны выполнять онтологические функции. «Самое главное в супрематизме – два основания – энергии чёрного и белого, служащие раскрытию формы действия». Три супрематических квадрата являются у Малевича мировоззренческими установками: «чёрный как знак экономии, красный как сигнал революции и белый как чистое действие».

Исследуя механизмы восприятия, Малевич приходит к выводу, что супрематическому холсту должно быть белым, ведь этот цвет пробуждает ощущение бесконечности. Чаще всего цитируемый тезис художника из программного манифеста «Супрематизм» звучит так: «я победил подкладку цветного неба, сорвал и в образовавшийся мешок вложил цвета и завязал узлом. Плывите! Белая свободная бездна, бесконечность перед вами». Белый холст обозначает переход от эмоций в «белое как истинное реальное представление бесконечности», переход к чистому Познанию.

Как апологета беспредметной живописи, Малевича чрезвычайно волновала проблема соотношения цвета и формы. На эту тему была написана небольшая статья «Форма, цвет и ощущение» (1928). Это ещё одна работа о супрематизме и новом искусстве, подчинённом требованию передавать «ощущения сил, развивающихся в психофизиологических областях человеческого существования». Супрематизм выражает эти ощущения посредством простых геометрических форм, очищенных от смысловых наслоений, сгруппированных в строгие композиции. Что касается выбора подходящего цвета для этих форм, то Малевич утверждает, что он должен быть произвольным, зависящим лишь от воли художника. Принимая во внимание гипотезу о том, что каждой форме соответствует свой цвет, он всё же призывает делать выбор интуитивно. Многочисленные опыты, проведённые им лично, показали, что определённая форма вызывает у большинства испытуемых ассоциации с одним и тем же цветом. Но, как справедливо заметил Малевич, в контексте живописного полотна краски и формы воспринимаются не в отрыве друг от друга, а вместе; они подчинены общей динамике, выполняют одну определённую задачу, реализуют замысел художника. И цвет, и форма следуют за чувствами и ощущениями, живопись у Малевича – не средство, но само содержание.

Закат жизни

20 сентября 1930 года Малевича арестовали: ему вменяли в вину статью 58, пункт 6 – шпионаж. Он пробыл в заключении без малого три месяца и вышел на свободу лишь 6 декабря. Ему грозил срок лишения свободы до трёх лет, а если бы шпионаж признали «вредным для интересов СССР), то и расстрел. У художника изъяли незначительное количество иностранной валюты, сохранившееся ещё со времён командировки и несколько писем.

В 1932 году Малевич работает над проектом картины «Соцогород», который так и не был реализован. С этого момента становится очевидной деградация художника. Он участвует в конъюнктурных мероприятиях и пишет портреты в духе соцреализма. В 1933 году Малевич получает диагноз рак предстательной железы.

В 1935 году за несколько месяцев до его смерти состоялся последний показ работ художника на родине – следующий пройдёт лишь в 1962 году.

Гибель и значение для мировой культуры

Казимир Малевич скончался 15 мая 1935 года в Ленинграде после продолжительной мучительной болезни. По завещанию художника, его тело поместили в «супрематический гроб», выполненный в форме креста. Его перевезли в Москву, кремировали в Донском крематории, а урну с прахом захоронили под любимым дубом художника неподалёку от деревни Немчиновка. Над могилой установлен памятник с изображением чёрного квадрата.

В годы войны могила была утрачена и найти её точное местоположение не представляется возможным. Уже в годы войны на её месте возникло пахотное поле, поэтому сегодня мемориальный знак располагается на опушке леса в двух километрах от изначального захоронения.

Значение Малевича для мирового искусства трудно переоценить. Наряду с Кандинским, Купкой, Мондрианом его признают одним из основоположников абстракционизма, основателем нон-фигуративной, беспредметной живописи. Он оказал влияние на последующие поколения художников совершенно различных направленностей, его можно считать одним из предтеч акционизма, минимализма, концептуализма и т.п.

Знаменитый «Чёрный квадрат» считался какое-то время утраченным и был обнаружен в Самаре в 1993 году. Его приобрёл Инкомбанк за 250 000 долларов. В апреле 2002 года картину выкупил и передал Эрмитажу Владимир Потанин.

3 ноября 2008 года «Супрематическая композиция» (1916) Малевича ушла с молотка аукциона Sotheby s за рекордные 60 млн. долларов.