Гравицапа - что это такое в фильме "Кин-дза-дза! Откуда взялось слово "гравицапа". Пепелац - что это? Пепелац: фото

Что это такое - гравицапа? Ответ на этот вопрос является тайной для кого угодно, но только не для преданных поклонников советского фильма «Кин-дза-дза!». Искрометная комедия режиссера Георгия Данелия подарила зрителям не только минуты смеха и пищу для размышления на философские темы, но и возможность существенно обогатить свой словарный запас. Что же известно о фантастическом устройстве?

Фильм «Кин-дза-дза!»

Фантастическая комедия, создателем которой стал Георгий Данелия, была представлена на зрительский суд в далеком 1986 году. Фильм «Кин-дза-дза!» повествует о невероятных приключениях прораба Владимира Николаевича Машкова. Однажды этот обыкновенный человек отправляется в магазин за макаронами и хлебом и встречает студента в кроличьей шапке. Молодой человек подходит к нему около булочной и представляется Гедеваном. Он и привлекает внимание дяди Вовы к подозрительной личности, утверждающей, что является гостем с другой планеты. «Инопланетянин» носит с собой маленькое устройство, которое называет «машинкой перемещения».

Устройство ожидаемо срабатывает, и несчастный прораб в сопровождении студента Гедевана отправляется в удивительное межгалактическое путешествие. Он практически мгновенно перемещается на пустынную планету Плюк, которая является частью галактики Кин-дза-дза. С одной стороны, она более технически развита, чем Земля. С другой - вся техника работает очень плохо, часто выходит из строя. Машкову предстоит узнать, что далеко не все обитатели неизведанной земли настроены дружелюбно, познакомиться с местными обычаями, а также совершить множество других открытий. Конечно же, больше всего на свете ему хочется вернуться на родную Землю, добиться чего чрезвычайно сложно. К счастью, с собой у курящего прораба оказываются спички, которые являются невероятной ценностью на планете Плюк.

Что такое пепелац

Итак, пепелац, гравицапа - слова, значение которых зрители узнали благодаря знаменитой комедии режиссера Георгия Данелия. Для начала стоит разобраться в том, что представляет собой пепелац. Так называется фантастический летательный аппарат, который специально для этого фильма изобрел талантливый художник Теодор Тэжик. Интересно, что первоначальные макеты были отвергнуты в пользу версии, которую зрители увидели в "Кин-дза-дзе". Устройство может иметь яйцевидную или цилиндрическую форму, масса его невелика. В высоту пепелац достигает 5-6 метров, его диаметр составляет 2.5-3 метра.

В верхней части летательного аппарата можно увидеть небольшую перекладину, которая вращается во время полета. Пепелац не предназначен для транспортировки по земле, однако существует возможность оборудовать его колесами, которой пользуются очень редко. Топливо, необходимое для полета устройства, получают из воды, называется оно луц. На планете Плюк оно продается в луцеколонках, которые могут обслуживаться людьми или быть автоматизированными. Первые предпочтительнее, так как продавец всегда может сделать скидку. Стоимость одного заряда составляет десять чатлов, его хватает для того, чтобы преодолеть минимум 160 км.

Пепелац пригоден как для космических полетов, так и для передвижения в атмосфере планеты. В первом случае ему необходима гравицапа, тогда как во втором можно обойтись без этого устройства.

Что такое гравицапа

Выше рассказывается о том, что представляет собой пепелац. Ну а тогда что это такое - гравицапа? Так называется фантастическое устройство, которое устанавливается в двигатель космического корабля. При его отсутствии пепелац становится непригодным для мгновенных межгалактических перелетов, путешествовать на нем можно лишь в атмосфере планеты.

Художник Вячеслав Колейчук - создатель механического предмета, который в комедии "Кин-дза-дза" изображает гравицапу. Данное устройство было придумано специально для фильма режиссера Георгия Данелия.

Внешний вид

Что известно о внешнем виде, устройстве гравицапы? В комедии Георгия Данелия зрители увидели металлический корпус яйцевидной формы. Размер устройства не выходит за рамки 10-15 см. Гравицапа состоит из двух подвижных элементов, которые легко поворачиваются друг относительно друга.

Нижняя часть устройства изготовлена из желтого металла, верхняя - из светлого. Верхний элемент гравицапы оборудован цилиндром, длина которого составляет 10-15 мм, а диаметр - около 1 см. Толщина нижней части не превышает 5 мм.

Что еще можно рассказать о загадочной гравицапе? Фильм дает зрителям понять, что фантастическое устройство издает своеобразный звук при раскрытии и повороте. Те, кто об этом не знает, могут испугаться от неожиданности.

Полет без гравицапы

Гравицапа - что это такое? При ее отсутствии космический корабль становится непригодным для межгалактических странствий. Его владельцам доступно лишь банальное передвижение в атмосфере с низкой скоростью. Перелет осуществляется на небольшой высоте (до ста метров), которую транспорт набирает за две-три секунды.

Скорость пепелаца без гравицапы не превышает 150 км/ч. Выше ста метров подниматься нет нужды, так как на планете Плюк отсутствуют горы. Именно отсутствие гравицапы не позволяло прорабу Владимиру Николаевичу и студенту Гедевану покинуть негостеприимную планету с непонятными и опасными обычаями и вернуться на Землю.

Полет с гравицапой

Теперь, надеемся, понятно, что это такое - гравицапа. Это фантастическое устройство, благодаря которому на пепелаце можно практически мгновенно перебраться в любую точку Вселенной. Перемещение можно сравнить с телепортацией, так как затрачиваемое время не превышает пяти секунд.

Подготовка к полету зависит от того, как далеко должен будет отправиться пепелац. Исходя из продолжительности межзвездного или межпланетного путешествия выбирается время, нужное для предварительного разогрева космического корабля. Нельзя забывать и о том, что даже оборудованный гравицапой пепелац способен перемещаться лишь между галактиками, которые находятся в тентуре. Те, которые расположены в антитентуре, ему не доступны.

Как воспользоваться гравицапой? Двигатель пепелаца устанавливается в так называемую цапу. Внешне она напоминает обыкновенную ржавую гайку. Именно на цапу необходимо нажать для того, чтобы двигатель космического транспорта запустился. Также ее используют, когда проверяют гравицапы при покупке.

Экономическая ценность

Есть еще один вопрос, который никак нельзя оставить без внимания. Сколько стоит гравицапа? К счастью, ответ также можно узнать из фильма режиссера Георгия Данелия. Стоимость фантастического устройства, которое необходимо для межгалактических путешествий, составляет 2200 чатлов. Именно за такую цену готовы расстаться с ним обитатели планеты Плюк. Расходы на приобретение устройства можно слегка сократить, если покупатель умеет торговаться.

Ценность гравицапы едва ли удастся преуменьшить. Среднестатистический житель планеты Плюк вынужден трудиться на протяжении нескольких лет для того, чтобы скопить сумму, необходимую для приобретения фантастического устройства.

Однако стать владельцем приспособления, необходимого для межгалактических странствий, может и владелец спичечного коробка. Спички являются большой ценностью на Плюке. За половину коробка можно купить гравицапу.

Культурное влияние

Комедия режиссера Георгия Данелия имела огромный успех у зрителей. Тысячи людей легко ответят на вопрос о том, откуда слово «гравицапа» взялось. Едва ли стоит удивляться тому, что это понятие быстро стало нарицательным. Слово используется для обозначения технического устройства, которое обладает небольшим размером, является сложным, имеет непонятный принцип работы. Конечно же, оно часто применяется в юмористическом ключе.

Термин «гравицапа» стал использоваться для обозначения глушителя ранних мотовелосипедных двигателей Д-4/Д-5. Это связано с тем, что внешне они весьма напоминают фантастическое устройство из «Кин-дза-дзы».

Гравицапа указана в качестве летательного аппарата в картине «Территория». Также есть российская студия архитектурного проектирования и дизайна, которая названа в честь этого устройства.

Конец фильма

Ближе к концу комедии прорабу Владимиру Машкову и студенту Гедевану все же удалось обзавестись пепелацем с гравицапой, пусть это и стоило им невероятных усилий. Однако на родную планету они вернулись благодаря помощи босоногого межгалактического странника, который в свое время и отправил их на Плюк. Сначала герои ничего не помнят о приключении, которое им довелось пережить вместе. Однако в последних кадрах к ним возвращаются удивительные воспоминания.

Перефразирую классика нашего Белинского: любите ли вы фильм «Кин-дза-дза» так, как я люблю его, то есть всеми силами души вашей, со всем энтузиазмом и со всем исступлением? Лично я считаю эту картину Георгия Данелии шедевром мирового кино. Очень нравятся мне цитаты оттуда:

«Скрипач не нужен!»,

«Жёлтые штаны! Два раза «ку»!»,

«Чатланину — пожизненный эцих с гвоздями!»,

«До чего довёл планету этот фигляр ПЖ!»

Вымышленные слова из фильма, такие как «пацак», «КЦ», «пепелац», «гравицаппа» и «эцилопп» прочно вошли в современный разговорный русский язык. Я, например, довольно таки часто во время электронной переписки применяю приветствие «Ку!» . А в разговорной речи, когда нужно вежливо ругнуться идеально подходит «Кю . Ну а свой личный автомобиль регулярно называю «пепелацем» . Вот как раз этому смачному слову «пепелац» и будет посвящена моя заметка.

Знаете ли вы - кто придумал слово «пепелац» и как оно появилось в фильме? Его авторство принадлежит Данелии. Прототип этого слова уже однажды звучал в ещё одном киношедевре гениального Георгия Денелии - фильме «Мимино». «Пепелац» - это немного изменённое режиссёром грузинское слово «пепелА», которое означает «бабочка». Так вертолётчик Валико Мизандари по прозвищу «Мимино» называл свой вертолёт.

Эскиз киношного космического корабля-пепелаца с маленьким винтом на крыше нарисовал лично Георгий Данелия, когда он вместе с автором сценария Резо Габриадзе приступил к созданию фильма. Совместный сценарий писался очень долго и многократно изменялся. Например, по изначальному сценарию Скрипач вёз не уксус, а чачу, и на планету Альфу вместо Земли герои попали из-за того, что перепились и промахнулись. Но когда фильм уже был снят, как раз грянула антиалкогольная кампания, и чачу заменили на уксус. В сценарии менялось многое. Неизменным оставался пепелац - большое ржавое ведро с крутящейся фигулькой на крыше.

Его смастерили так… На свалке списанных самолётов был найден Ту-104, от которого с большим трудом отрезали хвостовую часть. Затем доставили этот цилиндр в шестой павильон «Мосфильма», где художник-постановщик картины Теодор Тэжик покрыл его пенополиуретаном и покрасил под ржавчину. А откидные двери, колёса и крутящийся винт смастерил мосфильмовский умелец по фамилии Батынков.

Наивысшей похвалой работе режиссёра и художника может служить следующая история, связанная с пепелацем.

Однажды на одном крупном кинофестивале к Данелии подошёл известный американский кинодеятель и сказал:

- Я видел вашу «Кин-дза-дзу! ». Потрясающе! У нас в Америке такие спецэффекты очень дороги. Не могли бы вы нам помочь со спецэффектами?

- Какие спецэффекты? У нас там не было ничего подобного - изумился Данелия.

- Ну, как же!? У вас же там огромная ржавая бочка летает. Разве это не спецэффект?

- Нет, конечно же. Нам в Министерстве Обороны дали гравицаппу и поэтому пепелац у нас в фильме летает по-настоящему. Напишите письмо в наше военное министерство - может быть они и вам дадут гравицаппу - с совершенно серьёзным лицом ответил Георгий Данелия.

И в завершение моей заметки несколько строк о появлении названия фильма «Кин-дза-дза». Весьма Д-ЗА -бавный факт!

В начале съёмок в пепелаце висел гамак. Во время перерывов в нём раскачивался Евгений Леонов. К нему подсел актёр Любшин, и поинтересовался: - Что у тебя в портфеле?

Леонов стал дурачится и повторил на распев как эхо: - ...феле-феле-феле…

Пепелац - (от груз. პეპელა [пепела] - «бабочка») - фантастический летательный аппарат, показанный в кинофильме «Кин-дза-дза!». В России слово «пепелац» стало нарицательным для иронического обозначения неудобных транспортных средств, так как пепелац в фильме внутри тесен, слабо освещён и шумен. Многие употребляют это слово, ласково (гордо) обозначая свой автомобиль. Также (реже) словом «пепелац » называют летательные аппараты - вертолеты, самолеты малой авиации и т.п.

Устройство пепелаца

Пепелац представляет собой летательный аппарат цилиндрической или яйцевидной формы высотой 5-6 метров и диаметром 2,5-3 метра. В верхней части пепелаца находится небольшая, 1,5-2 метра, посаженная на ось перекладина, вращающаяся во время полёта, представляющая собой «перекладину, вращающуюся во время полёта». Иногда полагают, что это «антенна радиолокатора и радиосвязи», но это вряд ли верно: ни разу во время полета экипаж не получал и не посылал каких бы то ни было радиосигналов.

Для полёта пепелац использует топливо, называемое луц. Луц получают из воды; возможен и обратный процесс - получение воды из луца. Луц на Плюке приобретается на так называемых луцеколонках (которые бывают «с автоматом» и «с женщиной, которая может скидку сделать») в виде зарядов (лядов) (стоимость одного заряда 10 чатлов; “10 чатлов за ляд”). Одного заряда (ляда) достаточно для горизонтального полёта на расстояние, как минимум, в 160 км.

Оценочная крейсерская скорость пепелаца 100-150 км/ч, высота полёта - 30-100 м. По видимому, необходимости в полётах на большой высоте нет, так как гор на Плюке , скорее всего, нет.

Для транспортировки по поверхности планеты пепелац не приспособлен, но может быть оборудован колёсами. Оборудование колёсами - крайне редко применяемая на Плюке модернизация, поэтому она может быть использована в качестве особой приметы при розыске пепелаца эцилоппами .

В пепелаце также имеются две аварийных катапульты. Как минимум одна из катапульт совмещена с туалетом (для смыва используется песок). Катапультирование возможно как при горизонтальном полёте, так и при пролете рядом с планетой на её поверхность. Возможно также принудительное катапультирование нажатием на каппу рядом с одним из сидений пепелаца (слева от сидящего).
Катапульта оборудована системой, значительно снижающей или даже полностью исключающей перегрузки на находящихся в ней людей при её ускорении и замедлении. Катапульта также окружена особым полем, обеспечивающим её мягкую посадку на поверхность планеты. У старых катапульт, ресурс которых выработан, генератор поля может барахлить; в этом случае невозможно предсказать, пройдёт посадка благополучно или люди, находящиеся внутри катапульты, погибнут.

Для замедления движения пепелаца используется тормозная система, принцип действия которой неизвестен. Для работы тормозной системы требуется тормозная жидкость. Достоверно неизвестно, является ли она расходным материалом или используется в некой замкнутой системе (например, в гидравлическом приводе). Жидкость пригодна для употребления внутрь, по крайней мере, чатланами. Из фразы одного из героев «Как я могу затормозить, когда ты всю тормозную жидкость выпил? Алкаш!» можно предположить, что тормозная жидкость содержит компоненты, по действию похожие на земной алкоголь. (Напомним, что «земной» язык у жителей этой планеты является следствием быстрого обучения из-за их телепатических способностей.)

Пепелацы не герметичны - и в принципе не могут быть герметизированы методами, привычными землянам. Однако в открытом космосе экипаж пепелаца не подвергается опасности, поскольку пепелац постоянно окутан некоей разновидностью силового поля. Это-то поле и защищает пепелац от любых вредоносных факторов. Таким же полем защищён и реактор пепелаца, благодаря чему механик может работать прямо внутри реактора и не подвергаться облучению.

Виды полёта

Пепелац может совершать как космические полёты, так и полёты в атмосфере планеты. Для космических полётов пепелац должен быть оборудован гравицаппой.

Полёт без гравицаппы

Без гравицаппы пепелац способен совершать полёты в атмосфере с низкой скоростью. Полёт осуществляется на небольшой высоте над поверхностью планеты без видимых наклонов корпуса, время подъёма на заданную высоту 2-3 секунды.

В данном режиме пепелац не способен выйти за некоторые пределы околопланетного пространства.

На основании того, что луц получают из воды, а из луца - воду, земляне на волне текущего увлечения водородными технологиями могут с высокой степенью вероятности предположить, что луцем на Плюке называют водород и что без гравицаппы двигатель пепелаца использует водород в качестве энергоносителя, окисляя водород атмосферным кислородом, при этом двигатель выделяет количество энергии, достаточное для полётов над поверхностью планеты. Но, учитывая то, что цивилизация на Плюке в социально-технологическом плане много старше земной (можно даже сказать - уже состарившаяся цивилизация) подобные выводы могут с высокой вероятностью являться обычным психологическим переносом привычных взглядов на неведомую действительность , подкрепляясь вдобавок морфологическим сходством землян с плюканами.

Полёт с гравицаппой

При наличии гравицаппы пепелац способен совершать практически мгновенные перемещения во Вселенной (или, по крайней мере, между Галактиками или даже Метагалактиками). Затрачиваемое на перемещение время не превышает пяти секунд. В зависимости от дальности предполагаемого межпланетного или межзвёздного путешествия увеличивается время, необходимое для предварительного «разогрева» пепелаца , которое может достигать нескольких минут. Имеется также ограничение на дальность космических полётов. В частности, даже оснащённый гравицаппой пепелац может перемещаться только между галактиками, находящимися в тентуре , но попасть в галактики, которые находятся в антитентуре , он не может (напрямую).

Гравицаппа в двигатель пепелаца устанавливается в так называемую цаппу , которая выглядит как очень ржавая гайка (или, возможно, находится под ней). Для запуска двигателя в режим космического полёта на цаппу необходимо нажать.

По вышеизложенным причинам земляне часто склонны предполагать, что гравицаппа , будучи установленной в двигатель пепелаца , позволяет перейти на использование луца (водорода) как самостоятельного топлива - в управляемой реакции термоядерного синтеза. В этом режиме двигатель выделяет значительно большее количество энергии. Этим же земляне склонны объясняеть исчезновение с Плюка морей и тотальный дефицит воды, так как весь содержащийся в них водород был использован в качестве топлива для космических полётов. Но они, как представители более молодой цивилизации (см. выше), вряд ли смогут адекватно представить то, через что их цивилизация исторически ещё не прошла…

«Кин-дза-дза!», 1986, СССР, режиссер Георгий Данелия


Как корабль назовешь...

Более всего зрителей беспокоил вопрос, откуда в принципе взялось это несуразное название - «Кин-дза-дза!». Георгий Данелия поведал публике следующее: «У нас поначалу в пепелаце висел гамак. В нем раскачивался Леонов. К нему подсел Любшин, поинтересовался: „Что у тебя в портфеле?« Леонов за ним, как эхо, повторяет: «Феле-феле-феле…» Дальше отвечает: «Зелень». - «Какая?» - «Кинза». И давай петь: «Кин-дза-дза-дза…» Всю дорогу пел. «Не можешь заткнуться?» Песня испепелилась. Название осталось».

Не подумай, что это какая-то исключительная абсурдная история, примерно так придумывались названия к половине великих книг, фильмов и рок-альбомов. Даже неловко вспомнить, что поначалу «Кин-дза-дза!» задумывался как космическая версия «Острова сокровищ» Стивенсона.


Человек за бортом

По разным причинам в фильме так и не смогли сняться ни Вахтанг Кикабидзе, ни Борислав Брондуков. Но самое феноменальное приключилось с , для которого была написана роль торговца космической пылью. Актер два раза приезжал на съемки в пустыню Каракумы, но в первый раз сгорели декорации для его эпизода, так что пришлось развернуться и отчалить. А во второй приезд Ярмольника в новую декорацию впечатался пьяный водитель передвижного дизель-генератора. В итоге роль Ярмольника убрали из сценария от греха подальше. Вместе с ним из фильма исчезло и само понятие космической пыли, а ведь кинокартину планировали назвать в честь ее: «Космическая пыль».


Какие брюки надеть к галстуку?

Социальный и кастовый статус обитателя планеты Плюк определялся цветом штанов. Чтобы ты не запутался, смотри эту схему. На самой вершине в голубых штанах - сам ПЖ, а внизу ошивается (и пошивается) всякое отребье. К примеру, обладателями желтых штанов могут стать зажиточные люди, имеющие капитал в один грамм КЦ, пацаки пред ними должны приседать и произносить «ку» целых два раза!


Космический хвост

Ты помнишь, что диковинный летательный аппарат, на котором герои проводят половину фильма, зовется «пепелац» (от грузинского «пепела», то есть «бабочка»). Декораторы и художники «Мосфильма» нашли на свалке самолет Ту-104, потратили много времени и сил, чтобы отпилить его хвостовую часть, затем покрыли пенополиуретаном и накидали сверху фактуры и цвета. Получился допотопный, но все равно потрясающий стимпанковый драндулет. Хотя не факт, что в тогда уже знали слово «стимпанк».


Небесный тихоход

На самом деле было сделано несколько пепелацев разного размера. Их отправили железной дорогой в Каракумы, но по пути груз затерялся. Что неудивительно, так как в сопроводительных документах он обозначался как «пепелацы». Естественно, что железнодорожники сбились с ног, но найти пепелацы оказались неспособны. Пришлось просить содействия у КГБ, после чего пепелацы были обнаружены где-то во Владивостоке, что перенесло съемки фильма на полтора месяца, то есть на самый жаркий сезон в пустыне.


Мама, мама, что мы будем петь?

Шлягер «Мама, что мы будем делать», постоянно звучащий в фильме, прошел долгую историю деформаций и издевательств, пока не превратился в то, что мы слышим в «Кин-дза-дза!». На самом деле песенка под названием «Одесситка» в первые годы обрела популярность в программе комических куплетов Утесова. Но ниже мы даем тебе видео из популярнейшего кинофильма «Котовский» 1942 года, откуда ту песню взяли герои и переложили ее на классический колыбельный мотив.


Больше хороших товаров

Режиссеру пришлось дважды перемонтировать фильм. А все потому, что первая версия картины была более лаконичной и динамичной и длилась 1 час 45 минут. Но тут выяснилось, что у «Мосфильма» обязательство перед государством: сдать двухсерийную картину. И в этом случае весь персонал студии остался бы без премий, да и без половины зарплаты тоже. Георгий Данелия снова заперся в монтажной и разбодяжил хронометраж вырезанными ранее сценами. Получилось то самое великое двухсерийное кино на 2 часа 15 минут, которое мы все увидели.


Второй раз «ку!»

Огромное количество сценарных идей и художественных красот так и не удалось перенести на экран, так как где-то тупо не хватало денег. А с костюмами, например, так и вовсе вышла анекдотичная, чисто советская история. Параллельно с фильмом Данелии готовились съемки эпика Сергея Бондарчука «Борис Годунов», так что пошивочный цех «Мосфильма» работал в авральном режиме и потому отказался делать задуманные для «Кин-дза-дза!» костюмы. «Вот что надето на Леонове: ботинки из картины «Тиль Уленшпигель». Костюм для Яковлева я самолично красил в пустыне в ванне с чернилами», - вспоминал Данелия.

Неудивительно, что режиссера долго преследовала мысль переснять фильм, пусть даже в нарисованном, мультипликационном виде. Его полнометражный мультфильм «Ку! Кин-дза-дза» вышел в 2013-м, был очень скверно принят и критиками, и зрителями: 25 миллионов рублей сборов при бюджете 140 миллионов. Однако ты не обращай на это внимания и просто его посмотри: это красивое, примечательное творение, пусть даже отклоняющееся от священного канона 1986 года.

Устройство пепелаца

Пепелац представляет собой летательный аппарат цилиндрической или яйцевидной формы высотой 5-6 метров и диаметром 2,5-3 метра. В верхней части пепелаца находится небольшая, 1,5-2 метра, посаженная на ось перекладина, вращающаяся во время полёта (её вращение прекращается в момент посадки и возобновляется при взлёте). Пепелац эцилоппов вместо перекладины оснащён устройством, напоминающим лапки штопора , поднимающиеся при вращении.

Транспортировка гражданского цилиндрического пепелаца

Для транспортировки по поверхности планеты пепелац не приспособлен, но может быть оборудован колёсами. Оборудование колёсами - крайне редко применяемая на Плюке модернизация. Скорее всего это связано с бедностью владельца, который не всегда может иметь при себе достаточный запас луца , поэтому она может быть использована в качестве особой приметы при розыске пепелаца эцилоппами . Масса пепелаца, несмотря на размеры, скорее всего невелика - четыре человека могут транспортировать его на колёсах по вязкой поверхности (пустыне) (см. фото).

Катапульта пепелаца

В пепелаце также имеются две аварийных катапульты. Как минимум одна из катапульт совмещена с туалетом (для смыва используется песок). Катапультирование возможно как при горизонтальном полёте, так и при пролёте рядом с планетой на её поверхность. Возможно также принудительное катапультирование нажатием на каппу рядом с одним из сидений пепелаца (слева от сидящего). Катапульта оборудована системой, значительно снижающей или даже полностью исключающей перегрузки на находящихся в ней людей при её ускорении и замедлении.

Для замедления движения пепелаца используется тормозная система, принцип действия которой неизвестен. Для работы тормозной системы требуется тормозная жидкость. Достоверно неизвестно, является ли она расходным материалом или используется в некой замкнутой системе (например, в гидравлическом приводе). Жидкость пригодна для употребления внутрь, по крайней мере, чатланами. Из фразы одного из героев «Как я могу затормозить, когда ты всю тормозную жидкость выпил? Алкаш!» можно предположить, что тормозная жидкость содержит компоненты, по действию похожие на земной алкоголь.

Топливо

Для полёта пепелац использует топливо, называемое луц . Луц получают из воды ; возможен и обратный процесс - получение воды из луца. Луц на Плюке приобретается на так называемых луцеколонках (которые бывают «с автоматом» и «с женщиной, которая может скидку сделать») в неделимых зарядах (стоимость одного заряда 10 чатлов , при этом луц можно покупать только целыми зарядами, имея 7 чатлов купить луц невозможно). Одного заряда достаточно для горизонтального полёта на расстояние, как минимум, в 160 км.

Виды полёта

Пепелац может совершать как космические полёты, так и полёты в атмосфере планеты. Для космических полётов пепелац должен быть оборудован гравицаппой .

Полёт без гравицаппы

Без гравицаппы пепелац способен совершать полёты в атмосфере с низкой скоростью. Полёт осуществляется на небольшой высоте над поверхностью планеты без видимых наклонов корпуса, время подъёма на заданную высоту - 2-3 секунды.

Оценочная крейсерская скорость пепелаца 100-150 км/ч, высота полёта - 30-100 м. По-видимому, необходимости в полётах на бо́льшей высоте нет, так как горы на Плюке , скорее всего, отсутствуют.

В данном режиме пепелац не способен выйти за некоторые пределы околопланетного пространства.

Полёт с гравицаппой

Модель пепелаца

При наличии гравицаппы пепелац способен совершать практически мгновенные перемещения во Вселенной (или, по крайней мере, между Галактиками или даже Метагалактиками), напоминающие телепортацию . Затрачиваемое на перемещение время не превышает пяти секунд. В зависимости от дальности предполагаемого межпланетного или межзвёздного путешествия увеличивается время, необходимое для предварительного «разогрева» пепелаца , которое может достигать нескольких минут. Имеется также ограничение на дальность космических полётов. В частности, даже оснащённый гравицаппой пепелац может перемещаться только между галактиками , находящимися в тентуре , но попасть в галактики, которые находятся в антитентуре , он не может.

Гравицаппа в двигатель пепелаца устанавливается в так называемую цаппу , которая выглядит как гайка (или, возможно, находится под ней). Для запуска двигателя в режим космического полёта на цаппу необходимо нажать.

Характеристика пепелаца в фильме

  • Ну, гравицаппа, это то, без чего пепелац может только так летать, а с гравицаппой в любую точку Вселенной. Фьють - за пять секунд.
  • Ребят, как же это вы без гравицаппы пепелац выкатываете из гаража? Это непорядок…
  • - Земля в антитентуре, родной. И мы до неё никак долететь не можем, понимаешь?
    - Как это так?
    - Так. Мне всю жизнь не везло.
    - Не может пепелац на Землю попасть. И хватит трепаться, ясно? Пошли планету делить.

Изготовление и съёмка в фильме

Первоначально пепелац был изготовлен художником фильма Теодором Тэжиком в виде макета высотой около трёх метров, однако этот макет в съёмках фильма задействован не был . По воспоминаниям Георгия Данелии , мастерские киностудии «Мосфильм» отказались изготавливать пепелац. Для его изготовления Георгий Данелия и Теодор Тэжик использовали хвостовую часть найденного ими на свалке самолёта Ту-104 , после чего Теодор Тэжик покрыл её пенополиуретаном и покрасил, чтобы сделать внешнее покрытие похожим на ржавчину. Дверь и колёса были изготовлены работником «Мосфильма» Александром Батынковым.

Съёмки фильма проходили в Туркмении , в пустыне Каракумы близ города Небит-даг (ныне Балканабад). При выезде в киноэкспедицию изготовленный в павильоне «Мосфильма» пепелац был по ошибке отправлен вместо Небит-Дага во Владивосток, что вынудило съёмочную группу продлить экспедицию сверх запланированного срока в один месяц.

Перед съёмкой эпизодов с пепелацем художник Теодор Тэжик счёл, что для большей достоверности пепелац следует покрыть копотью, однако при попытке сделать это с помощью паяльной лампы наружное покрытие из пенополиуретана загорелось.

Пепелац в современном русском языке

Понятие пепелац в качестве летательного аппарата (например, БПЛА , авиамодели либо космического корабля ) или для обозначения сложных технических движущихся устройств широко используется в современных печатных и электронных СМИ и литературе СНГ . Также «пепелацем» в СНГ шуточно (иронически) называют различные (в частности, необычные) автомобили