Пастернаки. Дар понимания

Аврум Ицхок-Лейб Пастернак родился 22 марта (3 апреля) 1862 года в еврейской семье в Одессе, в доме гласного городской Думы М. Ф. Унтилова по Херсонской улице, 20. Его отец, Иосиф (Осип) Кивович Постернак, арендовал восемь номеров гостиницы в доме № 9 по Рождественской улице на Слободке («постоялый дом Груздьева»), куда переехала вся семья, когда будущий художник был ещё ребёнком. Дед, Кива-Ицхок Постернак, был одним из основателей одесского еврейского погребального братства (хевра кадиша ).

Помимо него в семье было пять детей. В раннем детстве проявил любовь к рисованию, хотя родители поначалу не одобряли этого увлечения. С по гг. Леонид учился в одесской рисовальной школе , однако окончательно избрал карьеру художника не сразу. В 1881 г. он поступил в Московский университет и два года занимался на медицинском факультете. В г. перевёлся в Новороссийский университет (Одесса) и там учился на юридическом факультете до 1885 года (в списках студентов за 1883-1884 академический год и в списках выпускников за 1885 год значится как Ицхок По стернак ).

Параллельно с университетской учёбой Пастернак продолжал заниматься живописью. В 1882 г. он занимался в московской школе-студии Е. С. Сорокина. В середине 1880-х также занимался в Мюнхенской академии художеств , где учился у Гертериха и Лицен-Мейера, кроме того, брал уроки офорта у И. И. Шишкина .

После приобретения его картины «Письмо из дому» П. М. Третьяковым для Третьяковской галереи Пастернак решает переехать в Москву , где в г. женится на пианистке Розалии Исидоровне (Райце, или Розе, Срулевне) Кауфман, работавшей до этого преподавателем по классу фортепиано в Одесской музыкальной школе Русского музыкального общества (в синагогальной записи о рождении первого сына Бориса в 1890 году значится уже как Исаак Иосиев По стернак ).

Участвует в ежегодных выставках передвижников . Член объединения «Мир искусства ». В конце 1880-х - начале 1890-х годов служит преподавателем в Училище изящных искусств художника-архитектора А. О. Гунста . В г. Пастернак получает приглашение преподавать в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (впоследствии - ВХУТЕМАС) и принимает его, специально оговорив, что не будет креститься.

Семья

Книги

  • Л. Пастернак . Рембрандт и еврейство в его творчестве. Берлин: Издательство С. Д. Зальцмана, 1923 (на русском языке); Берлин: Явне, 1923 (на иврите).

Работы

  • За работой. Этюд. Масло
  • Портрет А. Г. Рубинштейна (1886),
  • Иллюстрации к роману Л. Н. Толстого «Война и мир»
  • Иллюстрации к роману Л. Н. Толстого «Воскресение». 1899
  • Иллюстрации к драме «Маскарад» М. Ю. Лермонтова (1891),
  • Иллюстрации к поэме М. Ю. Лермонтова (1891)
  • «Заседание совета преподавателей Московского училища живописи, ваяния и зодчества» (1902)
  • Л. Н. Толстой с семьёй в Ясной Поляне (1902)
  • «Вести с родины»,
  • Портрет С. С. Шайкевича
  • Портрет А. Б. Высоцкой. 1912. Пастель
  • Портрет М.Горького (1906),
  • Портрет А. Н. Скрябина (1909),
  • Портрет Ил. М. Мечникова (1911),
  • Портрет Вяч. Иванова (1915)
  • Уроки музыки. 1909. Пастель

    Pasternak leo tolstoy.jpg

    Лев Толстой

    Pasternakluchsolnzaint.jpg

    Солнечный луч

    Pasternak VyachIvanov Berdyaev Bely.jpg

    Вячеслав Иванов, Лев Кобылинский-Эллис, Николай Бердяев и Андрей Белый

    Pasternakvorobyovygory.jpg

    Золотая осень. Воробьевы горы.

    Pasternak boris alex.jpg

    Сыновья Борис и Александр

    Pasternak Apples.jpg

    Сбор яблок (1918)

    Pasternak-rilke.jpeg

    Райнер-Мария Рильке

    Ошибка создания миниатюры: Файл не найден

    Он будет ждать (Старый еврей)

Внешние изображения
иллюстрации к роману "Воскресенье "
(Л.Н. Толстой)
img0.liveinternet.ru/images/attach/b/0/22396/22396279_06Utro_Nehludova.jpg
img0.liveinternet.ru/images/attach/b/0/22396/22396383_08V_teatre.jpg
img0.liveinternet.ru/images/attach/b/0/22396/22396457_10V_koridore_suda.jpg

Напишите отзыв о статье "Пастернак, Леонид Осипович"

Примечания

Ссылки

  • на «Родоводе ». Дерево предков и потомков
  • на сайте Руниверс
  • «Борис Пастернак. Жизнь замечательных людей.» Книга Дм. Быкова содержит много интересных сведений про отца поэта.

Отрывок, характеризующий Пастернак, Леонид Осипович

– Посмотри, Наташа, как ужасно горит, – сказала Соня.
– Что горит? – спросила Наташа. – Ах, да, Москва.
И как бы для того, чтобы не обидеть Сони отказом и отделаться от нее, она подвинула голову к окну, поглядела так, что, очевидно, не могла ничего видеть, и опять села в свое прежнее положение.
– Да ты не видела?
– Нет, право, я видела, – умоляющим о спокойствии голосом сказала она.
И графине и Соне понятно было, что Москва, пожар Москвы, что бы то ни было, конечно, не могло иметь значения для Наташи.
Граф опять пошел за перегородку и лег. Графиня подошла к Наташе, дотронулась перевернутой рукой до ее головы, как это она делала, когда дочь ее бывала больна, потом дотронулась до ее лба губами, как бы для того, чтобы узнать, есть ли жар, и поцеловала ее.
– Ты озябла. Ты вся дрожишь. Ты бы ложилась, – сказала она.
– Ложиться? Да, хорошо, я лягу. Я сейчас лягу, – сказала Наташа.
С тех пор как Наташе в нынешнее утро сказали о том, что князь Андрей тяжело ранен и едет с ними, она только в первую минуту много спрашивала о том, куда? как? опасно ли он ранен? и можно ли ей видеть его? Но после того как ей сказали, что видеть его ей нельзя, что он ранен тяжело, но что жизнь его не в опасности, она, очевидно, не поверив тому, что ей говорили, но убедившись, что сколько бы она ни говорила, ей будут отвечать одно и то же, перестала спрашивать и говорить. Всю дорогу с большими глазами, которые так знала и которых выражения так боялась графиня, Наташа сидела неподвижно в углу кареты и так же сидела теперь на лавке, на которую села. Что то она задумывала, что то она решала или уже решила в своем уме теперь, – это знала графиня, но что это такое было, она не знала, и это то страшило и мучило ее.
– Наташа, разденься, голубушка, ложись на мою постель. (Только графине одной была постелена постель на кровати; m me Schoss и обе барышни должны были спать на полу на сене.)
– Нет, мама, я лягу тут, на полу, – сердито сказала Наташа, подошла к окну и отворила его. Стон адъютанта из открытого окна послышался явственнее. Она высунула голову в сырой воздух ночи, и графиня видела, как тонкие плечи ее тряслись от рыданий и бились о раму. Наташа знала, что стонал не князь Андрей. Она знала, что князь Андрей лежал в той же связи, где они были, в другой избе через сени; но этот страшный неумолкавший стон заставил зарыдать ее. Графиня переглянулась с Соней.
– Ложись, голубушка, ложись, мой дружок, – сказала графиня, слегка дотрогиваясь рукой до плеча Наташи. – Ну, ложись же.
– Ах, да… Я сейчас, сейчас лягу, – сказала Наташа, поспешно раздеваясь и обрывая завязки юбок. Скинув платье и надев кофту, она, подвернув ноги, села на приготовленную на полу постель и, перекинув через плечо наперед свою недлинную тонкую косу, стала переплетать ее. Тонкие длинные привычные пальцы быстро, ловко разбирали, плели, завязывали косу. Голова Наташи привычным жестом поворачивалась то в одну, то в другую сторону, но глаза, лихорадочно открытые, неподвижно смотрели прямо. Когда ночной костюм был окончен, Наташа тихо опустилась на простыню, постланную на сено с края от двери.
– Наташа, ты в середину ляг, – сказала Соня.
– Нет, я тут, – проговорила Наташа. – Да ложитесь же, – прибавила она с досадой. И она зарылась лицом в подушку.
Графиня, m me Schoss и Соня поспешно разделись и легли. Одна лампадка осталась в комнате. Но на дворе светлело от пожара Малых Мытищ за две версты, и гудели пьяные крики народа в кабаке, который разбили мамоновские казаки, на перекоске, на улице, и все слышался неумолкаемый стон адъютанта.
Долго прислушивалась Наташа к внутренним и внешним звукам, доносившимся до нее, и не шевелилась. Она слышала сначала молитву и вздохи матери, трещание под ней ее кровати, знакомый с свистом храп m me Schoss, тихое дыханье Сони. Потом графиня окликнула Наташу. Наташа не отвечала ей.
– Кажется, спит, мама, – тихо отвечала Соня. Графиня, помолчав немного, окликнула еще раз, но уже никто ей не откликнулся.
Скоро после этого Наташа услышала ровное дыхание матери. Наташа не шевелилась, несмотря на то, что ее маленькая босая нога, выбившись из под одеяла, зябла на голом полу.
Как бы празднуя победу над всеми, в щели закричал сверчок. Пропел петух далеко, откликнулись близкие. В кабаке затихли крики, только слышался тот же стой адъютанта. Наташа приподнялась.
– Соня? ты спишь? Мама? – прошептала она. Никто не ответил. Наташа медленно и осторожно встала, перекрестилась и ступила осторожно узкой и гибкой босой ступней на грязный холодный пол. Скрипнула половица. Она, быстро перебирая ногами, пробежала, как котенок, несколько шагов и взялась за холодную скобку двери.
Ей казалось, что то тяжелое, равномерно ударяя, стучит во все стены избы: это билось ее замиравшее от страха, от ужаса и любви разрывающееся сердце.
Она отворила дверь, перешагнула порог и ступила на сырую, холодную землю сеней. Обхвативший холод освежил ее. Она ощупала босой ногой спящего человека, перешагнула через него и отворила дверь в избу, где лежал князь Андрей. В избе этой было темно. В заднем углу у кровати, на которой лежало что то, на лавке стояла нагоревшая большим грибом сальная свечка.
Наташа с утра еще, когда ей сказали про рану и присутствие князя Андрея, решила, что она должна видеть его. Она не знала, для чего это должно было, но она знала, что свидание будет мучительно, и тем более она была убеждена, что оно было необходимо.
Весь день она жила только надеждой того, что ночью она уввдит его. Но теперь, когда наступила эта минута, на нее нашел ужас того, что она увидит. Как он был изуродован? Что оставалось от него? Такой ли он был, какой был этот неумолкавший стон адъютанта? Да, он был такой. Он был в ее воображении олицетворение этого ужасного стона. Когда она увидала неясную массу в углу и приняла его поднятые под одеялом колени за его плечи, она представила себе какое то ужасное тело и в ужасе остановилась. Но непреодолимая сила влекла ее вперед. Она осторожно ступила один шаг, другой и очутилась на середине небольшой загроможденной избы. В избе под образами лежал на лавках другой человек (это был Тимохин), и на полу лежали еще два какие то человека (это были доктор и камердинер).
Камердинер приподнялся и прошептал что то. Тимохин, страдая от боли в раненой ноге, не спал и во все глаза смотрел на странное явление девушки в бедой рубашке, кофте и вечном чепчике. Сонные и испуганные слова камердинера; «Чего вам, зачем?» – только заставили скорее Наташу подойти и тому, что лежало в углу. Как ни страшно, ни непохоже на человеческое было это тело, она должна была его видеть. Она миновала камердинера: нагоревший гриб свечки свалился, и она ясно увидала лежащего с выпростанными руками на одеяле князя Андрея, такого, каким она его всегда видела.
Он был таков же, как всегда; но воспаленный цвет его лица, блестящие глаза, устремленные восторженно на нее, а в особенности нежная детская шея, выступавшая из отложенного воротника рубашки, давали ему особый, невинный, ребяческий вид, которого, однако, она никогда не видала в князе Андрее. Она подошла к нему и быстрым, гибким, молодым движением стала на колени.
Он улыбнулся и протянул ей руку.

Для князя Андрея прошло семь дней с того времени, как он очнулся на перевязочном пункте Бородинского поля. Все это время он находился почти в постояниом беспамятстве. Горячечное состояние и воспаление кишок, которые были повреждены, по мнению доктора, ехавшего с раненым, должны были унести его. Но на седьмой день он с удовольствием съел ломоть хлеба с чаем, и доктор заметил, что общий жар уменьшился. Князь Андрей поутру пришел в сознание. Первую ночь после выезда из Москвы было довольно тепло, и князь Андрей был оставлен для ночлега в коляске; но в Мытищах раненый сам потребовал, чтобы его вынесли и чтобы ему дали чаю. Боль, причиненная ему переноской в избу, заставила князя Андрея громко стонать и потерять опять сознание. Когда его уложили на походной кровати, он долго лежал с закрытыми глазами без движения. Потом он открыл их и тихо прошептал: «Что же чаю?» Памятливость эта к мелким подробностям жизни поразила доктора. Он пощупал пульс и, к удивлению и неудовольствию своему, заметил, что пульс был лучше. К неудовольствию своему это заметил доктор потому, что он по опыту своему был убежден, что жить князь Андрей не может и что ежели он не умрет теперь, то он только с большими страданиями умрет несколько времени после. С князем Андреем везли присоединившегося к ним в Москве майора его полка Тимохина с красным носиком, раненного в ногу в том же Бородинском сражении. При них ехал доктор, камердинер князя, его кучер и два денщика.
Князю Андрею дали чаю. Он жадно пил, лихорадочными глазами глядя вперед себя на дверь, как бы стараясь что то понять и припомнить.
– Не хочу больше. Тимохин тут? – спросил он. Тимохин подполз к нему по лавке.
– Я здесь, ваше сиятельство.
– Как рана?
– Моя то с? Ничего. Вот вы то? – Князь Андрей опять задумался, как будто припоминая что то.
– Нельзя ли достать книгу? – сказал он.
– Какую книгу?
– Евангелие! У меня нет.
Доктор обещался достать и стал расспрашивать князя о том, что он чувствует. Князь Андрей неохотно, но разумно отвечал на все вопросы доктора и потом сказал, что ему надо бы подложить валик, а то неловко и очень больно. Доктор и камердинер подняли шинель, которою он был накрыт, и, морщась от тяжкого запаха гнилого мяса, распространявшегося от раны, стали рассматривать это страшное место. Доктор чем то очень остался недоволен, что то иначе переделал, перевернул раненого так, что тот опять застонал и от боли во время поворачивания опять потерял сознание и стал бредить. Он все говорил о том, чтобы ему достали поскорее эту книгу и подложили бы ее туда.

Судьбы детских персонажей, изображенных на картинах знаменитых художников

ИЗ МАТЕРИАЛОВ ВАЛЕРИЯ КОЙФМАНА

История семьи Пастернак это целая эпопея! Сначала немного о Л. О. Пастернаке.
Пастернак Леонид Осипович (22. 3. 1862, Одесса -31. 5. 1945, Оксфорд) - живописец, портретист.
Родился в бедной семье, младшим из шести детей. Рано проявил пристрастие к рисованию, что встречало сопротивление родителей. Окончил в 1881 гимназию, одновременно посещая Одесскую рисовальную школу. В 1881-82 учился на медицинском факультете Московского университета, параллельно занимаясь живописью и рисунком.

В 1883 перевелся на юрфак Новороссийского университета (Одесса); вскоре поехал в Мюнхен, где провел несколько семестров в Королевской Академии изящных искусств.
В Одессе Пастернак встретился с пианисткой Розалией Кауфман.
В 1889 они поженились и переехали в Москву.
Известный коллекционер П.Третьяков «с мольберта», купил у Пастернака «Письмо с родины»; успех этой картины на очередной Выставке передвижников выдвинул имя Леонида Пастернака в ряд с наиболее видными передовыми художниками того времени. Репин посылал к нему учеников, Николай Ге называл его своим продолжателем.

В 1890 у Пастернаков родился сын Борис, будущий поэт, а через три года - Александр, ставший впоследствии известным архитектором.

В 1894 Пастернак написал картину «Накануне экзаменов», которая в 1900 году со Всемирной выставки в Париже была куплена для Люксембургского музея (теперь находится в постоянной экспозиции музея Орсе в Париже).

В 1898 Л.Толстой через свою дочь, Т.Толстую, обратился к Пастернаку с просьбой проиллюстрировать его новую книгу «Воскресенье». Оригиналы рисунков были выставлены в русском павильоне на Всемирной выставке в Париже в 1900.
В 1900 году родилась дочь Жозефина (1900-1993), а через два года – Лидия (1902-1989).

В 1912 во время пребывания всей семьи за границей в связи с лечением Розалии Пастернак (на водах в Киссингене, затем на море, недалеко от Пизы) художник начал свою большую работу «Поздравление» - портретную группу детей, пришедших с подарками поздравить родителей с днем их серебряной свадьбы (1914).

В сентябре 1921 года художник Леонид Осипович Пастернак с женой и двумя дочерьми Жозефиной и Лидией получил разрешение на выезд из Советской России за границу для длительного лечения, по личному ходатайству А. В. Луначарского. Они уезжали, рассчитывая вернуться в Москву после того, как в ней восстановится нормальная жизнь.
Сыновья Борис и Александр, остались в родительской квартире на Волхонке, превращенной еще до отъезда родителей в коммунальную.
Местом пребывания Л. О. Пастернака с семьей стал Берлин. Он с воодушевлением взялся за новые задачи и вскоре освоился в художественной атмосфере Берлина 1920-х годов.
Он написал портреты многих ученых, художников и писателей своего времени. Это - немецкий филолог А. фон Гарнак, физик А. Эйнштейн, поэт Р. М. Рильке, писатель Г. Гауптман, художник Макс Либерман. Среди русских, с кем он встречался, и чьи портреты писал в Берлине, - А. Ремизов, М. Гершензон, Лев Шестов, С. Прокофьев, дипломат Я. Суриц и его жена, А. Луначарский и его жена Наталья Розенель.

Леонид Осипович писал натюрморты и интерьеры с мягким вечерним освещением, городские пейзажи Берлина и окрестностей Мюнхена.
Окончив университет, дочери вышли замуж и разъехались. Жозефина с мужем и двумя детьми жили в Мюнхене, младшая Лидия Пастернак-Слейтер в 1935 году переехала в Англию, где ее муж вскоре после рождения детей получил от своих родителей большой дом в Оксфорде.
С ужесточением нацизма в Германии сначала Леонид Осипович с женой, а потом и Жозефина с семейством бежали в Англию. Картины Пастернака в ящиках советского посольства были отправлены туда же, чтобы затем последовать в Москву.
В 1938 г. Леонид Пастернак покинул Германию и поселился в Англии. В Лондоне он снова взялся за работу, несколько картин были отданы в Британский музей, планировалась выставка его работ.
Внезапная смерть жены в августе 1939 была тяжелым ударом. Лидия привезла в Оксфорд убитого горем отца. В доме на Парк Таун 20 Леонид Осипович Пастернак прожил последние шесть лет своей жизни. Леонид Осипович умер в Оксфорде 31 мая 1945 г.
Пастернак создал целую галерею интерьеров с детьми, передающих музыкальность и теплоту домашнего мира. Про Леонида Пастернака шутили, что его дети кормят родителей. Действительно, рисунки и литографии, изображающие сцены детской жизни, пользовались огромным успехом у коллекционеров.

Лидия Леонидовна ПАСТЕРНАК-Слейтер (1902-1989). Ее детство и юность прошли в атмосфере высокой культуры и интеллигентности, характерной для семьи Пастернаков. Жизнь у нее, как впрочем и у всех детей Леонида и Розалии Пастернак, была полна волнующих событий и обстоятельств. В 1921-м она вместе с родителями и старшей сестрой Жозефиной выехала в Берлин. Родители надеялись поправить свое пошатнувшееся здоровье и дать дочерям возможность получить высшее образование. Жозефина подала документы на философский факультет берлинского университета. Лидия выбрала биохимический факультет этого же университета, по окончании которого работала в Мюнхенском институте психиатрии, затем в Институте Кайзера Вильгельма в Берлине. К слову, там она оказалась в одной лаборатории с великим ученым Николаем Васильевичем Тимофеевым-Ресовским.
Тимофе;ев-Ресо;вский (1900 - 1981) - биолог, генетик. В сентябре 1945 г. Тимофеев-Ресовский был этапирован в Москву и приговорен к 10 годам за измену Родине. В 1947 году, в связи с работами по созданию советской атомной бомбы, специалиста
по радиационной генетике, его перевели на «Объект 0211». Он был при смерти от голода. В 1951 г. он был освобожден. В 1955 году - подписал знаменитое «Письмо трёхсот» против «лысенковщины».

Там же Лидия познакомилась с английским ученым-психиатром Элиотом Слейтером. Замужество позволило ей в сентябре 1935 года покинуть нацистскую Германию и поселиться на родине мужа в Оксфорде, где Элиот получил от родителей большой дом. К тому времени у них уже родились два сына, впоследствии в Великобритании появились на свет две дочери: Майкл (1936), Ники (1938), Роза (1940) и Лиза (1945). Слейтер как врач работал в военных госпиталях, а в последний год войны он оставил семью, передав большой дом в распоряжение жены.
С годами Лидия все больше времени стала уделять литературным занятиям. Всю свою жизнь Лидия писала стихи, в том числе и на английском языке.
Лидия Леонидовна Пастернак-Слейтер побывала в России спустя 39 лет после своего отъезда из Москвы. Дело происходило в июньские дни 1960-го, когда в Переделкино умер ее брат Борис. Перед его смертью была послана телеграмма в Оксфорд, но все метания Лидии перед воротами советского консульства были напрасны. Визу ей дали только после похорон.
А она любила свою страну всей душой. Хранила наследие отца, переводила на английский стихи брата Бориса, Ахматовой, Евтушенко, устраивала вечера, посвященные молодым поэтам из СССР в различных университетах Англии. А в 1979-м, к открытию грандиозной выставки отца в Третьяковке, привезла в подарок целую коллекцию его работ. Умерла в 1989 году.

Жозефина Леонидовна ПАСТЕРНАК (1900 - 1993) летом 1921 выехала через Латвию в Берлин Жозефина пошла на философский факультет, чтобы заниматься религиозной философией.
Весной 1924 вышла замуж за своего троюродного брата - Федора Карловича Пастернака и поселилась вместе с мужем в Мюнхене, где окончила университет в 1929 году со степенью доктора философии. В сущности, она всю жизнь потом размышляла над вопросами теории познания, что, в конце концов, вылилось в серьезное сочинение.
Жозефина тоже писала стихи. Брат, Борис Пастернак восхищался ими. У Жозефины родились двое детей: дочь Аленушка (1927) и сын Чарли (1930). В 30-ые годы Жозефина собиралась с семьей получить статус беженцев и переехать в Америку. Муж Жозефины как австрийский подданный был интернирован.
Осенью 1938 Жозефина с двумя детьми и мужем вынуждены были спешно бежать из Германии: обосновались в Оксфорде неподалеку от отца и сестры.
Жозефина Пастернак подружилась также с А. Ф. Керенским, острый ум которого она высоко ценила.

ПАСТЕРНАК Александр Леонидович (1893, Москва – 1982, там же.) Учился в гимназии в одном классе с Владимиром Маяковским. Окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества и Политехнический институт.
Работал на строительстве Шатурской ГРЭС.
Был помощником К. С. Мельникова при проектировании и строительстве саркофага в Мавзолее В. И. Ленина.
Начальник строительства 4-го узла канала Москва-Волга (1935 – 37), автор проектов коттеджей для членов правительства Турции (1934) и универмага в Москве (1938). Работал над проектом восстановления Севастополя (1946), преподавал в МАРХИ (1932 – 55).
Автор воспоминаний, вышедших в Мюнхене в 1983 году. Воспоминания охватывают в основном конец XIX - начало XX столетий вплоть до революции 1917 г. Не претендуя на документальную точность и последовательность изложения, автор сохранил остроту детских и юношеских впечатлений и великолепно передал как архитектурный облик Москвы тех лет, так и неповторимое очарование быта близких им семей в дореволюционной Москве. Его книга - это, помимо прочего, еще и путеводитель по старой Москве, которой почти не осталось.
Шероховатость в описаниях, меткость сравнений местами напоминают прозу старшего брата. Жена Ирина Николаевна, урожденная Вильям, тоже архитектор. Сын Федор Александрович, его жена Розалия Константиновна и их дочь Анна Федоровна – океанологи. Похоронен Александр Леонидович на Введенском кладбище в Москве.

Бори;с Леони;дович ПАСТЕРНАК(1890, Москва - 30 мая 1960, Переделкино).
Приблизительно до 1920 года Пастернак носил по документам отчество Исаакович.
В 13 лет, под влиянием композитора А. Н. Скрябина, Борис Пастернак увлекся музыкой, которой занимался в течение шести лет (сохранились его две прелюдии и соната для фортепиано).
Пастернак окончил гимназию с золотой медалью и всеми высшими баллами, кроме закона Божьего, от которого был освобождён. В 1908 году поступил на юридическое отделение историко-филологического факультета Московского университета (впоследствии перевелся на философское). Летом 1912 году изучал философию в Германии. Тогда же сделал предложение Иде Высоцкой (дочери крупного чаеторговца Д. В. Высоцкого), но получил отказ.
С 1914 близко знакомится с Маяковским, чья личность и творчество оказали на него определённое влияние.
Первые стихи Пастернака были опубликованы в 1913 году (коллективный сборник группы «Лирика»), первая книга - «Близнец в тучах» - в конце того же года (на обложке 1914), воспринималась самим Пастернаком как незрелая.
В 1916 году вышел сборник «Поверх барьеров». Зиму и весну 1916 года Пастернак провёл на Урале, приняв приглашение поработать в конторе управляющего Всеволодо-Вильвенскими химическими заводами Бориса Збарского помощником по деловой переписке и торгово-финансовой отчётности.
Родители Пастернака и его сёстры в 1921 году покидают советскую Россию и обосновываются в Берлине.
В 1922 году Пастернак женится на художнице Евгении Лурье. Евгения Лурье родилась в Могилёве в семье владельца писчебумажного магазина, одной из четверых детей. Окончила частную гимназию и уехала в Москву, где поступила на математическое отделение Высших женских курсов. Но вскоре она бросила математику и поступила в Училище живописи, ваяния и зодчества. Брала уроки живописи у Роберта Фалька, стала профессиональным художником-портретистом. Евгения обладала всеми качествами классической музы – утончённая красавица, будто сошедшая с полотна Боттичелли, весёлая, деликатная, наделённая удивительным чувством прекрасного.
В 1923 году (23 сентября) в семье Пастернаков рождается сын Евгений. Пастернак назвал сына именем любимой жены - вопреки еврейской традиции не давать младенцам имена живых родственников.
В 1931 году брак Евгении Лурье с Борисом Пастернаком распался. Равновесие семейной жизни расшатывала ревность Евгении. Она безумно переживала по поводу переписки мужа с Мариной Цветаевой.
Для Евгении уход Пастернака, после тяжёлого объяснения, обернулся трагедией – она стала медленно сходить с ума.
В годы Великой Отечественной войны (с 6 августа 1941 года) Евгения Владимировна находилась с сыном в эвакуации в Ташкенте. Умерла она в Москве 10 июля 1965 года.
На конец 20-х - начало 30-х годов приходится короткий период официального советского признания творчества Пастернака. Он принимает активное участие в деятельности Союза писателей и в 1934 году выступает с речью на его первом съезде, на котором Н. И. Бухарин призывал официально назвать Пастернака лучшим поэтом Советского Союза.
В 1929 году Пастернак знакомится с Зинаидой Николаевной Нейгауз (в девичестве Еремеевой, 1897-1966), в то время женой пианиста Г. Г. Нейгауза, вместе с ней в 1931 году Пастернак предпринимает поездку в Грузию. К моменту их первой встречи, Пастернаку было уже почти сорок, Зинаиде Нейгауз – тридцать три. Её брак, в отличие от брака поэта, был весьма благополучным – Зинаида была замужем за великим пианистом и основателем знаменитой музыкальной школы Генрихом Нейгаузом. И вот в доме Нейгаузов появился Пастернак.
Писатель не на шутку увлёкся Зинаидой и как-то объяснился с ней, но она решила осадить его. Это не только не охладило чувств Бориса, а подстегнуло его ещё на одно безумие – он пошёл к Генриху Нейгаузу и рассказал ему о своей любви к его жене. Когда поэт выложил всё Генриху, тот даже не возмутился, а спокойно ответил, что всё в порядке.
И что он прекрасно понимает чувства соперника, потому как у него у самого тоже есть женщина помимо жены.
Прервав первый брак, в 1932 году Пастернак женится на З. Н. Нейгауз. В ночь на 1 января 1938 у них рождается сын Леонид (будущий физик).
Зинаида Пастернак после смерти мужа (1960 г.) осталась без средств к существованию. Его произведения не издавали, пенсию за мужа, несмотря на все хлопоты весьма именитых друзей, получить так и не удалось. За год до смерти, уже будучи тяжело больной, она написала «Воспоминания» о своей жизни с Борисом.
Зинаида Николаевна Пастернак умерла в 1966 году от рака горла. Сын Леонид Борисович умер в 1976 году в 38 лет.
В 1936 Борис Пастернак поселяется на даче в Переделкино. Его московский адрес в писательском доме с середины 1930-х хорошо известен многим: Лаврушинский переулок, д.17/19, кв.72. К концу 30-х Пастернак обращается к прозе и переводам Шекспирa, «Фауста» Гёте, «Марии Стюарт» Ф. Шиллера.
В 1937 году Борис проявляет огромное гражданское мужество - отказывается подписать письмо с одобрением расстрела Тухачевского и других, демонстративно посещает дом репрессированного писателя Б. Пильняка.
1942-1943 годы он провёл в эвакуации в г.Чистополь, Татарстан. Помогал материально многим людям, в том числе дочери Марины Цветаевой - Ариадне Эфрон.
В декабре 1946 г. в редакции журнала «Новый Мир» Пастернак познакомился с О;льгой Все;володовной Иви;нской (1912 - 1995), она стала «музой» поэта. Ольга закончила в 1934 году Московский институт редакционных работников, работала редактором, переводчицей, была писательницей. До самой смерти Пастернака их связывали близкие отношения. Он посвятил ей многие стихотворения. Она - основной прототип Лары из «Доктора Живаго».
Роман «Доктор Живаго» о судьбах российской интеллигенции от начала столетия до Великой Отечественной войны создавался в течение 10 лет, с 1945 по 1955 год.
Публикация романа на Западе - сначала в Италии в 1957 году прокоммунистическим издательством Фельтринелли, а потом в Великобритании, - привела к настоящей публичной травле Пастернака, исключению из Союза писателей, оскорблениям в его адрес со страниц газет, на собраниях трудящихся. Коллеги-писатели требовали высылки Пастернака из Советского Союза и лишения его советского гражданства. Травля поэта получила в народных воспоминаниях название: «Не читал, но осуждаю!».
В результате массовой кампании давления Пастернак отказался от Нобелевской премии.
Пастернак умер от рака лёгких 30 мая 1960 в Переделкине.
Сообщение о его смерти было напечатано только в «Литературной газете» (от 2 июня) и в газете «Литература и жизнь» (от 1 июня). Борис Пастернак был похоронен на Переделкинском кладбище.
До 1989 в школьной программе по литературе о творчестве Пастернака и вообще о его существовании не было никаких упоминаний.
Судьба Ивинской трагична. В 1949 г. она была арестована за «близость к лицам, подозреваемым в шпионаже». В тюрьме у беременной Ивинской произошёл выкидыш.
Особым совещанием она была приговорена к 5 годам.
После освобождения вернулась в Москву, где была для Пастернака главной опорой и поддержкой во время травли после присуждения ему Нобелевской премии по литературе.
Ивинской и её детям Пастернак завещал часть авторских гонораров за заграничные издания «Доктора Живаго». Эти деньги, явились причиной ее повторного ареста (вместе с дочерью - Ириной Емельяновой) в августе 1960 г. по обвинению в контрабанде. Ольге присудили 8 лет, дочери Ирине дали 3 года. Следователь обвиняет Ольгу в том, что это она… написала крамольный роман. Ему в руки попала записка Пастернака: «Никто не знает, что это все ты, ты одна водила моей рукой…». В защиту двух женщин пишут и Дж.Неру, и бельгийская королева, Грэм Грин, Франсуа Мориак, Альберто Моравиа и др.
Ивинская была освобождена через 4 года в октябре 1964 года. Стараниями книгоиздателя Фельтринелли она была включена в число наследников Пастернака и получила свою долю, позволившую прожить последние 30 лет жизни в однокомнатной квартире около Савёловского вокзала до кончины 8 сентября 1995 года. Похоронена на кладбище в Переделкино.


Леонид Осипович Пастернак (1862-1945) - русский живописец и график еврейского происхождения, великолепный мастер книжной иллюстрации, а еще разносторонний и очень талантливый человек, сумевший передать свой талант и творческие способности своим детям, среди которых был всемирно известный писатель Борис Пастернак. Но, к большому сожалению, само имя гениального художника по иронии судьбы долгие годы было в забвении.

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/0-Pasternak-020.jpg" alt="Автопортрет.

Семья Пастернаков, будучи одной из древнейших и уважаемых еврейских семей, считала, что их род берет начало от самого царя Давида. И мать с отцом мечтали, что их младшенький станет «аптекарем, или лекарем, или, на худой конец, "ходатаем по делам"».

шедевры" обычным черным углем. А однажды дворник их двора попросил мальчика нарисовать картинки на охотничью тему и пообещал заплатить по пять копеек за каждую работу, чтобы украсить ими дворницкую. С заданием мальчуган справился на отлично: в 6 лет к нему пришло признание и первый заработок.

И годы спустя Леонид Пастернак, вспоминая того судьбоносного дворника, будет называть его - «мой Лоренцо Медичи». Да и пристрастие рисовать углем и простым карандашом, заложенное с детства, останется у художника до конца его дней.

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/0-Pasternak-005.jpg" alt="«Вести с родины».

Талантливый молодой художник вернулся в Москву с целым арсеналом учебных экспериментальных работ, которые вмиг разобрали коллекционеры. И тут Пастернаку пришел час идти на службу в армию, где так же в свободное время плодотворно работал над живописью. Большое полотно, написанное под впечатлением от службы - «Вести с родины», прямо с мольберта купил Павел Третьяков для своей коллекции.

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/0-Pasternak-022.jpg" alt="Л.О.Пастернак с супругой." title="Л.О.Пастернак с супругой." border="0" vspace="5">


Вскоре художник женится на довольно известной пианистке Розалии Кауфман. Молодожены обоснуются в Москве, а по истечению года у них родится первенец, в будущем ставший лауреатом Нобелевской премии - мастер литературного слова Борис Пастернак. Затем на свет появятся сын Александр - будущий архитектор, две дочери - Жозефина и Лидия.

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/0-Pasternak-002.jpg" alt="Портрет Бориса Пастернака на фоне Балтийского моря. (1910). Автор: Л.О.Пастернак. " title="Портрет Бориса Пастернака на фоне Балтийского моря. (1910).

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/0-Pasternak-026.jpg" alt="Лев Толстой за работой." title="Лев Толстой за работой." border="0" vspace="5">


Однажды на выставке работ передвижников, где Леонид Осипович выставлял и свою работу "Дебютантка", произошло знакомство двух талантливых мастеров - пера и кисти. Супруги Пастернаки были представлены Льву Толстому, позже в доме у которого стали частыми гостями.

Зеркало" Льва Толстого - так называли в те годы Леонида Пастернака, в подтверждение чего следует сказать, что художник создал не только огромное количество иллюстраций к его творениям, а и тридцать шесть портретов писателя.

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/0-Pasternak-027.jpg" alt="Лев Толстой на пашне.

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/0-Pasternak-019.jpg" alt="«Студенты. Ночь перед экзаменом». (1895). Автор: Л.О.Пастернак." title="«Студенты. Ночь перед экзаменом». (1895).

К тому же Леонид Пастернак написал огромное множество портретов великих и знаменитых современников. Ему позировали Рубинштейн и Скрябин, Гершензон и Горький, Мечников и Эйнштейн. С последним его связывали дружеские отношения очень многие годы. Художник создал серию портретов знаменитого ученого.


Художник попал в опалу и был вынужден выехать в 1921 году с семьей в Германию, по иной же версии он ехал туда на лечение. Вернуться в Россию ему уже было не суждено. В 1938 году пришедший к власти фашизм заставил Пастернака покинуть Германию. А в мае 1945 года он умер в Оксфорде. (Великобритания).

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/0-Pasternak-025.jpg" alt="Муки творчества.

Удивительна судьба русско-американского живописца из Казани, эмигрировавшего в Америку в послереволюционный период, и забытого исторической родиной на долгие годы - , создавшего огромное количество потрясающих портретов в уникальной "фешинской" манере, которые в наши дни продаются за десятки миллионов долларов.

Леонид Осипович Пастернак - разносторонняя и очень талантливая личность. Он сумел передать свой дар и творческие способности своим детям, среди которых был всемирно известный писатель Борис Пастернак - автор гениального романа «Доктор Живаго».

Детство будущего художника, графика, иллюстратора и писателя прошло в Одессе, в большой еврейской семье с шестью детьми. Отец Леонида, которого тогда еще звали Аврум Ицхок-Лейб Пастернак (или Постернак, такое написание встречается в нескольких исторических документах), да и вся семья, не одобрял увлечения мальчика из еврейской семьи искусством, но и не препятствовал ему. В те времена Одесса была одним из немногих крупных городов Российской Империи, где евреи могли свободно проживать и заниматься бизнесом, поэтому в их среде особенно процветала коммерция. Дед Леонида, Кива-Ицхок, был одним из тех людей, кто основал еврейское погребальное братство в Одессе.

Но мальчик несомненно был талантлив и безмерно увлечен своим искусством, поэтому не пошел по стопам предков и начал обучение в рисовальной школе, впоследствии ставшей знаменитым художественным училищем имени М. Грекова. Однако к будущей профессии он пришел не сразу, попытавшись найти себя в медицине (Московский университет, 2 года) и юриспруденции (одесский Новороссийский университет, с 1883 по 1885 год). Даже в годы учебы он не оставлял своего увлечения живописью и вскоре осознал, что именно ею он и хочет в дальнейшем заниматься.

Уровень его мастерства был настолько высок, что одно из полотен оказалось приобретенным . После этого Пастернак решил переехать на жительство в , где он успешно женился и обзавелся семьей. Всего в семье родилось четверо детей - двое сыновей и две дочери.

Художественная карьера Пастернака в Москве благополучно развивается. Он становится участником регулярных выставок передвижников, членом знаменитого объединения «Мир искусства». В течение десятилетия в 1880 года преподает в Училище изящных искусств Гунста А.О., в 1894 году его приглашают на работу в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, которое впоследствии стало знаменитым на всю страну ВХУТЕМАСом. Интересно, что при согласии на преподавании Пастернак специально указал, что креститься в православие не намерен. Но имя все-таки использовал не то, что ему дали при рождении родители.

Революцию он воспринял сдержанно, но не принял. В 1921 году Пастернак с дочками и женой уехал на операцию в Германию и больше на родину уже не вернулся. Во время жизни за границей он создал известные портреты знаменитых людей, например, Альберта Эйнштейна, Райнера Марии Рильке и Джона Осборна. В 1924 году ему довелось попасть в экспедицию в Палестину, которая вела историко-этнографические исследования. За год до этого он написал и издал книгу «Рембрандт и еврейство в его творчестве».

Когда жизнь в Германии из-за прихода к власти нацистов стала опасной для евреев, Пастернак покинул в 1938 году страну и поселился в Великобритании, в Оксфорде, где и скончался в 1945 году.

Заслуги художника оценены в Израиле - его имя носит одна из улиц Тель-Авива. В Одессе открыта мемориальная доска в честь талантливого уроженца города.

  • 06.03.2020 Рекордному результату 2017 года - чуть более $1 млрд - цифры слегка уступают, однако за последний год рост этого сегмента составил более 30 %
  • 05.03.2020 Согласно индексу Knight Frank, рост среднего уровня цен сегмента женских сумок в прошлом году превысил показатели не только рынка виски, но и рынка изобразительного искусства
  • 04.03.2020 Выяснилось, что в Ферганском краеведческом музее уже несколько лет висит копия этого полотна. И это не единственный подобный случай
  • 04.03.2020 Изъятие 34 предметов со стендов галерей прямо во время работы ярмарки расценили как агрессивную демонстрацию силы
  • 03.03.2020 Компанию картинам Пикассо, проданным неделю назад, составили работы Марка Ротко, Герхарда Рихтера и Сая Твомби
  • 06.03.2020 Продано 43,3 % лотов. Покупатели - от Москвы до Магадана
  • 04.03.2020 В сводном каталоге - тридцать лотов: девятнадцать живописных работ, четыре листа оригинальной и один - печатной графики, четыре работы в смешанной технике, одна скульптура и одна фарфоровая тарелка
  • 03.03.2020 В четверг, 5 марта 2020 года, состоится очередной специализированный аукцион графики, антикварной бумаги, букинистики и фотографии
  • 28.02.2020 Продано 14 лотов из 30, суммарная выручка составила почти 5 миллионов рублей
  • 27.02.2020 В каталоге - 661 лот: живопись и графика, фарфор, стекло, изделия из серебра и пр.
  • 05.03.2020 На вопросы AI отвечает Ольга Сергеевна Глебова, ведущий специалист по графике русских художников XIX–XX века и главный эксперт по творчеству Николая Рериха
  • 03.03.2020 Последняя из монографий, рассказывающих об инвестициях в искусство, вышла еще в 2014 году. И называться она должна была немного по-другому
  • 02.03.2020