Из Третьяковки начали выгонять обсуждающих картины людей для борьбы с «нелегальными экскурсиями. В третьяковке вандал испортил картину репина "иван грозный"

Шокирующее происшествие в Третьяковке: галерея чуть не лишилась знаменитого шедевра. Картину Репина, известную в народе как «Иван Грозный убивает своего сына», попытался уничтожить один из посетителей. Случилось это вечером, перед закрытием. Полотно сейчас спасают реставраторы, а полиция пытается понять, что было в голове у нападавшего. Сила искусства, судя по всему, ни при чем – сам задержанный винит во всем водку.

Полотно Илья Репина «Иван Грозный и сын его Иван» находилось на стене, а нападавший бил по картине столбиком ограждения. Сейчас картинки убрали из экспозиции, оно находится в реставрационной мастерской. Зал закрыт для посетителей.

Атака произошла вечером, перед самым закрытием Третьяковки. Стекло, которое поддерживало нужный климат для сохранения шедевра, но не защищало от ударов.

Вандала задержала столичная полиция. Мужчине 37 лет, он приехал из Воронежа. Сначала появилась информация, что он пытался уничтожить полотно из-за исторической неправды изображения, якобы он не согласен с сюжетом, где Иван Грозный наносит смертельный удар сыну. Это был художественный вымысел Репина. Но оказалось, во всем виноват алкоголь. Объяснения разгулявшегося гостя столицы тоже шедевр.

«Поехал, приехал посмотреть на нее. В восемь вечера зашел, уже хотел было уходить в буфет. Выпил 100 граммов водки. Водку не пью, вот и накрыло что-то», – рассказал задержанный.

«Поступок свой осознаете?», – поинтересовались правоохранители.

«Да», – ответил он.

И за этот поступок мужчине грозит три года тюрьмы. Заведено уголовное дело по статье «Уничтожение или повреждение объектов культурного наследия». Задержанного доставили в Замоскворецкий суд Москвы, где ему должны избрать меру пресечения. А в Третьяковке решают, как будут спасать один из самых известных шедевров России. Гендиректор галереи Зельфира Трегулова во время инцидента была в загранкомандировке и срочно возвращается в Москву. Всю информацию она получает дистанционно.

«Картине нанесены серьезные повреждения. Холст прорван в трех местах в центральной части работы на фигуре царевича. От падения стекла сильно пострадала авторская художественная рама. По счастливой случайности самое ценное – изображения лиц и рук царя и царевича – не пострадали. Реставраторы Третьяковской галереи незамедлительно приступают к изучению последствий нанесенных ударов и выработке последовательной программы по восстановлению произведения. Среди первоочередных действий – проведение расширенного реставрационного совета с приглашением ведущих специалистов страны», - говорится в сообщении пресс-службы галереи.

Помимо пробоин, эксперты считают еще и порезы от разбившегося стекла. Сколько времени займет восстановление – неясно. Порой такие работы занимают несколько лет.

«Реставраторы просто соединяют стык в стык холст и далее, и далее по технологии подводят грунт и происходит живописное восстановление. То есть наносятся практически невидимые тонировки, которые практически не отливаются от авторских», – рассказал реставратор Игорь Бородин.

Больше ста лет назад на этой же картине уже воссоздавали лица фактически заново. Старообрядец Абрам Балашов изрезал полотно. Такой удар не смог вынести один из хранителей галереи и покончил с собой. Сам Репин говорил о том, что его картина наводит ужас и необъяснимо влияет на психику. Мастеру приходилось прекращать работу над шедевром – отворачивался, прятал холст.

Подобные нападения, к сожалению, случаются нередко. В 1985 году в Эрмитаже психически неуравновешенный мужчина облил серной кислотой и порезал ножом знаменитое полотно Рембрандта «Даная». 12 лет трудились реставраторы, чтобы восстановить шедевр. И, конечно, какие только атаки не терпела знаменитая картина Леонардо да Винчи «Джоконда». В Лувре в нее кидали камни, пытались облить краской. Был ли вменяем нападавший на картину Репину, еще предстоит установить.

Почему в обновленной версии правил музея упоминается экскурсионная группа, состоящая из одного человека.

«Многих смущает в наших правилах то, что ведение неоформленных экскурсий у нас не разрешено даже для одного человека. Это мера вынужденная - есть люди, которые не стесняются ловить за рукав идущих по улице ко входу в Галерею посетителей и предлагать именно такую «частную» экскурсию для одного-двух человек. А в залах на вопросы работников музея они отвечают, что не проводят экскурсию, а просто общаются с друзьями», - сообщили в пресс-службе и отметили, что сотрудники галереи обладают достаточной компетентностью, чтобы отличить компанию друзей от лиц, ведущих незаконную коммерческую деятельность.

Сотрудники Третьяковской галереи стали выгонять из музея группы людей, которые просто переговариваются друг с другом, комментируя увиденные картины. О нескольких таких случаях «Медуза».

Третьяковская галерея активно борется с так называемыми нелегальными экскурсиями. 15 июня к историкам из МГУ Олегу Айрапетову, Максиму Шевченко и Федору Гайде и нескольким аспирантам и студентам, которые пришли на выставку художника Василия Верещагина, подошел охранник со словами «экскурсии без аккредитации запрещены». Посетители ответили, что не проводят экскурсий, а просто делятся впечатлениями от картин друг с другом. Они пытались выяснить у сотрудника галереи, что является экскурсией, однако охранник уклонился от ответа, сказав лишь, что в музее запрещается громко разговаривать. После этого группа перешла на шепот.

На выходе их встретил старший лейтенант МЧС и музейный сотрудник, которые пытались им доказать, что их действия незаконны. Историкам ответили, что в случае прохода в галерею группой от одного до 20 человек они обязаны запрашивать разрешение у музея по электронному адресу Третьяковки. На вопрос о том, что такое экскурсия, состоящая из одного человека, ответа не последовало. Вся эта история изложена в открытом письме в министерство культуры. По итогу 19 июня директор Департамента музеев Юрий Евтюхин направил письмо генеральному директору Третьяковской галереи Зельфире Трегуловой с просьбой разобраться в данной ситуации.

Второй подобный случай в Третьяковской галерее произошел 20 июня с главным редактором журнала Fashionograph Тимом Ильясовым. Он вместе с пятью друзьями пришел в здание музея в Лаврушинском переулке и прокомментировал им элементы одежды на картинах. Реакцией на его объяснения стало возмущение музейных сотрудников, которые отметили, что экскурсии могут проводить только штатные экскурсоводы музея. На слова Ильясова о том, что он не проводит экскурсий и лишь общается со своими друзьями, сотрудники ответили: «Ничего не знаем, нельзя». Затем у Ильясова потребовали бейдж гостевого гида, о котором он ничего ранее не слышал.

Такую же просьбу предъявили и пользователю фейсбука с ником Tnargime Rǝnni (в других соцсетях он зарегистрирован под ником Innər Emigrant) на той же выставке Верещагина 2 июля. Он, так же как и остальные потерпевшие, просто переговаривался с приятелями, рассказывая «далеким от искусства» друзьям биографию художника. Пользователь отметил, что на сайте Третьяковской галереи в положении об экскурсионном обслуживании не сказано, что именно подразумевается под словом «экскурсия».

Заместитель директора Третьяковской галереи Марина Эльзессер объяснила, что с 15 мая 2018 года в музее действует новое правило. Согласно ему человек, рассказывающий группе людей информацию о картине, должен заранее уведомить галерею о своем намерении и получить бейдж «гид-гость». При этом за проведение такой «экскурсии» необходимо заплатить 7,5 тыс. рублей, если размер группы не превышает пяти человек, и 25 тыс. рублей за группу до 20 человек. Она добавила, что такая мера была предпринята в рамках борьбы с «нелегальными экскурсиями». По ее словам, нередко в Третьяковской галерее появляются гости, добровольно рассказывающие группе людей неверную информацию о произведениях искусства.

Отвечая на вопрос конкретно о случае историков из МГУ, Эльзессер пояснила: изучение записей с камер видеонаблюдения показало, что преподаватели МГУ «стояли сплоченной группой и рассказывали своим студентам про картины». Именно поэтому руководство решило, что группа людей проводит занятие, за которое по новому регламенту музея необходимо заплатить 7,5 тыс. рублей.

Однако «Афиша Daily» нашла несоответствие в словах Эльзессер: положение о выдаче разрешения на проведение учебного занятия в Третьяковской действительно существует, но в Новой Третьяковке на Крымском Валу, где проводится выставка Верещагина, занятие проводится бесплатно, а не за отдельную плату. В галерее в Лаврушинском переулке стоимость билета для группы не более 20 человек 5310 рублей.

Такие нововведения посетители музея встретили с неодобрением. Под постом в фейсбуке Tnargime Rǝnni оказалось множество гневных комментариев. Некоторые пользователи отмечали общее несоответствующее поведение сотрудников Третьяковки, другие рассказали о схожих случаях в Пушкинском музее, соборе Василия Блаженного и Александро-Невской лавре. Однако многие отметили, что участникам происшествия просто попалась неудачная смена и других людей в схожих ситуациях никто с выставки не выгонял.

Полиция задержала мужчину, который накануне повредил в Третьяковской галерее картину Ильи Репина "Иван Грозный убивает своего сына". Об этом сообщила официальный представитель МВД РФ Ирина Волк.

Накануне вечером в пятницу в полицию поступило сообщение от сотрудника охраны Государственной Третьяковской галереи о повреждении картины.

Прибывшими на место сотрудниками полиции был задержан гражданин, который металлическим столбиком ограждения разбил стекло картины и повредил полотно, - сказала Волк.

Картине нанесены серьезные повреждения. Холст прорван в трех местах в центральной части работы на фигуре царевича. От падения стекла сильно пострадала авторская художественная рама.

Как сообщают в пресс-службе Третьяковской галереи, по счастливой случайности самое ценное - изображения лиц и рук царя и царевича - не пострадали. По окончании первичных оперативно-следственных мероприятий, реставраторы музея провели неотложные аварийные работы. Были извлечены осколки стекла, произведен демонтаж картины и рамы, после чего картина была изъята из постоянной экспозиции и перенесена в реставрационную мастерскую музея.

По словам Ирины Волк, по данному факту возбуждено уголовное дело по части 1 статьи 243 Уголовного кодекса "Уничтожение или повреждение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, выявленных объектов культурного наследия, природных комплексов, объектов, взятых под охрану государства, или культурных ценностей)".

Эта статья предусматривает ответственность от штрафа до 3 миллионов рублей, до лишения свободы на срок до 3 лет.

Третьяковская галерея выпустила официальное заявление по поводу с картиной "Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года".

В нем отмечается, что 25 мая 2018 года в 20:55, прямо перед закрытием музея, мужчина из числа последних посетителей прорвался в уже пустой зал И. Е. Репина сквозь группу сотрудников Третьяковской галереи, которые проводили плановый осмотр залов перед их закрытием, и нанес по застекленному полотну картины "Иван Грозный и сын его Иван…" несколько ударов металлической стойкой ограждения. Картине нанесены серьезные повреждения: в результате ударов толстое стекло, защищавшее работу от колебаний температурно-влажностного режима, было разбито. Холст прорван в трех местах в центральной части работы на фигуре царевича. От падения стекла сильно пострадала авторская художественная рама. По счастливой случайности самое ценное - изображения лиц и рук царя и царевича - не пострадали.

Музейные смотрители вместе с сотрудниками службы безопасности Третьяковской галереи обезвредили вандала, задержали и передали правоохранительным органам. С ним ведутся следственные действия.

Генеральный директор Третьяковской галереи находится в заграничной командировке, но владеет оперативной информацией, постоянно контактирует с сотрудниками музея по телефону, сообщает о происходящем руководству Министерства культуры РФ.

Для принятия неотложных мер по спасению картины на место происшествия прибыли главный хранитель, реставраторы, руководство службы безопасности музея, а также сотрудники специализированной фирмы по работе с произведениями искусства.

После первичных оперативно-следственных мероприятий реставраторы музея провели неотложные аварийные работы: извлекли осколки стекла, произвели демонтаж картины и рамы, после чего работа была изъята из постоянной экспозиции и перенесена в реставрационную мастерскую музея.

Реставраторы Третьяковской галереи незамедлительно приступают к изучению последствий нанесенных ударов и выработке последовательной программы по восстановлению произведения. Среди первоочередных действий - проведение расширенного реставрационного совета с приглашением ведущих специалистов страны.

Специально для прессы в понедельник в 14.00 будет проведен питчинг, где сотрудники музея расскажут, как будет проходить реставрация картины.

Третьяковская галерея чуть не лишилась одного из своих шедевров. Картину Репина, известную в народе как «Иван Грозный убивает своего сына», придется реставрировать. Ее попытался уничтожить посетитель, который на допросе сказал, что выпил водки, и полотно его возмутило. Это покушение – не первое.

Полотно Илья Репина «Иван Грозный и сын его Иван» находилось на стене, а нападавший бил по картине столбиком ограждения. Сейчас картинки убрали из экспозиции, оно находится в реставрационной мастерской. Зал закрыт для посетителей.

Атака произошла вечером, перед самым закрытием Третьяковки. Стекло, которое поддерживало нужный климат для сохранения шедевра, но не защищало от ударов.

Вандала задержала столичная полиция. Мужчине 37 лет, он приехал из Воронежа. Сначала появилась информация, что он пытался уничтожить полотно из-за исторической неправды изображения, якобы он не согласен с сюжетом, где Иван Грозный наносит смертельный удар сыну. Но оказалось, что во всем виноват алкоголь. Объяснения разгулявшегося гостя столицы тоже шедевр.

«Поехал, приехал посмотреть на нее. В восемь вечера зашел, уже хотел было уходить в буфет. Выпил 100 граммов водки. Водку не пью, вот и накрыло что-то», – рассказал задержанный.

«Поступок свой осознаете?», – поинтересовались правоохранители.

«Да», – ответил он.

И за этот поступок мужчине грозит три года тюрьмы. Заведено уголовное дело по статье «Уничтожение или повреждение объектов культурного наследия». Задержанного доставили в Замоскворецкий суд Москвы, где ему должны избрать меру пресечения. А в Третьяковке решают, как будут спасать один из самых известных шедевров России. Гендиректор галереи Зельфира Трегулова во время инцидента была в загранкомандировке и срочно возвращается в Москву. Всю информацию она получает дистанционно

«Картине нанесены серьезные повреждения. Холст прорван в трех местах в центральной части работы на фигуре царевича. От падения стекла сильно пострадала авторская художественная рама. По счастливой случайности самое ценное – изображения лиц и рук царя и царевича – не пострадали. Реставраторы Третьяковской галереи незамедлительно приступают к изучению последствий нанесенных ударов и выработке последовательной программы по восстановлению произведения. Среди первоочередных действий – проведение расширенного реставрационного совета с приглашением ведущих специалистов страны», – говорится в сообщении пресс-службы галереи.

По предварительным оценкам, ущерб от действий вандала оценили в полмиллиона рублей. Сколько времени займет восстановление пока неясно. Порой такие работы занимают несколько лет.

«Реставраторы просто соединяют стык в стык холст и далее, и далее по технологии подводят грунт и происходит живописное восстановление. То есть наносят практически невидимые тонировки, которые практически не отливаются от авторских», – рассказал реставратор Игорь Бородин.

Больше ста лет назад на этой же картине уже воссоздавали лица фактически заново. Тогда это делал сам Репин, после того как 29-летний иконописец старообрядец Абрам Балашов изрезал полотно. Удар не смог вынести один из хранителей галереи и покончил с собой. Сам Репин говорил о том, что его полотно наводит ужас и необъяснимо влияет на психику. Мастеру приходилось прекращать работу над картиной – он отворачивался, прятал холст. Эту будто мистическую череду потрясений психологи объясняют так называемым синдромом Стендаля, когда искусство так сильно возмущает, поражает и, в прямом смысле, сводит с ума.

«Это возникает, когда люди оказываются возле каких-либо очень сильных произведений искусства. Могут возникать галлюцинации или изменения сознания, иногда люди уничтожают эти предметы», – отметил психолог Александр Тхостов.

Нападения на особо выразительные шедевры, к сожалению, случаются нередко. Один из самых известных случаев, когда в 1985 году в Эрмитаже психически неуравновешенный мужчина облил серной кислотой и порезал ножом знаменитое полотно Рембрандта «Даная». 12 лет трудились реставраторы, чтобы сохранить шедевр. Дыру от удара кулаком оставили в картине французского живописца Клода Моне – дело рук молодого вандала, пробравшегося в галерею ночью.

И, конечно, какие только атаки не терпела «Джоконда» Леонардо да Винчи. В Лувре в нее кидали камни, пытались облить краской. Одни долго вынашивали план атаки, другим он приходил в голову внезапно. До или после буфета мужчина возмутился изображением, и был ли он вменяем, еще предстоит установить правоохранителям. Уже завтра 30-й зал Третьяковской галереи будет открыт, но пока без шедевра.

В Государственной Третьяковской галерее рассказали об инциденте, в ходе которого вандал повредил одну из самых известных картин великого русского живописца Ильи « и сын его Иван 16 ноября 1581 года», датированную 1885 годом.

«Вечером 25 мая прямо перед закрытием музея, во время комиссионного обхода постоянной экспозиции Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке мужчина из числа последних посетителей музея прорвался в уже пустой зал И.Е. Репина сквозь группу сотрудников Третьяковской галереи, которые проводили плановый осмотр залов перед их закрытием, и нанес по застекленному полотну картины «Иван Грозный и сын его Иван…» несколько ударов металлической стойкой ограждения», — говорится в пояснении музея.

В результате ударов толстое стекло, защищавшее работу от колебаний температурно-влажностного режима, было разбито.

«Картине нанесены серьезные повреждения. Холст прорван в трех местах в центральной части работы на фигуре царевича.

От падения стекла сильно пострадала авторская художественная рама. По счастливой случайности самое ценное — изображения лиц и рук царя и царевича — не пострадали. Благодаря профессиональным и самоотверженным действиям музейных смотрителей и сотрудников службы безопасности Третьяковской галереи вандал был обезврежен, задержан и передан . С ним ведутся следственные действия», — указывается в сообщении галереи.

Для принятия неотложных мер по спасению картины на место происшествия прибыли главный хранитель, реставраторы, руководство службы безопасности музея, а также сотрудники специализированной фирмы по работе с произведениями искусства. По словам представителей музея, генеральный директор Третьяковки находится в заграничной командировке, но владеет оперативной информацией, постоянно контактирует с сотрудниками музея по телефону, сообщает о происходящем руководству .

«По окончании первичных оперативно-следственных мероприятий, реставраторы музея провели неотложные аварийные работы — извлечены осколки стекла, произведен демонтаж картины и рамы, после чего работа была изъята из постоянной экспозиции и перенесена в реставрационную мастерскую музея. Реставраторы Третьяковской галереи незамедлительно приступают к изучению последствий нанесенных ударов и выработке последовательной программы по восстановлению произведения.

Среди первоочередных действий — проведение расширенного реставрационного совета с приглашением ведущих специалистов страны», — резюмируется объявление музея.

Картину повредил безработный мужчина. Игорь Подпорин приехал из Воронежской области. В Москве он нигде не живет. Вандал пришел в галерею, где решил напасть на картину из-за «недостоверности изображенных исторических фактов», передает ФАН . Впрочем, вскоре в ходе допроса в полиции вандал привел уже другую версию, сообщает РЕН-ТВ .

«Приехал посмотреть на картину. В восемь вечера хотел было уходить, но зашел в буфет. Выпил 100 грамм водки. Я водку не пью. И меня накрыло что-то», — пояснил Подпорин.

Академик Российской академии художеств, заместитель председателя Союза художников России Сергей Заграевский рассказал, что атака на полотно происходит не в первый раз, передает RT .

«Данная картина вошла в историю русского искусства как первая, когда-то подвергшаяся нападению. Это произошло в 1913 году, когда некий старообрядец из идеологических соображений, что русский царь так показан, разрезал ее ножом в нескольких местах. Тогда еще стекла не было, и картина оказалась очень серьезно повреждена. Лица царя и царевича были сильно испорчены. Реставрация шла много лет. Так что сейчас это уже второй случай», — рассказал специалист.

«Все зависит от того, какие повреждения нанесены. Как правило, реставрация — это заодно и повод не только какие-то повреждения исправить, но и полностью отреставрировать картину: восстановить краски, лак, если он был, раму, потому что в произошедшем вчера инциденте пострадала и она. Работа предстоит большая. Возможно,

мы не увидим эту картину несколько лет,

если будет сейчас решено, что надо делать комплексную реставрацию. Ну и поскольку прорван холст, то это в любом случае достаточно кропотливая работа по его сшиванию, а также восстановлению красочного слоя», — отметил эксперт.

Заграевский также подчеркнул, что картина вызывала и продолжает вызывать у людей неоднозначные эмоции. Он напомнил, что несколько лет назад общественные активисты даже обращались в Министерство культуры России с просьбой убрать в запасники, по их мнению, порочащее русского царя изображение. В связи с этим эксперт предположил, что целесообразнее было бы держать картину под бронированным стеклом.