Сочинение нравственный подвиг андрея соколова. Сочинение на тему: Героизм и мужество в рассказе Судьба человека, Шолохов

Жизненный путь Андрея Соколова (по рассказу М. Шолохова «Судьба человека»)

Рассказ М. А. Шолохова — одно из лучших произ-ведений писателя. В его центре — трагическая судьба конкретной личности, сопряженная с событиями ис-тории. Писатель концентрирует свое внимание не на изображении подвига масс, а на судьбе отдельного че-ловека на войне. Поразительное сочетание в «Судьбе человека» частного и общего позволяет говорить об этом произведении как настоящем «рассказе-эпо-пее».

Главный герой рассказа — фигура не вполне тради-ционная для литературных произведений того време-ни. Он не убежденный коммунист, не всем известный герой, а простой труженик, вполне обычный человек, он такой, как все. Соколов — труженик на земле и на заводе, воин, семьянин, муж, отец. Он простой уроже-нец Воронежской губернии, геройски сражался еще в гражданскую войну. Андрей — сирота, его отец и мать давно умерли от голода. Тем не менее в личности этого ничем не примечательного, казалось бы, челове-ка писатель находит качества, достойные не только всяческого уважения, но и прославления.

Война обрушилась на страну неожиданно, как грозное и страшное бедствие. Андрей Соколов, так же, как и миллионы других людей, пошел на фронт. Трогательна и драматична сцена прощания героя с до-мом. Она занимает одно из главенствующих мест в рассказе. Жена, дети, работа — вот те ценности, ради которых живет Андрей и за которые он готов отдать свою жизнь. Они — главное в жизни героя. Его отли-чает острое чувство ответственности за тех, кто рядом.

Несчастье за несчастьем преследуют Соколова. Его жизненный путь вместил в себя, казалось бы, больше, чем может вынести один человек. Страшная весть о гибели жены и детей, которая настигает Соколова по возвращении из плена, поражает его в самое сердце. С присущей ему нравственной чистотой и совестливо-стью он пытается найти собственную вину в смерти близких. Он не приласкал на прощанье жену, не ска-зал ей теплого слова, не успокоил, не понял всего ужа-са ее прощального крика и теперь терзает себя упрека-ми. Соколов горячо любит жену, говорит о ней: «со стороны глядеть — не так уж она была из себя видная, но ведь я-то не со стороны глядел, а в упор...».

Новое потрясение для Андрея — трагическая, ро-ковая гибель сына в последний день войны. Однако ему свойственна удивительная способность терпеливо сносить удары судьбы. «На то ты и мужчина, на то ты и солдат, чтобы все вытереть, все вынести, если к это-му нужда позвала»,— считает он.

В критических ситуациях герой сохраняет великое достоинство русского человека, русского солдата. Этим он вызывает уважение не только у своих сослу-живцев, но и у врагов. Чрезвычайно важен и увлека-телен эпизод поединка Соколова с Мюллером. Это нравственный поединок, из которого Андрей вышел с честью. Он не стучит себя в грудь перед лицом врага, не говорит громких слов, но и не умоляет Мюллера о пощаде. Простой русский солдат оказывается в этой сложной ситуации победителем.

Соколов прошел немецкий плен. Таких, как он, то-гда в советской стране официально считали предате-лями. И большая заслуга писателя в том, что он одним из первых коснулся этой острой проблемы, приот-крыл завесу жизни людей, волею судьбы оказавших-ся в плену.

Нет вины Андрея в том, что, контуженный, он по-падает к немцам. Находясь в неволе, он сохраняет достоинство русского солдата. Ему противопоставлен предатель Крыжнев, пытающийся спасти себе жизнь ценой жизни другого человека. Соколов убивает пре-дателя и спасает взводного. Убийство человека дается герою нелегко, потому что ему приходится престу-пить те нравственные принципы, на которых он был воспитан, и которые были для него святы. Предатель Крыжнев — первый человек, которого Соколов лиша-ет жизни.

В плену Андрей встречает много достойных людей. Так военврач, вопреки всему, пытается облегчить ра-неным страдания. В нечеловеческих условиях он ос-тается верен себе и своему призванию. Эту позицию разделяет и Соколов. Его самого отличает бескоры-стие подвига, скромность и мужество.

Герой у чайной подбирает мальчика — сироту. Он не просто заменяет Соколову сына. Для человека, по-терявшего в жизни все, кроме самого себя, этот ребе-нок становится единственным смыслом его искале-ченной жизни. Пройдя тяжкие испытания, Андрей сохраняет в себе душевную чуткость и сердечную теп-лоту. Да и как было не посочувствовать Ванюше, уви-дев его: «Этакий маленький оборвыш: личико все в арбузном соку, покрытом пылью, грязный,... нечеса-ный, а глазенки — как звездочки ночью после дож-дя». Он такой же неприкаянный и одинокий, как и сам Андрей. Автор подчеркивает, что пока живет в че-ловеке потребность любить, душа его жива.

Он обращает внимание читателя на глаза своего ге-роя, «словно присыпанные пеплом, наполненные та-кой неизбывной тоской, что в них трудно смотреть». Тяжел и трагичен путь Соколова. Но его дорога — до-рога подвига, совершенного человеком, не сломлен-ным жестокими обстоятельствами, не примирившимся с бедой, не признавшим над собой власти врага, со-хранившим над ним нравственное превосходство.

Размышляя над рассказом, мы невольно перехо-дим от судьбы конкретного человека к судьбе челове-чества вообще. Уже само название рассказа приобща-ет героя к народной массе. Рисуя его путь, писатель подчеркивает, какой дорогой ценой была добыта по-беда. Судьба Андрея Соколова типична для человека того времени, это судьба всего русского народа, вы-несшего на своих плечах страшную войну, фашист-ские лагеря, растерявшего в войне самых близких лю-дей, но не сломавшегося. Соколов — неотъемлемая часть своего народа. В его биографии отразилась исто-рия целой страны, история трудная и героическая.

«За что же ты, жизнь, меня так покалечила? За что так исказнила?» — восклицает Андрей, но он не скло-няет головы перед суровой судьбой, сохраняет тягу к жизни и человеческое достоинство.

Перед нами предстает образ осиротелого человека, смело открывающего свою искалеченную душу. На-блюдая за его участью, читатель проникается гордо-стью за русского человека, восхищением его силой, красотой души. Его охватывает неизъяснимая вера в необъятные возможности человека. Андрей Соколов вызывает любовь и уважение.

«И хотелось бы думать, что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит, и около отцов-ского плеча вырастет тот, который, повзрослев, смо-жет все вытерпеть, все преодолев на своем пути, если к этому позовет его Родина»,— с верой в своего героя говорит автор.

Подвиг солдата в рассказе М.Шолохова «Судьба человека»

М. Шолохов в своих произведениях ставил и разрешал серьезные философские и нравственные проблемы. Во всех произведениях писателя прослеживается в том или ином контексте сплетение двух главных тем: темы человека и темы войны.

В «Судьбе человека» Шолохов напоминает читателю о тех бедствиях, которые принесла русскому народу Великая Отечественная война, о стойкости человека, выдержавшего все мучения и не сломившегося. Рассказ Шолохова пронизан безграничной верой в душевные силы русского человека.

Сюжет строится на ярких психологических эпизодах. Проводы на фронт, плен, попытка бегства, второй побег, известие о семье. Такого богатого материала хватило бы на целый роман, но Шолохов сумел уместить его в небольшом рассказе.

В основу сюжета Шолоховым была положена реальная история, рассказанная автору в первый послевоенный год, простым шофером, только что вернувшимся с войны. В рассказе звучат два голоса: «ведет» Андрей Соколов -- главный герой. Второй голос--голос автора, слушателя, случайного собеседника. Голос Андрея Соколова в рассказе -- это откровенная исповедь. Обо всей своей жизни он рассказал незнакомому человеку, выплеснул все то, что годами держал в душе. Удивительно безошибочно найден пейзажный фон для рассказа Андрея Соколова. Стык зимы и весны. И кажется, только в таких обстоятельствах история жизни русского солдата могла прозвучать с захватывающей откровенностью исповеди.

Этому человеку нелегко пришлось в жизни. Он уходит на фронт, попадает в плен с нечеловеческими условиями существования. А ведь у него был выбор, он мог бы обеспечить себе сносную жизнь, согласившись доносить на собственных товарищей.

Однажды на работах Андрей Соколов неосторожно высказался о немцах. Его высказывание нельзя назвать репликой, брошенной в адрес врага, это был крик души: «Да одного квадратного метра этих каменных плит много для могилы каждого из нас».

Заслуженной наградой явилась возможность повидать семью. Но, приехав домой, Андрей Соколов узнает, что семья era погибла, а на месте, где стоял родной дом -- глубокая яма, поросшая бурьяном. Сын Андрея погибает в последние дни войны, когда до долгожданной победы было рукой подать. Голос автора помогает нам осмыслить человеческую жизнь как явление целой эпохи, увидеть в ней общечеловеческое содержание и смысл. Но в рассказе Шолохова прозвучал еще один голос--звонкий, чистый детский голосок, казалось, не ведающий полной меры всех бед и несчастий, выпадающих на человеческую долю. Появившись в начале рассказа столь беззаботно-звонко, он уйдет затем, этот мальчик, чтобы в финальных сценах стать непосредственным участником, действующим лицом высокой человеческой трагедии. Все, что осталось в жизни Соколова -- воспоминания о семье и нескончаемая дорога. Но жизнь не может состоять из одних черных полос. Судьба Андрея Соколова свела его с мальчуганом лет шести, таким же одиноким, как и он сам. Никому не нужен был чумазый парнишка Ванятка. Только Андрей Соколов пожалел сироту, усыновил Ванюшу, отдал ему всю нерастраченную отцовскую любовь.

Это был подвиг, подвиг не только в нравственном смысле этого слова, но и в героическом. В отношении Андрея Соколова к детству, к Ванюше, гуманизм одержал великую победу. Он восторжествовал над античеловечностью фашизма, над разрушениями и утратами.Шолохов учит гуманизму. Это понятие никак нельзя превращать в красивое слово. Ведь даже самые изощренные критики, рассуждая на тему гуманизма в рассказе «Судьба человека», говорят о великом нравственном подвиге. Присоединяясь к мнению критиков, хочется добавить одно: нужно быть настоящим человеком, чтобы суметь вынести все горе, слезы, расставание, смерть родных, боль унижений и оскорблений и не стать после этого зверем с хищным взглядом и вечно озлобленной душой, а остаться человеком.

Особенность М. Шолохова в том, что его книги прочно врезаются в память, они не забываются, в какой бы обстановке ты ни находился, о чем бы ты ни думал, как бы тяжело или легко тебе ни было.

Ю. Бондарев

Михаил Шолохов — один из немногих русских писателей, чье творчество до сих пор привлекает внимание миллионов самых разных людей, вызывает полемику как в литературных, так и в обывательских кругах. Как простой читатель, я, пожалуй, объяснил бы это тем, что М. Шолохов поднимал в своих произведениях слишком большие жизненные пласты, ставил и разрешал серьезные философские и нравственные проблемы. Во всех произведениях этого писателя прослеживается в том или ином контексте сплетение двух главных тем: темы человека и темы войны.

В «Судьбе человека» М. Шолохов еще и еще раз напоминает читателю о тех неисчислимых бедствиях, которые принесла русскому народу Великая Отечественная война, о стойкости советского человека, выдержавшего все мучения — физические и духовные — и не сломившегося. Рассказ «Судьба человека» появился в конце 1956 года.

Русская литература давно не знала такого редкого явления, когда сравнительно небольшое произведение становилось событием. Потоком шли читательские письма. Рассказ Шолохова о невосполнимых утратах, о страшном горе был пронизан безграничной верой в жизнь, верой в душевные силы русского человека. В «Судьбе человека» с предельной ясностью, правдой, подлинной глубиной воплощено представление о ратном подвиге народа, выражено преклонение перед мужеством простых людей, чьи нравственные устои стали опорой страны в годы тяжелых испытаний.

Рассказ «Судьба человека» написан в обычной шолоховской манере: сюжет строится на ярких психологических эпизодах. Проводы на фронт, плен, первые встречи с немцами на дороге, попытка бегства, объяснения с Мюллером, второй побег, известие о семье, новость о сыне. Такого богатого материала хватило бы на целый роман, но Шолохов сумел уместить его в небольшом рассказе. «Судьба человека» явилась открытием той жанровой формы, которую условно можно было бы назвать «рассказ-эпопея».

В основу сюжета «Судьбы человека» М. Шолоховым была положена реальная история, рассказанная автору в первый послевоенный год, в день большого весеннего паводка, простым шофером, только что вернувшимся с войны. В рассказе звучат два голоса: «ведет» Андрей Соколов — главный герой, он рассказывает о своей жизни. Второй голос — голос автора, слушателя, случайного собеседника.

Голос Андрея Соколова в рассказе — это откровенная исповедь. Обо всей своей жизни он рассказал незнакомому человеку, выплеснул все то, что годами держал в душе. Удивительно безошибочно найден пейзажный фон для рассказа Андрея Соколова. Стык зимы и весны. Когда еще холодно и уже тепло. И кажется, только здесь, только в таких обстоятельствах история жизни русского солдата могла прозвучать с захватывающей откровенностью исповеди.

Этому человеку нелегко пришлось в жизни. Сначала он уходит на фронт, оставляя жену и детей дома, затем попадает в фашистский плен с нечеловеческими условиями существования.

Сколько унижений, оскорблений, побоев пришлось испытать Андрею Соколову в плену. А ведь у него был выбор, он мог бы обеспечить себе более сносную жизнь, согласившись прислуживать немецким офицерам, доносить на собственных товарищей. Но этого не произошло, Андрей Соколов остался верен самому себе, не уронил чести и достоинства русского солдата, стал образцом стойкости и мужества в страшные годы войны.

Однажды на работах в каменоломне Андрей Соколов неосторожно высказался о немцах. Он знал, что кто-нибудь обязательно донесет, предаст его. Его высказывание нельзя назвать просто опрометчивой репликой, брошенной в адрес врага, это был крик души: «Да одного квадратного метра этих каменных плит даже много для могилы каждого из нас».

Заслуженной наградой за подобную стойкость души явилась возможность повидать семью в Воронеже. Но, приехав домой, Андрей Соколов узнает, что семья его погибла, а на месте, где стоял родной дом, — глубокая яма, наполненная ржавой водой и поросшая бурьяном. Вот, казалось бы, и все, что осталось в жизни Андрея Соколова — бурьян да ржавая вода, но он узнает от соседей о том, что его сын воюет на фронте. Но и здесь судьба не пощадила измученного горем человека: сын Андрея погибает в последние дни войны, когда до долгожданной победы было рукой подать.

Второй голос рассказа Шолохова — голос автора — помогает нам не только пережить, но и осмыслить отдельную человеческую жизнь как явление целой эпохи, увидеть в ней общечеловеческое содержание и смысл. Но в рассказе Шолохова прозвучал еще один голос — звонкий, чистый детский голосок, казалось, не ведающий полной меры всех бед и несчастий, выпадающих на человеческую долю. Появившись в начале рассказа столь беззаботно-звонко, он уйдет затем, этот мальчик, чтобы в финальных сценах стать непосредственным участником, действующим лицом высокой человеческой трагедии.

Значение рассказа «Судьба человека» огромно. М. Шолохов никогда не забывал о том, чего стоят войны и какие неизгладимые следы они оставляют в душах людей. В «Судьбе человека» гуманистическое осуждение войны, фашистского режима звучит не только в истории Андрея Соколова. С не меньшей силой проклятия оно слышится и в истории Ванюши.

Закончилась война, Андрей Соколов продолжал колесить по дорогам. Все, что осталось в жизни этого человека — воспоминания о семье и дальняя, нескончаемая дорога. Судьба порой бывает очень несправедлива, человек живет, и его единственной мечтой является простое человеческое счастье, счастье в кругу любимых людей. Но жизнь не может состоять из одних черных полос. Судьба Андрея Соколова свела его с веселым мальчуганом лет шести, таким же одиноким, как и он сам, такой же песчинкой, заброшенной ураганом войны в край одиночества и скорби.

Никому не нужен был чумазый, с ног до головы в пыли парнишка Ванятка. Только Андрей Соколов пожалел сироту, усыновил Ванюшу, отдал ему всю нерастраченную отцовскую любовь. В изображении М. Шолохова этот эпизод кажется особенно трогательным, слова Ванятки, обращенные к Соколову, навсегда запали мне в душу: «А ты кто?». Изумленный Андрей Соколов, недолго думая, ответил: «Я-то, а я, Ваня, твой отец!».

И какая же неистребимая сила добра, красота души открываются нам в Андрее Соколове, в том, как он отнесся к сироте. Он возвратил Ванюшке радость, оборонил его от боли, страданий и скорби.

Это был подвиг, подвиг не только в нравственном смысле этого слова, но и в героическом. Именно здесь, в отношении Андрея Соколова к детству, к Ванюше, гуманизм одержал самую великую победу. Он восторжествовал над античеловечностью фашизма, над разрушениями и утратами — неизбежными спутниками войны. Он победил саму смерть!

Читаешь рассказ М. Шолохова «Судьба человека» и словно бы видишь, как встает над миром человек в солдатских ботинках, в неловко чиненных, выгоревших защитных штанах, в прогоревшем в нескольких местах солдатском ватнике. В каждой части рассказа автор позволяет читателю особенно ярко увидеть все новые и новые стороны характера Андрея Соколова. Мы познаем человека в самых разных сферах жизни: семейной, солдатской, фронтовой, в отношениях с товарищами, в плену и т. д.

М. Шолохов акцентирует внимание читателя не только на эпизоде встречи Соколова с сиротой Ваней. Очень колоритной также является сцена в церкви. Жестокие немцы расстреляли человека только из-за того, что он попросился выйти на улицу, дабы не осквернить святыню, Божий храм.

В той же церкви Андрей Соколов убивает человека. Но не так, как это делают настоящие хладнокровные убийцы, — он спас другого человека от неминуемого расстрела (всех коммунистов и евреев немцы убивали). Соколов убил труса, который ради собственного спокойствия готов был предать своего непосредственного командира.

Сколько всего в своей жизни вытерпел Андрей Соколов, но он не был сломлен, не озлобился на судьбу, на людей, на себя, остался человеком с доброй душой, чутким сердцем, способным жалеть, любить и сострадать. Стойкость, цепкость в борьбе за жизнь, дух отваги и товарищества — все эти качества не только остались неизменными в характере Андрея Соколова, но и приумножились.

М. Шолохов учит гуманизму. Это понятие никак нельзя превращать в красивое слово. Ведь даже самые изощренные критики, рассуждая на тему гуманизма в рассказе «Судьба человека», говорят о великом нравственном подвиге, о величии человеческой души. Присоединяясь к мнению критиков, хочется добавить одно: нужно быть великой личностью, настоящим человеком, чтобы суметь вынести все горе, несчастье, слезы, расставание, смерть родных, боль унижений и оскорблений и не стать после этого зверем с хищным взглядом и вечно озлобленной душой, а остаться человеком с открытой душой и добрым сердцем.

Михаил Александрович Шолохов вошел в нашу литературу как создатель широких эпических полотен, - романов «Тихий Дон», «Поднятая целина». Если в центре интересов Шолохова-романиста стоит эпоха, то в центре интересов Шолохова-новеллиста стоит человек. К числу самых ярких в мировой литературе образов можно отнести и образ Андрея Соколова из рассказа Шолохова

«Судьба человека».

Довоенное прошлое Андрея Соколова несет в себе черты, роднящие его со многими другими героями тех славных лет. Простой рабочий, труженик, Андрей

Соколов находит счастье и в труде и в семейной жизни. Рассказывая с наивной простотой о своей жизни, Андрей не подозревает, что его столь обычная, на первый взгляд, жизнь может служить примером. Но ощущение счастья, ощущение того, что он живет «правильно», передается в истории Андрея. Рассказ о довоенной жизни героя нужен был автору для того, чтобы каждый читатель понял, что у советских людей есть многое, что стоит защищать. Мужество Соколова во время войны объясняется теми свойствами его характера, которые заложил в нем советский образ жизни. К войне Андрей относится как человек достаточно зрелый, не выставляющий напоказ свои патриотические чувства, а спокойно и мужественно выполняющий эту работу, к которой он привык еще в мирной жизни. Для него как будто не имеет значения, что теперь вокруг него не мирные поля Отчизны, а изрытые воронками поля сражений. Случай лишает Соколова свободы, он попадает в плен к фашистам. Но жизнь и поведение Андрея в плену служит лишь доказательством того, что советского человека невозможно победить, что силой своего духа и твердостью своих убеждений он превосходит любого врага. Своеобразный поединок завязывается между Соколовым и всесильным комендантом лагеря. Фашистам мало было добиться физического унижения советских людей, они хотели морального унижения противника, и как раз именно это им не удалось. Андрей Соколов высоко несет звание советского человека и даже в фашистском плену сохраняет

свое достоинство.

Воля к борьбе и горячее желание отомстить за тот ужас, который принесли фашисты родной земле, вернули Соколова в строй. В рядах Советской армии он продолжал борьбу, продолжил ее с частью.

И Соколов победил в этой войне. Победил ценою жизни многих его родных, ценою собственного сына, погибшего в Берлине в самый день Победы.

Война не ожесточила сердце Андрея. Шолохов хорошо показывает, что доброта так и осталась одним из главных качеств его характера. Таких людей, как Соколов, сломить невозможно. Поэтому финал рассказа можно считать оптимистическим: крепко шагает Андрей по родной земле!

Михаил Александрович Шолохов - писатель, в чьем творчестве отразилась жизнь родного народа на рубежах, которые становятся историческими вехами. Одна из наиболее ярких глав жизни русского народа связана с годами Великой Отечественной войны.

В начале войны Шолохов был призван в ряды Советской Армии как комиссар запаса, где стал военным корреспондентом «Правды» и «Красной звезды». С первых дней войны Шолохов посвятил свое творчество служению народу, вступившему в смертельную схватку с фашистами. Поэтому глубоко патриотическая тема - подвиг человека в Великой Отечественной войне - замяла на долгое время главное место в произведениях писателя. В эти годы он создает произведения «Судьба человека» и «Они сражались за Родину».

Для русской литературы XX века характерно пристальное внимание к внутреннему миру человека. М.А. Шолохов относится к числу тех мастеров слова, которые, показывая духовную красоту своих героев, раскрывают суть человеческой личности.

войне писатель с удивительным мастерством изобразил «то главное, что принято называть нравственным обликом народа, его национальным характером».

В рассказе «Судьба человека», вышедшем в 1956 году, с огромной любовью нарисован русский человек.

В «Судьбе человека» Шолохов напоминает читателю о тех бедствиях, которые принесла русскому народу Великая Отечественная война, о стойкости человека, выдержавшего все мучения и не сломившегося. Рассказ Шолохова пронизан безграничной верой в душевные силы русского человека.

Сюжет строится на ярких психологических эпизодах. Проводы на фронт, плен, попытка бегства, второй побег, известие о семье.

Такого богатого материала хватило бы на целый роман, но Шолохов сумел уместить его в небольшом рассказе.

В основу сюжета Шолоховым была положена реальная история, рассказанная автору в первый послевоенный год, простым шофером, только что вернувшимся с войны. В рассказе звучат два голоса: «ведет» Андрей Соколов - главный герой. Второй голос-голос автора, слушателя, случайного собеседника

В первую послевоенную весну встретились на верхнедонской земле два незнакомых человека.

Трагедия и жизненные обстоятельства одного мужчины всколыхнули душу другого, тоже не понаслышке знавшего цену страдания.

Андрей Соколов ошибочно принял стоявшего возле старенькой машины человека за шофера и почувствовал к незнакомцу особое доверие.

Он отпускает своего приемного сынишку Ванечку поиграть возле воды, а сам слово за слово поведал историю собственных мытарств.

Кроме того, Соколов увидел, что его собеседник одет в «солдатские ватные штаны и стеганку», значит, воевал. Фронтовики всегда ощущают свое внутреннее родство и общаются как близкие люди.

Рассказав о своей довоенной жизни, герой «воскресил» образы дорогих ему людей: жены Ирины, двух дочерей и сына. Десять лет семейной жизни, по словам Соколова, промчались как один день. «Зарабатывал хорошо, и жили мы не хуже людей. И дети радовали: все трое учились на «отлично»... крыша над головой есть, одеты, обуты, стало быть, все в порядке», - говорит герой-рассказчик. Такое вот мирное счастье миллионов в один день разрушила война.

Андрей Соколов воспринимает вероломное нападение врага и как собственную беду, и как трагедию всего народа. С самого начала войны Соколов оказался в рядах Красной Армии, на передовой. Как ни храбро воевали русские солдаты, все же в первые месяцы сражений приходилось отступать.

Шолохов подчеркивает сходство военной биографии своего героя с участью тысяч солдат. Будучи раненным, попадает Андрей Соколов в фашистский плен. Пребывание в неволе, когда враг топчет родную землю, уничтожает все, что дорого сердцу русского человека, становится тяжким нравственным испытанием для героя. «Ох, браток, нелегкое это дело - понять, что ты не по своей воле в плену.

Кто этого на своей шкуре не испытал, тому не сразу в душу въедешь, чтобы до него по-человечески дошло, что означает эта штука», - с горечью говорил Андрей Соколов.

М.А. Шолохов, сделав главным героем человека, побывавшего в плену, реабилитировал честное имя тех, кто не по своей воле оказался в немецких лагерях и там продолжил борьбу с ненавистным врагом. Русский национальный характер Андрея Соколова проявился в первую очередь в том, что фашисты не могли сломить его воли, не сумели изменить его сознания, не склонили к предательству.

Тысячи военнопленных, несмотря на физические пытки, не покорились врагу. Такова историческая истина.


Писатель устами героя-рассказчика доносит страшную и горькую правду. Соколову трудно вспоминать о плене, но ради памяти бойцов, погибших в фашистских застенках, он продолжает свою страшную историю. Соколов подчеркивает, что в товарищах по несчастью всегда находил моральную и физическую поддержку. Если о своем пребывании в неволе он говорит, словно извиняясь перед кем-то, то рассказ о военном враче, попавшем в плен, но оказывавшем помощь раненым соотечественникам, окрашен интонацией восхищения: «Вот что значит настоящий доктор! Он и в плену, и в потемках свое великое дело делал». Предательство среди русских солдат - случай крайне редкий. Именно поэтому задушил Соколов рядового Крыжнева, ради спасения собственной шкуры задумавшего выдать своего взводного. И в этом, похоже, проявился русский национальный характер героя, уничтожившего того, кто, по его убеждению, позорит звание русского солдата.

В плену выжил Соколов только потому, что мечтал вырваться на свободу, примкнуть к Красной Армии и беспощадно бить врага, осквернившего русскую землю.


Первая попытка закончилась неудачей. Изувеченного собаками и избитого фашистами Андрея Соколова сажают в карцер.

Дойдя до этого эпизода в своей военной биографии, прерывает герой повествование. Не хочет он говорить о себе, так как полагал, что другим было еще хуже в фашистском плену. Обращаясь к собеседнику, он откровенничает: «Тяжело мне, браток, вспоминать... как вспомнишь всех друзей-товарищей, какие погибли замученные там, в лагере, - сердце уже не в груди, а в глотке бьется, и трудно становится дышать...»

Слова о пытках, которым подвергали людей немцы, произнесены с горечью. В такой простой форме обозначил герой рассказа суть фашизма - античеловеческой системы, машины смерти.

Именно русский народ уничтожил «коричневую чуму XX века», потому что мы - духовно сильная нация.

Психологический поединок Андрея Соколова и лагерфюрера Мюллера является свидетельством величия русского человека. Герой к начальнику лагеря был вызван для расправы. Фашисты любили продемонстрировать свою власть над человеком, они по-садистски изощренно умели издеваться над пленными.

Соколов отверг предложение «выпить за победу немецкого оружия», но согласился выпить «за свою погибель». От закуски пленный гордо отказался. Своему новому знакомому он пояснил: «Захотелось мне им, проклятым, показать, что хотя я и с голоду пропадаю, но давиться ихней подачкой не собираюсь, что и у меня есть свое, русское достоинство и гордость и что в скотину они меня не превратили, как ни старались».

И все же герой осуществил заветную мечту, которую лелеял два страшных года. Он сумел убежать из плена и перебраться к своим, в действующую армию.

Радость освобождения была омрачена самым страшным известием, которое может получить человек: «...еще в июне сорок второго года» во время немецкой бомбежки погибли его жена и дочери. Дрожит голос героя-рассказчика, «удушье давит» его.

Глазами автора видим мы весеннюю природу: «В залитом полой водою лесу звонко выстукивал дятел... все так же... проплывали в вишневой синеве облака, но уже иным показался мне в эти минуты скорбного молчания безбрежный мир, готовящийся к великим свершениям весны, к вечному утверждению живого в жизни».

Этот изменившийся облик мира подтверждает истину: русский человек способен чужую боль воспринимать как собственную. Смерть четыре года собирала кровавый урожай, а послевоенная весна так настойчиво утверждает торжество жизни.

Из рассказа Андрея Соколова мы узнали о последней ужасной потере: в День Победы гибнет в Берлине его старший сын. Все, что было дорого герою-рассказчику, унесено войной.