Как появился реализм в литературе. Реализм как художественное направление

Реализм - направление в литературе и искусстве, ставящее целью правдивое воспроизведение действительности в её типичных чертах. Господство реализма следовало за эпохой Романтизма и предшествовало Символизму.

1.В центре произведения реалистов объективная действительность. В ее преломлении через мировоззрение худ-ка. 2. Автор подвергает фил-ой обработке жизненный материал. 3. идеал - это сама действительность. Прекрасное-сама жизнь. 4. Реалисты идут к синтезу через анализ

5. Принцип типического:Типический герой, конкретное время, типические обстоятельства

6. Выявление причинно-следственных связей. 7. Принцип историзма. Реалисты обращ-ся к проблемам настоящего. Настоящее-схождение прошлого и будущего. 8. Принцип демократизма и гуманизма. 9. Принцип объективности повеств-я. 10. Преобладает общественно-политическая, философская проблематика

11. психологизм

12. .. Развитие поэзии несколько затихает 13. Роман-ведущий жанр.

13. Обострённый социально-критический пафос – одна из основных черт русского реализма – например, «Ревизор», «Мёртвые души» Н.В. Гоголя

14. Основной особенностью реализма как творческого метода является повышенное внимание к социальной стороне действительности.

15. Образы реалистического произведения отражают общие законы бытия, а не живых людей. Любой образ соткан из типичных черт, проявленных в типических обстоятельствах. Это парадокс искусства. Образ не может быть соотнесен с живым человеком, он богаче конкретного человека - отсюда объективность реализма.

16. «Художник должен быть не судьею своих персонажей и того, о чем говорят они, а только беспристрастным свидетелем

Писатели реалисты

Поздний А. С. Пушкин - основоположник реализма в русской литературе (историческая драма «Борис Годунов», повести «Капитанская дочка», «Дубровский», «Повести Белкина», роман в стихах «Евгений Онегин» ещё в 1820 – 1830-х)

    М. Ю. Лермонтов («Герой нашего времени»)

    Н. В. Гоголь («Мертвые души», «Ревизор»)

    И. А. Гончаров («Обломов»)

    А. С. Грибоедов («Горе от ума»)

    А. И. Герцен («Кто виноват?»)

    Н. Г. Чернышевский («Что делать?»)

    Ф. М. Достоевский («Бедные люди», «Белые ночи», «Униженные и оскорбленные», «Преступление и наказание», «Бесы»)

    Л. Н. Толстой («Война и мир», «Анна Каренина», «Воскресение»).

    И. С. Тургенев («Рудин», «Дворянское гнездо», «Ася», «Вешние воды», «Отцы и дети», «Новь», «Накануне», «Му-му»)

    А. П. Чехов («Вишнёвый сад», «Три сестры», «Студент», «Хамелеон», «Чайка», «Человек в футляре»

С середины XIX века происходит становление русской реалистической литературы, которая создается на фоне напряженной социально-политической обстановки, сложившейся в России во время правления Николая I. Назревает кризис крепостнической системы, сильны противоречия между властью и простым народом. Назрела необходимость создания реалистической литературы, остро реагирующей на общественно-политическую ситуацию в стране.

Литераторы обращаются к общественно-политическим проблемам российской действительности. Развивается жанр реалистического романа. Свои произведения создают И.С. Тургенев, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, И.А. Гончаров. Стоит отметить поэтические произведения Некрасова, который первым внес в поэзию социальную проблематику. Известна его поэма «Кому на Руси жить хорошо?», а также множество стихотворений, где осмысляется тяжелая и беспросветная жизнь народа. Завершение 19 века - Реалистическая традиция начинала угасать. Ей на смену пришла так называемая декадентская литература. . Реализм становится в известной степени методом художественного познания реальной действительности. В 40-е возникла «натуральная школа» - творчество гоголя, он явился великим новатором, открыв, что даже незначительный случай, как, например, приобретение мелким чиновником шинели, может стать существенным событием для осмысления важнейших вопросов человеческого бытия.

«Натуральная школа» стала начальным этапом развития реализма в русской литературе.

Темы: Быт, нравы, характеры, события из жизни низших сословий стали объектом исследования «натуральников». Ведущим жанром стал «физиологический очерк», который строился на точном «фотографировании» быта различных сословий.

В литературе «натуральной школы» сословное положение героя, его профессиональная принадлежность и общественная функция, которую он осуществляет, решительно превалировали над индивидуальным характером.

К «натуральной школе» примыкали:Некрасов, Григорович, Салтыков-Щедрин, Гончаров, Панаев, Дружинин и др.

Задача правдиво показать и исследовать жизнь предполагает в реализме множество приемов изображения действительности, поэтому произведения русских писателей так многообразны и по форме, и по содержанию.

Реализм как метод изображения действительности во второй половине XIX в. получил название критического реализма, потому что главной своей задачей видел критику действительности, вопрос об отношениях человека и общества.

В какой мере общество влияет на судьбу героя? Кто виноват в том, что человек несчастен? Что делать, чтобы изменился человек и мир? - вот главные вопросы литературы вообще, русской литературы второй половины XIX в. - в частности.

Психологизм - характеристика героя при помощи анализа его внутреннего мира, рассмотрение психологических процессов, через которые осуществляется самосознание личности и выражается ее отношение к миру, - стал ведущим методом русской литературы с момента формирования в ней реалистического стиля..

Одной из замечательных особенностей произведений Тургенева 50-х годов было появление в них героя, воплощающего идею единства идеологии и психологии.

Реализм 2-й половины ХIХ века достиг своих вершин именно в русской литературе, особенно в творчестве Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского, ставших в конце ХIХ века центральными фигурами мирового литературного процесса. Они обогатили мировую литературу новыми принципами построения социально-психологического романа, философской и моральной проблематикой, новыми способами раскрытия человеческой психики в её глубинных пластах

Тургеневу принадлежит заслуга создания литературных типов идеологов - героев, подход к личности и характеристике внутреннего мира которых находится в непосредственной связи с оценкой автором их мировоззрения и социально-исторического смысла их философских концепций. Слияние психологического, историко-типологического и идейного аспектов при этом в героях Тургенева столь полно, что их имена стали нарицательным обозначением определенного этапа развития общественной мысли, определенного социального типа, представляющего класс в его историческом состоянии, и психологического склада личности (Рудин, Базаров, Кирсанов, г-н Н. из повести «Ася» - «Русский человек на rendez-vous»).

Герои Достоевского находятся во власти идеи. Как рабы, они влекутся за нею, выражая ее саморазвитие. «Приняв» в свою душу определенную систему, они подчиняются законам ее логики, проходят с нею все необходимые стадии ее роста, несут на себе гнет ее перевоплощений. Так, Раскольников, концепция которого выросла из неприятия социальной несправедливости и страстного желания добра, проходя вместе с идеей, овладевшей всем его существом, все ее логические стадии, принимает убийство и оправдывает тиранию сильной личности над безгласной массой. В одиноких монологах-размышлениях Раскольников «укрепляется» в своей идее, подпадает под ее власть, теряется в ее зловещем порочном круге, а затем, совершив «опыт» и потерпев внутреннее поражение, начинает лихорадочно искать диалога, возможности совместной оценки результатов эксперимента.

У Толстого система идей, которую в процессе жизни разрабатывает и развивает герой, является формой его общения со средой и производным от его характера, от психологических и нравственных особенностей его личности.

Можно утверждать, что у всех трех великих русских реалистов середины века - Тургенева, Толстого и Достоевского - психическая и идеологическая жизнь человека рисуется как общественное явление и предполагает в конечном счете обязательный контакт между людьми, без которого невозможно развитие сознания.

Реали́зм - направление в литературе и искусстве, ставящее целью правдивое воспроизведение действительности в её типичных чертах. Господство реализма следовало за эпохой Романтизма и предшествовало Символизму.

Во всяком произведении изящной словесности мы различаем два необходимых элемента: объективный - воспроизведение явлений, данных помимо художника, и субъективный - нечто, вложенное в произведение художником от себя. Останавливаясь на сравнительной оценке этих двух элементов, теория в различные эпохи придаёт большее значение то одному, то другому из них (в связи с ходом развития искусства, и с иными обстоятельствами).

Отсюда два противоположных направления в теории; одно - реализм - ставит перед искусством задачу верного воспроизведения действительности; другое - идеализм - видит назначение искусства в «пополнении действительности», в создании новых форм. Причём исходным пунктом служат не столько наличные факты, сколько идеальные представления.

Эта терминология, заимствованная из философии, вносит иногда в оценку художественного произведения моменты внеэстетические: реализм совершенно неправильно упрекают в отсутствии нравственного идеализма. расхожем употреблении термин «реализм» означает точное копирование деталей, по преимуществу внешних. Несостоятельность этой точки зрения, естественным выводом из которой является то, что регистрация реалий - роман и фотография являются предпочтительными по сравнению с картиной художника, совершенно очевидна; достаточным опровержением её служит наше эстетическое чувство, которое ни минуты не колеблется между восковой фигурой, воспроизводящей тончайшие оттенки живых красок, и мертвенно-белой мраморной статуей. Было бы бессмысленно и бесцельно создавать ещё один мир, совершенно тождественный с существующим.

Копирование черт внешнего мира само по себе никогда не представлялось целью искусства. По возможности верное воспроизведение действительности дополняется творческой самобытностью художника. теории реализму противополагается идеализм, но на практике ему противостоят рутина, традиция, академический канон, обязательное подражание классикам - другими словами, гибель самостоятельного творчества. Начинается искусство с действительного воспроизведения природы; но, когда известны популярные образцы художественного мышления, происходит подражательное творчество, работа по шаблону.

Это - обычные черты устоявшейся школы, какой бы она ни была. Чуть не каждая школа изъявляет притязания на новое слово именно в области правдивого воспроизведения жизни - и каждая по своему права, и каждая отрицается и сменяется последующей во имя того же принципа правды. Это особенно характерно проявляется в истории развития французской литературы, которая отражает ряд завоеваний истинного реализма. Стремление к художественной правде лежало в основе тех же движений, которые, окаменев в традиции и каноне, стали позднее символами нереального искусства.

Таков не только романтизм, на который с таким жаром нападали во имя правды доктринеры новейшего натурализма; такова и классическая драма. Достаточно напомнить, что знаменитые три единства были приняты совсем не из рабского подражания Аристотелю, но потому лишь, что давали возможность сценической иллюзии. Как писал Лансон, «Установление единств было торжеством Реализма. Эти правила, сделавшиеся причиной стольких несообразностей при упадке классического театра, являлись вначале необходимым условием сценического правдоподобия. аристотелевских правилах средневековый рационализм нашёл средство удалить со сцены последние остатки наивной средневековой фантазии».

Глубокий внутренний реализм классической трагедии французов выродился в рассуждениях теоретиков и в произведениях подражателей в мертвые схемы, гнёт которых был сброшен литературой лишь в начале XIX века. Существует точка зрения, что всякое истинно прогрессивное движение в области искусства есть движение по направлению к реализму. этом отношении не составляют исключения и те новые течения, которые с виду являются реакцией реализма. На самом деле они представляют собой лишь противостояние рутине, художественной догме - реакцию против реализма по имени, переставшего быть исканием и художественным воссозданием жизненной правды. Когда лирический символизм пытается новыми средствами передать читателю настроение поэта, когда неоидеалисты, воскрешая старые условные приемы художественного изображения, рисуют стилизованные, то есть как бы намеренно отступающие от действительности образы, они стремятся к тому же, что составляет цель всякого - хотя бы и архинатуралистического - искусства: к творческому воспроизведению жизни. Нет истинно художественного произведения - от симфонии до арабески, от «Илиады» до «Шёпот, робкое дыханье», - которое при более глубоком взгляде на него не оказалось бы правдивым изображением души творца, «уголком жизни сквозь призму темперамента».

Едва ли возможно поэтому говорить об истории реализма: она совпадает с историей искусства. Можно лишь характеризовать отдельные моменты исторической жизни искусства, когда особенно настаивали на правдивом изображении жизни, видя его по преимуществу в эмансипации от школьной условности, в умении осознать и смелости изобразить подробности, которые оставались незамеченными художниками прежних дней или пугали их несоответствием с догматами. Таков был романтизм, такова конечная форма реализма - натурализм.

В России первый широко ввёл в публицистику и критику термин «реализм» Дмитрий Писарев, до этого времени термин «реализм» употреблялся Герценом в философском значении, в качестве синонима понятия «материализм» (1846).

  • 1 Европейские и американские писатели-реалисты
  • 2 Русские писатели-реалисты
  • 3 История реализма
  • 4 См. также
  • 5 Примечания
  • 6 Ссылки

Европейские и американские писатели-реалисты

  • О. де Бальзак («Человеческая комедия»)
  • Стендаль («Красное и черное»)
  • Ги де Мопассан
  • Ч. Диккенс («Приключения Оливера Твиста»)
  • Марк Твен («Приключения Гекльберри Финна»)
  • Дж. Лондон («Дочь снегов», «Сказание о Кише», «Морской волк», «Сердца трех», «Лунная долина»)

Русские писатели-реалисты

  • Г. Р. Державин (стихотворения)
  • Поздний А. С. Пушкин - основоположник реализма в русской литературе (историческая драма «Борис Годунов», повести «Капитанская дочка», «Дубровский», «Повести Белкина», роман в стихах «Евгений Онегин»)
  • М. Ю. Лермонтов («Герой нашего времени»)
  • Н. В. Гоголь («Мертвые души», «Ревизор»)
  • И. А. Гончаров («Обломов»)
  • А. С. Грибоедов («Горе от ума»)
  • А. И. Герцен («Кто виноват?»)
  • Н. Г. Чернышевский («Что делать?»)
  • Ф. М. Достоевский («Бедные люди», «Белые ночи», «Униженные и оскорбленные», «Преступление и наказание», «Бесы»)
  • Л. Н. Толстой («Война и мир», «Анна Каренина», «Воскресение»).
  • И. С. Тургенев («Рудин», «Дворянское гнездо», «Ася», «Вешние воды», «Отцы и дети», «Новь», «Накануне», Му-му)
  • А. П. Чехов («Вишнёвый сад», «Три сестры», «Студент», «Хамелеон», «Чайка», «Человек в футляре»)
  • А. И. Куприн («Юнкера», «Олеся», «Штабс-капитан Рыбников», «Гамбринус», «Суламифь»)
  • А. Т. Твардовский («Василий Теркин»)
  • В. М. Шукшин («Срезал», «Чудик», «Дядя Ермолай»)
  • Б. Л. Пастернак («Доктор Живаго»)

История реализма

Существует мнение, что реализм зародился в глубокой древности. Выделяют несколько периодов реализма:

  • «Античный Реализм»
  • «Реализм эпохи Ренессанса»
  • «Реализм XVIII-XIX веков» (здесь, в середине 19 века, достиг наивысшего могущества в связи с чем появился термин Эпоха реализма)
  • «Неореализм (реализм XX века)»

См. также

  • Критический реализм (литература)

Примечания

  1. Кулешов В. И. «История русской критики XVIII-XIX веков»

Ссылки

В Викисловаре есть статья «реализм»
  • А. А. Горнфельд. Реализм, в литературе // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб., 1890-1907.
При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890-1907).

Реализм (литература) Информацию О

в литературе и искусстве - правдивое, объективное отражение действительности специфическими средствами, присущими тому или иному виду художественного творчества. В России - художественный метод, характерный для творчества: писателей - А. С. Пушкина, Я В. Гоголя, Я. А. Некрасова, Л. Я. Толстого, А. Я. Островского, Ф. М. Достоевского, А. П. Чехова, А. М. Горького и др.; композиторов - М. П. Мусоргского, А. П. Бородина, П. И. Чайковского и отчасти Я. А. Римского-Корсакова, художников - А. Г. Венецианова, П. А. Федотова, И. Е. Репина, В. А. Серова и передвижников, скульптора А. С. Голубкиной; в театре - М. С. Щепкина, М. Я. Ермоловой, К С. Станиславского.

Отличное определение

Неполное определение ↓

РЕАЛИЗМ

позднелат. realis – вещественный, действительный), художественный метод, творческим принципом которого является изображение жизни с помощью типизации и создания образов, соответствующих сути самой жизни. Литература для реализма – средство познания человека и мира, поэтому он стремится к широкому охвату жизни, освещению всех ее сторон без ограничения; в центре внимания – взаимодействие человека и социальной среды, влияние условий общества на формирование личности.

Категория «реализм» в широком смысле определяет отношения литературы к действительности вообще, независимо от того, к какому течению или направлению в литературе принадлежит данный автор. Любое произведение в той или иной мере отражает реальность, но в некоторые периоды развития литературы действовала установка на художественную условность; напр., классицизм требовал «единства места» драмы (действие должно происходить в одном месте), что делало произведение далеким от жизненной правды. Но требование жизнеподобия не означает отказ от средств художественной условности. Искусство писателя состоит в умении концентрировать реальность, рисуя героев, которых, может быть, и не было на самом деле, но в которых воплотились подобные им реальные люди.

Реализм в узком смысле сформировался как направление в 19 в. Следует отличать реализм как метод от реализма как направления: мы можем говорить о реализме Гомера, У. Шекспира и т. д. как о манере отражения действительности в их произведениях.

Вопрос о возникновении реализма решается исследователями по-разному: корни его видят в античной литературе, в эпохах Возрождения и Просвещения. Согласно наиболее распространенной точке зрения, реализм возник в 1830-е гг. Его непосредственным предшественником считается романтизм, основная особенность которого – изображение исключительных характеров в исключительных обстоятельствах с особым вниманием к сложной и противоречивой личности с сильными страстями, непонятой окружающим ее обществом, – так называемого романтического героя. Это был шаг вперед по сравнению с условностью изображения людей в классицизме и сентиментализме – направлениях, предшествующих романтизму. Реализм не отрицал, а развивал достижения романтизма. Между романтизмом и реализмом в первой половине 19 в. трудно провести четкую границу: произведения используют и романтические, и реалистические приемы изображения: «Шагреневая кожа» О. де Бальзака, романы Стендаля, В. Гюго и Ч. Диккенса, «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова. Но в отличие от романтизма главная художественная установка реализма – типизация, изображение «типических характеров в типических обстоятельствах» (Ф. Энгельс). Эта установка предполагает, что герой концентрирует в себе свойства эпохи и той социальной группы, к которой он принадлежит. Напр., заглавный герой романа И. А. Гончарова «Обломов» – яркий представитель отмирающего дворянства, характерными чертами которого названы лень, неспособность к решительным действиям, боязнь всего нового.

Вскоре реализм разрывает с романтической традицией, что воплощается в творчестве Г. Флобера и У. Теккерея. В русской литературе этот этап связан с именами А. С. Пушкина, И. А. Гончарова, И. С. Тургенева, Н. А. Некрасова, А. Н. Островского и др. Этот этап принято называть критическим реализмом – вслед за М. Горьким (не следует забывать, что Горький желал из политических соображений подчеркнуть обличительную направленность литературы прошлого в противоположность утверждающим тенденциям социалистической литературы). Основной особенностью критического реализма называют изображение отрицательных явлений русской жизни, видя начало этой традиции в «Мертвых душах» и «Ревизоре» Н. В. Гоголя, в произведениях натуральной школы. Авторы по-разному решают свою задачу. В произведениях Гоголя нет положительного героя: автор показывает «сборный город» («Ревизор»), «сборную страну» («Мертвые души»), соединяющие в себе все пороки русской жизни. Так, в «Мертвых душах» каждый герой воплощает собой какую-либо отрицательную черту: Манилов – мечтательность и невозможность воплотить мечты в действительность; Собакевич – тяжеловесность и медлительность и т. д. Однако отрицательный пафос в большинстве произведений не лишен утверждающего начала. Так Эмма, героиня романа Г. Флобера «Госпожа Бовари» с ее тонкой душевной организацией, богатым внутренним миром и способностью живо и ярко чувствовать, противопоставлена господину Бовари – человеку, мыслящему шаблонами. Другая важная особенность критического реализма – внимание к социальной среде, сформировавшей характер персонажа. Например, в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» поведение крестьян, их положительные и отрицательные черты (терпение, доброта, щедрость, с одной стороны, и угодливость, жестокость, глупость – с другой) объясняются условиями их жизни и особенно социальными потрясениями периода реформы крепостного права 1861 г. Верность действительности в качестве главного параметра оценки произведения выдвигал уже В. Г. Белинский при разработке теории натуральной школы. Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов, А. Ф. Писемский и др. выделяли также критерий общественной полезности произведения, его влияния на умы и возможные последствия его прочтения (стоит вспомнить феноменальный успех достаточно слабого романа Чернышевского «Что делать?», ответившего на многие вопросы современников).

Зрелый этап развития реализма связан с творчеством писателей второй половины 19 в., прежде всего Ф. М. Достоевского и Л. Н. Толстого. В европейской литературе в это время наступил период модернизма и принципы реализма использовались в основном в натурализме. Русский реализм обогатил мировую литературу принципами социально-психологического романа. Открытием Ф. М. Достоевского признается полифония – умение сочетать в произведении различные точки зрения, не делая ни одну из них доминирующей. Сочетание голосов героев и автора, их переплетение, противоречия и согласия приближает архитектонику произведения к действительности, где нет единого мнения и одной, последней правды. Основополагающая тенденция творчества Л. Н. Толстого – изображение развития человеческой личности, «диалектики души» (Н.Г. Чернышевский) в сочетании с эпической широтой изображения жизни. Так, изменение личности одного из главных героев «Войны и мира» Пьера Безухова происходит на фоне изменений в жизни всей страны, и один из переломных моментов его мировосприятия – Бородинское сражение, переломный момент в истории Отечественной войны 1812 г.

На рубеже 19 и 20 вв. реализм переживает кризис. Он заметен и в драматургии А. П. Чехова, основная тенденция которой – показать не ключевые моменты в жизни людей, а изменение их жизни в самые обычные, ничем не отличающиеся от других моменты – так называемое «подводное течение» (в европейской драматургии эти тенденции проявлялись в пьесах А. Стриндберга, Г. Ибсена, М. Метерлинка). Преобладающим течением в литературе начала 20 в. становится символизм (В. Я. Брюсов, А. Белый, А. А. Блок). После революции 1917 г., встраиваясь в общую концепцию строительства нового государства, возникли многочисленные объединения писателей, которые считали своей задачей механическое перенесение категорий марксизма в литературу. Это привело к признанию новым важным этапом в развитии реализма в 20 в. (в первую очередь в советской литературе) социалистического реализма, который был призван изображать осмысленное в духе социалистической идеологии развитие человека и общества. Идеалы социализма предполагали неуклонный прогресс, определение ценности человека пользой, приносимой им обществу, и ориентацию на равенство всех людей. Термин «социалистический реализм» закрепился на 1-м Всесоюзном съезде советских писателей в 1934 г. Образцами социалистического реализма были названы романы «Мать» М. Горького и «Как закалялась сталь» Н. А. Островского, его черты были выявлены в творчестве М. А. Шолохова, А. Н. Толстого, в сатире В. В. Маяковского, И.Ильфа и Е.Петрова, Я. Гашека. Основным мотивом произведений социалистического реализма считали развитие личности человека-борца, его самосовершенствование и преодоление трудностей. В 1930–40-е гг. социалистический реализм окончательно приобрел догматические черты: появилась тенденция приукрашивать действительность, главным был признан конфликт «хорошего с лучшим», стали появляться недостоверные психологически, «искусственные» персонажи. Развитие реализму (вне зависимости от социалистической идеологии) дала Великая Отечественная война (А. Т. Твардовский, К. М. Симонов, В. C. Гроссман, Б. Л. Васильев). С 1960-х гг. литература в СССР стала отходить от социалистического реализма, хотя многие писатели придерживались принципов классического реализма.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Возникновение реализма

В 30-х годах XIX в. значительное распространение в литературе и искусстве приобретает реализм. Развитие реализма в первую очередь связано с именами Стендаля и Бальзака во Франции, Пушкина и Гоголя в России, Гейне и Бюхнера в Германии. Реализм развивается первоначально в недрах романтизма и несет на себе печать последнего; не только Пушкин и Гейне, но и Бальзак переживают в юности сильное увлечение романтической литературой. Однако в отличие от романтического искусства реализм отказывается от идеализации действительности и связанного с ней преобладания фантастического элемента, а также от повышенного интереса к субъективной стороне человека. В реализме преобладает тенденция к изображению широкого социального фона, на котором протекает жизнь героев ("Человеческая комедия" Бальзака, "Евгений Онегин" Пушкина, "Мертвые души" Гоголя и т. д.). Глубиной понимания социальной жизни художники-реалисты иногда превосходят философов и социологов своего времени.

Этапы развития реализма XIX века

Формирование критического реализма происходит в европейских странах и в России практически в одно и то же время – в 20 – 40-е годы XIX века. В литературах мира он становится ведущим направлением.

Правда, это одновременно означает, что литературный процесс этого периода несводим только в реалистической системе. И в европейских литературах, и – в особенности – в литературе США в полной мере продолжается деятельность писателей-романтиков. Таким образом, развитие литературного процесса идет во многом через взаимодействие сосуществующих эстетических систем, и характеристика как национальных литератур, так и творчества отдельных писателей предполагает обязательный учет этого обстоятельства.

Говоря о том, что с 30 – 40-х годов ведущее место в литературе занимают писатели-реалисты, невозможно не отметить, что сам реализм оказывается не застывшей системой, а явлением, находящимся в постоянном развитии. Уже в пределах XIX века возникает необходимость говорить о «разных реализмах», о том, что Мериме, Бальзак и Флобер в равной мере отвечали на основные исторические вопросы, которые им подсказывала эпоха, и в то же время их произведения отличаются и различным содержанием и своеобразием формы.

В 1830 – 1840-х годы в творчестве европейских писателей (прежде всего – Бальзака) проявляются наиболее примечательные черты реализма как литературного направления, дающего многогранную картину действительности, стремящегося к аналитическому исследованию действительности.

Литература 1830 – 1840-х годов питалась во многом утверждениями о привлекательности самого века. Любовь к XIX веку разделяли, например, Стендаль и Бальзак, не перестававшие удивляться его динамизму, многообразию и неисчерпаемо энергии. Отсюда и герои первого этапа реализма – деятельные, с изобретательным умом, не боявшиеся столкновения с неблагоприятными обстоятельствами. Эти герои во многом были связаны с героической эпохой Наполеона, хотя воспринимали двуликость его, вырабатывали стратегию своего личного и общественного поведения. Скотт и его историзмом вдохновляет героев Стендаля на поиски своего места с жизни и истории путем ошибок и заблуждений. Шекспир заставляет Бальзака сказать о романе «Отец Горио» словами великого англичанина «Все – правда» и увидеть в судьбе современного буржуа отголоски суровой судьбы короля Лира.

Реалисты второй половины XIX века будут упрекать своих предшественников в «остаточном романтизме». С подобным упреком трудно не согласиться. Действительно, романтическая традиция весьма ощутимо представлена в творческих системах Бальзака, Стендаля, Мериме. Не случайно Сент-Бев называл Стендаля «последним гусаром романтизма». Черты романтизма обнаруживаются

– в культе экзотики (новеллы Мериме типа «Маттео Фальконе», «Кармен», «Таманго» и др.);

– в пристрастии писателей к изображению ярких индивидуальностей и исключительных по своей силе страстей (роман Стендаля «Красное и черное или новелла «Ванина Ванини»);

– в пристрастии к авантюрным сюжетам и использованию элементов фантастики (роман Бальзака «Шагреневая кожа» или новелла Мериме «Венера Ильская»);

– в стремлении четко разделить героев на отрицательных и положительных – носителей авторских идеалов (романы Диккенса).

Таким образом, между реализмом первого периода и романтизмом существует сложная «родственная» связь, проявляющаяся, в частности, в наследовании характерных для романтического искусства приемов и даже отдельных тем и мотивов (тема утраченных иллюзий, мотив разочарования и т.п.).

В отечественной историко-литературной науке «революционные события 1848 года и последовавшие за ними важные изменения в социально-политической и культурной жизни буржуазного общества» принято считать тем, что делит «реализм зарубежных стран XIX века на два этапа – реализм первой и второй половины XIX века» («История зарубежной литературы XIX века / Под ред Елизаровой М.Е. – М., 1964). В 1848 году народные выступления превратились в серию революций, прокатившихся по всей Европе (Франция, Италия, Германия, Австрия и др.). Эти революции, а также беспорядки в Бельгии и Англии проходили по «французскому образцу», как демократические протесты против классово-привилегированного и не отвечающего потребностям времени правления, а также под лозунгами социальных и демократических реформ. В целом 1848 год ознаменовал единый огромный переворот в Европе. Правда, в результате его повсюду к власти пришли умеренные либералы или консерваторы, кое-где даже установилась более жестокая авторитарная власть.

Это вызвало всеобщее разочарование в результатах революций, и, как следствие этого, пессимистические настроения. Многие представители интеллигенции разочаровались в массовых движениях, активных выступлениях народа на классовой основе и перенесли свои основные усилия в частный мир личности и личностных отношений. Тем самым общий интерес был направлен на отдельную личность, важную саму по себе, и лишь во вторую очередь – на взаимоотношения ее с другими личностями и окружающим миром.

Вторая половина XIX века традиционно считается «триумфом реализма». К этому времени реализм в полный голос заявляет о себе в литературе не только Франции и Англии, но и ряда других стран – Германии (поздний Гейне, Раабе, Шторм, Фонтане), России («натуральная школа», Тургенев, Гончаров, Островский, Толстой, Достоевский), и т.п.

В то же время с 50-х годов начинается новый этап в развитии реализма, который предполагает новый подход к изображению и героя и окружающего его общества. Социальная, политическая и нравственная атмосфера второй половины XIX века «повернула» писателей в сторону анализа человека, которого трудно назвать героем, но в судьбе и характере которого преломляются основные приметы эпохи, выраженные не в крупном деянии, значительном поступке или страсти, спрессованно- интенсивно передающих глобальные сдвиги времени, не в масштабном (как в социальном, так и психологическом) противостоянии и конфликте, не в доведенной до предела типичности, часто граничащей к исключительностью, а в будничной, обыденной каждодневной жизни. Писатели, начавшие работать в это время, как и те, кто вошел в литературу раньше, но творил в указанный период, например, Диккенс или Теккерей, безусловно, ориентировались уже на иную концепцию личности. В романе Теккерея «Ньюкомбы» акцентируется специфика «человековедения» в реализме этого периода – необходимость понимания и аналитического воспроизведения разнонаправленных тонких душевных движений и непрямолинейных, не всегда проявленных социальных связей: «Трудно даже представить себе, сколько разных причин определяет каждый наш поступок или пристрастие, как часто, анализируя свои побуждения, я принимал одно за другое…». Эта фраза Теккерея передает, пожалуй, главную особенность реализма эпохи: все сосредоточивается на изображении человека и характера, а не обстоятельств. Хотя последние, как и должно в реалистической литературе «не исчезают», но их взаимодействие с характером приобретает иное качество, связанное с тем, что обстоятельства перестают быть самостоятельными, они все более и более характерологизируются; их социологическая функция теперь более имплицитна, чем это было у того же Бальзака или Стендаля.

Из-за изменившейся концепции личности и «человекоцентризма» всей художественной системы (причем «человек – центр» вовсе не обязательно был положительным героем, побеждающим социальные обстоятельства или гибнущим – морально или физически – в борьбе с ними) может создаться впечатление, будто писатели второй половины века отказались от основного принципа реалистической литературы: диалектического понимания и изображения взаимосвязей характера и обстоятельств и следования принципу социально – психологического детерминизма. Тем более, что у некоторых наиболее ярких реалистов этого времени – Флобера, Дж. Элиот, Троллота – в том случае, когда говорится об окружающем героя мира, появляется термин «среда», нередко воспринимаемый более статично, чем понятие «обстоятельства».

Анализ произведений Флобера и Дж. Элиот убеждает в том, что эта «застолбленность» среды нужна художникам прежде всего для того, чтобы описание окружающей героя обстановки было более пластичным. Среда нередко повествовательно существует во внутреннем мире героя и через него, приобретая иной характер обобщения: не плакатно-социологизированный, а психологизированный. Это создает атмосферу большей объективности воспроизводимого. Во всяком случае с точки зрения читателя, который больше доверяет такому объективированному повествованию об эпохе, так как воспринимает героя произведения близким себе человеком, таким же, как он сам.

Писатели указанного периода нисколько не забывают еще об одной эстетической обстановке критического реализма – объективности воспроизводимого. Как известно, Бальзак был настолько озабочен этой объективностью, что искал способы сближения литературного знания (понимания) и научного. Эта идея пришлась по душе многим реалистам второй половины века. К примеру, Элиот и Флобер много размышляли об использовании литературой научных, а значит, как им казалось, объективных приемов анализа. Особенно много об этом думал Флобер, который понимал объективность как синоним бесстрастности и беспристрастности. Однако это было веяние всего реализма эпохи. Тем более, что творчество реалистов второй половины XIX века пришлось на период взлета в развитии естественных наук и расцвета экспериментаторства.

В истории науки это был важный период. Бурно развивалась биология (в 1859 году была опубликована книга Ч.Дарвина «Происхождение видов»), физиология, происходило становление психологии как науки. Широкое распространение получила философия позитивизма О. Конта, сыгравшая позднее важную роль в развитии натуралистической эстетики и художественной практики. Именно в эти годы предпринимаются попытки создать систему психологического понимания человека.

Однако, и на этом этапе развития литературы характер героя не мыслится писателем вне социального анализа, хотя последний приобретает несколько иную эстетическую сущность, отличную от той, которая была свойственная Бальзаку и Стендалю. Безусловно, что в романах Флобера. Элиот, Фонтане и некоторых других бросается в глаза «новый уровень изображения внутреннего мира человека, качественно новое мастерство психологического анализа, заключающееся в глубочайшем раскрытии сложности и непредвиденности человеческих реакций на действительность, мотивов и причин человеческой деятельности» (История всемирной литературы. Т.7. – М.,1990).

Очевидно, что писатели этой эпохи резко изменили направление творчества и повели литературу (и роман в частности) в сторону углубленного психологизма, а в формуле «социально-психологический детерминизм» социальное и психологическое как бы поменялось местами. Именно в этом направлении сконцентрированы основные достижения литературы: писатели начали не просто рисовать сложный внутренний мир литературного героя, а воспроизводить хорошо отлаженную, продуманную психологическую «модель характера», в ней и в ее функционировании художественно соединяя психолого-аналитическое и социально-аналитическое. Писатели обновили и оживили принцип психологической детали, ввели диалог с глубоким психологическим подтекстом, нашли повествовательные приемы для передачи «переходных», противоречивых духовных движений, которые ранее были недоступны литературе.

Это вовсе не означает, что реалистическая литература отказалась от социального анализа: социальная основа воспроизводимой реальности и реконструируемого характера не исчезла, хотя и не довлела над характером и обстоятельствами. Именно благодаря писателям второй половины XIX века литература стала находить непрямые способы социального анализа, в этом смысле продолжив серию открытий, сделанных писателями предшествующих периодов.

Флобер, Элиот, братья Гонкуры и др. «научили» литературу выходить на социальное и то, что свойственно эпохе, характеризует ее социальные, политические, исторические и нравственные начала, через обыденное и повседневное существование ординарного человека. Социальная типизация у писателей второй половины века – типизация «массовидности, повторяемости» (История всемирной литературы. Т.7. – М.,1990). Она не столь ярка и очевидна, как у представителей классического критического реализма 1830 – 1840 -х годов и чаще всего проявляется через «параболу психологизма», когда погружение во внутренний мир персонажа позволяет в конечном счете погрузиться в эпоху, в историческое время, каким его видит писатель. Эмоции, чувства, настроения носят не надвременной, а конкретно-исторический характер, хотя аналитическому воспроизведению подвергается прежде всего обыденное повседневное существование, а не мир титанических страстей. При этом писателями нередко даже абсолютизировались серость и убогость жизни, тривиальность материала, негероичность времени и персонажа. Именно поэтому, с одной стороны, это был период антиромантический, с другой – период тяги к романтическому. Такой парадокс, например, характерен для Флобера, Гонкуров, Бодлера.

Есть и еще один важные момент, связанный с абсолютизацией несовершенства человеческой природы и рабской подчиненности обстоятельствам: нередко писатели воспринимали негативные явления эпохи как данность, как нечто непреодолимое, а то и трагически роковое. Поэтому в творчестве реалистов второй половины XIX века так сложно выражено положительное начало: проблема будущего их интересует мало, они находятся «здесь и сейчас», в своем времени, осмысливая его предельно нелицеприятно, как эпоху, если и достойную анализа, то критического.

Как уже отмечалось ранее, критический реализм является литературным направлением мирового масштаба. Примечательное чертой реализма становится также то, что он имеет длительную историю. В конце XIX и в XX веках всемирную известность получило творчество таких писателей как Р.Роллан, Д.Голусорси, Б.Шоу, Э.М.Ремарк, Т.Драйзер и другие. Реализм продолжает свое существование вплоть до настоящего времени, оставаясь важнейшей формой мировой демократической культуры.

В 30-е гг. XIX в. в европейском искусстве на смену романтизму приходит совершенно непохожий на него художественный стиль – реализм, парадоксальным образом не только воспринявший многие идеи романтизма, но и развивший и углубивший их.

Примерным образом реализм можно определить как художественный метод отражения конкретно-исторического своеобразия действительности, социальной детерминированности личности и характера ее взаимоотношений с обществом.

Реализм за его ярко выраженную критическую направленность почти сразу же стали именовать критическим реализмом. В центре внимания критического реализма – анализ художественного средствами классовой структуры, социальной сущности и социально-политических противоречий достигшего уже расцвета капиталистического общества. Основным в специфике критического реализма как особого творческого метода является художественное осмысление действительности как фактора социального, и значит, раскрытие социальной детерминированности изображаемых событий и характеров.

Если романтизм выдвигал на первый план индивидуальность, наделяемую идеальными устремлениями, то отличительной особенностью реализма стало обращение искусства к непосредственному изображению повседневной жизни людей, лишенной какой-либо загадочности, таинственности, религиозной или мифологической мотивировки.

О так называемом реализме в широком смысле

Иногда говорят о реализме в широком смысле и реализме в узком смысле. Согласно узкому пониманию реализма подлинно реалистическим может считаться только произведение, отображающее сущность изображаемого социально-исторического явления. Персонажи произведения должны нести в себе типичные, собирательные черты той или иной социальной прослойки или класса, а условия, в которых они действуют, должны являться не случайным плодом фантазии писателя, а отражением закономерностей социально-экономической и политической жизни эпохи. Под реализмом в широком смысле имеется в виду свойство искусства воспроизводить истину действительности путем воссоздания чувственных форм, в которых идея существует в реальности.

Нужно сразу же отметить, что широкое понимание реализма, характерное для традиционной, но нс для современной эстетики, делает понятие реализма совершенно неясным. Оказывается вполне возможным говорить о реализме античной литературы, о реализме Возрождения, о "реализме романтизма" и т.п. Когда реализм определяется как направление в искусстве, изображающее социальные, психологические, экономические и прочие явления как максимально соответствующие действительности ("отвечающие правде жизни", как иногда говорят), реализм становится, в сущности, единственным полноценным стилем искусства. Барокко, классицизм, романтизм и т.п. оказываются всего лишь модификациями реализма. К реалистам можно отнести и Данте, и Шекспира, и даже Гомера, хотя, конечно, с известными оговорками, касающимися выдуманных им циклопов, Нептунов и т.п.. Широко понимаемый реализм становится даже не стилем, т.е. манерой изображения, а самой сутью искусства, причем сутью, выраженной абстрактно и неясно.

Характерные черты реализма

Основные черты критического реализма как особого художественного стиля можно вкратце свести к следующим:

  • – вера в познавательную и преобразующую силу человеческого разума, в особенности разума художника;
  • – выдвижение на первый план задачи объективного художественного воспроизведения действительности, попытка основать художественные открытия на глубоком, подобном научному, изучении фактов и явлений жизни;
  • – доминирование социально-политической проблематики, которое провозглашалось еще искусством Просвещения и которое не прерывалось в романтизме, хотя, как правило, играло в нем периферийную роль;
  • – утверждение воспитательной, гражданской миссии искусства;
  • – высокая, можно сказать без преувеличенная – исключительная, оценка возможностей художественного творчества в искоренении социального зла;
  • – стремление изображать действительность в формах самой действительности;
  • – точность деталей при художественном воспроизведении действительности;
  • – углубление возможностей типизации характеров; связь психологизма как одного из средств типизации с раскрытием обобщающего социального содержания того или иного характера; реалисты восприняли и заметно углубили психологизм, характерный для романтиков;
  • – использование романтической теории контрастов при описании противоречий социальной действительности;
  • – выдвижение на первый план темы утраченных иллюзий, возникшей в связи с идеологическими последствиями Французской революции конца XVIII в.;
  • – показ героя в развитии при создании художественных образов, изображение эволюции изображаемых характеров, определяемой сложным взаимодействием личности и общества;
  • – стремление соединить социально-критическую направленность, суровое разоблачение современной общественной системы с выдвижением высокого нравственно- этического идеала, образца справедливого социального устройства;
  • – связанное с позитивными устремлениями создание обширной галереи ярких положительных героев; большинство из этих героев принадлежало к социальным низам общества.

Хотя реализм пришел на смену романтизму, многие характерные особенности реализма были впервые прочувствованы именно романтиками. В частности, они абсолютизировали духовный мир отдельной личности, но это возвеличивание индивида, принципиальная установка вести путь познания всего сущего через ее внутреннее "Я" привели к самым значительным идейно-эстетическим завоеваниям. Романтики сделали тот важный шаг вперед в художественном познании действительности, который выдвинул романтизм на смену искусству Просвещения. Обращение к избранной личности, возвышающейся над "толпой", отнюдь не мешало их глубокому демократизму. В творчестве романтиков следует искать истоки образа "лишнего человека", прошедшего через всю литературу XIX столетия.