Евгений базаров биография. Образ евгения базарова

БАЗАРОВ

БАЗАРОВ - герой романа И.С.Тургенева «Отцы и дети» (1862). Евгений Базаров - во многом программный образ Тургенева. Это представитель новой, разночинно-демокра-тической интеллигенции. Б. называет себя нигилистом: он отрицает основы современного ему общественного уклада, выступает против преклонения перед любыми авторитетами, отвергает принципы, принятые на веру, не понимает восхищения искусством и красотой природы, чувство любви объясняет с точки зрения физиологии. Комплекс убеждений Б.- не художественное преувеличение, в образе героя нашли отражение характерные черты представителей демократической молодежи 60-х гг. В этом контексте важен вопрос о прототипе тургеневского героя. Сам Тургенев в статье «По поводу «Отцов и детей»« (1869) называет прототипом Б. некоего доктора Д., молодого провинциального врача, который представлял для писателя новый тип русского человека. Современный исследователь Н.Чернов опровергает традиционную гипотезу о том, что доктор Д.- это уездный врач Дмитриев, случайный знакомый Тургенева. По мнению Чернова, прототипом Б. был сосед Тургенева по имению В.И.Якушкин, врач и исследователь, демократ, связанный с революционными организациями того времени. Но образ Б.- собирательный, поэтому к вероятным его прототипам можно отнести тех общественных деятелей, которых Тургенев считал «истинными отрицателями»: Бакунина, Герцена, Добролюбова, Спешнева и Белинского. Памяти последнего посвящен роман «Отцы и дети». Сложность и противоречивость взглядов Б. не позволяет признать источником образа какое-то определенное лицо: только Белинского или только Добролюбова.

Авторское отношение к Б. неоднозначно. Позиция Тургенева проявляется постепенно, по мере раскрытия самого образа, в монологах героя, его спорах с другими персонажами: со своим другом Аркадием Кирсановым, с его отцом и дядей Павлом Петровичем. Поначалу Б. уверен в своих силах, в том деле, которое он делает; это гордый, целеустремленный человек, смелый экспериментатор и отрицатель. Под влиянием различных причин его взгляды претерпевают существенные изменения; Тургенев сталкивает своего героя с серьезными жизненными испытаниями, в результате чего Б. приходится поступиться рядом убеждений. В нем проявляются черты скептицизма и пессимизма. Одним из таких испытаний становится любовь героя к Анне Сергеевне Одинцовой. Разночинец Б, чувствует себя неловко перед аристократкой Одинцовой; постепенно он обнаруживает в себе чувство, существование которого раньше отрицал.

Герой Тургенева терпит в любви поражение. В конечном счете он остается в одиночестве, его дух почти сломлен, но даже тогда Б. не желает открыть себя для простых, естественных чувств. Он жесток и требователен к родителям, как и ко всем окружающим. Только перед лицом смерти Б. начинает смутно понимать цену таких проявлений жизни, как поэзия, любовь, красота.

Важное средство создания образа Б.- речевая характеристика. Б. говорит четко и логично, его речи свойственна афористичность. Крылатыми фразами стали его выражения: «Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта»; «Ты проштудируй-ка анатомию глаза: откуда тут взяться... загадочному взгляду?»; «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник»; «Люди, что деревья в лесу, ни один ботаник не станет заниматься каждою отдельною березой».

Сложный и противоречивый образ Б. вызвал в критике споры, которые не утихают и поныне. После выхода романа даже в демократических журналах возникли разногласия по поводу трактовки образа Б. От имени «Современника» выступил М.А.Антонович. В своих статьях «Асмодей нашего времени», «Промахи», «Современные романы» он толковал образ героя как карикатуру на современную молодежь в облике обжоры, болтуна и циника. Прямо противоположную оценку дал в своих работах Д.И.Писарев. В статье «Базаров» критик раскрывает историческую значимость этого типа. Писарев считал, что России на данном этапе требуются именно такие люди, как Б.: они критически относятся ко всему, что не проверено их личным опытом, привыкли полагаться только на себя, обладают одновременно знанием и волей. Похожая полемика развернулась и в 50-60-х гг. нашего века. Точку зрения Антоновича поддержал исследователь В.А.Архипов («К творческой истории романа И.С.Тургенева «Отцы и дети»«). Образ Б. неоднократно воплощался на сцене и на экране. Однако инсценировки и экранизации, выполненные слишком академично, оставались в пределах хрестоматийного чтения этого образа.

Лит.: Герцен А.И. Еще раз Базаров

//Герцен А.И. Поли. собр. соч. М.; Пг., 1923. Т.20. С.224-238; Писарев Д.И. Базаров

//Писарев Д.И. Избр. соч. М., 1934. Т.1. С.224-266; Антонович М.А. Асмодей нашего времени

//Антонович М.А. Избр. стагьи. Л., 1938. С. 141-202; Роман И.С.Тургенева «Отцы и дети» в русской критике. Л., 1986; Архипов В.А. К творческой истории романа И.С.Тургенева «Отцы и дети»

//Русская литература. 1958. №1; Бялый Г. В.Архипов против И.Тургенева

//Новый мир. 1958. №8; Манн Ю. Базаров и другие

//Новый мир. 1968. №10; Мельник В.И. Источник одной реплики Базарова

//Русская литература. 1977. №1; Чернов Н. Об одном знакомстве И.С.Тургенева

//Вопросы литературы. 1961. №8.

Е.Г.Куликова


Литературные герои. - Академик . 2009 .

Смотреть что такое "БАЗАРОВ" в других словарях:

    БАЗАРНОВ 1. Есть восточное имя Базар; им обычно называли ребенка, родившегося в праздничный базарный день, что считалось добрым признаком. По бурятски же базар означает алмаз. Русские люд по имени Базар упоминаются в документах, начиная с конца… … Русские фамилии

    См. Нигилисты. Литературная энциклопедия. В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература. Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929 1939 … Литературная энциклопедия

    - (настоящая фамилия Руднев) Владимир Александрович (1874 1939), философ и экономист, социал демократ (с 1896), соединявший марксизм с теорией познания эмпириокритицизма (махизма). Вместе с И. И. Скворцовым Степа новым перевёл на русский язык… … Русская история

    Русская (от слова «базар») и бурятская (от бур. базар ваджра) фамилия. Известные носители Мужчины Базаров, Александр Иванович (1845 1907) российский химик. Базаров, Борис Ванданович член корреспондент РАН. Базаров, Борис Яковлевич (1893 1939)… … Википедия

    БАЗАРОВ - Прот. Иоанн Базаров. Гравюра В. К. Зейпеля кон. XIX в. Прот. Иоанн Базаров. Гравюра В. К. Зейпеля кон. XIX в. Иоанн Иоаннович (21.06.1819, Тула 5.01.1895, Штутгарт), прот., церковный писатель, видный деятель в истории русско нем. церковных связей … Православная энциклопедия

    - (псевд. Ρ у д н е в а, Владимира Александровича) – рус. философ и экономист, социал демократ. Во время революции 1905–07 примыкал к большевикам. В годы реакции отошел от большевизма, пропагандировал… … Философская энциклопедия

    Базаров - действующее лицо в известном романе И. С. Тургенева Отцы и дети, воплотившее в себе настроения и убеждения тех людей шестидесятых годов, представителем которых являлся Д. И. Писарев (см. выше). Вокруг фигуры Базарова разгорелись страстные споры … Исторический справочник русского марксиста

    - (псевдоним Владимира Александровича Руднева) экономист, публицист и философ. Род. в 1874 в Туле. Сын врача. В 1892 поступил в Московский ун тет. Активное участие в революционно общественной работе начал принимать в 1896 в Москве. В 1897 был… …

    Магистр СПб. дух. академии 1814 г. {Половцов} … Большая биографическая энциклопедия

    I Базаров Александр Иванович (26.8.1845, Висбаден, 30.1.1907), русский химик и плодовод. В 1868 получил в Лейпцигском университете степень доктора философии за диссертацию «Прямое получение мочевины из углекислоты и аммиака» (на немецком… … Большая советская энциклопедия

Книги

  • В. А. Базаров. Избранные произведения. Том 1 , В. А. Базаров. В настоящем издании представлены основные экономические работы выдающегося российского ученого В. А. Базарова, экономиста, политика, философа, литератора, переводчика. Созданная им в 1920-х…

Для меня встреча с настоящим Евгением Васильевичем Базаровым произошла не в школьные годы, а гораздо позже, холодной зимой 1995 г., когда я почти круглые сутки проводил в не отапливавшихся тогда ледяных залах Библиотеки им. Ленина*. В те дни читателей пропускали в помещения в пальто, шапках и непременно в перчатках - иначе долго за книгами было не высидеть. Лампочки для светильников приносили с собой из дома и, уходя, забирали - дефицит.
___________________
* Ныне Российская государственная библиотека.

Приятельствовал я тогда с молодым аспирантом из Литинститута, писавшим диссертацию по творчеству А.Ф. Писемского*. Однажды встретил я своего приятеля в фойе библиотеки очень раздражённым. На вопрос, что случилось, он неожиданно ответил:
________________________
* Алексей Феофилактович Писемский (1821-1881) - великий русский писатель; его произведения в школьную программу не включены, а потому творчество Писемского современному читателю практически неизвестно.

Отныне я верю каждому слову Авдотьи Панаевой* о Тургеневе!
______________________
* Авдотья Яковлевна Панаева (ур. Брянская) (1820-1893) - русская писательница, мемуаристка. Жена издателя и писателя И.И. Панаева. После развода, с 1845 г., гражданская жена Н.А. Некрасова. Автор знаменитой книги «Русские писатели и артисты. 1824-1870», более известной под названием «Воспоминания», которое дал книге К.И. Чуковский. Панаева очень не любила И.С. Тургенева и писала о нём с явным пренебрежением.

И он рассказал о том, что нашёл свидетельства одной весьма непривлекательной истории. Известно, что Алексей Феофилактович Писемский был не дурак выпить. Однажды он с радостью принял приглашение Тургенева гульнуть в кабаке. Там подвыпивший Писемский совершил роковую авторскую ошибку - рассказал собрату по перу о замысле задуманного им романа.

Писемский всегда работал очень медленно. Каков же был для Алексея Феофилактовича удар, когда он открыл второй номер журнала «Русский вестник» за 1862 г. и прочитал новый роман И.С. Тургенева «Отцы и дети», где излагались основные мысли его будущего романа, но в чудовищно искорёженном виде*. С этого времени Писемский с Тургеневым не общался и ушёл в долгий запой. Не знаю, дописал ли он задуманный роман или идея его так и осталась только в планах.
__________________
* Прошу не путать эти события с ссорой между И.А. Гончаровым и И.С. Тургеневым, произошедшей в 1859 и 1860 гг., когда первый обвинил второго в том, что в «Дворянском гнезде» Иван Сергеевич использовал рассказанные Гончаровым сюжет и характерные черты главных героев. История с Писемским совершенно самостоятельная.

Выслушав рассказ приятеля, я тогда лишь усмехнулся: «Всяк кулик хвалит своё болото». Почитателю Писемского неприятен более успешный соперник его кумира.

Но вот при работе над этой книгой взялся я перечитывать «Отцов и детей» и тут же вспомнил о том давнем разговоре, поскольку поразился явному незнанию и непониманию Тургеневым ни самого Базарова, ни его идей. Да и сам нигилизм* выражен в романе фактически только в отрицании Базаровым поэзии, в резании лягушек, лепете по поводу излишнего употребления иностранных слов и в небольшом конфликтном диалоге Базарова с милым Павлом Петровичем Кирсановым в X главе, где, впрочем, о нигилизме гораздо больше сказал Павел Петрович, чем постоянно несущий всепрезирающую чепуху Базаров. Обычно за такими общими фразами-репликами, какие бросает своему оппоненту герой, скрывается незнание автором темы, которую он вознамерился раскрыть. И вообще создаётся впечатление, что Иван Сергеевич как бы записал обрывки чужого рассказа, смысла которого он не понял, и выдал их за идеи и слова своего героя.
________________________
* Нигилизм (от лат. nihil - ничто) - умонастроение, связанное с установкой на отрицание духовных основ бытия (личности, общества, культуры) и сопровождающееся пафосом негативизма. После выхода в свет романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» слово «нигилизм» в России стало служить обозначением материалистически-атеистического «отрицательного направления» разночинцев-шестидесятников.

Однако таково моё сугубо личное восприятие «Отцов и детей», которое ни коим образом не может затушевать художественную гениальность великого романа.

Теперь же самое время поговорить о судьбе его создателя.

Иван Сергеевич Тургенев родился в 28 октября (9 ноября) 1818 г. в поместье Спасское-Лутовиново Орловской губернии. Отец его, Сергей Николаевич Тургенев (1793-1834), принадлежал к древнему дворянскому роду, основателем которого был золотоордынский мурза Лев Тургенев, выехавший на службу к великому князю московскому Василию Тёмному. Мать писателя, урождённая Варвара Петровна Лутовинова (1787-1850), происходила из менее знатного дворянского рода, но была последней носительницей фамилии и унаследовала от своих родственников немалое состояние. Брак родителей был по расчёту, а потому без любви, что не помешало им иметь трёх сыновей. Если отец Ивана был гуляка, то о матери Тургенев всегда вспоминал как о женщине жестокой и деспотичной, и это при том, что по жизни он всегда оставался её любимцем.

Получив хорошее частное образование, Тургенев в пятнадцать лет стал студентом словесного факультета Московского университета, но через год, по причине поступления в гвардейскую артиллерию старшего брата Николая*, семья переехала в Санкт-Петербург, и Иван перешёл в Петербургский университет. Там-то Тургенев и начал литературную деятельность. Первоначально как поэт. В 1838 г. в журнале «Современник» были опубликованы два его стихотворения. Двумя годами раньше в «Журнале Министерства народного просвещения» напечатали рецензию Тургенева на книгу А.Н. Муравьёва** «О путешествии ко святым местам в 1830 году», но сам писатель не считал её началом своей литературной деятельности.
_________________________
* Николай Сергеевич Тургенев (1816-1879) - старший брат писателя; пошёл по армейской стезе; был в ополчении во время Крымской кампании.
** Андрей Николаевич Муравьёв (1806-1874) - русский духовный писатель, поэт, церковный и общественный деятель.

По окончании университета, в 1838 г., Тургенев отправился для продолжения образования в Германию, где вскоре и на всю жизнь стал убеждённым «западником».

По возращении в Россию в 1841 г. Иван Сергеевич быстро охладел к науке и решил посвятить себя литературе, причём поэзия для него постепенно отошла на задний план и к середине 1840-х гг. появились первые повести писателя «Андрей Колосов», «Бретёр», «Три поэта».

В конце 1846 г. Н.А. Некрасов и И.И. Панаев задумали возродить пушкинский «Современник». В частности, они предложили участвовать в журнале и И.С. Тургеневу, который дал им для публикации свой новый очерк «Хорь и Калиныч», к которому Панаев добавил заголовок «Из записок охотника». Опубликован очерк был в разделе «Смесь» первой книжки «Современника» за 1847 г. Успех очерка оказался необычайный. Тогда автор дополнил его ещё несколькими очерками, которым было дано одно общее название - «Записки охотника». Так явился читателю Иван Сергеевич Тургенев - великий русский художник слова и певец русской природы.

До революции считалось, что именно «Записки охотника» сыграли ведущую роль в решении Александра II отменить крепостное право в России - якобы под такое обаяние этого произведения попала правящая элита Российского государства.

С 1845 г. у И.С. Тургенева началась дружба с Полиной Виардо*, злым гением писателя. Узнав об этих отношениях, Варвара Петровна Тургенева на три года лишила сына всякого содержания. Но безрезультатно.
____________________
* Полина Виардо-Гарсиа (1821-1910) - знаменитая французская певица; меццо-сопрано чрезвычайно обширного диапазона. Заботам о семье Виардо Тургенев посвятил всю свою зрелую жизнь - 38 лет, в её доме он и умер, оставив возлюбленной большую часть своего огромного состояния.

Мать до смерти так и не допустила Ивана Сергеевича к себе, а после её кончины в 1850 г. Тургенев разделил наследство со своим братом и стал независимым богатым человеком.

В 1852 г. писатель опубликовал в «Московских ведомостях» некролог на смерть Н.В. Гоголя. Николай I расценил это выступление как бунт против властей. Тургенева посадили на съезжую* и продержали там целый месяц, а затем сослали в деревню.
____________________
* Съезжей в XIX в. называли казённое помещение в полицейской части, куда свозились задержанные пьяницы и преступники.

Арест и двухлетняя ссылка оказали на Ивана Сергеевича необычайно плодотворное воздействие - достаточно сказать, что, пребывая на съезжей, писатель создал рассказ «Муму». Уже в 1856 г. пришло время Тургенева-романиста и Тургенева - певца светлой любви. В сравнительно небольшой период (до 1872 г.) помимо всего прочего им были созданы романы «Рудин» (1856), «Дворянское гнездо» (1859), «Накануне» (1860), «Отцы и дети» (1862), «Дым» (1867), а также повести «Ася» (1858) и «Вешние воды» (1872). В литературоведении существует широко распространенная точка зрения, что именно И.С. Тургенев является основоположником русского романа, как явления мировой литературы.

Самым прославленным в истории романом писателя стали «Отцы и дети», а главным его героем, так называемым программным образом Тургенева - нигилист Евгений Базаров, интеллигент в худшем смысле этого слова, то есть истеричка и разрушитель, разночинец-демократ, основным жизненным принципом которого стал непомерный эгоизм под прикрытием абстрактной любви к народу.

Наиболее яркую характеристику Базарова писатель вложил в уста слуги Кирсановых старика Прокофьича, который прямо называл гостя «”живодёром” и “прощелыгой” и уверял, что он со своими бакенбардами - настоящая свинья в кусте»*.
_________________________
* И.С. Тургенев. Полн. собр. соч. Т. II, Спб., 1897.

В целом Базаров поражает бессмысленностью существования и безаппеляционностью своих суждений. Он даже лягушек режет лишь для того, чтобы убедиться в верности выводов своих предшественников, а не в поиске новых истин, другими словами, не несёт в себе какого-либо созидательного начала. Тургенев попытался загладить это бросающееся в глаза явное безделье героя яркой художественной чертой - красными (читай: натруженными) руками Базарова и рассказами о его врачевательном таланте. Однако мы так ни разу и не видим Евгения в действии, если не считать его ложно героическую гибель, более похожую на самоубийство - по личному недосмотру, участвуя чуть ли не ассистентом во вскрытии умершего тифозного больного, он по небрежению своему заразился и умер.

Сразу же после публикации романа критик журнала «Современник» М.А. Антонович* в ряде статей представил Базарова как карикатуру на современную Тургеневу российскую молодежь.
__________________________
* Максим Алексеевич Антонович (1834-1918) - русский публицист, литературный критик, философ-материалист; после смерти Н.А. Добролюбова в 1861 г. возглавил отдел «Русской литературы» в журнале «Современник».

В противовес Антоновичу один из идеологов нигилизма Д.И. Писарев* попытался возвысить образ Базарова и заложил основные направления советской критики, преподносившей героя романа как передового человека своего времени. Писарев скромно отметил, что роман «Отцы и дети» «сам по себе не разрешает никакого вопроса и даже освещает ярким светом не столько выводимые явления, сколько отношения автора к этим самым явлениям»**, чем единым махом освободил писателя от обязанности не то что досконально, но хотя бы в основном быть информированным о том предмете, о котором он пишет.
______________________
* Дмитрий Иванович Писарев (1840-1868) - знаменитый русский литературный критик и публицист.
** Статья «Базаров. “Отцы и дети”, роман И.С. Тургенева». В книге: Д.И. Писарев. Литературная критика. В 3-х томах. Т.1.Статьи 1859-1864 гг. Л.: Худ. лит., 1981.

Каким же видели своего сотоварища сами нигилисты? Писарев сказал и об этом, подспудно восхваляя тургеневского героя. Приведём только небольшой фрагмент из его статьи: «На людей, подобных Базарову, можно негодовать, сколько душе угодно, но признавать их искренность - решительно необходимо. Эти люди могут быть честными и бесчестными, гражданскими деятелями и отъявленными мошенниками, смотря по обстоятельствам и по личным вкусам. Ничто, кроме личного вкуса, не мешает им убивать и грабить, и ничто, кроме личного вкуса, не побуждает людей подобного закала делать открытия в области наук и общественной жизни. Базаров не украдёт платка по тому же самому, почему он не съест кусок тухлой говядины. Если бы Базаров умирал с голоду, то он, вероятно, сделал бы то и другое. Мучительное чувство неудовлетворенной физической потребности победило бы в нём отвращение к дурному запаху разлагающегося мяса и к тайному посягательству на чужую собственность». Конечно, ничего подобного у Тургенева не сказано и не могло быть сказано, но именно таким (то бишь абстрактно безнравственным) хотел видеть нигилиста критик, и этим задавал тон всей критике последующих времён.

Иван Сергеевич применил к Базарову знаменитый театральный принцип «свита играет короля». Не столько сами бессмысленные или отвратительные поступки и высказывания Евгения, сколько неадекватная реакция на них окружающих создают из молодого человека некое подобие нигилиста и благородного мыслителя. И все-таки и сам Базаров необычайно интересен нам сегодня и актуален как личность, ибо является выдающейся демонстрацией облика человека, жившего и погибшего в беспредельной и ничем не подкрепленной гордыне.

Иван Сергеевич сделал всё возможное, чтобы доказать реальность своего героя. Он даже рассказал историю о том, как его в своё время удивил молодой провинциальный врач Д., с которого он и написал образ Базарова. Тургеневоведы даже попытались отыскать его и определили некоего уездного врача Дмитриева, умершего в 1860 г., но доказать своё предположение не смогли. Тогда появилась версия о другом прототипе - соседе писателя по деревне В.И. Якушкине*.
__________________________
* Виктор Иванович Якушкин (1829-1872) - врач, исследователь, демократ по убеждениям; служил в Орле и Мценском уезде.

К вышеназванным лицам добавились ещё: молодой русский врач, встретившийся Тургеневу в поезде во время поездки в Германию; молодой доктор, с которым Тургенев познакомился в вагоне Николаевской железной дороги; частично - Чернышевский, Добролюбов и Белинский. Сегодня исследователи успокоились на всех устраивающей версии: Базаров - собирательный образ.

В живописи Евгений Базаров не нашел достойного воплощения, но хорошо известна нашим читателям картина В.Г. Перова* «Старики родители на могиле сына. На сюжет из романа И.С. Тургенева “Отцы и дети”».
_________________________
* Василий Григорьевич Перов (настоящая фамилия Кридинер) (1833/1834-1882) - великий русский художник, один из членов-учредителей Товарищества передвижных художественных выставок.

Первая экранизация «Отцов и детей» была сделана в 1915 г. режиссёром В.К. Висковским*. В роли Базарова выступил актёр М.И. Доронин**.
_______________________
* Вячеслав Казимирович Висковский (1881-1933) - известный отечественный театральный и кинорежиссёр немого кино. Поставил около 60 кинофильмов.
** Михаил Иванович Доронин (1880-1935) - дореволюционный и советский актёр и режиссёр театра и немого кино.

На телевизионных экранах периодически появляется фильм 1958 г. «Отцы и дети». Нельзя сказать, что это шедевр, скорее наоборот. Режиссерами фильма выступили А.С. Бергункер* и Н.С. Рашевская**. Роль Базарова исполнил актёр В.А. Авдюшко***.
______________________
* Адольф Самойлович Бергункер (1906-1989) - советский кинорежиссёр, создатель таких известных в своё время фильмов, как «Дорога на Рюбецаль», «Девочка, хочешь сниматься в кино?» и других.
** Наталья Сергеевна Рашевская (1893-1962) - родилась в семье крупного военного инженера, погибшего при обороне Порт-Артура. Окончила дворянский институт. В 1914 г. была принята актрисой в труппу Александринского театра. С 1920 г. и до кончины работала в Александринке. В кино была режиссёром двух фильмов - «Отцы и дети» и «Достигаев и другие».
*** Виктор Антонович Авдюшко (1925-1975) - советский киноактёр; дебютировал в эпизодической роли в фильме «Молодая гвардия»; снимался в таких фильмах, как «Живые и мертвые», «Освобождение», «А зори здесь тихие», комедия «Тридцать три» и других.

В 1983 г. была сделана новая экранизация романа. Поставил её режиссёр В.А. Никифоров*. Роль Базарова исполнил актёр В.Г. Богин**.
______________________
* Вячеслав Александрович Никифоров (р. 1942) - актёр и режиссёр, постановщик таких довольно известных отечественных телефильмов, как «Благородный разбойник Владимир Дубровский» (1989), «Государственная граница. Фильм пятый: Год сорок первый» (1986). За фильм «Отцы и дети» удостоен Государственной премии СССР.
** Владимир Георгиевич Богин (р. 1946) - народный артист России; служит в Малом театре. За создание образа Евгения Базарова удостоен Государственной премии СССР.

Последняя четырёхсерийная экранизация романа была осуществлена в 2008 г. режиссёром А.А. Смирновой*. Роль Базарова исполнил А.С. Устюгов**. Чисто дамская постановка, в которой основной акцент сделан на любовные коллизии в судьбах героев.
_____________________
* Авдотья Андреевна Смирнов (р. 1969) - российский кинорежиссёр. Одно время была соведущей ток-шоу «Школа злословия». С 2012 г. третья по счёту жена А.Б. Чубайса.
** Александр Сергеевич Устюгов (р. 1976) - популярный российский киноактёр. Звезда телесериалов «Ментовские войны».

Величайшее творение мастера психологии И.С. Тургенева. Он создал свой роман в переломную эпоху, когда передовые люди общества интересовались будущим России, а литераторы - поисками героя времени. Базаров (характеристика этого персонажа наглядно демонстрирует то, какой была самая развитая молодежь того времени) является центральным персонажем романа, к нему сводятся все нити повествования. Именно он самый яркий представитель нового поколения. Кто же он?

Общая характеристика (внешность, род занятий)

Как писатель-психолог, Тургенев продумал все до мелочей. Одним из способов характеристики персонажа является внешность героя. У Базарова высокий лоб, что является признаком ума, узкие губы, говорящие о высокомерии и надменности. Однако большую роль играет одежда героя. Во-первых, она показывает, что Базаров является представителем демократов-разночинцев (молодое поколение, противопоставленное старшему поколению 40-х годов либералов-аристократов). Он одет в длинный черный балахон с кистями. На нем свободные штаны из грубой ткани и простая рубаха - вот как одет Базаров. Образ получился более чем говорящий. Он не гонится за тенденциями моды, более того, презирает элегантность Павла Петровича Кирсанова, внешний вид которого полностью противоположен. Простота в одежде - один из принципов нигилистов, чью позицию занял герой, так он чувствует себя ближе к простому народу. Как показывает роман, герою и вправду удается сблизиться с простыми русскими людьми. Базарова любят крестьяне, за ним по пятам следуют дворовые ребятишки. По роду деятельности Базаров (характеристика героя в плане профессии) - врач. И кем бы еще он мог быть? Ведь все его суждения основываются на немецком материализме, где человек рассматривается лишь как система, в которой действуют свои физические и физиологические законы.

Нигилизм Базарова

Базаров, характер которого, безусловно, является одним из самых ярких в литературе 19 века, придерживался одного из наиболее популярных учений того времени - нигилизма, что в переводе с латыни означает "ничего". Герой не признает никаких авторитетов, не склоняется ни перед какими жизненными принципами. Главное для него - это наука и познание мира опытным путем.

Внешний конфликт в романе

Как отмечалось выше, роман Тургенева многоплановый, в нем можно выделить два уровня конфликта: внешний и внутренний. На внешнем уровне конфликт представлен спорами Павла Петровича Кирсанова с Евгением Базаровым.

Споры с Павлом Петровичем Кирсановым касаются разных сторон человеческой жизни. Наиболее непримиримым Базаров является по отношению к искусству, в первую очередь поэзии. Он видит в ней лишь пустой и никому не нужный романтизм. Второе, о чем ведут диалог герои - это природа. Для таких, как Николай Петрович и Павел Петрович, природа - это божий храм, в котором человек отдыхает, они восхищаются ее красотой. Базаров (цитаты персонажа это подтверждают) категорически против такого воспевания, он считает, что природа - "это мастерская, и человек в ней работник". В конфликте с Павлом Петровичем герой часто проявляет себя довольно грубо. Нелестно он отзывается о нем в присутствии племянника - Аркадия Кирсанова. Все это показывает Базарова не с самой лучшей стороны. Именно за такое изображение героя впоследствии пострадает Тургенев. Базаров, характеристика которого во многих критических статьях сказывается не в пользу Тургенева, оказался незаслуженно поруган автором, некоторые считают даже, что Тургенев клевещет на все молодое поколение, незаслуженно обвиняя его во всех грехах. Однако не стоит забывать о том, что старшее поколение также отнюдь не восхваляется в тексте.

Отношения с родителями

Нигилизм Базарова ярко проявляет себя во все моменты его жизни. Родители, которые долго не видели сына, с упоением ждут его. Но они слегка стесняются своего серьезного и образованного ребенка. Мать изливает свои чувства, а отец смущенно извиняется за такую несдержанность. Сам Базаров стремится поскорее покинуть родительский дом, видимо, потому что боится сам вдруг проявить теплые чувства. Согласно немецкому материализму, никаких душевных привязанностей у человека быть не может. В свой второй приезд Евгений также просит родителей не мешать ему, не докучать своей заботой.

Внутренний конфликт

Внутренний конфликт в романе очевиден. Он заключается в том, что герой начинает сомневаться в своей теории, он разубеждается в ней, но не может с этим смириться. Первые сомнения по поводу нигилизма возникают у Базарова, когда он встречает Ситникова и Кукшину. Эти люди называют себя нигилистами, но слишком мелки и ничтожны.

Любовная линия в романе

Испытание героя любовью является классическим для жанра романа, не стал исключение и роман "Отцы и дети". Базаров, закоренелый нигилист, отрицающий любые романтические чувства, влюбляется в молодую вдову Одинцову. Она покоряет его с первого же взгляда, когда он видит ее на балу. Она отличается от остальных женщин красотою, величавостью, ее походка грациозна, каждое движение по-королевски изящно. Но самая главная ее черта - ум и рассудительность. Как раз рассудительность помешает ей остаться с Базаровым. Поначалу их отношения кажутся дружескими, но читатель сразу же понимает, что между ними промелькнула искра любви. Однако ни один из них не в состоянии перешагнуть через свои принципы. Признание Евгения Базарова выглядит нелепо, ведь в момент откровения его глаза больше полны злости, чем любви. Базаров - образ сложный и противоречивый. Что заставляет его злиться? Конечно же, то, что его теория рухнула. Человек есть и всегда был существом с живым сердцем, в котором теплятся самые сильные чувства. Он, отрицающий любовь и романтику, покоряется женщиной. Идеи Базарова рухнули, они опровержены самой жизнью.

Дружба

Аркадий Кирсанов является одним из самых преданных сторонников Базарова. Однако сразу же заметно, насколько они различны. В Аркадии, как и в его родне, слишком много романтизма. Он хочет наслаждаться природой, он хочет обзавестись семьей. Удивительно, но Базаров, цитаты которого в адрес Павла Петровича резки и недружелюбны, не презирает его за это. Он наставляет его на свой путь, понимая при этом, что истинным нигилистом Аркадий никогда не будет. В момент ссоры он оскорбляет Кирсанова, но его слова, скорее, необдуманны, чем злы. Недюжинный ум, сила характера, воля, спокойствие и самообладание - вот качества, которыми обладает Базаров. Характеристика Аркадия на его фоне выглядит слабее, ведь он не такая выдающаяся личность. Но Аркадий в финале романа остается счастливым семьянином, а Евгений умирает. Почему же?

Смысл финала романа

Многие критики упрекали Тургенева в том, что он "убивает" своего героя. Финал романа очень символичен. Для таких героев, как Базаров, время не пришло, а автор считает, что и вовсе никогда не придет. Ведь человечество и держится только из-за того, что в нем есть любовь, доброта, уважение к традициям предков, культуре. Базаров слишком категоричен в оценках, он не принимает полумер, а его изречения звучат кощунственно. Он покушается на самое ценное - природу, веру и чувства. В итоге его теория разбивается о скалы естественного порядка жизни. Он влюбляется, не может быть счастлив только из-за своих убеждений, а в конце концов и вовсе погибает.

Эпилог романа подчеркивает то, что идеи Базарова были противоестественными. Родители приходят на могилу к сыну. Он нашел покой посреди красивой и вечной природы. В подчеркнуто романтическом ключе изображает Тургенев кладбищенский пейзаж, еще раз проводя мысль о том, что Базаров был не прав. "Мастерская" (как назвал ее Базаров) продолжает цвести, жить и радовать всех своей красотой, а героя больше нет.

Пол: Национальность: Дата рождения: Дата смерти: Дети: Роль исполняет: Евгений Васильевич Базаров Евгений Васильевич Базаров

Евге́ний Васи́льевич База́ров - персонаж романа И. С. Тургенева «Отцы и дети ». Студент-нигилист , отрицает практически все принятые в обществе ценности и традиционные порядки. В политическом отношении революционер -демократ, протестует против либеральных идей братьев Кирсановых и консервативных взглядов своих родителей.

История жизни

Сын простого штаб-лекаря, который, однако, рано умел разгадать его и ничего не жалел для его воспитания…

Базаров-старший

Базаров едет к отцу, где начинает лечить всех, кто нуждается в помощи врача. В итоге, практикуясь на трупе тифозного больного, Базаров поранил себе палец и получил заражение крови, в результате чего умер.

Прототипы

Прототипом образа Базарова можно считать целое поколение молодых критиков и публицистов середины XIX века: Н. А. Добролюбов , Д. И. Писарев и др. Также известен случай, когда Тургенев в поезде встретил молодого врача из провинции, поразившего писателя умом и резкостью взглядов; возможно, именно этот человек и послужил основой для образа Базарова.

Период в истории России

См. также

Напишите отзыв о статье "Евгений Васильевич Базаров"

Ссылки

Отрывок, характеризующий Евгений Васильевич Базаров

– Видите ли? – вдруг сказал он. – Я родственник графу, и он всегда очень добр был ко мне. Так вот, видите ли (он с доброй и веселой улыбкой посмотрел на свой плащ и сапоги), и обносился, и денег ничего нет; так я хотел попросить графа…
Мавра Кузминишна не дала договорить ему.
– Вы минуточку бы повременили, батюшка. Одною минуточку, – сказала она. И как только офицер отпустил руку от калитки, Мавра Кузминишна повернулась и быстрым старушечьим шагом пошла на задний двор к своему флигелю.
В то время как Мавра Кузминишна бегала к себе, офицер, опустив голову и глядя на свои прорванные сапоги, слегка улыбаясь, прохаживался по двору. «Как жалко, что я не застал дядюшку. А славная старушка! Куда она побежала? И как бы мне узнать, какими улицами мне ближе догнать полк, который теперь должен подходить к Рогожской?» – думал в это время молодой офицер. Мавра Кузминишна с испуганным и вместе решительным лицом, неся в руках свернутый клетчатый платочек, вышла из за угла. Не доходя несколько шагов, она, развернув платок, вынула из него белую двадцатипятирублевую ассигнацию и поспешно отдала ее офицеру.
– Были бы их сиятельства дома, известно бы, они бы, точно, по родственному, а вот может… теперича… – Мавра Кузминишна заробела и смешалась. Но офицер, не отказываясь и не торопясь, взял бумажку и поблагодарил Мавру Кузминишну. – Как бы граф дома были, – извиняясь, все говорила Мавра Кузминишна. – Христос с вами, батюшка! Спаси вас бог, – говорила Мавра Кузминишна, кланяясь и провожая его. Офицер, как бы смеясь над собою, улыбаясь и покачивая головой, почти рысью побежал по пустым улицам догонять свой полк к Яузскому мосту.
А Мавра Кузминишна еще долго с мокрыми глазами стояла перед затворенной калиткой, задумчиво покачивая головой и чувствуя неожиданный прилив материнской нежности и жалости к неизвестному ей офицерику.

В недостроенном доме на Варварке, внизу которого был питейный дом, слышались пьяные крики и песни. На лавках у столов в небольшой грязной комнате сидело человек десять фабричных. Все они, пьяные, потные, с мутными глазами, напруживаясь и широко разевая рты, пели какую то песню. Они пели врозь, с трудом, с усилием, очевидно, не для того, что им хотелось петь, но для того только, чтобы доказать, что они пьяны и гуляют. Один из них, высокий белокурый малый в чистой синей чуйке, стоял над ними. Лицо его с тонким прямым носом было бы красиво, ежели бы не тонкие, поджатые, беспрестанно двигающиеся губы и мутные и нахмуренные, неподвижные глаза. Он стоял над теми, которые пели, и, видимо воображая себе что то, торжественно и угловато размахивал над их головами засученной по локоть белой рукой, грязные пальцы которой он неестественно старался растопыривать. Рукав его чуйки беспрестанно спускался, и малый старательно левой рукой опять засучивал его, как будто что то было особенно важное в том, чтобы эта белая жилистая махавшая рука была непременно голая. В середине песни в сенях и на крыльце послышались крики драки и удары. Высокий малый махнул рукой.
– Шабаш! – крикнул он повелительно. – Драка, ребята! – И он, не переставая засучивать рукав, вышел на крыльцо.

Образ Евгения Базарова

Евгений Базаров - нигилист, а значит, материалист, не признающий догм, проверяющий все только опытом. Он медик, увлекается естественными науками. Каждый день его заполнен трудом, новыми поисками. Он постоянно находит себе дело. "Базаров вставал очень рано и отправлялся версты за две, за три, не гулять - он прогулок без цели терпеть не мог, - а собирать травы". Базаров признавался Аркадию, что страсть к труду сделала из него человека. "Только своим трудом нужно добиваться цели", -считает Базаров. Он говорит, что знающий человек - это личность. В Марьино и поместье родителей своих этот нигилист лечит больных. Он всегда там, где нужны его знания. Эти качества отличают его от других героев романа, в том числе и от "новых" людей.

Базаров - это человек дела. Он, однако, резок в своих оценках и мнениях. Созидания не признает, говорит: "Сначала нужно место расчистить...". Красоту, эстетическое наслаждение отрицает начисто. "Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник". Резко отзывается он о людях, проявляет нетерпимость к их мнениям. Он утверждает, что такие, как Павел Петрович Кирсанов, не нужны обществу. Они не умеют трудиться, они не любят свой народ.

Но, видимо, такие, как Базаров, были нужны русскому обществу, как овод быку, чтобы это общество проснулось от спячки и взглянуло на себя объективно. Такие, как наш герой, появляются только в определенные эпохи, и резкость их проявление противоречий времени. Но нас не могут не восхищать сила духа, твердость и непреклонность Базарова, его умение смотреть правде в глаза даже перед своей смертью.

Этот борец понимает, что жизнь его будет тяжела, и дорога, по которой он идет, потребует от него многих жертв. Но он не изменяет своим убеждениям. Именно это качество и привлекает нас в этом образе. Душевная сила его проявляется и в любви. Уже то, что Базаров полюбил незаурядную женщину, говорит о многом. Он увидел ее ум, широту кругозора, оригинальность взглядов на жизнь. И это поднимает его в наших глазах. Базаров в разговорах с любимой женщиной делится с ней своими мыслями и взглядами. Убедившись, что она не способна пройти все те лишения, на которые идет Базаров, он прямо объясняется с ней. И Анна Сергеевна понимает, что перед ней человек, который пожертвует всем, даже любовью, ради своего дела. Многие критики того времени писали, что любовь выбила Базарова из колеи. Но это не так. Конечно, ему трудно, он переживает и ломает себя. И, если бы не смерть, Евгений, без сомнения, преодолел бы свою "слабость", как он называл любовь.

Во многом странный для нас и не во всем приятный, Евгений Базаров в то же время привлекает нас такими чертами, которые хотел бы видеть в себе и своем избраннике почти каждый человек.

В 1861 году, в год отмены крепостного права, Тургенев написал свой лучший роман "Отцы и дети", который посвятил памяти великого русского разночинца Белинского. В романе отразилось дыхание эпохи. Злободневность произведения заключается в том, что автор ярко воспроизводит положение России накануне реформы, а также рисует образ нового человека, который в столкновении со старым, обреченным на гибель миром, доказывает "торжество демократизма со старым, обреченным ни гибель миром, доказывает "торжество демократизма над аристократией". "Новый" человек - это Базаров. Каким же мы видим его? Он показан в длинном "балахоне с кистями", с "обнаженными красными руками", не знающими перчаток и привыкшими к труду.

Кто же он?

Нельзя, конечно, принять голое отрицание Базарова. Нельзя жить без красоты, искусства, любви к природе. И нельзя не согласиться с одним молодым поэтом:

Природа-храм,

не только мастерская,

Где не учли такого пустяка,

Что можно,

все тычинки различая,

Не полюбить ни одного цветка.

Нет, нет, уж лучше верить