Кто входил в битлз. Смотреть что такое "битлз" в других словарях

Популярная группа Битлз, её далеко не краткая биография, состав The Beatles и история группы за десятилетия с её распада не теряют актуальности. Новые сообщения о группе Битлз появляются кратко или развернуто с частой периодичностью. Про группу Битлз в сети есть краткое сообщение и наоборот, мы постарались совместить всю доступную информацию про The Beatles в одно, коротко и информативно.

О «Битлах» слышали абсолютно все, даже если только краткое содержание. Эта команда из 4 парней настолько прочно влилась в историю человечества, что до сих пор дает пищу для исследований всех, кому музыка небезразлична, будь то меломан или же критик.

Величину популярности, которая и сегодня дает о себе знать, глубокую любовь к творчеству, объяснить действительно сложно, однако факт остается фактом – в шестидесятые четверка перевернула весь мир.

Как все начиналось

Почти двадцать лет «Битлз» считались эталоном музыкантов. The Beatles породила огромную волну подражательства – как среди обычных фанов, так и среди других команд. Музыка коллектива вдохновляла целые поколения. Именно она ответственна за то, что в Европе активно расцвело движение за мир, к любви и свободе.

Невозможно до конца оценить, какое значение сыграли The Beatles в культуре человечества, и вряд ли хоть кто-то из коллектива в полной мере понимал, куда заведет совместное творчество.

Ливерпуль, город, бывший родным для основателей команды, на самом деле для музыкантов Англии являлся интересным местом. Именно здесь варились свежие идеи, которые и вдохновили Пола и Джона на занятия музыкой.

В 1957 Пол Маккартни встретился с Ленноном впервые. Джон уже считался лидером команды Quarrymen, хоть ему и было только семнадцать. Стилистика творчества относилась к британскому варианту рок-н-ролла – скиффл. Маккартни очаровал нового знакомого, потому что оказался мультиинструменталистом – труба, фортепиано и гитара, а кроме того ориентировался в аккордах и текстах всех лучших хитов того времени. Но помимо этого Пол показал Джону первые наработки композиций, и Джону тоже захотелось создавать свои песни. Дух соперничества заставил их обоих усердно работать. Сблизились же они позднее в результате трагических событий – смерти матерей.

Не прошло и нескольких месяцев, как они уже не только поигрывали вместе, но и вышли на сцену. Помог им в этом Харрисон, Джордж был близким другом Пола. Немногим позже к только появившейся команде присоединился и Стюарт Сатклифф, который учился с Харрисоном в одном колледже.

Нужно отметить, что родители практически не знали, чем занимаются сыновья. Они были действительно убеждены, что те хотят получить рабочую специальность. Однако все члены четверки были слишком увлечены музыкальной темой. Тепло к их занятиям относилась лишь мать Харрисона.

Как вы лодку назовете

Ряд успешных выступлений навел музыкантов на мысль, что пора бы подобрать подходящее название. Амбиции у всех членов команды были велики, и пусть все их выходы на сцену трудно было назвать концертами, а записать их музыку никто бы не предложил, они все равно были полны энтузиазма.

Для этого пришлось вливаться в ливерпульскую клубную жизнь. Выступая под названием Quarrymen, они раз за разом пробовали силы в творческих конкурсах, но ничего похожего на успех не получалось. В итоге пришлось подумать, какой вариант названия лучше опишет их подход к творчеству.

Размышления привели к The Beatles, причем и сегодня ведутся споры, как оно появилось. Члены коллектива не раз упоминали, что имя придумали Стюарт и Джон. Им пришло в голову сотворить название с двойным смыслом. Оттолкнувшись от beetles, они поменяли букву, чтобы получилась отсылка к beat, ведь именно этот стиль музыки был особенно популярен.

Название ли было ответственно за то, что группу Битлз заметили среди прочих, никто не сможет утверждать точно, однако к молодым людям действительно стали обращаться за выступлениями.

Едва начался 1960, как группу позвали в краткое турне по городам Шотландии, и это стало отправной точкой, которая помогла подняться над многочисленными коллективами, исполнявшими схожую музыку в Ливерпуле. Команда должна была работать на одной сцене с Джонни Джентлом, популярным на тот момент певцом.

К сожалению, шотландское турне принесло не только положительные впечатления. В ходе концертов команда поссорилась с менеджером, не получила вовремя оплату. В родной город они вернулись раньше, чем предполагалось договором. Ударник же, получивший в туре сотрясение мозга, команду покинул.

Большой старт

С лета 1960 The Beatles получили приглашение на концерт в Гамбург. Для всех участников Битлз это было великолепным шансом продемонстрировать себя за пределами родной страны, выйти на Европу, как сказали бы сегодня. Самое любопытное в том, что на деле такой выбор был достаточно странным. У группы не было постоянного ударника, что осложняло работу, и она никому не была особенно известна. Однако так случилось, что на тот момент более популярные коллективы не могли отправляться в длительное турне, и Аллан Уильямс сумел протолкнуть вперед начинающих. Перед гастролями долгие поиски ударника привели в команду Пита Беста – практически случайно.

Конечно, не обошлось без сложностей – тур в Германию стал большим испытанием. Почти семь месяцев за границей «битлы» выступали в клубах Indra и Kaiserkeller. График концертов оказался весьма напряженным, ведь концерты тогда шли без остановок, и ни в коем случае нельзя было ударить в грязь лицом. Оставив собственные композиции на более удобный случай, команда ударилась в исполнение вариаций, импровизаций и обработок.

Расслабляться было нельзя. The Beatles играли блюз, обрабатывали народные песни, исполняли блюз, рок-н-ролл, отбирали и пели эстрадные композиции. Это оказалось хорошим опытом: за семь месяцев турне мастерство заметно выросло.

Возвращение команды оценили и в знакомых клубах. Группа Битлз зазвучала иначе.

Однако не только этот след оставило первое в истории команды турне. Стюарт Сатклифф познакомился и завел отношения с Астрид Кирхерр. Это ей принадлежит фотоссессия в Гамбургском парке. И именно она предложила команде подобрать новый имидж.

Новые стильные прически и аккуратные пиджаки без воротников и лацканов от Кардена стали обновленным образом команды. Можно считать, что немецкая девушка выступила имиджмейкером.

Эпштейн-эра

Вернувшись в Ливерпуль, команда стала регулярно выступать в Cavern. Более опытные музыканты быстро выдвинулись вперед, и в городе стали известны достаточно широко. Однако у них были и конкуренты, например Rory Storm and the Hurricanes. В этой весьма популярной на тот момент группе на ударных сидел Ринго Старр.

Познакомиться с командой «битлы» успели все на тех же немецких гастролях. С этими ребятами они совместно записали пластинку – подыграв как сессионщики. Впрочем, в итоге это было судьбоносное событие.

Кстати, запомнившись в Гамбурге, Битлз отправились туда и второй раз в 1961. На этот раз тур занимал три месяца. Германия дала группе возможность впервые записаться на студии, так как они выступали вместе с Тони Шериданом. На пластинке группу обозначили The Beat Brothers.

В Cavern же команду приметил Брайан Эпштейн, работавший в одном из магазинов, занимающихся пластинками. Он так воодушевился, что начал переговоры с компаниями по звукозаписи, однако получал много отказов, пока наконец-то Parlophone не решилась на контракт с группой, о которой мало кто слышал.

Джордж Мартин, выступавший продюсером этой студии, говорил, что привлекли его не качество музыки или мастерство. «Битлы» взяли остроумием, открытостью и даже легкой наглостью. Они так очаровали Мартина, что тот открыл им дорогу к Abbey Road, на знаменитую лондонскую студию.

К середине осени 1962 появился Love Me Do. Никто не может сказать, продавался бы сингл хуже, если бы Эпштейн лично не выкупил 10 000 пластинок, отчего поднялся шум вокруг восходящих звезд.

Это привело команду на телеэкраны, и, конечно, число фанов стало расти с невиданной скоростью. Теперь появлялись синглы, организовывались концерты, и все-таки увидел свет первый альбом. Это тоже было замечательным событием: Please Please Me поднялся на вершины национального хит-парада и шесть месяцев не уходил с верхних строк.

Можно сказать, что так в 1963 появилось новое явление – битломания.

Следующая пластинка, получившая название With The Beatles, появилась немного позднее и принесла новый рекорд. Только предзаказов на этот альбом собрали 300 тысяч. В течение года разошлось свыше миллиона пластинок!

Величайшие композиторы

Великобритания обожала четверку, но в Америке о ней пока никто не слышал. Переиздание хитов, о котором старался договориться Эпштейн, все не случалось. Однако, когда была записана I Want To Hold Your Hand, Ричард Баккл высказался о ней на страницах весьма популярного издания The Sunday Times. Говоря о работе музыкантов, он высказал мнение, что имена Маккартни, Леннон встанут в истории музыки сразу же за именем Бетховена. Такая похвала возбудила интерес, и так песни битлов зазвучали в США.

Не прошло много времени, как пять первых композиций национального хит-парада Америки принадлежали именно им.

Альбомы же продолжали записываться, и команда даже сняла фильмы. Когда появился Help!, весь мир единодушно признал Yesterday великолепнейшей композицией. Каверы зазвучали со всех концов, и на сегодняшний день существует не менее двух тысяч вариаций.

Работа в студии

В 1965 рок-н-ролл пережил перерождение и превратился из развлекательной музыки в нечто новое. Возглавили волну группа The Beatles, выпустившие Rubber Soul. Годом позже они выпустили Revolver, в котором оказалось столько эффектов, что исполнять композиции вживую было бы невозможно.

Так гастроли ушли на задний план, и команда начала серьезно работать именно в студиях. В 1966 стартовала запись Sgt. Pepper’s Lonely Hearts Club Band, продолжавшаяся почти 130 дней.

Этот альбом и сейчас считается эволюцией жанра, музыкальным триумфом. Однако после этого дела стали хуже.

В 1967 Эпштейн скончался от передозировки снотворного.

White Album сегодня называют первым сигналом о распаде команды.

К сожалению, в то время в группе нарастала напряженность, музыка создавалась не совместно, а стала поводом для конкуренции между собой. К тому же у Джона появилась Йоко, и она вовсе не нравилась другим членам команды.

Закат

У Леннона появился новый проект, хотя он все так же числился в составе The Beatles, Маккартни ударился в сольное творчество. К середине 1969 совместного творчества не было, однако фанаты как будто бы не знали о такой неприятной ситуации.

Когда же в 1970 Маккартни сообщил, что оставляет проект, это всех шокировало. Впрочем, коллектив распался благополучно – каждый музыкант нашел собственную стезю.

Фанаты же мечтали о воссоединении, однако в 1980 погиб Леннон, и стало ясно, что эпоха The Beatles ушла безоговорочно, что нисколько не повлияло на масштаб популярности. И сегодня альбомы коллектива слушают и знают повсеместно.

Немного фактов

Великобритания в 1965 наградила всех членов команды орденами Британской империи.

Популярный журнал среди меломанов Rolling Stone назвал команду Битлз величайшими исполнителями всех времен. Первое место среди пятиста лучших альбомов занял именно альбом «битлов».

Выступление The Beatles, которое имело место в 1967, посмотрело 400 000 000 зрителей. Его показывали в «Нашем мире». Именно там All You Need Is Love получил видео-версию.

1969 год: появился необычный по формату на тот момент формат – Yellow Submarine, мультфильм-полнометражка. В нем прозвучали многие песни, особенно всем запомнилась Hey Jude, которую Леннон посвящал сыну Джулиану.

Ринго и Пол и сегодня могут порадовать поклонников новой музыкой.

"Битлз" - это британская рок-группа. Родом она из Ливерпуля. С 1960 по 1970 год просуществовала группа "Битлз". Состав ее сформировался не сразу, несколько раз менялось также название. Обо всем этом, а также об истории успеха этого величайшего в мире музыкального коллектива мы подробно расскажем ниже.

Возникновение The Blackjack и The Quarrymen

Джон Леннон (1940-1980), научившись играть на гитаре, основал со своими товарищами группу, названную ими The Blackjack. Через неделю, однако, название изменилось на The Quarrymen (школа, в которой учились ребята, называлась Quarry Bank). Группа исполняла скиффл - особый британский стиль рок-н-ролла.

Формирование The Quarrymen

Джон Леннон (на фото ниже) летом 1957 года после выступления на концерте познакомился с еще одним будущим участником коллектива - Полом Маккартни.

Он удивил Джона своим знанием слов и аккордов последних новинок в мире музыки. К ним присоединился осенью 1958 года Джордж Харрисон, друг Пола. Джордж, Пол и Джон стали главными в группе, для других же участников The Quarrymen эта группа была лишь временным увлечением, и они вскоре покинули коллектив. Музыканты играли в эпизодах на различных мероприятиях, свадьбах, вечеринках, однако дело не доходило до записей и концертов.

Группа несколько раз распадалась. Своя группа была у Джорджа Харрисона. А Пол Маккартни и Леннон начали вместе писать песни, петь и играть, вдохновившись Бадди Холли, который был сам себе продюсером и играл собственные песни. В группу в конце 1959 года вошел Стюарт Сатклифф. Джон Леннон был с ним знаком в колледже. Его игра мастерством не отличалась, что часто вызывало раздражение у Пола Маккартни - требовательного музыканта. Группа в таком составе была практически сформирована: вокал и ритм-гитара - Леннон, вокал, ритм-гитара и фортепиано - Маккартни (фото его представлено ниже), соло-гитара - Джордж Харрисон, бас-гитара - Стюарт Сатклифф. Однако проблемой музыкантов было отсутствие у них постоянного ударника.

Некоторые другие названия группы

The Quarrymen активно пыталась вписаться в клубную и концертную жизнь Ливерпуля. Конкурсы талантов проводились один за другим, однако группе не везло. Ей необходимо было задуматься о том, чтобы сменить свое название. Никто уже не имел отношение к школе Quarry Bank. На местном телевизионном конкурсе, прошедшем в декабре 1959 года, эта группа выступила уже под другим названием - Johnny and the Moondogs.

История возникновения названия The Beatles

В 1960 году, в апреле, участники придумали это название. Авторами его, по воспоминаниям членов группы, считаются Стюарт Сатклифф и Джон Леннон. Они мечтали о названии, имеющем двойной смысл. Например, группа Б. Холли называлась The Crickets, то есть "сверчки". Однако для англичан существует и другое значение - "игра крикет". Как говорил Джон Леннон, это название пришло ему во время сна. Он увидел человека, охваченного пламенем, посоветовавшего назвать группу Beetles (жуки). Однако у этого слова есть только одно значение. Поэтому решено было заменить букву "е" на "а". Появлялось второе значение - "бит", например, в музыке рок-н-ролл. Так состоялось рождение "Битлз". Первое время музыканты вынуждены были несколько изменить название, поскольку промоутеры считали его очень коротким. В разное время группа выступала под такими названиями, как The Silver Beatles, Long John and The Beatles.

Первое турне

Очень быстро росло музыкальное мастерство участников коллектива. Их все чаще приглашали выступить в малых клубах и пабах. The Beatles в свое первое турне отправились в 1960 году, в апреле. Это был тур по Шотландии, и выступали они как аккомпанирующая группа. В это время они еще не получили большой известности.

Игра группы в Гамбурге

"Битлз", состав которого еще не был окончательно сформирован, в середине 1960 года пригласили сыграть в Гамбурге. Здесь играли уже в то время несколько профессиональных групп в стиле рок-н-ролл из Ливерпуля. Поэтому решили срочно искать ударника музыканты из "Битлз". Состав группы требовалось пополнить им для того, чтобы соответствовать контракту и быть на уровне профессионалов. Они выбрали Пита Беста, игравшего очень хорошо. История "Битлз" продолжилась тем, что в 1960 году, 17 августа, состоялся первый концерт в Гамбурге, в клубе Indra. Здесь группа играла до октября по контракту, а затем, до конца ноября, выступала в Kaiserkeller. Очень жестким был график выступлений, участникам приходилось тесниться в одной комнате. Очень много материала нужно было играть на сцене помимо рок-н-ролла: ритм-энд-блюз, блюз, старые джазовые и эстрадные номера, народные песни. The Beatles еще не исполняли собственные песни, так как считали, что в окружающей современной музыке было много подходящего им материала, а также не было для этого необходимого стимула. Именно ежедневная тяжелая работа и умение исполнять различные стили музыки, смешивая их, стали в становлении группы одними из главных факторов.

Битлы становятся известными в Ливерпуле

Битлы в декабре 1960 года возвратились в Ливерпуль. Здесь они оказались одними из самых активных групп, соперничавших друг с другом по количеству поклонников, репертуару и звуку. Лидерами среди них были Rory Storm, игравшие в лучших клубах Гамбурга и Ливерпуля. В это время познакомились и быстро сдружились с ударником этой группы, Р. Старром, музыканты из "Битлз". Состав группы пополнится им несколько позже.

Вторые гастроли в Гамбурге

Группа в апреле 1960 года отправилась вновь в Гамбург на вторые гастроли. Теперь уже они играли в Top Ten. The Beatles именно в этом городе сделали свою первую профессиональную запись, выступая аккомпанирующим ансамблем для певца Т. Шеридана. Битлам позволили также сделать несколько собственных композиций. Сатклифф по окончании гастролей решил покинуть группу и остаться в Гамбурге. Полу Маккартни пришлось играть на бас-гитаре. А через год, в 1962-м (10 апреля), Сатклифф (на фото ниже) скончался от кровоизлияния в мозг.

Выступления в Ливерпуле в 1961 году

The Beatles с августа 1961 года начали выступать в клубе Ливерпуля (название клуба - Cavern). Они выступили за год 262 раза. В следующем году, 27 июля, музыканты дали свой концерт в Litherland Town Hall. Концерт в этом зале имел большой успех, после него пресса окрестила эту группу лучшей в Ливерпуле.

Знакомство с Джорджем Мартином

Менеджер The Beatles, Брайан Эпстайн, встретился с Джорджем Мартином, продюсером из лейбла Parlophone. Джордж молодой группой заинтересовался и захотел увидеть ее выступление в студии Abbey Road (Лондон). Записи коллектива не впечатлили Джорджа Мартина, однако он полюбил самих музыкантов, привлекательных, веселых и немного наглых ребят. Когда Дж. Мартин спросил, все ли им нравится в студии, Харрисон ответил, что ему не нравится галстук Мартина. Продюсер оценил эту шутку и предложил группе подписать контракт. Именно начиная с истории с галстуком, прямые, резкие и остроумные ответы участников "Битлз" на интервью и пресс-конференциях стали их фирменным стилем.

Ринго Старр становится барабарщиком

Лишь Пит Бест не понравился Джорджу Мартину. Он считал, что Бест до уровня группы не дотягивает, и предложил Эпстайну заменить барабанщика. К тому же Пит отстаивал собственную индивидуальность и не захотел, как другие участники "Битлз", сделать фирменную прическу, чтобы соответствовать общему стилю группы. В результате в 1962 году, 16 августа, Пит Бест уходит из группы, о чем объявляет официально Брайан Эпстайн. Старра (на фото ниже), игравшего в группе Rory Storm, без раздумий берут на его место.

Первые синглы и первый альбом

Вскоре начали студийную работу участники "Битлз". Первая запись никаких результатов не принесла. The Beatles в октябре 1962 года выпустили свой первый сингл под названием Love Me Do, достигший в чартах 17-го места. Это был довольно хороший результат для молодых битлов. В этом же году, 17 октября, состоялся первый концерт этой группы по телевидению в манчестерской трансляции (программа People and Places). Затем битлы записали новый сингл Please Please Me, занявший первые места в чартах. В 1963 году, 22 марта, группа наконец выпускает первый альбом с таким же названием. Всего лишь за 12 часов был создан материал для него. Этот альбом возглавил на целые полгода национальный хит-парад, принеся большой успех "Битлз." Хиты этой группы стали популярны по всей стране.

Оглушительный успех

Днем рождения битломании считают 3 октября 1963 года. Группу ждала оглушительная популярность. Участники ее давали концерт в зале Palladium Лондона, откуда на всю Великобританию велась трансляция "Битлз". Хиты группы слушали примерно 15 млн зрителей. Множество фанатов заполнило улицы возле концертного зала, стремясь вживую увидеть битлов. Группа 4 ноября 1963 года отыграла концерт в театре Принца Уэльского. Сама королева, лорд Сноудон и принцесса Маргарет присутствовали на нем, причем королева восхищалась игрой. Битлы 22 ноября выпустили второй альбом под названием With The Beatles. Более миллиона копий этой пластинки было продано к 1965 году.

Брайан Эпстайн заключил в США контракт с фирмой Vee Jay, выпустившей синглы From Me To You и Please Please Me, а также альбом Introducing The Beatles. Однако они не принесли успеха в США и даже не попали в региональные хит-парады. В Соединенных Штатах в конце 1963 года появился сингл I Want To Hold Your Hand, изменивший ситуацию. Уже в следующем году, 18 января, он оказался на первом месте в таблице американского журнала Cash Box и на третьем - в таблице еженедельника под названием Billboard. Фирма из США Capitol выпустила ставший 3 февраля золотым альбом Meet the Beatles.

Таким образом, битломания перешагнула океан. В 1964 году, 7 февраля, участники группы приземлились в аэропорту Нью-Йорка. Их встречали около 4 тысяч фанатов. Группа сыграла три концерта: один в "Колизее" (Вашингтон) и два - в Карнеги-холле (Нью-Йорк). Также The Beatles дважды выступили на телевидении в "Шоу Эда Салливана", которое смотрели 73 млн зрителей - рекорд в истории телевидения! Битлы в свободное время общались с журналистами и различными музыкальными группами. Они возвратились на родину 22 февраля.

Группа после поездки в США начала записывать новые песни, а также снимать первый музыкальный фильм (A Hard Day’s Night). Сингл под названием Can’t Buy Me Love 20 марта собрал множество предварительных заявок - около 3 млн.

Первое крупное турне

В первое крупное турне через Голландию, Данию, Гонконг, Новую Зеландию и Австралию группа отправилась 4 июня 1964 года. С оглушительным успехом прошли гастроли Beatles. В Аделаиде, например, 300-тысячная толпа встречала в аэропорту музыкантов. 2 июля Битлы возвратились в Лондон. А спустя три дня была премьера A Hard Day’s Night, после чего вышел и альбом с одноименным названием.

Трудности, с которыми пришлось столкнуться группе

Гастрольное турне по Северной Америке стартовало 19 августа этого же года. Битлы за 32 дня преодолели 36 тыс. километров и побывали в 24 городах, отыграв 31 концерт. Около 30 тыс. долларов (сегодня это эквивалентно примерно 300 тыс. долларов) они получали за один концерт. Однако не за деньги волновались музыканты, а за то, что стали узниками, изолированными полностью от остального общества. Круглосуточно гостиницы, в которых останавливалась группа, осаждала толпа.

В то время аппаратура, на которой играли музыканты на огромных стадионах, не удовлетворила бы даже захудалый ресторанный ансамбль. Техника надолго отставала в развитии от темпов, заданных битлами. Музыканты из-за оглушительного рева людей на трибунах зачастую не слышали самих себя. Они сбивались с ритма, в вокальных партиях теряли тональность, однако этого не замечала публика, которая тоже практически ничего не слышала. Битлы в таких условиях не могли прогрессировать и экспериментировать на сцене. Лишь за сценой в студии они могли создавать что-то новое и развиваться.

Продолжение успеха

Вернувшись в Лондон 21 сентября, музыканты сразу же начали записывать новый альбом - Beatles For Sale. Множество стилей музыки, начиная от рок-н-ролла и заканчивая кантри-энд-вестерном, было представлено на этой пластинке. Уже 4 декабря 1964 года, в первый день выхода, она разошлась тиражом в 700 тысяч копий и возглавила вскоре английский хит-парад.

В 1965 году, 29 июля, состоялась премьера фильма Help! в Лондоне, а альбом с таким же названием вышел в августе. The Beatles 13 августа отправились в турне по Соединенным Штатам. Они побывали в гостях у самого Элвиса Пресли, где не только беседовали, но и играли, записав несколько песен на магнитофоны. К сожалению, так и не были опубликованы эти записи, поскольку их не нашли, несмотря на все приложенные усилия. Миллионами долларов сегодня исчисляется их стоимость.

Рок и рок-н-ролл в середине 1965 года превращались из развлекательной и танцевальной музыки в серьезное искусство. Множество появившихся в то время групп, таких как Rolling Stones и The Byrds, составили The Beatles серьезную конкуренцию. Битлы в октябре этого же года начали записывать новый альбом - Rubber Soul. Он показал всему миру взрослеющих битлов. Снова остались далеко позади все конкуренты. В день начала его записи, 12 октября, у музыкантов не было ни одной готовой песни, а уже 3 декабря 1965 года на прилавках магазинов лежал этот альбом. В песнях появились элементы сюрреализма, мистики, которые включены были впоследствии во многие песни "Битлз".

Государственные награды

Участникам группы в 1965 году, 26 октября, вручены были в Букингемском дворце государственные награды. Они получили орден Британской империи. У некоторых других обладателей этого ордена, военных героев, вручение награды музыкантам вызвало возмущение. В знак протеста они вернули ордена, так как они, по их мнению, обесценились. Однако никто не обратил на протестующих особого внимания.

Конфликты и разбирательства

У битлов в 1966 году начали появляться серьезные проблемы. Из-за конфликта с первой леди Филиппин во время гастролей музыканты отказались прийти на официальный прием во дворце президента. Разъяренная толпа едва не порвала на части битлов, им еле удалось унести ноги из этой страны. После возвращения группы в Англию в США поднялась большая шумиха из-за высказываний Леннона о том, что "Битлз" сейчас популярнее, чем Иисус. В Великобритании об этом вскоре забыли, а вот в Америке против музыкантов прокатились акции протеста - жгли их портреты, пластинки, на которых были записаны песни "Битлз"... Сами музыканты воспринимали это с юмором. Однако Джона Леннона под давлением прессы все-таки вынудили публично извиниться за высказывания. Это произошло в Чикаго в 1966 году, 11 августа.

Новый прорыв, прекращение концертной деятельности

Музыканты, несмотря на эти разбирательства, выпустили в то время один из лучших своих альбомов под названием Revolver. Поскольку были использованы очень сложные студийные эффекты, музыка Beatles сценического исполнения не предполагала.

"Битлз" превратились в студийную группу. Устав от гастролей, музыканты решили прекратить концертные выступления. В 1966 году, 1 мая, состоялось их последнее выступление в зале стадиона "Уэмбли" (Лондон). Здесь они участвовали в гала-концерте и появились всего на 15 минут. Последнее турне состоялось по США в этом же году, где Битлз последний раз появились на сцене в Сан-Франциско 29 августа. Тем временем Revolver лидировал в мировых хит-парадах. Он был оценен критиками как кульминация всего творчества этой группы. Многие газеты считали, что группа решила остановиться на этой высокой ноте, однако это не приходило в голову самим музыкантам.

Последние альбомы

В том же году, 24 ноября, они начали записывать очередной альбом. Запись его длилась 129 дней, и он стал величайшим альбомом в истории рок-музыки. Sgt. Pepper"s Lonely Hearts Club Band вышел в 1967 году, 26 мая. Он имел феноменальный успех и продержался 88 недель на первых местах различных хит-парадов.

В этом же году, 8 декабря, группа выпустила 9-й альбом под названием Magical Mystery Tour. В 1967 году, 25 июня, "Битлз" стала первой в истории группой, выступление которой транслировалось на весь мир. Его посмотрели 400 млн человек. Однако, несмотря на этот успех, дела у "Битлз "пошли на спад. Брайан Эпстайн умер 27 августа от передозировки снотворного. "Битлз" в конце 1967 года начали получать негативные отзывы о своем творчестве.

Группа провела начало 1968 года в Ришикеше, где изучала медитацию. Маккартни и Леннон после возвращения в Великобританию объявили о создании корпорации под названием Apple. Они начали выпускать пластинки под этим лейблом. "Битлз" в 1968 году, в январе, выпустили фильм Yellow Submarine. 30 августа сингл Hey Jude поступил в продажу, и к концу года продажи пластинки достигли 6 млн. The White Album - двойной альбом, выпущенный в 1968 году, 22 ноября. Между музыкантами во время его записи сильно ухудшились отношения. На время из группы ушел Ринго Старр. В нескольких песнях из-за этого партию ударных исполнил Маккартни. Харрисон (фото его представлено ниже) и Леннон, кроме того, начали выпускать сольные пластинки. Приближался неминуемый распад группы. Позже появились альбомы Abbey Road и Let it be - последний, выпущенный в 1970 году.

Смерть Джона Леннона и Джорджа Харрисона

Джон Леннон 8 декабря 1980 года был убит Марком Чэпменом, гражданином США, в Нью-Йорке. В день своей смерти он дал журналистам интервью, а затем подходил с женой к дому. Чэпмен сделал 5 выстрелов ему в спину. Сейчас Марк Чэпмен в тюрьме, где отбывает пожизненный срок.

Джордж Харрисон скончался в 2001 году, 29 ноября, от опухоли мозга. Он лечился долгое время, однако спасти музыканта не удалось. Пол Маккартни до сих пор жив, ему на сегодняшний день 73 года.

- величайшая группа столетия, легендарная Ливерпульская Четверка. Четыре молодых человека из Ливерпуля в начале шестидесятых покорили весь мир. Джон, Пол, Джордж, Ринго - имена, ставшие культовыми для огромного количества людей. Об истории этого коллектива и пойдет речь в этой статье

…is there anybody going to listen to my story
All about the girl who came to stay?
She"s the kind of girl
you want so much it make you sorry
Still you don"t regret a single day…


В состав группы входили:Джон Леннон (ритм-гитара, фортепьяно, вокал), Пол Маккартни (бас-гитара, фортепьяно, вокал), Ринго Старр (ударные, вокал), Джордж Харрисон (соло-гитара, вокал). В разное время в творчестве Битлз участвовали Пит Бест (ударные, вокал) и Стюарт Сатклифф (бас-гитара, вокал),Джимми Никол (ударные). Расскажем поподробнее об истории Beatles и каждого из музыкантов в отдельности:

Джон Леннон


Джон Леннон родился под грохот взрывавшихся бомб и рёв самолетов, бомбивших Ливерпуль. Спустя некоторое время после рождения мальчика, его отец, служивший на торговом судне, исчез во время одного из плаваний. Денег у матери катастрофически не хватало, потому ей пришлось снова выйти замуж. После этого Джон оказался на попечении своей тети, Мими Стэнли, которая жила в соседнем районе

Джеймс Пол МакКартни родился 18 апреля 1942 года в одном из районов Ливерпуля - Энфилде. Его родители много переезжали, и в итоге поселились в районе Спек, неподалеку от дома, где жил Леннон. Отец Пола сменил множество профессий, но так и не смог добиться нигде успеха. В 30-е годы он практически все свое свободное время уделял музыке, выступая на танцплощадках и в барах со своим ансамблем. Всю заботу о семье на себя приходилось брать его жене Мэри. Она работала медсестрой в местной больнице, зарабатывая деньги для всей семьи. По характеру Пол был полной противоположностью Джона. Он был таким же независимым, но добивался желаемого более спокойными методами

Джордж Харрисон

Джордж Харрисон родился в Ливерпуле, 25 февраля 1943 года. Отец Джорджа, Харольд, был моряком, но чтобы быть ближе к семье, решил сменить профессию и переквалифицировался в водители автобуса. Мать была продавщицей в магазине. С самого рождения Джорджа и до 1950 года семья Харрисонов проживала в ливерпульском районе Уэйвертри в маленьком доме с туалетом во дворе. В 1950 году из-за высокой арендной платы семья переехала в другой район города, Спек, где уже жили Леннон и Маккартни. Так начиналось зарождение великих Beatles. Джон Леннон услышал как-то песню Элвиса "All Shook Up ", это перевернуло все его представления о музыке, и с тех пор идея создания своей группы не покидала его. И ребята решили основать свою группу, для начала просто ради развлечения


Ринго Старр


В детстве Ринго был очень болезненным, ему даже не удалось закончить школу. В 15 лет он устроился работать стюардом на пароме, курсировавшем между Ливерпулем и Уэльсом. Как и многие его однолетки, увлекался новой американской музыкой, но даже и не мечтал о карьере музыканта. С Ринго ребята познакомились гораздо позже, когда уже приобрели некоторую известность


Из простого развлечения музыка перешла во что-то более серьезное, группа покорила местные пабы и клубы, нужно было идти дальше. Путь этот был тернистым и сложным, но благодаря своему упорству ребята пробились на вершину славы. Расскажем о становлении Битлз подробнее. Долгое время их музыку никто не воспринимал всерьез. Когда большинство европейских звукозаписывающих компаний отвергли музыку The Beatles, им все же удалось добиться контракта с Parlophone. В июне 1962 году группу прослушал продюсер Джордж Мартин и заключил с The Beatles контракт на один месяц.11 сентября 1962 года Битлы записали свою первую "сорокапятку", куда вошли "Love Me Do" и "P.S. I Love You", в октябре того же года покорившие национальный хит-парад Top 20. В начале 1963 года песня "Please Please Me" заняла в хит-параде Великобритании 2-е место, а 11 февраля 1963 года, всего лишь за 13 часов был записан дебютный альбом The Beatles. Когда третий сингл группы "From Me To You" покорил первое место чартов, музыкальная индустрия Великобритании пополнилась новым термином: Мэрсибит, то есть "ритмы с берегов реки Мерси". Потому что большинство групп, работавших тогда в стилистике, аналогичной The Beatles, - Gerry And The Pacemakers, Billy J. Kramer And The Dakotas и The Searchers - были выходцами из Ливерпуля - города, расположенного на реке Мерси. Летом 1963 года The Beatles должны были открывать британские концерты Роя Орбисона, но оказались по рейтингу гораздо выше американца - в тот период и зародилось явление, получившее название "битломания". По окончании первых европейских гастролей в октябре 1963 года Битлз и их менеджер Эпстайн перебазировались в Лондон. Преследуемые толпами фанатов, The Beatles выходят на публику только в сопровождении секьюрити. В конце октября того же года сингл "She Loves You" становится самой тиражируемой записью за всю историю граммофонной промышленности Великобритании, а в ноябре 1963 года The Beatles выступают перед Королевой. Так началась эпоха Битлов


Премьера первого фильма с участием The Beatles ("Hard Day"s Night", режиссер Ричард Лестер) произошла в США в августе 1964 года - первая неделя показа превзошла все ожидания, принеся 1.3 миллиона $. На группе зарабатывали все, кто только мог - выпускались парики "под битлз", шилась одежда а-ля "битлз", производились битлокуклы - в общем, все к чему можно было нацепить волшебное слово "битлз", становилось рогом изобилия. Но из-за финансовой неопытности Эпстайна, музыканты практически ничего не получали с тотальной эксплуатации их имиджа.


К 1965 году Леннон и Маккартни уже не писали песни совместно, хотя по условиям контракта песня любого из них считалась общим творчеством. В 1965 году The Beatles посетили с концертами Европу, Северную Америку, Австралию и Ближний Восток. В конце 1967 года сингл "Hello Goodbye" занимает первые места в хит-парадах Великобритании и США - в то же время в Лондоне открылся первый фирменный бутик фирмы Apple Records, торгующий атрибутикой The Beatles. Сеть таких магазинов Пол Маккартни планировал назвать "моделью еврокоммунизма", но дело довольно быстро развалилось и в июле 1968 года магазин пришлось закрыть.

Закатом "битломании", скорее всего, следует считать июль 1968 года, - когда поклонники группы устроили массовые шествия в последний раз. Это произошло после премьеры мультфильма "Yellow Submarine", немецкого художника Хайнца Эдельманна, где были представлены четыре новые композиции Beatles. В августе 1968 года вышел сингл "Hey Jude" (автор Пол Маккартни). До конца 1968 года сингл был продан тиражом свыше шести миллионов и до сих пор считается одной из самых коммерческих записей в мире. В июле-августе 1969 года Beatles записали альбом "Abbey Road", включавший в себя одну из самых тиражируемых песен нашего времени "Something" (автор Джордж Харрисон). Abbey Road оказался самым успешным диском The Beatles.

К тому времени противоречия в группе уже были необратимыми, и в сентябре 1969 года Джон Леннон заявил: "Я ухожу из группы, с меня довольно. Дайте мне развод", но его уговорили не уходить публично до решения всех общих спорных вопросов. Уже 17 апреля 1970 года выходит первый сольный альбом Пола Маккартни и в тот же день музыканты официально заявляют о распаде The Beatles.


Смерть Джона Леннона

Особое внимание стоит уделить смерти Джона Леннона. 8 декабря около 11 часов вечера Леннон вместе с женой Йоко Оно возвращался домой из студии звукозаписи. У самого входа незнакомый мужчина окликнул знаменитого певца. Как только Джон повернулся, раздался выстрел, за ним второй, третий, четвертый… Испуганная Йоко пронзительно закричала, а ее муж, истекая кровью, чудом сумел добраться до подъезда

Джон Леннон с женой Йоко Оно



"В меня стреляли", - произнес Джон, захлебываясь кровью. Охранник сразу же вызвал полицию, которая прибыла менее чем через две минуты. Полицейский положил раненого на заднем сиденье машины и на максимальной скорости помчался к ближайшей больнице. Дорога заняла всего несколько минут, но Джона спасти не удалось… Двадцатипятилетний убийца по имени Марк Чэпмен даже не стал скрываться с места преступления. Ожидая прибытия полиции, он невозмутимо читал свою любимую книгу "Над пропастью во ржи". Убийство Леннона всколыхнуло весь мир. На следующий день радиостанции постоянно крутили песни в его исполнении. Более четверти миллиона соболезнований было отправлено по адресу, где жил знаменитый музыкант. В течение двух месяцев в одной только Англии было продано два миллиона пластинок с записями "Битлз". Народ возмущался, сравнивая это убийство с гибелью президента Джона Кеннеди в 1963 году - снова в Америке убийца сумел беспрепятственно застрелить известного всему миру человека. Леннон был не просто талантливым и знаменитым музыкантом. Он, как и Джон Кеннеди, стал своего рода иконой для современников, и судьба распорядилась с ним так же жестоко…

Интересные факты из истории Beatles:

  • Впервые с королевой Елизаветой II «Битлз» встретились в ходе своего выступления в «Королевском варьете» в 1963 году. Этот концерт транслировался по телевидению, с аудиторией в 40% телезрителей.
  • Два года спустя музыканты получили из рук королевы Орден Британской империи, что вызвало грандиозный скандал: многие кавалеры Ордена, награжденные за большие заслуги перед страной, посчитали себя оскорбленными и стали возвращать свои награды.
  • Эта престижная награда позже спровоцировала еще один резонансный скандал: незадолго до распада «ливерпульской четверки» Леннон совершил свою самую неоднозначную выходку - вернул королеве орден. В сопроводительной записке он написал: «Возвращаю Ваш орден в знак протеста против войны во Вьетнаме и Биафре, а также в честь того, что моя песня „Ломка” провалилась в хит-параде». Это было расценено как оскорбление Ее Величества.
Я постаралась рассказать вам об основных событиях из истории великой группы, а также об ее формировании и становлении. Конечно же, если вам нужна более подробная информация, есть множество книг где подробно описан каждый кусочек жизни Beatles. Уверена, что ни у кого не возникнет возражений, если я назову Битлов одной из величайших групп 20го столетия, повлиявшей на всю ту музыку, которую мы сейчас слушаем и оставившей незабываемый след в истории. Beatles в нашей памяти навсегда!

К 1958 году, когда Джон, Пол и Джордж начали играть вместе, американский рок-н-ролл вовсю распространился по Соединенному Королевству. Молодые люди ждали второго дыхания, какой-то искры, которая затмит собой британскую законсервированность и послевоенную серость, хотели музыкального развития. Кумиром молодежи в те времена был Элвис, под которого она готова была отплясывать ночи напролет. Само собой, помимо простых обожателей у него были и подражатели. Сотни любительских групп по всей Англии репетировали в подвалах и гаражах, подражая американским звездам. В одном только Ливерпуле таких коллективов было не счесть. Выделяется даже особый жанр британской музыки — мерсибит (по названию ливерпульской реки Мерси).

В те времена наши герои были далеко не единственной группой, играющей подобную музыку. Можно вспомнить хотя бы о группе The Undertakers, которая отказалась от сотрудничества с Брайаном Эпстайном (кто знает, возможно, именно эти парни стали бы самой влиятельной группой мира за всю историю, подпиши они контракт). Да и в 1960-е британская музыка не ограничивалась одними лишь «битлами»: были The Kinks, The Who, The Rolling Stones, Cream и многие другие. Но именно The Beatles удалось прогреметь на весь мир так, что отголоски слышны до сих пор.

Кто знает, заслуга ли это одного Брайана Эпстайна или коллективная, но факт остается фактом: из сотен одинаковых групп именно знаменитая ливерпульская четверка стала легендарной. Им удалось то, о чем другие могли только мечтать.

  • Битломания

    Массовая истерия, вызванная подчас нездоровым обожанием The Beatles, начавшаяся в Ливерпуле и Гамбурге, а впоследствии охватившая и весь мир (и даже СССР). Посмотрите записи концертов: рев на трибунах стоит такой, что самой музыки иногда просто не слышно. Беснующаяся толпа преследовала группу буквально по пятам и не давала ей прохода. Пробраться от аэропорта до машины порой было весьма затруднительно, и выручало только полицейское кольцо.

    Такая дикая любовь фанатов утомила битлов настолько, что в 1966 году они заявили о прекращении концертной деятельности: настолько группу измотало то явление, которое она сама же и вызвала — битломания мирового масштаба, запустившаяся в 1960-х и не прекращающаяся по сей день. Конечно, и сейчас у каждой группы найдутся особо любящие и фанатеющие поклонники, но такого масштаба обожания не повторил еще ни один коллектив.

  • Поп-культурный феномен

    Музыка The Beatles была понятна абсолютно каждому. Под нее можно было танцевать, мечтать, грустить, любить и вообще делать все, что угодно. Битлы превратились в настоящий феномен культуры по уровню своей массовой популярности, которой никто не обладал ни до них, ни после них. А искусство, обладающее особо массовой любовью, выходит за рамки своего вида, становясь больше, чем просто искусством — символом своей эпохи. The Beatles стали одним из главнейших символов 20 века. Их изображения до сих пор можно найти во многих местах: от фотографий в ресторанах до граффити на стенах, а продукция с символикой группы до сих пор пользуется большим спросом.

  • Влияние

    Список музыкантов, которые признавались в своей любви к ливерпульской четверке и указывали ее творчество в качестве источника влияния на свое, огромен. Вот лишь некоторые из них: The Who, The Velvet Underground, T-Rex, Tom Petty & The Heartbrakers, Bee Gees, Oasis, Aerosmith, The Jam, Cheap Trick, Дэвид Боуи, The Smiths, The Beach Boys, The Stone Roses, The Flaming Lips, The Black Keys, Nirvana. Каждая из этих команд отдает дань не только славе The Beatles, но и их музыкальному таланту.

  • Плодотворность

    13 альбомов за 7 лет — абсолютный рекорд. При всем этом к каждому своему альбому The Beatles подходили очень ответственно и никогда не делали работу спустя рукава, только бы скорее выпустить альбом с целью заработать побольше. К плодотворности уровня «битлов» на британской сцене приблизились разве что Deep Purple (10 альбомов в период с 1968 по 1975 год), The Rolling Stones (12 альбомов в период с 1964 по 1974 год), Led Zeppelin (4 альбома в период с 1969 по 1971 год) и The Smiths (4 альбома за 3 года существования, не считая сборника редких записей). Стоит добавить, что на одном только «Белом альбоме» 30 песен. Сегодня большой группе требуется в среднем 3-4 года на запись альбома из 10-15 песен.

  • Развитие

    Легендарная четверка никогда не стояла на месте и с каждым альбомом приносила что-то новое в свое творчество. За 10 лет существования музыканты попробовали себя в разнообразных жанрах — от ритм-энд-блюза до психоделического рока и хард-рока. В последнем группа вообще является пионером: песня Helter Skelter считается предвестницей хард-рока и хэви-метала. The Beatles и металл, можете себе представить?

    Диапазон у этих парней действительно был велик. Инструменты в песнях тоже использовались самые разные: помимо стандартных гитар и барабанов можно услышать ситар, губную гармошку, бонго и классический струнный оркестр. The Beatles всегда шли в гору, и когда казалось, что они уже достигли вершины и дальше идти просто некуда, они удивляли своих слушателей прыжком выше собственной головы.

  • Награждение Елизаветой II

    «Ну и что тут такого? — спросите вы, — Мика Джаггера и Роберта Планта вот тоже награждали, обычное дело». Верно, но вот только эти двое удостоились своих наград в 2000-х, а The Beatles были первыми и в этом. В 1965 году участники группы сенсационно были представлены к ордену Британской империи — весьма почетному званию — за вклад в развитие британской культуры и её популяризацию по всему миру. Это означало две вещи: признание рок-музыки консервативным истеблишментом (хотя некоторые обладатели ордена оскорбились этим событием настолько, что вернули свои награды) и появление новой визитной карточки до этого немузыкальной Великобритании.

  • Видеоряд

    Разумеется, битлы не первыми стали использовать формат клипов, но они установили определенные стандарты в этой области. Знаменитые фильмы, такие как Help, A Hard Day’s Night, Yellow Submarine, навсегда вошли в историю не только музыки, но и кинематографа. После The Beatles многие группы охотно использовали такой формат (например, The Who и Pink Floyd).

  • По отдельности

    Всемирная слава The Beatles привела к тому, что после распада на творчество всех четырех (!) участников группы обращали столь же активное внимание, какое было к группе. Конечно, этому способствовало и поведение самих участников: протесты Джона Леннона, увлечения Джорджа Харрисона индийской философией, группа Wings, в которую входили Пол Маккартни и его жена Линда…

    Вспомните, что обычно происходит, когда группа распадается. Вниманием к сольной деятельности обычно пользуются вокалист и гитарист, и надо обладать просто суперстатусом, чтобы градус внимания к творчеству всех экс-участников не понижался.

  • Status quo

    Время шло, музыка развивалась, появлялись новые герои и жанры. Появляются до сих пор. Но одно оставалось неизменным: всеми ведущими музыкальными изданиями The Beatles признавались как лучшая группа из всех когда-либо созданных, а их альбомы неизменно оставались в топах за всю историю.

    Взять хотя бы рейтинг «500 величайших альбомов всех времен» по версии журнала Rolling Stone. В него вошли 10 альбомов The Beatles, 4 из которых находятся в первой десятке. Это еще один рекорд ливерпульской четверки: больше альбомов в этом списке только у Боба Дилана — 11, но в десятке только 2. Журнал не один раз потом обвинили в излишней любви к року 1960-х и 1970-х при составлении списка, но в том, что все пластинки The Beatles там абсолютно по делу, сомнений ни у кого не возникало.

  • 7 ответов

    Если во втором вопросе под «лучшей группой всех времен» понимать «наиболее успешной группой всех времен», то можно объяснить такое утверждение количественными показателями и разнообразными регалиями. За неполные 10 лет существования группы, они записали 12 студийных альбомов (или 13 – смотря что считать за альбом) – более 200!!! песен; The Beatles получили 26 номинаций на Грэмми, выиграв 10, в списке величайших исполнителей всех времён журнала Rolling Stone битлы занимают почетное 1-е место; участники группы были награждены Орденом Британской империи (получили рыцарский титул от Королевы Британии) «за выдающийся вклад в дело процветания Великобритании»; наконец, the Beatles попала в Книгу рекордов Гиннеса как самая продаваемая группа в мире – уже в начале 2000-х было продано более миллиарда дисков и кассет, связанных с именем группы.

    Однозначный ответ на первый вопрос дать совсем непросто. Зато становится очевидно, что популярная музыка не может быть полно описана исключительно в музыкальных, эстетических терминах. Безусловно, успех группы во многом обусловлен недюжинным талантом участников коллектива – Джона Леннона, Пола Маккартни, Джорджа Харрисона и Ринго Старра, их трудолюбием, полной отдачей любимому делу музыки, готовностью меняться, привносить в собственное творчество новые элементы. Но все это, на самом деле, никак не может охарактеризовать уникальность «Битлз» – в одном Ливерпуле конца 50-х–60-х годов было множество талантливых, трудолюбивых, новаторских команд. Здесь стоит сказать об особенностях музыкальной среды города. Ни для кого не секрет, что британский рок – это американская молодежная поп-музыка привитая традиционными британскими мотивами. Тем не менее, для описания звучания ливерпульских команд используется понятие Liverpool Sound («ливерпульское звучание»). Ливерпуль – был крупным портовым городом, в который со всего света стекались не только продукты производства, но и песни, музыка (например, ямайская, индийская, африканская). Разнообразные диаспоры, да и просто прибывающие торговцы и моряки, формировали в этом городе тысячи музыкальных клубов особую питательную среду, не исчерпывающуюся исключительно американским попом и британской народной музыкой. Именно в этой среде и варились «Битлз», хотя опять-таки – не только они.

    Далее, важную роль в успехе группы сыграло осознание участниками необходимости профессионализации своей деятельности. Приглашение Брайана Эпстайна, владельца магазина грампластинок, на роль менеджера группы стало одним из поворотных моментов истории группы. Он скупал пластики битлов на свой страх и риск, дабы те поднимались в рейтингах, упорядочивал графики выступлений группы, занимался составлением программ выступлений, работал над сценическим образом «Битлз». Здесь мы переходим к еще одной важной составляющей успеха – сценическому образу. Вне зависимости от того, кто придумал узнаваемый образ группы (на это претендовали разные люди, имевшие отношение к группе) – стрижка моп-топ, консервативные черные костюмы с пиджаками без воротников (иногда такие пиджаки называют «битловками»), «приличное» поведение на сцене. Для чопорной Англии, где отношение к музыке зачастую определяется моральным и морализирующим оцениванием музыкантов (например, гастроли молодого, а впоследствии великого, рок’н’рольщика Джерри Ли Льюиса в Британии были сорваны из-за его неподобающего поведения), «Битлз» получили невероятно выгодный ярлык «good-boys», в противоположность плохим парням из Rolling Stones, и сексуально-распущенным чужакам из Штатов. Тем не менее, профессионализация и образ – важные элементы популярной музыки, начиная с 30-х годов, и в этом также нет ничего уникально-битловского.

    Еще один аспект, который необходимо учитывать, говоря о the Beatles – это поиск идеального звучания и экспериментирование со звуком и звукозаписью. Джордж Мартин – пятый битл, – продюсер и звукорежиссер группы, сыграл здесь огромную роль (хотя и сами участники с большим интересом пускались в эксперименты, достаточно указать на заигрывание с восточными мотивами во второй половине 60-х Джорджа Харрисона). Мартин, блестяще разбиравшийся в музыке, сделал возможным воплощение многих смелых идей участников группы, причем воплощение, практически идеальное по форме (например, «симфоническая» сторона «Yellow Submarine» или единство «Strawberry Fields Forever», составленной из разных по темпу и тональности частей).

    Наконец, говоря о всемирной популярности Битлз и феномене битломании, начавшейся с выступления на шоу Эда Салливана, стоит иметь в виду некоторые исторические обстоятельства, подготовившие почву для самой возможности успеха британской музыки в США. Так, во второй половине 50-х годов, практически все ведущие американские поп-музыканты исчезли со сцены: в 1959 г. погиб в автокатастрофе Бадди Холли, а Чак Берри был приговорен к 5 годам заключения, годом ранее Элвис отправился в армию, Литл Ричард отошел от музыкальной деятельности, став проповедником в 1957 г., Джерри Ли Льюис был подвержен обструкции за женитьбу на несовершеннолетней двоюродной племяннице (конец 50-х иногда называется, по мотивам песни Дона Маклина «American Pie», «временем, когда умерла музыка»). Собственно, этот вакуум на рынке молодежной популярной музыки и был заполнен новой британской рок-музыкой, что впоследствии было названо «Британским вторжением». Хотя «Битлз» и оказались первой британской группой, добившейся вершин американских хит-парадов, они не были единственными.

    Таким образом, все указанные причины – среда, талант, трудолюбие, преданность делу, профессионализация, экспериментальность, внимание к образу группы и перфомансу, благоприятные обстоятельства рынка, помноженные на уникальную харизму и личностное обаяние Маккартни и Леннона, – важно учитывать, говоря про уникальность и успешность группы. Можно сказать, что это необходимые элементы величия the Beatles, но недостаточные: многие группы в чем-то могли даже превосходить битлов, но не достигли ни такой известности, ни такого коммерческого успеха. В этом смысле, уникальность Битлз заключается и в том, что нельзя дать исчерпывающего объяснения этой уникальности. Зато так легко можно наслаждаться их музыкой.

    "Битлз" оказались гениальными авторами песен, и, несмотря на отсылки к тем или иным американским авторам и исполнителям (прежде всего Бадди Холли и Литтл Ричарду), не выглядели бледными копиями американских оригиналов, в отличие от более ранних британских певцов. Плюс оптимизм ранних песен, новаторство в работе со звуковыми эффектами и необычными инструментами и доброжелательный имидж. А еще они открыли американцам их собственную музыку: в результате британского вторжения очень многие парни в Америке задумались о том, что раз уж эти островитяне души не чают в нашей музыке и зарабатывают этим, значит, мы тоже можем. Без "Битлз" не было бы ни последовавшего бума отличной британской музыки, ни симметричного ответа Америки, где тоже есть что послушать.

    Есть очень остроумные мемуары, в которых написано, что всё творчество Битлз создано . Он был музыкальным теоретиком и композитором, но нам известен в первую очередь как социолог из франкфуртской школы.

    Причем здесь он, если мы все таки не верим в ТЗ (теории заговора)? При том, что в своей книжке он довольно интересно описал музыкальное творчество как социальный процесс, и Битлз очень органично укладываются в его рецепт. Битлз - интересны, в первую очередь, как социальное явление, на котором отпечатались время и идеи этого времени. Кроме того, хороший кругозор и не плохой вкус помогли им выхватывать все, что происходило вокруг, как в музыкальном плане, так и в социальном. Поэтому, выпадая из их контекста, может казаться, что они придумали почти всю современную нам музыку. Кроме того, убийство Ленона дало свои фантики в их пользу (и ТЗ связанную с ним). Все это дает возможность воспринимать их как явление без контекста, и без всего перечисленного там десятка альбомов и миллиарда продаж. Битлз - это часть языка, на котором музыка разговаривает, понятная и доходчивая, без перегибов и с нужными акцентами - все как-то так.

    Лучшая группа всех времен - это в любом случае субъективность, особенно при параллельно с ними творивших Хендриксе и Velvet Underground.

    Пожалуй, прав Макаревич в своей оценке феномена Битлз. "Всенародный Макар" считает появление в его жизни Битлз главнейшим событием, определившим его дальнейшую судьбу, однако он просто издевается над позицией, что "Битлз совершили настоящую революцию в эстраде", что "первыми запели о любви, о таком человеке, как мы с тобой" (дальше привожу высказывание Макаревича, несколько отредактировав "под себя"). - "Какая ерунда! обо всем этом пели еще от самого Сотворения... и никакой особой революции в эстрадной музыке они не совершили, поскольку ничего по-настоящему сверхнового они не придумали, и тогда было достаточно групп, использовавших те же мелодико-ритмические приемы, игравших-певших на те же темы ("любовь-морковь"), были в ту пору и лучшие вокалисты, инструменталисты, однако... у Битлз была та ничем и никем не объяснимая магия, которая неотразимо действовала на публику, "цепляла" (как сейчас говорят). Леннон и Маккартни составляли "магический тандем" - исключительно удачно дополняли друг друга, Леонард Бернстайн даже сравнил их со святыми Иоанном и Павлом (хотя Пол и особенно Джон были далеко не святыми); да и два другие (Харрисон и Старр) весьма гармонично вписывались в ансамбль, и несмотря на то, что были гитаристы технически покруче Харрисона, а Ринго был технически в общем-то средним ударником, никого другого в группе вместо них невозможно себе представить. Ребята не заштамповывались, постоянно развивались... впрочем, последнее можно сказать и о других группах, однако у битлов это получалось, опять же, волшебно, у других же... Стоило битлам выпустить "Сержанта Пеппера", как и другие группы последовали примеру и начали записывать своих "Сержантов", а Битлз были уже далеко... Были у Битлз и слабые вещи (типа Tell me what you see, I will, Baby you"re rich man, I’ll Get You) - неудачные эксперименты или "впадание" в примитивизм, однако лучшие их вещи отмечены уникальностью, "штучностью" и той самой магией. Кто-то из крупных музыкантов, когда его попросили составить топ самых великих дирижеров, сказал следующее: "Фон Караян и... все остальные". Точно так же можно сказать и о группах 60-х "Битлз и все остальные". Да и впоследствии (уже в последующие 10-летия) их никто так и не превзошел и даже не подобрался вплотную. И распались они очень вовремя - добрались до своего апогея, "Эвереста", а затем решили (в первую очередь Леннон), что в основном все самое достойное, что можно было создать вместе, создано и исполнено, вот и самое время (пока публика еще чего-то ждет) закрыть проект, и "унести ноги" лучше на год раньше, чем на день позже, и остаться навек на том "Эвересте" (ну и еще оставить надежду у публики, что как-нибудь они снова соберутся и порадуют новыми шедеврами; а ведь журналисты, когда интервьюировали кого-либо из них в 70-е, почти неизменно в конце задавали вопрос о воссоединении)... Когда я впервые услышал их (будучи еще, кажется, 4-хлетним мальцом (я 63 г.р.)), то был премного ошарашен - настолько этоа музыка была не похожа на все то, что доводилось слышать ранее; более осознанно я их услышал уже в 74-м (т.е. через 4 года после распада, мне включил одноклассник) и претерпел настоящий восторг... В настоящее время тот восторг давно трансформирован в "ровный степенный пиетет".

    Недавно Ринго Старр, обмолвливаясь о тех славных временах, говорил, что "когда загремели первые залпы славы, многие считали, что мы - так, очередные однодневки... однако же...". "Однодневки " по-прежнему у многих на устах. Многие из "молодняка" о них понятия не имеют - в силу того, что под них теперь уж не "оторвешься", не "потащишься" и не "заторчишь" (тогда таких слов не было и говорили типа "балдеть", "кайфовать" и "экстазировать"), а слушает Битлз молодняк достаточно продвинутый, который знает толк в музыке и может оценить наших корифеев по достоинству. В общем, если перефразировать Маяковского, "Леннон жил, Леннон жив, Леннон будет жить!".

    Итак, в чём же феномен Битлз? Почему спустя почти полвека после распада группы по-прежнему ведутся споры о её значимости для истории музыки?

    Во-первых, Битлз стали первой группой получившей настоящую мировую известность, причем за очень короткое время. Именно они способствовали популяризации рок-музыки как жанра. Наблюдая за ними тысячи людей по всему миру взяли в руки инструменты и стали играть рок.

    Во-вторых, Битлз активно экспериментировали с музыкой, всегда оставаясь в авангарде. Одна из ранних композиций психоделического рока - "Tomorrow never knows", оркестрового рока - "A Day in the Life", метала - "Helter Skelter", экспериментального рока - "Revolution 9". Музыка их отличалась широтой диапазона жанров от мерсибита до блюз-рока, и от рага-рока до прога. Они одни из первых начали играть психоделию - пра-пра-прабабушку большинства современных рок, и не только, жанров.

    В-третьих, уделяли много внимания оформлению альбомов. Сейчас трудно представить, насколько скучное оформление было у пластинок вплоть до середины 60-х. Сержант Пеппер, Белый альбом, Эбби Роуд - обложки этих пластинок стали мемами, живущими своей собственной жизнью и объектами многочисленных пародий. Битлы могли позволить себе приглашать для работы известных художников своего времени, благодаря их стараниям обложка альбома стала полноценным художественным произведением, а не обычным бумажным конвертом.

    В-четвертых, важную роль сыграли музыкальные таланты квартета. За авторством Маккартни, Леннона, Харрисона написано несколько десятков хитов, права на их которые стоят баснословных денег. Ещё один показатель - количество каверов на их произведения. На одну только Yesterday их больше 2,5 тысяч. Естественно точное количество подсчитать невозможно, но сам факт того что песни продолжают жить в чужом исполнении, свидетельствует об авторском даровании.

    В-пятых, Битлы стали одним из самых знаковых культурных феноменов своей эпохи. В западном обществе назревали важные перемены, закончившиеся переходом к новой исторической эпохе. По сути в 60-е произошла бескровная (относительно) революция. Люди почувствовали себя гораздо свободнее, изменилась мода, язык, музыка, кинематограф. Рок-музыка стала символом перемен в обществе. Выразителем всего этого, в том числе, стали The Beatles. Изменения в общественном сознании нашли отражение в их имидже (отрастили длинные волосы и бороды) и их музыке (стали активнее экспериментировать со звучанием). Они не держались в стороне от происходящего и активно высказывали свою гражданскую позицию. Больше других в этом отличился Леннон. Хиппи, наряду с битниками и байкерами стали одной из первых контр-культур.


    А Грэмми и прочие статуэтки в общем ни о чем не говорят, как и десять золотых граммофонов водевильного певчишки Николая Баскова.

    Так, впрочем, не только с культурой, очень многие в России, например, уверены, что "Джек Дэниэлс" не колхозная сивуха для реднеков, а хороший алкоголь.

    Ответить