Время возникновения классицизма в литературе. Роскошь и строгость классицизма

К концу Х VIII века в культурном развитии западноевропейских государств классицизм становится господствующим художественным течением. обращается к наследию античной эпохи, принимая его за идеальный образец и норму. Классицизм в литературе неразрывно связан с деятельностью Франсуа Малерба. Он стал инициатором реформы стиха и языка, благодаря ему в литературе закрепились определенные поэтические каноны.

Классицизм - это стиль, господствовавший в искусстве Х VIII-Х I Х веков. Данное направление, основанное на идеях рационализма, стремилось к возвышению нравственных и героических идеалов.

Классицизм в литературе делит основные жанры на два вида: высокие и низкие. К первым относятся произведения, повествующие о выдающихся людях и событиях. К таким жанрам относится ода, трагедия и героическая песня. В качестве главных действующих лиц здесь выступают политики, известные деятели искусства, и монархи - те люди, о которых принято говорить величавым, торжественным языком. Низкие жанры описывают жизнь частной буржуазии, так называемого третьего сословия. К ним принято относить комедию, басню, сатиру и другие произведения, написанные в

Классицизм в литературе на первое место выдвигает жанр трагедии. Именно он способен обличить наиболее важные нравственные проблемы. Общественные конфликты находят отражение в душах главных героев, поставленных перед выбором между личными интересами, страстями и нравственным долгом. Разум противопоставляется чувствам.

В период классицизма в творчестве Ж. Лафонтена, Н. Буало и Ж.-Б. Мольера высокого развития достигают басня, сатира и комедия. Эти произведения, решающие важные философские и нравственные проблемы современного общества, перестают быть «низким» жанром и обретают определенную драматургическую значимость.

В эпоху классицизма создается огромное количество прозаических произведений. Работы Б. Паскаля, М. Лафайет, Ж. Лабрюйера и других писателей этого периода отличаются типизацией страстей, аналитическим мировоззрением, ясностью и точностью слога.

Классицизм в литературе отражает основные тенденции городской поэзии. В своих произведениях писатели стремились донести до читателя важность исполнения людьми своих обязанностей перед обществом, необходимость воспитания человека-гражданина.

Можно перечислить основные черты классицизма:

  • образы и формы произведений взяты из античного искусства;
  • деление героев на положительных и отрицательных;
  • в основе сюжета классического произведения - любовный треугольник;
  • в финале добро торжествует, а зло остается наказанным;
  • соблюдение принципа трех единств: места, действия и времени.

Традиционно за основу сюжета классического сочинения авторы брали определенное историческое событие. Главный герой произведения - добродетельная личность, которой чужды какие-либо пороки. Классические сочинения были проникнуты идеями рационализма и служения государству.

В России это направление впервые нашло отражение в трудах М. Ломоносова, а затем получило развитие в работах В. Тредиаковского и других просветителей. Тематика трагедий основана на национально-исторических событиях (А. Сумароков, Н. Николаев, Я. Княжнин), а в их стиле присутствует лиризм и «рупорность» главных персонажей. Основные действующие лица прямо и смело высказывают идеи автора. Можно сказать, что стал средством сатирического обличения пафоса гражданственности.

После выхода в свет статей В. Белинского в академической науке и критике установилось отрицательное отношение к этому направлению. Только в советский период удалось вернуть этому стилю былую значимость и важность.

Михаил Васильевич Ломоносов родился 19 (8) ноября 1711 г. в деревне Мишанинской, что расположена на одном из островов Северной Двины, неподалеку от города Холмогоры. Будущий великий ученый впервые увидел свет в семье черносошного крестьянина (так в отличие от крепостных называли государственных крестьян) Василия Дорофеевича Ломоносова. Василий Дорофеевич, как и большинство жителей тех мест, не мог прокормиться за счет земледелия (слишком коротко северное лето) и занимался морским промыслом. Для этого он заимел небольшое парусное судно, на котором выходил в Белое и Баренцево моря, перевозил грузы, промышлял морского зверя и рыбу. Когда Михаилу исполнилось десять лет, его, как и многих других поморских ребят, отец стал брать с собой в качестве юнги. Впечатления от плавании, охоты на тюленей, новых мест и людей были столь сильными, что оставили след на всю жизнь. Скорее всего, именно в это время пробудилась у мальчика неистребимая любознательность, превратившаяся в жажду знаний. М.В. Ломоносов рано научился читать и писать, а главное думать. Он жадно потянулся к знаниям, на «добычу» которых отправился в конце 1730 г. в Москву, где поступил в Славяно-греко-латинскую академию. Годы учебы были нелегкими, но Ломоносов все выдержал и немногим более чем через четыре года перешел в седьмой, предпоследний, класс академии, а когда в 1735 г. потребовалось отобрать наиболее успевающих студентов для отправки в Петербург в университет при Академии наук, Ломоносов оказался в их числе. Петербургская Академия наук была основана Петром I и открыта после его смерти в 1725 г. Она должна была стать не только научным центром страны, но и центром по подготовке русских научных кадров. С этой целью при Академии были созданы гимназия и университет, которые привлекали лучших учеников из других школ, в том числе из Славяно-греко-латинской академии. Для быстрого роста различных отраслей производства стране были необходимы подготовленные специалисты. Нужда в них особенно остро ощущалась в горнодобывающей промышленности, поэтому было решено послать за границу трех русских юношей для обучения горному делу. И через полгода после прибытия в Петербург Ломоносов вместе с Д.Виноградовым и Г. Райзером отправился в Германию. Осенью 1736 г. все трое стали студентами университета в городе Марбурге. Окончив через три года курс обучения, освоив несколько языков и современные естественные науки, русские студенты отправились затем в город Фрейберг к известному в то время преподавателю И. Генкелю обучаться горному делу. Ломоносов начал заниматься очень прилежно, но ссоры с не понимавшим его устремлений Генкелем привели к разрыву, и в мае 1740 г. Ломоносов возвратился в Марбург. После нескольких попыток (и скитаний по Германии) Ломоносову удается вернуться в Россию.19(8) июня 1741 г. он прибыл в Петербург. К этому времени обстановка в стране, и Петербургской Академии в частности, была неспокойной. Высказывалось недовольство засильем иноземцев. Поэтому всесильный в то время управитель Академии советник академической канцелярии И.Д.Шумахер решил приблизить к себе молодого русского ученого. Ссора с Генкелем и самовольный от него уход были забыты. Ломоносову поручили составление каталога камней и окаменелостей Петербургской Кунсткамеры - первого в России естественнонаучного музея. Одновременно он пишет научную работу «Элементы математической химии» и создает проект катоптрикодиоптрического зажигательного инструмента - своеобразной солнечной печи. 19 (8) января 1742 г. Ломоносова назначают адъюнктом физического класса Академии наук и он получает право присутствовать на собраниях академиков.

Особенно плодотворными для научной деятельности Ломоносова в области физики и химии были 1743-1747 г. Именно тогда он разработал первую в нашей стране научную программу исследований в области физики и химии, которая позднее получила название «276 заметок по физике и корпускулярной философии». (Корпускула, по терминологии того времени, частица вещества, близкая по своим свойствам тому, что в конце XIX в. называли молекулой, а философией тогда называли науку или учение.) В этот же период им были написаны диссертации «О нечувствительных частицах», «О действии химических растворителей вообще», «О металлическом блеске», «Размышления о причине теплоты и холода» и т.д.

С 1744 г. М.В.Ломоносов читал лекции по физике студентам академического университета. Эти занятия показали, что для успешного обучения нужен хороший учебник. И Ломоносов переводит с латинского на русский язык «Экспериментальную физику» одного из своих марбургских учителей - X. Вольфа. По нему долгое время учились физике в различных учебных заведениях страны. Примерно в этот же период Михаил Васильевич начал систематическое изучение грозовых и атмосферных явлений, предложил свою теорию тепловых явлений, основывающуюся на его атомно-молекулярной теории, и разработал теорию растворов. Тогда же он серьезно занялся русской историей и литературой, подготовил учебник красноречия.

В 1745 г. Ломоносов был избран профессором химии (академиком) Петербургской Академии наук и стал активно добиваться создания химической лаборатории. Его усилия увенчались успехом. В 1748 г. на второй линии Васильевского острова во дворе того дома, где жил ученый, была построена первая в России научная и учебная лаборатория. 1748 г. стал знаменательным в жизни ученого не только открытием химической лаборатории. В этом же году увидели свет его научные работы по физике и химии, где среди прочих был опубликован «Опыт теории упругости воздуха» с изложением созданной Ломоносовым кинетической теории газов. В этом же году он написал большое письмо к выдающемуся математику Л. Эйлеру (1707-1783), в котором изложил свою теорию всемирного тяготения, для подтверждения которой он привлек закон сохранения количества движения (обоснованный французским ученым Р. Декартом) и известный еще древним атомистам закон сохранения количества материи, объединив их впервые в научной практике в одной формулировке. Эта формулировка была опубликована лишь в 1760 г. С 1749 г. Ломоносов начинает интенсивную работу в химической лаборатории, где проводит анализы присылаемых из различных мест России образцов руд, создает новые красители, ведет опыты по исследованию растворов и обжигу металлов, а в «учебной каморе» впервые в мире читает студентам курс «Истинной физической химии», в котором вслед за Р.Бойлем пытается дать физическое объяснение химическим явлениям. В 1753 г. Ломоносов построил в деревне Усть-Рудницы, находящейся неподалеку от Ораниенбаума (современный город Ломоносов), фабрику цветного стекла. На этой фабрике он организовал производство различных изделий из стекла и стал изготовлять специальные цветные непрозрачные стекла, из которых создавал мозаичные картины. Параллельно со строительством фабрики Ломоносов вместе с академиком Г.В. Рихманом (1711 - 1753) занимался изучением природы электричества, наблюдая грозовые явления. В конце июля 1753 г. Рихман был убит у себя дома молнией, когда он проводил опыты, и все противники просвещения стали требовать их прекращения. Несмотря на это, Ломоносов выступил в публичном собрании Академии наук и прочитал «Слово о явлениях воздушных, от электрической силы происходящих», одним из первых отметив идентичность атмосферного и «искусственного» электричества, получаемого от электростатических машин.

Ломоносов считал распространение просвещения в русском народе одной из своих главных задач. Ученого давно беспокоило плачевное состояние академических гимназии и университета. По его предложе­нию и проекту был открыт в январе 1755 г. Московский университет. В этом же году Ломоносов сдал в печать «Российскую грамматику» - первый в России учебник грамматики - и закончил работу над «Древней российской историей», а в 1756 г. прочел перед академиками «Слово о происхождении света...», в котором изложил свою теорию световых и цветовых явлений. В 1758 г. М.В.Ломоносов назначен заведовать Географическим департаментом Академии наук. Он начинает работу по составлению нового «Российского атласа». Параллельно проводит совместно с академиком Брауном опыты при низких температурах. Им впервые удалось «заморозить» ртуть и доказать, что она тоже является металлом, но с низкой температурой плавления. В июне 1761 г. научный мир Европы наблюдал прохождение Венеры по диску Солнца. Многие видели это явление, но только один Ломоносов понял, что планета окружена атмосферой. Такой вывод им был сделан на основании знаний, полученных при изучении рассеяния света и преломления его в различных средах. Летом 1761 г. Ломоносов закончил работу над учебником но горному делу - «Первые основания металлургии или рудных дел», где поместил два «Прибавления», одно из них - «О слоях земных» - стало блестящим очерком геологической науки XVIII века.

В конце 1762 г. Ломоносов был награжден чином статского советника. В это время Ломоносов начинает новое и последнее крупное предприятие. Он высказывает давно занимавшую его мысль о необходимости найти путь по Северному Ледовитому океану на восток. По представлению Ломоносова была снаряжена экспедиция под командованием И.Я. Чичагова, которая уже после смерти ученого дважды (в 1765 г. и 1766 г.) пыталась пройти на восток, но каждый раз наталкивалась на сплошные льды.

К концу 50-х г. научная слава Ломоносова достигает зенита. В мае 1760 г. его избирают почетным членом Шведской академии наук, а в апреле 1764 г. - почетным членом Болонской академии наук. Его кандидатуру готовили представить в Парижскую академию, но было уже поздно. 15 (4) апреля 1765 г. Ломоносов скончался от простуды у себя дома на Мойке. 19 (8) апреля его похоронили при большом стечении народа на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры.

Классицизм (фр. classicisme, от лат. classicus — образцовый) — художественный стиль и эстетическое направление в европейском искусстве XVII—XIX вв.
В основе классицизма лежат идеи рационализма, которые формировались одновременно с таковыми же в философии Декарта. Художественное произведение, с точки зрения классицизма, должно строиться на основании строгих канонов, тем самым обнаруживая стройность и логичность самого мироздания. Интерес для классицизма представляет только вечное, неизменное — в каждом явлении он стремится распознать только существенные, типологические черты, отбрасывая случайные индивидуальные признаки. Эстетика классицизма придаёт огромное значение общественно-воспитательной функции искусства. Многие архитектурные правила и каноны классицизм берет из античного искусства.

Главной чертой архитектуры классицизма было обращение к формам античного зодчества как к эталону гармонии, простоты, строгости, логической ясности и монументальности. Архитектуре классицизма в целом присуща регулярность планировки и четкость объемной формы. Основой архитектурного языка классицизма стал , в пропорциях и формах близкий к античности. Для классицизма свойственны симметрично-осевые композиции, сдержанность декоративного убранства, регулярная система планировки городов.

Архитектурный язык классицизма был сформулирован на исходе эпохи Возрождения великим венецианским мастером и его последователем Скамоцци. Принципы античного храмового зодчества венецианцы абсолютизировали настолько, что применяли их даже при строительстве частных особняков. В Англии палладианство прижилось, и местные архитекторы с разной степенью верности следовали заветам Палладио вплоть до середины XVIII века.

К тому времени пресыщение «взбитыми сливками» позднего барокко и рококо стало накапливаться и у интеллектуалов континентальной Европы. Рождённое римскими зодчими Бернини и Борромини барокко истончилось в рококо, преимущественно камерный стиль с акцентом на отделке интерьеров и декоративно-прикладном искусстве. Для решения крупных градостроительных задач эта эстетика была малоприменима. Уже при Людовике XV (1715-74) в Париже строятся градостроительные ансамбли в «древнеримском» вкусе, такие как площадь Согласия (арх. Жак-Анж Габриэль) и церковь Сен-Сюльпис, а при Людовике XVI (1774-92) подобный «благородный лаконизм» становится уже основным архитектурным направлением.

Наиболее значительные интерьеры в стиле классицизма были разработаны шотландцем Робертом Адамом, вернувшимся на родину из Рима в 1758 году. По возвращении на родину он был сделан королевским архитектором в 1762 г., но 1768 г. оставил эту должность, потому что был выбран в парламент и занялся архитектурой и строительством вместе с братом Джеймсом. Огромное впечатление на него произвели археологические изыскания итальянских учёных. В трактовке Адама классицизм представал стилем, по изысканности интерьеров едва ли уступавшим рококо, что снискало ему популярность не только у демократически настроенных кругов общества, но и среди аристократии. Подобно своим французским коллегам, Адам проповедовал полный отказ от деталей, лишённых конструктивной функции. Это вернуло архитектурному лепному декору (и архитектурных элементам в целом) строгость линий и выверенность пропорций.
Француз Жак-Жермен Суффло при строительстве в Париже церкви Сен-Женевьев продемонстрировал способность классицизма организовывать обширные городские пространства. Массивное величие его проектов предвещало мегаломанию наполеоновского ампира и позднего классицизма. В России в одном направлении с Суффло двигался Василий Иванович Баженов. Французы Клод-Никола Леду и Этьен-Луи Булле пошли даже дальше в сторону разработки радикального визионёрского стиля с уклоном в абстрактную геометризацию форм. В революционной Франции аскетический гражданский пафос их проектов был мало востребован; в полной мере новаторство Леду оценили только модернисты XX века.

Архитекторы наполеоновской Франции черпали вдохновение в величественных образах воинской славы, оставленных имперским Римом, — таких, как триумфальная арка Септимия Севера и колонна Траяна. По приказу Наполеона эти образы были перенесены в Париж в виде триумфальной арки Каррузель и Вандомской колонны. Применительно к памятникам воинского величия эпохи наполеоновских войн используется термин «имперский стиль» — ампир . В России незаурядными мастерами ампира показали себя Карл Росси, Андрей Воронихин и Андреян Захаров. В Британии ампиру соответствует т. н. «регентский стиль » (крупнейший представитель — Джон Нэш).

Эстетика классицизма благоприятствовала масштабным градостроительным проектам и приводила к упорядочиванию городской застройки в масштабах целых городов. В России практически все губернские и многие уездные города были перепланированы в соответствии с принципами классицистического рационализма. В подлинные музеи классицизма под открытым небом превратились такие города, как Санкт-Петербург, Хельсинки, Варшава, Дублин, Эдинбург и ряд других. На всём пространстве от Минусинска до Филадельфии господствовал единый архитектурный язык, восходящий к Палладио. Рядовая застройка осуществлялась в соответствии с альбомами типовых проектов.

В период, последовавший за наполеоновскими войнами, классицизму приходилось уживаться с романтически окрашенной эклектикой, в частности, с возвращением интереса к средневековью и модой на архитектурную неоготику.

Краткая характеристика архитектурного стиля классицизм

Характерные черты : Стиль, обратившийся к античному наследию как к норме и идеальному образцу. Свойственны сдержанный декор и дорогие качественные материалы (натуральное дерево, камень, шелк и др.). Чаще всего встречаются украшения скульптурами и лепниной.

Преобладающие цвета : насыщенные цвета; зеленый, розовый, пурпурный с золотым акцентом, небесно-голубой.

Линии : строгие повторяющиеся вертикальные и горизонтальные линии; барельеф в круглом медальоне; плавный обобщенный рисунок; симметрия.

Классицизм (от лат. classicus - «образцовый») - художественное направление (течение) в искусстве и литературе XVII - начала XIX в., для которого характерны высокая гражданская тематика, строгое соблюдение определенных творческих норм и правил. На Западе классицизм формировался в борьбе против пышного барокко. Влияние классицизма на художественную жизнь Европы XVII - XVIII вв. было широким и долговременным, а в архитектуре продолжалось и в XIX в. Классицизму как определенному художественному направлению свойственно отражать жизнь в образах идеальных, тяготеющих ко всеобщей «норме», образцу. Отсюда и культ античности в классицизме: классическая древность выступает в нем как образец совершенного и гармонического искусства.

Писатели и художники часто обращаются к образам античных мифов (см. Античная литература).

Классицизм достиг расцвета во Франции в XVII столетии: в драматургии (П. Корнель, Ж. Расин, Ж. Б. Мольер), в поэзии (Ж. Лафонтен), в живописи (Н. Пуссен), в архитектуре. В конце XVII в. Н. Буало (в поэме «Поэтическое искусство», 1674) создал развернутую эстетическую теорию классицизма, оказавшую огромное воздействие на формирование классицизма и в других странах.

Столкновение личных интересов и гражданского долга лежит в основе французской классицистической трагедии, достигшей идейных и художественных высот в творчестве Корнеля и Расина. Персонажи Корнеля (Сид, Гораций, Цинна) - мужественные, суровые люди, движимые долгом, целиком подчиняющие себя служению государственным интересам. Показывая в своих героях противоречивые душевные движения, Корнель и Расин сделали выдающиеся открытия в сфере изображения внутреннего мира человека. Проникнутая пафосом исследования человеческой души, трагедия заключала минимум внешнего действия, легко укладывалась в знаменитые правила «трех единств» - времени, места и действия.

По правилам эстетики классицизма, строго придерживающейся так называемой иерархии жанров, трагедия (наряду с одой, эпопеей) относилась к «высоким жанрам» и должна была разрабатывать особенно важные общественные проблемы, прибегая к античным и историческим сюжетам, и отражать только возвышенные героические стороны. «Высоким жанрам» противостояли «низкие»: комедия, басня, сатира и др., призванные отражать современную действительность. В жанре басни прославился во Франции Лафонтен, а в жанре комедии - Мольер.

В XVII в., пронизанном передовыми идеями Просвещения, классицизм проникнут страстной критикой порядков феодального мира, защитой естественных прав человека, свободолюбивыми мотивами. Его отличает также большое внимание к национальным историческим сюжетам. Крупнейшими представителями просветительского классицизма являются Вольтер во Франции, И. В. Гёте и И. Ф. Шиллер (в 90‑е гг.) в Германии.

Русский классицизм зародился во второй четверти XVIII в., в творчестве А. Д. Кантемира, В. К. Тредиаковского, М. В. Ломоносова, и достиг развития во второй половине столетия, в творчестве А. П. Сумарокова, Д. И. Фонвизина, М. М. Хераскова, В. А. Озерова, Я. Б. Княжнина, Г. Р. Державина. В нем представлены все важнейшие жанры - от оды и эпопеи до басни и комедии. Замечательным комедиографом был Д. И. Фонвизин, автор знаменитых сатирических комедий «Бригадир» и «Недоросль». Русская классицистическая трагедия проявила горячий интерес к национальной истории («Димитрий Самозванец» А. П. Сумарокова, «Вадим Новгородский» Я. Б. Княжнина и др.).

В конце XVIII - начале XIX в. классицизм как в России, так и во всей Европе переживает кризис. Он все более теряет связи с жизнью, замыкается в узком кругу условностей. В это время классицизм подвергается острой критике, особенно со стороны романтиков.

Основные признаки русского классицизма

Обращение к образам и формам античного искусства.

Герои четко делятся на положительных и отрицательных, имеют говорящие имена.

Сюжет основан, как правило, на любовном треугольнике: героиня – герой-любовник, второй любовник (неудачливый).

В конце классической комедии порок всегда наказан, а добро торжествует.

Принцип трех единств: времени (действие длится не более суток), места(действие происходит в одном месте), действия (1 сюжетная линия).

Начало

Первым классицистическим писателем в России был Антиох Кантемир. Он первым написал произведения классицистического жанра (а именно сатиры , эпиграммы и другие).

История возникновения русского классицизма по В.И.Федорову:

1 период: литература петровского времени; она носит переходный характер; основная особенность - интенсивный процесс "обмирщения" (то есть замена литературы религиозной литературой светской - 1689-1725 года) - предпосылки возникновения классицизма.

2 период: 1730-1750 года - эти годы характеризуются формированием классицизма, созданием новой жанровой системы, углубленной разработкой русского языка.

3 период: 1760-1770 года - дальнейшая эволюция классицизма, расцвет сатиры, появление предпосылок к зарождению сентиментализма.

4 период: последняя четверть века - начало кризиса классицизма, оформление сентиментализма, усиление реалистических тенденций (1. Направление, развитие, склонность, стремление; 2. Замысел, идея изложения, изображения).

Тредиаковский и Ломоносов

Следующий виток развития классицизм получил в России при Тредиаковском и Ломоносове . Ими была создана русская силлабо-тоническая система стихосложения и введены многие западные жанры (такие как мадригал , сонет и т. п.) Силлабо-тоническая система стихосложения - система слогоударного стихосложения. Включает два ритмообразующих фактора - слог и ударение - и подразумевает закономерное чередование фрагментов текста с равным количеством слогов, среди которых ударные слоги определенным закономерным образом чередуются с безударными. Именно в рамках этой системы написана большая часть русских стихов.

Державин

Державин развивает традиции русского классицизма, являясь продолжателем традиций Ломоносова и Сумарокова.

Для него предназначение поэта - прославление великих поступков и порицание дурных. В оде «Фелица» он прославляет просвещённую монархию, которую олицетворяет правление Екатерины II. Умная, справедливая императрица противопоставляется алчным и корыстным придворным вельможам: Едина ты лишь не обидишь, Не оскорбляешь никого, Дурачества сквозь пальцы видишь, Лишь зла не терпишь одного…

Главным объектом поэтики Державина является человек как неповторимая индивидуальность во всём богатстве личных вкусов и пристрастий. Многие его оды имеют философский характер, в них обсуждается место и предназначение человека на земле, проблемы жизни и смерти: Я связь миров повсюду сущих, Я крайня степень вещества; Я средоточие живущих, Черта начальна божества; Я телом в прахе истлеваю, Умом громам повелеваю, Я царь - я раб - я червь - я бог! Но, будучи я столь чудесен, Отколе происшел? - безвестен: А сам собой я быть не мог. Ода «Бог», (1784)

Державин создаёт ряд образцов лирических стихотворений, в которых философская напряженность его од сочетается с эмоциональным отношением к описываемым событиям. В стихотворении «Снигирь» (1800) Державин оплакивает кончину Суворова: Что ты заводишь песню военну Флейте подобно, милый снигирь? С кем мы пойдем войной на Гиену? Кто теперь вождь наш? Кто богатырь? Сильный где, храбрый, быстрый Суворов? Северны громы в гробе лежат.

Перед своей смертью Державин начинает писать оду РУИНА ЧТИ, от которой до нас дошло только начало: Река времен в своем стремленьи Уносит все дела людей И топит в пропасти забвенья Народы, царства и царей. А если что и остается Чрез звуки лиры и трубы, То вечности жерлом пожрется И общей не уйдет судьбы!

Падение классицизма


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Классицизм (русская литература)" в других словарях:

    I.ВВЕДЕНИЕ II.РУССКАЯ УСТНАЯ ПОЭЗИЯ А.Периодизация истории устной поэзии Б.Развитие старинной устной поэзии 1.Древнейшие истоки устной поэзии. Устнопоэтическое творчество древней Руси с X до середины XVIв. 2.Устная поэзия с середины XVI до конца… … Литературная энциклопедия

    РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА. Литература XVIII века - Последняя четверть XVII в. — 1 я четверть XVIII в. — переходный период, предшествовавший возникновению новой русской литературы. Начало его ознаменовано активной творческой деятельностью Симеона Полоцкого и Кариона Истомина, оставивших… …

    Большой театр в Варшаве. Классицизм (фр. classicisme, от лат. … Википедия

    Лит ый стиль, выработанный в абсолютистской Франции XVII в. в эпоху меркантилизма и получивший свое распространение в монархической Европе XVII XVIII вв. Классицизм складывается как стиль крупной буржуазии, в своих верхних слоях связанной с… … Литературная энциклопедия

    Содержание и объем понятия. Критика домарксистских и антимарксистских воззрений на Л. Проблема личного начала в Л. Зависимость Л. от социальной «среды». Критика сравнительно исторического подхода к Л. Критика формалистической трактовки Л.… … Литературная энциклопедия

    КЛАССИЦИЗМ - (от лат. classicus — образцовый), художественный стиль и эстетическое направление в европейской литературе и искусстве XVII — начала XIX вв., одной из важных черт которых являлось обращение к образам и формам античной литературы и… … Литературный энциклопедический словарь

    - (от лат. classicus образцовый) художественный стиль и эстетическое направление в европейской литературе и искусстве 17 начала 19 вв., одной из важных черт которых являлось обращение к образам и формам античной литературы и искусства как… … Большая советская энциклопедия

    Фундаментальное свойство русской литературы то, что это литература Слова. Слова Логоса. Тысячелетняя ее история открывается «Словом о Законе и Благодати» митр. Илариона (XI в.). Здесь Ветхому Завету «Закону» (национально ограниченному, замкнутому … Русская история

    Русская наука и культура второй половины XVIII в. - Развитие науки и техники. Образование По мере развития в России промышленности и торговли увеличивалась потребность в научных знаниях, технических усовершенствованиях, в изучении природных богатств. Состояние торговли, промышленности, путей… … Всемирная история. Энциклопедия

    Покровский собор (Храм Василия Блаженного) (1555 61) Памятник русской средневековой архитектуры, украшает собой главную площадь Российской Федерации Красную площадь … Википедия

Книги

  • Русская литература: теоретический и исторический аспекты , О. М. Кириллина. В настоящем пособии русская литература представлена как часть мировой культуры. В книге рассматриваются процессы в истории европейской культуры, оказавшие серьезное влияние на отечественную…