«Василий Теркин» - анализ произведения. Пересказ произведения "Василий Теркин" Твардовского А.Т План по поэме василий теркин
Анализ произведения
“Василия Теркина” по праву считают одним из самых значительных произведений литературы второй половины XX века.
Поэма состоит из двадцати девяти глав. Каждая глава является самостоятельным произведением. В книге встречается много лирических отступлений. Ее содержание и форма близки к народным. Она представляет собой сплав жанров лирики и эпоса. В ней есть все: юмор и патетика, зарисовки фронтового быта и героических сражений, непринужденная шутка и трагизм, высокое ораторство и народный язык. Это
не поэма, а народная книга. Твардовский придумал всеобщий жанр и назвал его “книга про бойца”. Темой данного произведения является война. Автор показывает ее от начала до конца.
За скупыми строками виден образ автора. Мы узнаем о нем из лирических отступлений и понимаем, что он очень любит своего героя. Произведение носит высокий идейный смысл. Близость к народному поэтическому языку, простота – все это делает поэму подлинно народным произведением. Не только бойцам на войне стало тепло от этих стихов, но и сейчас, спустя годы, они излучают неиссякаемую теплоту человечности.
Характер Василия раскрывается
Описывая происходящее на войне, автор подчеркивает, что солдаты – не герои от рождения, они – молодые ребята. Некоторые участвуют в военных событиях впервые, но на их лицах героизм. Автор подчеркивает, что подвиг этих молодых солдат является продолжением подвигов их отцов и дедов – воинов прошлых столетий. Об участии Теркина в войне автор рассказывает в полушутливой форме. Он рассказывает про мечты Теркина о возвращении домой. Теркин мечтает о наградах, но проявляет скромность “нет, мне ордена не надо, я согласен на медаль”. Он хочет произвести впечатление на девушек:
…И девчонки на вечерке Позабыли б всех ребят,
Только слушали б девчонки,
Как ремни на мне скрипят.
В этой сцене Теркин выглядит жизнерадостным и простым. Но автор сменяет строки, полные юмора, на строки с описанием страшного боя:
Страшный бой идет кровавый,
Смертный бой не ради славы –
Ради жизни на земле.
Этим автор показывает, что путь к счастью проходит через борьбу, единство судьбы народа с судьбой страны, и что счастье отдельного человека невозможно без счастья его народа. Теркин умеет поднять настроение солдат, он добивается того, чтобы они взглянули на мир другими глазами.
Два танкиста в память об убитом командире дарят Теркину гармонь. Теркин играет веселую мелодию, и солдаты начинают плясать.
Потерять кисет с махоркой,
Если некому пошить –
Я не спорю – тоже горько,
Тяжело, но можно жить,
Пережить беду-проруху,
В кулаке держать табак.
Но Россию, мать-старуху,
Нам терять нельзя никак.
Твардовский рассказывает и о любви. Бойцы с нежностью вспоминают своих матерей, жен, девушек, которые ждут их возвращения.
Я мечтал о сущем чуде:
Чтоб от выдумки моей
На войне живущим людям Было,
может быть, теплей.
План 1. Монолог героя поэмы. 2. Переправа. 3. Раненый Теркин попадает в медсанбат. 4. Рассуждение героя о возвращении домой. 5. Сопоставление героя поэмы с ветераном прошлой войны. 6. Бой Теркина с немцем. 7. Теркин сбивает из винтовки самолет и получает за это орден. 8. Бой. 9. Мечты героя об отдыхе. 10. Взвод переходит в наступление. 11. Разговор со смертью. 12. Встреча со стариком и старухой. 13. Дорога на Берлин. 14. Прощание с героем произведения.
Глоссарий:
- василий теркин анализ
- анализ произведения василий теркин
- василий теркин анализ произведения
- твардовский василий тёркин анализ
- анализ василий теркин
Другие работы по этой теме:
- Василий Теркин – главный герой одноименной поэмы А. Т. Твардовского, пришелся по душе русскому народу за его жизнерадостность, простоту характера, добродушность. Вася Теркин стал не...
- Василий Теркин Василий Теркин – главный герой одноименной поэмы А. Т. Твардовского, смелый солдат из смоленской области. Это обычный парень из народа, воплотивший лучшие черты...
- “Василия Теркина” по праву считают одним из самых значительных произведений литературы второй половины XX века. Поэма состоит из двадцати девяти глав. Каждая глава является самостоятельным...
- А. Твардовский – поэма “Василий Теркин”. Поэма “Василий Теркин” не имеет связного сюжета. Как пишет сам автор, Эта книга про бойца Без начала, без конца,...
- Главный герой поэмы – Василий Теркин. Это парень хоть куда, за себя может постоять и едок отменный. Теркин – бывалый боец. Это уже вторая его...
- Василий Теркин является новым солдатом в пехотной роте. Уже второй раз воюет он на своем веку, первой его войной была финская. Василий в карман не...
«Василий Тёркин» анализ произведения — тема, идея, жанр, сюжет, композиция, герои, проблематика и другие вопросы раскрыты в этой статье.
«Василия Теркина » по праву считают одним из самых значи-тельных произведений литературы второй половины XX века.
Поэма состоит из двадцати девяти глав. Каждая глава является самостоятельным произведением. В книге встречается много ли-рических отступлений. Ее содержание и форма близки к народ-ным. Она представляет собой сплав жанров лирики и эпоса. В ней есть все: юмор и патетика, зарисовки фронтового быта и герои-ческих сражений, непринужденная шутка и трагизм, высокое ораторство и народный язык. Это не поэма, а народная книга. Твардовский придумал всеобщий жанр и назвал его «книга про бойца». Темой данного произведения является война. Автор пока-зывает ее от начала до конца.
За скупыми строками виден образ автора. Мы узнаем о нем из лирических отступлений и понимаем, что он очень любит своего героя. Произведение носит высокий идейный смысл. Близость к народному поэтическому языку, простота — все это делает поэму подлинно народным произведением. Не только бойцам на войне стало тепло от этих стихов, но и сейчас, спустя годы, они излучают неиссякаемую теплоту человечности.
Характер Василия раскрывается постепенно. На протяжении всей книги автор показывает Теркина с разных сторон. Герой про-являет настоящее мужество и смелость в главе «Переправа».
Описывая происходящее на войне, автор подчеркивает, что солдаты — не герои от рождения, они — молодые ребята. Неко-торые участвуют в военных событиях впервые, но на их лицах героизм. Автор подчеркивает, что подвиг этих молодых солдат является продолжением подвигов их отцов и дедов — воинов про-шлых столетий. Об участии Теркина в войне автор рассказывает в полушутливой форме. Он рассказывает про мечты Теркина о возвращении домой. Теркин мечтает о наградах, но проявляет скромность «нет, мне ордена не надо, я согласен на медаль». Он хочет произвести впечатление на девушек:
…И девчонки на вечерке
Позабыли б всех ребят,
Только слушали б девчонки,
Как ремни на мне скрипят.
В этой сцене Теркин выглядит жизнерадостным и простым. Но автор сменяет строки, полные юмора, на строки с описани-ем страшного боя:
Страшный бой идет кровавый,
Смертный бой не ради славы -
Ради жизни на земле.
Этим автор показывает, что путь к счастью проходит через борьбу, единство судьбы народа с судьбой страны, и что счастье отдельного человека невозможно без счастья его народа. Теркин умеет поднять настроение солдат, он добивается того, чтобы они взглянули на мир другими глазами.
Два танкиста в память об убитом командире дарят Теркину гармонь. Теркин играет веселую мелодию, и солдаты начинают плясать.
Потерять кисет с махоркой,
Если некому пошить -
Я не спорю — тоже горько,
Тяжело, но можно жить,
Пережить беду-проруху,
В кулаке держать табак.
Но Россию, мать-старуху,
Нам терять нельзя никак.
Твардовский рассказывает и о любви.
Бойцы с нежностью вспо-минают своих матерей, жен, девушек, которые ждут их возвра-щения.
Я мечтал о сущем чуде:
Чтоб от выдумки моей
На войне живущим людям
Было, может быть, теплей.
"Василия Теркина" по праву считают одним из самых значительных произведений литературы второй половины XX века.
Поэма состоит из двадцати девяти глав. Каждая глава является самостоятельным произведением. В книге встречается много лирических отступлений. Ее содержание и форма близки к народным. Она представляет собой сплав жанров лирики и эпоса. В ней есть все: юмор и патетика, зарисовки фронтового быта и героических сражений, непринужденная шутка и трагизм, высокое ораторство и народный язык. Это не поэма, а народная книга. Твардовский придумал всеобщий жанр и назвал его "книга про бойца". Темой данного произведения является война. Автор показывает ее от начала до конца.
За скупыми строками виден образ автора. Мы узнаем о нем из лирических отступлений и понимаем, что он очень любит своего героя. Произведение носит высокий идейный смысл. Близость к народному поэтическому языку, простота - все это делает поэму подлинно народным произведением. Не только бойцам на войне стало тепло от этих стихов, но и сейчас, спустя годы, они излучают неиссякаемую теплоту человечности.
Характер Василия раскрывается постепенно. На протяжении всей книги автор показывает Теркина с разных сторон. Герой проявляет настоящее мужество и смелость в главе "Переправа".
Описывая происходящее на войне, автор подчеркивает, что солдаты - не герои от рождения, они - молодые ребята. Некоторые участвуют в военных событиях впервые, но на их лицах героизм. Автор подчеркивает, что подвиг этих молодых солдат является продолжением подвигов их отцов и дедов - воинов прошлых столетий. Об участии Теркина в войне автор рассказывает в полушутливой форме. Он рассказывает про мечты Теркина о возвращении домой. Теркин мечтает о наградах, но проявляет скромность "нет, мне ордена не надо, я согласен на медаль". Он хочет произвести впечатление на девушек:
…И девчонки на вечеркеПозабыли б всех ребят,Только слушали б девчонки,Как ремни на мне скрипят.
В этой сцене Теркин выглядит жизнерадостным и простым. Но автор сменяет строки, полные юмора, на строки с описанием страшного боя:
Страшный бой идет кровавый,Смертный бой не ради славы -Ради жизни на земле.
Этим автор показывает, что путь к счастью проходит через борьбу, единство судьбы народа с судьбой страны, и что счастье отдельного человека невозможно без счастья его народа. Теркин умеет поднять настроение солдат, он добивается того, чтобы они взглянули на мир другими глазами.
Два танкиста в память об убитом командире дарят Теркину гармонь. Теркин играет веселую мелодию, и солдаты начинают плясать.
Потерять кисет с махоркой,Если некому пошить -Я не спорю - тоже горько,Тяжело, но можно жить,Пережить беду-проруху,В кулаке держать табак.Но Россию, мать-старуху,Нам терять нельзя никак.
Твардовский рассказывает и о любви. Бойцы с нежностью вспоминают своих матерей, жен, девушек, которые ждут их возвращения.
Я мечтал о сущем чуде:Чтоб от выдумки моейНа войне живущим людямБыло, может быть, теплей.
План
Монолог героя поэмы. Переправа. Раненый Теркин попадает в медсанбат. Рассуждение героя о возвращении домой. Сопоставление героя поэмы с ветераном прошлой войны. Бой Теркина с немцем. Теркин сбивает из винтовки самолет и получает за это орден. Бой. Мечты героя об отдыхе. Взвод переходит в наступление. Разговор со смертью. Встреча со стариком и старухой. Дорога на Берлин. Прощание с героем произведения.
История создания
С осени 1939 года Твардовский в качестве военного корреспондента участвовал в финской кампании. «Мне кажется, - писал он М.В. Исаковскому, - что армия будет второй моей темой на всю жизнь». И поэт не ошибся. В редакции Ленинградского военного округа «На страже Родины» у группы поэтов возник замысел создать серию занимательных рисунков о подвигах веселого солдата- богатыря. «Кто-то, - вспоминает Твардовский, - предложил назвать нашего героя Васей Теркиным, именно Васей, а не Василием».
В создании коллективного произведения о неунывающем удачливом бойце Твардовскому было поручено написать вступление:«... я должен был дать хотя бы самый общий «портрет» Теркина и определить, так сказать, тон, манеру нашего дальнейшего разговора с читателем».
Так появилось в газете стихотворение «Вася Теркин» (1940. - 5 января). Успех фельетонного героя натолкнул на мысль продолжить рассказ о похождениях неунывающего Васи Теркина. В итоге вышла книжечка «Вася Теркин на фронте» (1940). В Великую Отечественную войну этот образ становится главным в творчестве Твардовского. «Василий Теркин» шел вместе с Твардовским дорогами войны. Первая публикация «Василия Теркина» состоялась в газете Западного фронта «Красноармейская правда», где 4 сентября 1942 г. были напечатаны вступительная главка «От автора» и «На привале». С тех пор и до конца войны главы поэмы публиковались в этой газете, в журналах «Красноармеец» и «Знамя», а также в других печатных органах.
«...Работа моя заканчивается по совпадению с окончанием войны. Нужно еще одно усилие освеженных души и тела - и можно будет поставить точку», - писал поэт 4 мая 1945 года. Так появилась законченная поэма «Василий Теркин. про бойца» (1941- 1945). Твардовский писал, что работа над нею дала ему «ощущение» законности места художника в великой борьбе народа... чувство полной свободы обращения со стихом и словом.
В 1946 г. почти одно за другим вышло три полных издания «Книги про бойца».
Род, жанр, творческий метод
Весной 1941 г. поэт напряженно работал над главами будущей поэмы, но начало войны изменило эти планы. Возрождение замысла и возобновление работы над «Теркиным» относится к середине 1942 г. С этого времени начинается новый этап работы над произведением: «Изменился весь характер поэмы, все ее содержание, ее философия, ее герой, ее форма - композиция, жанр, сюжет. Изменился характер поэтического повествования о войне - и народ, народ на войне стали главными темами». Хотя, приступая к работе над ней, поэт не слишком беспокоился на этот счет, о чем свидетельствуют его собственные слова: «Я недолго томился сомнениями и опасениями относительно неопределенности жанра, отсутствия первоначального плана, обнимающего все произведение наперед, слабой сюжетной связанности глав между собой. Не поэма - ну и пусть себе не поэма, решил я; нет единого сюжета - пусть себе нет, не надо; нет самого начала вещи - некогда его выдумывать; не намечена кульминация и завершение всего повествования - пусть, надо писать о том, что горит, не ждет, а там видно будет, разберемся».
В связи с вопросом о жанре произведения Твардовского представляются важными следующие суждения автора: «Жанровое обозначение «Книги про бойца», на котором я остановился, не было результатом стремления просто избежать обозначения «поэма», «повесть» и т.п. Это совпало с решением писать не поэму, не повесть или роман в стихах, то есть не то, что имеет свои узаконенные и в известной мере обязательные сюжетные, композиционные и иные признаки. У меня не выходили эти признаки, а нечто все-таки выходило, и это нечто я обозначил «Книгой про бойца».
Эта, как назвал ее сам поэт, «Книга про бойца» воссоздает достоверную картину фронтовой действительности, раскрывает мысли, чувства, переживания человека на войне. Она выделяется среди других тогдашних поэм особой полнотой и глубиной реалистического изображения народно-освободительной борьбы, бедствий и страданий, подвигов и военного быта.
Поэма Твардовского - это героическая эпопея, с отвечающей эпическому жанру объективностью, но пронизанная живым авторским чувством, своеобразная во всех отношениях, уникальная книга, вместе с тем развивающая традиции реалистической литературы и народнопоэтического творчества. И в то же время это свободное повествование - хроника («Книга про бойца, без начала, без конца...»), которое охватывает всю историю войны.
Тематика
Тема Великой Отечественной войны навсегда вошла в творчество А.Т. Твардовского. А поэма «Василий Теркин» стала одной из самых ярких его страниц. Поэма посвящена жизни народа на войне, она по праву является энциклопедией фронтовой жизни. В центре поэмы образ Теркина, рядового пехотинца из смоленских крестьян, объединяющий композицию произведения в единое целое. Василий Теркин фактически олицетворяет весь народ. В нем нашел художественное воплощение русский национальный характер. Символом народа-победителя стал в поэме Твардовского обыкновенный человек, рядовой солдат.
В «Книге про бойца» война изображена как она есть - в буднях и героике, переплетении обыденного, подчас даже комического (главы «На привале», «В бане») с возвышенным и трагедийным. Поэма сильна прежде всего правдой о войне как суровом и трагическом - на пределе возможностей - испытании жизненных сил народа, страны, каждого человека.
Идея
Художественная литература периода Великой Отечественной войны имеет ряд характерных черт. Главные ее особенности - патриотический пафос и установка на всеобщую доступность. Удачнейшим примером такого художественного произведения по праву считается поэма Александра Трифоновича Твардовского «Василий Теркин». Подвиг солдата на войне показан Твардовским как кащо- дневный и тяжкий ратный труд и бой, и переход на новые позиции, и ночлег в окопе или прямо на земле, «заслонясь от смерти черной только собственной спиной...». А герой, совершающий этот подвиг, - обыкновенный, простой солдат.
Именно в защите Родины, жизни на земле заключается справедливость народной Отечественной войны: «Бой идет святой и правый, смертный бой не ради славы - ради жизни на земле». Поэма А.Т. Твардовского «Василий Теркин» стала поистине народной.
Основные герои
В основе поэмы - образ главного героя - рядового Василия Теркина. Реального прототипа у него нет. Это собирательный образ, соединяющий в себе типичные черты духовного облика и характера обыкновенного русского солдата. О типичности Теркина писали десятки людей, делая из строк «парень в этом роде в каждой роте есть всегда, да и в каждом взводе» вывод, что это образ собирательный, обобщенный, что в нем не следует искать каких-то индивидуальных качеств, настолько все типично для советского солдата. И поскольку «был рассеян он частично и частично истреблен», значит, это вообще не личность, а некий символ всей Советской Армии.
Теркин - кто же он такой? Скажем откровенно: Просто парень сам собой Он обыкновенный.
Впрочем, парень хоть куда, Парень в этом роде В каждой роте есть всегда, Да и в каждом взводе.
Образ Теркина имеет фольклорные корни, это «богатырь, сажень в плечах», «весельчак», «человек бывалый». За иллюзией простоватости, балагурства, озорства скрываются нравственная чуткость и чувство сыновнего долга перед Родиной, способность без фразы и позы совершить подвиг в любой момент.
Образ Василия Теркина действительно вбирает то, что характерно для многих: «Парень в этом роде / В каждой роте есть всегда, / Да и в каждом взводе». Однако в нем присущие многим людям черты и свойства воплотились ярче, острее, самобытнее. Народная мудрость и оптимизм, стойкость, выносливость, терпение и самоотверженность, житейская смекалка и умение русского человека - труженика и воина, наконец, неиссякаемый юмор, за которым всегда проступает нечто более глубокое и серьезное, - все это сплавляется в живой и целостный человеческий характер. Главной же чертой его характера является к родной стране. Герой постоянно вспоминает о родных местах, которые так милы и дороги его сердцу. Не может не привлекать в Теркине также и милосердие, величие души, на войне он оказывается не из-за воинского инстинкта, а ради жизни на земле, поверженный враг вызывает в нем только чувство жалости. Он скромен, хотя и может иногда прихвастнуть, говоря друзьям, что ему не нужен орден, он согласен на медаль. Но больше всего привлекает в этом человеке его жизнелюбие, житейская смекалка, насмешка над врагом и над любыми трудностями.
Являясь воплощением русского национального характера, Василий Теркин неотделим от народа - солдатской массы и ряда эпизодических персонажей (дед-солдат и бабка, танкисты в бою и на марше, девчонка-медсестра в госпитале, солдатская мать, возвращающаяся из вражеского плена, и др.), он неотделим и от матери- родины. И вся «Книга про бойца» - это поэтическое утверждение народного единства.
Наряду с образами Теркина и народа важное место в общей структуре произведения занимает образ автора-повествователя, или, точнее, лирического героя, особенно ощутимый в главах «О себе», «О войне», «О любви», в четырех главках «От автора». Так, в главе «О себе» поэт прямо заявляет, обращаясь к читателю: «И скажу тебе: не скрою, / - В этой книге, там ли, сям, / То, что молвить бы герою, / Говорю я лично сам».
Автор в поэме является посредником между героем и читателем. С читателем постоянно ведется доверительный разговор, автор уважает друга-читателя, а потому стремится донести до него правду о войне. Автор ощущает свою ответственность перед читателями, он понимает, насколько важно было не только рассказать о войне, но и вселить в читателей веру в несокрушимость духа русского солдата, оптимизм. Иногда автор как бы приглашает читателя проверить истинность своих суждений и наблюдений. Такой непосредственный контакт с читателем весьма способствует тому, что поэма становится понятной большому кругу людей.
В поэме постоянно сквозит тонкий авторский юмор. Текст поэмы наполнен прибаутками, присказками, поговорками, причем определить, кто является их автором - автор поэмы, герой поэмы Теркин или народ, - вообще невозможно. В самом начале поэмы автор называет шутку самой необходимой в солдатском быту «вещью»:
Жить без пищи можно сутки, Можно больше, но порой На войне одной минутки Не прожить без прибаутки, Шутки самой немудрой.
Сюжет и композиция
Своеобразие сюжетно-композиционного построения книги определяется самой военной действительностью. «На войне сюжета нету», - заметил автор в одной из глав. И в поэме в целом действительно нет таких традиционных компонентов, как завязка, кульминация, развязка. Но внутри глав с повествовательной основой, как правило, есть свой сюжет, между этими главами возникают отдельные сюжетные связки. Наконец, общее развитие событий, раскрытие характера героя, при всей самостоятельности отдельных глав, четко определяется самим ходом войны, закономерной сменой ее этапов: от горьких дней отступления и тяжелейших оборонительных боев - к выстраданной и завоеванной победе. Вот как сам Твардовский писал о композиционном построении своей поэмы:
«И первое, что я принял за принцип композиции и стиля, - это стремление к известной законченности каждой отдельной части, главы, а внутри главы - каждого периода и даже строфы. Я должен был иметь в виду читателя, который хотя бы и незнаком был с предыдущими главами, нашел бы в данной, напечатанной сегодня в газете главе нечто целое, округленное. Кроме того, этот читатель мог и не дождаться моей следующей главы: он был там, где и герой, - на войне. Этой примерной завершенностью каждой главы я и был более всего озабочен. Я ничего не держал про себя до другого раза, стремясь высказаться при каждом случае - очередной главе - до конца, полностью выразить свое настроение, передать свежее впечатление, возникшую мысль, мотив, образ. Правда, этот принцип определился не сразу - после того, как первые главы «Теркина» были напечатаны подряд одна за другой, а новые потом уже появлялись по мере написания».
Поэма состоит из тридцати самостоятельных и в то же время тесно связанных между собой глав. Поэма построена как цепь эпизодов из военной жизни главного героя, которые не всегда имеют непосредственную событийную связь между собой. Теркин с юмором рассказывает молодым бойцам о буднях войны; говорит, что воюет с самого начала войны, трижды был в окружении, был ранен. Судьба рядового солдата, одного из тех, кто вынес на своих плечах всю тяжесть войны, становится олицетворением национальной силы духа, воли к жизни.
Сюжетную канву поэмы трудно проследить, каждая глава рассказывает об отдельном событии из жизни бойца, к примеру: Теркин дважды переплывает ледяную реку, чтобы восстановить связь с наступающими подразделениями; Теркин в одиночку занимает немецкий блиндаж, но попадает под обстрел собственной артиллерии; по дороге на фронт Теркин оказывается в доме старых крестьян, помогает им по хозяйству; Теркин вступает в рукопашный бой с немцем и, с трудом одолевая, берет его в плен. Или неожиданно для себя Теркин из винтовки сбивает немецкий штурмовик. Теркин принимает командование взводом на себя, когда убивают командира, и первым врывается в село; однако герой вновь тяжело ранен. Лежа раненным в поле, Теркин беседует со Смертью, уговаривающей его не цепляться за жизнь; в конце концов его обнаруживают бойцы, и он говорит им: «Уберите эту бабу,/ Я солдат еще живой ».
Не случайно и то, что произведение Твардовского начинается и заканчивается лирическими отступлениями. Открытый разговор с читателем приближает к внутреннему миру произведения, создает атмосферу общей причастности к событиям. Поэма заканчивается посвящением павшим.
Поэма «Василий Теркин» отличается своеобразным историзмом. Условно ее можно разделить на три части, совпадающие с началом, серединой и концом войны. Поэтическое осмысление этапов войны создает из хроники лирическую летопись событий. Чувство горечи и скорби наполняет первую часть, вера в победу - вторую, радость освобождения Отечества становится лейтмотивом третьей части поэмы. Это объясняется тем, что А.Т. Твардовский создавал поэму постепенно, на протяжении всей Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.
Художественное своеобразие
Поэма «Василий Теркин» отличается необычайной широтой и свободой использования средств устно-разговорной, литературной и народнопоэтической речи. Это по-настоящему народный язык. В нем естественно употребляются пословицы и поговорки («я от скуки на все руки»; «делу время - час забаве»; «по которой речке плыть, - той и славушку творить...»), народные песни (о шинели, о реченьке). Твардовский в совершенстве владеет искусством говорить просто, но поэтично. Он сам создает речения, вошедшие в жизнь на правах поговорок («не гляди, что на груди, а гляди, что впереди»; «у войны короткий путь, у любви - далекий»; «пушки к бою едут задом» и др.).
Свобода - основной нравственно-художественный принцип произведения - реализована и в самом построении стиха. И это находка - непринужденное десятистишие, восьми-, и пяти-, и шести-, и четверостишия - словом, рифмующихся строк будет столько, сколько потребуется Твардовскому в сию минуту для того, чтобы высказаться сполна. Основной размер «Василия Теркина» - четырехстопный хорей.
О своеобразии стиха Твардовского писал С.Я. Маршак: «Посмотрите, как построена одна из лучших глав «Василия Теркина» - «Переправа». В этом правдивом и как будто безыскусном рассказе о подлинных, наблюденных автором событиях вы тем не менее обнаружите строгую форму, четкое построение. Вы найдете здесь повторяющийся лейтмотив, который звучит в самых ответственных местах повествования, и каждый раз по-новому, - то грустно и тревожно, то торжественно и даже грозно:
Переправа, переправа!
Берег левый, берег правый.
Снег шершавый. Кромка льда...
Кому память, кому слава,
Кому темная вода.
Вы найдете здесь и живой, лаконичный, безупречно меткий и построенный по всем законам баллады диалог. В этом-то и сказывается настоящая поэтическая , которая дает нам средства для изображения событий из самой современной кипучей жизни».
Значение произведения
Поэма «Василий Теркин» - центральное произведение в творчестве А.Т. Твардовского, «лучшее из всего написанного о войне на войне» (К. Симонов), одна из вершин русской эпической поэзии вообще. Она может считаться одним из истинно народных произведений. Многие строки из этого произведения перекочевали в устную народную речь или же стали популярными стихотворными афоризмами: «смертный бой не ради славы - ради жизни на земле», «сорок душ одна », «переправа, переправа, берег левый, берег правый » и многие другие.
Признание «Книги про бойца» было не только общенародным, но и общенациональным: «...Это поистине редкая книга: какая свобода, какая чудесная удаль, какая меткость, точность во всем и какой необыкновенный народный солдатский язык - ни сучка ни задоринки, ни единого фальшивого, готового, то есть литературно- пошлого слова!» - писал И.А. Бунин.
Поэма «Василий Теркин» была неоднократно иллюстрирована. Самыми первыми стали иллюстрации О.Г. Верейского, которые создавались непосредственно вслед за текстом поэмы. Известны также работы художников Б. Дехтерева, И. Бруни, Ю. Непринцева. В 1961 г. в Московском театре им. Моссовета К. Воронков инсценировал «Василия Теркина». Известны литературные композиции глав поэмы в исполнении Д.Н. Журавлева и Д.Н. Орлова. Отрывки из поэмы положены на музыку В.Г. Захаровым. Композитором Н.В. Богословским была написана симфоническая повесть «Василий Теркин».
В 1995 году в Смоленске был открыт памятник Теркину (автор - Народный художник РФ скульптор А.Г. Сергеев). Монумент представляет собой двухфигурную композицию, изображающую беседу Василия Теркина с А.Т. Твардовским. Памятник установлен на всенародно собранные деньги.
Самым известным произведением А.Т.Твардовского стала любимая русским народом еще со времен ВОВ поэма «Василий Теркин». Это доказывает уже тот факт, что в 1995 году на родине писателя, в центре Смоленска, был установлен памятник. Словно живые, ведут беседу отлитые из бронзы Александр Трифонович и его знаменитый герой с гармошкой в руках. Эти скульптуры - символ памяти сильному русскому характеру, способному все пережить ради спасения Родины.
Жанровые особенности произведения
В литературе принято относить «Василия Теркина» к поэмам. Однако сам писатель не был столь категоричен в этом вопросе.
Во-первых, нужно обратить внимание на подзаголовок «Книга про бойца», сделанный автором. Это уже наводит на мысль о некоторой нетрадиционности произведения. Действительно, в содержании отсутствует как таковая сюжетная связанность глав, нет кульминации, да и вопрос относительно завершенности является довольно спорным. Главная причина в том, что произведение «Василий Теркин» писалось по главам, становившихся мгновенным откликом на происходившие на фронте события.
Во-вторых, сохранились записи Твардовского, где он высказывается относительно жанра: "…летопись - не летопись, хроника - не хроника…". Это подтверждает тот факт, что основу произведения составляли реальные события, обыгранные автором.
Таким образом, это уникальная книга, представляющая собой энциклопедию жизни народа в страшные для него военные годы. И главное в ней то, что писателю удалось мастерски обрисовать героя, воплотившего в себе лучшие черты русского характера.
Композиция и сюжет
Поэма «Василий Теркин» имела особое назначение: она писалась в 1942-45 годы и была адресована, прежде всего, рядовому солдату, воевавшему в окопах. Это определило ее композицию: самостоятельные главы (в послевоенном издании автор оставил 29, в том числе 5 «авторских» глав) с отдельным сюжетом. «Без начала, без конца, без особого сюжета» - так определил особенности «Книги про бойца» Твардовский. Такой подход объяснялся довольно просто: в условиях военного времени не было возможности полностью читать поэму «Василий Теркин». Главы, которые объединял образ главного героя, всегда оказывавшегося в центре событий, рассказывали о каком-то важном моменте солдатских будней. Это сделало произведение ценным в плане его масштабности и народности.
Василий Теркин: анализ образа
Первые главы появляются в 1942 году. В них возникает образ обычного солдата, который предстает то балагуром и весельчаком, то мастером на все руки и умелым гармонистом, то мужественным и преданным родине бойцом. Твардовский не дает подробного героя: его черты максимально реалистичны и свойственны большинству людей. Нет четкого указания и на место его жительства, хотя по авторским отступлениям можно понять, что Твардовский и Теркин - земляки. Такой подход лишает героя индивидуальности и придает образу обобщенный характер. Именно поэтому каждый читатель находил в Теркине знакомые черты и принимал его за своего.
Герой, бывший труженик земли, воспринимает войну как важную работу. Он показан то на привале, то в крестьянской избе, то переплывающим реку, то рассуждающим о заслуженной награде, то играющим на гармошке… Неважно, в какой ситуации оказывался много испытавший (очевидна связь фамилии со словом «тертый») за свою жизнь Василий Теркин. Анализ его поступков и поведения показывает, что он даже в таких трудных условиях сохраняет жизнелюбие и лучшие свято верит в победу и в товарищей. Интересна и рифмовка «Василий-Россия», которая употребляется в тексте несколько раз и подчеркивает истинно народные черты созданного образа.
Изображение войны
Особый подход был у автора и к описанию места действия поэмы «Василий Теркин». Анализ текста показывает, чтов ней практически нет конкретных географических названий и точной хронологии событий. Хотя вполне определенно указывается род войск - пехота, так как именно ей довелось в большей мере испытать все тяготы фронтовой жизни.
Важную роль играет описание отдельных деталей и предметов солдатского быта, которые складываются в одну живую и масштабную картину войны с фашистами. При этом довольно часто образ Теркина ассоциируется с воином-героем всех «компаний и времен».
Образ автора
Важное лицо в поэме не только Василий Теркин. Анализ глав «От автора» позволяет представить повествователя и одновременно посредника между героем и читателями.
Это человек, сам испытавший в полной мере тяготы войны (А.Т. Твардовский с первых дней отправился на фронт в качестве корреспондента). В его размышлениях дается характеристика героя (на первом месте психологический аспект) и народная оценка страшных событий. Последнее особенно важно, тем более что адресатом поэмы стали и солдаты-фронтовики (Л. Озеров охарактеризовал ее как книгу-помощник на войне), и те, кто остался в тылу. Появления новых глав ждали с нетерпением, а отдельные их части заучивали наизусть.
Язык и стиль поэмы «Василий Теркин»
Тема войны обычно раскрывается за счет использования возвышенной лексики. Твардовский отходит от этой традиции и пишет поэму об обычном солдате, человеке из народа легким, простым языком. Это придает всему повествованию и образу героя естественность и теплоту. Автор умело сочетает разговорную, иногда даже просторечную, и литературную речь, прибегает к оборотам и устного творчества, перефразирует малые Это многочисленные поговорки и прибаутки («твоя нынче хата с краю»), слова с уменьшительным значением (сыночек, соколик), постоянные эпитеты («година горькая»), выражения типа «встрепенулся ясный сокол», «хвать-похвать».
Еще одна особенность - обилие диалогов, в которых много коротких Они легко воссоздают картины повседневной солдатской жизни и делают героев простыми и близкими читателю.
Монументальное произведение о судьбе народа
Поэма стала решающим событием не только в творчестве А.Т.Твардовского, но и во всей литературе военного периода. Автор сумел показать в ней героический путь рядового бойца, каким был Василий Теркин. Анализ боевых событий их непосредственным участником делает повествование правдоподобным. Три части поэмы рассказывают о решающих этапах войны: отступление, перелом и победное шествие на Берлин.
Действие произведения заканчивается одновременно с победой, так как главную свою задачу - рассказать о невероятном мужестве советского народа в годы войны с фашизмом - А.Т. Твардовский полностью выполнил.