Традиционные русские узоры. Русский орнамент: трафареты, которые легко сделать самому

Русская культура зародилась много веков назад. Еще в языческие времена русичи украшали себя и пространство для жизни (дом, двор, предметы быта) оригинальными узорами. Если рисунок повторяет и чередует отдельные детали, он называется орнамент.

Народный орнамент обязательно использует традиционные мотивы. Они свои у каждого народа. Русские орнаменты не исключение. Когда мы слышим это словосочетание в воображении сразу возникают вышитые рубахи, рушники. На них лошади, уточки, петухи и геометрические фигуры.

Традиционный русский орнамент

Экскурс в историю

Первичная ячейка общества — это семья. И именно семьям мы обязаны первым народным узорам. В древности животные и растения имели тотемное значение. Каждая семья считала, что имеет того или иного покровителя. Члены семьи поколениями пользовались предметами с символикой своего рода, считая их защитой и помощью.

Постепенно семейный рисунок выходил за пределы семьи и становился достоянием сородичей. Несколько родов обменивались своими узорами. Таким образом, уже все племя использовало символы, первоначально принадлежащие определенным семьям.

Со временем узоров становилось больше, круг их пользователей расширялся. Так в России появились русские народные орнаменты.


Даже в экстерьере домов прослеживалась символика

Можно заметить, что в различных районах использовались разные цвета для рукоделия. Этому есть простое объяснение. В старину использовали только натуральные красители. Производили их кустарным способом. Так что, наличие сырья для красок часто определяло всю палитру работ.

В разных регионах были свои любимые «украсы». Не случайно «пейсли» это один из мотивов для орнаментов восточных областей. Родина «индийского огурца» Персия на востоке.

Смысл и значение

Творческий сплав природы и религии. Так коротко можно описать национальные, в том числе русские орнаменты. Другими словами, орнамент это символическое описание мира.

Элементы орнамента были не только украшением. Они несли смысловую и ритуальную нагрузку. Их можно не только рассматривать, но и читать. Очень часто это заговоры и обереги.

Каждый символ имеет определенное значение:

  • Алатырь, пожалуй, главный из русских и славянских знаков. Это символ бесконечной вселенной, двуединства мира и его равновесия. Источник жизни, состоящий из мужского и женского начал. Часто в узорах применяли восьмиконечную Звезду Алатырь и Камень Алатырь. От них ждали помощи в разных жизненных ситуациях.

Священный Алатырь
  • Другой символ, который был очень почитаем и часто применялся в узорах Мировое Дерево Жизни (или Дерево Царствования). Считалось, что оно растет на Алатырь Камне и боги отдыхают под его кроной. Так люди старались защитить себя и свой род под ветвями Древа Жизни и при помощи небожителей.

Один из вариантов изображения Дерева Царствования
  • Различные свастики так же популярный мотив в русском и славянском рукоделии. Из свастик чаще других можно встретить Коловрат. Древний символ солнца, счастья и добра.

Варианты изображения символа солнца у славян
  • Орепей или Арепей представляет собой ромб с гребенками на сторонах. Его другие имена: Гребенчатый ромб, Дубок, Колодец, Репейник. Считался символом счастья, богатства, уверенности в себе. При расположении на разных частях одежды имел разное толкование.

Символ Орепей
  • Животные и растения, которые окружали людей и обожествлялись ими, это постоянная тема узоров.

Славянская символика очень разнообразна

Особое значение имело количество чередований элементов в орнаменте. Каждое число несло дополнительную смысловую нагрузку.

Красота и защита

Эстетическое значение орнаментов сочеталось с тотемным. Волхвы и шаманы наносили символы на ритуальную одежду и утварь. Обычные люди тоже вкладывали особый смысл в традиционные рисунки. Они старались защитить себя вышивкой-оберегом, нанося ее на определенные части одежды (для защиты тела). Столовое белье, предметы быта, мебель, части построек тоже были декорированы соответствующими узорами (для защиты семьи и дома).

Простота и красота старинных орнаментов оставляют их популярными и сегодня.


Традиционным орнаментом украшали куклы-обереги

Промыслы и ремесла

Постепенно, с развитием цивилизации старинные узоры трансформировались, некоторые стали опознавательными знаками отдельных народных промыслов. Выделились в самостоятельные ремесла. Обычно поделки имеют название соответствующее местности, где их производят.

Наиболее популярными можно назвать:

  • Фарфор и керамика «Гжель». Ее стиль это характерный рисунок синей краской по белому фону. Названа по имени населенного пункта Гжель Московской области, где находится производство.

Роспись гжелью — старинный промысел
  • «Жостовскую роспись» можно узнать по цветочным букетам на черном (реже зеленом, синем, красном) металлическом подносе, покрытом лаком. Центр промысла находится в Жостово (Московская область). Начало этому ремеслу было положено в Нижнем Тагиле, где и сейчас существует производство Нижне Тагильских подносов.

Роскошная жостовская роспись
  • «Хохлома» это декоративная роспись по дереву. Для нее характерны черные, красные иногда зеленые узоры на золотистом фоне. Ее родина и место прописки Нижегородская область.

Хохлома популярна и в наши дни
  • Слобода Дымково родина Дымковской, а город Каргополя соответственно Каргопольской, деревня Филимоново Филимоновской, Старый Оскол Старооскольской глиняным игрушкам. Все они имеют характерный узор и цвет.

Старооскольские глиняные игрушки
  • Павловопосадские шерстяные шали визитная карточка Павловского Посада. Для них характерен объемный набивной цветочный узор. Красный и черный их традиционные цвета.

Традиционный павлопосадский платок — поистине роскошный аксессуар

Продолжение может быть очень долгим: Федоскинская и Палехская миниатюры, Городецкая роспись, Оренбургский пуховый платок, Вологодское, Елецкое, Мценское кружево. И так далее. Все перечислить очень трудно.

Рисуем в народном стиле

Сегодня многие носят одежду и пользуются вещами в фольклорном стиле. Многие мастерицы хотят сами создать что-нибудь уникальное. Они могут взять за основу раппорт готового изделия или создать собственный эскиз.

Чтобы успешно выполнить эту задумку, сначала нужно:

  1. Определиться, будет это отдельный узор или орнамент.
  2. Разложить рисунок на простые детали.
  3. Взять миллиметровую бумагу, сделать разметку, отметив каждый фрагмент и его середину.
  4. Первую простейшую деталь прорисовываем в центре.
  5. Постепенно шаг за шагом добавляем следующие фрагменты.

И вот уже готов уникальный узор.


Подобный узор под силу нарисовать каждому

О русской вышивке

Узоры, приемы, цвета русской вышивки очень разнообразны. Искусство вышивания имеет многовековую историю. Оно тесно связано с укладом жизни, обычаями и обрядами.

Цвет важная составляющая рукоделия.

Люди наделяли его сакральными свойствами:

  • Красный цвет жизни, огня и солнца. Конечно он часто использовался при вышивании. Ведь это еще и красота. Как оберег, он был призван защищать жизнь.
  • Белый цвет чистого снега. Символ свободы и чистоты. Считался защитником от темных сил.
  • Синий цвет воды и ясного неба. Символизировал мужество и силу.
  • Черный в орнаменте означал землю. Зигзаг и волна соответственно не вспаханное и вспаханное поле.
  • Зеленый это трава, лес и их помощь человеку.

Традиционная русская вышивка

Нить тоже наделялась определенными качествами:

  • Лен символ мужественности.
  • Шерсть это защита, покровительство.

В сочетании с узорами создавались изделия специального назначения.

Например:

  • Петухи и лошади красного цвета должны были защитить младенца.
  • Для успешного завершения работ вышивали зеленым и синим льном.
  • От болезней и против дурного влияния вышивали шерстью.
  • Женщинам вещи чаще вышивали черным для защиты материнства.
  • Мужчин защищали зеленым и синим узором.

Конечно, для каждого случая и человека был разработан специальный набор символов и рисунков.


Такая вышивка будет выглядеть нарядно на любой ткани

Народный костюм

Народный костюм воплощает и отражает традиции. Веками мастерицы превращали невзрачную ткань в уникальное произведение искусства. С раннего возраста девочки постигали тайны рукоделия. К пятнадцати годам они должны были приготовить себе повседневную и праздничную одежду и набор полотенец, скатертей и подзоров на несколько лет.

Сам крой костюма простейший, прямоугольный. Ткань льняная или шерстяная различного качества. Женщины продергивали ткань (удаляли часть нитей) и получали новую ткань. На ней выполняли мережки и другие вышивки.


Русский народный костюм отличается разнообразием

Конечно одежда различалась по характерным узорам в зависимости от местности. Ее можно разделить на две группы:

  1. Среднерусская. Отличается многоцветием. Из приемов часто встречается счетная гладь, крестик, косички, мережки. В южных районах для украшения одежды также применяют кружева, ленты или полосы ткани. Рисунок часто геометрический. Особенно был любим Орепей в разных вариантах.
  2. Северная. Для нее характерными приемами являются гладь (цветная и белая), крестик, роспись, белая строчка и вырезы. Художественные мотивы использовались чаще, чем геометрические. Композиции исполнялись преимущественно в одном цвете.

Русская вышивка уникальна. Она отличается стилизованными изображениями животных и растений, а также большим разнообразием геометрических узоров.

Сохраняя традиции

Исследуя национальные традиции и приемы рукоделия по сохранившимся изделиям, современные мастера адаптируют их к современным требованиям. На их основе создаются модные оригинальные вещи. Это одежда, обувь, белье.

Один из признанных модельеров, который включает народные мотивы в каждую свою коллекцию Валентин Юдашкин. Зарубежные кутюрье, например Ив Сен Лоран, тоже вдохновляются русским наследием.


Русская коллекция Ив Сен Лорана

Кроме того народные промыслы продолжают традиции и совершенствуют мастерство в соответствии с современными требованиями. Можно добавить энтузиастов не равнодушных к традиционному творчеству. Они самостоятельно изучают, коллекционируют и творят в народном стиле.

Русские узоры продолжают нести людям красоту и радость, а также сохраняют историческую информацию.

Уже в глубокой древности люди стремились украсить предметы быта и одежды. По полученным из раскопок предметам видно, что сначала узор отделок и композиции были очень простыми. Со временем узор усложнился, композиция стала более разнообразной, техническое исполнение - более совершенным. Для дальнейшего развития узора и композиции необходимо познакомиться со старинными традициями создания рисунка и композиции.

Русский народный узор богат и разнообразен. В его композиции встречается ряд геометрических узоров, а также в нем практически везде присутствуют растения и животные, как стилизованные, так и более-менее реалистичные.

Основные элементы узора.

Геометрический узор всегда состоит из отдельных мелких частей. Такие части узора, которые с изменениями или без них повторяются во многих узорах, называются основными элементами узора. В русском народном узоре самыми распространенными основными элементами являются, так называемые, елочка, крыша, крестик, солнышко, звездочка, растительный узор (рис. 1).

Рисунок 1. Основные элементы геометрического узора.

А это пример старорусской вышивки, где хорошо видно, что она состоит из маленьких базовых элементов.


Основные элементы можно изменять - варьировать. Еще и в настоящее время появляется много различных вариантов основных элементов.

Несмотря на некоторые различия, основные элементы имеют некоторые общие постоянные свойства, например:

  • 1) линии узора сгибаются под углом в 90 или 45 градусов;
  • 2) линии растительного узора связаны между собой;
  • 3) основной элемент легко включается в простейшие геометрические фигуры (рис. 2).


Рисунок 2. Простейшие геометрические фигуры.

Основные элементы узора можно составлять различно.

При ритмическом повторении одного или нескольких элементов узора появляется простой или переменный ряд узора. Так как ряд узора не закончен, он создает впечатление неопределенного, распадающегося рисунка (рис. 3).


Рисунок 3. Ряд узора.

И маленький пример славянской вышивки, где мы можем увидеть несколько видов полос.


Ограничение можно произвести либо с помощью черты, либо с помощью более узких полос. Помещенные рядом основные элементы узора как бы разделяют полосу. Например, помещая один за другим основные элементы, легко включающиеся в треугольник, образуют полосу с треугольным разделением (рис. 4, Б). Аналогичным образом можно образовать полосу узора с треугольным разделением и полосу узора с разделением к углу квадрата или к стороне квадрата (рис. 4, В, Г).


Рисунок 4. Полосы узора.

Применение полосы узора.

Применяя для отделки полосу узора, мастер по возможности сохраняет разделение полосы. Заканчивается полосу всегда целым делением. Особенно тщательно размещают полосы, декорируя угол прямоугольной площади. По углам размещение полос может быть различным.

Соединенный угол.

Соединенный угол образуется, если полосу без перерыва продолжить в другом направлении (рис. 5, А). Меняя направление, мастер сохраняет деление, характерное для полосы. Соединенный угол может быть применен как для декорирования, так и для прямоугольной площади.

Полусоединенный угол.

Образуя полусоединенный угол, полосы в углах не соединяют (рис. 5, В), а помещают там квадратообразную отделку (рис. 5, Б). Полосы заканчиваются на небольшом от нее расстоянии. Обе части декора обычно соединяются ажурным или извилистым швом. Полусоединенный угол чаще всего употребляют при декорировании Квадрата.


Рисунок 5. Углы.

Несоединенный угол.

Несоединенный угол образуется тогда, когда полосы в углу не соединяются (рис. 5, В). Полосы мастер заканчивает полным делением.

Несоединенный угол лучше всего подходит для декорирования прямоугольного изделия.

К тому же по концам площади можно поместить более широкие полосы, даже группы полос и, наоборот, вдоль длинных краев - узкие полосы. Декор несоединенного угла отлично объединяет ажурный или извилистый шов.

Параллельное размещение полос.

Прямоугольную площадь обычно декорировалась поперечно расположенными полосами. Можно одну полосу или группу полос поместить на каждом конце прямоугольника, можно также равномерно расположить их по всей площади (рис. 5, Е). Кроме того, можно повторять одни и те же полосы, расположенные по концам, а также использовать в середине другие полосы или же менять одну за другой несколько полос (рис. 5, д).

Декорируя изделие прямоугольной формы, полосы размещаются несколько иначе. Каждая украшенная часть предмета выглядит как бы тяжелее, поэтому в вертикально расположенном изделии декор распределяется по нижней части. Например, используя только одну полосу, ее помещают в нижней части. Украшая изделие несколькими полосами различной ширины, наиболее широкую из них или же группу полос помещают в нижней части изделия (рис. 5, Е). Вверху располагают более узкие полосы.

Среди славянских этнографических отделок полоса является самым излюбленным и распространенным видом. Ее можно встретить на национальных одеждах, резьбе наличников окон и пр. Поэтому в народных узорах встречается особенно много образцов полос - то более узких, то более широких, с редким или густым рисунком. Все они могут быть с успехом использованы как в любом виде рукоделия, так и в художественной резьбе по дереву. Кроме того, полосы придают отделке изделия старинный характер.

Элементы узора (рис. 6, А) или большие части его размещаются по всей площади или на определенных участках ее. Узор в этом случае ограничивается делениями. Узор сплошного заполнения мастер по возможности заканчивает полным делением. Он легко распространяется во всех направлениях, поэтому одним и тем же узором можно покрыть и маленькую и большую площадь. Так как это оставляет впечатление легко распространимого разливающегося узора, то отделываемую площадь ограничивают одноцветной или узорчатой полосой. Узор сплошного заполнения применяется для декорирования как квадратного, так и прямоугольного вида площади при любой технике.


Рисунок 6. Узор сплошного заполнения.

Центральный узор (рис. 7, А) распространяется от центра равномерно во все стороны. Так как он имеет растительный характер, то в композиции его ограничивают полосами (рис. 7, Б). Этот узор используется для отделки различного вида площади.


Рисунок 7. Центральный узор.

Растительный орнамент может располагается над извилистой или прямой линией. Цвета растительного орнамента обычно чередуют. Растительный орнамент также обычно помещается вдоль края декорируемой площади, так как он хорошо соединяет украшенную, тяжелую площадь с неукрашенной, пустой (рис. 8).


Рисунок 8. Растительный орнамент.

И на последнем рисунке представлены образцы орнаментов, где используются мотивы из мира фауны.

Издревле на Руси на каждом предмете утвари, на каждой одежке, а также домах изображали различные элементы, символы, которые складывались в узоры. Каждая деталь имела свое значения и место. Так формировался русский народный узор.

Исторические сведения о русском народном узоре

Следует понимать, что существует два термина - узор и орнамент. И это изначально было не одно и то же. Даже сейчас орнаментом можно назвать не каждый узор. К примеру, если это постоянно повторяющийся рисунок (раппорт).

На Руси считалось, что узор гораздо глубже, он больше значит. Слово же орнамент является заимствованным с латыни, да и появилось оно гораздо позже и обозначает украшение. На Руси ему был аналог - “украсы”. Считалось, что он предназначен для оформления декоративной стилизации. Однако в дальнейшем эти два понятия переплелись и стали дополнять друг друга.

Русский народный узор - это совокупность различных линий, символов, других элементов, которые могут как повторяться, так и быть в единственном варианте. В разных местностях рисунки могут отличаться. Так, в восточных областях на Руси в узоре можно встретить такой элемент, как “индийский огурец”, который и на сегодняшний день является популярным.

Также каждая местность имела и свою цветовую гамму узоров и орнаментов.

Знаки и символы в русском узоре

Если рассматривать русский народный узор с точки зрения символики, то можно сказать, что ни один элемент там не изображен просто так. Каждый имеет свое значение и находится на своем месте.

Самыми популярными символами в узоре являются:

  • Звезда Алатырь, или, как ее еще называют, крест Сварога. Она имеет восемь лепестков и символизирует Вселенную, ее циклы сворачивания и разворачивания.
  • Также очень популярным является символ Берегини (Рожаницы). Это схематическое изображение женщины, которая оберегает.
  • Очень значимым символом является которое иногда еще называют Мировым деревом. Он объединяет в себе мировую ось, мироздание и род.
  • Всем известен Во времена Гитлера свастика стала символом войны и фашизма, однако изначально это было вовсе не так.
  • Также популярен символ Орепей, который представляет собой гребенчатый ромб. Этот символ приносит счастье, равновесие и душевное спокойствие.
  • К тому же, используют в узоре и орнаменте цветы, звезды, спирали и другие символы, каждый из которых несет определенное значение, усиливая положительную и защитную энергию человека.

Помимо вышеперечисленных элементов существует и множество других. К тому же, почти все узоры схемы имеют достаточно разнообразные. Один и тот же символ можно изобразить по-разному, сохраняя, впрочем, общие черты и линии. Так возникают целые обережные фразы, а также небольшие рассказы или заговоры.

Сакральный смысл узора

Следует знать, что один и тот же символ, но изображенный в разных частях одежды, мог иметь разное значение. К примеру, знак Орепей, изображенный в зоне локтя на женской одежде, обозначал предка. Если его изображали на подоле, то он был входом в потусторонний мир.

Также символически изображали и древних богов, которые перемещались на колесницах. В них запряжены были различные животные, которые олицетворяли конкретное божество.

Некоторые русские узоры (фото представлено ниже) в своей числовой повторяемости несли определенный код. Так, важными были следующие числа:

  • три (Абсолют, Троица, время, пространство);
  • четыре (стороны света, времени года);
  • семь (символ гармонии);
  • двенадцать.

В подобных узорах и орнаментах проявляется и отношение к матушке-природе наших предков. Они своими изображениями как бы просили у нее защиты и покровительства от различного зла, бед и напастей.

Где используют русские народные узоры?

Использование узоров довольно разнообразно. Их применяют в полотенцах, салфетках, для росписи предметов утвари, домов, при резьбе по дереву, металлу. В старину ни один предмет не был оставлен без рисунка.

Русские узоры (фото их есть в нашем обзоре) - это не только красота предмета, но и защита, оберег его владельца. Известно, что даже до возникновения письменности, люди уже изображали на предметах утвари различные символы (ромбы, линии, точки).

Различие узоров в разных регионах

Каждый регион России имеет свою историю росписи, вышивки, узоров и орнаментов. Рассмотрим русский народный узор (картинки некоторых будут представлены ниже) по некоторым видам и местностям:

  • гжельская роспись - характерна синяя и белая цветовая гамма в рисунках, которые делаются на керамических, фарфоровых изделиях;
  • роспись, которой славна деревня Жостово, на металлических подносах;
  • очень интересна хохломская роспись различными узорами, для нее характерен золотистый цвет (также есть красный, желтый и оранжевый);
  • помимо этого, во многих регионах изготавливали свои, особые игрушки (дымковская, каргопольская, старооскольская), каждая из которых имела свой, неповторимый узор в росписи;
  • также очень известны павловопосадские шали, которые выполняются в красных и черных цветах, с цветочными узорами.

И это даже не все известные промыслы, где применяется русский народный узор.

Самые древние узоры

К наиболее древним узорам можно отнести совокупность различных знаков, которые в старину имели особое значение и просто так не наносились ни на одно изделие. Каждая семья имела свой набор вышивок, росписей, которые передавались из поколения в поколение. Они даже обладать особым смыслом для семьи, быть ее собственным символом. Конечно, со временем знания были утрачены.

Старинные русские узоры дышат на нас таинственностью, силой оберегов, значением каждой завитушки или знака.

Сейчас очень многие собирают в свою копилку подобные изображения, которые имеют смысл.

Как начать рисовать русские народные узоры

Сейчас люди все чаще обращаются к нашему наследию предков, желая возродить утраченные традиции. К примеру, очень многие задаются вопросом о том, как нарисовать русский узор. С чего же начать?

Сперва следует понять, что на Руси существует множество техник росписи, вышивки, которые имеют свои особенности. Для начинающих узоры нужно брать не очень сложные, имеющие повторяющийся рисунок. Так будет легче уловить саму его суть.

Перед самим рисованием нужно потренироваться с простыми его составляющими: точками, линиями, штрихами, капельками, петельками и др. По сути, самый трудный узор и состоит из вышеперечисленных деталей. Из этих простых форм после некоторого времени тренировок можно будет создавать более сложные.

Для того чтобы понять, как нарисовать русский узор, не следует торопиться. Некоторые формы могут действительно показаться сложными, однако нужно помнить, что все они состоят из простых. Раскладывайте сначала повторяющийся рисунок на детали, изображать его начинайте с самых легких и основных, к примеру, точки. Вокруг нее постепенно дорисовывайте другие формы, и так в самом конце можно получить свой законченный узор. Взгляните на расположенное ниже фото, на котором представлены все этапы рисования. И убедитесь, что процесс этот не такой уж и сложный.

Таким образом, можно научиться, как самому создавать орнаменты и узоры. В принципе, можно брать и уже готовые схемы, а после переносить их на поверхность.

Использование узоров на предметах домашней утвари

Также узоры и орнаменты в древности выполнялись и на предметах обихода, К примеру, на Руси на солонках изображали шестилепестковую розетку. Это имело символическое значение. Эта розетка обозначала солнце, а соль считали связанной с ним. Также ее изображение часто находили на прялках, как символ бесконечного времени.

Помимо символической росписи утвари, также существовала и просто украшающая изделие. Конечно, она появилась не сразу, а техника вырабатывалась годами.

Следует отметить, что некоторые узоры, схемы которых достаточно сложны, изготавливаются и до сих пор мастерами. Это, к примеру, хохломская роспись, которая очень красиво и богато выглядит. Однако ее изготовление достаточно сложное и многоэтапное.

Использование узоров в вышивке

Русская вышивка на Руси традиционно не просто украшает одежды, рушники, покрывала и другие изделия из полотна, но и является оберегом. Переплетение узоров носит отнюдь не случайный характер. Все символы находятся на своем месте.

Помимо этого, имеет значение в вышивке и цвет нити, которая используется. Рассмотрим некоторые моменты:

  • для защиты малыша подойдет вышитый петух или конь в красных или черных цветах;
  • для успешной деятельности вышивку следует выполнить в голубых или золотисто-зеленых тонах;
  • шерстяная вышивка подойдет в том случае, если уже есть какие-то энергетические дыры, ее делают в области чакр человека;
  • лен используют для умиротворения, им вышивают деревья, птиц, звезды или солнце;
  • для женщин в вышивке нужно использовать черный цвет, чтобы уберечься от бесплодия;
  • для мужчин - зеленый (защищает от ран), синий (оберегает от стихий).

Помимо этого, в вышивке используют и символы - крест (преграда и защита от зла), звезда (небесный огонь), круг (обозначает плодородие, изобилие и материнство) и другие.

Таким образом, русская вышивка - это целый набор знаний, который применяли наши предки в древности, защищая себя, родных и свой род.

Использование узоров на одежде в старину

Наверное, самым известным применением узора и орнамента является Даже самый несведущий в этом деле человек узнает эту вышивку. Правда, цвета и узоры опять же разнятся по регионам.

К примеру, чем южнее местность, тем ярче одежда была у людей. Это было обусловлено тем, что раньше краска была натурального происхождения, и чем теплее было, тем большее существовало разнообразие в возможностях ее произвести.

Если говорить про мужскую и женскую одежду, то первая почти не имела отличий в регионах, разве что предпочтения по цвету и узору. А вот женская одежда была довольно разнообразна и значительно отличалась.

А также вышивка разнообразных фигурок животных была очень популярна в северной части России. А вот южные имели более цветную вышивку (часто красную).

Применение русского народного узора в современной одежде

Русский народный узор на одежде периодически возвращается в моду. Известные модельеры выпускают коллекции с народными мотивами (к примеру, в 1976 году Russian Collection от Ив Сен Лорана).

В наше же время русские узоры давно в приоритете у истинных ценителей. Помимо колоритных традиционных, используют яркие цветочные (или другие народные) принты. Вспоминаются старинные узоры, которые мастерицы вышивают на одежде для своей семьи и друзей. Также наверняка можно при желании заказать подобную одежду и для себя.

Также остаются популярны изделия, которые давно заслужили признание как по качеству, так и по стилю (к примеру, павловопосадские платки).

Таким образом, русский узор просто не может уйти в небытие. Его влияние на народ неоспоримо, это его наследие, и когда-то он по праву займет полагающееся ему место в сердцах людей. Ведь старинные русские узоры поистине несут в себе гармонию и красоту, которая была известна нашим предкам. Также это и наша история, которую негоже забывать.

Древнерусский орнамент - это одно из наиболее интересных явлений в мировой художественной культуре. На протяжении всего времени он видоизменялся и дополнялся. Несмотря на это, русский орнамент любого века считается одним из самых интересных. В нашей статье вы можете найти более подробную информацию не только о древнерусских клипартах, но и об орнаментах других народов.

Общая информация об орнаментах

Орнамент - это набор узоров и символов на том или ином предмете. При его нанесении, художники безусловно согласуют назначение предмета и сам рисунок, чтобы добиться положительного впечатления от зрителя. Вид древнерусского орнамента или любого другого узора может быть геометрическим, растительным, зооморфным и антропоморфным.

В древние времена люди считали, что определенные узоры и рисунки в орнаменте могут привлечь в их дом достаток, крепкое здоровье, помогут улучшить личную жизнь и принесут взаимопонимание в семью. Многие и сегодня верят в это. Также считается, что орнамент может показать душевное состояние художника на момент создания узора. Удивительно, но древнерусский орнамент наносился не только на бытовые предметы и одежду, но и на тело. Такой рисунок являлся оберегом. Орнамент перестали наносить на тело, после принятия христианства на Руси.

Считается, что история орнамента начинается с эпохи палеолита. позволяют нам выяснить, В наше время также есть люди, которые верят в магические свойства рисунков.

Древнерусские магические рисунки

Древнерусский орнамент считается одним из лучших. Это не случайно, ведь он поражает современников своей красотой, уникальностью и некой магической силой, которую вложили в него наши предки. Стоит отметить, что древнерусские узоры были заимствованы у Византии и Кавказа. Со временем они видоизменились и уникализировались. Сегодня, древнерусский орнамент - это неповторимые узоры, которые вошли в достояние мирового искусства. Наиболее часто он использовался как оберег от злых духов, порчи и сглаза. Магические рисунки наносили на посуду, книги, бытовые предметы, одежду и стены дома. Стоит отметить, что значение некоторых символов в орнаменте до сих пор неизвестно.

Общая информация

Византийские, грузинские и древнерусские орнаменты считаются наиболее утонченными и интересными. Они являются важной составляющей в развитии мирового искусства. Византийские орнаменты включают в себя эллинистические и восточные традиции. Они состоят из самых разнообразных мотивов. Характерным для византийского орнамента является большое количество узоров причудливой формы. Они имеют яркий и насыщенный окрас, который сохранился до наших дней.

Благодаря арабскому и персидскому искусству в византийских орнаментах появились мифологические герои, такие как грифоны, драконы и другие. Стоит также отметить, что нередко в рисунках использовались не только фантастические, но и реальные животные и птицы. Как правило, в орнаментах они расположены внутри круга или любой другой геометрической фигуры.

Растительные мотивы в византийском орнаменте использовались редко и не отличались сложностью. Некоторые элементы не несли определенного подсмысла. Удивительно, но в краску для росписи византийцы добавляли медь, золото, ртуть. Благодаря этому они могли получить самые разнообразные и насыщенные оттенки, которые сохраняются на протяжении многих лет.

Грузинские орнаменты. Популярность в наши дни

Грузинские орнаменты мало чем отличаются от византийских или древнерусских. Как правило, в них преобладают геометрические мотивы. Все узоры и рисунки имеют необычайно насыщенный цвет. Наиболее часто грузинские орнаменты состоят из крестов и изогнутых линий.

Сегодня в Грузии снова становятся необычайно популярными национальные костюмы с орнаментами. Их нередко создают дизайнеры. В наши дни особую популярность имеет девушка с Грузии, которая создает невероятные по красоте национальные головные уборы - кабалахи. Если раньше их носили только мужчины, то сейчас они часто используются и среди женского населения.

Вышитый орнамент

Наверняка каждый из нас видел древнерусский орнамент. Значение купола, который встречается на одежде прошлых веков, символизирует долгую или бесконечную жизнь. Под ним также могут быть расположены русалки. Согласно поверьям, такой вышитый рисунок благоприятно влияет на будущий урожай.

Считается, что почти во всех вышитых орнаментах преобладает тема плодородия земли. Например, ромб является символом женского начала. Он считается своеобразным оберегом плодородия и чадородия. Ромб с крючками, вышитый на краях детской пеленки, символизирует зарождение жизни. Важно знать, что только в комплексе всех символов, расположенных на предмете, можно выяснить значение того или иного знака.

Самый распространенный древнерусский вышитый орнамент - Орепей. Это гребенчатый ромб, который является символом засеянной земли. В зависимости от расположения на одежде может иметь и другие значения. Например, если такой знак вышит на подоле, то он символизирует вход в потусторонний мир.

Спираль в древнерусских орнаментах

Почти каждого поражает своей красотой и загадочностью древнерусский орнамент. Фото, которые расположены в нашей статье, позволят оценить его уникальность самостоятельно.

Нередко в древнерусских орнаментах можно встретить спираль. Этот знак является не только распространенным, но и достаточно древним. Он символизирует развитие мира и его эволюцию. Это не случайно, ведь в нашей жизни достаточно часто встречаются спиральные формы. К ним можно отнести водоворот, смерч, ДНК и многое другое. Стоит отметить, что данный знак используется с эпохи палеолита. Наиболее часто, такой древнерусский орнамент наносили на украшения.

Спиральные знаки нередко использовали и в вышивке. В Новгороде женщины таким образом украшали свои головные уборы.

Крест

Крест - это один из наиболее Он символизирует две противоположности - женское и мужское начало. Именно этот знак встречается почти во всех культурах. В зависимости от изображения, символ может толковаться абсолютно по-разному.

Крест в круге - это символ жизни. Он также демонстрирует движение солнца по небесному пространству. Его начали изображать во времена верхнего палеолита. Особую популярность он получил в эпоху неолита и бронзового века.

Стоит отметить, что крест появился задолго до христианства. Он имитировал орудие для добычи огня. Со временем он стал символом небесного светила - солнца. Он также рассматривается, как знак бессмертия. У язычников крест был своеобразным оберегом, который защищал его владельца со всех четырех сторон. Его наносили на украшения, одежду и рисовали над входом в дом.

Свастика

Свастика использовалась абсолютно во всех уголках нашей земли. Ее рисовали на оружии, бытовых предметах и одежде. В древнерусских орнаментах свастика встречается необычайно часто. Она включает в себя почти все мотивы. Она символизирует движение жизни, счастье, достаток, благополучие и удачу. Помимо этого, она рассматривается как знак всей галактики.

Стоит отметить, что свастика делится на два подвида - левостороннюю и правостороннюю. В разных странах это играет немаловажную роль при трактовании ее значения. Например, в Китае вращение по часовой стрелке символизирует мужскую энергию, а против нее - женскую. В древнерусском орнаменте свастика использовалась как оберег. Ее вышивали на одежде и рисовали на стенах дома.

К сожалению, с прошлого века и до сегодня свастика наиболее часто ассоциируется с Адольфом Гитлером и идеологией нацизма. Стоит отметить, что из-за этого в некоторых странах этот знак является запрещенным.

Меандр

Древнерусские орнаменты и узоры нередко могут включать в себя меандр. Такой символ известен с эпохи неолита. Как правило, его используют как окантовку на предмете или ткани. Его достаточно просто отличить от других символов и узоров. Меандр состоит из прямых углов, которые создают непрерывную линию. Стоит отметить, что нередко в него включена и свастика.

Меандр вышивали на подоле одежды и использовали его в мозаиках и фресках. Он является важным символом в развитии В Древней Греции он символизировал бесконечность. Наиболее часто такой символ встречается в Индии. Такой узор нередко был включен в древнерусский орнамент вектор.

Грифоны в византийском орнаменте

В Византии на предметах нередко изображали грифонов. Это мифологическое существо, которое имеет крылья, туловище льва и голову орла. В Византийской культуре они появились вследствие влияния восточной культуры. Как правило, его изображали на блюдцах, серебряных чашках, фресках, мозаиках и шелковых тканях. Он символизирует покровительство человеку и является своеобразным оберегом. Стоит отметить, что в христианской иконописи запада грифон - это воплощение сатаны.

Население Византии считало, что грифон - это неусыпный страж. Именно по этой причине его часто изображали на доспехах, на стенах домов и кухонной утвари.

Подводим итоги

Орнаменты присутствовали в культуре всех народов. Наши предки считали, что такие рисунки имели магические свойства. По их мнению, различные узоры могли принести в дом достаток, взаимопонимание или плодородие земли. Некоторые так считают и сегодня. Абсолютно каждого завораживают своей красотой грузинские, византийские, а также древнерусские орнаменты и узоры. Значения символов, которые расположены в нашей статье, позволят вам выяснить, какие рисунки наши предки считали магическими.


До сих пор ярко сверкают, переливаются радужными красками узоры, выполненные на одеждах, скатертях, полотенцах безвестными мастерицами прошлых веков. Эти символические изображения должны были, по мнению наших прадедов, принести своим владельцам удачу и благополучие, спасти «от глада и мора», отвратить воздействие злых сил, защитить ратника от ран на поле брани, способствовать продолжению рода.

Вплоть до середины XIX столетия «украсы» не изменяли, дабы не нарушить и не исказить древний священный смысл, передавали из поколения в поколение, тщательно соблюдая «каноны». Орнаменты сродни древним письменам и подобно им способны многое поведать о миросозерцании человека тех далёких эпох. Долгое время люди помнили о назначении орнаментов. Ещё в 20-30-х годах XX века жительницы некоторых северных русских деревень демонстрировали свои знания смысла изображаемого узорочья перед старейшей мастерицей села на особых «считках»: молодые девушки приносили на посиделки готовые работы и рассказывали о них перед «всем миром».

Кое-где в глубинке ещё можно услышать древние названия узоров: «водяник», «Перун», хотя объяснить их смысл мастера чаще всего не в состоянии. И, тем не менее, древние узоры живут. Живут и радуют своей красотой. Живут иногда вопреки убеждениям общества или отдельных его групп, вопреки установкам того или иного государственного режима. Как-то работая в архиве Рязанского историко-архитектурного музея-заповедника, я немало посмеялась, читая переписку рязанского градоначальника и Скопинского епископа (XIX век): оба корреспондента изощренно ругали «развратных» русских баб, которые, несмотря на великие церковные праздники, упрямо разгуливали по городу в «непристойно» расшитом «нижнем» белье - народной рубахе с вышивками по подолу. Обычай требовал, чтобы вышивки выставляли напоказ, а мастерицы изображали на них то рожающую женщину, а то и «узоры первой ночи».

Но было совсем не смешно вспоминать слышанные в экспедициях рассказы стариков о том, как в годы Великой отечественной войны, а порою - и совсем ещё недавно, варварски уничтожались сотни народных «украс» с изображением свастики - одного из любимейших славянских орнаментов. А уж передовые технологии XXI века грозят окончательно стереть с лица Земли русские народные промыслы с их малой производительностью и примитивными технологиями.

И всё же, несмотря ни на что, орнамент живёт. По сию пору находятся люди, умеющие украшать и желающие носить традиционные русские одежды. Долгими зимними вечерами славянские девушки и женщины при лучине вышивали и ткали узоры - один другого затейливее, украшая ими свою «сряду», чтобы потом, на празднике, щеголять перед «обчеством». Только ли красоту они ощущали? Только ли желание творческого самовыражения руководило ими? Или было и продолжает бытовать сегодня в древних символах что-то очень важное - нам, нынешним, неведомое?

Впервые мне пришлось столкнуться с необычными свойствами народного орнамента в юности, когда я работала в Рязанском историко-архитектурном музее-заповеднике. Нужно было сфотографироваться в старинном народном наряде. В соборе, где проходили съемки, из-за холода приходилось носить меховую поддёвку, но... стоило надеть расшитые льняные одежды, как вдруг стало тепло: тонкая ткань грела! Непостижимым образом! Позднее, ожидая рождения ребёнка, я поняла, что народные узоры, которые выполняли русские женщины, помимо красоты дарили будущей матери также спокойствие и терпение. Когда я рисовала орнаменты для намеченных работ - самочувствие моё чудесным образом улучшалось, проходили отёки. Позже, овладев ремеслом ручного ткачества, стала замечать, как меняется моё настроение в процессе изготовления по-разному орнаментированных изделий.

Удивительно, но орнамент народных, «украс» одинаков по всему миру: несколько отличается графика, меняются цвета и оттенки, но облик, ритм, смысл вполне узнаваемы. Известен случай, когда мексиканская ткачиха признала своим национальным узор нолика женской рубахи Архангельской губернии. Что это? Случайность? Или в основе разных народных традиций лежат одни и те же глубокие знания, подчас недоступные нам, ибо изложены они непривычным нам языком - гармонии, красоты и любви - и прежде чем их понять, необходимо овладеть самим языком?

Эта книга - результат моего стремления поставить вопросы, связанные со смыслом народного текстильного орнамента и особенностями его действия на «носителя» украшенной ими одежды или смотрящего на узоры человека. В ней используется информация многих, порой нетрадиционных источников: истории, этнографии, мифологии, биоэнергетики, современной альтернативной медицины и т.п. Может быть, это не совсем правильно: можно ли объять необъятное? Но русская народная культура всегда казалась мне настолько всеобъемлющей и многогранной, что изучать её, на мой взгляд, необходимо лишь комплексно, прочувствовав сам образ мышления наших предков.

Полагаю, лучше всего иллюстрирует сказанное процесс прорисовки народных текстильных узоров. Поначалу на выполнение такого рисунка с сохранением всех конструктивных особенностей я тратила месяц (и это при наличии линованной бумаги, карандаша, корректирующих средств). И каждый раз вставал вопрос: а как же без них? На ткацком-то станке? И не с середины, откуда чётко разворачивается узор, а с краю? А вместо рисунка, в лучшем случае, схема, процарапанная гвоздём по дощечке. Какое же пространственное воображение, какие скоординированные межполушарные связи головного мозга надо иметь, чтобы вот так? Видеть надо! Но ведь умела же это рядовая ткачиха...

И ещё. Очень хочется, чтобы древнее искусство орнамента сохранилось, не исчезало, чтобы навыки, традиции и красота народной культуры продолжали жить, радовать и приносить пользу людям. Ведь эта красота обладает невероятной доброй энергетикой (так и хочется сказать - душой), способной помогать людям. Хочется верить, что затронутые в моём рассказе темы заинтересуют новых исследователей, и тогда такое удивительное явление, как русский народный текстильный орнамент, действительно можно будет осмыслить с разных сторон. Пока же древние образы-письмена продолжают ждать своего полного прочтения. Ну что, попробуем начать?


Изучение народных «украс» началось ещё в XIX столетии. Первые описания текстильных узоров и попытки поиска скрытого в них смысла предпринимали люди знаменитые: члены Императорского археологического общества и многочисленных учёных архивных комис¬сий Российской империи. Им удалось зафиксировать бесценный материал, ныне - увы! -утраченный безвозвратно: исконные народные названия отдельных элементов орнамента, более-менее ещё не искажённые исчезновением патриархального крестьянского быта. В 1920-х годах их труд продолжили областные общества краеведов. Относительно систематизированные материалы были опубликованы в областных изданиях или осели в архивах. Из доступных наиболее интересными показались мне труды смоленского этнографа Е.Н. Клет-новой , рязанского этнографа Н.И. Лебедевой , известного археолога В.А. Городцова (И.001) и материалы уникального исследования Сапожковских краеведов П. и С. Стахановых .

Много литературы, посвящённой описанию узоров народной вышивки и ткачества по всей территории СССР, издаётся в 1950-1970-х гг. Выходит ряд художественных альбомов и каталогов народного костюма. Изучая орнаменты народов Сибири, С. Иванов разработал схемы образования орнаментальных форм в зависимости от вида используемой симметрии . Растёт интерес историков, археологов, искусствоведов к смыслу изображений: специальные исследования предпринимают Г.П. Дурасов , Г.С.

Маслова , Б.А.Рыбаков (И.002), А. Амброз .

В 90-е годы прошлого века вновь появились материалы изучения местных традиций. Новые исследователи музейных фондов и коллекционеры-любители обратили внимание на пропущенные прежде детали украшений народной одежды, что позволило проследить в народном костюме отражение славянской языческой культуры и социально-родовую информацию о владельце . Появилась возможность изучения истории древнего и распространённого у славян символа - свастики. Многочисленные попытки практической реконструкции применения и смысла народного орнамента были предприняты сторонниками возрождающегося язычества. А. Голан в своей капитальной работе проследил единую мифологическую основу символов орнамента у народов мира , а работы М.Ф. Пармона исчерпывающе осветили особенности кроя и формы народной одежды.

Печатаются исследования, поднимающие вопросы восприятия символов сознанием человека, а также воздействия знака на наше физическое состояние - с этой точки зрения изучает рунические символы В.И. Лошилов . Психологи и представители альтернативной медицины накопили немалый опыт оценки воздействия тех или иных нематериальных факторов на человеческий организм, а наши представления о свойствах сознания постоянно расширяются. Но никто пока ещё не пытался рассмотреть народный орнамент с этой точки зрения.

Немногим известно, что первой в мире страной по распространению свастики является... Россия. Это ключевой орнамент вышивки и ткачества Русского Севера, мы даже обгоняем Индию, где свастики-обереги до сих пор украшают городские дома. Согласитесь, учитывая идеологический контекст событий XX века, это воспринимается, по меньшей мере, как ирония судьбы.

Именно на наших землях сохранились многосложные солярные мотивы, которые, порой, являются материнскими даже по отношению к мотивам индийским (об этом можно почитать работы С.В. Жарниковой). Это головокружительная архаика.


«ковыль» (Тульская губ.), «конь», «коневая голяшка» (Рязанская губ.), «заяц» (Печора), «рыжик» (Нижегородская губ.), «вьюн» (Тверская губ.), «кривонога» (Воронежская губ.) и т. д. На территории вологодских земель название свастики было еще более разнообразным. «Крючья», «крюковец», «крюк» (Сямженский, Верховажский районы), «огниво», «огнивец», «конегонь» (конь-огонь?) (Тарногский, Нюксенский районы), «сверь», «сверчок» (Великоустюгский район), «вожок», «вожак», «жгун», (Кичм.-Городецкий, Никольский районы), «ярко», «косматый ярко», «космач» (Тотемский район), «гуськи», «чертогон» (Бабушкинский район), «косарь», «косовик» (Сокольский район), «перекрест», «враток» (Вологодский, Грязовецкий районы), «вращенец», «вращенка», «вращун» (Шекснинский, Череповецкий районы), «углый» (Бабаевский район), «мельник» (Чагодощенский район), «крутяк» (Белозерский, Кирилловский районы), «пылань» (Вытегорский район). Наиболее архаичным из них, несомненно, является «огнивец». В этом названии отражено первоначальное значение магического символа свастики: «живой огонь» - «огнь» - «огниво» - «огнивец».

«Русское название свастики - «коловрат» т. е. «солнцеворот» («коло»- древнерусское название солнца, «врат» - вращение, возвращение). Коловрат символизировал победу света (солнца) над тьмой, жизни над смертью, яви над навью. Свастика, направленная в противоположную сторону, именовалась «посолонью». По одной из версий «коловрат» обозначал прирастание светлого времени суток или восходящее весеннее солнце, в то время как «посолонь» - убыль дневного света и заходящее осеннее солнце. Существующая путаница в названиях порождена неверным пониманием направления вращательного движения русской свастики. «Правой» или «прямой» свастикой нередко называют крест с концами, загнутыми в правую сторону. Однако в русской языческой традиции смысловое значение свастики максимально приближено к древнейшему (символ «живого огня»), и потому загнутые концы ее следует рассматривать именно как языки пламени, которые при вращении креста в правую сторону естественным образом отклоняются влево, а при левостороннем его вращении - вправо. Отклонение языков пламени в обоих случаях происходит под воздействием встречного потока воздуха. Поэтому «коловратом», или «левосторонней», свастикой в России именуют крест, концы которого («языки пламени») загнуты в правую сторону, и наоборот, «посолонью», или «правосторонней», свастикой называют крест с концами, загнутыми влево (в этом случае свастика вращается по часовой стрелке, по солнцу, отсюда ее название - «посолонь»). В старообрядческой «посолони» - обрядовому обходу церквей по солнцу - легко угадывается древний языческий ритуал. (М.В. Суров «Всё и всяк вернётся»)»