Современные молодежные субкультуры: рэперы. Субкультура: Реперы

Основной способ воздействия молодежной рэп-субкультуры на общество -- РЭП (или речитатив). Смысл текста в рэпе имеет решающее значение, так как он изначально формировался как субкультура протеста, поэтому рэп принимал лозунговые формы. Фактически, рэп можно назвать мелодекламацией. Главное в рэпе ритм слов и текст. При умелом подборе звуков в рэпе достигается эффект мелодичности простого произнесения (начитывания) текстов. При кажущейся незамысловатости подхода стать мастером очень непросто, поскольку чтение текстов должно быть не монотонным, а запоминающимся, поэтому громадное значение имеет правильный подбор рифм, интонаций, принцип аллитерации. Естественно, существует не только англоязычный рэп. Широко известны и французские, немецкие, испанские исполнители. Рэп постоянно набирал популярность и сейчас эта тенденция только усилилась. Таким образом, делаем вывод -- субкультура есть ни что иное как попытка молодёжи самоутвердиться за счет неких ценностей, которые в данном случае принимаются за константу и основной принцип жизнедеятельности.

Прогноз развития рэп-культуры в России

Влияние западной культуры, моды, музыки достаточно сильно отразилась на мировоззрении российской молодежи. Но в отличие от Запада, мода на рэп и хип-хоп музыку в России выражается лишь манере молодых людей одеваться, двигаться и определенным образом доносить свои мысли до аудитории зрителей, также как это делали и делают именитые рэперы западной эстрады. В основном речь идет о культуре потребления, а не образе жизни. Рэп в России, по сути, является крупным коммерческим проектом, приносящим рэп-исполнителям и их продюсерам солидные гонорары. Отклик поклонников на творчество артистов, а также личностное и творческое самоутверждение в определенной среде шоу-бизнеса и самореализация вот те силы, которые мотивируют «звезд рэпа» продолжать свое культурное шествие по миру подростков и молодежи. Предположить, как именно в дальнейшем будущем будет проходить развитие рэп-индустрии в России достаточно сложно. Русский рэп в России тесно связан непосредственно с шоу-бизнесом, а точнее, является его неотъемлемой частью, и логично было бы предполагать, что рэп будет развиваться теми же темпами, что и другие массовые проекты в российском мире музыки и шоу. Вывод напрашивается сам собой -- пока рэп музыка будет приносить моральное и материальное удовлетворение, как и тем, кто ее делает, так и тем, кто ее потребляет, -- рэп в России будет развиваться и процветать, приобретая все новые формы, подвиды, сторонников, почитателей, а также врагов, недоброжелателей и, что естественно завистников, поскольку данный вид молодежной субкультуры считается достаточно «дорогим», в этом вы могли убедиться прочитав данную статью.

Подводя итог, следует также заметить, что рэп является одним из видов тех субкультур, которые не навязываются обществу, а чтобы быть более точным, молодежи. Поскольку, как уже было неоднократно отмечено выше, молодежь, хоть и является достаточно внушаемой аудиторией, но в плане музыкальных пристрастий в основном ориентируется на веяния моды и интересы своей социальной группы, своей сферы личностной социализации. Но мода, как известно, явление достаточно непостоянное, и нет гарантии на то, что через определенное количество времени снова станет актуальной субкультура, например, хиппи... Как на это предстоит «правильно» реагировать нашему обществу, остается для нас загадкой и, естественно возможной благодатной почвой для различных социальных и научных исследований.

Хип-хоп субкультура - одна из наиболее массовых и распространённых сегодня во всём мире. Зародившись в 1970-е в США хип-хоп по сей день привлекает молодёжь своими многогранными проявлениями. В каких условиях развивалась хип-хоп культура сорок лет назад, и что она представляет собой сегодня? Читайте далее;)

Своим возникновением хип-хоп обязан афроамериканцам, проживающим в американских гетто на рубеже 1960-1970-х годов. Жители «чёрных кварталов» в крупных городах США устраивали дискотеки, на которых ди-джеи играли танцевальную музыку, используя приём семплирования. На тот момент семплированием называлось повторение отдельных фрагментов композиции. Вскоре техника семплирования начала совершенствоваться, обрела популярность, и вскоре ди-джеи стали записывать свои выступления и продавать на кассетах. По сути, это был рэп, начитанный поверх семплированной музыки в сочетании ритмами диско и фанка. В 1970 году Сильвия Робинсон, имевшая опыт работы на Columbia Records, создала собственную студию звукозаписи Sugar Hill Records, где начала записывать и издавать хип-хоп музыку. Первый сингл вышел в 1979 году и сразу произвёл фурор на американском музыкальном рынке. Этот сингл также считается первым хип-хоп синглом в истории. В 1980-е годы хип-хоп музыка перешла на новый уровень. Теперь это была не только «музыка чёрных» - белая молодёжь также увлеклась рэпом. В этот период на развитие рэпа очень сильно повлияла европейская электронная и поп-музыка. Из Европы в США пришли новые технологии семплирования, новые ритмы брейкбита окончательно покорили рэп и хип-хоп музыкантов. Команда Beastie Boys стала первой из «белых», получившая широкую известность и ставшая коммерческой. В 1970-е – первой половине 1980-х хип-хоп музыка была рассчитана исключительно для дискотек и вечеринок. С середины 1980-х тематика рэпперских песен стала обретать социальную окраску. Хип-хоп музыканты в своих текстах выступали против насилия, жестокости, преступности и расизма. К концу 1980-х рэп заявил о себе как о полноценном музыкальном жанре и достиг популярности наравне с поп- и рок-музыкой.

В 1990-е годы в рэпе появились новые темы и персонажи. Популярным стал гангста-рэп, повествовавший о бандитских реалиях в негритянских гетто. Самым известным исполнителем гангста-рэпа по праву считается Dr.Dre, а его последователь, Snoop Dogg, - современное олицетворение гангста-рэпа. Исполнители такого рэп-направления стремились к скандальной славе, часто становились участниками уличных драк и перестрелок, фигурировали в криминальных новостях либо как распространители наркотиков, либо как убийцы или убитые в тех же уличных драках. В начале XXI века хип-хоп музыка является коммерчески успешной и изобилует разнообразием направлений и ответвлений. Именитые рэп-исполнители часто занимают далеко не последние места в списках самых богатых музыкантов мира.

В СССР хип-хоп как субкультура и музыкальное направление пришёл в 1980-е. Сейчас количество рэп-исполнителей исчисляется сотнями, и в каждом городе и городке, буквально в каждом районе тоже можно найти рэппера местного разлива. Но хип-хоп – это не только музыка. Существует танцевальный стиль хип-хоп, граффити – неотъемлемая часть хоп-хоп культуры. Хип-хоп субкультура имеет своё мировоззрение и свою моду, которую диктует улица. Танцевальный стиль хип-хоп очень многогранный, поскольку вобрал в себя элементы разных танцевальных стилей. Одним из основных составляющих хип-хопа в танце является брэйкданс. Многое хип-хоп заимствовал от фанка, локинга и других танцевальных стилей.

Мода субкультуры хип-хопа весьма узнаваема. Это мешковатые штаны, толстовки-«кенгуру» с капюшонами и без, кроссовки, банданы, бейсболки и кепки (одежда, как правило, на несколько размеров больше нужного). Популярны различные аксессуары – напульсники, ремни, очки, пирсинг в ухе. Более гламурная разновидность хип-хопа – R-n-B предполагает обилие страз, драгоценных металлов, модных побрякушек, которые используются где надо и не надо. Бэкпэкеры (путешествующие автостопом) не мыслят жизни без рюкзака за спиной, куда помещаются все необходимые для путешествия вещи. Что касается мировоззрения того или иного представителя хип-хоп субкультуры, то оно может варьироваться в зависимости от того, чем занимается этот самый представитель. Если он танцует, рисует граффити или увлекается каким-либо видом спорта (часто экстремальным), то обычно не пьёт и не курит и выступает за здоровый образ жизни. Если же это рэппер (исполнитель или слушатель – не важно), то тут нет особых идейных принципов – может курить, а может не курить, может вести антисоциальный образ жизни, а может быть борцом за справедливость, но в большинстве случаев он будет против расизма.
Так или иначе, хип-хоп субкультура имеет богатую, хотя и не совсем давнюю историю, и является, пожалуй, одной из наиболее многочисленных субкультур.

Муниципальное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 7 города Ртищево Саратовской области»

учебно-исследовательская работа

«Развитие РЭПа как молодежной субкультуры».

Табаков Алексей

обучающиеся 9-Б класса

МОУ СОШ № 7

Руководитель: Трофимова Лидия

Николаевна

учитель искусства

г. Ртищево

2013 – 2014 учебный год

План.

    Введение.

    История рождения РЭПа.

    Рождение русского РЭПА.

    Культура внешности и сленга.

    Правила чтения РЭПа.

    Правила Написания Реп Текста

    Результаты анкетирования «Отношение молодёжи к РЭПу».

    Заключение.

    Приложение1 - Анкета «Отношение молодёжи к РЭПу».

I Введение.

Идея исследования: узнать отношение подростков к РЭПу, показать позитивные и негативные влияния РЭПа на современную молодёжь.

Актуальность работы: РЭП, как стиль хип-хоп музыки, всё больше входит в молодёжную среду, влияет на манеру общения, нравы, стиль одежды.

Цель работы: расширить знания подростков о РЭПе и его исполнителях, показать положительные и отрицательные стороны данного стиля и его влияния на умы и сердца современной молодёжи.

Гипотеза: РЭП, как любой компонент искусства и культуры, должен стремиться к удовлетворению одной из духовных потребностей человека - любви к прекрасному.

Задачи:

Узнать историю рождения РЭПа;

Изучить виды и направления данного музыкального стиля;

Исследовать субкультуру РЭПа

Проанализировать отношение современной молодёжи к РЭПу;

Показать положительное влияние культурного РЭПа на развитие творческих способностей, успешности и самореализации, а также отрицательное влияние ненормативного РЭПа на психику человека.

II История рождения РЭПа.

Культура нашего общества очень многообразна в своих проявлениях, а молодежь нацелена на экспериментальный поиск новых путей творческого самовыражения и преобразования общества. Основной способ воздействия молодежной рэп-субкультуры на общество - РЭП.

Рэп - один из основных элементов стиля хип-хоп-музыки. Слово «рэп» произошло от английского rap - стук, удар, а также означает «говорить», «разговаривать». Рэп появился в 1970-х годах в афроамериканской и латиноамериканской среде. Родоначальником рэпа называют диджея Kool Herc. Читали рэп изначально не в коммерческих целях, а ради удовольствия и делали это поначалу, в основном, диджеи. Это были незамысловатые рифмованные куплеты, обращённые к аудитории.

Распространению рэпа сильно способствовало негритянское любительское радио, которое крутило музыку, модную среди чернокожих, и быстро подхватило новый стиль. Слова «рэп» и «рэперы» прочно закрепились за стилем благодаря треку The Sugarhill Gang «Rapper’s Delight», вышедшем в 1979году. Одним из первых людей, которого начали называть «рэпером», был радиоведущий Джек Гибсон (приложение 2 стр.14). Он организовал один из первых конвентов, посвящённых рэпу.

РЭП, как речитатив, используется не только в хип-хоп музыке, но и в других жанрах. Многие исполнители драм-н-бэйс используют рэп. Достаточно часто рэп используется в поп-музыке, образуя поп-рэп. В рок-музыке он встречается в таких жанрах, как рэпкор, ню-метал, альтернативный рок, альтернативный рэп и некоторые другие, например, новые направления хардкор-музыки.

Молодые годы РЭПа (1979 -1982г) масштабностью не отличались.В эти годы своё творчество предлагали Грэндмастер Флэш и его группа "Фьюриас 5" ("Пятерка свирепых"), "Фанки 4" ("Четверо трусов"), "Тречерс 3" ("Трое предателей") и получали неплохую прибыль от продажи записей.

Первые рэпперы одевались подобно звездам поп-фанка: брюки клеш в блестках и шузы на платформе.

1982-1984 г. считаются рождением "электро" - рэпа, созданного полностью на электронных инструментах. Первой записью такого рода стал сингл Африки Бамбата "Планета Рок". "Электро" стало популярным в британских дискотеках. Тексты не отличались глубоким смыслом - в основном о стрельбе по маленьким пучеглазым чудовищам из компьютерных игр, или о том, какие "клевые" ребята эти рэпперы. "Звезд" - исполнителей в этот период времени не наблюдалось, большинство исполнителей предпочитало анонимность.

В 1982-1985г. на сцене появилась американская рэп-группа «Ран Ди-Эм-Си" (приложение 3 стр. 14), оказавшая значительное влияние на развитие музыки хип-хопа. "Ран ДиЭмСИ" были настоящими "би-боями" (танцорами), одетыми в кожаные куртки, джинсы и кроссовки. С появлением "Ран ДиЭмСи" большинству их конкурентов пришлось выбирать - либо повышать качество исполнения, либо покинуть сцену, причём последних оказалось больше. Лозунгом "би-боев" стало: "Быть круче, чем все чуваки". Ритм -жесткий, почти хэ-ви-металлический. Тексты звучали грозно, поскольку при чтении рэпперы переходили на крик и даже ор.

Благодаря появлению сэмплеров (электронных музыкальных инструментов, позволяющих записывать, редактировать и воспроизводить звуки), к концу 1986 года и по настоящее время, РЭП стал более совершенным в ритмическом отношении. Би-бои были сметены следующей модной волной хип-хопа. Появились "Паблик Энеми", Эрик Б. и Раким, другие исполнители, принесшие в музыку политику. Рэп превратился в культуру. В это же время появляется "гангета-рэп" - разновидность стиля хип-хоп, тексты в котором посвящены жизни криминального мира афроамериканских гетто. Это музыка людей, озабоченных тем, чтобы быть более "ниггером", чем остальные, постоянно кому-то угрожающих и не особо уважающих женщин. Исполнители гангета-рэпа: "Айс-Ти", "ЭнДаб-люЭй", "2 Лайв Крю". "Айс-Кьюб".

Примерно с 1988 начинает своё творчество и продолжает до сих пор психо-рэп. Первыми настоящими психо-рэпперами были "Джангл Бразерз" (приложение 4 стр.15) с дебютным альбомом "Честный из джунглей" (1988). Эта смешная, почти любительская, беззаботная пластинка проложила дорогу для "Де Ла Соул", которые разрушили все барьеры, отделяющие рэп от окружающего мира. Исполнители "Джангл Бразерз", "Трайб Коллд Квсст", "Дрим Уорриорз", Пи-Эм Дон", "Дефенишн Оф Сауна", "Дигитал Андерграунд". Психо-рэпперы ярко и самобытно представляют зрителям и слушателям свои чувства и эмоции, зачастую используют в текстах ненормативные, вульгарные выражения. Основополагающие темы хип-хопа: детали бытовой жизни, состязания эм-си, секс, ёрничество и показное тщеславие. Но в душе психо-рэпперы - миролюбивые хиппи.

Эстафету новаторства подхватили коллективы Run DMC, Mantronix, Beastie Boys, каждый из которых привнёс в хип-хоп свои открытия: Run DMC играли минимальный драм-машинный брейкбит, Mantronix же получили признание своей революционной техникой микширования, а Beastie Boys сочетали элементы панк-рока и рэпа и стали первым белым рэп-коллективом, добившимся коммерческого успеха.

Усложнялась и музыкальная сторона хип-хопа: современный этап в его развитии начинается с выхода в 1987 году альбома «Paid in Full» дуэта Eric B. & Rakim (приложение5 стр.15). К концу 1980-х гг. рэп-музыка достигла уровня популярности, сравнимого с роком, кантри и эстрадой, а такие крупные институты музыкальной индустрии, как Американская академия грамзаписи, заведующая «Грэмми», и American Music Awards в 1988 году учредили категории для рэпа: альтернативный рэп, жёсткий рэп, Британский рэп, камеди-рэп, лирический реп.

В середине первого десятилетия 21-го века наиболее востребованные хип-хоп-продюсеры - Скотт Сторч, The Neptunes, Тимбалэнд - способствовали дальнейшему развитию РЭПа. Исполнителей хип-хопа, несмотря на его изначальный негроцентризм, можно встретить в большинстве стран мира, от Аргентины до Японии.

В 2004 году впервые в истории премия «Грэмми» в самой престижной «наджанровой» номинации - «за лучший альбом» - была присуждена рэп-артистам - дуэту OutKast.

III Рождение русского РЭПА.

Первые эксперименты с рэпом в России относятся к 1984 году, когда в Куйбышеве диск-жокей дискотеки «Канон» Александр Астров совместно с местной группой «Час пик» записали 25-минутную программу, которая вскоре разошлась по всей стране в виде магнитоальбома «Рэп». (приложение 6 стр.16)

Помимо этих экспериментов, хип-хоп в России приобрёл достаточно широкую известность во второй половине 1980-х гг., когда началось увлечение брейкдансом. Первые русскоязычная группа появились в 1989-х гг., её имя - Bad Balance. Это, без преувеличения, легендарная группа, вклад в культуру которой трудно переоценить.

Среди наиболее знаковых альбомов того времени: Лика "Рэп" (1993), DMJ «Этот мир мой» (1993), Мистер Малой «Буду погибать молодым» (1995).

В 1996 году выходит рэп-видео «Городская Тоска», а лидерами русского хип-хопа становится группа Bad Balance. В 1997 году выходит альбом одного из сильнейших поэтов в русском хип-хопе - Дельфина - «Не в фокусе».

Первый русский хип-хоп фестиваль - «РЭППИК» впервые был организован в 1991 году. С 1994 года участники группы Bad Balance организовывают фестиваль Rap Music. С 1998 года ежегодно организовывается фестиваль «МИКРО». Именно эти фестивали дали нам самых известных представителей современного русского рэпа, таких как: «Каста», «Ю.Г.», MaryJane и других.

В 2002 году вышел русский альбом «Громче воды, выше травы». В этом же году был запущен проект, не имеющий аналогов в российской музыке: в записи альбома Децла «Кто ты?» принимало участие много известных рэперов, что сделало Децла очень известным, правда, в течение короткого промежутка времени.

В 2004 году увидели свет альбомы «Кара-Тэ» рэпера Смоки Мо из Санкт-Петербурга, и «Нет волшебства», которые были высоко оценены. На Урале появилась группа АК-47 в 2004 году, в 2006 они «взорвали» весь Уральский регион, и были самой популярной группой в течение нескольких лет.

В 2006 году выходит долгожданный альбом рэпера Лигалайз который очень понравился широкой общественности, но люди давно и «плотно» слушающие рэп музыку осудили «Лигу» за схожесть в аранжировке и стилистике с популярными рэперами Америки. В 2013 году Баста был назван в журнале «Афиша» главным рэпером России. РЭП фестивали организовываются во многих регионах нашей страны. Традиционным стал и летний фестиваль наших рэперов на побережье Хопра вблизи с. Курган.

С появлением РЭПа в России появилось высказывание: «Русский РЭПер, что негр-балалаечник». Тем не менее, в настоящее время РЭП получил достаточно широкое распространение среди нашей молодёжи и продолжает развиваться. Начинает появляться в России рэп, который пытается быть привязанным исключительно к отечественным нормам. На данный момент, хип-хоп представляет собой успешное направление в российской музыке, охватывающий не только Россию, но и «соседние» страны СНГ. Журналист Алексей Володин из «Газета.ру» и музыкальный критик Артемий Троицкий высказывали мнение, что современное положение русского рэпа «…аналогично тому, которое занимал русский рок в 1980-х». Стили русского РЭПа очень схожи с западными, но русский РЭП имеет более лиричные отступления: о состоянии души человека в трагических, комических ситуациях, о жизни и смерти, братстве и предательстве, любви и расставаниях, переложенные на ритмичную и жёсткую, но тем не менее красивую и мелодичную музыку, завоёвывают сердца пацанов и девчонок, оказавшихся в похожих ситуациях и знавших далеко не со слов, что такое жизнь.

Актуальна в творчестве российских рэперов тема наркотиков, большое внимание которой уделял один из лучших российских рэперов Дельфин. В текстах этих песен прослеживается крик о помощи, боль за безвременно ушедших ребят из жизни «от передоза».

IV Культура внешности и сленга.

Молодежные субкультуры можно определить как систему смыслов, средств выражения, стилей жизни. В основном участниками реперской группы являются школьники и студенты. Они интересуются разными стилями рэпа, знают историю своего стиля и биографии полюбившегося исполнителя. Молодежь, как наиболее чуткая и восприимчивая группа, первой воспринимает новые формы развития в сфере досуга со всеми позитивными и негативными явлениями.

Какова же культура внешности репера? Большинство рэпперов носят джинсы- «трубы» и плотные рубашки или спортивные футболки (хоккей или баскетбол), куртка-аляска, ювелирные украшения, стилизованные под рэп-культуру.

Одежда больших размеров приветствуется. Часто рубашки на рэперах свисают до колен, а сползающие джинсы задевают пол. Однако, одежда должна быть чистой, ее отличает лишь небрежная мешковатость. Шапочки, «бейсболки», повёрнутые назад, рюкзаки до пояса, цепочки, спортивные курточки, футболки - все это обязательные атрибуты молодого рэпера. (приложение7 стр.17)

Субкультура реперов никаких требований к вступлению не выдвигает. «Одевайся, как рэпер, говори как рэпер и слушай рэп!» - вот основные требования. Рэп стал для части молодёжи особым способом самовыражения. Большую роль сыграло то, форма искусства, доступная каждому. Человеку не нужно денег или дорогих вещей, чтобы рифмовать. Рэп является словесным умением, которое можно тренировать и практиковать почти в любых условиях и при любых обстоятельствах

Одним из элементов субкультуры рэперов является сленг. Сленг рэперов очень разнообразен и очень насыщен словами из других видов сленга. Так, например, можно встретить очень много “блатных” выражений. Так как хип-хоп культура является уличной культурой, то люди, увлекающиеся ей, попадают на улицу. Рэпера это люди не из высшего общества. Они разговаривают, используя много ненормативной лексики и других простых “народных” выражений. Рэперский слэнг постоянно развивается и пополняется новыми выражениями. Представляем текст одной рэперской песни с использованием слэнгизмов, присущих хип-хоп культуре:

Возвращение повелителя рэп-лирики,

Хранителя подземелий бита, вы видели меня на рэп-сцене

Пару лет назад

Один из немногих с тех пор на дороге было много преград

Нет пути стороной

Мистер Молодой, генерация стоит стеной за моей спиной,

Враги с мокрым бельем

Бегут домой, когда мы по улице идем.

Пацаны с пустых кварталов города,

Волки уставшие от жизненного холода,

Альянс горящий огнем согревает сердца,

Каждая фраза пронзает души, словно стрела.

Моя братва, жонглируя словами, пробивает стены рифмой

И фэйков разрывает

Дэни Би и Димак, сотни наших атак

Летят вокруг, и их боится каждый враг.

Словно дуло пистолета, СМ или Берета

Когда MMC на приделе, осечек уже нету

Мой арсенал не пестрит разнообразием,

Но мрази бояться рэпа, как чистюля грязи .

Молодежью текст воспринимается вполне нормально. Это обусловлено тем, что сленг хип-хоп культуры очень тесно связан с общим молодежным сленгом и многие слова позаимствованы из других молодежных течений, что привело к очень нечетким границам между всеобще употребляемыми слэнгизмами и слэнгизмами из какой-либо определенной субкультуры.

V Правила чтения РЭПа.

Многие говорят: “Да что в этом рэпе, взять на минус текст зачитать, это же просто, так каждый может”. Увы, но на практике это не так. Skills - в переводе с английского – навыки, которые нужно оттачивать с самого начала творчества и до конца.

Скилз 1. Подача – это игра интонаций, эмоции которые вы вкладываете в текст, когда пишете. И когда читаете этот текст. Сочетание подачи и красивых слов очень сильно влияет на настроение слушателя. Подачу можно отработать, экспериментируя с голосом и интонациями.

Скилз 2. Техника – этот параметр определяет дикция и скорость произношения слов. Дикцию точить можно всем известным способом: скороговорки. Скорость произношения слов отрабатывать нужно обязательно вместе с дикцией, иначе вместо слов будет слышен один неразборчивый бубнеж. Отрабатывать скорость можно уже на готовых треках реперов, которые уже читают достаточно быстро. Нужно сделать так, что бы каждое ваше слово было понятно и хорошо выговорено.

Скилз 3. Флоу – Самый сложный скил. Это умение ломать бит, при этом попадая в него. Это такая волна, которая может ускоряться, но при этом всегда должна оставаться в одной размерности. Многие начинающие рэпперы всегда читают достаточно нудно из-за отсутствия выработанного флоу. У них всегда в читке идет один и тот же ритм, но это не правильно. Если менять ритм в тактах, но оставлять размерность, получится интересный красивый «качовый трек».

V I Правила Написания Реп Текста

    Придумайте "Крючок". Крючок должен логично и оригинально подвести итог всего рэп текста.

    Напишите список различных понятий, уникальных образов, интересных мыслей, связанных с темой Вашего рэп текста. Это станет содержимым Вашей песни.

    Зарифмовка. Рассмотрим каждый пункт из списка вашего мозгового штурма и выразите их в рифму. Подбор рифм дело нелегкое. Для кого-то слова идиот – водоворот рифмуются, а слова “город” и “флора” – нет. Сразу же убираем “одинаковые” слова (был – купил, газеты – туалеты), одним словом, все очевидные рифмы. Они уже всеми использованы и всем надоели, таких рифм – куча. Нам надо придумать что-то оригинальное. Берём слово, к которому нужно найти рифму и перебираем в голове возможные варианты. Например: слово “Известь” – извне, призрак, признан, Лиза. Можно рифмовать 2 соседние строчки (так называемое “Квадратное” построение). Ставить рифму через слово:

Как в суп повар лист лавровый кладу поверх бита говор»

Рифмовать несколько слов подряд:

Вобрав ораторов-грандов во благо андеграунда, вас препаратами травим”.

Рифмовать построчно, то есть почти все слова в строке соответственно

рифмуются со словами другой строчки.

    Куплеты в рэпе состоят из строчек.

Строчек в куплете не менее 16.

В строчке 10 -16 слогов.

В строчках желательно примерно одинаковое количество слогов.

V IIРезультаты анкетирования «Отношение молодёжи к РЭПу».

Мы провели анкетирование среди учащихся 9 – 11 классов и выявили, что 75%

слушают РЭП, но относят себя к реперам, либо их поклонникам 30%;

56 % анкетируемых считают, что РЭП является точным выражением мыслей и желаний современного подростка;

82% считают, что рэпер может донести до зрителей ярко, самобытно и культурно своё выступление;

66% считают, что РЭП с ненормативной лексикой пропагандирует аморальный образ жизни;

92% предпочитают лирический РЭП, культурно выражающий чувства и мысли рэпера и только 8% нравится агрессивный РЭП.

92% считают, что употребление бранных слов в речи, в музыке, в литературе, кинофильмах не уместно, также они не желают, чтобы их будущие дети слышали и использовали эти слова;

96% считают необходимым искоренять ненормативную лексику и пропаганду аморального образа жизни в молодёжной среде?

VIII Заключение.

В наше время феномены молодежной субкультуры привлекают внимание социологов, культурологов, психологов. При этом причины интереса достаточно разнообразны. Молодежная субкультура может рассматриваться, как богатый источник инноваций и открытий в искусстве, моде, формах досуга; как форма творческой активности молодежи, а также как источник опасности для социального и духовного здоровья молодых, как вариант примитивной массовой культуры. Наше анкетирование подтвердило, что ненормативный РЭП отрицательно влияет на психику молодёжи и большинство приветствуют культурный РЭП, как способ творчества, свободный от рутины, штампов, традиционных рамок, дающий возможность выразить себя, сказать о наболевшем, по-своему расставить приоритеты. При этом причины пристального внимания к данному феномену достаточно разнообразны. Анкетирование так же подтвердило, что интерес к РЭПу в молодёжной среде огромен, и игнорировать этот факт нельзя Ученые зафиксировали: «…бранное слово вызывает мутагенный эффект, аналогичный радиационному облучению. Слово может убивать и может излечивать, если оно доброе».

Считаем, что РЭП, как любой компонент искусства и культуры, должен стремиться к удовлетворению одной из духовных потребностей человека - любви к прекрасному.

Список используемой литературы.

1. Степанов Л. Б. «Современные молодежные субкультуры» – М.: Просвещение, 2004.

2. «Музыкальные стили» (Электронный ресурс). - Режим доступа: http://www.Music.stail.info.ru , свободный.

3. Митрохин, А. И. «Рэп-территория. Рэп-субкультура» - М.: Мысль, 2007.

4. Александрова, М. Я. «Размышление о молодежной моде» – М.: Мысль, 2008.

5. «Возникновение рэпа – история зарождения субкультуры» (Электронный ресурс). Режим доступа: http://www.rap.citi.ru

Приложение1.

Анкета «Отношение молодёжи к РЭПу».

    Слушаете ли вы РЭП?

    Относите ли вы себя к реперам, либо их поклонникам?

    Как вы считаете, может ли рэпер донести до зрителей ярко, самобытно и культурно своё выступление?

    Как вы считаете, пропагандирует ли РЭП с ненормативной лексикой аморальный образ жизни?

    Какой РЭП вам нравится больше: агрессивный (с ненормативной лексикой) или лирический (культурно выражающий чувства и мысли рэпера)?

    Как вы считаете, уместно ли употреблению бранных слов в речи, в музыке, в литературе, кинофильмах?

    Хотите, чтобы ваши будущие дети слышали и использовали эти слова?

    Стоит ли искоренять ненормативную лексику и пропаганду аморального образа жизни в молодёжной среде?

Приложение 2.

Джек Гибсон.

Приложение 3.

«Ран Ди-Эм-Си"

Приложение 4.

Джангл Бразерз

Приложение 5. Eric B. & Rakim

Приложение 6. Александр Астров и группа "Час пик"

Приложение7. Стиль одежды рэперов.

- 100.00 Кб

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО РЫБОЛОВСТВУ.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

« МУРМАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Реферат

по предмету «Основы социологии и политологии»

«Рэп, как субкультура»

Мурманск

2010
СОДЕРЖАНИЕ.

  1. Введение 3
  2. История возникновения субкультуры репа в мире 4
  3. История возникновения репа в России 7
  4. Виды рэп-культуры: Стили и течения. 10
  5. Мода и социальные роли в молодежной субкультуре рэпа 11
  6. Стиль одежды реперов 13
  7. Заключение 14
  8. Список литературы 14

1. Введение .

В рамках молодежной культуры существуют различные образования и явления, представляющие собой альтернативные или вариантные формы общественных или культурных процессов. Иногда они представляют собой своеобразный вызов обществу, стихийный протест против конкретных общественных явлений, поиск иных идеалов.

Оно используется для обозначения социально- культурных установок, противостоящих фундаментальным принципам, господствующим в конкретной культуре.

В западной литературе этот термин отражал либеральную оценку ранних хиппи и битников. К явлениям субкультуры или контркультуры в современной молодежной культуре мы относим неформальное молодежное движение или объединение. Это альтернативные формы культуры, связанные с процессом создания и выработки нового отношения к миру.

Внутри этого процесса роли строго разграничены и иерархичны, что свидетельствует о самостоятельном и неконтролируемом функционировании неформальных объединений молодежи.

Условия жизни в большом городе создают предпосылки для объединения молодежи в разнообразные группы, движения, являющиеся сплачивающим фактором, формирующие коллективное сознание в этих группах, коллективную ответственность и общие понятия о социально- культурных ценностях.

Неформальные объединения и движения молодежи имеют определенные функции. Одной из главных является возможность самореализации, т.е. субъективного воплощения. К ней можно добавить инструментальную, когда группа становится средством для достижения сознательных или несознательных результатов; а также компенсаторную, связанную с личной зависимостью и отсутствием свободы в официальных структурах.

Эвристическая функция выражает художественно-творческие и нравственные устремления молодежи и реализуется в социокультурной деятельности.

Это все порождало зарождение новых музыкальных направлений, в которых каждый мог себя выразить, самореализовать. Таким направлением в музыке является и реп.

Рэп (англ. rap, rapping) - ритмичный речитатив, обычно читающийся под музыку с тяжёлым битом.

2.История возникновения субкультуры репа в мире

Начинать историю рэпа, необходимо с разъяснения определенных нюансов. Рэп или Реп (оба написания являются правильными) является одним из трех течений субкультуры Хип-хопа. Термины «рэп» и «хип-хоп» часто употребляют как синонимы, что приводит к ошибочному пониманию и запутывает читателя. Первое обозначает музыкальный стиль, а второй относится к субкультуре в целом. Существует несколько версий возникновения слова «хип-хоп». Одной из популярных версий служит история про то, что один из отслуживших в Армии США друзей известного ди-джея, слушал сэмплы и напевал под них речитатив «хип/хоп/хип/хоп» (аналог «левой, правой, левой, правой»). Ди-джей, услышав это, стал использовать термин для обозначения своей ритмичной музыки, что было подхвачено другими ди-джеями. Само словосочетание «хип-хоп» отражает определенную «прыгучесть» его ритма, своеобразные танцевальные стили, которые позволяют его четко отличить от популярного в то время стиля «Диско».

Мы постараемся отразить наиболее важные события в жизни репа, но объем нашей статьи не позволяет отметить все события и их участников. «Хип-хоп» («hip hop»), как культурный феномен уличного искусства или искусства мегаполиса (андеграунда, по крайней мере, в начале своей истории) включает в себя три разных направления:

1. Живопись/дизайн - «Граффити» («Graffity» - «нацарапанные») настенные росписи и рисунки;

2. Танцевальный стиль - «Брейк-данс» («break dance») уникальный по своей пластичности и ритмичности танец, которой заложил моду для всей культуры хип-хопа - спортивной одежды;

3. Музыкальный стиль - «Рэп» («rap») ритмичный речитатив с четко обозначенными рифмами и музыкальный ритм, задаваемый DJ. Рэп имеет три классификации: «быстрый рэп» (один рэпер разговаривает с другим); «жизненный» рэп (часто содержит мат); «коммерческий рэп» (хип-хоп, r`n`b и танцевальный рэп).

Общие роли в репе:

· «DJ» - «диск джокей» или «ди-джей», в их задачу входит программирование ритма на драм-машине, сэмплирование, манипуляции с виниловыми пластинками, т.е. создание музыкального фона;

· «МС» - «Microphone Controller» или «Master of Ceremony» непосредственные исполнители рифмы;

· Танцоры - различные танцоры, которые дополняют выступление МС.

Хип-хоп зародился в афроамериканской среде в конце 60-х годов в США. Исторической родиной принято считать городской район Нью-Йорка Бронкс. Хип-хоп, как это не странно зародился тоже под влиянием выходцев с Ямайки, которые в тоже время на другом конце земного шара зарождали движение скинхед-культуры.

Первоначально общего названия у зародившегося движения не было, название «хип-хоп» появилось только в 1974 году. В конце 60-х молодые выходцы из Ямайки организовывали различные дискотеки для молодежи бедных афроамериканских районов. Дискотеки были популярными у молодежи, ди-джеи работали тогда в крайне примитивной технике семплирования, которая часто сводилась повторению музыкального проигрыша чужой танцевальной композиции. МС в тот момент представляли собой больше конферансье, чем то значение, которое существует в настоящее время. Они представляли ди-джеев и их композиции, а тальке подбадривали публику, не давали ей терять интерес, т.е. «заводили толпу», т.к. музыка игралась в режиме «нонстоп» (без перерыва). Причем выходцы с Ямайки повлияли даже на технику работы начальных МС, познакомив их с зародившейся техникой «тоастинга» (toasting) в 60-х годах на Ямайке (уличные танцы, на которых ди-джей играет пластинки с регги, а поэты вживую начитывают речитатив).

До появления большого количества выходцев с Ямайки, ди-джей в США был рядовым наемным исполнителям, который ставил ту музыку, которая нравилась его заказчикам, но отнюдь не всегда подходила по вкусу посетителям дискотек. Дискотеки в США к тому времени носили статус мероприятий больше ориентированных на средний зажиточный класс, а большая часть простой молодежи не могла себе позволить приобрести билет в дорогой клуб. К тому же многие клубы были закрыты для посещения афроамериканцами, т.к. в США на то время процветал бытовой расизм. Ямайские ди-джеи изменили ситуацию на 360 градусов - появились подпольные дискотеки, которые были доступны для широких масс и где ди-джей определял, что будут слушать посетители танцполя.

Один из наиболее популярных ди-джеев DJ Кул Херк - (настоящее имя Клайв Кэмпбелл), придумал название фанатам новой музыки: «b-boys» и «b-girls» - сокращение от «break boys/girls» - «парни/девушки, пляшущие брейк». DJ Кул Херк для удобства танцоров повторял инструментальные перерывы (брейки) между куплетами и играл каждый брейк минут по десять. В это время публика расступалась и «крутые» танцоры по очереди соревновались друг с другом. Брейк согласно молодежному сленгу того времени обозначал «что-то сумасшедшее в танцевальном исполнении».

Общество восприняло появление новой субкультуры с типичным для него консерватизмом, перефразировав «b-boys» и «b-girls», как «bad boys» - «хулиганье» и «flygirls» - «мушки», смазливые, броско одетые уличные девушки. К 1972 году «b-boys» и «flygirls» стали оформленным движением - со своей музыкой, одеждой и «оторванным», бесшабашным стилем жизни. Большое количество брейкерских танцевальных групп (В Нью-Йорке называются «crew» , а в Лос-Анджелесе «clic», - бригада, артель, банда), делят территорию городских кварталов в Бронксе и Гарлеме для исполнения танцев на своем перекрестке. Между танцами и танцевальными соревнованиями (баттлами - battle) они ездили на роликах, наносили граффити на стены зданий и вагоны метро. Танцевальные группы постоянно разваливались и, менялись, собирались под новым названием. Группы были любительские и общее количество их насчитывало несколько сотен. Самыми известными и существующими по сей день, танцевальными группами были легендарные «Rock Steady Crew» и «New-York City Breakers». Именно их «баттлы» позднее были засняты на видео и оказали огромное влияние на становление хип-хоп культуры в целом.

Ди-джеи во время концертов, благодаря изобретению ди-джея Градмастера Флэша (Grandmaster Flash) сдвоенных проигрывателей виниловых пластинок, соединяли и смешивали ритмичные основы с мелодичными композициями другой пластинки. Популярность музыки росла, и ди-джеи стали продавать кассеты с записанными сетами (длинными дискотечными «живыми» концертами, где микшировались ритмы и басовые партии в стиле диско и фанк, поверх которых МС начитывали рэп). Распространение записей сделало рэп популярным не только в Нью-Йорке, но и в других городах США.

До 1979 года рэп был неформальным движением, которое находилось вне интересов музыкальных медиа-корпораций и звукозаписывающих лейблов. Однако с выходом в середине осени сингла «Rapper`s Delight» («Восторг рэпера») в исполнении, ситуация коренным образом изменилась. Благодаря данной 15-минутной композиции американское общество и бизнес познакомились с субкультурой хип-хопа, а в частности с репом. Первоначально отношение к данной мелодии было, как к музыкальной шутке (заимствование чужой мелодии считалось плагиатом), что не мешало ей стать очень популярной (было продано более 2-х миллионов копий по всему миру). Этот сингл принято считать первой студийной записью репа и где термин «hip hop» был впервые употреблён.

Сама мелодия была записана афроамериканской группой из другого штата, случайно собранная за день до записи, где трое МС и несколько ди-джеев наложили свой текст на ритм и партию бас-гитары тогдашнего хита Chic «Good Time». В самой мелодии были даны типичные рифмы и темпы музыки, а так же акцент на темы хип-хопа: секс, состязания МС, детали бытовой и социальной жизни, показное тщеславие и издевательство над «музыкальными соперниками».

3.История возникновения репа в России

К сожалению, история современного российского репа хоть и насчитывает свыше 20 лет, но она небольшая и ей мало чем гордится. Однако исторические предпосылки, как раз сформировали ту современную российскую рэп-культуру, которая завладела умами нашей молодежи.

Первое событие, связанное с появлением рэпа в СССР, произошло как это ни странно в городе Куйбышев (ныне г. Самара). В 1984 году ди-джей студенческой дискотеки «Канон» Александр Астров совместно с местной группой «Час Пик» записали 25-минутную программу, которая вскоре разошлась по всей стране в виде магнитоальбома «Рэп». Альбом был записан под влиянием альбомов групп Grandmaster Flash & The Furious Five и Captain Sensible. Текст первого речитатива был таким:

«С текстом все предельно сложно», - твердят уж много лет/Что это просто невозможно - на русском делать рэп. Мол, и слова у нас длинней, и туго дело с рифмой/К тому же, в нашем языке слишком мало ритма...»

Две рок-н-ролльные и наиболее танцевальные композиции «Часа пик» («Суббота», «Проходит время») были разбавлены откровенно дискотечными номерами, записанными нонстопом в стилистике «Stars On 45». В рамках одной композиции сэмплировались примитивные рэп-монологи (от чтения алфавита до таблицы умножения), «вырезки» из «Let’s Twist Again», фрагменты буги, бита, фанка и прочие рок-стандарты.

«Эй, диск-жокей! Крутись быстрей! Все успевай! И не зевай!» - это 84-й год, Куйбышев, магнитоальбом «Рэп».

Помимо этих экспериментов, хип-хоп в России приобрёл известность, достаточно узкую, во второй половине 80-х гг., когда началось увлечение брейк-дансом, хотя собственно англоязычные композиции в стиле рэп были малоизвестны любителям музыки. В основном они пополнялись за счет тех немногих граждан СССР, которые имели возможность посещать другие страны. Многие источники указывают на то, что в начале 90-х брейк-данс пользовался определенным успехом, затем появилось увлечение граффити, а уж за тем повальное увлечение рэпом. Первые русскоязычные исполнители рэпа появились в начале 1990-х гг., известностью пользовался Богдан Титомир и группа «Мальчишник», с другой стороны более андеграудные формы русского хип-хопа («MD&C Павлов») не имели успеха.

Краткое описание

В рамках молодежной культуры существуют различные образования и явления, представляющие собой альтернативные или вариантные формы общественных или культурных процессов. Иногда они представляют собой своеобразный вызов обществу, стихийный протест против конкретных общественных явлений, поиск иных идеалов.

(ритмичного речитатива с чётко обозначенными рифмами) и ритма, задаваемого ди-джеем , хотя нередки композиции и без вокала. В такой комбинации исполнители рэпа называют себя «эм-си » (англ. MC - Microphone Controller или Master of Ceremony ). Некоторые MC превращают свои тексты в настоящие запутанные загадки (напр. Гостфейс Килла говорит, что нарочно стремится сочинять такие рифмы, чтобы никто не понял, кроме него, о чём идёт речь). В задачу одного или нескольких ди-джеев входит программирование ритма на драм-машине , сэмплирование (использование фрагментов чужих композиций, особенно партий баса и синтезаторов), манипуляции с виниловыми пластинками и иногда «битбоксинг» (вокальная имитация ритма драм-машины). На сцене музыканты часто сопровождаются танцевальным ансамблем.

В настоящее время хип-хоп является одним из наиболее коммерчески успешных видов современной развлекательной музыки и стилистически представлен множеством направлений внутри жанра.

Направления хип-хопа

Многие считают, что хип-хоп, это только музыка и особый стиль одежды. Хип-хоп, как таковой, делится на множество направлений. Каждое направление достаточно самостоятельно и несёт свой собственный смысл. То есть хип-хоп, это КУЛЬТУРА. Это нельзя правильно объяснить словами, нельзя потрогать и понюхать. Хип-хоп для всех разный и индивидуальный. Для всех он значит что-то своё. Допустим, два человека считают себя частью хип-хоп культуры. Один безумно любит крутиться на голове, а второй рисовать на соседском заборе надписи папиной автоэмалью в баллончиках. Их ничего не соединяет... Почти... То есть хип-хоп, это не что то конкретное. Это культура, включающая в себя направления, например:

  • Рэп, Фанк, Битбокс (Музыкальное)
  • Брейк данс, Крамп (Танцевальное)
  • Граффити (изобразительное)

Каждый человек может заниматься одновременно и рэпом, и граффити, и брейк дансом. Всё это прекрасно объединяется в одно слово ХИП-ХОП.

1970-е

Хип-хоп зародился в афроамериканской и латиноамериканской среде Бронкса , района Нью-Йорка , в первой половине 1970-х гг. В то время это была музыка для вечеринок, которую создавали диск-жокеи (называемые сокращённо «ди-джеями »), работавшие в крайне примитивной тогда технике сэмплирования : она зачастую сводилась к повторению музыкального проигрыша чужой танцевальной композиции. Первые «эм-си » были буквально типичными конферансье («Master of Ceremony» - то есть сокращённо MC; эта аббревиатура затем вобрала в себя множество других значений), они представляли ди-джеев, а также поддерживали внимание аудитории энергичными возгласами и целыми тирадами. (Необходимо отметить, что на Ямайке подобная манера исполнения была выработана ещё на рубеже 1960-1970-х гг. благодаря зародившейся технике даба .)

Популярность музыки на этих вечеринках привела к тому, что местные ди-джеи стали продавать на руки кассеты с записанными «живьём» «сетами» (программой выступления), в которых искусно микшировались ритмы и басовые партии снятые с композиций в стилях диско и фанк , поверх которых эм-си начитывали рэп. Это было сугубо любительское занятие, и в тот период (1974-1978 гг.) никаких студий и официальных выпусков пластинок рэпа не существовало.

Ситуация меняется кардинальным образом, когда в начале осени года в США выходит сингл «Rapper’s Delight» в исполнении The Sugarhill Gang и производит сенсацию на американском рынке популярной музыки. Сингл считается первой записью рэпа несмотря на то, что ещё несколько чуть более ранее записанных песен оспаривают славу первенства; однако именно благодаря этой 11-минутной композиции американская публика и СМИ узнали о таком явлении как хип-хоп, правда, несмотря на популярность песни (сингл разошёлся тиражом 8 мил. экз.), большинство сходилось во мнении, что это была музыкальная шутка, из которой далее ничего не выйдет. Песню написала негритянская группа, собранная почти случайно за день до записи. Ритм (классическое диско) и партия бас-гитары были взяты из тогдашнего хита Chic «Good Times», поверх был наложен рэп в исполнении трёх эм-си. Одним из достоинств композиции является то, что уже в этом первом рэпе года были даны типичные рифмы, равно как и основополагающие темы хип-хопа: детали бытовой жизни, состязания эм-си, секс, ёрничество и показное тщеславие.

1980-е

В самом начале 1980-х гг. в среде рэпперов возник сильный интерес к европейской электронной поп-музыке, - в первую очередь, к Гэри Ньюману, широко сэмплировавшимся, - технологические находки которых, вкупе с развившимся «брейкбитом » - ломаным, совершенно новым ритмом, - способствовали отрыву хип-хопа от ритмической зависимости от диско и фанка . Брейкбитовый ритм в сочетании с более развитой к тому времени техникой ямайского даба вывели хип-хоп на новый уровень (см. электро). Новаторами раннего хип-хопа были Кёртис Блоу, Африка Бамбата , Грандмастер Флэш и Whodini, - именно их записи 1980-84 гг. (относимые ныне к «старой школе хип-хопа») явились определяющими для становления жанра. Музыкальный журнал Rolling Stone назвал самой влиятельной композицией в истории хип-хопа «The Message» Грандмастера Флэша (1982).

Эстафету новаторства подхватили коллективы Run DMC , Mantronix, Beastie Boys , каждый из которых привнёс в хип-хоп свои открытия: Run DMC играли минимальный драм-машинный брейкбит, Mantronix же получили признание своей революционной техникой микширования, а Beastie Boys сочетали элементы панк-рока и рэпа и стали первым белым рэп-коллективом, добившимся коммерческого успеха. Рэп-композиции записывали и панк-команды, например, The Clash (их сингл «The Magnificent Seven» 1980 года интенсивно раскручивался на негритянских радиостанциях Нью-Йорка), принесли им культовый статус среди слушателей не только в негритянской среде. Усложнялась и музыкальная сторона хип-хопа: современный этап в его развитии начинается с выхода в 1987 году альбома «Paid in Full» дуэта Eric B. & Rakim. К концу 1980-х гг. рэп-музыка достигла уровня популярности, сравнимого с роком , кантри и эстрадой, а такие крупные институты музыкальной индустрии как Американская академия грамзаписи, заведующая «Грэмми », и American Music Awards в 1988 году учредили категории для рэпа. Олицетворением этой популярности в Америке стали MC Hammer , Kris Kross и др., адресовавшие свою музыку более широкой слушательской аудитории, что, в свою очередь, дало толчок для развития более бескопромисных жанров в хип-хопе.

Начиная с конца 1980-х, хип-хоп подпитывает стилистически и технологически модифицированный благодаря ему ритм-энд-блюз («нью джек свинг», «хип-хоп-соул»).

1990-е

На рубеже 1990-х с подачи NWA, скандально известных своими вызывающе-скабрезными и агрессивными текстами, приобретает популярность «гангста-рэп», отражающий криминальный быт негритянских гетто. Самым влиятельным деятелем хип-хопа десятилетия становится бывший участник NWA по имени Dr. Dre ; он вводит в оборот новый стиль джи-фанк , наиболее ярким представителем которого был его протеже Снуп Догг . Несколько лет спустя участники трио The Fugees своим альбомом «The Score» наглядно продемонстрировали возможности для интеграции хип-хопа с другими музыкальными направлениями - ритм-энд-блюзом , рэгги и даже джазом . Они одними из первых хип-хоп-проектов приобрели широкую популярность за пределами США.

В середине 1990-х развернулось соперничество между гангста-рэперами с Западного и Восточного побережий США, которое завершилось гибелью ярких представителей с каждой из сторон - Тупака Шакура и Notorious B.I.G. Трагический исход этого противостояния породил такое широкое обсуждение в средствах массовой информации, что практически в течение всего 1997 года рэпперы оккупировали верхние строчки хит-парадов США. Для этого периода характерна интенсивная коммерциализация хип-хопа, что принято связывать с именем Паффа Дэдди - рэппера, который пропагандировал гламурный стиль жизни и строил свои композиции на весьма обширном цитировании поп-шлягеров прежних десятилетий. На исходе XX столетия известность приобрёл белый рэппер Эминем , который попытался возродить заряд провокации и социального протеста.

2000-е

В середине первого десятилетия 21-го века наиболее востребованные хип-хоп-продюсеры - Скотт Сторч, The Neptunes , Тимбалэнд - способствовали дальнейшему освоению эстетики фанка . Исполнителей хип-хопа, несмотря на его изначальный негроцентризм, можно встретить в большинстве стран мира, от Аргентины до Японии.

Эстетика субкультуры

Хип-хоп стал первой музыкой, наиболее полно и самобытно воплотившей идеологию современной афроамериканской культуры. Эта идеология была построена на антагонизме американской белой, англо-саксонской культуре. За прошедшие десятилетия сформировалась также своя мода , коренным образом отличная от традиционной моды белого населения, свой жаргон и своя культивируемая манера произношения, танцевальные стили, своё графическое искусство - «граффити » (изображения и надписи на стенах, сделанные аэрозольными балончиками или специальными маркерами с краской) и в последнее время также кино (не обязательно про рэпперов, но сюжетно берущее темы из негритянской среды, см. фильмы «Парикмахерская », «Суета и движение», «Ребята по соседству », «Не грози Южному Централу, попивая сок у себя в квартале »; рэпперы также всё больше начинают становится киноактёрами). Таким образом, провести чёткую границу между собственно хип-хопом и современной афро-американской субкультурой становится сложно.

Несмотря на меняющуюся каждый год моду хип-хопа, в целом она имеет ряд характерных особенностей. Одежда, как правило, свободная, спортивного стиля: кроссовки и бейсболки(как правило с прямыми козырьками) известных брендов (напр. KIX, New Era, Joker, Tribal, Nike, дреды. У самих рэпперов популярностью пользуются массивные украшения (цепи, медальоны, брелоки), но ношение украшений в большей мере относится к афро-американцам.

Русский хип-хоп

Первые эксперименты с рэпом в России относятся, видимо, к 1984 году , когда в Куйбышеве диск-жокей дискотеки «Канон» Александр Астров совместно с местной группой «Час пик» записали 25-минутную программу, которая вскоре разошлась по всей стране в виде магнитоальбома «Рэп» .

Помимо этих экспериментов, хип-хоп в России приобрёл известность, достаточно широкую, во второй половине 1980-х гг., когда началось увлечение брейкдансом . Первые русскоязычная группа появились в 1989-х гг., её имя - Bad Balance. Это, без преувеличения, легендарная группа, вклад в культуру которой трудно переоценить. Рынок русского хип-хопа, как индустрии, сформировался лишь в конце 1990-х гг., подтверждением чему стало появление множества коллективов этого жанра («ЮГ », «Объединенная Каста», «Крёстная Семья», «EK Playaz»), которые также получили признание от мэтров на самом авторитетном фестивале rap-music, организованным все тем же Bad. B. Многие из них сравнивали жизнь афроамериканцев в гетто с тяжелыми временами в России, чаще всего речь шла о суровых 90-х. Стили очень схожи с западными, но русский хип-хоп имеет совсем другую историю, более лиричные отступления. В настоящее время хип-хоп получил достаточно широкое распространение среди молодёжи.

Исполнители из России

  • Смоки Мо
  • Баста

Ссылки

  • Луков Вал. А. Хип-хоп культура // Знание. Понимание. Умение . - 2005. - № 1. - С. 147-151.